Проект каргопольская игрушка 3 класс

Обновлено: 16.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Каргопольская игрушкаВыполнила студентка НФ МГОУ 4 курс НО Трофимова Виктория


Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя


Курс повышения квалификации

Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения


Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности детских общественных объединений в образовательной организации


«Формирование и развитие устойчивости к воздействию СМИ у детей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Каргопольская игрушкаВыполнила студентка НФ МГОУ 4 курс НО Трофимова Виктория

Каргопольская игрушка
Выполнила студентка НФ МГОУ 4 курс НО
Трофимова Виктория

История возникновения Из глины гончары лепят горшки и другую посуду. А кол.

История возникновения
Из глины гончары лепят горшки и другую посуду.
А коли останется приготовленная глина от горшков и мисок, так лепят из неё игрушки – фигурки баб, домашних и лесных животных, петушков, уточек, свистульки и гримелки разные.

Глиняные каргопольские игрушки представляют собой фигурки в виде собак, ме.

Глиняные каргопольские игрушки представляют собой фигурки в виде собак, медведей, сказочных героев, приземистых мужиков с бородами-лопатами, баб с новорождёнными малышами, птиц и других живых существ.

Несмотря на такое широкое разнообразие форм, старинная каргопольская глиняная игрушка не обладала яркой расцветкой, ведь в качестве красок использовали мел, сажу и цветную глину.

Мастера Каргопольской игрушки В 1930 гг. изготовлением игрушек занималось л.

Мастера Каргопольской игрушки
В 1930 гг. изготовлением игрушек занималось лишь несколько мастеров. В 1950 гг. остался лишь один мастер, и им была легендарная мастерица Ульяна Ивановна Бабкина (1889 – 1977 гг.).

Особенности Каргопольской игрушки Одеты игрушки, как правило, в нарядные нар.

Особенности Каргопольской игрушки
Одеты игрушки, как правило, в нарядные народные костюмы.

Сарафаны на крестьянках пышные. В руках женщины держат детей, блюда с яств.

Сарафаны на крестьянках пышные. В руках женщины держат детей, блюда с яствами или птиц.

Условно все сюжеты игрушек можно поделить на несколько категорий: к перво.

Условно все сюжеты игрушек можно поделить на несколько категорий:
к первой категории относятся такие типы, как Берегиня – женщина, которая в руках держит голубей, а также лошади, Полкан и другие животные.
ко второй категории относятся сюжетные изделия, которые демонстрируют сцены из деревенского быта.

Орнамент Каргопольской игрушки Элементы орнамента – круги с пятнами другого.

Орнамент Каргопольской игрушки
Элементы орнамента – круги с пятнами другого цвета или крестами внутри, «ёлочки», «гребёнки» – сходны с орнаментами на глиняных черепках каргопольской культуры четырёх тысячелетней давности.

Символика Каргопольской игрушки Берегиня – знак Земли. Слепленная из гли.

Символика Каргопольской игрушки
Берегиня – знак Земли.
Слепленная из глины баба с головой, увенчанной «солнцем», воздетыми к небу руками и сидящими в них птицами, которые символизируют моление «матери сырой земли» о вешних лучах солнца, о свете и тепле, так необходимых для её плодородия.

Медведь – знак Плодородия. У славянских народов «медведко» считается по.

Медведь – знак Плодородия.
У славянских народов «медведко» считается подателем плодородия земли.

Олень. Лось. Баран – знаки Неба С ними было связано представление о дов.

Олень. Лось. Баран – знаки Неба
С ними было связано представление о довольстве и благе, а само слово «рогато» значило на севере жить в изобилии и богатстве.

Полкан – знак Солнца Полкан в каргопольской игрушке – это образ неодоли.

Полкан – знак Солнца
Полкан в каргопольской игрушке – это образ неодолимо могучего богатыря. Очень редко лепили Полкана удалым и молодцеватым, обычно он статный «стар матёр человек».

«Тяни-толкай»: свет и тьма Всадник на тяни-толкае, олицетворяющий собо.

«Тяни-толкай»: свет и тьма
Всадник на тяни-толкае, олицетворяющий собой постоянную борьбу между светлой и тёмной сторонами человеческой души. Сидящего между чёрным и белым конём всадника стараются перетянуть на свою сторону светлые и тёмные силы.

Изготовление Каргопольской игрушки Фигурка лепится из одного куска глины, н.

Изготовление Каргопольской игрушки
Фигурка лепится из одного куска глины, налепных деталей немного.

Детали обозначаются острой палочкой.
Игрушку лепят частями: торс с головой, юбку-колокол, руки, головной убор. Торс соединяли с юбкой, две руки-колбаски сдавливали, сгибали калачиком, и присоединяли к торсу. В последнюю очередь надевают головной убор – шляпу или кокошник.

Для обжига игрушку ставят на ночь в протопленную печь, поближе к углям, гд.

Для обжига игрушку ставят на ночь в протопленную печь, поближе к углям, где температура достигает 800 – 900 градусов Цельсия.
Расписывают игрушку неяркими, блеклыми красками.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 917 510 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация инклюзивного обучения в сфере образования»
  • Курс повышения квалификации «Теория и практика инклюзивного обучения в образовательной организации в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы»
  • Курс профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования»
  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО»
  • Курс повышения квалификации «Система работы учителя-дефектолога при обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в общеобразовательном учреждении»
  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогическая диагностика в современном образовательном процессе»
  • Курс повышения квалификации «Разработка адаптированных образовательных программ в условиях ФГОС СПО»
  • Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»
  • Курс повышения квалификации «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе»
  • Курс профессиональной переподготовки «Оказание психолого–педагогической помощи лицам с ОВЗ»

Оставьте свой комментарий

  • 08.05.2017 6687
  • PPTX 1.1 мбайт
  • 474 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Трофимова Виктория Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

116 минут

«Место интегрированных элективных курсов в современной образовательной парадигме»

51 минута

«Мониторинг результативности образовательной деятельности детских объединений»

49 минут

«Поствакцинальные осложнения и неотложная медицинская помощь»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

"Медведь" - знак Плодородия У славянских народов "медведко" считается подател.


Курс повышения квалификации

Педагогическая поддержка ребенка в образовательной среде


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС


Курс повышения квалификации

Специфика преподавания технологии с учетом реализации ФГОС


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

"Медведь" - знак Плодородия У славянских народов "медведко" считается подател.

"Медведь" - знак Плодородия У славянских народов "медведко" считается подателем плодородия земли, существовало поверье о связи медвежьего культа с плодородием женщины. После венца молодых встречали в медвежьей шкуре и желали им счастья, богатства и деторождения. Медведь у большинства гончаров - добрый "хозяюшко леса". Он выходит на встречу к людям полным пирогов. Балагур, весело играет на гармошке

Каргопольская глиняная игрушка как художественное явление сегодня по праву за.

Каргопольская глиняная игрушка как художественное явление сегодня по праву занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов игрушки. Большая заслуга в этом принадлежит известным мастерам из д. Гринево: Ивану Васильевичу Дружинину (1887 - 1949г.г.) - талантливому мастеру - классику каргопольской игрушки и Ульяне Ивановне Бабкиной ( 1889 - 1977г.г.) - самой знаменитой мастерице.

"Олень. Лось. Баран" - знаки Неба Каргопольским глиняным оленям, лосям и бара.

"Олень. Лось. Баран" - знаки Неба Каргопольским глиняным оленям, лосям и баранам ставили на боках большие буро-красные круги, (либо золотили), которые символизировали бесконечный бег солнца. С ними было связано представление о довольстве и благе, а само слово "рогато" значило на Севере жить в изобилии и богатстве.














  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 917 510 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

  • Учебник: «Технология», Симоненко В.Д., Электов А.А. и др.
  • Учебник: «Технология. Технологии ведения дома (изд. ВЕНТАНА-ГРАФ)», Синица Н.В., Симоненко В.Д.
  • Учебник: «Технология. Технологии ведения дома. Методическое пособие», Синица Н.В.
  • Учебник: «Технология. Индустриальные технологии (изд. ВЕНТАНА-ГРАФ)», Тищенко А.Т., Симоненко В.Д.
  • Учебник: «Информатика (в 2-х частях)», Горячев А.В., Макарина Л.А., Паволоцкий А.В., Платонова Н.С.
  • Тема: § 5. История развития вычислительной техники

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст - важнейшая фаза становления личности»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»
  • Курс повышения квалификации «Технология и организация кухонь народов мира: особенности и традиции»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»
  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогическое сопровождение при подготовке к конкурсам профмастерства WorldSkills Russia»
  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»
  • Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»
  • Курс профессиональной переподготовки «Черчение: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»
  • Курс повышения квалификации «Учебная деятельность по предметной области «Черчение»: основы предмета и реализация обучения в условиях ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»
  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»

Оставьте свой комментарий

  • 17.04.2018 983
  • PPTX 3.8 мбайт
  • 27 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Пушкарская Галина Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

143 минуты

«Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения»

58 минут

«Междисциплинарное обучение и интеграция в школе»

117 минут

«Пути повышения профессиональной компетентности педагога»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА


Курс повышения квалификации

Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС


Курс повышения квалификации

Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения

Курс профессиональной переподготовки

Искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации


«Творческая работа с детьми (3-10 лет) по теме Космос»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА

Каргополь находится за дремучими лесами и непроходимыми болотами, что способс.

Каргополь находится за дремучими лесами и непроходимыми болотами, что способствовало его превращению в заповедное место со своей уникальной культурой и сказочной атмосферой, сложившейся много веков назад.

В Х1Х веке основная часть каргопольских гончаров жила в деревнях Панфиловской.

В Х1Х веке основная часть каргопольских гончаров жила в деревнях Панфиловской волости, разбросанных вокруг старинного села Печниково. Как и все северные крестьяне, они растили хлеб, держали скот. В свободное от сельскохозяйственных работ время садились за гончарный круг. Изготовление гончарных изделий давало дополнительные средства к жизни, и лишь попутно они лепили игрушки.

Глиняные игрушки, которые в далеком прошлом имели какое-то отношение к первоб.

Глиняные игрушки, которые в далеком прошлом имели какое-то отношение к первобытным обычаям, связанным с культом плодородия. Фигурка лепится из одного куска глины, налепных деталей немного.

Современная игрушка лепится тщательнее, поверхность заглажена, краски разнооб.

Современная игрушка лепится тщательнее, поверхность заглажена, краски разнообразнее. Аккуратная роспись с элементами стилизованного под северную вышивку орнамента придала фигуркам красивый внешний вид.

Игрушки каргопольских мастеров в большинстве своем — одиночные фигурки,

Игрушки каргопольских мастеров в большинстве своем — одиночные фигурки,

иногда два — три персонажа, связанные единым сюжетом, каким-то несложным дейс.

иногда два — три персонажа, связанные единым сюжетом, каким-то несложным действием.

Роспись каргопольской игрушки очень проста, но её корни уходят в глубокую ста.

Роспись каргопольской игрушки очень проста, но её корни уходят в глубокую старину. Эти узоры – символы солнца, земли, зёрен. Игрушка неяркая, ведь настоящих красок не было, в деревне использовали мел да печную сажу. Современная игрушка лепится тщательнее, поверхность заглажена, краски разнообразнее.

Крестьянки, которых изображают каргопольские мастера, очень деятельны: они ня.

Крестьянки, которых изображают каргопольские мастера, очень деятельны: они нянчат детей, несут корзину, блюдо с пирогами.

Мужские фигуры тоже изображены в повседневном труде: здесь и пахарь, и сеятел.

Мужские фигуры тоже изображены в повседневном труде: здесь и пахарь, и сеятель, и кузнец.

Характерным является и очеловечивание животных. Медведи, барашки, козлы едут.

Характерным является и очеловечивание животных. Медведи, барашки, козлы едут в санях, работают в кузнице.

Образ Полкана — один из самых интересных в местной игрушке. Это фантастическо.

Образ Полкана — один из самых интересных в местной игрушке. Это фантастическое существо, полуконь- получеловек, пришедшее из народных легенд и преданий. Полкан — крестьянский богатырь, являющий собой образ тихой несокрушимой силы народной.


  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 917 510 материалов в базе

Материал подходит для УМК

«Изобразительное искусство», Сокольникова Н.М.

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Учебник: «Изобразительное искусство», Сокольникова Н.М.
  • Учебник: «Изобразительное искусство», Сокольникова Н.М.
  • Учебник: «Изобразительное искусство», Сокольникова Н.М.

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст - важнейшая фаза становления личности»
  • Курс профессиональной переподготовки «Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»
  • Курс повышения квалификации «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»
  • Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория зарубежной культуры»
  • Курс повышения квалификации «Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства»
  • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»
  • Курсы повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»
  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»

Оставьте свой комментарий

  • 27.12.2018 611
  • PPTX 12.4 мбайт
  • 21 скачивание
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Коробова Мария Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

28 минут

«Упражнения-движения или самый ловкий ребенок на детской площадке»

63 минуты

«Идеальная модель по внедрению современных информационных педагогических технологий, объединение целей всех участников педагогического процесса: родители, дети, педагоги»

59 минут

«Особенности возрастного подхода к социализации воспитанников и обучающихся в условиях современной информационной среды»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: знакомство с особенностями изготовления Каргопольской игрушки, этапами работы художника-мастера, спецификой выполнения росписи.

Образовательные задачи:

– познакомить с историей традиционного русского промысла «Каргопольская игрушка»,

– научить распознавать характерные отличительные признаки данной росписи.

Развивающие задачи:

– развивать восприятие особенностей колорита каргопольской игрушки;

– развивать практические умения и навыки выполнять роспись данной игрушки;

– развивать воображение, творческие способности, аккуратность учащихся;

Воспитательные задачи:

– воспитывать творческие качества личности в процессе художественно-эстетической деятельности;

– воспитывать нравственно-эстетическое отношение к культурно-историческому наследию России;

– формировать у учащихся художественно эстетическую культуру и эмоционально-оценочные суждения.

Личностные: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Предметные: понимать «язык» декоративного искусства;

– освоить основные мотивы каргопольской игрушки, разнообразные приемы работы;

– создать узор из элементов, свойственных каргопольской игрушке.

Метапредметные:

Регулятивные: формируем умение учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные: формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций;

формируем умение выявлять сущность и особенности объектов;

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других;

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят?

– Ребята, какие виды росписи мы с вами уже знаем?

– Назовите отличительные особенности каждой известной вам росписи.

Усвоение новых знаний

– Сегодня на уроке мы с Вами познакомимся с росписью Каргопольской игрушки

– На севере, в старинном русском городе Каргополе Архангельской области расположен один из главных центров изготовления глиняной игрушки. Много лет назад Каргополь был широко известный и большой культурный центр Русского Севера. Сейчас там расположены заповедные места, где до сих пор сохранена самобытность русской культуры, искусства и ремесла. С давних пор в близлежащих деревнях изготавливали свистульки, фигурки, изображали то, что видели в окружающей природе. Это солидный бородатый крестьянин, который уселся после работы отдохнуть или рыбак на лодке, охотник в лесу. Во всех фигурках мало деталей, мастер выделяет лишь самое главное. Люди изображаются крепкими, приземистыми, мужчины практически всегда с бородой.

- Каргопольская женщин-крестьянка, принимающая гостей с хлебом и солью или стирающая белье. Практически все представлялись за работой. Но не заброшены и праздничные темы – «кадриль», игра на гармошке или балалайке. Обычно игрушки каргопольских мастеров одиночные, иногда два-три персонажа, связанные один только сюжетом.

– Есть и чудные игрушки. Каргопольские мастера очеловечивали животных, одаряли их символическим смыслом. Вот и получались Полкан-богатырь, медведь с тальяночкой, птица Сирин, тяни-толкай.

– Сейчас наша с вами задача оформить силуэт игрушки. Какие узоры мы будем использовать? Приступайте к работе!

Звязкина Лидия Владимировна

В 1 классе классный руководитель возила нас на экскурсию в дом детского творчества п. Североонежск. Там мы лепили из глины «пасхальную курочку», позже, уже в классе, мы раскрашивали свои работы.

Нас увлекло это творчество. А что, если в подарок мамам сделать глиняные игрушки? И мы выбрали каргопольскую глиняную игрушку.

Каргопольская глиняная игрушка среди других художественных промыслов далеко за пределами края известна.

Вот и мы не остались к ней равнодушны.

Цель нашего проекта – изготовление каргопольской глиняной игрушки.

Задачи: 1.Изучить литературу по теме.

2.Изготовить каргопольские глиняные игрушки.

3. Научиться доводить начатое дело до конца, в работе проявлять аккуратность.

4. При работе соблюдать правила техники безопасности.

1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КАРГОПОЛДЬСКОЙ ИГРУШКИ

Родина Каргопольской игрушки — Русский Север, Каргопольский район Архангельской области.

Издавна в деревнях Каргопольского уезда, сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды — печных горшков, крынок, мисок. Участвовала вся семья: мужчины, женщины и дети. Каргопольская посуда пользовалась спросом по всему Поонежью, её возили в Архангельск, большой гончарный торг был в самом Каргополе.

Изготовление глиняных игрушек изначально сопутствовало гончарному ремеслу. Из остатков глины мастера лепили для детей игрушки: лошадки, упряжки, фигурки людей и животных.

Но игрушки создавались не только забавы ради — они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла.

Каргопольская глиняная игрушка занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов. Большая заслуга в этом принадлежит известным мастерам из д. Гринево: Ивану Васильевичу Дружинину (1887 - 1949г.г.) - талантливому мастеру - классику каргопольской игрушки и Ульяне Ивановне Бабкиной ( 1889 - 1977г.г.) - самой знаменитой мастерице.

У. И. Бабкина, единственная мастерица, никогда не прекращавшая заниматься этим ремеслом. Сама Ульяна Ивановна маленькая, сухонькая. Ульяне Ивановне свойственны были и юмор, старческое лукавство, и достоинство народной умелицы . Деревенская мастерица создала свой мир глиняной сказки, где живут добрый, крепкий люд и такие же добрые звери и птицы.

Каргопольский промысел всегда был семейным — у Шевелёвых, Завьяловых, Рябовых и др. секреты мастерства передавались из поколения в поколение. Только в 1967 году в Каргополе открылось отделение Архангельского предприятия «Беломорские узоры». В городе работает Школа искусств, где детей учат и лепке игрушек.

Есть одна удивительная прфессия, которой люди посвящают всю свою жизнь, - это игрушечных дел мастера, или просто игрушечники.

2. ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ В СОВРЕМЕННОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКЕ

Образ – вид, внешность, фигура, очертание (в чертах или в плоскости); подобие предмета, его изображение.

Толковый словарь русского языка

В современных народных игрушках живут те же образы, что и в старинных. Это конь, птица, женская фигура (баба). В них живут память народа, его древние традиции.

Каргопольские игрушки – это фигурки небольшого размера (8–14 см). Пропорции человеческого тела у персонажей несколько нарушены, что придает им грубовато-наивную выразительность. Ф игурки людей по-детски наивно решены и приземисты. Они кажутся неуклюжими и тяжеловатыми.

Крепкие деревенские бабы и мужики рождают добрую ус мешку: большеголовые с длинным туловищем, с короткими руками и ногами, с чуть сплющенным лицом, переходящим у мужиков в бороду. Глиняные бабы с млабенцами, птицами, пирогами похожи на древний образ богини-матери в северной народной вышивке.

Для старинных каргопольских игрушек характерна очень условная, обобщённая передача образа. Формы упрощены. Окраска у большинства фигурок строгая - белая, чёрная, да редкие мазки киновари. Роспись проста, даже примитивна. У лучших народных мастеров в этом и состоит особенность творческого метода - умение выразить существо с помощью нескольких важных и точных деталей.

Изделиям У. И. Бабкиной свойственны лучшие черты старой каргопольской игрушки. В прошлом они отличались простотой образов, наивной условностью лепки и примитивной, но живописной раскраской в два - три цвета.

Сохраняя традиционные формы, нынешние мастера делают её более изящной. Современная игрушка лепится тщательнее, поверхность заглажена, порой чётче выделены детали, ярче расписана красками. Избегая, однако, излишней пестроты. Аккуратная роспись с элементами стилизованного под северную вышивку орнамента придала фигуркам красивый внешний вид. Но при этом наивность крестьянского примитива, составлявшая главную прелесть старой игрушки, утрачивается.

Помимо фигурок людей каргопольцы лепят коней, коров, медведей, оленей, героев сказок и былин.

Мы рассмотрели и изготовили следующие образы.

«Берегиня» — знак Земли.

Земля для крестьянина была живое существо. Она «засыпала» на зиму и «просыпалась» от горячих лучей солнца. Пила воду и родила урожай, нежно,

по — матерински, заботилась о людях, кормила, поила и одевала их, Сохраняла от бед и в глазах народа была чистой и светлой. Поэтому фигурки каргопольских баб закрашивались белой краской.

«Медведь» — знак плодородия.

Медведь у большинства гончаров — добрый «хозяюшко» леса. Он выходит навстречу к людям с пирогами. Балагур, весело играет на гармошке.

«Олень» — знак Неба.

Об олене сложены былины, песни и предания, где рассказывалось, что копыта у него серебряные, а рога «красна золота» и освещал он ими всё вокруг. А само слово «рогато» значило на Севере жить в изобилии и богатстве.

Особенность каргопольской игрушки заключается в том, что наряду с традиционными фигурками мастера лепили и фантастических животных.

«Полкан» - знак Солнца.

Конь-Полкан, или Полихан, был одним из любимых образов известной игрушечницы Ульяны Бабкиной.

Полкан, огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла. Он наполовину бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище-как у коня, и на ногах копыта. На груди Полкана-лучистое солнышко.

В те далёкие времена любого рослого мужика могли назвать Полканом. Для того чтобы земля дала обильный урожай, перед посевной выбирали в деревне "богатыря - Полкана", тормошили и "роняли" его на землю, пели обрядовые песни.

Среди других сказочных героев присутствуют лев, птица Сирин, конь о двух головах.

Фигурка «Тяни-толкая» состоит из двух коней — чёрного и белого. Конь — самое почитаемое животное у славян. Если светлый конь олицетворяет собой радость солнечного света, то конь чёрный несёт ему смерть. А всадник на коне как бы ведёт постоянную борьбу между светлой и тёмной сторонами человеческой души.

3. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИГРУШКИ

Берут глину подальше от реки, в овраге, где она пожирнее, чем речная (речная гли на тощая, то есть имеет много песка). Каждый мастер выби рает свой способ приготовления глины: кто-то сначала под сушивает кусочки глины, затем толчет ее до состояния по рошка, затем замачивает и замешивает, словно тесто. Кто-то, наоборот, сначала ее заливает водой, перемешивает. Весь мусор — камешки, травинки — осядет на дно, тогда жидкую глиняную массу сливают и дают отстояться еще. Мож но ее затем пропустить через сито и дать подсохнуть, тогда лишняя влага испарится. Глина готова для лепки, если хо рошо отстает от рук.

При лепке мастер почти не пользовался инструментом. Главное орудие труда — его руки. Глину тщательно мяли, перемешивали, чтобы превратить ее в однородное глиняное тесто. Чуткие руки масте ра чувствуют мельчайшие камушки и комочки, которые могут помешать при лепке и обжиге.

Фигурка лепится из одного куска глины, налепных деталей немного. Для каргопольских игрушек характерна обобщающая передача образа. Формы упрощены. Иногда степень обобщения доведена до предела: сани сливаются в одно целое так, что получаются сани с головой коня. Игрушки прекрасны еще до того, как мастер берет в руки краски. Именно в лепке, прежде всего, лежит секрет выразительности каргопольских глиняных статуэток.

Средний размер игрушки не превышал длины кисти руки. Вот почему игруш ки получались ровными, одинаковыми.

Фигурки животных — коня, коровы, оленя — близки между собой по лепке и по росписи. Коня отличают широко расставленные конические столбики ног, крутой изгиб сильной шеи, маленькая голова со стоящими ушками.

Первоначально игрушки, как и посуда, были «обварными». После обжига раскалённое изделие погружали в «болтушку» — густой мучной раствор. Пригоревшая мука оставляла на светлой поверхности посуды или игрушки чёрный кружевной узор. Украшали процарапанным простым орнаментом.
Изготавливались и поливные посуда и игрушки, покрытые глазурью.

Применяются три приема окраски:

-комбинация из пятен и сочетаний прямых и волнистыхлиний;

-сочетание штрихов в виде своеобразного геометрическогоузора.

В древние времена каждый элемент орнамента имел конкретное значение.

На поверхности фигурок наведены древние символы солнца — большие огненно-красные круги, кресты, а также мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений.

Для многих эта роспись — не более чем геометрический узор.

Теперь уже трудно, а часто и невозможно уловить значение элементов орнамента. Магическое содержание знаков-символов со временем утратилось и глиняные игрушки превратились в обычную глиняную забаву - "бобки". Появились новые бытовые мотивы. Фигурка, олицетворяющая прежде женское божество с крестами и кругами-солнцами, уподобилась простой крестьянке и держала в руках младенца, хозяйственную сумку или корзину. В росписи появились детали праздничного народного костюма.
Каждая мастерица, пользуясь традиционным для данного промысла набором декоративных элементов и цветов, всегда привносит элемент творчества в это яркое, веселое искусство.

Цель проекта достигнута, каргопольские игрушки готовы.

С поставленными задачами мы справились. Думаем, что наши подарки понравятся мамам, ведь мы сделали их своими руками.

2. Горяева Н. А., Островская О. В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2003.

3. Дурасов Г. П. Каргопольская глиняная игрушка. – Л.: Художник РСФСР, 1986. – 248 с.

4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Культура. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998

5. Интернет ресурсы.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Каргопольская глиняная игрушка Выполнили ученики 4 «б» класса МБОУ « Оксовская ОСШ» Шуйгина Екатерина Шишкина Ульяна Шишкин Владислав Осокина Людмила Буренкова Полина Руководитель — Звязкина Лидия Владимировна

Обоснование проблемы Скоро праздник - День матери. На этот праздник принято дарить подарки своим мамам. Но где взять подарки? Можно купить или сделать своими руками. Сейчас в магазинах продаётся много сувениров. Они красивые, разнообразные, но достаточно дорогие. А мы пока денег не зарабатываем. Подарки, сделанные своими руками несут частичку человеческого тепла и думаем, что они порадуют наших мамочек. Будем делать подарки сами!

1 этап – поисковый С чего начать? Что мы можем сделать? Нарисовать рисунок, сделать поделку из бумаги. Эти подарки будут радовать глаз, но мы хотим, чтобы они были более долговечными и несли особый смысл – стали оберегами для наших мамочек. В первом классе мы ездили на экскурсию в дом детского творчества п. Североонежск . Там мы лепили из глины «пасхальную курочку», позже, уже в своём классе, мы раскрашивали свои работы. Нас увлекло это творчество. А что, если сделать глиняную игрушку? И обязательно народную. Мы рассмотрели разновидности народных игрушек и выбрали каргопольскую . Каргопольская глиняная игрушка далеко за пределами края известна, вот и мы не остались к ней равнодушны.

Цель нашего проекта – изготовление каргопольской глиняной игрушки Задачи: 1. Изучить литературу по теме. 2. Изготовить каргопольские глиняные игрушки. 3. Научиться доводить начатое дело до конца, в работе проявлять аккуратность. 4. При работе соблюдать правила техники безопасности.

История возникновения каргопольской игрушки Родина Каргопольской игрушки — Русский Север, Каргопольский район Архангельской области.

мастера Иван Васильевич Дружинин Ульяна Ивановна Бабкина

ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ В СОВРЕМЕННОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКЕ Образ – вид , внешность , фигура , о чертание , подобие предмета , его изображение . В. И. Даль

« Берегиня » — знак Земли

«Медведь» — знак плодородия

«Олень, лось » — знак Неба

« Полкан » - знак Солнца

2 этап - технологический Материалы и инструменты лепка и обжиг: роспись: - глина красная приготовленная - подкладная досочка (клеёнка) - баночка для воды - стек - муфельная печь - клей ПВА - краска водоэмульсионная - краски гуашевые - кисти - блюдца

Этапы выполнения работы изучение литературы подготовка глины лепка сушка обжиг роспись

Последовательность выполнения игрушек

3 этап - заключительный Цель проекта достигнута, каргопольские игрушки готовы. С поставленными задачами мы справились. Думаем, что наши подарки понравятся мамам, ведь мы сделали их своими руками.

Список литературы Горичева В. С., Нагибина М. И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. – Чрославль : «Академия развития», 1998. – 192 с. Горяева Н. А. , Островская О. В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека . – М.: Просвещение , 2003 . Дурасов Г. П. Каргопольская глиняная игрушка. – Л.: Художник РСФСР, 1986. – 248 с. Я познаю мир : Детская энциклопедия : Культура . – М.: ООО « Издательство АСТ-ЛТД», 1998 Интернет ресурсы.

Читайте также: