Проект по технологии игрушка из ниток

Обновлено: 04.05.2024

Вязание – это увлекательное занятие. Оно развивает в человеке усидчивость и терпение. Каждое поколение открывает для себя его привлекательность. В нашем 21 веке вязание становится очень актуальным. Возможность применения разнообразных ниток и моделей сделало вязание крючком для меня любимым занятием. Вязание меня успокаивает, помогает собраться с мыслями. Проявив фантазию в работе с нитками разных фактур и цветов можно выразить свою индивидуальность, уйти от традиционных взглядов на моду, как в домашнем интерьере, так и в изготовлении игрушек. Вязаные изделия сейчас очень популярны, а также вязание способствует развитию творческого начала, которое поможет в будущем стать хорошей хозяйкой. Рационально использовать материалы, создавать красивые вещи, для семьи и квартиры своими руками.

ВложениеРазмер
dashinimaeva_selma_11_klass_rbnli1_olimpiada_po_tehnologii.docx 307.84 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

«Республиканский бурятский национальный лицей-интернат №1»

«Вязаные игрушки амигуруми»

Ученица 11 «б» класса РБНЛИ №1

Дашинимаева Туяна Цыдыповна

Учитель технологии РБНЛИ №1

Обоснование выбора проекта.

Вязание – это увлекательное занятие. Оно развивает в человеке усидчивость и терпение. Каждое поколение открывает для себя его привлекательность. В нашем 21 веке вязание становится очень актуальным. Возможность применения разнообразных ниток и моделей сделало вязание крючком для меня любимым занятием. Вязание меня успокаивает, помогает собраться с мыслями.

Проявив фантазию в работе с нитками разных фактур и цветов можно выразить свою индивидуальность, уйти от традиционных взглядов на моду, как в домашнем интерьере, так и в изготовлении игрушек.

Актуальность: вязаные изделия сейчас очень популярны, а также вязание способствует развитию творческого начала, которое поможет в будущем стать хорошей хозяйкой. Рационально использовать материалы, создавать красивые вещи, для семьи и квартиры своими руками.

Цель: связать игрушку амигуруми

  1. Изучить понятие «вязание».
  2. Рассмотреть виды вязания.
  3. Изучить технологию амигуруми.
  4. Выполнить работу и продемонстрировать ее.

Гипотеза: Связанная своими руками игрушка неповторима и более доступна по цене, чем готовое изделие.

Разработка идей и вариантов

Для начала я перебирала сотни идей и вариантов, но выбрала проектную работу, которая является для меня знакомой.

1.1 Вязание

Вяза́ние — процесс изготовления полотна или изделий (обычно элементов одежды или предметов интерьера) из одной или нескольких нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов — вручную (вязальные крючок, спицы, игла, вилка, или просто на пальцах[en]) или на вязальной машине (механическое вязание).

Вязание, как технику, относят к видам плетения, применяют для изготовления предметов одежды (носки, перчатки, шапки) и белья (салфетки, скатерти, занавески), декорирования интерьера.

  • Ажурное вязание
  • Вязание на вилке
  • Вязание крючком
  • Вязание на спицах
  • Тунисское вязание
  • Филейное вязание

Процесс изготовления полотна или кружева вручную из ниток с помощью вязального крючка. Считается более лёгким видом рукоделия по сравнению с вязанием спицами. При вязании крючком рабочая нить придерживается большим и указательным пальцами левой (у левшей правой) руки. Крючок держится в правой (у левшей левой) руке большим и указательным пальцами с опорой на третий палец. Нить набрасывается на крючок, продетый в свободную петлю, и вытягивается через неё. Основные типы петель в вязании крючком: воздушная, полустолбик, столбик без накида, столбики с накидами.

Инструменты и материалы

Инструмент для вязания представляет собой палочку одинаковой толщины по всей длине или с утолщением на ручке с крючком на конце. Для тунисского вязания предназначен крючок с очень длинной ручкой, на которую в процессе нанизываются петли. Крючки выполняются из разнообразных материалов: стали, дерева, пластика. Важно, чтобы крючок был хорошо отполирован, а ручка — удобной, не утомляющей руку.

1.2 Амигуруми

Амигуру́ми (яп. 編み包み, букв.: «вязанное-завёрнутое») — японское искусство вязания на спицах или крючком маленьких мягких зверушек и человекоподобных существ. Амигуруми — это чаще всего симпатичные животные (такие как мишки, зайчики, кошечки, собачки и другие.), человечки, но это могут быть и неодушевлённые объекты, наделённые свойствами живых существ. Например, кексы, шляпы, сумочки и другие. Амигуруми вяжут спицами или крючком. В последнее время амигуруми, связанные крючком, стали более популярны и чаще встречаются.

Амигуруми обычно вяжутся из пряжи простым способом вязания — по спирали и, в отличие от европейского способа вязания, круги обычно не соединяются. Они также вяжутся крючком меньшего размера относительно толщины пряжи, чтобы создать очень плотную ткань без каких-либо зазоров, через которые может вылезти набивочный материал. Амигуруми часто делают из частей и затем их соединяют, исключение составляют некоторые амигуруми, которые не имеют конечностей, а имеют только голову и туловище, составляющие одно целое. Конечности иногда набиваются пластмассовыми кусочками, чтобы придать им живой вес, в то время как остальное тело — волоконным наполнителем.

Распространению эстетики амигуруми способствует их миловидность. С этой целью, типичные зверушки амигуруми имеют большую шарообразную голову на цилиндрическом туловище с маленькими конечностями.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

1.Обоснование возникшей проблемы.

2. Цель и задачи проекта.

3. История развития игрушки.

4. Материалы для изготовления вязаных игрушек.

5. Организация рабочего места.

6. Выявление основных требований к изделию.

7. Технология выполнения изделия.

8. Экономическое и экологическое обоснование проекта.

9. Самооценка проекта.

10. Рекламный проспект.

1. Обоснование возникшей проблемы.

Наступает Новый год! Я очень люблю делать подарки своим близким. Сейчас трудно удивить кого-то подарком из магазина, хочется чего-то особенного. Я сделаю подарок своими руками. Это будет Снеговик. Он будет сделан из самых простых и доступных всем материалов.

2. Цель и задачи проекта.

Цель проекта: выполнить игрушку - сувенир «Снеговик».

- использовать в работе доступные подручные материалы;

- учиться применять дизайнерский подход к творческой работе и креативно мыслить;

- формировать и развивать мотивацию творческой деятельности на основе проявления положительных эмоций от выполнения своей работы.

3. История развития игрушки.

Искусство изготовления игрушек - один из древнейших видов народного художественного творчества.

Различного рода игрушки были найдены в захоронениях Египта, Греции, Римской империи. В далекие времена, когда еще не было специальных мастерских, производящих игрушки, их создавали народные умельцы – кустари, которые работали в одиночку или членами семьи. Это были первые народные художники – игрушечники, которые передавали свое мастерство из поколения в поколение. Своеобразие изготовления игрушек определяется условиями быта и труда, обычаями народа, национальным характером, климатическими условиями и используемым материалом. Так в областях богатых лесами, игрушки, как правило, делались из дерева, в местах богатых залежами глины - из глины.

Самые древние игрушки России датируются X-XV вв. и найдены на территории древних русских городов – Киева, Новгорода, Москвы, Коломны. Персонажами игрушек были кони, птицы , медведи, фигурки всадников. В забавных игрушках не копировались черты реальных героев, а подчеркивались наиболее яркие особенности.

Шло время. Совершенствовались приемы изготовления игрушек из различных материалов и развивались местные традиции. Часто народное творчество обращалось к таким материалам, как солома, лен, пряжа. Иногда куклы вязались крючком и спицами. Игрушки из дерева, глины, кости, камня постепенно утратили свое значение – с ними не играют дети. Это игрушки-сувениры.

Технология изготовления игрушки настолько проста, что ею может овладеть любой желающий, а материалы и инструменты найдутся в любом доме. Процесс создания игрушек очень интересен и увлекателен. Любители вязания могут выполнить игрушку на спицах или крючком. Как правило, способ вязки здесь используется простой — лицевая гладь или столбики без накида. Главное — в создании нужной формы и отделке готового изделия.

Вязаные игрушки наделены каким-то особым шармом - они приятны на ощупь и просто излучают тепло рук, которые их изготовили.

4. Материалы для изготовления вязаных игрушек.

Иголки.

Ручные швейные иголки бывают разной толщины и длины. Иголки обозначаются номерами от №1 до №12, и чем выше номер, тем иголка толще, причем толщина иголок двух соседних номеров одинаковая, а длина при этом разная. Иголки нечетных номеров длиннее, чем иголки четных номеров. Стандартные иголки выпускаются длиной от 35 до 80мм и толщиной от 0.6 до 1.8мм. Нужная иголка подбирается в зависимости от толщины ткани, с которой предстоит работать. Чем толще ткань, тем выше номер иглы и наоборот.

Нитки.

Также шерстяные нитки подойдут для оформления игрушек. Из них можно сделать волосы для куклы, хвосты для зверушек, ими можно вышить отдельные детали мордочки: глаза, нос, рот. Мулине, цветной шелк, цветные катушечные нитки №50 – 80, люрекс, ирис, гарус используют для отделочных работ, вышивки деталей одежды и оформления мордочек зверушек.

Набивочные материалы.

Для набивки игрушек используется вата, синтетические материалы - синтопон, синтепух и поролон. С натуральной ватой работать сложнее, так как при набивке часто образуются комки. Искусственная вата - синтепон и синтепух более объемные, легкие и не образуют комков. Работать с ними намного легче.

Спицы.

Спицы — это основной инструмент вязальщицы. В зависимости от того, из какого материала они выполнены, спицы могут быть аллюминиевые, стальные, деревянные, костяные, пластмассовые и др. Спицы должны быть абсолютно гладкими, чтобы петли по ним могли легко скользить, и иметь удобный для работы конец, не слишком тупой и не слишком острый. Каждые из спиц имеют свои достоинства и свои недостатки. Поэтому, если для работы вам нужны тонкие спицы, отдайте предпочтение стальным, т. к. они твердые и очень прочные (толстые стальные спицы неудобны тем, что тяжеловаты). Если же вам нужны толстые спицы, выбирайте деревянные, костяные и другие, т. к. они легкие (тонкие спицы из этих материалов гнутся и быстро ломаются). Что касается аллюминиевых спиц, то они пачкают светлые изделия, поэтому пользоваться ими лучше при вязании изделий из темной пряжи. Спицы различаются по номерам. Номер — это диаметр спицы в миллиметрах. Т. е. спицы №2 имеют диаметр 2 мм, спицы №5 — диаметр 5 мм и т. д. Для получения вязаного полотна средней плотности следует подбирать спицы, которые будут в 1,5-2 раза толще пряжи.

Общий подход к выбору номера спиц таков: чтобы получить рыхлое, ажурное изделие, нужно выбирать спицы большого номера (это относится также к пряже с ворсом и фасонной); чтобы получить изделие плотное, тяжелое, которое бы не растягивалось, спицы нужно подбирать потоньше.

Крючки.

Крючки бывают металлические, пластмассовые и деревянные. Удобно использовать деревянные крючки. Крючки имеют диаметр от 1 до 8 мм и длину приблизительно 140 мм. Номер крючка (1; 1,5; 2; 2,5; 3 и т. д.) соответствует его диаметру. Например, крючок №2 имеет диаметр 2 мм. Чем выше номер, тем больше диаметр крючка. Вязальщице желательно иметь набор крючков разных диаметров.

Для получения качественного вязаного полотна необходимо диаметр крючка подбирать соответственно толщине ниток и выбранному узору. Вязание тонким крючком толстых ниток дает слишком плотную грубую вязку, вязать трудно. Вязание толстым крючком тонких ниток дает рыхлую неравномерную вязку. При неправильном подборе диаметра крючка и толщины нити может теряться узор.

Фурнитура

Фурнитура – это множество красивых мелочей, без которых нам невозможно завершить изготовление игрушки, сделать ее выразительной, придать ей индивидуальный характер. Что же это за мелочи? Разноцветный бисер, белые жемчужины разных размеров с дырочкой посередине, стеклярус, стразы, кисточки, тесьма и кружево, пуговицы, кусочки кожи, клеенки и меха можно использовать для оформления мордочек, глаз, украшения одежды, аппликаций , панно, ковриков и подушек.

5. Организация рабочего места.

Р абочее место для вязания должно быть хорошо освещено, причем свет должен падать на работу с левой стороны.

С идеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула .

Р асстояние от глаз до работы не должно быть меньше 30…40 см, чтобы не развивать близорукость и в глаза не попадали частички шерсти.

П еред началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы нить и вязаное полотно оставались всегда чистыми, а на руках не оставалось мелких частиц пряжи.

Д ля того чтобы в процессе вязания шерсть не загрязнилась, советуем вложить клубок в небольшой, лучше целлофановый, мешочек, стянутый сверху так, чтобы нить проходила из него через небольшое отверстие.

П ри вязании спицами или крючком могут понадобиться также и дополнительные инструменты: штопальная игла, ножницы, сантиметровая лента

В о время вязания клубок лучше держать в специальной клубочнице, небольшой корзине или коробке, стоящей на полу с левой стороны от работающего.

П о окончании работы все инструменты следует убирать в рабочую коробку, концы спиц или крючок – вкалывать в клубок и убирать вместе с неоконченной работой.

6. Выявление основных требований к изделию.

Моя игрушка должна быть:

  • красиво и качественно изготовлена;
  • из мягкой пряжи;
  • натурального цвета;
  • безопасной для ребенка;
  • выполнена из экологически чистых материалов;
  • с низкой себестоимостью.

7. Технология выполнения изделия.

Для работы нам понадобится:

-пряжа белого и розового цветов;

- черные нитки для вышивания

- пластиковые глаза и клей;

Сокращения:

КА – кольцо амигуруми

ВП – воздушная петля

Сбн - столбик без накида


Голова и тело (вяжутся вместе)

Понадобится: белая пряжа, крючок 3.00 мм, наполнитель
«тело»

1. КА, 6 сбн в КА (6)

2. Пр в каждую петлю (12)

3. Пр в каждую петлю (24)

4. (3сбн, пр) х 6 раз (30)

11. (3сбн, уб) х 6 раз (24)

12. (2сбн, уб) х 6 раз (18)

Начинаем наполнять деталь

14. (2сбн, пр) х 6 раз (24)

15. (3сбн, пр) х 6 раз (30)

19. (3сбн, уб) х 6 раз (24)

20. (2сбн, уб) х 6 раз (18)

Закончить работу. Оставить конец нити достаточной длины, чтобы сшить имеющееся отверстие.

Понадобится: розовая пряжа, крючок 3.00 мм

1. 2 ВП, 6сбн в 2-ую от крючка петлю (6)

8. Пр в каждую петлю (12)

10. (1 сбн, пр) х 6 раз (18)

12. (2 сбн, пр) х 6 раз (24)

13. (3 сбн, пр) х 6 раз (30)

19. 30 стобиков с накидом. (30)

Закончить работу, Оставляем конец нити достаточной длины, чтобы пришить шапку к голове.

1. 60 ВП, повернуть, сбн в четвертую от крючка петлю

2. 1 столбик с накидом в каждую петлю до конца цепочки (56)

Закрыть работу, оставить нить для пришивания шарфа к шее снеговика.

Оформление:

Приклеиваем глаза к лицу.

8. Экономическое и экологическое обоснование проекта.

Учитывая расчёт стоимости данной работы, я могу сказать, что материальные затраты на изготовление Снеговичка совсем небольшие. Имея уже небольшой опыт выполнения игрушки, я думаю, что смогла бы выполнить подобную работу ещё красивее. Я думаю, что моё изделие могло бы быть конкурентоспособным на рынке сувениров ручной работы. При выполнении работы у меня не остаётся вредных отходов, я не наношу вреда окружающей среде. Моя игрушка экологически чистая.

9. Самооценка проекта.

У меня получился отличный Снеговик! Мне очень нравится моя работа. Я смогла найти и использовать в работе доступные всем и недорогие материалы. У меня ушло совсем немного времени на выполнение самой игрушки. И ещё у меня родилось очень много идей для изготовления других Снеговиков.

10. Рекламный проспект.

Вязание - очень увлекательное и полезное занятие. Те, кто любит и умеет вязать, согласятся со мной, а тем, кто в этом сомневается, я могу сказать: попробуйте, не пожалеете! Вязать же игрушки интересно вдвойне: это и польза, и удовольствие. Результаты такой работы просто восхищают. Только посмотрите на эти игрушки - просто чудо! И времени на это надо не так много, как, скажем, на вязание пуловера.

Борсюк Елена Владимировна

Вязание крючком позволяет мне выразить свою индивидуальность, подарить тепло и любовь родным для меня людям. Когда не нужно было выбрать тему творческого проекта, я очень долго думала. Ведь я умею шить, вязать, вышивать. Но мне не нравиться ни шить, ни вышивать, поэтому я выбираю вязание крючком. Я считаю, что в наше время изделия ручной работы востребованы.В каждом доме, в каждой, даже в маленькой квартире найдется хоть одна мягкая игрушка. Игрушка должна оправдывать свою основную цель: учить доброте, любви и дружбе.

ВложениеРазмер
tvorcheskiy_proekt_vyazanaya_kryuchkom_myagkaya_igrushka.docx 647.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Краснозерского района Новосибирской области

Краснозерская средняя общеобразовательная школа №2

«Вязаная крючком мягкая игрушка»

учащаяся 7Б класса

Борсюк Елена Владимировна, учитель технологии

1. Обоснование темы проекта стр.3

2.История возникновения вязания стр.4

3.История возникновения игрушек стр.5

4.Требования к изделию стр.6

5.Планирование работы стр.7

6. Выбор цвета стр.9

7. Виды петель и вязки стр.10

8.Технологическая последовательность стр. 12

9.Организация рабочего места стр.14

10.Экологическое обоснование стр.15

11. Себестоимость стр. 16

14.Список используемой литературы стр.19

ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ ПРОЕКТА

Вязание крючком – это увлечение, которое стало неотъемлемой частью моей жизни. Вязание крючком для меня всегда было одним из самых интересных занятий. Вещи, связанные крючком отличаются удивительной воздушной красотой и ажурностью.

Вязать крючком очень просто, достаточно немного терпения для того, чтобы научиться основным приемам вязания. Изделия, выпускаемые нашей промышленностью, часто бывают безлики и некрасивы, что приводит к необходимости многое делать своими руками.

Вязание крючком позволяет мне выразить свою индивидуальность, подарить тепло и любовь родным для меня людям. Когда не нужно было выбрать тему творческого проекта, я очень долго думала. Ведь я умею шить, вязать, вышивать. Но мне не нравиться ни шить, ни вышивать, поэтому я выбираю вязание крючком. Я считаю, что в наше время изделия ручной работы востребованы. Ведь в каждом доме, в каждой, даже в маленькой квартире найдется хоть одна мягкая игрушка. Игрушка должна оправдывать свою основную цель: учить доброте, любви и дружбе. Именно поэтому я выбираю вязать мягкую игрушку.

Цель моего творческого проекта: связать такую мягкую игрушку, чтобы она соответствовала всем моим задумкам, т.е. выглядела не только аккуратной, но и достойной в качестве подарка.

1. Найти литературу по вязанию и выбрать интересную схему для прихватки.

2. Применить знания и умения, полученные на уроках технологии.

3. Соблюдать правила безопасной работы при вязании крючком.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВЯЗАНИЯ

Вязание - одно из интересных и полезных видов рукоделия. Техника его прошла через века, а в наше время получила большое развитие и стала одним из любимейших занятий рукодельниц.

Установить точно, когда зародилось ручное вязание, трудно, ведь вязание не камень, нелегко ему сохраниться тысячелетиями. Однако древнейшие, дошедшие до нас вязаные предметы ученные относят к 3-5 векам н.э. Так в Перу был найден редкий экземпляр декоративного вязаного пояса с мотивом колибри. При раскопках коптских гробниц в городе Антиное был обнаружен детский шерстяной вязаный носок с яркими полосками. Интересно, что большой палец был отдельно от остальных для продевания ремешка сандалии. Приблизительно к тому же периоду относятся найденные в Германских гробницах штаны с пришитым носком. Все древнейшие находки свидетельствуют о развитой культуре одежды и высоком уровне владения техникой вязания, составления узоров, выборе цвета.

Если исходить из того, что в древности каждый вид труда развивался медленно, не исключено, что люди научились вязать за несколько столетий до нашей эры. Поэтому есть основание предполагать, что уже в то время было известно и вязание, технология которого относительно проста и не требует никакого технического оборудования. Первоначально вязали просто на пальцах, позднее стали использовать спицы.

Самыми искусными вязальщиками древности считались арабы. Фрагменты прекрасного арабского вязания с красивыми и сложными геометрическими орнаментами ярких расцветок были обнаружены в Египте, в Фостате, а позже была найдена часть вязаного шарфа с подобным орнаментом. На основе этих и многих других находок заключили, что прародиной вязания был Ближний Восток. Интересно то, что вязание в начале было исключительно мужским ремеслом, и лишь позднее, когда оно широко распространилось, им стали заниматься женщины.

В наше время вязание остается популярным видом прикладного искусства благодаря неограниченной возможности создавать новые модные узоры и модели.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИГРУШЕК

Игрушки рядом с человеком появились очень давно. В древности их делали из того материала, который был под рукой,- из кожи и дерева, ткани и глины, мягкого камня и бивней мамонта.

Иногда игрушкам приписывалась магическая сила. Как правило, это были звучащие игрушки – свистульки, трещотки, погремушки. Своим звуком они «отгоняли» злых духов.

Самые древние игрушки России датируются 10 – 15 вв. и найдены на территории древних русских городов – Киева, Новгорода, Москвы, Коломны. Персонажами игрушками были кони, птицы, медведи, фигурки всадников, веселых скоморохов – Гудошников. В забавных игрушках не копировались черты реальных героев, а подчеркивались наиболее яркие особенности.

Шло время. Совершенствовались приемы изготовления игрушек из различных материалов и развивались местные традиции. В дореволюционной России сложилось несколько центров изготовления игрушек, которые существуют и сейчас. Это Троице – Сергиев Посад, села Полховский Майдан, Дымково и др.

Часто народное творчество обращалось к таким материалам, как солома, лен, пряжа. Иногда куклы вязались крючком и спицами. Игрушки из дерева, глины, кости, камня постепенно утратили своё первоначальное значение – с ними не играют дети. Это игрушки сувениры. Теперь придумали игрушки, которые хорошо подходят для игры. Технология изготовления игрушки настолько проста, что ею может овладеть любой желающий, а материалы и инструменты найдутся в любом доме.

ТРЕБОВАНИЯ К ИЗДЕЛИЮ

Игрушка должна быть яркой, мягкой и красивой, качественно изготовлена. Себестоимость изделия должна быть не велика; качество игрушки должно быть хорошим, изделие нужно выполнять аккуратно, и оно должно быть экологически чистым, и безвредным для маленьких детей.

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. Данный проект «отвечает» на вопросы: какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Реализацией практической части является продукт проекта – куклы, созданные его автором.

Оценить 1566 0

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№1 ( с углублённым изучением отдельных предметов)»

Творческий проект

ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКОЛ ИЗ НИТОК

Выполнила: Игумнова Александра ученица 7 «А» класса

Руководитель: Игумнова Оксана Викторовна педагог-организатор

Краткая аннотация Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. Данный проект «отвечает» на вопросы: какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Реализацией практической части является продукт проекта – куклы, созданные его автором.

Исторические сведения…………………………………………….3 - 5

Экономическое обоснование……………………………………. .6

Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в прошлом красоту находим, Хоть новому принадлежим.

Описание работы

Цель проекта: пробудить интерес у подростков к прошлому своего народа, народной кукле.

Задачи проекта:

Познакомиться с историей возникновения народной куклы.

Изучить виды кукол.

Изучить технологию изготовления народных кукол.

Изготовить куклы своими руками.

Гипотеза: старинным способом создания кукол из ниток на основе кисточки можно самостоятельно изготовить кукол для игры и в качестве сувенира-оберега.

Этапы реализации проекта.

Знакомство с историей возникновения народной куклы.

Изучение видов кукол.

Изучение технологии изготовления кукол.

Методы:исследовательские; социальный опрос и анализ результатов; практические.

Предмет исследования: народные куклы.

Инструменты и материалы для практической работы: два мотка ниток разных цветов, ножницы, книга или другая основа для наматывания нитей, пистолет для работы с горячим клеем, горячий клей, клей с блёстками, материалы для украшения: шипы, стразы, декоративные цветы.

Ожидаемые результаты:

Знакомство с историей, видами народных кукол.

Изучение технологии изготовления кукол.

Создание продукта – кукол из ниток на основе кисточки.

Актуальность проекта

Кукла – самый зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых – это единственная возможность вернуться в мир детства. К сожалению, сейчас не все девочки любят играть в куклы. Чуть больше половины моих одноклассниц и подруг ответили положительно на вопрос , играли ли они в куклы. Большинство современных девчонок предпочитают создавать куклу, наряжать её, и даже строить ей жильё в компьютерной игре.

Полки современных магазинов радуют взор нескончаемым совершенством разнообразной кукольной продукции. Такими куклами любуются, украшают интерьеры квартир, их коллекционируют. Но самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной фантазией.

Выбранная тема показалась интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка

Исторические сведения

Куклы были обереговые, обрядовые и игровые.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни в крестьянских семьях с давних времён была тряпичная кукла. Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах - угольком. Обязательно приделывали косу. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Была такая примета – когда дети много и усердно играют в куклы, в семье прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками, в доме быть беде. Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась ещё и символом продолжения рода. И даже существовало поверье: «Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет».Брали кукол на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Все куклы изготавливались без ножниц, иголок и ниток. Использовались не только тряпочки, и глина, дерево, кость, солома и даже творог.Очень важно было делать куклу с добрыми намерениями и в хорошем настроении.

Но в древние времена славянские куклы служили и мощными оберегами и сопровождали наших предков с самого рождения. У кукол не было лица. Кукла без лица считалась предметом неодушевлённым, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредной.

Я очень люблю весну. Узнала, что наши предки готовились к ней по-своему. Чтобы разукрасить и себя, и природу к приходу весны делались куколки Мартинички. От слова Март. Куколки изготавливались из ниток на основе кисточки.

Куклы являлись неизменным атрибутом обряда «закликания» весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев. В Болгарии до сих пор сохранился этот древний славянский обычай, один из самых почитаемых, – встречать март Мартиничками. Мартиничек дарят с пожеланиями здоровья и долголетия, добра и процветания любимым и родным, друзьям и просто хорошим людям. Цвет оберега может отгонять любое зло и недуги от обладателя этого сильного подарка. Так верили наши предки. В 60-х гг. 20 в., когда символическое значение заместилось декоративно-художественным восприятием образов, стали делать куколку-девочку и куколку-мальчика. Они различаются так: косы и платья с фартучками у девочек и короткая прическа и ноги (штаны) у мальчиков. Конечно, и цвета ниток стали намного разнообразнее.

Практическая часть

У меня уже есть опыт создания кукол. Обрядовую куклу помощницу -десятиручку я подарила маме, чтобы она меньше уставала и почаще занималась со мной, куклу - оберег Кристаллиху я сделала, отдыхая в загородном лагере «Кристалл».

Неудивительно, что у меня появилась идея изготовить кукол к приближающемуся весеннему празднику. За их основу я взяла Мартиничек. Куклы изготовлены из ниток без использования иголки по определённой схеме (приложение 1).

После творческого преобразования мои куклы носят имена Маша и Толик, и выглядятпо-иному. Размер кукол в два раза больше размера Мартиничек; кроме белого и красного используются другие цвета, на лицах имеются рты и глаза; мною использованы современные материалы для украшения одежды.

Калинина Ольга Анатольевна

Проектная работа выполнена используя технику вязания крючком .

ВложениеРазмер
творческая работа 836.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Салганская средняя образовательная школа

Творческий проект по технологии

На тему : Изготовление мягкой игрушки в технике вязания спицами или крючком.

Выполнила: Калинина Юлия

Ученица 8 класса

МБОУ Салганская СОШ

Обоснование выбора : изучая на уроках технологии различные виды рукоделия я решила использовать технику вязание крючком для создания подарка своей младшей сестре в виде мягкой игрушки «Котята».

Цель работы : создание подарка

  • выбор техники рукоделия
  • знакомство с историей возникновения игрушки
  • подбор и анализ литературы
  • подбор материала для работы
  • создание технологической карты
  • создание мягкой игрушки
  • оформление текстовой части проекта для применения на уроках технологии для девочек 6 – 7 класса
  • создание презентации для защиты проекта посредством программы Power Point

Игрушки появились рядом с человеком очень давно. В древности их делали из того материала, который был под рукой, - из кожи и дерева, ткани и глины, мягкого камня и бивней мамонта. Самые древние игрушки России датируются X-XV вв. и найдены на территории древних русских городов – Киева, Новгорода, Москвы, Коломны. Персонажами игрушек были кони, птицы, медведи, фигурки всадников. В забавных игрушках не копировались черты реальных героев, а подчеркивались наиболее яркие особенности.

Шло время. Совершенствовались приемы изготовления игрушек из различных материалов и развивались местные традиции. Часто народное творчество обращалось к таким материалам, как солома, лен, пряжа. Иногда куклы вязались крючком и спицами. Игрушки из дерева, глины, кости, камня постепенно утратили свое значение – с ними не играют дети. Это игрушки-сувениры.

Технология изготовления игрушки настолько проста, что ею может овладеть любой желающий, а материалы и инструменты найдутся в любом доме. Процесс создания игрушек очень интересен и увлекателен. Любители вязания могут выполнить игрушку на спицах или крючком. Как правило, способ вязки здесь используется простой — лицевая гладь или столбики без накида. Главное — в создании нужной формы и отделке готового изделия.

Вязаные игрушки наделены каким-то особым шармом - они приятны на ощупь и просто излучают тепло рук, которые их изготовили.

Материалы для изготовления вязаных игрушек

Ручные швейные иголки бывают разной толщины и длины. Иголки обозначаются номерами от №1 до №12, и чем выше номер, тем иголка толще, причем толщина иголок двух соседних номеров одинаковая, а длина при этом разная. Иголки нечетных номеров длиннее, чем иголки четных номеров. Стандартные иголки выпускаются длиной от 35 до 80мм и толщиной от 0.6 до 1.8мм. Нужная иголка подбирается в зависимости от толщины ткани, с которой предстоит работать. Чем толще ткань, тем выше номер иглы и наоборот.

Мех искусственный с длинным и коротким ворсом на трикотажной основе различных расцветок очень подходит для шитья мягких игрушек и подушек - зверушек.Шелковые ткани нежные, струящиеся. Их хорошо использовать для шитья кукольных платьев, отделки, аппликаций. Валяные ткани. К ним относится фетр. Его особенность состоит в том, что эта ткань не сыпучая и обрезанные края не требуют обметки. Из фетра можно выкраивать отдельные детали: лапки, клювики, хвостики, носы.

Также шерстяные нитки подойдут для оформления игрушек. Из них можно сделать волосы для куклы, хвосты для зверушек, ими можно вышить отдельные детали мордочки: глаза, нос, рот. Мулине, цветной шелк, цветные катушечные нитки №50 – 80, люрекс, ирис, гарус используют для отделочных работ, вышивки деталей одежды и оформления мордочек зверушек.

Для набивки игрушек используется вата, синтетические материалы - синтопон, синтепух и поролон. С натуральной ватой работать сложнее, так как при набивке часто образуются комки. Искусственная вата - синтепон и синтепух более объемные, легкие и не образуют комков. Работать с ними намного легче.

Спицы — это основной инструмент вязальщицы. В зависимости от того, из какого материала они выполнены, спицы могут быть аллюминиевые, стальные, деревянные, костяные, пластмассовые и др. Спицы должны быть абсолютно гладкими, чтобы петли по ним могли легко скользить, и иметь удобный для работы конец, не слишком тупой и не слишком острый. Каждые из спиц имеют свои достоинства и свои недостатки. Поэтому, если для работы вам нужны тонкие спицы, отдайте предпочтение стальным, т. к. они твердые и очень прочные (толстые стальные спицы неудобны тем, что тяжеловаты). Если же вам нужны толстые спицы, выбирайте деревянные, костяные и другие, т. к. они легкие (тонкие спицы из этих материалов гнутся и быстро ломаются). Что касается аллюминиевых спиц, то они пачкают светлые изделия, поэтому пользоваться ими лучше при вязании изделий из темной пряжи. Спицы различаются по номерам. Номер — это диаметр спицы в миллиметрах. Т. е. спицы №2 имеют диаметр 2 мм , спицы №5 — диаметр 5 мм и т. д. Для получения вязаного полотна средней плотности следует подбирать спицы, которые будут в 1,5-2 раза толще пряжи.

Общий подход к выбору номера спиц таков: чтобы получить рыхлое, ажурное изделие, нужно выбирать спицы большого номера (это относится также к пряже с ворсом и фасонной); чтобы получить изделие плотное, тяжелое, которое бы не растягивалось, спицы нужно подбирать потоньше.

Для работы вам понадобятся как обычные (одноконцевые) спицы, так и спицы круговые, чулочные, поэтому дадим их краткую характеристику.

Обычные (одноконцевые) спицы (рис. 1а) имеют один рабочий конец и с другого конца ограничены наконечником, который препятствует соскальзыванию петель. Также на наконечнике обычно проставлен номер спиц. Такие спицы подходят для вязания изделий всех видов, кроме тех, которые выполняются по кругу.

Чулочные спицы (рис. 1б) позволяют выполнять круговое вязание и представляют собой комплект из 5 спиц, каждая из которых имеет 2 рабочих конца. При вязании петли распределяются на 4 спицы и провязываются 5-й спицей. Чулочные спицы очень удобны для вязания носков, варежек, перчаток, для выполнения бейки горловины.

Круговые спицы (рис. 1в) представляют собой 2 спицы, соединенные эластичным тросиком. Они очень удобны для кругового вязания, а также для вязания широких деталей, когда длины обычных спиц недостаточно для большого количества петель.

Крючки бывают металлические, пластмассовые и деревянные. Удобно использовать деревянные крючки. Крючки имеют диаметр от 1 до 8 мм и длину приблизительно 140 мм . Номер крючка (1; 1,5; 2; 2,5; 3 и т. д.) соответствует его диаметру. Например, крючок №2 имеет диаметр 2 мм. Чем выше номер, тем больше диаметр крючка. Вязальщице желательно иметь набор крючков разных диаметров.

Для получения качественного вязаного полотна необходимо диаметр крючка подбирать соответственно толщине ниток и выбранному узору. Вязание тонким крючком толстых ниток дает слишком плотную грубую вязку, вязать трудно. Вязание толстым крючком тонких ниток дает рыхлую неравномерную вязку. При неправильном подборе диаметра крючка и толщины нити может теряться узор.

Фурнитура – это множество красивых мелочей, без которых нам невозможно завершить изготовление игрушки, сделать ее выразительной, придать ей индивидуальный характер. Что же это за мелочи? Разноцветный бисер, белые жемчужины разных размеров с дырочкой посередине, стеклярус, стразы, кисточки, тесьма и кружево, пуговицы, кусочки кожи, клеенки и меха можно использовать для оформления мордочек, глаз, украшения одежды, аппликаций, панно, ковриков и подушек.

Проволока применяется для изготовления каркасов. Лучше всего использовать медную проволоку d=2-2,5 мм. Она легко гнется и режется простыми кусачками.

Организация рабочего места

Р абочее место для вязания должно быть хорошо освещено, причем свет должен падать на работу с левой стороны.

С идеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула.

Р асстояние от глаз до работы не должно быть меньше 30…40 см, чтобы не развивать близорукость и в глаза не попадали частички шерсти.

П еред началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы нить и вязаное полотно оставались всегда чистыми, а на руках не оставалось мелких частиц пряжи.

Д ля того чтобы в процессе вязания шерсть не загрязнилась, советуем вложить клубок в небольшой, лучше целлофановый, мешочек, стянутый сверху так, чтобы нить проходила из него через небольшое отверстие.

П ри вязании спицами или крючком могут понадобиться также и дополнительные инструменты: штопальная игла, ножницы, сантиметровая лента

В о время вязания клубок лучше держать в специальной клубочнице, небольшой корзине или коробке, стоящей на полу с левой стороны от работающего.

П о окончании работы все инструменты следует убирать в рабочую коробку, концы спиц или крючок – вкалывать в клубок и убирать вместе с неоконченной работой.

Условные обозначения для вязания спицами.

Условные обозначения для вязания крючком

Столбик без накида еще называют коротким столбиком (ему соответствуют 2 петли подъема). Крючок вводят в петлю предыдущего ряда или цепочки (тогда во 2-ю петлю, не считая петли на крючке), захватывают нитку и вытягивают петлю. На крючке образовались 2 петли. Опять захватывают нить и протягивают ее через 2 петли, лежащие на крючке.

Из чего же можно изготавливать глаза для игрушек? Для одной и той же игрушки можно подобрать несколько вариантов глаз. Можно сделать их составными из нескольких слоёв клеёнки, искусственной кожи или других, подобных им материалов. Можно использовать любые подходящие пуговицы, бусинки, бижутерию (например, старые мамины клипсы небольшого размера и подходящего цвета могут очень пригодиться. Если, конечно, мама не будет возражать. Однако глаза, составленные из нескольких цветов, почти точно похожие на настоящие, несомненно, выглядят намного выигрышнее и выразительнее. Можно делать из пуговиц на ножке. Если под темную пуговицу подложить кусочек светлого материала или клеенки, пуговица будет похожа на зрачок. Можно наоборот - на светлую пуговицу наклеить зрачок из темного материала. В этом случае можно использовать и пуговицы с дырками, сперва пришить, а потом наклеить зрачок. . Очень интересные подвижные глазки можно сделать из прозрачных упаковочек для таблеток - вырезать 2 футлярчика (см. рисунок) и наклеить на бумагу. внутрь каждого нужно положить маленький шарик - дробинку, перец или бисеринку которая будет бегать внутри глаза.

Как "оживить" лицо

. От правильного расположения оформления лица или мордочки зависит, будет игрушка казаться доброй, веселой, симпатичной или сердитой, грустной, серьезной. Существует несколько общих правил. У зверят, глаза располагают на уровне переносицы, а нос посредине нижней половинки мордочки. У кукол глаза располагают на условной линии, которая делит лицо пополам на верхнюю и нижнюю часть. Иногда пропорции можно специально нарушить, чтобы подчеркнуть характер или настроение игрушки.

Мягкие игрушки - своими руками ?

Вязание - очень увлекательное и полезное занятие. Те, кто любит и умеет вязать, согласятся со мной, а тем, кто в этом сомневается, я могу сказать: попробуйте, не пожалеете! Вязать же игрушки интересно вдвойне: это и польза, и удовольствие. Результаты такой работы просто восхищают. Только посмотрите на эти игрушки - просто чудо! И времени на это надо не так много, как, скажем, на вязание пуловера.

Предлагаемые варианты игрушек.

Туловище с лапами . Вяжем квадрат 1х1, где 1=любая длина, смотря сколько времени есть или ниток/материалов. Лучше выглядит, если 1=15 см.

Чтобы сделать из квадрата туловище с лапками, надо просто сложить каждый угол этого квадрата пополам (по диагонали) и зашить (шов идет от угла квадрата до середин прилегающих сторон). Оставляем небольшое отверстие для набивки. Получилось нечто вроде четырехпалой морской звезды. Набрать количество петель, соответствующее 15см, лицевой гладью связать прямоугольное полотно размером 15 на 7,5см, сложить его пополам поперек, сшить боковые стороны и вывернуть. Два угла, прилежащие к сгибу, зашить наискосок (так, как если бы мы их срезали) – это будут уши. Наполнить голову синтепоном, кромочные петли вокруг отверстия нанизать на прочную нить и стянуть.

Набиваем туго, чем подойдет, и зашиваем незаметно.

Голова . Набрать количество петель, соответствующее 15см, лицевой гладью связать прямоугольное полотно размером 15 на 7,5см, сложить его пополам поперек, сшить боковые стороны и вывернуть. Два угла, прилежащие к сгибу, зашить наискосок ( так, как если бы мы их срезали) – это будут уши. Наполнить голову синтепоном, кромочные петли вокруг отверстия нанизать на прочную нить и стянуть.

Хвост. Набрать количество петель, соответствующее 15 см, лицевой гладью связать прямоугольный полотно размером 15 на 3,75 см, сложить его пополам вдоль и сшить длинную и одну короткую стороны.

Хвост синтепоном можно не набивать.

Следующий этап работы – набивка. Для этого можно взять любой объёмный материал – вату, поролон, синтепон, синтепух. Однако у некоторых из этих материалов есть существенные недостатки. Так, поролон через некоторое время начинает разлагаться и выделять ядовитые вещества. Вата же, несмотря на свою экологическую чистоту, плоха тем, что со временем слеживается и портит внешний вид игрушки. Идеален для набивки синтепух, но не каждому повезёт найти его в наших магазинах. Поэтому можно посоветовать использовать для набивки игрушек обрезки синтепона, причём лучше, если они будут длинными и узкими .

Пришить голову и хвост к туловищу, к голове пришить пуговицы-глазки, черной пряжей вышить носик и ротик. Мордочку котенка можно сделать более рельефной и выразительной. В иглу для вышивания с широким ушком вдеть черную нить в 8 сложений. Ввести иголку в место, намеченное для одного глаза, и вывести в точке, где намечен второй глаз, проколов голову насквозь. Затем выполнить обратный стежок, слегка стягивая при этом нитку, делаем усы, завязываем бант на шее.

Читайте также: