Проект игрушки детей войны

Обновлено: 19.04.2024

3. Актуальность темы: Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого формируется индивидуально. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Дети есть дети, и остаются таковыми даже во время войны. А какой ребенок может обойтись без игрушки? Время было, конечно же, тяжелое, но и во время войны дети не оставались совсем без игрушек.

4. Вид проекта : Исследовательско-творческий;

5. Тип проекта : Краткосрочный;

6. Цель: воспитать нравственно-патриотические чувства у детей дошкольного возраста, чувства гордости за свою Родину; сформировать начальные знания детей о Великой Отечественной Войне, о Дне Победы; познакомить детей дошкольного возраста с различными видами игрушек в годы Великой Отечественной Войны;

- Сообщить детям первоначальные сведения о Великой Отечественной Войне, о Дне Победы;

- Активировать слуховые и зрительные анализаторы, развивать у детей речь, воображение и мышление. Развивать умения взаимодействовать друг с другом, побуждать детей к совместной деятельности;

- Сформировать и расширить представление дошкольников о разнообразии и возможности изготовления игрушек в ВОВ своими руками;

- Продемонстрировать страдания детей в период ВОВ посредством стихов о войне, где фигурируют дети и их игрушки;

- Привить чувство гордости и уважения к ветеранам и старшему поколению;

- Пробудить интерес к прошлому нашей страны;

- Привлечь родителей к участию в различных мероприятиях;

8. Состав участников: дети 2-ой младшей группы, воспитатели группы, родители;

9. Возраст детей : 2-ая младшая группа (3-4 года);

10. Форма проведения: групповая;

11. Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные этапы по реализации проекта) :

• 1 этап – подготовительный:

- Подбор необходимой литературы, иллюстрационного материала, материала для игровой деятельности детей;

- Создание необходимой базы для продуктивной и творческой деятельности детей;

• 2 этап – реализационный:

Проведение мероприятий: беседы, обсуждения, сюжетно-ролевые игры, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, занятия по рисованию и аппликации;

• 3 этап – итоговый:

- Анализ и классификация собранного материала;

- Выставка детских работ;

- Мини-музей «Игрушки военных лет»;

12. Ожидаемые результаты:

- Заинтересованность детей темами «Великая Отечественная Война», «Игрушки в период Великой Отечественной Войны», «День Победы»; проявление их познавательной активности;

- Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы; проявляют творчество и детальность в работе;

- Ознакомление детей дошкольного возраста с разнообразием игрушек в годы ВОВ;

- Дети с удовольствием рисуют, играют;

- Участие в совместной деятельности родителей;

13. Материально-технические ресурсы, необходимые для реализации проекта :

текстовый материал и иллюстрации игрушек военных лет; елочные игрушки, предоставленные семьями участников ВОВ; тряпичная кукла и картонные солдатики, изготовленные по образцу игрушек военных лет.

14. Планируемое время на реализацию проекта по этапам :

Подготовительный 3 дня

Реализационный 5 дней

15. Организационные формы работы над проектом :

Предварительная работа педагогов:•Подбор необходимой литературы, иллюстрационного материала, материала для игровой деятельности детей на следующие темы : Великая Отечественная Война, День Победы, Игрушки в период ВОВ;•Изготовление творческих развивающих игр для детей второй младшей группы : - «Собери картинку Великой Отечественной Войны» (из пазлов); - «Отгадай загадки об игрушках в период Великой Отечественной Войны»; (20-22 апреля);

Групповое обсуждение :•«Понятие «война».Давайте познакомимся с понятием «Великая Отечественная Война», с праздником «День Победы»;•«Игрушки периода Великой Отечественной Войны»; (25-29 апреля);

Занятия:•Рисование «Вот какой у нас салют»;•Аппликация «Моя игрушка»; (25-29 апреля);

Организация сюжетно-ролевых игр:•«Моряки»;•«Кукла Маша устала и хочет спать»;•«Сошьем для куклы Кати новое платье»; (25-29 апреля);

Художественная литература:• Чтение стихотворений на тему: «День Победы»; «Игрушки Великой Отечественной Войны»; (25-29 апреля);

Совместная деятельность педагогов и детей :•Выкладывание из счетных палочек салюта, самолета, танка (можно использовать метод накладывания);• Подвижные игры: «Найди свой цвет», игра с платочками «Найди себе пару»;•Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик»; •Дыхательная гимнастика «Флажок»;•Физкультминутка «Салют»; (25-29 апреля);

Конкурсы:•Конкурс лучшей детской поделки – принимают участие совместные поделки детей и их родителей на тему: «Игрушки в период Великой Отечественной Войны»;(25-29 апреля);

Работа с родителями:•Папка–передвижка «9 мая – День Победы»;• Беседа: «Какие формы работы можно использовать при знакомстве детей с праздником «День Победы», с игрушками военных лет»; (25-29 апреля);

Итог проекта : Мини-музей «Игрушки военных лет»; (04-05 мая).

«Ордена и медали Великой Отечественной войны». Конспект НОД по ИЗО в старшей группе Цель: обучение рисованию орденов и медалей. Задачи: учить рисовать ордена и медали; закреплять технические навыки; ознакомить с боевыми.

Беседа «Дети — герои Великой Отечественной войны» для детей старшего дошкольного возраста Цель: дать детям представление по данной теме. «Дети - герои Великой Отечественной Войны» Во время Великой Отечественной войны, когда родину.

Инсценировка к годовщине Великой Отечественной войны «Дети войны» На сцене - четыре мальчика в военной форме. Ведущий: Они встретили войну в разном возрасте: кто-то совсем крохой, кто-то подростком, кто-то.

Конспект для детей старшего дошкольного возраста «Ордена и медали Великой Отечественной войны» Задачи: 1. Познакомить детей с наградами Великой Отечественной войны. 2. Расширять доступные детям представления о Великой отечественной.

Конспект совместной деятельности педагога и детей (ОД) по теме «Герои Великой Отечественной войны» Возрастная группа: подготовительная к школе группа. Виды деятельности детей: двигательная, игровая, изобразительная (рисование, музыкальная,.

Конспект занятия (НОД) для старшей группы на тему: «Начало Великой Отечественной войны». Конспект занятия (НОД) для старшей группы на тему: «Начало Великой Отечественной войны».[/b] Воспитатель: Наталья Владимировна Рыбина Конспект.

Краткосрочный творческий проект во второй младшей группе «Книги о Великой Отечественной войне детям» Авторы проекта: Файзуллина З. С., Терещенко Н. П. воспитатели 7 группы «Лесовичок» МАДОУ г. Нижневартовска ДС №44 «Золотой ключик» Место.

Отчет по самообразованию. Проект «Свеча памяти. Уроки Великой Отечественной войны»

Отчет по самообразованию. Проект «Свеча памяти. Уроки Великой Отечественной войны» Проект «Свеча памяти. Уроки Великой Отечественной войны» Актуальность проекта. В настоящее время в системе отечественного образования все.

Проект по патриотическому воспитанию в первой младшей группе «Детский сад — второй дом для малышей» Срок проведения проекта: сентябрь Вид проекта: педагогический Тип проекта: краткосрочный Участники проекта: дети, воспитатели группы, работники.

Проект «Животные во время Великой Отечественной войны» Проект для детей старшей группы «ЖИВОТНЫЕ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ» Проблема: как познакомить детей с подвигами животных во время войны. Материал:.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МОУ «Железнодорожная сош №2» 2 «А» класс 2016 г. Игры и игрушки детей во вре.


Курс повышения квалификации

Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС


Курс повышения квалификации

Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками

Курс повышения квалификации

Геймификация как универсальная технология развития внутренней учебной мотивации школьников


«Формирование и развитие устойчивости к воздействию СМИ у детей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

МОУ «Железнодорожная сош №2» 2 «А» класс 2016 г. Игры и игрушки детей во вре.

МОУ «Железнодорожная сош №2» 2 «А» класс 2016 г. Игры и игрушки детей во время войны 1941-1945г. Обложка

Актуальность Данная тема полезна не только для нас, но и для других детей. Он.

Актуальность Данная тема полезна не только для нас, но и для других детей. Она заставит всех задуматься, что пожилые люди могут забывать о прошлом, что-то для них будет вспоминать все труднее и труднее, а кто-то уходит из жизни. А мы должны знать свою историю, поэтому нужно как можно чаще разговаривать с дедушками и бабушками об их детстве, событиях прошлого времени.

Цель проекта: изучить, во что и чем играли дети военной поры. Задачи: 1.Изучи.

Цель проекта: изучить, во что и чем играли дети военной поры. Задачи: 1.Изучить материалы о Великой Отечественной войне. 2. Познакомиться с книгами о жизни детей во время войны. 3. Изучить документы их архива наших семей. 4. Расспросить прабабушек и прадедушек о их детстве.

Гипотеза: Дети остаются детьми и в трудное для них время. Они найдут место и.

Гипотеза: Дети остаются детьми и в трудное для них время. Они найдут место и время для игр.

Методы исследования: Изучение литературы Консультации с работниками библиотек.

Методы исследования: Изучение литературы Консультации с работниками библиотеки Изучение семейных архивов Интервью детей войны

Война – тяжелое время не только для взрослых, но и для детей.

Война – тяжелое время не только для взрослых, но и для детей.


Куклы-ляльки

Куклы из соломы и бумаги

Куклы из соломы и бумаги

Игры на улице

Подвижные игры

На природе


Любимый праздник- новый год

Любимый праздник- новый год

Дети того времени не имели ничего похожего на жизнь современных детей *Они по.

Дети того времени не имели ничего похожего на жизнь современных детей *Они помогали взрослым, работали. *В свободное время занимались спортом, общались друг с другом. Сами фантазировали, делали игрушки, сами придумывали развлечения. *Сделанную игрушку своими руками любили и берегли как самую дорогую.

Куклы своими руками

Куклы своими руками

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 917 510 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании»
  • Курс повышения квалификации «Воспитание и социализация учащихся в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Профессиональная компетентность педагогов в условиях внедрения ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Средства педагогического оценивания и мониторинга в работе учителя в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Теория и практика инклюзивного обучения в образовательной организации в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Мотивация учебной деятельности в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО»
  • Курс повышения квалификации «Система работы учителя-дефектолога при обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в общеобразовательном учреждении»
  • Курс повышения квалификации «Разработка адаптированных образовательных программ в условиях ФГОС СПО»
  • Курс повышения квалификации «Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе»
  • Курс повышения квалификации «Методы интерактивного обучения»
  • Курс повышения квалификации «Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС»

Оставьте свой комментарий

  • 17.03.2016 2168
  • PPTX 7.9 мбайт
  • 19 скачиваний
  • Рейтинг: 2 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Андрусь Марина Ильинична. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

22 минуты

«Творческая работа с детьми (3-10 лет) по теме Горы»

93 минуты

«Влияние просмотра мультфильмов на поведение и самоидентификацию ребенка»

32 минуты

«Как занять ребенка, если под рукой ничего?! Игры с бумагой для младших школьников.»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Актуальность: состоит в том, что поколение молодых людей XXI в. Должно свято хранить прошлое своей семьи, своей страны.

Я выбрала эту тему, потому что мне захотелось узнать, а было ли у детей военных лет детство? Какие были у них игрушки и играли ли они вообще?

Цель проекта: изучить, в какие игры и какими игрушками играли дети военной эпохи.

1. изучить различные источники информации по теме ;

2. узнать в какие игры и игрушки играли дети Великой Отечественной войны;

3. найти подтверждающие факты в художественной литературе ;

4 . изготовить куклу своими руками.

Объект исследования: дети войны

Предмет исследования: игры и игрушки военных лет.

1. Сбор информации (работа с литературными источниками, беседа, поиск информации в сети Интернет).

2. Изготовление куклы своими руками

Гипотеза: я предположила, что дети остаются детьми и в трудное для них время. Они найдут место и время для игр.

Практическая значимость работы:

Материал данной работы можно использовать как справочный материал для учителей и учащихся на уроках литературного чтения и классных часах.

2. Теоретическая часть

2.1 Игры и игрушки детей войны

Куклы Винкс, Братц, Мокси, роботы-трансформеры, конструкторы Lego — это современные игрушки. А какими игрушками играли наши бабушки и дедушки? И вообще была у них возможность играть? У тех, чьи детские годы выпали на страшное время Великой Отечественной войны?
Дети есть дети, и остаются таковыми даже во время войны. А какой ребенок может обойтись без игрушки ? Время было, конечно же, тяжелое, но и во время войны дети не оставались совсем без игрушек .

На первый взгляд неказистые и даже немного смешные, но такие дорогие и родные для детишек, которые играли ими во время войны и в тяжелые послевоенные годы. Родные – потому что часто их делали мамы, бабушки, старшие сестры из того, что было в скудном домашнем быту, а иногда и не совсем домашнем – многие тогда жили в землянках. Иногда, чтобы порадовать ребенка взрослые отдавали платок, лоскутки ткани и нитки, которые были в хозяйстве наперечет, и дефицитную в ту пору бумагу, а уж когда ничего не было – в ход шли трава, веточки и любой природный и подручный материал.

Покупные игрушки тогда были редкостью, потому что выпускались в ограниченном количестве. Елочные шарики , представляли собой те же лампочки, только без цоколя. Из остатков фольги и проволоки делали снежинки и примитивные яблочки. Также из отходов производства делали домики для птиц , пятиконечные звезды с серпом и молотом внутри и многое другое.

Дети берегли довоенные игрушки . В блокадном Ленинграде и во многих других городах многие малыши во время воздушной тревоги брали с собой в бомбоубежище плюшевых медведей , которых потом обнимали во время бомбежки.
Чтобы доставить ребятишкам радость в дело шли все имеющиеся в наличии материалы. Игрушки-самоделки мастерили из бумаги, фантиков. Кукол для девочек мастерили сами. Самым простым выходом было – взять небольшое полено, нарисовать на нем лицо, а маленькая девочка, играя, заворачивала это поленце в разные тряпочки. Делали кукол из соломы . Ну а самой большой радостью была кукла , сшитая из холста. Голова такой куклы набивалась опилками, паклей или ватой, а лицо рисовалось химическим карандашом или просто угольком. Нашим детям химический карандаш, скорее всего, незнаком.

Для того чтобы рисунок был ярче и не смывался, такой карандаш периодически приходилось смачивать слюной. Волосы куклам чаще всего делали из пакли, получалась светловолосая кукла, так как пакля имела желтый цвет. Наряжали куклу в платье, сшитое из цветных лоскутков. В качестве детской посуды использовали черепки битой посуды, которые берегли и хранили.

Мальчишки самостоятельно или с помощью дедушки выпиливали пистолеты и автоматы из досок. Из старых тряпок мастерили мячи – скручивали их в тугой комок и перевязывали веревками. Еще мячи делали из коровьей шерсти – собирали шерсть, поглаживая корову влажной рукой, потом этот ворс смачивали в воде и скатывали в тугой комок. Получался довольно прыгучий мячик . Также мальчишки мастерили себе свистульки из дерева, из деревянных бревнышек делали коляски . Из глины летом лепили различные фигурки, которые сушили на солнышке. Играли всегда дружно, в частности, в лапту самодельным мячом, а еще делали шалаши из веток. На Новый год обязательно наряжали елку, так как это напоминало о мирной жизни, придавало сил, вселяло надежду на скорую победу. Украшали елки всем, что было под рукой – самодельными игрушками из бумаги , ватой, фантиками, если они были. Даже Дед Мороз на новогодних открытках изображался в виде бородатого партизана. Если была возможность, на фронте тоже ставили елку, только в качестве украшений использовали погоны, бинты, стреляные гильзы. Весьма популярной у детворы была игра в камешки. Собирали те, что по мельче, подбрасывали и старались поймать тыльной стороной ладони, чтобы камешки не упали. Весьма популярной у детворы была игра в камешки. Собирали те, что по мельче, подбрасывали и старались поймать тыльной стороной ладони, чтобы камешки не упали. Конечно, во время войны играли и в войну, но только не в оккупации. Патронов и пороху вокруг было-то в избытке, не говоря уж о прочих вещах военного времени. Из патронов высыпали порох и бросали в костёр. Только фашистов никто не изображал, эту роль отводили, в основном, деревьям. Ну, и, конечно, пацаны не могли не пробовать себя в роли пиротехников, что часто заканчивалось трагически.

2.2. Сравнение игрушек прошлого с игрушкой современного производства

У каждого времени своя игрушка, свои предпочтения. Сейчас современные игрушки создаются с учётом всех модных тенденций.

Тряпичная кукла была “безликой”, что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась.

Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками.

Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Её можно мыть, расчёсывать, переодевать в разную одежду. Она сопровождается соответствующими аксессуарами. У современной куклы двигаются голова, руки, ноги и талия.

Недостатком современных кукол является то, что они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство.

На мой взгляд, невозможно установить, что лучше: игрушки, в которые играли мои бабушки и дедушки или те, в которые играют современные дети. Для каждого поколения свои прелести в игрушках, своё развитие и понимание игрушки.

3. Практическая часть

3.1. Чтение и анализ художественной литературы

Чем больше времени проходит со дня окончания ВОВ, тем больше забывается она. Всё меньше остаётся среди нас ветеранов, которые могут, как очевидцы и участники рассказать о том, чем была война для нашей Родины. Тем ценнее для нас творчество известных и менее известных поэтов нашей страны, воевавших, прошедших блокаду и плен.

Работая над темой проекта, я прочитала несколько рассказов и стихотворений о детях Великой Отечественной войны. Например: «Кукла» Генадия Черкашина; «Три девочки» Елены Верейской; «Алёнушка» Самковой Нияры.

«Три девочки», Елены Верейской. ( Приложение 1)

Три девочки — это школьницы Наташа, Катя и Люся. Они живут в коммунальной квартире, дружат, придумывают ребусы, встречают Новый год — а потом приходит война. Перестав ходить в школу — ее разбомбило, — девочки учатся другим вещам. Они умеют тушить зажигательные бомбы, отличать шум двигателей советских и вражеских самолетов и радоваться черствому хлебу: «Сухарь был очень черствый, и это было хорошо — можно было дольше жевать». Эта повесть о хорошем — пережить самые трудные моменты жителям квартиры помогает забота друг о друге.

Меня тронуло произведение Геннадия Черкашина «Кукла».

Рассказ о девочке и её кукле Маше. Это была любимая кукла, и девочка с ней никогда не расставалась. Но так случилось, что из осажденного Ленинграда семье девочке пришлось уехать, и кукла потерялась. Вернувшись, домой в витрине магазина девочка увидела куклу и сразу же узнала её. Это была Маша, её кукла, которую ей перед войной подарил дедушка. К сожалению, из-за денежных трудностей маме так и не пришлось выкупить куклу.

«Мы опоздали. — Понурившись, мама тяжело опустилась на табурет. — Мы опоздали на целую неделю, — повторила она. — Кто-то уже купил твою Машу…»

Девочка подошла к маме «и провела рукой по её рано поседевшим волосам.

- Ничего, мама, … Ничего… »

Такими словами заканчивается рассказ Г. Черкашина.

Этот рассказ мне очень понравился. Автор переносит нас в прошлое, заставляет переживать вместе с героями. Прочитав рассказ, понимаешь, как девочке и её маме была дорога эта кукла - единственное воспоминание о родных и любимых людях, о счастливой жизни до страшного 41 года.

Еще одно произведение, которое меня тронуло до глубины души – это « Алёнушка» Самковой Нияры. Читая это стихотворение понимаешь, что самое главное в этой жизни – это твоя семья, близкие и родные люди. Память о тех, кого нет уже рядом с нами, об их героическом подвиге. Одна кукла! А как много она может нам рассказать о том страшном времени, о том кошмаре, который творился в годы войны. Эта игрушка, неказистая, потрепанная, но такая родная, связала, ни одно поколение воедино. Потому что пока мы помним – мы живем.

3.2. Изготовление куклы

Изучив, в какие игры и игрушки играли дети военных лет, я решила выяснить у одноклассников, какие старинные игрушки они знают. Из 16 опрошенных 10 человек привели по одному примеру, а 6 не смогли ответить на вопрос. Благодаря рассказу Г. Черкашина и стихотворению Самковой Нияры «Алёнушка» мне захотелось попробовать сделать куклу своими руками. Изготовление тряпичных кукол своими руками не требует особого мастерства или навыка, достаточно начальных знаний о шитье. Материалы также можно подготовить из остатков тканей, старой, но в хорошем состоянии одежды.

Для работы я взяла: белую ткань для головы и туловища. Красную ткань для сарафана. Принадлежности для шитья (ножницы, иглы, нитки, карандаш).

Этапы работы: сначала я изготовила тельце куклы, затем оформила лицо и сшила сарафан. (Приложение 2) У меня получилась тряпичная кукла, похожая на кукол, которую шили дети в войну. (Приложение 3)

Заключение.
Анализируя собранный материал, я поняла, что дети того времени не имели ничего похожего на жизнь современных детей. Сегодня у детей очень много самых разных игрушек, которые валяются, позабытые своими хозяевами. Тогда каждая игрушка была большой ценностью.

В результате работы над проектом , я поняла: чем скромнее жили люди, тем бережнее, с душой относились к тем вещам, которые их окружали. Вот и дети, делая игрушки своими руками для себя и своих близких, они не только получали первые трудовые навыки, но и учились заботиться о близких, любить их. Изготавливая куклу, каждая маленькая девочка уже училась вкладывать в нее душу, любить и беречь её. Я поняла, что для детей войны игрушка была символом мирной жизни. Дети всегда остаются детьми. Даже в трудное и страшное время . Они найдут место и время для игр. Их детство опалила война, но они выжили и сохранили лучшие душевные качества. А помогали им помнить, что они дети – игрушки!

2. Исследовательская часть. «Игрушки детей Великой Отечественной Войны!».

2.1. Результаты социологического опроса. (приложение 1)

3. Значение игрушки для детей в годы Великой Отечественной войны.

3.1. Игрушки – это радость.

3.2. Игрушки напоминали о детстве, мире, семье.

3.3. Игрушки спасали детей.

3.4. Игрушки – верные друзья.

4. «Игрушки детей Великой Отечественной Войны!»

4.1. Кукла из соломы.

Список используемой литературы и источников.

Куклы Барби, роботы-трансформеры, конструкторы «Лего» - это наши современные игрушки. А какими игрушками играли наши прабабушки и прадедушки? В 2020 году наша страна будет праздновать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. В День Победы во всех городах пройдут ветераны – те, кто воевал на фронте и те, кто в годы войны был еще ребенком. Были ли у них игрушки и вообще возможность играть у тех детей, чьи детские годы выпали на страшное время Великой Отечественной войны?

Цель: изучить значение игрушки для детей в годы войны.

Гипотеза: я предполагаю, что игрушка была одной из немногих радостей детей в условиях военного времени.

Тема: игрушки детей ВОВ.

Объект исследования : война и дети.

Предмет исследования : игрушки детей войны.

- узнать о жизни детей во время Великой Отечественной войны;

- провести анкетирование на тему «Игрушки детей войны»;

- узнать, какие игрушки были у детей в это суровое время;

- изучить значение игрушки для детей в годы войны;

- изготовление игрушек, которыми играли дети в ВОВ;

- подтвердить или опровергнуть гипотезу.

Методы и приё мы: чтение литературы, интервью-беседа с пожилыми людьми, детьми войны, изучение интернет-ресурсов.

1. Война и дети.

Война и дети. Вдумайтесь в эти слова. Дети – это мирное солнечное небо, это мама и папа, которые всегда рядом. Дети – это любимые игрушки, это детский сад, школа. Дети – это смех и радость, игры и праздники. А война – это зло, смерть, разрушение и уничтожение всего живого и неживого на Земле. Война приносит с собой голод и страх, боль и кровь.

А как же игрушки? Оставалось ли время для игр?

2. Исследовательская часть. «Игрушки детей Великой Отечественной Войны!».

2.1. Опрос детей группы

Мне стало интересно узнать, что думают дети моей группы об игрушках детей войны. Я задала детям вопрос: Как вы думаете, были ли игрушки у детей во время Великой Отечественной войны? В опросе приняло участие 20 детей.

Результат опроса: По результатам опроса мнение детей разделилось. 10 детей – считают, что игрушек не было, а 10 детей – были. (Приложение 1)

3. Значение игрушки для детей в годы Великой Отечественной войны.

Дети есть дети! Во время войны они не оставались совсем без игрушек, берегли довоенные игрушки. Из воспоминаний ветеранов жителей нашего города я узнала, что дети сами делали игрушки.

3.1. Игрушки – это радость.

Игрушка была одной из немногих радостей детей в условиях войны. Подтверждение этому слова Барановой Евгении Федоровны 82 года: Делала игрушки из соломы и мочала. У неё были 2 резиновые игрушки поросенок и барашек. Но однажды её младший брат разрезал поросёнка на кусочки и засолил его в бочку, он видел как это делали родители только с настоящим. Ей было очень обидно, и она долго плакала, и никогда больше не расставалась с барашком. Любила и с радостью играла с ним. Игрушки были для детей радостью.

3.2. Игрушки напоминали о детстве, мире, семье.

Игрушки, игры напоминали детям о детстве, мире. Это подтверждают воспоминания людей, которые в годы войны были маленькими.

Фофанова Нина Максимовна 85лет: Сама скручивала кукол из тряпок –называлась такая кукла самокрутка, лицо рисовала углём. Пели для кукол колыбельные песенки. Играли осколками разбитых кувшинов.

Золотарева Вера Парфирьевна 89 лет: Одной девочке понравилась моя кукла, она напоминала ей о доме. Вера Порфирьевна отдала девочке свою любимую куклу, а девочка принесла за куклу масло. Игрушки напоминали о семье, доме где детей любили.

3.3. Игрушки спасали детей.

Иногда игрушки становились настоящим спасением для детей и всей семьи.

Из воспоминаний Юсупова Юнуса Юнусовича 79 лет: Его мама потеряла карточки на хлеб, и его сестра предложила обменять своих кукол на еду. На базаре старый узбек поменял кукол на пуд риса.

3.4. Игрушки – верные друзья.

Знакомясь с воспоминания детей войны, я узнала, что во время войны играли очень мало, не до этого было.

Мальчишки выпиливали автоматы и пистолетики. Делали прыгучие мячики из тряпок и коровьей шерсти. Дети играли в прятки, догонялки, салки, в казаки-разбойники, в лапту, народные игры. Девочки прыгали на скакалке.

Война научила детей быть бережливыми, проявлять смекалку и фантазию. Каждую сделанную своими руками игрушку любили и берегли как самую дорогую.

Работая по теме проекта, я рассматривала фотографии, на которых дети обнимали игрушки так, как очень дорогое и живое существо на свете. Это наше новое подтверждение гипотезы: игрушки – верные друзья. Многие малыши во время войны по сигналу воздушной тревоги брали своих друзей-мишек и подружек-кукол в бомбоубежище и прижимали их во время налётов.

Таким образом, игрушка для детей в годы Великой Отечественной войны - одна из немногих радостей, а именно напоминала о мирном прошлом, о семье, в которой их любили. Игрушка спасала детей, семью. Игрушка была другом. В годы войны дети взрослели не по годам, часам и минутам. Они пережили всё : голод, холод, смерть близких, непосильный труд, разруху.

3.2. Изготовление куклы

Благодаря рассказу Г. Черкашина и стихотворению Самковой Нияры «Алёнушка»

мне захотелось попробовать сделать куклу своими руками.

Изготовление тряпичных кукол своими руками не требует особого мастерства или

навыка, достаточно начальных знаний о шитье. Материалы также можно

подготовить из остатков тканей, старой, но в хорошем состоянии одежды.

Для работы нужны:

1. Ткань для тела. Подойдут бязь, хлопок, фланель. Цвет ткани - телесный или

2. Принадлежности для шитья (ножницы, иглы, нитки, карандаш).

3. Наполнитель. Можно взять любой готовый, а можно просто мелко нарезать

4. Ткань для одежды. Любая, в зависимости от фантазии.

Этапы работы. Изготовление куклы

4. Игрушки детей Великой Отечественной Войны!

Вместе со своей семьёй, мы изготовили игрушки которые прошли вместе со своими хозяевами через все суровые испытания войны (кукла – самокрутка, мяч из тряпок, автомат из доски).

Я показала и рассказала детям своей группы эти игрушки. Ребята очень удивились, ведь эти игрушки совсем не похожи на наши современные игрушки.

4.1. Процесс изготовления куклы из соломы.

Мне захотелось попробовать сделать куклу из соломы своими руками, такую которой играли дети в годы войны.

Мне понадобилось: высушенная чистая солома, разноцветные лоскутки для одежды и веревка.

Для изготовления я взяла высушенную чистую солому. Это для того, чтобы потом изделие не сгнило. Так же приготовила разноцветные лоскутки для одежды и бечевку.

Соломку нарезала одинаковой длины и согнула пополам.

Соломенные руки вставила в тело, разделив его пополам и так же перевязала бечевкой. Руки можно сплести косичкой или просто обмотать бечевкой или более мягкой соломкой.

Дальше куклу наряжаем. Голову можно просто украсить платком, повязав его вокруг головы, или смастерить шляпку. Затем одеваем на куклу юбку и рубаху.

И вот, что у меня получилось.

Анализируя собранный материал, я поняла, что дети того времени не имели ничего похожего на жизнь современных детей. Сегодня у детей очень много самых разных игрушек, которые валяются, позабытые своими хозяевами. А в то время каждая игрушка была большой ценностью.

Проделанная работа помогла мне понять, что военное детство наших прабабушек и прадедушек было очень трудным, увидеть разницу между прошлым и настоящим. Я поняла, что для детей войны игрушка была символом мирной жизни.

Моя гипотезе подтвердилась: игрушка была одной из немногих радостей детей в условиях войны. Хотя игрушек из магазина у них не было, но была фантазия и бережливость, поэтому каждую придуманную и сделанную своими руками игрушку любили и берегли как самую дорогую.

Дети войны выжили и выстояли! Дети берегли игрушки, а игрушки берегли детей.

Список используемой литературы и источников.

1. Дайн, Г. Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология.

Культура и традиции / Г. Л Дайн, М. Н. Дайн. - М. :, 2007.- 120 с.

3. Черкашин, Г. А. Кукла [Текст] : /Г. А. Черкашин, – М. : Речь, 2016, - 6 с.

Шелехов //, -М. : - 2002. - С. 24-37

2. Чудакова, Н. В. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Культура.

серии «Я познаю мир»/ Н. В. Чудакова – М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД

Каземирова Мария Александровна

После окончания Великой Отечественной войны прошло более 70 лет. Всё меньше и меньше становится свидетелей того времени.

Я родилась и выросла в мирное время. Никогда не слышала воя сирен, не знаю, что такое не топленое жилище и скудный военный паёк. Я вижу, как строятся новые дома, но не подозреваю, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Для меня война- это история.

22 июня 1941 года мирная жизнь была прервана, началась Великая Отечественная война. На защиту страны поднялись миллионы граждан. Мужчины ушли на фронт, женщины работали в тылу. Дети были предоставлены сами себе.

Всё дальше и дальше от нас уходят трагические события войны. Всё меньше и меньше ветеранов встречают с нами День Победы. Не утихает боль, нанесённая войной, не забывается подвиг нашего народа.

У детей войны разные судьбы, но их объединяет невосполнимая потеря детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои, противостоявшие войне. Но при любых обстоятельствах дети остаются детьми и хотят играть. Так во что же играли дети во время войны?

Актуальность моей работы заключается в том, что молодое поколение должно знать, помнить и гордиться историей своей семьи, своего государства.

Игры детей во время войны

У войны недетское лицо!

Но в глаза детей смотрела смерть.

Не щадила маленьких бойцов,

Им пришлось до срока повзрослеть.

Во время войны играли очень мало, не до этого было. Любимой игрой были камушки. Собирали мелкие камешки, подбрасывали, а поймать надо было тыльной стороной ладони, чтобы камешки не упали. Девочки постарше умели делать маски из папье-маше. В городе девочки часто прыгали на скакалках, если были карандаши- рисовали, летом играли в «секретики».

Дети в то время практически не играли дома. Для этого была улица. Там были такие игры, которые не требовали ничего, кроме желания и детской компании.

Играли в догонялки, которые назывались по-разному (салки, ляпки, маялки), в прятки, в казаки-разбойники, в лапту, глухой телефон, круг выжигало (это что-то типа игры в выбивалы). Играли и в старинные игры, такие как «Гуси-гуси», «А мы просто сеяли».

Ходили зимой на лыжах. Лыжи были иногда самодельные, иногда взрослые, «с чужого плеча». Конечно, лыжных ботинок тогда не было, лыжи цеплялись к валенкам. Ходить было не очень удобно, но зато ноги долго не замерзали.

Зимой катались на санках и на коньках. Коньки были разные - иногда самодельные полозья. А по весне любимое занятие детей – было пускать кораблики в многочисленных ручьях.

Валентин Николаевич Петров, родившийся в 1932 году и живший в Ярославле, перечисляет дворовые игры: «детей было много, во двор выходили гулять обычно человек пятьдесят. Разбивались по возрасту на группы и играли в разные игры: в расшибалку (на деньги), в стенку – тоже на деньги, в прятки, в казаки-разбойники, в черненькие, в ножички, в жостку (пинали мешочек, набитый камешками), в лапту, в футбол, в волейбол, в жмурки, играли в мушкетеров, сражаясь на «шпагах» (фильм «Три мушкетера» был очень популярен), строили в центре двора зимой крепости из снега и устраивали штурм снежных укреплений». Кроме этого Николай Петрович упоминает, что «в районе автозавода (теперь это Ярославский моторный завод) была устроена свалка из разбитой военной техники – танки «Тигр» и «Пантера», орудия, винтовки, пистолеты, автоматы, каски, пробитые осколками. Мы, школьники, обзаводились на этой свалке всем необходимым для игры в войну. Ходили в атаки, брали снежные крепости с криками: «Ура! За Родину!». Ребята лет 15-16 к нам во двор прикатили с Волги круглую мину диаметром примерно полметра. Мы ее пинали, катая по двору целый день». Об опасности военных свалок вспоминает и Николай Иванович Платонов, родившийся в 1931 году в деревне Князево Любимского района Ярославской области, а в войну живший в Ярославле: «Со свалок тащили все: патроны, запалы от гранат, стволы винтовок и тому подобное. По-детски не чувствуя опасности, играли ими, и это иногда заканчивалось серьезными травмами рук, глаз, лица».

Читайте также: