Приобщение дошкольников к традиционным народным промыслам глиняная игрушка гончарные ремесла

Обновлено: 29.04.2024

В последнее время человечество все сильнее тянется к своему прошлому. Много профессий на земле кануло в Лету. Но одна из них дожила до наших дней почти не в измененном виде. Это профессия – гончара.

Гончарное мастерство передавалось на Руси из поколения в поколение. Гончарное мастерство русских мастеров отличается от предметов быта других народов, имеет свои узнаваемые черты, свои корни, историю. Функции гончарных изделий – не только предмет быта, но и украшение, тепло и уют в доме. Это не только предмет, это – целая жизнь. Сохранение гончарного ремесла – это сохранение наших русских традиций.

Данные материалы возможны для дальнейшего использования в проведении тематических занятий в детском саду по приобщению к истокам русской народной культуры.

Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его духовно-нравственных и патриотических чувств.

При проведении занятия по познавательному развитию по теме «Народные промыслы», детей очень заинтересовала такая профессия как гончар. Воспитатели провели анкетирование родителей, а также опрос среди детей на занятии. В результате чего выяснилось, что ребята видят глиняную посуду у своих бабушек и дедушек дома, которая, кстати не используется по назначению в быту, а служит только для украшения интерьера, ребята не знают как изготавливают такую посуду и не знакомы с такой профессией как гончар.

Воспитанники старшей группы, родители воспитанников МАДОУ №21 «Искорка».

Вид проекта: духовно-нравственный

Сроки реализации проекта: долгосрочный (3 мес)

Узнать, что такое гончарное ремесло, когда оно появилось на Руси.

Ознакомление детей с профессией гончар на Руси.

- Развивать у детей представление о профессии гончар в древние времена и в настоящее время, о необходимости их труда;

- Воспитывать интерес и уважительное отношение к труду гончара.

- Изучить процесс изготовления глиняной посуды на Руси;

- Познакомить с инструментами для лепки из глины: гончарный круг, глина, стеки, горн, проволочка;

- Учить рассматривать и описывать глиняные игрушки и другие изделия из глины, используя ТРИЗ-технологии.

- Создавать радостное настроение от встречи с глиняной посудой и народной игрушкой, усиливая впечатление детей посредством театрализованного представления («Гончарное ремесло на руси. В гостях у гончара Филимона»), фольклорных произведений, костюмов;

Активизация словаря: горн, гончар, гончарный круг, горшечник, обжиг, черепеники, кашницы, балакири, верстак, горшеня, глинник, глинчар или скудельник .

  1. Методы и формы работы , направленные на реализацию задач проекта

Работа с родителями:

Конкурсы поделок и рисунков;

Заучивание потешек, поговорок, частушек;

Наглядная информация по каждому из разделов;

Работа с детьми:

Словесные: пересказ; составление рассказа;

Инновационные: игра по ТРИЗ-технологии.

Игровые: х ороводная подвижная игра;

Косвенные: подсказка; совет; и справление.

Работа с педагогами:

Работа в рамках проекта «Гончарное ремесло на Руси»;

Чтение сказок, рассказов, русского фольклора (потешек, поговорок скороговорок, частушки, загадки) о профессии гончар и о труде;

Заучивание наизусть стихов, частушек, пословиц, поговорок и скороговорок по теме;

Проведение дидактических игр;

Рассматривание иллюстраций по теме «Гончарное ремесло на Руси», «Глиняная посуда в прошлом и настоящем».

У детей расширятся и систематизируются знания о гончарном ремесле на Руси , о глине. У них появится желание больше узнать о творчестве гончаров. Дети познакомятся с историей гончарного ремесла , сформируется уважение и любовь к Родине, истории своего народа. Дети расшмрят свое представление о народном искусстве, которое способствует развитию эстетического воспитания, развивает творческие способности детей. Дети и родители при работе над проектом получат положительные эмоции.

  1. План-график мероприятий (деятельность в рамках проекта)

I этап – предварительный:

1.Сбор информации и подготовка методической литературы по теме проекта.

2.Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

3.Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание предметно-развивающей среды.

4.Мониторинг знаний детей.

7.Подготовка материала и т.д.

1 Этап «Выбор темы»

На занятии по познавательному развитию «Народные промыслы», дети стали задавать много вопросов о профессии гончар:

« Почему эта профессия называется – гончар?», «Как из глины у гончара получается разная посуда», «Какими инструментами пользуется гончар», «Есть ли сейчас такая профессия?» и т.д.

Видя такой интерес к этой профессии, мы провела с детьми беседу, в ходе которой выяснили, что именно они хотят узнать о гончаре.

В работе над проектом мы использовали метод трех вопросов, выяснилось: «Что дети знают о гончаре?», «Что хотят еще узнать?», «Как мы можем это узнать?»

«Что дети знают о гончаре?»

1.Гончар – делал давно посуду. (Гореликова К.)

2.Гончар делал посуду из глины. (Носов К.)

3.У гончара есть гончарный круг. (Антонова К.)

4.Посуду гончар продавал на ярмарке. (Шитиков А.)

«Что хотят еще узнать?»

  1. « Почему эта профессия называется – гончар?»
  2. «Как из глины у гончара получается разная посуда»,
  3. «Какими инструментами пользуется гончар?».
  4. «Есть ли сейчас такая профессия?»
  5. «Как узнали что из глины можно делать посуду?»
  6. «Что ещё гончар может вылепить из глины?»
  7. «Как называются разные глиняные изделия?»

«Как мы можем это узнать?»

1.Спросить у взрослых.

2.Чтение книг, энциклопедий.

3.Просмотр телепередач, мультфильмов, диафильмов.

4.Узнать в интернете.


II этап – основной :

Сбор познавательной информации

  1. Проведение занятий, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных) .
  2. Экскурсия в виртуальный музей народных промыслов в сети интернет.

3. Выставка художественного творчества по мотивам народных росписей, игрушек.

4. Чтение сказок и литературных произведений.

5. Заучивание стихов, поговорок, пословиц, загадок.

6. Разучивание русских народных игр.

7. Подборка аудио и видео материала.

Образовательная деятельность в режимных моментах:

Беседы-рассуждения: «Как жили наши предки на Руси?», « Труд и ремесла на Руси », «Гончарное ремесло», « Знакомство с дедушкой Филимоном из деревни Филимоново».

Просмотр презентации «Гончарное ремесло на Руси.»

Просмотр м/ф «Гончар», «Глинька»

Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Где расположен предмет из глины», «Подбери словечко», «Разрезные картинки», лото «Инструменты гончара».

Сюжетно-ролевые игры: «Гончарная мастерская», «В гостях у гончара», «Как на ярмарке…».

1.Составление рассказов по картинкам где изображены гончары.

2.Составление рассказов на тему «Гончарное ремесло».

3.Разгадывание загадок о гончаре, глиняной посуде.

4.Знакомство с малыми фольклорными формами (пословицами, поговорками, частушками о гончарном деле), составление по пословицам рассказов.

5.Заучивание отрывка из стихотворения С. Маршака «Весёлое путешествие от А до Я», «. Гончар сидит за верстаком…».

6.Чтение художественной литературы: С. Гаврилов «Сказка о гончаре и его сыне», О. Венге «Сказка о воде и кувшине», М. Усачёва «Верный себе гончар», Витано «Гончар-волшебник», русская народная сказка «Лиса и кувшин»

Рисование: «Филимоновская тарелочка», «Глиняный кувшин».

Лепка: «Кувшин», «Чинушки».

Аппликация: «Филимоновский горшок», «Симметричное вырезание «ваза».

Рассматривание картин неизвестных художников где изображены гончары.

Слушание музыки : дуэт «Берегиня» «На гончарном круге», Русская народная песня «В гончар - гончарнице», частушки.

Физическое развитие: «Золотые ворота», «Горячий горшок», «Попади в горшок».

3этап «Реализация проекта»

  1. Мультимедийная презентация «Гончарное ремесло на Руси».
  2. Выставка изделий из глины.
  3. Изготовление совместно с родителями филимоновских тарелочек.
  4. Выставка поделок «Филимоновские тарелочки».
  5. Развлечение: «Гончарное ремесло на Руси. В гостях у гончара Филимона».

4 этап Заключительный:

подведение итогов работы по проекту.

Участие родителей в реализации проекта:

Изготовление и пополнение уголока по приобщению к русской народной культуре (были изготовлены балалайки, топор, лоток калашника, гончарный круг, глиняные игрушки, расписные деревянные ложки).

На заключительном этапе было проведено итоговое мероприятие:

Развлечение «Гончарное ремесло на Руси. В гостях у гончара Филимона» и «Презентация проекта «Гончарное ремесло на Руси».

Анализ проделанной работы

Проектная деятельность была организована во всех видах детской деятельности, режимных моментах: проводились беседы, игры, творческие мастерские.

В результате проведения комплексной работы у детей сформировалось представление об одной из самых древних профессий – гончар. Дети научились создавать глиняные игрушки своими руками.

После проведения итогового развлечения дети самостоятельно проявляют интерес к играм, в которые играли в течении проекта, поют песни, частушки, водят хороводы, используют поговорки и новые слова в своей повседневной жизни.

Изучив интересы детей, мы наполнили группу книгами исторического содержания, обогатили предметно – пространственную среду для поддержания детского интереса, репродукции картин.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


"Исторические промыслы и ремесла на Руси"

Цель занятия: познакомить детей с древними промыслами и ремеслами на Руси.

Презентация "Знакомство дошкольников с традиционными ремеслами Древней Руси"

Ремесла Древней Руси.


Ремесла на Руси

Представляю Вашему вниманию конспект разноплановой деятельности детей, в котором мы попытались максимально активизировать познавательную деятельность детей: через игровые приемы и экспериментиро.

"Знакомство дошкольников с ремеслами древней Руси"

Консультация для воспитателей.

Календарно - тематическое планирование в подготовительной к школе группе "Ремесла на Руси"

Приобщить детей к истории и культуре своего народа через знакомство с народными ремеслами.


Методическая разработка Конспект развлечения в старшей группе "Гончарное ремесло на Руси. В гостях у гончара Филимона"

Данное развлечение предназначено для педагогов дошкольного и дополнительного образования.

Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мира, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.

Здесь начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Я считаю, что эта тема актуальна, потому что забываются древние обычаи и традиции нашего края.

Гончарное ремесло – это искусство изготовления посуды и разных предметов из глины. Глина является самым доступным и долговечным материалом. В наше время особенно важно то, что глина - экологически чистый материал. Предметы, изготовленные из глины и обожженные на огне, могут долго хранится, являются нужными в хозяйстве. Не многие знают, что еда, приготовленная в глиняной посуде, вкусная, ароматная и полезная.

В требованиях ФГОС ДО целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, направлены на овладение ребёнком познавательно – исследовательской деятельности, владение установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; проявление любознательности, интереса причинно-следственными связями, обладание начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он живет.

Цель проекта : Создание условий для развития детского творчества, художественного вкуса и интереса к народному искусству посредством обучения лепке из глины. Формирование теоретических знаний и практических умений. Формирование творческого отношения детей к изучению окружающего их предметного мира и умения отобразить его в своих работах из глины.

Гипотеза проекта : гончарное ремесло – это доступное всем, интересное и лёгкое занятие.

Достижение вышеперечисленных педагогических целей осуществляется путем решения соответствующих задач обучения:

помочь понять особенности работы с материалом (глина);

вызвать интерес к керамике;

сформировать умение свободно пользоваться различными способами и приёмами лепки из глины;

развить умение создавать форму предмета на основе восприятия и самостоятельного наблюдения;

вызвать живой интерес к работе с глиной, красками, кистями т. д. ;

воспитание мастерства, чувства красоты и гармонии, трудолюбия и ответственности.

Методы проекта : наглядные, практические, исследовательские.

Проект краткосрочный, исследовательский.

Срок реализации 2 недели.

Календарно – тематическое планирование

работы с детьми среднего дошкольного возраста (6-7 лет)

Дата проведения Цели и задачи

Разработка проекта и подбор материала.

1. История гончарного дела.

Презентация: «Знакомство с гончарным промыслом»

2. Поисковая деятельность «Гончарная глина-какая она и где её добывают?»

26.01.22г. Знакомство с народными ремеслами (гончарное ремесло) и воспитание интереса к народным традициям.

Познакомить детей с видами глин и выяснить, какие виды можно использовать при изготовлении глиняных изделий и почему. Познакомиться с историей происхождения и применением глины. Узнать места нахождения глины нашего региона.

3. Что умеют делать золотые руки (о народных умельцах).

4. Знакомство со свойствами глины.

31.01.22г. Познакомить детей с исторической справкой о возникновении глиняной игрушки. Беседы по истории возникновения различных художественных промыслов изготовления глиняной игрушки в России (Филимоновской, Дымковской) с показом иллюстративного и предметного материала.

Практическое знакомство с материалом. Рабочее состояние глины. Выявление особенностей материала в сравнении с песком, камнем и т. д.

5. Первые шаги к творчеству

6. Способы лепки. Объём и форма

3.02.22г. Знакомство с инструментами и приспособлениями, используемыми при лепке (стека, доска, блюдце для воды, тряпочка); условия безопасной работы. Организация рабочего места. Лепка разных форм.

Познакомить сприемами лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, вдавливание, прощипывание, сгибание, заглаживание. Испособами лепки:пластический (из целого куска, конструктивный (лепка по частям, комбинированный.

7. Роспись кувшинчика

Совершенствовать умения детей в различных техниках рисования;

познакомить с техникой рисования поролоном, ватной палочкой.

За время работы над проектом нами были изучены : история гончарного промысла, свойства глины, рекламные стихи — заклички. Мы приобрели навыки ручного и гончарного изготовления глиняных изделий. В результате получились горшки, расписанные в традициях народного творчества, подготовлена театрализованная композиция по их презентации для желающих изготовить гончарные изделия, что полностью отражает достигнутую цель нашего проекта.

Освоение технологии изготовления горшков позволяет нам продолжить работу по изучению и изготовлению различных изделий из глины: игрушек, свистулек, сложных форм.

1. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия - Ростов — на - Дону. — Феникс, 1996.-608

2. Кружок «Умелые руки». - СПб: Кристалл; Валерии СПб 19973.

Одним из направлений в развитии творчества детей является ознакомление их с предметами декоративно-прикладного искусства, ремеслами, предметами быта русского народа, которые являются значительной частью культурного опыта человека. Именно дошкольный возраст является наиболее восприимчивым для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими это неоднократно отмечали отечественные и зарубежные психологи и педагоги. Проведенное среди родителей анкетирование показало их заинтересованность в приобщении детей к декоративно-прикладному искусству через создание творческой мастерской по работе с глиной. Так - как непосредственная работа с глиной, дает детям большие возможности творчества и эксперимента, и что немаловажно в процессе ознакомления с изделиями мастеров из глины расширяются знания детей о быте русских людей и их традициях.

Проблема

«Как пробудить у детей дошкольного возраста интерес к предметам обихода, декоративно – прикладному искусству русского народа сделанных из глины и помочь развить их творческий потенциал.

Противоречие

Анализ современной практики дошкольного образования позволяет говорить о том, что потенциальные возможности дошкольного детства для развития творчества не всегда используются полностью. Большинство новых программ концентрируются, прежде всего, на познавательных аспектах развития. Поэтому существует противоречие между теоретическими подходами к природе творческих способностей детей с одной стороны, и практикой их развития – с другой.

Гипотеза

Если мы создадим условия для внедрения в педагогическую практику разнообразных форм и методов по приобщению детей к народному творчеству, в том числе по работе с глиной, то это будет способствовать не только развитию в детях любви и уважения к родной культуре, но и поможет раскрыть их творческий потенциал, желание экспериментировать и созидать.

Формирование творческих способностей детей через приобщение их к истокам гончарного и декоративно – прикладного искусства.

Задачи

1. Изучить литературу и опыт работы по данной проблеме;

2. Составить план мероприятий по реализации проекта и включить их в перспективный план работы.

3. Подобрать дидактический материал, конспекты занятий, лекторий для родителей.

4. Создать мастерскую для реализации творческих возможностей детей и поисково-исследовательской деятельности с учетом их индивидуальных возможностей и интересов.

5. Заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.

6Активизировать познавательную деятельность детей, углубить интерес к культуре и традициям русского народа.

7. Познакомить детей с основами гончарного ремесла и образцами народно – прикладного искусства, выполненными из глины.

8. Конкретизировать представления детей о глиняных предметах обихода, их назначениях свойствах и качествах.

9. Формировать у детей простейшие навыки в области прикладного искусства, развивать эстетическое восприятие.

10. Развивать логическое мышление научить детей объединять предметы в группы по определенному свойству, различать результаты труда мастеров: гончара, кузнеца.

11. Проанализировать полученные результаты.

Новизна.

Создание дидактического пакета для организации работы с детьми, по декоративно - прикладному искусству русского народа выполненными из глины.

Ожидаемые результаты

1Создание творческой мастерской по работе с глиной.

2. Дети должны получить первичные представления о многообразии и назначении предметов декоративно- прикладного искусства и гончарного ремесла.

3. Испытывать уважение и гордость за мастерство русского народа.

4. Научиться лепить из глины декоративные изделия конструктивным, комбинированным и пластическим способом.

5. Посредством опытов и исследовательской деятельности знать свойства и качества глины.

6. Родители должны проявить заинтересованность и поддержать детей в творческих начинаниях.

Участники проекта.

Зам. зав. по ВМ. Р.

Зам зав. по А. Х. Р.

Сотрудники Рассказовского краеведческого музея.

Тип проекта:

Форма проведения

Занятие, исследовательская деятельность, экскурсия, беседы, игры (дидактические, творческие, режиссерские, игра – упражнение, развлечение, театрализованное представление, самостоятельная деятельность и совместная деятельность детей с воспитателями и родителями.

Продолжительность проекта

9 месяцев (с сентября по май)

Этапы реализации проекта.

1- Этап- организационно – подготовительный

1. Анкетирование родителей.

2. Создание инициативной группы по реализации проектом.

3. Изучить и проанализировать методическую литературу по данной проблеме.

4. Составить перспективный план по реализации проектом.

5.«Круглый стол» с участием родителей, в комнате «Русская изба»

6. Оформление мастерской.

7. Подбор и изготовление дидактических пособий для занятий.

8. Оформление родительского уголка: размещение статей, рекомендаций по теме проекта.

2 Этап - основной.

1. Посещение детьми комнаты «Русская изба»

2. Оформление уголка творчества в группе (декоративно- прикладного искусства.)

3. Экскурсия к карьеру - «Где живет глина?»

4. Исследовательская деятельность. Опыты с материалом глина.

5. Занятие. Рассказ о гончарном промысле (с использованием слайдов.)

6. Занятие. Лепка «Мисочка»

7. Экскурсия с детьми и родителями в Рассказовский краеведческий музей.

8. Беседа «Мы ходили в музей»

9. Внесение в уголок творчества предметов декоративно прикладного искусства для свободного рассматривания.

10. Русская народная игра «Горшки»

11. Занятие. Лепка «Чашечка»

12. Дидактическая игра «Что как называется?»

13. Занятие. Рисование. Роспись глиняной чашечки.

14. Развлечение: «Музыкальные горшочки»

15. Театрализованное представление по сказке «Лиса и кувшин»

16. Творческая игра «Пекарня»

17. Консультация для родителей: «Народные промыслы»

18. Музыкальное занятие. "Русская глиняная свистулька»

19. Совместная деятельность. Лепка свистульки.

20. Дидактическая игра: «Угадай по звуку»

Развлечение «Веселый оркестр» с использованием глиняных свистулек и горшков.

21. Совместная деятельность. Раскрашивание свистульки.

22. Игра драматизация по сюжету потешки: «Наша- то хозяюшка» с использованием глиняных экспонатов «Комнаты старины»

23. Самостоятельная деятельность. Работа с глиной в творческой мастерской.

24. Игра- упражнение: «Веселая ярмарка»

25. Чтение сказки «Горшочек каши»

26.«В гостях у хозяйки Русской избы»

27. Дидактическая игра: «Какие предметы сделал кузнец, а какие гончар?»

28. Рассматривание иллюстраций и игрушек «Волшебная дымка»

29. Занятие. Лепка

30. Занятие. Рисование роспись дымковской уточки.

31. Режиссерская игра «Волшебные фигурки» с использованием дымковских и филимоновских игрушек.

32.«Мы открываем таланты»

Лепка глиняных изделий в творческой мастерской с привлечением родителей.

33. Совместное раскрашивание глиняных поделок.

34. Выставка работ детей в творческой мастерской.

3 Этап – заключительный.

35Обработка и оформление материалов проекта.

Перспективы распространения результатов проекта.

Данным проектом могут пользоваться воспитатели детского сада, учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования.

Информационные ресурсы

1. О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

2. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством»

3. О. А. Соломенникова «Радость творчества»

4. Т. Я Шпикалова «Основы народного и декоративного искусства»

5. Т. С. Камарова «Условие и методика развития детского творчества»

6. Н. Б. Халезова «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду»

7. М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова «Знакомство детей с русским народным искусством,ремеслами, бытом в музее детского сада.

8. М. А. Некрасова «Народное искусство как часть культуры»

9. Т. С. Комарова, В. И. Савенков «Коллективное творчество детей»

10. Т. Г. Казакова «Развивайте у детей творчество»

Мини-музей русского быта в группе детского сада

Мини-музей русского быта в группе детского сада Несколько лет мы собирали экспонаты для маленького музея. Сначала, это была не большая полочка, я теперь красивая выставка. Нам помогали родители,.

Проект по ознакомлению старших дошкольников с декоративно-прикладным творчеством ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА. На начальном этапе проекта с детьми была проведена ознакомительная беседа о видах и значении декоративно-прикладного.

Конспект занятия в средней группе «В гостях у народных мастеров» (гончарное ремесло)

Цель: Продолжать воспитывать у детей любовь к малой Родине через знакомство с народными ремеслами – гончарное искусство. Продолжать учить работать с глиной, закреплять приемы лепки глиняных сосудов. Развивать творчество, воображение. Создать радостное настроение.

• Познакомить детей с народным ремеслом Урала, с гончарным ремеслом.

• Развивать у дошкольников эстетические качества.

• Формировать и закреплять умения различать глиняные предметы обихода, знать их назначение, свойства и качества.

• Закрепить приемы лепки и обработки изделий из глины.

• Воспитывать интерес к культуре и традициям Урала.

Материал: Образцы глиняной посуды, комки глины на каждого ребенка, доски, миски с водой, салфетки.

Ход занятия.

На посуду мою посмотрите

- Из какого материала сделана эта посуда?

- Из какого ещё материала делают посуду?

- Дети (стеклянная, железная, деревянная, пластмассовая).

- Воспитатель: Моя посуда глиняная.

- Ребята! Если вы хотите узнать о чем мы сегодня будем говорить, то отгадайте загадку.

Он «тесто» в кадке замесил.

Но цель его – не калачи.

Горшок цветочный смастерил,

Потом обжёг его в печи.

(Гончар)

- Итак, мы сегодня будем говорить о гончарах и гончарном ремесле. Вы можете об этом рассказать? (нет)

- Если вы хотите об этом узнать, то спросите у меня.

Более десяти тысяч лет тому назад были изготовлены первые горшки. Люди занимались земледелием и для хранения зерна плели большие корзины. Но зерно высыпалось через щели в корзине и кто – то придумал смазать мокрой глиной внутреннюю часть. Одна из таких корзин попала в огонь. Деревянные прутья корзины, сгорели, а глиняная часть сохранилась. Более того, она стала твердой. Так, и появился на свет первый глиняный горшок. Гончарный промысел - это древнее ремесло. Давным-давно этим видом ремесла занимались и у нас на Урале. Гончары покупали глину или добывали ее сами. Глину, перед работой на несколько дней замачивали, а потом месили для обеспечения мягкости и эластичности материала. Позже появились гончарные круги. Именно благодаря работе на нем люди смогли придавать куску глины правильную и красивую форму.

- А теперь я вам предлагаю посмотреть видео о гончарном ремесле.

- Ребята, а вы хотите превратиться в мастеров?

И вот мы в мастерской, присаживайтесь за рабочее место. Вот теперь вы настоящие гончары.

- Каким способом мастер выполнял работу?

- Ребята давайте вспомним выполнения работы «вытяжным» способом

1- катаем шар из глины

2- прилепляем к доске

3- делаем углубление в шаре

4- во время работы поворачиваем круг, на котором держится изделие

5- этот способ называется «вытяжным»

А вы хотели бы попробовать вылепить посуду из глины, так же как гончары?

Перед выполнением работы давайте вспомним русские пословицы: «Поспешишь, людей насмешишь», «Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда», «Дело мастера боится».

«Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.

Раз, два, три, четыре, пять.

Руки, руки потираем.

Руки, руки согреваем и к работе приступаем»

Приступайте к работе (музыка)

Воспитатель: Вот какая красивая посуда у вас получилась. Поставим её на стол, для того чтобы она подсохла.

А когда ваша посуда высохнет, мы узнаем, как и чем ее расписывали и попробуем сами расписать свою посуду. Но это на следующем занятии.

- Ребята, Вам понравилось наше занятие?

- Что было для вас самым интересным? Что нового узнали? О чем расскажете своим родителям?

«В гостях у медведя» конспект интегрированного занятия в средней группе Программное содержание: Совершенствовать артикуляционный аппарат, правильное произношение согласного звука р, интонационную выразительность.

«В гостях у медведя» Конспект интегрированного занятия в средней группе Программное содержание: Совершенствовать артикуляционный аппарат, правильное произношение согласного звука р, интонационную выразительность.

Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Путешествие в город мастеров» Конспект итогового открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Путешествие в город мастеров» подготовила воспитатель МБДОУ «ЦРР.

Конспект НОД по нетрадиционной изобразительной деятельности «В гостях у гжельских мастеров»

Конспект НОД по нетрадиционной изобразительной деятельности «В гостях у гжельских мастеров» Задачи: - познакомить детей с традиционным русским художественным промыслом – «Гжельская керамика»; с изделиями мастеров Гжели, их формой,.

Конспект занятия по формированию нравственных качеств посредством русских народных сказок «В гостях у бабушки Арины» МБДОУ «Детский сад № 70» Конспект открытого занятия по формированию нравственных качеств у детей посредством русских народных сказок. «.

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «В гостях у сказки» Бабаева Наталия Владимировна. Проект по ФЭМП в средней группе «В гостях у сказки» Образовательный проект по ФЭМП с использованием игровых.

Конспект занятия по пластилинографии в средней группе «У солнышка в гостях» «У солнышка в гостях». (занятие лучше планировать в облачную погоду) Цели занятия: 1. Создание образа солнышка. Рисование лучей путём размазывания.

Конспект занятия в средней группе «В гостях у сказки» Тема: «В гостях у сказки» По мотивам русской народной сказки «Колобок» Под веселую русскую народную музыку дети заходят в зал. Музыкальный.

Открытое занятие по ИЗО деятельности в средней группе «Путешествие в город народных мастеров»

Открытое занятие по ИЗО деятельности в средней группе «Путешествие в город народных мастеров» Открытое занятие по ИЗО деятельности в средней группе «Путешествие в город народных мастеров» (патриотическое воспитание). Программное.


Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мира, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.

Здесь начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Мы считаем, что эта тема актуальна, потому что забываются древние обычаи и традиции нашего края. Гончарное ремесло – это искусство изготовления посуды и разных предметов из глины. Глина является самым доступным и долговечным материалом. В наше время особенно важно то, что глина - экологически чистый материал. Предметы, изготовленные из глины и обожженные на огне, могут долго хранится, являются нужными в хозяйстве. Не многие знают, что еда, приготовленная в глиняной посуде, вкусная, ароматная и полезная.

В требованиях ФГОС ДО целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, направлены на овладение ребёнком познавательно – исследовательской деятельности, владение установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; проявление любознательности, интереса причинно-следственными связями, обладание начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он живет.

Цель проекта: Создание условий для развития детского творчества, художественного вкуса и интереса к народному искусству посредством обучения лепке из глины. Формирование теоретических знаний и практических умений. Формирование творческого отношения детей к изучению окружающего их предметного мира и умения отобразить его в своих работах из глины.

Гипотеза проекта: гончарное ремесло – это доступное всем, интересное и лёгкое занятие.

Достижение вышеперечисленных педагогических целей осуществляется путем решения соответствующих задач обучения:

− помочь понять особенности работы с материалом(глина);

− вызвать интерес к керамике;

− сформировать умение свободно пользоваться различными способами и приёмами лепки из глины;

− развить умение создавать форму предмета на основе восприятия и самостоятельного наблюдения;

− вызвать живой интерес к работе с глиной, красками, кистями т.д.;

− воспитание мастерства, чувства красоты и гармонии, трудолюбия и ответственности.

Читайте также: