Проект русская народная игрушка в средней группе

Обновлено: 14.05.2024

Участники: дети средней группы (4-5 лет, родители, воспитатели).

Сроки реализации: краткосрочный (27.01. – 31.01.20г.)

Автор проекта: воспитатель: Шамрай Е.Ю.

Проблема: Недостаточные представления детей о, народных промыслах, народной игрушке ,народных играх.

Актуальность: Не для кого не является секретом,во что играют современные дети.Это игрушки иностранного производства. Они яркие,могут летать,разговаривать,трансформироваться (роботы),всевозможные монстры.Это все постоянно рекламируется по телевизору,конечно же ребенку захочется иметь такую игрушку,тем более,если такая же есть у других детей. В магазинах на видном месте в первую очередь стоят такие игрушки и редко встретишь народные игрушки,тем более что и родители делают выбор в пользу иностранных игрушек и игр.. К сожалению, очень редко встретишь таких родителей, которые покупают народные игрушки, ценят их, объясняют детям, откуда пришли к нам такие игрушки. А это немаловажно. Через знакомство с народно - прикладным искусством происходит ознакомление с историей, культурой своего народа. Если рассказать ребенку во что играли наши бабушки и дедушки , из чего мастерили игрушки,мы незаметно пробудим познавательный интерес у ребенка и таким образом, приобщим к традициям, к культуре наших предков, воспитываем в детях нравственно - патриотические чувства - уважение, гордость за землю, на которой живешь.

Развитие нравственно – патриотических чувств в процессе приобщения к народно – прикладному искусству.

Дать представление о народной игрушке, народных промыслах и

Познакомить детей с народно- прикладным искусством.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

Имеют представления о народных игрушках, их видах, о народно- прикладном искусстве.

Умеют изготавливать глиняные игрушки.

Устойчивый познавательный интерес к народным игрушкам.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап.

Создание необходимых условий для реализации проекта;

Перспективное планирование проекта;

Разработка и накопление методических материалов по проблеме;

Создать развивающею среду для игровой, продуктивной и творческой деятельности детей;

Подобрать художественную литературу;

Работа с детьми:

Опрос детей : «Что ты знаешь о народных игрушках?» (См. приложение)

«Как играли и во что ваши прабабушки и прадедушки?»

«Из чего и как делали народные игрушки?».

Рассматривание открыток о народных игрушках

Презентация «Материалы и изготовление предметов декоративно – прикладного искусства?»

Сюжетно – ролевые игры: «Посещение музея прикладного искусства», « Магазин игрушек»

( Воспитывать бережное отношение к вещам . Расширять представления о способах безопасного обращения с глиняной и фарфоровой, деревянной игрушкой ).

Работа с родителями:

Анкетирование «Что знает ваш ребенок о народных игрушках и о декоративно – прикладном искусстве?»

Консультация : « Народная игрушка »

Основной этап.

Работа с детьми:

Беседы: « В какие мне нравится играть игрушки?»

Презентация – « В гостях у дымковской игрушки»

Заучивание потешек о матрешке (см. приложение)

Декоративное рисование: «Дымковская уточка»

Дидактические игры: «Домик для матрешки» (соотнесение по величине; с элементами конструирования) «Которая по счету матрешка спряталась?»

Пальчиковые игры «Матрёшки» , «Дымковские барышни»

Физкультминутки «Любуемся игрушками, Уточка»

Дыхательная гимнастика « Дуем, задуваем»

Русские народные подвижные игры «Растеряхи», «Жаворонок», «Дударь», «Гуси –гуси», «Золотые ворота».

Работа с родителями.

Консультации: « Нужны ли ребенку народные игрушки?»,

« Как познакомить ребенка с декоративно – прикладным искусством?»

Рассмотреть вместе с детьми картинки, иллюстрации народной игрушки

Подбор мультфильмов, документальных фильмов по теме.

Беседы с детьми по теме.

Заучить с детьми стихотворение

Заключительный этап

Оформление альбома «Народные игрушки»

Создание мини – музея «Народная игрушка»

Оформление выставки детских работ.

Опрос детей : «Народная игрушка.Что это такое?»

1. Какие народные игрушки ты знаешь?Знаешь ли ты, с какими игрушками играли раньше?

2.Среди игрушек на столе,выбери ту,что нравится тебе больше всех. (Матрешка, флюгер-вертушка, игрушка-забава, свистулька, дымковская игрушка)

3.Как с ней можно играть?

3.Есть ли у тебя дома народная игрушка?

Анкета для родителей

«Что знает ваш ребенок о народных игрушках и о декоративно – прикладном искусстве?»

Пожалуйста, отметьте удобным вам способом нужный вариант ответа или напишите свой.

Как вы думаете, имеет ли ваш ребенок представления о традиционном укладе жизни и быта русского народа?

А. знает достаточно для своего возраста.

Б. имеет элементарные представления,

В. не имеет совсем.

Интересно ли лично вам декоративно-прикладное творчество?

А. да, есть опыт декоративно-прикладного творчества;

Б. да, есть желание заниматься подобной деятельностью совместно с ребенком;

Какие русские народные промыслы Вам знакомы?

Как вы знакомите ребенка с народным декоративно-прикладным искусством?

А. посещаем выставки в краеведческом музее, в Центре народного творчества, в Доме детского творчества;

Б. рассматриваем иллюстрации в книгах,чтение художественной литературы

Есть ли в вашей семье традиционно русские предметы быта, одежды, посуда, игрушки, украшенные народными орнаментами?

А. да, это _____________________________________

Если такие предметы в вашей семье есть, проявляет ли ребенок к ним интерес?

А. да, рассматривает, задает вопросы.

Б. нет, не интересуется.

Какие народные игрушки Вам знакомы?

С какими народными игрушками Вы играли в детстве? ____________________________________________________________________________

Есть ли у Ваших детей народные игрушки дома?

Чем, по Вашему мнению, отличается народная и современная игрушка?

Мастерите ли Вы какие-нибудь игрушки сами или вместе со своими детьми? Если да, то какие? Если нет, то почему? __________________________________________________________________________________________________________________

Хотелось бы Вам, чтобы среди любимых игрушек Вашего ребенка были народные игрушки?

Необходимо ли на Ваш взгляд приобщать детей к истокам русской народной культуре в детском саду? Если «Да», то почему?

C:\Users\Алексей\Downloads\bogorodsk_toy_02.jpg

В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков . Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически всем видам детской деятельности.

Цель проекта: Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой .

  • Вызвать желание у детей познакомиться с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная, берестяная и др.)
  • Обеспечить запоминание игр с народными игрушками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки)
  • Способствовать развитию познавательных интересов, эстетического восприятия, логического мышления, внимания, воображения, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
  • Формировать и развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.

По характеру предметной области: Социализация

По составу : групповой

По продолжительности : средней продолжительности (20.03.21-31.03.21)

Участники проекта : воспитанники среднего дошкольного возраста, педагоги учреждения, родители.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • Знание разнообразных видов народных игрушек, содержания игр с ними
  • Умение организовывать совместную и самостоятельную игровую деятельность с народной игрушкой
  • Устойчивое желание играть с народной игрушкой

Форма итогового мероприятия: Вечер развлечения «В гостях у бабушки - Забавушки»

Предполагаемый продукт проекта: Выставка творческих работ детей.

Схема осуществления проекта

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом образовательных областей

Работа с родителями

Опрос детей (Приложение) Беседа о жизни детей в прошлом, о их занятиях, играх, игрушках.

Беседа о труде взрослых, создающих предметы декоративно-прикладного искусства.

Рассматривание иллюстраций о жизни детей в прошлом

Подбор русских народных сказок Подбор дидактических игр Альбомы «Народная игрушка», иллюстрации о декоративно-прикладном искусстве. Статьи на тему «Где появились первые игрушки на Руси», «Все о народной игрушке»,

Совместные праздники «Праздники народного календаря» (масленица) Наглядная агитация, папки-передвижки.

Беседы «Зачем игрушки нам нужны?» «Кто их делает?» «Как надо обращаться с игрушками?» Опыты-сравнения деревянных, глиняных и волосяных игрушек (Тяжёлая - лёгкая, холодная -тёплая) НОД «В гости к сороке».

Т/и «Репка из матрёшки»

Загадки о народных промыслах Заучивание считалок, стихотворений, пословиц, небылиц,

Д/и «Домик для матрешки» (соотнесение по величине; с элементами конструирования) «Которая по счету матрешка спряталась?» «Опиши игрушку» «Разложи матрёшек по величине»

Пал/и «Матрёшки», «Дымковские барышни»

Д/г «Любуемся игрушками, Уточка, Дуем, задуваем»

Р. н. п/и «Растеряхи», «Жаворонок», «Дударь», «Гуси –гуси», «Золотые ворота».

С.р/и «Магазин игрушек» , «Идём в музей» Формировать навыки безопасного обращения с ножницами. Воспитывать бережное отношение к вещам. Расширять представления о способах безопасного обращения с глиняной и фарфоровой игрушкой. Наведём порядок на полках. Воспитание положительного отношения к труду.

Рисование НОД«Дымковский конёк» Аппликация «Украсим матрёшек» Конструирование «Магазин игрушек»

Хороводная игра «В небе жаворонок пел». Пляска «Мы матрёшки» Оркестр народных игрушек»

Рассматривание Иллюстрации разновидности народной игрушки.

Иллюстрации в книгах.

Выставка народных игрушек

Консультация для родителей «Роль народных игр и игрушек в воспитании дошкольников» Информационно – стендовые материалы «Как лепить свистульку» «Как сделать куклу»

Вечер развлечения «В гостях у бабушки – Забавушки»

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Выставка творческих работ детей.

Родители участвуют в подготовке проведения развлечения.

Вывод: Проект реализовал поставленные цель и задачи. Много теплых слов о проекте было сказано родителями. Они отметили, что дети много узнали интересного о народных промыслах, накопили опыт игр с народными игрушками, использование их в самостоятельной деятельности, стали делиться своими впечатлениями с родными и друзьями. У них появилось стремление к самостоятельному получению знаний, дети активно вступают в общение и умеют отстаивать свою точку зрения.

Опрос детей 15.03.21 Принимало участие 18 детей.

1.Знаешь ли ты, с какими игрушками играли раньше? Какие народные игрушки ты знаешь?

2.Выбери среди игрушек, стоящих на столе, ту, которая тебе нравится больше всего. (матрешка, флюгер-вертушка, игрушка-забава, свистулька, дымковская игрушка)

Ты знаешь как с ней можно играть?

3.У тебя дома есть народные игрушки?


Вывод: Анализируя полученные результаты, можно сделать выводы, что большинство детей не имеют представления о том, какими игрушками играли раньше. А 28% детей не имеют представления как и во что можно играть с народной игрушкой.

Опрос детей 01.04.21 Принимало участие 18 детей


Вывод: В начале исследования выявлено отсутствие знаний у детей по истории народной игрушке, кроме того, многие из детей не имели представления как и во что можно поиграть с народной игрушкой. Однако после небольшого рассказа о игрушках которыми играли в старину, проведенных игровых мероприятий дошкольники все - таки заинтересовались этим вопросом, узнали много нового для себя, помогали готовить игровой материал, и передавали информацию окружающим.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

образовательный проект "Русская народная игрушка"

Образовательный проект для детей средней группы "Русская народная игрушка".


Патриотическое вопитание в ДОУ по приобщению детей к русской народной культуре. Проект "Русская народная игрушка"

Материал содержит описание проекта "Русская народная игрушка" (актуальность проекта, его цели и задачи, необходимое оборудование, содержание работы с детьми и родителями).


Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест.


Проект "Русские народные игрушки и игры" как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры"

Как жили люди на Руси? Чем занимались? В какие игры и какими игрушками играли? Данный проект поможет ответить на все вопросы.


Конспект непосредственной образовательной деятельности «Русская народная игрушка – матрешка Пластилинография» (для воспитанников средней группы)

Цель: познакомить воспитанников группы №1 «Сказка» с русской народной игрушкой – матрёшкой.

Информационный проект « Русская народная игрушка» в средней группе

Развитие нравственно – патриотических чувств в процессе приобщения к народно – прикладному искусству.

Образовательный проект «Русская народная игрушка – Матрешка»

Образовательный проект «Русская народная игрушка – Матрешка»Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек уд.

Проблема: Недостаточные представления детей о народной игрушке, народных промыслах, народных играх.

Актуальность проекта :

В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически всем видам детской деятельности.

Цель проекта :Развитие нравственно – патриотических чувств в процессе приобщения к народно – прикладному искусству.

• Задачи проекта :Вызвать желание у детей познакомиться с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная, берестяная и др.)

Образовательные: Формировать эстетическое отношение к предметам искусства, учить видеть их красоту, самобытность.

Развивающие:Способствовать развитию познавательных интересов, эстетического восприятия, логического мышления, внимания, воображения, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.

• Обогащать словарный запас детей, знакомить с новыми словами и их значениями.

Воспитательные:Воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.

• Вид проекта :

По характеру предметной области: Познавательное развитие.

Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

По составу – групповой

Участники проекта – дети среднего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Предполагаемые итоги реализации проекта :

• Знание разнообразных видов народных игрушек, содержания игр с ними

• Умение организовывать совместную и самостоятельную игровую деятельность с народной игрушкой

• Устойчивое желание играть с народной игрушкой

Форма итогового мероприятия: Создание мини-музея «Народная игрушка»

Предполагаемый продукт проекта : Выставка творческих работ детей.

Этапы реализации проекта :

I. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

II. Подбор методической литературы, наглядно-дидактического материала, художественной литературы, разработка консультаций для родителей, разработка занятий.

I.Рассматривание игрушек, картинок, иллюстраций, предметов русской старины.

II. Игровая образовательная ситуация по речевому развитию “Описание матрёшки ”

III. Раскрашивание матрёшек и предметов посуды в технике русских народных промыслов (хохлома, гжель, городец)

IV. Создание фотоальбома “Дети в русских народных костюмах в экспозиции “Русская изба”.

V. Игровая образовательная ситуация по художественно-эстетическому развитию “Посуда для Федоры” ”).

I. Мини-музей “Народная игрушка”

II. Экспозиция в группе “ Русская изба”

Формы и методы работы с родителями:

1. привлечение родителей к пополнению уголков по знакомству с русским народным творчеством;

2. помощь родителей в изготовлении альбома «Моя любимая игрушка»;

3. участие в выставке «Народная кукла» Формы и методы работы с детьми, которые я использовала в своей работе.

Социально – коммуникативное развитие:

1. Организация сюжетно-ролевых игр «В гости к Маше», «Семья»

2. Театрализованные игры с использованием народной куклы. Обыгрывание потешек с использованием куклы «Зайчик - на пальчик»

3. Игровые ситуации «Куклы водят хоровод»

4. Проблемные ситуации «Кукла поломалась», «Кукла заболела», «Как поделить игрушку», «Наши игрушки пропали. Во что же нам играть?».

1. рассматривание иллюстраций с народными игрушками;

2. непосредственно образовательная деятельность «Путешествие в прошлое куклы»;

3. обследование игрушек.

4. исследование материалов, из которых они сделаны.

5. Создание в группе коллекции лоскутков.

6. Беседы с детьми «Как выглядели куклы раньше», «Какое значение имеет каждая кукла», «В какие куклы играли наши бабушки», беседа о дымковской, филимоновской, каргопольской игрушках, о матрёшке.

7. Просмотр презентации «Народные игрушки»

Художественно – эстетическое развитие

1. Аппликация «Русская матрёшка»;

2. Лепка народной игрушки игрушки ;

3. Рисование «Укрась игрушку»;

4. Роспись дымковской игрушки «Конь» «Дымковская барышня»

5. Заучивание и слушание народных песенок, колыбельных

6. Слушание пьесы Чайковского «Новая кукла»

1. Заучивание народных песенок, потешек, пословиц о народной игрушке;

2. Чтение и заучивание стихов: М. А. Пожаровой «Свернута из тряпки кукла у Параши», Г. Заславской «Есть иголка у меня» А. Барто «Кукла»

3. Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная»

4. Просмотр мультфильма «Приключение Буратино»

5. Составление творческих рассказов «Моя любимая игрушка»; описательных рассказов об игрушках.

6. Составление рассказов из опыта на тему: «Как мы отмечали Масленицу»

7. Сочинение сказки про куклу Бабочка

8. Речевая игра «Придумай кукле имя»

Физическое развитие 1. Утренняя гимнастика «Игрушки», «С куклой»

2. Пальчиковая игра «Наша куколка гуляла»

3. Подвижные игры «Догони куколку», догонялки с куклами,

«У медведя во бору», «Мышеловка», «Волки во рву»

4. Игры малой подвижности «Найди куклу» ; «У Маланьи, у старушки» 3 этап проекта.

Итоговый и заключительный этап, на котором были

1. Организован мини-музей народной игрушки;

2. Оформлен альбом «Народная игрушка»;

3. Оформлена папка-передвижка «Народная игрушка»

Опрос детей: 16.04.18. Принимало участие 26 воспитанника 1. Знаешь ли ты, с какими игрушками играли раньше? Какие народные игрушки ты знаешь? 2. Выбери среди игрушек, стоящих на столе, ту, которая тебе нравится больше всего. (матрешка, флюгер-вертушка, игрушка-забава, свистулька, дымковская игрушка) Ты знаешь как с ней можно играть? 3. У тебя дома есть народные игрушки?

Анализ: Анализируя полученные результаты, можно сделать выводы, что большинство детей не имеют представления о том, какими игрушками играли раньше. А 28% детей не имеют представления как и во что можно играть с народной игрушкой. Опрос детей 27. 04.18г. Принимало участие 26 воспитанника

Вывод: В начале исследования выявлено отсутствие знаний у детей по истории народной игрушке, кроме того, многие из детей не имели представления, как и во что можно поиграть с народной игрушкой. Однако после небольшого рассказа о игрушках которыми играли в старину, проведенных игровых мероприятий дошкольники все - таки заинтересовались этим вопросом, узнали много нового для себя, помогали готовить игровой материал, и передавали информацию окружающим.

Проект «Русская народная игрушка» в средней группе








Мини музей "Народная игрушка"





Спасибо за внимание!

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме «Пасхальная неделя. Русская народная игрушка — кукла-оберег» Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме «Пасхальная неделя. Русская народная игрушка – кукла-оберег» Цели: • Расширять.

Конспект занятия «Русская народная игрушка — матрешка» АКТУАЛЬНОСТЬ: Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память и мы по новому начинаем относиться к старинным обычаям и традициям,.

Конспект занятия «Короб чудес. Русская народная игрушка» Тема : «Короб чудес» (познавательная игра по теме : «Русская народная игрушка») Цель: Развитие познавательной активности взрослых,.

Конспект занятия в группе дошкольного образования «Русская народная игрушка» Конспект занятия в группы дошкольного образования «Русская народная игрушка" Цели: познакомить с русскими народными игрушками, народными.

Консультация для родителей «Русская народная игрушка «Матрёшка» в жизни ребёнка» Консультация для родителей. Русская народная игрушка «Матрёшка» в жизни ребёнка. «Кто не знает своего прошлого — тот не имеет будущего».

Лепбук «Русская народная роспись и игрушка»

Лепбук «Русская народная роспись и игрушка» В настоящее время дети мало знакомы с декоративно-прикладным творчеством, поэтому я решила сделать лэпбук, для наиболее интересного.

Мини-музей «Русская народная Игрушка»

Мини-музей «Русская народная Игрушка» Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Творческий игровой проект в старшей группе «Русская народная сказка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Колобок» Творческий ролево-игровой проект[«Русская народная.

Групповой творческий проект «Русская народная игрушка — Матрёшка» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16 оздоровительной направленности» Вид проекта групповой среднесрочный,.

В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически всем видам детской деятельности.

Цель проекта : Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой.

Задачи проекта :

1. Вызвать желание у детей познакомиться с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная, берестяная и др.)

2. Обеспечить запоминание игр с народными игрушками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки)

3. Способствовать развитию познавательных интересов, эстетического восприятия, логического мышления, внимания, воображения, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.

4. Формировать и развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.

Вид проекта :

По характеру предметной области: Социализация

По составу – групповой

По продолжительности средней продолжительности (20.03.17-31.03.17)

Участники проекта – воспитанники среднего дошкольного возраста, педагоги учреждения, родители.

Предполагаемые итоги реализации проекта :

1. Знание разнообразных видов народных игрушек, содержания игр с ними

2. Умение организовывать совместную и самостоятельную игровую деятельность с народной игрушкой

3. Устойчивое желание играть с народной игрушкой

Форма итогового мероприятия: Вечер развлечения «В гостях у бабушки - Забавушки»

Предполагаемый продукт проекта : Выставка творческих работ детей.

Схема осуществления проекта

ЭТАП Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учётом образовательных областей Развивающая среда Работа с родителями

Коммуникация Опрос детей (Приложение) Беседа о жизни детей в прошлом, о их занятиях, играх, игрушках. Беседа о труде взрослых, создающих предметы декоративно-прикладного искусства Рассматривание иллюстраций о жизни детей в прошлом Подбор русских народных сказок Подбор дидактических игр Альбомы «Народная игрушка», иллюстрации о декоративно-прикладном искусстве. Статьи на тему «Где появились первые игрушки на Руси», «Все о народной игрушке», Совместные праздники «Праздники народного календаря» (масленица) Наглядная агитация, папки-передвижки.

Чтение худ. Литературы Коммуникация

Физическая культура Здоровье

Социализация Труд Безопасность

Музыка Беседы «Зачем игрушки нам нужны?» «Кто их делает?» «Как надо обращаться с игрушками?» Опыты-сравнения деревянных, глиняных и волосяных игрушек (Тяжёлая -лёгкая, холодная -тёплая) НОД «В гости к сороке» Театрализованная игра «Репка из матрёшки» Загадки о народных промыслах Заучивание считалок, стихотворений, пословиц, небылиц, Д. игра «Домик для матрешки» (соотнесение по величине; с элементами конструирования) «Которая по счету матрешка спряталась?» «Опиши игрушку» «Разложи матрёшек по величине»

Пальчиковые игры «Матрёшки», «Дымковские барышни» Физкультминутки Дыхательная гимнастика «Любуемся игрушками, Уточка, Дуем, задуваем» Русские народные подвижные игры «Растеряхи», «Жаворонок», «Дударь», «Гуси –гуси», «Золотые ворота».

Сюжетно –ролевая игра «Магазин игрушек» Формировать навыки безопасного обращения с ножницами. Воспитывать бережное отношение к вещам. Расширять представления о способах безопасного обращения с глиняной и фарфоровой игрушкой. Наведём порядок на полках. Воспитание положительного отношения к труду.

Рисование НОД «Дымковский конёк» Аппликация «Украсим матрёшек» Конструирование «Магазин игрушек»

Разучивание частушек Хороводная игра «В небе жаворонок пел» Пляска «Мы матрёшки» Оркестр народных игрушек» Рассматривание Иллюстрации разновидности народной игрушки Иллюстрации в книгах Выставка народных игрушек Консультация для родителей «Роль народных игр и игрушек в воспитании дошкольников» Информационно – стендовые материалы «Как лепить свистульку» «Как сделать куклу»

итоговый Познание Социализация Здоровье Коммуникация Вечер развлечения «В гостях у бабушки – Забавушки» Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Выставка творческих работ детей. Родители участвуют в подготовке проведения развлечения.

Вывод: Проект реализовал поставленные цель и задачи. Много теплых слов о проекте было сказано родителями. Они отметили, что дети много узнали интересного о народных промыслах, накопили опыт игр с народными игрушками, использование их в самостоятельной деятельности, стали делиться своими впечатлениями с родными и друзьями. У них появилось стремление к самостоятельному получению знаний, дети активно вступают в общение и умеют отстаивать свою точку зрения.

Опрос детей 15.03.17 Принимало участие 18 детей.

1. Знаешь ли ты, с какими игрушками играли раньше? Какие народные игрушки ты знаешь?

2. Выбери среди игрушек, стоящих на столе, ту, которая тебе нравится больше всего. (матрешка, флюгер-вертушка, игрушка-забава, свистулька, дымковская игрушка)

Ты знаешь как с ней можно играть?

3. У тебя дома есть народные игрушки?

Вывод: Анализируя полученные результаты, можно сделать выводы, что большинство детей не имеют представления о том, какими игрушками играли раньше. А 28% детей не имеют представления как и во что можно играть с народной игрушкой.

Опрос детей 01.04.17 Принимало участие 10 детей

Вывод: В начале исследования выявлено отсутствие знаний у детей по истории народной игрушке, кроме того, многие из детей не имели представления как и во что можно поиграть с народной игрушкой. Однако после небольшого рассказа о игрушках которыми играли в старину, проведенных игровых мероприятий дошкольники все - таки заинтересовались этим вопросом, узнали много нового для себя, помогали готовить игровой материал, и передавали информацию окружающим.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе «Русская народная сказка «Колобок» Программное содержание: - вызвать интерес к сказке «Колобок»; - учить играть роль персонажа сказки с помощью взрослого; - развивать внимание,.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе «Русская народная сказка «Репка» Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе «Русская народная сказка «Репка» Программное содержание: - вызвать.

Занятие по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре «Русская народная игрушка. Кукла» Конспект занятия творческой мастерской по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Тема: «Русская.

Мини-музей «Русская народная игрушка-Свистулька»

Мини-музей «Русская народная игрушка-Свистулька» Мини-музей "Русская народная игрушка- Свистулька" Воспитанник нашей группы принес игрушку-свистульку, соловей. Всех заинтересовала эта маленькая.

Конспект ОД в средней группе «Здравствуй народная игрушка-Матрешка» Цель занятия: Знакомство детей с русской народной игрушкой – матрёшкой. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной.

Планирование в средней группе «Народная игрушка, народные промыслы» Дата 13.03.2017 г. – понедельник Тема дня: Знакомство с народной культурой и традициями Народная игрушка, народные промыслы Совместная деятельность.

Проект «Матрешка — русская народная игрушка» Проект «Матрешка-русская народная игрушка» Вид проекта: краткосрочный, творческий, познавательный. Участники проекта: Дети, воспитатели,.

Проект «Русская народная игрушка» в средней группе

Проект «Русская народная игрушка» в средней группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка- детский сад № 4 «Колосок» муниципального района Давлекановский.

Тематическое планирование в средней группе «Русская народная культура и традиции» Аннотация. В работе приведено описание тематического планирования одного дня в детском саду. Ключевые слова: матрёшка, патриотизм, шутки-прибаутки,.

Проблема: Недостаточные представления детей о народной игрушке, народных промыслах, народных играх.

Актуальность проекта :

В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически всем видам детской деятельности.

Цель проекта : Развитие нравственно – патриотических чувств в процессе приобщения к народно – прикладному искусству.

• Задачи проекта : Вызвать желание у детей познакомиться с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная, берестяная и др.)

Образовательные: Формировать эстетическое отношение к предметам искусства, учить видеть их красоту, самобытность.

Развивающие: Способствовать развитию познавательных интересов, эстетического восприятия, логического мышления, внимания, воображения, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.

• Обогащать словарный запас детей, знакомить с новыми словами и их значениями.

Воспитательные: Воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.

• Вид проекта :

По характеру предметной области: Познавательное развитие.

Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

По составу – групповой

По продолжительности: средней продолжительности

Участники проекта – дети среднего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Предполагаемые итоги реализации проекта :

• Знание разнообразных видов народных игрушек, содержания игр с ними

• Умение организовывать совместную и самостоятельную игровую деятельность с народной игрушкой

• Устойчивое желание играть с народной игрушкой

Форма итогового мероприятия: Создание мини-музея «Народная игрушка»

Предполагаемый продукт проекта : Выставка творческих работ детей.

Этапы реализации проекта :

I. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

II. Подбор методической литературы, наглядно-дидактического материала, художественной литературы, разработка консультаций для родителей, разработка занятий.

I.Рассматривание игрушек, картинок, иллюстраций, предметов русской старины.

II. Игровая образовательная ситуация по речевому развитию “Описание матрёшки ”

III. Раскрашивание матрёшек и предметов посуды в технике русских народных промыслов (хохлома, гжель, городец)

IV. Создание фотоальбома “Дети в русских народных костюмах в экспозиции “Русская изба”.

V. Игровая образовательная ситуация по художественно-эстетическому развитию “Посуда для Федоры” ”).

I. Мини-музей “Народная игрушка”

II. Экспозиция в группе “ Русская изба”

Формы и методы работы с родителями:

1. привлечение родителей к пополнению уголков по знакомству с русским народным творчеством;

2. помощь родителей в изготовлении альбома «Моя любимая игрушка»;

3. участие в выставке «Народная кукла» Формы и методы работы с детьми, которые я использовала в своей работе.

Социально – коммуникативное развитие:

1. Организация сюжетно-ролевых игр «В гости к Маше», «Семья»

2. Театрализованные игры с использованием народной куклы. Обыгрывание потешек с использованием куклы «Зайчик - на пальчик»

3. Игровые ситуации «Куклы водят хоровод»

4. Проблемные ситуации «Кукла поломалась», «Кукла заболела», «Как поделить игрушку», «Наши игрушки пропали. Во что же нам играть?».

1. рассматривание иллюстраций с народными игрушками;

2. непосредственно образовательная деятельность «Путешествие в прошлое куклы»;

3. обследование игрушек.

4. исследование материалов, из которых они сделаны.

5. Создание в группе коллекции лоскутков.

6. Беседы с детьми «Как выглядели куклы раньше», «Какое значение имеет каждая кукла», «В какие куклы играли наши бабушки», беседа о дымковской, филимоновской, каргопольской игрушках, о матрёшке.

7. Просмотр презентации «Народные игрушки»

Художественно – эстетическое развитие

1. Аппликация «Русская матрёшка»;

2. Лепка народной игрушки игрушки ;

3. Рисование «Укрась игрушку»;

4. Роспись дымковской игрушки «Конь» «Дымковская барышня»

5. Заучивание и слушание народных песенок, колыбельных

6. Слушание пьесы Чайковского «Новая кукла»

1. Заучивание народных песенок, потешек, пословиц о народной игрушке;

2. Чтение и заучивание стихов: М. А. Пожаровой «Свернута из тряпки кукла у Параши», Г. Заславской «Есть иголка у меня» А. Барто «Кукла»

3. Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная»

4. Просмотр мультфильма «Приключение Буратино»

5. Составление творческих рассказов «Моя любимая игрушка»; описательных рассказов об игрушках.

6. Составление рассказов из опыта на тему: «Как мы отмечали Масленицу»

7. Сочинение сказки про куклу Бабочка

8. Речевая игра «Придумай кукле имя»

Физическое развитие 1. Утренняя гимнастика «Игрушки», «С куклой»

2. Пальчиковая игра «Наша куколка гуляла»

3. Подвижные игры «Догони куколку», догонялки с куклами,

«У медведя во бору», «Мышеловка», «Волки во рву»

4. Игры малой подвижности «Найди куклу» ; «У Маланьи, у старушки» 3 этап проекта.

Итоговый и заключительный этап, на котором были

1. Организован мини-музей народной игрушки;

2. Оформлен альбом «Народная игрушка»;

3. Оформлена папка-передвижка «Народная игрушка»

Опрос детей:. Принимало участие 26 воспитанника 1. Знаешь ли ты, с какими игрушками играли раньше? Какие народные игрушки ты знаешь? 2. Выбери среди игрушек, стоящих на столе, ту, которая тебе нравится больше всего. (матрешка, флюгер-вертушка, игрушка-забава, свистулька, дымковская игрушка) Ты знаешь как с ней можно играть? 3. У тебя дома есть народные игрушки?

Анализ: Анализируя полученные результаты, можно сделать выводы, что большинство детей не имеют представления о том, какими игрушками играли раньше. А 28% детей не имеют представления как и во что можно играть с народной игрушкой. Опрос детей. Принимало участие 26 воспитанника

Вывод: В начале исследования выявлено отсутствие знаний у детей по истории народной игрушке, кроме того, многие из детей не имели представления, как и во что можно поиграть с народной игрушкой. Однако после небольшого рассказа о игрушках которыми играли в старину, проведенных игровых мероприятий дошкольники все - таки заинтересовались этим вопросом, узнали много нового для себя, помогали готовить игровой материал, и передавали информацию окружающим

«Русская народная глиняная игрушка». Региональная особенность руками детей

«Русская народная глиняная игрушка». Региональная особенность руками детей В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, так как прилавки магазинов переполнены разнообразием.

Конспект НОД по познавательному развитию «Народная игрушка — матрёшка» в средней группе

Конспект НОД по познавательному развитию «Народная игрушка — матрёшка» в средней группе Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой - матрёшкой, как с символом народного искусства. Задачи: 1. Расширить представление.

Конспект НОД «Русская народная песня» в группе общеразвивающей направленности детей 6–7 лет НОД по теме «Русская народная песня» Задачи:Знакомить детей с песнями, хороводами, играми русского народа. Учить выразительно и эмоционально.

Конспект занятия по развитию речи «Русская народная сказка «Колобок» в первой младшей группе

Конспект занятия по развитию речи «Русская народная сказка «Колобок» в первой младшей группе Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Русская народная сказка «Колобок». Цель: Приобщение к русскому народному творчеству.

Конспект занятия в средней группе «Народная игрушка-матрёшка» «Народная игрушка- матрёшка». Цель: Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой. Задачи: 1. Познакомить детей с историей матрёшки.

Мини-музей «Русская народная Игрушка»

Мини-музей «Русская народная Игрушка» Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет)

Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет) Участвуя в конкурсе традиционной русской народной игрушки "Забытая старина" мы более тесно прикоснулись к русской истории, к народным традициям,.

Проект «Матрешка — русская народная игрушка» Проект «Матрешка-русская народная игрушка» Вид проекта: краткосрочный, творческий, познавательный. Участники проекта: Дети, воспитатели,.

Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней»

Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» ПРОЕКТ: РУССКАЯ ИЗБА. В рамках реализации темы: «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» Содержание Паспорт проекта Актуальность.

Русская народная игрушка

Русская народная игрушка "Есть у нас одна игрушка, Не лошадка, не Петрушка. Алый шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А.

Читайте также: