Презентация для детей народная игрушка матрешка

Обновлено: 03.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ занятие.docx

Аппликация «Наша русская красавица - Матрешка».

Цели:

* Познакомить детей с историей создании русской матрешки и традиционными народными промыслами России.

* Развитие и коррекция мелкой мускулатуры рук, внимания, памяти и творческого воображения, а также навыков самостоятельной работы с бумагой и картоном в технике « Аппликация»

* Воспитание эстетического вкуса, культуры учебного труда и чувства коллективизма в условиях совместной групповой работы.

Оборудование:

иллюстрации с матрёшками (сгруппированы по стилям росписи)

большеформатные шаблоны – контуры кукол матрёшек

клей, ножницы, цветная бумага.

Ход занятия.

I. Организационный момент. (слайд №1)

Дети и гости собираются в избе - классе, оформленной под русскую избу . Их встречает хозяюшка.

Звучит русская народная мелодия «Во поле береза стояла». На фоне музыки…

Хозяюшка. Ах, батюшки, сколько сегодня ко мне помощников пришло! Здравствуйте, гости дорогие. Какие вы нарядные да красивые! Милости прошу в мою горницу, рассаживайтесь поудобнее, места всем хватит. Сядем с вами рядком да поговорим ладком. Я вам столько нового и интересного расскажу, только слушайте внимательно!

Дивное диво я нынче принесла

Диво чудесное, расписное,

А ну, отгадайте. Что это такое?

(загадывает загадку)

Алый, шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока,
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко –
Наша русская … (матрёшка) (Слайд №2)

Конечно, это Матрешка! Какая радостная игрушка! О ней, как и о народных героях слагают легенды. Нашу Матрешку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира.

Русская матрешка – настоящее чудо света. Настоящее, поскольку была и остается творением человеческих рук. Чудо света – потому что удивительным образом игрушечный символ России перемещается по всему миру, не признавая никаких расстояний, границ. Сейчас она – не просто народная игрушка, хранительница исконной русской культуры: она и сувенир – памятная кукла, она – и драгоценный объект для коллекционирования.

II. Выставка матрёшек. (Показываю матрешек)

Все с аленькими щёчками

Под пёстрыми платочками

Нарядные, пригожие, чуть на вас похожие…

- Ребята, а вы обратили внимание, что на нашей выставке красавицы матрешки стоят одной семьей. Почему так? Как вы думаете, ребята? Потому самая большая кукла – это мама, а остальные дети. Значит это семья. У каждого человека должна быть семья. А ваша семья в школе– это класс, в котором вы учитесь. Так и у матрешек есть семья.

III. История создания матрёшки.

- Давайте, подумаем, а откуда же взялось слово матрешка, кто-нибудь знает это слово? (высказывания детей)

- Одни ученые утверждают, что имя это произошло от любимого и распространённого на Руси имени Маша, Маня, Матрёна; другие — что это название ведет происхождение от женского имени Матрёна (в переводе с латыни mater – мать.) (Слайд №3, 4)

-Вот мы познакомились с историей появления слова – матрешка.

- Ну, а самое главное — эта кукла с секретом:

У меня матрешка есть,
Новая игрушка,
В жёлтом сарафанчике
Славная толстушка.

А её откроешь —
В неё сидит вторая,
Вся в зеленом, как весной
Травка молодая…

А вторую отвернешь —
Там еще матрешка.
Та матрешка вовсе крошка,
То – любимая матрешка.

Вся она как маков цвет —
Сарафан на ней надет
Алый, как цветочек,
И под цвет платочек.

Пуще всех её храню,
Больше всех её люблю,
Маленькую крошку —
Красную матрешку

История матрёшки. (Слайд №5)
Я расскажу вам немного об истории создания русской матрёшки. Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку — большеголового деревянного японца.

Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Так у нас появилась девочка в сарафане и платке, круглолицая и румяная, с чёрным петухом в руках.

Внутри нее прятались другие фигурки-вкладыши — девочки сарафанах и разноцветных фартуках. В первой русской матрёшке было восемь фигур, самая последняя — маленькая была младенцем, завёрнутым в пелёнки.
И назвали её старинным русским именем – Матрёшей.

Виды матрёшек. (Слайд №6)
Наиболее известны три вида матрёшек: Семёновская матрёшка, Загорская матрёшка и Полхов-Майданская матрёшка.
1.Семеновская матрешка: (Слайд №7)
В городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название – Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. Самые главные цвета -жёлтый, лимонный, зелёный, малиновый.

2. Загорская матрёшка:
(Слайд №8)
Следующая матрёшка из села Загорск – Загорская матрёшка. Эти матрёшки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на голове платок, а поверх сарафана фартук.

русская народная кукла - Матрёшка
русская народная кукла - Матрёшка

3. Полхов-Майданская матрёшка: (Слайд №9)

И третья матрёшка из села Полхов – Майдан. У этих матрёшек нет сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами.

русская народная кукла - Матрёшка
русская народная кукла - Матрёшка

А нам с вами конечно далеко до таких мастеров. Мы сделаем свою матрешку .

VI. Физминутка.(Слайд №10)

Мы – веселые матрешки.

На ногах у нас сапожки.

Сарафанах наших пестрых.

Мы похожи, словно сестры.

Завязали мы платочки.

Раскраснелись наши щечки.

VII.Изготовление аппликации.

- Какие матрёшки Вам больше всего понравились? Почему?

- А хотелось бы вам вместе с друзьями создать свою матрёшку? Такая матрёшка будет называться авторской. Как вы думаете почему? (Потому что мы сами будем изготовлять матрешки, и мы являемся авторами.)

3. Повторение правил техники безопасности. (Слайд №11)

- Какие инструменты будем использовать на уроке? (Ножницы.)

1) ТБ при работе с ножницами.

- Соблюдай порядок на рабочем месте.

- Перед работой проверь исправность инструментов.

- Работай ножницами только на своём рабочем месте.

- Ножницы клади кольцами к себе.

- Подавай ножницы кольцами вперёд.

- Не оставляй ножницы открытыми.

- Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

- Используй ножницы по назначению.

- Какой клей будем использовать для работы? (ПВА) (Слайд №12)

- Вырезав все детали, вы приклеиваете их на картон – основу.

- Приклеивая, вы также должны помнить правила работы с клеем.

- Повторим ТБ при работе с клеем.

- С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!

1. Наносите клей на поверхность аккуратно.

2. Нельзя, чтобы клей попадал на лицо, особенно в глаза.

3. По окончании работы обязательно вымыть руки.

VI. Творческая работа. (Слайд №13)

- А сейчас вы приступаете к самостоятельной работе по изготовлению аппликации.

Хозяюшка. Ребята, послушайте пословицу. «Маленькое дело лучше большого безделья». А ведь оно и правда! Хоть и маленькое у нас дело, а все лучше, чем сидеть, сложа руки: и поговорить можно, и песню спеть, и посмеяться - весело и дружно проходит время. Не забывайте помогать друг другу. Еще в народе говорят: «Долог день до вечера, коли делать нечего!».

VIII.Выставка работ. (Слайд №14, 15)

Первый в России - и в мире! - музей матрёшки.

VIIII.Итог.

-Чем занимались на занятии?

-Что нового узнали?

Прошло много лет, а Матрешка до сих пор – любимая игрушка малышей. Она украшает наши квартиры. Ее охотно дарят друзьям на добрую память. Но суть русской Матрешки остается прежней – любовь и дружба.

- Понравилось ли занятие?

Весь народ глядит в окошко –

История матрешки началась, когда в девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую Мамонтова "Детское воспитание", его супруга привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума .

Создателями первой матрешки считаются Василий Петрович Звездочкин и Сергей Васильевич Малютин.

Звездочкин тогда работал в мастерской Мамонтова «Детское воспитание» и выточил из дерева подобные фигурки, которые вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин, будущий академик живописи, расписал их под девочек и мальчиков.

На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя, изображала спеленатого младенца. Раскрашена была гуашью. Эта первая матрешка сейчас находится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде.

Первая русская матрешка "Девочка с петухом" , худ. Малютин С.В. Мастерская "Детское воспитание", конец XIX века

Есть множество версий почему имя для этой игрушки было выбрано Матрена – самая расхожая – что это было самое распространенное имя тогда. Это имя ассоциировалось с матерью огромного семейства, с крепким здоровьем и дородной фигурой и отлично подходило новой русской деревянной кукле.

Матрешка как игрушка и явление появилась в России не случайно. Именно в этот период времени в конце XIX-XX в среде русской художественной интеллигенции не только начали всерьез заниматься коллекционированием произведений народного искусства, но и пытались творчески осмыслить богатейший опыт национальных художественных традиций.

Сейчас существует множество видов матрешек – Сергиевская, Семеновская, Полховско-Майдановская , Вятская. Самыми популярными считаются Майдановские (из Полхова Майдана) и Семеновские матрешки.

Сергиевская матрешка это круглолицая девушка в платке и сарафане с передником, роспись яркая с использованием 3-4 цветов (красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий). Линии лица и одежды обведены черным контуром.

Женщина с узелком (матрешка 10-местная), Сергиев Посад, начало XX века

Бояре (матрешка 12-местная), мастер Д.Пичугин, Сергиев Посад, начало XX века

Семья (матрешка 10-местная), Мастерская Московского губ. земства, Сергиев Посад, начало XX века

Для семеновской матрешки характерны яркие цвета, в основном желтый и красный. Платок обычно раскрашен в горошек.

Матрешка 10-местная, художник Р.Пчелкин, Художественно-экспериментальная фабрика, Горьковская область, г.Семенов

Полховский Майдан - известнейший центр по изготовлению и росписи матрешек. Основной элемент полховско-майдановской матрешки - многолепестковый цветок шиповника ("роза"), рядом с которым может быть полураскрытые бутоны на ветках.

Роспись наносится по предварительно нанесенному контуру, сделанному тушью. Окраска производится по грунтовке крахмалом, после нее изделия дважды или трижды покрывают прозрачным лаком.

Вятская матрешка - наиболее северная из всех российских матрешек.

Особое своеобразие вятская расписная деревянная кукла получила в 60-е годы, когда матрешку стали не только расписывать анилиновыми красками, но и инкрустировать соломкой, это стало своеобразным нововведением в оформлении матрешек. Для инкрустации использовали ржаную соломку, которую выращивали на специальных участках и аккуратно срезали серпами вручную.

Также очень популярны, так называемые авторские матрешки , выполненные художником-индивидуалом , профессионалом. Сейчас можно найти матрешки которые были сделаны в единственном экземпляре, некоторые даже, могут быть копиями известных картин художников.

Презентация для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с народно-прикладным искусством, с историей создания и разнообразием видов росписи русской матрёшки. Через ознакомление с предметами народно-прикладного искусства способствовать развитию у детей представлений о Родине, о культуре русского народа. Развитию эстетических чувств и творческих способностей,

ВложениеРазмер
prezentatsiya_matryoshki.pptx 1.03 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №71 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского р-на Санкт-Петербурга Презентация по теме: Народное декоративно-прикладное искусство «Русская матрёшка» для детей старшего дошкольного возраста Автор: воспитатель Ланцова Вера Львовна Санкт-Петербург 2020г

Содержание Значение использования декоративно-прикладного искусства в развитии дошкольников Задачи по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством Матрёшка- самая известная русская игрушка Прообраз матрёшки Создатели первой матрёшки Первая матрёшка Изготовление матрёшки Роспись матрёшки Такие разные матрёшки! Семёновская матрёшка Загорская матрёшка Полхов- Майданская матрёшка Вятская матрёшка Современная матрёшка Русская матрёшка Автор: Ланцова Вера Львовна

Значение использования декоративно-прикладного искусства в развитии дошкольников Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств. Знакомство с народно-прикладным искусством помогает раскрыть красоту родной природы. Народное искусство способствует развитию эстетических чувств, творческих способностей, вызывает у ребенка желание участвовать в творческой деятельности: в составлении узоров, лепке, росписи игрушек и т.д. Автор: Ланцова Вера Львовна

Задачи по ознакомлению дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством. С русской матрёшкой. Задачи обучения: Продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством. Познакомить с МАТРЁШКОЙ. Продолжать знакомить детей с историей возникновения игрушки, её характерными особенностями. Побуждать детей к росписи , выполняя работу в определенной последовательности: начиная с крупных основных элементов, располагая между ними более мелкие. Задачи развития: Развивать в игре у детей умение сравнивать элементы разных росписей, находить общее и отличие. Побуждать детей использовать речь-доказательство, объясняя свою точку зрения. Задачи воспитания: Продолжать воспитывать у детей умение работать аккуратно, приводить в порядок свое рабочее место после окончания работы. Воспитывать в детях чувство уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну. Автор: Ланцова Вера Львовна

Матрёшка- самая известная русская игрушка Матрёшка (уменьшительное от имени «Матрёна») — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более.

Прообразом матрёшки стала фигурка японского мудреца Японская игрушка – это лысоватый старичок, с вытянутой вверх головой от многочисленных раздумий. Разные по размеру фигурки вставляются одна в другую.

Создатели первой матрёшки Автором матрёшки был токарь Михаил Звёздочкин , а расписал первую матрёшку в образе крестьянской девочки, названной именем Матрёшка (Матрёна), художник Сергей Малютин. Было это в 1890 году, в подмосковном городе Подольске.

Первая матрёшка Первая русская матрёшка, выточенная Василием Звёздочкиным и расписанная Сергеем Малютиным, была восьмиместной. Все фигурки отличались друг от друга, изображали деревенских девочек и мальчиков. Первая держала черного петуха, а последняя, восьмая изображала спелёнутого младенца.

Делают матрёшку из липы, берёзы и осины, древесина эта мягкая и её легко обрабатывать. Мастер берёт небольшую чурочку, закрепляет ее на станке и, держа резец особым образом, вытачивает малышку-матрешку. Затем вытачивается нижняя часть второй матрешки, ее верх, и так далее, до самой старшей куклы. Изготовление матрёшки

Роспись матрёшки Яркими весёлыми красками художник распишет матрёшек, словно оденет их в нарядные одежды. И вот уже улыбается нам русская красавица.

Интересно и то, что после появления первой детской матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им эта кукла! И все они делали это по-разному. Сергиев Посад, Полхов Майдан, Вятка, город Семенов – древние центры народных промыслов, которым матрешка помогла стать знаменитыми. Любопытно, что самая большая матрешка – семеновская – высотой 1 метр, насчитывает 72 фигурки. А самая маленькая матрешка 1.1 миллиметр, сделана из слоновой кости. Такие разные матрёшки!

Семёновская матрёшка В Нижегородской области в городе Семёнов, есть центр росписи матрёшек. Отсюда и название- Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук матрёшки занимают букеты цветов. А главные цвета – жёлтый, лимонный, зелёный, малиновый.

Загорская матрёшка Эта игрушка похожа на первую матрешку с петухом в руках. Она и сейчас часто держит в руках корзинку, букетик цветов, ягоды и другие предметы. Расписывают ее по белому дереву гуашевыми красками. Овал лица и руки закрашивают «телесным» цветом. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу и готовы губы бантиком. Платок у матрешки завязан узлом. Далее мастер рисует рукава кофты, сарафан. Платок и передник оформляются простым цветочным узором. Закончив роспись, мастер покрывает матрешку лаком. От этого она становится еще ярче и нарядней.

Полхов- Майданская матрёшка Матрёшка из села Полхов – Майдан Нижегородской области. У этих матрёшек нет таких деталей, как сарафан , фартук, руки. Лицо обрамляют кудри. На голове трилистник розана. Основной элемент росписи – цветок шиповника (роза) и полураскрытые бутоны на ветках.

Вятская матрёшка Вятская матрёшка- наиболее северная из всех российских матрёшек. Матрёшку не только расписывают анилиновыми красками, но и украшают соломкой.

Современная матрёшка Всё чаще можно встретить матрёшек в стиле народной декоративной росписи. Мастера бережно сохраняют традиции русского народного творчества.

Русская матрёшка Матрёшка – русская деревянная игрушка – сувенир в виде расписной куклы. Вместе с русской берёзкой и русским самоваром она стала символом России .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация открытого мероприятия "Матрёшка в подарок" (в рамках проекта "Русское народное творчество")

Презентация открытого мероприятия "Матрёшка в подарок" (в рамках проекта "Русское народное творчество").


Презентация: "Такие разные матрёшки"

Цель: Ознакомление с историей происхождения матрёшки, разнообразием видов.

презентация "Откуда пришла Матрёшка"

Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми старшей группы «Семицветик» .

Презентация "Мини - музей Матрёшки"

В нашей группе, совместно с радителями, был создан проект "Мини - музей Матрёшки". Этот проект был сделан для ознакомления детей с культурой родного края. Матрёшка была представлена детям в .


Презентация проекта " Раз матрёшка, два матрёшка. "

quot;Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".Е. Флерина .


Презентация "Русская красавица - матрёшка"

Русская розовощекая расписная кукла известна на весь мир. Пора и детям послушать интересную историю про матрешку. В игрушке матрешке скрыт глубокий смыл. Состоящая из нескольких кукол, она символ.

Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования ее.

ВложениеРазмер
prezentatsiya_proekta_matreshka_szhataya.pptx 1.33 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Проект на тему: «Русская народная игрушка – матрёшка» Воспитатель: Сесёлкина Елена Анатольевна г.Ясный 2015 г. МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №3 «ТОПОЛЁК»

Актуальность проекта Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования ее.

Проблема Дети не знают историю возникновения русской народной игрушки - матрёшки Гипотеза: наши исследования помогут узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую игрушку – матрешку, так как она несет в себе любовь и дружбу.

«Русская народная игрушка – матрёшка» ВИД ПРОЕКТА: Среднесрочный познавательно-исследовательский творческий, старший дошкольный возраст, Предмет исследования: русская матрешка Форма проведения: групповая. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: - дети старшей группы - родители - воспитатели группы

Цель проекта: Познакомить с историей возникновения матрешки Показать разнообразие в оформлении матрешки, в зависимости от места изготовления Формировать элементы патриотического и эстетического воспитания Формирование представлений о русской народной игрушке(матрёшка).

Задачи Обучающие: Познакомить с историей возникновения матрешки Показать разнообразие в оформлении матрешки, в зависимости от места изготовления Научить детей расписывать матрёшку. Развивающие: Расширить представление детей по данному вопросу Формировать умение работать в группе Воспитательные: Воспитывать бережное отношение детей к матрёшке и к предметам русского фольклора Формировать элементы патриотического и эстетического воспитания

Предварительная работа воспитателей: Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтение потешек , стихов, составление историй, самостоятельные суждения, интернет). Подготовить материал для деятельности детей; Сделать альбомы о видах матрешек; Оформление подборки стихов, частушек, загадок о матрешке. Выставка «Семейная матрешка». Досуг с детьми «Русский сувенир». Презентация для детей «История матрешки».

Этапы реализации проекта 1 этап. Подготовительный 1. Планирование работы. 2. Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтение потешек , стихов, составление историй, самостоятельные суждения, интернет). 3. Учиться самостоятельно, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою работу. Методы и приёмы: 1. Опрос. 2. Беседа: «Матрешка -национальное культурное наследие России». 3. Составление схемы «Модель трёх вопросов».

2 этап. Основной Цель: 1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы. 2. Познакомить детей с историей матрешки в русской культуре. 3. Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов. 4. Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр «Матрешки –путешественницы», «От большой до маленькой», «Маша и медведь», которые помогут сравнивать предметы, решать задачки и составлять рассказы. Организация совместной деятельности с детьми.

Познавательно-исследовательская деятельность 1. Беседы с детьми: «Где родилась матрёшка?»,«Почему её так назвали?»,«Кто первым разукрасил матрёшку?»,«Современные матрёшки» 2. ОД:«Весёлые матрёшки».«Моя любимая игрушка – матрёшка» 3. ОД «Такая разная Матрешка» (о появлении первой матрешки в разных районах России»). 4. НОД «Матрёшка – как символ семьи». 5. НОД «Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки)». 6. Изучение свойств дерева. Экспериментирование. 7. Сравнение: Матрешка и Ванька-встанька.

Коммуникативная деятельность 1. Рассматривание изображений разных матрешек 2. Чтение стихов и загадок о кукле. 3. Составление творческих рассказов, сказок о матрешке. 4. Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки». 5. Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса – всему лесу краса», «Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу», «Много леса-не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Лес с огнём не дружит!», «Враг природы тот, кто леса не бережёт». 6. Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой «Матрёшки». Учим водить хоровод (костюмированный).

Продуктивная деятельность Рисование. Тема: «Красавицы- подружки» (Семеновская, Полховская , Вятская… матрешки) Лепка. Тема: «Хоровод матрешек» (пластилиновое творчество). Аппликация. Тема: «Детская авторская матрёшка.» Тема: «Изготовление открыток - вкладышей в виде матрёшки (в качестве Приглашения на фольклорный праздник).»

Музыкально-художественная деятельность 1. Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…». 2. Неваляшки (муз. З. Левиной, сл. З. Петровой). Игровая деятельность 1. Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских игр: «Куколки-сестрички». 2. Дидактические игры: «Собери матрешку». «Построй ряд с закрытыми глазами». «Эти удивительные узоры». 3. Пальчиковые игры.

3 этап. Заключительный Цель: обобщить полученные детьми знания о матрешки, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрешка является символом любви и дружбе. Итог проекта: 1. Оформление методических пособий для педагогов. 2. Конспект досуга «Посиделки за самоваром». 3. Выставка: «Семейная матрешка». 4. Презентация проекта.

Вывод: Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно, сто лет назад. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка – Фурукуму . Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек, сделали мини-музей. Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу. В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Русская народная игрушка-Матрёшка»

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации , которая может быть ими воспринята , что положительно повлияло на различные виды деяте.


Проект "Русская народная игрушка - Матрёшка"

Творческий проект "Русская народная игрушка- Матрёшка".

Проект «Русская народная игрушка матрёшка»

"Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".


Проект "Русская народная игрушка - матрёшка"

Материал для ознакомления с историей возникновения матрешки.

Проект «Русская народная игрушка матрёшка»

Вид проекта: игровойЦель:Познакомить с самой популярной русской народной деревянной игрушкой – матрешкой.Задачи:- сформировать у ребенка представление о русской народной игрушке МАТРЁШКЕ;-.


Паспорт проекта «Русская народная игрушка - матрёшка»

Паспорт проекта «Русская народная игрушка - матрёшка».


Проект «Русская народная игрушка-Матрёшка» (Первая младшая группа)

Тип проекта:Состав участников - групповой (дети, родители, воспитатель).Целевая установка – познавательно – речевой.Длительность проекта: краткосрочный (одна неделя).Предмет проекта: Матре.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Русская народная игрушка – матрешка» Подготовила: Тарасова Л.А., воспитатель


Курс повышения квалификации

Воспитательная система образовательной организации в современных условиях

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в дошкольном образовании


Курс профессиональной переподготовки

Инклюзивное образование: особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста


«Как приручить маленького командира (инструкция для родителей)»

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Русская народная игрушка – матрешка» Подготовила: Тарасова Л.А., воспитатель

«Русская народная игрушка – матрешка» Подготовила: Тарасова Л.А., воспитатель

Содержание: Актуальность темы Цель Задачи Продукт непосредственно образовател.

Содержание: Актуальность темы Цель Задачи Продукт непосредственно образовательной деятельности Планируемые результаты Этапы реализации занятия -Подготовительный - Основной - Заключительный 7. Игры с матрёшками

Актуальность: Дети перенасыщены самыми разнообразными современными играми и.

Актуальность: Дети перенасыщены самыми разнообразными современными играми и игрушками. А вот народных игрушек, таких как матрешки, волчки практически ни у кого нет. Дети порой не знают как, в них играть. Беседуя с родителями о том, в какие народные игры они играют с детьми дома, я выяснила – ни в какие. А так хотелось бы, чтобы дети, начиная с младшего дошкольного возраста, проявляли интерес к русской культуре, традициям, обычаям. Матрешка – русская красавица с милым лицом и задорной улыбкой. Она много лет покоряет сердца детей и взрослых, любителей народной игрушки и коллекционеров по всему миру. Матрешка – развивающая игрушка для детей. Это великолепный дидактический материал. Ее педагогической ценности может позавидовать любое современное пособие. С помощью матрешки можно научить детей выделять разные качества, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это способствует развитию координации пальцев рук, глазомера, восприятия, мышления, речи, воспитывать усидчивость. Матрешка не просто народная игрушка, хранительница исконно русской культуры. Она – сувенир, памятная кукла, на фартуке которой искусно прорисованы бытовые сценки, сказочные сюжеты, пейзажи, фантастические цветы. Матрешка – сувенир России и символ ее культуры, как дымковская игрушка, жостовские подносы, хохлома, палех и гжель.

Цель: Знакомить детей с народной игрушкой – матрешкой

Цель: Знакомить детей с народной игрушкой – матрешкой

Задачи: Образовательные: закреплять знания детей о русской народной игрушке –.

Задачи: Образовательные: закреплять знания детей о русской народной игрушке – Матрешке; упражнять в умении различать и называть размеры предмета – большая, поменьше, самая маленькая; закрепить представления детей о понятиях «один» и «много». Развивающие: развивать речь детей, умение отвечать на вопросы; развивать эстетическое восприятие, двигательную активность, умение выполнять движения под музыку. Воспитательные: вызывать интерес к образу, желание украсить матрёшку, воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес и любовь к народным игрушкам.

Продукт непосредственно образовательной деятельности: Аппликация “Нарядим ма.

Продукт непосредственно образовательной деятельности: Аппликация “Нарядим матрешку” (коллективная работа); Нетрадиционное рисование “Украсим матрешке сарафан” (ватные палочки); Раскраски “Чудесные превращения”; Выставка рисунков “Матрешки”

Планируемые результаты: Развитие познавательного интереса к народной игрушке.

Планируемые результаты: Развитие познавательного интереса к народной игрушке – матрешке; Обогащение сенсорного опыта (основные цвета, оттенки цветов, размер); Развитие творческих способностей

Этапы подготовки к занятию:

Этапы подготовки к занятию:

1. Подготовительный: Опрос родителей: знаете ли вы историю создания народной.

1. Подготовительный: Опрос родителей: знаете ли вы историю создания народной игрушки матрешки? есть ли у вас дома игры-забавы, матрешки? какие игры с матрешками вы знаете? играете ли вы с детьми в игры с матрешками? Подбор методической и художественной литературы по теме ; Подбор иллюстративного материала, картинок, фото с матрешками; Подбор интернет - ресурсов по теме;

2. Основной этап: Рассказ о народной игрушке матрешке; Рассматривание альбома.

2. Основной этап: Рассказ о народной игрушке матрешке; Рассматривание альбома “Такие разные матрешки”; Игры с игрушками матрешками; Игра – инсценировка “У матрешки – новоселье”; Рассматривание картины “Играем с матрешками”; Продуктивная деятельность: нетрадиционное рисование “Украсим матрешке сарафан”, аппликация “Нарядим матрешку” (коллективная работа); Раскраски “Матрешки”; Создание альбома для рассматривания “Народная игрушка - матрешка”; Развивающая игра “Разрезные картинки” (матрешки); Разучивание стихов и песен, знакомство с загадками о матрешках; Конструирование “Дом”, “Мебель” для матрешек; Познавательно-исследовательская деятельность “Из чего сделана матрешка?”; Физминутки, динамические паузы “Матрешки”

Совместная деятельность детей и воспитателя Чтение стихов о матрешках; Разуч.

Совместная деятельность детей и воспитателя Чтение стихов о матрешках; Разучивание и пение песенок о матрешках; Загадывание и отгадывание загадок о матрешках; Рассматривание иллюстраций, картинок, альбомов с матрешками; Развивающие игра “Разрезные картинки”; Познавательно-исследовательская деятельность “Из чего сделаны матрешки?”; Продуктивная деятельность (аппликация, рисование); Непосредственно-образовательная деятельность;


Самостоятельная деятельность детей Рассматривание иллюстраций, картинок, альб.

Самостоятельная деятельность детей Рассматривание иллюстраций, картинок, альбомов с матрешками; Самостоятельное художественное творчество (рисование, раскраски);


Совместная деятельность детей и родителей Чтение и разучивание стихов о матре.

Совместная деятельность детей и родителей Чтение и разучивание стихов о матрешках; Загадки о матрешках; Совместное творчество детей и родителей по изготовлению матрешек ;


Заключительный этап: Оформление практического материала; Выставка творческих.

Заключительный этап: Оформление практического материала; Выставка творческих работ детей, родителей;


Игры с матрешками Учим открывать и закрывать матрешку. Ищем половинки. Учим в.

Игры с матрешками Учим открывать и закрывать матрешку. Ищем половинки. Учим вкладывать фигурки одну в другую. Учим разбирать матрешку.


“Матрешечный оркестр” Из матрешек можно сделать музыкальный инструмент и даже.

“Матрешечный оркестр” Из матрешек можно сделать музыкальный инструмент и даже оркестр. Сначала нужно разобрать матрешку. Расставить все цилиндрики полой частью вниз, от маленького к большому. Получаются барабаны! Надо стучать по ним разными колпачками, палочками, обращая внимание ребенка на то, как в зависимости от размера барабана меняется извлекаемый из него звук. Можно выстукивать разные ритмические рисунки. Есть шанс развить у ребенка отличный слух и отменное чувство ритма

“Баскетболисты”. Надо перевернуть барабанчики и они превратятся в корзины, в.

“Баскетболисты”. Надо перевернуть барабанчики и они превратятся в корзины, в которые можно забрасывать либо маленький мячик, либо теннисный шарик. Эта игра развивает крупную моторику и координацию движений

“Погремушки”. Нужно насыпать в первую маленькую фигурку манную крупу, во втор.

“Погремушки”. Нужно насыпать в первую маленькую фигурку манную крупу, во вторую – гречку, в третью – горох, в четвертую – фасоль, а в пятую грецкий орех. У каждой матрешки свой голос – от тихого шуршания малютки до громкого клокотания мамаши. Эта игра дает детям возможность познакомиться с понятиями “тихо-громко”, “тише-громче”. Заодно дети выучат названия круп, узнают, какие зерна по цвету, размеру, как воспринимаются на ощупь и как по-разному поют. Эта игра на развитие различных ощущений легко превращается в игру на развитие речи. Когда ребенок устанет, можно предложить ему пересыпать крупы, например насыпать их в цилиндрики пальцами или ложечкой, пересыпать крупу из одной половинки в другую. “Сыпучие игры” детям очень нравятся, к тому же пальчики их работают, а значит, развивается речь.

“Угадай, что где лежит?” Нужно взять две матрешки одного размера и положить в.

“Угадай, что где лежит?” Нужно взять две матрешки одного размера и положить внутрь разные предметы, например, скрепку и монетку. Сначала внимательно послушать, какие у них разные “голоса”, а потом попросить ребенка на слух определить, где что лежит.

“Где больше?” Эта игра подойдет для детей, которые умеют считать хотя бы до 3.

“Где больше?” Эта игра подойдет для детей, которые умеют считать хотя бы до 3-5. Нужно положить в одну фигурку две финиковые косточки, а в другую – пять и предложить “услышать”, где больше.

“Прятки”. Надо приготовить мелкие предметы, затем дать ребенку возможность в.

“Прятки”. Надо приготовить мелкие предметы, затем дать ребенку возможность в течение недолгого времени посмотреть на них. Затем на его глазах положить по одному предмету в разные матрешки. Спустя некоторое время (матрешки играют в прятки, водят хоровод) предложить ребенку вспомнить, что в какой фигурке лежит. Начинать игру лучше с двумя – тремя предметами. Как только игра станет простой для ребенка, можно увеличить количество предметов.

Читайте также: