Проект про игрушки 4 класс

Обновлено: 26.04.2024

Тип: творческий, средней продолжительности (декабрь- март), при активном участии семьи.

Проблема. Современные условия жизни таковы, что часто дети могут играть в содержательные и ролевые игры только в детском саду. Дома на игру или не остается времени (родители стараются дать детям как можно больше знаний, прибегая к помощи компьютерных программ и репетиторов), или она (игра) должным образом не сопровождается взрослыми и, соответственно, не несет в себе необходимого развивающего содержания. Организовать единое учебно – воспитательное пространство развития ребенка в семье и ОУ – важнейшая задача педагогов.

Игровая деятельность школьников содержательно планируется, но не всегда организуется и сопровождается педагогами в должном объеме и на необходимом уровне качества. Параллельно необходимо активнее проводить психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам содержания и значения игр и игрушек для всестороннего развития личности ребенка.

Проектная идея. Провести с детьми большое количество разнообразных по виду и содержанию игр, совместно с детьми и их родителями изготовить для игр интересные атрибуты. Ближе познакомиться с опытом семейного воспитания.

Цель проекта.

Привлечение внимания всех участников образовательного процесса - педагогов и родителей обучающихся в ОУ к назначению и многообразию детской игры; определение её преобладающего места в совместной деятельности детей и взрослых в ОУ и семье.

- совершенствовать коммуникативные умения учащихся;
- воспитывать желание помочь однокласснику;
- способствовать укреплению единства класса;

ВложениеРазмер
Проект "Игры и игрушки" 38.99 КБ

Предварительный просмотр:

Принято : Согласовано: Утверждаю:

на заседании МО начальных классов заместитель директора по УВР директор ГБОУ гимназии № 192

ГБОУ гимназии № 192 ГБОУ гимназии № 192 ____________ С.А. Масленникова

протокол №____ от «________» 2013г ___________ Вольтова О.А. « ___» ____ 2013г приказ № ______

« _____» _______ 2013г

Проект «Игры и игрушки»

Тип: , творческий, средней продолжительности (декабрь- март), при активном участии семьи.

Проблема. Современные условия жизни таковы, что часто дети могут играть в содержательные и ролевые игры только в детском саду. Дома на игру или не остается времени (родители стараются дать детям как можно больше знаний, прибегая к помощи компьютерных программ и репетиторов), или она (игра) должным образом не сопровождается взрослыми и, соответственно, не несет в себе необходимого развивающего содержания. Организовать единое учебно – воспитательное пространство развития ребенка в семье и ОУ – важнейшая задача педагогов.

Игровая деятельность школьников содержательно планируется, но не всегда организуется и сопровождается педагогами в должном объеме и на необходимом уровне качества. Параллельно необходимо активнее проводить психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам содержания и значения игр и игрушек для всестороннего развития личности ребенка.

Проектная идея. Провести с детьми большое количество разнообразных по виду и содержанию игр, совместно с детьми и их родителями изготовить для игр интересные атрибуты. Ближе познакомиться с опытом семейного воспитания.

Привлечение внимания всех участников образовательного процесса - педагогов и родителей обучающихся в ОУ к назначению и многообразию детской игры; определение её преобладающего места в совместной деятельности детей и взрослых в ОУ и семье.

- совершенствовать коммуникативные умения учащихся;
- воспитывать желание помочь однокласснику;
- способствовать укреплению единства класса;

- развивать интерес детей к различным видам игр, поддерживать их свободную творческую самореализацию в игре;

- оптимально использовать имеющееся в ОУ игровое оборудование, пособия и материалы, способствующие активизации игровой деятельности и развитию всех сторон личности ребенка;

- привлекать родителей обучающихся к активному обсуждению и созданию условий для развития игры ребенка дома.

Детская цель. Поиграть в разные интересные игры вместе со сверстниками и со взрослыми – воспитателями, родителями.

Участники. Педагоги ОУ, обучающиеся 1-4 класс, их родители, бабушки и дедушки.

Проект КТД «Любимые игры и игрушки» (1-2 классы)


На доске написана тема проекта.

- О чем будет наш разговор? ( О любимых играх и игрушках )

- Кто хочет помочь мне в проведении этого дела? Каждый из вас может внести свое предложение, интересную идею по теме проекта. ( ^ Можно в игры поиграть, новые разучить, игрушки свои показать, сделать их самим и т.д. )

- Кому принесет пользу наш проект?

В результате обсуждения должен быть создан проект проведения КТД.

1. Опросить старших (разных поколений), в какие игры и какими игрушками они играли в детстве.

2. Провести занятие «Моя любимая игрушка».

Каждый ученик приносит в класс свою любимую игрушку. Рассказывает о ней по плану:

1) название игрушки;
2) откуда она появилась;
3) описание игрушки;
4) как ты в нее играешь.

После этого ученик декламирует стихотворение, поет песенку или загадывает загадку о любимой игрушке.

Материал дети подбирают самостоятельно. Затем каждый рисует свою любимую игрушку.

3. Выставка любимых игрушек.
4. Распределить и подготовить роли для показа сказки «Теремок» (настольный театр).
5. Изготовить или подобрать (с помощью родителей) декорации и персонажи к сказке «Теремок».
6. «Путешествие на фабрику игр и игрушек». Задача – изготовить игру-головоломку «Из семи кусочков».

- Ребята, я знаю, что вы очень любите играть в игры и игрушки, изготовленные своими руками. На нашей фабрике игр и игрушек мы сегодня научимся делать игру-головоломку. Она называется «Из семи кусочков».

Проверьте свою готовность. Вы должны запастись листами картона, линейками, карандашами, ластиками, ножницами, ну и, конечно, хорошим настроением и желанием поиграть.

Семь кусочков головоломки вырезаются из квадрата

ДВЕ и ЕЛГ - шаблоны-треугольники, которые есть у каждого ребенка. Разметка осуществляется под руководством педагога в следующем порядке:

1) провести диагональ БГ (буквы даны для ориентировки педагогу);
2) большой шаблон треугольника приложить к углу В и провести отрезок линии ДЕ ;
3) прочертить диагональ АО до середины линии ДЕ ;
4) приложить меньший шаблон к углу Г и к диагонали БГ , провести отрезок ЕЛ ;
5) с помощью этого же шаблона, приложив его к той же диагонали, но в центре, провести отрезок КО .

7. Изготовление из картона для девочек – кукол, для мальчиков – машин из спичечных коробков, корабликов из дерева.

8. «Страна детства» - итоговое занятие.

Приглашаем на него родителей и детей. Ребята распределили между собой, кто кого будет приглашать.

Цель занятия: подвести итог коллективно проделанной работы.

Оформление: рисунки любимых игрушек, цветы, шары. Перед началом звучат песни В. Шаинского.

I. Вступительное слово учителя.

- Далеко за горами, за морями, за дремучими лесами есть огромная Страна детства. Туда нельзя приехать на машине, приплыть на пароходе, даже на ракете прилететь нельзя. Но туда можно просто перенестись на крыльях фантазии, вообразить этот мир, придумать его самим. В этой стране побывали все дети Земли, и даже ваши родители, бабушки и дедушки, когда они были маленькими. Они были там со своими первыми друзьями – игрушками.

Обращаемся к малышам:

- Посмотрите, это ребята нарисовали своих друзей детства. А есть у вас любимые игрушки? За что вы их любите?

Когда ваши родители, бабушки и дедушки были маленькие, у них были совсем другие игрушки.

II. Рассказ родителей об игрушках своего детства (опыт восприятия образцового рассказа).

III. После этого ученик обобщает собранный материал:

- У наших прабабушек игрушек не было. Они шили себе куклы из тряпок, делали из соломы, моя бабушка куклу «соображала» из полена, одевала в лоскутки и играла. Прадедушки вырезали из дерева лошадок, играли в кости. Мастерили игрушки из катушек от ниток, делали бусы из ягод шиповника и рябины, собирали камешки. Любили подвижные игры: лапту, прятки, прыганье на досках. Позднее появились резиновые игрушки, сабли, пистолеты.

IV. Чтение стихотворений об игрушках (А. Барто, Я. Акима, С. Черного, С. Маршака, И. Демьянова).

V. Исполнение танца «Мишка с куклой».

VI. «Путаница». Исправьте ошибку в стихотворении: найдите неверное слово и замените его.

1) Наша Маша громко плачет:
Уронила в речку мячик.
(Таня)

2) Идет медведь , качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду

3) Зайку бросила лентяйка ,
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
(Хозяйка)

5) Уронили Ваську на пол.
Оторвали Ваське лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.
(Мишку)

После исправления ошибки правильный вариант произносим хором.

VII. Мы играем не только теми игрушками, которые нам покупают или дарят, но и «оживляем» героев своих любимых сказок.


«Угадай, как меня зовут?»

1. Появилась в чашечке цветка, а была чуть больше ноготка. (Дюймовочка)
2. Я большой друг Чебурашки. (Крокодил Гена)
3. Кукла с голубыми волосами, учительница Буратино. (Мальвина).
4. Пожилой добрый человек, с которым мы встречаемся раз в году. (Дед Мороз)

- А сейчас мы встретимся с героями сказки «Теремок».

VIII. Спектакль настольного театра.

IX. Проводим игры.

1. – Я знаю, что вам нравятся игры, в которых нужно проявить смекалку, сообразительность, терпение, выдумку. На фабрике игр и игрушек мы сделали игру-головоломку «Из семи кусочков». Поиграем в нее вместе с нашими гостями.

2. Разбрасываются рукавицы из бумаги, и каждый должен найти свою пару. Пары образованы.

3. Кто быстрее соберет фигуру?

Это могут быть силуэтные изображения предметов, животных, человека.

4. В заключение проводим коллективную игру «Колпачок».

В центре круга сидит водящий. Все ходят вокруг него, взявшись за руки и произносят нараспев:

Колпачок, колпачок,
Тоненькие ножки, (2 раза)
Красные сапожки.
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили,
На ноги поставили…

Со словами «на ноги поставили» все бегут к центру, приподнимают вверх водящего (как правило, со смехом), ставят его на ноги и опять образуют круг. Хлопая в ладоши, поют:
Танцевать заставили.
Водящий с закрытыми глазами кружится.
Танцуй, сколько хочешь, Выбирай, кого захочешь.
Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.

После этого ученики кладут в красиво оформленные конверты приготовленные игрушки, декорации и персонажей к сказке «теремок», игру-головоломку и дарят малышам.

X. Цветовая рефлексия.

Класс оформлен шарами. Учитель предлагает присутствующим взять зеленые, красные и желтые шары, если занятие им понравилось. Не понравилось – синие шары.

Рефлексия всего проекта.

- Что вам понравилось? Что у нас особенно хорошо получилось?
- Что не понравилось? Что бы ты сделал по-другому?
- как ты оценишь свое участие в проекте?

Ребята выбирают звоночек: красный – отлично, желтый – хорошо, фиолетовый – плохо, прикрепляют под рубрикой «Рефлексия дел» в классном уголке.

Дать установку на ответственное отношение к сбору материала об играх и игрушках. Привлечь родителей.

Проведение КТД «Любимые игры и игрушки» - отличное средство сплочения детей и взрослых, воспитания коллективизма, самостоятельности, творческой активности.

Проект: «Кукла – народная игрушка» - 3-4 класс

Пробудить интерес детей к русской народной культуре.

  • Познакомиться с историей возникновения народной куклы.
  • Изучить виды кукол.
  • Изучить технологию изготовления народных кукол.
  • Изготовить обереговые и игровые куклы.

Этапы реализации проекта.

  • Знакомство с историей возникновения народной куклы.
  • Изучение видов кукол.
  • Изучение технологии изготовления кукол.
  • Изготовление обереговых и игровых кукол.

Методы: исследовательские; социальный опрос и анализ результатов; практические.

Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек. Но они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. Поэтому мы считаем, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушки изготовленные машинами, но и своими руками.

Мы решили изучить эту тему, чтобы выяснить, когда появились традиционные тряпичные куклы, какие традиционные куклы были у русского народа, какое назначение имела каждая кукла, до какого возраста играли дети в куклы. Было также интересно узнать технологию изготовления традиционной народной куклы.

Поэтому предметом нашего исследования стали традиционные народные куклы.

Работая над проектом, мы узнали историю возникновения народной игрушки . Искусство это очень древнее, дохристианское. Об этом свидетельствуют образы и технология изготовления тряпичной куклы: кукла не шилась, а сворачивалась из цельного куска материи.

Мы узнали, что куклы были обереговые и игровые.

Изучив технологию изготовления куклы Куватки, провели мастер-класс по её изготовлению для одноклассников. При изготовлении куклы недопустимо использовать колющие и режущие предметы. А ещё очень важно делать куклу с добрыми намерениями и в хорошем настроении.

Каждая девочка любит играть в куклы, да и многие взрослые женщины не отказались бы вернуться в детство. Не зря же на Руси существовало поверье: «Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет». Но в древние времена славянские куклы служили и мощными оберегами и сопровождали наших предков с рождения до смерти.

Была даже такая примета – когда дети много и усердно играют в куклы, в семье прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками, в доме быть беде. Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась ещё и символом продолжения рода. На Руси считалось плохой приметой прерывать игравшего ребёнка. Чем дольше дети играли в куклы, тем спокойнее была атмосфера в семье.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни в крестьянских семьях с давних времён была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. Играли в куклы до 7-8 лет все дети, пока ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки – юбки, их роли и сами игры строго разделялись.

Изготовление кукол было сугубо женским. Мужчин не подпускали даже краем глаза взглянуть на процесс. Все куклы изготавливались без ножниц, иголок и ниток. Использовались не только тряпочки, и глина, дерево, кость, солома и даже творог.

Однако все славянские куклы обереги были похожи в одном: у них не было лица. Кукла без лица считалась предметом неодушевлённым, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредной. Кукла изготовлялась быстро: туго скручивались тряпочки или солома, перевязывались верёвочкой, надевался платочек, и кукла готова.

На Руси, да впрочем, и у всех славянских народов. Было большое многообразие кукол.

  • Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя.
  • Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.

Результатом нашего проекта стали куклы – обереги и игровые куклы, сделанные своими руками и презентация.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Внеклассное мероприятие. 1 класс.

Тема: Мои любимые игрушки. (Слайд 1)

Цель : организовать коллективную работу учеников и родителей основываясь на интересах детей, воспитывать бережного отношения к игрушкам, развивать речь , художественные способности, память.

Подготовительная работа:

1 этап . Организовать классный час, на котором дети рассказывают о своих любимых игрушках, рисуют их.

2 этап . Совместно с родителями дети пишут небольшое сочинение о своей любимой игрушке.

3 этап . Совместно с учителем и родителями дети находят и учат стихи и загадки об игрушках, разучивают песенки. Делают фотографии.

4 этап. Учитель собирает материал и оформляет презентацию.

5 этап . Открытое внеклассное мероприятие.

1. Ребята, послушайте стихотворение А. Барто

Мне теперь не до игрушек-
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки
И Сереже подарю .

Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
Заяц нужен мне самой -
Ничего, что он хромой,

А медведь измазан слишком.
Куклу жалко отдавать:
Он отдаст ее мальчишкам
Или бросит под кровать.

Паровоз отдать Сереже?
Он плохой, без колеса.
И потом, мне нужно тоже
Поиграть хоть полчаса!

Мне теперь не до игрушек-
Я учусь по букварю.
Но я, кажется, Сереже
Ничего не подарю.

О ком это стихотворение? Почему девочка решила оставить игрушки у себя?

Вы тоже стали учениками, а любите вы играть игрушками? Какие игрушки у вас есть?

2. Загадки об игрушках. (Слайды 2-14)

Я хорошая игрушка,

Буду девочкам подружкой.

Я могу сидеть в коляске,

Закрывать умею глазки,

Я прошу меня любить,

Не ронять меня, не бить!

Красный, синий, яркий, круглый,

Он красивый и упругий,

Прыгает, несется вскачь.

Отгадай, что это?

Пляшут на его макушке,

Бьют его, а он гремит,

В ногу всем шагать велит.

Ребятам весело со мной,

На ножке я кручусь одной,

Пока верчусь, я не тужу,

Кручусь — жужжу, жужжу- кружу.

Он и стройный, и красивый,

У него густая грива.

Жаль, нельзя на нем промчаться,

Только можно покачаться.

В магазине есть игрушка,

Добрый, маленький, смешной,

Хочет он дружить с тобой.

Уши у него, как блюдца,

Вас заставят улыбнуться,

Нос, как черная букашка,

Совсем не нужен ей водитель.

Ключом ее вы заведите —

Колесики начнут крутиться,

Поставьте — и она помчится.

Ушки чуткие — торчком,

Хвост взлохмаченный — крючком.

У дверей она лежит,

Зайкин домик сторожит.

Зверь забавный сшит из плюша:

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного

И устрой ему берлогу.

Серый байковый зверушка,

Ну-ка, кто он, угадай

И морковку ему дай!

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

И прыгают, и скачут,

И рвутся в небеса.

Давайте послушаем рассказы ребят о своих любимых игрушках:

· Моя любимая игрушка- дракон.

Это мягкая игрушка. Он необычного розового цвета.

Зовут его Дракоша. Я его очень люблю. (Жаркова Ульяна. 1 кл.)

Далеко летал дракон,

Побывал за морем он.

Видел он волшебный лес,

Заколдованных принцесс.

Видел он богатырей,

Чародеев, королей.

Много сказок знает он -

Мой летающий дракон,

И рассказывает мне

Эти сказки в тишине.

· Мне нравится много игрушек. Но больше всего я люблю играть с Бетманом, потому что он сильный и умный. Он супер – герой. У него есть разные фантастические приборы. У Бетмана много друзей супер – героев. Главный его помощник Альфред.

(Погодаев Матвей. 1 кл.)

Самый главный

- Кто в игрушках самый главный?
- Я, солдатик оловянный.
Я не плачу, не горюю.
Днем и ночью марширую.
А еще могу стрелять
Из ружья и пушки,
Если кто-нибудь ломать
Вздумает игрушки.
А.Ахундова

· У меня есть чёрное ружьё. У него два ствола. Оно стреляет пульками. Мы с друзьями играем в войну.

(Куклин Алёша. 1кл)

Ты иди, не бойся.

Я тебя не дам в обиду,

Ты не беспокойся.

Пистолет мне подарили,

Чёрный и блестящий.

У него курок и дуло-

Он как настоящий!

Если выбежит из чащи

Я стрельну из пистолета-

· У меня есть любимая игрушка. Зовут её Хрюша. Она розового цвета. Копытца и пяточёк беленькие, глазки чёрные, ушки тоже бело-розовые. Хвостик крючком. Она у меня очень красивая и мягкая, как подушка.

(Шамрина Маша. 1 кл)

Друг другу спинки,

Мыли хвостики- крючки,

Вылетали из парной

Три румяных пяточка.

Как облились из ушат,

Так уж больше не спешат:

Расселись в сенцах

В махровых полотенцах.

Друг дружкой любуются:

Уж такие душечки

После баньки хрюшечки! (Ю. Кушак)

· У меня есть любимая игрушка. Это грузовая машинка. Мне её подарили. Я люблю играть с ней и никогда не расстаюсь. (Макаров В. 1кл.)

Шла по улице машина,
Шла машина без бензина,
Шла машина без шофера,
Без приказа светофора,
Шла, сама куда не зная,
Шла машина заводная.
В. Викторов

На месте не сидится.

Так хочется резвиться.

Они всем корчат рожи,

Хватают все подряд.

Они, вполне возможно,

Берут пример с ребят.

4.Танец. Разучивание танца «Мишка с Куклой» слайд

(Музыка в приложении)

Мишка с куклой бойко топают,

Дети стоят в кругу, руки на поясе.

Бойко топают, посмотри!

Притопы правой ногой.

И в ладоши звонко хлопают,

Звонко хлопают: раз, два, три!

Хлопки в ладоши.

Мишке весело, Мишке весело,

Руки но поясе.

Вертит Мишенька головой.

Повороты головы вправо-влево.

Кукле весело, тоже весело,

Ой, как весело, ой, ой, ой!

Хлопки в ладоши.

Мишка с куклой бойко топают,

Бойко топают, посмотри!

Поочередные притопы правой и левой ногой.

И в ладоши звонко хлопают,

Звонко хлопают: раз, два, три!

Хлопки в ладоши.

Мы попробуем, мы попробуем,

Эту полечку станцевать,

Легкие прыжки с движением по кругу, взявшись за руки.

Разве можем мы отставать!

5. О бережном отношении к игрушкам.

Послушайте стихотворение и скажите, правильно ли поступила девочка?

Некогда

У меня сегодня было
Очень много важных дел.
Утром зайку я кормила,
Чтобы он не похудел.
Дом из кубиков сложила
И рассыпала опять,
С этажерки притащила
Книжку толстую читать.
А теперь пойду к подружке,
С ней не виделась полдня…
Может быть мои игрушки
Уберут и без меня.
Б. Иовлев

А вот как поступила другая девочка.

Мои игрушки

Хороши у нас игрушки:
Куклы, мишки и хлопушки,
С ними весело играть,
Но не надо забывать:
Игрушки – не люди,
Но всё понимают
И очень не любят,
Когда их ломают.
Пусть игрушки дружат с нами,
Обижать мы их не станем,
Поиграем и потом
Все на место уберем.
З. Петрова

Конкурс: кто быстрее соберёт игрушки;

Стихотворение про мальчика Сашу расскажет…

Сбежали игрушки

От мальчика Саши сбежали игрушки:

Его заводные, смешные зверушки.

Он часто бросал их, не знал, как играть,

Сумел даже лапу медведю сломать.

А встретил их в цирке:

В артистах узнал он игрушек своих.

Умело слоненок играет мячом,

А мишенька первым прослыл силачом!

Хоть очень высоко натянут канат,

Идет по нему кот-акробат.

Зайчата в коляске звенят бубенцами,

Упряжкой лошадок командуют сами!

Нарядный по рельсам стучит паровоз,

По кругу веселых зверушек повез.

Гудит паровозик, бежит вверх и вниз

Зверушек не раз вызывали на бис!

И понял тут Саша, кого потерял!

Он всех их вернуться домой умолял!

— Я буду любить вас,

Со всеми играть,

В обиду игрушки свои не давать!

А утром на полке стояли зверушки,

Его заводные смешные игрушки!

Они неразлучными стали друзьями.

А друг — это здорово!

Пришла ко мне подружка,

И мы играли с ней.

И вот одна игрушка

Вдруг приглянулась ей:

Мне скучно без игрушки-

И всё – таки подружке

Лягушку отдала. (Е. Благинина.)

6 . Сделай игрушку сам. Оригами-лягушка. Соревнование: чья лягушка прыгнет дальше.

7. Конкурсы с игрушками: чья машина быстрее перевезёт кубики.; игры с мячом; …

8. Итог: нужны ли нам игрушки? Как нужно обращаться с игрушками?

Дополнительно

Стоит моя машина

Стоит моя машина

В отдельном гараже:

Она с прицепом влезла

Под дедушкино кресло.

Раз, два, три, четыре…

Мячик прыгал по квартире.

Стукнул лампу, грохнул вазу

И разбил две чашки сразу.

В наказание его

В шкаф закрыли. Одного.

Я не ставлю кукол в угол.

Не наказываю кукол,

Не ругаю и не бью-

Я как мама их люблю!


Курс повышения квалификации

Анализ урока как инструмент развития профессиональных компетенций учителя в соответствии с требованиями ФГОС


Курс повышения квалификации

Организация рабочего времени учителя начальных классов с учетом требований ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Геймификация как универсальная технология развития внутренней учебной мотивации школьников


«Формирование и развитие устойчивости к воздействию СМИ у детей»

Краткое описание документа:

Проект проводился в начальных классах и назывался "Мои любиьые игры и игрушки" Каждый класс получил своё задание. 1 класс -готовил материал о своих любимых игрушках, 2 класс - о матрёшках, 3 класс готовил представление кукольного театра. 4 класс подбирал подвижные игры. Каждая работа выполнялась в несколько этапов. Данная разработка, по которой готовился 1 класс. Первый этап - дети на классном часе рассказывали о своей любимой игрушке и рисовали её.

Второй этап -совместно с родителями дети писали небольшое сочинение о любимой игрушке.

Третий этап - дети находят стихи, пнсенки об игрушках, делают фотографии

Четвёртый этап - учитель собирает материалы и готовит презентацию

Пятый - проводится открытое внеклассное мероприятие, где каждый класс презентует свою работу

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 917 512 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Оставьте свой комментарий

  • 11.03.2015 2413
  • DOCX 74 кбайт
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Большешапова Ольга Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

64 минуты

«Развитие коммуникативных умений школьников посредством игровой технологии»

115 минут

«Структура эмоционального процесса. Копинг-стратегии»

60 минут

«Бизнес-технологии в образовании»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОДИНЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8

(143000, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. ОДИНЦОВО, УЛ. ВОКЗАЛЬНАЯ, Д. 35А, ТЕЛ. 8494591079)

Одинцово, 2018 г.

Семенченко Ксения Евгеньевна, 4 В класс

Московская область,

г. Одинцово, ул. М.Толубко, д.3 к.2, кв. 29

Руководитель:

Пасканная Елена Ивановна

учитель начальных классов

МБОУ Одинцовской СОШ № 8

I . Теоретическая часть

3. Игрушки Древнего Египта.

4. Игрушки Древней Греции и Рима.

5. Куклы при феодальном строе

6. Куклы крестьян

7. Игрушки XIX века

8. Игрушки из папье-маше.

9. История возникновения мягкой игрушки.

10. Заключение

11. Список литературы

12. Приложения

II . Практическая часть

1. Описание основных этапов подготовки

проектируемого изделия

I . Теоретическая часть

Я, ученица 4 класса МБОУ Одинцовской СОШ №8. В школе мне очень нравится предмет «Технология». Этот предмет изучает основы культуры труда, самообслуживание, технологию ручной обработки материалов, элементы графической грамоты, конструирование и моделирование, использование информационных технологий. Одной из тем, которую освещает предмет «Технология» – это материалы природного происхождения (природные материалы, натуральные ткани, нитки, пряжа), технологические операции, их обобщенные названия (разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка). Сборка изделия (ниточное соединение деталей). Я решила подробно рассмотреть вопрос «Технологических операций в пошиве игрушек (разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка)».

У всех в детстве были любые игрушки. И, конечно же, особо любимыми были мягкие игрушки. У кого-то это был плюшевый медвежонок, у кого-то зайчик, обезьянка. А задумывались ли Вы об истории возникновения мягких игрушек?

В своей работе я хочу рассказать об истории появления игрушек в разных странах, о том, как они делали, как они выглядели, как изменялись.

В качестве наглядного примера я попробовала сама раскроить и сшить несколько игрушек, что бы понять : «Как это. – создать игрушку своими руками. ».

Я считаю, что новая игрушка для ребенка – это всегда радость. А игрушка, сделанная своими руками – это радость вдвойне!

С возникновением первых людей на земле - началась история появления игрушек. Игрушки появились ещё в первобытном обществе и на протяжении всего своего существования преобразовывались и меняли своё назначение. Согласно мнению многих учёных, игрушки появились в первобытном обществе вместе с орудиями труда. В то время они и выглядели в форме оружия, орудий труда, которые широко использовались первобытными племенами, предметов быта, с помощью которых дети осваивали некоторые жизненно необходимые действия. Назначение таких игрушек было приспособление к взрослой жизни. Соответственно делали эти игрушки из разных материалов и каждая игрушка отображала образы и особенности деятельности того племени, в котором она создавалась. Например, в племени, в котором занимались в большей степени охотой, изготавливались игрушки в виде животных, а также в виде оружия. Игрушки были довольно примитивными.

В дальнейшем, с возникновением рабовладельческого строя и скотоводства, начали изготавливаться игрушки другого плана, они были достаточно реалистичными.

3. Игрушки Древнего Египта.

В Древнем Египте игрушки делали из ткани, из дерева. Изготавливали фигурки домашних животных, кукол, археологи нашли и спортивные игрушки, например, мячи, серсо. Игрушки были довольно реалистичными с характерными для отображаемых образов движениями, например, крокодил с открывающейся пастью, лев, замахивающийся лапой на предполагаемую жертву. Были даже такие игрушки, которые отображали социальный строй того времени, например, работающий раб или телесные наказания раба.

4. Игрушки Древней Греции и Рима.

В античные времена в Греции и Риме игрушки считались важнейшим средством воспитания детей. До нашего времени дошли художественные игрушки того времени, сделанные из слоновой кости, янтаря, терракоты, в основном это фигурки животных, куклы, встречались игрушки с заводным механизмом. Для физического воспитания детей делали спортивные игрушки: мячи, серсо, волчки и т.д. Уже в те времена было налажено ремесленное производство игрушек, которые продавались в разных странах мира.

На территории Восточной Европы делались игрушки в основном из глины. Во II в. до н.э. делали всадников, повозки. На территории славянских поселений при археологических раскопках были обнаружены фигурки, погремушки, глиняные свистульки, куколки, фигурки домашних животных. По некоторым данным первые погремушки и свистульки несли в себе не развлекательное значение, а выступали в роли оберега. Считалось, что все эти мелодичные звуки, свойственные игрушкам отгоняют нечистую силу, для того, чтобы уберечь ребёнка от нечистой силы над его колыбелью подвешивали погремушки с различным мелодичным звучанием.

5. Куклы при феодальном строе

В средние века, при феодальном строе игрушки отражали сословное разделение. У представителей знати и их детей были игрушки разного содержания и изготавливались они из достаточно дорогих материалов (фарфор, дорогая ткань, слоновая кость и т.д.). Много было игрушек военного содержания: фигурки коней, доспехи, мечи, щиты, лошади в рост ребёнка. Обязательным атрибутом каждого состоятельного дома была кукла, которая несла в себе магическое значение – хранительница домашнего очага. Для этой куклы создавались кукольные дома со всей обстановкой. Как правило, дома создавались из дорогих материалов: драгоценных металлов, камней, тканей. Часто такие дома были лишь частью интерьера и передавались по наследству.

6. Куклы крестьян

У бедных слоёв населения были свои игрушки, со своим значением. В основном это развлекательное и воспитательное значение, оставалась и роль оберега. Для бедных детей делали игрушки из глины, соломы, коры деревьев, дерева и т.д. Для девочек делали кукол, для мальчиков делались также игрушки с военным содержанием: фигурки лошадей, домашних животных, деревянные мечи, щиты и т.д. Также актуальны были и спортивные игрушки. Значение игрушек для детей бедных слоёв населения – подготовка к жизни и развлекательное значение.

В дальнейшем на Руси изготовление игрушек стало серьёзным ремеслом, секреты которого передавались по наследству. Своё развитие получила так называемая народная игрушка. Народные игрушки имели развивающее значение, а также назначение народной игрушки – развлечь, повеселить, занять, порадовать. Расцвет игрушечных промыслов относится к XVI – XVIIв.в. Своё развитие получили игрушки из дерева и глины. И сейчас знамениты гончарные игрушки Дымковские, Гжельские, Каргопольские, Филлимоновские, Хлудневские и самые известные деревянные Богородские и Сергиево-Посадские игрушки. В 90-е г.г. XIXв. Из Сергиева Посада вышла всем известная матрёшка. В современное время народная игрушка имеет колоссальное воспитательное значение. Её используют в основном в художественно-эстетическом воспитании детей. Широко распространены в наше время и Богородские игрушки, которые имеют развлекательное назначение, а также развивают детей.

7. Игрушки XIX века

Развитие производства игрушек всегда и во все времена отражало изменения, происходящие в человеческом обществе. Так, в конце XIX – начале XXв. в обществе начала развиваться промышленность, средства передвижения, техника в целом, следовательно и появились новые виды игрушек. Появились игрушки, изображающие транспортные средства. Наряду с механическими устройствами появляются пневматические, магнитные, электрифицированные игрушки. В самом начале XXв. появляются первые конструкторы (строительные игрушки). С 1961 г. датская фирма LEGO начала выпускать конструктор нового поколения. Основу этого конструктора составили разноцветные кубики разных размеров и форм с выступающими цилиндрическими кнопками. С первого его появления эти конструкторы привлекли внимание людей, его стали широко использовать для развития детей. Современные конструкторы LEGO дополнены фигурками человечков и животных, а также отображают разную тематику, которая подойдёт для детей разного пола и возраста.

С развитием электронной промышленности открылись новые горизонты для создания сложной детской игрушки. Появились электронные игрушки с дистанционным управлением, с программируемыми эффектами, которые с молниеносной скоростью заинтересовали людей. Принято считать, что первые игрушки с дистанционным управлением появились в 1960 году. Но это не так. В 1898 году Никола Тесла побывал на выставке изобретений в Мэдисон Сквер Гарден, где он продемонстрировал лодку с дистанционным управлением.

Сейчас очень популярны компьютерные, виртуальные игры. В современном обществе ведутся многочисленные споры на сколько полезны компьютерные игры для детей и с какого возраста следует знакомить с ними детей.

8. Игрушки из папье-маше.

Важным этапом в истории игрушек является время, когда начали делать игрушки из папье-маше.

Папье-маше (франц. papier mâché), буквально - жёваная бумага), легко поддающаяся формовке масса, получаемая из волокнистых материалов (бумага, картон и др.), обычно с добавлением клеящих веществ, крахмала, гипса и т. д. Из папье-маше изготовляются игрушки, учебные пособия, муляжи, театральная бутафория, ларцы, шкатулки, вазы, украшаемые часто росписью, лакировкой, тиснением "

Папье-маше изобрели в начале 16 века во Франции и использовали первоначально для изготовления кукол. Огромный интерес публики к импортным китайским и японским лакированным декоративным изделиям стал примерно в 70-х годах 17 века толчком к развитию производства в Европе изделий из папье-маше.

9. История возникновения мягкой игрушки.

Из всех видов игрушек мягкая – самая поздняя по времени возникновения. История мягкой игрушки началась в 70-е годы 19 века в германии. Тогда многие женские журналы начали печатать выкройки и советы по изготовлению мягких игрушек своими руками. В 1879 г жительница немецкого города Гинген Маргарет Штайфф, с детства прикованная к инвалидной коляске, сшила несколько забавных зверушек в подарок к Рождеству для своих племянников.

Игрушки имели такой успех у соседей, что на Маргарет, слывшую первой рукодельницей в округе, буквально обрушился шквал заказов. Вскоре отец девушки открыл небольшую мастерскую, в которой трудилась Маргарет и ее сестры. Дело пошло с таким успехом, что уже через несколько лет мастерская превратилась в фабрику игрушек «Steiff» на которой в 1902 году появился первый столь ныне любимый во всем мире плюшевый мишка.

Конечно, медведей делали и раньше, но художник Рихард Штайфф один из тех самых племянников тетушки Mаргарет придумал совместить конструкцию мягкой игрушки и куклы. У изготовленного по его эскизам лично Маргарет Штайф медвежонка передние и задние лапы двигались на шарнирах. Назывался он Тип 55пп, что означало 55 дюймовый подвижный плюшевый.

В это же время в США произошла история с президентом Теодором Рузвельтом, который будучи страстным охотником, отказался стрелять в специально подведенного ему под выстрел медведя. История попала в газеты, после чего в Америке, а затем и в Европе плюшевых медведей стали называть Тедди. Самый известный в мировой литературе плюшевый медвежонок Винни-Пух имел своего реального прототипа, и принадлежал сыну английского писателя Алана Милна, Кристоферу Робину. Кстати , жили у этого мальчика и Пятачок и ослик и Тигра с Кенгой и крошкой Ру, что говорит о большой популярности у детей в те годы мягких игрушек. Прошли годы, наступил 21 век, но по-прежнему, мягкая игрушка остается одним из самых ярких воспоминаний о детстве, и также любима детьми. Современные мягкие игрушки многому научились. Многие из них умеют говорить, петь и танцевать. Интерактивная мягкая игрушка, стала незаменимым помощником при обучении ребенка азбуке и счету, объяснит малышу, где лево, а где право, научит различать цвета и петь веселые песни. В Японии уже давно разработаны мягкие игрушки, полностью имитирующие домашнего питомца, котенка или щенка. Неизменным остается одно, та доброта и нежность которую несет мягкая игрушка и память о которой останется у детей на всю жизнь.

10. Заключение

В представленной работе я рассказала об истории появления игрушек в древнем мире. Как и из чего их делали люди в древние века.

Во время работы с данным проектом я узнала много нового о том, как появилась первая игрушка, как появился первый конструктор и, даже, первая радиоуправляемая лодка. Я так же узнала кто первым изготовил медвежонка Тедди.

В своем проекте я так же описала этапы пошива своих игрушек (см. II Практическая часть) и хочу сказать следующее:

Материалы представляют методическую разработку внеклассного мероприятия по защите проекта в начальной школе: сценарий мероприятия, общая презентация, презентация учениц 4 класса о мишках Тедди. Песни, которые звучали на празднике, "Про зайку" и "Заводные игрушки", можно посмотреть в моих аудиозаписях.

Собирали материал по проекту в течение четверти.

Кроме того, на празднике были представлены экспозиции "Куклы: от тряпочной до фарфоровой", "Лего", "Стеклянная елочная игрушка", а также выставка рисунков "Игрушки будущего"

ВложениеРазмер
iz_istorii_igrushek.doc 46.5 КБ
prezentaciya_zashchita_proekta_igrushki-kopiya.ppt 1.58 МБ
teddy.ppt 441 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного мероприятия по защите проекта на тему «Игрушки»

Уронила в речку мячик..

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч.

Оторвали мишке лапу,

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший..

Учитель: Вы наверняка вспомнили эти стихи Агнии Барто, которые уносят нас в далекое-далекое детство.. Стихи так и называются – «Игрушки». Вы уже догадались, какая тема нашего проекта?.

Под дождем остался зайка,

Со скамейки слезть не мог.

Весь до ниточки промок..

Учитель : Итак, сегодня мы с вами будем говорить об игрушках . (слайд)

В словаре С.И.Ожегова мы читаем:"Играть - развлекаться, забавляться чем-то", значит, ИГРУШКА - это вещь, с которой можно поиграть. У кого из нас нет игрушек? А уж играть мы любим до глубокой старости. Ведь у этого слова много значений: можно играть на сцене , можно - на музыкальных инструментах, в футбол , а можно даже играть чьей-то судьбой . Видите, как по-разному раскрывается это слово в сочетании с другими. Но мы сузим значение этого слова, нас интересуют сегодня лишь игрушки. Почему они появились у людей? Разве без них нельзя обойтись? Как они выглядели, первые игрушки? Как выглядят и чему служат современные игрушки? Как могут выглядеть и какие задачи будут выполнять игрушки будущего? – на эти и другие вопросы мы хотели найти ответы, работая над проектом по теме «Игрушки».

Ребенок всегда найдет, чем ему поиграть. Первобытные дети играли с камешками, косточками животных, забавными корешками. Как появилась кукла и когда, спросить не у кого. И какие они были, первые куклы? Как, по-вашему?

- Да, первые куклы были и из хлебного мякиша, из глины, дерева, пучка соломы - кто во что горазд. Но дети любили своих первых кукол. Вот послушайте стихотворение (читает ученик) :

Свернута из тряпок кукла у Маняши.

Ее Маняша любит - не отыщешь краше:

Руки - словно лапки, глазки - пара точек,

Ноги из тряпицы, а лицо комочек.

Смотрит кукла косо, взгляд ее уныл.

Кто-то вместо носа пуговку пришил.

Но Маняша любит, нежит и голубит,

И целует в щечку маленькую дочку.

1 ученик : Игрушки появились давным - давно и имели особое значение: женская фигурка олицетворяет плодородие; конь считался слугой Солнца; птицы предвещали весну и лето (до сих пор бабушки пекут из теста жаворонков, лебедей). Игрушка так же, как и сказки, песни, передавала ребенку понятие об окружающем мире, о добре и зле, о счастье и красоте

В народе считалось, ребята, что если дети плохо обращаются с игрушками, небрежно - быть беде. Верили, что игрушки охраняют жизнь тех, кто играет в них. Может быть, кто-нибудь из вас вспомнит сейчас сказку, в которой куколка спасает жизнь юной девушке? ("Василиса Прекрасная").

Учитель: Сейчас символический смысл игрушек забылся, а зря, ведь как больно видеть куклу без руки или глаза, мишку с оторванным ухом. Такие дети безжалостны, наверно, не только к игрушкам, но будут жестоки, скорее всего, и к своим сверстникам, а потом и к родителям.

2 ученик : Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности была погремушка. В Древней Греции и Риме погремушки дарили новорожденному. Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни. Эти предметы имели еще и иное назначение. От первобытных времен сохранилось поверье, что трещотки своим шумом отгоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка. Много погремушек найдено при раскопках древнеримского города Помпеи. Это были погремушки различных видов: трещотки, кретала, систра. Трещотка, найденная в Помпеях, состоит из небольшого диска на рукоятке, снабженного бубенчиками. Были также трещотки наподобие утки, лошади или чаще всего свиньи, как эмблемы покровительства детям; внутри они были пусты, и в них лежали камешки или шарик.

3 ученик : Самые ранние известные нам игрушки Древнего Египта датируются серединой III тыс. до нашей эры. Это деревянные фигурки коров. В Древнем Египте впервые встречаются игрушки с несложным механизмом движения - «Крокодил» и «Тигр». Древние мастера изображали их с большим знанием повадок и характера. Эти миниатюрные деревянные игрушки с помощью несложного проволочного механизма, приводимого в движение рукой ребенка, открывали пасть.

4 ученик: Позднее в игрушке возник образ коня. Конь был одной из самых любимых игрушек детей Древней Греции. Большинство миниатюр коней и всадников сделано из глины.

5 ученик: В глубокой древности возник и такой известный вид игрушки, как кукла. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Но служили эти куклы не детям, а взрослым и были связаны с религией той эпохи. Древнейшие египетские куклы были погребальными дарами, и призванными скрасить одиночество умершего. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей.

6 ученик : Прошло много лет. XVI век. Парижские игрушечники стали изготавливать кукол на заказ. Цены на такие игрушки были очень высоки, поскольку куклы эти были миниатюрными моделями: матери изучали по ним моду, а дочери забавлялись ими. Они были хороши, но не для детей, так как им разрешено любоваться такими куклами только через стекло.

  • Мини-экскурсия по экспозиции «Куклы: от тряпичных до фарфоровых»
  • Мастер-класс «Куклы-обереги»

Учитель: Была еще одна любимая игрушка у мальчиков и девочек . Игрушка, с которой они не хотели расставаться даже ночью – это мягкий, теплый, душевный плюшевый мишка. Историю появления одного такого плюшевого медвежонка, который сейчас стал очень популярным у детей, расскажут вам девочки – Мирошниченко Даша и Фещук Вика. В качестве защиты своей темы они подготовили небольшую презентацию.

У мальчиков тоже были свои любимые куклы. Да-да, не удивляйтесь, именно куклы! И называются они оловянные солдатики.

Но самой популярной сейчас и любимой игрушкой мальчиков все-таки является конструктор. Экскурсию по мини-экспозиции «Лего» проведут мальчики, которые готовили эту тему.

Учитель: Приближается самый любимый праздник взрослых и детей – Новый год. И самыми актуальными игрушками в это время становятся …. Ёлочные игрушки! Нам повезло! Мы побывали на фабрике Деда Мороза, где изготавливают такие игрушки! О нашем путешествии в Клин ребята подготовили очень интересную презентацию.

У каждого ребенка должна быть игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет ему преодолеть страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и – надо уснуть, но не в одиночестве, а с игрушкой-подружкой.

Ученик: На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол…

Ученик: … но и их же вспоминают в минуты детского горя, достают из угла и чинят, дорисовывают стершиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.

Ученик: Без игрушек нет детства.. Игрушки наши друзья. А друзей не бросают и не предают.

Учитель: И в завершении нашего выступления мы хотели бы спеть вам песню от имени всех игрушек.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Защита проекта 4 А класс Учитель – Юрченкова Светлана Борисовна ИГРУШКИ

" Играть – это развлекаться, забавляться чем-то" Словарь С.И. Ожегова

Игрушка – вещь, с которой можно поиграть.

Почему они появились и до сих пор появляются у людей? Разве без них нельзя обойтись? Как они выглядели, первые игрушки? Как выглядят и чему служат современные игрушки? Как могут выглядеть и какие задачи будут выполнять игрушки будущего?

Женская фигурка олицетворяет плодородие, конь считался слугой Солнца.

Птицы предвещали весну и лето .

Древний Египет. Первые игрушки - деревянные фигурки коров.

Древняя Греция Конь был одной из самых любимых игрушек детей Древней Греции.

16 век. Париж. Дамы по куклам … изучали моду!

От тряпичных кукол - до фарфоровых…

Путешествие на фабрику деда Мороза

Первые стеклянные елочные шары начали выдувать в Саксонии в середине XIX века.

В России первое елочное производство открыли под Клином, в имении князя Меньшикова. И вот уже более 150-ти лет здесь выпускают стеклянные игрушки.

В Клину издавна существовал промысел по изготовлению бус из стекляруса. В избах стояли специально оборудованные столы

Любишь ли ты играть? Несомненно, каждый ребенок ответит «Да». Кто-то любит плюшевого медвежонка, кто-то пожарную машину или даже компьютер. В повседневной жизни нас окружает множество самых разнообразных игрушек. Почти все игрушки родители покупают нам в магазине. Но вырастая в окружении игрушек, мы практически не знаем их истории. Нам стало интересно, в какие игрушки играли наши родители ? Как выглядели куклы в старину? Где люди брали игрушки?

ВложениеРазмер
istoriya_igrushki.docx 118.24 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел: социальноориентированный проект

Номинация: Забытые страницы

Работу выполнили: Пономарева Ирина Глебовна

Шейман Александра Владимировна

Костицина Ксения Алексеевна

Место учебы авторов: ГБОУ СОШ №31, 4 «Б» класс

Руководитель исследования: Фешкова Юлия Александровна, учитель ГБОУ СОШ № 31

Независимый эксперт: Рогозина Кристина Викторовна, учитель ГБОУ СОШ № 4

13 февраля 2017 г.

  1. Что мы знаем об игрушках. Игрушки наших родителей. 4
  2. Родина первой игрушки. 5
  3. Появление игрушек на Руси. 5
  4. Кукла – часть народной традиции. 6

Использованная литература 8

Любишь ли ты играть? Несомненно, каждый ребенок ответит «Да». Кто-то любит плюшевого медвежонка, кто-то пожарную машину или даже компьютер. В повседневной жизни нас окружает множество самых разнообразных игрушек. Почти все игрушки родители покупают нам в магазине. Но вырастая в окружении игрушек, мы практически не знаем их истории. Нам стало интересно, в какие игрушки играли наши родители ? Как выглядели куклы в старину? Где люди брали игрушки?

Решив ответить на эти вопросы, мы поставили перед собой цель:

- узнать историю русской игрушки.

-изучить историю возникновения игрушки;

- узнать как выглядела игрушка в старину, как ее изготавливали;

- сравнить современные и старинные игрушки;

- выяснить, отличаются ли игрушки наших родителей от современных;

-изготовить старинную игрушку своими руками.

Объект исследования: игрушка.

Предмет исследования: история игрушки.

Гипотеза: исследовав историю игрушки, мы больше узнаем о культуре своего народа.

- изучение научной литературы;

- работа со справочным материалом;

- опросы, беседы, анкетирование учеников, родителей.

- экскурсия в этнографический музей

1 . Что мы знаем об игрушках. Игрушки наших родителей.

Нам стало интересно, насколько хорошо наши сверстники знают историю игрушки, насколько важную роль занимают они в их жизни. Нами была составлена анкета и проведено анкетирование учащихся 2-4 классов. В нем приняло участие 64 человека.

Здесь мы приводим вопросы анкеты и результаты, выраженные в процентах:

1.Любите ли вы играть?

2.Твоя любимая игрушка:

Мягкая игрушка – 36%

3.Делаешь ли ты игрушки сам?

4.Знаешь ли ты, в какие игрушки играли твои родители, бабушки и дедушки?

5.Знаешь ли ты, какие игрушки изготавливали в старину?

6.Для чего, кроме игры предназначались куклы?

Смогли ответить на этот вопрос – 9%

Не ответили на вопрос 91%

Проанализировав полученные в результате исследования данные, мы пришли к выводу, что дети любят играть в игрушки, у всех есть своя любимая игрушка, многие ребята любят мастерить самостоятельно. Однако большинство опрошенных не знают игрушек своих родителей, затруднились с ответом на вопрос, какие игрушки делали в старину и имели ли они еще какое-либо предназначение, кроме непосредственно игры.

Мы провели опрос наших бабушек и дедушек и узнали какие игрушки были распространены во времена их детства.

Большинство игрушек делали своими руками. Например, «Буркало». В дощечке делали два отверстия и протягивали нить. «Буркало» крутили на веревке или нитке, и игрушка издавала низкий, «бурчащий» звук.

Любимыми игрушками многих мальчиков были деревянные лошадки. Машинки были деревянными или металлическими. Маленьким детям дарили кошечек и уточек на колесиках.

Некоторые бабушки и дедушки вспоминают о «бильбоке». Это игрушка, представляющая собой шарик из бумаги, прикрепленный ниткой к палочке. Шарик подбрасывали и ловили на острие палочки или в чашечку. Побеждал тот, кто мог поймать шарик наибольшее количество раз подряд.

А в какие игрушки играли наши родители? Мы обратили внимание на то, что игрушки конца ХХ века были скопированы с персонажей советских мультфильмов. Это Чебурашка и крокодил Гена, Винни-Пух, котенок Гав и другие. Наши мамы нянчили пластмассовых пупсиков, а папы мечтали о железной дороге. Большой популярностью пользовалась кукла Неваляшка и герои передачи «Спокойной ночи, малыши» - Хрюша, Степашка, Каркуша и Филя. Любимой игрушкой детей был плюшевый медвежонок.

Отличались и материалы изготовления. Раньше в большей степени использовались металлы (машинки), было много резиновых и пластмассовых игрушек.

Мы изучили много литературы и узнали, что:

2. . Родина первой игрушки.

Древнейшая игрушка – это кукла. Самых первых кукол, возраст которых свыше 4 тысяч лет, археологи находят в могилах египтян. Они представляли собой деревянный чурбанчик без рук и ног. Головы украшались париками из нитяных или деревянных бус. Однако служили эти куклы вовсе не детям, а взрослым и были связаны с религией. Египетские куклы приносились как дары умершему и были призваны скрасить его одиночество. Кукла как символ становилась участницей многих ритуальных обрядов и праздников.

3. Появление игрушек на Руси

Самые древние русские игрушки были из глины или дерева. Деревянные игрушки были распространены среди восточно-славянских племен в IX веке. Это подтверждено находками археологов на территории древнего Новгорода. При раскопках в Новгороде, Старой Ладоге, на реке Ояти они обнаружили древние деревянные игрушки, хорошо сохранившиеся во влажной почве. Простейшие игрушки представляют собой слегка подправленные ножом сучки с неожиданными изгибами. Часто это плывущие птицы, настороженно вытянувшие шеи или нахохлившиеся.

Деревянными игрушками торговали на новгородских ярмарках наравне с сундуками и деревянными ложками.

Первое упоминание о деревянной игрушке в письменных источниках встречается в ХVII веке. Из этой записи можно узнать, что к «цареву двору» деревянную игрушку покупали в Троице-Сергиевском монастыре . Во время «Троицких » походов царским детям покупали также потешные возки, деревянных коней и птичек. Сто лет спустя, в 1721 году, в расходной книге мы узнаем, что детям Петра I «куплено в Москве на торгу разных игрушек… живства числом осьмнадцать — кони, коровы, олени, бараны, лебеди, петухи, утки, а также трое детей и город с солдатами.» Интересно, что игрушки, которыми играли и царские дети, и крестьяне были сделаны в одних и тех же мастерских.

Игрушки, сделанные мастерами, называли «потешными», так как они делались для забавы, игры. Это были «потешные» лошадки, оружие, коровы, олени, солдаты, деревянные куклы.

4. Кукла – часть народной традиции

Кукла – это часть культурного наследия России, связанная с народными обычаями и обрядами. Ее история начинается с глубокой древности. Изначально кукла служила обрядовым символом, оберегом, и уже позднее превратилась в детскую игрушку.

Раньше к любому торжественному событию в семье изготавливали куклу. За жизнь таких кукол накапливалось около сотни. Все они бережно хранились как очень большая ценность.

На Руси было принято делать куклу без лица. Считалось, что без лица она была предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил.

Крестьянские куклы делались для разных целей: для игры, как куклы –обереги и для обрядов.

Кукла-стригушка. Самая распространенная детская кукла. Ее делали из стриженой травы. Когда женщина выходила на работу в поле, делая такую игрушку ребенку, чтобы занять его. Иногда такую куклу использовали в лечебных целях, вплетая туда целебные травы. Ребенок вдыхал их запах, который оказывал лечебное воздействие.

Кувадка. Этих кукол вешали над колыбелью младенца. Кувадок должно было быть нечетное количество. Считалось, что эти куклы отгоняют от ребенка злых духов.

Крупеничка (или Зернушка). Это кукла оберег на достаток в семье, хозяйственность. Крупеничка была главной куклой в крестьянской семье. При сборе урожая ее набивали гречишным зерном или пшеницей и ставили в красный угол. Люди верили, что если Крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год будет благополучным, сытым.

Столбушка (Скрутка). Кукла-оберег в русской народной традиции. Ее основа – скрученная в трубочку ткань или березовый столбик. Отсюда и название. Считалось, что эта кукла – помощник в душевной беседе. Ей можно пожаловаться на судьбу, высказать свои печали. Тогда жить станет легче и проще.

Берегиня. Эта кукла считается помощницей хозяйки дома, символ благополучия и достатка, образ замужней счастливой женщины. Эта кукла берет гармонию и счастье в доме.

Кукла –десятиручка. Кукла предназначалась девушке, недавно вышедшей замуж. Такую куклу дарили невесте на свадьбу, чтобы она все успевала, и в семье все ладилось. Эту куклу делали из соломы, травы, лыка и красиво оформляли.

Кукла –желанница. Наибольшим спросом и в наши дни пользуется кукла, исполняющая заветные желания. На Руси сокровенная куколка пряталась от посторонних глаз и хранилась в сундучке. Чтобы исполнилось желание, хозяйка повязывала Желаннице красивую тесьму или пришивала яркую бусинку. Затем подносила куколку к зеркалу и приговаривала: «Полюбуйся на себя красавица. Исполни за подарок мое желание».

Кукла - ловушка для снов. Охранительницу сновидений изготавливали непременно весной. Такую куколку обвязывали оранжевой ниткой, символизирующей солнечные лучи, а на груди красной ниткой вышивали обережный крест. Кукла «день-ночь» делалась из привязанных друг к другу фигурок из белой и черной ткани. Подвешенная возле кровати, она не только берегла ночной покой, но и заряжала энергией и радостью на предстоящий день.

Мы приняли решение провести презентацию нашего проекта на заседании школьного клуба «Эврика 31» и ответить на вопросы, которые вызвали наибольшие затруднения у ребят.

Также, набрав достаточно информации о старинных куклах, мы решили провести мастер-класс. Был изучен способ изготовления куклы-кувадки и проведено занятие в нашем классе. Под нашим руководством одноклассники сделали куклу и узнали ее историю. Всем очень понравилось. Полученных кувадок мы подарили первоклассникам.

3 февраля 2017 года мы посетили Российский этнографический музей, где проходила программа «Этнопарк». Там нас познакомили с традициями народов севера, населяющих нашу страну. В заключении программы мы участвовали в мастер-классе и научились делать хантыйскую куклу-оберег акань, которая по преданиям приносит счастье замужним женщинам.

Читайте также: