Проект народная игрушка для старшей группы

Обновлено: 19.04.2024

Данный проект выполняется воспитателями дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий.

Эта разработка будет осуществляться через комплексную образовательную деятельность в процессе разных форм работы, направленных на расширение потенциала творческих и познавательных способностей детей, через активизацию детской жизнедеятельности. Проект предполагает активное участие детей и родителей и по своей доступности и эффективности может применяться в дошкольных учреждениях любого типа.

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время существует противоречие между требованиями концепции дошкольного образования к необходимости приобщения детей к русской народной культуре и недостаточным рассмотрением этой темы в разделах общеобразовательных программ.

Сейчас современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизоров ребенок видит диснеевские мультфильмы, а героями современных игр становятся персонажи иностранных фильмов.

Наши дети живут во время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. Исходя из этого, мы видим острую необходимость приобщения детей к русской народной культуре уже с дошкольного возраста.

Ребенок должен знать не только историю Российского государства, но и традиции народной культуры, самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные промыслы, творчество, и конечно же русские народные игрушки, в которые дети очень любят играть.

Знакомя детей с народными игрушками, мы возрождаем добрую традицию, передаем опыт старшего поколения. Игра формирует высокую нравственность.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Проанализировав уровень воспитанности детей в детском саду, мы пришли к выводу, что у них недостаточно формируются нравственно-этические чувства и любовь к Родине. Данные результаты помогли разработать педагогический проект, основанный на приобщении дошкольников к истокам русской народной культуры посредством знакомства детей с русскими народными игрушками.

создание педагогических игровых условий по духовно-нравственному воспитанию.

Создание условий для духовно-нравственного воспитания дошкольников средствами русской народной культуры через знакомство с народными игрушками.

1. Знакомить детей с народными промыслами России, мастерством

народных умельцев, русским фольклором.

2. Рассказать об истории возникновения игрушек на Руси.

3. Продолжить формировать эмоционально-окрашенное чувство причастности детей к наследию прошлого.

Вид проекта: информационно-практический, игровой.

По продолжительности: долгосрочный (6 месяцев).

По характеру контактов: групповой, фронтальный.

По предметно - содержательной области: общество – культурное наследие.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы (6-7 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Ресурсное обеспечение: художественная литература, наборы различных игрушек, картинки и иллюстрации, настольно – печатные игры, видео - и аудиозаписи, фотоаппарат, магнитофон, материалы для изобразительной деятельности, компьютер, альбом «Народная игрушка», деревянные, глиняные народные игрушки, рисунки матрешек, бланки анкет для родителей, консультации для родителей, русская народная музыка, русские народные костюмы и атрибуты для народных игр.

Сроки реализации: январь 2016 г. – май 2016 г.

Ожидаемые результаты:

• Умение детей самостоятельно играть с русскими народные игрушками.

• Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через знакомство с русскими народными игрушками, знакомство с русскими народными промыслами.

Основное содержание проекта:

Реализация проекта будет разбита на 3 этапа.

- определение проблемы воспитателем совместно с детьми

- определение воспитателем целей и задач для реализации поставленной цели

- Дети: вхождение в проект

- Родители: вызвать положительный отклик на существующую проблему

2. Практический этап:

- проведение опроса-анкетирования родителей и детей (первичный мониторинг)

- встречи за круглым столом с родителями

- консультации в родительском уголке

- создание творческой выставки, посвященной народной игрушке

- праздник «Народная мастерская»

3. Заключительный этап:

- проведение заключительного мониторинга

- презентация проекта для коллег

Результат проекта:

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к русской народной игрушке в группах детского сада были организованы мини-музеи старины, народных игрушек и народного творчества, у детей появилось желание использовать народную игрушку в самостоятельной игре, у детей повысился интерес к народной культуре. Дети стали использовать русскую народную игрушку в игре чаще. Но продолжительно. В те дни, когда проводилась работа над проектом (творческая деятельность, знакомство с видами игрушек и т. п.) дети проявляли интерес к игрушкам, но, в самостоятельной деятельности всё же отдавали предпочтение современным игрушкам. А народную игрушку чаще использовали как «наблюдателя», как «гостью», которой отдавалась пассивная роль в играх.

Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов проявляло у детей восторженные чувства удивления, и желания сделать что-то своё. Что говорит о желании детей творить, оглядываясь на свои истоки.

Дети и родители проявляли интерес в работе над проектом. Что говорит о желании изучать родной край и особенностях своего народа.

В результате работы сделан вывод, что народная игрушка способствует развитию духовно-нравственного, нравственно-патриотического и эстетического воспитания.

Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.

«Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики» /Е. Флерина/.

Перспективное планирование

к проекту «Русская народная игрушка»

Месяц Вид деятельности воспитателя и детей

Январь 2неделя Определение проблемы воспитателем совместно с детьми,

определение воспитателем целей и задач для реализации поставленной цели. Сбор информации по народной игрушке.

3 неделя Проведение опроса-анкетирования родителей и детей (первичный мониторинг, обработка результатов. Сбор информации по народной игрушке.

4неделя Беседа «Какие игрушки я играю?».

Цель: уточнить увлечения детей видами игр и игрушек.

Беседа «Игрушки из бабушкиного сундука».

Цель: познакомить с русскими народными игрушками, их видами и разнообразием.

Консультация для родителей «Современные игрушки».

Февраль 1 неделя Беседа «Кто делает игрушки?» (труд взрослых)

Цель: дать первичные знания о профессии игрушечника.

Отгадывание загадок о народных промыслах.

Цель: Изготовление альбома «Как сделать игрушку?»

2 неделя Беседа «Тряпичная кукла - пеленашка».

Цель: познакомить с новой игрушкой старины, дать представления о материалах изготовления кукол в старину.

Рассматривание иллюстраций на тему «Народные игрушки»

Продуктивная деятельность: изготовление куклы «Пеленашка»

Консультация для родителей: «Русская народная игрушка»

3 неделя Беседа «Русская народная игрушка Матрешка».

Цель: познакомить с народной игрушкой (матрёшкой, дать представление об особенностях росписи матрешек.

Дидактическая игра «Домик для матрешки» (соотнесение по величине; с элементами конструирования, «Которая по счету матрешка спряталась.

Продуктивная деятельность: «Вырезание силуэта матрешки из бумаги сложенной пополам, её раскрашивание»

Слушание «Русские матрёшечки» сл. А. Осьмушкин, муз. В Темнов;

4 неделя Беседа «Куклы-неваляшки»

Цель: дать представления о секретах изготовления кукол-неваляшек.

Продуктивная деятельность: лепка «Кукла-неваляшка» из пластилина.

Художественное чтение: Э. Котляр «Матрешкины потешки»

Март 1 неделя Беседа «Глиняные игрушки - «Дымковский конёк»

Цель: познакомить с особенностями изготовления глиняных игрушек.

Дидактическая игра: «Разрезанные картинки»

Продуктивная деятельность: изготовление глиняной игрушки «Конёк»

2 неделя Беседа «Музыкальные народные игрушки».

Цель: дать представления с особенностями музыкальных народных игрушек, познакомить с их разновидностями.

Оркестр «Народные игрушки»

Дидактическая игра «Из чего сделана игрушка?»

Продуктивная деятельность: организация выставки народных музыкальных игрушек в мини-музее группы.

3 неделя Рисование «Моя любимая народная игрушка»

Дидактическая игра «Собери игрушку»

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в музей народного творчества»

4 неделя Беседа «По одежке встречают».

Цель: объяснить детям значение наряда, прически куклы и ее статуса в игре.

Рассматривание кукол, игровая деятельность.

Организация выставки в мини-музее «Народные игрушки»

Работа с родителями: «Создание страниц альбома «Такие разные народные игрушки»

Апрель 1 неделя Сюжетно-ролевая игра «Фабрика игрушек»

Художественное чтение «Норвежская сказка «Куколка в траве» Познакомить детей со сказкой, беседа по содержанию.

2 неделя Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Художественное чтение «Конёк - горбунок» П. П. Ершов

3 неделя Разучивание танца «Мы милашки - куклы неваляшки»

Подготовка к проведению праздника «Ярмарка»

4 неделя Проведение заключительного мероприятия - досуг «Народная ярмарка».

Проведение опроса-анкетирования родителей и детей (вторичный мониторинг, обработка результатов.

Используемые источники и литература в проекте

1. Аникина, В. П. «Русские пословицы и поговорки» — М. : Сфера, 2012г.

2. Арапова-Пскарёва, Н. А. «Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников». – М., 2005. – 136 с.

3. Ветохина, А. Я, «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» планирование и конспекты занятий».– Ветохина, А. Я, Дмитренко З. С. / М. : Детство- Пресс, 2011г.

4. Захарова, М. А.. «Проектная деятельность в детском саду: родители и дети»/ М. А. Захарова, Е. В. Костина- М. : Школьная пресса, 2010г.

5. «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» под редакцией Н. Ю. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : Мозаика-Синтез, 2011г.

6. Косарева, В. Н. «Народная культура и традиции: занятия с детьми 3 – 7 лет» – Волгоград: Учитель, 2012.

7. Петрова, В. И. «Нравственное воспитание в детском саду»./Петрова, В. И., Стульник Т. Д. / Программа и методические рекомендации – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 72 с.

8. «Родные сказки: Нравственно - патриотическое воспитание» -М. : Прометей, 2003г.

9. Рякина, И. В. «Народные праздники», Издательство Возякова, Екатеринбург, 2002 г.

Халезова, Н. Б. Декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя/ Под ред. М. Б. Халезовой – Зацепиной. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 112 с. – (Программа развития)

Конспект ООД по ФЦКМ «Русская народная игрушка» (старшая группа) Конспект ООД Познание ФЦКМ «Русская народная игрушка.» (старшая группа)Подготовила воспитатель-Цыряпкина Наталья Александровна. [/b] Цель:приобщать.

Конспект занятия по художественному творчеству для детей средней группы с ЗПР «Русская народная игрушка»

Конспект занятия по художественному творчеству для детей средней группы с ЗПР «Русская народная игрушка» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Социализация». Цель: Познакомить детей с предметом народно.

Консультация для родителей «Мультик детям не игрушка» для детей старшего дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Мультик детям не игрушка!» Многих родителей беспокоит вопрос взаимоотношения ребёнка и телевизора. Что смотреть?.

Познавательно-творческий проект с детьми средней группы «Русская народная игрушка»

Познавательно-творческий проект с детьми средней группы «Русская народная игрушка» Ход презентации В группу приглашаются дети средней группы, педагоги, родители под музыкальное сопровождение (звучит русская народная музыка).

Сценарий мероприятия с детьми средней группы «Русская народная игрушка»

Сценарий мероприятия с детьми средней группы «Русская народная игрушка» Ход презентации В группу приглашаются дети средней группы, педагоги, родители под музыкальное сопровождение (звучит русская народная музыка).

Непосредственно образовательная деятельность во второй младшей группе «Русская народная игрушка — матрешка» с применением ИКТ Направления развития и образования (образовательные области): социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие.

НОД во второй младшей группе «Русская народная игрушка — матрешка»

НОД во второй младшей группе «Русская народная игрушка — матрешка» Задачи: Воспитательные: Приобщить детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом.

НОД во второй младшей группе «Русская народная игрушка матрешка» Цель: Ознакомление детей с русской народной игрушкой – Матрешка. Образовательные области: Коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое.

Познавательное развитие во второй младшей группе «Матрёшка — русская народная игрушка» Тема: «Матрёшка — русская народная игрушка» Цель: Познакомить детей с русской народной игрушкой Задачи: Познакомить детей с матрёшкой, как.

Встреча семейного клуба в целях реализации проекта «Русская народная игрушка»

Встреча семейного клуба в целях реализации проекта «Русская народная игрушка» Тема: «Во что играли дети в далеком прошлом?» Задачи: • рассказать родителям о роли народной игрушки в воспитании культурно-нравственных.

Русская народная игрушка имеет огромное значение в воспитании всесторонне развитого человека. Русская -народная игрушка самобытна, интересна. История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Совместное с родителями изготовление игрушек вызовут положительные эмоции у детей, надолго останутся в памяти

ВложениеРазмер
master_klass_vozhdaeva_t.v.rar 2.74 МБ
Русская - народная игрушка 61 КБ

Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Лукоморье»

«Русская - народная игрушка»

Старшая группа (дети 5-7лет)

Автор: воспитатель Вождаева Т.В.,

Игрушка – это часть культуры народа. Она возникла давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребенка. Поэтому, мастера-игрушечники вкладывают в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность. Интерес к игрушке у детей дошкольного возраста устойчивый.

Русская народная игрушка имеет огромное значение в воспитании

всесторонне развитого человека. Русская -народная игрушка самобытна,

интересна. История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.

Наш проект позволит:

  • зародить интерес к русской народной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам, освоить искусство изготовления игрушки своими руками, элементы росписи;
  • привить уважение к истории России;
  • пополнить предметно развивающую среду;
  • вложить частичку своей души в игрушку, стать мастерами.

В рамках проекта дети совместно с родителями под руководством педагога получат знания о русской матрешке, Ванька-встаньке, филимоновской, дымковской, богородской игрушках, о куклах пеленашках, крупеничках, столбушках, закрутках, хохломской и городецкой росписи. Совместное с родителями изготовление игрушек вызовут положительные эмоции у детей, надолго останутся в памяти.

Основные преимущества этого проекта:

  • формирование интереса к различным профессиям, к истории народного творчества, уважения к людям труда;
  • формирование умения видеть прекрасное в жизни и передавать его в своих творческих работах;
  • развитие творческой и трудовой активности, художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории и традициям.

Этапы реализации проекта.

1-й этап: подготовительный – планирование, сбор материала.

2-й этап: организационный – разработка содержания непосредственно образовательной деятельности, сценария праздника

3-й этап: формирующий – проведение мероприятий с детьми и родителями по плану

4-й этап: итоговый – анализ полученных результатов.

Паспорт педагогического проекта

Тема: Ознакомление детей с русской народной игрушкой и народными промыслами.

Название проекта. «Русская - народная игрушка».

Тип проекта. Творческо-исследовательский

Сроки реализации. Краткосрочный

Состав участников: дети старшей группы, их родители и педагоги

Цель. Эстетическое воспитание дошкольников через восприятие красивого мира русской - народной игрушки.

  • Продолжать знакомить детей с народно декоративным искусством.
  • Расширять представление о русской - народной игрушке.
  • Познакомить с русской народной игрушкой : кукла – пеленашка, крупеничка, кукла - столбушка, закрутка, Ванька-встанька, Богодской игрушкой – Медведь в кузнице, Зайчик обедает, Медведь – барабанщик .
  • Развивать познавательные и творческие навыки, применение полученных знаний на практике.
  • Реализовать процесс сотрудничества, сотворчества детей и родителей, потребность в самореализации в самовыражении.

Проект способствует приобщению детей к истокам русской - народной культуры, помогает напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес и уважение к истории России

  • У детей сформированы знания о русском - народно прикладном творчестве, русской народной игрушке.
  • Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность;
  • Укреплены семейные связи.
  • Индивидуально личностный рост ребенка через восприятие эстетического красивого мира русской народной игрушки.

Мероприятия по реализации:

Формы работы с детьми:

1. Рассматривание иллюстраций, книг

2. Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства

3. Расписывание детьми предметов элементами росписи.

4. Непосредственная образовательная деятельность:

Волшебный мир красок (русские народные промыслы);

Золотые руки мастеров;

В гости к матрешке.

5. Беседы о народной игрушке, истории возникновения

6. Дидактические игры: «Разрезанные картинки», «Русские узоры», игра – эстафета «Веселые мастера», «Собери матрешку»

7. Художественное творчество: Кукла «Пеленашка», Столбушка, Закрутка, Ванька–встань-ка

8. Сюжетно-ролевая игра «Виртуальная экскурсия в музей народного творчества»

9. Чтение рассказов, стихов о народной игрушке, пословиц.

10. Слушание «Русские матрёшечки» сл. А. Осьмушкин, муз. В Темнов; «Русская матрёшка» муз. Варламова; «Ой да мы матрёшки» сл. Петрова, муз. З. Левина; «Незабудковая гжель» муз. Ю Чичкова, сл. П. Синявского; «Русский сувенир» муз. И сл. Чурилова; «Наша Хохлома» сл. Синявского, муз. Чичкова.

11. Разучивание народных игр: «Яша», «Горшок», «Карусели»

12. Пение «Ложкари», музыка и слова Н. И. Суховой; игрушкины частушки, муз. Т. Ореховой, слова П. Синявского

13. Разучивание танца «Самоварчики», танец Матрешек, «Во саду ли, в огороде… », танец Неваляшек.

Формы работы с родителями.

  • Информация в родительский уголок: «Что такое русская - народная игрушка»
  • Папка передвижка «Русская - народная игрушка»
  • Придумывание сказок, загадок о русской народной игрушке, с последующей записью.
  • Выставка «Русская народная игрушка»
  • Индивидуальные консультации по презентации семейных проектов.
  • У детей сформирован интерес к изготовлению русских народных кукол из ткани;
  • Оформлена выставка детских работ «Волшебный мир русской народной куклы»;
  • Куклы используются в театральном представлении сказок: «Крошечка Хаврошечка», «Придумай сказку…» и др.

Социально - коммуникативное развитие, труд.

  • Беседы о народной игрушке, истории возникновения
  • Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, русских народных игрушек, иллюстраций, книг.
  • Составление и отгадывание загадок о народных промыслах.
  • Мастерская по изготовлению куклы «Пеленашки», Столбушки, Закрутки.
  • Просмотр видеороликов о народно прикладном творчестве
  • Дидактические игры «Разрезанные картинки», «Русские узоры», игра – эстафета «Веселые мастера», «Собери матрешку».
  • Народные игры: «Яша», «Горшок», «Карусели».
  • Музыкально-дидактические игры «Весёлые подружки», «Игра с матрёшками».
  • Сюжетно-ролевая игра ««Экскурсия в музей народного творчества».

В течение месяца

  • Художественное творчество
  • Расписывание детьми предметов элементами росписи: Хохлома – ложка, Городец – доска, Полховско-Майданская – птичка, Дымковская – барашек, Филимоновская – петушок, Гжель – тарелочка.
  • Раскраски «Русская матрешка», «Гжель», «Золотая хохлома»
  • Организация выставки мини-музея «Русские народные игрушки»

Взаимодействие с родителями

  • Информация в родительский уголок: «Что такое русская - народная игрушка»
  • Папка передвижка «Русская - народная игрушка»
  • Придумывание сказок, загадок о народной игрушке, с последующей записью.
  • Мини-музей «Русская - народная игрушка»

В планах на следующий год:
1. Использование русской – народной игрушки, утвари в праздниках, развлечениях.
2. Привлечение родителей в создании русской игрушки: круглые столы, совместные мероприятия .
3. Организация выставок, ярмарок, распродаж.

Проект для детей 5-7 лет. Цель. приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре через знакомство с народной игрушкой.

ВложениеРазмер
deryabina_l.a._proekt_narodnaya_igrushka_avtovosstanovlenie.docx 22.98 КБ
narodnaya_igrushka.pptx 1.44 МБ

Предварительный просмотр:

Луговской детский сад, филиал МБДОУ «Детский сад № 189»


Старшая разновозрастная группа

для детей от 5 до 7 лет

Автор: Дерябина Л.А.

Участники проекта. Дети, воспитатели, родители воспитанников

Тип проекта. Информационно – творческий, групповой

Сроки реализации. 19.10.20 - 23.10.20

Цель проекта: приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре через знакомство с народной игрушкой.

  1. Познакомить с историей народной игрушки (тряпичной, глиняной).

Формировать интерес к культуре русского народа и уважение к национальным традициям

  1. Развивать творческие способности детей через приобщение к исконно русскому промыслу - изготовлению игрушек.
  2. Повышать компетентность родителей в вопросах воспитания через информирование; вовлечение их в совместную деятельность для установления партнерских взаимоотношений.
  3. Пополнить предметно – пространственную развивающую среду в группе путем создания мини – музея народной игрушки.

Для воспитания духовно – нравственной личности, формирования интереса к культуре русского народа и уважения к национальным традициям важно правильно сконструировать содержание деятельности по всем направлениям развития ребенка, необходимо учитывать потребности детей и их возрастные особенности.

В соответствии с поставленными задачами содержание проекта включает несколько направлений деятельности:

  1. Работу с детьми в процессе организации различных видов деятельности, как в организованной образовательной, так и в совместной с взрослыми и самостоятельной деятельности.

Образовательная область: «Речевое развитие»

Цель: знакомство детей с народной культурой, промыслами и видами русских народных игрушек; формирование эмоционального отношения к литературным произведениям на основе знакомства с народной игрушкой обогащение и активизация словаря.

  • «Что ты знаешь о русских народных игрушках?»
  • «Игрушки не простые – глиняные расписные»
  • «Бабушкины куклы»

Художественная литература и фольклор:

  • Заучивание стихотворения В. Феофанова «Чем знаменито Дымково!»
  • Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная»
  • Чтение и обсуждение произведения И. Рюминой «Куклы наших бабушек»
  • Отгадывание загадок

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Цель: расширение представлений детей о разнообразии народного искусства;

Познавательно – исследовательская деятельность:

  • «Путешествие в страну глиняных игрушек»
  • «Куклы из бабушкиного сундука»
  • Рассматривание иллюстраций, тематических альбомов, народных игрушек, иллюстрированных книг с рассказами и сказками.

Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие»

Цель: приобщение детей к исконно русскому промыслу – изготовлению игрушек; развитие умения создавать декоративную композицию в жанре дымковской росписи.

  • НОД «Лошадка» (лепка из глины и роспись игрушки по мотивам дымковской росписи)
  • «Дымковский индюк» (пластилинография)
  • Работа в раскрасках «Дымково»
  • Изготовление тряпичной куклы

Образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие»:

  • Дидактические игры: «Народные промыслы», «Подбери узор», «Что лишнее?»,
  • Игры с самодельными куклами из ткани

Образовательная область: «Физическое развитие»:

  • Пальчиковые игры: «Мастера»;
  • Физкультминутки;
  • Народные подвижные игры «Золотые ворота», «Ручеек».

Работа с родителями.

  • Папка-передвижка «Тряпичная кукла как средство приобщения детей к народной культуре»
  • Альбом «Тряпичные куклы»

Предметно – пространственная среда.

  • пополнение мини – музея «Народная игрушка»
  • Выставка тряпичных кукол, игрушек из глины «Народная игрушка»

Этапы реализации проекта

1 этап - подготовительный

Разработка конспектов бесед и организованной образовательной деятельности с детьми, подготовка иллюстративного и дидактического материала, составление познавательных презентаций о народной игрушке, разработка демонстрационно-информационного материала для родителей, разработка календарного плана по реализации проекта.

2 этап - основной

Организация и проведение работы по реализации задач проекта.

3 этап – заключительный

Изучение эффективности реализации проекта, выставка детского творчества «Народные игрушки», оформлен мини – музей «Народная игрушка».

  1. У детей расширится представление об истории народной игрушки: глиняной (Дымковской), тряпичной куклы.
  2. Появится интерес к изучению истории России, народной культуре и творчеству.
  3. Научатся мастерить и расписывать игрушки по мотивам народной росписи.
  4. Повысится компетентность родителей в вопросах воспитании через информирование; установятся партнерские взаимоотношения, через вовлечение их в совместную деятельность.
  5. Пополнится предметно – пространственная развивающая среда группы игрушками, созданными на основе народных промыслов.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«Народная игрушка» Луговской детский сад, филиал МБДОУ «Детский сад № 189» Подготовила воспитатель: Дерябина Людмила Алексеевна 2021 г

приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре через знакомство с народной игрушкой. Задачи проекта: Познакомить с историей народной игрушки (тряпичной, глиняной). Формировать интерес к культуре русского народа и уважение к национальным традициям Развивать творческие способности детей через приобщение к исконно русскому промыслу - изготовлению игрушек. Повышать компетентность родителей в вопросах воспитания через информирование; вовлечение их в совместную деятельность для установления партнерских взаимоотношений. Пополнить предметно – пространственную развивающую среду в группе путем создания мини – музея народной игрушки. Цель проекта:

Этапы реализации проекта 1 этап - подготовительный Разработка конспектов бесед и организованной образовательной деятельности с детьми, подготовка иллюстративного и дидактического материала, составление познавательных презентаций о народной игрушке, разработка демонстрационно-информационного материала для родителей, разработка календарного плана по реализации проекта. 2 этап - основной Организация и проведение работы по реализации задач проекта. 3 этап – заключительный Изучение эффективности реализации проекта, выставка детского творчества «Народные игрушки», оформлен мини – музей «Народная игрушка».

Ожидаемые результаты У детей расширится представление об истории народной игрушки: глиняной (Дымковской), тряпичной куклы. Появится интерес к изучению истории России, народной культуре и творчеству. Научатся мастерить и расписывать игрушки по мотивам народной росписи. Повысится компетентность родителей в вопросах воспитании через информирование; установятся партнерские взаимоотношения, через вовлечение их в совместную деятельность. Пополнится предметно – пространственная развивающая среда группы игрушками, созданными на основе народных промыслов.

Лепка и роспись лошадки (дымковская роспись)

Пластилинография «Дымковский петух»

Папка передвижка для родителей «Тряпичная кукла, как средство приобщения детей к народным традициям» Из бабушкиного сундука «Кукла закрутка»

Обереги без лица, кажется незримо Отделят добро от зла неисповедимо. Сколько вложено любви неприметной, тихой И защита на века от любого лиха.

Много лет назад в группе появился музей народной игрушки, с тех пор он постоянно пополняется, дополняется, совершенствуется. И кто бы мог подумать, что современные дети, избалованные техническими игрушками будут так искренне радоваться нашим старым добрым народным игрушкам. Тогда нам пришла в голову идея проекта "Народная игрушка".

ВложениеРазмер
proekt_narodnaya_igrushka.doc 40 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект по работе с родителями и детьми «Народная игрушка»

Тема: «Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей»

Шпиталева Марина Юрьевна

Педагогический проект «Народная игрушка»

Тема: «Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей»

Участники проекта: дети, воспитатели, родители

По продолжительности: долгосрочный

По количеству участников: групповой

Форма представления: презентация

Формирование нравственно-патриотических чувств по средствам декоративно-прикладного искусства.

Ожидаемый результат (гипотеза):

Если знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к сформированности его нравственно-патриотических чувств.

- Большая значимость воспитания нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников в современном обществе.

- Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений.

- Ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств.

- Знакомство с народно-прикладным искусством помогает раскрыть красоту родной природы.

- Народное искусство способствует развитию эстетических чувств, творческих способностей, вызывает у ребенка желание участвовать в творческой деятельности: в составлении узоров, лепке, росписи игрушек и т. д.

- В ходе исследовательской работы необходимо заинтересовать детей и их родителей в изучении данной темы, убедить в ее значимости.

Расширять представления детей о многообразии предметов декоративно-прикладного искусства.

Формировать умение видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства.

Развивать творческие способности детей.

Приобщать к многообразию и особенностям декоративно-прикладного искусства.

Расширять представления детей о происхождении данного вида народного искусства.

Донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров.

Воспитание чувства гордости за талант и самобытность русского народа.

Приобщать родителей к совместной деятельности.

I Подготовительный этап

II Основной этап

1. Анкетирование родителей сентябрь

2. Диагностика детей сентябрь

3. «Круглый стол» с родителями и детьми

4. Оформление выставки для родителей по русским народным промыслам

5. Подбор наглядно- дидактических пособий, демонстрационного материала.

6. Составление перспективного плана, создание развивающей среды.

1. Проведение занятий (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных)

2. Выставка «Народные игрушки своими руками»

3. Заучивание стихов, загадок о народных промыслах

4. Конкурс детских рисунков по мотивам народных росписей

5. Открытое занятие «Роспись дымковской игрушки»

1. Диагностика детей, анализ результативности

2. Выставка совместных работ детей и родителей «Умелые руки не знают скуки»

Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.

Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.

Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М. : Скрипторий, 2008.

Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.

Лялина Л. А. Народные игры в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2009.

Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т. С. – М. : Педагогическое общество России, 2005.

Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.

Соломенникова О. А. Радость творчества. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.

Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М. : ТЦ Сфера, 2005.

Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.

Шпикалова Т. Я., Величкина Г. Я. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М. :Мозаика-Синтез, 2005.

Шпикалова Т. Я., Величкина Г. Я. Хохломская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М. :Мозаика-Синтез, 2005.

Шпикалова Т. Я., Величкина Г. Я. Сказочная Гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М. :Мозаика-Синтез, 20

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Проект «Народная игрушка» в старшей группе

Сейчас много говорят о том, какими должны быть игрушки наших детей. Но споры эти появились не сегодня. Ведь игрушки для детей – это особый мир, по сути, мир взрослых в миниатюре, где ребенку лишь остается роль владельца и пользователя, но не творца; он ничего не изобретает, а только применяет. Особое значение для общего развития ребенка имеют народные игрушки. Они создавались народом для детей, были направлены на так называемую «социализацию» малыша: вхождение в мир человеческой культуры, взаимоотношений людей и природы. Такие игрушки «с внутренним смыслом» родители делали для своих детей. Это искусство передавалось по наследству. Позднее это привело к созданию целых игрушечных промыслов.

Исходя из идеи развития у ребенка творческих способностей посредством народной культуры, с детьми старшей группы был разработан проект «Народная игрушка».

Этот проект способствует приобщению детей к истокам русской народной культуры, помогает напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес и уважение к истории России.

Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.

Цель проекта: Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой.

• Вызвать желание у детей познакомиться с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная, берестяная и др.)

• Обеспечить запоминание игр с народными игрушками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки).

• Способствовать развитию познавательных интересов , эстетического восприятия, логического мышления, внимания, воображения, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.

• Формировать и развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.

Читайте также: