Проект на тему игрушки из дерева

Обновлено: 24.04.2024

Название проекта : Игрушки деревянные – любимые, желанные.

Предметная область: Познание.

Тип проекта : познавательно-исследовательский.

Участники проекта : среднего дошкольного возраста (4-5 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

С развитием промышленности и изобретением пластика деревянные игрушки постепенно отошли на второй план. К концу Второй мировой войны у обрабатывающей промышленности появились новые материалы, в том числе и известная нам пластмасса. Производство деревянных игрушек постепенно снижалось, поскольку все больше и больше производителей игрушек делали выбор в пользу более дешевых и современных материалов. Место деревянных игрушек заняли яркие и легкие пластмассовые куклы, кубики и пирамидки. Игрушки из пластика были гораздо удобнее для массового производства, и более доступны по цене семьям с детьми. На долгое время игрушки из дерева оставались всего лишь сувенирами, но никак не предназначались непосредственно для игры.

Сегодня нечасто можно увидеть деревянные игрушки на полках обычных магазинов, но очарование и привлекательность этих игрушек, уже ставших классикой, все еще оставляют некоторых производителей в деле.

В последнее время, в связи с усилением внимания к экологичности продукции для детей, деревянные игрушки снова завоевывают прежнюю популярность. К тому же, по мнению психологов, простые и даже примитивные по форме деревянные игрушки оказывают лучшее влияние на ребенка, чем пластиковые игрушки с множеством мелких деталей. Ребенок, построив из простых кубиков домик, может бесконечно фантазировать на тему его внешнего и внутреннего убранства. А взяв в руки пластиковый домик, заранее до мелочей проработанный дизайнером фабрики игрушек, ребенок вскоре начинает скучать, поскольку ему уже нечего додумать и прибавить к игрушке.

Таким образом, мы решили узнать, какими же свойствами и качествами обладают деревянные игрушки и как их можно использовать. Так возникла идея проекта и желание познакомиться с разнообразием деревянных игрушек и их пользой для детей.

Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами. Содержание расширено за счет включение задач педагогического просвещения родителей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе конкретизация задач патриотическому воспитанию, использование программ воспитания детей на традициях народной культуры.

Цель: познакомить детей с разнообразием деревянных игрушек и их назначением, с историей возникновения.

• Расширять представления детей о деревянных игрушках, их свойствах и качествах:

• Обучать детей умению выделять характерные средства художественной выразительности в работе народных мастеров;

• Продолжать развивать эстетический и художественный вкус, творческие способности, фантазию и наблюдательность;

• Воспитывать интерес к народным промыслам, к русской народной культуре, любовь к Родине;

• Вызвать эмоциональный отклик от игры с деревянными игрушками.

Сроки реализации проекта : 1 месяц (апрель)

Презентация проекта :

Развлечение «Игрушки деревянные : красивые желанные»

Реализация данного проекта позволит повысить уровень знаний детей о народном промысле «Деревянная игрушка», а также дети научатся видеть красоту деревянной игрушки, ее практическую пользу, получать радость от игры с деревянными игрушками. У детей сформируются навыки игры с деревянными игрушками.

Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

Формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты);

Сбор, накопление материала;

Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

Реализация этапов проекта :

1 этап – подготовительный:

• изучение литературы по данной теме;

• подбор иллюстраций с изображением деревянных игрушек;

• познакомить родителей с реализуемым проектом;

• подбор экспонатов для мини музея.

2 этап – основной:

• создание мини музея деревянной игрушки;

• знакомство с экспонатами музея;

• беседы с детьми о деревянных игрушках : их свойствах, качествах и назначении;

• беседы о русских народных промыслах, о народных умельцах, о истории появления деревянных игрушек;

• консультации для родителей;

• мастер-класс для родителей по росписи деревянных игрушек;

• просмотр презентации «Деревянные игрушки-забавы»;

• разучивание игр с деревянными игрушками («Матрёшки», «Пирамидка», «Кубики», «Дергунчики» и др.)

• обучение игре на русских народных инструментах (ложках, трещётках, стукалках, дудочках, молоточках и др.);

• создание коллективной работы «Карусель матрёшек»;

• повседневные игры с деревянными игрушками (кубики, игры-забавы, макет «Бабушкин дворик» и др.)

3 этап – заключительный:

• праздник «Игрушки деревянные – любимые, желанные»;

• создание иллюстрированного альбома «Игрушки деревянные – любимые, желанные»;

• пополнение развивающей среды деревянными игрушками (купленными в магазине и сделанными своими руками).

Домашнее задание для совместной деятельности с родителями: раскрашивание заготовок деревянных матрешек

Участие в проекте 55% семей;

Заинтересованность детей темой «Деревянная игрушка» проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми;

Пополнение развивающей среды новыми дидактическими играми, сделанными из дерева, музыкальными инструментами (стукалка, трещотка, погремушка);

Участие родителей в мастер - классе «Раскрась Матрешку»;

Проведение развлечение «Игрушка деревянная - красивая, желанная»;

Самостоятельное конструирование детьми из деревянного строительного материала, конструктора домиков по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе;

Организация в детском саду презентации мини-музея «Деревянная игрушка».

Выводы (Заключение)

В магазинах продается достаточное количество игрушек, но самой любимой становится та, что сделана руками человека. В таких игрушках есть душа, тепло рук, сделавших эти игрушки.

Дети познакомились с произведениями народных мастеров, смогли узнать, откуда пришли к нам красочные забавные деревянные игрушки. Благодаря реализации данного проекта дети в своих играх стали чаще использовать деревянные игрушки.

Развлечение «Мои любимые игрушки» Конспект итогового мероприятия по теме: Развлечение: «Мои любимые игрушки» Цель: закрепить изученный материал по теме «Игрушки», внести.

Беседа «Мои любимые игрушки» Цель: Закреплениеу детей знаний об игрушках: их значение, Правила пользования. Формирование умения употреблять существительные с обобщающим.

Фотоотчет «Аленины любимые игрушки»

Фотоотчет «Аленины любимые игрушки» Фотоотчет «Аленины любимые игрушки» Как-то Алена принесла к нам в группу игрушку- жирафчика. Он связан крючком, и очень аккуратно. Она.

Проект «Любимые игрушки» (вторая младшая группа) Вид проекта: Творческо-игровой. Объект исследования: игрушки. Тип проекта: краткосрочный (2 недели, групповой) Участники проекта: Педагоги,.

Проект «Мои любимые игрушки» для младшей группы Проект развивающей предметно-пространственной среды по теме: «Мои любимые игрушки» Актуальность: «Я люблю свою лошадку, Причешу ей шерстку.

Проект «Мои любимые игрушки» во второй младшей группе Проект во второй младшей группе «Мои любимые игрушки» Проект во второй младшей группе «Мои любимые игрушки» Автор разработки:.

Проект «Мои любимые игрушки» в первой младшей группе Выполнили: Лабертова Р. С., Нестяк Ю. С., воспитатели. Актуальность: Дети не знают стихи А. Барто из цикла «Игрушки», плохо развита речь.

Проект во второй ранней группе «Мои любимые игрушки» Проект во второй ранней группе "Мои любимые игрушки" Воспитатели: Трофимова Т. А. Ситникова Л. Г. Вид проекта: информационно-игровой.

Развлечение «Любимые игрушки»

Развлечение «Любимые игрушки» Малыши совершили увлекательное путешествие в мир игрушек. На своём пути они встретили Зайку, Лошадку, Медведя, куклу Таню. Зайку угостили.

Занятие «Мои любимые игрушки» Тема: "Мои любимые игрушки" Тип: Формирование новых знаний Форма организации совместной деятельности: подгрупповая Программные задачи:.

Подшивалова Татьяна Николаевна

Проект по технологии (5класс) - Деревянная игрушка "Коник" содержит презентацию и дизайн-папку , в которой содержится полное описание работы.

Материал изделия - древесина.

Технология изготовления -выпиливание лобзиком.

Оформление - акриловые краски, пряжа, тесьма.

ВложениеРазмер
Творческий проект -Деревянная игрушка "Коник" 1.58 МБ
Презентация к проекту -Деревянная игрушка "Коник" 2.18 МБ
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Российская Федерация п.Альмеж Опаринский район Кировская область Автор: Вохмянин Павел, 11лет Руководитель проекта: Подшивалова Татьяна Николаевна, учитель технологии МКОУ ООШ п.Альмеж Опаринского р-на Кировской обл. 2013 Творческий проект Деревянная игрушка «Коник»

Введение Организационно-подготовительный этап Гипотеза Игрушку можно сделать легко и быстро, без больших материальных затрат. Цель проекта Разработать и изготовить деревянную игрушку. Задачи Изучить источники информации по теме исследования. Выяснить, какие игрушки есть в магазинах поселка . Выявить наличие материалов, оборудования. Изучить технологию изготовления. Выполнить работу своими руками. Научиться планировать работу. Воспитывать аккуратность в работе, точность, терпение. Совершенствовать навыки работы на компьютере.

Обоснование потребности Постановка проблемы Скоро Новый год. 2014 год – год Лошади. А как же встречать наступающий год, если в доме нет этого «животного». В нашей семье есть хорошая традиция - дарить подарки на новый год. У меня есть младшая сестренка – Ирина, ей 4 года. Что ей подарить? Я подумал, неплохо бы подарить ей игрушку. Но какую? Конечно, нетрудно купить и в магазине. А ведь у подарка, выполненного своими руками много преимуществ.

Выбор и обоснование темы проекта На уроках мы изучаем технологию обработки древесины. Мы познакомились с разными породами древесины, такими инструментами, как лобзик, ножовка, дрель. А так как мне необходимо самостоятельно выполнить проект, учиться работать со столярными инструментами, я решил отработать эти навыки еще и самостоятельно. Изготовление деревянной игрушки для подарка сестре - это и стало выбором темы для творческого проекта.

Банк идей и предложений Первоначальные идеи Идея 1 Динамическая игрушка - «Заяц» + заяц катается по горке — много мелких деталей Идея 2 Сборный домик для куклы + очень красивый домик, подходит сестре — много мелких деталей, очень трудно выполнять Идея 3 Лошадка + красиво, легко сделать, символ нового года — нет гривы

Выбор лучшей идеи Проанализировав все идеи, я выбрал идею №3. Почему? Она мне понравилась, легко делать, мало деталей, символ года, с ней можно играть. Но я сделаю по-своему - добавлю ей гриву. А так как символ Нового 2014 года - синяя лошадь, когда буду украшать ее – добавлю синего цвета.

Исследования Исследование рынка Вывод: исследовав магазины, я пришел к выводу, что игрушки в магазинах есть (собачки, куклы, обезьяны, лошадки, машинки и другие). Игрушки мягкие, яркие, некоторые изготовлены в Китае. Есть дорогие и не очень. Мягкая игрушка в виде коня продается в одном магазине, она большая, белого цвета и дорогая. А деревянных игрушек нет.

История происхождения русской деревянной игрушки Деревянная игрушка известна на Руси с глубокой древности. Еще в IX веке, а может быть, и раньше у восточнославянских племен были известны деревянные игрушки. Русская деревянная игрушка богата и разнообразна. Самое притягательное в ней — ее образность. «В дереве все есть, только в нем это увидеть надо. »,— сказал однажды прекрасный художник, мастер деревянной игрушки Николай Иванович Рыжов. Динамические игрушки - это игрушки передающие моторику движения живых существ или механизмов. Они популярны у детей разного возраста.

Хвойные породы деревьев В столярном деле одними из самых широко используемых пород являются хвойные . Самые распространенные хвойные породы: сосна и ель. Сосна имеет древесину бело-желтого цвета с оранжево-красными смолистыми прожилками. Сучки дают интересную и выразительную текстуру. Древесина мягкая, легко поддается обработке, но легко повреждается и скалывается, требует острого инструмента. Широко применяется в изготовлении столярных изделий. Ель имеет светлую беловатую древесину с едва заметными годовыми кольцами. Сучки у ели разбросаны хаотично. По свойствам напоминает сосну, но более мягкая, легко поддается обработке. Свойства древесины

Выявление основных требований к изделию Дизайн – спецификация Динамическая игрушка «Коник» Материал – древесина, обрезки досок Порода древесины – хвойные (сосна и ель), Образ – лошадь Колеса – крутятся Ось в колесах – металлический стержень Грива, хвост - из остатков пряжи Уздечка - тесемка Узор – краски акриловые, фломастеры

Технологический этап Подбор материалов, инструментов и приспособлений

Правила безопасности при работе с лобзиком Организация рабочего места (перед работой, во время работы, после работы) Правила безопасности при работе с ножовкой Правила безопасности при работе с рубанком Правила безопасности при работе с ручной дрелью Техника безопасности

Заключительный этап Экономическое обоснование Игрушка выполнена из остатков досок, которые были у папы, нитки я взял у мамы - тоже остатки, краски мне потребовалось совсем немного – их мне предложила учитель. Покупать мне пришлось только клей «Момент», который стоит -30 рублей. Итак, подарок мне обошелся всего в 30рублей, намного дешевле, чем покупать. Большая экономия для семьи. Экологическое обоснование Для изготовления игрушки - подарка я использовал безопасные для здоровья детей и взрослых материалы. Этой игрушкой можно спокойно играть.

Самооценка проекта Что получилось? Цель достигнута. Материалы доступны. Технология изготовления посильна. Игрушка получилась красивой, оригинальной. Стоимость низкая. Игрушка понравилась сестре, родным и знакомым и мне. Закрепил свои навыки при работе с разными инструментами. И с компьютером. Какие были трудности? Потребовалась помощь при сверлении отверстий. Составлять дизайн – папку и планировать работу. Приклеивать гриву и хвост. Много затратил времени для выпиливания игрушки.

Новый 2014 год! Удача и счастье обязательно поселятся в вашей семье. Не верите? А вы проверьте. Смастерите своими руками хотя бы маленькую фигурку лошадки, поставьте ее на видное место в доме и очень скоро вы заметите изменения в своей жизни к лучшему! В нашей семье удача уже поселилась! У меня и у сестры – точно! Реклама

Яковлева Лариса Юрьевна

Игрушка — предмет, предназначенный для детских игр. Сейчас их существует огромное количество. К сожалению, большинство изготавливается из пластмассы, синтетических тканей и прочего. В современных условиях в нашей стране практически отсутствует производство игрушек из природного сырья. Хотя производство деревянных игрушек является мало затратным и несложным по исполнению. А ещё такие игрушки, яркие и безопасные, могут вызвать сильный интерес детей, способствовать формированию определенных навыков, в частности мелкой моторики.

Цель: расширить знания о деревянных игрушках, разработать и изготовить собственную деревянную игрушку «Пистолет резинкострел».

  • Изучить историю деревянной игрушки;
  • Выяснить положение деревянной игрушки в современном мире;
  • Изготовить оригинальную игрушку;
  • Усовершенствовать навыки столярных и плотницких работ;
  • Развить творческие способности, инициативу и самостоятельность.

Гипотеза: деревянную игрушку, которая понравится детям, можно сделать легко и быстро, без больших материальных затрат.

Обоснование темы: для реализации этого проекта я выбрал изделие «Пистолет резинкострел» потому, что:

  • Изделие экологически чистое;
  • Интересная игрушка для детских праздников и дней рождений;
  • Отличный подарок на день рождения;
  • Интересно делать;
  • Низкая стоимость материалов.

2. Теоретическая часть.

2.1. История деревянной игрушки

Русские народные деревянные игрушки известны с глубокой древности. Они неразрывно связаны с культурными, бытовыми и фольклорными особенностями соответствующей исторической эпохи и региона. Археологи обнаружили свидетельства того, что деревянные игрушки били у восточнославянских племён ещё в 9 веке н.э. Самые простые экземпляры представляют собой сучки дерева, лишь немного подправленные с помощью ножа. В некоторых регионах использовались еловые шишки, служившие руками или ногами для деревянной игрушки. Поскольку деревянная игрушка неразрывно связана с лесом, то фигурки были в основном в виде обитателей леса. Это птицы, животные или вымышленные фольклорные персонажи – «моховики», изображавшие дровосеков или старушек с вязанками хвороста на спине.

2.2. Деревянные игрушки в современном мире

С развитием промышленности и изобретением пластмассы деревянные игрушки постепенно отошли на второй план. Их место заняли яркие и лёгкие пластмассовые куклы, кубики и пирамидки. На долгое время игрушки из дерева оставались лишь сувенирами и никак не предназначались непосредственно для игры. Но в последнее время, в связи с усилием внимания к экологичности продукции для детей, деревянные игрушки снова завоёвывают прежнюю популярность. К тому же, по мнению психологов, простые и даже примитивные по форме деревянные игрушки оказывают лучшее влияние на ребёнка.

2.3 Целительная сила дерева

Игрушки из дерева, как и всё деревянное, обладают особыми, успокаивающими свойствами. Они хранят природное тепло и приятны на ощупь, они безопасны и полезны для психики ребёнка. Предки верили в целительную силу дерева, считали, что деревья помогают обрести гармонию духа.

Берёза – хранительница рода. Считается, что она защищает от беды, генерирует энергию, способствует концентрации внимания.

Сосна – дерево спокойствия. Энергия сосны помогает избавиться от нервных расстройств и стрессов, поможет повысить иммунитет и поднять настроение.

Ель – дерево-целитель. Энергия ели успокаивает и снимает психологическое напряжение, помогает контролировать свои силы и настроиться на философский лад.

Бук – символ знания и благополучия. Повышает устойчивость к стрессам, способность сосредоточиться, улучшает кровообращение.

2.4. Анализ и синтез идей. Выбор варианта изделия.

Работу над выбором варианта я начал с просмотра сайтов в интернете.

Из всего многообразия я выбрал два подходящих.

Автомат выглядит эффектнее, но из него не пострелять. Нет никаких механизмов, которые очень нравятся мне. А вот пистолет можно изготовить так, чтобы он стрелял резинками. Это гораздо интереснее, с ним играть будет веселее. Потому для своего проекта я решил сделать именно его. К тому же процесс изготовления доступен и позволяет мне использовать приобретенные знания, проявить умения и навыки.

3.1.Выбор материала для работы. Оборудование. Инструменты.

Чтобы изготовить максимально приближенную к оригиналу деревянную модель пистолета, мне понадобились:

  • листовая фанера толщиной 5 мм;
  • ручной лобзик;
  • струбцина для зажима заготовки;
  • быстросохнущий резиновый клей;
  • шаблон с формой изделия
  • Кисть
  • Наждачная бумага
  • Резинки
  • Шуруп – 4 шт
  1. Организация рабочего места и техника безопасности

Организация рабочего места

  • Надеть рабочую одежду, перчатки
  • Подготовить рабочее место
  • Подготовить все необходимые инструменты.
  • Во время работы быть внимательным.
  • После выполнения работы все инструменты положить на место, убрать
  • мусор.

Правила безопасности при работе с лобзиком

  • Перед началом работы лобзиком и шилом проверить, надёжно ли
  • Надёжно крепите выпиловочный столик к верстаку;
  • Надежно закрепляйте пилку в рамке лобзика;
  • Не делайте резких движений лобзиком при выпиливании,
  • Не наклоняйтесь низко над заготовкой.

3.3. Технология изготовления проектного изделия

Найти образцы деталей пистолета шаблон, распечатать их на принтере и перенести рисунки на фанеру.

При помощи лобзика нужно аккуратно вырезать шаблоны элементов пистолета, которые были нарисованы на фанере. Всего должно получиться пять основных и четыре вспомогательных деталей, из которых будет собираться будущий деревянный муляж пистолета.

Первые три основные детали (каркас пистолета) нужно зажать струбциной, выровнять боковые поверхности и грани при помощи наждачной бумаги, а затем склеить между собой. Затем можно переходить к механической обработке вспомогательных деталей, которые потом в определенной последовательности накладываются на поверхность деревянного пистолета. Когда пистолет полностью собран, его нужно обработать наждачной бумагой, чтобы сгладить все имеющиеся неровности.

На завершающем этапе столярных работ необходимо вырезать из фанеры визуальные элементы, которые потребуется хорошо отшлифовать и приклеить на пистолет: мушку, накладки на рукоять, муляж обоймы, а также высверлить отверстие под дуло.

4. Обоснование выгодности

4.1. Экономическое обоснование. Расчет себестоимости

Стоимость вычислим следующим образом:

Фанера размером 40х40 см обошлась нам в 60 рублей, затраты клея ПВА не учитываю, т.к. они были в наличии. Несколько резинок стоили 10 рублей, четыре шурупа – 2 рубля. Остальное всё было в наличии и может использоваться для создания подобных игрушек неоднократно. Получается, что стоимость пистолета-резинкострела обошлась мне в 72 рубля, что очень дёшево.

Изделие сделано из экологически чистого материала — фанеры. Ведь она не выделяет никаких токсичных веществ. Кроме того дерево легко поддается обработке, удобно в использовании.

Итак, я считаю, что справился с поставленными целями и задачами, так, как изготовил изделие, которое мне очень нравится, и расширил представление о деревянных игрушках.

Оказалось, что деревянные игрушки сейчас снова набирают популярность. Ведь они просты в использовании, безопасны и отлично развивают детей.

В результате пистолет-резинкострел понравился моим близким. Одноклассники тоже хорошо оценили мою работу.

Кроме того я получил удовлетворение от данной работы, у меня появилось желание изготавливать другие более сложные изделия.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

1 Теоретическая часть

1. 1 История русской деревянной игрушки……………………………….5

1. 2 Исторические центры производства деревянной игрушки в России.5

1. 3 Русская народная игрушка «Матрешка»………………………………7

1.4 Русская народная игрушка «Лошадка - качалка»………………………7

2 Практическая часть

2. 1 Технология изготовления лошадки- качалки………………………….8

Аннотация наставника

Народные промыслы занимают важное место в культуре и искусстве России. Народное искусство – это живой, чистый родник, который несет в себе особое историческое, эстетическое, национально-психологическое и нравственное содержание, необходимое всем россиянам и особенно детям на этапе становления их личности. Особое место среди изделий народного искусства принадлежит игрушке. Каждый человек независимо от возраста помнит игрушки своего детства. Поэтому очень важно, чтобы эти первые жизненные и культурные ориентиры были созданы добрыми руками, чтобы в них отразились национальные и культурные традиции. Поэтому при воспитании детей дошкольного возраста одной из основных задач, стоящих перед родителями и педагогами, должно являться знакомство детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

Игрушка - вещь, изготовленная для забавы, для игры или потехи, особенно детям.

Значительное место в художественных промыслах России занимает игрушка, именно с нее человек начинает познавать окружающий его мир. В России игрушку делали повсеместно, изначально между делом, чтобы детей потешить, со временем это стало особым ремеслом. Работали целыми семьями с утра до вечера, детей приучали к работе с трех лет, к восьми годам они уже были мастерами.

Русская деревянная игрушка богата и разнообразна. Считалось, что идеальная игрушка для ребенка – это игрушка из дерева. На ощупь это твердый, нежный и теплый материал, разрешенный даже грудным младенцам. И игрушки из дерева известны с самых древних времен. Такие игрушки сохранили в себе это природное тепло и несут положительную энергетику. Одной из самых известных традиционных деревянных игрушек является матрешка. Все дети без исключения любят играть с ней. И это не удивительно – матрешка – одна из первых развивающих игрушек. Для их производства используются ценные породы деревьев, произрастающих в экологически чистых районах. Наша работа интересна тем, что прослеживает историю развития промысла деревянной игрушки, забвения и возрождения[2].

В современных условиях в нашей стране практически отсутствует производство игрушек из природного сырья. Производство данной деревянной игрушки является малозатратным и не сложным по исполнению, при этом при его изготовлении и отделки могут осуществляться творческие подходы, как самого изготовителя, так и отделочника (художественное оформление изделия). Сама же игрушка, яркая и безопасная может вызвать интерес детей, способствовать формированию определенных навыков, в частности мелкой моторики.

Цель работы - познакомиться с истоками русской культуры, почувствовать свою принадлежность к традиционной культуре на примере игрушек из дерева.

Задачи проекта:

· Изучить историю игрушки

· Выяснить положение деревянной игрушки в современном мире

· Дать экономическую и экологическую оценки изделию

· Выполнить игрушку «Лошадку качалку», используя полученные при исследовании знания.

Практическая ценность исследования заключается в возможности её использования на уроке технологии. При массовом производстве, замечательная сувенирная продукция для развития местного туризма.

Теоретическая часть

1.1 История русской деревянной игрушки

Русские народные деревянные игрушки известны с глубокой древности. Они неразрывно связаны с культурными, бытовыми и фольклорными особенностями соответствующей исторической эпохи и региона, где находилось их производство. Археологи обнаружили свидетельства того, что деревянные игрушки были у восточнославянских племен еще в IX веке н.э. Однако подтверждение этого можно обнаружить только в исторических документах, образцов таких игрушек практически не сохранилось в связи с особенностями дерева как материала. Даже произведения мастеров игрушечного дела XVIII века дошли до современности в очень малых количествах. В музеях и коллекциях в основном представлены игрушки с XIX века.
Самые простые экземпляры представляют собой сучки дерева, лишь немного подправленные с помощью ножа. В некоторых регионах в создании игрушек использовались еловые шишки, служившие руками или ногами для деревянных фигурок. Поскольку деревянная игрушка неразрывно связана с лесом, то фигурки представлены в основном в виде обитателей леса. Это птицы, животные или вымышленные фольклорные персонажи – «моховики», изображавшие дровосеков или старушек с вязанками хвороста на спине. Известен факт, что на Парижской выставке 1890 года «моховики» были с восторгом встречены зарубежной публикой[1].

1. 2 Исторические центры производства деревянной игрушки в России

Существуют три наиболее известных исторически сложившихся региона изготовления деревянных игрушек. Первый из них известен с XIX века. Он располагался по берегам Белого моря, на Онежском полуострове, в Архангельской и Вологодской губерниях. Игрушки, изготовленные северными мастерами, очень характерны. Специалисты полагают, что их внешний вид обусловлен влиянием культового наследия предков. Такие игрушки своим скупым, столбоватым обликом напоминают древних северных идолов. Черты лица прорисованы не слишком выразительно, фигуры в основном конусообразные, с плоскими лицевыми частями. Основные мотивы производства игрушек для северных мастеров – это кони, птицы, лодки, куклы-бабы и разнообразные погремушки.

Другой исторический регион производства деревянных игрушек находился в Нижегородской губернии. Этот регион вообще славился резьбой по дереву, здесь производились лучшие образцы корабельной и домовой резьбы, было хорошо развито «ложкарство» (изготовление деревянных ложек), точение веретен и городецкая резьба. Немалую роль играло также и производство резных игрушек из дерева. Художественный уровень этого промысла был необычайно высок. Центрами изготовления традиционной деревянной игрушки стали Городец, Семенов, Лысково, Пурех, Федосеево и некоторые другие города[5].

Позднее среди поволжской игрушки появились коньки-скакунки с обозначенным телом и ногами, ветряные меленки, качели. Сравнительно редко мастера изображают человека, люди лишь составляют ритм, элемент общей композиции, поэтому "рубятся" схематично, условно - в виде четырехгранного столбика или пирамидки, изображающей всадника на коне или ребенка на качели. Любимым детищем поволжских мастеров был конь. Мчащийся силуэт с крутым выгибом шеи, со своей откровенной оторванностью от реальных форм, как бы символизировал ту стремительность, которая была свойственна древнему божеству солнца. Это наследие языческих времен, когда наши предки верили, что солнце ездит на коне и принимает его облик. Деревянная фигурка коня была и игрушкой и оберегом-символом солнца, хранящим от бед и помогающим в делах[4].

Ну а третий, наиболее известный центр производства традиционной русской деревянной игрушки – это район Сергиева Посада – сам город и деревня Богородское, расположенная в двадцати семи километрах от него. Мастера этих мест предпочитали использовать жанровые изображения для создания образов своих игрушек. Это так называемые «барыни» - фигуры пышных, дородных женщин, созданные с помощью немногоцветной условной росписи. Не менее популярны были фигуры гусаров, попов, монахов. Обязательные персонажи – трудолюбивый мужик и его могучий работяга-конь. Ну и конечно, самый главный персонаж русского фольклора – добрый и ленивый косолапый медведь. Богородские игрушки часто изготавливались в виде сюжетных композиций, они включали несколько «действующих лиц». Иногда такие игрушки делались движущимися для усиления эффекта.

Подмосковье славилось и изготовлением точеной игрушки. Делали лото, шахматы, посудные наборы, погремушки, деревянные яйца, пирамидки, бирюльки, а сначала XX века известную во всем мире, символ России – матрешку[5].

1.3 Русская народная игрушка «Матрешка»

Матрешка считается традиционным русским сувениром, самым популярным среди россиян и иностранных гостей, но далеко не каждый знает историю возникновения матрешки.

Появилась матрешка в 1890 году. Ее прообразом стала точеная фигурка буддийского святого Фукурума, которую привезли с острова Хонсю в подмосковную усадьбу Абрамцево. Фигурка изображала мудреца с вытянутой от долгих раздумий головой, она оказалась разъемной, и внутри была спрятана фигурка поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких куколок оказалось пять.

По образу этой игрушки токарь Василий Звездочкин выточил фигурки, а художник Сергей Малютин расписал их. Он изобразил на фигурках девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. Игрушка состояла из восьми фигурок. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т.д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завернутого в пеленки младенца. Распространенным именем в то время было имя Матрена - так и появилась Матрешка[1].

1. 4 Русская народная игрушка «Лошадка - качалка»

Лошадка-качалка является выдающимся творением в истории детских игрушек.

Многие источники утверждают, что конь-качалка появился ещё в 5 в.н.э. в Древней Греции и быстро стал популярной детской игрушкой, выполняя исключительно развлекательную функцию. Такие лошадки забавляли детей и в Персии[6].

Современные качалки для детей – это уже не только лошадки, но и ослики, бычки, овечки, собаки и тигры, верблюды и слоны. Они сделаны из различных современных материалов. Но лучшие из них изготавливаются из экологически чистых и безопасных материалов, чаще всего дерева. Деревянный каркас лошадки обеспечивает прочность и легкость игрушки.

Во время качания ребенок будет развивать мускулатуру, координацию движений, равновесие и красивую осанку всадника. Современной наукой доказано, что развитие вестибулярного аппарата - один из важнейших компонентов занятий с ребенком. И пожалуй, один из самых легких.

В современном мире, перенасыщенном электронными технологиями и развлечениями лошадка - качалка остаётся неотъемлемым атрибутом детства[3].

2 Практическая часть

2.1 Технология изготовления лошадки – качалки

Приступая к разработке игрушки «лошадка-качалка», были рассмотрены альтернативные варианты лошадок, которые бы были просты в изготовлении, доступный материал, имели оригинальность. Рассмотрено мною было 4 варианта игрушек.




Вариант №1 подошел нам для реализации задач проекта.

Выбранная идея

Корпус цельный изготовлен из одной доски толщиной 50 мм. Основание состоит из двух продольных реек толщиной 20. Материал, выбранный нами сосна.

Можно предположить, что появление первой игрушки связано с желанием человека выразить свою любовь к детям. Поэтому, возможно, что первыми резными , деревянными игрушками стали игрушки-забавы которые появились благодаря усилиям любящего отца или дедушки, который подобрал для ее изготовления простой и доступный материал – дерево и сделал игрушку подвижной, занимательной, вызывающей улыбку ребенка. К сожалению, сейчас невозможно точно восстановить события, которые происходили в ХІV -XV веках, но сам «возраст» деревянной игрушки вызывает искреннее восхищение и желание поклониться тем людям, которые на протяжении многих лет, передавая из поколения в поколение секреты мастерства, развивая и совершенствуя свое искусство, донесли до современного ребенка эту чудо-игрушку. Эстетическую и педагогическую ценность деревянной игрушки трудно описать словами. Наверное, это связано с тем, что на протяжении столетий мудрый народный ум вложил в нее так много, что все время возникает ощущение чего-то недосказанного. Отметим самое главное. Деревянная игрушка – рукотворная. Она вручную вырезается из дерева (березы, липы, осины, сосны) и не окрашивается. Благодаря этому, сохраняется природный цвет дерева, его тепло и очень приятная на ощупь поверхность, безупречная в гигиеническом отношении для маленького ребенка[7].

При написании работы , проанализировали литературные источники, работу с интернетом , пришли к выводу, что деревянная игрушка всегда пользовалась спросом у взрослых как родителей и у детей разного возраста как познавательно – занимательный материал.

Нажмите, чтобы узнать подробности

игрушка - самолет" выполнено самостоятельно учеником 5 класса.

Просмотр содержимого документа
«Вариант творческого проекта Технология "игрушка"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

Общеобразовательная школа №115

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«деревянная игрушка»

Выполнил ученик 5 класса «А»


2017

Историческая справка 3

Задачи проекта 4

Требования к изделию 5

Инструменты и оборудование инструментах, инвентаре 6

Материалы. Общая потребность. 6

Техника безопасности 7

Технический рисунок 11

Технологическая карта Творческого проекта «Деревянная игрушка» 12

Экологическое обоснование 15

 Источники информации 17

Приложение: Фото моих игрушек 18

С возникновением первых людей и началась история появления игрушек. Игрушки появились ещё в первобытном обществе и на протяжении всего своего существования преобразовывались и меняли своё назначение. В то время они и выглядели в форме оружия, орудий труда. Назначение таких игрушек было приспособление к взрослой жизни/ Например, в племени, в котором занимались в большей степени охотой, изготавливались игрушки в виде животных, а также в виде оружия. Игрушки были довольно примитивными.

В Древнем Египте игрушки делали из ткани, из дерева. Изготавливали фигурки домашних животных, кукол, археологи нашли и спортивные игрушки, например, мячи, серсо. Игрушки были довольно реалистичными, например, крокодил с открывающейся пастью, лев, замахивающийся лапой на предполагаемую жертву. Были даже такие игрушки, которые отображали социальный строй того времени, например, работающий раб или телесные наказания раба.

В античные времена в Греции и Риме игрушки считались важнейшим средством воспитания детей. До нашего времени дошли художественные игрушки того времени, сделанные из слоновой кости, янтаря, терракоты, в основном это фигурки животных, куклы, встречались игрушки с заводным механизмом. Для физического воспитания детей делали спортивные игрушки: мячи, серсо, волчки и т.д. Уже в те времена было налажено ремесленное производство игрушек, которые продавались в разных странах мира.

На территории Восточной Европы делались игрушки в основном из глины. Во II в. до н.э. делали всадников, повозки. На территории славянских поселений при археологических раскопках были обнаружены фигурки, погремушки, глиняные свистульки, куколки, фигурки домашних животных. По некоторым данным первые погремушки и свистульки несли в себе не развлекательное значение, а выступали в роли оберега.

В средние века, при феодальном строе игрушки отражали сословное разделение. У представителей знати и их детей были игрушки разного содержания и изготавливались они из достаточно дорогих материалов (фарфор, дорогая ткань, слоновая кость и т.д.). Много было игрушек военного содержания: фигурки коней, доспехи, мечи, щиты, лошади в рост ребёнка. Обязательным атрибутом каждого состоятельного дома была кукла, которая несла в себе магическое значение – хранительница домашнего очага. Для этой куклы создавались кукольные дома со всей обстановкой. Часто такие дома были лишь частью интерьера и передавались по наследству.

Разработать и изготовить деревянную игрушку.

Изучить информацию по теме: роль деревянной игрушки, история деревянной игрушки, экологическая безопасность, экономический расчет, техника безопасности при работе с электро инструментом

Читайте также: