Проект народные промыслы дымковская игрушка

Обновлено: 28.03.2024

В современном образовании большую роль играет патриотическое воспитание, приобщение детей к народной культуре. Эту задачу педагог решает через беседы и рассказы о Родине, а также через знакомство с народно - прикладным искусством. Реализуя образовательную программу МДОБУ «Детский сад № 21», в рамках знакомства с народными промыслами России, был реализован проект «Дымковская роспись».

Проектная деятельность активизирует детей к изучению и выявлению особенностей культурного наследия своего народа. Знакомит с разнообразием форм и методов работы народных, дымковских мастеров. Народные художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем эта красота находила отражение в узорах декоративной росписи.

Таким образом, тема декоративно-прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна. Она помогает развивать не только творческую личность, но и любовь к родному дому, к своей стране.

Проект «Дымковская роспись»

(подготовительная к школе группа)

Проект : краткосрочный (2 недели)

Участники проекта : воспитанники подготовительной группы № 2, воспитатель, родители.

Актуальность проекта : Дошкольный возраст - то время, когда возможно подлинное погружение в истоки национальной культуры. Неотъемлемой частью народной культуры является декоративно-прикладное искусство.

Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности дошкольников. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю.

Знакомство с народным искусством в детском саду способствует всестороннему воспитанию личности ребенка, развитию его творческих способностей и заложенного потенциала; активно воздействует на духовное развитие дошкольника, на формирование патриотических чувств.

Цель: Создать условия для приобщения детей к истории и культуре своего народа через знакомство с народным промыслом «Дымковская роспись»

Задачи: Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки; с основными цветами и элементами, правилами и особенностями росписи; развивать творческие способности детей, умение видеть красоту геометрических и растительных узоров, их колорит и чередование; Воспитывать эстетический вкус, интерес к изучению народных, Российских промыслов.

Дети познакомятся с искусством Дымковской росписи, научатся передавать простейшие элементы узора; научатся самостоятельно выбирать цвет, материал; повысится интерес к декоративно – прикладному виду деятельности; появится желание использовать дымковскую роспись в свободном рисовании, раскроются творческие способности; появится чувство уважения и гордости за свой народ, его культуре, желание самим участвовать в творческом процессе.

Воспитатели: разработаны беседы, конспекты занятий, демонстрационный материал, практический материал по всем видам детской деятельности.

Родители: повысится интерес к совместной работе с ДОУ, участие в конкурсах, выставках, помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.

Продукт проекта : мини - музей Дымковской игрушки.

План реализации проекта «Дымковская роспись»

этапы мероприятия Срок выполнения

1. Подготовительный -Подбор методической литературы, наглядного пособия, стихотворений, загадок.

-подготовить материал для создания игры

-Определение итогового продукта. Ноябрь

2. Основной -Ознакомление с историей создания дымковской игрушки.

-Ознакомление с основными цветами и элементами дымковской росписи.

-Ознакомление с правилами и особенностями росписи дымковской игрушки.

-Чтение : стихотворений, потешек, загадок, сказок.

-Декоративное рисование «Дымковские узоры»

Раскрашивание раскрасок «Дымковская игрушка».

Роспись плоскостных силуэтов дымковской игрушки.

Лепка дымковской игрушки из глины.

Изготовление игры. Ноябрь

3. Заключительный Создание мини-музея Дымковские игрушки

Образовательная область Формы работы

Познавательное развитие -Конспект занятия «История возникновения дымковской игрушки», «Дымковские игрушки» Презентация дымковские игрушки

Социально – коммуникативное развитие -Беседы «История дымковской росписи», «Цветовая палитра" «Правила росписи дымковской игрушки», игра-лото «Дымковская игрушка».

Художественное – эстетическое развитие Рисование «Дымковские узоры»

Раскрашивание раскрасок «Дымковская игрушка».

Роспись плоскостных силуэтов дымковской игрушки.

Лепка дымковской игрушки из пластилина, глины.

Речевое развитие Заучивание стихотворения «Дымковские игрушки» Н. Агошкина; чтение Сказки о русской игрушке Дымке; заучивание потешек; разгадывание загадок.

Физическое развитие -Физкультминутки: «Дымковские барышни», «Дымковские игрушки».

Работа с родителями -помощь в изготовлении игрушек для музея.

Прикреплённые файлы:

Конспект НОД «Дымковская игрушка». Подготовительная группа Цель: Продолжать знакомить детей с народной дымковской игрушкой. Учить видеть ее красоту и самобытность. Закрепить знания о промысле. Задачи:.

Конспект НОД по аппликации «Моя любимая игрушка» (подготовительная группа)

Конспект НОД по аппликации «Моя любимая игрушка» (подготовительная группа) Конспект НОД «Художественное творчество» (аппликация) «Моя любимая игрушка». Подготовительная группа. Интеграция областей:конструирование,.

Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Дымковская игрушка»

Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Дымковская игрушка» Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Дымковская игрушка» Автор: Ершова А. И. воспитатель дошкольного отделения №5 ГБОУ.

Народная игрушка в технике мозаичной пластилинографии «Барышня-матрешка». Коллективная работа (подготовительная группа)

Народная игрушка в технике мозаичной пластилинографии «Барышня-матрешка». Коллективная работа (подготовительная группа) Ой ты барышня-матрёшка, Разноцветная одёжка, Знает весь огромный мир Этот русский сувенир! С. Иванов Век бурно развивающихся технологий,.

Поисково-исследовательский проект «Книга памяти» к 75-летию Победы (подготовительная к школе группа)

Поисково-исследовательский проект «Книга памяти» к 75-летию Победы (подготовительная к школе группа) Актуальность проекта: Современному российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью.

Проект «Дыхательная гимнастика. Веселый ветерок». Здоровьесберегающие технологии (подготовительная к школе группа)

Проект «Дыхательная гимнастика. Веселый ветерок». Здоровьесберегающие технологии (подготовительная к школе группа) Актуальность Дыхательный аппарат включает в свой состав грудную клетку с расположенными в ней легкими, трахеей и бронхами, а также диафрагму.

Проект «Космическое путешествие» (подготовительная к школе группа).

Проект «Космическое путешествие» (подготовительная к школе группа). Тема проекта: «Космическое путешествие». Актуальность: Современные дети мало интересуются темой космоса, в нынешнее время стало привычным.

Проект «Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка» для средней группы

Проект «Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка» для средней группы Автор проекта: Долматова Юлия Сергеевна Вид проекта: Долгосрочный, творчески-информационный Участники проекта: Дети средней группы, родители.

Краткосрочный исследовательско-творческий проект по изучению народных промыслов «Какая она - дымковская игрушка?» реализовывался в подготовительной группе №18 "Семицветик" с 08.10.2019 по 18.10.19.

Актуальность проекта была определена мнением, что в наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. А ведь именно занятия декоративно-прикладным искусством могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.

Цель, идея проекта состояла в том, чтобы дети смогли узнать больше о дымковской игрушке и какими они могут быть.

знакомство детей с историей возникновения и выразительными средствами дымковской игрушки (колорит, содержание, чередование, симметрия и асимметрия в узоре);

развитие сенсорной чувствительности (восприятие цвета, формы, фактуры), мелкой моторики, творческих способностей дошкольников;

воспитание эстетического вкуса, интерес к изучению народных промыслов, любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев.

Ведущими формами и методами были выбраны: поиск информации, беседа, рассказ, лепка игрушек, роспись моделей.

Ожидаемый результат предполагал: повышение знаний детей о народных промыслах, дымковской игрушке и работе мастеров.

Деятельность по проекту реализовывалась в три этапа: мотивационный, проблемно-деятельностный и творческий.

На первом этапе была тематически изменена развивающая предметно-пространственная среда группы (материально-техническое обеспечение): оформлен стенд с иллюстрациями народных росписей, выставка моделей народных игрушек, составлена подборка дидактических игр: "Составь узор", "Руские народные узоры", "Народные промыслы России"; подготовлены методические материалы: картинки, альбомы по народным промыслам: "Дымковская игрушка", "Гжель", "Жостово", презентации "Дымковская игрушка", "Дымка", "Народные промыслы", аудиозиписи русских народных песен "Барыня", "Полюшко", "Во поле берёза. ", шаблоны для разукрашивания: тарелки, подносы, игрушки, схемы по изготовлению игрушек из глины, теста, пластилина и.т.п.

Для определения направления проекта была организованна игровая ситуация для детей: «Мастерская народных умельцев», проведена беседа по выявлению интересов детей, уточнению проблемы (цели), задач и продукта проекта. В процессе была составлена модель трёх вопросов и схематичное планирование по проекту, назначены ответственные (дети) по направлениям.

по изучению народных промыслов России и профессий народных умельцев через беседу, рассказ, чтение сказок на тему ремёсел и рассматривание моделей;

по отработке навыков нанесения разных росписей: раскрасить тарелки, подносы, бумажные силуэты игрушек , нарисовать узоры красками и гуашью.

- по изготовлению дымковских игрушек из различного материала: глина, пластилин, слоёное тесто и их росписи.

1. Социально-коммуникативное развитие: нравственное и патриотическое воспитание, коммуникативное развитие при взаимодействии в группах.

2. Познавательное развитие: ознакомление с окружающим социальным миром, исследовательская деятельность.

3. Речевое развитие: пополнения словаря, развитие связной речи, ознакомление с художественной литературой.

4. Художественно-эстетическое развитие: развитие восприятия произведений искусства и литературы, музыкальное развитие (сопровождение деятельности русские народные песни), рисование, лепка, аппликация.

В конце проблемно-деятельностного этапа было проведено коллективное обсуждении с детьми итогов проекта, анализ результатов и форма представления на конкурсе проектов детского сада по народным промыслам.

На творческом этапе всеми участниками проекта: проводилась подготовка продуктов деятельности к презентации: лэпбуков, моделей дымковских игрушек, сделанных детьми; осуществлялась подготовка детей: разучивание текста, подготовка выступления по сценарию презентации; оформление портфолио проекта.

Презентация прошла очень волнительно и продуктивно - на конкурсе проектов детского сада проект по изучению народных промыслов «Какая она - дымковская игрушка?» занял 2 место по решению присутствующих. Конкурс "Лучшая методическая разработка "Глобусконкурс" г. Москва, диплом 3 степени.

Выставка по проекту была представлена в коридоре детского сада и на районном семинаре, отмечена положительными отзывами и комментариями.

Подводя итог, можно сделать вывод: оптимальность подбора дидактических средств и ресурсного обеспечения позволило участникам проекта в полной мере реализовать цель и задачи. Результативность деятельности отражается в достижении планируемого результата и продуктах проекта: лэпбуки: «Народный быт», «Дымковская игрушка», модели дымковских игрушек из бумаги, теста, пластилина и глины, творческие работы детей: пластелинография, рисование, раскрашенные шаблоны.

В соответствии с ФГОС ДО для детей были созданы максимально благоприятные условия для проявления инициативы и самостоятельности.

Активность и заинтересованность всех участников проекта позволяет определить деятельность по проекту: актуальной, продуктивной и эффективной.

ВложениеРазмер
Портфолио проекта 1.49 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Кафедра психологии и педагогики дошкольного образования МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРИТЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Воспитатели: Звягинцева О.В. Кожевникова Т.С. Проект по изучению народных промыслов «Какая она - дымковская игрушка?» Подготовительная группа « Семицветик » №18 ПОРТФОЛИО ПРОЕКТА

Информация о проекте Тема: «Какая она – дымковская игрушка? Цель, идея: узнать больше о дымковской игрушке и какими они могут быть. Задачи: знакомство с историей возникновения и выразительными средствами дымковской игрушки (колорит, содержание, чередование, симметрия и асимметрия в узоре); развитие у детей проектно-исследовательской деятельности, навыков действовать коллективно; развитие сенсорной чувствительности (восприятие цвета, формы, фактуры), мелкой моторики, творческих способностей дошкольников; воспитание эстетического вкуса, интерес к изучению народных промыслов, любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев. Участники проекта: дети подготовительной группы детского сада, их родители, воспитатели Продолжительность проекта: краткосрочный. Тип проекта: исследовательско-творческий Вид: краткосрочный Сроки реализации: с 08.10.2019 по 18.10.19 Ведущие формы, методы, средства: поиск информации, беседа, рассказ, лепка игрушек, роспись моделей. Ожидаемый результат: повышение знаний детей о народных промыслах, дымковской игрушке, работе мастеров.

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. А ведь именно занятия декоративно-прикладным искусством могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой. Проблемный вопрос от детей: Какая она дымковская игрушка? Может ли современная игрушка быть дымковской, например – машинка? Актуальность проекта

Этапы проекта 1. Мотивационный Деятельность педагога Деятельность детей Изменяет тематически развивающую предметно-пространственную среду (стенд с картинками народных росписей, выставка моделей народных игрушек) Подготавливает методические материалы (картинки, альбомы, презентации, аудиозиписи , раскраски, шаблоны и.т.п.) Вводит детей в игровую (сюжетную) ситуацию: «Мастерская народных умельцев». Проводит беседу по выявлению интересов детей, уточнению проблемы (цели), задач и продукта проекта. Организует составление модели трёх вопросов. Проживают игровую ситуацию. Активно участвуют в беседе по уточнению проблемы (цели), задач и продукта проекта. Работают по составлению модели трёх вопросов.

Модель " трёх" вопросов Что мы знаем? Что хотим узнать? Что сделать, чтобы узнать? Народные промыслы – это народное творчество. Все они разные по виду и цвету . Бабушки играми дымковскими игрушками. Дымковская игрушка из глины. Почему называется - дымковская? Чем отличается от остальных народных росписей? Кто делал такие игрушки? Какие на дымковской игрушки должны быть рисунки? Из чего делается дымковская игрушка? Может ли современная игрушка быть дымковской? Найти в интернете. Посмотреть в энциклопедии или другой книге. Спросить у мамы – художника. Сравнить узоры разных росписей. Выбрать из картинок дымковские узоры. Научиться рисовать дымковский узор. Слепить игрушки из разных материалов. Раскрасить модели дымковскими узорами.

2. Проблемно-деятельностный Деятельность педагога Деятельность детей Осуществляет схематичное планирование деятельности. Организует деятельность детей и оказывает практическую помощь: по изучению народных промыслов России и профессий народных умельцев через беседу, рассказ, чтение сказок на тему ремёсел и рассматривание моделей; по созданию лэпбуков: «Народный быт», «Дымковская игрушка». по детальному изучению народных росписей посредством иллюстраций, аппликаций и дидактических игр: «Найди 15 отличий», «Подбери узор»; по отработке навыков нанесения разных росписей: предлагает раскрасить тарелки, подносы, бумажные силуэты игрушек , нарисовать узоры красками и гуашью. Принимают участие в распределении ролей, обязанностей, разделении на группы и схематическом планировании деятельности. Повышают уровень знаний о народных промыслах, используя различные источники: интернет, книги, иллюстраии , модели игрушек и т.п., а также в совместной деятельности с воспитателем и родителем. Принимают участие в изготовлении тематических лэпбуков. Проводят сравнительный анализ народных росписей Формируют специфические умений и навыки по нанесению росписей.

Информация для родителей

3. Творческий Деятельность педагога Деятельность детей Организует подготовку продуктов деятельности к презентации: лэпбуков, моделей дымковских игрушек, сделанных детьми. 2. Проводит подготовку детей к выступлению. 3.Осуществляет презентацию проекта, совместно с детьми на итоговом мероприятии : конкурс проектов по народным промыслам. 4. Оформляет портфолио проекта. Готовят к презентации продукты деятельности. Разучивают слова к презентации. 3. Осуществляют презентацию проекта совместно с педагогом на итоговом мероприятии детского сада. 4. Рассматривают портфолио, высказывают эмоции о проделанной работе. Продукты проекта: Лэпбуки : «Народный быт», «Дымковская игрушка». Модели дымковских игрушек из бумаги, теста, пластилина и глины. Творческие работы детей: пластелинография , рисование, раскрашенные шаблоны.

Выставка для родителей Выставка на районном семинаре Презентация на конкурсе проектов

Фестиваль проектов ДОУ Конкурс "Лучшая методическая разработка " Глобусконкурс " г. Москва 3 место Районный творческий конкурс « Домисолька », 2 место

Дымковская игрушка

На Руси гончарное искусство зародилось еще в давние времена. В тот период наши предки большое значение уделяли обрядовым праздникам. Не стала исключением и «свистопляска» — торжество, почитающее бога солнца Ярила. В этот день участники праздника перекидывались расписными шариками из глины и вовсю использовали глиняные свистульки. Именно это и стало причиной появления обрядовых аксессуаров, среди которых почетное место заняла дымковская игрушка.

Содержание:

История промысла


Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие — лепили игрушки; третьи — их обжигали; четвертые — белили и разрисовывали.

Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенкам. Дымковская игрушка — это воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Среди самых известных фамилий звучали Кошкины, Никулины.

Мезрина Анна Афанасьевна

(Мезрина Анна Афанасьевна - мастерица дымковской игрушки)

В начале 20 века для дымковской игрушки настали «черные времена». Они перестали пользоваться былой популярностью, поэтому знаменитые семьи гончарных ремесленников начали искать другие варианты заработка. Эксклюзивные свистульки начали вытесняться дешевыми гипсовыми вариантами. Только одна мастерица, Анна Мезрина, осталась верной традиционному изготовлению из глины. Именно ей потомки могут быть благодарными за сохранение дымковского промысла.

мастера дымковской игрушки

(Мастер Е. А. Кошкина и художник А. Деньшин)

Не менее важную роль в продолжение традиций предков сыграл и художник Алексей Деньшин. С юных лет он увлекался дымковской игрушкой, тщательно зарисовывая все известные орнаменты. Даже после Октябрьской революции не терял надежды привлечь внимание к народному искусству: выпускал рукописные альбомы, собирал коллекции игрушек. Его старания увенчались успехом: в 30-х годах 20 века в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.

Виды дымковской игрушки

различные виды дымковских игрушек

Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Коллекционеры ценят фигурки, при помощи которых можно создавать определенные сюжетные композиции.

Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, является эксклюзивной. Дело в том, то каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно идентичные игрушки.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Дымковский индюк

Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

Дымковская барыня

Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

Дымковский барашек

Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;

Дымковская лошадка

Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».


Мужские образы в дымковской игрушке обыгрываются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.

Технология изготовления

схема изготовления дымковской игрушки

Процесс создания дымковской игрушки состоит из двух этапов: формирование фигурки и ее раскраска.

Для создания фигурки используется глина и речной песок. По правилам, это должна быть вятская красная глина. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из шарообразного комка глины формируется тело, на которое «собираются» остальные части (ножки, ручки, голова, аксессуары и т.д.). Все детали должны скрепляться с плавными переходами. Это помогает избегать сколов в будущем.

Готовый образ сушиться на открытом воздухе несколько суток. Затем обжигается на огне. Раньше для этого использовали русскую печь. Сегодня — муфельную, где температура достигает 1000С.

Когда заготовка остывает, ее отбеливают темперными красками. Наши предки для этой цели использовали молоко.

На следующем этапе создания игрушки — раскраске, используются только чистые цвета без смешивания. В старину для этого брали естественные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. Сегодня есть готовые акриловые краски. Главное требование: яркость и естественность. Обязательно использование золотой потали для отдельных деталей.

Роспись дымковской игрушки

росписная дымковская игрушка

Дымковская игрушка — символ радости, жизненной силы. Орнаменты, которые на ней изображены — это гладкая роспись в сочетании с геометрическими узорами. Цвета подобраны по принципу контрастности и выгодного подчеркивания друг друга. Хвосты птиц, рога животных, детали гардероба людей покрываются медной поталью (в старину для этого брали тонкие листы сусального золота).

Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используются в минимальном количестве для придания акцента на отдельных участках.

Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый — символизирует чистоту; черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо.

зарисовка Алексея Деньшина дымковской игрушки

(Зарисовка художника Алексей Деньшина для игрушки)

Давние мастера разводили краски на яичном желтке. Рецепты хранились в секрете.

Раскраска велась в строгой последовательности:

самые разные дымковские игрушки

Узоры в дымковской игрушке тесно связаны с оберегами, символикой природы. Есть солнечные и лунные знаки как символ зарождения жизни; ромбы — как знак плодородия; волны — как знак неба и влаги.

Окончательным штрихом в росписи было нанесение сусального золота.

Сегодня дымковская игрушка продолжает свое развитие. Появляются новые технологии, рождаются свежие идеи. Но традиции производства остаются неизменными.

сохранено, что народ пронес через столетия».

«Игрушка, в которую никто не играет…»

Так что же такое дымковская игрушка? Сувенир? Детская забава? Магический символ? Её лепят в детском саду и в школе, её можно встретить на сувенирных лотках для иностранцев, увидеть на фотографиях искусствоведческих альбомов. Дымковская игрушка входит в нашу жизнь под маркой "традиционное русское народное", но мало кто внимательно рассматривал ее и пытался понять "изюминку" своеобразной манеры росписи и лепки, и, уж тем более, мало кто пробовал постичь мировоззрение древних славян, так или иначе отраженное в дымковской игрушке.

Дымковские игрушки привлекают и взрослых, и детей. Эти глиняные игрушки радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Они просты, но своеобразны, наивны и выразительны, дают возможность показать творчество художника, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира.

Использование дымковской народной игрушки в детском саду даёт возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.

Дымковская игрушка является особым видом народного творчества. Она будит мысль и фантазию ребенка. От занятия к занятию в ходе данного проекта развивается фантазия и воображение ребенка; вся деятельность подводит его к восприятию художественных достоинств игрушки, учит сравнивать их, выделять отличительные признаки, красоту, декоративность и учит любоваться дымковской игрушкой.

У детей недостаточные знания о народных игрушках, их названиях, характерных признаках. Дети плохо владеют средствами выразительности, не могут передавать элементы изображения, расположения узора на предмете. Низкая заинтересованность у родителей в познавательном развитии детей. Недостаточно освоены педагогами такие активные способы познания детьми видов народного декоративно-прикладного искусства, как занятия по ознакомлению с определёнными видами декоративно-прикладного искусства, развлечений, организации различных выставок.

Приобщение детей и родителей к традициям народной праздничной культуры решит не только проблемы обогащения речи детей, но и позволит совершенствовать их внутренний мир, сделать его духовным, а отношения в семье более близкими и теплыми.

Выполняя проект, мы ответим на все вопросы и узнаем много полезного и интересного.

2. Гипотеза: процесс формирования представлений и творческих способностей о декоративно-прикладном искусстве детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если систематически:

использовать в совместной деятельности с детьми по декоративному рисованию элементы дымковской росписи;

различные техники исполнения изображения;

народные и пальчиковые игры, художественное слово.

3. Образовательная область, время работы над поставленной темой, возрастная категория

ОО «Художественное творчество»

средне - срочный (на 4 месяца,

дети подготовительной к школе группы

Тип проекта : познавательно-творческий

Участники проекта :

воспитатель 1 квалификационной категории Масолова Е. В.

дети старшей группы № 1 «Непоседы»

4. Цель и задачи работы по проекту

Цель проекта : ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства (дымковская игрушка)

Задачи проекта :

раскрыть истоки народного творчества

знакомить детей с многообразием элементов дымковской росписи и показать широту их применения

составлять узоры на основе росписи дымковской народной игрушки, выделяя геометрические элементы росписи (овалы мазок, кольцо, круг, точки, линии прямые, широкие и тонкие, чёрточки)

знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения в дымковской росписи;

развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративного искусства, формировать основы эстетического восприятия

пробуждать любознательность в области народного декоративно- прикладного искусства

развивать художественно-творческие способности у детей

развивать операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение

совершенствовать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами

развивать мелкую моторику рук

воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в дымковских игрушках

воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству

формировать устойчивый интерес к художественной росписи

прививать и совершенствовать у детей такие качества как трудолюбие, внимательность, аккуратность

воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

Педагогические технологии, используемые педагогом в работе по проекту :

игровая (игры с правилами, дидактические игры)

здоровьесберегающая (проблемно-игровые, коммуникативные игры; динамические паузы, подвижные игры, пальчиковая гимнастика);

личностно-ориентированная (игры, занятия, упражнения, наблюдения, образно-ролевые игры

5. Планирование работы с детьми

Январь Введение детей в проект

- игровая ситуация: дети получают приглашение на ярмарку изделий народных мастеров.

- беседа на тему: «Красота изделий народных мастеров» Совместная деятельность - чтение художественной литературы: Легенда «Откуда появились знаки в рисовании» (знакомство со знаками народных орнаментов)

Мониторинг (выявить определения уровня компетентности детей по проекту детей - начало работы по проекту, выводы)

Февраль Совместная деятельность - чтение художественной литературы: Сказка «Баран Золотые Рога» (дымковская игрушка, Легенда о Солнце (дымковская игрушка)

Совместная деятельность: - рисование

«Знакомство с дымковской игрушкой» + «Дымковский узор на полосе, квадрате, круге»

Март Совместная деятельность: – беседа «Дымковская сказочная страна»

Совместная деятельность: - рисование на силуэте «Дымковский конь»

Совместная деятельность: – рисование на силуэте «Дымковская барышня»

Совместная деятельность: – Художественное слово о народных промыслах (чтение стихотворений, народного фольклора о народных промыслах)

Совместная деятельность - дидактическая игра

«Русский сувенир»

Совместная деятельность: - Итоговое мероприятие «Дымковская карусель»

Мониторинг (выявить определения уровня компетентности детей по проекту детей - окончание работы по проекту, выводы)

Взаимодействие с родителями и воспитателями

"Консультация для родителей и педагогов "Художественно-эстетическое воспитание детей в семье", "Народные игры в семье" и др.

"Доклад "Влияние народных промыслов ("дымка") на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста"

Фотоотчет «Народная игрушка».

Фотоотчет «Народная игрушка». Приобщение к истокам народного искусства - одно из направлений патриотического воспитания. Современные дети играют в лего, компьютерные игры,.

Познавательно-творческий проект с детьми средней группы «Русская народная игрушка»

Познавательно-творческий проект с детьми средней группы «Русская народная игрушка» Ход презентации В группу приглашаются дети средней группы, педагоги, родители под музыкальное сопровождение (звучит русская народная музыка).

Народная игрушка ГБОУ Школа №1373 Подразделение дошкольного образования Текст к презентации «Народная игрушка» (материалы к педагогическому совету) 1. Вступление. В.

Народная игрушка-матрёшка (фотоотчёт)

Народная игрушка-матрёшка (фотоотчёт) Недавно в нашем детском саду прошла неделя народной игрушки. На занятии дети узнали историю возникновения матрёшки, о том, как её делают.

План на неделю «Народная игрушка» 1. Музыка (по плану муз. руководителя) 2. Совместная конструктивно-модельная деятельность Тема: «Горка для Матрешки» Задачи: Продолжать учить.

Познавательно-творческий проект «Народная игрушка — матрёшка»

Познавательно-творческий проект «Народная игрушка — матрёшка» Познавательно-творческий проект «Народная игрушка - матрёшка» (для детей второй младшей группы) Тип проекта: познавательно- творческий.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Русская народная игрушка» Проект разработала: воспитатель I кв. категории Стрыгина О. И. Проект «Русская народная игрушка» Краткая аннотация проекта: Данный проект.

Проект «Народная игрушка» (вторая младшая группа) Проект «Народная игрушка» вторая младшая группа Выполнили: Лавришина И. Г. Брянск 2015 Проект «Народная игрушка». "Мы уверены.

Проект «Народная игрушка «Матрёшка»» в первой младшей группе

Проект «Народная игрушка «Матрёшка»» в первой младшей группе Предмет проекта: Матрешка. Вид проекта: творческий, групповой. Участники: дети первой младшей группы, возраст 2-3 года. Продукт детской.

Проект «Народная игрушка» в старшей группе Проект «Народная игрушка» в старшей группе Подготовила:Сомина Е. В. г. Сухиничи, 2016 г. Актуальность. Сейчас много говорят о том, какими.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дымковская игрушка - искусство только рукотворное. История возникновение этой игрушки, второе возрождение этой игрушки - обо всем подробно рассказывается в проектной работе.

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа на тему: «Дымковская игрушка»»

Проектная работа

на тему: «Дымковская игрушка»

Содержание:
1.Введение.
2. Основная часть.
2.1. История возникновения дымковской игрушки.
2.2. Самые старые игрушки.
2.3. Второй период возрождения дымковской игрушки.

2.4. Особенности производства дымковской игрушки.
2.5. Технология изготовления дымковской игрушки.

2.6. Третий период жизни дымковской игрушки.
3.Заключение
4. Приложения
5. Источники информации

Дымковская игрушка – искусство только рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может, быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. Аналог дымковской игрушки отсутствует.
Сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски ну и, конечно же, фантазия.
Это – самая известная глиняная игрушка. Родом они из Дымковской слободы под Вяткой – ныне в городе Кирове. Игрушки широко представлены в собраниях музеев. Их сегодняшняя слава далеко перешагнула границы нашей страны.
Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими игрушками и свистульками. Мне очень нравятся узоры, которыми расписывают дымковскую игрушку. Они простые и веселые. Но самые, мною любимые фигурки, это барышни и свистульки.

Актуальность выбранной темы:

Русское декоративное искусство исстари славится своими традициями. А как зарождались народные промыслы на Руси? Почему стали развиваться народные промыслы? Чтобы ответить на эти вопросы, темой моего проекта была выбрана «Дымковская игрушка».

Цель проекта:

Способствовать эстетическому воспитанию средствами народного искусства.
Задачи проекта:

1.Познакомиться с народной игрушкой, живучестью этих образов в современной народной глиняной игрушке;
2.Обучиться навыкам работы с пластическим материалом;
3.Научиться приемам декоративной росписи дымковской игрушки;
4.Формировать интерес и любовь к народному искусству.
Объект исследования: дымковская игрушка
Предмет исследования: процесс ее изготовления ее и роспись игрушки.

Мне было интересно узнать:

1. Где родилась дымковская игрушка?

2. Как возник этот вид промысла?

3. А для чего нужны дымковские игрушки?

4. Особенности производства дымковской игрушки.

5. Возрождение дымковской игрушки.

6. Порядок лепки игрушки.

7. Ознакомление с характером росписи игрушек.

Выполняя проект, я прочитал много книг, ответил на различные вопросы о дымковской игрушке и узнал много полезного и интересного.

Где родилась дымковская игрушка?

В Дымковской слободе издавна люди занимались лепкой игрушек из глины. Слободе Дымково почти 500 лет.

В бывшей слободе Дымково, что недалеко от Вятки, и родилась дымковская игрушка. Слобода по утрам подернута легким туманом, как бы дымком. Возможно, что и название свое слобода получила из-за этого, а может, из-за того, что вился над каждым домом дым из русских печек, когда мастера обжигали игрушки.

В Дымкове, над Вяткою-рекою,
Драгоценный продолжая труд,
Не ища на старости покоя,
Мастерицы славные живут.

Красная за окнами калина,
Пароходный движется дымок.
На столе еще сырая глина,
Грубый, неоформленный комок.

За своей работою старушка
На скамейке низенькой сидит.
Глиняную вятскую игрушку
Лепит… нет, не лепит, а творит!

Хороша игрушка расписная!
Вся поет, бесхитростно светла,
И видна в ней радость молодая
Ставшего искусством ремесла.

Как возник этот вид промысла?

Игрушечный промысел в Вятке, возник в глубокой древности. Многие исследователи связывают изготовление глиняных свистулек с вятским весенним праздником «свистопляской», имеющим языческие корни и посвященном солнцу. На гулянье, "Свистопляску", люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них и перекидывались расписными глиняными шариками. Так и повелось, что "в Вятке делают игрушки для свиста".

Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Главным образом это были свистульки, которые использовали и старые и малые на местном народном празднике, называвшемся когда-то Свистопляской, а позже – Свистуньей. Свист был главной особенностью, главным развлечением этого праздника. Когда праздник кончался, глиняные расписные игрушки ставили на окна. Культовое значение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранялся до начала 20 века.

А для чего нужны дымковские игрушки?

Есть игрушки, которыми играют, а есть игрушки, которыми украшают свои жилища, их берегут. Давным-давно, тысячи лет назад, люди не могли объяснить происхождение многих явлений. И народ верил, фигурки животных и людей помогают им защитить себя и свой дом от злых духов. Эти игрушки называются оберегами. Птицы прогоняли силы тьмы, несли свет и радость. Женская фигурка с детьми оберегала мать с детьми от несчастья и болезней.

2. Основная часть.

2.1. История возрождения дымковской игрушки.
Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. В 15 веке царь Иван 3, стремясь подчинить Москве непокорных жителей северного города Великого Устюга, переселял их в глухие края. Часть устюжан обосновалась за рекой Вяткой, близ города Хлынова. (Вятка раньше называлась Хлыновым.)
Так возникла здесь слобода Дымково, сохранившая название местности под Великим Устюгом. Населяли слободу разные ремесленники, среди которых было немало гончаров и мастериц - игрушечниц.
Самое раннее упоминание о дымковских глиняных игрушках относится к 1811 году. Сосланный в Вятку генерал-майор Хитрова описывал местный народный праздник – «Свистопляску» и между прочим отмечал: «…продаются на тех местах куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные».
С легкой руки генерала, все материалы о Вятке 19 века подробно рассказывали о «свистопляске», или «свистунье», во время которой несколько дней продолжалось в городе веселье, шум, смех и непременный свист в глиняные свистульки, изображавшие разноцветных зверей и птиц.

Существует старинная легенда, повествующая о том, как однажды враги окружили город. Горожане не знали, как спасти свои земли от несметной силы, что пришли с чужой земли. Но люди Вятки оказались находчивыми и придумали "военную" хитрость.
Все жители, и дети, и старики, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Враги испугались, заметались, им показалось, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор жители Вятки отмечают победу веселой "Свистуньей".
2. 2. Самые старые игрушки.
Сохранившиеся во многих музеях нашей страны произведения дымковских мастериц позволяют с большей полнотой, чем во всех других центрах игрушечного производства, представить путь его развития.
Вероятно, самыми старыми игрушками можно считать несколько уникальных фигурок из собрания Кировского художественного музея. Они не имеют ничего общего с теми яркими, многоцветными веселыми игрушками, с которыми связано наше сегодняшнее представление о Дымково.
По сюжетам эти фигурки близки кругу образов Тульской слободы - Большие Гончары. Их отличает особая тонкослойность, даже хрупкость глиняного теста, изящество и грация поз, нежная гамма росписи, напоминающая колорит тульских барынь под зонтиками. Дамы одеты в нарядные платья с пышными юбками – кринолинами.
У них очень маленькие головки с тонко нарисованными лицами. По размерам, композиции, тонкости деталей, даже сюжетами эти фигурки близки фарфоровой пластике.
2.3. Второй период возрождения дымковской игрушки.

Если фигурки из Кировского музея можно отнести к более раннему периоду развития дымковской игрушки в 19 веке, то второй этап представляют произведения из коллекции А.И. Деньшина.
Уроженец Вятки, живописец, увлекшийся народной игрушкой, Деньшин много сделал для сохранения и популяризации промысла, активно помогал мастерицам в их деятельности в 1920-1930-е года. Собрание Деньшина можно датировать рубежом 19 и 20 веков – часть его коллекции поступила в Загорский музей игрушки еще в 1919 году. В ней преобладают изображения барынь, кормилец, нянек.

В сравнении с фигурками из Кировского музея они миниатюрны, у них похожие шарики-головки, но лепка и особенно роспись уже иные. В лепке ощутима та «ступка» - колокол-юбка с торсом, которая служила основой каждой фигурки и по-своему варьировалась разными мастерицами. К «ступке» отдельно прилеплялись шарик-головка, руки калачиком, фигурки детей и т.п.

Современные мастерицы: Римма Пенкина, Людмила Докина, Алевтина Трефилова создают композиции на темы русских народных сказок, деревенской жизни, используют современные мотивы. Их композиции дышат добродушным народным юмором и непосредственностью. Произведения современных мастериц знают по многим выставкам не только в нашей стране - во всем мире. Солнечное, доброе искусство дымковских чудесниц несет людям радость.

2.4. Особенности производства дымковской игрушки

Мне предстояло слепить дымковскую игрушку, но для этого надо было знать особенности её производства.

С незапамятных времен здесь, в малоплодородной местности с суровым климатом занимались лепкой глиняных игрушек, изображавших коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь, водоносок, кормилиц, всадников и пр. Осенью в лугах готовили на всю зиму красную глину, на отмелях реки - чистый песок. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и отдельно - мелкие, которые затем прилеплялись и примазывались с помощью мокрой тряпки. Вылепленная игрушка сушилась 2-4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской печи на горящих поленьях и железных противнях. По остывании поверхность изделия белилась мелом, разведенным на снятом молоке. К работе готовили 6-10 красок, для чего красочный порошок растирали на чугунной плите, добавляли немного воды, а перед росписью и цельное сырое яйцо, в результате чего получалась яичная темперная краска, которой и наносили яркую разноцветную роспись на белый фон игрушки.

2.5. Технология изготовления игрушки.

1. Фигурки лепят по частям, следы лепки сглаживают влажной тряпочкой для придания изделию ровной поверхности. После лепки игрушку несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали.


Свернуть блин и получится колокол юбки для барыни.


Свернуть следующие два блина и получаются

Читайте также: