Проект для 2 младшей группы народная игрушка

Обновлено: 28.03.2024

Проект «Народная игрушка».

"Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".

Игрушка – это часть культуры народа. Она возникла давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребенка. Поэтому, мастера-игрушечники вкладывают в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность. Интерес к игрушке у детей дошкольного возраста устойчивый.

Народная игрушка имеет огромное значение в воспитании всесторонне развитого человека. Народная игрушка самобытна, интересна. История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.

Тип проекта : познавательно-творческий.

Сроки реализации проекта : краткосрочный (2 недели).

Участники проекта : дети второй младшей группы, педагоги, родители воспитанников.

Проблема: недостаточное количество русских народных игрушек в группе при ознакомлении детей с русским народным творчеством, отсутствие знаний о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек.

Вопросы к детям по предлагаемому проекту :

- Что это? (матрешка)

- Хотите узнать, какие в старину были еще игрушки? (да)

- Из чего их делали? Как с ними играли? (да)

Актуальность: проект способствует приобщению детей к истокам русской народной культуры, зародить интереск игрушкам старины (куклам, деревяннымигрушкам, дымковским и филимоновским игрушкам). Проект направлен на просвещение родителей, вовлечение в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе.

Цель проекта : знакомство детей с народными игрушками и материалом, из которого они выполнены; привлечение детей к играм с ними; взаимодействие детей, родителей, педагогов; саморазвитие всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к русскому народному творчеству.

Задачи проекта :

Задачи для детей:

• познакомить детей с народными игрушками-самоделками;

• способствовать развитию речевого общения, обогащению и расширению словаря;

• развивать игровые, познавательные, сенсорные, способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка;

• формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к игрушкам, интереса к истории народного творчества, уважения к людям труда;

• формировать умение видеть прекрасное в жизни и передавать его в своих творческих работах;

Задачи для родителей:

• создать условия для участия родителей в образовательном процессе;

• побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми;

• вызвать интерес к изготавлению игрушек своими руками.

Задачи для педагога:

• развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал;

• пополнить предметно развивающую среду игрушками – самоделками, дидактическими и настольными играми, библиотечку книгами А. Барто «Игрушки» и альбомом «Народные игрушки».

В процессе взаимодействия педагог – дети - родители в реализации проекта

• проявляют интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам;

• вкладывают частичку своей души в изготовлении игрушки своими руками;

• осваивают элементы росписи;

• овладевают знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек;

• проявляют доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам;

• возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности;

• у детей сформированы знания о русском народно прикладном творчестве, народной игрушке.

• осваивают технику изготавления народной игрушки;

• вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, укреплены семейные связи;

• обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;

• активное участвие в жизни детского сада и группы;

• развитие творческих способностей;

• повышение компетентности родителей при выборе игрушки (предпочтение народным игрушкам).

План реализации проекта :

Первый этап - подготовительный:

• определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата;

• изучение методической литературы;

• создание предметно - развивающей среды;

• подбор художественной литературы;

• подбор иллюстраций на тему, альбомов;

• подбор настольно-печатных иг, дидактических игр, народных игрушек;

• подготовка материала для художественного творчества;

• обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.

Второй этап - реализация проекта

Работа с родителями:

• консультации для родителей «Старинные игрушки наших предков», «История народной игрушки»;

• памятка для родителей «В какие игры можно играть с Матрешками»;

• совместные игры родителей и детей с игрушками;

• изготовление игрушек-самоделок к выставке «Народная игрушка» совместно с детьми.

Работа с детьми:

• рассматривание картин, иллюстраций с изображением народных игрушек (матрешек, деревянных игрушек-забав, дымковских и филимоновских игрушек);

• беседы о народной игрушке, рассматривание народных игрушек из разного материала;

• чтение художественной литературы А. Барто «Игрушки», «Мишка», «Мяч», «Лошадка»,

• разучивание русских народных потешек и песенок;

• отгадывание загадок об игрушках;

• сравнение двух игрушек или картинок;

• беседа об игрушках «Моя любимая игрушка», «Как мы играем с игрушками», «Мои игрушки»,

• слушание музыкальных произведений из «Детского альбома» П. Чайковского, «Ой, да мы матрёшки» сл. Петрова, муз. З. Левина;

• игры-ситуации «Наши куклы», «В магазине игрушек», «Городок игрушек», «В группу принесли новую игрушку, все хотят в нее играть»;

дидактические и настольные игры: «Собери матрешку», «Собери красивую пирамидку», «Какой игрушки не стало», «Чудесный мешочек», «Домик для матрешки», разрезанные картинки «Русские узоры»;

• игровые ситуации по конструированию «Домик для матрешки».

• сюжетно – ролевые игры: «Магазин игрушек», «Детский сад»;

• игры с игрушками;

• обучение детей рисованию простейших узоров;

• раскрашивание раскрасок «Подружки-Матрешки», «Лошадка», «Петушок ;

художественное творчество: лепка «Угощение для матрешки», рисование «Украсим лошадку», «Филимоновские игрушки», «Фартук для матрешки», аппликация «Нарядное платье барышни».

Третий этап - итоговый:

• выставка детских работ;

• оформление книжки-самоделки «Фартук для матрешки»;

• итоговое мероприятие «Русская народная игрушка»;

• выставка совместных творческих работ детей и родителей «Народная игрушка».

Проект «Русская народная деревянная игрушка матрешка» "Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".

Аппликация «Русская народная сказка «Теремок» (первая младшая группа)

Аппликация «Русская народная сказка «Теремок» (первая младшая группа) Программное содержание: -Закрепить умение наклеивать готовые формы; -Формировать интерес к русским народным сказкам; -Формировать интерес.

Конспект НОД по развитию речи «Русская народная песенка «Заинька походи…»» (первая младшая группа) МДОУ «Детский сад №121 комбинированного вида» Чаткина Мария Павловна Воспитатель Конспект НОД по развитию речи Тема: «Русская народная.

Конспект ООД по ФЦКМ «Русская народная игрушка» (старшая группа) Конспект ООД Познание ФЦКМ «Русская народная игрушка.» (старшая группа)Подготовила воспитатель-Цыряпкина Наталья Александровна. [/b] Цель:приобщать.

Конспект занятия «Народная игрушка» (старшая группа) Конспект занятия для детей старшей группы «Народная игрушка» Цели: Продолжать знакомить с русскими народными промыслами и традициями. Формировать.

Мастер-класс «Елочная игрушка из ватных дисков». Вторая младшая группа.

Мастер-класс «Елочная игрушка из ватных дисков». Вторая младшая группа. Мастер-класс "Елочная игрушка из ватных дисков". Вторая младшая группа. 1. Для изготовления такой игрушки нам понадобится: ножницы, клей,.

Краткосрочный проект «Народная игрушка матрешка»

Краткосрочный проект «Народная игрушка матрешка» В нашей группе воспитатели, дети и родители совместно осуществили проект, посвященный неофициальному символу России - матрешке..

Народная игрушка в детском саду

Народная игрушка в детском саду «Детство – это незабываемое время в жизни каждого человека…». В дошкольном возрасте усвоение новых знаний происходит в игре. Всем известно,.

Образовательный проект «Русская народная игрушка» (вторая младшая группа) "Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".

Педагогический проект «Народная игрушка» Тема проекта «Народная игрушка» Участники проекта: дети с 2 – 3 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, конструктор по физической культуре,.

Охватываемые образовательные области: «Социально коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». «Физическое развитие».

Актуальность темы. Одной из актуальных проблем, требующих своевременного решения, является развитие творческих способностей (Выготский Л.С). Анализ методической литературы свидетельствует, что искусство обладает огромными возможностями для развития творческого потенциала детей.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, наклеивание из бумаги фигурок, создание различных конструкций из природного материала и т. д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказывать о том, что узнал, увидел, пережил. Наиболее привлекательными видами художественной деятельности для детей младшего возраста являются рисование красками, аппликация, лепка, знакомство с народной игрушкой.

Проблема. Какими средствами и способами дать детям знания о русской матрешке?

Цель. Знакомство детей с народной игрушкой (русской матрешкой) через интеграцию познавательно-речевого общения и продуктивной деятельности.

- Приобщать детей к народному декоративно-прикладному искусству.

-Знакомить с народной игрушкой (русской матрешкой).

-Формировать интерес и любовь к народному творчеству, умение внимательно рассматривать и обыгрывать народную игрушку.

-Привлекать внимание к некоторым средствам выразительности (цвет, цветовой ритм, форма)

-Способствовать развитию всех компонентов устной речи в различных видах детской деятельности.

-Обогащать словарь детей за счет расширения знаний о народной игрушке, действия с ней, ярко выраженных свойствах и качествах.

-Развивать продуктивную деятельность и творческие способности.

-Привлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Материалы и оборудование: изобразительные материалы; презентации «Русская матрешка»; развивающие игры по теме; набор русских матрешек (семеновская, полхов- майданская, сергиево-посадская); сюжетные матрешки по сказкам «Репка», «Колобок».

Музыкальные произведения: «Матрешка» (муз. Т. Варови- ной, сл. В. Семернина); «Русские матрешки» (муз. 3. Левиной, сл. 3. Петровой); «Пляска с платочком» (муз. Е. Тиличеевой, сл. И. Грантов- ской).

Стихотворения: И. Ломова «Матрешка», М. Фомина «Мы — матрешки. », С. Маршак «Восемь кукол деревянных», К. Липатова «Наша матрешка»,

- Рассматривание выставки русских матрешек.

- Знакомство с русской матрешкой через видео презентацию и игровую деятельность.

-Музыкальная деятельность «Мы — матрешечки. », «Спляшем и споем с матрёшками».

-НОД по развитию математических представлений «Посчитаем разноцветных матрешек».

- НОД по продуктивной деятельности «Красивые матрешки» (декоративное рисование), «Украсим матрёшки платочек».

- НОД по конструированию «Мебель для матрешек».

- Организация дидактических игр: «Разложи и собери матрёшек», «Разрезные матрёшки», «Угадай на ощупь».

-Выставка детского творчества «Красивая матрешка».

-Консультации для родителей

Формы организации детей:

-НОД по познавательному развитию;

- работа в уголке творчества;

- беседы, чтение русских народных потешек, стихотворений о матрешке;

- прослушивание и разучивание музыкальных произведений, песен.

- просмотр презентаций о народных промыслах;

- выставка детского рисунка.

Методы и приемы организованной образовательной деятельности:

-игра как основной вид деятельности;

-словесные: подражание, диалог, беседы по картинам, отгадывание загадок, чтение художественных произведений;

-дидактические игры и упражнения, игровые ситуации;

-общение и совместная деятельность взрослых с детьми;

-оформление выставок детского творчества;

-метод двигательной активности (физкультурные минутки, пальчиковые гимнастики);

-слушание музыкальных фольклорных произведений.

Предполагаемый результат: любознательность, активность; интерес к русской народной игрушке (матрешке); занятие продуктивной деятельностью в свободное время в уголке народного декоративно-прикладного творчества; способность находить различные варианты создания образных фигурок, обогащение впечатлений через предметы народного творчества (на примере русской матрешки); проявление интереса к народному художественно-литературному фольклору, соответствующему тематике проекта.

Этапы работы над проектом

1.Разработка проекта (подготовительный этап).

Деятельность детей. Рассматривание иллюстраций и игрушки-матрешки, рассматривание выставки русских матрешек; знакомство с русской матрешкой через презентацию и игровую деятельность.

Деятельность воспитателя. Составление перспективного плана по реализации проекта, изучение литературы, новых методик и технологий по вопросам ознакомления детей с народными промыслами, консультирование со старшим воспитателем; оформление выставки народных промыслов по теме «Русская матрешка».

Знакомство родителей с темой проекта.

2.Деятельностный этап (непосредственно деятельность по проекту).

Деятельность детей. Чтение русских народных сказок, разучивание потешек, пословиц, поговорок, частушек; просмотр видеоматериалов; музыкальная и художественно-изобразительная деятельность; познавательная, речевая, двигательно-игровая деятельность; самостоятельная деятельность детей в центрах активности: центр искусств (работа с раскрасками, зарисовка понравившихся матрешек,), центр математики ( сравнение матрешек), центр познания (рассматривание иллюстраций по теме), центр игры (участие в дидактических играх).

Деятельность педагога. Создание мультимедийной презентации о народных промыслах; организация познавательной, музыкальной и художественно-изобразительной деятельности; организация подгрупповой и индивидуальной работы с детьми; проведение консультаций и индивидуальных бесед для родителей.

Деятельность родителей. Посещение с детьми краеведческого музея, выставки народной игрушки, участие в конкурсах народного творчества вместе с детьми.

Цель проекта: Познакомить детей и родителей с русским народным творчеством на примере матрешки; дать представления детям и родителям о том, как нужно играть с матрешкой.

Задачи:

1.Обогащать и расширять знания детей о русском народном творчестве¸ через народную игрушку - матрешку.

2. развивать мелкую моторику детей, внимание в играх с матрешкой.

3. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

4. Поддерживать интерес к русскому народному творчеству.

Актуальность:

- Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна.

- Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития.

- Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.

Гипотеза:

Матрешка, прежде всего любимая игрушка малышей, причем очень полезная игрушка. Имеет большую практическую пользу. С помощью матрешки взрослые могут научить ребенка выделять разные величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это способствует установление координации рук и глаз, развивает у ребенка восприятие окружающего мира, его мышление.

Проблема:

Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.

ВложениеРазмер
proekt_narodnaya_igrushka.docx 27.39 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «НАРОДНАЯ ИГРУШКА»

Цель проекта: Познакомить детей и родителей с русским народным творчеством на примере матрешки; дать представления детям и родителям о том, как нужно играть с матрешкой.

1.Обогащать и расширять знания детей о русском народном творчестве¸ через народную игрушку - матрешку.

2. развивать мелкую моторику детей, внимание в играх с матрешкой.

3. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

4. Поддерживать интерес к русскому народному творчеству.

- Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна.

- Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития.

- Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.

Матрешка, прежде всего любимая игрушка малышей, причем очень полезная игрушка. Имеет большую практическую пользу. С помощью матрешки взрослые могут научить ребенка выделять разные величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это способствует установление координации рук и глаз, развивает у ребенка восприятие окружающего мира, его мышление.

Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.

  1. заинтересованность детей и родителей темой русская народная игрушка .
  2. проявление познавательной активности у детей, развитие мелкой моторики.

3) совместные игры детей и родителей дома с матрешкой.

4) знания детей об особенностях костюма матрёшки (выделять детали костюма матрёшки - сарафан, платок, фартук);

5) расширить и активизировать словарный запас слов;

6) расширить знания детей и родителей о народной игрушке-матрешке. умение играть с ней.

Участники проекта : дети первой младшей группы №2, воспитатели, родители.

Сроки проекта: краткосрочный - 1 неделя (с 23 по27 марта).

Вид проекта: творческий, игровой.

Проект включает в себя три этапа:

  1. Подготовительный.
  2. Основной – реализация проекта.
  3. Заключительный – итоги проекта.

1-Й ЭТАП (ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ):

- Составление перспективного плана, конспекты занятий.

- Наглядная информация для родителей о проведении недели «Народная игрушка - матрешка»,

- подбор литературы, иллюстраций;

- подбор материалов для изодеятельности;

- сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтения потешек, стихов, интернет);

- подбор методической и художественной литературы по теме «Русская народная игрушка».

- создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации проекта.


Автор: Моисеева Наталья Валентиновна
Цель: Приобщение детей к русским народным традициям и обычаям
Задачи: Использовать систему работы
По приобщению детей к истокам русской народной культуры через русскую народную игрушку
Привлечь родителей к участию в проекте через знакомство с обычаями и традициями русского народа
Создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний
Воспитывать интерес к русской народной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, используя все виды фольклора (сказки, песни, потешки, хороводные песни)
Формировать у детей высокую нравственность, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре
Описание: проект длился две недели с детьми 3-4 лет.
Система духовно-нравственного воспитания ребёнка строится через приобщение его к культурному наследию своего народа. Следует приобщать детей к национальной культуре, ведь, наши дети должны иметь возможность узнать традиции национальной культуры, само реализовать себя как личность, любящую свой народ.
Искусство и самобытность предков дети узнают, в первую очередь, с народной песней, сказкой – это близко и понятно ребёнку.
Ожидаемые результаты
Дети используют в активной речи потешки, умеют играть в русские народные игры, знают считалки, знают русские народные сказки и их персонажей, имеют представление о русских народных игрушках, поют русские народные песни. Дети бережно относятся к предметам быта, произведениям русского народного творчества.

1 этап подготовительный
А) Определение цели и задач проекта
Б) Ознакомление родителей с темой проекта

В) Знакомство детей с русскими народными играми, народными игрушками, потешками.
Г) Формулировка проблемы: способствовать формированию у детей знаний самобытной русской культуры, ведь, знание истоков народной культуры необходимо современным детям, так как родители утрачивают способность передавать новому поколению традиции нашего народа (преобладают колыбельные песни и сказки на новый лад).
Д) Описание плана действий: привлечь родителей к совместной деятельности, создать предметно-пространственную развивающую среду для реализации проекта, создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний.
2 этап Практический
Привлечение родителей в участии проведения народных игр с детьми, пения народных песен детям, в том числе и колыбельных.
В совместной работе с родителями дети узнали много колыбельных песен, которые пели бабушки их родителям.
Вместе с родителями дети посетили музеи: «Забавушка», музей русской народной игрушки, кремль в Измайлово, «Жили-были», дом сказок на ВДНХ.
Совместно с родителями в группе была организована фотогалерея и мини-музей русских народных игрушек, сделанных своими руками и приобретённых: вылепили и разукрасили подносы, свистульки, игрушки, нарисовали матрёшек.
Вместе с воспитателями дети посетили музей детского сада «Русская изба» и ознакомились с экспонатами музея.
3 этап Аналитический
Проведение анализа
Обобщение результатов
Оформление конечного результата: мини-музей «Народная игрушка», презентация проекта.

В группе создана предметная среда, где наблюдается присутствие русских народных игрушек: матрёшек, свистулек, кукол; подобраны книги с русскими народными сказками; организован уголок театрализованной деятельности для проигрывания русских народных сказок.
Организована игровая деятельность: игра «расскажи и покажи сказку», игра «Мы играем в театр».



Дети сами пели песни куклам: «Жили у бабуси», «Каравай».



Слушали и танцевали под русские народные песни: «Калинка», «Ах, вы, сени мои сени».



Дети принимали участие в театрализованной деятельности: показали русские народные сказки «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба» с использованием кукол Би-ба-бо, пальчикового театра, и поделок, сделанных своими руками.
В совместной работе с родителями дети приобщались к таланту мастеров-предков, посетив музеи: «Забавушка», музей русской народной игрушки в Измайловском Кремле.




Совместно с родителями дети представили экспонаты для мини-музея: рисунки Матрёшек; керамические свистульки; деревянные свистульки, разукрашенные своими руками; безликие куклы, сделанные мамами; деревянные игрушки; игрушки, вылепленные из глины.





Воспитателями была проведена беседа с детьми «Как нужно относиться к произведениям творчества», рассказывали и читали сказки (Петушок и бобовое зёрнышко», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Лиса и заяц», «Три медведя», заучивали потешки.
Дети вылепили филимоновских лошадок из пластилина.



Дети разучили игру «Гуси-лебеди»
Познакомились с дымковскими и филимоновскими игрушками. Сделали аппликацию дымковского узора.
Дети узнали, почему игрушки называются народными.
По собственной инициативе один ребёнок выучил дома и рассказал в детском саду всем друзьям стихотворение «Родина».
В итоге, дети с удовольствием играли в русские народные игры, самостоятельно рисовали и лепили народные узоры. Родители на столько увлеклись совместной работой с детьми по теме проекта, что представили в мини-музей по несколько поделок русских народных игрушек, как сделанных своими руками совместно с детьми, так и приобретённых на выставках, так же предложили провести аналогичную работу с новогодними игрушками. Так сама собой наметилась тема следующего проекта. Спасибо всем за продуктивное сотрудничество!

Чем увлечь ребенка, как не игрушкой? Такой яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира. Знакомя детей с русской народной игрушкой, традициями, обычаями, мы уделяем внимание духовному воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению уровня познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус, умение составлять композиции узоров для украшения сарафана матрешки, для создания игры, подарка, поделки и вообще любого продукта творческой деятельности. Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Цель проекта : зародить интерес у детей к народной игрушке;

Задачи проекта :

• Вызвать желание у детей познакомиться с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная, берестяная и др.)

• Обеспечить запоминание игр с народными игрушками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки)

• Привить уважение к истории России

• Пополнить предметно-развивающую среду

• Совместно с родителями организовать мини-музей народной игрушки

• Формировать и развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.

Вид проекта :

По составу – групповой

По продолжительности краткосрочный (21.03-31.03)

Участники проекта – воспитанники младшего дошкольного возраста, педагоги учреждения, родители.

Этапы реализации проекта :

Предполагаемые итоги реализации проекта :

• Знание разнообразных видов народных игрушек, содержания игр с ними

• Умение организовывать совместную и самостоятельную игровую деятельность с народной игрушкой

• Заинтересованность детей этой темой, проявление их познавательной активности.

• Положительная динамика в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.

Продукт проектной деятельности _ : мини-музей народная игрушка.

• I Этап Подготовительный.

• Подбор и изучение методической литературы по этой теме

• Подбор материала для развития творчества детей.

• Создание условий для участия родителей в образовательном процессе. II Этап Основной.

развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек.»

Сюжетно-ролевая игра «В гости к куклам» Внесение в группу народных игрушек и знакомство их с детьми.

Беседа о народных игрушках. Из чего их делали? Какие разновидности бывают.

Беседа «Игрушки наших бабушек и прабабушек»

Просмотр презентации «Народная игрушка»

Дид. Игра «Разложи матрешек по высоте»

Дид. Игра «Рассели матрешек»

Дид игра «Построим домики для матрешек из геометрических фигур.

Самостоятельные игры в музее «Деревянные чудеса;

Познавательно-исследовательская деятельность «тонут ли деревянные игрушки. Рассказывание русских народных песенок и потешек.

Чтение С Маршака «Матрешка»

«Подарили мне матрешку»-разучивание"

Рассматривание картины А. Бак «Мальчик на лошадке».

Рассматривание альбомов «Дымковская игрушка.

Посещение музея детского сада «Родина моя-Россия!»

Украшение орнаментом бумажных матрешек.

Раскраски «Матрешки»

Слушание русских народных песен-

Раскрашивание заготовок конь-качалка и конь-каталка.

Хоровод «Мы веселые матрешки»

Коллективная работа «Матрешка из пластилина:

Физминутка «Деревянная лошадка»

«Хлопают в ладоши дружные матрешки»

Разучивание русских народных игр. «У дядюшки Якова», «Ручеек», «Гуси-гуси», «Перелет птиц»

III Этап Итоговый.

Мини -музей «Народная игрушка»

Проект «Народная игрушка» для второй младшей группы детского сада

Приложение к проекту «Народная игрушка»

Конспект организованной образовательной деятельности для младшей группы на тему : «Народная игрушка - конек»

Цель: Знакомство со старинной деревянной игрушкой – конек.

Задачи: Знакомить детей с народным творчеством, на примере народной игрушки; Дать детям представление о деревянной народной игрушке – конек; Расширить словарный запас детей (катать, качать, качалка, каталка, из дерева, из бумаги); Продолжать знакомить с устным народным творчеством; Воспитывать желание играть в игрушки прошлого.

Демонстрационный материал: картина Анны Бак «Мальчик на лошадке»; игрушки :конь – качалка, конь-каталка; ватные палочки, гуашь красная, желтая, синяя зеленая; цветные карточки по числу детей в группе (красные, желтые, синие, желтые). Раздаточный материал: картонные лошадки: коньки - качалки, ватные палочки, гуашь красная, желтая, синяя, зеленая.

Организационный момент: (воспитатель показывает игрушку - конек)

Все любят играть, даже мы, взрослые, а вот этой игрушкой из дерева можно и играть, качать и любоваться. Посмотрите на узоры, которыми лошадка украшена. (рассматриваем). Есть у вас дома такие игрушки? Раньше, давным – давно, в такие игрушки играли все дети. А хотите, чтобы у вас были такие игрушки? (ответы детей)

2 часть. Знакомство с деревянной игрушкой. Эти игрушки изготавливают из дерева (воспитатель показывает конька – каталку и конька – качалку). Нужно сначала дерево высушить, а потом вырезали или выпиливали из него, с помощью специальных инструментов, туловище лошадки. (показываю игрушки : рубанок, топор, пила) Иди, Дима, покажи, как пилили пилкой? (ребенок показывает) Покажи, Тимоша, как рубанком доски строгали? (показывает на деревянном кирпичике) А как, Миша, молотком сколачивали игрушку? Когда туловище готово (показываю лошадку, без колес, что нужно было еще сделать? (колеса) (воспитатель присоединяет колеса)

— Еду-еду к бабе, к деду

На лошадке в красной шапке.

По ровной дорожке

В старом лапоточке

По рытвинам, по кочкам,

Все прямо и прямо,

А потом вдруг… в яму!

Бух. (дети повторяют знакомые слова, в потешке, вместе с воспитателем)

А к другой лошадке, нужно было еще сделать качалку.

Что за конь, только тронь.

Со всадником вместе

Ускачет верст за двести.

(воспитатель показывает лошадки)

-У этой лошадки к туловищу что крепится? Колеса

Значит, как с ней будем играть? (катать)

-А у этой лошадки? (качалка)

-Как с ней будем играть? (качать)

Когда лошадки из дерева вырезаны, их раскрашивали специальными красками. Можно, было, играть и с не раскрашенными коньками, ведь краски были не у всех. Качалки были и большие. (показываю картину «Мальчик на лошадке») Может, сейчас, у кого дома есть такие лошадки?

Деревянная лошадка. (Е. Ковина)

Деревянную лошадку…. сгибаем и разгибаем руки в локтях (едем на лошадке)

Папа мне вчера принёс… руки вытянуть вперед (папа дает лошадку)

Я схватил большую шашку…. одеваем воображаемую шапку

Конь меня вперёд понёс…. скачем на лошадке

Поскакал я по долинам…. скачут за воспитателем по кругу

Горы, реки оббежал…. бегом

И в припрыжку по дорогам…. прыжки вперед

И. немножечко устал…. поднять руки вверх и с наклоном вперед, опустить руки вниз

А когда я утром встал…. потянуться на носочках

Даже завтракать не стал…. показывают кушают, мотают головой влево, вправо

Я опять же поскакал…скачут по кругу

По долинам и холмам.

-Чем украшена игрушка?

- Какого цвета краску мастера использовали, чтобы украсить этих лошадок (дети поднимают карточки и называют цвет)

3. Практическая деятельность детей. Рисование узоров. Давайте украсим наших лошадок, они из дерева? (нет из бумаги, картона) Украшать их будем кружочками и точками. Кружочки и точки можно рисовать не только кисточкой, но и ватными палочками. (воспитатель показывает, как работать ватной палочкой).


Экскурсия в музей детского сада Моя Родина-Россия



Мы учимся гордиться нашей страной!

Коллективная работа «Пластилиновая матрешка»


Хороши у нас матрешки

Разукрасим мы матрешек

будут как цветочки


Русские народные игры

«У дядюшки Якова».

Дети идут по кругу и декламируют:

У дядюшки Якова семеро детей.

Семеро, семеро веселых сыновей.

Они и пили, и ели.

Друг на друга все смотрели,

И все делали вот так.

И вот этак, и вот так.

На последние две строчки круг останавливается, и ведущий, а затем и все играющие выполняют различные действия: дудят, барабанят, трубят, звонят в колокольчики, играют на гитаре, на гармошке и т. д. По окончании каждого действия ведущий спрашивает: «Что делали сыновья?» Дети отвечают, и игра продолжается.

Цели: продолжать знакомить детей с традиционными народными детскими играми; содействовать развитию внимания, инициативы, смелости, дисциплины; воспитывать умение действовать в коллективе.

Ход игры.

Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, которому пара не досталась, идет к истоку «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало "ручейка". И, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так "ручеек" движется долго, беспрерывно - чем больше участников, тем веселее игра.

«Перелет птиц»

Цель: развивать реакцию на словесные сигналы. Упражняться в лазание по гимнастической лестнице.

Описание игры: Дети стоят на одном конце зала, они птицы. На другом конце зала вышка (гимнастическая стенка). По сигналу воспитателя: «Птицы улетают!» - птицы летят расправив крылья. По сигналу «Буря!» - птицы летят на вышку – скрываются от бури на деревьях. После слов: «Буря прекратилась», - птицы снова летят.

«Пастух и стадо»

Цель: закрепление умения играть по правилам игры. Упражнять в ползание на четвереньках по залу.

Описание игры: Выбирают пастуха, дают ему рожок и кнут. Дети изображают стадо (коров, телят, овец). Воспитатель произносит слова:

Пастушок: «Ту-ру-ру-ру».

А коровки в лад ему

Дети выполняют под слова действия, затем пастух гонит стадо в поле (на условленную лужайку, все бродят по ней. Через некоторое время пастух щёлкает кнутом, гонит стадо домой.

«У медведя во бору»

Цель: Приучать детей поочерёдно выполнять разные функции (убегать и ловить) .

Описание игры: Определяется берлога медведя (на конце площадке) и дом детей на другой. Дети идут в лес гулять и выполняют движения соответственно стиху, который произносят хором:

У медведя во бору,

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит

Как только дети закончили говорить стихотворение медведь с рычанием встаёт и ловит детей, они бегут домой.

Календарно-тематическое планирование во второй младшей группе детского сада по теме недели «Народная культура и традиции» Март 4 неделя «Народная культура и традиции». Социально-коммуникативное развитие 1. Социализация (о себе, о семье, этикет, общество): игра.

Краткосрочный информационно-творческий проект для детей второй младшей группы детского сада «Мы — маленькие космонавты»

Краткосрочный информационно-творческий проект для детей второй младшей группы детского сада «Мы — маленькие космонавты» Автор проекта: Унагаева Лариса Михайловна, педагог детского сада «Филиппок» Участники: дети второй младшей группы, родители, воспитатели.

Непосредственно образовательная деятельность во второй младшей группе «Русская народная игрушка — матрешка» с применением ИКТ Направления развития и образования (образовательные области): социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие.

НОД во второй младшей группе «Русская народная игрушка матрешка» Цель: Ознакомление детей с русской народной игрушкой – Матрешка. Образовательные области: Коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое.

Проект для второй младшей группы детского сада «Мамин день» Паспорт проекта Тема: «Мамин день» Актуальность: Мать считается хранительницей семьи. И, конечно, же, именно мама играет важную роль в жизни.

Проект «Народная игрушка «Матрёшка»» в первой младшей группе

Проект «Народная игрушка «Матрёшка»» в первой младшей группе Предмет проекта: Матрешка. Вид проекта: творческий, групповой. Участники: дети первой младшей группы, возраст 2-3 года. Продукт детской.

Проект по ПДД для второй младшей группы детского сада: «Малыши на улице» «Малыши на улице» 1. Паспорт проекта: Тема: Знакомство со светофором и основными правилами дорожного движения как средство воспитания понимания.

Проект во второй младшей группе детского сада «Мой детский сад — второй мой дом». проект во второй младшей группе детского сада "Мой детский сад - второй мой дом". 1 этап. Цель проекта: формирование духовно-нравственного.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Народная игрушка Матрёшка» во второй младшей группе Занятие НОД по формированию целостной картины мира по теме: «Народная игрушка – Матрёшка» во второй младшей группе. Цель: продолжать знакомить.

Читайте также: