Приобретение учебников и учебных пособий средств обучения игр игрушек

Обновлено: 01.05.2024

Согласно части 1 статьи 35 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС), образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

В соответствии с ФГОС норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:

не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета, на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы;

не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета, на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы.

Согласно статье 18 Федерального закона организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:

учебники, включенные в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее - федеральный перечень учебников), утвержденный приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. N 253 (в редакции от 8 июня 2015 г. N 576, от 28 декабря 2015 г. N 1529, от 26 января 2016 г. N 38, от 21 апреля 2016 г. N 459, от 29 декабря 2016 г. N 1677, от 8 июня 2017 г. N 535, от 20 июня 2017 г. N 581, 5 июля 2017 г. N 629);

учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее - перечень организаций), утвержденный приказом Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. N 699.

Обращаем внимание, что с 1 января 2015 г. все учебники, включенные в федеральный перечень учебников, представлены как в печатной, так и в электронной форме. При этом общеобразовательная организация самостоятельно выбирает форму приобретаемых учебных изданий.

Кроме того, образовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий необходимых для реализации основных общеобразовательных программ общего образования и допускает их к использованию (пункт 9 части 3 статьи 28 Федерального закона).

Термины и определения понятий, употребляемых в области книгоиздания, определены Межгосударственным стандартом (ГОСТ 7.60-2003 введен постановлением Госстандарта России от 25 ноября 2003 г. N 331-ст), в соответствии с указанным стандартом под учебным пособием понимается учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. К учебным изданиям данный ГОСТ относит: учебник, букварь, учебное пособие, учебно-методическое пособие, учебное наглядное пособие, рабочую тетрадь, самоучитель, хрестоматию, практикум, задачник, учебную программу, учебный комплект.

Рабочая тетрадь - учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета. Вопрос обеспечения обучающихся рабочими тетрадями относится к компетенции общеобразовательной организации.

В образовательных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, сложилась многолетняя практика использования рабочих тетрадей. Рабочие тетради в целом с учебником составляют учебно-методический комплект и значительно улучшают усвоение учебного материала, а также повышают успеваемость обучающихся по различным предметам.

Необходимо обратить внимание на недопустимость приобретения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов учебников, не включенных в федеральный перечень учебников, и учебных пособий, выпущенных организациями, не входящими в перечень организаций.

Прошу довести указанную информацию до сведения руководителей общеобразовательных организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, обеспечении дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2021 году и в плановом периоде 2022 и 2023 годов

Статья 1

Настоящий Закон устанавливает порядок расчета нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), за счет субвенций бюджетам муниципальных образований Московской области, предоставляемых из бюджета Московской области в 2021 году и в плановом периоде 2022 и 2023 годов, рассчитанные в соответствии с порядком расчета нормативов финансового обеспечения нормативы финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), методику расчета прогнозируемой и фактической средней численности обучающихся, работников в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, учитываемой при расчетах объемов расходов бюджета Московской области на текущий финансовый год, очередной финансовый год и на плановый период на предоставление субвенций из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований Московской области на финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) (далее – субвенции) и методику расчета субвенций.

За счет средств субвенций органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (далее – органы местного самоуправления) финансируются муниципальные общеобразовательные организации в Московской области, реализующие основные общеобразовательные программы.

Статья 2

Установить порядок расчета нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), за счет субвенций бюджетам муниципальных образований Московской области, предоставляемых из бюджета Московской области в 2021 году и в плановом периоде 2022 и 2023 годов согласно приложению 1 к настоящему Закону.

Статья 3

Установить нормативы финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) согласно приложению 2 к настоящему Закону.

Статья 4

Установить методику расчета прогнозируемой и фактической средней численности обучающихся, работников в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, учитываемой при расчетах объемов расходов бюджета Московской области на текущий финансовый год, очередной финансовый год и на плановый период на предоставление субвенций из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований Московской области на финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) согласно приложению 3 к настоящему Закону.

Статья 5

Установить методику расчета субвенций из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований Московской области на финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) согласно приложению 4 к настоящему Закону.

Статья 6

Расходы на финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в малокомплектных муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, обеспечение дополнительного образования детей в малокомплектных муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), рассчитываются:

вне зависимости от численности обучающихся согласно штатной численности отчетного финансового года с учетом увеличения в текущем финансовом году в сравнении с отчетным финансовым годом расходов на выплату доплат педагогическим работникам образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы – образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, за выполнение функций классного руководителя для малокомплектных муниципальных общеобразовательных организаций в Московской области, реализующих основные общеобразовательные программы на территории Московской области, а также с учетом увеличения на объем средств, рассчитанный по нормативам финансового обеспечения оказания муниципальных услуг в части затрат на оплату труда работников, реализующих дополнительные общеразвивающие программы, определяемым на единицу оказания муниципальных услуг, с численностью обучающихся до 100 человек (включительно);

с применением корректирующего коэффициента, учитывающего масштаб организации в части обучающихся, получающих образование по общеобразовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, равного 1,55 для малокомплектных муниципальных общеобразовательных организаций в Московской области, реализующих основные общеобразовательные программы на территории Московской области, с численностью обучающихся, получающих образование по общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования от 100,1 до 250 человек (включительно);

с применением корректирующего коэффициента, учитывающего масштаб организации в части обучающихся, получающих образование по общеобразовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, равного 1,25 для малокомплектных муниципальных общеобразовательных организаций в Московской области, реализующих основные общеобразовательные программы на территории Московской области, с численностью обучающихся, получающих образование по общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования от 250,1 до 500 человек (включительно).

Статья 7

Центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, осуществляющим управление в сфере образования, утверждается:

перечень муниципальных общеобразовательных организаций в Московской области, руководители которых по результатам оценки эффективности механизмов управления качеством образовательных результатов и эффективности механизмов управления качеством образовательной деятельности, утвержденным правовым актом центрального исполнительного органа государственной власти Московской области, осуществляющим управление в сфере образования, за соответствующий учебный год определены соответствующими первому и второму уровням;

перечень малокомплектных муниципальных общеобразовательных организаций в Московской области;

перечень средств обучения, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования;

численность педагогических работников, осуществляющих функции классного руководителя в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего общего образования;

численность педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций в Московской области, реализующих основные общеобразовательные программы – образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, – молодых специалистов;

количество затраченных работниками, привлекаемыми к проведению государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее – ГИА), в рабочее время и освобожденных от основной работы на период проведения ГИА, человеко-дней на работу по подготовке и проведению ГИА в пунктах проведения экзаменов;

средняя численность обучающихся, получающих образование по общеобразовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области (далее – численность обучающихся), учитываемая при расчетах объемов расходов бюджета Московской области на предоставление субвенций, на основании численности обучающихся, учитываемой при расчетах объемов расходов бюджетов муниципальных образований Московской области, утверждаемой муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления;

средняя численность обучающихся, получающих образование по дополнительным общеразвивающим программам в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, учитываемая при расчетах объемов расходов бюджета Московской области на предоставление субвенций.

В настоящем Законе понятие «молодой специалист» используется в том же значении, в каком оно используется в Законе Московской области № 94/2013-ОЗ «Об образовании».

При формировании проекта бюджета Московской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов численность обучающихся на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, учитываемая при расчетах объемов расходов бюджетов муниципальных образований Московской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденная муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления, направляется в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, осуществляющий управление в сфере образования, до 20 мая 2021 года.

Статья 8

Порядок предоставления субвенций из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований Московской области на финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) утверждается Правительством Московской области.

О финансовом обеспечении реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2021 году и в плановом периоде 2022 и 2023 годов

Статья 1

Настоящий Закон устанавливает порядок расчета нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в Московской области, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), за счет средств субвенций бюджетам муниципальных образований Московской области, предоставляемых из бюджета Московской области в 2021 году и в плановом периоде 2022 и 2023 годов, рассчитанные в соответствии с порядком расчета нормативов финансового обеспечения нормативы финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), методику расчета прогнозируемой и фактической средней численности воспитанников в муниципальных дошкольных образовательных организациях в Московской области, учитываемой при расчетах объемов расходов бюджета Московской области на текущий финансовый год, очередной финансовый год и на плановый период на предоставление субвенций из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований Московской области на финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в Московской области, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) (далее – субвенции), и методику расчета субвенций.

За счет средств субвенций органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (далее – органы местного самоуправления) финансируются муниципальные дошкольные образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы дошкольного образования.

Статья 2

Установить порядок расчета нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в Московской области, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), за счет средств субвенций бюджетам муниципальных образований Московской области, предоставляемых из бюджета Московской области в 2021 году и в плановом периоде 2022 и 2023 годов согласно приложению 1 к настоящему Закону.

Статья 3

Установить нормативы финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) согласно приложению 2 к настоящему Закону.

Статья 4

Установить методику расчета прогнозируемой и фактической средней численности воспитанников в муниципальных дошкольных образовательных организациях в Московской области, учитываемой при расчетах объемов расходов бюджета Московской области на текущий финансовый год, очередной финансовый год и на плановый период на предоставление субвенций из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований Московской области на финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в Московской области, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) согласно приложению 3 к настоящему Закону.

Статья 5

Установить методику расчета субвенций из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований Московской области на финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в Московской области, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) согласно приложению 4 к настоящему Закону.

Статья 6

Центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, осуществляющим управление в сфере образования, утверждается средняя численность воспитанников, получающих образование по основной общеобразовательной программе дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в Московской области (далее – численность воспитанников), учитываемая при расчетах объемов расходов бюджета Московской области на предоставление субвенций, на основании численности воспитанников, учитываемой при расчетах объемов расходов бюджетов муниципальных образований Московской области, утверждаемой муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления.

При формировании проекта бюджета Московской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов численность воспитанников на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, учитываемая при расчетах объемов расходов бюджетов муниципальных образований Московской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденная муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления, направляется в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, осуществляющий управление в сфере образования, до 20 мая 2021 года.

Статья 7

Порядок предоставления субвенций утверждается Правительством Московской области.

Подборка наиболее важных документов по запросу Что входит в учебные расходы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Что входит в учебные расходы

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 8 "Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования" Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" "Согласно пункту 6 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" субсидии предоставляются на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг)."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Что входит в учебные расходы

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Готовое решение: Как отражать в бухгалтерском учете отпускные
(КонсультантПлюс, 2022) 2. Как в бухгалтерском учете отражать расходы на оплату учебного отпуска

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Путеводитель по кадровым вопросам. Материальная ответственность работника Ситуация из практики. Можно ли обязать работника возместить расходы на оплату предоставленных учебных отпусков, если он уволился до окончания срока, предусмотренного ученическим договором?

Нормативные акты: Что входит в учебные расходы

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 16.04.2022)
"Об образовании в Российской Федерации" б) финансовое обеспечение получения детьми дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях в размере, необходимом для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами, установленными для муниципальных образовательных организаций.

"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 28.05.2022) 13) расходы в виде среднего заработка, сохраняемого в соответствии с законодательством Российской Федерации на время учебных отпусков, предоставляемых работникам налогоплательщика, а также расходы на оплату проезда к месту учебы и обратно;

В связи с тем, что согласно пункту 6 части 1 статьи 8 Федерального закона N 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного образования в частных общеобразовательных организациях посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, в соответствии с нормативами, указанными в пункте 3 части 1 статьи 8 Федерального закона N 273-ФЗ, выводы актуальны также при организации предоставления таких субсидий.

При определении размера расходов на реализацию основных образовательных программ в дошкольных образовательных организациях для расчета нормативов финансовых затрат на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях в составе расходов средств субвенций, предоставляемых местным бюджетам на оплату труда работников образовательных организаций, должны быть предусмотрены расходы на оплату труда обслуживающего (вспомогательного) персонала, осуществляющего реализацию основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Данный вывод подтверждается следующим.

Согласно подпунктам 13, 13.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пунктам 3, 6 части 1 статьи 8 Федерального закона N 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения относятся:

- обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов РФ;

- финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определенными для обеспечения упомянутых выше государственных гарантий.

В силу части 1 статьи 52 Федерального закона N 273-ФЗ в образовательных организациях наряду с должностями педагогических работников, научных работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.

В части 2 статьи 99 Федерального закона N 273-ФЗ указано, что нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона N 273-ФЗ, определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям (п. 2 ч. 3 ст. 11 Федерального закона N 273-ФЗ).

Пунктом 3.4.1 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (далее - ФГОС ДО), установлено, что реализация образовательной программы дошкольного образования обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками дошкольной образовательной организации.

Финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования должно осуществляться в объеме нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, определяемых органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно. Указанные нормативы определяются в соответствии с ФГОС ДО, должны быть достаточными и необходимыми для осуществления образовательной организацией расходов на оплату труда работников, реализующих образовательную программу дошкольного образования; расходов на средства обучения и воспитания, соответствующие материалы, в том числе приобретение учебных изданий в бумажном и электронном виде, дидактических материалов, аудио- и видеоматериалов, в том числе материалов, оборудования, спецодежды, игр и игрушек, электронных образовательных ресурсов, необходимых для организации всех видов учебной деятельности и создания предметно-пространственной развивающей образовательной среды, в том числе специальных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья; расходов, связанных с дополнительным профессиональным образованием руководящих и педагогических работников образовательных организаций по профилю их деятельности; иных расходов, связанных с реализацией и обеспечением реализации образовательной программы дошкольного образования (п. 3.6.3 ФГОС ДО).

Принимая решение о том, какие из должностей относить к обслуживающему (вспомогательному) персоналу, необходимо также учитывать следующее.

Оплата труда работников столовой муниципальных образовательных организаций не может быть обеспечена за счет субвенций субъекта Российской Федерации, поскольку частями 1 и 4 статьи 37 Федерального закона N 273-ФЗ установлено, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов РФ, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Системный анализ положений Федерального закона N 273-ФЗ, пункта 3.5.1 ФГОС ДО, наряду с нормами раздела III СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 N 26, свидетельствует о том, что лица, осуществляющие уборку территории (уборщик, дворник), выполняют вспомогательные функции при реализации образовательных программ дошкольного образования, поскольку выполнение указанными работниками своих трудовых функций связано с созданием благоприятных условий для учебного процесса, что является неотъемлемым условием сохранения здоровья обучающихся.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 41 Федерального закона N 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя в том числе оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. Частью 2 статьи 41 Федерального закона N 273-ФЗ установлено, что организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

Часть 3 статьи 41 Федерального закона N 273-ФЗ определяет, что организация первичной медико-санитарной помощи осуществляется органами исполнительной власти в сфере здравоохранения. Оказание этой помощи обучающимся производится медицинскими организациями, а также образовательными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. Первичная медико-санитарная помощь обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, осуществляется в образовательной организации либо в случаях, установленных органами государственной власти субъектов РФ, в медицинской организации.

Таким образом, федеральным законодательством предусмотрено участие медицинских работников в деятельности образовательных организаций, следовательно, оплата их труда должна осуществляться за счет субвенций субъекта РФ.

Допускается невключение отдельно расходов на оплату труда должностей главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера, бухгалтера, если в таких расходах были учтены категории работников "руководитель (заведующий) структурного подразделения" и "заместитель руководителя (заведующего) структурного подразделения", которые занимают вышеуказанные должности, так как в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н, предназначенном для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом образовательных организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников образования" должности главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера, бухгалтера не предусмотрены.

Читайте также: