Проект на тему каргопольская игрушка

Обновлено: 07.05.2024

Каргопольская глиняная игрушка Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 50 Приморского района г. Санкт-Петербурга. Составила : воспитатель первой квалификационной категории Голубцова Людмила Петровна

КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА - русский художественный промысел, распространенный в районе города Каргополя Архангельской области.Возникновение промысла Издавна в Торопове, Гриневе, Печникове - деревнях Панфиловской волости Каргопольского уезда , сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах .

Искусство изготовления керамики зародилось на Каргопольской земле ещё в эпоху каменного века . На стоянках Каргопольской неолитической культуры (4 - 3 тыс . до н.э .) найдены обломки глиняной посуды , украшенные ямочно-гребенчатым орнаментом , а также примитивные фигурки , изображающие людей , птиц и животных . Истоки традиционного гончарного промысла Каргополья уходят в 11 - 13 века , ко временам славянской колонизации края из Новгородских и Ростово-Суздальских земель .

Р азвити е гончарства на Каргополье относ и тся к 19 - началу 20 в.в . Наибольшее развитие он получил в деревнях Панфиловской волости , в окрестностях села Печниково . В 1902 году здесь работало на дому 43 гончара , из них 30 человек в деревнях Гринево , Олеховская , Огнево и Ананьино . Как и все крестьяне , каргопольские гончары пахали землю , растили на ней хлеб , держали скот . И лишь в свободное от сельскохозяйственных работ время садились за гончарный круг . Делали посуду разных размеров , форм . Из остатков глины " стряпали " игрушки особо любимы е детворой . Свои изделия панфиловские горшечники продавали на местных ярмарках , развозили по ближайшим деревням , продавали их и в Каргополе .

Каргопольская глиняная игрушка сегодня занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов игрушки. Большая заслуга в этом принадлежит известным мастерам из д. Гринево : Ивану Васильевичу Дружинину (1887 - 1949г.г.) - талантливому мастеру - классику каргопольской игрушки и Ульяне Ивановне Бабкиной ( 1889 - 1977г.г.) - самой знаменитой мастерице .

Огромный интерес к её творчеству в 60-е годы способствовал возрождению промысла. В Каргополе создали гончарный цех, который в 1968 г. стал филиалом предприятия народных художественных промыслов "Беломорские узоры" (г.Архангельск ). Возглавил предприятие потомственный гончар из д. Токарёво Шевелёв Александр Петрович. Сохранив традиционные сюжеты, Шевелёв начал разрабатывать новые. В новой игрушке появились усложненность, многофигурность , движение, натурализм, разнообразие цвета, тщательная лепка, заглаженная поверхность. Деревенская тема в игрушке осталась главной.

С И М В О Л Ы Берегиня - это одна из старославянских рун, впоследствии выродившаяся в букву "Буки" алфавита. Руна Берегини - это руна Богини-Матери, ведающей и земным плодородием, и судьбами всего живого. Богиня-Мать дает жизнь душам, приходящим, чтобы воплотиться на Земле, и она отнимает жизнь, когда приходит время. Поэтому руну Берегини можно назвать и руной Жизни, и руной Смерти. Эта же руна является руной Судьбы.

"Медведь" - знак Плодородия. У славянских народов " медведко " считается подателем плодородия земли, существовало поверье о связи медвежьего культа с плодородием женщины. После венца молодых встречали в медвежьей шкуре и желали им счастья, богатства и деторождения . Медведь у большинства гончаров - добрый " хозяюшко леса". Он выходит на встречу к людям полным пирогов. Балагур, весело играет на гармошке.

"Олень. Лось. Баран" - знаки Неба Каргопольским глиняным оленям, лосям и баранам ставили на боках большие буро-красные круги, (либо золотили), которые символизировали бесконечный бег солнца. С ними было связано представление о довольстве и благе, а само слово "рогато" значило на Севере жить в изобилии и богатстве.

" Полкан " - знак Солнца Полкан , огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла. Он наполовину бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище-как у коня, и на ногах копыта. На груди Полкана-лучистое солнышко . Человек здесь-образ большого мира, и его поведение или действия оказывают прямое воздействие на природу, на плодородие земли. Полкан в каргопольской игрушке - это образ неодолимо могучего богатыря. Очень редко лепили Полкана удалым и молодцеватым, обычно он статный "стар матёр человек".

" Тяни-толкай" Фигурка тяни-толкая сосотоит из двух коней - черного и белого. Конь - одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла, солнечного света и всякого блага, то конь черный несет саму Смерть. Всадник на коне - символ сам по себе многогранный, а тем более всадник на тяни-толкае , олицетворяющий собой постоянную борьбу между светлой и темной сторонами человеческой души.

СУВЕНИР В современной Каргопольской игрушке, кроме традиционных фигур, широко используются многофигурные композиции, появляется характер и движение, стремление к тому, чтобы "всё было как в жизни". Мастерами установлены темы и сюжеты, чаще всего это крестьянская жизнь, будни и праздники. Разрабатываются и новые сюжеты, связанные с календарными праздниками, с различными мероприятиям и выставками, проходящими в городе.

Традиции лучших мастеров продолжает Валентин Дмитриевич Шевелев- известный Каргопольский гончар и игрушечник, член Союза художников России. В Каргополе открыт частный "Музей семьи Шевелевых". В нем показано творчество представителей этой семьи ведущих свои родовые корни от токаревских гончаров . Также Каргопольская глиняная игрушка выставляется и в Русском музее .

Историяигрушки. Делала на экзамен по МХК, может пригодиться кому нибудь. Буду рада.

ВложениеРазмер
kargopolskaya_glinyanaya_igrushka.pptx 2.76 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Каргопольская глиняная игрушка Составила Яковлева Е.М.

КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА - русский художественный промысел, распространенный в районе города Каргополя Архангельской области.Возникновение промысла Издавна в Торопове, Гриневе, Печникове - деревнях Панфиловской волости Каргопольского уезда , сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах .

Искусство изготовления керамики зародилось на Каргопольской земле ещё в эпоху каменного века . На стоянках Каргопольской неолитической культуры (4 - 3 тыс . до н.э .) найдены обломки глиняной посуды , украшенные ямочно-гребенчатым орнаментом , а также примитивные фигурки , изображающие людей , птиц и животных . Истоки традиционного гончарного промысла Каргополья уходят в 11 - 13 века , ко временам славянской колонизации края из Новгородских и Ростово-Суздальских земель .

Конкретные сведения о развитии гончарства на Каргополье относятся лишь к 19 - началу 20 в.в . Наибольшее развитие он получил в деревнях Панфиловской волости , в окрестностях села Печниково . В 1902 году здесь работало на дому 43 гончара , из них 30 человек в деревнях Гринево , Олеховская , Огнево и Ананьино . Как и все крестьяне , каргопольские гончары пахали землю , растили на ней хлеб , держали скот . И лишь в свободное от сельскохозяйственных работ время садились за гончарный круг . Делали посуду разных размеров , форм . Из остатков глины " стряпали " величавых баб , домашнюю живность , лесное зверье , звонкоголосых уточек-свистулек , особо любимых детворой . Свои изделия панфиловские горшечники продавали на местных ярмарках , развозили по ближайшим деревням , продавали их и в Каргополе .

Каргопольская глиняная игрушка как художественное явление сегодня по праву занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов игрушки. Большая заслуга в этом принадлежит известным мастерам из д. Гринево : Ивану Васильевичу Дружинину (1887 - 1949г.г.) - талантливому мастеру - классику каргопольской игрушки и Ульяне Ивановне Бабкиной ( 1889 - 1977г.г.) - самой знаменитой мастерице.

Огромный интерес к её творчеству в 60-е годы способствовал возрождению промысла. В Каргополе создали гончарный цех, который в 1968 г. стал филиалом предприятия народных художественных промыслов "Беломорские узоры" (г.Архангельск ). Возглавил предприятие потомственный гончар из д. Токарёво Шевелёв Александр Петрович. Сохранив традиционные сюжеты, Шевелёв начал разрабатывать новые. В новой игрушке появились усложненность, многофигурность , движение, натурализм, разнообразие цвета, тщательная лепка, заглаженная поверхность. Деревенская тема в игрушке осталась главной.

С И М В О Л Ы Берегиня - это одна из старославянских рун, впоследствии выродившаяся в букву "Буки" алфавита. Руна Берегини - это руна Богини-Матери, ведающей и земным плодородием, и судьбами всего живого. Богиня-Мать дает жизнь душам, приходящим, чтобы воплотиться на Земле, и она отнимает жизнь, когда приходит время. Поэтому руну Берегини можно назвать и руной Жизни, и руной Смерти. Эта же руна является руной Судьбы.

"Медведь" - знак Плодородия У славянских народов " медведко " считается подателем плодородия земли, существовало поверье о связи медвежьего культа с плодородием женщины. После венца молодых встречали в медвежьей шкуре и желали им счастья, богатства и деторождения. Медведь у большинства гончаров - добрый " хозяюшко леса". Он выходит на встречу к людям полным пирогов. Балагур, весело играет на гармошке

"Олень. Лось. Баран" - знаки Неба Каргопольским глиняным оленям, лосям и баранам ставили на боках большие буро-красные круги, (либо золотили), которые символизировали бесконечный бег солнца. С ними было связано представление о довольстве и благе, а само слово "рогато" значило на Севере жить в изобилии и богатстве.

" Полкан " - знак Солнца Полкан , огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла. Он наполовину бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище-как у коня, и на ногах копыта. На груди Полкана-лучистое солнышко . Человек здесь-образ большого мира, и его поведение или действия оказывают прямое воздействие на природу, на плодородие земли. Полкан в каргопольской игрушке - это образ неодолимо могучего богатыря. Очень редко лепили Полкана удалым и молодцеватым, обычно он статный "стар матёр человек".

" Тяни-толкай" Фигурка тяни-толкая сосотоит из двух коней - черного и белого. Конь - одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла, солнечного света и всякого блага, то конь черный несет саму Смерть. Всадник на коне - символ сам по себе многогранный, а тем более всадник на тяни-толкае , олицетворяющий собой постоянную борьбу между светлой и темной сторонами человеческой души.

СУВЕНИР В современной Каргопольской игрушке, кроме традиционных фигур, широко используются многофигурные композиции, появляется характер и движение, стремление к тому, чтобы "всё было как в жизни". Мастерами установлены темы и сюжеты, чаще всего это крестьянская жизнь, будни и праздники. Разрабатываются и новые сюжеты, связанные с календарными праздниками, с различными мероприятиям и выставками, проходящими в городе.

Традиции лучших мастеров продолжает Валентин Дмитриевич Шевелев- известный Каргопольский гончар и игрушечник, член Союза художников России. В Каргополе открыт частный "Музей семьи Шевелевых". В нем показано творчество представителей этой семьи ведущих свои родовые корни от токаревских гончаров. Также Каргопольская глиняная игрушка выставляется и в Русском музее .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация "Дымковская глиняная игрушка" и дидактический рисунок к ней

Презентация "Дымковская глиняная игрушка" знакомит дошкольников с историей создания игрушки, основными формами и особенностями колорита.Дидактический рисунок позволит проверить степень усвоения матери.


Презентация "Каргопольская глиняная игрушка"

Презентация для старшей группы.


Презентация "Дымковская глиняная игрушка"

Конспект занятия по художественно-эстетической деятельности (рисование) с использованием ИКТ.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Каргопольская игрушкаВыполнила студентка НФ МГОУ 4 курс НО Трофимова Виктория


Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО


Курс повышения квалификации

Инструменты в преподавании кубановедения в соответствии с ФГОС НОО


Курс повышения квалификации

Инновационные технологии управления профессионально-педагогической деятельностью учителей начальной и средней школы в условиях реализации ФГОС

«Тревога: инструкция по применению»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Каргопольская игрушкаВыполнила студентка НФ МГОУ 4 курс НО Трофимова Виктория

Каргопольская игрушка
Выполнила студентка НФ МГОУ 4 курс НО
Трофимова Виктория

История возникновения Из глины гончары лепят горшки и другую посуду. А кол.

История возникновения
Из глины гончары лепят горшки и другую посуду.
А коли останется приготовленная глина от горшков и мисок, так лепят из неё игрушки – фигурки баб, домашних и лесных животных, петушков, уточек, свистульки и гримелки разные.

Глиняные каргопольские игрушки представляют собой фигурки в виде собак, ме.

Глиняные каргопольские игрушки представляют собой фигурки в виде собак, медведей, сказочных героев, приземистых мужиков с бородами-лопатами, баб с новорождёнными малышами, птиц и других живых существ.

Несмотря на такое широкое разнообразие форм, старинная каргопольская глиняная игрушка не обладала яркой расцветкой, ведь в качестве красок использовали мел, сажу и цветную глину.

Мастера Каргопольской игрушки В 1930 гг. изготовлением игрушек занималось л.

Мастера Каргопольской игрушки
В 1930 гг. изготовлением игрушек занималось лишь несколько мастеров. В 1950 гг. остался лишь один мастер, и им была легендарная мастерица Ульяна Ивановна Бабкина (1889 – 1977 гг.).

Особенности Каргопольской игрушки Одеты игрушки, как правило, в нарядные нар.

Особенности Каргопольской игрушки
Одеты игрушки, как правило, в нарядные народные костюмы.

Сарафаны на крестьянках пышные. В руках женщины держат детей, блюда с яств.

Сарафаны на крестьянках пышные. В руках женщины держат детей, блюда с яствами или птиц.

Условно все сюжеты игрушек можно поделить на несколько категорий: к перво.

Условно все сюжеты игрушек можно поделить на несколько категорий:
к первой категории относятся такие типы, как Берегиня – женщина, которая в руках держит голубей, а также лошади, Полкан и другие животные.
ко второй категории относятся сюжетные изделия, которые демонстрируют сцены из деревенского быта.

Орнамент Каргопольской игрушки Элементы орнамента – круги с пятнами другого.

Орнамент Каргопольской игрушки
Элементы орнамента – круги с пятнами другого цвета или крестами внутри, «ёлочки», «гребёнки» – сходны с орнаментами на глиняных черепках каргопольской культуры четырёх тысячелетней давности.

Символика Каргопольской игрушки Берегиня – знак Земли. Слепленная из гли.

Символика Каргопольской игрушки
Берегиня – знак Земли.
Слепленная из глины баба с головой, увенчанной «солнцем», воздетыми к небу руками и сидящими в них птицами, которые символизируют моление «матери сырой земли» о вешних лучах солнца, о свете и тепле, так необходимых для её плодородия.

Медведь – знак Плодородия. У славянских народов «медведко» считается по.

Медведь – знак Плодородия.
У славянских народов «медведко» считается подателем плодородия земли.

Олень. Лось. Баран – знаки Неба С ними было связано представление о дов.

Олень. Лось. Баран – знаки Неба
С ними было связано представление о довольстве и благе, а само слово «рогато» значило на севере жить в изобилии и богатстве.

Полкан – знак Солнца Полкан в каргопольской игрушке – это образ неодоли.

Полкан – знак Солнца
Полкан в каргопольской игрушке – это образ неодолимо могучего богатыря. Очень редко лепили Полкана удалым и молодцеватым, обычно он статный «стар матёр человек».

«Тяни-толкай»: свет и тьма Всадник на тяни-толкае, олицетворяющий собо.

«Тяни-толкай»: свет и тьма
Всадник на тяни-толкае, олицетворяющий собой постоянную борьбу между светлой и тёмной сторонами человеческой души. Сидящего между чёрным и белым конём всадника стараются перетянуть на свою сторону светлые и тёмные силы.

Изготовление Каргопольской игрушки Фигурка лепится из одного куска глины, н.

Изготовление Каргопольской игрушки
Фигурка лепится из одного куска глины, налепных деталей немного.

Детали обозначаются острой палочкой.
Игрушку лепят частями: торс с головой, юбку-колокол, руки, головной убор. Торс соединяли с юбкой, две руки-колбаски сдавливали, сгибали калачиком, и присоединяли к торсу. В последнюю очередь надевают головной убор – шляпу или кокошник.

Для обжига игрушку ставят на ночь в протопленную печь, поближе к углям, гд.

Для обжига игрушку ставят на ночь в протопленную печь, поближе к углям, где температура достигает 800 – 900 градусов Цельсия.
Расписывают игрушку неяркими, блеклыми красками.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 917 512 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация инклюзивного обучения в сфере образования»
  • Курс повышения квалификации «Теория и практика инклюзивного обучения в образовательной организации в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы»
  • Курс профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования»
  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО»
  • Курс повышения квалификации «Система работы учителя-дефектолога при обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в общеобразовательном учреждении»
  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогическая диагностика в современном образовательном процессе»
  • Курс повышения квалификации «Разработка адаптированных образовательных программ в условиях ФГОС СПО»
  • Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»
  • Курс повышения квалификации «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе»
  • Курс профессиональной переподготовки «Оказание психолого–педагогической помощи лицам с ОВЗ»

Оставьте свой комментарий

  • 08.05.2017 6688
  • PPTX 1.1 мбайт
  • 474 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Трофимова Виктория Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

62 минуты

«Индивидуальное обучение игре на фортепиано как фактор всестороннего развития личности ребенка»

59 минут

«Расстройства пищевого поведения»

88 минут

«Память: виды, индивидуально-типологические особенности и способы развития»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Каргопольская игрушка коллективный творческий проект учащихся 4 – Г класса М.


Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя


Курс повышения квалификации

Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения


Курс повышения квалификации

Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Каргопольская игрушка коллективный творческий проект учащихся 4 – Г класса М.

Каргопольская игрушка
коллективный творческий проект
учащихся 4 – Г класса МБОУ «СОШ №30»

В рамках конкурса творческих проектов
«Всякому мило своё ремесло»
городской культурно-исторической программы
«Семь ремёсел»

Руководитель: Илатовская Елена Викторовна

Архангельская область известна по всему миру изделиями местных мастеров. Все.

Архангельская область известна по всему миру изделиями местных мастеров. Все ремёсла трудно перечислить, даже самых распространённых не мало:
Резьба по кости
Вышивка
Различные виды росписей по дереву и бересте, в том числе мезенская, борецкая, шенкурская
домовые росписи
Резьба по дереву
Ткачество
Приготовление козуль
Гончарство, например известная каргопольская игрушка

Когда перед нашим классом встал вопрос о выборе темы для проекта в рамках кон.

Когда перед нашим классом встал вопрос о выборе темы для проекта в рамках конкурса творческих работ «Всякому мило своё ремесло» , мы остановили выбор на «Каргопольской игрушке». Дело в том, что в нашем классе учится девочка, чей прапрадедушка, Иван Васильевич Дружинин, был родом из деревни Гринёво в Каргополье. Этот мастер внёс большой вклад в возрождение народного промысла глиняной игрушки. Нам стало интересно более подробно изучить эту тему.

Цель работы над проектом: Изучить предмет и изготовить каргопольскую игрушку.

Цель работы над проектом:
Изучить предмет и изготовить каргопольскую игрушку.

Задачи проекта: Изучить историю возникновения каргопольской игрушки Познако.

Задачи проекта:
Изучить историю возникновения каргопольской игрушки
Познакомиться с видами каргопольской игрушки
Освоить технологические приёмы и последовательность изготовления каргопольской игрушки
Познакомиться с материалами и инструментами, используемыми для изготовления игрушки
Познакомиться с принципами цветовой обработки, символикой Каргополья, используемой для раскрашивания игрушки
Выполнить эскиз и выбрать вид игрушки для работы в глине, изготовить изделие
Совершенствовать свои умения и навыки в работе с пластилином, глиной, красками
Выполнить каргопольскую игрушку из глины и раскрасить в соответствии с традициями
Совершенствовать свои возможности в области проекта и проектной деятельности

Каргопольская игрушка – это глиняная игрушка, изготавливаемая в городе Каргоп.

Каргопольская игрушка – это глиняная игрушка, изготавливаемая в городе Каргополе Архангельской области, потому она и называется «каргопольская».
В деревнях, которые находились на территории Каргопольского уезда (сегодня это Каргопольский район Архангельской области), с древних времен занимались созданием гончарных предметов обихода. Это дело было сезонным – когда заканчивались сельскохозяйственные работы, крестьяне могли позволить себе заняться лепкой горшков. Мастера из окрестных деревень Печникова, Гринева, Токарева крутили всякую посуду.
Из остатков глины лепили игрушки на забаву детям. Вот так и появился на свет этот промысел!

Первоначально к этому ремеслу никто не относился серьезно. Для раскрашивания.

Первоначально к этому ремеслу никто не относился серьезно. Для раскрашивания изделия использовали подручные материалы. В основном эта была печная сажа и известь.
Глиняные каргопольские игрушки представляли собой фигурки в виде собак, медведей, сказочных героев, приземистых мужиков с бородами-лопатами, баб с новорожденными малышами, птиц и других живых существ. Несмотря на такое широкое разнообразие форм, старинная каргопольская глиняная игрушка не обладала яркой расцветкой, ведь в качестве красок использовали мел, сажу и цветную глину. Современная вещица уже отличается более яркими оттенками, однако профессионалы стараются не делать свои творения очень пестрыми. Красный, синий, зеленый, белый, черный цвета и охра являются самыми популярными оттенками для разрисовывания изделий.

В большинстве случаев имена изготовителей глиняных игрушек никому не из.

В большинстве случаев имена изготовителей глиняных игрушек никому не известны. Но существуют некоторые знаменитые мастера каргопольской игрушки, благодаря творчеству которых сбереглось ремесло и в него были привнесены характерные элементы.
В тридцатые годы прошлого века в деревне Гринево проживал Дружинин Иван Васильевич – потомок рода гончаров. Он был одним из талантливейших создателей глиняных игрушек. Сегодня его шедевры люди знают как классические каргопольские. Ученица нашего класса Софья Брынёва является праправнучкой Ивана Васильевича.

Гринево стало местом рождения еще одной известной мастерицы, из-под рук котор.

Гринево стало местом рождения еще одной известной мастерицы, из-под рук которой появилась чудесная каргопольская игрушка. Имя ей – Бабкина Ульяна Ивановна. Начав заниматься созданием игрушек еще в 15-летнем возрасте, Бабкина продолжала свое ремесло до конца жизни. Именно она не дала завершиться прекрасному обычаю произведения сувениров. Это Ульяна Ивановна сберегла образ коня-полкана, или, как его еще называют, полихана.
Кентавр с бородой, коим явл-
яется Полкан – один из самых
любимых и востребованных
образов каргопольской глиня-
ной игрушки.

Игрушка из Каргополя своим развитием во многом обязана Шевелевым. Об удивител.

Игрушка из Каргополя своим развитием во многом обязана Шевелевым. Об удивительных вещицах невозможно рассказывать без упоминания этих славных людей. Род Шевелевых берет свое начало в деревне Токарево, которая находилась в паре километров от самого Каргополя по Пудожскому тракту. Шевелев Александр Петрович дал жизнь филиалу каргопольского отделения «Беломорских узоров», который производил игрушки.

В круге сюжетов каргопольской игрушки отражены три темы: образы животных.

В круге сюжетов каргопольской игрушки отражены три темы:
образы животных,
людей
и сказочные персонажи (полулюди-полуживотные:
сирины, русалки, домовые, полканы).

ПОЛКАНБАБА, БАРЫШНЯМУЖИКМЕДВЕДЬОЛЕНЬ, ЛОСЬ, БАРАНКОНЬ, ТЯНИ-ТОЛКАЙ

ПОЛКАН
БАБА, БАРЫШНЯ
МУЖИК
МЕДВЕДЬ
ОЛЕНЬ, ЛОСЬ, БАРАН
КОНЬ, ТЯНИ-ТОЛКАЙ

СВИСТУЛЬКИ, УТУШКИПТИЦА СИРИНСЮЖЕТЫ

СВИСТУЛЬКИ, УТУШКИ
ПТИЦА СИРИН
СЮЖЕТЫ

Процесс подготовки глины к работе был очень трудоёмким и длительным: Глину пр.

Процесс подготовки глины к работе был очень трудоёмким и длительным:
Глину просушивали в печи, затем ее толкли, заливали кипятком и выдерживали около двух дней, мешая лопаткой.
После этого ее мяли на полу голыми ногами, выбирая попавшиеся камешки и прочий сор, пока глина не становилась тягучей. Тогда глину резали на полосы и с помощью ручного гончарного круга лепили горшки и другую посуду.

При лепке мастер почти не пользуется инструментом. Главное орудие труда — его.

При лепке мастер почти не пользуется инструментом. Главное орудие труда — его руки. Глину тщательно мнут, перемешивают, чтобы превратить ее в однородное глиняное тесто. Чуткие руки мастера чувствуют мельчайшие камушки и комочки, которые могут помешать при лепке и обжиге.
Средний размер игрушки не превышает длины
кисти руки. Вот почему игрушки получаются ровными, одинаковыми.
Фигурка лепится из одного куска глины, налепных деталей немного.

ОБЖИГ ИГРУШКИ. Это длительный процесс, занимает 6-8 часов. Здесь важно повыша.

ОБЖИГ ИГРУШКИ.
Это длительный процесс, занимает 6-8 часов. Здесь важно повышать температуру постепенно до 1000 градусов. Затем глиняные изделия остывают. Если нарушена технология изготовления игрушки, то она может треснуть во время обжига. Неравномерный нагрев повлечет за собой изменение цвета.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы - познакомиться с историей каргопольской игрушки. Материал можно использовать на уроках технологии, окружающего мира, для внеклассных мероприятий. и кружковой работы.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа Дыкина Вероника»

XIII городской конкурс исследовательских работ и

проектов младших школьников

Тема: "80-летие со дня образования Архангельской области"

" Каргопольская глиняная игрушка"

Дыкина Вероника Владимировна,

учащаяся 3 "Б" класса

Третьякова Ольга Николаевна,

учитель начальных классов

История возникновения глиняной игрушки

Каргопольская глиняная игрушка

Собственные исследования…………………………… … ….с.8

Приготовление материалов для работы

Изготовление глиняной игрушки

Расписывание изготовленной игрушки

I Введение

Каждое лето мы ездим в деревню. И проезжая мимо заросшего поля, огромных берез и душистой черемухи на краю дороги, бабушка просит остановиться. Она подходит к двум березам, которые, как будто, кроной задевают проплывающие по небу облака, погладит их стволы, что – то прошепчет листве. Потом она садится на камень у спелой и ароматной смородины. Попробовав ягоды, она, проводит рукой по веткам – как бы благодарит куст. А подойдя к черемухе, подолгу стоит, смотрит вдаль, о чем - то задумавшись.

Однажды я спросила, почему мы всегда останавливаемся на одном и том же месте, хотя деревня совсем рядом. На это бабушка ответила, что это её родина, здесь она родилась и выросла. Она рассказала про то, что тут была большая деревня, жило много народу, взрослые работали в полях, на ферме, в лесу и на пилораме, дети помогали по дому.

А вечерами они подолгу засиживались в гостях у бабушки. Бабушку звали Бабкина Ульяна Ивановна. Детьми они очень любили слушать её сказки про медведя и охотника, про лихого всадника, тянитолкая и Полкана. Во время сказок бабушка Уля лепила из глины различные игрушки, свистульки – утушки и раздавала ребятам.

Этим же летом мы сходили в музей каргопольской игрушки, зашли в школу ремесел, где до сих пор лепят эти игрушки. Я увидела большое разнообразие красивой и очень интересной игрушки. Тогда я решила узнать, когда возникла первая глиняная игрушка, в каких городах ещё занимались изготовлением игрушки, и в чем различие этих игрушек.

Для нашей исследовательской работы мы выбрали

тему: Каргопольская глиняная игрушка.

Цель работы: Узнать, историю каргопольской глиняной игрушки и выяснить, возможно ли самим изготовить игрушку из глины природного и искусственного происхождения.

Задачи:

провести анализ литературы по данной теме;

провести опрос учеников;

изготовить каргопольскую игрушку и раскрасить её.

Думаем, что тема выбранная нами актуальна:

во – первых, каждый человек, должен беречь и способствовать сохранению художественного наследия своих предков;

во – вторых, в жизни происходят большие изменения, которые могут повлиять на традиционную народную культуру, как в лучшую, так и в худшую сторону. Поэтому считаем интересным проследить характер таких изменений на примере каргопольской глиняной игрушки.

Гипотеза:

Каргопольскую игрушку можно изготовить только из определенного вида глины.

Без специального обжига и обработки – глиняная игрушка не будет держать форму и будет хрупкой.

Методы:

Объект исследования:

Предмет исследования:

Искусственная глина (холодный фарфор)

II Основная часть

Велика Россия наша
И талантлив наш народ
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идёт.

Каргопольская игрушка
Ей не налюбуешься
И в Париже и в Нью-Йорке
Наш Полкан красуется.

2.1. История возникновения глиняной игрушки

Изучив различную литературу, мы узнали, что самые древние находки гончарных изделий были обнаружены археологами на территории нашей страны, которые относятся ко II тысячелетию до Рождества Христова. Это маленькие глиняные топорики, посуда, погремушки.

Так же, археологи находили глиняную игрушку в раскопках 10 - 15 веков. Это были свистульки в виде фигурок коней, птиц и фигурки людей. Они были вылеплены из глины, обожжены, иногда украшались росписью и глазурью (Приложение № 1)

Но изготовление игрушки из глины было не главным промыслом, а попутным. Мастера гончарного производства в основном делали посуду. А если устанет мастер от основной работы, возьмёт кусок глины, да и слепит что-нибудь этакое, какую-нибудь безделицу для своих детей или для себя, забавы ради. Игрушка стала пользоваться большим спросом как среди крестьян, так и среди знатных особ.

Известно, что царский двор при Алексее Михайловиче закупал игрушки в «Москве на торгу». Богатые семьи заказывали дорогие игрушки, их покупали и в царскую семью. В книге расходов императрицы Екатерины I за 1721 г. указано: «Куплено в Москве на торгу разных игрушек государыне царевне Наталье Петровне и великому князю и княжне – три коровы, два коня, два оленя, четыре барана, две пары лебедей, два петуха, одну утку, при ней трое детей, город с солдатами. За всё заплачено 4 рубля 9 алтын две деньги».

Игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления, заготовки и обжига глины от поколения к поколению. У каждого мастера вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий.

2.2. Каргопольская глиняная игрушка.

Изготовление каргопольской глиняной игрушки началось с гончарного промысла, который активно развивался в восьми областях Каргопольского уезда. Это произошло благодаря наличию подходящей глины: плотной, не требующей вытягивания. Наибольшее развитие гончарное производство получило в деревнях Печниковской округи. Мастера из окрестных деревень Печникова, Гринева, Токарева, Мосеево в свободное от полевых работ время крутили всякую посуду: горшки с кровлей, кринки и миски-латки, рукомои и роговики для топлёного масла. Основной доход приходился на гончарную посуду. Бобки больше были занятием для души. Однако, если в наши дни производство каргопольской игрушки стало основным, то раньше делание «бобок» (игрушек) было побочным промыслом.

Гончары работали в небольших избах – «зимниках», где и жили. Крутили-приговаривали: «Не боги обжигают горшки, а мужики». Но работали не только мужики крестьянские, работали и бабы, и дети 8– 9 лет, которые добывали и готовили глину к работе. Сначала глину просушивали в печи, затем её толкли, заливали кипятком и выдерживали около двух дней, мешая лопаткой. После этого её мяли на полу голыми ногами, выбирая попавшиеся камешки и прочий сор, пока глина не становилась тягучей. Тогда глину резали на полосы и с помощью ручного гончарного круга лепили горшки и другую посуду. А коли останется приготовленная глина от горшков и мисок, так лепят из неё игрушки – фигурки баб, домашних и лесных животных, петушков, уточек, свистульки и гримелки. [1: с. 28]

Гончарный ряд и сегодня, на каргопольской ярмарке располагается посреди площади, под самой соборной колокольней. Его можно узнать без ошибки, по переливчатому свисту незатейливых глиняных утушек, что служит мастерам как превосходная реклама. Какой ребёнок не притянет к прилавку родителя: «Купи, коня!»

Рассматривая игрушки в музее, мы обратили внимание, что в каргопольской игрушке отражены мифологические, сказочные образы Полкана, птицы Сирин, тяни-толкая. А так же простые сюжеты, изображающие быт крестьян – охота на медведей, оленей, птиц, катание на тройке, гуляния.

Современные мастера глиняной игрушки сохранили сюжеты старой игрушки. Но в игрушке сюжетной больше разнообразия и тем. Появляются и новые темы: каргопольские церкви, колокольчики, сказочные сюжеты ( Приложение № 2).

Очень интересно было изучать орнамент каргопольской игрушки. Со времен он практически не изменился. Элементы орнамента – круги с пятнами другого цвета или крестами внутри, «ёлочки», «гребёнки» – сходны с орнаментами на глиняных черепках каргопольской культуры четырёхтысячелетней давности. Символичной была каждая деталь. Запечатлённый в игрушке образ – отголосок древних представлений о небесном огне, дающем плодородие земле. Изображённое на переднике «бабы» огненно-красное солнце словно согревает распаханное поле с зёрнами яровых посевов.

Раньше мастера подмешивали пигмент в мел, поэтому цвет каргопольской игрушки разбавлен белилами, приглушён. По подолу платьев, забеленных известкой, глиняных каргопольских «баб» изображают круги, символизирующие солнце или геометрические узоры, напоминающие полосы вспаханной нивы. Эта древняя символика, связанная с культом плодородия. Предпочтительны розовые, зелёные, сиренево-синие, жёлто-оранжевые краски неярких оттенков. На нём нехитрый узор: полоски, волнистые линии, точки, кресты, штрихи. Этот узор очень древний, и каждый знак имеет определённый смысл, который сейчас многими забыт, а мастера рисуют его так, как изображали когда-то предки. Например: крест - символ солнца, означает землю, засеянное поле, – ростки, изображение растительности. Волнистая линия изображает речку, воду, влагу, которой надо напоить растения.

Орнамент каргопольской игрушки простой, стилизованный, напоминающий северную вышивку. В цветовой гамме глиняной игрушки Каргополя преобладают белый, зелёный, голубой, красный, чёрные цвета.

Белый цвет в древности понимался как «сияющий белизной» и сравнивался со светом, но не отражённым, а излучаемым изнутри.

Красный, «жаркий» цвет символизировал не только солнце, но и небесный огонь: солнце есть круг, наполненный огнём.

Пристрастие к сочетанию блеклого охристо-жёлтого и серого тонов, применяется в изображениях зрелых колосьев на полях. [10]

Читайте также: