Приемы лепки дымковской игрушки

Обновлено: 18.05.2024

Символическое значение дымковской игрушки, ее языческие корни лежат в основе тематики сюжетов игрушек. Лепка изделий - процесс творческий и описать все тонкости его задача сложная. в этом разделе будут даны лишь общие рекомендации. которые могут быть полезны для начинающих.

Для лепки используются следующие инструменты и материалы: стеки, синтетические кисточки, карандаш, ластик, емкость для воды, тряпка влажная и сухая, губка, дощечка деревянная, гуашь или темпера, клей ПВА, белая водоэмульсионная краска, золотая фольга.

Подготовленная глина после вымешивания и разминания для лепки не должна липнуть к рукам и инструменту, но в нее легко должен проникать палец. Глина по составу и свойствам может быть разной. Хорошей считается глина, имеющая среднюю жирность. Из жирной глины (с содержанием песка менее 5%) удобно лепить, т.к. она обладает высокой пластичностью, но изделия из нее при сушке и обжиге сильно деформируются. Из тощей глины (с включением песка до 30%), более шершавой на ощупь, изделия формуются хуже, но обладают огнеупорностью. Простой способ проверки качества глины - скатать жгутик и согнуть его в бублик. если глина трескается при этом, то в ней недостаточно воды или большое содержание песка. При небольшом количестве трещин глина пригодна к лепке. В противном случае, лучше воспользоваться готовой глиной для лепки, продаваемой в брикетах. Только опыт работы с разновидностями природной глины научит распознавать ее качество. Хранится глина всегда должна во влажном состоянии и чем дольше она вылеживается, тем лучше ее качество. Основные приемы лепки и последовательность выполнения изделий представлена в виде постатейных иллюстраций во многочисленных наглядных пособиях, репродукциях. Хорошо иметь перед глазами собственно оригинальную дымковскую игрушку. Дымковскую игрушку лепят по частям, которые тщательно соединяют между собой таким образом, что создается впечатление цельности. Многочисленные декоративные детали накладывают и скрепляют с основной формой.

Методы лепки:
  1. Вытяжка. Основной кусок глины формуют идентично очертаниям будущей игрушки. Затем начинают вытягивать части тела — шею, руки, ноги — до требуемой длины. После этого их выгибают нужным образом, выглаживая отдельны части и в завершение украшают игрушку накладными деталями.
  2. Лепка из пласта. Раскатывают пласт глины толщиной от 0,5 до 1 см, из которого выкраивают детали, подвергаемые дальнейшей обработке.
  3. Комбинированный метод, включающий в себя два предыдущих.
Особенности лепки персонажей дымковской игрушки

Пластической основой для всех женских фигурок является ступка-колокол — устойчивое основание и в то же время пышная юбка. Эту часть фигурки получают либо спирально-кольцевым методом, либо сворачиванием пласта, либо из шара путем обминания комка глины вокруг указательного пальца. Ступка достаточно приземиста и широка в основании, высота ее чуть больше половины общей высоты фигурки барышни. К ступке прикрепляют торс, а к нему — шарик-головку, скатанные калачиком руки и другие лепные детали одежды и головного убора, характерные для композиции. Вместе с головкой лепится маленький шарик— бугорок носа, едва выступающий на довольно плоском лице, но придающий всем дымковским игрушкам характерную особенность.

Мужские образы лепят несколько по-другому. Разница заключается в том, что торс с головкой прикрепляют не к ступке, а к двум толстым, соединенным наверху "колбаскам", немного суженным книзу на конус. Загнув эти колбаски, получают ножки фигурки. Соответственно шляпа и завитушки волос, прикрепляемые к голове, будут несколько иной формы, чем у женских образов.

Туловище животных напоминает усеченный конус, к более узкой части которого прикрепляют голову с шеей. Ножки животных — четыре одинаковые колбаски, чуть суженные книзу, прикрепляют к торсу животного, хвост и рога лепят отдельно и прикрепляют позже других деталей.

Как лепить лошадку

К следующим этапам работы относятся просушивание фигурок, их обжиг в муфельной печи и, наконец, грунтовка и роспись.

1. Грунтовка. Раньше мастерицы в Дымково покрывали игрушки известью, разве денной на молоке, что придавало им кроме белизны еще и водостойкость. В современных условиях для побелки используется белая водоэмульсионная краска с добавлением мела. Для достижения особой белизны последний слой можно выполнить белой темперой.

2. Роспись. Исторически краску для росписи дымки получали путем смешивания природных и анилиновых красителей с яичным белком. В настоящее время в качестве пигмента лучше всего использовать синтетическую (поливинилацетатную) темперу, так же разведенную на яичном белке. Применение последнего гарантирует влагостойкость росписи.

Продолжаю знакомить с очередной работой -составляющую часть проекта о фольклорном наследии России.

Изготавливаем дымковскую игрушку из пластилина. Мастер-класс

При изучении фольклорных игрушек из глины мы использовали разные формы работы- лепили хлудневскую игрушку из полимерной глины, рисовали филимоновскую и дымковскую, читали сказку про каргопольскую, защищали детские проекты. А вот при изучении дымковской игрушки я решила показать детям этапы ее изготовления, используя пластилин., имитируя в конечном итоге глину. Причин выбора пластилина несколько- дороговизна полимерной глины, ее свойства пачкать руки при работе, желание использовать старый пластилин (неиспользованные цвета в старых пачках). Конечно, ребята к этому времени уже знали о дымке и глине, сами пробовали изготавливать игрушки из глины, поэтому все этапы работы вызвали у них особенный интерес.

Условно разделим работу на два этапа: 1- изготовление основы- игрушки, имитирующей глиняную и 2- ее роспись.

Материалы, которые потребуются на 1 этапе:

пластиковая 1,5 л бутылка, ножницы, бумага для заполнения бутылки -основы,стеки, крахмал, круглый карандаш для сглаживания поверхности изделия и придания формы оборкам, клей ПВА и белая гуашь,баночка для смешивания красок с ПВА, иллюстрации дымковских игрушек для образца, подкладной лист.


1. Отрезаем верхнюю часть пластиковой бутылки и заполняем ее сжатой бумагой для придания твердости и формы юбки. Использование бутылки позволит сэкономить количество пластилина.


2. Обмазываем получившуюся основу пластилином.





3. Изготавливаем детали туловища, головы, рук, соединяем их с основой.


4. Скатываем тонкий жгутик для оборок, бантиков, кокошника

5. Карандашом или круглой палочкой раскатываем его в плоскую ленту


6. Изготавливаем из ленты бантики, кокошник, оборки




7 заостренным концом карандаша формируем волну нужной формы на оборках



8. Стекой формируем кисти рук




9. Изготавливаем из тонких жгутиков косу и украшаем ее бантами




10. Скатываем цилиндрик и формируем из него спеленутого ребенка в руки, карандашом формируем у него лицо




11. Украшаем кокошник скрученным жгутиком




12. Смешиваем ПВА с белой гуашью и в несколько слоев покрываем изделие, предварительно припудрив крахмалом для обезжиривания поверхности. 1-2 дня сушим. Первый этап зхакончен.



Для второго этапа (росписи) нам понадобятся:

ватные палочки, гуашь, клей ПВА для смешивания с красками (чтобы они не пачкались и не смазывались,подкладной лист, баночка для смешивания красок с ПВА,кисточки, круглые поролоновые штампы.

1. Штампом наносим большие голубые круги


2. Кисточкой красим в тот же цвет воротник и оборки


3. Ватной палочкой штампуем маленькие кружки по краям крупных синим цветом




4. Желтой краской кисточкой раскрашиваем кокошник, косу


5. Ватной палочкой штампуем кружки по центру больших голубых, между ними, горошек на фартуке


6. Красной краской рисуем пояс,края пеленок, манжеты, окантовку кокошника, синей- банты на косе.



7. Высушиваем. Поделка готова.


Мастер-класс по пластилинографии «Цветы из пластилина»

Мастер-класс по пластилинографии «Цветы из пластилина» Работа с пластилином хорошо влияет на развитие ребенка. Занятия по лепке улучшают память, внимание, развивают мелкую моторику рук, которая.

Мастер-класс по лепке из пластилина «Динозавры-2»

Мастер-класс по лепке из пластилина «Динозавры-2» Цель: Развитие познавательно-творческой активности детей. Создание детьми поделки из пластилина - динозавр. Задачи: 1. Закреплять умение.

«Космонавт из пластилина и фольги». Мастер-класс

«Космонавт из пластилина и фольги». Мастер-класс Предлагаю Вам вариант изготовления космонавта из пластилина и фольги ко Дню Космонавтики. Необходимый материал:Пластилин. Фольга. Зубочистки.

Мастер-класс из пластилина «Мостик»

Мастер-класс из пластилина «Мостик» Задачи: вызвать интерес к моделированию мостика из 3-4 брёвнышек и созданию весенней композиции (ручеёк, мостик, цветы). Учить выравнивать.

Мастер-класс по лепке из пластилина «Совенок»

Мастер-класс по лепке из пластилина «Совенок» В лесу живут совы. У них очень большие глаза, очень крепкие клювы и цепкие когти. Днем совы прячутся в дупле, а ночью охотятся на маленьких.

Мастер-класс по лепке собачки из пластилина

Мастер-класс по лепке собачки из пластилина Здравствуйте, дорогие соседи и коллеги) Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по лепке собачек из пластилина. Такую собачку можно слепить.

Мастер-класс поделки из пластилина «Чебурашка»

Мастер-класс поделки из пластилина «Чебурашка» Цель: Развитие познавательно-творческой активности детей. Создание детьми поделки из пластилина - "Чебурашка". Задачи: 1. Закреплять.

Мастер-класс «Дымковские и Филимоновские игрушки из пластилина»

Дымковские игрушки делают в городе Кирове. Начиналось всё со свистулек для забавы детей. Женщины Дымково лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями, свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. Красную глину на игрушки собирали обычно весной после половодья на реке Вятке и смешивали ее с мелким, чистым речным песком, чтобы не трескалась при обжиге. Подготовка глины к работе не простое дело: ее рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой, снова перелопачивают, а раньше и ногами месили. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают известным приемом основную форму нужной игрушки. Свернут блин, и получится колокол юбки для барыни. К ней „примажут" стан, ручки, головку и украсят оборками, витыми косицами, кокошником, шляпкой. Следы „примазки" при всем желании не заметишь: острой лучинкой мастерица ловко обрезает лишние кусочки глины, а сырой тряпкой все время „оглаживает" игрушку, и получается она ровная, гладкая, будто не руками сделанная, а отлитая в форме. Но игрушка еще не готова. После лепки ее несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали. Следующий этап работы, характерный только для Дымкова, - „обеливание". Игрушки погружали в раствор мелко молотого мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка казеинового клея, лучшего закрепителя мела. Красная глиняная игрушка превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи. Раскрашивали игрушки, составляя краски на яйце с квасом, и не две-три краски, как в других промыслах, а добрый десяток. Синяя, желтая, зеленая, оранжево-красный сурик, малиновая - фуксин, сажа черная и еще смешанные: голубая, розовая, коричневая, украшали игрушки в самых разных сочетаниях. Кисти у мастериц были самодельные, из лучинок и тряпок, но одна непременно тонкая хорьковая - для росписи лица. Узоры на игрушках наводили традиционные, что восходят к древним истокам: клетки, полоски, кружки, овалы, точки. Но сколько их вариантов знали мастерицы, в каких только комбинациях не давали! Как умели заставить звучать краски на матовой белизне фона! И в довершение всего украсить сияющими листочками-ромбиками сусального золота, отчего игрушка становилась нарядней и богаче. Да и как было ни стараться! Ведь на ярмарках она конкурировала с многотиражной фабричной игрушкой, с гипсовыми и дешевыми фарфоровыми статуэтками. Вот и стремились мастерицы делать свои игрушки заметными, красочными. И выработали такой яркий „потешный" стиль, что среди любого количества игрушек можно было безошибочно узнать дымковские.

Филимоновская игрушка - д. Филимонова, г. Одоев, Одоевского района Тульской области. Промысел игрушки возник на основе местного гончарного промысла в середине XIX в. В начале XX в. угас и был восстановлен в 1960-е гг. с помощью старых мастериц. Местная глина особенная: вязкая, жирная, пластичная. Из нее вытягивают мастерицы всю фигурку сразу — при этом способе лепки, игрушки получаются грациозными, пластичными. Застывая, глина «садится», и тогда приходится снова «подтягивать», приглаживать изделия, отчего их форма еще больше вытягивается и удлиняется. И так происходит несколько раз, пока игрушка совсем не «замрет». После обжига начинают расписывать игрушку. Сначала наводят желтые полоски и пятна, потом их обводят красным «перышком», потом зеленым, синим, иногда фиолетовым. В деревне Филимоново изготовлением игрушек занимались в основном женщины. Мужчины здесь делали посуду: рядом находились залежи особенно пластичной глины. Приемы лепки и росписи передавались от бабушек внучкам. Внучек, занимающихся лепкой игрушек, здесь называли свистульками. Готовые игрушки возили продавать на ярмарки, а вырученные от продажи деньги откладывались для приданого. Так что "свистульки" были богатыми невестами. В настоящее время изготовлением глиняной игрушки в деревне Филимоново занимается мастерская керамических игрушек. Лепят фигурки вручную, затем их несколько раз сушат в натопленном помещении, обжигают в электрической муфельной печи в течение 12 часов при большой температуре (до 800 С) и расписывают без предварительной побелки (местная глина после обжига приобретает ярко-белый цвет). Расписывают игрушки здесь не кисточкой, а гусиным пером, используя анилиновые краски разведенные на яйце. Для филимоновской игрушки и по сей день характерны удлиненные формы и мажорная, необычайно яркая роспись сплошной окраски, с чередующимися цветными полосами алого, малинового, желтого и зеленого цветов. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый — получается зеленый, красный на желтый дает, как здесь говорят, «жарный» (оранжевый). Роспись строится по традиционной схеме: бегут по форме цветные полоски, чередуются со звучными локальными пятнами. Бывают и более сложные узоры, особенно на юбках барынь: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка», или «солнышко», сверкают, сплетаются в радостные узорные соцветия. Круг обозначает в росписи солнце, треугольник — землю, елочки и ростки — символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Например, у барынь высокие колоколообразные юбки с незаметным расширением книзу, верхняя часть туловища по сравнению с юбкой кажется меньше. Маленькая головка заканчивается высокой изящной шляпкой. Особой пластикой отличаются игрушки животные. У баранов, коров и коней маленькие головы на вытянутых шеях, а короткие ноги придают особую устойчивость всем фигурам. Несмотря на то, что орнамент и колорит росписи очень просты, игрушки после росписи выглядят очень яркими и праздничными, выразительными и добродушными. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос.

Попробуем слепить дымковские барышни и филимоновскую лошадку из пластилина.


Для лепки нам понадобиться каркас - верхняя часть обычной пластиковой бутылки, она напоминает своей формой юбку дымковской барыни. Размазываем пластилин тонким слоем.





Добавляем красивый фартучек.



Формируем голову и руки.


Делаем для куклы красивую прическу.



Украсим прическу шляпкой.


Полученную куклу сначала грунтуем, затем покрываем белой краской.



Теперь можно создавать рисунок на платье, используя элементы дымковской росписи.


Таким-же образом изготовим лошадку и барышню с коромыслом и ведрами.

Для лошадки используем в качестве туловища яйцо из киндер-сюрприза.



К туловищу добавляем ноги, голову. гриву и хвост.


Полученные фигурки грунтуем, покрываем белой краской.


Для раскрашивания лошадки используем элементы филимоновской росписи.

Получились красивые игрушки!


Прикреплённые файлы:

Конспект интегрированной НОД по ФЦКМ в старшей группе «Дымковские игрушки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 42» г. Воронеж Воспитатель: Лохманюк.

Конспект в средней группе «Дымковские игрушки»

Конспект в средней группе «Дымковские игрушки» Задачи: Образовательные: продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством, закреплять умение детей украшать силуэты изделий элементами.

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Дымковские игрушки» Конспект ООД с воспитанниками средней группы ОО «Познавательное развитие» Познавательное развитие Тема: «В гостях у народных умельцев».

Конспект занятия в средней группе: «Спасём дымковские игрушки» (игры Воскобовича и рисование в нетрадиционной технике)

Конспект занятия в средней группе: «Спасём дымковские игрушки» (игры Воскобовича и рисование в нетрадиционной технике) Программное содержание: Продолжать знакомить детей с происхождением промысла народной дымковской игрушки, элементами ее росписи. Учить.

Конспект занятия «Дымковские игрушки» Разработка конспекта на тему средняя группа Актуальность Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает.

Мастер-класс «Дымковская кукла из пластилина»

Мастер-класс «Дымковская кукла из пластилина» Идея возникла так! Купила я дочке шоколадное яйцо с сюрпризом,шоколад она съела, а футляр от яйца остался. И решили мы сделать Дымковскую.

Мастер-класс «Овечка из ваты, пластилина и киндер-игрушки»

Мастер-класс «Овечка из ваты, пластилина и киндер-игрушки» Предлагаю вашему вниманию поделку из ваты, пластилина и киндер игрушки: "Овечка". Овечку с удовольствием могут сделать дети дошкольного.

Мастер-класс по лепке из пластилина «Совенок»

Мастер-класс по лепке из пластилина «Совенок» В лесу живут совы. У них очень большие глаза, очень крепкие клювы и цепкие когти. Днем совы прячутся в дупле, а ночью охотятся на маленьких.

Мое творчество. Дымковские игрушки из пластилина-3.

Мое творчество. Дымковские игрушки из пластилина-3. Цель: Пополнение уголка предметами народных промыслов. Знакомить детей с традиционным русским промыслом дымковской игрушкой; с элементами.

Дымковская игрушка из пластилина

В старину дымковские игрушки были популярным украшением практически каждого дома. Они изготавливались из глины и расписывались различными яркими красками. Данные изделия создают и в наши дни. Сегодня мы разберем, как можно их изготовить своими руками, что для этого понадобится.


Особенности

В настоящее время дымковские игрушки чаще всего производятся уже не из глины, а из пластилина. Они могут быть выполнены в форме свистульки, детской погремушки либо просто в виде декоративных статуэток для дома.

Мастера, которые остались полностью верны старинным традициям, создают, как правило, различные фигурки птиц, животных, барышень, а иногда и мужчин. Но можно встретить и более сложные композиции, в том числе и людей, сидящих верхом на конях, женщин, которые держат в руках каравай.


При формировании данных игрушек используются простой узор и небольшое количество цветов при росписи. Следует помнить, что при традиционном производстве фон обязательно оставляют белым, но в настоящее время очень часто можно увидеть дымковские игрушки, которые раскрашиваются в различные цвета.

Все орнаменты, которые изображаются на поверхности статуэтки, представляют собой гладкую роспись, которая сочетается с геометрическими мелкими рисунками.

Из-за простой технологии изготовления данная игрушка достаточно часто используется для детского творчества. Занятие лепкой позволяют развивать мелкую моторику рук у детей, а роспись помогает формировать эстетический вкус.

Среди одиночных пластилиновых статуэток нередко можно увидеть целые тематические композиции, которые демонстрируют сцены быта либо сюжеты народных сказок.


Инструменты и материалы

Перед тем как приступить к изготовлению данной статуэтки, следует подготовить все необходимое для этого:

dimkovskaja-rospis

Один из старейших художественных промыслов России – дымковская роспись. Игрушки, сделанные в этой традиции, отличает яркость и завершенность, жизнерадостность, колорит, который идет от самого народа. О том, что отличает дымковскую игрушку, из чего ее делают, а также как самому расписать дымковскую барыню, узнаете прочитав эту статью.

История и традиции дымковской росписи

dimkovskaja-rospis

Согласно старинной легенде, глубокой ночью встретились возле города две дружины. И хоть были союзниками, в темноте вояки не смогли узнать друг друга, и свершилась битва, сложившая много голов. Каждую весну местные справляли тризну по жертвам нелепого, случайного, от того еще более трагического боя. История стала забываться, а традиция устраивать весеннюю встречу осталась. И превратилась она в массовые гуляния, праздник свистопляски, на котором принято было шутливо кидаться расписными лепными шарами.

Вот такая интересная история возникновения направления. Именно спрос на шары и свистульки способствовал развитию направления. Случилось это в Дымковской слободе, родине выдающегося промысла. Со временем приемы лепки и роспись стали использовать мастера: один за другим они бережно передавали умения и навыки последователям. Когда ритуальный смысл игрушек стал теряться, сами изделия начали меняться – в них стало больше красоты и художественности. И сегодня роспись дымковской игрушки стала частью декоративно-прикладного искусства, обрядовое значение ушло на самый дальний план.

Элементы и орнаменты

Дымковская барыня, лошадь, петушок – это символ самой жизни, радости каждого дня. Изображенные на изделии орнаменты представляют собой гладкую роспись, которая сочетается с геометрическими узорами. Элементы росписи дымковской игрушки напрямую связаны с обережным значением, с символикой матери-природы.

dimkovskaja-barinja

Например, солнечные и лунные знаки – это символ зарождения жизни, ромбы ассоциируются с плодородием, волны являются знаком неба и небесной влаги. Изображать эти знаки на игрушке – значит делать ее не просто потешкой, украшением, а кодировать на ней важную, сакральную информацию.

Цветовая палитра

dimkovskaja-barinja

Цвета мастер подбирает по принципу контрастности, так, чтобы при рисовании один цвет подчеркивал другой. Для Дымково роспись стала визитной карточкой: кони и петухи, нарядные барышни и кавалеры с синими, красными, желтыми, изумрудными, голубыми и оранжевыми узорами узнаваемы и любимы народом.

Каждый цвет передает в работе свой смысл: белый означает чистоту, черный может говорить о лжи, зеленый символизирует природу, красный – здоровье и силу, синий – небо. В старину мастера разводили краски на яичном желтке, а все рецепты были секретны.

Материалы

Если мы захотим сделать дымковскую лошаку, например, создание ее предполагает несколько этапов: лепку, сушку, обжиг, побелку, роспись. Лепят игрушку по частям. Берут жирную промытую глину, разбавленную песком, и из нее катают шарики. Потом шарики сплющивают для плоских лепешек, из них делают корпус игрушки. А уже к корпусу прикрепляют более мелкие детали.

Затем игрушку ожидает сушка и обжиг, побелка. И лишь после высыхания поверхности мастер приступает к росписи. Все яркие узоры, украшающие петуха или барыню, просты и незатейливы. Именно поэтому очень любят процесс росписи дети-дошкольники. Ребенку нравится делать белую фигурку яркой, оживлять ее краской. Но сначала узоры дымковской росписи, представленные для детей, прорабатываются на бумажных заготовках. Дети учатся орнаменту, работают с основными цветами.

Потому материалы для будущей игрушки могут быть разными: и глина, и акриловые краски, и гуашь, и бумага. Детский труд предполагает самый простой набор материалов и инструментов – плотная акварельная бумага, гуашь, кисти. Старшие дети могут работать с папье-маше, то есть расписывать уже объемные фигурки.

Мастер-класс росписи дымковской барыни

Рассмотрим роспись красочной дымковской барыни на примере детских работ. В данном случае можно взять не глину, а более доступный и комфортный для ребенка пластилин. Для работы понадобятся пластилин, доска для лепки, стеки, пластиковая бутылка, гуашь, кисти беличьи, маркер и ватные палочки.

dimkovskaja-barinja

  1. Из пластилина любого цвета нужно раскатать валик. Сверху отступив место на голову, приминаем пластилин так, чтобы получилась шея. Голову и туловище слепить можно и из двух частей.
  2. Если отрезать от небольшой пластиковой бутылки верхнюю часть, это будет хорошей заготовкой для юбочки. Туловище барыни (пластилиновое) нужно прикрепить сверху пластиковой заготовки.
  3. Обмазываем всю конструкцию пластилином, из двух пластилиновых валиков делаем руки и лепим кокошник, не забываем сплести и пластилиновую косу.
  4. Готовую барыню покрываем белой гуашью, очень плотным слоем. Нужно дождаться, пока фигурка высохнет.
  5. Теперь начинается самый интересный этап – роспись. Предполагается, что ребята уже потренировались основам дымковской росписи на бумаге: элементы росписи для детей можно изучать по специальным прописям. Можно сделать и эскиз на бумаге, опираясь на который ребенок будет расписывать уже объемную фигурку.
  6. Действовать нужно поэтапно: точки и круги очень удобно рисовать ватными палочками, которые служат своеобразными штампами. Глазки и брови удобно нарисовать черным маркером, а ротик – красным.
  7. Заранее ребята инструктируются, какие цвета они могут использовать в росписи. Можно проговорить и значения цветов, и символизм элементов. Так ребенок изображает не абстрактную картинку, а как истинный мастер вкладывает в работу смысл, передает какое-то послание.

Пример росписи дымковской барыни, вы можете увидеть в представленном видео.

Изучение народных промыслов очень нравится ребятам: хохлома, гжель, дымковская игрушка, жостовский поднос впечатляют детей красочностью, понятностью, яркостью. Из готовых расписных барынь преподаватель может сделать целую выставку, к каждой работе прикрепив описание, название. Подобные занятия продлевают век промысла, а также способствуют развитию художественного мышления ребенка.

Читайте также: