Презентация игрушки детей войны

Обновлено: 19.04.2024

Познакомить учащихся начальной школы с игрушками военных лет.

ВложениеРазмер
знакомство учащихся с играми и игрушками военных лет 2.8 МБ

Предварительный просмотр:

ИГРУШКИ ВОЕННОГО ДЕТСТВА

(для учащихся 3-х классов)

Цель :
-узнать о военном детстве наших ветеранов войны, своих прабабушек и прадедушек;
-выяснить, какими игрушками играли дети в военное время;
-выявить о роли игрушек военных лет

Задачи:
Способствовать систематизации и закреплении знаний детей о подвигах людей в годы войны, о тяжелом детстве детей войны. Способствовать воспитанию чувства патриотизма.

(слайд 2) Куклы Барби, Братц, Монстер Хай, Винкс, всевозможные роботы-трансформеры, конструкторы«Лего» — это ваши современные игрушки, ребята.

(слайд 3) А еще у вас есть различные гаджеты — компьютеры, смартфоны, айфоны, айпады, всевозможные телефоны и тому подобные развлечения.

А какими игрушками играли наши прабабушки и прадедушки? Была ли вообще возможность играть у тех, чье детство совпало с войной? О том, в какие игрушки играли дети того страшного времени, я вам сегодня расскажу.

(слайд 4)Великая Отечественная война затронула всех людей, в том числе и самых маленьких. В это страшное и грозное время, казалось бы, было не до игрушек. И все-таки они были…

(слайд 5)Во время войны игрушки стали для детей очень близкими друзьями. Они напоминали о мирном прошлом, о семье. В те годы людям было очень тяжело, каждый человек ощущал на себе и холод, и голод. Взрослые в тылу работали почти весь день. А что же делали дети? Трудно представить, но игрушек у детей тогда попросту не было. Иногда дети сами их делали. Игрушки делали из всего, что

попадалось под руку. Кукол, например, шили сами из белой ткани, голову набивали соломой или опилками, лицо раскрашивали химическими карандашами. Карандаш смачивали слюной, чтобы рисунок был ярче. Платье шили из цветных лоскутков. Такая кукла часто была самой любимой игрушкой. А самый простой способ сделать куклу такой: брали поленце, рисовали на нём лицо и заворачивали в разные тряпочки. Делали кукол и из соломы. Были игрушки-самоделки, которые мастерили из бумаги, фантиков, разных тряпиц. Детской посудки не было, собирали разные черепки битой посуды и играли ими.

Когда цвел укроп, девочки отламывали головки и заплетали их в косы. Также пеленали кочаны кукурузы, чтоб волосы были наружу и соревновались, у чьей куколки будут длиннее косички.

Из воспоминаний: «…маму с детским домом из г. Ленинграда эвакуировали в Кировскую область в г.Нолинск. Там у детей игрушек не было — такое было время. Когда мама лежала в больнице, а было ей 6 лет, вместе с ней лежала деревенская девочка Маня, и у неё была тряпочная кукла с нарисованным углём лицом и нарисованными туфлями, волосы из пакли, одёжка из домотканого полотна. Девочка приметила, что моей маме понравилась кукла, и спросила, хочет ли мама куколку, мама сказала, что хочет, и тогда произошёл обмен — 10 порций масла сливочного на куколку, которая потом стала любимицей всего детского дома, пока её кто-то не стащил…»

(слайд 6)Вот еще такие самодельные игрушки — зайчата из папье-маше, головоломка из проволоки. Мальчишки самостоятельно или с помощью дедушек выпиливали пистолеты и автоматы из досок. Из старых тряпок мастерили мячи — скручивали их в тугой комок и перевязывали веревками. Еще мячи делали из коровьей шерсти — собирали шерсть, поглаживая влажной рукой, потом этот ворс смачивали в воде и скатывали в тугой комок. Получался довольно прыгучий мячик. Но в футбол тогда на улице играли редко. Не было настоящих мячей, часто и не было сил, времени, а в холодное время года и подходящей одежды. Также мальчишки мастерили себе свистульки из дерева, летом делали из брусков и дощечек самокаты. Из глины летом лепили различные фигурки, которые сушили на солнышке.

(слайд 7)А вот игр и занятий на улице в то время было много. Зимой мальчишки катались на таких санках с ледяных горок. Ходили на лыжах. Лыжи были иногда самодельные, иногда взрослые, «с чужого плеча». Конечно, лыжных ботинок тогда не было, лыжи цеплялись к валенкам. Ходить было не очень удобно, но зато ноги долго не замерзали. Весной пускали кораблики в многочисленных ручьях.

В городах девочки часто прыгали через скакалки. Дети в то время практически не играли дома. Для этого была улица. Были такие игры, которые не требовали ничего, кроме желания и детской компании. Играли в догонялки, которые назывались по-разному (салки, ляпки, маялки), в прятки, в казаки-разбойники, в лапту, глухой телефон, «круг выжигало» (это что-то типа игры в выбивалы). Играли и в старинные игры, такие как «Гуси-гуси», «А мы просо сеяли».

Уже с малых лет дети помогали родителям по дому, приглядывали за младшими братьями и сестрами, а более старшие ребята трудились на фабриках и заводах, заменяя ушедших на фронт взрослых. Играть было особо некогда.

Иногда игрушки становились для людей спасением в самые тяжёлые времена. Из воспоминаний: «Мама потеряла месячные хлебные карточки, мы буквально погибали. И мне пришла в голову спасительная идея попробовать обменять на что-нибудь мои две куклы — большую и маленькую. Отправились с ними на базар. Подошёл старый узбек: «Сколько стоит?» Мы сказали, что нам надо прожить месяц, у нас нет карточек. Старый узбек дал нам пуд риса, и мы не умерли с голода. Мама поклялась: «Я куплю тебе этих кукол, как только мы вернёмся домой». Когда мы вернулись в Ростов, она не сумела их мне купить,

мы снова нуждались. Она купила их мне в день окончания института. Две куклы — большую и маленькую…»

Многие игрушки прошли вместе со своими хозяевами через всю войну, сколько переезжали из города в город во время эвакуаций, сколько лежали рядом на больничных койках, сколько разделяли радости и горе в те годы.

Из воспоминаний: «Мама моя родом из Новгородской губернии, родилась в декабре 1938 г. Во время эвакуации в 1941 г. в вагоне на нее, играющую с тряпичной куклой около печки, вылилась кипящая кастрюля с водой. Если бы не кукла, которая приняла главный удар на себя. Ожег был сильнейший, но мама помнит только перевязки и острую непрекращающуюся боль по всему телу. Ее потом, уже в Ярославле, долго лечили, а куклу, наверное, выбросили».

Но всё же некоторые игрушки делали на фабриках! Несколько мишек изготовила Тульская артель, которая шила обмундирование для фронта, во время обороны Тулы. Мишки сделаны из той же ткани, из которой шили форму для солдат. Но таких игрушек было очень мало, и достать их было очень тяжело.

Нелепо рухнула стена

У каменного дома.

На улице была война,

Хаос огня и грома.

А мишка плюшевый в углу

Валялась лапа на полу

И растекалась вата.

А мишка плюшевый стонал,

Все стало незнакомо,

Когда обрушилась стена

У каменного дома.

А сколько малышей по сигналу воздушной тревоги брали своих единственных друзей-мишек и подружек-кукол Машенек в бомбоубежище и обнимали их во время налётов. Обнимали так, как самое дорогое и живое существо на свете.

Сейчас я расскажу вам об игрушках блокадного Ленинграда. В 1941 году в окруженном фашистами городе оказалось 400 тысяч детей. Выживать в нечеловеческих условиях — постоянные бомбежки, голод, лютые морозы — детям помогли… игрушки.

Куклы Ира и Юра, два пупса с серьезными лицами и очень печальными глазами, были для своей восьмилетней хозяйки не просто игрушками, а помощниками в очень серьезном для маленькой

девочки занятии. Майя Рудницкая должна была большую часть времени проводить в бомбоубежище и всегда иметь с собой полный комплект обязательных вещей. С собой она брала двух любимых кукол

и там шила для них разные одежки. Подражая взрослым, маленькая Майя снабдила своих «дочек» рюкзачками со всем необходимым: там были носовые платки, праздничный наряд, смена белья, тапочки. Девочка пережила блокаду, а после войны стала модельером.

А этот мишка помог двухлетней девочке вылечиться от страшной болезни — туберкулеза. Одна девочка в блокаду сильно заболела, лекарств тогда не было, родители работали. Однажды мама принесла игрушечного медвежонка и положила в кровать к ослабевшей дочке. Малышка поверила, что он живой, стала играть с ним, говорить, подружилась и неожиданно пошла на поправку. Произошло чудо — девочка выздоровела. Сегодня мишка выглядит потрепанным, но довольным, ведь он знает, насколько велика сила настоящей дружбы.

Маленькая кукла Снегурочка —героиня. Она спасла не одну жизнь. Ее хозяйке Лидии Ямпольской с самого детства запрещали играть с хрупкой игрушкой. Она принадлежала еще ее бабушке, затем перешла к маме и стояла за стеклом в большом серванте. В один из блокадных дней, когда вся семья находилась дома, в соседнее здание по 5-й линии Васильевского острова попала бомба. Взрывная волна была такой силы, что в комнате выбило стекла, осколки должны были полететь в сторону находившихся в комнате людей и маленькой девочки, которая сидела в своей кроватке. Но вдруг застекленная дверца серванта распахнулась и приняла на себя этот мощный удар. Все остались живы, а небольшая хрупкая кукла стала для одной ленинградской семьи настоящим талисманом.

Этот набор перчаточных кукол был собран десятилетними девчонками и мальчишками из своих домашних игрушек. Можно заметить, что игрушки разные: часть изготовлена на фабрике, а некоторые сделаны вручную. Ребята ходили по госпиталям и с помощью кукол разыгрывали небольшие спектакли для других детей, которые болели и лежали в больницах совсем одни.

Перед вами еще несколько игрушек детей блокадного Ленинграда.

Но война войной, а про всеми любимые праздники всё же не забывали. Новый год даже в самое тяжёлое военное время оставался самым любимым праздником всех детей и взрослых! Люди

праздновали Новый год и верили в победу. Многие ёлочные игрушки делали из всего, что попадалось

под руку. На заводах во время Великой Отечественной войны тоже делали елочные игрушки! Из остатков проволоки и фольги делали яблочки и снежинки. Ламповый завод выдувал шарики. А на заводе

«Москабель» крутили проволочные украшения. В дело шли отходы производства, но из них получались очень красивые игрушки.

У Иришки Барби с магазина,

Ну, а мне не нравится она.

Куклами забита вся витрина,

А Алёна у меня одна.

Думаете, кукла не живая?

Многое расскажет вам она.

Видите прожжённое колено?

Это в 41-м, у села,

Искорка попала от полена,

Немцы дом спалили нам дотла.

Тут, под платьем, дырочка осталась.

Бабушка не шила, берегла.

Ей она расстрел напоминала

Ранним утром, на краю села.

Ведь она тогда одна осталась,

Партизаны бабушку спасли.

Только куколке Алёнушке досталось

От мучителей родной земли.

Кукла эта тоже воевала,

Донесения в себе несла.

Мне про это мама рассказала,

Этого я видеть не могла

Это довоенные елочные игрушки. Если такие игрушки у кого-то дома сохранились, вешали их на елку. Видите, здесь и лыжник, и парашютист, регулировщица, барабанщица.

Еще довоенные игрушки…

А это елка, которую устроили для детей блокадного Ленинграда в одной из больниц.

Жила в городе Смоленске девочка Ада Занегина. Когда началась война, папа ушел на фронт танкистом, Ада с мамой эвакуировалась с город Омск. Однажды девочка написала письмо в газету «Омская правда». Она тогда уже читала по слогам… И писала, слюнявя карандаш: «Я Ада Занегина. Мне 6 лет. Пишу по-печатному. Гитлер выгнал меня из города Сычёвка Смоленской области. Я хочу домой. Я собрала на куклу 122 рубля 25 копеек. А теперь отдаю их на танк. Дорогой дядя редактор! Напишите всем детям, чтобы

они тоже свои деньги отдали на танк. И назовём его “Малютка”. Когда наш танк разобьёт Гитлера, мы по-

едем домой». Примеру Ады последовали другие дошкольники Омска. О том, что танк все-таки построили,

Адель Александровна узнала только через 30 лет после войны. И назвали его, как она завещала, «Малюткой». Танк Т-60 сражался на Курской дуге, дошёл до Сталинграда.

Современные дети избалованы огромным количеством игрушек, дети военного времени жили совсем по-другому. Каждая игрушка была очень важная и дорогая, и каждую сделанную своими руками игрушку очень любили и берегли как самую дорогую. Их детство опалила война, но они выжили и выстояли.

А помогали им помнить, что они дети, — игрушки!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детство, детство, ты куда ушло.

Урок-классный час проводится в выпускном 9 классе 25 мая после торжественной линейки.

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему: "В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки."

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему " В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки." 3 класс.


Конкурсный классный час "Игрушка моего детства" 3 класс

Данный классный час проводился в рамках районных классных часов по теме "Истоки нравственности".

Развивающая игрушка-конструктор из фанеры "Военная техника"

Игрушка – специфическое средство массовой информации, так как каждая игрушка несёт какую-либо информацию. Игрушка – тот же носитель информации для ребенка, что .

Презентация "Игрушки военных лет"

Презентация посвященная 75 -тию Великой Победы.


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛАЙМ – ИГРУШКА МОЕГО ДЕТСТВА»

Цель проекта: изготовление слайма в домашних условиях и изучение его свойств.


Внеклассное чтение. Военное детство в повести "Крутые горы" А.А.Лиханова

Расширить знания учащихся о жизни их сверстников в годы Великой Отечественной войне через книги современного писателя А.А.Лиханова.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Тема: «Игры и игрушки детей войны»Выполнила: ученица 4а класса Усова Мария.

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда


Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании


Курс повышения квалификации

Охрана труда


«Мама+малыш или опережающее развитие»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема: «Игры и игрушки детей войны»Выполнила: ученица 4а класса Усова Мария.

Тема:
«Игры и игрушки детей войны»
Выполнила: ученица 4а класса
Усова Мария
2020 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зеленодольская средняя общеобразовательная школа»

Актуальностьпоколение молодых людей XXI в. Должно свято хранить прошлое свое.

Актуальность
поколение молодых людей XXI в. Должно свято хранить прошлое своей семьи, своей страны.

Цель изучить, в какие игры и какими игрушками играли дети военной эпохи.

Цель
изучить, в какие игры и какими игрушками играли дети военной эпохи.

Гипотеза предположим, что дети остаются детьми и в трудное для них время. Он.

Гипотеза
предположим, что дети остаются детьми и в трудное для них время. Они найдут место и время для игр.

 Современные куклы ВинксБратцМокси

Игрушки военных лет

Игрушки военных лет








Алёнушка Нияра Самкова Утираясь маленькой ладошкой, Куколку, прижав к своей г.

Алёнушка
Нияра Самкова
Утираясь маленькой ладошкой,
Куколку, прижав к своей груди,
Девочка рыдает на дорожке.
К ней я поспешила подойти:

«Почему ты плачешь? Что с тобою?
Кто тебя обидел? Расскажи»
И столпившись шумною гурьбою,
Куклу показали малыши.
………………………………………..
Спохватившись, имя я спросила,
И от ответа обомлела тут:
« Разве я тебе не говорила?
Ведь меня Алёнушкой зовут»



Заключение Анализируя собранный материал, я поняла, что дети того времени не.

Заключение
Анализируя собранный материал, я поняла, что дети того времени не имели ничего похожего на жизнь современных детей. Сегодня у детей очень много самых разных игрушек, которые валяются, позабытые своими хозяевами. Тогда каждая игрушка была большой ценностью. .

Гипотеза о том, что дети остаются детьми и в трудное для них время, подтвердилась

Список литературы1. Игрушки военного детства (Электронный ресурс). - Режим до.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 917 427 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»
  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»
  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»
  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»
  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»
  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»
  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»
  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

Оставьте свой комментарий

  • 13.01.2022 76
  • PPTX 4.8 мбайт
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Паутова Оксана Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

67 минут

«Формирование навыков успешного публичного выступления»

79 минут

«Как выстроить взаимодействие игры и музыки при нарушениях сенсорной интеграции детей с ОВЗ дошкольного возраста»

60 минут

«Проблемы адаптации детей с ОВЗ в обучении на примере детей РАС»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МОУ «Железнодорожная сош №2» 2 «А» класс 2016 г. Игры и игрушки детей во вре.


Курс профессиональной переподготовки

Логопедия в дошкольных образовательных организациях и в начальной школе

Курс повышения квалификации

Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе


Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 254 человека из 57 регионов

«Тревога: инструкция по применению»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

МОУ «Железнодорожная сош №2» 2 «А» класс 2016 г. Игры и игрушки детей во вре.

МОУ «Железнодорожная сош №2» 2 «А» класс 2016 г. Игры и игрушки детей во время войны 1941-1945г. Обложка

Актуальность Данная тема полезна не только для нас, но и для других детей. Он.

Актуальность Данная тема полезна не только для нас, но и для других детей. Она заставит всех задуматься, что пожилые люди могут забывать о прошлом, что-то для них будет вспоминать все труднее и труднее, а кто-то уходит из жизни. А мы должны знать свою историю, поэтому нужно как можно чаще разговаривать с дедушками и бабушками об их детстве, событиях прошлого времени.

Цель проекта: изучить, во что и чем играли дети военной поры. Задачи: 1.Изучи.

Цель проекта: изучить, во что и чем играли дети военной поры. Задачи: 1.Изучить материалы о Великой Отечественной войне. 2. Познакомиться с книгами о жизни детей во время войны. 3. Изучить документы их архива наших семей. 4. Расспросить прабабушек и прадедушек о их детстве.

Гипотеза: Дети остаются детьми и в трудное для них время. Они найдут место и.

Гипотеза: Дети остаются детьми и в трудное для них время. Они найдут место и время для игр.

Методы исследования: Изучение литературы Консультации с работниками библиотек.

Методы исследования: Изучение литературы Консультации с работниками библиотеки Изучение семейных архивов Интервью детей войны

Война – тяжелое время не только для взрослых, но и для детей.

Война – тяжелое время не только для взрослых, но и для детей.


Куклы-ляльки

Куклы из соломы и бумаги

Куклы из соломы и бумаги

Игры на улице

Подвижные игры

На природе


Любимый праздник- новый год

Любимый праздник- новый год

Дети того времени не имели ничего похожего на жизнь современных детей *Они по.

Дети того времени не имели ничего похожего на жизнь современных детей *Они помогали взрослым, работали. *В свободное время занимались спортом, общались друг с другом. Сами фантазировали, делали игрушки, сами придумывали развлечения. *Сделанную игрушку своими руками любили и берегли как самую дорогую.

Куклы своими руками

Куклы своими руками

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 917 427 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании»
  • Курс повышения квалификации «Воспитание и социализация учащихся в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Профессиональная компетентность педагогов в условиях внедрения ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Средства педагогического оценивания и мониторинга в работе учителя в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Теория и практика инклюзивного обучения в образовательной организации в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Мотивация учебной деятельности в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО»
  • Курс повышения квалификации «Система работы учителя-дефектолога при обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в общеобразовательном учреждении»
  • Курс повышения квалификации «Разработка адаптированных образовательных программ в условиях ФГОС СПО»
  • Курс повышения квалификации «Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе»
  • Курс повышения квалификации «Методы интерактивного обучения»
  • Курс повышения квалификации «Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС»

Оставьте свой комментарий

  • 17.03.2016 2167
  • PPTX 7.9 мбайт
  • 19 скачиваний
  • Рейтинг: 2 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Андрусь Марина Ильинична. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

32 минуты

«Подводные камни в использовании социальных сетей»

47 минут

«Формирование семейных ценностей у школьников на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО»

90 минут

«Реализация технологии модульного обучения в школе»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

В какие игрушки играли ребятишки военных лет? Ведь ребенок остается ребенком даже в сложных условиях. Вот только детство у него другое — горькое, с ожиданием папки или старшего брата, ушедшего защищать Родину, с мамами и бабушками, постоянно занятыми на работе. Или еще страшнее — с потерями и смертями, детским домом и одиночеством. Но инстинкт жизни очень силен, поэтому дети продолжают играть, читать книжки, дружить.

Данная презентация поможет детям узнать о военном детстве наших ветеранов войны, своих прабабушек и прадедушек;
поможет выяснить, какими игрушками играли дети в военное время; выявить о роли игрушек военных лет.

Данная презентация способствует систематизации и закреплений знаний детей о подвигах людей в годы войны, о тяжелом детстве детей войны.

Способствует воспитанию чувства патриотизма.

ВложениеРазмер
"Игрушки времён войны" 2.05 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Игрушки времён войны.

Куклы Барби , роботы-трансформеры , конструкторы « Лего » - это наши современные игрушки. А какими игрушками играли наши бабушки и дедушки? Были ли игрушки и вообще возможность играть у тех детей, чьи детские годы выпали на страшное время Великой Отечественной войны?

В какие игрушки играли ребятишки военных лет? Ведь ребенок остается ребенком даже в сложных условиях. Вот только детство у него другое — горькое, с ожиданием папки или старшего брата, ушедшего защищать родину, с мамами и бабушками, постоянно занятыми на работе. Или еще страшнее — с потерями и смертями, детским домом и одиночеством. Но инстинкт жизни очень силен, поэтому дети продолжают играть, читать книжки, дружить.

Настоящей энциклопедией военного детства являются книги Владислава Крапивина .

Герои Крапивина — дети разных возрастов , но их объединяет сходство взглядов на жизнь и окружающий мир. Почти во всех произведениях писателя старшие дружат с младшими и опекают их («Та сторона, где ветер», «Оруженосец Кашка», «Валькины друзья и паруса», «Колыбельная для брата»). Герой-подросток оказывается тем старшим другом, которому дано облегчить младшим болезненность и трудность взросления. По сути дела, мир крапивинского детства — мир без взрослых: их присутствие на страницах произведений, участие в действии предельно ограничено и носит часто негативный по отношению к детям характер. Подростки же оказываются мудрыми наставниками и друзьями, которые помнят еще свою беспомощность перед лицом зла и несправедливости, и всегда готовы прийти на помощь .

В годы войны игрушки приобрели особый смысл. Это была связь с мирным прошлым, память о семейных традициях . Игрушки делали из всего, что попадалось под руку. Брали поленце, рисовали на нём лицо и заворачивали в разные тряпочки. Мальчишки выпиливали автоматы и пистолеты из досок, а мячи мастерили из старых тряпок, скручивая их тугим комком, связав верёвкой. Мастерили из бумаги, фантиков. Любили играть свистульками, которые делали из дерева. Летом из глины лепили разные фигурки, сушили на солнышке. Детской посуды не было, собирали разные черепки битой посуды, играли ими.

Но были и фабричные игрушки Несколько мишек изготовила Тульская артель, шившая обмундирование для фронтовиков, во время полуторамесячной обороны Тулы. Мишки сделаны из той же ткани, из которой шили фронтовые гимнастерки. Многие игрушки прошли вместе со своими хозяевами через все суровые испытания войны…

В г. Мышкине при посещении Мышиных палат можно встретиться с медвежонком военных лет. Один из залов палат посвящён медведю. Здесь можно увидеть плюшевого медведя, который принадлежал одному мальчику из блокадного Ленинграда. «Сколько малышей осенью 1941 по сигналу воздушной тревоги брали своих единственных друзей-мишек в бомбоубежище и обнимали их во время налетов!» - рассказывает Сергей РОМАНОВ, историк, исследователь, реставратор и коллекционер. Собирает он самые различные игрушки, в том числе и старых плюшевых мишек. Коллекция собирается уже около 20 лет, в ней более 3,5 тысяч игрушек.

Большую часть его коллекции занимают куклы. Здесь есть кукла «Юрий Никулин», и целлулоидный мальчик в костюме гитлерюгенда - ее привез Молотов из Германии сразу после подписания пакта о ненападении. В коллекции елочных игрушек Сергея Романова также встречаются поистине редкие вещицы. Например, матовый шар цвета самолетного крыла. По нему шагают зверюшки и человечки в буденовках. Над ними вьется надпись: «С Новым 1941 годом!» Сергей РОМАНОВ

Ёлочные игрушки военных лет Украшение ёлки к Новому году во время войны было обязательным — этот обряд напоминал о мирной жизни и придавал сил надеяться на скорую победу. В дома приносили настоящую живую ёлку. Так как жили очень бедно, то украшали её тем, что было под рукой. Чаще всего это были самодельные игрушки из бумаги, ваты, дерева. Электрических гирлянд тогда не было, поэтому вместо них использовали свечи.

Ёлочные игрушки военных лет Много интересного о праздновании Нового года в военное время можно узнать на выставке «Елка Победы» в Центральном музее Великой Отечественной войны. На фронтах ёлки украшали фигурками, которые мастерили из погон, бинтов, носочков, ваты, проволо­ки, картона и даже из стреля­ных гильз. Военная тема ста­ла главной, и даже Дед Мороз на открытках превратился в бородатого партизана, бью­щего фрицев.

Многие игрушки того времени сделаны из подручных материалов К примеру, звезда-наконечник для ёлки, сделанная из химической колбы На фронтах ёлки украшали фигурками, которые мастерили из погон, бинтов, носочков, ваты, проволо­ки, картона и даже из стреля­ных гильз. Военная тема ста­ла главной, и даже Дед Мороз на открытках превратился в бородатого партизана, бью­щего фрицев. Многие игрушки того времени сделаны из подручных материалов: к примеру, звезда-наконечник для ёлки, сделанная из химической колбы.

Игрушки также выпускались, в ограниченном количестве, конечно. На кабельном заводе из остатков проволоки и фольги изготавливали примитивные яблочки и снежинки. Ламповый завод выдувал шарики, представляющие собой те же лампочки, но без цоколя. В эти тяжёлые для страны годы на заводе « Москабель » крутили проволочные украшения. В дело шли отходы производства, но из отходов получались великолепные работы: переплетенные золотисто-красными нитями домики для птиц, аккуратные корзиночки, пятиконечные красные звезды, внутри которых помещался советский герб — «Серп и молот».

Ёлочные игрушки военных лет На родине дедушки Мороза, в Великом Устюге, есть музей ёлочной игрушки. В одном из залов около десятка ёлок. А ёлки эти совершенно потрясающие, ибо наряжены они игрушками по десятилетиям. На ёлке, символизирующей эпоху Великой Отечественной войны, самыми популярными игрушками являются парашютисты. Делали их очень просто: ко всем ёлочным игрушкам, невзирая на персонаж, привязывались кусочки ткани. Так же военные елки украшались "пистолетами", "собачками-санитарами".

Хотя игрушек из магазина в военное время не было, но была фантазия и бережливость, поэтому каждую придуманную и сделанную своими руками игрушку любили и берегли как самую дорогую. В оенное детство наших бабушек и дедушек было очень трудным, игрушка для детей войны была символом мирной жизни . Война всегда смотрит глазами голодных , осиротевших детей. Игнатьева Ия, 13 лет

Каземирова Мария Александровна

После окончания Великой Отечественной войны прошло более 70 лет. Всё меньше и меньше становится свидетелей того времени.

Я родилась и выросла в мирное время. Никогда не слышала воя сирен, не знаю, что такое не топленое жилище и скудный военный паёк. Я вижу, как строятся новые дома, но не подозреваю, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Для меня война- это история.

22 июня 1941 года мирная жизнь была прервана, началась Великая Отечественная война. На защиту страны поднялись миллионы граждан. Мужчины ушли на фронт, женщины работали в тылу. Дети были предоставлены сами себе.

Всё дальше и дальше от нас уходят трагические события войны. Всё меньше и меньше ветеранов встречают с нами День Победы. Не утихает боль, нанесённая войной, не забывается подвиг нашего народа.

У детей войны разные судьбы, но их объединяет невосполнимая потеря детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои, противостоявшие войне. Но при любых обстоятельствах дети остаются детьми и хотят играть. Так во что же играли дети во время войны?

Актуальность моей работы заключается в том, что молодое поколение должно знать, помнить и гордиться историей своей семьи, своего государства.

Игры детей во время войны

У войны недетское лицо!

Но в глаза детей смотрела смерть.

Не щадила маленьких бойцов,

Им пришлось до срока повзрослеть.

Во время войны играли очень мало, не до этого было. Любимой игрой были камушки. Собирали мелкие камешки, подбрасывали, а поймать надо было тыльной стороной ладони, чтобы камешки не упали. Девочки постарше умели делать маски из папье-маше. В городе девочки часто прыгали на скакалках, если были карандаши- рисовали, летом играли в «секретики».

Дети в то время практически не играли дома. Для этого была улица. Там были такие игры, которые не требовали ничего, кроме желания и детской компании.

Играли в догонялки, которые назывались по-разному (салки, ляпки, маялки), в прятки, в казаки-разбойники, в лапту, глухой телефон, круг выжигало (это что-то типа игры в выбивалы). Играли и в старинные игры, такие как «Гуси-гуси», «А мы просто сеяли».

Ходили зимой на лыжах. Лыжи были иногда самодельные, иногда взрослые, «с чужого плеча». Конечно, лыжных ботинок тогда не было, лыжи цеплялись к валенкам. Ходить было не очень удобно, но зато ноги долго не замерзали.

Зимой катались на санках и на коньках. Коньки были разные - иногда самодельные полозья. А по весне любимое занятие детей – было пускать кораблики в многочисленных ручьях.

Валентин Николаевич Петров, родившийся в 1932 году и живший в Ярославле, перечисляет дворовые игры: «детей было много, во двор выходили гулять обычно человек пятьдесят. Разбивались по возрасту на группы и играли в разные игры: в расшибалку (на деньги), в стенку – тоже на деньги, в прятки, в казаки-разбойники, в черненькие, в ножички, в жостку (пинали мешочек, набитый камешками), в лапту, в футбол, в волейбол, в жмурки, играли в мушкетеров, сражаясь на «шпагах» (фильм «Три мушкетера» был очень популярен), строили в центре двора зимой крепости из снега и устраивали штурм снежных укреплений». Кроме этого Николай Петрович упоминает, что «в районе автозавода (теперь это Ярославский моторный завод) была устроена свалка из разбитой военной техники – танки «Тигр» и «Пантера», орудия, винтовки, пистолеты, автоматы, каски, пробитые осколками. Мы, школьники, обзаводились на этой свалке всем необходимым для игры в войну. Ходили в атаки, брали снежные крепости с криками: «Ура! За Родину!». Ребята лет 15-16 к нам во двор прикатили с Волги круглую мину диаметром примерно полметра. Мы ее пинали, катая по двору целый день». Об опасности военных свалок вспоминает и Николай Иванович Платонов, родившийся в 1931 году в деревне Князево Любимского района Ярославской области, а в войну живший в Ярославле: «Со свалок тащили все: патроны, запалы от гранат, стволы винтовок и тому подобное. По-детски не чувствуя опасности, играли ими, и это иногда заканчивалось серьезными травмами рук, глаз, лица».

Читайте также: