Проект по дымковской игрушке в старшей группе

Обновлено: 13.05.2024

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.

Проблемные вопросы проекта :

-Откуда пришло название «Дымковская игрушка»?

-Какие цвета используют художники?

-Какими элементами расписаны изделия?

-Какое настроение создают эти изделия?

Цель проекта : формирование у детей познавательно-творческого интереса к русской народной культуре, через ознакомление с дымковской игрушкой, и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Задачи проекта :

-Познакомить детей с историей дымковской игрушки.

-Развивать умение рисовать простейшие элементы.

-Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение.

-Формировать умение создавать узоры.

-Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

-Дети познакомятся с историей дымковской игрушки.

-Сформируется умение рисовать простейшие элементы дымковской игрушки.

-У детей будет совершенствоваться умение создавать узоры по собственному замыслу.

-У детей привьется интерес к искусству народных мастеров.

Реализация проекта :

Беседы: «Знакомство с дымковской игрушкой «В мире дымковской игрушки».

Рассматривание иллюстраций, картин, журналов, книг.

Воспитатель демонстрирует игрушки. Обращает внимание на особенности дымковской игрушки.

1. Подготовить материал для рисования, лепки.

2. Рисование лошадки и барышни.

Воспитатель раздает шаблоны.

Роспись выполняют в такой последовательности: у фигурок барынь головные уборы и одежду окрашивают одним ярким цветом, а затем широкие юбки и другие детали костюма украшают орнаментом.

На белом лице рисуют круглые красные пятна щек и рта, черные дужки бровей над точками – глазами. Волосы окрашивают черным или коричневым цветом. Возможности украшения дымковской игрушки весьма разнообразны.

Воспитатель предлагает детям стать настоящими народными мастерами и вылепить модель дымковской игрушки.

В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь.

В конце каждого занятия устраивается выставка. Ребята устанавливают свои игрушки на специальную подставку, вывешивают свои работы и вместе с воспитателем выбирают лучшие работы.

Отсутствие методических материалов для воспитателей.

Низкая мотивация работы с детьми по данному проекту, недостаточный уровень развития творческих способностей, позволяющих реализовать проект.

Недостаток материальных средств на приобретение материалов и оборудования.

Непонимание значения воспитания русской культуры у детей со стороны родителей.

Результат проекта :

-Участие в проекте 78% воспитанников группы.

-Дети познакомились с историей Дымковской игрушки, с элементами росписи.

-Дети могут отличать дымковские игрушки.

-Огромный интерес к народно-прикладному искусству.

-Фотоотчет проекта «Дымковская игрушка».

В результате реализации проекта у детей появился устойчивый интерес к дымковской игрушке, дети научились хорошо ориентироваться на листе бумаги, усвоили цвета данной росписи, могут назвать все элементы, узнали приемы рисования и научились составлять узоры на различных формах.

Ребята научились воспринимать прекрасное и доброе, любоваться красотой.

1. Т. С. Комарова «Детское художественное творчество». – М. 2008г.

2. Т. С. Комарова, А. В. Размышова «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников».

3. А. А. Грибовская «Юмор в изобразительном творчестве дошкольников»

4. Н. Л. Стефанова «Комплексные занятия с детьми 3 – 7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи»

5. И. В. Шматько «Воспитание искусством в детском саду»

6. О. А. Соломенникова «Радость творчества». - М. 2008г.

Консультация «Игра и игрушка в жизни детей старшего дошкольного возраста» Сегодня мы поговорим с вами о современных игрушках. Многие из нас навсегда сохранили в своей памяти и в реальной жизни игрушки своего детства.

Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Дымковская игрушка»

Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Дымковская игрушка» Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Дымковская игрушка» Автор: Ершова А. И. воспитатель дошкольного отделения №5 ГБОУ.

Мастер-класс для воспитателей и детей старшего дошкольного возраста «Ёлочная игрушка»

Мастер-класс для воспитателей и детей старшего дошкольного возраста «Ёлочная игрушка» Мастер класс для воспитателей и детей старшего дошкольного возраста "Ёлочная игрушка" Елена Новикова Цель: - создание условий для творческого.

Мастер класс «Конструирование «Игрушка — Слоник» из цилиндров для детей старшего дошкольного возраста

Мастер класс «Конструирование «Игрушка — Слоник» из цилиндров для детей старшего дошкольного возраста Данный мастер класс будет полезен и интересен для детей старшего дошкольного возраста, педагогов дошкольного, младшего школьного, дополнительного.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Путь к звёздам»

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Путь к звёздам» Вид проекта: иследовательско-познавательный Продолжительность:неделя Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели,.

Проект «Моя любимая игрушка» для детей младшего дошкольного возраста Проект «Моя любимая игрушка» для детей младшего дошкольного возраста Черникова Елена Николаевна МБДОУ детский сад № 15 Проблема В младшем.

Проект «Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка» для средней группы

Проект «Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка» для средней группы Автор проекта: Долматова Юлия Сергеевна Вид проекта: Долгосрочный, творчески-информационный Участники проекта: Дети средней группы, родители.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Проект «Зимушка. Зима» для детей старшего дошкольного возраста

Проект «Зимушка. Зима» для детей старшего дошкольного возраста Актуальность. Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Русская матрёшка» ЗАЩИТА ПРОЕКТА «РУССКАЯ МАТРЁШКА» Праздник «АХ,МАТРЁШЕЧКА-МАТРЁШКА» Слайд 1 презентации «Русская матрёшка» Представляю вашему вниманию.

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народнойдымковской игрушки. А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.

Проблемные вопросы проекта:

-Откуда пришло название «Дымковская игрушка»?

-Какие цвета используют художники?

-Какими элементами расписаны изделия?

-Какое настроение создают эти изделия?

Цель проекта:

формирование у детей познавательно-творческого интереса к русской народной культуре, через ознакомление с дымковской игрушкойи организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности

Задачи проекта:

-Познакомить детей с историей дымковской игрушки.

-Формировать умение создавать узоры.

-Развивать умение рисовать простейшие элементы.

-Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение.

-Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

ВложениеРазмер
proekt_volkova.docx 22.55 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Дымковская игрушка» (старшая группа)

Автор проекта Волкова Н. А.

Проект : « Дымковская игрушка »

Тип проекта : познавательно-творческий

Вид проекта : творческий

Срок реализации : 1 неделя

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народнойдымковской игрушки. А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.

Проблемные вопросы проекта:

-Откуда пришло название «Дымковская игрушка» ?

-Какие цвета используют художники?

-Какими элементами расписаны изделия?

-Какое настроение создают эти изделия?

формирование у детей познавательно-творческого интереса к русской народной культуре, через ознакомление с дымковской игрушкойи организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности

-Познакомить детей с историей дымковской игрушки.

-Формировать умение создавать узоры.

-Развивать умение рисовать простейшие элементы.

-Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение.

-Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Впроцессе реализации проекта «Дымковская игрушка» дети и родители активно включаются в творческий и познавательный процесс. У детей формируются такие качества личности, как самостоятельность, уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям.

Совместные с родителями мероприятия формируют у них потребность в общении с детьми, повышают педагогические знания, помогают осознать важность дошкольного периода детства как базовой ступени развития личности ребенка.

Познакомить детей с историей дымковской игрушки.

-Сформировать интерес к русской игрушке.

-У детей будет совершенствоваться навык составления узора по собственному замыслу.

-У детей совершенствуются способности создавать узоры .

-Появится интерес к искусству народных мастеров.

- Создание условий для мотивационной и технологической готовности к совместной творческой деятельности всех участников проекта:
- Подготовка информационного пространства (консультации для родителей, папки- передвижки.)
- Сбор дидактического материала по теме проекта).

- Разроботка стратегии реализации проекта

Создание условий для развития творческих и познавательских способностей в совместной деятельности всех участников проекта.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МБДОУ «Тотемский детский сад № 5 «Кораблик»

Творческий проект в старшей группе № 3 «Улыбка»

2. Подготовительный этап

3. Основной этап

4. Заключительный этап

5. Список литературы

Токарева Мария Сергеевна

Ползикова Наталья Александровна

МБДОУ «Тотемский детский сад № 5 «Кораблик»

формирование у детей познавательно-творческого интереса к русской народной культуре, через ознакомление с дымковской игрушкой, организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности

1. Познакомить детей с историей дымковской игрушки.

2. Формировать умение создавать узоры.

3. Развивать умение рисовать простейшие элементы.

4. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение.

5. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

1. Познакомить детей с историей дымковской игрушки.

2. Сформировать интерес к русской игрушке.

3. У детей будет совершенствоваться навык составления узора по собственному замыслу.

4. У детей совершенствуются способности создавать узоры .

5. Появится интерес к искусству народных мастеров.

Тема проекта: «Дымковская игрушка».

Вид: краткосрочный, тип – творческий.

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.

Проблемные вопросы проекта:

-Откуда пришло название «Дымковская игрушка»?

-Какие цвета используют художники?

-Какими элементами расписаны изделия?

-Какое настроение создают эти изделия?

Цель проекта : формирование у детей познавательно-творческого интереса к русской народной культуре, через ознакомление с дымковской игрушкой и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Задачи проекта :

-Познакомить детей с историей дымковской игрушки.

-Формировать умение создавать узоры.

-Развивать умение рисовать простейшие элементы.

-Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение.

-Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

- Познакомить детей с историей дымковской игрушки.

-Сформировать интерес к русской игрушке.

-У детей будет совершенствоваться навык составления узора по собственному замыслу.

-У детей совершенствуются способности создавать узоры .

-Появится интерес к искусству народных мастеров .

- Создание условий для мотивационной и технологической готовности к совместной творческой деятельности всех участников проекта:

- Подготовка информационного пространства (консультации для родителей, папки- передвижки.)
- Сбор дидактического материала по теме проекта).

- Разработка стратегии реализации проекта

Цель: Создание условий для развития творческих и познавательных способностей в совместной деятельности всех участников проекта.

Беседа: «Знакомство с дымковской игрушкой», «В мире дымковской игрушки».

Рассматривание иллюстраций, картин, журналов, книг.

Рисование лошадки и раскрасок по образцу.

Папка- передвижка для родителей «Дымковская игрушка».

Консультация «Роль художественно-эстетического развития детей в формировании творческой личности ребенка».

Выставка детских работ.

В конце каждого занятия устраивается выставка. Ребята устанавливают свои игрушки на специальную подставку, вывешивают свои работы и вместе с воспитателем выбирают лучшие работы.

Итоговая работа: «Дымковская деревня»

1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2019

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №51 Родничок»

Малышевского городского округа

Познавательно- творческий проект

«Дымковская игрушка»

Выполнили и провели:

Наши дети практически незнакомы с различными видами декоративно-прикладного искусства и с народными промыслами. А ведь именно занятия декоративно - прикладным искусством, могут научить детей воспринимать прекрасное, научат любоваться красотой окружающей действительности. Дымковские мастерицы создают жизнерадостные, нарядные, веселые фигурки, вносящие с собой в дом потоки света, солнца, песни, говор и смех слободских гуляний. Более "детскую" игрушку трудно придумать. Они привлекают детей яркостью и оригинальностью. Мастерицы весьма изобретательны в своих простосердечных узорах, имеющих бесконечное множество вариантов : это и легкие цветные линии, образующие ясные геометрические сочетания, горошки, полоски, точки. Декоративная роспись дымковской игрушки дает возможность детям почувствовать себя в роли настоящих мастеров, выразить в своей работе индивидуальность, красоту окружающего мира, природы.

Знакомить детей с дымковской игрушкой и элементами дымковской росписи в нетрадиционной форме.

• Расширять представления детей об истории возникновения дымковской игрушки.

• Формировать представления об элементах дымковской росписи и дымковской игрушки.

• Формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров.

• Формировать умения украшать дымковскими узорами силуэты игрушек.

• Развивать познавательную активность.

• Развивать восприятие цвета, умение подбирать необходимые краски.

• Развивать умения применять нетрадиционные техники: рисовать ватными палочками, применять метод –тычок.

• Развивать технические навыки в пользовании кистью (легко касаться изделия, создавая прямые и волнистые линии) ;

• Воспитывать любовь к дымковской игрушке.

• Прививать любовь к русскому быту с помощью литературных произведений и народного фольклора.

• Воспитывать уважение к труду мастеров.

Продолжительность проекта: среднесрочный февраль - март

Тематика проекта : познавательно – творческий.

Области интеграции: речевое развитие, социально- коммуникативное, физическое развитие, художественно- эстетическое.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, психолог, родители.

Вид проекта : групповой, фронтальный.

Проблемы: Дети не знают о дымковской игрушке ничего.

Этапы реализации проекта

· Изучение методической литературы по теме проекта.

· Постановка цели и задач.

· Подбор материалов по данной теме (материал об истории дымковского промысла). Подбор рисунков, фотографий дымковских игрушек.

· Подбор наглядно-информационного и консультативного материала для родителей.

· Разработка перспективного планирования работы с детьми.

· Создание презентации « Дымковская игрушка » , «Чудо Вязьмы».

· Подбор художественной литературы по теме.

· Создание условий для реализации проекта.

Совместная деятельность с детьми:

НОД.
Познание ФЦКМ

1.Тема: «Знакомство с дымковской игрушкой».

Цель: способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.


2. Тема: Презентация «Веселая Дымка».
Цель: Закреплять умение рассматривать, описывать и сравнивать народные игрушки. Сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора. Воспитывать интерес, уважение и бережное отношение к народному творчеству.

НОД.
Познание Развитие речи

1. Беседа ««Особенности росписи дымковских игрушек».

Цель: познакомить детей с особенностями росписи дымковских игрушек. Формулирование высказываний и самостоятельных суждений, составление предложений.

2.Беседа: «Где родилась дымковская игрушка?» Цель: Познакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки. Рассматривание, сравнение и описание. Отвечать на вопросы полным ответом. Развивать речь, мышление, память.

НОД Рисование «Дымковский олень»

НОД Рисование «Дымковская барыня»

НОД Лепка «Украсим наряд дымковской барышни».

НОД Рисование «Весёлые лошадки».

НОД Рисование «Дымковский индюк».

НОД Лепка « Дымковский петух»

Цель: Рассматривание дымковских игрушек, изучение деталей и особенностей орнамента. Участие в беседе о цвете и ритме в узоре. Выполнение задания по образцу. Самостоятельный выбор цвета для узора и составление узора из знакомых элементов. Развивать мелкую и крупную моторику рук.

Развитие речи и чтение художественной литературы:

Составление сказок с использованием дымковских игрушек, словесные игры: «Определи место игрушки», «Сравни игрушки»,

Слушание и обсуждение русских народных сказок: «Мужик и медведь», «Иван-царевич и серый волк», А. Дьякова «Весёлая дымка», «Сивка-бурка». Чтение и заучивание загадок, потешек, прибауток и стихов по теме.

Сюжетно-ролевые игры: «Семья»; «К нам гости пришли»; «Магазин

«Какой игрушки не стало», «Подбери узор», «Узнай по силуэту»,

«Разрезные картинки», «Дымковская игрушка», «Наряди барыню», «Найди лишний» «Дымковская мозаика», «Что изменилось», «Красота дымковского орнамента», « Дымковское лото».

Подвижные игры.
Цель: познакомить детей с народными играми. Воспитывать умение действовать в коллективе.
1. «Ручеек».
2. «Горелки».
3. «Башмачки потерялись».
4. «Перетягивание каната».
5. «Золотые ворота».

Открытое занятие по нетрадиционным формам рисования для педагогов.

Показ презентаций « Дымковская игрушка » , «Чудо Вязьмы».

Выставки продуктов изобразительной деятельности для родителей.

Консультации для родителей.

Фотоотчёты воспитателей и родителей по теме проекта.

Методы и приёмы:

Методы, которые использовались, были выбраны из цели и задач, поставленных в данном проекте, его структуры, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, уровня сформированности коллектива.

Словесный метод: объяснение, беседа, разъяснение,

устная инструкция, художественное слово,

Наглядный метод: рассматривание иллюстраций,

показ с проговариванием действий, работа с базовыми формами.

Практический: упражнения, дидактические игры, создание проблемной ситуации.

Для создания мотиваций использовались игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применялось художественное слово и музыкальное сопровождение.

В ходе реализации проекта

В ходе реализации проекта

В ходе реализации проекта

В ходе реализации проекта

В ходе реализации проекта

В ходе реализации проекта

В ходе реализации проекта

· В ходе реализации данного проекта предполагаем, что в результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов группы, у детей сформируется интерес к дымковской игрушке.

· Они усвоят цвета данной росписи, смогут называть все элементы росписи. Узнают приёмы рисования и научатся составлять узоры.

· Дети получат первоначальные представления о декоративно- прикладном искусстве, расширят кругозор с помощью стихов, загадок, игр.

· Будут применять полученные знания и умения в практической деятельности.

· В процессе реализации проекта были проведены различные виды деятельности, которые способствуют формированию духовно- нравственной культуры, знаний детей о дымковской игрушке. Методы, которые использовались, были выбраны из цели и задач, поставленных в данном проекте, его структуры, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, уровня сформированности коллектива.

· Используемые словесные методы (объяснение, беседа, разъяснение, устная инструкция, художественное слово, речевые игры).

· Наглядные методы ( рассматривание иллюстраций, показ с проговариванием действий, работа с базовыми формами).

· Практические (упражнения, дидактические игры, создание проблемной ситуации).

· Для создания мотиваций использовались игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применялось художественное слово и музыкальное сопровождение.

Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»,

Наглядно-методическое пособие. Дымковская игрушка. Под редакцией А. Дорофеева. Наглядное - дидактическое пособие из серии «Мир в картинках. Дымковская игрушка». Чудо-Кони, чудо - птицы. Г. Блинов. Рассказы о русской народной игрушке. Москва «Детская литература» 1977 г. ВеличкинаГ., ШпикаловаТ. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по основам народного искусства Издательство Мозаика-Синтез Величкина Г. А. «Дымковская игрушка» издательство Мозаика – Синтез 2009г Доронина Г. Ознакомление дошкольников с дымковской игрушкой // Дошкольное воспитание. - 1984. - № 8. - С. 23-25. 7. Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Комарова Т. « Занятия по изобразительной деятельности в средней группе »

Конспект беседы «Знакомство с дымковской игрушкой»

Цель: ознакомление с дымковской игрушкой.

Обучающие: познакомить с историей дымковской игрушки; формировать знание об особенностях росписи игрушек; основных элементах узора.

Развивающие: развивать интерес к изучению народных промыслов

Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Ребята, у вас всех есть игрушки. Давайте узнаем, какие игрушки делают в селе Дымково. Современные игрушки сделаны из пластмассы, резины, металла, меха. Но и сейчас все любят народные глиняные и деревянные игрушки. В большом селе Дымково родилась дымковская игрушка. Веселые игрушки отличаются яркими красками.

В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки, в пасмурные дни стелется туман от речки тонкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки.

Рассматривание игрушек: олень, индюк, барышня, конь.

Дымковская барыня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.

Даже кони приобрели яркий наряд. Что общего у всех этих игрушек? (белый фон, яркие

краски, геометрические узоры.)

Как вы думаете, какой сначала краской покрывают игрушку? А знаете ли вы почему? Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушку чаще всего зимой, когда все вокруг было белым бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками, которые особенно хорошо выделяются на белом фоне.

Где расположен узор на дымковской игрушке? Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

Давайте узнаем, как создается дымковская игрушка. Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. Потом ее белят мелом,

разведенным молоком, и расписывают. Самые любимые из них - это свистульки.

Как можно расписать деревянные игрушки, какие элементы лучше использовать? (Кружки, полоски, волны, кольца, точки). - Какие цвета любят мастера Дымково?

Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника (свистопляска).

Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Все посетители

ярмарки от мала до велика считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку.

Вся ярмарка наполняется свистом, и от этого праздник веселей. Спрос на игрушки очень велик. После праздника глиняные расписные игрушки выставляли в окнах между рамами.

Какие же особенности мы увидели у дымковских игрушек? (Округлая форма, нет лишних деталей, белый фон, простой геометрический узор - полоски, кружочки, точки, волны, кольца).

НОД Лепка «Дымковский петух».

Формирование и развитие у детей интереса к народному декоративному творчеству посредством создания дымковской игрушки.

Обучающие: учить детей лепить петуха по мотивам дымковской игрушки, подмечать и отражать в работе особенности петуха: пышный хвост, волнообразные крылья, гребешок – корона. Закреплять умение лепить птицу из целого куска пластилина, дополняя изделие деталями путём налепа. Отрабатывать умение волнообразно, изогнуто лепить крылья, оперение хвоста; заглаживать поверхность игрушки,

пользоваться стекой, сглаживать поверхность фигуры.

Развивающие: развивать эстетическое восприятие, образные представления. Воспитательные: воспитывать у детей у детей интерес и уважение к народным промыслам.

Далеко - далеко, за дремучими лесами, за зелеными полями, на берегу голубой реки стояло большое село. Каждое утро люди вставали, топили печи и из трубы вился голубой дымок. Домов в селе было много, вот и назвали его- Дымково. Давайте все вместе повторим, как называлось это село (Дымково).

Люди любили лепить яркие, веселые игрушки - свистульки. Много игрушек за зиму слепят, а когда снег убежит с полей, люди выносили свои игрушки и свистели, так они зиму провожали и весну встречали. А по имени села игрушки стали называть дымковские. Ребята, а из чего сделаны эти игрушки? (эти игрушки из глины). Раньше такими игрушками играли ваши прабабушки и прадедушки Ребята, а вы хотите поиграть такими игрушками. Мы отправимся в мастерскую дымковской игрушки (дети садятся за столы). Вы сейчас не детвора, а все чудо-мастера! Сегодня мы попробуем слепить дымковскую игрушку. В мастерскую заходите. На игрушку посмотрите.

Поглядите, что за птица! Кто не взглянет удивится!

Хвостик, клюв и оперенье – Просто чудо, загляденье!

Ребята, как вы думаете, что это за птица? (петух).

Правильно, это дымковский петух. Давайте рассмотрим его. Какой у него хвост? (хвост у петуха изогнутый, пышный). Какие у петуха крылья? (крылья у петуха волнистые). Какой гребешок у петуха? (гребешок у петуха, как шапочка, как корона). Да, хвост у петуха пышный, крылья волнообразные, а гребешок, как корона.

Мы с вами уже лепили дымковскую уточку. Кто из вас догадался, как легче вылепить петуха?

Для этого нам нужно разделить пластилин на две части. Из одной части лепим овальное туловище, вытягиваем шею и формируем голову и хвост, из второго куска лепим подставку.

Правильно, а сейчас я вам покажу, как лепить крылья. Беру небольшой кусок пластилина яркого цвета, раскатываю между ладонями, а затем немного сплющиваю. Получаю вот такую пластину.

Затем придаю волнообразную форму, прикрепляю крылья к туловищу птицы. А кто мне расскажет, как лепить корону-гребешок? (сначала из маленького куска пластилина нужно слепить пластину, прикрепить её к голове, пригладить и прищипнуть края).

Правильно, с чего начнёте работу? (дети рассказывают) Молодцы, ребята. Я вижу, вы готовы лепить дымковского петуха. Прежде чем приступить к работе, давайте подготовим наши пальчики.

Идёт, идёт петушок, набок колпачок. Красная бородка, глиняная головка.

Рано-рано встал, по водичку пошёл, Молодичку нашёл. Молодичка – добра, сапожки дала.

Ну-ка за работу, чудо мастера! Старайтесь, чтобы ваши петушки были красивыми и аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок. (Дети под спокойные русские народные мелодии лепят петуха, приносят своих петушков и ставят их на подставку).

Вот и готовы наши петушки. Мастера умелые их сегодня сделали. Чья игрушка, дети, вам больше всего понравилась и почему? (ответы детей).

Сегодня мы много интересного вспомнили о селе Дымково, о дымковской игрушке. Сами попробовали себя в роли мастеров.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дымковская игрушка - искусство только рукотворное. История возникновение этой игрушки, второе возрождение этой игрушки - обо всем подробно рассказывается в проектной работе.

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа на тему: «Дымковская игрушка»»

Проектная работа

на тему: «Дымковская игрушка»

Содержание:
1.Введение.
2. Основная часть.
2.1. История возникновения дымковской игрушки.
2.2. Самые старые игрушки.
2.3. Второй период возрождения дымковской игрушки.

2.4. Особенности производства дымковской игрушки.
2.5. Технология изготовления дымковской игрушки.

2.6. Третий период жизни дымковской игрушки.
3.Заключение
4. Приложения
5. Источники информации

Дымковская игрушка – искусство только рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может, быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. Аналог дымковской игрушки отсутствует.
Сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски ну и, конечно же, фантазия.
Это – самая известная глиняная игрушка. Родом они из Дымковской слободы под Вяткой – ныне в городе Кирове. Игрушки широко представлены в собраниях музеев. Их сегодняшняя слава далеко перешагнула границы нашей страны.
Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими игрушками и свистульками. Мне очень нравятся узоры, которыми расписывают дымковскую игрушку. Они простые и веселые. Но самые, мною любимые фигурки, это барышни и свистульки.

Актуальность выбранной темы:

Русское декоративное искусство исстари славится своими традициями. А как зарождались народные промыслы на Руси? Почему стали развиваться народные промыслы? Чтобы ответить на эти вопросы, темой моего проекта была выбрана «Дымковская игрушка».

Цель проекта:

Способствовать эстетическому воспитанию средствами народного искусства.
Задачи проекта:

1.Познакомиться с народной игрушкой, живучестью этих образов в современной народной глиняной игрушке;
2.Обучиться навыкам работы с пластическим материалом;
3.Научиться приемам декоративной росписи дымковской игрушки;
4.Формировать интерес и любовь к народному искусству.
Объект исследования: дымковская игрушка
Предмет исследования: процесс ее изготовления ее и роспись игрушки.

Мне было интересно узнать:

1. Где родилась дымковская игрушка?

2. Как возник этот вид промысла?

3. А для чего нужны дымковские игрушки?

4. Особенности производства дымковской игрушки.

5. Возрождение дымковской игрушки.

6. Порядок лепки игрушки.

7. Ознакомление с характером росписи игрушек.

Выполняя проект, я прочитал много книг, ответил на различные вопросы о дымковской игрушке и узнал много полезного и интересного.

Где родилась дымковская игрушка?

В Дымковской слободе издавна люди занимались лепкой игрушек из глины. Слободе Дымково почти 500 лет.

В бывшей слободе Дымково, что недалеко от Вятки, и родилась дымковская игрушка. Слобода по утрам подернута легким туманом, как бы дымком. Возможно, что и название свое слобода получила из-за этого, а может, из-за того, что вился над каждым домом дым из русских печек, когда мастера обжигали игрушки.

В Дымкове, над Вяткою-рекою,
Драгоценный продолжая труд,
Не ища на старости покоя,
Мастерицы славные живут.

Красная за окнами калина,
Пароходный движется дымок.
На столе еще сырая глина,
Грубый, неоформленный комок.

За своей работою старушка
На скамейке низенькой сидит.
Глиняную вятскую игрушку
Лепит… нет, не лепит, а творит!

Хороша игрушка расписная!
Вся поет, бесхитростно светла,
И видна в ней радость молодая
Ставшего искусством ремесла.

Как возник этот вид промысла?

Игрушечный промысел в Вятке, возник в глубокой древности. Многие исследователи связывают изготовление глиняных свистулек с вятским весенним праздником «свистопляской», имеющим языческие корни и посвященном солнцу. На гулянье, "Свистопляску", люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них и перекидывались расписными глиняными шариками. Так и повелось, что "в Вятке делают игрушки для свиста".

Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Главным образом это были свистульки, которые использовали и старые и малые на местном народном празднике, называвшемся когда-то Свистопляской, а позже – Свистуньей. Свист был главной особенностью, главным развлечением этого праздника. Когда праздник кончался, глиняные расписные игрушки ставили на окна. Культовое значение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранялся до начала 20 века.

А для чего нужны дымковские игрушки?

Есть игрушки, которыми играют, а есть игрушки, которыми украшают свои жилища, их берегут. Давным-давно, тысячи лет назад, люди не могли объяснить происхождение многих явлений. И народ верил, фигурки животных и людей помогают им защитить себя и свой дом от злых духов. Эти игрушки называются оберегами. Птицы прогоняли силы тьмы, несли свет и радость. Женская фигурка с детьми оберегала мать с детьми от несчастья и болезней.

2. Основная часть.

2.1. История возрождения дымковской игрушки.
Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. В 15 веке царь Иван 3, стремясь подчинить Москве непокорных жителей северного города Великого Устюга, переселял их в глухие края. Часть устюжан обосновалась за рекой Вяткой, близ города Хлынова. (Вятка раньше называлась Хлыновым.)
Так возникла здесь слобода Дымково, сохранившая название местности под Великим Устюгом. Населяли слободу разные ремесленники, среди которых было немало гончаров и мастериц - игрушечниц.
Самое раннее упоминание о дымковских глиняных игрушках относится к 1811 году. Сосланный в Вятку генерал-майор Хитрова описывал местный народный праздник – «Свистопляску» и между прочим отмечал: «…продаются на тех местах куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные».
С легкой руки генерала, все материалы о Вятке 19 века подробно рассказывали о «свистопляске», или «свистунье», во время которой несколько дней продолжалось в городе веселье, шум, смех и непременный свист в глиняные свистульки, изображавшие разноцветных зверей и птиц.

Существует старинная легенда, повествующая о том, как однажды враги окружили город. Горожане не знали, как спасти свои земли от несметной силы, что пришли с чужой земли. Но люди Вятки оказались находчивыми и придумали "военную" хитрость.
Все жители, и дети, и старики, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Враги испугались, заметались, им показалось, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор жители Вятки отмечают победу веселой "Свистуньей".
2. 2. Самые старые игрушки.
Сохранившиеся во многих музеях нашей страны произведения дымковских мастериц позволяют с большей полнотой, чем во всех других центрах игрушечного производства, представить путь его развития.
Вероятно, самыми старыми игрушками можно считать несколько уникальных фигурок из собрания Кировского художественного музея. Они не имеют ничего общего с теми яркими, многоцветными веселыми игрушками, с которыми связано наше сегодняшнее представление о Дымково.
По сюжетам эти фигурки близки кругу образов Тульской слободы - Большие Гончары. Их отличает особая тонкослойность, даже хрупкость глиняного теста, изящество и грация поз, нежная гамма росписи, напоминающая колорит тульских барынь под зонтиками. Дамы одеты в нарядные платья с пышными юбками – кринолинами.
У них очень маленькие головки с тонко нарисованными лицами. По размерам, композиции, тонкости деталей, даже сюжетами эти фигурки близки фарфоровой пластике.
2.3. Второй период возрождения дымковской игрушки.

Если фигурки из Кировского музея можно отнести к более раннему периоду развития дымковской игрушки в 19 веке, то второй этап представляют произведения из коллекции А.И. Деньшина.
Уроженец Вятки, живописец, увлекшийся народной игрушкой, Деньшин много сделал для сохранения и популяризации промысла, активно помогал мастерицам в их деятельности в 1920-1930-е года. Собрание Деньшина можно датировать рубежом 19 и 20 веков – часть его коллекции поступила в Загорский музей игрушки еще в 1919 году. В ней преобладают изображения барынь, кормилец, нянек.

В сравнении с фигурками из Кировского музея они миниатюрны, у них похожие шарики-головки, но лепка и особенно роспись уже иные. В лепке ощутима та «ступка» - колокол-юбка с торсом, которая служила основой каждой фигурки и по-своему варьировалась разными мастерицами. К «ступке» отдельно прилеплялись шарик-головка, руки калачиком, фигурки детей и т.п.

Современные мастерицы: Римма Пенкина, Людмила Докина, Алевтина Трефилова создают композиции на темы русских народных сказок, деревенской жизни, используют современные мотивы. Их композиции дышат добродушным народным юмором и непосредственностью. Произведения современных мастериц знают по многим выставкам не только в нашей стране - во всем мире. Солнечное, доброе искусство дымковских чудесниц несет людям радость.

2.4. Особенности производства дымковской игрушки

Мне предстояло слепить дымковскую игрушку, но для этого надо было знать особенности её производства.

С незапамятных времен здесь, в малоплодородной местности с суровым климатом занимались лепкой глиняных игрушек, изображавших коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь, водоносок, кормилиц, всадников и пр. Осенью в лугах готовили на всю зиму красную глину, на отмелях реки - чистый песок. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и отдельно - мелкие, которые затем прилеплялись и примазывались с помощью мокрой тряпки. Вылепленная игрушка сушилась 2-4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской печи на горящих поленьях и железных противнях. По остывании поверхность изделия белилась мелом, разведенным на снятом молоке. К работе готовили 6-10 красок, для чего красочный порошок растирали на чугунной плите, добавляли немного воды, а перед росписью и цельное сырое яйцо, в результате чего получалась яичная темперная краска, которой и наносили яркую разноцветную роспись на белый фон игрушки.

2.5. Технология изготовления игрушки.

1. Фигурки лепят по частям, следы лепки сглаживают влажной тряпочкой для придания изделию ровной поверхности. После лепки игрушку несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали.


Свернуть блин и получится колокол юбки для барыни.


Свернуть следующие два блина и получаются

Читайте также: