Проект история игрушек 4 класс технология

Обновлено: 28.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОДИНЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8

(143000, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. ОДИНЦОВО, УЛ. ВОКЗАЛЬНАЯ, Д. 35А, ТЕЛ. 8494591079)

Одинцово, 2018 г.

Семенченко Ксения Евгеньевна, 4 В класс

Московская область,

г. Одинцово, ул. М.Толубко, д.3 к.2, кв. 29

Руководитель:

Пасканная Елена Ивановна

учитель начальных классов

МБОУ Одинцовской СОШ № 8

I . Теоретическая часть

3. Игрушки Древнего Египта.

4. Игрушки Древней Греции и Рима.

5. Куклы при феодальном строе

6. Куклы крестьян

7. Игрушки XIX века

8. Игрушки из папье-маше.

9. История возникновения мягкой игрушки.

10. Заключение

11. Список литературы

12. Приложения

II . Практическая часть

1. Описание основных этапов подготовки

проектируемого изделия

I . Теоретическая часть

Я, ученица 4 класса МБОУ Одинцовской СОШ №8. В школе мне очень нравится предмет «Технология». Этот предмет изучает основы культуры труда, самообслуживание, технологию ручной обработки материалов, элементы графической грамоты, конструирование и моделирование, использование информационных технологий. Одной из тем, которую освещает предмет «Технология» – это материалы природного происхождения (природные материалы, натуральные ткани, нитки, пряжа), технологические операции, их обобщенные названия (разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка). Сборка изделия (ниточное соединение деталей). Я решила подробно рассмотреть вопрос «Технологических операций в пошиве игрушек (разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка)».

У всех в детстве были любые игрушки. И, конечно же, особо любимыми были мягкие игрушки. У кого-то это был плюшевый медвежонок, у кого-то зайчик, обезьянка. А задумывались ли Вы об истории возникновения мягких игрушек?

В своей работе я хочу рассказать об истории появления игрушек в разных странах, о том, как они делали, как они выглядели, как изменялись.

В качестве наглядного примера я попробовала сама раскроить и сшить несколько игрушек, что бы понять : «Как это. – создать игрушку своими руками. ».

Я считаю, что новая игрушка для ребенка – это всегда радость. А игрушка, сделанная своими руками – это радость вдвойне!

С возникновением первых людей на земле - началась история появления игрушек. Игрушки появились ещё в первобытном обществе и на протяжении всего своего существования преобразовывались и меняли своё назначение. Согласно мнению многих учёных, игрушки появились в первобытном обществе вместе с орудиями труда. В то время они и выглядели в форме оружия, орудий труда, которые широко использовались первобытными племенами, предметов быта, с помощью которых дети осваивали некоторые жизненно необходимые действия. Назначение таких игрушек было приспособление к взрослой жизни. Соответственно делали эти игрушки из разных материалов и каждая игрушка отображала образы и особенности деятельности того племени, в котором она создавалась. Например, в племени, в котором занимались в большей степени охотой, изготавливались игрушки в виде животных, а также в виде оружия. Игрушки были довольно примитивными.

В дальнейшем, с возникновением рабовладельческого строя и скотоводства, начали изготавливаться игрушки другого плана, они были достаточно реалистичными.

3. Игрушки Древнего Египта.

В Древнем Египте игрушки делали из ткани, из дерева. Изготавливали фигурки домашних животных, кукол, археологи нашли и спортивные игрушки, например, мячи, серсо. Игрушки были довольно реалистичными с характерными для отображаемых образов движениями, например, крокодил с открывающейся пастью, лев, замахивающийся лапой на предполагаемую жертву. Были даже такие игрушки, которые отображали социальный строй того времени, например, работающий раб или телесные наказания раба.

4. Игрушки Древней Греции и Рима.

В античные времена в Греции и Риме игрушки считались важнейшим средством воспитания детей. До нашего времени дошли художественные игрушки того времени, сделанные из слоновой кости, янтаря, терракоты, в основном это фигурки животных, куклы, встречались игрушки с заводным механизмом. Для физического воспитания детей делали спортивные игрушки: мячи, серсо, волчки и т.д. Уже в те времена было налажено ремесленное производство игрушек, которые продавались в разных странах мира.

На территории Восточной Европы делались игрушки в основном из глины. Во II в. до н.э. делали всадников, повозки. На территории славянских поселений при археологических раскопках были обнаружены фигурки, погремушки, глиняные свистульки, куколки, фигурки домашних животных. По некоторым данным первые погремушки и свистульки несли в себе не развлекательное значение, а выступали в роли оберега. Считалось, что все эти мелодичные звуки, свойственные игрушкам отгоняют нечистую силу, для того, чтобы уберечь ребёнка от нечистой силы над его колыбелью подвешивали погремушки с различным мелодичным звучанием.

5. Куклы при феодальном строе

В средние века, при феодальном строе игрушки отражали сословное разделение. У представителей знати и их детей были игрушки разного содержания и изготавливались они из достаточно дорогих материалов (фарфор, дорогая ткань, слоновая кость и т.д.). Много было игрушек военного содержания: фигурки коней, доспехи, мечи, щиты, лошади в рост ребёнка. Обязательным атрибутом каждого состоятельного дома была кукла, которая несла в себе магическое значение – хранительница домашнего очага. Для этой куклы создавались кукольные дома со всей обстановкой. Как правило, дома создавались из дорогих материалов: драгоценных металлов, камней, тканей. Часто такие дома были лишь частью интерьера и передавались по наследству.

6. Куклы крестьян

У бедных слоёв населения были свои игрушки, со своим значением. В основном это развлекательное и воспитательное значение, оставалась и роль оберега. Для бедных детей делали игрушки из глины, соломы, коры деревьев, дерева и т.д. Для девочек делали кукол, для мальчиков делались также игрушки с военным содержанием: фигурки лошадей, домашних животных, деревянные мечи, щиты и т.д. Также актуальны были и спортивные игрушки. Значение игрушек для детей бедных слоёв населения – подготовка к жизни и развлекательное значение.

В дальнейшем на Руси изготовление игрушек стало серьёзным ремеслом, секреты которого передавались по наследству. Своё развитие получила так называемая народная игрушка. Народные игрушки имели развивающее значение, а также назначение народной игрушки – развлечь, повеселить, занять, порадовать. Расцвет игрушечных промыслов относится к XVI – XVIIв.в. Своё развитие получили игрушки из дерева и глины. И сейчас знамениты гончарные игрушки Дымковские, Гжельские, Каргопольские, Филлимоновские, Хлудневские и самые известные деревянные Богородские и Сергиево-Посадские игрушки. В 90-е г.г. XIXв. Из Сергиева Посада вышла всем известная матрёшка. В современное время народная игрушка имеет колоссальное воспитательное значение. Её используют в основном в художественно-эстетическом воспитании детей. Широко распространены в наше время и Богородские игрушки, которые имеют развлекательное назначение, а также развивают детей.

7. Игрушки XIX века

Развитие производства игрушек всегда и во все времена отражало изменения, происходящие в человеческом обществе. Так, в конце XIX – начале XXв. в обществе начала развиваться промышленность, средства передвижения, техника в целом, следовательно и появились новые виды игрушек. Появились игрушки, изображающие транспортные средства. Наряду с механическими устройствами появляются пневматические, магнитные, электрифицированные игрушки. В самом начале XXв. появляются первые конструкторы (строительные игрушки). С 1961 г. датская фирма LEGO начала выпускать конструктор нового поколения. Основу этого конструктора составили разноцветные кубики разных размеров и форм с выступающими цилиндрическими кнопками. С первого его появления эти конструкторы привлекли внимание людей, его стали широко использовать для развития детей. Современные конструкторы LEGO дополнены фигурками человечков и животных, а также отображают разную тематику, которая подойдёт для детей разного пола и возраста.

С развитием электронной промышленности открылись новые горизонты для создания сложной детской игрушки. Появились электронные игрушки с дистанционным управлением, с программируемыми эффектами, которые с молниеносной скоростью заинтересовали людей. Принято считать, что первые игрушки с дистанционным управлением появились в 1960 году. Но это не так. В 1898 году Никола Тесла побывал на выставке изобретений в Мэдисон Сквер Гарден, где он продемонстрировал лодку с дистанционным управлением.

Сейчас очень популярны компьютерные, виртуальные игры. В современном обществе ведутся многочисленные споры на сколько полезны компьютерные игры для детей и с какого возраста следует знакомить с ними детей.

8. Игрушки из папье-маше.

Важным этапом в истории игрушек является время, когда начали делать игрушки из папье-маше.

Папье-маше (франц. papier mâché), буквально - жёваная бумага), легко поддающаяся формовке масса, получаемая из волокнистых материалов (бумага, картон и др.), обычно с добавлением клеящих веществ, крахмала, гипса и т. д. Из папье-маше изготовляются игрушки, учебные пособия, муляжи, театральная бутафория, ларцы, шкатулки, вазы, украшаемые часто росписью, лакировкой, тиснением "

Папье-маше изобрели в начале 16 века во Франции и использовали первоначально для изготовления кукол. Огромный интерес публики к импортным китайским и японским лакированным декоративным изделиям стал примерно в 70-х годах 17 века толчком к развитию производства в Европе изделий из папье-маше.

9. История возникновения мягкой игрушки.

Из всех видов игрушек мягкая – самая поздняя по времени возникновения. История мягкой игрушки началась в 70-е годы 19 века в германии. Тогда многие женские журналы начали печатать выкройки и советы по изготовлению мягких игрушек своими руками. В 1879 г жительница немецкого города Гинген Маргарет Штайфф, с детства прикованная к инвалидной коляске, сшила несколько забавных зверушек в подарок к Рождеству для своих племянников.

Игрушки имели такой успех у соседей, что на Маргарет, слывшую первой рукодельницей в округе, буквально обрушился шквал заказов. Вскоре отец девушки открыл небольшую мастерскую, в которой трудилась Маргарет и ее сестры. Дело пошло с таким успехом, что уже через несколько лет мастерская превратилась в фабрику игрушек «Steiff» на которой в 1902 году появился первый столь ныне любимый во всем мире плюшевый мишка.

Конечно, медведей делали и раньше, но художник Рихард Штайфф один из тех самых племянников тетушки Mаргарет придумал совместить конструкцию мягкой игрушки и куклы. У изготовленного по его эскизам лично Маргарет Штайф медвежонка передние и задние лапы двигались на шарнирах. Назывался он Тип 55пп, что означало 55 дюймовый подвижный плюшевый.

В это же время в США произошла история с президентом Теодором Рузвельтом, который будучи страстным охотником, отказался стрелять в специально подведенного ему под выстрел медведя. История попала в газеты, после чего в Америке, а затем и в Европе плюшевых медведей стали называть Тедди. Самый известный в мировой литературе плюшевый медвежонок Винни-Пух имел своего реального прототипа, и принадлежал сыну английского писателя Алана Милна, Кристоферу Робину. Кстати , жили у этого мальчика и Пятачок и ослик и Тигра с Кенгой и крошкой Ру, что говорит о большой популярности у детей в те годы мягких игрушек. Прошли годы, наступил 21 век, но по-прежнему, мягкая игрушка остается одним из самых ярких воспоминаний о детстве, и также любима детьми. Современные мягкие игрушки многому научились. Многие из них умеют говорить, петь и танцевать. Интерактивная мягкая игрушка, стала незаменимым помощником при обучении ребенка азбуке и счету, объяснит малышу, где лево, а где право, научит различать цвета и петь веселые песни. В Японии уже давно разработаны мягкие игрушки, полностью имитирующие домашнего питомца, котенка или щенка. Неизменным остается одно, та доброта и нежность которую несет мягкая игрушка и память о которой останется у детей на всю жизнь.

10. Заключение

В представленной работе я рассказала об истории появления игрушек в древнем мире. Как и из чего их делали люди в древние века.

Во время работы с данным проектом я узнала много нового о том, как появилась первая игрушка, как появился первый конструктор и, даже, первая радиоуправляемая лодка. Я так же узнала кто первым изготовил медвежонка Тедди.

В своем проекте я так же описала этапы пошива своих игрушек (см. II Практическая часть) и хочу сказать следующее:

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.



Курс повышения квалификации

Педагогическая поддержка ребенка в образовательной среде


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС


Курс повышения квалификации

Специфика преподавания технологии с учетом реализации ФГОС


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:


История игрушек имеет такую же длинную летопись, как и история самого человек.

История игрушек имеет такую же длинную летопись, как и история самого человека. Можно сказать, что игрушки появились одновременно с появлением человека.

Самая древнейшая из всех игрушек– это кукла.Во все века кукла была самой л.

Самая древнейшая из всех игрушек–
это кукла.
Во все века кукла была самой любимой игрушкой детей.

У древних народов куклы изготавливались из простых материаловИз кости, ткани.

У древних народов куклы изготавливались из простых материалов
Из кости, ткани, дерева и глины

Куклам давали названияКукла из золы - БАБАКукла- стригушка – из стриженой т.

Куклам давали
названия
Кукла из золы - БАБА
Кукла- стригушка –
из стриженой травы

Куклы СВЁРТКИ – из свернутой тканиКукла- ПОЛЕННИЦА – из полена

Куклы СВЁРТКИ –
из свернутой ткани
Кукла- ПОЛЕННИЦА –
из полена


Кукла «десятиручка» помогала в хозяйстве. Такую куклу дарили на свадьбу, чтоб.

Кукла «десятиручка» помогала в хозяйстве. Такую куклу дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала.
А для того, чтобы в доме богато было, хозяйка дома делала куклу «Зерновушку». В основе куклы мешочек с зернами

Русское слово КУКЛА родственно греческому «КИКЛОС» - круг и означает что-то с.

Русское слово КУКЛА родственно греческому «КИКЛОС» - круг и означает что-то свернутое

Значение слова Кукла:1) Детская игрушка в виде фигурки человека2) В театральн.

Значение слова Кукла:
1) Детская игрушка в виде фигурки человека
2) В театральном представлении: фигурка человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая человеком.

Матрешка – от женского имени Матрёна (в переводе с латинского mater – мать)

Матрешка – от женского имени Матрёна (в переводе с латинского mater – мать)

«Богородская игрушка»Русский народный промысел , состоящий в изготовлении дви.

«Богородская игрушка»
Русский народный промысел , состоящий в изготовлении движущихся резных игрушек и скульптурны из мягких пород дерева (липы,ольхи, осины). Можно потянуть за планку, верёвочку и фигурки будут двигаться.

«Дымковская игрушка»Один из русских народных глиняных художественных промысло.

«Дымковская игрушка»
Один из русских народных глиняных художественных промыслов. Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи олени и конечно молодые люди, скоморохи, барыни.

«Гжель»Один из традиционных российских центров производства керамики бело-гол.

«Гжель»
Один из традиционных российских центров производства керамики бело-голубого цвета. Сюжеты – это персонажи из русских сказок: Синие птицы, Полканы, разные Русалки, Коты-Баюны.

«Игрушки из резной кости»Была известна сибиряками уже в XVII веке. Сюжеты игр.

«Игрушки из резной кости»
Была известна сибиряками уже в XVII веке. Сюжеты игрушек из кости: промыслы народов Севера.
Кроме того, в этом стиле изготавливались табакерки, коробочки, ларцы, бокалы, настольные украшения, миниатюрные портреты и даже мебель, облицованная пластинками кости.

«Современные игрушки»Современные игрушки более разнообразны по материалам. Их.

«Современные игрушки»
Современные игрушки более разнообразны по материалам. Их делают из пластмассы, железных деталей, бумаги, резины. Современные игрушки развивают внимание, память, логическое мышление, умение размышлять, управлять механизмами.

«Моя любимая кукла»

«Моя любимая кукла»

«Любимый подарок»

«Долгожданный подарок»

Технологическая карта изготовления «Игрушка-попрыгушка»

Технологическая карта изготовления
«Игрушка-попрыгушка»

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 917 510 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»
  • Курс повышения квалификации «Технология и организация кухонь народов мира: особенности и традиции»
  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогическое сопровождение при подготовке к конкурсам профмастерства WorldSkills Russia»
  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»
  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»
  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»
  • Курс профессиональной переподготовки «Черчение: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Учебная деятельность по предметной области «Черчение»: основы предмета и реализация обучения в условиях ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

Оставьте свой комментарий

  • 22.11.2016 8005
  • PPTX 3.6 мбайт
  • 886 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Мусаева Сусанна Изетовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

67 минут

«Наставничество в образовании как управление траекторией развития обучающихся»

57 минут

«Игра в архитектуру. "Учимся рисовать эскизы зданий, мебели, интерьеров"»

127 минут

«Психологические методы развития навыков эффективного общения и чтения на английском языке у младших школьников»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Тема урока: «История игрушек. Изготовление игрушки – попрыгушки»

4- класс 25.04.2016

1. Уяснить принцип действия подвижной игрушки;

2. Собрать по схеме игрушку;

1. Развивать воображение детей, их творческие способности и познавательный интерес;

1. Воспитывать аккуратность, экономию трудовой культуры, любовь к природе

Знать (в познавательной сфере)

1.Виды материалов для изготовления игрушек.

Уметь (в ценностно-ориентационной сфере)

2.Распознавать конструкции и технологию изготовления игрушек.

4.Готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

5.Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

6.Сформированность познавательных интересов, направленных на развитие навыков работы с материалами;

7.Умение работать с различными источниками информации;

8.Умение преобразовывать информацию.

1. Понимать смысл поставленной задачи;

2. Умение выполнять учебное действие в соответствии с целью.

11.Сформированность умений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли;

12.Умение аргументировать свои позиции;

13.Умение работать в атмосфере сотрудничества.

Наглядность:

· Образец игрушки в сборе,

· схема соединения деталей,

· технологическая карта по изготовлению игрушки – попрыгушки;

Оборудование и материалы : проектор, компьютер, презентация, ножницы, цветной картон, болтики, гайки, трафареты деталей, фломастеры.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная и групповая работа.

Методы обучения:

Наглядный: демонстрация презентации, использование готового макета игрушки.

Словесный: объяснение, рассказ.

Практический: изготовление игрушки.

Межпредметные связи : окружающий мир, ИЗО, математика.

I. Организационный момент

Минутка вхождения в урок «Круг радости»

- Ребята! Нам всем приятно, когда рядом с нами человек с хорошим настроением. Всем вокруг становится тепло и радостно. Давайте все будем поддерживать доброе и хорошее настроение каждую минуту, каждый час, каждый день. А теперь протянем руки навстречу солнцу и скажем дружно, вместе:

Я улыбаюсь миру,

Мир улыбается мне,

Я желаю всем людям планеты

Молодцы ребята! Садитесь

II. Актуализация знаний учащихся.

Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с огромным видом разнообразных игрушек. Некоторые из них для вас запомнились особенно. Домашним заданием было написать мини-сочинение о своей любимой игрушке. Кто желает рассказать нам о своей любимой игрушке?

(рассказы учащихся у доски).

III. Проверка готовности к уроку

Сегодня мы будем делать поделку, для которой нужны будут те материалы и инструменты, которые я просила вас приготовить. Давайте проверим, готовы ли вы к уроку.

Для работы нам понадобятся: картон зеленого цвета, ножницы, фломастеры, болтики с гайками и шило.

IV. Изучение нового материала. Демонстрация презентации.

Игрушки, имеют многовековую историю. Археологи на раскопках находят игрушки наряду с утварью, предметами быта, что доказывает: древние мастера понимали назначение детской игрушки — забавлять ребенка, помогая ему познавать мир. Игрушки, сделанные мастерами, называли «потешными», то есть сделанными на потеху, на забаву. Это были «потешные» лошадки, оружие, коровы, олени, солдаты, деревянные куклы.

Самые ранние игрушки были примитивны, обобщены, представляли собой уменьшенные изображения окружающих вещей: игрушечные инструменты, миниатюрная посуда, погремушки, свистульки, лошадки, рыбки, птички, оружие — луки, мечи, кинжальчики, фигурки людей. А делали их из веток, сучков дерева, плодов, цветов, хлебного мякиша, соломы, глины, то есть из того, что давала щедрая окружающая природа. Эти игрушки жили недолго, они быстро ломались, исчезали.

Ребенок не только играл с игрушками, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству - к одному из главных достоинств самодельной игрушки. С пяти-шести лет дети начинали сами делать кукол: их мастерили из шишек, веточек, свертывали из листьев, цветов.

-Сегодня на уроке и мы с вами попробуем сделать игрушку своими руками.

V. Определение темы и целей урока

А теперь послушайте загадку, и подумайте о ком идёт речь.

Зелёная,но не трава.

Холодная,но не лёд.

Поёт,но не птица-

Вот такая небылица.

Лягушка-попрыгушка -
как огурец соленый:
В пупырышках-мурашках
и цвет такой зеленый.
Сидит и отмокает
в рассоле на болоте.
Но есть ее не стоит -
расстроится животик!

- Ребята, а что вы ещё знаете об этом животном?

(Ответы детей)

- Вот это удивительное животное мы сегодня будем делать, только в виде подвижной игрушки

(учитель демонстрирует образец).

VI. Правила работы на уроке

Ребята! Давайте повторим правила работы на уроке.

1. Каждый работает за своим рабочим местом;

2. Перед началом работы правильно приготовить рабочее место;

3. Во время работы держи рабочее место в порядке;

4. Береги инструменты, экономь материал, всегда думай, как сделать работу лучше;

5. Закончил работу - быстро и аккуратно, убери рабочее место;

6. Работать надо дружно.

Повторение ТБ.

- Ребята, для того, чтобы сделать игрушку, нужно знать какие инструменты во время работы нам пригодятся.

- А какие инструменты во время работы нам пригодятся?

(Ребята отвечают – ножницы)

- Давайте вспомним правила ТБ с ножницами:

I. Передавать кольцами вперёд

II. Не держать ножницы остриём вверх.

III. Резать материал на виду.

- И ещё нужно соблюдать общие правила.

I . Хорошо устроенное рабочее место сделает твой труд более приятным.

II . Постоянно поддерживай порядок на рабочем столе.

III . После работы убирай всё на место.

- ТБ с шилом :

Храни инструмент в безопасном месте. Работай только на подкладной доске. Делай прокол, вращая ручку вправо, влево.

VII. Последовательность выполнения работы.

- Ну, что же приступим к работе.

Ребята, посмотрите на доску. Перед вами алгоритм выполнения игрушки – попрыгушки «Лягушка»

1. Перенести линии основных деталей на цветной картон по шаблону.

2. Вырезать основную деталь туловища и лапки.

3. Сделать отверстие у основания туловища;

· Соединить лапки, туловище между собой крепежными деталями (болтиками).

· Зафиксировать болтики гайками;

4. Подойти творчески к оформлению игрушки. Нарисовать глазки, ротик.

(На доске алгоритм изготовления поделки)

- Ребята, перед вами лежат детали лягушки, возьмите их и переведите некоторые из них себе на картон зеленого цвета. Вы должны перевести туловище.

Элементы лица можно наклеить (из цветной бумаги) или нарисовать фломастером. Шилом делаем отверстие у основания туловища.

VIII. Физкультминутка.

- Ребята, отложите всё в сторону, мы немножко отдохнём.

Хомка-хомка хомячок
(надуваем щеки как хомяк)
Полосатенький бочок
(гладим себя по бокам)

Хомка рано встает
(потягиваемся)
Щечки моет, глазки трет
(делаем соответствующие действия)
Подметает хомка хатку
(наклоняемся и делаем вид что подметаем)
И выходит на зарядку.
Раз два три четыре пять
Хомка сильным хочет стать
(показывываем сильный).

Молодцы! тихо садитесь, продолжаем работу.

- Мы остановились на том, что сделали отверстие у основания туловища. Далее лапы и туловище закрепляем с помощью маленьких болтиков. Для этого мы берём с вами шило и прокалываем аккуратно дырочки, соблюдая при этом ТБ с шилом. Затем на обратной стороне закрепить болтик гайкой.

-Ребята, у вас все прекрасно получается, но глазки, наверное, немного устали. Давайте с вами выполним гимнастику для глаз.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Глазки вправо, глазки влево

И по кругу проведем.

И немножечко потрем.

Посмотри на кончик носа

И в «межбровье» посмотри.

Круг, квадрат и треугольник

По три раза повтори.

А на выдохе опять

Глазки заставляй моргать.

А сейчас расслабились и

На места отправились.

https://pp.vk.me/c626631/v626631627/39732/FGUBh3GRZlY.jpg

IX . Просмотр, оценка и анализ выполненных работ.

Ребята поставьте свои работы на демонстрационный стол. Посмотрите на свои работы и скажите, какими получились наши работы?(Ребята отвечают – красивыми, аккуратными, интересными, смешными и т.д.)

Какие качества вам потребовались?(Ребята отвечают – трудолюбие, аккуратность, внимательность, дисциплина, организованность, ответственность, творчество и т.д.)

https://pp.vk.me/c626631/v626631627/39720/9DeRWJIX_1E.jpg

X . Уборка рабочего места.

Вот закончился урок,

Всё убрать нам нужно в срок

Мусор быстро собери,

И порядок наведи.

XI . Подведение итогов урока.

- Вот и подошёл наш урок к концу, давайте вспомним, о чём мы говорили на уроке?

- Что интересного вы узнали?

- Вы ребята, были сегодня активными, внимательными и сообразительными. Спасибо вам за хорошую работу. Все получают отметку «5»

Данная презентация знакомит младших школьников с историей возникновения русских игрушек, с различными народными промыслами.

ВложениеРазмер
istoriya_igrushek-sochinenie_v_4_kl.pptx 2.18 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Искусство изготовления игрушек с глубокой древности передавалось от отца к сыну, от деда к внуку . Даже в самой бедной крестьянской семье всегда были нарядные игрушки. Взрослые наблюдали за тем, как дети играют. Считалось, что если ребенок небрежно обращается с игрушками- значит, не будет в доме богатства и удачи. Верили, что игрушки охраняют и защищают детей. Русская деревянная игрушка

Любимым материалом в народных ремёслах было дерево, обычно липа, осина или сосна. Полено расщепляли топором на аккуратные заготовки и делали из них посуду, ложки, игрушки. Такие заготовки назывались баклуши. Колоть сухое дерево было легко, и работой это не считалось. Отсюда пошло выражение «бить баклуши», то есть бездельничать. Из заготовок мастер умел вырезать любую фигурку- барыню, солдата, мужика, крестьянку, монаха; затем игрушки раскрашивались.

Особенно любимыми были игрушечные кони- «запряжки»-одиночки, пары, тройки. Топором вырубали чёткие по силуэту фигурки и острым ножом делали мелкие детали. Сколачивали возок и запрягали лошадок. В древности конь считался «слугой Солнца»,он приносил людям солнечное тепло и радость. Вот почему расписные колёса игрушечных повозок напоминают маленькие солнышки. Особенно славились своими игрушечными конями деревни вокруг городов Владимира и Архангельска.

Недалеко от Москвы есть старинное село Богородское . В нем издавна жили плотники да столяры. Они строили дома с резными наличниками, мастерили шкафы и стулья. А в свободное время топором да ножом из чурбачков да щепочек вырезали для детских забав деревянные игрушки. Богородская игрушка

Игрушки из села Богородского не простые, а «живые». Богородские цыплята стучат клювиками и клюют зёрнышки, бабочки хлопают крылышками, кони скачут, а зайцы играют в мячик.

Игрушки в богородском делают на раздвижных планках или с гирьками- противовесами, к которым подвязаны верёвочки. Качается гирька, дергается веревочка, и двигаются фигурки.

В Туле, Вятке, Курске лепили и красили нарядно разодетых барынь и кавалеров. На русском же Севере, в частности в Каргополье , где в основном жили земледельцы, делали фигурки крестьян и крестьянок, коров, лесных зверей. Глиняная игрушка

Одной из самых замечательных мастериц русской глиняной игрушки была У.И.Бабкина. Своими игрушками рассказывала Ульяна Ильинична о трудовых буднях села, весёлых народных праздниках. Лепила задорных танцоров, лихих гармонистов, добродушных крестьянок с полными блюдами кренделей, хозяек с корзинами в руках, кормилиц с младенцами, охотников и кузнецов, возчиков и всадников.

Многие области России славятся глиняными игрушками. Самые знаменитые игрушки- конечно, дымковские. Их изготавливают в слободе Дымково под Вяткой. Дымковская игрушка

Ещё в 19 веке многие путешественники с восторгом описывали забавный вятский праздник «свистунью». Во время этого праздника жители Вятки гуляли , плясали, пели и свистели в расписные свистульки из глины .

Знаменита своими игрушками и деревня Филимоново под Тулой. Глина здесь не коричневая, а белая, она легко тянется, как пластилин. Поэтому филимоновские игрушки такие вытянутые – это коровы, олени, козы с длинными полосатыми шеями и большими цветными рогами. Они больше похожи на сказочных зверей, чем на настоящих домашних животных. А сколько разных узоров из точек, звездочек, полос и кружочков придумывают филимоновские мастера! Филимоновская игрушка

На севере России, недалеко от Архангельска, в городе Каргополе, делают совсем другие игрушки. Каргольские мастера любят лепить крестьянок в платках и барынь в шляпках, идущих с базара с покупками, мужичков – гармонистов в лаптях и кафтанах. У них широкие лица и коренастые фигуры. Каргопольская игрушка

Особенно интересен каргопольский Полкан, или Китоврас, - получеловек – полуконь, древний персонаж славянских мифов.

Матрешка – наиболее известный и любимый русский сувенир. К 20 веку она стала символом русского народного искусства. Матрешка

Матрешку придумал художник Сергей Васильевич Малютин. У японских детей он увидел игрушку, которая изображала старика – мудреца Фукуруму. Это была игрушка – неваляшка. Внутрь ее вкладывалась еще одна такая же кукла Фукурума, только поменьше.

И художник выдумал для русских детей куклу, похожую на японца Фукуруму. А кукла была необычная, с чудесным сюрпризом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще… С.В. Малютин нарядил каждую красавицу в расписной сарафанчик, в яркий платочек и пестрый передничек. Ни у одной из сестричек не было похожего наряда. Как же назвать красавицу? И назвали Матрешей, старинным русским именем. Так родилась матрешка – разъемная деревянная кукла.

Не только для русских, но и для жителей многих стран планеты матрешка стала поистине русской девочкой, символом всего русского и самой России.

В каждом городе, в каждой деревне мастера придумывают свои игрушки, не похожие на другие. Производство народной игрушки продолжает развиваться и в наши дни.

Любишь ли ты играть? Несомненно, каждый ребенок ответит «Да». Кто-то любит плюшевого медвежонка, кто-то пожарную машину или даже компьютер. В повседневной жизни нас окружает множество самых разнообразных игрушек. Почти все игрушки родители покупают нам в магазине. Но вырастая в окружении игрушек, мы практически не знаем их истории. Нам стало интересно, в какие игрушки играли наши родители ? Как выглядели куклы в старину? Где люди брали игрушки?

ВложениеРазмер
istoriya_igrushki.docx 118.24 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел: социальноориентированный проект

Номинация: Забытые страницы

Работу выполнили: Пономарева Ирина Глебовна

Шейман Александра Владимировна

Костицина Ксения Алексеевна

Место учебы авторов: ГБОУ СОШ №31, 4 «Б» класс

Руководитель исследования: Фешкова Юлия Александровна, учитель ГБОУ СОШ № 31

Независимый эксперт: Рогозина Кристина Викторовна, учитель ГБОУ СОШ № 4

13 февраля 2017 г.

  1. Что мы знаем об игрушках. Игрушки наших родителей. 4
  2. Родина первой игрушки. 5
  3. Появление игрушек на Руси. 5
  4. Кукла – часть народной традиции. 6

Использованная литература 8

Любишь ли ты играть? Несомненно, каждый ребенок ответит «Да». Кто-то любит плюшевого медвежонка, кто-то пожарную машину или даже компьютер. В повседневной жизни нас окружает множество самых разнообразных игрушек. Почти все игрушки родители покупают нам в магазине. Но вырастая в окружении игрушек, мы практически не знаем их истории. Нам стало интересно, в какие игрушки играли наши родители ? Как выглядели куклы в старину? Где люди брали игрушки?

Решив ответить на эти вопросы, мы поставили перед собой цель:

- узнать историю русской игрушки.

-изучить историю возникновения игрушки;

- узнать как выглядела игрушка в старину, как ее изготавливали;

- сравнить современные и старинные игрушки;

- выяснить, отличаются ли игрушки наших родителей от современных;

-изготовить старинную игрушку своими руками.

Объект исследования: игрушка.

Предмет исследования: история игрушки.

Гипотеза: исследовав историю игрушки, мы больше узнаем о культуре своего народа.

- изучение научной литературы;

- работа со справочным материалом;

- опросы, беседы, анкетирование учеников, родителей.

- экскурсия в этнографический музей

1 . Что мы знаем об игрушках. Игрушки наших родителей.

Нам стало интересно, насколько хорошо наши сверстники знают историю игрушки, насколько важную роль занимают они в их жизни. Нами была составлена анкета и проведено анкетирование учащихся 2-4 классов. В нем приняло участие 64 человека.

Здесь мы приводим вопросы анкеты и результаты, выраженные в процентах:

1.Любите ли вы играть?

2.Твоя любимая игрушка:

Мягкая игрушка – 36%

3.Делаешь ли ты игрушки сам?

4.Знаешь ли ты, в какие игрушки играли твои родители, бабушки и дедушки?

5.Знаешь ли ты, какие игрушки изготавливали в старину?

6.Для чего, кроме игры предназначались куклы?

Смогли ответить на этот вопрос – 9%

Не ответили на вопрос 91%

Проанализировав полученные в результате исследования данные, мы пришли к выводу, что дети любят играть в игрушки, у всех есть своя любимая игрушка, многие ребята любят мастерить самостоятельно. Однако большинство опрошенных не знают игрушек своих родителей, затруднились с ответом на вопрос, какие игрушки делали в старину и имели ли они еще какое-либо предназначение, кроме непосредственно игры.

Мы провели опрос наших бабушек и дедушек и узнали какие игрушки были распространены во времена их детства.

Большинство игрушек делали своими руками. Например, «Буркало». В дощечке делали два отверстия и протягивали нить. «Буркало» крутили на веревке или нитке, и игрушка издавала низкий, «бурчащий» звук.

Любимыми игрушками многих мальчиков были деревянные лошадки. Машинки были деревянными или металлическими. Маленьким детям дарили кошечек и уточек на колесиках.

Некоторые бабушки и дедушки вспоминают о «бильбоке». Это игрушка, представляющая собой шарик из бумаги, прикрепленный ниткой к палочке. Шарик подбрасывали и ловили на острие палочки или в чашечку. Побеждал тот, кто мог поймать шарик наибольшее количество раз подряд.

А в какие игрушки играли наши родители? Мы обратили внимание на то, что игрушки конца ХХ века были скопированы с персонажей советских мультфильмов. Это Чебурашка и крокодил Гена, Винни-Пух, котенок Гав и другие. Наши мамы нянчили пластмассовых пупсиков, а папы мечтали о железной дороге. Большой популярностью пользовалась кукла Неваляшка и герои передачи «Спокойной ночи, малыши» - Хрюша, Степашка, Каркуша и Филя. Любимой игрушкой детей был плюшевый медвежонок.

Отличались и материалы изготовления. Раньше в большей степени использовались металлы (машинки), было много резиновых и пластмассовых игрушек.

Мы изучили много литературы и узнали, что:

2. . Родина первой игрушки.

Древнейшая игрушка – это кукла. Самых первых кукол, возраст которых свыше 4 тысяч лет, археологи находят в могилах египтян. Они представляли собой деревянный чурбанчик без рук и ног. Головы украшались париками из нитяных или деревянных бус. Однако служили эти куклы вовсе не детям, а взрослым и были связаны с религией. Египетские куклы приносились как дары умершему и были призваны скрасить его одиночество. Кукла как символ становилась участницей многих ритуальных обрядов и праздников.

3. Появление игрушек на Руси

Самые древние русские игрушки были из глины или дерева. Деревянные игрушки были распространены среди восточно-славянских племен в IX веке. Это подтверждено находками археологов на территории древнего Новгорода. При раскопках в Новгороде, Старой Ладоге, на реке Ояти они обнаружили древние деревянные игрушки, хорошо сохранившиеся во влажной почве. Простейшие игрушки представляют собой слегка подправленные ножом сучки с неожиданными изгибами. Часто это плывущие птицы, настороженно вытянувшие шеи или нахохлившиеся.

Деревянными игрушками торговали на новгородских ярмарках наравне с сундуками и деревянными ложками.

Первое упоминание о деревянной игрушке в письменных источниках встречается в ХVII веке. Из этой записи можно узнать, что к «цареву двору» деревянную игрушку покупали в Троице-Сергиевском монастыре . Во время «Троицких » походов царским детям покупали также потешные возки, деревянных коней и птичек. Сто лет спустя, в 1721 году, в расходной книге мы узнаем, что детям Петра I «куплено в Москве на торгу разных игрушек… живства числом осьмнадцать — кони, коровы, олени, бараны, лебеди, петухи, утки, а также трое детей и город с солдатами.» Интересно, что игрушки, которыми играли и царские дети, и крестьяне были сделаны в одних и тех же мастерских.

Игрушки, сделанные мастерами, называли «потешными», так как они делались для забавы, игры. Это были «потешные» лошадки, оружие, коровы, олени, солдаты, деревянные куклы.

4. Кукла – часть народной традиции

Кукла – это часть культурного наследия России, связанная с народными обычаями и обрядами. Ее история начинается с глубокой древности. Изначально кукла служила обрядовым символом, оберегом, и уже позднее превратилась в детскую игрушку.

Раньше к любому торжественному событию в семье изготавливали куклу. За жизнь таких кукол накапливалось около сотни. Все они бережно хранились как очень большая ценность.

На Руси было принято делать куклу без лица. Считалось, что без лица она была предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил.

Крестьянские куклы делались для разных целей: для игры, как куклы –обереги и для обрядов.

Кукла-стригушка. Самая распространенная детская кукла. Ее делали из стриженой травы. Когда женщина выходила на работу в поле, делая такую игрушку ребенку, чтобы занять его. Иногда такую куклу использовали в лечебных целях, вплетая туда целебные травы. Ребенок вдыхал их запах, который оказывал лечебное воздействие.

Кувадка. Этих кукол вешали над колыбелью младенца. Кувадок должно было быть нечетное количество. Считалось, что эти куклы отгоняют от ребенка злых духов.

Крупеничка (или Зернушка). Это кукла оберег на достаток в семье, хозяйственность. Крупеничка была главной куклой в крестьянской семье. При сборе урожая ее набивали гречишным зерном или пшеницей и ставили в красный угол. Люди верили, что если Крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год будет благополучным, сытым.

Столбушка (Скрутка). Кукла-оберег в русской народной традиции. Ее основа – скрученная в трубочку ткань или березовый столбик. Отсюда и название. Считалось, что эта кукла – помощник в душевной беседе. Ей можно пожаловаться на судьбу, высказать свои печали. Тогда жить станет легче и проще.

Берегиня. Эта кукла считается помощницей хозяйки дома, символ благополучия и достатка, образ замужней счастливой женщины. Эта кукла берет гармонию и счастье в доме.

Кукла –десятиручка. Кукла предназначалась девушке, недавно вышедшей замуж. Такую куклу дарили невесте на свадьбу, чтобы она все успевала, и в семье все ладилось. Эту куклу делали из соломы, травы, лыка и красиво оформляли.

Кукла –желанница. Наибольшим спросом и в наши дни пользуется кукла, исполняющая заветные желания. На Руси сокровенная куколка пряталась от посторонних глаз и хранилась в сундучке. Чтобы исполнилось желание, хозяйка повязывала Желаннице красивую тесьму или пришивала яркую бусинку. Затем подносила куколку к зеркалу и приговаривала: «Полюбуйся на себя красавица. Исполни за подарок мое желание».

Кукла - ловушка для снов. Охранительницу сновидений изготавливали непременно весной. Такую куколку обвязывали оранжевой ниткой, символизирующей солнечные лучи, а на груди красной ниткой вышивали обережный крест. Кукла «день-ночь» делалась из привязанных друг к другу фигурок из белой и черной ткани. Подвешенная возле кровати, она не только берегла ночной покой, но и заряжала энергией и радостью на предстоящий день.

Мы приняли решение провести презентацию нашего проекта на заседании школьного клуба «Эврика 31» и ответить на вопросы, которые вызвали наибольшие затруднения у ребят.

Также, набрав достаточно информации о старинных куклах, мы решили провести мастер-класс. Был изучен способ изготовления куклы-кувадки и проведено занятие в нашем классе. Под нашим руководством одноклассники сделали куклу и узнали ее историю. Всем очень понравилось. Полученных кувадок мы подарили первоклассникам.

3 февраля 2017 года мы посетили Российский этнографический музей, где проходила программа «Этнопарк». Там нас познакомили с традициями народов севера, населяющих нашу страну. В заключении программы мы участвовали в мастер-классе и научились делать хантыйскую куклу-оберег акань, которая по преданиям приносит счастье замужним женщинам.

Читайте также: