Проект русская народная игрушка во 2 младшей группе

Обновлено: 28.03.2024

Образовательная область: Речевое развитие «Приобщение к художественной литературе и фольклору»»; познавательное развитие «Формирование элементарных математических представлений»; художественно-эстетическое направление развития (конструирование, / рисование, лепка, музыкальная деятельность); социально-коммуникативное.

Возраст участников проекта : дети от 3-4 лет.

Состав проектной группы : воспитатели, воспитанники групп, родители.

Цель проекта – развитие интереса младших дошкольников к русской народной игрушке матрешка.

Задачи проекта :

1. Сформировать у ребенка представление о русской народной игрушке МАТРЁШКЕ.

2. Познакомить детей и привлечь родителей к историческому и культурному наследию родного края.

3. Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду, его истории.

4. Развивать мелкую моторику, творческое мышление, воображение, фантазию ребёнка, развивать умение доводить начатое до конца.

5. Воспитывать любовь и уважение к народному искусству.

6. Создавать радостную атмосферу на занятии, стараться вызывать у детей у детей желание самостоятельно творить с помощью нетрадиционных изобразительных техник.

7. Воспитывать аккуратность в работе.

Срок реализации проекта : 4 недели

Тип проекта : творческий

Актуальность проекта : Необходимость познакомить детей младшего дошкольного возраста с русскими народными игрушками на примере матрешки. Развитие познавательного интереса детей, воспитание уважения друг к другу и к другим людям.

1. Дети познакомятся с матрешкой

2. Дети познакомятся с различными узорами (гжель, хохлома и др.);

3. Обогатится словарный запас;

4. Вместе с воспитателем подготовят выставку творческих работ «Сарафан для матрешки», «Украсим матрешку»

5. Лэпбук «Матрешка»;

Ресурсное обеспечение: Конспекты бесед, матрешки, наглядные материалы (иллюстрации матрешек, материалы для творчества, дидактические игры, конструкторы, художественная литература, атрибуты для игр.

План проекта

итоговое мероприятие по теме

Формы организации совместной

взросло – детской (партнерской) деятельности

Материал и оборудование

Матрешка-народная игрушка

Цель:. Сформировать у ребенка представление о русской народной игрушке Матрешке

Выставка творческих работ «Сарафан для матрешки»

Восприятие художественной литературы и фольклора

Беседы по темам: «Мои игрушки», «Матрешка»

Чтение стихов о Матрешке А. Гришин, Л. Олифирова,

Дидактические игры: «Цветные Матрешки», «Подбери по цвету»

Подвижные игры «Мы веселые Матрешки», пальчиковая гимнастика «Дом» Рассматривание Матрешки

Включение детей в диалог.

Ответы на вопрос педагога

Прослушивание стихотворений, просматривание иллюстраций

Проигрывание в настольные дидактические игры совместно с воспитателем. Находят Матрешек по цвету, размеру

Играют в подвижные игры с воспитателем

Игрушки, матрешка, фотографии игрушек прошлых поколений.

Иллюстрации Матрешек (рассматривать, беседовать по содержанию,

Дидактические игры: «Цветные Матрешки», «Подбери по цвету»

Атрибуты для игры

Играем с Матрешкой

Цель: Воспитание интереса к народному искусству

Выставка творческих работ «Украсим матрешку»

Конструирование из строительных материалов

Игровая деятельность Музыка: прослушивание народной мелодии «Плясовая», разучивание народных детских песен «Жили у бабуси», «Мишка косолапый»

Строительная игра: «Построим домик для матрешки» из напольного конструктора

Рисование на тему «Сарафан для матрешки»

Лепка «Украсим матрешку»

Сюжетная игра «Матрешка пришла в гости»

Прослушивание мелодии. Отвечают на вопросы воспитателя

Строят из конструктора домик

лепят украшения для сарафана

Включаются в игру совместно с воспитателем.

Цель: продолжить привитие интереса к русской народной игрушке

Итоговое мероприятие: Выставка творческих работ «Украсим матрешку»

Восприятие художественной литературы и фольклора

Беседа «Расписная Матрешка»»

Загадки о Матрешках

Дидактические игры: «Одинаковые подарки», «Выполни задание», «Оденем платочек»

Рисование «матрешки»

Рассматривание фотографий и иллюстраций народной куклы.

Прослушивание стихотворения и загадок, отгадывание загадок

Проигрывание в дидактические игры:

Подбирают платочек нужного цвета, подарки нужного количества

Раскрашивание в совместно с воспитателем

Рисование пуговиц для матрешки

фотографий и иллюстраций народной куклы.

тексты загадок, иллюстрации к ним

Дидактические игры: «Одинаковые подарки», «Выполни задание», «Оденем платочек»

Развлечение «Матрешки»

Музыка: прослушивание народной мелодии «Барыня», разучивание народных детских песен «Каравай», «Мишка косолапый

Строительная игра «Лестница для Матрешки»

Развлечение «Матрешки»

Подвижная игра «Мы веселые Матрешки», «Хоровод»

Аппликация «Наряд для матрешки»

Прослушивание мелодий, разучивание песен

Строят лестницу из настольного конструктора

Участвуют в подвижных играх и развлечении

Наклеивание детали из цвет бумаги Магнитофон, текст песен, аудиозаписи народных мелодий «Барыня», «Мишка косолапый»

Атрибуты для подвижных игр Заготовки для аппликации клей, цветная бумага

Заготовки для аппликации клей, цветная бумага

Конструирование «Домик для матрешки»

Цель: РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ КОНСТРУКТИВНЫХ НАВЫКОВ, развивать цветовое восприятие, стремление к игровому и речевому общению, воспитывать трудолюбие.

Материал: большие кубики "Лего", матрешка, мелкие игрушки.

Ход занятия:

ребята сегодня нам предстоит интересная работа, а для этого давайте разомнем свои пальчики:

Я хочу построить дом (руки сложить домиком, поднять над головой)

Чтоб окошко было в нем (пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была (ладошки рук соединяем вертикально вместе)

Рядом чтоб сосна росла. (одну руку поднимаем вверх и"раскрываем" пальчики)

Чтоб забор вокруг стоял, пес ворота охранял (соединить руки в замок и делаем круг вокруг себя)

Солнце было, дождик шел (руки вверх, а потом опускаем и стряхиваем)

И ТЮЛЬПАН В САДУ РАСЦВЕЛ (соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики)

Воспитатель:-ребята посмотрите кто это к нам пришел! Да это же красавица матрешка.

Кукла славная матрешка,

Ах, какие щечки, красные, румяные,

На фартучке цветочки и на сарафане.

Вот матрешка мама, вот матрешки дочки.

Ротик будто ягодки,

Глазки будто точки!

Мама песенку поет

Дочки водят хоровод.

Маме хочется покой,

Дочечки бегут домой.

Матрешка:-ребята на улице очень холодно, а мне негде жить.

Воспитатель:-не переживай матрешка, мы с ребятами тебе поможем. Поможем ребята, что мы сделаем?

Матрешка:-спасибо, но это наверно нелегко.

Воспитатель:-конечно, но ребята молодцы они сейчас все расскажут и покажут.

Проводим анализ строительства, повторяем и учим цвета.

Предлагаю детям маленькие машинки и игрушки, обыгрываем постройку.

Дети сами начинают строить дорожки, для того чтобы игрушки поехали в гости к матрешки и ее дочкам.

Матрешка:-спасибо ребята, у нас появилось много друзей нам теперь не страшен не снег, не холод, потому что у нас есть большой красивый дом.

Конспект ООД «Мы-матрёшки, мы — сестрички»

Тема: «Мы – матрёшки, мы – сестрички»

Учить детей выделять величину как особые признаки предметов, сопоставлять предметы между собой по этим признакам, используя один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы.

• учить детей выделять величину как особые признаки предметов,

• сопоставлять предметы между собой по этим признакам, используя один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы,

обогащать словарный запас детей прилагательными : большой, маленький, красивый,

• расширять и активизировать словарь детей путем обогащения знаний о ближайшем окружении,

• развивать связную речь.

Приоритетные образовательные области: «Познание», «Коммуникация».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Художественное творчество».

Виды деятельности: познавательно – исследовательская, двигательная, игровая, коммуникативная.

Оборудование: игрушка- матрёшка, игрушки- предметы ближайшего окружения (мяч, машинки, куклы).

Дети сидят на стульчиках

Ребята, я приглашаю нам поиграть, но сначала я вам загадаю загадку:

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешка) (Возможные ответы детей.)

Правильно, ребята, это матрёшка! Посмотрите какая она красивая… .

Мы матрёшку открываем, и другую вынимаем.

Мы другую открываем, и третью вынимаем.

Посмотри, посмотри, - три матрёшки, -1, 2, 3.

Посмотрите, ребята, на матрёшек, 1- большая, 2- поменьше, а 3 – маленькая. А теперь, вы, покажите мне маленькую матрёшку (дети показывают)

А теперь, покажите мне большую матрёшку (дети показывают)

Ребята, а давайте потанцуем с матрёшками.

Дети выходят в середину группы и повторяют движения воспитателя.

Звучит музыка «Мы – весёлые матрёшки»

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево -вправо)

Девчонки озорные, Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры.

Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Детки, а теперь посмотрите, где у нас в группе есть большие и маленькие игрушки…. (Возможные ответы детей.)

А вот кукла Катя, она большая, теперь принесите куклу Машу, она маленькая… .(дети ищут, находят и приносят) .

Посмотрите, вот большая машинка, а вы мне найдите маленькую… .(дети ищут, находят и приносят).

Посмотрите, вот большой мяч, а вы мне найдите маленький… .(дети ищут, находят и приносят) .

А давайте поиграем с вами в игру «Весёлый мяч»

Подвижная игра «Весёлый мяч»

(Все дети изображают мяч, прыгают на месте)

Друг весёлый мячик мой

Всюду, всюду он со мной!

Хорошо мне с ним играть.

(«Мячи» убегают, а взрослый догоняет.)

Ну что, ребята, Вам понравилось? (Ответы детей)

Кто к нам приходил в гости? (Ответы детей)

Мы их будем ждать ещё в гости. А им пора в страну игрушек.

Давайте с ними прощаться. (До свидания)

Конспект занятия во второй младшей группе «Матрёшка»

Занятие для 2 младшей группы.

Интеграция образовательных областей «Формирование элементарных математических представлений», «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация».

Познакомить детей с народной игрушкой (Матрешка).

Воспитывать эстетическое отношение к предметам народного творчества, уважение к труду народных умельцев.

Приучать детей выполнять работу аккуратно (лепка, аппликация, художественное творчество.)

Обогатить словарь детей. (матрёшка, пальчиковый театр, деревянная кукла) .

Мелкая моторика — это движения, осуществляемые мелкими мышцами человеческого тела, способность выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.

Ход занятия.

Рассказ воспитателя о матрешке:

Матрёшка – это русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трёх и более.

2. Показ игрушки :

Дети рассматривают матрешку, играют.

3. Анализ проведенных наблюдений:

Понравилась ли игрушка детям?

Чем запомнилась игрушка?

4. Повторяем счет до 5 :

Воспитатель вместе с детьми пересчитывает количество «спрятанных» матрёшек.

5. Художественное творчество:

Рисуем сарафан матрёшки, используя уже знакомые цвета.

Знакомство с пальчиковым театром. (Театр матрёшка «Курочка ряба»)

Развивают мелкую моторику, речь, память и воображение.

Постановка сказки происходит на детском столике.

Выставка детских работ,

Анализ проделанной работы,

Показ сказки «курочка ряба».

Загадки о матрёшке.

1. Яркий сарафанчик,

Прячутся внутри неё

Фартучек в горошек

2. Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят в друг дружке,

а всего одна игрушка.

3. В этой молодице прячутся сестрицы.

Каждая сестрица для меньшой темница.

Внучка с дочкой, посмотри -

Все у бабушки внутри!

4. Какую игрушку вначале пополам ломают,

5. Алый шелковый платочек, яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть: может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко, это русская (Матрёшка)

6. Я с таинственной игрушкой

То их восемь, то одна. (Матрешка).

«Русская народная глиняная игрушка». Региональная особенность руками детей

«Русская народная глиняная игрушка». Региональная особенность руками детей В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, так как прилавки магазинов переполнены разнообразием.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе «Русская народная сказка «Теремок» Коммуникация. Художественная литература. Тема: чтение русской народной сказки «Теремок». Цель: знакомить детей с устным народным творчеством.

Конспект НОД в старшей группе «Матрешка — русская национальная деревянная игрушка»

Конспект НОД в старшей группе «Матрешка — русская национальная деревянная игрушка» Задачи: Образовательные: -Продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством -Продолжать знакомить детей с историей возникновения.

Конспект занятия «Игры с игрушками моторного характера «Матрешка — русская игрушка»

Конспект занятия «Игры с игрушками моторного характера «Матрешка — русская игрушка» .

Мини-музей «Русская народная Игрушка»

Мини-музей «Русская народная Игрушка» Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Народная игрушка в технике мозаичной пластилинографии «Барышня-матрешка». Коллективная работа (подготовительная группа)

Народная игрушка в технике мозаичной пластилинографии «Барышня-матрешка». Коллективная работа (подготовительная группа) Ой ты барышня-матрёшка, Разноцветная одёжка, Знает весь огромный мир Этот русский сувенир! С. Иванов Век бурно развивающихся технологий,.

Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет)

Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет) Участвуя в конкурсе традиционной русской народной игрушки "Забытая старина" мы более тесно прикоснулись к русской истории, к народным традициям,.

Проект «Матрешка — русская народная игрушка» Проект «Матрешка-русская народная игрушка» Вид проекта: краткосрочный, творческий, познавательный. Участники проекта: Дети, воспитатели,.

Проект «Русская матрешка» в первой младшей группе Проект «Русская матрешка» для детей 1 младшей группы. Вид проекта: познавательный, творческий. Участники: дети 1 младшей группы, воспитатель,.

Русская народная игрушка

Русская народная игрушка "Есть у нас одна игрушка, Не лошадка, не Петрушка. Алый шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А.

Охватываемые образовательные области: «Социально коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». «Физическое развитие».

Актуальность темы. Одной из актуальных проблем, требующих своевременного решения, является развитие творческих способностей (Выготский Л.С). Анализ методической литературы свидетельствует, что искусство обладает огромными возможностями для развития творческого потенциала детей.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, наклеивание из бумаги фигурок, создание различных конструкций из природного материала и т. д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказывать о том, что узнал, увидел, пережил. Наиболее привлекательными видами художественной деятельности для детей младшего возраста являются рисование красками, аппликация, лепка, знакомство с народной игрушкой.

Проблема. Какими средствами и способами дать детям знания о русской матрешке?

Цель. Знакомство детей с народной игрушкой (русской матрешкой) через интеграцию познавательно-речевого общения и продуктивной деятельности.

- Приобщать детей к народному декоративно-прикладному искусству.

-Знакомить с народной игрушкой (русской матрешкой).

-Формировать интерес и любовь к народному творчеству, умение внимательно рассматривать и обыгрывать народную игрушку.

-Привлекать внимание к некоторым средствам выразительности (цвет, цветовой ритм, форма)

-Способствовать развитию всех компонентов устной речи в различных видах детской деятельности.

-Обогащать словарь детей за счет расширения знаний о народной игрушке, действия с ней, ярко выраженных свойствах и качествах.

-Развивать продуктивную деятельность и творческие способности.

-Привлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Материалы и оборудование: изобразительные материалы; презентации «Русская матрешка»; развивающие игры по теме; набор русских матрешек (семеновская, полхов- майданская, сергиево-посадская); сюжетные матрешки по сказкам «Репка», «Колобок».

Музыкальные произведения: «Матрешка» (муз. Т. Варови- ной, сл. В. Семернина); «Русские матрешки» (муз. 3. Левиной, сл. 3. Петровой); «Пляска с платочком» (муз. Е. Тиличеевой, сл. И. Грантов- ской).

Стихотворения: И. Ломова «Матрешка», М. Фомина «Мы — матрешки. », С. Маршак «Восемь кукол деревянных», К. Липатова «Наша матрешка»,

- Рассматривание выставки русских матрешек.

- Знакомство с русской матрешкой через видео презентацию и игровую деятельность.

-Музыкальная деятельность «Мы — матрешечки. », «Спляшем и споем с матрёшками».

-НОД по развитию математических представлений «Посчитаем разноцветных матрешек».

- НОД по продуктивной деятельности «Красивые матрешки» (декоративное рисование), «Украсим матрёшки платочек».

- НОД по конструированию «Мебель для матрешек».

- Организация дидактических игр: «Разложи и собери матрёшек», «Разрезные матрёшки», «Угадай на ощупь».

-Выставка детского творчества «Красивая матрешка».

-Консультации для родителей

Формы организации детей:

-НОД по познавательному развитию;

- работа в уголке творчества;

- беседы, чтение русских народных потешек, стихотворений о матрешке;

- прослушивание и разучивание музыкальных произведений, песен.

- просмотр презентаций о народных промыслах;

- выставка детского рисунка.

Методы и приемы организованной образовательной деятельности:

-игра как основной вид деятельности;

-словесные: подражание, диалог, беседы по картинам, отгадывание загадок, чтение художественных произведений;

-дидактические игры и упражнения, игровые ситуации;

-общение и совместная деятельность взрослых с детьми;

-оформление выставок детского творчества;

-метод двигательной активности (физкультурные минутки, пальчиковые гимнастики);

-слушание музыкальных фольклорных произведений.

Предполагаемый результат: любознательность, активность; интерес к русской народной игрушке (матрешке); занятие продуктивной деятельностью в свободное время в уголке народного декоративно-прикладного творчества; способность находить различные варианты создания образных фигурок, обогащение впечатлений через предметы народного творчества (на примере русской матрешки); проявление интереса к народному художественно-литературному фольклору, соответствующему тематике проекта.

Этапы работы над проектом

1.Разработка проекта (подготовительный этап).

Деятельность детей. Рассматривание иллюстраций и игрушки-матрешки, рассматривание выставки русских матрешек; знакомство с русской матрешкой через презентацию и игровую деятельность.

Деятельность воспитателя. Составление перспективного плана по реализации проекта, изучение литературы, новых методик и технологий по вопросам ознакомления детей с народными промыслами, консультирование со старшим воспитателем; оформление выставки народных промыслов по теме «Русская матрешка».

Знакомство родителей с темой проекта.

2.Деятельностный этап (непосредственно деятельность по проекту).

Деятельность детей. Чтение русских народных сказок, разучивание потешек, пословиц, поговорок, частушек; просмотр видеоматериалов; музыкальная и художественно-изобразительная деятельность; познавательная, речевая, двигательно-игровая деятельность; самостоятельная деятельность детей в центрах активности: центр искусств (работа с раскрасками, зарисовка понравившихся матрешек,), центр математики ( сравнение матрешек), центр познания (рассматривание иллюстраций по теме), центр игры (участие в дидактических играх).

Деятельность педагога. Создание мультимедийной презентации о народных промыслах; организация познавательной, музыкальной и художественно-изобразительной деятельности; организация подгрупповой и индивидуальной работы с детьми; проведение консультаций и индивидуальных бесед для родителей.

Деятельность родителей. Посещение с детьми краеведческого музея, выставки народной игрушки, участие в конкурсах народного творчества вместе с детьми.

Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

ВложениеРазмер
proekt_russkaya_matreshka.docx 21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20 с.Борисово

Проект «Русская народная игрушка матрешка»

(вторая младшая группа)

Подготовила воспитатель: Васина Е.М.

Цель : воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

1. Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.

2. Выяснить географию и особенности национального сувенира (учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции).

3. Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные).

4. Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.

5. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.

6. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве.

7. Обогащать словарь детей.

8. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Гипотеза: наши исследования помогут узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую игрушку – матрешку, так как она несет в себе любовь и дружбу.

Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами. Содержание расширено за счет включения задач педагогического просвещения родителей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе конкретизация задач патриотическому воспитанию, использование программ воспитания детей на традициях народной культуры. Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования ее. Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Учитывая особенности матрешки надо целенаправленно использовать ее в детском саду.

Тип проекта: творческий, информационно-познавательный, долгосрочный.

Срок реализации проекта: октябрь - декабрь 2018г.

Участники проекта: педагог, дети, родители.

1.Повысится интерес у детей к истории России, к истокам русской народной культуре, на примере русской народной матрешки.

2.Будут сформированы первичные знания у детей о росписи и изготовлении игрушки.

3 Дети приобретут навыки пользования игрушкой и различными способами игр с матрёшкой.

- Подбор методической и художественной литературы.

- Оформление памятки для родителей «Русская народная игрушка – МАТРЁШКА»

- Картотека потешек, стихотворений, пестушек, песенок, прибауток,

1 этап – подготовительный:

Определение темы проекта. Формирование цели и определение задач. Подбор материала по теме проекта. Составление плана основного этапа работы.

1. Презентация « Русская народная игрушка матрешка»

2. Беседа в диалоговой форме с детьми об игрушках наших бабушек и дедушек, об игрушках матрёшках.

3. Рассматривание игрушки матрёшки.

4. Подготовка наглядно – дидактического материала.

5. Знакомство с проектом участников (родители).

2 этап – Основной:

Организация практической работы над проектом.

1. Подбор методической и художественной литературы.

2. Оформление памятки для родителей «Русская народная игрушка - Матрешка».

3.Непосредственно - образовательная деятельность:

Познавательное и речевое развитие :

- презентация «Русская народная игрушка матрешка»;

- художественная литература: чтение потешек, стихов, загадок, пословиц

- беседа воспитателя о русской народной игрушке матрёшке;

Художественно – эстетическое развитие :

- Рисование «Сарафан для матрёшки»

- Рисование «Раскрасим пуговички матрёшкам»

- Конструирование из строительного материала «Дома для матрёшек»

- Лепка «Украшаем матрёшку» ; « Кукла –неваляшка »

- Аппликация «Наряд для матрёшки»

- Музыка: заучивание частушек, знакомство с народными песнями.

Дидактическая игра «Цветные матрёшки»

Дидактическая игра « Найди домик для матрешки»

Дидактическая игра «Большие и маленькие матрёшки»

Дидактическая игра «Найди матрешку по силуэту»

Сюжетная игра « Дружные сестрички»

Сюжетная игра «Матрёшки ходят в гости»

Подвижная игра с р.н. музыкой «Карусель»

Дидактическая игра по сенсорному развитию «Оденем матрёшке платочек»

3 этап – Обобщающий:

1. Работа с информацией, дополнительной литературой;

2. Выполнение оформления проекта:

* На занятиях по изобразительному искусству украшают наряд матрёшке.

* На занятиях по развитию речи читаем произведения из раздела “Устное народное творчество”.

* На занятии по сенсорике формируем умение разбирать и собирать матрёшку

* На музыкальных занятиях разучивают частушки, песенки

4 этап – Заключительный:

1.Создание в группе мини-музея «Матрешки».

2.Изготовление альбома «Откуда появилась матрешка»

3.Выставка «Матрешка» - авторская работа выполненная из любого материала.

Чем увлечь ребенка, как не игрушкой? Такой яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира. Знакомя детей с русской народной игрушкой, традициями, обычаями, мы уделяем внимание духовному воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению уровня познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус, умение составлять композиции узоров для украшения сарафана матрешки, для создания игры, подарка, поделки и вообще любого продукта творческой деятельности. Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Цель проекта : зародить интерес у детей к народной игрушке;

Задачи проекта :

• Вызвать желание у детей познакомиться с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная, берестяная и др.)

• Обеспечить запоминание игр с народными игрушками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки)

• Привить уважение к истории России

• Пополнить предметно-развивающую среду

• Совместно с родителями организовать мини-музей народной игрушки

• Формировать и развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.

Вид проекта :

По составу – групповой

По продолжительности краткосрочный (21.03-31.03)

Участники проекта – воспитанники младшего дошкольного возраста, педагоги учреждения, родители.

Этапы реализации проекта :

Предполагаемые итоги реализации проекта :

• Знание разнообразных видов народных игрушек, содержания игр с ними

• Умение организовывать совместную и самостоятельную игровую деятельность с народной игрушкой

• Заинтересованность детей этой темой, проявление их познавательной активности.

• Положительная динамика в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.

Продукт проектной деятельности _ : мини-музей народная игрушка.

• I Этап Подготовительный.

• Подбор и изучение методической литературы по этой теме

• Подбор материала для развития творчества детей.

• Создание условий для участия родителей в образовательном процессе. II Этап Основной.

развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек.»

Сюжетно-ролевая игра «В гости к куклам» Внесение в группу народных игрушек и знакомство их с детьми.

Беседа о народных игрушках. Из чего их делали? Какие разновидности бывают.

Беседа «Игрушки наших бабушек и прабабушек»

Просмотр презентации «Народная игрушка»

Дид. Игра «Разложи матрешек по высоте»

Дид. Игра «Рассели матрешек»

Дид игра «Построим домики для матрешек из геометрических фигур.

Самостоятельные игры в музее «Деревянные чудеса;

Познавательно-исследовательская деятельность «тонут ли деревянные игрушки. Рассказывание русских народных песенок и потешек.

Чтение С Маршака «Матрешка»

«Подарили мне матрешку»-разучивание"

Рассматривание картины А. Бак «Мальчик на лошадке».

Рассматривание альбомов «Дымковская игрушка.

Посещение музея детского сада «Родина моя-Россия!»

Украшение орнаментом бумажных матрешек.

Раскраски «Матрешки»

Слушание русских народных песен-

Раскрашивание заготовок конь-качалка и конь-каталка.

Хоровод «Мы веселые матрешки»

Коллективная работа «Матрешка из пластилина:

Физминутка «Деревянная лошадка»

«Хлопают в ладоши дружные матрешки»

Разучивание русских народных игр. «У дядюшки Якова», «Ручеек», «Гуси-гуси», «Перелет птиц»

III Этап Итоговый.

Мини -музей «Народная игрушка»

Проект «Народная игрушка» для второй младшей группы детского сада

Приложение к проекту «Народная игрушка»

Конспект организованной образовательной деятельности для младшей группы на тему : «Народная игрушка - конек»

Цель: Знакомство со старинной деревянной игрушкой – конек.

Задачи: Знакомить детей с народным творчеством, на примере народной игрушки; Дать детям представление о деревянной народной игрушке – конек; Расширить словарный запас детей (катать, качать, качалка, каталка, из дерева, из бумаги); Продолжать знакомить с устным народным творчеством; Воспитывать желание играть в игрушки прошлого.

Демонстрационный материал: картина Анны Бак «Мальчик на лошадке»; игрушки :конь – качалка, конь-каталка; ватные палочки, гуашь красная, желтая, синяя зеленая; цветные карточки по числу детей в группе (красные, желтые, синие, желтые). Раздаточный материал: картонные лошадки: коньки - качалки, ватные палочки, гуашь красная, желтая, синяя, зеленая.

Организационный момент: (воспитатель показывает игрушку - конек)

Все любят играть, даже мы, взрослые, а вот этой игрушкой из дерева можно и играть, качать и любоваться. Посмотрите на узоры, которыми лошадка украшена. (рассматриваем). Есть у вас дома такие игрушки? Раньше, давным – давно, в такие игрушки играли все дети. А хотите, чтобы у вас были такие игрушки? (ответы детей)

2 часть. Знакомство с деревянной игрушкой. Эти игрушки изготавливают из дерева (воспитатель показывает конька – каталку и конька – качалку). Нужно сначала дерево высушить, а потом вырезали или выпиливали из него, с помощью специальных инструментов, туловище лошадки. (показываю игрушки : рубанок, топор, пила) Иди, Дима, покажи, как пилили пилкой? (ребенок показывает) Покажи, Тимоша, как рубанком доски строгали? (показывает на деревянном кирпичике) А как, Миша, молотком сколачивали игрушку? Когда туловище готово (показываю лошадку, без колес, что нужно было еще сделать? (колеса) (воспитатель присоединяет колеса)

— Еду-еду к бабе, к деду

На лошадке в красной шапке.

По ровной дорожке

В старом лапоточке

По рытвинам, по кочкам,

Все прямо и прямо,

А потом вдруг… в яму!

Бух. (дети повторяют знакомые слова, в потешке, вместе с воспитателем)

А к другой лошадке, нужно было еще сделать качалку.

Что за конь, только тронь.

Со всадником вместе

Ускачет верст за двести.

(воспитатель показывает лошадки)

-У этой лошадки к туловищу что крепится? Колеса

Значит, как с ней будем играть? (катать)

-А у этой лошадки? (качалка)

-Как с ней будем играть? (качать)

Когда лошадки из дерева вырезаны, их раскрашивали специальными красками. Можно, было, играть и с не раскрашенными коньками, ведь краски были не у всех. Качалки были и большие. (показываю картину «Мальчик на лошадке») Может, сейчас, у кого дома есть такие лошадки?

Деревянная лошадка. (Е. Ковина)

Деревянную лошадку…. сгибаем и разгибаем руки в локтях (едем на лошадке)

Папа мне вчера принёс… руки вытянуть вперед (папа дает лошадку)

Я схватил большую шашку…. одеваем воображаемую шапку

Конь меня вперёд понёс…. скачем на лошадке

Поскакал я по долинам…. скачут за воспитателем по кругу

Горы, реки оббежал…. бегом

И в припрыжку по дорогам…. прыжки вперед

И. немножечко устал…. поднять руки вверх и с наклоном вперед, опустить руки вниз

А когда я утром встал…. потянуться на носочках

Даже завтракать не стал…. показывают кушают, мотают головой влево, вправо

Я опять же поскакал…скачут по кругу

По долинам и холмам.

-Чем украшена игрушка?

- Какого цвета краску мастера использовали, чтобы украсить этих лошадок (дети поднимают карточки и называют цвет)

3. Практическая деятельность детей. Рисование узоров. Давайте украсим наших лошадок, они из дерева? (нет из бумаги, картона) Украшать их будем кружочками и точками. Кружочки и точки можно рисовать не только кисточкой, но и ватными палочками. (воспитатель показывает, как работать ватной палочкой).


Экскурсия в музей детского сада Моя Родина-Россия



Мы учимся гордиться нашей страной!

Коллективная работа «Пластилиновая матрешка»


Хороши у нас матрешки

Разукрасим мы матрешек

будут как цветочки


Русские народные игры

«У дядюшки Якова».

Дети идут по кругу и декламируют:

У дядюшки Якова семеро детей.

Семеро, семеро веселых сыновей.

Они и пили, и ели.

Друг на друга все смотрели,

И все делали вот так.

И вот этак, и вот так.

На последние две строчки круг останавливается, и ведущий, а затем и все играющие выполняют различные действия: дудят, барабанят, трубят, звонят в колокольчики, играют на гитаре, на гармошке и т. д. По окончании каждого действия ведущий спрашивает: «Что делали сыновья?» Дети отвечают, и игра продолжается.

Цели: продолжать знакомить детей с традиционными народными детскими играми; содействовать развитию внимания, инициативы, смелости, дисциплины; воспитывать умение действовать в коллективе.

Ход игры.

Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, которому пара не досталась, идет к истоку «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало "ручейка". И, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так "ручеек" движется долго, беспрерывно - чем больше участников, тем веселее игра.

«Перелет птиц»

Цель: развивать реакцию на словесные сигналы. Упражняться в лазание по гимнастической лестнице.

Описание игры: Дети стоят на одном конце зала, они птицы. На другом конце зала вышка (гимнастическая стенка). По сигналу воспитателя: «Птицы улетают!» - птицы летят расправив крылья. По сигналу «Буря!» - птицы летят на вышку – скрываются от бури на деревьях. После слов: «Буря прекратилась», - птицы снова летят.

«Пастух и стадо»

Цель: закрепление умения играть по правилам игры. Упражнять в ползание на четвереньках по залу.

Описание игры: Выбирают пастуха, дают ему рожок и кнут. Дети изображают стадо (коров, телят, овец). Воспитатель произносит слова:

Пастушок: «Ту-ру-ру-ру».

А коровки в лад ему

Дети выполняют под слова действия, затем пастух гонит стадо в поле (на условленную лужайку, все бродят по ней. Через некоторое время пастух щёлкает кнутом, гонит стадо домой.

«У медведя во бору»

Цель: Приучать детей поочерёдно выполнять разные функции (убегать и ловить) .

Описание игры: Определяется берлога медведя (на конце площадке) и дом детей на другой. Дети идут в лес гулять и выполняют движения соответственно стиху, который произносят хором:

У медведя во бору,

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит

Как только дети закончили говорить стихотворение медведь с рычанием встаёт и ловит детей, они бегут домой.

Календарно-тематическое планирование во второй младшей группе детского сада по теме недели «Народная культура и традиции» Март 4 неделя «Народная культура и традиции». Социально-коммуникативное развитие 1. Социализация (о себе, о семье, этикет, общество): игра.

Краткосрочный информационно-творческий проект для детей второй младшей группы детского сада «Мы — маленькие космонавты»

Краткосрочный информационно-творческий проект для детей второй младшей группы детского сада «Мы — маленькие космонавты» Автор проекта: Унагаева Лариса Михайловна, педагог детского сада «Филиппок» Участники: дети второй младшей группы, родители, воспитатели.

Непосредственно образовательная деятельность во второй младшей группе «Русская народная игрушка — матрешка» с применением ИКТ Направления развития и образования (образовательные области): социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие.

НОД во второй младшей группе «Русская народная игрушка матрешка» Цель: Ознакомление детей с русской народной игрушкой – Матрешка. Образовательные области: Коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое.

Проект для второй младшей группы детского сада «Мамин день» Паспорт проекта Тема: «Мамин день» Актуальность: Мать считается хранительницей семьи. И, конечно, же, именно мама играет важную роль в жизни.

Проект «Народная игрушка «Матрёшка»» в первой младшей группе

Проект «Народная игрушка «Матрёшка»» в первой младшей группе Предмет проекта: Матрешка. Вид проекта: творческий, групповой. Участники: дети первой младшей группы, возраст 2-3 года. Продукт детской.

Проект по ПДД для второй младшей группы детского сада: «Малыши на улице» «Малыши на улице» 1. Паспорт проекта: Тема: Знакомство со светофором и основными правилами дорожного движения как средство воспитания понимания.

Проект во второй младшей группе детского сада «Мой детский сад — второй мой дом». проект во второй младшей группе детского сада "Мой детский сад - второй мой дом". 1 этап. Цель проекта: формирование духовно-нравственного.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Народная игрушка Матрёшка» во второй младшей группе Занятие НОД по формированию целостной картины мира по теме: «Народная игрушка – Матрёшка» во второй младшей группе. Цель: продолжать знакомить.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА

«Детский сад № 7 «Солнышко»

143903, Московская обл., г. Балашиха,

ул. Восточная, дом 7

тел : 8 (495) 521-04-01

hello_html_64154f65.jpg

Тип проекта: Групповой, творческий.

По составу участников: Парный, Групповой

По содержанию: Интегративные

По доминирующему виду проектной деятельности: Информационные, , Творческие,

Временные рамки: Краткосрочный с 09 по 20 декабря 2019г.

Автор проекта:

Николаева Виктория Сергеевна, воспитатель ,первая

Тема: Народная игрушка.

Паспорт проекта.

Название проекта: Народная игрушка.

Адресация проекта: дети 3-4 года.

Тип проекта — информационно-творческий, групповой, краткосрочный

Участники — воспитатели, дети 2 младшей группы, родители (законные представители) воспитанников.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие.

Актуальность проекта

Проблема современного поколения – вытеснение традиционных народных игрушек героями и персонажами из мультсериалов иностранного производства. Прилавки магазинов заполнены разнообразными фантастическими, пестрыми, забавными, нелепыми игрушками. Большинство современных родителей отдают предпочтение именно этим игрушкам, забывая знакомить детей с традиционными народными игрушками.

Декоративно-прикладное творчество — это самый актуальный способ восприятия детьми «прекрасного», «красивого», «народного». Народная игрушка – это неисчерпаемый источник мудрой и творческой педагогики. Это средство, с помощью которого мы, взрослые люди, можем донести до детей общественно-исторический опыт нашего народа, рассказать о традициях, обычаях, передаваемых от старшего поколения к младшему. Исследователи детского изобразительного творчества: Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Н.Б. Халезова и др. отмечали, что знакомство детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в них первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств. Через красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции: чувства радости, восхищения, восторга. Формируются первые яркие представления о Родине, о ее культуре. Поэтому существует необходимость приобщать подрастающее поколение к народным игрушкам, как к одному из проявлений народного творчества.

Знакомство с игрушкой в ДОУ

В ДОУ знакомство с народной игрушкой происходит с самого раннего возраста. В предметно развивающей среде группы присутствуют матрёшки, неваляшки, петрушки и т.д. В основном эти игрушки выполняют роль игрушек-забав. Задачи ООП в ДОУ предусматривают приобщение детей к декоративной деятельности, однако, задач по изобразительной деятельности не так много, ввиду возрастных особенностей детей.

Мы сделали предположение, что систематическая работа в данном направлении поможет решить данную проблему. А значит, мы повысим уровень знаний детей о народной игрушке, познакомим с традициями, с фольклором, сказками, песнями русского народа. Обучение лепке и росписи позволит нам добиться изобразительных навыков у детей, пробудит интерес к народному творчеству. Дети научатся узнавать и создавать узор на различных формах.

Мы определили тему проекта – «Народная игрушка» разработали план мероприятий, включив в него три основных блока: Матрёшка, дымковская игрушка, филимоновская игрушка.

Цель проекта : приобщение детей к русской народной культуре, через декоративно-прикладное творчество.

учить видеть красоту в произведениях народного искусства (народных игрушках: дымковских, филимоновских, матрёшке, предметов быта, одежды) ;

формировать интерес к истории, традициям, фольклору русского народа;

познакомить детей с традициями русской культуры через народные сказки, пословицы, поговорки, книжные иллюстрации;

развивать эстетические чувства художественное восприятие, содействовать возникновению положительных эмоций отклика на литературные и музыкальные произведения;

дать представление о гостеприимстве и хлебосольстве русского народа;

знакомить с русскими народными музыкальными инструментами, песнями;

формировать интерес к занятиям изобразительной деятельности;

развивать чувство ритма, цвета, при продуктивной деятельности (лепке, рисовании, аппликации) ;

учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек ( матрешка, барышня, конь )

Содержание проекта:

Цель подготовительного этапа: организация деятельности всех участников проекта для определения дальнейшего его содержания и реализации.

Изучение педагогами методической литературы по данной теме, разработка содержательного плана с указанием деятельности продукта детей.

Создание материально-технического комплекта: подбор литературы для детей: сказки (с красочными иллюстрациями русской народной одежды, предметов быта, инструментов, подбор иллюстраций "узоры", народных игрушек; побор аудио-файлов (народные песни, пляски, звуки музыкальных инструментов) ; подбор электронных видео-ресурсов: зарождения народных промыслов на Руси, дымковские игрушки, технология её изготовления; подбор картотеки дидактических игр по художественно-эстетическому развитию.

мотивация родителей воспитанников к участию в проекте.

выявление уровня интереса и знаний детей о народных игрушках.

наблюдения за детьми в процессе продуктивной деятельности.

Цель основного этапа : организация комплексной работы по реализации задач проекта.

Знакомство с народными промыслами: матрёшкой, с дымковскими, филимоновскими игрушками.

Цель заключительного этапа:

сформировать начальное представление об изготовлении игрушек из различного материала, художественной росписи игрушек, элементах росписи тех или иных игрушек.

называть элементы той или иной росписи, основные цвета; освоили некоторые технические приёмы рисования (концом кисти, ребром ворса, способы рисования различными дополнительными предметами (оттиск, штамповка) ;

уметь составлять узор, при помощи взрослого.

проялять интерес к русской культуре (игрушкам, сказкам, песням)

Читайте также: