Проект изготовление дымковской игрушки

Обновлено: 28.04.2024

Получив знания, я была готова применить их на практике. И я приступила к работе.Так как у меня не было глины я попробовала сделать игрушку из соленого теста. На слайде мы можем увидеть этапы моей работы.

Первый этап моей работы: - приготовление соленого теста из муки, соли и воды.

  • мука- 2 ст.
  • соль «Экстра» — 1 ст.
  • вода – 2/3 ст.
  • пищевые красители (по желанию).

Здесь есть ряд важных нюансов. Так соль должна быть обязательно мелкой, марки «Экстра». Если вы добавите в замес крупную соль, то поделки не получатся гладкими. Мука должна быть только высшего сорта, белая. Вода, которую вы добавляете в тесто, должна быть очень холодной. Сначала перемешайте муку с солью, а затем добавляйте постепенно воду.

Хорошо вымесите тесто. Оно не должно прилипать к рукам. Если получится слишком жидкое тесто, добавьте в него еще немного муки и соли, если оно будет крошиться – долейте воды.

Пропорции могут немного изменяться и в зависимости от качества муки. Тесто не должно липнуть к рукам, на ощупь оно похоже не современные массы для лепки, которые продаются в канцелярских магазинах.

По желанию тесто можно сделать цветным. Для этого красители добавляют либо во время замеса, разбавляя их предварительно в воде, либо кладут уже непосредственно в готовое тесто и тщательно его вымешивают. Мне больше нравится последний вариант, поскольку это более удобно.

Следует иметь в виду, что на воздухе соленая масса для лепки сохнет очень быстро. Потому обязательно храните ее в целлофановом пакете и в холодильнике. Во время работы отщипывайте маленькие кусочки теста, делайте из них поделки, а остальное пускай будет временно закрыто целлофаном.

Второй этап моей работы: - лепка.

Я решила слепить коней.Сначала скатала жгут, надрезала стекой на задние и передние ноги, туловище сгибаем, выложила на ячейку. Затем слепила голову и шею. А ушки сделала защипыванием. Дальше прикрепила голову и шею к туловищу. А потом изготовила и прикрепила к основной форме гриву, хвост, чтобы фигурка стала выразительной и красивой.

Следующие этапы моей работы: - сушка и роспись.

После того как мои лошадки высохли в духовке (это заняло около 2,5 часов при температуре 100 градусов), я его расписала акриловыми красками. Все игрушки украшены строгим орнаментом из геометрических фигур: круги, полосы, клетки, ромбы и зигзаги.

Оказывается синяя волнистая полоса - это вода, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг со звездчатой серединкой – солнце и небесные светила. Геометрический орнамент состоит из точек, прямых перекрещивающихся линий, зигзагов, кругов, звёзд. Орнамент может быть одноцветным и многоцветным, выполнен рельефно или выпукло. Каждая эпоха, каждая нация имела свой орнамент. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна.

  • провела анкетирование в своем классе
  • провела беседы о Дымковской игрушке в своём классе
  • читала литературу о Дымковской игрушке
  • сама изготовила и расписала Дымковские игрушки

Я провела анкетирование, чтобы выяснить:

Вопросы для анкетирования:

  1. Знаете ли вы дымковскую игрушку?
  2. Есть ли у вас дома эта игрушка?
  3. Нравиться ли вам Дымковская игрушка?
  4. За что вам нравится Дымковская игрушка?

Как вы думаете, какую пользу принесет Дымковская игрушка? Результаты анкетирования, проводившегося среди обучающихся моего класса и их родителей.

Одним из методов сбора информации в ходе исследования было анкетирование моих одноклассников. Обработка и анализ полученных данных позволили мне сделать некоторые выводы о месте игрушки в жизни моих одноклассников.

Рассмотрим результаты данного этапа исследования. Для анкетирования мы взяли пять вопросов. Всего в опросе участвовала 18 человек Вот так разделились ответы на заданные вопросы.

1. Знаете ли вы дымковскую игрушку?

Ответы опрашиваемых: 1) да-100% среди детей Этот ответ можно было предугадать. Ведь на уроке изобразительного искусства и технологии мы рисовали и наносили роспись. Поэтому нас заинтересовал другой вопрос.

2. Есть ли у вас дома эта игрушка?

Ответы: 1). Да - так ответило 1 человек нашего класса из 18. 2). Нет - 17 человек.

3. Нравится ли вам Дымковская игрушка?

Ответы: 1). Да, очень.-5 человек 2). Да - 6 человек 3). Ничего особенного - 7 человек

4. За что вам нравится Дымковская игрушка?

1. Очень красивая, оригинальная - 5 человек

2. С ней можно поиграть.- 6 человек

3. Она веселая. – 5 человек

4.Не знаю (затрудняюсь ответить ) – 2 человека

5. Как вы думаете, какую пользу принесет Дымковская игрушка?

1)это игрушка, с ней можно поиграть.- 6 человек 2) если ее нарисовать, можно разукрасить. Так учишься рисовать и проводишь свободное время.- 10 человек 3) не ответили - 2 человека

Задавая этот вопрос, я хотела выяснить, что же в первую очередь видят в Дымковской игрушке мои одноклассники, как оценивают ее предназначение.

Итак, мы видим, что Дымковская глиняная игрушка не потеряла свою значимость в современном мире, а наоборот стала еще популярнее.

Заключение


Во-первых, так как я человек творческий, то узнала много нового, интересного и полезного. Ведь эта тема меня заинтересовала давно, я часто задавала себе вопросы, на которые получила ответы в результате работы над этой темой.

Мне было трудно, но я старалась находить и выделять главное в огромном мире информации.

Я думаю, если у меня не все получилось, это не страшно, ведь я только учусь. Что же дала мне эта работа? Я научилась сравнивать, анализировать, лепить, расписывать игрушку, при этом рассматривая её со всех сторон. Хочу отметить, что приобрела большой опыт работы по исследовательской деятельности.

Итак, о Дымковской игрушке я узнала очень много. Не только, как и из какого материала, по каким правилам ее изготавливают и расписывают, но и многое другое. Я считаю, что это исследование во многом пополнило мои знания.

Для меня работа была интересной, увлекательной. Я не только много узнала, но и в результате своих исследований научилась делать дымковскую игрушку.

  • Развивать творческие способности человека;
  • Благотворно влияет на нервную систему – успокаивает, снимает психическое напряжение, восстанавливает положительно- эмоциональный настрой;
  • Развивает моторику ребенка.

Таким образом, в результате проведенной мной работы были достигнуты цели исследования. Проведенное исследование в целом подтвердило выдвинутую мной гипотезу. Были решены поставленные мной цели и сделаны выводы.

Данная работа может использоваться на уроках технологии, изобразительного искусства.

Практический материал может послужить хорошим наглядным пособием по изготовлению дымковской игрушки для детей и учителей технологии и изобразительного искусства.

В результате всех своих исследований я пришла к выводу, что Дымковская игрушка – искусство рукотворное. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима. Изготовление настоящей глиняной дымковской игрушки - процесс длительный, творческий, требующий определенных навыков и художественного вкуса.

В магазинах продается достаточное количество игрушек, но самой любимой становится та, что сделана своими руками.

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. А ведь именно целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, учит сравнивать их, выделять отличительные признаки, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству. Занятия декоративным способом могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.

Паспорт проекта « Дымковская игрушка».

Данилова Татьяна Сергеевна

Воспитанники старшей группы «Улыбка», воспитатель, родители воспитанников

По характеру создаваемого продукта:

По количеству детей, вовлеченных в проект:

краткосрочный (2 недели).

По уровню контактов и масштабам организации:

на уровне группы.

Формирование у старших дошкольников познавательно-творческого интереса к русской народной культуре через ознакомление с дымковской игрушкой.

Обучающие: закреплять знания детей о творчестве дымковских мастеров, о процессе изготовления дымковских игрушек; формировать умение создавать узоры.

Развивающие: развивать творческие способности, фантазию, мелкую моторику пальцев рук, закреплять умение рисовать декоративные элементы – точки, кружки, полоски, волнистые линии.

Воспитательные: воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству

- ознакомление детей с историей дымковской игрушки;

- повышение интереса детей к декоративно-прикладному народному искусству;

- совершенствуется навык составления узора по собственному замыслу;

- совершенствуется способность создавать узоры;

- познакомятся с разнообразием видов Дымковских игрушек;

- совместная творческая работа еще более сблизит детей и родителей

Выставка «Дымковская барышня»

Этапы реализации проекта

  1. этап – подготовительный (организационный)
  • Выбор темы проекта и планирование его содержания с учетом возрастных особенностей детей, их интересов и потребностей.
  • Подбор необходимой литературы, иллюстраций, наглядных пособий, подготовить цикл бесед для детей, консультаций для родителей. Разработать конспекты занятий. Изготовить дидактические игры. Собрать необходимый демонстрационный материал.
  • Создание презентации «Дымковская игрушка»
  • Привлечение родителей к проекту (оповещение, приглашение к сотрудничеству, приглашение к подготовке развивающей среды группы к проекту).
  1. этап – основной (практический)

Основной этап реализации проекта « Дымковская игрушка» включал в себя разные формы работы с детьми.

Беседа: «Знакомство с дымковской игрушкой»

Беседа: «В мире дымковской игрушки»

Беседа: «Где родилась дымковская игрушка?»

Беседа: «Как возник этот вид промысла?»

Беседа: «А для чего нужны дымковские игрушки?»

Беседа: «Особенности производства дымковской игрушки»

Беседа: «Ознакомление с характером росписи игрушек»

Рассматривание предметных и сюжетных картинок, альбомов «Декоративно-прикладное искусство», «Дымковские игрушки».

Рассматривание дымковских игрушек.

Художественно – эстетическое развитие:

«Рисование» «Дымковские игрушки» (барыня, лошадка, козлик).

«Аппликация» «Дымковские животные».

«Лепка» «Дымковский петушок».

«Рисование» «Роспись дымковского индюка»

Раскраски «Дымковские игрушки».

Развитие речи и чтение художественной литературы:

Составление сказок с использованием дымковских игрушек, словесные игры: «Определи место игрушки», «Сравни игрушки», «Имитация». Слушание и обсуждение русских народных сказок: «Мужик и медведь», «Иван-царевич и серый волк», А. Дьякова «Весёлая дымка», «Сивка-бурка». Чтение и заучивание загадок, потешек, прибауток и стихов по теме.

Сюжетно-ролевые игры: «Семья»; «К нам гости пришли»; «Магазин сувениров».

«Какой игрушки не стало», «Подбери узор», «Узнай по силуэту», «Разрезные картинки», «Дымковская игрушка», «Наряди барыню», «Найди лишний» «Дымковская мозаика», «Что изменилось», «Красота дымковского орнамента», « Дымковское лото».

Русские народные игры: «Растеряхи», «Ручеек», «Золотые ворота», «Жмурки».

Работа с родителями:

Консультация для родителей: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».

Папка – передвижка «Знакомим дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством».

3 этап – заключительный:

  • На заключительном этапе совместно с родителями были изготовлены «Дымковские барышни».
  • Организация выставки детских работ.
  • Оформление результатов проекта в виде презентации.

В процессе реализации данного проекта ребята более подробно познакомились с историей дымковской игрушки, с разнообразием дымковских игрушек, элементами узора росписи. Дети отличают дымковские игрушки от других игрушек народного промысла.

Продуктом моего проекта является папка с собранным материалом, а так же дымковские игрушки, которые мы совместно с родителями сделали. Для меня работа была увлекательной. Я не только много узнала нового для себя, но и в результате своих исследований научилась делать дымковских барынь. Проект получился увлекательным, насыщенным. Цель данного проекта реализована, задачи выполнены.

Список использованных источников:

1. Т. С. Комарова «Детское художественное творчество». – М. 2008г.

2. Н. Б. Халезова «Народная пластика и декоративная лепка в детсаду».

3. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детсаду».

4. Т. С. Комарова, А. В. Размышова «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников».

5. А. А. Грибовская «Юмор в изобразительном творчестве дошкольников»

6. Н. Л. Стефанова «Комплексные занятия с детьми 3 – 7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи»

7. И. В. Шматько «Воспитание искусством в детском саду»

8. О. А. Соломенникова «Радость творчества». - М. 2008г.

Конспект беседы «Знакомство с дымковской игрушкой»

Цель: ознакомление с дымковской игрушкой

Обучающие: познакомить с историей дымковской игрушки; формировать знание об особенностях росписи игрушек; основных элементах узора

Развивающие: развивать интерес к изучению народных промыслов Воспитательные: воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству

Ребята, у вас всех есть игрушки. Давайте узнаем, какие игрушки делают в селе Дымково. Современные игрушки сделаны из пластмассы, резины, металла, меха. Но и сейчас все любят народные глиняные и деревянные игрушки. В большом селе Дымково родилась дымковская игрушка. Веселые игрушки отличаются яркими красками.

В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки, в пасмурные дни стелется туман от речки тонкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки.

Рассматривание игрушек: олень, индюк, барышня, конь.

Дымковская барыня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах. Даже кони приобрели яркий наряд.

Что общего у всех этих игрушек? (белый фон, яркие краски, геометрические узоры.)

Как вы думаете, какой сначала краской покрывают игрушку? А знаете ли вы почему? Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушку чаще всего зимой, когда все вокруг было белым бело.

В тех местах зима длинная, а снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками, которые особенно хорошо выделяются на белом фоне.

Где расположен узор на дымковской игрушке? Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках? Как украшают свои изделия мастера из Дымково?

Давайте узнаем, как создается дымковская игрушка. Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающие еще большую нарядность игрушке. Самые любимые из них - это свистульки.

Как можно расписать деревянные игрушки, какие элементы лучше использовать? (Кружки, полоски, волны, кольца, точки).

- Какие цвета любят мастера Дымково?

Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника (свистопляска).

Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Все посетители ярмарки от мала до велика считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку.

Вся ярмарка наполняется свистом, и от этого праздник веселей. Спрос на игрушки очень велик. После праздника глиняные расписные игрушки выставляли в окнах между рамами.

Какие же особенности мы увидели у дымковских игрушек?

(Округлая форма, нет лишних деталей, белый фон, простой геометрический узор - полоски, кружочки, точки, волны, кольца).

В следующий раз мы с вами тоже будем пробовать лепить и расписывать дымковские игрушки, как настоящие мастера.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дымковская игрушка - искусство только рукотворное. История возникновение этой игрушки, второе возрождение этой игрушки - обо всем подробно рассказывается в проектной работе.

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа на тему: «Дымковская игрушка»»

Проектная работа

на тему: «Дымковская игрушка»

Содержание:
1.Введение.
2. Основная часть.
2.1. История возникновения дымковской игрушки.
2.2. Самые старые игрушки.
2.3. Второй период возрождения дымковской игрушки.

2.4. Особенности производства дымковской игрушки.
2.5. Технология изготовления дымковской игрушки.

2.6. Третий период жизни дымковской игрушки.
3.Заключение
4. Приложения
5. Источники информации

Дымковская игрушка – искусство только рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может, быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. Аналог дымковской игрушки отсутствует.
Сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски ну и, конечно же, фантазия.
Это – самая известная глиняная игрушка. Родом они из Дымковской слободы под Вяткой – ныне в городе Кирове. Игрушки широко представлены в собраниях музеев. Их сегодняшняя слава далеко перешагнула границы нашей страны.
Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими игрушками и свистульками. Мне очень нравятся узоры, которыми расписывают дымковскую игрушку. Они простые и веселые. Но самые, мною любимые фигурки, это барышни и свистульки.

Актуальность выбранной темы:

Русское декоративное искусство исстари славится своими традициями. А как зарождались народные промыслы на Руси? Почему стали развиваться народные промыслы? Чтобы ответить на эти вопросы, темой моего проекта была выбрана «Дымковская игрушка».

Цель проекта:

Способствовать эстетическому воспитанию средствами народного искусства.
Задачи проекта:

1.Познакомиться с народной игрушкой, живучестью этих образов в современной народной глиняной игрушке;
2.Обучиться навыкам работы с пластическим материалом;
3.Научиться приемам декоративной росписи дымковской игрушки;
4.Формировать интерес и любовь к народному искусству.
Объект исследования: дымковская игрушка
Предмет исследования: процесс ее изготовления ее и роспись игрушки.

Мне было интересно узнать:

1. Где родилась дымковская игрушка?

2. Как возник этот вид промысла?

3. А для чего нужны дымковские игрушки?

4. Особенности производства дымковской игрушки.

5. Возрождение дымковской игрушки.

6. Порядок лепки игрушки.

7. Ознакомление с характером росписи игрушек.

Выполняя проект, я прочитал много книг, ответил на различные вопросы о дымковской игрушке и узнал много полезного и интересного.

Где родилась дымковская игрушка?

В Дымковской слободе издавна люди занимались лепкой игрушек из глины. Слободе Дымково почти 500 лет.

В бывшей слободе Дымково, что недалеко от Вятки, и родилась дымковская игрушка. Слобода по утрам подернута легким туманом, как бы дымком. Возможно, что и название свое слобода получила из-за этого, а может, из-за того, что вился над каждым домом дым из русских печек, когда мастера обжигали игрушки.

В Дымкове, над Вяткою-рекою,
Драгоценный продолжая труд,
Не ища на старости покоя,
Мастерицы славные живут.

Красная за окнами калина,
Пароходный движется дымок.
На столе еще сырая глина,
Грубый, неоформленный комок.

За своей работою старушка
На скамейке низенькой сидит.
Глиняную вятскую игрушку
Лепит… нет, не лепит, а творит!

Хороша игрушка расписная!
Вся поет, бесхитростно светла,
И видна в ней радость молодая
Ставшего искусством ремесла.

Как возник этот вид промысла?

Игрушечный промысел в Вятке, возник в глубокой древности. Многие исследователи связывают изготовление глиняных свистулек с вятским весенним праздником «свистопляской», имеющим языческие корни и посвященном солнцу. На гулянье, "Свистопляску", люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них и перекидывались расписными глиняными шариками. Так и повелось, что "в Вятке делают игрушки для свиста".

Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Главным образом это были свистульки, которые использовали и старые и малые на местном народном празднике, называвшемся когда-то Свистопляской, а позже – Свистуньей. Свист был главной особенностью, главным развлечением этого праздника. Когда праздник кончался, глиняные расписные игрушки ставили на окна. Культовое значение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранялся до начала 20 века.

А для чего нужны дымковские игрушки?

Есть игрушки, которыми играют, а есть игрушки, которыми украшают свои жилища, их берегут. Давным-давно, тысячи лет назад, люди не могли объяснить происхождение многих явлений. И народ верил, фигурки животных и людей помогают им защитить себя и свой дом от злых духов. Эти игрушки называются оберегами. Птицы прогоняли силы тьмы, несли свет и радость. Женская фигурка с детьми оберегала мать с детьми от несчастья и болезней.

2. Основная часть.

2.1. История возрождения дымковской игрушки.
Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. В 15 веке царь Иван 3, стремясь подчинить Москве непокорных жителей северного города Великого Устюга, переселял их в глухие края. Часть устюжан обосновалась за рекой Вяткой, близ города Хлынова. (Вятка раньше называлась Хлыновым.)
Так возникла здесь слобода Дымково, сохранившая название местности под Великим Устюгом. Населяли слободу разные ремесленники, среди которых было немало гончаров и мастериц - игрушечниц.
Самое раннее упоминание о дымковских глиняных игрушках относится к 1811 году. Сосланный в Вятку генерал-майор Хитрова описывал местный народный праздник – «Свистопляску» и между прочим отмечал: «…продаются на тех местах куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные».
С легкой руки генерала, все материалы о Вятке 19 века подробно рассказывали о «свистопляске», или «свистунье», во время которой несколько дней продолжалось в городе веселье, шум, смех и непременный свист в глиняные свистульки, изображавшие разноцветных зверей и птиц.

Существует старинная легенда, повествующая о том, как однажды враги окружили город. Горожане не знали, как спасти свои земли от несметной силы, что пришли с чужой земли. Но люди Вятки оказались находчивыми и придумали "военную" хитрость.
Все жители, и дети, и старики, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Враги испугались, заметались, им показалось, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор жители Вятки отмечают победу веселой "Свистуньей".
2. 2. Самые старые игрушки.
Сохранившиеся во многих музеях нашей страны произведения дымковских мастериц позволяют с большей полнотой, чем во всех других центрах игрушечного производства, представить путь его развития.
Вероятно, самыми старыми игрушками можно считать несколько уникальных фигурок из собрания Кировского художественного музея. Они не имеют ничего общего с теми яркими, многоцветными веселыми игрушками, с которыми связано наше сегодняшнее представление о Дымково.
По сюжетам эти фигурки близки кругу образов Тульской слободы - Большие Гончары. Их отличает особая тонкослойность, даже хрупкость глиняного теста, изящество и грация поз, нежная гамма росписи, напоминающая колорит тульских барынь под зонтиками. Дамы одеты в нарядные платья с пышными юбками – кринолинами.
У них очень маленькие головки с тонко нарисованными лицами. По размерам, композиции, тонкости деталей, даже сюжетами эти фигурки близки фарфоровой пластике.
2.3. Второй период возрождения дымковской игрушки.

Если фигурки из Кировского музея можно отнести к более раннему периоду развития дымковской игрушки в 19 веке, то второй этап представляют произведения из коллекции А.И. Деньшина.
Уроженец Вятки, живописец, увлекшийся народной игрушкой, Деньшин много сделал для сохранения и популяризации промысла, активно помогал мастерицам в их деятельности в 1920-1930-е года. Собрание Деньшина можно датировать рубежом 19 и 20 веков – часть его коллекции поступила в Загорский музей игрушки еще в 1919 году. В ней преобладают изображения барынь, кормилец, нянек.

В сравнении с фигурками из Кировского музея они миниатюрны, у них похожие шарики-головки, но лепка и особенно роспись уже иные. В лепке ощутима та «ступка» - колокол-юбка с торсом, которая служила основой каждой фигурки и по-своему варьировалась разными мастерицами. К «ступке» отдельно прилеплялись шарик-головка, руки калачиком, фигурки детей и т.п.

Современные мастерицы: Римма Пенкина, Людмила Докина, Алевтина Трефилова создают композиции на темы русских народных сказок, деревенской жизни, используют современные мотивы. Их композиции дышат добродушным народным юмором и непосредственностью. Произведения современных мастериц знают по многим выставкам не только в нашей стране - во всем мире. Солнечное, доброе искусство дымковских чудесниц несет людям радость.

2.4. Особенности производства дымковской игрушки

Мне предстояло слепить дымковскую игрушку, но для этого надо было знать особенности её производства.

С незапамятных времен здесь, в малоплодородной местности с суровым климатом занимались лепкой глиняных игрушек, изображавших коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь, водоносок, кормилиц, всадников и пр. Осенью в лугах готовили на всю зиму красную глину, на отмелях реки - чистый песок. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и отдельно - мелкие, которые затем прилеплялись и примазывались с помощью мокрой тряпки. Вылепленная игрушка сушилась 2-4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской печи на горящих поленьях и железных противнях. По остывании поверхность изделия белилась мелом, разведенным на снятом молоке. К работе готовили 6-10 красок, для чего красочный порошок растирали на чугунной плите, добавляли немного воды, а перед росписью и цельное сырое яйцо, в результате чего получалась яичная темперная краска, которой и наносили яркую разноцветную роспись на белый фон игрушки.

2.5. Технология изготовления игрушки.

1. Фигурки лепят по частям, следы лепки сглаживают влажной тряпочкой для придания изделию ровной поверхности. После лепки игрушку несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали.


Свернуть блин и получится колокол юбки для барыни.


Свернуть следующие два блина и получаются

Знакомство с историей возникновения дымковской игрушки. Где она зародилась, для чего нужна ? Особенности производства и росписи дымковской игрушки. Изготовление ее своими руками.

ВложениеРазмер
Презентация проекта 2.12 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА Проект ученика 2Б класса Лицея № 15 г. Мытищи Макарцева Даниила

Цель работы: Узнать об истории дымковского промысла; Понять чем уникальны дымковские игрушки; Разобрать этапы создания дымковской игрушки; Сделать игрушку своими руками.

Дымковская игрушка -один из русских народных глиняных художественных промыслов . Дымковские игрушки яркие, красивые, интересные удивительные. Их хочется подолгу рассматривать. Эти игрушки похожи между собой и, в то же время, каждая из них уникальна!

А когда и где родилась дымковская игрушка? Свое название она получила в честь слободы Дымково, которая находилась на берегу реки Вятки в г. Кирове. Именно там, 400 лет назад, начали делать первые дымковские игрушки. Так Дымково выглядело века назад. А таким я увидел Дымково, со стороны города Кирова, с набережной реки Вятки. Изготовление глиняных игрушек было семейным ремеслом. Глину добывали на берегу реки Вятки, смешивали с речным песком. с осени по весну занимались лепкой, сушкой и обжигом своих творений. готовые игрушки белили мелом, который разводили снятым коровьим молоком, после чего окрашивали яичными красками, украшая пятнами золотистой потали.

Вятский художник Алексей Иванович Деньшин постоянно зарисовывал дымковские игрушки и изучал технологию процесса изготовления. Каждый год в Вятке отмечали праздник свистуньи или свистопляски, на котором полагалось свистеть и кидаться расписными шарами из глины.

Россия, Киров, Ленинский район, улица Свободы, 67 Сейчас дымковскую игрушку изготавливают мастерицы в центре самого города Кирова-в здании « Союза художников России»

В этом же здании находится музей дымковской игрушки Открытие музея состоялось 3 марта 2011 года . Музей обладает большой интересной коллекцией дымковской игрушки (более 700 экспонатов ). В музее можно узнать как дымковскую игрушку создавали раньше и как ее изготавливают в наши дни.

Изготовление дымковской игрушки сегодня сохранило всю технологическую нить прошлого : 1. Подготовка красной глины к работе. 2. Лепка игрушки из отдельных частей . 3 . Сушка изделия 4. Обжиг в печи ( при температуре 900 градусов).

5. Беление меловым грунтом 6. Роспись темперными красками . 7. Декорирование квадратиками сусального золота (или потали). После обжига в печи игрушка становится красно-коричневой, поэтому перед нанесением узоров ее выбеливают. Для этого готовится специальный раствор из мелового порошка и молока.

Процесс создания дымковской игрушки увлекателен для всех. Так, Дмитрий Анатольевич Медведев, находясь на должности президента России, поучаствовал в мастер-классе по изготовлению дымковской игрушки.

Дымковская игрушка - достояние истории России, поэтому наш учитель, Ольга Викторовна, провела в нашем классе, уроки, посвященные этому промыслу .

Ольга Викторовна, о бъясняет и показывает Как можно сделать Дымковскую игрушку своими руками! Нам интересно и мы очень стараемся.

Для работы нам понадобились: пластиковая бутылка ; ненужная газета; детский пластилин; гуашь; кисточка; мука; ножницы клей ПВА

Отрезаем от бутылки верхнюю часть, получается заготовка для юбки дымковской барышни Аккуратно.

2. Набиваем заготовку отрезками газеты, для устойчивости будущей поделки и залепляем заготовку («дно юбки») пластилином 3. Хорошо разминаем пластилин и тщательно обмазываем им заготовку

Уделяем внимание деталям Для этого раскатываем пластилин в полоску в виде ленты и придаем волнистость Для этого из тонких колбасок делаем жгутики, укладываем на голове в виде веночка и прикрепляем сзади в виде косы. Делаем красивую прическу Делаем фартук и воротник для барышни

Делаем головной убор Лепим элементы кокошника отдельно: деталь в виде полумесяца и полоску в виде ленты, придаем волнистость, соединяем и разглаживаем

В пакет с мукой опускаем фигуру и трясем, чтобы она стала гладкой Затем аккуратно, кистью, отчищаем фигуру от остатков муки

Смешиваем клей ПВА и белую гуашь, после этого гуашь становится более прочной , хорошо ложиться, не обсыпается и держится долгие годы Вот так ,сверху вниз, аккуратно, кистью, покрываем этим составом нашу фигуру

Оставляем на несколько часов фигуру – даем ей хорошо высохнуть, а затем перейдем к покраске. Можно поразмышлять как будет выглядеть готовая игрушка, подготовить нужные краски. И вот что у меня получилось! Классическая роспись дымковских игрушек состоит из сочетания крупных геометрических узоров и гладкоокрашенных частей. Вначале рисовали волосы, глаза и брови, затем раскрашивали головной убор и юбку. Чтобы придать узору дополнительный блеск, в некоторых местах наклеивали кусочки сусального золота.

Раскрашиваю Вдохновляюсь работой кировских мастериц Расписываю свою дымковскую игрушку

Вот такую дымковскую игрушку я привез из г. Кирова, А вот какая Варвара краса –русая коса получилась у меня ! Дымковская игрушка приносит счастье в дом!

Памятник дымковской игрушке в г. Кирове (Вятка) В центре г. Кирова находится чудесная скульптурная композиция «Семья», состоящая из дымковских персонажей. Появилась традиция загадывать желание сидя на этой лавочке. Я тоже загадал свое заветное желание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект " Игрушки в технике валяния шерсти"

Материал содержит цели, задачи, этапы работы над проектом.

Творческий проект "Куколка тряпичная - игрушка отличная"

Творческий проект, который был представлен на VIII Республиканском конкурсе исследовательских работ и проектов школьников "Дебют в науке" в секции "Я сделал это сам" и занял III ме.


Творческий проект по технологии "Новогодняя игрушка"

Новый год и Рождество - самые любимые семейные праздники с волшебными превращениями и подарками от Деда Мороза. Что такое Новый год и Рождество? Откуда к нам пришли эти праздники? Почему на эти праздн.


Творческий проект: Изготовление Дымковской игрушки "Матрёшка"

Дымковская игрушка "Матрёшка" изготовлена из природного материала- глины. цель работы:познакомить учащихся с оригинальным глиняным промыслом.

Творческий проект "Мягкая игрушка"

Творческий проект "Мягкая игрушка", 3 кл.


Творческий проект «Произведения прикладного искусства: дымковская игрушка»

Меня очень заинтересовал этот вопрос. И я узнал, что действительно, в Дымковской слободе издавна люди занимались лепкой игрушек из глины. Слободе Дымково почти 500 лет. В бывшей слободе Дымково, что н.


Творческий проект по технологии «Новогодняя игрушка»

Цель – создание новогодней игрушки - мишки Тедди. Задачи:•изготовить мишку Тедди;•подобрать инструменты, материалы, декор;•подобрать цветовое решение оформления работы.


Предложенная автором творческая работа по технологии "Дымковская игрушка своими руками" содержит справочные сведения об истории дымковской игрушки, техниках создания изделия из глины и вариантах росписи игрушки красками. Автор предлагает список необходимых материалов для лепки игрушки из соленого теста.

Подробнее о проекте:


В представленном творческом проекте по технологии об изготовлении дымковской игрушки автор по изготавливает из соленого теста игрушку в виде барыни и расписывает ее красками в технике геометрического орнамента.

Созданный ученицей 3 класса творческий проект по технологии "Дымковская игрушка своими руками"
будет интересен для учеников 3 класса, 4 класса, 5 класса, а также для всех, кто любит своими руками создавать интересные вещи для декора интерьера, увлекается прикладным искусством и изучением различных технологий.

Оглавление

Введение
1. Из истории Дымковской игрушки.
2.Особенности производства Дымковской игрушки.
3. Изготовление Дымковских игрушек.
4.Проведение анкетирования.
Заключение
Используемая литература
Приложение

Введение

Я, Ахмадиева Рената, мне 9 лет. Живу я в городе Янаул, что находится на севере нашей республики. Это очень живописный край! Наш город очень красивый, чистый. Рядом протекает красивая речка Буй. Я очень люблю свою малую Родину.


А еще я люблю читать, петь, рисовать, принимать участие в творческих конкурсах. И еще мне очень нравится лепить из пластилина, глины поделки, так как я посещала занятия по рисованию в СЮТ. А все началось на уроке трудового обучения. Мы знакомились с дымковской игрушкой и лепили барыню с ребенком. Эта работа мне очень понравилась. Когда я пришла домой, то захотелось больше узнать об этих игрушках, слепить еще другие фигурки.

Но для этого нужно было больше узнать о росписи дымковской игрушки, уметь создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении знакомых элементов (всей кистью, концом, прикладыванием или примакиванием, приемом тычка), познакомиться с историей возникновения этих игрушек.

И я решила провести свое исследование.

Цель моей работы:

  1. познакомиться с историей возникновения дымковской игрушки;
  2. узнать о характерных особенностях росписи Дымковской игрушки;
  3. слепить и расписать Дымковскую игрушку.

Приступая к исследовательской работе, я выдвинула гипотезу:предполагаю, что изготовление дымковской игрушки влияет на развитие творческих способностей человека, развивает моторику, воображение и влияет на развитие эстетического вкуса человека.

Объектом исследования является – дымковская игрушка, а предметом исследования– процесс ее изготовления, материалы и инструменты, роспись игрушки.

Мне было интересно узнать: Где родилась дымковская игрушка? Как возник этот вид промысла? Для чего нужны дымковские игрушки? Возрождение дымковской игрушки. Порядок лепки игрушки. Ознакомление с характером росписи игрушек.

Читайте также: