Прием различения на слух звучащих игрушек предполагает

Обновлено: 02.05.2024

ЦЕЛЬ: учить детей различать звучащие игрушки при постепенно увеличивающемся выборе: из двух-четырех.

Барабан или гармошка?

Оборудование: барабан, гармошка, большие зайка и кукла, маленькие зайки и куклы по количеству детей в группе или соответствующие картинки с подписями БАРАБАН, ГАРМОШКА.

Речевой материал: будем играть, слушайте, верно, неверно, да, нет, БАРАБАН, ГАРМОШКА.

Дети сидят перед педагогом за столами. На столе у педагога сидят большой зайка и большая кукла. Около зайки - барабан, около куклы - гармошка. На столах у детей или маленькие зайка и кукла, или соответствующие картинки. Педагог ударяет в барабан и показывает, как зайка начинает прыгать, и побуждает детей повторить эти движения под звучание барабана. То же самое он проделывает и с гармошкой, под звук которой пляшет кукла.

Педагог на глазах детей играет в разной последовательности то на барабане, то на гармошке, не показывая при этом игрушку, соответствующую предъявляемому звучанию. Дети самостоятельно выбирают нужную игрушку (картинку), т.е. барабан - зайка, который прыгает; гармошка - кукла, которая танцует. В подтверждение правильности выбора педагог также выполняет действия либо с куклой, либо с зайкой, продолжая стучать в барабан или играть на гармошке.

Когда дети начнут уверенно справляться с данным заданием, звучания начинают предъявляться им уже не слухо-зрительной, а на слуховой основе. С этой целью педагог стучит в барабан или играет на гармошке за большим экраном или ширмой и побуждает детей выбрать нужную игрушку. Затем он, продолжая воспроизводить звучание, появляется из-за экрана (ширмы), оценивает правильность выбранной игрушки: показывает, как пляшет кукла, если звучит гармошка, или прыгает зайка, если звучит барабан.

Аналогично проводятся игры-упражнения и с другими парами звучащих игрушек, например: барабан (прыгает зайка) и дудка (едет машина); металлофон (летает бабочка, маленькая птичка) и бубен (прыгает лягушка). В дальнейшем ребенку предлагают выбирать не из двух, а из трех звучаний: барабан - дудка - металлофон, гармошка - бубен - дудка.

Слушаем и показываем

Цель: учить детей соотносить определенное действие со звучанием той или иной игрушки.

Оборудование: барабан, бубен, дудка, гармошка, свисток, металлофон, шарманка, соответствующие картинки с подписями: БАРАБАН, БУБЕН, ДУДКА, ГАРМОШКА, СВИСТОК, МЕТАЛЛОФОН, ШАРМАНКА.

Речевой материал: будем играть, слушайте, верно, неверно, да, нет, ЧТО ЗВУЧАЛО? БАРАБАН, БУБЕН, ДУДКА, ГАРМОШКА, СВИСТОК, МЕТАЛЛОФОН, ШАРМАНКА.

Дети стоят полукругом перед педагогом. Перед педагогом три звучащих игрушки, например: барабан, дудка, гармошка. Он стучит в барабан и начинает шагать на месте, произнося татата, и побуждает детей к этому же. Педагог повторяет данное упражнение два-три раза. После каждого выполнения упражнения он спрашивает: «Что звучало? «, дети в ответ показывают соответствующую картинку с подписью и прочитывают ее. Затем аналогично предъявляются звучания гармошки - танцевать (или приседать положив руки на пояс, или поднять руки над головой и вращать, или кружиться и т.п.), произнося ля-ля-ля; дудки - «играть» на воображаемой дудочке - у .

Педагог в разной последовательности играет то на барабане, то на дудке, то на гармошке. Дети в ответ воспроизводят определенное действие. Если кто-то из детей ошибается, педагог в момент звучания также начинает производить нужное движение. Затем дошкольники показывают соответствующую картинку и читают подпись.

В течение нескольких занятий педагог проводит описанные выше упражнения с перечисленными игрушками: барабан - шагать на месте, произнося, как могут, папапа, бубен - хлопать в ладоши - татата; дудка - «играть» на дудочке - у ; гармошка - танцевать - ля-ля-ля; свисток - поднимать руки вверх - пи ; металлофон - ударять кулачком о кулачок - татата; шарманка - «играть» на шарманке - ааа.

Что звучало?

Цель: обучение различению на слух звучащих игрушек.

Оборудование: барабан и дудка, соответствующие картинки с подписями БАРАБАН, ДУДКА, картинки с изображением этих звучащих игрушек.

Речевой материал: будем играть, слушайте, что звучало? барабан, дудка, верно, неверно, да, нет.

Дети стоят полукругом перед педагогом. У педагога барабан и дудка. Он стучит по барабану, дети в ответ шагают на месте, произнося татата. В ответ на последующий вопрос «Что звучало?» они показывают соответствующую картинку и прочитывают подпись. Аналогично предъявляется звучание дудки.

Педагог на глазах детей в разной последовательности играет то на барабане, то на дудке. Дети в ответ воспроизводят определенное действие, сопровождая его произнесением слогов. Если кто-то из детей ошибается, педагог в момент звучания также начинает производить нужное движение. Затем дошкольники показывают соответствующую картинку и читают подпись.

Педагог устанавливает большой экран или ширму, на глазах детей берет барабан и стучит по нему за экраном (ширмой). Дошкольники воспринимают звучание на слух, начинают шагать на месте, произнося татата. В это время педагог поднимается из-за экрана или выходит из-за ширмы, продолжая стучать в барабан. Он предъявил на слух образец звучания барабана. Аналогичная работа проводится и с дудкой.

Затем педагог за экраном (ширмой) в разной последовательности играет то на барабане, то на дудке. Дети в ответ воспроизводят определенное действие, сопровождая его произнесением слогов. Если кто-то из детей ошибается, педагог продолжая извлекать звук из игрушки, показывается детям (они воспринимают звучание слухо-зрительно), дошкольники, допустившие ошибку, исправляются. Затем дети показывают соответствующую картинку и читают подпись.

Аналогично организуются игры-упражнения и для различения на слух других игрушек. Постепенно педагог начинает предъявлять игрушки, звучание которых не так резко различается, например: барабан и бубен, дудка и гармошка и т.п. Он также постепенно увеличивает выбор, доводя его до выбора из трех-четырех и более звучащих игрушек.

Вариант игры

В ответ на воспринятое звучание после вопроса педагога «Что звучало?» дети показывают соответствующие картинки, размещают их на доске, в наборном полотне, на флане-леграфе под большими изображениями соответствующих игрушек, подкладывают к самим игрушкам и т.п.

Эта работа включает в себя различение звучащих игрушек, музыкальных инструментов и бытовых шумов, определение количества звучаний и их характера (долгота, громкость, слитность, темп, ритм, высота), направления к источнику звука, а также различение музыкальных ритмов (марш, вальс, полька и т. д.), оркестрового, хорового и сольного исполнения, голосов людей и животных и т. п. Работа проводится на фронтальных занятиях по развитию слухового восприятия и обучению произношению. Используются те звучания, которые доступны слуху всех детей группы.

Методика обучения различению звучаний такова. Сначала дети дифференцируют звучания, воспринимая их на слухо- зрительной основе, далее слушают образец каждого звучания и, наконец, приступают к их различению только на слух. Каждый раз в случае ошибки педагог предъявляет то или иное звучание слухо- зрительно, а затем на слух. Дети в ответ на воспринятое звучание, как правило, отвечают движениями и произнесением слогосочетаний, соответствующих характеру звучания. Например, при различении темпа звучаний они в ответ на воспринятое хлопают в ладоши в медленном темпе, произнося та __та__ та__, в среднем —та __та __та__ или быстром — татата.

Важно подчеркнуть, что обучение различению на слух неречевых и речевых сигналов проводится не только с целью развития слухового восприятия детей и обогащения их представлений о звуках окружающего мира, но и для оказания положительного влияния на формирование устной речи. В первую очередь это относится к работе по различению на слух ритма, темпа, высоты и слитности звучаний.

Основное внимание в плане развития слухового восприятия уделяется формированию и развитию речевого слуха детей. С этой целью их учат различать, опознавать и распознавать на слух слова, словосочетания, фразы (повествовательные, вопросы, поручения), тексты. Дети поступают в детский сад, как правило, не владея речью и не умея пользоваться своим слухом. Поэтому заниматься с ними начинают на материале звукоподражаний, лепетных, а позже и полных слов. По мере формирования у детей фразовой речи исходной единицей в работе по развитию слуха становится фраза.

Вначале детей учат различать на слух речевой материал.Различение на слух — это ответное действие на предъявление речевого материала, знакомого по звучанию. Знакомым по звучанию считается тот материал, который уже использовался в слуховой тренировке. Различение на слух осуществляется в ситуации ограниченного и наглядного выбора. Перед ребенком находятся предметы, картинки, таблички, соответствующие словам и фразам, предлагаемым на слух (например: дом, мама, молоко).

Ребенок различает звучания сначала при выборе из двух-трех, постепенно выбор увеличивается до восьми-десяти единиц.

Речевой материал для различения на слух каждому ребенку подбирается на неделю. В начале занятия он различает его на слухо- зрительной основе, затем педагог предъявляет образец звучания каждой речевой единицы, для этого он произносит на ухо или за экраном название того или иного предмета (картинки), одновременно показывая его (т. е. дошкольник знает, что он слушает). Наконец, на том же занятии сурдопедагог предъявляет этот же материал только на слух. По мере совершенствования навыка восприятия первые два этапа занимают все меньше и меньше места (особенно у слабослышащих).

После того как дошкольники научились различать на слух первые звукоподражания и слова, они учатся и опознавать их на слух.

Новые слова, словосочетания и фразы, особенно на первых годах обучения, дети сначала различают на слух, а затем и опознают. Для опознавания на слух на каждое занятие подбирается новый речевой материал. Те слова, словосочетания и фразы, которые ребенок не смог опознать, предлагаются ему для различения, а на последующем занятии — вновь для опознавания на слух. И для различения, и для опознавания предлагается речевой материал, разнородный грамматически и относящийся к разным тематическим группам, чтобы дети учились воспринимать материал вне ситуации.

Помимо соблюдения указанных требований, педагог постепенно увеличивает расстояние, на котором ребенок слушает с индивидуальным слуховым аппаратом или без него. Это расстояние при различении на слух, как правило, бывает большим, чем то, на котором они опознают материал на слух.

Необходимо следить за тем, чтобы ребенок вслушивался в сказанное, а не гадал, что это может быть. Поэтому и при различении, и при опознавании на слух одна и та же фраза (слово) может повторяться неоднократно (иногда по два-три раза подряд). При этом чаще повторяется тот материал, который ребенок слышит хуже.

Когда ребенок начнет справляться с опознаванием на слух речевого материала, его учат распознавать на слух незнакомые

по звучанию слова, словосочетания, фразы.При этом незнакомым по звучанию считается тот материал, который впервые предлагается ребенку сразу на слух. Распознавание на слух — это ответные действия детей на предъявление речевого материала, незнакомого по звучанию. Распознавание осуществляется вне ситуации наглядного выбора. С целью обучения распознаванию на слух каждое новое слово (т. е. не отработанное ранее на занятиях по развитию слухового восприятия), словосочетание или фраза предъявляются ребенку сразу на слух, а не слухо- зрительно. Дошкольник повторяет то, что он услышал, воспроизводя либо отдельные элементы, либо контур слова, либо его точный звуковой состав. Если слово, словосочетание, фраза не восприняты на слух, то педагог предъявляет данную речевую единицу для слухо- зрительного восприятия, а затем и только на слух. Ребенок каждый раз повторяет воспринятое. Речевой материал, впервые предлагаемый для распознавания на слух, на том же и последующих занятиях предлагается для различения, а в дальнейшем и для опознавания на слух в более сложных акустических условиях: с индивидуальным слуховым аппаратом или без него при постепенно увеличивающемся расстоянии.

При обучении различению материала на слух и при его опознавании и распознавании каждая речевая единица, не воспринятая с первого предъявления, повторяется три — пять раз, Если она все же остается неузнанной, то слово, словосочетание, фраза предлагаются на слухо- зрительной основе, а затем снова на слух.

В детском саду большое внимание уделяется работес текстом.Так, глухие и слабослышащие дети учатся опознавать на слух знакомые детские стихи и песенки. С этой целью педагог сразу на слух произносит четверостишие или поет один куплет песни и спрашивает ребенка, что он услышал. Затем песенка или стихотворение предъявляется для слухо- зрительного восприятия и вновь на слух. Упражнения проводятся и на последующих занятиях до тех пор, пока дошкольник не научится узнавать данное стихотворение (песню) на слух. В дальнейшем педагог то же самое делает со вторым и последующими стихами и песнями. В процессе этой работы дети учатся отличать одно стихотворение (песенку) от другого.

Глухие и слабослышащие дети учатся также воспринимать на слух и прозаические тексты. Глухих дошкольников на последнем году обучения готовят к восприятию на слух текстов. Дети учатся воспринимать на слухо- зрительной основе и различать на слух речевой материал типа: «Девочка взяла бумагу и карандаш. Девочка рисует мяч». Данный речевой материал предлагается слухо- зрительно не более двух раз. После его прослушивания ребенок должен сказать, что он понял. Если он не может повторить сказанного (чего не должно быть на четвертом-пятом году обучения), материал предлагается ему для прочтения. Затем

педагог дает образец звучания данных фраз: показывая ребенку написанное на табличке первое предложение, он произносит его за экраном, затем то же делает и со вторым предложением. В дальнейшем дошкольник учится различать на слух фразы, слова и словосочетания, предъявляемые вразбивку. Фразы, написанные на табличке, а также соответствующая картинка или предметы находятся перед ребенком.

После того как дошкольник научится различать на слух фразы и слова, ему предлагается выполнить ряд заданий, ответить на вопросы. Задания и вопросы предъявляются сразу на слух. Если после двухкратного повторения вопроса (задания) дошкольник не смог понять его, то педагог предъявляет его для восприятия на слухо- зрительной основе, а затем — на слуховой. Речевой материал считается усвоенным, если ребенок воспринимает на слух обе фразы и все слова и словосочетания из них, данные вразбивку, а также отвечает на вопросы и выполняет задания, воспринятые на слух. Работа с данным речевым материалом проводится обычно на трех-пяти занятиях.

Слабослышащих дошкольников, начиная со средней группы, учат воспринимать на слух сначала хорошо знакомые тексты, а затем и новые. При этом на начальном этапе работы обязательно используются сюжетные картинки, постепенно все больше текстов предлагается ребенку без опоры на картинку. Каждый новый текст предъявляется на слух не более двух раз. Ребенок пересказывает его. Затем текст предъявляется пофразно, каждая фраза предлагается на слух не более трех-пяти раз. Если дошкольник не может воспроизвести ее точно, она повторяется для слухо- зрительного восприятия и для чтения. После предъявления последней фразы педагог вновь прочитывает весь текст, который ребенок воспринимает уже слухо- зрительно, а затем читает. В дальнейшем дошкольники различают и опознают речевой материал, входящий в текст, а также отвечают на вопросы и выполняют задания по нему, которые предъявляются на слух не более двух раз. Работа с одним текстом, как правило, ведется в течение двух-трех занятий.

Как при использовании индивидуального слухового аппарата, так и без него большое внимание уделяется постепенному увеличению расстояния, на котором ребенок может воспринимать материал на слух. Речевой материал произносится голосом разговорной громкости. Если слабослышащий дошкольник воспринимает его без аппарата на 1 м и более, его необходимо тренировать в различении, опознавании и распознавании слов, словосочетаний и фраз, произносимых шепотом.

Работая над развитием слухового восприятия, следует осуществлять контроль за реализацией произносительных возможностей каждого ребенка.

В течение первых двух лет обучения исходной единицей в работе по развитию слухового восприятия являются звукоподражания, лепетные и полные слова. Глу­хие дети вначале учатся различать и опознавать на слух зву­коподражания, слова и словосочетания, а лишь затем – фра­зы, состоящие из этих слов. Начиная с третьего года обуче­ния исходной единицей в развитии слухового восприятия ста­новится фраза. С этого времени дошкольники учатся сна­чала различать на слух фразы (не менее трех). При удовлет­ворительном их различении на слух (т. е. при их дифферен­циации в 80 – 100% случаев) ребенку предлагают различать на слух слова и словосочетания, которые входят в данные фразы. Впоследствии к первым фразам прибавляются следу­ющие. Так постепенно нарастает «слуховой словарь».

В процессе работы по развитию слухового восприятия глухие дошкольники выполняют поручения, отвечают на во­просы, пересказывают услышанное. При этом очень важно, чтобы восприятие на слух определенного речевого материала способствовало формированию устной речи детей в естествен­ной ситуации: чтобы при прослушивании вопроса ребенок сразу отвечал на него, не повторяя его при восприятии пору­чения, и выполнял поручение, также не повторяя сказанного.

Правильность восприятия на слух проверяется ответной реакцией ребенка: если она соответствует сказанному педа­гогом, то считается, что речевой материал воспринят пра­вильно. Только в некоторых случаях педагог просит ребенка повторить сказанное им.

Обучение глухих дошкольников восприятию на слух рече­вого материала начинается с различения звукоподражаний.

Методика работы. Перед ребенком ставят два (впоследст­вии три и более) предмета (например, самолет и собака), таблички к ним не подкладывают.

1. Педагог в микрофон без экрана произносит в – · , пока­зывает, как летит самолет, продолжая произносить в – ·

Затем произносит ав-ав-ав или ам-ам-ам и, одновременно действуя игрушкой, показывает, как бежит и лает собака.

2. Ребенок различает эти два звукоподражания слухо-зрительно. В ответ на звучание он производит соответствующее действие с игрушкой и произносит звукоподражание (как может). Когда ребенок научится различать эти звукоподра­жания слухо-зрительно, педагог переходит к следующему этапу.

3. Педагог показывает, как летит самолет, и в микрофон за экраном произносит в – ·; затем предлагает ребенку по­казать, как летит самолет, и при этом еще раз произносит в – ·.То же проделывается и с собакой (ав-ав-ав или ам-ам-ам).

4. Ребенок различает на слух звукоподражания, выполняя соответствующее действие и произнося (как может) это зву­коподражание. Каждый раз в случае ошибки педагог произ­носит звукоподражание, которое ребенок воспринимает сна­чала слухо-зрительно, а затем – только на слух.

Для различения подбирают звукоподражания, резко отличные по звучанию, например: в – ·, ам-ам-ам, пи-пи-пи-пи (птицы), прр (лошадь). Парные звукоподражания планиру­ются на неделю. Если ребенок научился различать их на слух раньше, то на следующее занятие ему предлагают два новых звукоподражания. Если же и после третьего занятия он не может различать данные звукоподражания, то все равно да­ется новая пара звукоподражаний, остается лишь то, которое ребенок слышит лучше, и к нему подбирается новое.

Детям, легко справляющимся с различением на слух зву­коподражаний при выборе из двух, дается новое задание, при котором выбор увеличивается до3 – 5 единиц.

На первом же году обучения дети учатся различать на слух звукоподражания, лепетные и полные слова. К пол­ным словам педагог, а затем и сами дошкольники подклады­вают таблички, написанные печатными буквами.

С первого года обучения дети учатся и опознавать на слух звукоподражания и лепетные слова, а со второго года – полные слова.

На начальном этапе первую половину занятий педагог учит ребенка различать звукоподражания и слова на слух (картинки или предмет кладут перед малышом), а в конце занятия взрослый убирает игрушки, таблички, картинки в мешочек, коробку и предлагает ребенку угадать, что там (т. е. малыш сначала различает материал на слух, а за­тем опознает его на слух). Когда дошкольник начинает справляться с заданием, педагог уже в начале занятия предлагает ему опознавать звукоподражания и слова на слух. С этой целью взрослый приносит коробку или мешочек с игрушками (картинками) и просит ребенка угадать, что там.

На втором году занятий глухие дети учатся различать на слух не только отдельные слова, но и фразы. Методика работы аналогична. В начале обучения на столе должны ле­жать таблички, соответствующие данным фразам, произноси­мым педагогом. Когда ребенок хорошо справляется с задани­ем (может различить фразы на слух), таблички убирают и предлагают ему вначале различать фразы на слух (без таб­личек), а затем и опознавать их на слух.

На третьем – пятом годах обучения резко возрастает коли­чество фраз, словосочетаний и слов, которые дети учатся вос­принимать на слух, причем не только различать, но и опозна­вать их. Для различения, а тем более для опознавания на слух берутся фразы и слова из разных тематических групп. Работа проводится таким образом, чтобы дети учились опо­знавать их на слух вне ситуации.

Если на начальном этапе слуховой тренировки глухие до­школьники учились различать речевой материал сначала слухо-зрительно и лишь затем только на слух, то со второго по­лугодия третьего года обучения каждое новое слово, слово­сочетание, фраза предлагается ребенку сразу на слух. Если после 4 – 5-кратного повторения материал не воспринят на слух, то слово или фраза повторяются для слухо-зрительного восприятия, а затем – только на слух,

На третьем году обучения начинается работа и по опознаванию на слух знакомых детских стихов и песенок. Педагог сразу произносит четверостишие или поет песенку и спрашивает ребенка, что он услышал. Затем песенка или стихотворение предъявляется для слухо-зрительного восприя­тия, а затем и на слух. Упражнение проводится и на после­дующих занятиях, до тех пор, пока дошкольник не научится узнавать данное четверостишие (песенку) на слух. В дальней­шем педагог ведет аналогичную работу со вторым (и после­дующими) четверостишием (песенкой). Эти упражнения про­водятся как на индивидуальных, так и на специальных фрон­тальных занятиях.

На пятом году обучения ведется подготовка детей к вос­приятию на слух текстов. Для этого дошкольники учатся воспринимать слухо-зрительно и различать на слух речевой материал типа: Девочка взяла бумагу и карандаш. Девочка рисует мяч. Данный речевой материал предлагается для слухо-зрительного восприятия. После его однократного прослу­шивания ребенок должен сказать, что он понял. Если он не может повторить, то текст предъявляется слухо-зрительно еще раз и вновь ребенка просят повторить, что он понял. Если и в этом случае он не может повторить воспринятое (чего, как правило, не должно быть на четвертом и пятом годах обучения), то материал предлагается дошкольнику для прочтения. Затем педагог дает образец звучания данного ре­чевого материала: показывая ребенку написанную на табличке первую фразу, он произносит ее за экраном, затем то же делает и со второй фразой.

В дальнейшем дети учатся различать на слух фразы, сло­ва и словосочетания, их составляющие, которые дают враз­бивку (фразы, написанные на табличке, а также соответству­ющая картинка или предметы находятся на столе перед ре­бенком). После того как ребенок научится различать на слух фразы и слова, ему предлагают выполнить ряд заданий. Во­просы и задания предъявляются сразу на слух и на таблич­ках не пишутся. (Табличка, на которой написаны данные фразы, картинка или соответствующие предметы находятся перед ребенком.) Если после двухкратного повторения вопроса (задания) ребенок не смог его понять, то педагог повторя­ет вопрос слухо-зрительно, а затем – на слух.

Речевой материал считается усвоенным, если дошкольник воспринимает на слух обе фразы и все слова и словосочета­ния из них, данные вразбивку, а также отвечает на вопросы и выполняет задания, воспринятые только на слух. Рабата с тем или иным речевым материалом проводится ib течение 3 – 5 занятий.

Развитие слухового восприятия должно осуществляться в ходе всего учебно-воспитательного процесса. Только при усло­вии проведения интенсивной работы я сурдопедагогом, и вос­питателями, и музыкальными работниками могут быть вы­полнены программные требования.

На фронтальных занятиях по всем разделам программы основным способом восприятия речевого материала является слухо-зрительный. Упражнения на восприятие материала только на слух вводятся со второго полугодия первого года обучения и проводятся в ходе всего занятия, но носят непродолжительный характер. Материал этих упражнений органически входит в содержание занятий и мотивируется ходом учебно-воспитательного процесса.

Знакомый по звучанию речевой материал предъявляется детям сразу на слух и повторяется не более двух раз. Если фраза (слово) не воспринята всеми детьми, она предла­гается слухо-зрительно, а затем – на слух.

Новая, незнакомая по звучанию фраза (слово) - предъяв­ляется тоже слухо-зрительно и подкрепляется письменной табличкой. Затем фраза (слово) повторяется для восприятия на слух, а табличка выставляется в специальное наборное полотно. На следующем занятии фраза (слово) предлагается сразу на слух и повторяется до двух раз. Если она не понята всеми детьми, то повторяется уже слухо-зрительно, а затем вновь на слух. По мере усвоения фразы (слова) соответст­вующая табличка из наборного полотна убирается и ее место занимает новая.

Содержанием фронтальных занятий по развитию слухово­го восприятия прежде всего является работа над восприятием на слух неречевых и речевых сигналов- их различение, опре­деление количества звучаний, их продолжительности, громко­сти, прерывности, характера (марш, вальс, полька), ритмич­ности, определение направления звука, а также различение высокого и низкого, мужского и женского голосов, оркестро­вого, хорового и сольного исполнения, инструментальной и во­кальной музыки и речи. На фронтальных занятиях дети так­же учатся воспринимать на слух знакомые стихи и песенки. Различение и опознавание на слух слов и фраз также может быть содержанием фронтальных занятий, но при условии, что восприятие данного материала на слух доступно всем детям.

На индивидуальных занятиях по развитию слухового вос­приятия основным способом является восприятие речевого материала только на слух. Если после 4 – 5-кратного повторе­ния материал не воспринят ребенком на слух, то фраза или слово повторяется для слухо-зрительного восприятия, а затем предлагается вновь на слух

Содержанием работы по развитию слухового восприятия на индивидуальных занятиях является обучение детей раз­личению, опознаванию и распознаванию на слух слов, слово­сочетаний, фраз, а также подготовка к восприятию на слух текстов

На первом году обучения на индивидуальных занятиях проводится работа по увеличению расстояния, на котором дети реагируют на звучание неречевых и речевых сигналов, а также попытка выработать реакцию на звучание игрушек, слогов, произносимых голосом разговорной громкости. На это отводится 2 – 3 мин на одном занятии в неделю; работа про­водится с одной-двумя звучащими игрушками или слогосочетаниями.

В течение года в работу по развитию слухового восприя­тия следует включать материал программы данного года обу­чения, а также материал программы предыдущих лет.

Материал по развитию слухового восприятия на индиви­дуальных и фронтальных занятиях планируется на месяц или квартал и на каждое занятие, в планах отмечается усвоение детьми программного материала Педагог ведет индивидуальный учет «слухового словаря», который дети постепенно на­капливают в процессе работы по развитию слухового вос­приятия.

В конце каждого полугодия и года проводитсяпроверкаусвоения детьми программных требований по развитию слу­хового восприятия. Умение различать на слух неречевые и речевые звучания проверяется в ходе проведения контрольных фронтальных занятий. Умение различать и опознавать на слух знакомый по звучанию речевой материал проверяется на индивидуальных занятиях. Так, к концу года дети должны уметь:

на первом году обучения – различать на слух (при выбо­ре из 2 – 3) звукоподражания, лепетные и полные слова и опознавать на слух звукоподражания и лепетные слова;

на втором году обучения – различать (при выборе из 5 – 7) и опознавать на слух слова и словосочетания и различать фразы (при выборе из 3 – 5)[14];

на третьем – пятом годах обучения – опознавать на слух 20 контрольных речевых единиц, состоящих из слов, словосо­четаний, фраз, текстов (детские стихи и песенки), которые предъявляются вразбивку и отбираются из разных тематичес­ких групп.

Контроль за включением в проверку всего пройденного материала возлагается на старшего воспитателя детского са­да, который присутствует на контрольных фронтальных и ин­дивидуальных занятиях и фиксирует результаты.

Речевой материал считается усвоенным, если дети не ме­нее чем в 60% случаев правильно выполняют предложенные на слух задания, отвечают на вопросы, повторяют услышан­ное, грамотно оформляют свои высказывания и реализуют в устной речи свои произносительные возможности.

Фонематический слух (ф/с) - способность к дифференцированному восприятию звуков речи - фонем, являющийся основой для овладения звуковой стороной речи.

Развитие ф/с положительно влияет на формирование фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова. При системной работе по развитию ф/ с дети быстрее воспринимают и различают грамматическое оформление слов: приставки в олнокоренных словах, суффиксы, окончания слов и т. д. Несформированность фонематического восприятия ведёт к нарушению его высшей сиупени - звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, сло6ов и слов.

Наиболее благоприятным периодом для оазвития ф/с является возраст 4-5 лет. Но не смотря на такие возрастные огоаничения, заниматься развитием ф/с можно в любом возрасте с помощью занимательных игр и упражнений.

Формирование ф/ с осуществляется поэтапно:

* развитие навыка узнавания неречевых звуков;

* различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембра голоса;

* различение слов, близких по звуковому составу;

* дифференциация фонем;

1. Восприятие неречевых звуков.

Слушаем звуки: бытовые (сиук, звон, скрежет.); природные (дождь, гром, ветер, голоса птиц и животных., музыкальные и т. д.

Первоначально работа осуществляется с опорой на сохранные анализаторы, затем предмет убирают за ширму или экран. Постепенно количество звучащих предметов увеличивается. Например: на столе перед ребенком несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колоколтчик, погремушка и т. д. Взрослый предлагает ребёнку прослушатт и запомнить звучание каждого предмета. Затем малышу нужно толтко на слух, без зрительной опоры определить, что звучит. Название каждого предмета проговаривается. Аналогичная работа проводится с предметами, сделанными из различных материалов (стекла, пластмассы, железа.); затем нужно услышать, что делает взрослый (режет ножницами бумагу, мнет бумагу, рвёт бумагу, переливает воду и т. д); слушает, что звучит в стеклянных баночках (горох, крупа, камешки.).

Количество предметов увеличивается постепенно с трех до пяти. Упражнения проводятся до достижения стойкого различения громких и контрастных звуков.

2. Различение слов, звукокомплексов и звуков, ориентируясь на высоту, силу, и тембр голоса.

Игра "лягушка". Цель: узнать по голосу, кто квакал. Сказка про Машу и трёх медведей (одна и та же реплика произносится поочерё дно различными по высоте голосом: Кто ел из моей чашки? Кто сидел на моем стуле? Кто спал в моей постели). Взрослый показывает, а затем просит ребёнка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука (А - плачет девочка, А - показывают горло врачу, А - поёт певица, А- качаем малыша, А - девочка укололась иголкой и т д.)

" Я знаю, что так звучит!".

3. Различение слов, близких по звуковому составу.

"Сигнальщики" - взрослый даёт ребёнку два кружка (красный и зелёный), если ребёнок услышит правильное название предмета, который изображён на картинке, то поднимет зелёный кружок, если неправильное - красный. Затем громко, медленно, чё тко произносит слова : баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван, ванан и т д.

Из 4 слов, отчётливо произнесённых взрослым, нужно назвать то, которое отличается от осталтных : канава-канава-какао-канава; ком-кот-ком-ком; буква-будка-будка-будка и т. д.

Взрослый не торопясь, внятно произносит три слова, а затем просит ребёнка определить, на какое из названных трех слов больше похоже 4-е:

( Слова для сравнения: сетка, ком, бак, метка, клетка) и т. д.

"По порядку" - взрослый произносит в определённой последовательности слова, а ребёнок должен повторить их в этой же последователтности или выложить картинки (дом, ком, суп, сук, ветка и т. д.)

4. Дифференциация звуков.

" Песенки гласных звуков".

Проводится с использовани4м карточек. Взрослый поочерёдно демонстрирует карточки с изображением гласных букв и их "песенок" :

- Открываем мы глаза,

Вдох - и тянем долго (карточка с буквой А) А-А-А (песенка изображена прямой длинной чертой);

- Утром солнышко взошло

Снизу вверх мы тянем (буква О)О-О-О. (линия снизу вверх - голос звучит от низкой до высокой ноты);

- Днем по горкам едздим мы : Ы-Ы-Ы ( волнистая линия - меняем высоту голоса: то высоко, то низко);

- Ночью смотрим на звезду -

Сверху вниз слетает У-У-У (линия стрелочкой указывает сверху вниз);

И не видно ни зги : И-И-И. и т. д.

4. Дифференциация слогов.

та-ка-па ба-да-га га-ба-да

ка-на-па ма-на-ва ка-фа-ха

фа-ка-ха па-ка-та ва-ма-на.

(то же с гласными О, У, Ы);

па-пя ма-мя ва-вя пы-пи ты-ти.

Па-тпа та-пта фа-тфа та-фта и т. д.

Пта- тпа пка-кпа фпа -пфа, кта-тка.

Восприятие материала в занимательной форме вызывает у детей желание слушатт, слышатт и различать. Систематическая, планомерная работа по развитию ф/с позволяет сократить сроки коррекции и достичт желаемого результата по преодолению речевых нарушений.

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик»

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик» .

Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду»

Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду» Задачи: -Развивать у детей фонематический слух. -Совершенствовать умение делить слова на слоги, определять их количество. -Чётко произносить.

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы»

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы» Предлагаю дидактическую игру для развития фонематического слуха. Известно, что фонематический слух формируется к 5 годам. В этом возрасте.

Игры на развитие фонематического слуха

Игры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.

Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятия

Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке.

Игры на развитие фонематического слуха Красный – белый Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и зелёный).

Приёмы развития фонематического слуха у детей на подготовительном этапе при формировании произношения Логопедическое воздействие при формировании правильного произношения предусматривает несколько этапов. На подготовительном этапе ведётся.

Звук: как его услышать? Последовательность занятий с детьми по развитию фонематического слуха

Звук: как его услышать? Последовательность занятий с детьми по развитию фонематического слуха Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует.

Логопедическое воздействие при формировании правильного произношения предусматривает несколько этапов. На подготовительном этапе ведётся работа по развитию фонематического слуха и подготовке органов артикуляционного аппарата ребёнка к правильному произношению звука. В зависимости от характера нарушенного произношения эти задачи могут решаться последовательно или параллельно.

Е. М. Мастюкова отмечает, что работа над правильным произношением звука принесёт успех тогда, когда ребёнок будет уметь его слышать, так как регулятором нормированного употребления является слух.

Работа над формированием восприятия звуков речи строится с учётом характера нарушения произношения. Её нужно проводить так, чтобы собственное неправильное произношение ребёнка не мешало ему. Поэтому в ходе работы важно ограничить или исключить его проговаривание ребёнком, обеспечивая тем самым восприятие материала только на слух. Проговаривание ребёнком желательно подключить на тех занятиях, когда сравнивается его собственное произношение с нормированным.

Итак, игры по развитию слуха занимают важнейшее место в коррекции звукопроизношения у детей. Подбор игр идёт в определённой последовательности: сначала для развития слухового внимания, восприятия на материале неречевых звуков. После этого проводится цикл упражнений для развития речевого слуха (умения различать голоса людей, понимать смысл слов, фраз говорящего). И лишь после этого следует переходить к развитию фонематического слуха. С этой целью можно предложить следующие игры и игровые упражнения:

Слушание слов с заданным звуком.

- «Необычные слова» (без опоры на наглядность)

Взрослый произносит слова, а ребёнок молча слушает: «Я назову несколько слов, а ты внимательно их послушай (звук интонационно выделяется): санки, сумка, соль, маска, каска, лес…. Ты заметил (а, что слова звучали как-то необычно? Они как будто бы «свистели» («шипели», «рычали», «звенели», «жужжали», «гудели» и т. д., в зависимости от встречающегося в словах звука). Они так необычно «свистели», потому что в каждом из них есть звук «с» – «песенка водички». После этого целесообразно показать ребёнку символ звука (картинку).

- «Логопедическое лото»

Взрослый сам называет картинку, интонационно выделяя определённый звук, и даёт её ребёнку. Ребёнок молча располагает её на большой карте лото. Обобщение: «В каждом слове встречался звук «__» – «песенка «___».

- «Найди картинку»

Перед ребёнком – карточка с изображением разных предметов, в названии которых встречается определённый звук. Взрослый называет предмет, интонационно выделяя заданный звук. Ребёнок молча находит предмет на карточке и показывает его или кладёт на названную картинку мелкий предмет, например, пластмассовую геометрическую фигурку (камешек, пуговку).

Различение звуков в словах-квазиомонимах.

Для этого используются специально подобранные пары игрушек, названия которых отличаются одним звуком, а также карточки с парами картинок.

Сначала детей учат различать артикуляторно и акустически далёкие звуки («рак – мак», «рак – бак», а затем уже – близкие («рак – лак») и т. д.

Выделение заданного звука в звуковом ряду.

«Поймай звук»

В этом задании ребёнок должен каким-то образом отреагировать на услышанный заданный звук, например, «Когда услышишь звук «__» – «песенку ___» – хлопни в ладоши (топни ногой, подпрыгни, кивни головой, закрой глаза, покажи картинку (символ, букву, подними флажок и др. варианты). Сначала звуковой ряд не должен содержать оппозиционных звуков.

После того, как этим умением ребёнок овладел, можно учить его дифференциации (различению) звуков в звуковом ряду (в случае замены звука при произношении). В заданиях на дифференциацию ребёнок должен отреагировать на два звука: «Когда услышишь звук «с», хлопни в ладоши, «ш» – закрой глаза и т. д.

Выделение звука на фоне слова (определение наличия или отсутствия заданного звука в слове).

- «Поймай слово»

«Если услышишь слово со звуком «__», хлопни в ладоши (возможны разные варианты)».

- «Звуковая мозаика»

Для игры нужна карточка с клетками 3х3 (4х4). Взрослый произносит слова. Если в слове есть заданный звук, то ребёнок выкладывает в клетке квадрат определённого цвета, если нет – клетка остаётся пустой. Выкладывать квадраты нужно в направлении письма и чтения (слева направо и сверху вниз). В результате получается узор. Можно предложить ребёнку подумать, что он напоминает.

Следует отметить, что сначала в словах, предлагаемых ребёнку для прослушивания тоже не должно быть оппозиционных звуков. После того, как ребёнок научится слышать заданный звук в слове, можно проводить упражнения на дифференциацию (в случае замены звука при произношении). Например, в игре «Звуковая мозаика» вместо пустых клеток будут выкладываться квадраты другого цвета (на слова с оппозиционным звуком).

- «Лишнее слово»

Взрослый называет 3 слова с заданным звуком, а одно – без этого звука. Ребёнок называет лишнее слово, например: «санки, кот, лес, сок».

Позиционный анализ

Взрослый называет слово, а ребёнок определяет позицию звука в слове, обозначая схематически (используется материал «Схема слова»).

Развитие фонематических представлений

* Упражнения на подбор игрушек или картинок с заданным звуком (на слух).

- «Подарим картинки ___»

Перед ребёнком – несколько картинок. Взрослый сам называет их. Если в слове находится заданный звук, то ребёнок выбирает эту картинку («дарит» её игровому персонажу, если нет – переворачивает вниз изображением.

- «Кто в домике живёт?»

Перед ребёнком – несколько картинок-животных и макет домика с окнами. На домике может быть символ звука или буква. Взрослый называет животных. Задача ребёнка – выбрать тех животных, в названиях которых встречается заданный звук.

- «Покажи только…»

Перед ребёнком – сюжетная картинка. Взрослый называет и показывает изображённые на ней предметы, а ребёнок показывает только те, в названии которых слышит заданный звук.

Аналогично можно провести игры «Кто полетит на самолёте?», «Кто едет в поезде?» и др. В подобных игровых упражнениях можно использовать игрушки.

- Графические задания.

Эти игровые упражнения аналогичны предыдущим, только выполняются на листе бумаги, например, «Положи на стол только предметы, в названии которых услышишь звук «___», «Обведи кружком предметы, в названии которых услышишь звук «___» и т. д.

Затем можно проводить упражнения на дифференциацию звуков (в случае замены при произношении). Упражнения «Кто в каком домике живёт?», «Лодочки», «Закрой картинки кружочками».

* Упражнения на подбор игрушек или картинок с заданной позицией звука (на слух).

- «Выбери картинки (игрушки, в названии которых звук находится в начале слова (в середине, в конце)». Педагог сам называет картинки, а ребёнок выбирает нужные.

- «Размести картинки по вагончикам».

Различение правильно и дефектно произнесённого звука (в чужой речи).

1) Развитие навыка слухового контроля за качеством произнесения в чужой речи звуков, не нарушенных в произношении.

- «Будь внимателен»

Взрослый показывает ребёнку картинку, например, «банан», и предлагает внимательно слушать. Если взрослый правильно называет картинку – ребёнок поднимает зелёный кружок, неправильно – красный:

БАМАН, ПАМАН, БАНАМ, БАНАН, ВАВАН, ДИВАН, БАВАН и т. д.

2) Развитие навыка слухового контроля за качеством произнесения в чужой речи звуков, нарушенных в произношении ребёнка.

а) дефект произношения отличен от собственного;

б) дефект произношения аналогичен собственному.

- «Будь внимателен» (содержание упражнения меняется);

- «Два человечка»

Взрослый показывает ребёнку картинку и называет её. Если ребёнок слышит правильное название, то поднимает картинку с изображением весёлого человечка, неправильное – сердитого.

Дополнительная литература:

* Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

* Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. – СПб. : Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, Изд. «Союз», 2000.

* Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология» / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др. ; Под ред. Л. С. Волковой. – М. : Просвещение, 1989.

* Селивёрстов В. И. Речевые игры с детьми. – М. : ВЛАДОС, 1994.

* Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СП. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1998.

* Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М. : Гном-Пресс, 1999.

* Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. – М. : МГОПИ, 1993.

Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастас ОВЗ «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять» А. С. Макаренко Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух.

Формирование фонематического слуха у детей с ОВЗ Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без неё нельзя учиться слушать и понимать речь. Всем известно, что.

Индивидуальное занятие с ребенком с нарушениями слуха в подготовительном классе Индивидуальное занятие. Подготовительный класс Тема: коррекция звука «Г». Работа над речевым дыханием. Цель: добиться правильного произношения.

Картотека дидактических игр для развития фонематического слуха Игра «Кто быстрее соберет вещи?» Цель игры: Упражнять детей в дифференциации звуков "с" и "ш". Оборудование: Большая карта, на которой.

Карусели (игра для развития фонематического слуха) КАРУСЕЛЬ Задача: Отобрать картинки на заданный звук и рассадить героев на соответствующую карусель. Словарь: Ш Маша, кошка, мишка, петушок,.

Комплекс игр для автоматизации звука [С], развития фонематического слуха и слоговой структуры слова «Сидят совы на суку»

Комплекс игр для автоматизации звука [С], развития фонематического слуха и слоговой структуры слова «Сидят совы на суку» Лексический материал Лексический материал подобран без «трудных звуков» позднего онтогенеза: шипящих, соноров и свистящих (кроме автоматизируемого.

Комплекс игр для автоматизации звука [ж], развития фонематического слуха и слоговой структуры слова «Жемчуг для Русалочки»

Комплекс игр для автоматизации звука [ж], развития фонематического слуха и слоговой структуры слова «Жемчуг для Русалочки» Лексический материал Лексический материал подобран без «трудных звуков» позднего онтогенеза: свистящих, других шипящих (кроме «Ж») и соноров.

Конспект индивидуального занятия по формированию произношения у детей с нарушениями слуха Тема: Автоматизация звука Я. Работа над голосом. Цели: добиться правильного произношения звука Я в слогах, словах и фразах. Развивать умение.

Консультация для педагогов «Использование оборудования сенсорной комнаты для развития фонематического слуха дошкольников» Структурное подразделение «Детский сад Аленушка» ГБОУ СОШ №3 города Похвистнево Самаркой области Консультация для педагогов «Использование.

Лексика и методические рекомендации к комплексу игр для автоматизации звука [л] и развития фонематического слуха

Лексика и методические рекомендации к комплексу игр для автоматизации звука [л] и развития фонематического слуха Начало слова. Лампа, лопата, лук, луна, луг, лупа, лавка, лопух, Лада, лодка, лама, луноход. Середина слова. Юла, елка, волк, клубника,.

Читайте также: