Приведи примеры российских городов сел которые славятся народными промыслами создание игрушек посуды

Обновлено: 09.05.2024

Данная презентация состоит из двух частей и позволяет осуществить виртуальное путешествие по просторам России.

  • ознакомить учащихся с народными промыслами как формой народного художественного творчества;
  • ознакомить с производством художественных изделий, восходящих к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу;
  • развивать любознательность;
  • воспитывать любовь к Родине, уважение к труду.

В 1-й части рассказано о разных народных промыслах и художественных ремёслах. Во 2-й части учащиеся "побывают" в славном русском городе Городце и узнают, какой город называли «русской игрушечной столицей» или «столицей игрушечного царства».

Материал можно использовать на уроках окружающего мира, изобразительного искусства и во внеклассной работе.

ВложениеРазмер
narodnye_promysly_rossii.-1chast.-cherches_e.n.gbou_sosh_1959.pptx 2.53 МБ
narodnye_promysly.2chast.-cherches_e.n.gbou_sosh_1959.pptx 2.22 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Народные промыслы России

Народные промыслы – это одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий, которые восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Позже образовались работающие на рынок кустарные промыслы, а также частные мастерские.

- ремесла русских мастеров, по технологиям которые передавались из поколения в поколения. Это уникальные, качественные изделия, которые затрагивают разные группы народных промыслов: Гжель, Хохлома, Жостово , Павлово-Посадские платки, Оренбургский пуховый платок, шкатулки , самовары , матрёшки . «Народные промыслы России»

Народные художественные промыслы . Изделья из глины. Роспись по дереву. Изделия из металла. Изделье из папье-маше. Кружево. Резьба по кости.

Изделие из глины. Дымковская игрушка. Высота игрушки 20-25 см. Традиционными дымковскими игрушками считаются петухи, барыни, няньки. Дымковская игрушка.

— русский художественный промысел, сформировавшийся в Тульской области. Основную массу изделий мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи. Филимоновская игрушка

Гжель. Гжель - один из традиционных российских центров производства керамики.

Роспись по дереву. Хохломская роспись возникла в 17 веке (Нижегородской области). Выполняется черным и красным (а также, изредка, зелёным, жёлтым) цветом по золотистому фону.

Этапы хохломской росписи. Заготовка изделия. Грунтовка полуфабриката. Роспись. Покрытие лаком. Закалка в печи.

Береста Береста — неотъемлемая часть нашего культурного наследия, это часть нашей истории. Береста — это внешний пласт березовой коры золотистого цвета. Это удивительно пластичный и экологически чистый природный материал, из которого можно изготовить самые различные предметы.

В селах Полохов-майдан Нижегородской области делают яркие расписные игрушки-тарарушки – это матрешки, кони-тройки, шкатулки, грибы, вазочки, солонки. Полохов-майданская роспись.

Ложкарный промысел. Этим промыслом (дополнительный источник заработка) занимались крестьяне, жившие на малоплодородных землях (Архангельской, Новгородской, Владимирской).

Русские матрёшки Игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Изобретение русской матрёшки приписывается токарю В. П. Звёздочкину в 1890-х годах, а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин.

художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце XIX века в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево. Абра́мцево-ку́дринская резьба́

богородская игрушка — русский народный промысел резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). пос. Богородское Московской области с XVI—XVIII веков. Богородская резьба

Городец - один из малых исторических городов России, древнейший город Нижегородского края. Он стоит на высоком левом берегу Волги, в 60 км вверх по реке от Нижнего Новгорода. На рубеже XIX-XX веков Городец - крупный центр сбыта изделий народных промыслов. В окрестных деревнях изготовляли глиняную посуду, конские дуги, сани, детские игрушки. Здесь же в 1870-е годы появилась сюжетная роспись на прялках - знаменитая "городецкая роспись" Городец

Роспись по металлу. - народный промысел художественной росписи металлических подносов. С XIX века подносы стали изготавливать в деревне Московской губернии — Жостово. Жостовская роспись

Жостовские подносы Село Жостово знаменито тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Классический жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы .

- особый вид прикладного искусства, в котором используется эмаль в сочетании с металлом. Эмали окрашиваются солями металлов: добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зелёный. Родина финифти – Ростов. Финифть

Изделье из папье-маше. В Федоскино, Палехе из папье-маше изготавливают основу для традиционной лаковой миниатюры. Из папье-маше делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки.

— народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы. Палехская миниатюра

Производство изделий из папье-маше возникло в 1795 году, когда купец П. И. Коробов организовал в купленном им сельце Данилкове (в настоящее время входит в состав Федоскина ) артель мастеров. Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время сюжеты: "тройки", "чаепития", сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни. Федоскинская роспись

Если говорить о кружевах, то нельзя обойти вниманием город Вологду - древнейший центр кружевного ремесла. Вологодское кружево напоминает драгоценную паутину. Искусство кружевоплетения никогда не придет в забвение, это хрупкое очарование не перестает трогать сердца людей, пленяя своей красотой. Вологодское кружево

Русская кукла Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Народные промыслы Центральной России

– это одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий, которые восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Позже образовались работающие на рынок кустарные промыслы, а также частные мастерские. Народные промыслы

Деревянные изделия. Глиняные изделия. Народные художественные промыслы Народные промыслы России

Деревянные изделия Хохломская роспись Семёновская игрушка. Загорская матрешка. Полохов-майданская роспись Городецкая роспись Богородская игрушка

Народно-художественные промыслы основаны на коллективном творчестве и торговых отношениях, развивающих местную культурную традицию. Промыслы существовали в России со времён Киевской Руси. Основой для них послужили домашнее производство, рукотворность изделий. Культурная традиция по преемственности переходила от отца к сыну, от мастера к мастеру.

Городец Городец - один из малых исторических городов России, древнейший город Нижегородского края. Он стоит на высоком левом берегу Волги, в 60 км вверх по реке от Нижнего Новгорода.

Городец В древности Городец на Волге назывался малым Китежем. Славился мастерами - «Домовиками», главным делом которых было строительство домов. Дома покрывали резьбой от самого конька до завалинки. Здесь же создавались пряничные доски для печатания пряников – свадебных, поминальных, именинных.

Городец Образ коня – древний, связанный с культом солнца. Древний человек думал и верил в то, что если нарисовать солнце в виде животного, или красного круга, или цветка, или сделать в виде коня и иметь всегда рядом, то они охранят его от бед и несчастий. Принесут достаток и радость в дом. Не случайно в быту стали изображать коней на полотенцах, на детских люльках, сделали коня главной игрушкой.

Мотив « конь » «конь» является символом солнца, пожеланиями счастья.

В XVIII в. возникает центр производства прядильных донец и игрушек. Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.

С помощью простых инструментов - ножа и топора, вырезались "запряжки" - кони с повозкой и с гордым изгибом шеи, каталки-вертушки, куклы из расколотого пополам полена, плоские с лицевой стороны и объемные сзади. Игрушки ярко раскрашивались в стиле городецкой росписи. В XIX веке в деревнях вокруг Городца мастера, занимавшиеся изготовлением прялок, делали и деревянную расписную игрушку.

Здесь же в 1870-е годы появилась сюжетная роспись на прялках - знаменитая "городецкая роспись" Городецкий узор.

Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах чистой и светлой речки Узоры. В селениях Косково, Курцево , Хлебаиха , Репино, Савино, Боярское.

На рубеже XIX-XX веков Городец - крупный центр сбыта изделий народных промыслов. В окрестных деревнях изготовляли глиняную посуду, конские дуги, сани, детские игрушки.

Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры-розаны и пионы), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.

КОМПОЗИЦИЯ цветочная роспись; мотив «конь» или «птица»; сюжетная роспись.

Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастер охотно пользуется мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов.

Цветочная роспись «РОМБ» «ГИРЛЯНДА» «ПОЛОСА» «ВЕНОК»

Мотив « птица » Изображения «петуха» и «курочки» символизирует семейное благополучие, пожелание семье множества детей.

Сюжетная роспись. Любимые фоны — ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита.

В характеристике сюжета разбелённые тона дают богатые оттенки цветовых переходов. Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Элементы Городецкой росписи

Сергиев Посад и его окрестности издавна считались историческим центром игрушечного дела в России . Иногда его называли «русской игрушечной столицей» или «столицей игрушечного царства». Во многих окрестных сёлах делали игрушки. Богородская игрушка

Недалеко от Сергиева Посада раскинулось село Богородское . С давних времен повелась здесь резьба игрушки. В умелых руках резчиков осиновые, липовые или березовые чурки превращаются в чудесные фигурки. Огюст Роден - выдающийся скульптор Франции - при встрече с русскими художниками в 1910 году, взяв игрушку «Кузнецы», сказал: «Народ, который создал эту игрушку,- великий народ». Богородские изделия бывают некрашеные, сохраняющие природный цвет дерева, и реже - расписные.

Действительно промыслы имеют общие корни: традиции древней столпообразной пластики и школы объемной, рельефной резьбы по дереву при Троице-Сергиевой Лавре, известной с XV столетия. Игрушечные промыслы Сергиева Посада и села Богородского специалисты называют двумя ветвями на одном стволе.

Легенда о том, как зародился промысел Богородской игрушки, рассказывает, что первую деревянную игрушку сделал сам Преподобный Сергий. Будто бы он в свободное от молитв и трудов время вырезал из липы птичек, коньков и дарил "на благословенье" детям.

По народному преданию, давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых детей. Вырезала она из чурбачка фигурку « ауку ». Дети порадовались, поиграли и забросили « ауку » на печь . Раз муж стал собираться на базар и говорит: « Возьму-ка я „ ауку “ да и покажу на базаре торгашам». « Ауку » купили и еще заказали. С тех пор и повелась резьба игрушки в Богородском. И стала она называться б огородской .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные промыслы России

Презентация содержит 10 слайдов. Может использоваться на уроках изобразительного искусства и технологии, а также во внеклассной работе.

Народные промыслы России

Приобщение учащихся начальных классов к народному искусству, знакомство детейс народными промыслами, ремеслами России, родного края, традициями и обычаями своего народа на уроках и во внеурочной деяте.


Презентация "Народные промыслы России"

Данную презентацию можно использовать на уроках изобразительного искусства и окружающего мира.

Народные промыслы России 18 века


Народные промыслы России.

Классный час из серии мероприятий патриотической направленности.

Урок ИЗО «Народные промыслы России. Городецкая роспись»

Конспект урока изобразительного искусства для 2 класса ОС "Школа 2100".


Статья "ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ НА МАТЕРИАЛЕ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ"

Данная статья определяет ориентиры в нравственно - патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры.

Комментарии

Народные промыслы России. Ожившая сказка.

Народные промыслы – это одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий, которые восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Народные промыслы России – это ремесла русских мастеров, технологии которых передавались из поколения в поколения. Это уникальные, качественные изделия, которые затрагивают разные группы народных промыслов.Гжель,Хохлома, Жостово; Павлово-Посад, Оренбург,Городец… Это неполный перечень прославивших Россию городов.
Изделия народных умельцев хранятся в музеях. Это культурное наследие нашей Родины.
С помощью презентаций можно осуществить виртуальные экскурсии по просторам России, полюбоваться на художественные изделия, пополнить знания и расширить кругозор. А главное, учиться любить, ценить и беречь то, что создавалось трудолюбивыми и талантливыми предками.

Запись опубликована 22 июня 2018 года автором Дарья Савельева в рубрике Находки для туристов с метками путешествия, достопримечательности, искусство, лето-2018, отдых, Россия.

14532794997816_w1920h1440

Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране.

Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия, и в этом материале мы собрали самые яркие и известные из них.

Дымковская игрушка, Кировская область

DSC_0520


Дымковская игрушка — символ Кировской области, подчёркивающий её насыщенную и древнюю историю. Она лепится из глины, затем обсыхает и обжигается в печи. После этого её расписывают вручную, каждый раз создавая уникальный экземпляр. Двух одинаковых игрушек быть не может!

Жостовская роспись, Мытищи Московской области

398908

В начале 19 века в одной из подмосковных деревень бывшей Троицкой волости (сейчас — Мытищинский район) жили братья Вишняковы, и занимались они росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярность и привлекать внимание на многочисленных выставках в нашей стране и за рубежом.

Хохлома, Нижний Новгород

hohloma

Хохлома — один из самых красивых русских промыслов, зародившийся ещё в 17 веке близ Нижнего Новгорода. Это декоративная роспись мебели и деревянной посуды, которую любят не только ценители русской старины, но и жители зарубежных стран.

Причудливо переплетёнными травными узорами из ярко-алых ягод и золотых листьев на чёрном фоне можно любоваться бесконечно. Поэтому даже традиционные деревянные ложки, презентованные по самому незначительному случаю, оставляют у получившего их самую добрую и долгую память о дарителе.

Городецкая роспись, город Городец Нижегородской области

mg_4101

Городецкая роспись существует с середины 19 века. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и чёрной графической обводкой, украшает прялки, мебель, ставни, двери.

Уральский малахит, Екатеринбург

54e1dc1de850e

Известные месторождения малахита — на Урале, в Африке, Южной Австралии и США, однако по цвету и красоте узоров малахит зарубежных стран не может сравниться с уральским. Поэтому малахит с Урала считается самым ценным на мировом рынке.

Гусевской хрусталь, город Гусь-Хрустальный Владимирской области

0_105fd4_f1379943_orig

Изделия, изготовленные на хрустальном заводе города Гусь-Хрустальный, можно встретить в музеях всего мира. Традиционные русские сувениры, предметы быта, сервизы для праздничного стола, изящные украшения, шкатулки, статуэтки ручной работы отражают красоту родной природы, её обычаи и исконно русские ценности. Особой популярностью пользуются изделия из цветного хрусталя.

Матрёшка, Подольск Московской области

2578827

Круглолицая и полненькая весёлая девушка в косынке и русском народном платье покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру.

Изобретение формы русской матрёшки приписывается токарю из подмосковного города Подольска В. П. Звёздочкину в 1890-ых годах, а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин.

Сейчас матрешка — не просто народная игрушка, хранительница русской культуры: это памятный сувенир для туристов, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. Матрешка стала драгоценным объектом коллекционирования, который может стоит не одну сотню долларов.

Финифть, Вологодская область

4a2cab64b10af71e93c0e1b018pc--ukrasheniya-komplekt-avgust-finift

Винтажные брошки, браслеты, кулоны, стремительно «вошедшие» в современную моду — не что иное, как украшения, изготовленные по технике финифть. Этот вид прикладного искусства возник в 17 веке в Вологодской области.

Мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей с помощью множества красок. Затем искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть: белая, синяя и зеленая. Сейчас успешно совмещаются оба стиля.

Тульский самовар, Тула

6117585

В свободное время работник Тульского оружейного завода Фёдор Лисицын любил мастерить что-нибудь из меди и однажды сделал самовар. Затем его сыновья открыли самоварное заведение, где продавали медные изделия, пользовавшиеся бешеным успехом.

Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками, расписные.

Палехская миниатюра, Палехский район Ивановской области

1168

Палехская миниатюра — это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зелёные тона.

Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров.

Гжель, с. Речицы Раменского района Московской области

3c285239-106a-41fa-8e6f-9b31095c8429

Гжельский куст, район из 27 деревень, расположенный под Москвой, славится своими глинами, добыча которых ведётся здесь с середины 17 века. В 19 веке гжельские мастера стали выпускали полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет — синей надглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей.

Павлово-посадские шали, Павловский Посад Московской области

5388b9a6caec9

Яркие и лёгкие, женственные павлопосадские платки всегда модны и актуальны. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. На ней производились шерстяные шали с набивным рисунком, очень популярным в то время.

Сейчас оргинальные рисунки дополняются различными элементами вроде бахромы, создаются в разных цветовых гаммах и остаются прекрасным аксессуаром практически к любому образу.

Вологодское кружево, Вологодская область

kultinfo

Вологодское кружево плетётся на деревянных палочках, коклюшках. Все изображения выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой. Они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных элементами в виде звёздочек и розеток.

Шемогодская резная береста, Великий Устюг Вологодской области

700_FO22338175_05484b652b3dd05346a50f1dc1f6e289

Шемогодская резьба — традиционный русский народный художественный промысел резьбы по бересте. Орнаменты шемогодских резчиков называются «берестяным кружевом» и используются при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров.

Симметричный узор шемогодской резьбы состоит из растительных орнаментов, кругов, ромбов, овалов. В рисунок могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда — даже сцены гуляния в саду и чаепития.

Тульский пряник, Тульская область

5673654_s2

Тульский пряник — русский деликатес. Без этих сладких и душистых изделий не проходило на Руси ни одно событие — ни весёлое, ни грустное. Пряники подавали как к царскому столу, так и к крестьянскому. Традиционная форма придаётся прянику с помощью доски с вырезанным орнаментом.

Абрамцево-Кудринская резьба, Абрамцево Московской области

Абрамцево-Кудринская резьба

Резьба, ставшая промыслом, появилась в усадьбе Абрамцево, недалеко от Москвы в 19 веке. Её название — Абрамцево-Кудринская резьба. Резчики учились и работали в столярно-резчицкой мастерской, там же им преподавали живопись и рисунок. Так небольшая мастерская стала основой будущего промысла, отличающегося своеобразным стилем резьбы.

Филимоновская игрушка, д. Филимоново Одоевского района Тульской области

filimonovskaya_igrushka__1

Производство филимоновских игрушек возникло на базе производства посуды из глины, залегающей вблизи села Филимоново. Эти игрушки — разнообразные свистульки. Отличительная особенность — удлинённая форма изделий, что связано с особенностями местной глины. Роспись свистулек по сей день ведут только гусиным пером.

Вятские кружева, Кировская область

full_b1c8789e00cc6101269b22c1458722f2

О вятских кружевах известно с 18 века. Во второй половине 19 века в Вятской губернии была организована земская школа кружевниц. Многие годы в тех местах действовала кружевная фабрика, однако в начале девяностых годов её закрыли. Кружевницы сохранили своё уникальное мастерство, традиции и технологию промысла. Они радуют новыми изделиями, объединившись в артели либо небольшие предприятия.

Путешествовать по России всегда интересно, познавательно и красочно! Открывайте для себя многогранную культуру русского народа!

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.


Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя


Курс повышения квалификации

Теория и методика педагогического проектирования


«Цифровые трансформации и инновационные компетенции: как успевать бежать в два раза быстрее?»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Изучение народных промыслов Центральной России
в курсе географии 9 класса
Учитель географии МБОУ Гимназии №17
г.Королева Московской области
Черноморова Наталья Ивановна

Народные промыслы
Центральной России

Хохлома
Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.
Предполагают, что хохломская роспись возникла на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи.
В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области.

Хохлома
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным, желтым) цветом по золотистому фону.
На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок.
После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

Хохлома
Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Палехская миниатюра
Этот народный промысел развился в Советское время в посёлке Палех Ивановской области взамен существовавшей там школы иконописной живописи.
Оригинальная технология, применяемая первыми мастерами этого жанра в 20-30 годы XX века не прошла испытаний времени и многие произведения того времени, растиражированные в репродукциях в значительной степени повреждены.

Палехская миниатюра
Лаковая миниатюра исполняется темперой (водоразбавляемыми красками) на папье-маше.
Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д.
Работы обычно выполняются на чёрном фоне и расписываются золотом.
Типичные сюжеты палехской миниатюры заимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен.

Федоскинская миниатюра
Вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино.

Федоскинская миниатюра
Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время сюжеты: «тройки», «чаепития», сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни.

Федоскинская миниатюра
Наиболее всего ценились ларцы и шкатулки, украшенные сложными многофигурными композициями - копиями картин русских и западноевропейских художников.

Гжель
Этот поселок находится в 60 км от Москвы, где с давних пор было повсеместно развито керамическое мастерство. Впервые это местечко упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты в 1328 году.
К середине XVII века относятся первые сведения о местности, богатой хорошими глинами. По указу царя Алексея Михайловича крестьяне этой волости поставляли глины в Москву.
В 1724 году появился первый завод. Постепенно край стал полноправным хозяином керамического производства в России.

Гжель
«Нежно-голубое чудо – сказочная гжель» - так ласково называли люди на Руси – всем полюбившуюся, удивительно украшенную керамику из белоснежной глины.
Без сомнения, гжельская посуда, сувениры и игрушки – эти уникальные самобытные произведения искусства - испокон веков и по сегодняшний день очень ценятся во всем мире.

Скопинская керамика
Скопинский гончарный художественный промысел - традиционный центр народного искусства на Рязанской земле.
Своим возникновением промысел обязан глине, залегающей в больших количествах в окрестностях города Скопина.
Глиняная посуда в местах, где позднее появился город Скопин, делалась еще во времена Киевской Руси. В этой посуде сбивали масло, заквашивали тесто, хранили молоко, воду, квас.

Скопинская керамика
Детали керамики формировались на ручном станке, затем соединялись жидкой глиной и украшались рельефным и вдавленным орнаментом, тёмно-коричневой, ярко-зелёной, густо-жёлтой и реже синей глазурью. При обжиге крупинки глазури плавились неравномерно, живописно растекаясь.

Скопинская керамика
Изделия представляют собой кувшины, подсвечники, квасники, кумганы, оправы для каминных часов и декоративную скульптуру малых форм.
Для скопинской керамики характерны сложные силуэты, обусловленные соединением форм посуды с фигурами реальных или сказочных существ.
Особым был образ птицы скопы, от имени которой и произошло название города.

Филимоновская игрушка
Это древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Тульской области. По данным археологов ему более 700 лет (по другим данным около 1 тыс. лет).
Благодаря особой глине здесь испокон веков лепили посуду, продавая её на местных базарах. При этом мужчины и женщины делали только посуду, а девочки вместе с бабушками лепили и расписывали игрушки.

Филимоновская игрушка
Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п.
Изображения людей и животных — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам.
Благодаря особым свойствам местной глины фигурка при изготовлении утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму.

Филимоновская игрушка
Филимоновские мастера расписывают свои игрушки яркими красками. Несмотря на ограниченность характерных для промысла цветов — малиновый, зелёный, жёлтый — игрушки получаются яркими и весёлыми.
Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной краской раскрашиваются голова и грудь животных и одежда людей, на которую часто наносят несложный орнамент, который выражает искренние языческие мотивы, людей, живущих в гармонии с природой.
Помимо вытянутых форм фигурок, стиль их росписи: солнышки, растительный орнамент, «детский» стиль, старинные деревенские сюжеты — это элементы, которые характеризуют древнюю филимоновскую игрушку и по сей день.

Дымковская игрушка
Дымковская игрушка — один из старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет.
Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек.
Дымковская игрушка — искусство рукотворное. Каждая — создание одного мастера.

Дымковская игрушка
Для её производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком.
После полной просушки в течение от двух до двадцати дней и обжига при температуре 700—800 градусов игрушки покрывают белилами в два-три слоя.

Дымковская игрушка
Для росписи применяются яркие краски: обилие красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность.
Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях.
Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.

Богородская игрушка
Богородская резьба — русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Его центром является посёлок Богородское Сергиево-Посадского района Московской области.
Реальную дату возникновения промысла определить достаточно сложно. Вероятнее всего, правомерным будет отнести зарождение резной богородской игрушки к XVII—XVIII векам, а становление промысла к концу XVIII — началу XIX веков.

Богородская игрушка
По народному преданию, давным-давно в селе жила семья.
Задумала мать позабавить малых детей. Вырезала она из чурбачка фигурку «ауку». Дети порадовались, поиграли и забросили «ауку» на печь.
Раз муж стал собираться на базар и говорит: «Возьму-ка я „ауку“ да и покажу на базаре торгашам». «Ауку» купили и еще заказали.
С тех пор и повелась резьба игрушки в Богородском. И стала она называться «богородской».

Богородская игрушка
Одной из отличительных черт промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек.
Наиболее известна игрушка «Кузнецы», обычно изображающая мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне.
Эта игрушка, возраст которой, по некоторым данным, превышает 300 лет, стала символом, как богородского промысла, так и самого Богородского, войдя в герб посёлка.

Скань
Слово «скань» восходит корнями к древне-русскому съкань, от глагола съкати - «сучить», «свивать в одну нить несколько прядей».
Это вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки.
Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.

Скань
Расцвет московской скани приходится на XV—XVI века. Самыми известными сканщиками в то время были Амвросий и Иван Фомин.
В XVIII—XIX веках изделия со сканью производились во многих художественных центрах России. Создавались как большие произведения искусства, так и небольшие изделия (вазочки, солонки, шкатулки). В производстве стали применять хрусталь и перламутр.
С XIX века налажено промышленное производство в значительных масштабах с применением различных технологий. На фабриках производили посуду, церковную утварь, туалетные принадлежности.

Скань
В годы советской власти скань широко применялась в художественной промышленности (изделия Красносельского ювелирного завода в Костромской области, Мастёрской художественной фабрики «Ювелир» во Владимирской области).
Наряду с ювелирными украшениями изготавливались предметы быта: ажурные филигранные вазочки, подстаканники, миниатюрная скульптура.

Финифть
Ростовская финифть — русский народный художественный промысел, который существует с XVIII века в городе Ростов Ярославской области.
Миниатюрные изображения выполняются на эмали прозрачными огнеупорными красками, изобретенными в 1632 году французским ювелиром Жаном Тутеном.

Финифть
Художественные произведения изготавливают с помощью стекловидного порошка или эмали, на металлической подложке, часто оформляют сканью.
Стеклянное покрытие является долгоживущим и не выцветает с течением времени, а изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок.

Финифть
Эмаль приобретает нужный цвет после обжига с помощью добавок, для которых используются соли металлов.
Например, добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зелёный. При решении специфических живописных задач яркость эмали может, в отличие от стекла, приглушаться.

Жостовские подносы
Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др.
Скоро московский промысел стал ведущим.
В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле.

Жостовские подносы
Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской (открытой в 1825 году) откупившихся на волю крестьян — братьев Вишняковых.
В 1928 году несколько артелей, образованных на базе мастерских после революции, объединились в одну — «Металлоподнос» в деревне Жостово, которая в дальнейшем (1960 г.) была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи.

Павловопосадские шали
Набивные шерстяные платки традиционно черного или красного цвета, с объемным цветочным узором.
Производство платков в Павловском Посаде было налажено на основе уже существовавших в районе традиций кустарного текстильного производства.
Крестьянское предприятие, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура, было создано в 1795 году крестьянином села Павлово И. Д. Лабзиным.

Павловопосадские шали
Рисунок павловопосадских платков развивался от образцов, характерных для тканей московского региона и восходящих к восточным шалям («турецкий узор»).

Павловопосадские шали
Предпочтение отдается садовым цветам, прежде всего, розам и георгинам.
Платки выполняются из полупрозрачной или плотной шерстяной ткани.

Мценское кружево
Этот вид русского кружева, которое плетётся на коклюшках, развитый в городе Мценске Орловской области.
Появилось благодаря помещице Протасовой, которая на Мценской мануфактуре основала самое крупное производство кружева в России.

Мценское кружево
Отличительной особенностью является использование геометрических мотивов. По сравнению с вологодским кружевом, узор в нём менее плотный и насыщенный, фоновых решеток почти не используется, поэтому узор получается более воздушным.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Захарова Светлана Павловна

В работе представлены различные промыслы народов России: хохлома, дымковская игрушка, матрёшка, посуда и игрушки из Гжели, богородицкая игрушка, подносы Жостово, курские свистульки. Описаны их создание, процесс изготовления, историческая справка. К работе прилагается презентация.

ВложениеРазмер
narodnye_promysly.doc 72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа суглубленным изучением отдельных предметов № 52»

Исследовательская работа на тему:

« Народные промыслы России »

ученик 4 Е класса

  1. Введение.
  2. Народные промыслы.
  1. Хохлома.
  2. Дымковская игрушка.
  3. Матрёшка.
  4. Свистульки.
  5. Филимоновская игрушка.
  6. Богородская игрушка.
  7. Гжель.
  8. Жостово.
  9. Тульские самовары.

Цель: узнать какие ремёсла сохранились до наших дней и есть в Курском крае.

Объект: народные промыслы.

Предмет: изделия народных промыслов.

Методы: мини-исследование, наблюдение.

Где и как я это узнаю? Я спрашиваю у взрослых.узнаю из книг, читаю энциклопедии, использую интернет, посещаю музеи: Краеведческий и Археологии.

1. На Руси развивалось много различных ремёсел, и мне захотелось узнать, какие ремёсла сохранились до наших дней. И что я узнал, я сейчас расскажу вам.

Разное рассказывают старики. Говорят, будто давным – давно поселился за Волгой веселый мужичок – умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшено не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица, прикоснулась своим крылом к чашке, и чаша стала золотой. Это сказка, но сказка – ложь, но в ней намек. Не из сказки ли появилась эта удивительная, сказочная, рукотворная красота, которая зовется Хохломой. А появилось это искусство в 17 веке в селе Хохлома.

Хохломские изделия изготавливают из липы, березы. Хохломской росписью расписывали домашнюю утварь: посуду, прялки, шкатулки. Хохломские изделия считались хорошим подарком. В больших количествах изготавливали ложки – ложка у каждого была своя. Ложки еще использовались как музыкальный инструмент. Хохлома, как и любой другой вид искусства, словно старинная песня, а каждое новое поколение поет ее по-своему. В этих чашках, ковшах, ложках заключен поэтический образ России.

Как же появилось это диво дивное – «золотая хохлома»?

Старинное предание рассказывает: жил когда – то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их раскрашивал, что казалось, сделаны из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо – мастера. Ушел неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.

Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название – «золотая хохлома».

Хохломская роспись отличается характерным сочетанием золотого цвета с черным, красным, зеленым, иногда коричневым и оранжевым. Изображение растений, ягод, плодов, птиц и рыб образуют прихотливый узорный орнамент. Секрет «золота» Хохломы – применение алюминиевого (ранее серебряного или оловянного) покрытия, сверху наносится рисунок и лак. Изделие высушивается при температуре 100 – 120 градусов. Под действием температуры лак приобретает желтоватый оттенок, и сквозь него «золотом» сверкает алюминиевый слой.

Ах, как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни стужи. Все так же будут сиять краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали чудо золотые руки мастеров.

Напротив города Кирова, на правом берегу реки Вятки есть Дымковская слобода. С давних пор в ней селились мастера – игрушечники. Говорят, что потому слободу и назвали Дымковской, что с утра до ночи там над каждой крышей поднимался дым – мастера игрушки обжигали. С незапамятных времен славилась слобода игрушками – свистульками.

Считают так же, что зародилась дымковская игрушка еще в языческие времена. Об этом говорят и свистульки – их в те времена изготавливали не для игры, а чтобы нечистую силу отгонять.

С тех пор будто и отмечают вятичи праздник «Свистунья»: всю зиму лепят, обжигают и раскрашивают для нее яркие красивые игрушки, а весной даже далеко разносится над Вяткой веселый свист.

Чудом дожила старинная игрушка до наших дней. К счастью, интерес к народной игрушке в наше время возродился. Собрали старых дымковских мастериц, подобрали молодых учениц, и дымковская игрушка снова расцвела во всей своей красоте.

По настроению игрушки одинаковые, апо форме – самые разные. Есть здесь и традиционные свистульки – уточки, барашки с золотыми рогами, лошадки, всадники. Есть скульптурные фигурки – румяные барышни и няньки с веселыми детишками, нарядные водоносы с ведрами, усатые гусары, пестрые птицы, добродушные звери. Есть целые композиции, изображающие чаепитие, катание на лодках, на тройке лошадей, на нартах соленями, ато и на трехголовой сказочной коняшке.

КОРОЛЕВА РОДА МАТРЕШКОВЫХ

Есть под Нижним Новгородом село Крутец. Оно – недалеко от Полх – Майдана, где делают знаменитых матрешек. Крутецкие мастера тоже не лыком шиты – переняли мастерство полх – майданцев и своего добавили. Если майданцы строго соблюдают традиции дедов да бабушек, то крутецкие вовсю фантазируют.

Крутецкие матрешки – все разные. Одна длинненькая, другая кругленькая. У одной - коса до пояса, у другой – модная стрижка – каре. Платья – разных фасонов и расцветок, а цветы на них самые фантастические, словно в калейдоскопе.

Личики и вовсе одно на другое не похожи: одна глазки опустила, другая в сторону смотрит, третья прищурилась, четвертая губки надула, пятая усмехается озорно…

Но и этого крутецким мало. Взяли и выточили из дерева… короля с королевой. На лица – раскрасавцы, на головках короны. Фигурки не толстенькие, как у матрешек, а удлиненные, стройные. А одежда до чего богато расписана!

Создана и особая техника – чисто масляная. Поверхность дерева покрывается слоем белил с добавленным в них цветным пигментом, и по этому масляному фону ложится масляная же роспись. Эксперименты крутецких мастеров доказывают, что традиционное народное искусство не уходит в прошлое, а обновляется и хорошеет.

КУРСКИЕ СОЛОВЬИ И КРОКОДИЛЫ

Курская земля издавна славится соловьями. Соловьев там, действительно, много, и они очень красиво поют – заливаются. В деревне Кожле под Курском тоже соловьев видимо – невидимо. И еще можно столько же сделать – из глины. Соловьями – то на Руси еще и свистульки называют.

Образы для свистулек в Кожле традиционные: коровы, лошадки, козочки, птицы – индюки. Игрушки эти белого цвета, но расписаны разноцветными неровными пятнышками. От этого они выглядят очень веселыми. Да и сами они смешные и сказочные. Среди козочек да коров вдруг попадается… крокодил с балалайкой в лапах. Веселый и добрый, как и все «русские народные» звери. Или кошка с котенком: кошка удивилась чему-то, села на задние лапы, передние к мордочке приложила, а котенок важный такой сидит, в лапках большой букет держит. И крокодила, и кошку одна мастерица сделала – О. Дериглазова

ЧУДО ПОЛОСАТОЕ И СВИСТИТ

Филимоновские свистульки особые. Они отличаются от других не только «внешностью», но и устройством. Дело в том, что у них есть резонатор – грушевидное утолщение, полое внутри. С боков у него – две круглые дырочки. Попеременно зажимая их, можно наигрывать простые незатейливые мелодии, пускать трели.

Это – лошади, коровушки, олени, собачки… Все - в разноцветную полосочку. Шеи у них длинные, как у грациозных жирафов. А если дунуть в толстенький хвостик, сужающийся на конце в трубочку, то раздастся свист – звонкий, переливчатый.

Лепка в деревне Филимоново – старинное искусство. Возникло оно возле гончарного дела. Гончары – мужчины изготавливали глиняную посуду. А женщины лепили из глины игрушки для детей.

ИЗ БЕЛОЙ ЛИПЫ БОГОРОДСКОЙ

В 1965 году отмечали 300 лет с тех пор, как в подмосковном селе Богородское стали делать резные деревянные игрушки. Рассказывают, будто это началось так. Как – то баба захотела потешить ребятишек и «одним махом» вырезала им из дерева забавную «ауку» - спеленатого младенца. Дети поиграли куколкой да забросили на печь. Муж бабы собрался на ярмарку, прихватил с собой ауку, показал купцам ради смеха. А те вдруг целую партию заказали. С тех пор будто и пошло игрушечное дело в Богородском.

Игрушки свои богородские мастера не красят. Раньше, правда, отвозили их к сергиево-посадским художникам. Богородцы фигурки вырезали и оставляли белыми, сохраняющими цвет и аромат богородской липы.

Особенно богородцы любят образ медведя.

Самая известная богородская игрушка – «Кузнецы» - мужик с медведем по очереди бьют молоточком по наковальне.

Как – то русские художники показали знаменитому французскому скульптору Огюсту Родену «Кузнецов». «Народ, который создал эту игрушку – великий народ!» - с восхищением сказал Роден.

Но главное отличие богородских игрушек от других изделий народных промыслов остается неизменным. Состоит оно в том, что эти вещицы… теплые. Вырезанные из душистой богородской липы, они сохраняют ее запах и цвет, благородный узор белого дерева. И оттого – то эти некрашенные или едва тронутые краской игрушки привлекают внимание не меньше, чем расписные тарарушки.

СИНИЕ ЦВЕТА ГЖЕЛИ

«Гжелью» сегодня называют очень разнообразные изделия: посуду и светильники, декоративные вазы и небольшие скульптуры. Есть даже огромные камины и изящные наборы шахматных фигурок. Но все это – белоснежная керамика с синей росписью. Всего два цвета – белый и синий, а какая Гжель нарядная, праздничная!

Может быть, секрет этого чуда – в белоствольных березках, пушистом снеге и голубом чистом небе России? Или в скромных ромашках, склонившихся над тихой рекой, в которой отражаются белые облака?

В этих местах, в нескольких десятках километров от Москвы, издавна жили искусные гончары. Великий князь московский Иван Калита упоминал о Гжели в завещании своим сыновьям. А знаменитый русский ученый М.В.Ломоносов писал: «Едва ли есть земля самая чистая и без примесей где на свете… для фарфора употребляемая, какова у нас гжельская… нигде не видел я белизною превосходнее».

История Гжели насчитывает не одно столетие, но интерес к этому художественному промыслу не угас. И, значит, сказочные, синие цвета Гжели будут цвести по-прежнему.

БУКЕТЫ ИЗ ЖОСТОВА

Жостовский художественный промысел – это декоративная живопись на металлических подносах. Возникновение промысла относят к началу 19 века, когда в деревне Жостово Троицкой волости (ныне Мытищенский район Московской области) была открыта мастерская по выпуску лакированных изделий из папье - маше с живописными миниатюрами. Но вскоре жостовские мастера стали делать металлические подносы с роспиью масляными красками и лаковым покрытием. В 1928 году была основана артель, ныне Жостовская фабрика декоративной росписи. Жостовский промысел развивался под влиянием уральской декоративной росписи, федоскинской лаковой миниатюры, росписи по фарфору подмосковных фабрик. Но уже к середине 19 века сложился самобытный художественный стиль жостовских мастеров. Сюжеты росписи – цветочные, растительные орнаменты, бытовые сценки из народной жизни, пейзажи. Разнообразна форма подносов.

Настоящей самоварной столицей является Тула. Первая самоварная фабрика там была основана в 1778 году, а к 1890 году их было уже 74. Самовары делались маленькие дорожные и огромные трактирные, скромные мещанские и богато украшенные купеческие. Только в Туле выпускали около 150 фасонов различных самоваров: «шары», «бочонки», «вазы» и «рюмки», «банки». Сопели и пыхтели в домах наших бабушек эти самовары.

Но похожи друг на дружку. Да игрушки не простые.

Все они сидят друг в дружке, Мы всегда в движении,

А всего одна игрушка. ( матрёшка) Мы всегда в работе,

А как нам это удаётся,

Прячутся сестрицы. ( богородская игрушка)

Для меньшей – темница. 8. Расписные коньки,

Ответ: матрёшка Разноцветные индюки,

Яркий сарафан в цветочек, Играй вдоволь, да

Упирается рука смотри,

В деревянные бока. Только нас не урони.

А внутри секреты есть: ( дымковская игрушка)

Может – три, а может, шесть.

Это русская …( матрёшка) 9. Посмотрите – пышный хвост

У него совсем не прост –

Точно солнечный цветок,

А высокий гребешок,

Красной краскою горя,

Как корона у царя.

4. У детей в ладошах птички,

С виду птички – невелички,

Только птички не порхают.

В небеса не улетают.

Дети бережно их носят,

Дети их ко рту подносят,

Дуют в птичек – те свистят,

Всех в округе веселят.

Развернулись синие листочки,

Не в саду, не в лесочке, не в поле.

А на белоснежном фарфоре.

Подарило небушко ей свою акварель.

Что за роспись? Это роспись - …( гжель)

Эта чаша расцвела.

Солнцем, ягодами, летом

Вдруг наполнилась она! Угадаешь, что за чудо?

Это чудо - …( хохлома)

В заключении я хочу сказать одно, что народное творчество не уходит в прошлое, что каждому поколению чем-то оно нравится. А значит, что народное искусство будет жить ещё много лет, а народные умельцы прославлять свою страну.

Народные промыслы дошли до нас с давних времён – роспись, резьба, кружево, однако есть и новые народные промыслы. Чаще всего они начинались с крестьянского бытового искусства.

Художественная роспись в России

Деревянные, металлические изделия, детские игрушки и мебель расписывали на Руси испокон веков. Технология в различных регионах страны значительно отличалась друг от друга. Далее подробно о самых известных видах росписи.

Городецкая роспись

Городецкая роспись зародилась в Поволжье, в деревнях Нижегородской губернии. Они были расположены неподалёку от крупного села под названием Городец. Там проходили ярмарки, на которых торговали изделиями мастеров. Отсюда и появилось название – Городецкая роспись.

Городецкая роспись - визитная карточка Нижегородской области

Полховско-Майданская роспись

Место рождения Полховско-Майданской росписи – юг Нижегородской области. Там, в селе Полховский Майдан, посёлке Вознесенское и деревне Крутец находится центр этой росписи. Возникла она всего сто лет назад на базе развитого в тех местах токарного промысла. Мастера расписывали матрёшек, детские игрушки, грибы, пасхальные яйца, при этом использовали только четыре цвета – зелёный, синий, жёлтый и красный.

Знаменитые полх-майданские матрешки

Палехская роспись

Палехская роспись появилась совсем недавно – уже в советское время, однако, корни этой росписи уходят в древность. Благодаря уникальному ремеслу, село Палех Ивановской области стало известно во всей России. Известно о палехской росписи, палехской миниатюре, палехской иконописи. Особенность росписи в том, что художники создают не просто орнаменты, а вырисовывают целые сюжеты, композиции с мельчайшими деталями.

Палехские миниатюры на шкатулках знамениты на весь мир

Роспись Жостово

Жостовская роспись – это лаковая роспись на подносах, которая появилась в тысяча восемьсот двадцать пятом году. Такие подносы делают на фабрике в селе Жостово и в городе Нижний Тагил. Главное отличие этого промысла – обилие красок, несравнимые ни с чем тона, реалистичность всех элементов.

Подносы с жостовской росписью очень популярны

Гжель

Гжельская роспись, как понятно из названия, возникла в селе Гжель. Её узоры – это преимущественно цветочные узоры и простые геометрические орнаменты, выполненные кобальтовой ярко-синей краской на белоснежном фоне. Гжель – центр производства изделий из керамики. Во многом это и стало причиной появления своей неповторимой росписи в этом городе. Гжельский художественный промысел не молод, корни его уходят в четырнадцатый век. Именно тогда открыли Кудиновское месторождение глины.

Легендарная бело-голубая гжель

Русские ремесла, ставшие промыслами

Порой промыслами становились русские ремёсла. Они возникали, когда изделия народного ремесла ставили на поток. Известно об изготовлении из глины игрушек, об особенной резьбе по дереву, о кружевном мастерстве и так далее.

Дымковская игрушка

Рядом с городом Вятка была слобода Дымково, сейчас - это один из районов города. В слободе Дымково в девятнадцатом веке появились расписанные керамические игрушки для детей. Залежи глины и песка в тех местах стали причиной изготовления мастерами глиняных кувшинов и крынок. На потеху детям изготавливали яркие весёлые игрушки. Лепкой и росписью игрушек занимались исключительно женщины либо дети. Узор на дымковской игрушке всегда геометрический, состоящий из кругов, полос, клеток. Кроме своеобразной росписи игрушка выделяется тем, что её отделывают золотом.

Дымковская игрушка стала художественным промыслом

Филимоновская игрушка

Производство филимоновских игрушек возникло на базе производства посуды из глины, залегающей вблизи села Филимоново. Эти игрушки – разнообразные свистульки. Отличительная особенность – удлинённая форма изделий, что связано с особенностями местной глины. Роспись свистулек по сей день ведут только гусиным пером.

Филимоновские свистульки-козули выделяются на фоне других промыслов яркими красками

Абрамцево-Кудринская резьба

Резьба, ставшая промыслом, появилась в усадьбе Абрамцево, недалеко от Москвы в девятнадцатом веке. Её название – Абрамцево-Кудринская резьба. Резчики учились и работали в столярно-резчицкой мастерской, там же им преподавали живопись и рисунок. Так небольшая мастерская стала основой будущего промысла, отличающегося своеобразным стилем резьбы.

Абрамцево-Кудринская резьба - еще один промысел, славящий Россию

Вятские кружева

О вятских кружевах известно с восемнадцатого века. Во второй половине девятнадцатого века в Вятской губернии была организована земская школа кружевниц. Многие годы в тех местах действовала кружевная фабрика, однако в начале девяностых годов её закрыли. Кружевницы сохранили своё уникальное мастерство, традиции и технологию промысла. Они радуют новыми изделиями, объединившись в артели либо небольшие предприятия.

Вятское кружево

Новые народные промыслы

Не все народные промыслы имеют богатую историю. Некоторые появились совсем недавно. Что это за промыслы, узнаем далее.

Роспись ёлочных игрушек

Роспись ёлочных изделий как промысел возник в девятнадцатом веке в деревне Данилово. Там же игрушки и изготавливали. Занимались этим крестьяне на дому, используя для выдувания нехитрые горелки. Спрос на такие игрушки рос, увеличивалось и число мастеров-одиночек. Вскоре некоторыми хозяевами на дому были организованы небольшие производства с наёмными работниками.

В Данилово действует фабрика ёлочных игрушек «Иней»

Фабрика «Ариэль»

Самой старой фабрикой в России, занимающейся изготовлением новогодних игрушек, является фабрика «Ариэль». Она находится в Нижнем Новгороде. Несмотря на меняющуюся с годами моду, на фабрике не изменяют традиции изготовления игрушек ручной работы. Рядом с фабрикой находится музей ёлочных игрушек и магазин.

На фабрике «Ариэль» тоже делают новгодние игрушки

Самый узнаваемый народный промысел в России

Пожалуй, самым узнаваемым русским народным промыслом является золотая хохломская роспись. Она зародилась в конце семнадцатого века в Нижегородской области, когда на ярмарках в селе Хохлома продавали деревянные изделия, расписанные местными из окрестных деревень.

Золотая хохлома, пожалуй, самый известный российский народный промысел

Читайте также: