Проект игрушки военных лет

Обновлено: 27.04.2024

2. Исследовательская часть. «Игрушки детей Великой Отечественной Войны!».

2.1. Результаты социологического опроса. (приложение 1)

3. Значение игрушки для детей в годы Великой Отечественной войны.

3.1. Игрушки – это радость.

3.2. Игрушки напоминали о детстве, мире, семье.

3.3. Игрушки спасали детей.

3.4. Игрушки – верные друзья.

4. «Игрушки детей Великой Отечественной Войны!»

4.1. Кукла из соломы.

Список используемой литературы и источников.

Куклы Барби, роботы-трансформеры, конструкторы «Лего» - это наши современные игрушки. А какими игрушками играли наши прабабушки и прадедушки? В 2020 году наша страна будет праздновать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. В День Победы во всех городах пройдут ветераны – те, кто воевал на фронте и те, кто в годы войны был еще ребенком. Были ли у них игрушки и вообще возможность играть у тех детей, чьи детские годы выпали на страшное время Великой Отечественной войны?

Цель: изучить значение игрушки для детей в годы войны.

Гипотеза: я предполагаю, что игрушка была одной из немногих радостей детей в условиях военного времени.

Тема: игрушки детей ВОВ.

Объект исследования : война и дети.

Предмет исследования : игрушки детей войны.

- узнать о жизни детей во время Великой Отечественной войны;

- провести анкетирование на тему «Игрушки детей войны»;

- узнать, какие игрушки были у детей в это суровое время;

- изучить значение игрушки для детей в годы войны;

- изготовление игрушек, которыми играли дети в ВОВ;

- подтвердить или опровергнуть гипотезу.

Методы и приё мы: чтение литературы, интервью-беседа с пожилыми людьми, детьми войны, изучение интернет-ресурсов.

1. Война и дети.

Война и дети. Вдумайтесь в эти слова. Дети – это мирное солнечное небо, это мама и папа, которые всегда рядом. Дети – это любимые игрушки, это детский сад, школа. Дети – это смех и радость, игры и праздники. А война – это зло, смерть, разрушение и уничтожение всего живого и неживого на Земле. Война приносит с собой голод и страх, боль и кровь.

А как же игрушки? Оставалось ли время для игр?

2. Исследовательская часть. «Игрушки детей Великой Отечественной Войны!».

2.1. Опрос детей группы

Мне стало интересно узнать, что думают дети моей группы об игрушках детей войны. Я задала детям вопрос: Как вы думаете, были ли игрушки у детей во время Великой Отечественной войны? В опросе приняло участие 20 детей.

Результат опроса: По результатам опроса мнение детей разделилось. 10 детей – считают, что игрушек не было, а 10 детей – были. (Приложение 1)

3. Значение игрушки для детей в годы Великой Отечественной войны.

Дети есть дети! Во время войны они не оставались совсем без игрушек, берегли довоенные игрушки. Из воспоминаний ветеранов жителей нашего города я узнала, что дети сами делали игрушки.

3.1. Игрушки – это радость.

Игрушка была одной из немногих радостей детей в условиях войны. Подтверждение этому слова Барановой Евгении Федоровны 82 года: Делала игрушки из соломы и мочала. У неё были 2 резиновые игрушки поросенок и барашек. Но однажды её младший брат разрезал поросёнка на кусочки и засолил его в бочку, он видел как это делали родители только с настоящим. Ей было очень обидно, и она долго плакала, и никогда больше не расставалась с барашком. Любила и с радостью играла с ним. Игрушки были для детей радостью.

3.2. Игрушки напоминали о детстве, мире, семье.

Игрушки, игры напоминали детям о детстве, мире. Это подтверждают воспоминания людей, которые в годы войны были маленькими.

Фофанова Нина Максимовна 85лет: Сама скручивала кукол из тряпок –называлась такая кукла самокрутка, лицо рисовала углём. Пели для кукол колыбельные песенки. Играли осколками разбитых кувшинов.

Золотарева Вера Парфирьевна 89 лет: Одной девочке понравилась моя кукла, она напоминала ей о доме. Вера Порфирьевна отдала девочке свою любимую куклу, а девочка принесла за куклу масло. Игрушки напоминали о семье, доме где детей любили.

3.3. Игрушки спасали детей.

Иногда игрушки становились настоящим спасением для детей и всей семьи.

Из воспоминаний Юсупова Юнуса Юнусовича 79 лет: Его мама потеряла карточки на хлеб, и его сестра предложила обменять своих кукол на еду. На базаре старый узбек поменял кукол на пуд риса.

3.4. Игрушки – верные друзья.

Знакомясь с воспоминания детей войны, я узнала, что во время войны играли очень мало, не до этого было.

Мальчишки выпиливали автоматы и пистолетики. Делали прыгучие мячики из тряпок и коровьей шерсти. Дети играли в прятки, догонялки, салки, в казаки-разбойники, в лапту, народные игры. Девочки прыгали на скакалке.

Война научила детей быть бережливыми, проявлять смекалку и фантазию. Каждую сделанную своими руками игрушку любили и берегли как самую дорогую.

Работая по теме проекта, я рассматривала фотографии, на которых дети обнимали игрушки так, как очень дорогое и живое существо на свете. Это наше новое подтверждение гипотезы: игрушки – верные друзья. Многие малыши во время войны по сигналу воздушной тревоги брали своих друзей-мишек и подружек-кукол в бомбоубежище и прижимали их во время налётов.

Таким образом, игрушка для детей в годы Великой Отечественной войны - одна из немногих радостей, а именно напоминала о мирном прошлом, о семье, в которой их любили. Игрушка спасала детей, семью. Игрушка была другом. В годы войны дети взрослели не по годам, часам и минутам. Они пережили всё : голод, холод, смерть близких, непосильный труд, разруху.

3.2. Изготовление куклы

Благодаря рассказу Г. Черкашина и стихотворению Самковой Нияры «Алёнушка»

мне захотелось попробовать сделать куклу своими руками.

Изготовление тряпичных кукол своими руками не требует особого мастерства или

навыка, достаточно начальных знаний о шитье. Материалы также можно

подготовить из остатков тканей, старой, но в хорошем состоянии одежды.

Для работы нужны:

1. Ткань для тела. Подойдут бязь, хлопок, фланель. Цвет ткани - телесный или

2. Принадлежности для шитья (ножницы, иглы, нитки, карандаш).

3. Наполнитель. Можно взять любой готовый, а можно просто мелко нарезать

4. Ткань для одежды. Любая, в зависимости от фантазии.

Этапы работы. Изготовление куклы

4. Игрушки детей Великой Отечественной Войны!

Вместе со своей семьёй, мы изготовили игрушки которые прошли вместе со своими хозяевами через все суровые испытания войны (кукла – самокрутка, мяч из тряпок, автомат из доски).

Я показала и рассказала детям своей группы эти игрушки. Ребята очень удивились, ведь эти игрушки совсем не похожи на наши современные игрушки.

4.1. Процесс изготовления куклы из соломы.

Мне захотелось попробовать сделать куклу из соломы своими руками, такую которой играли дети в годы войны.

Мне понадобилось: высушенная чистая солома, разноцветные лоскутки для одежды и веревка.

Для изготовления я взяла высушенную чистую солому. Это для того, чтобы потом изделие не сгнило. Так же приготовила разноцветные лоскутки для одежды и бечевку.

Соломку нарезала одинаковой длины и согнула пополам.

Соломенные руки вставила в тело, разделив его пополам и так же перевязала бечевкой. Руки можно сплести косичкой или просто обмотать бечевкой или более мягкой соломкой.

Дальше куклу наряжаем. Голову можно просто украсить платком, повязав его вокруг головы, или смастерить шляпку. Затем одеваем на куклу юбку и рубаху.

И вот, что у меня получилось.

Анализируя собранный материал, я поняла, что дети того времени не имели ничего похожего на жизнь современных детей. Сегодня у детей очень много самых разных игрушек, которые валяются, позабытые своими хозяевами. А в то время каждая игрушка была большой ценностью.

Проделанная работа помогла мне понять, что военное детство наших прабабушек и прадедушек было очень трудным, увидеть разницу между прошлым и настоящим. Я поняла, что для детей войны игрушка была символом мирной жизни.

Моя гипотезе подтвердилась: игрушка была одной из немногих радостей детей в условиях войны. Хотя игрушек из магазина у них не было, но была фантазия и бережливость, поэтому каждую придуманную и сделанную своими руками игрушку любили и берегли как самую дорогую.

Дети войны выжили и выстояли! Дети берегли игрушки, а игрушки берегли детей.

Список используемой литературы и источников.

1. Дайн, Г. Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология.

Культура и традиции / Г. Л Дайн, М. Н. Дайн. - М. :, 2007.- 120 с.

3. Черкашин, Г. А. Кукла [Текст] : /Г. А. Черкашин, – М. : Речь, 2016, - 6 с.

Шелехов //, -М. : - 2002. - С. 24-37

2. Чудакова, Н. В. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Культура.

серии «Я познаю мир»/ Н. В. Чудакова – М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Актуальность: состоит в том, что поколение молодых людей XXI в. Должно свято хранить прошлое своей семьи, своей страны.

Я выбрала эту тему, потому что мне захотелось узнать, а было ли у детей военных лет детство? Какие были у них игрушки и играли ли они вообще?

Цель проекта: изучить, в какие игры и какими игрушками играли дети военной эпохи.

1. изучить различные источники информации по теме ;

2. узнать в какие игры и игрушки играли дети Великой Отечественной войны;

3. найти подтверждающие факты в художественной литературе ;

4 . изготовить куклу своими руками.

Объект исследования: дети войны

Предмет исследования: игры и игрушки военных лет.

1. Сбор информации (работа с литературными источниками, беседа, поиск информации в сети Интернет).

2. Изготовление куклы своими руками

Гипотеза: я предположила, что дети остаются детьми и в трудное для них время. Они найдут место и время для игр.

Практическая значимость работы:

Материал данной работы можно использовать как справочный материал для учителей и учащихся на уроках литературного чтения и классных часах.

2. Теоретическая часть

2.1 Игры и игрушки детей войны

Куклы Винкс, Братц, Мокси, роботы-трансформеры, конструкторы Lego — это современные игрушки. А какими игрушками играли наши бабушки и дедушки? И вообще была у них возможность играть? У тех, чьи детские годы выпали на страшное время Великой Отечественной войны?
Дети есть дети, и остаются таковыми даже во время войны. А какой ребенок может обойтись без игрушки ? Время было, конечно же, тяжелое, но и во время войны дети не оставались совсем без игрушек .

На первый взгляд неказистые и даже немного смешные, но такие дорогие и родные для детишек, которые играли ими во время войны и в тяжелые послевоенные годы. Родные – потому что часто их делали мамы, бабушки, старшие сестры из того, что было в скудном домашнем быту, а иногда и не совсем домашнем – многие тогда жили в землянках. Иногда, чтобы порадовать ребенка взрослые отдавали платок, лоскутки ткани и нитки, которые были в хозяйстве наперечет, и дефицитную в ту пору бумагу, а уж когда ничего не было – в ход шли трава, веточки и любой природный и подручный материал.

Покупные игрушки тогда были редкостью, потому что выпускались в ограниченном количестве. Елочные шарики , представляли собой те же лампочки, только без цоколя. Из остатков фольги и проволоки делали снежинки и примитивные яблочки. Также из отходов производства делали домики для птиц , пятиконечные звезды с серпом и молотом внутри и многое другое.

Дети берегли довоенные игрушки . В блокадном Ленинграде и во многих других городах многие малыши во время воздушной тревоги брали с собой в бомбоубежище плюшевых медведей , которых потом обнимали во время бомбежки.
Чтобы доставить ребятишкам радость в дело шли все имеющиеся в наличии материалы. Игрушки-самоделки мастерили из бумаги, фантиков. Кукол для девочек мастерили сами. Самым простым выходом было – взять небольшое полено, нарисовать на нем лицо, а маленькая девочка, играя, заворачивала это поленце в разные тряпочки. Делали кукол из соломы . Ну а самой большой радостью была кукла , сшитая из холста. Голова такой куклы набивалась опилками, паклей или ватой, а лицо рисовалось химическим карандашом или просто угольком. Нашим детям химический карандаш, скорее всего, незнаком.

Для того чтобы рисунок был ярче и не смывался, такой карандаш периодически приходилось смачивать слюной. Волосы куклам чаще всего делали из пакли, получалась светловолосая кукла, так как пакля имела желтый цвет. Наряжали куклу в платье, сшитое из цветных лоскутков. В качестве детской посуды использовали черепки битой посуды, которые берегли и хранили.

Мальчишки самостоятельно или с помощью дедушки выпиливали пистолеты и автоматы из досок. Из старых тряпок мастерили мячи – скручивали их в тугой комок и перевязывали веревками. Еще мячи делали из коровьей шерсти – собирали шерсть, поглаживая корову влажной рукой, потом этот ворс смачивали в воде и скатывали в тугой комок. Получался довольно прыгучий мячик . Также мальчишки мастерили себе свистульки из дерева, из деревянных бревнышек делали коляски . Из глины летом лепили различные фигурки, которые сушили на солнышке. Играли всегда дружно, в частности, в лапту самодельным мячом, а еще делали шалаши из веток. На Новый год обязательно наряжали елку, так как это напоминало о мирной жизни, придавало сил, вселяло надежду на скорую победу. Украшали елки всем, что было под рукой – самодельными игрушками из бумаги , ватой, фантиками, если они были. Даже Дед Мороз на новогодних открытках изображался в виде бородатого партизана. Если была возможность, на фронте тоже ставили елку, только в качестве украшений использовали погоны, бинты, стреляные гильзы. Весьма популярной у детворы была игра в камешки. Собирали те, что по мельче, подбрасывали и старались поймать тыльной стороной ладони, чтобы камешки не упали. Весьма популярной у детворы была игра в камешки. Собирали те, что по мельче, подбрасывали и старались поймать тыльной стороной ладони, чтобы камешки не упали. Конечно, во время войны играли и в войну, но только не в оккупации. Патронов и пороху вокруг было-то в избытке, не говоря уж о прочих вещах военного времени. Из патронов высыпали порох и бросали в костёр. Только фашистов никто не изображал, эту роль отводили, в основном, деревьям. Ну, и, конечно, пацаны не могли не пробовать себя в роли пиротехников, что часто заканчивалось трагически.

2.2. Сравнение игрушек прошлого с игрушкой современного производства

У каждого времени своя игрушка, свои предпочтения. Сейчас современные игрушки создаются с учётом всех модных тенденций.

Тряпичная кукла была “безликой”, что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась.

Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками.

Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Её можно мыть, расчёсывать, переодевать в разную одежду. Она сопровождается соответствующими аксессуарами. У современной куклы двигаются голова, руки, ноги и талия.

Недостатком современных кукол является то, что они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство.

На мой взгляд, невозможно установить, что лучше: игрушки, в которые играли мои бабушки и дедушки или те, в которые играют современные дети. Для каждого поколения свои прелести в игрушках, своё развитие и понимание игрушки.

3. Практическая часть

3.1. Чтение и анализ художественной литературы

Чем больше времени проходит со дня окончания ВОВ, тем больше забывается она. Всё меньше остаётся среди нас ветеранов, которые могут, как очевидцы и участники рассказать о том, чем была война для нашей Родины. Тем ценнее для нас творчество известных и менее известных поэтов нашей страны, воевавших, прошедших блокаду и плен.

Работая над темой проекта, я прочитала несколько рассказов и стихотворений о детях Великой Отечественной войны. Например: «Кукла» Генадия Черкашина; «Три девочки» Елены Верейской; «Алёнушка» Самковой Нияры.

«Три девочки», Елены Верейской. ( Приложение 1)

Три девочки — это школьницы Наташа, Катя и Люся. Они живут в коммунальной квартире, дружат, придумывают ребусы, встречают Новый год — а потом приходит война. Перестав ходить в школу — ее разбомбило, — девочки учатся другим вещам. Они умеют тушить зажигательные бомбы, отличать шум двигателей советских и вражеских самолетов и радоваться черствому хлебу: «Сухарь был очень черствый, и это было хорошо — можно было дольше жевать». Эта повесть о хорошем — пережить самые трудные моменты жителям квартиры помогает забота друг о друге.

Меня тронуло произведение Геннадия Черкашина «Кукла».

Рассказ о девочке и её кукле Маше. Это была любимая кукла, и девочка с ней никогда не расставалась. Но так случилось, что из осажденного Ленинграда семье девочке пришлось уехать, и кукла потерялась. Вернувшись, домой в витрине магазина девочка увидела куклу и сразу же узнала её. Это была Маша, её кукла, которую ей перед войной подарил дедушка. К сожалению, из-за денежных трудностей маме так и не пришлось выкупить куклу.

«Мы опоздали. — Понурившись, мама тяжело опустилась на табурет. — Мы опоздали на целую неделю, — повторила она. — Кто-то уже купил твою Машу…»

Девочка подошла к маме «и провела рукой по её рано поседевшим волосам.

- Ничего, мама, … Ничего… »

Такими словами заканчивается рассказ Г. Черкашина.

Этот рассказ мне очень понравился. Автор переносит нас в прошлое, заставляет переживать вместе с героями. Прочитав рассказ, понимаешь, как девочке и её маме была дорога эта кукла - единственное воспоминание о родных и любимых людях, о счастливой жизни до страшного 41 года.

Еще одно произведение, которое меня тронуло до глубины души – это « Алёнушка» Самковой Нияры. Читая это стихотворение понимаешь, что самое главное в этой жизни – это твоя семья, близкие и родные люди. Память о тех, кого нет уже рядом с нами, об их героическом подвиге. Одна кукла! А как много она может нам рассказать о том страшном времени, о том кошмаре, который творился в годы войны. Эта игрушка, неказистая, потрепанная, но такая родная, связала, ни одно поколение воедино. Потому что пока мы помним – мы живем.

3.2. Изготовление куклы

Изучив, в какие игры и игрушки играли дети военных лет, я решила выяснить у одноклассников, какие старинные игрушки они знают. Из 16 опрошенных 10 человек привели по одному примеру, а 6 не смогли ответить на вопрос. Благодаря рассказу Г. Черкашина и стихотворению Самковой Нияры «Алёнушка» мне захотелось попробовать сделать куклу своими руками. Изготовление тряпичных кукол своими руками не требует особого мастерства или навыка, достаточно начальных знаний о шитье. Материалы также можно подготовить из остатков тканей, старой, но в хорошем состоянии одежды.

Для работы я взяла: белую ткань для головы и туловища. Красную ткань для сарафана. Принадлежности для шитья (ножницы, иглы, нитки, карандаш).

Этапы работы: сначала я изготовила тельце куклы, затем оформила лицо и сшила сарафан. (Приложение 2) У меня получилась тряпичная кукла, похожая на кукол, которую шили дети в войну. (Приложение 3)

Заключение.
Анализируя собранный материал, я поняла, что дети того времени не имели ничего похожего на жизнь современных детей. Сегодня у детей очень много самых разных игрушек, которые валяются, позабытые своими хозяевами. Тогда каждая игрушка была большой ценностью.

В результате работы над проектом , я поняла: чем скромнее жили люди, тем бережнее, с душой относились к тем вещам, которые их окружали. Вот и дети, делая игрушки своими руками для себя и своих близких, они не только получали первые трудовые навыки, но и учились заботиться о близких, любить их. Изготавливая куклу, каждая маленькая девочка уже училась вкладывать в нее душу, любить и беречь её. Я поняла, что для детей войны игрушка была символом мирной жизни. Дети всегда остаются детьми. Даже в трудное и страшное время . Они найдут место и время для игр. Их детство опалила война, но они выжили и сохранили лучшие душевные качества. А помогали им помнить, что они дети – игрушки!

Каземирова Мария Александровна

После окончания Великой Отечественной войны прошло более 70 лет. Всё меньше и меньше становится свидетелей того времени.

Я родилась и выросла в мирное время. Никогда не слышала воя сирен, не знаю, что такое не топленое жилище и скудный военный паёк. Я вижу, как строятся новые дома, но не подозреваю, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Для меня война- это история.

22 июня 1941 года мирная жизнь была прервана, началась Великая Отечественная война. На защиту страны поднялись миллионы граждан. Мужчины ушли на фронт, женщины работали в тылу. Дети были предоставлены сами себе.

Всё дальше и дальше от нас уходят трагические события войны. Всё меньше и меньше ветеранов встречают с нами День Победы. Не утихает боль, нанесённая войной, не забывается подвиг нашего народа.

У детей войны разные судьбы, но их объединяет невосполнимая потеря детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои, противостоявшие войне. Но при любых обстоятельствах дети остаются детьми и хотят играть. Так во что же играли дети во время войны?

Актуальность моей работы заключается в том, что молодое поколение должно знать, помнить и гордиться историей своей семьи, своего государства.

Игры детей во время войны

У войны недетское лицо!

Но в глаза детей смотрела смерть.

Не щадила маленьких бойцов,

Им пришлось до срока повзрослеть.

Во время войны играли очень мало, не до этого было. Любимой игрой были камушки. Собирали мелкие камешки, подбрасывали, а поймать надо было тыльной стороной ладони, чтобы камешки не упали. Девочки постарше умели делать маски из папье-маше. В городе девочки часто прыгали на скакалках, если были карандаши- рисовали, летом играли в «секретики».

Дети в то время практически не играли дома. Для этого была улица. Там были такие игры, которые не требовали ничего, кроме желания и детской компании.

Играли в догонялки, которые назывались по-разному (салки, ляпки, маялки), в прятки, в казаки-разбойники, в лапту, глухой телефон, круг выжигало (это что-то типа игры в выбивалы). Играли и в старинные игры, такие как «Гуси-гуси», «А мы просто сеяли».

Ходили зимой на лыжах. Лыжи были иногда самодельные, иногда взрослые, «с чужого плеча». Конечно, лыжных ботинок тогда не было, лыжи цеплялись к валенкам. Ходить было не очень удобно, но зато ноги долго не замерзали.

Зимой катались на санках и на коньках. Коньки были разные - иногда самодельные полозья. А по весне любимое занятие детей – было пускать кораблики в многочисленных ручьях.

Валентин Николаевич Петров, родившийся в 1932 году и живший в Ярославле, перечисляет дворовые игры: «детей было много, во двор выходили гулять обычно человек пятьдесят. Разбивались по возрасту на группы и играли в разные игры: в расшибалку (на деньги), в стенку – тоже на деньги, в прятки, в казаки-разбойники, в черненькие, в ножички, в жостку (пинали мешочек, набитый камешками), в лапту, в футбол, в волейбол, в жмурки, играли в мушкетеров, сражаясь на «шпагах» (фильм «Три мушкетера» был очень популярен), строили в центре двора зимой крепости из снега и устраивали штурм снежных укреплений». Кроме этого Николай Петрович упоминает, что «в районе автозавода (теперь это Ярославский моторный завод) была устроена свалка из разбитой военной техники – танки «Тигр» и «Пантера», орудия, винтовки, пистолеты, автоматы, каски, пробитые осколками. Мы, школьники, обзаводились на этой свалке всем необходимым для игры в войну. Ходили в атаки, брали снежные крепости с криками: «Ура! За Родину!». Ребята лет 15-16 к нам во двор прикатили с Волги круглую мину диаметром примерно полметра. Мы ее пинали, катая по двору целый день». Об опасности военных свалок вспоминает и Николай Иванович Платонов, родившийся в 1931 году в деревне Князево Любимского района Ярославской области, а в войну живший в Ярославле: «Со свалок тащили все: патроны, запалы от гранат, стволы винтовок и тому подобное. По-детски не чувствуя опасности, играли ими, и это иногда заканчивалось серьезными травмами рук, глаз, лица».

Мутыхляева Лариса Анатольевна

К 76 годовщине победы в Великой Отечественной войне была выполнена эта исследовательская работа. Цель её - выяснить, играли дети в годы войны, были у них игрушки.

ВложениеРазмер
proekt.docx 41.97 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Судинская средняя общеобразовательная школа»

Игры и игрушки детей в годы

Великой Отечественной войны

Ученица 4 класса

Мутыхляева Лариса Анатольевна

учитель начальных классов

Глава 1 . Влияние игры на жизнь ребёнка……………………………………

Глава 3 . Игры и игрушки детей войны ………………………………………

3.1. Из воспоминаний детей военного времени

3.2. Из материалов интернета

3.3. Из художественной литературы

Список использованных ресурсов……………………………………………….. 14

Война - самое трагическое событие в жизни людей. Она несёт с собой боль, утрату, разрушение, страдание.

Каждый человек в годы войны старался своим трудом на фронте и в тылу приблизить Победу. В этой борьбе активное участие наравне со взрослыми принимали дети. В военное время невыносимо трудно было всем: и взрослым, и детям. Страдали от голода и холода, от бомбёжек, а дети - от невозможности вернуться в детство…

Мне захотелось узнать о детях того страшного времени, о том, чем они занимались, во что играли, поэтому я выбрала тему исследовательской работы «Игры и игрушки детей в годы Великой Отечественной войны».

Поставила перед собой цель : исследовать игры детей во время войны.

Объект исследования – «дети» периода Великой Отечественной войны.

Предмет исследования: игры и игрушки детей в годы Великой Отечественной войны.

Гипотеза: несмотря на военное трудное время, дети находили время для игры, у них были игрушки.

Актуальность проблемы : мы должны знать историю своей страны и эти знания свято хранить.

  • Подбор и изучение материала по теме.
  • Беседы-интервью с пожилыми людьми, являющимися «детьми» войны.
  • Сбор информации о жизни детей в Великую Отечественную войну.
  • Изучение интернет - ресурсов

Для достижения поставленной цели необходимо было выполнить следующие задачи :

  • познакомиться с занятиями детей военного времени;
  • составить вопросы и провести беседы;
  • узнать об играх и игрушках военного времени;
  • рассказать ребятам своего класса о них.

Источниками для меня стали:

  • Воспоминания людей села Суда, являющимися «детьми» войны.
  • Работа с литературой, Интернет- ресурсами.
  • Чтение художественной литературы.

Заинтересовавшись выбранной темой, прежде всего я пообщалась с бабушками и дедушкам, которые в годы войны были детьми. Ведь пока они живы, можно достоверно узнать о том времени. Расспросила их о жизни во время войны. Слушать их было не только интересно, но и больно. Многие воспоминания приносили им душевную боль, поэтому они рассказывать не могли, а только плакали. Даже после стольких лет. Первое, что называли, вспоминая военное время, – это голод и холод. Приходилось много трудиться, помогать взрослым. Об играх сразу и сказать не могли. Но спустя некоторое время им вспоминалось, что всё же играли. Совсем немного, но играли.

Ещё мною были исследованы материалы Интернет-ресурсов, прочитаны произведения художественной литературы, в которых говорилось о роли игрушки в жизни ребёнка.

Глава 1. Влияние игры на развитие ребёнка

Играя, дети постоянно развиваются. Некоторые игры способствуют развитию физических данных, другие формируют психику и умственные способности.

1. Через игры дети во многом познают мир. Они на опыте узнают об основных свойствах разных предметов и веществ, изучают их назначение. Познание мира через игры начинается с самого начала. Это начинается еще до того, как ребенок способен осознанно играть во что-либо. Познавая мир, малыш одновременно развивает и свою память, логику. Способность анализировать и мыслить. Эти навыки, если их правильно развить, помогут ребенку лучше учиться в школе.

2. Существуют игры, которые направлены специально на развитие физических способностей. В это время дети осваивают движения, улучшают свои навыки и выносливость. Многие дети просто обожают подвижные игры. Они любят побегать, попрыгать, поиграть с мячом. Во дворе важно стимулировать детей как можно больше двигаться. Это поможет в легкой игровой форме улучшить физические способности, а командная игра научит взаимодействовать между собой.

3. Часто во время игры ребенок проявляет фантазию. Он моделирует пространство, наделяет игрушки определенными свойствами, придумывает для них имена и характеры.

4. Когда в игре есть сюжет, а игрушки выполняют роли, ребенок проговаривает их действия и слова. Особенно полезны такие игры в коллективе. Это развивает речь, способность общаться. При этом дети учатся договариваться о правилах, а затем соблюдать их. Эти навыки тоже очень пригодятся им в дальнейшем.

5. Как правило, дети играют между собой по выдуманным сюжетам, но при этом реагируют на действия партнеров по игре по-настоящему. Это может быть радость, благодарность или обида. В это время формируются человеческие качества. Малыш учится быть смелым, проявлять решительность, доброжелательность

Вывод. Игра очень важна в жизни ребенка. И чем разнообразнее и интереснее будут игры, тем лучше малыш будет подготовлен к взрослой жизни. Поэтому пренебрегать играми детей нельзя.

Глава 2 . Война и дети.

Близится 76 ая годовщина со дня Победы советских войск над фашистской Германией, а тема войны остаётся актуальной, потому что страшный опыт предыдущих поколений забывать нельзя. Война страшна: она унесла миллионы жизней. Война и дети. Вдумайтесь в эти слова. Дети – это мирное солнечное небо, это мама и папа, которые всегда рядом. Дети – это любимые игрушки, это школа, одноклассники, друзья. Дети – это смех и радость, игры и праздники. А война – это зло, смерть, разрушение и уничтожение всего живого и неживого на Земле. Война приносит с собой голод и страх, боль и кровь. Война и дети – эти слова несовместимы. Никогда не должны стоять рядом друг с другом. Дети наравне со взрослыми испытали все её ужасы. Маленькие жители в годы Великой Отечественной войны пережили всё: голод, холод, разруху, смерть близких, непосильный труд.

Вывод. В годы войны дети переживали всё: голод, холод, смерть близких, непосильный труд, разруху.

Глава 3. Игры и игрушки детей войны.

3.1. Из воспоминаний детей военного времени.

Несмотря на то, что дети во время войны очень рано взрослели, они всё же находили время и возможность играть. Об этом свидетельствуют воспоминания пожилых людей (детей войны). Днём они играли с маленькими братиками и сестренками, когда приглядывали за ними, а взрослые и старшие дети были на работе. Без игры нельзя, потому что младшие начинали плакать, а этого допустить нельзя было. Играли в камешки. Собирали мелкие камешки, подбрасывали, а поймать надо было тыльной стороной ладони, чтобы камешки не упали. Девочки постарше умели делать маски из папье-маше. В городе девочки часто прыгали на скакалках, если были карандаши - рисовали, летом играли в «секретики».

Дети в то время практически не играли дома. Для этого была улица. Там были такие игры, которые не требовали ничего, кроме желания и детской компании.

Играли в догонялки, которые назывались по-разному (салки, ляпки, маялки), в прятки, в казаки-разбойники, в лапту, глухой телефон, круг выжигало (это что-то типа игры в выбивалы). Играли и в старинные игры, такие как «Гуси-гуси», «А мы просто сеяли». Из воспоминаний:

Блинова Нина Ивановна : «Мне было 4,5 года, и я водилась с младшим братом Толей, которому было 3 годика. Играли с ним под столом, занавесив его тряпками. Мама на работе. Нельзя было допустить, чтобы братик заплакал. А зимой катались на самодельных санях».

Пономарев Василий Егорович : «Зимой катались на лыжах, которые сами делали из досок. Летом играли в «Чижа». Втыкали палку в землю, сверху-чижик (деревянный шар). Шаровкой (палка) сбивали шар по очереди. Кто галил, тот бежал за шаром. В войнушки играли редко, никто не хотел быть фашистом. Чаще эту роль выполняли деревья. Стреляли по ним снежками».

Пономарева Римляне Ивановна : «Мне брат из полена выстрогал куклу, даже тряпок не было для этого. Лицо нарисовал сажей, разведенной водой, т.к нечем больше было рисовать. Этой куклой и играла. Летом с мальчишками с нашей улицы играли в «Округольцы» (сейчас это прятки). Игрушек не было, если посуда сломается, мама отдаст черепки, они и становились игрушкой».

Харитонова Зоя Павловна : «В семье я была старшей. Часто оставалась с младшими. Но когда время выпадало, играли с подружками в «Черту», чертили

палкой на земле квадратики, бросали плитку и прыгали. Куклы делали из полена, завертывая его в тряпки».

Лексанова Валентина Павловна : «У меня была лучшая подруга Женя. Играли с ней в куклы из тряпок, ниток. Летом бегали по ягоды. Играть и не очень хотелось, потому что был сильный голод, нужно было думать, что поесть».

3.2 . Из материалов Интернета.

На следующем этапе, работали с литературными источниками. Познакомились с играми и игрушками детей военного времени. Такой информации оказалось очень мало.

Из материалов сайта «900 игр» узнали, что девочки мастерили себе кукол из тряпок, называлась такая кукла - самокрутка. Голову такой куклы набивали ватой, опилками или паклей, а лицо рисовали черным карандашом или углем. Наряжали в платья, сшитые из лоскутков, старых тряпок

Мальчики выпиливали автоматы и пистолетики. Делали прыгучие мячики из коровьей шерсти – поглаживали корову влажной рукой, потом этот ворс смачивали в воде и скатывали в тугой комочек.

Дети играли в прятки, догонялки, салки, казаки-разбойники, в лапту

Во время войны под Новый год наряжали елку. Она была символом мирной жизни. Игрушки изготавливали из подручных материалов.

Война научила быть бережливыми, проявлять смекалку и фантазию. Каждую сделанную своими руками игрушку любили и берегли.

Вывод: Несмотря на трудное время, голод, холод дети играли, мастерили самостоятельно себе игрушки и играли.

3.3 . Из художественной литературы.

Работая над темой проекта, я прочитала несколько рассказов и стихотворений о детях Великой Отечественной войны.

Особенно трогательным оказалось произведение Геннадия Черкашина « Кукла ».

Это рассказ о девочке и её кукле Маше – любимой игрушке, с которой девочка никогда не расставалась. Но так случилось, что из осажденного Ленинграда семье девочки пришлось уехать, и кукла потерялась. Вернувшись домой, на витрине магазина девочка увидела куклу и сразу узнала её. Это была Маша, её кукла, которую перед войной её подарил дедушка. К сожалению, из-за денежных трудностей маме так и не пришлось выкупить куклу: «Мы опоздали… Мы опоздали на целую неделю… Кто-то уже купил твою Машу…». «Ничего, мама, … Ничего…» - такими словами заканчивается рассказ Г. Черкашина.

Этот рассказ очень впечатлил. Автор переносит нас в прошлое, заставляет переживать его вместе с героями. Прочитав рассказ, понимаешь, как девочке и её маме была дорога эта кукла - единственное воспоминание о родных и любимых людях, о счастливой жизни до страшного 1941 года.

Вывод. Таким образом, игрушка для детей в годы Великой Отечественной войны - одна из немногих радостей, а именно она напоминала о мирном прошлом, о семье, в которой их любили. Игрушка спасала детей, семью. Игрушка была другом.

На основании результатов данного исследования я узнала о жизни детей во время Великой Отечественной войны. Мною было установлено, какие игрушки были у детей в это суровое время, в какие игры они играли. Подводя итоги исследования, вернёмся к гипотезе: предположим, несмотря на военное трудное время, дети находили время для игры, у них были игрушки.

Наша гипотеза подтвердилась:

-дети играли с младшими братьями и сестрами, потому что взрослые работали;

-играли в основном на улице;

- сами мастерили игрушки из дерева, из тряпок, из сломанной посуды;

-дети войны благодаря играм учились дружить, заботиться о слабых, помогать друг другу.

Содбоева Дарима Дамдинсуруновна

Сегодня дети войны стали нашими прадедушками и прабабушками, и их память цепко хранит события военных лет. Мы, сегодняшнее поколение, будем интересоваться их деятельностью, будем рассказывать о ней другим. Тогда нашим пожилым вдвойне будет приятно.

ВложениеРазмер
salahutdinova_ayana_issledovatelskaya_rabota.docx 31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

МКУ Управление образования МО «Джидинский район»

МБОУ «Верхне-Ичетуйская СОШ»

«Игрушки военных лет»

Салахутдинова Аяна, ученица 4 класса

Содбоева Дарима Дамдинсуруновна,

учитель начальных классов.

  • Ринчинова Сэрэмжэт Чагдуровна
  • Лубсанов Лазарь Гунгаевич
  • Балсанов Дугар Батуевич
  • Гомбожапов Дондок Цыбикдоржиевич
  • Рабданова Ольга Ринчиновна
  • Лубсанова Александра Михайловна
  • Сахияева Мария Георгиевна

Материалы из Интернета

Сравнительная характеристика игр

  1. Заключение
  2. Список литературы
  3. Приложение
  • Презентация
  • Игрушки, сделанные своими руками

Играйте же, дети
Растите на воле!
На то вам и красное
Детство дано,

– писал Некрасов Н.А., но война лишила детей «красного детства». Война заставила детей стать мгновенно взрослыми, встать в один строй со взрослыми. Но несмотря, ни на что дети всё равно оставались детьми и они любили играть. А какой ребенок может обойтись без игрушки ? Время было, конечно же, тяжелое, но и во время войны дети не оставались совсем без игрушек .

Тема моей работы: Игрушки военных лет

Цель: узнать о военном детстве своих бабушек и дедушек;

  • выяснить, какими игрушками играли дети в военное время; были ли игрушки и вообще возможность играть у тех детей, чьи детские годы выпали на страшное время Великой Отечественной войны?
  • сравнить игры того времени и наши игры.

Такие вопросы поставили мы перед собой и начали поисково-исследовательскую деятельность по теме «Игрушки военных лет»;

Объект: наши прабабушки и прадедушки

Предмет: игры, в которые они играли

Гипотеза: если мы узнаем, как и из чего делали игрушки дети военных лет, то сами можем сделать такие игрушки и они станут экспонатами музея нашей школы.

Актуальность: Сегодня дети войны стали нашими прадедушками и прабабушками, и их память цепко хранит события военных лет. Мы, сегодняшнее поколение, будем интересоваться их деятельностью, будем рассказывать о ней другим. Тогда нашим пожилым вдвойне будет приятно.

Куклы Барби, роботы-трансформеры, конструкторы, игры на компьютерах - это наши современные игрушки. А какими игрушками играли наши прабабушки и прадедушки? В ходе исследования выяснилось, что у нескольких ребят нашего класса есть прабабушки и прадедушки, чьё детство пришлось на военное время. Сейчас им от 75 до 90 лет. Я сходила к ним в гости. Они поделились со мной воспоминаниями о нелёгких годах своего военного детства.

«Когда началась война, мне было 14 лет» - вспоминает Сэрэмжэт Чагдуровна Ринчинова (1927года рождения).- Хорошо помню, как провожали на фронт солдат. Я работала трактористкой по 10-12 часов в сутки. Домой приходила уставшая, голодная. Мы, гражданские жители, были ограничены во всём, поэтому каждый ощущал на себе и холод, и голод. В то время у нас был только один праздник – Сагаалган. На Сагаалган нам дарили боово, сагаан сахар (большие куски белого сахара). Специальными кусачками раскалывали сахар и ели. Было очень вкусно, не то, что нынешний рафинад. Наши младшие или мы, когда удавалось найти свободное время, тогда играли «в шагай наадан» из бараньих лодыжек. В каждом доме имелись эти косточки, хранились в специально сшитых мешочках и постоянно пополнялись. Косточки раскрашивались в разные цвета. Каждый гордился своей коллекцией и старался не отставать от других. Ими можно было играть в разные игры по – одному, по несколько человек.

Лубсанов Лазарь Гунгаевич (1927г.р.) рассказывает: «Еще в довоенное время приезжали в Ичетуй начальники из Петропавловки и организовывали военную игру «Ворошиловский всадник». Всадник должен был знать устройство седла, уметь правильно сесть на лошадь и спешиться, ездить рысью, шагом, галопом, выполнять обязанности конного дозорного, посыльного. Нужно было также преодолеть не менее пяти препятствий выше 60-70 см. Наша молодежь с цагатуйскими парнями играли (все были на конях, с самодельными деревянными автоматами). Если кого брали в плен, то как я хорошо помню, закрывали их в овчарне в «Хучан центр». Тогда игрушек не было, мы из коровьей шерсти делали м ячи – собирали шерсть, поглаживая корову влажной рукой, потом этот ворс смачивали в воде и скатывали в тугой комок. Самодельным мячом мы играли в игру похожую на нынешний гольф, в лапту. Также мальчишки из веток строили шалаши, из деревянных бревнышек мастерили себе санки .

Жизнь в те годы была очень тяжелой , - вспоминает Дугар Батуевич Балсанов (1930г.р.),- чтобы выжить приходилось много работать. Летом косили сено. Косить начинали «со светом», т.е. по росе (чем росистее трава, тем легче было косить), а заканчивали когда уже смеркалось. Мальчишки самостоятельно или с помощью умельцев выпиливали танки, самолеты, сабли, ножи, пистолеты и автоматы из досок. Мы раньше часто играли в войну, а теперь гораздо реже – надоела война, скорее бы она кончилась, думали мы, чтобы опять хорошо жили. Ну и никто не хотел быть фашистом. Эту роль выполняли деревья. В них мы стреляли снежками, камнями. Научились оказывать помощь пострадавшим – упавшим, ушибленным.

По рассказу Гомбожапова Дондок Цыбикдоржиевича (1932г.р.) летом дети целые дни проводили на речке, купались, загорали, играли в догонялки, из песка лепили разные фигурки, сушили на солнышке. В теплое время играли в лапту, из бараньей пряжи мастерили мячи – скручивали их в тугой комок. Получался очень прыгучий мячик. Зимой катались на санках.

Из воспоминаний Рабдановой Ольги Ринчиновны (1935г.р.) мы узнали, что действительно делали игрушки из всего, что попадалось под руку. Куклы были в основном тряпичные, которые шили сами. А ещё брали поленце, рисовали на нём лицо и заворачивали в разные тряпочки. Делали кукол из соломы . Ну, а самой большой радостью была кукла , сшитая из холста. Голова такой куклы набивалась опилками, паклей или ватой, а лицо рисовалось химическим карандашом или просто угольком. Нашим детям химический карандаш, скорее всего, незнаком. Для того чтобы рисунок был ярче и не смывался, такой карандаш периодически приходилось смачивать слюной. Волосы куклам чаще всего делали из пакли, получалась светловолосая кукла, так как пакля имела желтый цвет. Наряжали куклу в платье, сшитое из цветных лоскутков. В качестве детской посуды использовали черепки битой посуды с красивыми изображениями цветов, которые мы собирали, берегли и хранили.

Лубсанова Александра Михайловна (1937г.р.), родом из Петропавловки вспоминает: «На Новый год в детском саду, куда я ходила, тогда обязательно наряжали елку, так как это напоминало о мирной жизни, придавало сил, вселяло надежду на скорую победу. Украшали елки всем, что было под рукой – самодельными игрушками из бумаги , ватой, фантиками, если они были, игрушки шили из тряпок. Электрических гирлянд тогда не было, поэтому вместо них использовали свечи».

По воспоминаниям Марии Георгиевны Сахияевой (1940г.р.) покупные игрушки в 50-ых годах были редкостью, потому что выпускались в ограниченном количестве. Мария Георгиевна тогда вместе со своей мамой Бадаевой Хандумой Жугдуровной переехала с Закамны в Ичетуй. У неё была маленькая кукла. Девочки, ее подруги собирались, вместе дружно играли. У Софьи Балдановой в то время был велосипед, единственный в Ичетуе. Каждая из подружек по очереди каталась на нем. Остальные просто бежали за велосипедом. В молодые годы они в клубе танцевали ехор.

Много интересного о праздновании Нового года в военное время можно узнать из Интернета . Дети берегли довоенные игрушки . В блокадном Ленинграде (и во многих других городах) многие малыши во время воздушной тревоги брали с собой в бомбоубежище плюшевых медведей , которых потом обнимали во время бомбежки. На фронтах ёлки украшали фигурками, которые мастерили из погон, бинтов, носочков, ваты, проволоки, картона и даже из стреляных гильз. Военная тема стала главной, и даже Дед Мороз на открытках превратился в бородатого партизана, бьющего фрицев. Многие игрушки того времени сделаны из подручных материалов: к примеру, звезда-наконечник для ёлки, сделанная из химической колбы. Игрушки выпускались, в ограниченном количестве, конечно. Из остатков проволоки и фольги изготавливали примитивные яблочки и снежинки. Елочные шарики , представляли собой те же лампочки, только без цоколя. В эти тяжёлые для страны годы на заводе «Москабель» крутили проволочные украшения. Чтобы доставить ребятишкам радость в дело шли все имеющиеся в наличии материалы - отходы производства, но из отходов получались великолепные работы: переплетенные золотисто-красными нитями домики для птиц, аккуратные корзиночки, пятиконечные красные звезды с серпом и молотом внутри. Также из отходов производства делали домики для птиц .

Читайте также: