Проект для средней группы филимоновская игрушка

Обновлено: 02.05.2024

Современные дети, а порой и взрослые не знакомы, или знают поверхностно, как жили люди раньше, как работали, с помощью чего обслуживали себя в быту, как украшали себя, свой дом. И хорошо, что сегодня происходит возвращение к народным традициям, ценностям. Сегодня почти в каждой семье есть произведения народных мастеров — русские матрешки, гжельская посуда, хохломские миски и ложки, павлопосадские платки, тканые полотенца и многое другое. Интерес к произведениям народных мастеров усиливается. И наша задача – поддерживать и приобщать детей к народному искусству, декоративно-прикладному творчеству.

Так, при знакомстве декоративно – прикладным искусством, мы рассматривали народные игрушки. Воспитанники рассмотрели игрушки и задали вопросы: «Почему игрушки назвали филимоновскими?»,

«Кто изготавливал игрушки?», «Как рождается игрушка?»

Так и родился наш проект «Филимоновская игрушка».

Тип проект : творческо-познавательный.

Цель проекта : формировать интерес к народным промыслам России на примере филимоновской игрушки.

Задачи проекта :

1. Познакомить детей с историей возникновения игрушки.

2. Развивать творческие способности у детей, самостоятельность в создании задуманного образа.

3. Формировать у детей потребность получать новые знания об истории русских традиций.

4. Воспитывать эстетический вкус, интерес к изучению народных промыслов, любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев.

Сроки реализации: краткосрочный (01.02.2020 г по 21.02.2020 г.)

Участники проекта : дети, воспитатели, родители.

1. У воспитанников сформируются первоначальные представления об истории «Филимоновской игрушки».

2. Сформируется у детей потребность получать новые знания об истории русских традиций.

3. Раскроются творческие способности у детей, самостоятельность в создании своей необычной игрушки.

Реализация проекта :

1этап: Подготовительный этап.

2этап: Творчески-познавательный.

Этапы реализации проекта :

1 этап: подготовительный

1. Анализ методической литературы.

2. Подборка методического материала о филимоновской игрушке и филимоновской росписи

3. Сбор информации для лэпбука «Филимоновская игрушка»

4. Подготовка презентации «Филимоновская игрушка».

5. Составление конспекта развлечения «Ярмарка игрушек».

2 этап: творческо-познавательная деятельность

1. Беседа «Творчество филимоновских мастеров».

2. Оформление книжного уголка в группе для детей и информационной зоны для родителей.

3. Рассматривание образцов филимоновской росписи.

4. Просмотр видеоматериала «В мастерской филимоновской игрушки».

5. Лепка игрушек из соленого теста

6. Рисование «Роспись филимоновской игрушки».

8. Проведение развлечения «Ярмарка игрушек».

3 этап: заключительный

На заключительном этапе получили конечный продукт – лэпбук по теме проекта, в который входят: примеры росписи, стихи, дидактические игры, этапы росписи и изготовления филимоновских игрушек.

В итоге проведённой работе по проекту можно отметить следующие результаты:

1. У воспитанников сформировались первоначальные представления об истории филимоновской игрушки.

2. У воспитанников появилась потребность получать новые знания об истории русских традиций.

3. Раскрылись творческие способности детей и их родителей в процессе создания своей необычной игрушки.

Прикреплённые файлы:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Фотоотчет «Чудесные превращения шишки. Развитие творческих способностей детей в процессе работы с природным материалом»

Фотоотчет «Чудесные превращения шишки. Развитие творческих способностей детей в процессе работы с природным материалом» Летом, дети любого возраста с удовольствием играют с природным материалом. Шишки, камешки, плоды и семена, веточки деревьев – это одни.

Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой»

Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой» Традиционно литература используется в целях развития умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей.

Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой»

Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой» Развитие связной речи является одной из основополагающих задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется.

Консультация «Развитие творческих способностей детей»

Консультация «Развитие творческих способностей детей» Нетрадиционные техники в продуктивной деятельности. «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему,.

Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами»

Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами» Творческая мастерская. Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами».

Проект «Развитие творческих способностей детей 3–4 лет в изобразительной деятельности» Развивать творческие способности детей необходимо во всех видах деятельности – на занятиях, в свободной деятельности, в театрально-музыкальной.

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» Предлагаю вашему вниманию проект, целью которого является создание условий для художественно-творческой деятельности детей, стимулирования.

Проект в средней группе «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники аппликации»

Проект в средней группе «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники аппликации» «Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает,.

Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой

Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой Обмен опытом. Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой осенью.

Проект в средней группе «Деревня Филимоново» Авторы-разработчики проекта: Филатова М.А. Зак утькова Н.А.

Паспорт проекта Цель : Приобщать детей к истокам русской народной культуры . Познакомить с видом народно-прикладного искусства - филимоновской игрушкой. Тема: Художественное творчество. Название: «Деревня Филимоново» Тип проекта : Информационно - практико - ориентированный ; долгосрочный (2 месяца), групповой.

Чтение стихотворений о мастерах Филимоново Дидактические игры Лепка игрушек по мотивам филимоновской свистульки Народные игры, хороводы Беседы о Филимоновском промысле Рассматривание Филимоновских игрушек и иллюстраций Знакомство с элементами росписи «Деревня Филимоново»

Задачи : 1. Продолжать знакомить детей с филимоновской игрушкой, её цветовой гаммой, особенностями узоров, различными видами орнаментов. 2. Формировать понятие об особенностях узора: повторы, чередование, соблюдение ритма. 3. Формировать умение составлять узор в полосе, в различных формах, на готовых силуэтах игрушек. 4. Совершенствовать умение рисовать прямые и наклонные линии, короткие и длинные неотрывным движением рук, фломастерами и карандашами двух и трех цветов. 5. Развивать цветовое восприятие, творческую активность.

План подготовки и реализации проекта. Деятельность педагогов Разработать цикл мероприятий по теме проекта. Подобрать художественную и познавательную литературу. Подготовить наглядный материал: глиняные игрушки по мотивам филимоновских , иллюстрации филимоновских игрушек, образцы элементов росписи. Подготовить дидактические игры по ознакомлению с народно-прикладным искусством. Деятельность детей Участие в беседах, мероприятиях по художественной деятельности. Игры: дидактические и настольные, народные игры и забавы. Чтение художественной литературы: стихи, потешки , загадки. Разучивание пословиц о труде. Рисование рисунков, выполнение работ по аппликации и лепке по теме проекта. Участие в развлекательных мероприятиях фольклорного содержания. Деятельность родителей Чтение детям русских народных сказок, потешек , песенок, беседа по содержанию. Составление с детьми рассказов о филимоновских игрушках. Совместные рисунки детей и родителей.

Конспекты мероприятий. Выставка рисунков: «Деревня Филимоново», поделки из соленого теста « Филимоновская игрушка». Оформление изо-голка пособиями по народно – прикладному искусству. Ресурсы Книги, иллюстрации, филимоновские игрушки; дидактические и настольные игры; бумага, карандаши, краски; соленое тесто; художественные произведения. Ожидаемые результаты: Дети знакомы с филимоновской игрушкой, её происхождением, цветовой гаммой, видами орнамента.

Работа с родителями Беседы с родителями о важности проблемы ознакомления детей с народными промыслами. Консультация « Филимоновская игрушка – средство для детского творчества» Участие в оформлении и пополнении выставки .

Рисование «Фартук» Рисование «Олень» Рисование «Коврик» Рисование «Тарелочки»

Ожидаемые результаты: Дети имеют представления о филимоновской игрушке, её происхождении, цветовой гамме, видами орнамента. Формирование социальной компетенции: умения общаться с детьми, взрослыми. Развитие умения использовать в общении различные коммуникативные средства.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Филимоновская игрушка"

В проекте дети знакомятся с народной игрушкой -филимоновской,узнают о народном декоротивном искусстве.

Проект "Филимоновская игрушка"

Проект "Филимоновская игрушка" предназначен для работы с детьми старшей группы детского сада. Предусматривает полный цикл ознакомления детей с филимоновской игрушкой от знакомства с ней до лепки и рос.

Презентация проекта "Филимоновская игрушка"
Проект "Филимоновская игрушка"

Проект во 2 младшей группе.


Проект «Филимоновская игрушка» в старшей группе

Цель: познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – филимоновской игрушкой, как видом народного творчества.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 30 «ЛАДУШКИ» ЩЕЛКОВСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

141100 Московская область, г. Щелково, ул. Московская, д 134В

Тел/факс 8 (496) 566-54-40

Творческий проект

в средней группе

«Народная игрушка-Дымка. Филимоновская.»

Подготовила воспитатель:
Ткаченко Оксана Алексеевна

Россия - родина для многих,

Но, чтобы сыном или дочерью

Её себя считать,

Язык, историю, культуру

Своей страны необходимо знать!

Духовный, творческий патриотизм

Мы с детства прививать должны.

Он, как отец и мать, стать должен

Неотъемной частью маленькой души!

Актуальность проекта:

Развитие гармоничной творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль декоративно - прикладного народного творчества переоценить невозможно. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и рассказывает об истории народа и его традициях. В наше время самой актуальной темой является, научить детей доброте, терпению, умению сопереживать, помогать другим людям. Перспективный путь – воспитывать наших детей на русских народных традициях, на истории нашего народа. А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев, русским фольклором. Это позволяет детям почувствовать себя частью великого русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Знакомство с народным промыслом, изготовление игрушек, игры с поделками расширят кругозор детей, приобщат их к изобразительному искусству, помогут развить интерес детей к традициям и истории русского народа.

- Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народными промыслами – дымковской и филимоновской игрушками их росписью.

Образовательные:

- Познакомить с дымковской и филимоновской игрушками, с элементами их росписи.

- Формировать навык использования материалов для рисования.

- Учить видеть красоту и различие дымковской и филимоновской игрушек.

- Развивать художественный вкус в результате изготовления поделок.

Развивающие:

- Развивать познавательную активность, творческие способности, внимание,

- Умение создавать изображения по мотивам дымковской росписи.

- Развивать моторику рук и тонких движений пальцев.

- Развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй,

диалогическую речь, социальную и языковую компетентность, навыки

Воспитательные:

- Воспитывать любовь к народно-прикладному искусству, к народному

- Воспитывать уважение к работе мастеров.

Вид проекта: познавательно - творческий.

Тип проекта: групповой.

Продолжительность проекта : краткосрочный (с 03.09 по 21.09).

Участники проекта: воспитатели, родители, дети средней группы.

Краткое содержание проекта

Свою работу мы начали с создания мини-музея, что позволило детям соприкоснуться с миром народно-прикладного творчества не только через иллюстрации, но непосредственно с изделиями народных умельцев. На протяжении всего времени проекта нами были проведены ООД, беседы, народные игры, мастер класс для родителей. Так же родителями была разрисована прогулочная веранда в стиле русской горницы и сделан уголок уединения совместно с кукольным театром. Все это помогло нам приблизить наших воспитанников к народно-прикладному творчеству, сблизить их.

Этапы реализации проекта

I этап . Создание мини-музея народно-прикладного творчества.

Цель: выявить уровень знаний детей о видах народно-прикладных видах искусства, заинтересовать предстоящей деятельностью.

Мною с детьми были вылеплены из пластилина игрушки, в дальнейшем они были расписаны в стиле Дымковской и Филимоновской игрушки. Данная ситуация показала нам, что дети ценят произведения народных мастеров, у них возникает чувство уважения к результатам труда других людей. После этого момента наш мини-музей потихоньку начал пополняться. Ребята могли лично познакомиться с разными игрушками, внести некоторые из них в игровые ситуации, также экспонаты нашего музея послужили источниками вдохновения для творческой деятельности родителей с детьми. Ребята с большим удовольствием стали непосредственными участниками создания изделий народного творчества. Родители тоже пришли на помощь- принесли самовар, 2 дымковские куклы, ручной работы, различную утварь.

II этап. «Поиск информации»

Следующим этапом стал «Поиск информации». Следует отметить, что данный этап строился на интеграции образовательных областей: «художественно-эстетическое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие».

Образовательная деятельность осуществлялась педагогом:

В ходе режимных моментов;

В процессе организации различных видов детской деятельности, при самостоятельной деятельности детей.

На данном этапе ребята пополнили свои знания о народно-прикладном творчестве. Но наша работа сводилась не только к беседам и росписям различных предметов, в процессе режимных моментов дети с большим удовольствием использовали примеры устного народного творчества. Разученные потешки, пословицы и поговорки были использованы в играх, разрешении конфликтов, да и просто для того, чтобы устная речь носила более окрашенный характер. А также была проведена следующая деятельность

- Изучение материала, об истории дымковского, филимоновского промысла.

- Создание необходимых условий для реализации проекта.

Поиск и накопление методических пособий по знакомству с дымковской росписью.

- Подбор необходимой литературы, иллюстраций, наглядных пособий.

Участие родителей в проекте.

III этап – Практический

Способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.

Темы «Дымковская уточка»

Продолжать знакомить с дымковскими народными игрушками; продолжать обучать детей лепить детали общей фигурки, сплющивания, прищипывания, оттягивания при изготовлении отдельных деталей; воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров.

Продолжать учить детей рассматривать дымковские игрушки, выделяя детали узора (колечки, круги, точки, линии); упражнять в рисовании элементов дымковского узора; учить самостоятельно выбирать цвета для узора; воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Конструирование и аппликация филимоновская роспись «Украшение рубашки для домовенка Кузи».

Отрабатывать навыки сгибания прямоугольника,

формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя знакомые элементы филимоновской росписи.

ОО «Речевое развитие»

«Опиши дымковскую барышню»,

«Какие мы знаем народные промыслы» «Лошадка (Филимоновская), расскажи какая она»

Активизировать употребление в речи названий элементов дымковской росписи; совершенствовать диалогическую речь. продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями, расширять словарный запас детей.

(Приобщение к художественной литературе)

« Стихи, загадки русские потешки о Дымке и Филимонке,

«Чем знаменито Дымково?»

«Волшебные игрушки» Т. Неунылова,

Продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству

Пальчиковая гимнастика «Конь», Физминутка «Спал цветок и вдруг проснулся»

Игры: «Холодно – горячо», «Ворота»

Развивать двигательные навыки детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения, знакомить с русскими народными играми.

Д/и «Подбери узор», «Укрась дымковского коня», «Найди лишнее», «Угадай игрушку»

Закреплять знания детей о дымковских игрушках, элементах дымковской росписи, умение детей располагать узор в соответствии с формой шаблона, развивать зрительное внимание, память, обучать рассматриванию узоров.

Образовательная деятельность осуществлялась педагогом:

В ходе режимных моментов;

В процессе организации различных видов детской деятельности;

В самостоятельной деятельности детей.

На данном этапе ребята пополнили свои знания о народно-прикладном творчестве. Но наша работа сводилась не только к беседам и росписям различных предметов. В процессе режимных моментов дети с большим удовольствием использовали: разученные потешки, пословицы и поговорки они же были использованы в процессе игр, разрешении конфликтов, да и просто для того, чтобы устная речь носила более окрашенный характер.

Итог проекта:

Продукт проектной деятельности:

- Выставка детских работ «Карусель лошадок (дымка)», «Уточка на пруду (дымка)»

-Создание папки образцов дымковских и филимоновских узоров

-Изготовление дидактических игр

Взаимодействие с родителями

Беседа с родителями "О значении дымковской игрушки в жизни детей"

Консультация для родителей "Народные игры в семье"

Разрисована прогулочная веранда в стиле русской избы, и сделан уголок уединения совместно с кукольным театром.

Мастер-класс на родительском собрании: «Дымковская барышня» Активное участие родителей и детей в росписи барышень. Использование дымковской и филимоновской техники. Выставка «Хоровода барышень»

Ожидаемый результат: в ходе реализации данного проекта у детей сформируется интерес к дымковской и филимоновской игрушкам. Ребята усвоят цвета данной росписи, смогут называть все ее элементы. Узнают приемы рисования и научатся составлять узоры. Дети получат первоначальные представления о декоративно – прикладном искусстве, расширят кругозор с помощью стихов, загадок, игр.

Родители воспитанников проявят интерес к реализации проекта и будут его использовать в домашних условиях.

Планы на будущее: В свободной деятельности продолжать закреплять полученные знания о Дымковской и Филимоновской росписи. Осенью планируется расширять знания детей о народном промысле Хохлома. С октября месяца начнет свою работу театрально-музыкальный кружок «Иван да Марья», где дети продолжат знакомиться с истоками народной русской культуры.

Информационно-методическое обеспечение

1.Традиционная глиняная игрушка Русского Севера. Раздел Ш. Вятская игрушка, М., 2009.

2.Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1986.
3.Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры.-М.: ЦГЛ,2005.

4.​ Н.С. Голицына, «Конспект комплексно-тематических занятий» ООО «Издательство Стрипторий» 2003 г.

5.​ И.А. Лыкова «Конспекты занятий и методические рекомендации изобразительная деятельность в д/сад» ООО Издательский дом «Цветной мир» 2010 г.

6.​ Л.А. Парамонова, «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет» Москва ОЛМА Медиа групп 2014 г.

Актуальность проекта. Современные дети, а порой и взрослые, которые живут в городах, селах, порой не знакомы, или знают поверхностно, как жили люди раньше, как работали, с помощью чего обслуживали себя в быту, как украшали себя, свой дом. И хорошо, что сегодня происходит возвращение к народным традициям, ценностям. Сегодня почти в каждой семье есть произведения народных мастеров — русские матрешки, гжельская посуда, хохломские миски и ложки, павлопосадские платки, тканые полотенца и многое другое. Интерес к произведениям народных мастеров усиливается. И наша задача – поддерживать и приобщать детей к народному искусству, декоративно-прикладному творчеству.

Так, при знакомстве декоративно – прикладным искусством, мы рассматривали народные игрушки. Воспитанники рассмотрели игрушки и задали вопросы: «Почему игрушки назвали филимоновскими?»,

«Кто изготавливал игрушки?», «Как рождается игрушка?»

Так и родился наш проект «Филимоновская игрушка».

Проект: творческо-познавательный.

Цель проекта: формировать интерес к народным промыслам России на примере филимоновской игрушки.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с историей возникновения игрушки.

2. Развивать творческие способности у детей, самостоятельность в создании задуманного образа.

3. Формировать у детей потребность получать новые знания об истории русских традиций.

4. Воспитывать эстетический вкус, интерес к изучению народных промыслов, любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев.

Участники проекта: старший воспитатель: Казакова Людмила Викторовна, воспитатели: Кузнецова Нина Васильевна, Кутырева Татьяна Геннадьевна, Тушина Елена Александровна; воспитанники старшей группы (возраст от 5 до 6 лет) и родители.

Сроки реализации: краткосрочный (01.11.2018 г по 31.11.2018 г.)

Материальное обеспечение проекта:

  1. Составление презентации «Филимоновская игрушка».
  2. Разработка группового проекта, конспектов мероприятий.
  3. Оформление папки-передвижки «История филимоновской игрушки».

Ожидаемые результаты:

1. У воспитанников сформируются первоначальные представления об истории «Филимоновской игрушки».

2. Сформируется у детей потребность получать новые знания об истории русских традиций.

3.Раскроются творческие способности у детей, самостоятельность в создании своей необычной игрушки.

Реализация проекта:

1этап: Подготовительный этап.

2этап: Творчески-познавательный.

3этап: Заключительный.

Этапы реализации проекта:

1 этап: подготовительный

  1. Анализ методической литературы.
  2. Подборка материала о филимоновской игрушке.
  3. Оформление папки-передвижки «История филимоновской игрушки».
  4. Подготовка презентации «Филимоновская игрушка».
  5. Составление конспекта развлечения « Ярмарка игрушек».
  6. Изготовление родителями детских костюмов и атрибутов для развлечения «Ярмарка игрушек»

2 этап: творческо-познавательная деятельность

  1. Беседа «Творчество филимоновских мастеров».
  2. Оформление книжного уголка в группе для детей и информационной зоны для родителей.
  3. Рассматривание образцов филимоновской росписи.
  4. Просмотр видеоматериала «В мастерской филимоновской игрушки».
  5. Лепка игрушек из соленого теста
  6. Рисование «Роспись филимоновской игрушки».
  7. Пластилинография
  8. Проведение развлечения «Ярмарка игрушек».

3 этап: заключительный

На заключительном этапе организовали совместно с родителями мини-музей «Народные промыслы».

В итоге проведённой работе по проекту можно отметить следующие результаты:

1. У воспитанников сформировались первоначальные представления об истории филимоновской игрушки.

2. У воспитанников появилась потребность получать новые знания об истории русских традиций.

3. Раскрылись творческие способности детей и их родителей в процессе создания своей необычной игрушки.

Совместная детско-взрослая деятельность






Детские работы




Видеозапись фрагмента образовательной деятельности

Победителей, занявших I, II и III места определило жюри по итогам экспертизы. Все присланные работы получили оценку жюри, результаты оформлены протоколом от 20.02.2019г.

Подведение итогов и награждение победителей состоится на традиционной мартовской конференции в Департаменте образования и науки Тюменской области в режиме видеоконференцсвязи (ВКС).

Оставляйте только корректные, содержательные комментарии. Количество комментариев НЕ подсчитывается!

Оборудование: несколько рисунков филимоновских игрушек, картинки с элементами филимоновских узоров; гуашь, акварельные краски, кисточки, вода, салфетки, готовые шаблонные рисунки филимоновских игрушек, свистульки-игрушки.

Предварительная работа: рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, картин о филимоновских игрушках; беседы; лепка из глины филимоновских игрушек; раскрашивание книжек-раскрасок, беседы о филимоновской игрушке.

Ход образовательной деятельности

Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не простое занятие. Мы отправимся в гости в русскую избу, как художники по росписи народной игрушки. Но сначала заглянем на ярмарку, мысленно представим, что мы посетили еще и ярмарку.

Стихотворение про ярмарку.

Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовет!

Что душа твоя желает -
Все на ярмарке найдешь!
Всяк подарки выбирает,
Без покупки не уйдешь!

Здесь изображены игрушки с которыми играли дети в Древней Руси. Это деревянные, соломенные, глиняные игрушки, созданные руками народных мастеров. Поэтому они получили название – народные.

Основная часть:

Ребята, вы видели когда-нибудь пасущуюся на лугу разноцветную, полосатую корову? А лошадь с длинной как у жирафа, шеей? Нет, конечно, в жизни такого не бывает. Давайте немного пофантазируем. Представьте кукол барышень одетых в пёстрые юбки до пят и в кокетливые шляпки, солдат в мундирах с погонами, в полосатых штанах и сапогах на высоких каблуках, всадников в фуражках с козырьком, ловко управляющих стройными конями, медведей, оленей, баранов, курочек… Такие игрушки есть у нас в группе. Их называют русскими народными игрушками. И каждая игрушка хранит тепло рук мастера, вложившего в неё всю свою душу. Их действительно создавал народ.

Филимоновской игрушке более 700 лет. При раскопках Жемчужниковского и Снедковского курганов, городищ в Одоеве были обнаружены черепки гончарных изделий, относящиеся к IX – XI вв., с рисунками и знаками, которыми расписывают сегодня филимоновскую игрушку. На раннее происхождение филимоновской миниатюры указывают многие признаки, прежде всего её сюжеты (женщины с птицами и детьми в руках, кони олени, коровы, петухи…) и элементы росписи (разнонаправленные полоски, звезды, ромбы), восходящие к дохристианским формам славянского культа. По легенде, деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона – беглого каторжника, мастера гончарных дел, богомаза и игрушечника.

В середине XIX в. промысел был уже известен далеко за пределами Одоевского уезда. Семьдесят пять из ста домов в Филимонове кормились гончарством. Как и везде, посуду делали гончары-мужчины, а игрушки-свистульки – женщины, за что окрестные жители прозвали их «свистуличницами». Все филимоновские игрушки они не обычные (показ иллюстрации): у животных длинная шея, маленькая голова, плавно переходящая в туловище, высокие ножки, вздернутая вверх укрупненная задняя часть с коротким хвостиком. Какие элементы использовали мастера? Расписывают эти игрушки жёлтыми, красными, лиловыми, зелёными, реже синими и фиолетовыми полосками. Есть и узоры в виде ёлочки, креста, круга – солнышка, звезды. (презентация)


Поэтическая минутка (воспитатель читает стихотворение о филимоновской игрушке)

Есть под Тулой деревенька,
Филимоново зовут.

И живут там мастерицы
Что добро в дома несут.
И добро там не простое,
И не злато, серебро.
Филимоновской игрушкой
Называется оно.
Сильно вытянуты шеи
И корова, как жираф,
И медведь, что Змей Горыныч,
Только это просто так.
Чтобы звери, птицы, кони,
Барышни, солдаты,
И коровы, и медведи
Нравились ребятам.
Чтоб добром и красотою сердце согревало
И чтоб сказка никогда нас не покидала.

Ребята! А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в группе, а в мастерской, и вы все не дети, а мастера-художники. Посмотрите у вас на столах стоят филимоновские игрушки, слепленные из глины, но прежде чем расписывать внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для этой игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме.

– Какие цвета вы будете использовать для росписи филимоновской игрушки?

– Какие элементы росписи будете использовать?

– Хорошо. Приступайте к работе (роспись глиняных фигурок по мотивам филимоновских игрушек, во время самостоятельной работы детей звучит музыка).



Самостоятельная работа детей, индивидуальная работа с детьми

Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогать затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.

Через 10 минут самостоятельной работы – физкультпауза.


На Руси умельцы жили

Очень много мастерили

Для здоровья, для порядку

Все мы делаем зарядку.

За работу тихо сели.

Рефлексия

А теперь заканчивайте свои работы

Сегодня я узнал …

Оцените своё изделие

-* над изделием ещё надо потрудиться;

-** изделие сделано хорошо;

- *** изделие сделано отлично.


Фотографии из архива д/с №15 «Страна чудес» г. Ханты- Мансийск, педагога Пуртовой Анны Газинуровны.

1. Богуславская, И. Я. Русская глиняная игрушка: История, искусство, роспись игрушки / И. А. Богуславская. – М.: 1975.

2. Дайн, Г. Л. Русская народная игрушка: Жизнь игрушке дала свистулька / Г. Л. Дайн. – М.: 1980.

3. Дорожин, Ю. Г. Филимоновские свистульки: рабочая тетрадь по основам народного искусства / Ю. Г. Дорожин. – М.: Просвещение, 1980.

4. Под ред. Неменского, Б. М. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник по изобразительному искусству / под ред. Б. М. Неменского. – М.: 1979.

5. Барадулина, В. А. Основы художественного ремесла: Поколение мастеров – игрушечников / В. А. Барадулина. – М.: Просвещение, 1979.

6. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

7. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада / Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- М.: Мозаика – Синтез, 2006.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Читайте также: