Презентация проекта в доу народная игрушка

Обновлено: 30.04.2024

Наши дети живут во время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. Исходя из этого, мы видим острую необходимость приобщения детей к русской народной культуре уже с дошкольного возраста.

Через знакомство с народными игрушками, мы создаём условие для духовно-нравственного воспитания дошкольников средствами русской народной культуры.

1. Знакомить детей с народными промыслами России, мастерством

народных умельцев, русским фольклором.

2. Рассказать об истории возникновения игрушек на Руси.

3. Продолжить формировать эмоционально-окрашенное чувство причастности детей к наследию прошлого.

ВложениеРазмер
russkaya_narodnaya_igrushka.pptx 2.16 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Презентация на тему: «Русская народная игрушка» Презентация на тему: «Русская народная игрушка»

История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.

Изделия народных мастеров из дерева Богородская игрушка Пестрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя- потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне… Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времён, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское .

Изделия народных мастеров из дерева Городецкая игрушка Другой старинный игрушечный промысел зародился возле Городца. Эта игрушка известна под названием городецкая топорщина . Больше всего здешние кустари делали коньков в упряжке – по одному, паре или тройке, затем ставили их с возчиками на колёса и получался экипаж. Городецкая роспись это фантастические цветы, кони, птицы, украшающие детскую мебель, игрушки, прялки, посуду, разного рода сувениры .

Изделия народных мастеров из дерева Семёновские игрушки Изготовлением токарных игрушек в Семёнове занимались с незапамятных времён. Мастера делали яблоки, груши, паровозики, ведёрочки. Позже появилась матрёшка. Семёновская матрешка отличается от других своей многоместностью . В неё вкладывают до 15-18 разноцветных кукол. В основе композиций лежит фартук, на котором изображен большой букет пышных цветов.

Изделия народных мастеров из дерева Сергиево-Посадская матрёшка Игрушечная столица России, где несколько веков развивались игрушечные промыслы- это Сергиев - Посад. Славится Сергиев-Посад своей матрешкой. Я из Сергиева- Посада Встрече с вами очень рада. Мне художниками дан Яркий русский сарафан. Я имею с давних пор На переднике узор. Знаменит платочек мой Разноцветною каймой.

Изделия народных мастеров из дерева Золотая Хохлома Хохломская роспись – русский народный художественный промысел; возник в 17 веке в селе Хохлома. Декоративная роспись на деревянных изделиях (игрушки, посуда, мебель) отличается тонким растительным узором, выполненным красным и чёрным (реже зелёным) тонами и золотом по золотистому фону.

Изделия народных мастеров из глины Дымковская игрушка Дымковская игрушка одна из самых старинных промыслов России, ей более 400 лет. Начиналось всё со свистулек для забавы детей. Женщины слободы Дымково лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась в барашка, лошадку, всадника на коне, барыню, в фигуры зверей и птиц. Каждая игрушка уникальна и единственна. Не может быть двух одинаковых изделий. Расписывают игрушки геометрическим рисунком (кругами, точками, овалами, полосами и волнами), используют много красного, желтого, синего, зелёного цветов.

Изделия народных мастеров из глины Гжельские розы Все изделия, что ты видишь на этой странице, расписаны всего одной краской — синей. Это гжельские игрушки и посуда. Как можно догадаться по названию, делают ее в небольшой деревеньке Гжель, расположенной недалеко от Москвы с середины 18 века. Гжельский край — это известный центр народного керамического искусства. А дело это не простое — нужно правильно замесить глину, придать ей нужную форму, раскрасить и обжечь в печи при высокой температуре. Гжельские художники изображают цветочные гирлянды, сказочных птиц, пейзажи, картинки из народной жизни.

Изделия народных мастеров из глины Филимоновская свистулька Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими. Они имеют характерную форму и раскраску. У всех игрушек вытянутые шеи и маленькие головки. А раскраска такая, что ни с чем не спутаешь — чередующиеся полоски красного, желтого и зеленого цветов. Бывают и более сложные узоры, особенно на юбках у барынь: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка» или «солнышко». И еще одно важное отличие от других глиняных игрушек — филимоновские игрушки всегда свистульки. Даже барыни и кавалеры — свистульки, свисток находится в хвосте зверей и птиц, которых они держат.

Изделия народных мастеров из глины Жбанниковская игрушка Промысел возник в начале 20 века, в деревне Жбанниково . Причудливое сочетание красок в росписи создаётся использованием тёмной эмалевой краски в качестве фона, по которому наносятся пятна более светлых тонов. Отдельные детали фигур «серебрятся» . Особенность жбанниковской игрушки в том, что туловище всех фигурок напоминает глиняную пирамиду на трёх ногах-основаниях.

Изделия народных мастеров из глины Каргопольская игрушка На самом севере России есть красивый старинный русский город Каргополь. Очень интересны глиняные игрушки каргопольских мастеров. Размером игрушки с ладонь, но если долго смотреть на них, то кажутся они великанами, сделанными из большущего куска глины. В них есть что-то загадочное и волшебное. Особенно любопытен Полкан — по- луконь-получеловек — этакое фантастическое существо, пришедшее из старинных народных легенд и преданий. Полкан — крестьянский богатырь. Среди каргопольских игрушек не найти двух одинаковых, потому что игрушки вручную лепят.

Изделия народных мастеров из бересты Берестяная игрушка Береста- верхний слой берёзовой коры, прочный и красивый материал для плетения. Бересту издревле называют «золотом» России. В домашнем хозяйстве и отхожих промыслах – рыбалке, охоте, строительстве – береста была незаменима как повсеместно распространённый, лёгкий, водоотталкивающий и прочный материал. В берестяных колыбелях наши предки качали младенцев, на берестяных лодках открывали новые земли; в бересту одевались и обувались, хранили продукты и переносили вещи; жилище было наполнено берестяной утварью, да и сам дом покрывали и застилали берестой, а детям изготавливали разнообразные игрушки. Шеркунок - погремушка их берестяных кубиков, внутри каждого горошина.

Русская –народная игрушка из соломы Соломенная игрушка Эта забавная игрушка родилась в деревне, где вдоволь можно найти соломы, оставшейся после жатвы. Скрутите пучок соломы в жгут, перегните его, свяжите, чтобы не развалилось изделие, приделайте ручки, а из куска ткани сделайте платок или фартук. Платье куклы снизу подстригите. За то, что соломенные юбки у таких куколок подстригали, их прозвали стригушками . Такая игрушка делалась раньше между делом - себе на потеху и детям на забаву. Маленькие девочки верили, что куклы-десятиручки помогают по хозяйству. Многие обряды невозможны без соломенной куклы – из нее мастерили чучело масленицы, оберег семьи(«неразлучники»), с помощью соломенных жаворонков зазывали весну.

Русская народная игрушка из ткани Тряпичная кукла Самой распространённой игрушкой деревенских девочек была тряпичная кукла: столбушка , кувадка , пеленашка … Причем такую куклу не выбрасывали, бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке, ведь в крестьянских семьях традиционно было много детей. Лицо у такой куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их было до сотни. Дети делали их сами, начинали вертеть куклу лет с пяти. Самой первой малышу давали куклу-оберег пеленашку или пеленашку-полено .

Русская народная игрушка из ниток Кукла из ниток Мартиничка Мартиничка - маленькая нитяная русская обрядовая кукла, которая использовалась в обряде " закликания весны" (в марте). Кукол вязали парами: из белых и красных ниток- символ весны и жаркого солнца. Такие пары кукол развешивали на ветках деревьев. Мартинички ярким контрастом красок дополняли детские игры. Традиция изготовления таких кукол жива и сегодня. Их делают в виде сувениров. Мартинички дарят на счастье, прикрепляя как украшение к одежде. Кукла подойдёт для кукольного домика и украшения ёлки.

Пусть вам лучшею подружкой Станет русская игрушка. И недаром все музеи Дорожат, гордятся ею.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.


Курс повышения квалификации

Развитие речевых навыков у неговорящих детей в структуре группового занятия «Мама и малыш»


Курс повышения квалификации

Одарённые дети. Особенности развития и система сопровождения в системе школьного образования в условиях реализации ФГОС СОО


Курс повышения квалификации

Ресурсы системы М. Монтессори в работе с детьми дошкольного возраста


«Как приручить маленького командира (инструкция для родителей)»

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:


Проект «Русская матрешка» Информационная карта проекта Полное наименование пр.

Проект «Русская матрешка» Информационная карта проекта Полное наименование проекта «Русскаяматрешка» Авторы Воспитатель группы раннего возраста «Ягодки» Самылова Наталья Борисовна База, на которой реализуется проект Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Костромы«Детский сад № 28» Срок реализации проекта Краткосрочный Рассчитан на 2 недели Тип проекта Практико-ориентировочный, творческий Социальный статус, число участников Воспитатели,воспитанники, родители малышей

Актуальность проблемы Приобщение детей к народной культуре, народному искусст.

Актуальность проблемы Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна. Проблема: Именно народная игрушка всегда несет в себе огромный потенциал социального значения. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки и ее возможности в развитии ребенка раннего возраста.

Цель проекта Формирование представлений у детей о народной игрушке – деревян.

Цель проекта Формирование представлений у детей о народной игрушке – деревянной Матрешке.

Задачи: 1. Формировать целенаправленные действия с матрешкой. 2.Способствова.

Задачи: 1. Формировать целенаправленные действия с матрешкой. 2.Способствовать развитию речевого общения, обогащению и расширению словаря. 3.Развивать познавательную активность малышей, сенсорные навыки. 4.Воспитывать интерес к дидактической игрушке. 5.Создать условия для участия родителей в образовательном процессе. 6.Побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

Продукт детской деятельности: детские рисунки на бумаге, танцевальные импров.

Продукт детской деятельности: детские рисунки на бумаге, танцевальные импровизации и итоговое занятие. Объект направлен на детей, родителей, воспитателей. Гипотеза: Матрешка, прежде всего, любимая игрушка малышей, причем очень полезная игрушка. Имеет большую практическую пользу. С помощью матрешки взрослые могут научить малыша выделять разные величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это способствует установлению координации рук и глаз, развивает у ребенка правильное восприятие окружающего мира.

Принципы: -систематичности - последовательности - наглядности Условия: Пред.

Принципы: -систематичности - последовательности - наглядности Условия: Предметно-развивающая среда: игрушки матрешки; иллюстрации матрешек. Использование современных образовательных технологий: социо-игровые. Ресурсное обеспечение проекта: Наглядный материал: иллюстрации матрёшек, деревянная игрушка матрешка. Физическое оборудование Интернет ресурсы Музыкальный центр СД – диски

Формы работы С родителями  Консультации  Наглядная агитация  Оформление фо.

Формы работы С родителями  Консультации  Наглядная агитация  Оформление фоторепортажа для родителей С детьми Занятия Беседы Развлечение Игровая деятельность

Ожидаемый результат: В процессе взаимодействия педагог-дети-родители в реализ.

Ожидаемый результат: В процессе взаимодействия педагог-дети-родители в реализации проекта. Дети: Овладеют знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении матрешки как игрушки. Возрастет речевая активность в разных видах деятельности. Проявят бережное отношение к игрушкам (матрешки). Родители: Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье. Активное участие родителей в жизни детского сада и группы. Развитие творческих способностей. Повышение компетентности родителей при выборе игрушки Матрешки.


I этап. Подготовительный - Подбор методической и художественной литературе.

I этап. Подготовительный - Подбор методической и художественной литературе по теме «Русская народная игрушка-Матрешка». -вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); -активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); -составление плана-схемы проекта; -сбор, накопление материала; -включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности; -домашние задания для совместной деятельности с родителями;

II этап. Основной Познавательное развитие: Речевое развитие: 1. НООД«Знакомс.

II этап. Основной Познавательное развитие: Речевое развитие: 1. НООД«Знакомство с русской матрешкой». 2. Чтение и обсуждение художественных произведений, стихотворений, рассказов о матрешке. Л. Некрасова «Веселые матрёшки», С. Маршак «О матрёшках», З. Петрова «Ой, да мы матрёшки», В. Приходько «Матрёшка на окошке», В. Моисеев «Матрёшка», сказка «Жили – были матрешки… », 3. Заучивание стихотворения, потешек, песенок о матрешке. 5. Отгадывание загадок о матрешках. 6. Дидактические игры: «Матрешка», «Матрешка, ты где? », «Что из чего сделано? », «Сложи матрешку.» 7.Создание мини-музея «Хоровод Матрешек». Художественно-эстетическое развитие: 1. НООД «Украсим Матрешкам сарафан», «Угощение для Матрешек», «Бусы для Матрешек», «Хоровод Матрешек». 2. Рассматривание фотографий и иллюстраций и наглядного материала с изображением разных матрешек. 3.Разучивание пляски «Мы веселые матрешки.»

Физическое развитие: 1. Физкультминутка «Матрешки». 2. Пальчиковая гимнастик.

Физическое развитие: 1. Физкультминутка «Матрешки». 2. Пальчиковая гимнастика «Мы Матрешки – вот такие крошки». 3. Подвижные игры «Прячем Матрешку», «Бегите к Матрешке», «Шли Матрешки по дорожке». Социально – коммуникативное развитие: Сюжетно-ролевые игры «Покатай матрешку», «Матрешки пришли в гости».

Взаимодействие с родителями

Взаимодействие с родителями

III этап. Заключительный Создание мини-музея «Русская матрешка» Выставка детс.

III этап. Заключительный Создание мини-музея «Русская матрешка» Выставка детских работ Новизна: Рассказать и показать народный символ в разных видах, что он может быть выполнен не только из дерева, но из бумаги, ткани. Критерии результативности: Активное участие детей в поиске полезной информации. Количество интересной и полезной информации найденной детьми совместно с родителями. Эмоциональный отклик ребёнка на результат своего творчества. Результат: Дети заинтересовались темой «Русская народная игрушка». Проявилась познавательная активность детей. Развился интерес детей к дидактическим играм на тему «Матрёшка». Участие родителей в проекте: Выставка поделок руками родителей и детей «Матрешка-русская народная игрушка. Организовали выставку детских работ. Повысился интерес родителей к занятиям детей.

Выводы: Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей. Возро.

Выводы: Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей. Возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкально-игровую). Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог-родители. Родители приняли активное участие в реализации проекта.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Проект «Народная игрушка» в старшей группе

Сейчас много говорят о том, какими должны быть игрушки наших детей. Но споры эти появились не сегодня. Ведь игрушки для детей – это особый мир, по сути, мир взрослых в миниатюре, где ребенку лишь остается роль владельца и пользователя, но не творца; он ничего не изобретает, а только применяет. Особое значение для общего развития ребенка имеют народные игрушки. Они создавались народом для детей, были направлены на так называемую «социализацию» малыша: вхождение в мир человеческой культуры, взаимоотношений людей и природы. Такие игрушки «с внутренним смыслом» родители делали для своих детей. Это искусство передавалось по наследству. Позднее это привело к созданию целых игрушечных промыслов.

Исходя из идеи развития у ребенка творческих способностей посредством народной культуры, с детьми старшей группы был разработан проект «Народная игрушка».

Этот проект способствует приобщению детей к истокам русской народной культуры, помогает напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес и уважение к истории России.

Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.

Цель проекта: Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой.

• Вызвать желание у детей познакомиться с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная, берестяная и др.)

• Обеспечить запоминание игр с народными игрушками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки).

• Способствовать развитию познавательных интересов , эстетического восприятия, логического мышления, внимания, воображения, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.

• Формировать и развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Проект «Народная игрушка» Выполнила: Игнатова Т.Ю., воспитатель средней групп.

Курс повышения квалификации

Развитие речевых навыков у неговорящих детей в структуре группового занятия «Мама и малыш»


Курс повышения квалификации

Одарённые дети. Особенности развития и система сопровождения в системе школьного образования в условиях реализации ФГОС СОО


Курс повышения квалификации

Ресурсы системы М. Монтессори в работе с детьми дошкольного возраста


«Как приручить маленького командира (инструкция для родителей)»

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проект «Народная игрушка» Выполнила: Игнатова Т.Ю., воспитатель средней групп.

Проект «Народная игрушка» Выполнила: Игнатова Т.Ю., воспитатель средней группы № 2 «Тюльпан» МБДОУ ЦРР детский сад № 21, г. Балашиха, мкр. Павлино

Паспорт проекта Вид проекта: групповой. Продолжительность проекта: краткосроч.

Паспорт проекта Вид проекта: групповой. Продолжительность проекта: краткосрочный. Тип проекта: познавательно-творческий. Участники проекта: дети средней группы, их родители, воспитатель. Направление: познавательное, социально-коммуникативное, художественно - эстетическое, речевое развитие.

Актуальность Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирн.

Актуальность Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребёнка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.

Цели и задачи Цель: формировать знания детей о народной игрушке через организ.

Цели и задачи Цель: формировать знания детей о народной игрушке через организацию продуктивной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий. Задачи: - формировать представления о русской народной игрушке, традициях и обычаях. - способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной деятельности; - способствовать созданию активной позиции родителей в совместной творческой деятельности с детьми.

Ожидаемые результаты Формирование у детей представлений о русской народной иг.

Ожидаемые результаты Формирование у детей представлений о русской народной игрушке, традициях и обычаях. Развитие творческих и познавательных способностей, речевых умений и мелкой моторики рук через индивидуальное самовыражение в процессе продуктивной деятельности. Создание активной позиции родителей в совместной творческой деятельности с детьми.

Этапы проекта Первый этап – подготовительный. Цель: создание условий для реал.

Этапы проекта Первый этап – подготовительный. Цель: создание условий для реализации проекта с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Второй этап – основной. Цель: организация и проведение работы по реализации задач проекта с применением дистанционных образовательных технологий . Третий этап – заключительный. Цель: анализ эффективности реализации проекта с применением дистанционных образовательных технологий , выставка детского творчества «Народная игрушка» на сайте детского сада.

Первый этап Разработать перспективное планирование по работе с воспитанникам.

Первый этап Разработать перспективное планирование по работе с воспитанниками в условиях реализации проекта с применением дистанционных образовательных технологий. Разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями воспитанников.

Второй этап Работа с детьми: художественно-творческая деятельность (ИЗО, лепк.

Второй этап Работа с детьми: художественно-творческая деятельность (ИЗО, лепка, конструирование); познавательно-речевое развитие (развитие речи, чтение и заучивание стихотворений); игровая деятельность (сюжетная игра, дидактическая игра). Работа с родителями: консультации; мастер-класс.

Презентация помогает знакомить дошкольников с видами и историей возникновения народной игрушки.

ВложениеРазмер
narodnaya_igrushka.pptx 2.99 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Народные игрушки Гусева Татьяна Германовна МКДОУ №15 «Березка» г. Родники Ивановской области 2019г

История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.

Пестрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя- потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне… Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времён, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское . Богородская игрушка

Другой старинный игрушечный промысел зародился возле Городца. Эта игрушка известна под названием городецкая « топорщина ». Больше всего здешние кустари делали коньков в упряжке – по одному, паре или тройке, затем ставили их с возчиками на колёса и получался экипаж. Городецкая роспись это фантастические цветы, кони, птицы, украшающие детскую мебель, игрушки, прялки, посуду, разного рода сувениры . Городецкие игрушки

Одним из широко известных промыслов расписной деревянной игрушки является Полхов – Майдан Нижегородской области. Мастера делают самые разнообразные игрушки- свистульки, матрёшки, пирамидки, каталки на палочке, детские балалайки и называется всё это забавным словом – « таратушки ». Полхов - М айданские « таратушки »

Изготовлением токарных игрушек в Семёнове занимались с незапамятных времён. Мастера делали яблоки, груши, паровозики, ведёрочки. Позже появилась матрёшка. Семёновская матрешка отличается от других своей многоемкостью . В неё вкладывают до 15-18 разноцветных кукол. В основе композиций лежит фартук, на котором изображен большой букет пышных цветов. Семеновская игрушка

Игрушечная столица России, где несколько веков развивались игрушечные промыслы - это Сергиев - Посад. Славится Сергиев-Посад своей матрешкой. Я из Сергиев - Посада Встрече с вами очень рада. Мне художниками дан Яркий русский сарафан. Я имею с давних пор На переднике узор. Знаменит платочек мой Разноцветною каймой. Сергиев-посадская матрешка

Хохломская роспись – русский народный художественный промысел; возник в 17 веке в селе Хохлома. Декоративная роспись на деревянных изделиях (игрушки, посуда, мебель) отличается тонким растительным узором, выполненным красным и чёрным (реже зелёным) тонами и золотом по золотистому фону. Золотая хохлома

Промысел сложился в конце 19 века в деревне Федосеево . Яркая раскраска, нанесённая по жёлтому фону стала характерной для федосеевской игрушки. Делалась эта игрушка из щепы, вырубалась топором и отличалась исключительным разнообразием. Кораблик не просто катился на колёсах, а ещё и приводил в движение другие детали внутри. Карусель закручивалась и раскручивалась обратно сама. Сейчас уже нет таких мастеров. Федосеевская « топорщина »

Дымковская игрушка одна из самых старинных промыслов России, ей более 400 лет. Начиналось всё со свистулек для забавы детей. Женщины слободы Дымково лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась в барашка, лошадку, всадника на коне, барыню, в фигуры зверей и птиц. Каждая игрушка уникальна и единственна. Не может быть двух одинаковых изделий. Расписывают игрушки геометрическим рисунком (кругами, точками, овалами, полосами и волнами), используют много красного, желтого, синего, зелёного цветов. Дымковская игрушка

Все изделия, что ты видишь на этой странице, расписаны всего одной краской — синей. Это гжельские игрушки и посуда. Как можно догадаться по названию, делают ее в небольшой деревеньке Гжель, расположенной недалеко от Москвы с середины 18 века. Гжельский край — это известный центр народного керамического искусства. А дело это не простое — нужно правильно замесить глину, придать ей нужную форму, раскрасить и обжечь в печи при высокой температуре. Гжельские художники изображают цветочные гирлянды, сказочных птиц , пейзажи, картинки из народной жизни. Гжель

Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими. Они имеют характерную форму и раскраску. У всех игрушек вытянутые шеи и маленькие головки. А раскраска такая, что ни с чем не спутаешь — чередующиеся полоски красного, желтого и зеленого цветов. Бывают и более сложные узоры, особенно на юбках у барынь: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка» или «солнышко». И еще одно важное отличие от других глиняных игрушек — филимоновские игрушки всегда свистульки. Даже барыни и кавалеры — свистульки, свисток находится в хвосте зверей и птиц, которых они держат. Филимоновская игрушка

Бирюльки Смешное и забавное словечко «бирюлька» вызывает недоумение у многих, хотя фразу «играть в бирюльки» слышали многие. Бирюлька представляет собой крошечную фигурку, которую использовали в настольной игре на Руси в старину. Фигурка эта для красоты была сделана точной маленькой копией предметов быта, таких как посуда, мебель, инструменты, оружие и даже обувь. Игра в бирюльки была очень популярна в свое время в крестьянских семьях. Смысл игры заключался в умении играющих вытащить из кучи фигурок как можно большее их количество, не потревожив общую кучу. В качестве инструмента в игре использовали крючок. Если игрок задевал другие фигурки, то право хода переходило к следующему участнику. В том случае если игрок удачно справлялся с задачей, он делал повторный ход. Игра велась до тех пор, пока все бирюльки не переходили в руки игроков. Выигрывал тот, у кого оказывалось большее количество бирюлек.

Промысел возник в начале 20 века, в деревне Жбанниково . Причудливое сочетание красок в росписи создаётся использованием тёмной эмалевой краски в качестве фона, по которому наносятся пятна более светлых тонов. Отдельные детали фигур «серебрятся» . Особенность жбанниковской игрушки в том, что туловище всех фигурок напоминает глиняную пирамиду на трёх ногах-основаниях. Жбанниковская игрушка

На самом севере России есть красивый старинный русский город Каргополь. Очень интересны глиняные игрушки каргопольских мастеров. Размером игрушки с ладонь, но если долго смотреть на них, то кажутся они великанами, сделанными из большущего куска глины. В них есть что-то загадочное и волшебное. Особенно любопытен Полкан — полуконь-получеловек — этакое фантастическое существо, пришедшее из старинных народных легенд и преданий. Полкан — крестьянский богатырь. Среди каргопольских игрушек не найти двух одинаковых, потому что игрушки вручную лепят. Каргопольская игрушка

Береста- верхний слой берёзовой коры, прочный и красивый материал для плетения. Бересту издревле называют «золотом» России. В домашнем хозяйстве и отхожих промыслах – рыбалке, охоте, строительстве – береста была незаменима как повсеместно распространённый, лёгкий, водоотталкивающий и прочный материал. В берестяных колыбелях наши предки качали младенцев, на берестяных лодках открывали новые земли; в бересту одевались и обувались, хранили продукты и переносили вещи; жилище было наполнено берестяной утварью, да и сам дом покрывали и застилали берестой, а детям изготавливали разнообразные игрушки. Шеркунок - погремушка их берестяных кубиков, внутри каждого горошина. Берестяная игрушка

Эта забавная игрушка родилась в деревне, где вдоволь можно найти соломы, оставшейся после жатвы. Скрутите пучок соломы в жгут, перегните его, свяжите, чтобы не развалилось изделие, приделайте ручки, а из куска ткани сделайте платок или фартук. Платье куклы снизу подстригите. За то, что соломенные юбки у таких куколок подстригали, их прозвали стригушками . Такая игрушка делалась раньше между делом - себе на потеху и детям на забаву. Маленькие девочки верили, что куклы-десятиручки помогают по хозяйству. Многие обряды невозможны без соломенной куклы – из нее мастерили чучело масленицы, оберег семьи(«неразлучники»), с помощью соломенных жаворонков зазывали весну. Соломенная игрушка

Самой распространённой игрушкой деревенских девочек была тряпичная кукла: столбушка , кувадка , пеленашка … Причем такую куклу не выбрасывали, бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке. Лицо у такой куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме. Дети делали их сами, начинали вертеть куклу лет с пяти. Самой первой малышу давали куклу-оберег пеленашку или пеленашку-полено . Тряпичная кукла

Мартиничка - маленькая нитяная русская обрядовая кукла, которая использовалась в обряде " закликания весны" (в марте). Кукол вязали парами: из белых и красных ниток- символ весны и жаркого солнца. Такие пары кукол развешивали на ветках деревьев. Мартинички ярким контрастом красок дополняли детские игры. Традиция изготовления таких кукол жива и сегодня. Их делают в виде сувениров. Мартинички дарят на счастье, прикрепляя как украшение к одежде. . Кукла - мартиничка

Пусть вам лучшею подружкой Станет русская игрушка. И недаром все музеи Дорожат, гордятся ею.

Читайте также: