Проект история деревянной игрушки

Обновлено: 15.05.2024

На протяжении многих веков развитие человечество было немыслимо без игр и игрушек – именно они помогали должным образом формировать психику детей.
По мнению психологов, игрушки чрезвычайно важны для развития мимики ребенка, с их помощью можно развить определенные психологические качества, а можно и улучшить его физическое развитие. Взаимодействуя со своим собственным миром, который представлен игрушками, ребенок постепенно учится правильно общаться со сверстниками и взрослыми.

История русской деревянной игрушки

Русские народные деревянные игрушки известны с глубокой древности. Они неразрывно связаны с культурными, бытовыми и фольклорными особенностями соответствующей исторической эпохи и региона, где находилось их производство. Археологи обнаружили свидетельства того, что деревянные игрушки были у восточнославянских племен еще в IX веке н.э. Однако подтверждение этого можно обнаружить только в исторических документах, образцов таких игрушек практически не сохранилось в связи с особенностями дерева как материала. Даже произведения мастеров игрушечного дела XVIII века дошли до современности в очень малых количествах. В музеях и коллекциях в основном представлены игрушки с XIX века.

Самые простые экземпляры представляют собой сучки дерева, лишь немного подправленные с помощью ножа. В некоторых регионах в создании игрушек использовались еловые шишки, служившие руками или ногами для деревянных фигурок. Поскольку деревянная игрушка неразрывно связана с лесом, то фигурки представлены в основном в виде обитателей леса. Это птицы, животные или вымышленные фольклорные персонажи – «моховики», изображавшие дровосеков или старушек с вязанками хвороста на спине. Известен факт, что на Парижской выставке 1890 года «моховики» были с восторгом встречены зарубежной публикой.


Исторические центры производства деревянной игрушки в России

Существуют три наиболее известных исторически сложившихся региона изготовления деревянных игрушек. Первый из них известен с XIX века. Он располагался по берегам Белого моря, на Онежском полуострове, в Архангельской и Вологодской губерниях. Игрушки, изготовленные северными мастерами, очень характерны. Специалисты полагают, что их внешний вид обусловлен влиянием культового наследия предков. Такие игрушки своим скупым столбоватым обликом напоминают древних северных идолов. Черты лица прорисованы не слишком выразительно, фигуры в основном конусообразные, с плоскими лицевыми частями. Основные мотивы производства игрушек для северных мастеров – это кони, птицы, лодки, куклы-бабы и разнообразные погремушки.


Другой исторический регион производства деревянных игрушек находился в Нижегородской губернии. Этот регион вообще славился резьбой по дереву, здесь производились лучшие образцы корабельной и домовой резьбы, было хорошо развито «ложкарство» (изготовление деревянных ложек), точение веретен и городецкая резьба. Немалую роль играло также и производство резных игрушек из дерева. Художественный уровень этого промысла был необычайно высок. Центрами изготовления традиционной деревянной игрушки стали Городец, Семенов, Лысково, Пурех, Федосеево и некоторые другие города.


Ну а третий, наиболее известный центр производства традиционной русской деревянной игрушки – это район Сергиева Посада – сам город и деревня Богородское, расположенная в двадцати семи километрах от него. Мастера этих мест предпочитали использовать жанровые изображения для создания образов своих игрушек. Это так называемые «барыни-дуры» - фигуры пышных, дородных женщин, созданные с помощью немногоцветной условной росписи. Не менее популярны были фигуры гусаров, попов, монахов. Обязательные персонажи – трудолюбивый мужик и его могучий работяга-конь. Ну и конечно, самый главный персонаж русского фольклора – добрый и ленивый косолапый медведь. Богородские игрушки часто изготавливались в виде сюжетных композиций, они включали несколько «действующих лиц». Иногда такие игрушки делались движущимися для усиления эффекта.



Деревянная игрушка в современном мире

С развитием промышленности и изобретением пластика деревянные игрушки постепенно отошли на второй план. Их место заняли яркие и легкие пластмассовые куклы, кубики и пирамидки. На долгое время игрушки из дерева оставались всего лишь сувенирами, но никак не предназначались непосредственно для игры. В последнее время, в связи с усилением внимания к экологичности продукции для детей, деревянные игрушки снова завоевывают прежнюю популярность. К тому же, по мнению психологов, простые и даже примитивные по форме деревянные игрушки оказывают лучшее влияние на ребенка, чем пластиковые игрушки с множеством мелких деталей. Ребенок, построив из простых кубиков домик, может бесконечно фантазировать на тему его внешнего и внутреннего убранства. А взяв в руки пластиковый домик, заранее до мелочей проработанный дизайнером фабрики игрушек, ребенок вскоре начинает скучать, поскольку ему уже нечего додумать и прибавить к игрушке.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

1 Теоретическая часть

1. 1 История русской деревянной игрушки……………………………….5

1. 2 Исторические центры производства деревянной игрушки в России.5

1. 3 Русская народная игрушка «Матрешка»………………………………7

1.4 Русская народная игрушка «Лошадка - качалка»………………………7

2 Практическая часть

2. 1 Технология изготовления лошадки- качалки………………………….8

Аннотация наставника

Народные промыслы занимают важное место в культуре и искусстве России. Народное искусство – это живой, чистый родник, который несет в себе особое историческое, эстетическое, национально-психологическое и нравственное содержание, необходимое всем россиянам и особенно детям на этапе становления их личности. Особое место среди изделий народного искусства принадлежит игрушке. Каждый человек независимо от возраста помнит игрушки своего детства. Поэтому очень важно, чтобы эти первые жизненные и культурные ориентиры были созданы добрыми руками, чтобы в них отразились национальные и культурные традиции. Поэтому при воспитании детей дошкольного возраста одной из основных задач, стоящих перед родителями и педагогами, должно являться знакомство детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

Игрушка - вещь, изготовленная для забавы, для игры или потехи, особенно детям.

Значительное место в художественных промыслах России занимает игрушка, именно с нее человек начинает познавать окружающий его мир. В России игрушку делали повсеместно, изначально между делом, чтобы детей потешить, со временем это стало особым ремеслом. Работали целыми семьями с утра до вечера, детей приучали к работе с трех лет, к восьми годам они уже были мастерами.

Русская деревянная игрушка богата и разнообразна. Считалось, что идеальная игрушка для ребенка – это игрушка из дерева. На ощупь это твердый, нежный и теплый материал, разрешенный даже грудным младенцам. И игрушки из дерева известны с самых древних времен. Такие игрушки сохранили в себе это природное тепло и несут положительную энергетику. Одной из самых известных традиционных деревянных игрушек является матрешка. Все дети без исключения любят играть с ней. И это не удивительно – матрешка – одна из первых развивающих игрушек. Для их производства используются ценные породы деревьев, произрастающих в экологически чистых районах. Наша работа интересна тем, что прослеживает историю развития промысла деревянной игрушки, забвения и возрождения[2].

В современных условиях в нашей стране практически отсутствует производство игрушек из природного сырья. Производство данной деревянной игрушки является малозатратным и не сложным по исполнению, при этом при его изготовлении и отделки могут осуществляться творческие подходы, как самого изготовителя, так и отделочника (художественное оформление изделия). Сама же игрушка, яркая и безопасная может вызвать интерес детей, способствовать формированию определенных навыков, в частности мелкой моторики.

Цель работы - познакомиться с истоками русской культуры, почувствовать свою принадлежность к традиционной культуре на примере игрушек из дерева.

Задачи проекта:

· Изучить историю игрушки

· Выяснить положение деревянной игрушки в современном мире

· Дать экономическую и экологическую оценки изделию

· Выполнить игрушку «Лошадку качалку», используя полученные при исследовании знания.

Практическая ценность исследования заключается в возможности её использования на уроке технологии. При массовом производстве, замечательная сувенирная продукция для развития местного туризма.

Теоретическая часть

1.1 История русской деревянной игрушки

Русские народные деревянные игрушки известны с глубокой древности. Они неразрывно связаны с культурными, бытовыми и фольклорными особенностями соответствующей исторической эпохи и региона, где находилось их производство. Археологи обнаружили свидетельства того, что деревянные игрушки были у восточнославянских племен еще в IX веке н.э. Однако подтверждение этого можно обнаружить только в исторических документах, образцов таких игрушек практически не сохранилось в связи с особенностями дерева как материала. Даже произведения мастеров игрушечного дела XVIII века дошли до современности в очень малых количествах. В музеях и коллекциях в основном представлены игрушки с XIX века.
Самые простые экземпляры представляют собой сучки дерева, лишь немного подправленные с помощью ножа. В некоторых регионах в создании игрушек использовались еловые шишки, служившие руками или ногами для деревянных фигурок. Поскольку деревянная игрушка неразрывно связана с лесом, то фигурки представлены в основном в виде обитателей леса. Это птицы, животные или вымышленные фольклорные персонажи – «моховики», изображавшие дровосеков или старушек с вязанками хвороста на спине. Известен факт, что на Парижской выставке 1890 года «моховики» были с восторгом встречены зарубежной публикой[1].

1. 2 Исторические центры производства деревянной игрушки в России

Существуют три наиболее известных исторически сложившихся региона изготовления деревянных игрушек. Первый из них известен с XIX века. Он располагался по берегам Белого моря, на Онежском полуострове, в Архангельской и Вологодской губерниях. Игрушки, изготовленные северными мастерами, очень характерны. Специалисты полагают, что их внешний вид обусловлен влиянием культового наследия предков. Такие игрушки своим скупым, столбоватым обликом напоминают древних северных идолов. Черты лица прорисованы не слишком выразительно, фигуры в основном конусообразные, с плоскими лицевыми частями. Основные мотивы производства игрушек для северных мастеров – это кони, птицы, лодки, куклы-бабы и разнообразные погремушки.

Другой исторический регион производства деревянных игрушек находился в Нижегородской губернии. Этот регион вообще славился резьбой по дереву, здесь производились лучшие образцы корабельной и домовой резьбы, было хорошо развито «ложкарство» (изготовление деревянных ложек), точение веретен и городецкая резьба. Немалую роль играло также и производство резных игрушек из дерева. Художественный уровень этого промысла был необычайно высок. Центрами изготовления традиционной деревянной игрушки стали Городец, Семенов, Лысково, Пурех, Федосеево и некоторые другие города[5].

Позднее среди поволжской игрушки появились коньки-скакунки с обозначенным телом и ногами, ветряные меленки, качели. Сравнительно редко мастера изображают человека, люди лишь составляют ритм, элемент общей композиции, поэтому "рубятся" схематично, условно - в виде четырехгранного столбика или пирамидки, изображающей всадника на коне или ребенка на качели. Любимым детищем поволжских мастеров был конь. Мчащийся силуэт с крутым выгибом шеи, со своей откровенной оторванностью от реальных форм, как бы символизировал ту стремительность, которая была свойственна древнему божеству солнца. Это наследие языческих времен, когда наши предки верили, что солнце ездит на коне и принимает его облик. Деревянная фигурка коня была и игрушкой и оберегом-символом солнца, хранящим от бед и помогающим в делах[4].

Ну а третий, наиболее известный центр производства традиционной русской деревянной игрушки – это район Сергиева Посада – сам город и деревня Богородское, расположенная в двадцати семи километрах от него. Мастера этих мест предпочитали использовать жанровые изображения для создания образов своих игрушек. Это так называемые «барыни» - фигуры пышных, дородных женщин, созданные с помощью немногоцветной условной росписи. Не менее популярны были фигуры гусаров, попов, монахов. Обязательные персонажи – трудолюбивый мужик и его могучий работяга-конь. Ну и конечно, самый главный персонаж русского фольклора – добрый и ленивый косолапый медведь. Богородские игрушки часто изготавливались в виде сюжетных композиций, они включали несколько «действующих лиц». Иногда такие игрушки делались движущимися для усиления эффекта.

Подмосковье славилось и изготовлением точеной игрушки. Делали лото, шахматы, посудные наборы, погремушки, деревянные яйца, пирамидки, бирюльки, а сначала XX века известную во всем мире, символ России – матрешку[5].

1.3 Русская народная игрушка «Матрешка»

Матрешка считается традиционным русским сувениром, самым популярным среди россиян и иностранных гостей, но далеко не каждый знает историю возникновения матрешки.

Появилась матрешка в 1890 году. Ее прообразом стала точеная фигурка буддийского святого Фукурума, которую привезли с острова Хонсю в подмосковную усадьбу Абрамцево. Фигурка изображала мудреца с вытянутой от долгих раздумий головой, она оказалась разъемной, и внутри была спрятана фигурка поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких куколок оказалось пять.

По образу этой игрушки токарь Василий Звездочкин выточил фигурки, а художник Сергей Малютин расписал их. Он изобразил на фигурках девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. Игрушка состояла из восьми фигурок. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т.д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завернутого в пеленки младенца. Распространенным именем в то время было имя Матрена - так и появилась Матрешка[1].

1. 4 Русская народная игрушка «Лошадка - качалка»

Лошадка-качалка является выдающимся творением в истории детских игрушек.

Многие источники утверждают, что конь-качалка появился ещё в 5 в.н.э. в Древней Греции и быстро стал популярной детской игрушкой, выполняя исключительно развлекательную функцию. Такие лошадки забавляли детей и в Персии[6].

Современные качалки для детей – это уже не только лошадки, но и ослики, бычки, овечки, собаки и тигры, верблюды и слоны. Они сделаны из различных современных материалов. Но лучшие из них изготавливаются из экологически чистых и безопасных материалов, чаще всего дерева. Деревянный каркас лошадки обеспечивает прочность и легкость игрушки.

Во время качания ребенок будет развивать мускулатуру, координацию движений, равновесие и красивую осанку всадника. Современной наукой доказано, что развитие вестибулярного аппарата - один из важнейших компонентов занятий с ребенком. И пожалуй, один из самых легких.

В современном мире, перенасыщенном электронными технологиями и развлечениями лошадка - качалка остаётся неотъемлемым атрибутом детства[3].

2 Практическая часть

2.1 Технология изготовления лошадки – качалки

Приступая к разработке игрушки «лошадка-качалка», были рассмотрены альтернативные варианты лошадок, которые бы были просты в изготовлении, доступный материал, имели оригинальность. Рассмотрено мною было 4 варианта игрушек.




Вариант №1 подошел нам для реализации задач проекта.

Выбранная идея

Корпус цельный изготовлен из одной доски толщиной 50 мм. Основание состоит из двух продольных реек толщиной 20. Материал, выбранный нами сосна.

Можно предположить, что появление первой игрушки связано с желанием человека выразить свою любовь к детям. Поэтому, возможно, что первыми резными , деревянными игрушками стали игрушки-забавы которые появились благодаря усилиям любящего отца или дедушки, который подобрал для ее изготовления простой и доступный материал – дерево и сделал игрушку подвижной, занимательной, вызывающей улыбку ребенка. К сожалению, сейчас невозможно точно восстановить события, которые происходили в ХІV -XV веках, но сам «возраст» деревянной игрушки вызывает искреннее восхищение и желание поклониться тем людям, которые на протяжении многих лет, передавая из поколения в поколение секреты мастерства, развивая и совершенствуя свое искусство, донесли до современного ребенка эту чудо-игрушку. Эстетическую и педагогическую ценность деревянной игрушки трудно описать словами. Наверное, это связано с тем, что на протяжении столетий мудрый народный ум вложил в нее так много, что все время возникает ощущение чего-то недосказанного. Отметим самое главное. Деревянная игрушка – рукотворная. Она вручную вырезается из дерева (березы, липы, осины, сосны) и не окрашивается. Благодаря этому, сохраняется природный цвет дерева, его тепло и очень приятная на ощупь поверхность, безупречная в гигиеническом отношении для маленького ребенка[7].

При написании работы , проанализировали литературные источники, работу с интернетом , пришли к выводу, что деревянная игрушка всегда пользовалась спросом у взрослых как родителей и у детей разного возраста как познавательно – занимательный материал.

Помочь детям осознать значимость знания истории и культуры русского и мордовского народов.

Цель проекта.

Познакомить детей с историей страны на примере народной игрушки.

Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством: стихами, загадками, пословицами.

Учить детей составлять описательные рассказы об изделиях народных умельцев.

Развивать творчество детей, художественный вкус, стремление подражать народным мастерам.

Воспитывать интерес к народному творчеству.

Тип проекта.

Участники проекта.

Воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель.

Основные формы реализации проекта :

- создание мини музея деревянной игрушки,

- экскурсии в музеи города,

- развлечения «Ярмарка народных промыслов».

Деревянные игрушки, скульптуры, фото, литература.

- постановка цели и задач проекта;

- определение методов работы;

- подбор методической и художественной литературы, иллюстративного материала,

- подбор скульптур, игрушек;

- составление конспектов мини-экскурсий, НОД.

- подбор материалов для изобразительной и продуктивной деятельности детей;

- составление перспективного плана мероприятий;

- обобщение результатов работы, формулировка выводов;

Совместная деятельность с детьми:

- введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкому по имеющемуся у них опыту;

- формирование устойчивого интереса к тематике проекта;

- определение и решение круга актуальных и посильных задач.

- сформировала интерес детей к народному творчеству, стремление подражать народным мастерам;

-способствовала развитию связной речи детей, обогащая словарный запас, используя народные сказки и малые фольклорные формы (стихи, пословицы, загадки);

- способствовала художественно-эстетическому развитию.

Проект «Русская народная деревянная игрушка матрешка» "Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".

Конспект НОД в старшей группе «Матрешка — русская национальная деревянная игрушка»

Конспект НОД в старшей группе «Матрешка — русская национальная деревянная игрушка» Задачи: Образовательные: -Продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством -Продолжать знакомить детей с историей возникновения.

Консультация для родителей «Деревянная игрушка в жизни ребёнка» Вы знаете, что все дети очень любят играть. «Поиграй со мной!» — как часто слышим мы эту просьбу от своих детей. И как часто они слышат.

Мини-музей «Дымковская игрушка»

Мини-музей «Дымковская игрушка» Актуальность: Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, узнают много нового и интересного о прошлом.

Мини музей «Звучащая игрушка» в младшей группе

Мини музей «Звучащая игрушка» в младшей группе Для детей младшей группы "Колобок" мы с родителями создали мини-музей "Звучащей игрушки".Думали что это будет не возможно, так как групповое.

Проект «Мини-музей камня» Мини – музей камня Авторы проекта Воспитатели подготовительной группы Пухова Е. В., Мельникова Э. Н. Вид проекта: познавательно-творческий.

Проект «Мини-музей открытки» Цель: Вызвать интерес к истории возникновения открытки, к её исторической ценности из поколения в поколение и значимости открытки в настоящее.

Проект «Мини-музей «Пуговка» Проект «Мини-музей «Пуговка» Тип проекта: По ведущему методу: информационно-практико-ориентированный По характеру контактов: внутри одной.

Проект «Мини-музей в группе» Паспорт проекта Тип проекта: познавательно-игровой, краткосрочный Участники проекта: дети средней группы №8, родители, воспитатели группы.

Развлечение «Русь деревянная» (старшая группа) Развлечение: «Русь деревянная» (старшая группа) Задачи: Познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством (с.

Капленко Надежда Николаевна

Данный проект «Рождение деревянной игрушки» можно считать исследовательским, т.к. сбор информации вёлся ориентированно на источники из документальной литературы, и на информацию, полученную из интернета.

В данной статье проекта рассказывается о среде формирования промысла по изготовлению деревянных игрушек на Руси. Так же раскрывается смысл слов «играть и игрушка». В статье говорится, кто занимался промыслом по изготовлению деревянных игрушек много лет назад и в наши дни, для кого и с какой целью делали деревянные игрушки. Говорится о роли образного подхода в формировании структуры игрушки, какими инструментами владели, в каком помещении занимались резьбой, и перечисляются породы деревьев, используемые в производстве игрушек, их природные качества, экологические и лечебные свойства. Также, в статье говорится о центрах по производству деревянных игрушек в древней Руси, в которых процветало это ремесло, и только об одном, в котором не утратили данного искусства, по сей день, а продолжают традиции мастеров – ремесленников.

Путём перечисления фактов, раскрывается главная цель исследовательского проекта – этапы в процессе изготовления деревянных игрушек. Все вышеперечисленные смысловые реплики можно считать путями реализации главной цели проекта, т.е. – задачами.

Исследовательский проект «Рождение деревянной игрушки», позволяет говорить о его практической ценности т.к. данный конкретный материал можно использовать на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных школах, как носитель конкретной информации по изучению тем, связанных с деревообрабатывающей промышленностью и производством из древесины, с которыми и знакомятся учащиеся 5 классов среднего звена обучения.

ВложениеРазмер
issledovatelskiy_proekt_-_rozhdenie_derevyannoy_igrushki-.pptx 2.25 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Исследовательский проект «Рождение деревянной игрушки» Выполнил учащийся 5«Б» класса МБОУ СОШ № 10 Станицы Медведовской Тимашевского района Гаврилов Никита Научные руководители: Углачёва Н.Н. учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ № 10

Актуальность темы: «Рождение деревянной игрушки», заключается в изучении вопроса создания, и сохранении, как истории изготовления русской народной деревянной игрушки, так и традиций её выполнения. Цель данного проекта - выявление основных этапов изготовления деревянной игрушки на Руси и в современном мире.

Вопросы, положенные в основу исследования проекта, формируют ряд задач: 1. Узнать смысловое значение слова «игрушка» 2. С каких времён известна деревянная игрушка на Руси? 3. Для кого и с какой целью делали деревянные игрушки? 4. Кто занимался изготовлением деревянных игрушек? 5. Какие породы деревьев пригодны для резьбы? 6. В каких центрах изготавливали деревянные игрушки? 7. Процесс изготовления деревянных игрушек ручным способом Процесс изготовления деревянных игрушек токарным способом 9. Виды деревянных игрушек

Возникновение промысла С лово игрушка – обозначает материальную вещь, с которой можно поиграть или развлечься. Русские народные деревянные игрушки известны с 9 -10 века н.э. (сначала это были просто сучки веток, со временем, усложняющиеся в конструкции). И грушки делались специально для людей младшего возраста, малолетних детей, юношей и девушек, чтобы они могли себя развлекать или утешать, заменяя взрослого. Промысел возник в крестьянской среде. Изделия изготовлялись сезонно. Резьбой в деревне занимались в основном мужчины. Знание ремесла передавалось из поколения в поколение.

Возникновение промысла Для изготовления деревянных игрушек используют мягкие породы деревьев (липа, ольха, осина, берёза, дуб), которые хорошо поддаются обработке и отделке (резьбе, строганию, точению, выпиливанию, шлифованию, полировке, росписи). Искусством обработки дерева издавна славились народные умельцы районов Севера, Поволжья, Архангельской, Вологодской, Вятской, Тверской, Нижегородской, Владимирской губерний. Ну а наиболее известный центр производства традиционной русской деревянной игрушки – это район Сергиева Посада, Московской области, посёлок Богородское . Игрушки из этих мест называют «Богородскими». Их промысел жив и в наше время, и занимает центральное место в данном виде промысла.

Производство изделий С момента зарождения промысла, по изготовлению деревянных игрушек, и до сегодняшних дней, шло развитие и усовершенствование способов их изготовления. Выделяют два способа изготовления деревянных игрушек: Ручной способ (или резьба) 2. Выточка на токарном стане .

Процесс изготовления деревянных игрушек ручным способом 1.Просушка древесины 2. Вырубка заготовки 3. Детальная обработка топором ножами и резаками 4.Обработка, шлифовка 5.Сборка по частям 6. Роспись игрушек деталей игрушек красками

Процесс изготовления деревянных игрушек токарным способом 1.Разрабатывают эскиз детали 2. Составляют её чертёж 3. Наносят рисунок на деревянную болванку 4. С помощью тел вращения, вытачивают заготовку на станке 5. Готовые детали игрушек соединяют между собой столярным клеем 6. При необходимости –игрушки раскрашивают

Виды деревянных игрушек. Медведи на качели Зайчик в лодочке Лиса и журавль Клоун Игрушка – качалка Пирамидки Свистулька

Данный проект был посвящён теме «рождения» деревянной игрушки на Руси, который включил в себя теоритические аспекты исследования истории появления деревянной игрушки; центры зарождения промысла на Руси, этапы и методы работы над созданием игрушки. Делая выводы могу сказать, что в данном исследовательском проекте, поставленная цель - выявление основных этапов изготовления деревянной игрушки на Руси и в современном мире,- была полностью раскрыта. Подводя итог, делаю заключение, что в сфере сохранения традиций и истории промысла по изготовлению русской народной деревянной игрушки проект является актуальным и позволяет говорить о его практической ценности. В перспективе, работу в данном направлении можно продолжить и развить. Например, оттолкнувшись от данного проекта «Рождение деревянной игрушки», провести соц.опрос среди детей и взрослых, сравнить игрушки современные с игрушками народных промыслов, и проанализировать полезность, практичность, безопасность и их гигиеничность. Заключение

Яковлева Лариса Юрьевна

Игрушка — предмет, предназначенный для детских игр. Сейчас их существует огромное количество. К сожалению, большинство изготавливается из пластмассы, синтетических тканей и прочего. В современных условиях в нашей стране практически отсутствует производство игрушек из природного сырья. Хотя производство деревянных игрушек является мало затратным и несложным по исполнению. А ещё такие игрушки, яркие и безопасные, могут вызвать сильный интерес детей, способствовать формированию определенных навыков, в частности мелкой моторики.

Цель: расширить знания о деревянных игрушках, разработать и изготовить собственную деревянную игрушку «Пистолет резинкострел».

  • Изучить историю деревянной игрушки;
  • Выяснить положение деревянной игрушки в современном мире;
  • Изготовить оригинальную игрушку;
  • Усовершенствовать навыки столярных и плотницких работ;
  • Развить творческие способности, инициативу и самостоятельность.

Гипотеза: деревянную игрушку, которая понравится детям, можно сделать легко и быстро, без больших материальных затрат.

Обоснование темы: для реализации этого проекта я выбрал изделие «Пистолет резинкострел» потому, что:

  • Изделие экологически чистое;
  • Интересная игрушка для детских праздников и дней рождений;
  • Отличный подарок на день рождения;
  • Интересно делать;
  • Низкая стоимость материалов.

2. Теоретическая часть.

2.1. История деревянной игрушки

Русские народные деревянные игрушки известны с глубокой древности. Они неразрывно связаны с культурными, бытовыми и фольклорными особенностями соответствующей исторической эпохи и региона. Археологи обнаружили свидетельства того, что деревянные игрушки били у восточнославянских племён ещё в 9 веке н.э. Самые простые экземпляры представляют собой сучки дерева, лишь немного подправленные с помощью ножа. В некоторых регионах использовались еловые шишки, служившие руками или ногами для деревянной игрушки. Поскольку деревянная игрушка неразрывно связана с лесом, то фигурки были в основном в виде обитателей леса. Это птицы, животные или вымышленные фольклорные персонажи – «моховики», изображавшие дровосеков или старушек с вязанками хвороста на спине.

2.2. Деревянные игрушки в современном мире

С развитием промышленности и изобретением пластмассы деревянные игрушки постепенно отошли на второй план. Их место заняли яркие и лёгкие пластмассовые куклы, кубики и пирамидки. На долгое время игрушки из дерева оставались лишь сувенирами и никак не предназначались непосредственно для игры. Но в последнее время, в связи с усилием внимания к экологичности продукции для детей, деревянные игрушки снова завоёвывают прежнюю популярность. К тому же, по мнению психологов, простые и даже примитивные по форме деревянные игрушки оказывают лучшее влияние на ребёнка.

2.3 Целительная сила дерева

Игрушки из дерева, как и всё деревянное, обладают особыми, успокаивающими свойствами. Они хранят природное тепло и приятны на ощупь, они безопасны и полезны для психики ребёнка. Предки верили в целительную силу дерева, считали, что деревья помогают обрести гармонию духа.

Берёза – хранительница рода. Считается, что она защищает от беды, генерирует энергию, способствует концентрации внимания.

Сосна – дерево спокойствия. Энергия сосны помогает избавиться от нервных расстройств и стрессов, поможет повысить иммунитет и поднять настроение.

Ель – дерево-целитель. Энергия ели успокаивает и снимает психологическое напряжение, помогает контролировать свои силы и настроиться на философский лад.

Бук – символ знания и благополучия. Повышает устойчивость к стрессам, способность сосредоточиться, улучшает кровообращение.

2.4. Анализ и синтез идей. Выбор варианта изделия.

Работу над выбором варианта я начал с просмотра сайтов в интернете.

Из всего многообразия я выбрал два подходящих.

Автомат выглядит эффектнее, но из него не пострелять. Нет никаких механизмов, которые очень нравятся мне. А вот пистолет можно изготовить так, чтобы он стрелял резинками. Это гораздо интереснее, с ним играть будет веселее. Потому для своего проекта я решил сделать именно его. К тому же процесс изготовления доступен и позволяет мне использовать приобретенные знания, проявить умения и навыки.

3.1.Выбор материала для работы. Оборудование. Инструменты.

Чтобы изготовить максимально приближенную к оригиналу деревянную модель пистолета, мне понадобились:

  • листовая фанера толщиной 5 мм;
  • ручной лобзик;
  • струбцина для зажима заготовки;
  • быстросохнущий резиновый клей;
  • шаблон с формой изделия
  • Кисть
  • Наждачная бумага
  • Резинки
  • Шуруп – 4 шт
  1. Организация рабочего места и техника безопасности

Организация рабочего места

  • Надеть рабочую одежду, перчатки
  • Подготовить рабочее место
  • Подготовить все необходимые инструменты.
  • Во время работы быть внимательным.
  • После выполнения работы все инструменты положить на место, убрать
  • мусор.

Правила безопасности при работе с лобзиком

  • Перед началом работы лобзиком и шилом проверить, надёжно ли
  • Надёжно крепите выпиловочный столик к верстаку;
  • Надежно закрепляйте пилку в рамке лобзика;
  • Не делайте резких движений лобзиком при выпиливании,
  • Не наклоняйтесь низко над заготовкой.

3.3. Технология изготовления проектного изделия

Найти образцы деталей пистолета шаблон, распечатать их на принтере и перенести рисунки на фанеру.

При помощи лобзика нужно аккуратно вырезать шаблоны элементов пистолета, которые были нарисованы на фанере. Всего должно получиться пять основных и четыре вспомогательных деталей, из которых будет собираться будущий деревянный муляж пистолета.

Первые три основные детали (каркас пистолета) нужно зажать струбциной, выровнять боковые поверхности и грани при помощи наждачной бумаги, а затем склеить между собой. Затем можно переходить к механической обработке вспомогательных деталей, которые потом в определенной последовательности накладываются на поверхность деревянного пистолета. Когда пистолет полностью собран, его нужно обработать наждачной бумагой, чтобы сгладить все имеющиеся неровности.

На завершающем этапе столярных работ необходимо вырезать из фанеры визуальные элементы, которые потребуется хорошо отшлифовать и приклеить на пистолет: мушку, накладки на рукоять, муляж обоймы, а также высверлить отверстие под дуло.

4. Обоснование выгодности

4.1. Экономическое обоснование. Расчет себестоимости

Стоимость вычислим следующим образом:

Фанера размером 40х40 см обошлась нам в 60 рублей, затраты клея ПВА не учитываю, т.к. они были в наличии. Несколько резинок стоили 10 рублей, четыре шурупа – 2 рубля. Остальное всё было в наличии и может использоваться для создания подобных игрушек неоднократно. Получается, что стоимость пистолета-резинкострела обошлась мне в 72 рубля, что очень дёшево.

Изделие сделано из экологически чистого материала — фанеры. Ведь она не выделяет никаких токсичных веществ. Кроме того дерево легко поддается обработке, удобно в использовании.

Итак, я считаю, что справился с поставленными целями и задачами, так, как изготовил изделие, которое мне очень нравится, и расширил представление о деревянных игрушках.

Оказалось, что деревянные игрушки сейчас снова набирают популярность. Ведь они просты в использовании, безопасны и отлично развивают детей.

В результате пистолет-резинкострел понравился моим близким. Одноклассники тоже хорошо оценили мою работу.

Кроме того я получил удовлетворение от данной работы, у меня появилось желание изготавливать другие более сложные изделия.

Читайте также: