Проблема игрушек для детей

Обновлено: 27.04.2024

В статье приведена краткая характеристика раннего и дошкольного возраста . Подобран список игрушек благоприятно влияющих на развитие детей этого возраста, который включает в себя бизиборд, интерактивную игрушку, ролевые наборы, конструктор (Лего). Сделан обзорный анализ на функционал подобранных игрушек, выявлено влияние на процессы развития ребенка, в том числе психологическое. А также положительные и отрицательные стороны игрушки.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Красаускас Д.П.

Проектирование содержания программ обучения дизайнеров одежды с учетом проблем разработки развивающих игрушек из текстиля для детей с ограниченными возможностями здоровья

THE INFLUENCE OF MODERN TOYS ON THE DEVELOPMENT OF CHILDREN OF EARLY AND PRESCHOOL AGE

The article provides a brief description of early and preschool age. A list of toys favorably influencing the development of children of this age has been selected, which includes a bizibord, an interactive toy, role-playing sets, a designer (Lego). A review analysis was made on the functionality of the selected toys, the influence on the child's development processes, including psychological, was revealed. As well as the positive and negative sides of the toy.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРУШЕК НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРУШЕК НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО И

Д.П. Красаускас, студент Научный руководитель: С.С. Петрова

НТГСПИ (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университет (Россия, г. Нижний Тагил)

Аннотация. В статье приведена краткая характеристика раннего и дошкольного возраста. Подобран список игрушек благоприятно влияющих на развитие детей этого возраста, который включает в себя бизиборд, интерактивную игрушку, ролевые наборы, конструктор (Лего). Сделан обзорный анализ на функционал подобранных игрушек, выявлено влияние на процессы развития ребенка, в том числе психологическое. А также положительные и отрицательные стороны игрушки.

Ключевые слова: рынок игрушек, развитие детей, ранний возраст, дошкольный возраст.

Игрушка - это не только способ позабавить ребенка, но еще мощнейший инструмент для его развития. Дети раннего и дошкольного возраста большую часть своего времени проводят именно в игре.

Современные дети живут в совершенно другом мире, нежели их родители. Если 20-30 лет назад среди детей были популярны оружие из палок, плюшевые медведи и каша из песка, то на данный момент рынок игрушек настолько разнообразен, что некоторые родители могут невольно задуматься о влиянии определенных игр на развитие детей. В особенности это касается радионянь, которые используются родителями с самых первых дней жизни ребенка, компьютеров, телефонов и других гаджетов. Что несут с собой эти технические достижения для маленького ребенка? Какие риски и какие возможности?

Главная задача игрушки заключается в активизации детской деятельности. Игрушки можно разделить на три группы в зависимости от того, на какую сферу они влияют:

1. Игрушки, способствующие эмоционально-волевому развитию.

2. Игрушки, способствующие развитию интеллектуально-познавательных и моторных способностей.

3. Игрушки способствующие физическому развитию.

Раннее детство приходится на возраст от 1 года до 3 лет. В этот период у ребенка закладывается речь, растет активный и пассивный словарный запас, а также развиваются восприятие, мышление, память, внимание. Восприятие доминирует среди остальных. Это означает, что поведение детей является полевым, импульсивным; ничто из того, что лежит вне наглядной ситуации, их не привлекает. В этом возрасте зарождается самосознание [1].

Какие игрушки будут способствовать благоприятному развитию на этом этапе? Конечно, о гаджетах, которые родители дают своим детям в этом возрасте, чтобы получить хоть немного свободного времени и заняться своими делами, не может идти и речи. Рассмотрим, несколько современных игрушек для данного возраста.

Бизиборд (рис.1) - очень популярная в последние годы игрушка. Бизиборд представляет собой доску, которая имеет множество элементов, чаще всего это: застежки: шнурки, липучки, молнии, пуговицы; замочки: замки с ключом, дверные цепочки, шпингалеты; счеты; часы; лабиринты; магниты; мозаика с геометрическими фигурами; выключатели, кнопки, розетки; световые и звуковые модули.

Бизиборд развивает мелкую моторику и помогает детям ознакомится с предметами быта. Во время игры ребенок учится правильно использовать те или иные предметы, но важно, чтобы родитель или воспитатель наглядно показал и рассказал для чего нужен тот или иной предмет, например, замок закрывает дверь, выключатель включает и выключает свет, пуговицы для того, чтобы застегивать одежду и т.д.

Бизиборды бывают разных видов:

- Классический бизиборд - «книжка»;

- Классический бизибрд в виде разных животных, машин и т.д.;

Если бизиборд выполнен качественно и правильно, кроме моторики он помогает развивать такие психические процессы как концентрация внимания, усидчивость и терпение; речь (ребенок начинает интересоваться у взрослых для чего тот или иной предмет на бизиборде); восприятие, в особенности наглядно-действенное (взрослый

показал ребенку как застегнуть пуговицу -ребенок повторил и запомнил); внимание (ребенок сконцентрирован на бизиборде, старается самостоятельно разобраться с предметами, которые встречаются в доме; позже может находить эти элементы в собственной комнате); память (обеспечивает запоминание действий, что за чем идет); логику (ребенок поймет, если открыть замок, то можно открыть дверь, если нажать выключатель, то может погаснуть свет, если потянуть за шнурок, то звонок может зазвенеть); воображение (ребенок задумывается, как можно использовать обыденные предметы более интересно); понимание причинно-следственных связей (отодвинул шпингалет - открыл дверь, засунул штепсель в розетку - увидел светящуюся лампочку, нажал на кнопку - услышал звонок). Помимо психических процессов бизиборд помогает пополнить словарный запас за счет определений бытовых предметов, помогает в изучении фигур, букв, счета (если, конечно, в игрушку включены данные детали), а также обеспечивает безопасное знакомство с предметами, с которыми можно столкнуться в быту (знакомство с замками, крючками, розетками и т.д.) [2].

Бизиборд положительно влияет на развитие ребенка раннего возраста, так как именно в этом возрасте дети начинают познавать мир и знакомится с окружающими их предметами.

Достоинство этой игрушки, что ее можно сделать самому дома, но нужно помнить, что при игре ребенок должен понимать причинно-следственные связи, поэтому если есть розетка, то должен быть и штепсель.

Еще одна популярная игрушка в 21 веке - интерактивная. Она отличается от обычной плюшевой игрушки тем, что она может плакать, смеяться, считать и рассказывать сказки, петь песни.

Интерактивная игрушка (рис. 2) поможет ребенку в познании окружающего мира. Она может учить считать, развивать речь (ребенок, играя с игрушкой, начнет повторять ее слова, реплики, пополняя словарный запас, так же может начать общаться с ней), и даже осваивать азы иностранного языка.

Интерактивная игрушка способствует умственному развитию: развивает чувства, эмоции, формирует познавательную деятельность, наблюдательность, любознательность, расширяет кругозор.

Игрушка также развивает логику. К примеру, ребенок поймет, что если положить куклу, то та будет плакать, если взять на руки, то кукла успокоится. Таким образом, можно развивать у малыша понятие причинно-следственных связей.

Интерактивные игрушки помогают ребенку в организации сюжетно-ролевой иг-

ры. Меняя подгузники, купая и переодевая куклу, малыш учится заботиться о других.

Но эта игрушка никогда не заменит общение с родителями и сверстниками, поэтому интерактивную игру нужно чередовать с живым общением. Существенный минус этой игрушки - ее многофункциональность, которая сводит на нет воображение ребенка, что является неотъемлемой частью психического развития ребенка раннего возраста [3].

Дошкольный возраст охватывает период с 3 до 7 лет. В этом возрасте идет перестройка всех психических процессов ребенка и меняется его отношение к миру. Меняется социальная ситуация, ребенок готовится к поступлению в школу. В этот период активно развивается память, воображение. Появляется собственное «Я», т.е. начинают проявляться черты личности. Основной деятельностью в этом возрасте является ролевая игра. Игра должна учить ребенка управлять своим поведением и принимать важные решения [4].

Для возраста 3-7 лет будут эффективными также приведенные ранее игрушки. Бизиборд будет интересен ребенку, если ранее его не было. Интерактивная игрушка поможет с подготовкой к школе: поможет выучить счет, алфавит, расскажет сказки и научит азам иностранного языка.

Одним из лучших вариантов игрушки для дошкольного возраста будет тематический набор для ролевой игры (рис. 3). В современное время таких наборов огромный выбор: больница, магазин, салон красоты, ресторан, строительство и т.д.

Такие наборы могут быть 2-х видов:

1. Полноразмерные наборы, которые ребенок может использовать самостоятельно;

2. Наборы для кукол, где ребенок использует куклу для участия в ролевой игре.

Тематические наборы дают представление ребенку об определенных профессиях, помогают с социализацией (при игре в группе), приучают к ответственности и знакомят с некоторыми жизненными ситуациями.

Огромное влияние тематические наборы оказывают на умственное развитие ребенка: они формируют познавательную активность, развивают исследовательскую деятельность, расширяют кругозор; а так-

же на нравственное развитие ребенка: позволяют накопить опыт положительных нравственных переживаний, развивают такие нравственные качества как гуманизм, патриотизм, коллективизм, трудолюбие, развивают нравственное поведение, а также умение общаться со сверстниками.

Ребенок, используя тематический набор: расширяет свой словарный запас определениями той или иной профессии; развивает коммуникативную сферу; развивает

воображение тем, что придумывает различные ситуации, связанные с темой игры; развивает мышление; учится делать умозаключения, выстраивать логическую цепочку действий.

Минус данной игрушки - ребенку нужна компания для игры, неважно будет это родитель, сверстник или воспитатель. Без напарника игра не будет такой эффективной, она будет оказывать слабое воздействие на развитие ребенка.

Конструктор «LEGO» (рис. 4) - очень увлекательная и развивающая игрушка для ребенка. Если ребенок всем сердцем полюбит данную игрушку, то она может остаться с ним до взрослого возраста в виде хобби.

Конструктор способствует как психическому, физическому, умственному развитию, так и нравственному и эстетическому.

Лего развивает мелкую моторику, креативность, логическое и пространственное мышление, а также внимание, умение планировать, находить решение проблемы. Помимо этого игрушка способствует коммуникабельности, умению выражать свои идеи, работать в команде. Конструктор также развивает целеустремленность, терпение, укрепляет самооценку ребенка [5].

Конструктор «LEGO» имеет огромный выбор наборов. На рынке игрушек он есть как для мальчиков, так и для девочек, есть маленькие наборы, есть стандартные и большие, есть коллекционные выпуски, есть наборы для ролевой игры и т.д.

Огромное количество достоинств у игрушки и один существенный недостаток -

мелкие детали, поэтому ее рекомендуют детям от 6 лет. Но для более раннего возраста можно найти аналоги с большими деталями, например магнитный конструктор, обычный набор конструктора с большими пластмассовыми деталями, деревянный конструктор.

Сделаем вывод. Приведенные в статье игрушки способствуют развитию детей раннего и дошкольного возраста, но эффективность этого воздействия зависит от того как ребенок играет с ними, какое время, кто составляет ему компанию во время игры и какого качества сама игрушка, соответствует ли она функциям, которые должна выполнять. Конечно, все эти игрушки можно найти в электронном варианте, что очень удобно (не нужно тратить деньги на их покупку, не занимает места в доме и т.д.), но осязательные ощущения ребенка не должны ограничиваться одним лишь экраном или компьютерной мышью. Нужно помнить, что именно реальный вариант игрушки будет положительно воздействовать на развитие ребенка.

THE INFLUENCE OF MODERN TOYS ON THE DEVELOPMENT OF CHILDREN OF

EARLY AND PRESCHOOL AGE

D.P. Krasauskas, Student Supervisor: S.S. Petrova

NTGSPI (branch) of the Russian State Vocational Pedagogical University (Russia, Nizhny Tagil)

Abstract. The article provides a brief description of early and preschool age. A list of toys favorably influencing the development of children of this age has been selected, which includes a bizibord, an interactive toy, role-playing sets, a designer (Lego). A review analysis was made on the functionality of the selected toys, the influence on the child's development processes, including psychological, was revealed. As well as the positive and negative sides of the toy. Keywords: toy market, children's development, early age, preschool age.

В настоящее время игровой деятельности детей дошкольного возраста придается большое значение. Игра занимает важное место в жизни ребенка дошкольного возраста, являясь ведущим видом их деятельности. Проблема игры стала привлекать внимание ученых в конце 19- века. Этот интерес не угас и до настоящего времени.

Многие считают, что сейчас дети иначе общаются друг с другом. Они отмечают, что изменилось все: дети, игры, интересы, родители, отношение семьи к школе. Изменилась и атмосфера в семьях. Родители и дети живут сейчас более интенсивной жизнью, в которой все меньше времени остается на общения друг с другом, для игр нет времени. Родители, стремящиеся всё свободное время отдать зарабатыванию денег. Воспитание ребёнка сводится к заботе о его здоровье, к устройству комфорта. Современные родители сегодня очень щедры на покупки игрушек, но мало кто из них уделяет внимание развивающей ценности той или иной игрушки. Одна из самых популярных игрушек это планшет, компьютер. А ведь игрушка способствует формированию в детском сознании модели окружающего мира. Образы мамы и папы; друга и врага; добра и зла. Всего того, на что ребенок будет ориентироваться как на духовный компас. Будет ли ребенок заботиться о своих родителях, с уважением относится к подрастающему поколению, немало зависит и от тех игрушек и от тех игр, в которые играет ребенок. Дети всю информацию воспринимают в виде образов и из этих образов строят свою модель мира.

В последнее время, полки детских магазинов заставлены коллекциями кукол вампиров игра, с которыми ведет к угасанию материнских функций. Происходит подмена образов. Мальчики предпочитают играть с роботами трансформе рами, которые в процессе преобразования становятся все более изощренными убийцами.

Что же касается дошкольных учреждений, то любой педагог скажет, что дети должны играть много и разнообразно, что игра, прежде всего развитие, поэтому обучение должно проходить только в игровой форме. Но, несмотря на понимание необходимости присутствия игры в детстве недостаточно внимания уделяется сюжетно – ролевой игре, которая является наиболее полезной для развития ребенка. Игра должна быть самостоятельной и мотивированной изнутри самим ребенком, она не должна быть навязчивой. Правильно играющие дети более самостоятельные, организованные, творческие, лучше подготовленные к обучению в школе.

Сформированность сюжетной игры у дошкольника позволяет воссоздать в активной, наглядно-действенной форме неизмеримо более широкую сферу действительности, далеко выходящую за пределы личной практики ребенка. В игре дошкольник и его партнеры с помощью своих движений и действий с игрушками активно воспроизводят труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними и т. д.

С точки зрения Д. Б. Эльконина, «игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т. е. возникает из условий жизни ребенка в обществе» [27, 32].

Социальная обусловленность сюжетно-ролевой игры осуществляется в двух планах: 1) социальность мотивов; 2) социальность структуры.

Дошкольник не может реально участвовать в производственной деятельности взрослых, что порождает у ребенка потребность воссоздать мир взрослых в игровой форме. Ребенок сам хочет водить машину, готовить обед, и это становится ему по силам благодаря игровой деятельности.

В игре создается мнимая ситуация, используются игрушки, копирующие реальные предметы, а затем и предметы - заместители, которые благодаря своим функциональным признакам дают возможность заменить реальные предметы. Ведь главное для ребенка заключено в действиях с ними, в воссоздании взаимоотношений взрослых: все это приобщает дошкольника к социальной жизни, дает возможность стать как бы ее участником.

Социальность структуры и способов существования игровой деятельности впервые отметил Л. С. Выготский, который подчеркнул опосредующую роль речевых знаков в игре, их важное значение для специфически человеческих психических функций — речевого мышления, произвольной регуляции действий и т. д.

Ребенок - дошкольник, входя в коллектив сверстников, уже имеет определенный запас правил, образцов поведения, каких- то моральных ценностей, которые сложились у него, благодаря влиянию взрослых, родителей. Дошкольник подражает близким взрослым, перенимая их манеры, заимствует у них оценку людей, событий, вещей. И все это переносится на игровую деятельность, на общение со сверстниками, формирует личные качества ребенка.

Поощрительное отношение к игровой деятельности со стороны родителей имеет большое позитивное значение для развития личности ребенка. Осуждение игры, стремление родителей сразу переключить ребенка на учебную деятельность, порождает у дошкольника внутри личностный конфликт. У ребенка возникает чувство вины, которое внешне может проявиться в реакциях страха, низком уровне притязаний, вялости, пассивности способствует появлению чувства неполноценности.

Сегодня мы не увидим такой игры, как ее описывал Д. Б. Эльконин. Сегодня ролевые игры, даже если и возникают, отличаются однообразием. Изменение социокультурных условий жизни детей, которое интенсивно происходит в последнее время, повлекло за собой изменение сюжетов и содержания сюжетно-ролевой игры, а также уровня ее развития.

Принципиальное отличие игры современных дошкольников двойственно: с одной стороны, появились игры, заимствованные из мультфильмов, очень популярны игры в супергероев, людей-пауков, фей Винкс, которых можно представить типичным набором простых действий или фраз. Отношения между персонажами примитивны.

С другой стороны дошкольники ограничены в присвоении социальных ролей. Жизнь взрослых перестает быть содержанием игр. Место близких взрослых начинают занимать виртуальные персонажи. Большинство впечатлений дети получают из телевизионных передач. Итак, подведя итоги вышесказанного, хочется сказать, что проблемы игры детей дошкольного возраста есть, и они очевидны:

1. Сюжеты игр современных дошкольников отражают преимущественно телевизионную тематику.

2. У большинства современных дошкольников игра не достигает своей развитой формы.

3. Многим детям трудно наладить контакт в сюжетно-ролевой игре, взять на себя роль лидера, не отступиться от правил игры.

4. Уровень развития игры современных дошкольников значительно ниже, чем у их сверстников середины прошлого века.

Сложившаяся ситуация побуждает поставить вопрос о формировании более серьезного и ответственного отношения к игре дошкольников - как у педагогов и родителей, так и на уровне государственной образовательной политики. Редукция игры в дошкольном возрасте может иметь самые печальные последствия для личностного развития подрастающего поколения.

Неделя игры и игрушки Неделя "Игры и игрушки" - Развитие интереса у детей к различным видам игр и игрушек; - Поддержка свободной творческой самореализации в.

Неделя игры и игрушки Неделя Игры и игрушки. Понедельник. День русской народной игры и игрушки. 1 половина дня Прогулка 2 половина дня Выставка «Народная игрушка».

Русские народные игры как средство развития детской речи Проект «Народные игры как средство развития детской речи». «Как нет человека без самолюбия, Так нет человека без любви к Отечеству, И эта.

Организация детской деятельности детей раннего возраста «Игры с Зайчиком» Организация детской деятельности детей раннего возраста по теме «Игры с Зайчиком». Задачи: продолжать учить детей различать.

Психологические аспекты детской игры В дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра, которая имеет важное значение для его психического развития.

Сценарий детской игры КВН «Животный мир» Сценарий игры КВН Подготовительная группа Цели: • закреплять знания детей о природе; • формировать у детей элементы экологического сознания.

Современные игрушки для детей дошкольного возраста Ребенок, который в детстве не научился фантазировать, творить, выходить за привычные рамки, едва ли приобретет эту способность во взрослом.

Современные сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте Дети в дошкольном возрасте проходят большой путь развития. Именно в этот период они многое узнают и многому учатся. Оттого, как дети освоят.

Варианты использования детской стандартной игры «Лото. Мир вокруг» ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЛОТО. МИР ВОКРУГ» Дети от 3-х лет ЦЕЛЬ: Закрепить знания об окружающем мире. Учить детей соблюдать правила во время.

Выставка детской игрушки в Этнографическом Музее. Фоторепортаж

Выставка детской игрушки в Этнографическом Музее. Фоторепортаж Сегодня, 25 сентября, в РЭМ (Российском Этнографическом Музее) был день открытых дверей. Мы с внучками поехали в музей с желанием попасть.


Автор программ развития метапредметных навыков Наталия Романова-Африкантова рассказывает про этапы развития ребёнка и про те игрушки и занятия, которые его должны окружать в разном возрасте. Родителям стоит понять: «развивающие занятия» только навредят, если они не вовремя.

В каждом возрасте ребёнка у него есть ведущий вид деятельности. Тот род занятий, который отвечает текущим потребностям детского мозга и позволяет решить стоящую перед ребёнком прямо сейчас возрастную задачу. Именно ведущая деятельность развивает те психические процессы, которые необходимы для перехода на следующий уровень развития, следующую возрастную ступень.

Занятия, игры и игрушки должны соответствовать ведущему виду деятельности, чтобы помогать ребёнку решать его возрастную задачу. Они не должны использовать ведущий вид деятельности, чтобы взять вдруг и порешать задачу совершенно другого периода. Чувствуете разницу?

В возрасте до года ведущий вид деятельности ребёнка — эмоциональное общение с родителями. Общение! С родителями! Эмоциональное! Если у Вас появилась лишнее время — потратьте его на общение, а не на карточки с буквами, цифрами, животными и бабочками. Игрушки ребёнку до года не нужны. Да, совсем не нужны. Они нужны маме, и в этом нет ничего плохого. Просто надо чётко понимать: игрушки для детей до года не развивают ребёнка (даже если на упаковке написано обратное), они просто красивые и иногда помогают маме спокойно позавтракать. Всё.

От года до трёх ведущий вид деятельности — предметно-манипулятивный. Берём предмет и им манипулируем, развиваем двигательные и речевые навыки. Пирамидка, матрёшка, кубики (без букв!), ведёрки, совочки и формочки, мячики и юла, бубен и маракасы — вот те игрушки, которые отвечают задачам возраста. Звуковой плакат, цифровой планшет, говорящая азбука и прочие «развивающие» игрушки в этом возрасте не решают текущую задачу. Они используют ведущий вид деятельности с целью успокоить родительскую тревожность по поводу детского развития и заработать на этом немного денег. Хотя, пожалуй, много, если вспомнить цену таких игрушек.

Нажал кнопку на яркой игрушке — в ответ звук. Да, ребёнку это интересно. Потому что производитель использует сразу два рычага, которые опираются на возрастные особенности: манипулирование предметами как ведущий вид деятельности и чувствительность к ярким зрительным образам (это ещё и период развития зрительного восприятия).

Но такое развитие — оно не полезное, оно вредное. Потому что задачам возраста не отвечает, потому что не позволяет ребёнку перейти на следующую ступень.

Оно отнимает силы от развития тех функций, которым развиваться положено по возрасту, в пользу развития тех функций, которые больше радуют окружающих и лучше продаются

А пирамидка и матрёшка — ещё как развивают. И ровно то, что нужно. Зрительное восприятие, сукцессивные функции, чувство числа и размера (задел для будущих математических навыков), предметно-действенное мышление (из него вырастет абстрактно-логическое мышление). В общем, купите ребёнку матрёшку, не жадничайте!

С трёх до семи лет наступает благословенный период, когда ведущей деятельностью становится игровая. Шопоголики и производители игрушек наконец-то могут ликовать. Главной в этом возрасте должна быть сюжетно-ролевая игра: куклы, мишки, машинки, набор врача, парикмахерская, магазин, детские пылесосы и утюги — выбирай не хочу. Но родителям подавай позаковыристее и поразвивательнее, ведь времени до института остаётся всё меньше.

Детские ноутбуки и планшеты снова с цифрами и буквами (это вообще какое-то сакральное и самое важное знание — все родители и детские центры знают, что чем раньше ребёнок их освоит, тем лучше сдаст ЕГЭ), обязательные головоломки и детские энциклопедии. Вы же помните — до поступления в университет остались считанные годы. И категорический запрет на детскую косметику — думать надо об институте, а не о замужестве!

Но детская косметика в этом возрасте — она не про замуж, она про ролевую игру в маму. Поэтому либо купите ребёнку набор нетоксичных детских теней, либо прячьтесь подальше, когда сами накладываете макияж. А ноутбук и телефон в этом возрасте не должны говорить буквы и цифры, они нужны для того, чтобы «работать, как папа», а его гаджеты преимущественно молчат.

В этом возрасте можно и нужно развивать зрительно-моторную координацию, снова зрительное восприятие, моторные навыки (велосипед, коньки, игры в мяч, вышибалы и прочие казаки-разбойники, мозаики и конструкторы, пластилин и краски). Начинаем танцевать, рисовать, придумывать и выдумывать. Именно это закрывает задачи текущего возраста — чтобы ребёнок мог перейти к задачам следующего, долгожданному чтению и письму в том числе. Если не заниматься этим сейчас — придётся вернуться к этому позже, возрастное развитие пропусков не прощает.

Но вот они, заветные семь лет. Ведущий вид деятельности — учебная, познавательная. Ликуй, родительский народ. Плачь, производитель игрушек! Мы выросли! Но не тут-то было. Родитель, который ещё вчера был готов впихнуть развивающий материал в каждого плюшевого зверя и даже детский горшок, не радуется тому, что теперь ребёнка можно просто учить. Он с тем же упорством продолжает искать развивающие игры и геймифицировать познавательный процесс. Квесты и настолки, игровые экскурсии и научные игры — всё возможное и невозможное, чтобы ребёнку было интересно.

Это чаще всего отличные экскурсии и полезные игры, но за ними нельзя забывать того, что ведущий вид деятельности теперь — познавательный.

Нельзя лишить ребёнка возможности научиться получать удовольствие от самого процесса учёбы, от познания как такового, а не его игровой формы

Полюбить учиться, а не играть — это важная задача текущего возраста и времени на её решение теперь уже действительно не так много, потому что… Потому что примерно к 11 годам ведущим видом деятельности становится общение со сверстниками.

Да, я тоже считаю, что это ужасно. Это просто уму непостижимо, что практически перед самым поступлением в институт, на финишной, можно сказать, прямой, и вдруг — общение. Ведущая. Главная. Да как это вообще возможно? А вот так. Это просто факт, и о нём нужно помнить. И знать, что недоигравшие и недообщавшиеся дети, не решившие ключевые задачи очередного возрастного периода, имеют меньше шансов добиться успеха в периоде следующем. Мозг своё потребует в любом случае.

«У него горы игрушек». «Просит новые, а в старые не играет». «Что подарить ребёнку, если у него всё есть?» Такие вопросы сегодня звучат часто, и не только из уст миллионеров. Плохо это или не очень? Что с этим делать? Размышляет наш постоянный автор и мама троих детей Ксения Букша.

1. Чем больше игрушек, тем меньше радости


Несколько лет назад на YouTube были страшно популярны ролики, в которых дети бесконечно распаковывали подарки. Игрушка радует в момент её получения, а потом сразу забрасывается. Окей, но ведь это всё равно радость? На ребёнка денег не жалко, почему я должен его ограничивать? Пусть ненужных игрушек будет много — не беда.

Всё так. Но есть проблема. Когда мозг человека привыкает к постоянной сильной стимуляции определенным удовлетворителем, он становится к нему менее восприимчив. Поэтому сто двадцатая игрушка уже не даёт той чистой радости даже в момент покупки. Скорее механизм будет похож на действие наркотика: ребенок ноет, клянчит… Ему покупают игрушку — и он перестаёт. Ненадолго.

2. Любимая кукла — это полезно


Когда игрушек очень много, постоянно появляются новые, а их покупка — это обыденность, меньше вероятность, что у ребёнка появятся среди них по-настоящему любимые. Между тем выбирать и привязываться к объектам, иметь любимую куклу, которую называешь по имени, любимый конструктор, в который не надоедает играть разными способами, полезно для ребёнка.

Это момент воспитания чувств, это хорошо влияет на его способность принимать решения и формировать привязанности

Совершенно не обязательно ребёнок будет спать с мишкой или относиться к кукле как к живой, но очень хорошо, если у него есть некий постоянный игрушечный мир, в котором машинки, звери, куклы имеют свои имена и характеры. Родители могут в этом помочь. Конечно, если детская завалена всевозможными объектами, от которых разбегаются глаза, создать такой мир будет труднее.

3. Производители заставляют родителей покупать всё больше


Куча игрушек на полу, по которым дети ходят ногами, выгодна только одной стороне — их производителям и продавцам. Дети предпочитают вещи с любимыми героями, игрушки и наборы на темы любимых мультиков. Ещё один крючок — игрушки-наборы: купишь что-то одно, а потом бесконечно докупаешь детали, обновления, новые серии, — ребенок подсел. «Собери их все!» Иногда ими вообще не играют, а только владеют. Рекордсмены по бесполезности — игрушки, которые можно использовать только одним способом, например игрушечные щипцы для волос или огромная кухня, в которую поиграют от силы раза два, а занимает она целый угол.

Не поддаемся на уловки и крючки. Бардака в квартире будет намного меньше, а денег у вас в кармане и воображения у ребёнка — больше, если отдать предпочтение универсальным игрушкам.


25 простых детских развлечений, для которых не нужны игрушки и деньги

Конструктор (да хоть бы и лего), из которого можно строить не только по инструкции. Обыкновенный пупс, который не требует бесконечного количества памперсов, бутылочек и запчастей. У моих детей, например, есть десять наборов игры «Дженга»: из одинаковых брусочков можно строить просто потрясающие архитектурные сооружения. Ну а самое универсальное — это пластилин, краски, цветная бумага и скотч.

4. Ребёнку можно отказывать


Я не вожу маленьких детей в торговые центры. Потому что они будут клянчить — это закон. И родительское сердце будет разрываться. Зачем провоцировать слезы? А вот лет с пяти, наоборот, стоит приучать ребёнка к тому, что прилавки могут ломиться от всякой всячины, но мы не обязаны всё это покупать.

Можно начать с супермаркета, там проще договориться: покупаем через раз и только какую-то мелочь; покупаем то, что выбрал родитель; покупаем то, чего хочет ребёнок, но через два раза на третий… Главное — развить самоконтроль.

Дети импульсивны, не бойтесь подавить их желания. Они не перестанут хотеть. Зато не будут ныть и клянчить, когда им объявляешь, что сегодня мы идем в торговый центр только за варежками. И ни за чем больше.

5. Одноразовая ерунда бывает очень милой


Наклейки, маски, очки с глазами на пружинках, светящиеся вертолётики… Единственное, что можно сказать против них, — они пластиковые и наносят вред окружающей среде. Это да. Но зато они дают ребёнку ту самую моментальную радость — а потом быстро приходят в негодность, и их не жалко выбросить.

6. Игрушки бывают и для понтов


Когда ребёнок становится постарше, он может начать хотеть игрушки и наборы «как у подруги». С человеком старше 6–7 лет уже можно порассуждать про разницу между жаждой обладания и желанием пользоваться. Чаще всего становится ясно, что без подруги, сам, ребёнок в этот набор играть не будет. Или что можно взять желанную вещь на время.

У школьников (и даже детсадовцев) вещи становятся поводом для общения. Это совсем не ужасно, но стоит это осознавать. Для чего тебе эта штука: для престижа, чтобы показать в классе? Потому что она есть у всех — или потому, что нравится именно тебе? Хороший повод поговорить о важных вещах.

7. Родственников можно нейтрализовать


«Я со всем согласен, но они же дарят!» — прекрасно, если у нас есть родственники и друзья, готовые вложить деньги в счастье нашего отпрыска. Таких милых людей можно подготовить и заранее управлять их дарением.

Сегодня есть крутые и очень интересные игрушки, которые действительно будят воображение, развивают и нравятся. Можно дарить и вовсе не игрушки. Подкиньте родне идей о подарках, перенаправьте их пыл на книжки, театры и тому подобное.

8. Две трети убрать, в остальное играть


Когда мне было семь (в 1990 году), у меня было примерно два десятка игрушек. В основном небольшие плюшевые, пластиковые и деревянные зверюшки, да еще пара пупсиков, которые с ними дружили. Жили зверюшки в большой картонной коробке, поставленной на бок, и жизнь их была увлекательной и полной приключений. В ней даже выбирали президента — им стал, что закономерно, деревянный котик с головой и лапками на резинках (может ли кто-то стать популярнее котика?!).

Если ваша квартира завалена игрушками, попробуйте договориться с ребёнком и убрать примерно две трети (точная цифра зависит от ваших предпочтений, от того, насколько всё запущено и сколько свободного места у вас есть). Выбирайте оставшееся по принципу «Во что ребенок действительно играет?» Что он помнит и любит? Что нравится лично вам?


4 психотипа из компьютерных игр, которые помогут найти общий язык с ребёнком

Если ребёнок вообще не умеет играть (что не редкость в наше время), здорово было бы потратить несколько вечеров на то, чтобы научить его ролевым и другим играм. Сначала попробуйте сами. Дело того стоит: для дошкольника и младшего школьника свободная игра — лучшая развивающая активность. (Правда, я стараюсь, чтобы дети играли без меня. Потому что я уже взрослая и у меня полно своих дел! Но научить, показать и вдохновить — на это я готова.)

Ненужные игрушки со временем можно выкинуть или передарить. Только не дарите их детям в детских домах: им нужно совсем другое.

9. Родители тоже дети


У меня есть собственный ящичек с игрушками. Там лежит маленький деревянный волчок, сложнейшая головоломка из деревянных ящериц, устройство, с помощью которого можно вычерчивать на бумаге сложные узоры, спиннер, лизун и еще парочка предметов.

Не стесняйтесь! Если вам нравится какая-то игрушка, купите её себе. А ребенку давайте поиграть по праздникам. Это поможет вам удержаться от того, чтобы бесконечно баловать его.

10. Порядок на полке — мир в душе


Ребёнок до трёх лет не может удержать в поле внимания больше нескольких игрушек. В этом возрасте их может быть совсем мало. Кукла-пупс (нужна и мальчику, и девочке) или большая плюшевая игрушка: кормить, укладывать спать, лечить, водить гулять. Несколько предметов обихода (например, кастрюлька, игрушечные овощи и нож). Мяч, пирамидка, волчок. Какой-нибудь звучащий предмет. Вот и всё.

После четырёх ребенок уже в силах вместе с мамой или даже самостоятельно навести порядок в своем уголке. Игрушек может стать намного больше. Но покупать их только потому, что они продаются, — если вдуматься, очень странная идея.





Интересное на «Меле»:


Блоги

9 идей небанальных подарков для выпускников школы и вуза


Блоги

5 советов родителям, чьи дети плохо сдали ЕГЭ


Блоги

Когда семья с 2 детьми может считаться многодетной и другие вопросы о льготах и выплатах в 2022 году


Что делать, если выпускник не набрал минимальных баллов на ЕГЭ

Вы спрашиваете — «Мел» отвечает



Когда о воображении расуждают люди, которые сами не совсем понимают, что это такое.
Ребенок «владеет» игрушкой и не играется в нее? Какой ужас! Знаете, воображение это не про то, чтобы подвигать игрушечными ногами игрушечного человечка и что-то там пролепетать от его имени. Воображение — это когда игрушки оживают и двигаются сами, _в_этом_самом_воображении_. А игрушка, т. е. материальное воплощение, это просто своеобразная привязка, «аватар», триггер.

Если ребенка заваливать игрушками на «отцепись, не мешай взрослым» — конечно, у него будут проблемы и с вещами, и с отношениями. Если ребенком манипулировать и «развивать самоконтроль» — конечно, он вырастет удобным для родителей, «лишнего» не попросит.

Сами так живите, зачем вам смотреть новые фильмы? Пересматривайте тысячу раз 2-3 фильма. Зачем вам читать новые книги? Десяти штук помимо школьной программы за глаза хватит. Зачем вам ездить в путешествия? В одном-двух местах побывали, этого достаточно. Зачем вам вешать на стену картины или фотографии? Они ж просто висят, в ролевые игры с ними н поиграешь.

И да, я имею полное моральное право говорить здесь, что про обилие игрушек — это бред. Так получилось, что в детстве через меня прошли практически все существовавшие на тот момент в России игрушки, дома их было как воды в океане. Да, я с ними не и грал так, как вам нужно от ребенка. Да, мне нужно было ими «владеть».
И на воображение не жалуюсь, я им зарабатываю. Притом неплохо.


У современных детей очень много игрушек, но при этом они всё время жалуются на скуку и просят «ещё немножко поиграть в планшет». Так, может быть, игрушки — это зло? И их лучше совсем убрать? Наш блогер Дарья Еремеева рассматривает плюсы и минусы детства без игрушек.

Концепция минимализма добралась и до детей. Хотя идею «развитие без игрушек» предложили не экоактивисты, а исследователи наркотической зависимости. В Баварии в 80-х группа ученых заметила, что паттерны поведения, которые приводят к зависимости, формируются еще в детстве. Ребенок сталкивается с первыми трудностями, но вместо переживания чувств — тянется к игрушкам.

Исследования привели к созданию в 1992 году детского сада без игрушек, без красок, настольных игр и прочих развлечений. Что тогда дети должны делать весь день? Можно играть друг с другом, использовать предметы интерьера, природные материалы для игр. Эксперимент показал, что дети улучшили социальные навыки, развили креативность и эмпатию к окружающим. Некоторые сады Германии модифицировали план: выделяли один день в неделю или шесть недель весной. Но есть родители, которые практикуют этот подход на постоянной основе везде.

Минусы детства без игрушек

Успешным результатам эксперимента можно противопоставить проблему детского стресса. Лишить игрушек ребенка — стресс. Особенно в мире, где остальные дети продолжают играть привычным способом. Стресс возникает не у всех: это зависит от индивидуальных особенностей, характера, воспитания. Для детей с проблемами в общении или просто малообщительных изъятие игрушек может стать негативным опытом.

Игрушки учат детей испытывать чувства. Игрушки играют роль незащищенных друзей. Дети заботятся, начинают нести ответственность (как минимум, игрушку надо не потерять). Одушевление — важный этап в формировании чувств. Игрушки не только развлекают. Конструктор, краски, пазлы — развивают. Даже навык «общения» с гаджетами необходим в современной реальности.

Безыгрушечная концепция интересна взрослым. А вот ребенок чувствует себя «не как все». Дети проходят этап подражания, это важно для социализации. Противоположная ситуация приводит ребенка к нервозности и проблемам с самооценкой.

Плюсы концепции

1. Скучать полезно. Скука — двигатель развития ребенка. Психологи давно отметили, что поведение современных родителей напоминает анекдот: «Здравствуйте, хотим записать трёхлетку на программирование, китайский и терменвокс» — «С такой нагрузкой ребенок к 16 годам повесится» — «Нет, первый нервный срыв мы планируем к 13, а попытку самоубийства в 14, чтобы в 16 он закончил психотерапию и приступил к первому стартапу».


10 причин перестать заваливать ребёнка игрушками

В периоды ничегонеделания ребенок способен «обратиться к себе», использовать фантазию, изобретательность. Психологи призывают даже взрослых периодически останавливаться, чтобы не терять связь с собой. Это фундамент ментального здоровья.

2. Меньше — лучше. Дети теряются при изобилии игрушек. Концентрация внимания снижается. Американские ученые провели исследование: дети, которые взаимодействуют с меньшим количеством предметов, мыслят более творчески. Они долго изучают одну игрушку, придумывают, как можно сочетать предметы.

3. Повторение — мать учения. Вспоминаю детство: я смотрела мультик 30 раз, читала книжки по 5 раз, просила рассказать маму одну и ту же историю каждый вечер. И ведь не надоедало! Так делают все дети. Клинический психолог Кристофер Уиллард в своих работах пишет, что повторение закрепляет результат обучения. При избытке игрушек дети не успевают возвращаться к ним. Сыграть один раз в монополию — бесполезно, а вот после десяти раз ребенок сделает полезные выводы.

4. Игрушки должны быть по возрасту. Когда игрушек много, помнить про каждую — сложно. В итоге скапливается много вещей «не по возрасту». Лучше отдать их тем, кому они полезны.

5. Игрушка не должна быть умнее ребенка. В игре главный — ребенок. Во взаимодействии с технологичной игрушкой ребенок принимает роль зрителя. Такие игрушки быстро надоедают и не развивают фантазию.

Советы по выбору игрушек

Онлайн-курс «Как выбирать игрушки, чтобы ребенок вырос гением», уверена, будет очень успешным. Но я дам простой совет: покупайте игрушки разных категорий — мягкие, спортивные, развивающие, просто симпатичные.

Есть интересная классификация игрушек на открытые и закрытые. Открытыми можно считать игрушки, которые ребенок может использовать в разных играх: кубики или простые куклы. Закрытые игрушки можно использовать по одному назначению — например, настолки. Не стоит полностью избегать закрытых, используйте соотношение 70 на 30.

Что делать с этой информацией?

  • Решить, сколько часов (или дней) вы готовы практиковать теорию «без игрушек».
  • Подходить ответственно к приобретению каждой игрушки.
  • Периодически разбирать игрушки.
  • Ограничить количество игрушек до 7-10. Так ребёнок сможет использовать каждую по максимуму. А через какое-то время добавлять новые, убирать старые.

Все эти советы полезны, но они не помогут без коррекции родительского поведения. Какой пример мы подаем? Взрослым скучать тоже важно. Взрослые игрушки обычно легитимны в наших глазах: телефон, ноутбук и прочие гаджеты. Учите детей справляться с чувствами и качественно отдыхать на собственном примере.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Читайте также: