Предложите способы изменения игрушек

Обновлено: 08.05.2024

Система оценивания тестовых заданий и контрольных вопросов.

За каждый правильно выполненный тест участник конкурса получает один балл. Если тест выполнен неправильно или только частично ноль баллов. Творческое задание выполняется под текстом задания № 25 простым карандашом или ручкой. За полностью выполненное творческое задание ставиться 3 балла.

Максимальное количество баллов за тестирование – 27 баллов .

Задание 1. Отметьте знаком « +» правильный ответ.

Какой операцией образуется головка болта или гвоздя на прессах - автоматах?

Количество баллов – 1

Задание 2. Отметьте знаком « +» правильный ответ.

Заготовки из каких материалов могут быть закреплены на магнитном столе шлифовального станка?

г) цветных сплавов

Количество баллов – 1

Задание 3. Отметьте знаком « +» правильный ответ.

Какие материалы используются для изготовления основных деталей штампов?

а) нержавеющие стали

б) инструментальные стали

в) твердые сплавы

г) легкие сплавы

Количество баллов – 1

Задание 4. Отметьте знаком « +» правильный ответ.

Обработкой металла с помощью режущих инструментов является:

  1. сварка;
  2. пайка;
  3. шлифование;
  4. прокатка.

Количество баллов – 1

Задание 5. Отметьте знаком « +» правильный ответ.

Для чистового строгания древесины используют:

  1. рубанок металлический;
  2. фуганок;
  3. шерхебель;
  4. рубанок ручной электрический.

Количество баллов – 1

Задание 6. Отметьте знаком « +» правильный ответ.

Какой станок предназначен для обработки цилиндрических поверхностей деталей:

г) фрезерный с ЧПУ

Количество баллов – 1

Задание 7. Отметьте знаком « +» правильный ответ.

Какими размерными признаками выражаются линейные размеры на машиностроительных чертежах?

Количество баллов – 1

Задание 8. Отметьте знаком « +» правильный ответ.

Какая из передач может быть отнесена к фрикционной?

Количество баллов – 1

Задание 9. Отметьте знаком « +» правильный ответ.

Включать и выключать электроприборы можно только

  1.  - в диэлектрических перчатках
  2.  - сухими руками, берясь за корпус вилки
  3.  - потянув за шнур

Количество баллов – 1

Задание 10. Отметьте знаком « +» правильный ответ.

Максимальную светоотдачу на единицу потребляемой мощности имеет

  1.  - Лампа накаливания
  2.  - Люминесцентная лампа
  3.  - Светильник на светодиодах
  4.  - Галогенная лампа

Количество баллов – 1

Задание 11. Отметьте знаком « +» правильный ответ.

Для осуществления какого технологического процесса можно обойтись без технологической машины?

в) литье в земляную форму

Количество баллов – 1

Задание 12. Отметьте знаком « +» правильный ответ.

Повышение твердости поверхности заготовки обеспечивает термическая обработка:

Количество баллов – 1

Задание 13. Отметьте знаком « +» правильный ответ.

Какое свойство материала определяется, как способность выдерживать нагрузки, не разрушаясь?

Количество баллов – 1

Задание 14. Отметьте знаком « +» все правильные ответы.

Укажите, какие из перечисленных объектов относятся к технологическим

а) сверлильный станок

в) швейная машина

Количество баллов – 1

Задание 15. Отметьте знаком « +» правильный ответ.

Выберите правильное название той части токарного станка для обработки древесины, которая служит опорой для режущего инструмента:

Количество баллов – 1

Задание 16. Отметьте знаком « +» все правильные ответы.

Какие краски по истечению срока твердения образуют слой, который не смывается водой?

Количество баллов – 1

Задание 17. Отметьте знаком « +» правильный ответ.

Назовите тип стружки, который получается при резании вязких металлов:

а) стружка скалывания

б) стружка сливная

в) стружка надлома

Количество баллов – 1

Задание 18. Отметьте знаком « +» правильный ответ.

Какой линией обозначают ось симметрии детали?

а. штрихпунктирной тонкой линией

б. сплошной тонкой

г. сплошной волнистой

Количество баллов – 1

Задание 19. Отметьте знаком « +» правильный ответ.

Документ, устанавливающий единые правила оформления графической и технической документации:

а. нормы и правила

Количество баллов – 1

Задание 20. Отметьте знаком « +» правильный ответ.

Наибольший расход материалов и следовательно, сокращение необходимых будущим поколениям ресурсов Земли, имеет место при:

а. обработке материалов давлением

в. обработка материалов резанием

г. гибке материалов.

Количество баллов – 1

Задание 21. Отметьте знаком « +» все правильные ответы.

Какие расходы в семейной экономике являются постоянными?

а. покупка продуктов питания

б. оплата ремонта стиральной машины

в. плата за жилье

г. транспортные расходы

Количество баллов – 1

Задание 22. Отметьте знаком « +» правильный ответ.

В каких единицах измеряется оплачиваемый потребителем расход электрической энергии?

в) в киловатт-часах

Количество баллов – 1

Задание 23. Отметьте знаком « +» все правильные ответы.

В ряде стран (Великобритания, Италия, Китай и др.) стремятся избавиться от использования пластмассовых пакетов и бутылок, потому что:

а. при их сжигании выделяются ядовитые газы

б. дешевле заменить их бумажными пакетами

в. они сохранятся в природе сотни лет

г. их поедают дикие животные.

Количество баллов – 1

Задание 24. Отметьте знаком « +» правильный ответ.

Условное обозначение лампы накаливания:

Количество баллов – 1

Задание 25.Творческие задания: Предложите способы изменения (модернизации) русской игрушки – матрешки. Выполните эскизы Ваших идей.

Количество баллов – 3

Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников

II муниципальный этап

«Техника и техническое творчество»

Общее время выполнения работы – 45 мин.

Система оценивания тестовых заданий и контрольных вопросов.

Творческое задание выполняется под текстом задания № 25 простым карандашом или ручкой. За полностью выполненное творческое задание ставиться 3 балла.

Максимальное количество баллов за тестирование – 27 баллов.

Задание 1. Отметьте знаком « +» правильный ответ.

Какой операцией образуется головка болта или гвоздя на прессах - автоматах?

Задание 2. Отметьте знаком « +» правильный ответ.

Заготовки из каких материалов могут быть закреплены на магнитном столе шлифовального станка?

г) цветных сплавов

Задание 3. Отметьте знаком « +» правильный ответ.

Какие материалы используются для изготовления основных деталей штампов?

а) нержавеющие стали

б) инструментальные стали

в) твердые сплавы

г) легкие сплавы

Задание 4. Отметьте знаком « +» правильный ответ.

Обработкой металла с помощью режущих инструментов является:

  1. сварка;
  2. пайка;
  3. шлифование;
  4. прокатка.

. Задание 5. Отметьте знаком « +» правильный ответ.

Для чистового строгания древесины используют:

  1. рубанок металлический;
  2. фуганок;
  3. шерхебель;
  4. рубанок ручной электрический.

Задание 6. Отметьте знаком « +» правильный ответ.

Какой станок предназначен для обработки цилиндрических поверхностей деталей:

г) фрезерный с ЧПУ

Задание 7. Отметьте знаком « +» правильный ответ.

Какими размерными признаками выражаются линейные размеры на машиностроительных чертежах?

Задание 8. Отметьте знаком « +» правильный ответ.

Какая из передач может быть отнесена к фрикционной?

Задание 9. Отметьте знаком « +» правильный ответ.

Включать и выключать электроприборы можно только

  1.  - в диэлектрических перчатках
  2.  - сухими руками, берясь за корпус вилки
  3.  - потянув за шнур

Задание 10. Отметьте знаком « +» правильный ответ.

Максимальную светоотдачу на единицу потребляемой мощности имеет

  1.  - Лампа накаливания
  2.  - Люминесцентная лампа
  3.  - Светильник на светодиодах
  4.  - Галогенная лампа

Задание 11. Отметьте знаком « +» правильный ответ.

Для осуществления какого технологического процесса можно обойтись без технологической машины?

в) литье в земляную форму

Задание 12. Отметьте знаком « +» правильный ответ.

Повышение твердости поверхности заготовки обеспечивает термическая обработка:

Задание 13. Отметьте знаком « +» правильный ответ.

Какое свойство материала определяется, как способность выдерживать нагрузки, не разрушаясь?

Задание 14. Отметьте знаком « +» все правильные ответы.

Укажите, какие из перечисленных объектов относятся к технологическим

а) сверлильный станок

в) швейная машина

Задание 15. Отметьте знаком « +» правильный ответ.

Выберите правильное название той части токарного станка для обработки древесины, которая служит опорой для режущего инструмента:

Задание 16. Отметьте знаком « +» все правильные ответы.

Какие краски по истечению срока твердения образуют слой, который не смывается водой?

Задание 17. Отметьте знаком « +» правильный ответ.

Назовите тип стружки, который получается при резании вязких металлов:

а) стружка скалывания

б) стружка сливная

в) стружка надлома

Количество баллов – 2

Задание 18. Отметьте знаком « +» правильный ответ.

Какой линией обозначают ось симметрии детали?

а. штрихпунктирной тонкой линией

б. сплошной тонкой

г. сплошной волнистой

Задание 19. Отметьте знаком « +» правильный ответ.

Документ, устанавливающий единые правила оформления графической и технической документации:

а. нормы и правила

Задание 20. Отметьте знаком « +» правильный ответ.

Наибольший расход материалов и следовательно, сокращение необходимых будущим поколениям ресурсов Земли, имеет место при:

а. обработке материалов давлением

в. обработка материалов резанием

г. гибке материалов.

Задание 21. Отметьте знаком « +» все правильные ответы.

Какие расходы в семейной экономике являются постоянными?

а. покупка продуктов питания

б. оплата ремонта стиральной машины

в. плата за жилье

г. транспортные расходы

Задание 22. Отметьте знаком « +» правильный ответ.

В каких единицах измеряется оплачиваемый потребителем расход электрической энергии?

в) в киловатт-часах

Задание 23. Отметьте знаком « +» все правильные ответы.

В ряде стран (Великобритания, Италия, Китай и др.) стремятся избавиться от использования пластмассовых пакетов и бутылок, потому что:

а. при их сжигании выделяются ядовитые газы

б. дешевле заменить их бумажными пакетами

в. они сохранятся в природе сотни лет

г. их поедают дикие животные.

Задание 24. Отметьте знаком « +» правильный ответ.

Условное обозначение лампы накаливания:

Задание 25.Творческие задания: Предложите несколько вариантов изменения (модернизации) русской игрушки – матрешки. Выполните эскизы Ваших идей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по технологии для девочек. 8 класс.

Уважаемый участник! Вам предлагается выполнить комплексный теоретический тест, который включает задания из различных разделов учебной программы "Технология. Обслуживающий труд".


Олимпиадные задания по технологии 7-9 класс

Вариант олимпиады по технологии для учащихся 7-9 классов.

Олимпиадные задания содержат теоритические вопросы, практическое задание, правильные ответы.

Олимпиадные задания по технологии 8 класс школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

Олимпиадные задания по технологии 8 класс школьный этап Всероссийской олимпиады школьником состоят из тестовых части с творческим заданием, практической части.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Вторая жизнь детской игрушки.doc

Управление образования Копейского городского округа

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

Вторая жизнь детской игрушки

Платонова Анна Олеговна

Тряскина Виктория Владимировна

Меньшенина Татьяна Михайловна

Обоснование возникшей проблемы

2.1Из глубины веков

2.2Народные куклы древней Руси

2.3 Джутовая филигрань

Проведение социологического исследования

Выявление проблемы утилизации старых детских игрушек среди одноклассников

Творческое перевоплощение детской игрушки

2.1Инструменты и материалы

2.2 Техника безопасности

2.3 Банк идей и предложений

2.4 Технологическая карта по созданию изделий

2.5 Расчет себестоимости выполненных изделий

Приложение №1 Разновидности кукол

Приложение №2 Джут

Приложение №3 Классические элементы джутовой филиграни

Приложение №4 Этапы работы по выполнению практической части проекта

1Обоснование возникшей проблемы

В жизни каждого ребенка есть много удивительных моментов. Одним из них являются праздники и Дни рождения. Этот день мы все ждем с большим нетерпением. Ведь именно в этот день исполняются наши заветные мечты - мы получаем столь долгожданные подарки, и, прежде всего, игрушки! Яркие, блестящие они завораживали нас в магазине! Мы мечтали о них днем и ночью. Мы с трепетом получали их из рук мамы или бабушки. С годами их становилось все больше и больше.

Но проходят года, мы взрослеем, меняются наши интересы. Все реже мы берем их в руки. И, рано или поздно, перед каждым из нас возникает вопрос – что делать с игрушками? Просто выбросить? Но это невозможно, ведь они это часть тебя самого. Хранить? Но ведь это не всегда возможно. Каким образом можно дать игрушкам вторую жизнь?

Активное загрязнение окружающей среды бытовым мусором, значительную часть которого составляют детские игрушки и пластиковые бутылки.

Для решения проблемы, мы рассмотрели много сайтов в Интернете, познакомились с разными видами творчества из бросового материала, и нашли новый для себя, интересный и очень простой вид рукоделия «Джутовая филигрань», который должен помочь нам в решении возникшей проблемы.

Цель проекта : используя возможности декоративно- прикладного искусства (джутовая филигрань), дать вторую жизнь детской игрушке.

Гипотеза: Если приложить старание, творческие способности, воображение, то любая детская игрушка может заиграть новыми красками, найти свое место в твоей комнате, и радовать тебя еще долгие годы.

Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:

Ø дать определение, что такое игрушка;

Ø изучить историю возникновения и значения игрушки;

Ø рассмотреть шпагат и другие бросовые материалы в качестве исходного материала для своего творчества ;

Ø освоив несложные элементы техники джутовая филигрань, произвести творческое перевоплощение детской игрушки;

Ø сформировать у одноклассников эколого-хозяйственный подход к детским игрушкам, вышедшим из обихода как к творческому ресурсу на примере их вторичного использования.

Объект исследования:

Ненужные детские игрушки .

Предмет исследования:

Возможность творческого перевоплощения детской игрушки и ее дальнейшее использование.

Методы исследования :

Ø изучение литературных источников по заявленной теме,

2Историческая справка

2.1Из глубины веков

Игрушка – это предмет, специально предназначенный для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых.[1]

Воссоздавая реальные и воображаемые предметы, образы, игрушка служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания ребенка, помогая ему познавать окружающий мир, приучая к целенаправленной, осмысленной деятельности и способствуя развитию мышления, памяти, речи, эмоций, правил поведения.[2]

Игрушки известны человечеству с глубокой древности, они были обнаружены археологами при раскопках остатков древних цивилизаций. Игрушки, найденные при раскопках Индской цивилизации (3000—1500 до н. э.) включают маленькие повозки, свистки в виде птиц и игрушечных обезьянок, которые могут сползать по верёвке.

Первые описание истории детских игрушек отражены в мифологии Древней Греции. Древние греки любили играть в «камушки». В те времена уже появились первые матрешки, которые забавляли детей своим необычным видом. Любимой игрушкой у греческих детишек был троянский конь, внутри которого находились фигурки солдат. Куклы в Греции и Древнем Риме изготавливались также из воска, а затем ярко раскрашивались. Уже тогда зародилась специальная отрасль производства — изготовление кукол. Самыми дорогими были праздничные и сувенирные куклы — из слоновой кости.[3]

2.2Народные куклы древней Руси

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Сейчас известно 90 видов кукол.

Большинство кукол на Руси были оберегами. Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка, являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта российских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что «если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда». [4] Народные куклы Руси можно подразделить на: обрядовые, куклы-обереги, игровые куклы. (Приложение №1)

Технический прогресс не стоит на месте. Игрушки сегодняшнего дня изготавливают из самых различных материалов: дерево, ткань, пластмассы, металл. Оказавшись выброшенными, как бытовые отходы, они могут нанести вред окружающей среде.

2.3 Джутовая филигрань.

Джутовая филигрань – удивительный вид народного творчества, позволяющий из обычной веревки (джутового шпагата) (Приложение№2), сделать необычайно привлекательные ажурные вещи. Данная техника возникла на основе ювелирной филиграни, но, в отличие от работы с драгоценными металлами (серебро, золото), не несет больших затрат. Джутовый шпагат вырабатывают из джута- кустарника, произрастающего в странах с теплым влажным климатом. Из волокнистой коры, покрывающей четырехметровые побеги кустарника, производят материал для будущих нитей, которые использовали для получения грубого полотна и шпагата, для подвязывания растений и упаковки. Но сегодня мастерицы освоили красивейшее мастерство – джутовую филигрань. Джутовая филигрань основана на тех же принципах, что и металлическая. Из джутовых нитей пинцетом скручивают завитки, обвивая вокруг кончиков пинцета нить от одного до нескольких раз, и, сооружают петельки. Два этих элемента укладывают по выбранному рисунку и скрепляют клеем. Основой может служить любой материал, даже те же нити джута, плотно или в разбежку намотанные на основу. В такой технике можно изготовить и плоское изделие и объемное. На страницах сайтов Интернета можно найти большое количество базовых узоров (Приложение №3), но, можно использовать и собственные рисунки. Профессионалы нередко заимствуют кельтские, хохломские, городецкие узоры.[6]

ГЛАВА I . ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1 ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Выявление проблемы утилизации старых детских игрушек среди одноклассников

Знакомясь и историей происхождения игрушки, мы узнали, что в Греции, когда дети, особенно девочки, достигали совершеннолетия, было принято приносить игрушки детства в жертву богам. Накануне свадьбы девушки возраста около четырнадцати лет в качестве обряда посвящения во взрослую жизнь приносили свои игрушки в храм. [1]

Сегодняшние дети с этой традицией мало знакомы, да и в храм мы ходим не часто. Поэтому возникает вопрос- что делать с детскими игрушками? Для определения степени проблемы мы провели соцопрос одноклассников. В классе 15 человек, из них девочек - 12 человек, мальчиков- 3 человека.

Я никогда даже не задумывалась о том, что кукла Барби - это целая философия. Эта игрушка покупается каждые три секунды. За 60 лет существования Барби она меняла образы, подстраивалась под потребности современного мира и оказывала колоссальное влияние не только на девочек, но и на взрослых женщин.

Первую куклу Барби создала Рут Хэндлер. Она видела, как ее дочь играла с бумажными куклами. И мать решила создать "взрослую" версию куклы, за что была порицаема обществом.

1959 год. Прообразом Барби была кукла Лилли компании Heinz Frank — героиня популярных немецких комиксов. По сюжету это была сексапильная грудастая блондинка в стиле пин-ап.

Удивительно, но все поставщики отказались продавать куклу, думая, что на нее не будет никакого спроса. Первая кукла, как видно на фото, была немного старовата. У нее тяжелый, интенсивный макияж, неестественные черты лица, ярко подведенное нижнее веко и выглядит она лет на 30-35.

Тем не менее, в розничной торговле Барби покупалась с бешеной скоростью. Совершенствуя куклу, производители создавали более гармоничные модели, с нежными чертами лица и не столь ярким макияжем. Рассмотрим трансформацию Барби детальнее.

Борьба за равноправие: 1960 год

Производители игрушки акцентировали момент на феминистках. Борьба женщин за свои права не осталась незамеченной. Компания выпустила ряд игрушек в виде независимых женщин, у которых есть профессия. И первая профессия - модный дизайнер одежды и модель.

По факту, с течением времени кукла Барби освоит около 80 профессий, из которых будут и мужские тоже.

1961 год: навязывание стереотипов

Барби стала самой вожделенной игрушкой всех девочек. Она продавалась с мимолетной скоростью. Производители создавали куклу в различных амплуа: кукла-балерина, кукла-модель-стюардесса-медсестра-пожарная и Барби-мама. У девочек появилась возможность придумывать ролевые игры, переодевать игрушку и создавать для нее различные ситуации.

Но, общество отреагировало на этот аспект остро, считая, что Барби - это пустышка, которая увлекается модой, любит переодеваться и любоваться собой. Несмотря на то, что родителям игрушка не нравилась, дети были от нее в восторге.

1967 год: смена лица

Общество негодовало, что у детской игрушки вовсе не детское лицо. Производители согласились с таким заявлением и сделали куклу с миловидным личиком и красным румянцем. Длинные ресницы придали образу куклы красивость и все тотально захотели иметь такие же длинные и густые ресницы.

Мужчины в бой: очередная игрушка Барби

в 1968 году производители перестали производить друга Барби - Кена, так как его раскупали не так активно. На что общественность вновь возмутилась и сказала, что детям прививают ненормальные семейные ценности.

Как оказалось, Кен для Барби был просто очередной зверушкой, как и собачки с котиками. Через год Кена вернули на прилавки. Оказывается, он играл более глобальную роль в жизни Барби и как бы оберегал ее репутацию в вопросах семьи и детей. То есть, пупсы у куклы были, а вот откуда они появились становилось не ясно. Вот Кен вновь и появился рядом с красоткой.

В 1969 году, кстати, появилась первая чернокожая игрушка Барби. Эта кукла имела настолько сильное влияние, что было уже невозможно не создать темнокожую версию девушки, чтобы избежать общественного осуждения в виде рассизма.

Знаменитая улыбка Барби: 1977 год

Представляю самую популярную версию куклы Барби с обновленной улыбкой, самым популярным макияжем и длинными волосами. Именно эта модель имела грандиозный успех. Она стала идолом для девочек и молодых девушек. Ей подражала практически каждая девочка.

1983 год: родители бастуют

Родители начали возмущаться, что Барби выглядит очень взросло и даже в некоторой степени вызывающе (сексуально). Производители создали новую модель куклы с круглым личиком и вздернутым носиком кнопкой. Эта модель понравилась мамам и не понравилась детям, поэтому компания выпустила предыдущую модель, которая раскупалась с большой охотой.

Уже в 1991 году компания выпускает лимитированную серию независимых и сильных женщин - Барби. Они уже занимают мужские должности, работают в морской пехоте, летчиками и пр. В этот год Барби ломала стереотипы, связанные с женщинами и их самодостаточностью.

Подруга в инвалидном кресле 1997 год

Влияние куклы на мировую общественность не описать словами.

Компания Mattel придумала куклу Бекки в инвалидной коляске для детей с ограниченными физическими возможностями, чтобы они не чувствовали себя ущербными. А также для здоровых детей, чтобы приучать их к мысли, что к другим людям нужно относиться с уважением и пониманием.

Несмотря на успех продаж, куклу перестали выпускать. Ее коляска не проходила в дверь кукольного домика. Кроме того, вся линейка нарядов и аксессуаров Барби не сочеталась с Бекки, пришлось бы менять полностью все.

2000 год: Барби вызывает анорексию

Компания и тут не осталась в стороне и выпустила серию игрушек обычными пропорциями тела.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рабочей тетради креатолога представлены задания по разделам и темам учебной дисциплины: "Теоретические основы творческой деятельности детей.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь креатолога»






Рабочая тетрадь креатолога


В данной рабочей тетради приведены: вопросы, задачи, примеры решения. Каждый может отвечать на задания устно, либо скопировав данный документ в своей рабочей тетради.

§1. Понятие творчества и развитие

творческих способностей

Практическая работа

1. Переведите на понятный язык отрывок из шуточного стихотворения Льюиса Кэрролла:

Варкалось. Хливкие шорьки

Пыряли по наве,

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове

2. Попытайтесь определить самостоятельно особенности и результаты художественного и научного творчества. В чем сложность оценки результатов творчества?

3. Выскажите свое понимание творчества и действий, составляющих творческий процесс.

Тесты на изучение креативности

(способности к творчеству)

Показатели креативности, используемые в тестах:

б) гибкость — измеряется числом сюжетов, идей разных категорий, взглядов на проблему;

Незавершенные фигуры (тест Торренса)

Инструкция. Дорисуйте следующие фигуры (рис. 1) до целой картинки, придумайте и напишите названия. Можно нарисовать несколько картинок по каждой фигуре.


Решение необычных ситуаций (тест Торренса)

Придумайте и предложите письменно решение необычных ситуаций.

1. Что будет на Земле, если все люди станут легкими как пушинки?

2. Через три дня вся наша планета будет залита водой, превратится в один океан. Что вы будете делать?

3. На Землю высадилось несколько тысяч инопланетян, в том числе рядом с вашим домом. Что вы предпримете?

Рассказ по картинке (тест Торренса)

Инструкция. Для проведения данного теста необходимо сформировать группу из нескольких человек. Каждый берет себе по одной картин­ке и пробует рассказать о настоящем и будущем того предмета или человека, которые на ней изображены (рис. 2).Сравните оригинальность и объем рассказа, т.е. силу и продуктивность творческого воображения.



Методика «Четыре скрепки» (тест О.И. Моткова)

Инструкция. Вам даны 4 скрепки (рис. 3). Попытайтесь, пожалуйста, составить из них различные фигуры, сюжеты. На листе бумаги зарисуйте (условно) каждую фигуру и подпишите ее придуманным вами названием. Общее время работы — 7 минут.

Определяются такие качества ума, как продуктивность, гибкость (важно учитывать, что, например, все состав­ленные буквы относятся только к одному типу), оригинальность. Если вам удалось составить более 20 сюжетов 10 различных типов, если среди них обнаружено несколько оригинальных фигур, то можно считать, что у вас хорошее образное воображение.



Методика «Девять точек» (тест Я.А. Пономарева)

Провести, не отрывая руки от листа, через все 9 точек 4 прямых отрезка (рис. 4). Не проводить дважды по одной линии!

Все записывают решения на своих листах бумаги и пытаются решить задачу, не советуясь друг с другом. Через 7 минут можно прочитать подсказку.



Хороший показатель интеллектуальной активности — если вы отказались от подсказок и не берете задачу для решения на дом. Лучший показатель креативности — самостоятельное решение этой задачи.

Тест-опросник Г. Дэвиса

1. Я думаю, что я аккуратен (тна).

2. Мне интересно знать, что делается в других классах школы.

3. Я любил (а) посещать новые места вместе с родите­лями, а не один (одна).


4. Я люблю быть лучше всех в чем-либо.

5. Если у меня есть сладости, то редко делюсь ими с кем-то еще.

6. Я очень переживаю, если работа, которую делаю, не лучшая, не может быть мною сделана наилучшим образом.

7. Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти причину.

8. В детстве я не был(а) заводилой среди сверстников.

9. Я иногда поступаю по-детски.

10. Когда я что-либо хочу сделать, то ничто не может меня остановить.

11. Я предпочитаю работать с другими и не могу работать один (одна).

12. Я знаю, когда я могу сделать что-либо по-настоящему хорошо.

13. Если даже я уверен(а), что прав(а), стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.

14. Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.

15. Я часто скучаю.

16. Я достигну известности, когда вырасту.

17. Я люблю смотреть на красивые вещи.

18. Я предпочитаю знакомые игры новым.

19. Я люблю обдумывать, что произойдет, если я что-либо сделаю.

20. Когда я играю, то стараюсь как можно меньше рисковать.

21. Я предпочитаю смотреть телевизор, а не изучать его устройство.

Ключ к опроснику

1 — отношение к беспорядку;

2 — интерес к окружающему;


3 — готовность к риску, к неожиданному;

4 — желание выделиться;

5 — альтруизм или эгоизм;

6 — недовольство собой (самооценка);

7 — наличие любознательности;

10 — инициатива, сила воли;

11 — индивидуализм или коллективизм (интроверт или экстраверт);

13 — независимость (или зависимость) от других;

14 — боязнь ошибки;

15 — наличие (или отсутствие увлечений);

16 — жизненная установка;

17 — чувство красоты;

18 — стремление к новизне;

19 — рефлексия, способность к анализу;

20 — азартность или осмотрительность;

21 — исследовательская активность.

§2. Метод мозговой атаки (МА)

Практическая работа

Решите предложенные или другие, поставленные учителем проблемы методом МА. Для этого с помощью тестов выделите группы генераторов идей и аналитиков (по 6—8 человек).

Тест на оригинальность

Вдалеке от всех космических трасс лежала маленькая угасающая звездная система. Но вот возникла потреб­ность в создании новой трассы, проходящей через эту систему. Для создания космической базы на единственную планету этой системы был послан автоматический разведчик. Видеокамеры показали мрачный безжизненный ландшафт. На каменистой поверхности беспорядочно разбросаны овальные камешки, сглаженные частыми ураганами. Во время начавшегося урагана связь с разведчиком пропадает. На планету высылается пилотируемый транспортный корабль с модулем станции. На корабле также имеется научно-исследовательская лаборатория для подробного изучения планеты. Посадка прошла благополучно. Недалеко были обнаружены резиновые амортизаторы и керамические фрагменты двигателей и электроники — остатки автоматического разведчика. Экипаж начинает запланированную работу, когда орбитальный метеозонд сообщает о надвигающемся урагане. Во время урагана связь с Землей нарушается. На Земле в центре космических исследований начинают вол­новаться. В это время связь возобновляется на несколько секунд и капитан корабля успевает лишь прокричать:


«Никогда не приземляйтесь на эту планету, не изучив историю ее. Больше корабль на связь не выходил. »

Предложите окончание этого рассказа (или перечислите всевозможные последствия данной ситуации).

Тесты на семантическую (понятийную) гибкость

•Дано пять объектов: авторучка, огурец, шарик, кар­манные часы, лампочка, но только с помощью одного из них можно разжечь огонь. Как?

•Даны два предмета: ручка и палочка. Необходимо соединить их так, чтобы получился полезный третий пред­мет.

Пояснение: семантический — здесь: устанавливающий отношения между словом и понятием.

Тест на образную адаптивную гибкость

Из шести целых спичек сложите 4 равносторонних треугольника, при этом каждая сторона должна равняться длине спички.

Пояснение: адаптивный — здесь: приспосабливаю­щийся к разным условиям.

Тест на семантическую спонтанную гибкость

•Предложить всевозможные способы применения обычных вещей: ластик, ручка, ложка, банка и пр.

•Перечислить как можно больше объектов, принад­лежащих к классу канцелярских принадлежностей, к сто­ловой посуде.

Пояснение: спонтанный — здесь: внутренне подготов­ленный к ответу без раздумий.


Тесты для отбора в группу аналитиков

•Человек наклонился над водой и рассматривает свое отражение.

Задайте по этой картине как можно больше вопросов. Придумайте как можно больше причин этого события. Перечислите все его возможные последствия.

•Предложите способы изменения (модернизации) игрушек: куклы Барби, солдатиков.

•Задайте как можно больше вопросов о радио (или другом предмете).

•Представьте, что к облакам привязаны веревки, спускающиеся до земли. Что из этого может получиться?

Задачи для группы генераторов идей

1. Служащие в новом здании фирмы стали все чаще жаловаться на плохую работу лифтов, особенно в часы пик: долгое томительное ожидание, нарастающее раздражение. Перед руководством фирмы встала проблема — либо увеличить число лифтов, либо заменить лифты на скоростные, либо установить компьютерный центр, который следил бы за работой лифтов. Все это было слишком дорого, поэтому пригласили консультантов по творческому решению задач. Как разрешить эту проблему простыми средствами?

2. Предложите как можно больше различных способов крепления на классной доске схем, выполненных на плотной бумаге.

3. В стоге сена надо найти иголку. Предложите свой способ поиска.

4. Для спасения летчика, спустившегося на парашюте в море, разработан специальный надувной плотик. Плотик имеет герметичный отсек для запаса питьевой воды, застегивающийся на водонепроницаемую молнию. Пло­тик практически непотопляем при любом шторме. Одна­ко при испытаниях у плотика выявился существенный недостаток: во время шторма он переворачивался. Как устранить этот недостаток? Увеличить вес можно не более чем на 3—5 кг.

1. В чем суть метода прямой М А?

2. Какова цель метода прямой МА? Перечислите правила проведения МА?

3. Для решения какого рода задач используют МА?


§3. Метод контрольный вопросов

Практическая работа

1. В одном проектном институте был несгораемый шкаф с чрезвычайно важными секретными чертежами. Не надеясь на обычный замок, инженеры решили сконструировать для шкафа замок новой конструкции, который должен охранять содержимое даже в следующих случаях:

если кто-нибудь применит самую усовершенство­ванную отмычку;

если ключ подменят, украдут или сделают слепок;

если забылся секрет замка, например шифр;

если кто-нибудь из сотрудников без ведома начальника захочет самовольно взять чертежи.

Предложите идею такого замка.

2. Известны способы сигнализации о пожаре в произ­водственных помещениях в виде подачи звуковых сигналов. Но в крупных цехах с высоким уровнем шума и свето­выми бликами от электросварки звуковой сигнал может быть не услышан, а световой — не увиден. Предложите надежный способ сигнализации (обесточивать нельзя!).

3. Железорудный концентрат, перевозимый на судах с не-санкционированными трюмами, даже при незначительной качке ведет себя как жидкость. Такая масса при кренах перетекает от одного борта к другому, создавая угрозу пе­реворачивания. Предложите варианты устранения этого недостатка.

4. Попробуйте воспользоваться списком контрольных вопросов Т. Эйлоарта при создании приспособления: для подвески ручной сумки (например, в транспорте); для соз­дания приспособления для сверления отверстий под углом к поверхности.

1. В чем суть метода контрольных вопросов?

2. В чем заключается эффективность данного метода?

3. Как можно применить в сочетании метод контрольных вопросов и метод мозгового штурма?


§4. Метод обратной мозговой атаки

Практическая работа

1. Одна из зарубежных фирм, выпускавшая ножи для очистки картофеля, начала испытывать трудности со сбытом продукции.

Ножи делались из прочной стали, были красивыми, с удобной пластмассовой ручкой и быстро завоевывали популярность. Но через несколько лет спрос резко упал: ножи не ломались, медленно стачивались, а значит, домохозяйкам новые ножи не требовались. Фирма, не желая терпеть убытки, обратилась к специалистам по творческому решению задач: как повысить спрос на эти ножи, не снижая качества и без затрат на дополнительную рекламу? Предложите свой способ решения, желательно — бесплатный.

2. Существуют на производстве большие механические ножи, под которые подкладывают разные материалы, а затем нажатием рукоятки включают привод, опускаю­щий нож. Беда, если рабочий зазевается или поправит рукой материал во время опускания ножа! Конечно, рабочий знает, что этого делать нельзя, но, если он работает 10 лет и каждые 2 минуты включает нож, неужели он ни разу не ошибется? Чтобы избежать травмы, в конструкцию маши­ны вводят штанги, отталкивающие руку, или опускающие­ся решетки. Но согласитесь, что получить удар железной штангой или решеткой по руке тоже неприятно. Нет ли лучшего решения?

3. Деловая игра. В учебных мастерских вашей школы ребята изготавливают различные изделия. Выберите ка­кие-то конкретные изделия (лучше, если они изготавливаются для реализации) и с помощью метода обратной МА исследуйте их с целью совершенствования, улучшения экс­плуатационных качеств, дизайнерской проработки и т.д.

1. Какова суть и цель метода обратной МА?

2. При решении каких задач используют метод обратной МА?

3. Что такое «диверсионный» метод и для чего его используют?

4. Каковы недостатки МА?



§5. Синектика

Практическая работа

1. Конкурс «Генераторы идей».

• Класс разделяется на группы по 4—5 человек. Каж­дая группа в течение 5 минут должна придумать и записать наибольшее число символических аналогий (метафор) для одного из предметов (доска, часы, книга, карта, окно).

• Каждая группа в течение 5—7 минут должна найти и записать наибольшее число примеров использования в технике аналогии.

2. Задача «Балласт».

В условиях Сибири железнодорожная насыпь уклады­вается на грунт с вечной мерзлотой, который оттаивает летом сверху на 40—50 см. Во время осенних дождей насыпь полностью пропитывается влагой. В европейской части страны, где нет вечной мерзлоты, большая часть влаги из насыпи уходит в грунт, в насыпи остается лишь незначи­тельная часть влаги. В Сибири же влаге уходить некуда, и она остается в насыпи. Зимой, с наступлением морозов, влага замерзает, расширяется в объеме и вспучивает железнодорожное полотно. Нарушается нормальное функционирование железной дороги. Как быть?

Ответ найдите с помощью приема «личная аналогия» (представьте себя фунтом насыпи).

3. Дано несколько предметов: карандаш, утюг, стул, элек-трическая плитка, кафель. Составьте список функций, которые эти предметы выполняют. Против каждой функции в составленном списке впишите предметы (аналоги), выполняющие такие же функции.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети часто приносят в детский сад игрушки из дома, из-за которых возникают различные проблемные ситуации. И участниками конфликта при этом становятся дети, педагоги, родители. Рассмотрим типичные случаи, часто встречающиеся в практике работы воспитателя детского сада, а также возможные способы их разрешения.

Когда дошкольники приходят с игрушками в группу детского сада, между ними часто возникают конфликты. Ребенок остро реагирует, когда сверстник берет его игрушку без разрешения: может заплакать, потребовать вернуть, разозлиться и даже ударить того, кто взял дорогую ему вещь. То есть он любым способом отстаивает свое личное имущество, право распоряжаться которым имеет только он.

Рекомендации педагогу

1. Обсудить со всеми детьми правила пользования чужими игрушками в группе детского сада: — «Хочешь поиграть — попроси», обращаться с просьбой; — «Давай договоримся» — можно играть в совместную игру, играть по очереди в течение обозначенного времени (например, пока течет песок в песочных часах либо педагог берет на себя обязанность отслеживать время); — «Если я не хочу играть в свою игрушку, я могу ее положить в «волшебный короб» «Если игрушку мне не дали, я погрущу и найду себе другое занятие», умение пережить отказ (если хозяин игрушки не разрешил поиграть). Педагогу важно помнить, что необходимо некоторое время, чтобы эти договоренности стали для детей внутренними установками. Также не менее важно, чтобы воспитатель в возникающих ситуациях напоминал детям об этих правилах, обязательно поддерживал ребенка, например, в случае переживания отказа или в ситуации, когда получилось выполнить правило, хотя это было и непросто. Правил не должно быть много. Их можно нарисовать и разместить на видном месте в группе, обращая на них внимание ребенка в каждом случае.

2. Проиграть различные конфликтные ситуации в ролевой форме, игре-драматизации и т.д.

3. Разместить в группе «волшебный» короб — хранитель домашних игрушек, придумать про него сказку. Таким образом педагог, применяя данные стратегии, знакомит детей с различными способами разрешения конфликта, помогает отстаивать свои границы и обучает, что нельзя брать без разрешения

Сказка про волшебный короб

• «Не следишь за своими игрушками — больше не приноси». Например, когда дети не могут найти свою игрушку перед уходом домой или на прогулку и начинают громко плакать, капризничать. С одной стороны, педагогом движет необходимость соблюдения режима в детском саду, отсутствие достаточного времени на поиск игрушки. С другой стороны, ситуация, если и разрешается, то, как правило, временно.

• «Плохо себя ведешь — унеси игрушки в шкаф». Один из способов изменить нежелательное поведение ребенка.

• «Дай поиграть Диме, он же твой друг», «Не будь жадиной, жадиной быть плохо». Воспитание по моральному принципу с целью предотвратить нежелательный конфликт детей. Ребенок вынужден делиться игрушкой, не желая оказаться «плохим» в глазах значимых для него воспитателя и сверстников, либо чтобы не сталкиваться с возможными последствиями (лишение игрушки). Таким образом, воспитатель во всех трех приведенных выше ситуациях, остро эмоционально реагируя, демонстрирует известный ему способ воздействия на нежелательное поведение ребенка. К сожалению, подобный способ не приводит к желаемым последствиям.

Рекомендации педагогу

1. Проговорить необходимость найти свою игрушку до ухода детей домой. Первое время напоминаем об этом, потом замечаем и отмечаем вслух, у кого получается это выполнить. Стараемся понять, в чем причина частого обращения ребенка к воспитателю именно в эти режимные моменты. 2. Поинтересоваться у детей, кто такой, по их мнению, друг, что такое дружба, много ли бывает друзей, как можно дружить. 3. Отслеживать свои реакции, стараться понять, с чем они могут быть связаны, возможно, недостаточно профессиональных знаний для изменения нежелательного поведения детей или конкретного ребенка. И тогда обратиться за помощью к другому педагогу, у которого есть позитивный опыт в этом направлении, к педагогу-психологу образовательной организации, обучиться на курсах повышения квалификации.

Родители порой переживают потерю игрушки как утрату материальной ценности, как памятного подарка, дорогого предмета. Родители требуют срочно найти игрушку и в тех случаях, когда сталкивались с переживаниями ребенка уже вечером дома. Это проявляется в следующих высказываниях родителей: «Сколько раз тебе говорить, чтобы не брал ничего из дома. Где теперь искать будешь? Ты знаешь, сколько она стоит?», «Раз потерял, больше не проси, не куплю, раз такой растеряха», приказе: «Ищи игрушку». Они могут обращаться к воспитателю и другим детям с предложением пойти поискать игрушку. Для воспитателя эта ситуация затруднительна особенно в режимные моменты, например сбора на прогулку, когда невозможно нарушить или отменить процесс одевания.

Рекомендации педагогу

1. На первом родительском собрании обговорить с родителями некоторые случаи из образовательной практики, возможные трудности, которые чаще возникают в группе детского сада, поинтересоваться, как дома родители решают вопрос обхождения с домашней игрушкой на прогулке, выработать некоторые единые способы реагирования в затруднительных ситуациях. Любой ли предмет можно назвать игрушкой? Каковы ее функции? Необходимо рассказать про значение игрушки в жизни ребенка. Помним, что игрушка может сломаться, поэтому предметы, представляющие ценность для родителя, не рекомендуется приносить в детский сад. Необходимо договариваться с ребенком дома о том, какие игрушки можно брать с собой, а с какими лучше играть дома (например, не стоит давать ребенку, даже если он сильно настаивает, раритетную машинку из папиной коллекции). Педагог может помочь в разрешении конфликта по поводу игрушки, научить в нее играть, но он не отвечает за сохранность игрушки. 2. Воспитателю в общении с родителями важно сохранять доброжелательность, спокойно реагировать на требования родителя немедленно найти игрушку. Необходимо выслушать родителя и объяснить отказ невозможностью это сделать: «Я понимаю ваше беспокойство, игрушка очень важна и дорога, но, к сожалению, в данный момент не могу помочь вам. Дети одеты, и мы уходим на прогулку. Вы можете поискать сегодня, или завтра утром мы с ребятами поможем Маше поискать игрушку».

Помимо описанных выше случаев, бывают конфликты между родителями детей из-за порчи домашних игрушек: «Ваш ребенок сломал дорогую игрушку, купите аналогичную или верните день- ги». Возникает вопрос: нужно ли воспитателю включаться в разговор? Если да, то для педагога существует опасность — желание поддержать одного из родителей, что, скорее всего, вызовет гнев со стороны другого родителя и усугубит ситуацию. Рекомендации педагогу Вот наиболее безопасные действия педагога в данном случае:

1. Описать родителям наблюдаемую в группе ситуацию с детьми в хронологическом порядке, без предъявления собственного вывода и интерпретации увиденного, сказать, что вы уже предприняли в связи с этим. 2. Высказать сочувствие обоим участникам конфликта и вежливо предложить родителям перенести свой разговор в другое место. Мы описали многие, но не все имеющиеся в практике ситуации по поводу игрушек как яблока раздора. Хочется отметить, что при разрешении конфликта воспитатель является помощником, который не осуждает и не предоставляет готовых решений проблемы. Важно научить обсуждать проблему, вовлекая детей во взаимодействие.

Читайте также: