Проект история глиняной игрушки

Обновлено: 08.05.2024

Я, Вероника Фролова, ученица 4 класса. Я родилась в городе Орле, а сейчас живу в городе Подольске. Я помню, когда первый раз увидела глиняную игрушку. Это была осенняя ярмарка. Чего там только не было! Но вот я увидела стол, уставленный глиняными игрушками, свистульками. До чего же они были хороши. Все разные, но одинаково яркие, веселые, красочные!

Позже мы с мамой ходили в музеи народного творчества в Орле, в Москве и Подольске, и я заинтересовалась глиняной игрушкой. Оказывается,она существует с древнейших времен, но разная во всех городах.

Так я увлеклась керамикой и занимаюсь ею с 5 лет во Дворце молодежи под руководством Кондрашовой Елены Викторовны. На занятиях она рассказываеточень много интересного. Там я познакомилась с разными видамиглиняной игрушки, ее историей, способами ее изготовления. Я научилась работать с различными видами глины, узнала об их свойствах и особенностях работы с каждым из них.

Тема : Рождение глиняной игрушки

Цель : Изучить и освоить процесс создания глиняной игрушки своими руками.

• глиняная игрушка - часть русской культуры, традиций, который мы должны сохранять;

• создание глиняной игрушки очень увлекательно, хоть и трудоемко;

• процесс лепки из глины может освоить каждый;

• работа с глиной развивает фантазию и мелкую моторику пальцев.

• выяснить, что такое глина?

• выяснить, как давно люди используют глину?

• выяснить, что можно делать из глины?

• познакомиться с научной литературой по теме;

• изучить историю глиняной игрушки;

• ознакомиться с работами из глины, представленными в музеях;

• узнать на основе эксперимента свойства глины;

• научиться работать с глиной;

• понять, как делать глиняную игрушку;

• пополнить свою «копилку» новыми поделками;

• популяризация работы с глиной : мастер-классы с учащимися детского сада и школы.

• повышение интереса к глиняной игрушке, ее истории, технике создания;

• освоение искусства лепки;

• развитие мелкой моторики, творческих способностей и эстетического вкуса;

• наличие сформированных навыков самостоятельной работы

2. Теоретическая часть

История использования глины

История использования глины начинается с легенд о сотворении мира: первого человека – Адама – Бог вылепил именно из глины, а потом вдохнул в него жизнь (возможно, как раз по этой причине очень долгое время фигурки богов лепились именно из глины).

Будучи материалом пластичным, глина использовалась практически во всех сферах и областях жизни человека — ее использовали в строительстве, из нее лепили чаши, кувшины, горшки, и все это расписывали тоже глиной, но уже цветной. Когда была изобретена письменность, то первой «бумагой» были тонкие глиняные пластины, на которых писали заостренными палочками.

Египтяне использовали глину при бальзамировании, так как с древних времен люди уже знали, что в глине нет бактерий и она поглощает вокруг себя жидкие и газообразные токсины, запахи, газы, убивает болезнетворные микробы. А в наше время многие знают – если порошок глины поставить на тарелке в холодильник на 2-4 часа, то в нем исчезнут неприятные запахи.

Подробно свойства глины, а так же её воздействие на всё живое, и способы лечения глиной многочисленных недугов были описаны тысячу лет. [1]

История возникновения глиняной игрушки

Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся к эпохе бронзы, ко II тысячелетию до Рождества Христова. Глиняную игрушку находили археологи при раскопках наряду с глиняной посудой. Это маленькие глиняные топорики, посуда, погремушки. Находили глиняную игрушку и в более поздних раскопках X-XVII вв. в Москве, Рязани. Это были свистульки (кони, птицы, фигурки людей). Они вылеплены из глины, обожжены, иногда украшались росписью и глазурью. [2]

Конечно, изготовление игрушки из глины было не главным промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмет кусок глины да и слепит что-нибудь этакое, какую-нибудь безделицу для своих детей или для себя забавы ради. Лишь позднее игрушки из глины стали предметом продажи.

Производство игрушки- промысел

В XVIII-XIX вв. производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета, главными покупателями были простые люди. Их стали делать специально для весенних ярмарок, коротая долгие зимние вечера за изготовлением свистулек, гудков, коней, барынь, всадников и прочей игрушечной армии. Игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления, заготовки и обжига глины от поколения к поколению. У каждого мастера вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий. [3]

Игрушки различаются по манере лепки, по тому, какая глина взята для изделия. Лучше всего лепятся игрушки, свистульки из жирной глины. Эта глина используется для филимоновских игрушек. За иссиня-черный цвет ее прозвали синикой. А вообще игрушки лепят из той глины, какая есть в данной местности.

Известно, что многие виды глиняной игрушки были практически утрачены. Их восстановили энтузиасты. В результате у нас есть теперь — дымковская, кожлянская, карачунская, тульская городская, абашевская, романушка и многие другие виды русской гончарной игрушки. [4]

3. Практическая часть

Как работать с глиной

Глиняные игрушки поражают яркостью красок, ощущением полноты настоящей русской жизни. Может показаться, что сделать такую игрушку современный человек уже вряд ли сможет.

Занимаясь керамикой, я узнала несколько правил работы с глиной :

• Работу надо начинать с подготовки глины. Необходимо перебрать ее, чтобы удалить попадающиеся там камни. Затем постукивая необходимо удалить из нее воздух, иначе изделие при обжиге в печке может взорваться.

• Работать следует двумя руками. Это позволит одновременно оформлять правую и левую стороны изделия, поможет более органично связать все в единое целое.

• В помощь рукам для лепки нужно использовать специальные инструменты — стеки. Основное их назначение – проработка мелких деталей, удаление лишней глины, присоединение мелких деталей к крупным, сглаживание отдельных частей изделия.

• Работу в процессе лепки нужно периодически осматривать со всех сторон, чтобы добиться правильных пропорций и соотношений его частей.

• Работать над изделием начинают с основной, более крупной части. Например, при лепке животного сначала лепят туловище и голову, затем сравнивая по величине другие детали, соединяют их и самые мелкие лепят в последнюю очередь.

Любое соединение делается в следующей последовательности: сначала необходимо смочить обе части изделия, затем промазывается шликером (кашеобразная, мягкая глина). Присоединяется примазыванием с двух сторон (глина с верхней части заглаживается вниз или наоборот) влажным пальцем. В некоторых случаях (в частности, при изготовлении посуды) для соединения частей изготавливается отдельный жгутик из очень влажной глины, который будет при наложении в месте соединения заглаживаться в обе стороны — вверх и вниз. При этом шов должен быть незаметным, а соединение прочным. Это сохранит изделие от трещин и сколов, т. е. разрушения после высыхания. Можно в завершении для сглаживания шва прогладить его еще раз пальцем.

• Если работа не закончена сразу, то изделие необходимо сохранить, накрыв влажной тряпкой и полиэтиленом. При этом глина останется сырой, не испортится поверхность и работу над изделием можно будет продолжить в последующие дни.

• Перед завершением работы изделие «выглаживается» влажной губкой. Для этих же целей может использоваться шликер. К тому же, «залечивание» мелких трещин на уже готовом изделии и пустот, оставшихся от пузырьков воздуха, происходит автоматически при влажной затирке поверхности изделия паролоновой губкой. [5]

Сушка изделия из глины и декорирование

• Сушка изделия сложный и длительный процесс (при быстрой сушке изделие может потрескаться) : 1-й этап — сушка при комнатной температуре до 10 дней (последние 2-3 дня на батарее или обогревателе). Изделие нужно укрыть полиэтиленом с незначительным доступом воздуха, чтоб не скапливался конденсат и процесс сушки был равномерным для тонких и более плотных частей работы. После того, как оно станет «кожетвердым», снять полиэтилен, но избегать в дальнейшей сушке сквозняков в помещении. В противном случае глина, высыхая неравномерно и резко, может деформироваться и разорваться в местах соединения. 2-й этап — это обжиг. Обжигают глину в костре (самый экстремальный и непредсказуемый вариант, горнах, русских и муфельных печах при температуре от 750 до 1200 градусов. Для посуды, чтоб она была менее водопроницаемой и поэтому более прочной, может использоваться 3-й и 4-й этап – 3-й этап представляет собой обвар, когда ее горячую из печи окунают в заранее заготовленный очень жидкий клейстер (100 гр. муки на 5 л. воды) из ржаной или овсяной муки, или окунают в молочную сыворотку или квасную гущу. 4–й этап – это второй обжиг после окунания.

• Декорирование в процессе лепки может заключаться в тиснении изделий (нанесение оттисков, налепах элементов украшения или использовании различных глиняных масс по цвету; после высыхания и обжига — в росписи керамическими красками, глазурями и прочее.

И вот результат. Это некоторые из моих работ. Они стали призерами городских, областных и даже всероссийских конкурсов.

3.3. Глава 3. Мастер-класс

Чтобы проверить гипотезы о том, что процесс лепки очень интересный, он может увлечь всех, я решила провести мастер-классы в детском саду и у первоклассников.

Чему раньше всего начинают учить малышей в детских садах и на творческих кружках? Это лепка. Этот процесс занимает деток на длительное время, они обожают разминать в маленьких ручках этот мягкий и податливый материал. С помощью глины можно создать множество интересных поделок. А сейчася пошагово покажу, как проходил мастер-класс по лепке. Вначале я рассказала немного о глине, как из нее можно лепить, показала разную глину, на разных стадиях подготовке к лепке. А потом рассказала еще немного про глиняную игрушку. Ребята заинтересовались. Я решила показать, как лепить различных животных. С ребятами из детского мы лепили улитку, а с первоклассниками улитку и свинку на выбор. Помимо глины я решила захватить маркер, которым можно рисовать мордочки зверятам, а также что-то, чем можно придать им рельефности.

Я объяснила, что каждая хорошо сделанная игрушка может прожить до 50лет. Все ребята очень старались. Детки были очень счастливы увидеть такой замечательный результат своих трудов!

Глиняные игрушки существуют с древнейших времен. Они несут в себе частичку истории. Глядя на них можно узнать, чем люди жили, во что верили.

Сотни лет назад созданное нашими предками искусство бессмертно и сейчас. Глиняная игрушка не забыта. Эти яркие фигурки могут украсить каждый дом, принести уют. А кому не нравится слушать соловьиные трели из глиняных свистулек.

Интересно не только посмотреть, но и сделать такую игрушку своими руками. Этот процесс может увлечь и взрослых, и детей. Сделать глиняную игрушку нелегко. В ходе исследования я узнала о секретах работы с глиной и о том, как сделать глиняную игрушку своими руками. Создание каждой из моих работ заняло несколько месяцев.

В процессе исследования я подробно познакомилась с историей глиняной игрушки. Она тесно связана с историей нашего народа, культурой и теми ценностями, что передавались из поколения в поколение.

Таким образом, в процессе исследования я пришла в следующим выводам:

• глиняная игрушка - часть истории и культуры нашего народа;

• очень важно сохранить глиняную игрушку, как традицию нашего народа;

• процесс создания глиняной игрушки трудный, но интересный и может увлечь каждого.

Особенно лепка глиняной игрушки увлекает маленьких детей. Она одновременно и дарит радость творчества, и развивает. В будущем я бы хотела организовать кружок по лепке из глины для ребят младших классов и дошкольников и передать им свой опыт и знания.

5. Список литературы

1. Гигантская детская энциклопедия/ пер. с англ. В. А. Жукова, Ю. Н. Касаткиной, Д. С. Щигеля и др. - М. : АСТ:Астрель, 2010

2. И. Я. Богуславская. Русская глиняная игрушка. - Ленинград: Искусство, 1975

3. Ранние цивилизации. Дж. Чизхолм, Э. Миллард - М. : Росмэн, 1994

5. Русская народная глиняная игрушка. А. И. Поверин - М. Издательство Академии акварели и изящных искусства. 2017

Мастер-класс по изготовлению глиняной игрушки «Вольская писанка» для детей старшей и подготовительной группы

Мастер-класс по изготовлению глиняной игрушки «Вольская писанка» для детей старшей и подготовительной группы Я и мои детки из кружка «Маленькие кудесники» живем в Вольском районе и вот совсем недавно в интернете мне не попалась на глаза небольшая.

Сценарий праздника «День рождение класса» День рождение класса Цели: 1. Сплочение детского коллектива; 2. Включение родителей в совместную деятельность; 3. Развитие творческих способностей.

Фотоотчёт мастер-класса «Новогодние игрушки своими руками»

Фотоотчёт мастер-класса «Новогодние игрушки своими руками» Праздники уже совсем близко, а ведь так хочется создать дома сказочную атмосферу, без елки тут не обойтись! Поэтому мы решили с коллегой.

Фотоотчёт мастер-класса по изготовлению игрушки-дергунчика

Фотоотчёт мастер-класса по изготовлению игрушки-дергунчика Дергунчики – это красочные и веселые игрушки, выполненные из дерева, которые вызывают на лицах детей всех возрастов радостные улыбки. Особенность.

Исследовательская работа ученицы 4 класса «Береги слух смолоду…» II районная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку», посвященная Году российского кино Исследовательская работа Береги.

Исследовательская работа «Чудо-йогурт» Все родители мечтают о том, чтобы их ребенок рос здоровым, крепким, умным и правильно развивался. Для этого уже в детстве у мальчиков и.

Исследовательская работа «Русская матрёшка» Исследовательская работа «Русская матрёшка» План. 1. Введение. 2. Появление матрешки на Руси. 3. Разнообразие матрешек.

Проектно-исследовательская работа ученика 1 класса «Магическая цифра 7»

Проектно-исследовательская работа ученика 1 класса «Магическая цифра 7» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Аркадьевка» Архаринского района Амурской.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Паспорт проекта «Русское народное творчество. Глиняная игрушка».

1. Проект: «Глиняная игрушка»

2. Руководитель проекта: Лещёва Светлана Николаевна

3. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: технология, литературное чтение, окружающий мир, кружок «Юные музееведы».

4. Возраст учащихся, на который рассчитан проект: 7-9 лет.

5. Состав проектной группы: Анисимов Я., Вакунова А., Веденеева Н., Куликов М., Трошина К., Асоев М., Стрельцова Ю., Комолова А., Коваль А., Федотова Т., Игнатов В.

6. Тип проекта : исследовательский, творческий

Проблема: в современный век компьютерных игр наблюдается падение интереса к народной глиняной игрушке.

В наше время – в мир прогрессивного развития технологий – многие ребята, сидя за компьютером, даже и не подозревают, что есть очень интересное занятие, которым увлекались наши предки много лет назад. Это лепка из глины.

Одним из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненным и народным является Игрушка. Традиции ремесла и искусства игрушки передавались из поколения в поколение. Игрушка близка к фольклору, она создаёт ощущение особенностей русского национального народного творчества.

7. Цель проекта : создать и оформить изделие народного промысла - глиняную игрушку

8. Задачи проекта :

1. Определить: Что такое глиняная игрушка?

2. Исследовать историю возникновения глиняной игрушки.

3. Изучить глиняную игрушку в современности.

4. Выяснить процесс изготовления глиняной игрушки.

5. Представить глиняную игрушку в детском исполнении.

9. Необходимое оборудование : глина, водоэмульсионная краска, краски акварельные, кисти, баночка, лак.

10. Предполагаемый продукт проекта : глиняная игрушка.

Участники проекта:

Срок реализации проекта: октябрь 2015 года.

Принципы реализации проекта:

· Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.

· Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.

· Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием учителя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.

· Принцип доступности предусматривает осуществление экологической работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.

· Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.

· Принцип последовательности. Заключается в постепенном повышении требований в процессе деятельности.

Формы реализации проекта:

  • Экскурсия «Русское народное творчество» в музей народного быта «Истоки».
  • Посещение библиотеки (поиск информации).
  • Беседа «Глиняная игрушка».
  • Практические занятия: изготовление глиняной игрушки.

СОСТАВЛЕНИЕ «ЗВЕЗДОЧКИ ОБДУМЫВАНИЯ»:

1. Назначение: выставка «Глиняная игрушка».

2 Форма: по усмотрению ребенка.

3 . Размеры: 10см на 15 см

4 Материалы : глина, водоэмульсионная краска, краски акварельные, кисти, баночка, лак.

Планирование

Выбор и обоснование проекта

Постановка проблемы. Поиск теоретического материала по теме. Беседа о глиняной игрушке.

Поиск литературы, иллюстраций. Просмотр презентации «Глиняная игрушка».

Выбор изделий, материалов и инструментов.

Разработка «звездочки обдумывания» (см. Приложение). Выбор материалов, инструментов.

Заполнение «звездочки обдумывания». Приготовление материалов и инструментов.

Выбор оптимальной технологии.

Планирование работы с опорой на технологические карты. Повторение правил безопасного труда.

Запись плана работы.

Практическая работа и корректировка деятельности.

Критерии оценки качества изделий.

Изготовление глиняной игрушки.

Предложения по усовершенствованию. Экономические расчеты. Проверка и оценка. Оформление документации.

Усовершенствование проекта. Декоративное оформление. Оформление документации.

Праздничная защита коллективного проекта.

Ресурсы: родители: приобретение водоэмульсионной краски и лака.

План реализации проекта.

Подготовительный этап:

1) Разработка и утверждение плана работы над проектом.

2) Экскурсия в музей народного быта «Истоки».

3) Сбор и анализ литературы по данной теме. Посещение библиотеки.

Основной этап:

1) Беседа с презентацией «Глиняная игрушка».

1 История возникновения глиняной игрушки.

Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся к эпохе бронзы, ко 2 тысячелетию до Рождества Христова. Это маленькие глиняные топорики, посуда, погремушки. Находили глиняную игрушку в раскопках 10-17 веках, это были свистульки в виде коней, птиц, фигурок людей. Они вылеплены из глины, обожжены, иногда украшались росписью и глазурью.

Известно, что царский двор при Алексее Михайловиче закупал игрушки в "Москве на торгу". Игрушечное производство в 17-18 веках достигает большой высоты. Богатые семьи заказывали дорогие игрушки, их покупали и в царскую семью. В книге расходов императрицы Екатерины I за 1721 год указано: "Куплено в Москве на торгу разных игрушек государыне царевне Наталье Петровне и великому князю и княжне - три коровы, два коня, два оленя, четыре барана, две пары лебедей, два петуха, одну утку, при ней трое детей, город с солдатами. За всё заплачено 4 рубля 9 алтын две деньги".

Уникальный очаг народного творчества - деревня Хлуднево Калужской области. Хлудневская игрушка - свидетельство неугасающей народной традиции, в основе которой лежит близость человека с природой. Кроме гончарного промысла здесь был и другой – женский промысел - изготовление глиняной игрушки.

Широко известны такие народные промыслы как - Гжель, Скопин, Дымково, Филимоново, Каргополь, Абашево, Петровское, Сомово, Романовская игрушка.

Игрушки лепили женщины и девочки, начиная с 7-8 лет. Занимались этим в свободное от сельских работ время - большей частью зимой и весной до покосов.

2 Глиняная игрушка в современности.

Если раньше в старину глина использовалась человеком в бытовых целях. Из нее изготавливали посуду (горшки, тарелки), детские игрушки и сувениры. То в наше время глина и изделия из нее стали как видом декоративно-прикладного творчества, изучаемое детьми в кружках. Глиняные изделия используются как сувениры, подарки и все реже в быту.

Яркая, жизнерадостная, решенная с предельной чёткостью в пластическом и цветовом отношениях, наивная глиняная игрушка обладает волшебной способностью украшать наш быт, вносить тепло и радость в убранство жилища.

2) Практические занятия: изготовление и оформление глиняной игрушки.

Процесс изготовления глиняной игрушки.

Казалось бы, процесс создания глиняной игрушки прост до безобразия: смешать глину с водой, размять ее, придать необходимую форму, просушить получившееся изделие на воздухе, а потом обжечь на огне. Но у каждого мастера, есть свои тонкости. Кроме того, легким это дело кажется лишь на первый взгляд: образ, появившийся в голове, сложно воплотить потом из глины, да так, чтобы это не казалось нелепой абстракцией.

Игрушки различаются по манере лепки, по тому, какая глина взята для изделия. Лучше всего лепятся игрушки, свистульки из жирной глины. Эта глина используется для филимоновских игрушек. За иссиня-черный цвет ее прозвали синикой. А вообще игрушки лепят из той глины, какая есть в данной местности.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МК ДОУ «Кировский детский сад»




« ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА»

Исполнитель: Петров Ваня

Воспиатанник подгот. группы

Кировского детского сада

Руководитель: Бухтоярова Ирина Анатольевна

Кировского детского сада.

1. ВВЕДЕНИЕ ………. 2

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………. 4

· История создания глиняной игрушки

· Выбор изделия, материала и оборудования

· Этапы выполнения проекта

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………. …. 9

· Результаты проделанной работы

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ. 10

5. ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность темы: У меня много разнообразных красивых игрушек из современных материалов. Мне нравится ими играть. Но меня заинтересовали игрушки из глины .Они необычные, красочные их не встретишь в нашем магазине. Что бы побольше узнать о них я занялся исследованием .

Глиняная игрушка – особый вид народного творчества. Она предназначена не только для игры, а служит для украшения быта. Образы игрушек достаточно просты, оригинальны и выразительны . В игрушке по-своему отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и художественного творчества.

Глиняные игрушки рождались в труде и везде народные мастера учились у одного учителя – природы.

Лепили игрушку по-разному, то собирали фигурку по частям из отдельных комочков (конструктивный способ), то лепили из целого куска (пластический способ), а чаще комбинировали форму – составляли и долепливали. Мастерили и пустотелые игрушки-свистульки, а иногда вставляли камушки и глиняные шарики. После лепки игрушку просушивали, закаливали или запекали в печи (700-800).

Народная игрушка понятна для всех, она связывает нас невидимой нитью с наследием мировой культуры. В настоящее время я особенно понимаю, что увидеть красоту окружающего мира можно через народные традиции, обычаи и промыслы.

Гипотеза: я предположил ,что все глиняные игрушки имеют одну родину и мало чем не отличаются друг от друга.

Цель исследования: – Узнать как можно больше о глиняной игрушке, её истории, особенностях .

1. Познакомиться с историей и происхождением игрушечных промыслов.

2. Изучить технологию изготовления изделий и способы лепки глиняной игрушки.

3.Приобщиться к искусству народного промысла.

4.Слепить и оформить изделия народного промысла дымковскую

филимоновскую, каргопольскую глиняную игрушку.(слайд 2)

Планируемый результат: проявление интереса к изучению народного искусства, понимание сложности и красоты в создании формы глиняной игрушки и их росписи.

Из большого многообразия народных промыслов глиняной игрушки основной проблемой моей работы является выбор моделей, которые я буду лепить.

Методы исследования: Посещение занятий кружка лепки из глины, рассматривание образцов игрушек, репродукций и иллюстраций, материалы из Интернет-ресурсов.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (слайд 3)

Как появились глиняные игрушки в обиходе человека? На этот счет существует разные мнения. Игрушку связывают с древнейшими культурными обрядами, когда женская фигура символизировала мать-землю, конь – солнце, а птицы – водную и воздушную стихии. И действительно, в игрушке с древнейших времен неизменно сохраняются эти три образа.

triffid_01

Согласно другой точке зрения дети всех времен и наций в игре подражают взрослым, их игрушки являются образным отражением окружающего ребенка быта.

Поэтому, скорее всего, в древности культовое и игровое значение тесно переплетались между собой, а затем обряды были забыты, и игрушка осталась только предметом развлечения.

Первые найденные археологами глиняные игрушки в Новгороде, Киеве относятся к X - XII векам. Они представляли собой разнообразные свистульки, птиц, коньков и были выполнены крайне примитивно и грубовато.

В XVI - XVIII вв. уже сложился тип русской народной игрушки и наряду с основными игрушками-символами стали появляться игрушки в виде животных, миниатюрные кувшинчики, горшочки. Фигурки стали более выразительны и снабжены бытовыми деталями.

Глиняную игрушку лепили там, где занимались гончарным мастерством. Гончары не придавали значения игрушкам, делали потехи ради. Чаще всего лепили женщины, чтобы позабавить детей. Именно женщины начали расписывать глиняную игрушку, создавая неповторимые образы. Постепенно в разных местах глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом.

Для выбора проекта изделия, мне необходимо ознакомиться с основными направлениями художественных промыслов, которые развиты в нашей стране.

Дымковская игрушка (слайд 4)

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/093d/00028dc4-a567e2fa/hello_html_4115b5a7.jpg

Это что за хоровод

В селе Дымково живёт?

Платья яркие в горошек,

Много точек и дорожек,

И на белом материале

Узор дети расписали.

Постарались от души,

Ах! Плясуньи хороши!

Этот промысел возник в слободе Дымково, что возле города Вятки. Там отличные глины и речной песок, пригодные для керамического промысла.

Дымковская игрушка отличается предельно простой и ясной пластической формой, росписью по белому фону.

Игрушку эту лепили и раскрашивали только женщины. Зимой, когда работы в поле не было, женщины лепили и обжигали в русской печи игрушки.

Мастерицы лепят игрушку из красной глины, белят ее мелом, разведенном на молоке, и расписывают красками, замешанными на яйце, уксусе или квасе. А в росписи и в лепке для народной мастерицы нет ограничений. У индюка хвост похож на диванную подушечку с фестонами, на козлике – штанишки с кружевами. В таких изделиях фантазия тесно переплетается с реальностью. И в любой игрушке всегда соблюдаются требования, которые налагают на нее материал, форма и закон взаимодействия цветов.

Дымковскую игрушку лепят по частям. Заготовкой является цилиндрик, который в нужных местах вытягивают, изгибают, расширяют или сужают, оттягивают выступающие детали. К туловищу прикрепляют лепные детали, затем игрушку наряжают.

Из печи игрушка выходит красно-коричневой, но затем цвет глины скрывается под побелкой.

Побеленная игрушка расписывается. Узор строго геометрический, состоящий из комбинаций полос, клеток, кругов, круглых пятен.

Характерные цвета одежды – желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный.

Дымковская игрушка – это кавалеры, барыни, петухи и индюки, бараны, кони, коровы, птички, веселые карусели.

Филимоновская игрушка (слайд 5)

e964326e5dd036707865aea0c50a599d

Синий лес, холмы, косогор.

Лепят там из глины игрушку

И расписывают до сих пор.

Филимоновская игрушка - русский художественный промысел, возникший в деревне Филимоново Тульской области. По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины.

Делали из филимоновской глины разную посуду и игрушки, да не всякие, а только свистульки для праздников: зверюшек, птиц, коней, барышень, солдат. У барышень в руках букеты цветов ил кувшины, а в них спрятаны свистки. А солдаты держат под мышками гусей, в которых тоже можно свистеть. И у всех животных сильно-сильно вытянуты шеи. Удлиненные пропорции фигурок объясняются свойствами местной глины. Филимоновцы называют ее синикой за маслянисто-черный цвет и жирность. Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры.

Фигурки животных имеют тонко перехваченное в талии туловище, переходящее в очень длинную толстую, плавно изогнутую шею с маленькой головой.

Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку, ее смелая необычайно яркая роспись сплошной окраски, с чередующимися цветными полосами алого, малинового, желтого и зеленого цветов.

Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут разноцветные полосы. И только голова раскрашивается одним цветом: зеленым или красным.

В орнаменте нет строгой геометричности дымковской росписи: штрихи, веточки, звездчатые розетки, листики, пятна в веселом беспорядке разбросаны по фону. Роспись ведется не кисточкой, а гусиным пером. С кисточки краска к чистой глине не пристанет, с гусиного пера – ложится. Делают мастера и огромные игрушки – ростом с больших кукол.

Каргопольская игрушка (Слайд 6)

%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%9E%D1%81%D0%BE%D0%B112

В Каргополье есть игрушка

Очень старая. Зверек

Небольшой, на щечках мушки,

Нет его короче ног

Каргополь – древний город в Архангельской области. В окрестных деревнях русского Севера издревле изготавливали глиняные игрушки, которые в далеком прошлом имели какое-то отношение к первобытным обычаям, связанным с культом плодородия.

В промысле сохраняются наиболее традиционные типы русской игрушки - женские фигуры, изображения животных.

Технология выполнения каргопольской игрушки самая обыкновенная. Для лепки берут красную глину. Игрушку лепят из цельного куска глины: основа – торс с головой, к торсу присоединяли скатанные калачиком руки, оформляли шляпками и другими деталями. Места соединения деталей сглаживали, и фигурки приобретали монолитность. Фигуры лепят немного грубоватыми, коренастыми, плечи сливаются с затылком, короткие ноги.

Животных мастера очеловечивают, они заняты теми же делами, что и люди: медведи, козлы, бараны играют на музыкальных инструментах, несут посуду. Животных в отличие от людей часто изображают со свистком. Изделия просушивали, а через несколько недель обжигали и расписывали. Так же как и дымковскую игрушку, каргопольскую сначала белят.

Старая каргопольская игрушка была неяркой, блеклой. Роспись довольно проста, но корни ее уходят в далекую старину: полоски, штрихи, ромбы, овалы, косые кресты, крапинки. Набор красок ограничен: голубой, кирпично-красный, зеленая, черная, коричневая. Применяются приемы из сплошной окраски, комбинация из пятен и сочетание штрихов.

Каргопольские игрушки, как и филимоновские и дымковские лепились и для забавы и к ярмарке. Самыми любимыми были Конь – Полкан, Полихан – чудо, бабы с младенцами, птицами, которые были похожи на образ богини – матери в северной народной вышивке.

Свои исследования я поместил в сравнительную таблицу (см. Приложение ).

В разных местностях характер и внешний вид игрушек различен. Можно сказать, что тип изделия для филимоновской игрушки – это свистульки традиционных форм, а для дымковской и каргопольской характерны различные фигурки людей, животных, птиц.

Роспись по побелке свойственна дымковской и каргопольской игрушкам, а гусиным пером расписывались только филимоновские игрушки, т.к. предварительно они не обрабатывались грунтовкой.

На дымковскую игрушку наносили строго геометрические узоры из полос, клеток, кругов и очень яркими красками. Для филимоновской игрушки геометричность была не обязательна, зато штрихи, веточки, листики расписывались яркими красками вразброс по всему фону. А каргопольскую игрушку расписывали просто, и блекло полосками, штрихами, ромбами, овалами, крестами с ограниченным набором красок.

Для выбора проекта изделия я изучил историю происхождения глиняной игрушки, основные районы народного промысла, тип и характеристику игрушек, а также цветовую гамму и элементы росписи, которые применялись для создания глиняной игрушки.

Я тоже пожелал стать немного мастером и изготовить игрушки по мотивам промыслов Дымки, Филимоново, Каргополя.

Определиться с материалом и оборудованием мне помогла руководитель моего проекта Ирина Анатольевна.

Глина, встречающаяся в природе разнообразна по составу. Но не всякая глина пригодна для лепки. Для своей работы я использовал местную глину, добытую в с. Первомайское Мишкинского района.

Пластичность глиняного теста зависит не только от ее структуры и состава, но и влажности. Если глина слишком сухая, ее сбрызгивают водой (см. Приложение ).

Глина готова к работе.

Теперь с помощью стеки можно приступить к лепке игрушки.

(Практическая часть. Поэапное выполнение.) (слайды 7,8,9)

После сушки игрушки приступаю к грунтовке и росписи изделия (Слайд 10 ).

В презенации я показал как я лепил каргопольскую игрушку.

На занятиях кружка лепки из глины «Волшебная глина»(слайд 11) я много узнал о народных промыслах и изготовил дымковскую барышню и филионовского козлика.(слайд 12) Эти работы представляю вашему вниманию.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результат моей проектной работы(Фото)(слайд 12)

Изучив историю и технологию создания глиняной игрушки, основные направления художественных промыслов и их различия, а также опробовав теоретические исследования на практике можно сделать вывод:

· Возникновению и развитию многочисленных промыслов игрушки на территории нашей страны способствовало в первую очередь легкодоступное сырье – глины нужной пластичности и песок для добавок.

· У каждого промысла были свои секреты и традиции. Форма игрушек всегда пластична, но в разных местах России мастера оригинально подходили к созданию ее образа.

· Со временем глиняные игрушки утратили свое обрядовое значение, постепенно превратившись в детскую забаву, а в наше время игрушки используют, как декоративное украшение современного интерьера.

· Необходимо сохранить глиняную игрушку, чтобы видеть красоту окружающего мира в народных традициях, обычаях и промыслах.

Моя гипотеза о том что все глиняные игрушки имеют одну родину и мало чем не отличаются друг от друга не подтвердилась

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1. Богуславская И. Русская глиняная игрушка. Л.: Искусство, 1976

2. Горичева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов./ В.С.Горичева, М.И.Нахабина – Ярославль: Академия развития, 2006

3. Комышева М.Н. Лепка в начальных классах. М.: Просвещение, 1987

4. Крупин В. Дымка. М.: Малыш, 1988

5. Миловский А. Народные промыслы. Встреча с самобытными мастерами. М.: Мысль, 1982

6. Основы художественного ремесла. Ч.2. Под ред. В.А.Барадулина. М.: Просвещение, 1987

7. Прекрасное – своими руками. / Сост. С.Газаржи. М.: Детская литература, 1980

8. Рогов А.П. Про филимоновские свистульки. М.: Малыш, 1987

9. Учимся лепить и рисовать. С-Петербург, 1997

-меня заинтересовали игрушки из глины .Они необычные, красочные их не встретишь в нашем магазине. Что бы побольше узнать о них я занялся исследованием.

Народная игрушка понятна для всех, она связывает нас невидимой нитью с наследием мировой культуры.(слайд 1).

- Игрушку связывают с древнейшими культурными обрядами, когда женская фигура символизировала мать-землю, конь – солнце, а птицы – водную и воздушную стихии. И действительно, в игрушке с древнейших времен неизменно сохраняются эти три образа.(слайд 2)

- Дымковская игрушка отличается предельно простой и ясной пластической формой, росписью по белому фону(слайд 3).

- Филимоновская игрушка - русский художественный промысел, возникший в деревне Филимоново Тульской области.(слайд 4)

- Каргополь – древний город в Архангельской области. В окрестных деревнях русского Севера издревле изготавливали глиняные игрушки,(слайд 5)

- Результат моей проектной работы(Фото)(слайд 6,7,8,9)

Моя гипотеза о том что все глиняные игрушки имеют одну родину и мало чем не отличаются друг от друга не подтвердилась

Дощанова Зульфия Вадутовна

Игрушка - одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и народное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка к фольклору, создаёт ощущение особенностей русского национального народного творчества.

Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся к эпохе бронзы, ко II тысячелетию до Рождества Христова. Это маленькие глиняные топорики, посуда, погремушки. Вероятно, это культовые предметы. Находили глиняную игрушку в раскопках X-XVII вв. (Москва, Рязань) - свистульки (кони, птицы, фигурки людей). Они вылеплены из глины, обожжены, иногда украшались росписью и глазурью.

Известно, что царский двор при Алексее Михайловиче закупал игрушки в "Москве на торгу". Игрушечное производство в XVII-XVIII вв. достигает большой высоты. Богатые семьи заказывали дорогие игрушки, их покупали и в царскую семью. В книге расходов императрицы Екатерины I за 1721 г. указано: "Куплено в Москве на торгу разных игрушек государыне царевне Наталье Петровне и великому князю и княжне - три коровы, два коня, два оленя, четыре барана, две пары лебедей, два петуха, одну утку, при ней трое детей, город с солдатами. За всё заплачено 4 рубля 9 алтын две деньги".

В XVIII-XIX вв.производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета, главными покупателями были простые люди.

Глиняную игрушку находили археологи при раскопках наряду с глиняной посудой. Конечно, изготовление игрушки из глины было не главным промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмет кусок глины, да и слепит что-нибудь этакое, какую-нибудь безделицу для своих детей или для себя забавы ради. Лишь позднее игрушки из глины стали предметом продажи. Их стали делать специально для весенних ярмарок, коротая долгие зимние вечера за изготовлением свистулек, гудков, коней, барынь, всадников и прочей игрушечной армии. Игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления, заготовки и обжига глины от поколения к поколению. У каждого мастера вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий.

Игрушки различаются по манере лепки, по тому, какая глина взята для изделия. Лучше всего лепятся игрушки, свистульки из жирной глины. Эта глина используется для филимоновских игрушек. За иссиня-черный цвет ее прозвали синикой. А вообще игрушки лепят из той глины, какая есть в данной местности.

ВложениеРазмер
tayny_glinyanyh_igrushek.doc 73 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство науки и образования

МОУ «Началовская СОШ»

« Тайны глиняных игрушек»

Выполнила: ученица 5 Б класса

Руководители: учитель изобразительного искусства и

мировой художественной культуры

учитель географии и экологии

  1. Введение.
  2. Древние образы в современных народных игрушках.
  3. Дымковская игрушка.
  4. Филимоновская игрушка.
  5. Каргопольская игрушка.
  6. Способы изготовления игрушки.
  7. Список использованных ресурсов.

Игрушка - одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и народное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка к фольклору, создаёт ощущение особенностей русского национального народного творчества.

Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся к эпохе бронзы, ко II тысячелетию до Рождества Христова. Это маленькие глиняные топорики, посуда, погремушки. Вероятно, это культовые предметы. Находили глиняную игрушку в раскопках X-XVII вв. (Москва, Рязань) - свистульки (кони, птицы, фигурки людей). Они вылеплены из глины, обожжены, иногда украшались росписью и глазурью.

Известно, что царский двор при Алексее Михайловиче закупал игрушки в "Москве на торгу". Игрушечное производство в XVII-XVIII вв. достигает большой высоты. Богатые семьи заказывали дорогие игрушки, их покупали и в царскую семью. В книге расходов императрицы Екатерины I за 1721 г. указано: "Куплено в Москве на торгу разных игрушек государыне царевне Наталье Петровне и великому князю и княжне - три коровы, два коня, два оленя, четыре барана, две пары лебедей, два петуха, одну утку, при ней трое детей, город с солдатами. За всё заплачено 4 рубля 9 алтын две деньги".

В XVIII-XIX вв.производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета, главными покупателями были простые люди.

Уникальный очаг народного творчества, типичное явление народной культуры - деревня Хлуднево Думиничского района Калужской области. Хлудневская игрушка - свидетельство неугасающей народной традиции, в основе которой лежит близость человека с природой. Кроме гончарного промысла здесь был и другой - женский, "бабий" промысел - изготовление глиняной игрушки. Местные глинистые почвы давали плохой урожай, и развитие побочного крестьянского промысла было необходимо. Этим промыслом и стало гончарное ремесло и изготовление игрушек. Мягкий, пластичный материал (глина) шёл не только на изготовление посуды. Во всех местностях, где занимались гончарным ремеслом, лепили небольшие погремушки (грематушки) фигурки-свистульки, Особенной любовью пользовались свистульки, которым можно было придать любой зрительный образ и к тому же использовать, как своеобразный музыкальный инструмент.

Игрушки лепили женщины и девочки, начиная с 7-8 лет. Занимались этим в свободное от сельских работ время - большей частью зимой и весной до покосов.

Яркая, жизнерадостная, решенная с предельной чёткостью в пластическом и цветовом отношениях, наивная (в самом высоком смысле этого слова) глиняная игрушка обладает волшебной способностью украшать наш быт, вносить тепло и радость в убранство жилища.

Глиняную игрушку находили археологи при раскопках наряду с глиняной посудой. Конечно, изготовление игрушки из глины было не главным промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмет кусок глины, да и слепит что-нибудь этакое, какую-нибудь безделицу для своих детей или для себя забавы ради. Лишь позднее игрушки из глины стали предметом продажи. Их стали делать специально для весенних ярмарок, коротая долгие зимние вечера за изготовлением свистулек, гудков, коней, барынь, всадников и прочей игрушечной армии. Игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления, заготовки и обжига глины от поколения к поколению. У каждого мастера вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий.

Игрушки различаются по манере лепки, по тому, какая глина взята для изделия. Лучше всего лепятся игрушки, свистульки из жирной глины. Эта глина используется для филимоновских игрушек. За иссиня-черный цвет ее прозвали синикой. А вообще игрушки лепят из той глины, какая есть в данной местности.

  1. Древние образы в современных народных игрушках.

Образ – вид, внешность, фигура, очертание (в чертах или в плоскости); подобие предмета, его изображение.

Толковый словарь русского языка

Сказочная птица, горделивый конек, женская фигурка, ди ковинное дерево, лучистые круги. Кто и когда придумал эти образы, передаваемые из века в век? Что они значили? Еще наши далекие предки украшали свои изделия простей шими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинствен ному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая гори зонтальная — воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом или кругом с крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор.

Древний земледелец наделял природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических существ. Таким образом, человек выражал свои представления о мире в образах.

Шли века — крестьянское искусство развивалось, но самое лучшее не исчезало из этой огромной сокровищницы народного опыта, переходя из поколения в поколение.

Солнце издавна почиталось всеми земледельческими наро дами. «Не земля родит, а небо»,— говорит русская пословица. Как нарядно, празднично выглядят предметы крестьянского быта, украшенные солярными кругами — символами солнца!

Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного творчества.

Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодо родие он связывал с образом матери. Женская фигура — это божество, выражавшее представления о земле, которая родит, и о женщине — продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: великая богиня земли, плодородия, мать-сыра земля, Макошь, что означает «мать хоро шего урожая».

Женская фигура всегда связана с сим волами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. По смотри, как условно она решена. Из тела богини нередко прорас тают ветви, а вместо головы у нее изображение ромба — древнего знака солнца. Иногда ее фигура напоминает дерево.

Посмотри, как перекликает ся этот образ в вышивке с обра зом глиняной бабы,— тот же жест поднятых к небу рук. На подолах таких глиняных фигур изображались символы солнца, побегов зерен. Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зави села жизнь человека.

В произведениях народного искусства встречается причуд ливый узор — разветвленное растение, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, си дящими на ветках. Это древо жизни. В народных представле ниях оно было символом расти тельных сил земли, вечно жи вой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.

Конь — один из древней ших и любимых образов на родного искусства. Конь был столь же необходим крестья нину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворя щую силу солнца.

3. Дымковская игрушка

Происхождение и история Дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски, имеющего глубокие языче ские корни. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники сви стели в глиняные игрушки (вызывали весеннее солнце) и переки дывались расписными глиняными шариками.

Ласково и нежно называют эту игрушку - «дымка». Игрушку называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятки, на которой стоит город с этим же названием, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся - будто в дыму, в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка.

Чем знаменито Дымково?

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

Она глядит не прянично,

Ликующе и празднично,

В ней молодость - изюминка,

В ней удаль и размах.

Синейте охра с суриком

По всей земле в домах.

Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымково лепи ли их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстия ми свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конь ка.

Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки.

На каждой игрушке могло быть до 10-12 цветов одновременно.

Это краски яркие-яркие: малиновые, красные, зеленые, жел тые, оранжевые, синие и даже золотые! (На каждой игрушке могло быть до 10-12 цветов одновременно.) Один цвет словно соперни чает с другим. И потому пестро, весело от такого хоровода красок! Это, пожалуй, самая нарядная игрушка.

Что только не лепят дымковские мастерицы: птиц, коней, по хожих на жар-птицу, индюков, баранчиков в штанишках, нянек и деточек, барышень и кавалеров, водоносок, диковинных оленей, сказочные и бытовые сюжетные сценки.

В настоящее время в центре города Вятки работают художест венные мастерские Дымковской игрушки.

4. Филимоновскаи игрушка

Удивительно красивы и разнообразны глиняные иг рушки из деревни Филимоново Тульской области. Ко ни, олени, бараны, петухи, всадники, барыни - всех не перечесть - образуют весе лый, яркий хоровод. Барыни с тонкими талиями щеголяют в колоколообразных юбках и кокетливых шляпках; граци озно вытянул необычно длинную шею олень с могу чими рогами; лихо скачет в горделивой позе всадник. И каждая фигурка к тому же свистит.

Ученые считают, что происхождение глиняных игрушек связа но с древними народными праздниками. В старинных летописях рассказывается, как в Древней Руси в праздники народ выходил на пляски и песнопения с фигурками, изображавшими людей и жи вотных.

Делают игрушки из иссиня-черной местной глины, которая после об жига становится светлой.

Желтый, красный, зе леный - основные цвета, используемые в росписи. Они в сочетании со свет лым тоном обожженной глины создают неподра жаемый «наряд» Филимоновской игрушки.

В наши дни в деревне Филимонове игрушки де лают талантливые масте рицы, сохраняющие древ ние народные традиции. Они и лепят, и «обряжают» барынь, всадников, петухов, лисиц в яркие красные кафтаны, по крывают диковинным полосатым узором. У каждой игрушки появ ляются свой характер, своя поступь, свой голос.

Филимоновские игрушки стоят в одном ряду с лучшими произ ведениями русского народного искусства. Они экспонируются в музеях нашей страны и за рубежом.

Эта игрушка из Архангельской области, из Каргополя и бли жайших к нему деревень.

Заповедная Каргопольская земля - хранительница древней культуры, знаменита зодчеством изрядным, многими художества ми и ремеслами. Гончарству здешнему насчитывают аж четыре ты сячи лет. А там, где гончарство, там обычно и игрушечный промы сел заводится.

Тематика Каргопольских игрушек заимствована из народной жизни. Мастера создают женские фигурки, дедов-лесовиков, паха рей, гармонистов. Неизменно среди игрушек встречаются медведь, другие звери, птицы.

А вот Полкан - сказочное чуди ще, в котором соединились голова и руки человека с туловищем коня. В давние времена люди называ ли зверей своими братьями, скла дывали о них сказки, они же стано вились героями детской игрушки. Ведь и у вас, ребята, есть любимые игрушки-зверята?! Посмотрите, какие узоры на этих игрушках!

Где мастера подглядели эти узоры? Может, в поле, у полного зерен колоса, у цветка на лугу, у елки в лесу, может, в небе у летя щей снежинки, у Солнца, у вечер ней звезды.

В наше время Каргопольские игрушки можно увидеть и в мага зине сувениров, и на выставке, и в музее. Они не только радуют глаз, но могут без слов рассказать о многом.

Игрушки, о которых мы говорили на прошлом уроке, делают из глины, лепят. И здесь существуют свои законы и правила.

6. Способы изготовления игрушки.

Для производства Дымковской и Каргопольской игрушек ис пользуется местная красная глина, тщательно перемешанная с мел ким речным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комьев. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки и обжига игрушки покрывают темперными белилами (прежде побелку осу ществляли мелом, разведенным на молоке).

В Филимоново местные глины жирные, высокопластичные. При сушке на поверхности изделий образуются трещины. Их приходится разглаживать пальцами, а форма игрушки удлиняется, фи гурки получаются вытянутыми, высокими. Это особенно заметно при лепке коней, коров, у которых получаются очень длинные шеи.

Но у нас с вами, ребя та, в руках пластилин, его не нужно обжигать в печи. А вот форму выбранной игрушки мы постараемся сохранить.

Вспомним методы лепки:

1. Вытяжка. Основной кусок пластилина фор муют идентично очерта ниям будущей игрушки. Затем начинают вытяги вать части тела - шею, ру ки, ноги - до требуемой длины. После этого их вы гибают нужным образом,

украшают игрушку накладными деталями.

2. Лепка из пласта. Раскатывают пласт толщиной от 0,5 до 1 см, из которого выкраивают детали, подвергаемые дальнейшей об работке.

А теперь внимательно рас смотрим декор игрушек. Необычайно ярка филимоновская игрушка-свистулька в своих пестрых декоративных «одеждах»—узорах, нанесен ных прямо на поверхность обожженной глины. Сплошную окраску дополняют чередую щиеся радужные полосы.

Перед тем как украсить дымковскую игрушку, мастери цы белили фигурки мелом, разведенным на молоке. Основ ные элементы геометрического орнамента дымковской игруш ки (круги, овалы, клетки, по лоски, точки), на то, как они выстраиваются в узор, на яр кость красок. В росписи ис пользуют желтый и синий, ма линово-красный и зеленый, бе лый в фоне и черный цвета.

Яркие цвета дополняют мягкими, приглушенными: го лубым, розовым, оранжевым, коричневым. Эти цвета и со ставляют палитру игрушек.

Посмотри, как выразитель на роспись каргополъской иг рушки, которая сохраняет про чную связь с древними моти вами.

Каждая мастерица, пользу ясь традиционным для данного промысла набором декоратив ных элементов и цветов, всегда привносит элемент творчества в это яркое, веселое искусство.

Читайте также: