Программа игрушки из фетра

Обновлено: 29.04.2024

Цель изучения данной темы: формировать у младших школьников умение работать с фетром, вовлечение их в активную творческую деятельность.

Задачи раздела программы:

- расширить знания детей об уникальных качествах фетра;

- научить основным технологическим приемам изготовления игрушек и изделий из фетра.

Занятия данным видом рукоделия способствуют развитию у обучающихся:

- рефлексии познавательных и творческих процессов.

Фетр (от франц. feutre - войлок) - особенный нетканый материал, изготовленный способом валяния пуха, шерсти и меха. Именно поэтому он не осыпается и очень удобен для рукоделия, особенно – для начинающих мастериц. Конечно, современный фетр бывает не только натуральным, но и синтетическим, особой роли для рукоделия это не играет. Он бывает разной толщины и самых невероятных цветов. Не мнется, не имеет лицевой и изнаночной стороны, у него высокая технологичность – фетр приклеивается, пришивается, легко режется. Изделия из фетра выглядят очень аккуратно. Поэтому фетр используется так широко. Для работы с фетром, собственно, нужно знать два основных шва: шов вперед иголкой и обметочный.

В последние годы изготовление из фетра акссесуаров и игрушек становится трендом прикладного искусства.

Фетр производят из натуральных и искусственных волокон. Он может быть чисто шерстяным, такой фетр стоит не дешево и отличается мягкостью. Фетр представляет собой волокнистый материал, произведенный с применением нагревания, увлажнения, трения и других процессов для сцепления волокон меха, волос или шерсти в нетканую, плотно спутанную ткань.

Фетр, который мы используем в своих изделиях – это жесткий корейский фетр 1мм или 1,2 мм толщиной, 100% экополиэстер. В Корее этот материал очень популярен именно для детских игрушек и детского творчества. Корейский жесткий фетр хорошо держит форму, он практически не растягивается и не рвется, на нем не образуются катышки. Шить игрушки из фетра можно руками, и на швейной машинке. Китайский фетр дешевле корейского, но он неоднородный и колючий. Этот фетр подходит для работы начинающим. Фетр американских и японских производителей мягкий. Он закатывается и ворсится. Полотно легко растягивается, из него можно шить то, что будет радовать глаз.

История и уникальные свойства фетра.

Точное время изобретения фетра неизвестно. Однако ученые установили, что этот материал существовал уже в XVIII в. Остатки фетра были найдены в захоронениях кочевников в горах Алтая и Сибири. Этот материал использовался для шитья и украшения одежды и различных предметов.

В настоящее время существует множество видов фетра: он может быть гладкий и ворсовой, различный по толщине и формату листов. Для нас предлагается широчайшая гамма цветов. Изделия получаются яркими, красочными.

У фетра высокая технологичность – он легко пришивается, приклеивается и режется. При вырезании деталей из фетра, по краю не образуется бахрома. У фетра нет «лица» и изнанки, как на обычной ткани. При раскрое игрушек из ткани приходится делать припуски на швы прибавлять 0,5 -1 см. Увеличивается расход ткани – добавляется работа. С фетром таких проблем не возникает – мы экономим материал, нет необходимости обрабатывать края изделия - поэтому простейшие изделия из фетра способен сделать любой, кто освоил шов «вперед иголку».

  • Шов «вперед иголку», шов - наметка, или сметочный шов - «пунктирный» ряд стежков. На одной стороне ткани стежки чередуются с пропусками. Длина стежков и пропусков должна быть одинаковой.
  • Шов «назад иголку», «за иглу», или строчечный шов – непрерывный ряд стежков с возвратом туда, где окончился первый стежок.
  • Стебельчатый шов - ряд косых стежков, плотно прилегающих друг к другу.
  • Тамбурный шов - это непрерывная цепочка петель, выходящих одна из другой.

Петельный шов - ряд петелек, проложенный вдоль края ткани.

При создании изделий из фетра используются обычные швейные иглы, иглы для работы с бисером, ножницы, нитки, булавки, клеевой термопистолет, различные цвета фетра, бисер, пайетки, пуговицы.

В результате обучения: дети получают знания и умения по технике выполнения основных видов швов, владение приемами изготовления простых и сложных изделий и игрушек из фетра, владение приемами цветовых решений в изготовлении игрушек, расширение кругозора в области биологии, литературы, рисования, черчения.

Влияние игрушки на развитие ребенка
Если игрушка сделана своими руками, то она становится самым близким другом. Мягкая игрушка играет особую роль для дошкольников и младших школьников; она оказывает влияние на их эмоциональное и нравственное развитие. Сначала ребенок наделяет игрушку определенными положительными качествами, потом она «ведет себя» так, как это нужно в данный момент ее хозяину. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях.
Исследованиями было установлено, что фактура материала, из которого сделана кукла или зверюшка, играет значительную роль. Мягкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулирующие ребенка на игру.

Занятия с детьми.

Изготовление игрушек очень увлекает детей, ведь сделать и подарить необычный сувенир, эксклюзив, очень приятно. Сейчас в магазинах можно приобрести фетр разных производителй, термопистолеты, клей, глазки, носики, тесьму, бисер, кружево – все это мы используем в нашей работе или готовые фетровые наборы для творчества. Но нам намного интереснее придумывать свои модели. Вначале дети делают эскиз на бумаге, затем мы обсуждаем с ними из каких материалов и с помощью каких инструментов можно это сконструировать, обговариваем цветовую гамму и приступаем к работе. Иногда стимулом для творчества служат эскизы, придуманные мной, или зарисовки, взятые нами из сети интернет.

Занятия рукоделием с детьми я рекомендую начинать с простых изделий (плоские игрушки - игольницы, магниты, брелоки.) Затем можно переходить к более сложным изделиям, конструкциям.

1.Проектирование и зарисовка эскиза будущего изделия.

2. Подбор подходящего по цвету фетра, необходимых инструментов и материалов.

3. Заготовка выкройки – шаблоны. Готовую выкройку перенести их на ткань - прикрепив с помощью булавок, обвести мелком и вырезать.
4.Приступить к соединению деталей вручную. На основную деталь нашить или наклеить более мелкие детали: глазки, носик, цветы.

5.Затем детали скалывают булавками, изнаночной стороной наружу (если это предусмотрено) и прошивают, оставляя отверстие для наполнителя. Достают булавки. Выворачивают, наполняют, зашивают открытый участок.

Нас очень радует, что при использовании минимального набора инструментов, из фетра можно легко и быстро создать своими руками оригинальное, красочное, стильное украшение или подарок. Поэтому мы очень часто используем для изготовления наших изделий именно фетр.

Попробуйте создать из фетра элегантную и женственную брошь-цветок. А может быть забавную игрушку или брелок. Уверяю, что создав свое первое изделие из фетра, вы влюбитесь в этот волшебный материал и просто не сможете остановиться, обязательно изготовите не одну великолепную игрушку из этого чудесного материала!

Список использованной литературы.

  1. Зайцева А. Войлок и фетр. Эксмо, 2011.
  2. Ивановская Т. Игрушки и аксессуары из фетра. Рипол классик, 2012.
  3. Кнаке Ж. Картины из фетра своими руками. Ниола-Пресс, 2012.
  4. Мичеева Н. Игрушки из войлока. Робинс, 2011.
  5. Соколова О. Этот удивительный фетр. Феникс, 2012.
  6. Хошабова Е. Зверюшки из войлока. Питер, 2013.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Методическая разработка практического занятия № 2 по дисциплине «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» (4 курс) по теме Расчет расхода муки с учетом ее влажности, определение выхода готовых изделий. для специальности 260502 Технология про

Методическая разработка практического занятия № 2 по дисциплине «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» (4 курс) по теме Расчет расхода муки с учетом ее влажности, определени.


Презентация к методической разработке практического занятия № 2 по дисциплине «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» (4 курс) по теме Расчет расхода муки с учетом ее влажности, определение выхода готовых изделий

Презентация к методической разработке практического занятия № 2 по дисциплине «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» (4 курс) по теме Расчет расхода муки с учетом ее в.


Методическая разработка к мастер-классу "Фетр. На что он способен".

Если и можно из чего-нибудь делать самые креативные и необычные поделки, так это из фетра. Фактурный, плотный, не осыпающийся материал предлагает десятки цветовых решений наших идей!Поделки из фетра с.


Презентация по изготовлению изделия из фетра "Снежинка"

Елочное украшение выполняется из фетра вручную обметочным стежком, набивается синтепоном и декорируется пайетками, бусинами и бисером.


Методическая разработка по теме: " Работа с фетром".

Фетр -это красивый и простой в работе материал, создавать изделия из которого одно удовольствие. Фетр очень подходит для детского творчества. Цель разработки: развивать .


Методическая разработка "История возникновения фетра. игрушки из фетра"

Методическая разработка "История возникновения фетра. игрушки из фетра".

Изделия из фетра

На муниципальном уровне каждый год проводятся конкурсы. В рамках подготовки к муниципальному конкурсу "Абилимпикс" наши обучающиеся участвовали в мастер-классе по компетенции "Изделия и.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»

КОПЕЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

заместитель директора по воспитательной работе

___________ 20__ года

____________ 20__ года

Директор МОУ «СОШ № 7»

от _________ 20__ года

Образовательная программа дополнительного образования

творческого объединения «Фетротворчество»

Срок реализации: 1 год

Булаева Полина Анатольевна, педагог дополнительного образования

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Не секрет, что каждый ребёнок изначально творческая личность. Важно только, чтобы его творчество вовремя раскрылось и имело возможность развиваться.

Творчество - это мощный неиссякаемый поток интеллектуального развития и положительных эмоций, наполняющий жизнь радостью, возбуждающий потребность в знании, вводящий человека в сферу вечного поиска.

Фетр – один из самых лучших материалов для увлекательных творческих занятий. Работа с фетром интересна и многогранна. И в какой бы технике не работал мастер, она принесёт ему радость творческого созидания, возможность бесконечного поиска и вдохновения.

Данная программа поможет начинающим успешно овладеть навыками изготовления различных аксессуаров из фетра.

Актуальность программы

В последние годы можно наблюдать следующую особенность – чем больше красивых и нужных вещей продают в магазинах, тем большее количество людей берут в руки различные инструменты и материалы и пытаются создать особые и неповторимые изделия. Таким образом, многие пытаются отойти от того стандарта, который окружает нас.

Рукодельные работы отличаются яркостью цветов, смелыми авторскими решениями, для изготовления применяются разнообразные материалы, виды отделок, технологии. Овладение содержанием данной программы способствует профессиональному становлению учащихся, расширению их кругозора. В этом и заключается актуальность данной программы.

Цели и задачи программы.

Цель – освоение технологий и приемов работы с фетром, развитие творческого потенциала и воображения личности.

Задачи:

Обучающие:

- научить приемам безопасной работы;

- научить основным приемам и навыкам работы:

· правилам работы с выкройками и грамотному прочтению чертежей выкроек, графическим навыкам работы по зарисовке моделей;

· практическим навыкам работы с эскизом, шаблоном, тканью/фетром;

· самостоятельному изготовлению аксессуара и его оформлению;

- научить творчески использовать полученные умения и практические навыки;

- сформировать устойчивый интерес к изготовлению аксессуаров из фетра.

Развивающие:

- развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;

- развивать у детей тонкую моторику рук, глазомер, чувство гармонии;

- содействовать формированию всесторонне развитой личности;

- способствовать ранней профориентации посредством включения в практическую деятельность.

Воспитательные :

- воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество;

- формировать коммуникативные способности

- воспитывать усидчивость, внимательность, умение работать в коллективе;

- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи ;

- воспитать толерантное отношение к окружающим.

Отличительные особенности программы

Фетр – прекрасный материал, который можно использовать для создания совершенно различных изделий: его можно клеить, как бумагу, и шить из него, как из ткани. Он отлично подходит для начинающих рукодельниц.

Программа направлена на самостоятельное изготовление учащимися аксессуаров из фетра, которыми мы пользуемся в повседневной жизни: брелоки, украшения для волос, ёлочные игрушки, чехлы для телефона и т.д. Такие изделия могут остаться как в личном пользовании, так и стать отличным подарком для близких людей. Самодельные изделия не только индивидуальны и оригинальны, но и очень ценны. Ребёнок вкладывает в них частичку себя!

У учащихся в процессе работы в творческом объединении формируются практические трудовые навыки, творческая активность, развивается фантазия, художественный вкус. Занятия не только сочетают различные виды практической деятельности, но способствуют приобщению учащихся к прекрасному миру гармонии и красоты. Яркие и красивые поделки из фетра обязательно понравятся и взрослым, и детям, а самое главное, что сделать их совсем несложно!

Организационно-педагогические основы обучения

Тип программы - дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

Возраст учащихся. Срок реализации данной программы.

Формы и режим занятий.

Программа совмещает в себе две формы реализации: групповую и индивидуальную. Основной формой работы по программе является учебные занятия. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстрированного материала.

Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития обучающихся педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями.

Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у детей.

В конце каждого занятия подводятся итоги деятельности детей. Положительная оценка работы ребёнка является для него важным стимулом.

Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять и завершать оценку.

Подведения итогов усвоения программного материала проходит в форма выставок, открытых занятий, участия в конкурсах.

Методы обучения:

- Репродуктивный (воспроизводящий/повторение способа деятельности по заданию педагога);

- Иллюстративный (метод наглядности, метод словесной наглядности – объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

- Проблемно-поисковый (метод сравнения, исследовательские методы – педагог ставит проблем и вместе с детьми ищет пути её решения);

- Эвристический (метод проектов, модельный метод – проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения);

- Метод восхождения (от простого к сложному).

Планируемые результаты и педагогический контроль.

Для успешной реализации программы предлагается непрерывное и систематическое отслеживание результатов деятельности ребёнка. Проводится мониторинг и его анализ.

Педагогом в течении учебного года проводится следующая диагностика:

· мониторинг результатов обучения ребёнка по дополнительной образовательной программе,


Данная программа ориентирована на духовно-нравственное направление развития личности.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академическому часу. Количество обучающихся в группе от 5 человек, но не более 15, поскольку специфика кружковой деятельности включает в себя строжайшее соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических норм. Срок реализации программы 1 год. Работа в кружке по программе рассчитана на 34 часа.

Содержимое разработки

«Удивительный фетр»

Пояснительная записка

Данная программа ориентирована на духовно-нравственное направление развития личности.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академическому часу. Количество обучающихся в группе от 5 человек, но не более 15, поскольку специфика кружковой деятельности включает в себя строжайшее соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических норм. Срок реализации программы 1 год. Работа в кружке по программе рассчитана на 34 часа.

Актуальность

Актуальность программы в том, что на современном этапе есть необходимость в развитии творчества, фантазии, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа занятия кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.

Школьники коррекционных школ VIII вида имеют значительные нарушения познавательной, эмоционально-волевой сферы. Занятия по программе кружка «Удивительный фетр» позволяют эти недостатки в какой-то мере исправлять. Работа по изготовлению изделий из фетра развивает у детей наглядно-образное и логическое мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев рук, развивается творческий потенциал ребёнка. Расширяется круг знаний, повышается интерес к культуре декоративно-прикладного искусства.

Неотъемлемой частью коррекционно-воспитательного процесса является эстетическое воспитание и развитие творческих способностей детей. Развитие мелкой моторики и координации движений руки - важный момент в работе педагога, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Поэтому необходимо уделять внимание упражнениям, способствующим развитию умелости рук.

Любая поделка требует выполнения трудовых операций в определённой последовательности, а значит, учит детей работать по плану, соблюдая последовательность выполнения работы.

Техника изготовления поделок фетра требует ловких действий, следовательно, способствует развитию мелкой моторики, что в свою очередь благотворно влияет на речевые зоны коры головного мозга. В процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность.

Программа кружка «Удивительный фетр» позволяет развивать творческие способности - процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Цели и задачи

Цель – познакомить детей с историей возникновения игрушки; обучить приемам работы с фетром и аксессуарами; раскрыть потенциальные творческие способности каждого ребенка через творческий поиск; развить художественный вкус, умение анализировать; создать своими руками игрушки.

В связи с поставленной целью задачи выглядят следующим образом:

- научить основам цветоведения;

- научить приемам безопасной работы;

- научить правилам работы с выкройками и грамотному прочтению чертежей выкроек;

- научить практическим навыкам работы с фетром;

- научить творчески использовать полученные умения и практические навыки.

Воспитательно-развивающие:

- развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;

- приобщение к народным традициям;

- воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество;

- воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени.

Задачи данной программы будут выполнены, если ребенок на занятии займет позицию «Я хочу это сделать сам». В задачу руководителя кружка входит не столько помочь ребенку в изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью.

Принципы, лежащие в основе программы:

- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).

- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще.

Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития обучающихся руководитель кружка может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями.

Формы и методы занятий

При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:

воспитывающего характера труда;

научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики и др.)

связи теории с практикой ;

систематичности и последовательности;

учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности;

доступности и посильности;

сознательности и активности;

прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).

В процессе обучения в кружке у детей формируются три основные группы практических умений и навыков:

политехнические: измерительные, вычислительные, графические, технологические;

общетрудовые: организаторские, конструкторские;

специальные: обработка фетра, использование этого материала для создания игрушек.

Формы организации деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная, выставка, экскурсия, творческая мастерская.

Основной вид занятий - практический.

Используются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично поисковый или эвристический, исследовательский.

Педагогические приёмы:

формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);

организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);

стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);

сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе образования;

Ожидаемые результаты обучения

Работа кружка «Удивительный фетр» имеет большое воспитательное значение для развития у воспитанников художественного вкуса, интереса к искусству, традициям, профессиональной ориентации. Вся работа направлена на достижение развития творческой активности обучающихся. В конце года обучающиеся должны:

- выполнять выкройки по схемам;

- выполнять простейшие швы;

- владеть приемами работы с фетром и аксессуарами;

- выполнить несколько игрушек и оформить их самостоятельно;

- уметь работать как самостоятельно, так и в коллективе;

- совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки.

Учебно-тематическое планирование с указанием основных видов деятельности.

Наименование темы

Кол-во часов

Основные виды деятельности

Практическая работа:

1. Основные приемы работы с фетром

Рассказ о работе кружка, плане проведения занятий и их тематике.

История возникновения фетра.

Основы безопасного труда на занятиях. Инструменты и приспособления.

Правила при работе с ножницами, иголками, булавками, клеем.

Основные ручные швы

Способы закрепления нити

Виды швов и их классификация. Ручные швы и их выполнение. Шов «вперед иголкой», «петельный», «стебельчатый», «потайной».

Выполнение швов на фетре.

Закрепление нити несколькими способами.

2. Цветоведение

Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Возможности цвета в композиции.

Выполнение аппликации – цветовой круг из фетра.

3. Простейшие из чудес.

Выбор простейшего изделия для формирования навыка и умений фетрового шитья

(аксессуар для телефона, пенал, игольница)

Разработка выкроек по данным

Разработка технологической карты

Тема: Украшения из фетра (брошь, серьги, колье, заколки, ободки+молнии)

Расчет затрат на изделие

Разработка технологической карты

4. Фетровые игрушки

Беседа о декоративных лоскутных изделиях в быту.

Разработка мозаики костюма клоунов. Выполнение выкроек-лекал, подбор фетра, практическое выполнение модели, оформление

Беседа об объемных игрушках. Краткие сведения о материаловедении. Отличительные особенности объемной игрушки.

Раскрой фетра, пошив и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.


4.Шаблоны, для изготовления простых набивных игрушек из фетра.


Данное пособие предназначено в помощь педагогам дополнительного образования, которые руководят объединениями декоративно – прикладного творчества. В данной разработке собраны сведения об истории возникновения мягкой игрушки из фетра, а также информация об основных приемах изготовления фетровой игрушки.

История возникновения фетровой игрушки.

С древности в нашей стране известен материал, из которого делали теплые валенки - это войлок. В XVII веке появился фетр. В отличие от грубого и жесткого войлока, фетр делался из тонких шелковистых волокон – ворсинок меха и пуха кролика, зайца, бобра. До сих пор по этой технологии делают фетровые шляпы, и по-прежнему сырье обрабатывается химическими веществами для лучшего уваливания. Этот замечательный, легкий, красивый и долговечный материал подарил свое название современному нетканому полотну, получаемому иглопробивным способом.

Фетр – нетканый материал, получаемый путем механического сцепления волокон шерсти, посредством сваливания (т. е. путем увлажнения, нагревания и трения). Именно благодаря такому способу выработки, фетр приобретает свою необычную структуру, не похожую на структуру тканых материалов. Фетр, благодаря своей структуре удобен в работе, по своим свойствам его можно сравнить с бумагой. Его можно резать, и он не будет осыпаться. Его можно клеить, причем на любую сторону — ведь у фетра нет изнанки. Его можно сгибать — он абсолютно пластичен. Более того, он даже превосходит в некотором роде бумагу, ведь его сложно порвать. К тому же, он очень приятен по тактильным ощущениям — теплый, мягкий, ворсистый. По толщине фетр обычно бывает от 1 до 5 мм.

Мягкие игрушки - один из самых популярных видов детских игрушек. Они вызывают особую нежность и привязанность. Мягкие и пушистые, милые и добрые - мягкие игрушки очень нравятся детям и даже многим взрослым. Их дарят на дни рождения, ими украшают комнату, используют в быту как игольницы, брелоки и подвески на сумки. да и просто - их очень любят.

История мягкой игрушки началась в 70-е годы 19 века в Германии. В 1879 году женский журнал «Die Mod Ewe Itt» выходивший в Германии предложил сшить своим читательницам слоненка из фетра по выкройке.

История рассказывает о том, что девушка по имени Маргарет Штайфф в 1879 году сшила из мягкого фетра слоненка. Точно не известно, как он выглядел, затем она стала шить самые разные игрушки из ткани. Эта поделка стала первым шагом Маргарет Штайфф по созданию одной из крупнейших фабрик в мире по изготовлению мягкой игрушки.В последствии многие женские журналы в то время начали печатать выкройки и советы по собственноручному изготовлению мягких игрушек из фетра.

Жительница немецкого города Гинген Маргарет Штайфф, с детства прикованная к инвалидной коляске, сшила несколько забавных игрушек в виде зверей в качестве подарка для своих племянников на Рождество. Игрушки безумно понравились соседям, и вскоре у Маргарет Штайфф уже было много заказов на изготовление игрушек. В своей мастерской она начала вместе с сестрами шить и продавать многочисленные поделки из фетра и плюша.

В 1880 году отец молодой рукодельницы открыл небольшую мастерскую, в которой Маргарет и ее сестры изготавливали мягкие игрушки из фетра и плюша. Постепенно мастерская Маргарет разрослась и превратилась в фабрику мягкой игрушки «Steiff».


2. Основные приемы изготовления игрушки из фетра.

Изготовление игрушек из фетра стало популярным занятием среди рукодельниц. В зависимости от сложности изделий, их могут шить как взрослые, так и дети. В настоящее время в магазинах с материалами для творчества стали продавать различные наборы с уже скроенными деталями игрушек из фетра, а также безопасными пластмассовыми иглами. Обычно в деталях уже сделаны дырочки, поэтому, начиная примерно с четырех-пяти лет, дети могут самостоятельно осваивать искусство шитья игрушек из фетра своими руками. Но для этого надо знать основные приемы изготовления игрушки из фетра.

Красивый. Теплый. Фактурный. Пластичный. Наполненный энергией природы. Войлок или фетр - один из самых древних видов полотен. На протяжении нескольких тысячелетий он согревает, оберегает и даже лечит человека. И многие хозяйки пытаются украсить себя и свои жилища красивыми, уникальными вещами, которые создают настроение и уют. А также каждая хозяйка стремится отойти от привычного стандарта, навязываемого промышленным дизайном.

Важной составляющей воспитательной системы в школе является занятость учащихся в объединениях дополнительного образования. Данная программа – это часть комплексной системы работы школы по формированию у учащихся эстетического воспитания, которое неразрывно связано с нравственным, умственным, трудовым и физическим воспитанием. В этих видах деятельности создаются благоприятные условия для развития способностей у учащихся, склонностей, интересов детей. Овладение учащимися содержанием данной программы не только обогатит их духовно, но и подготовит к конкуренции на рынке труда и профессий. Такая работа стимулирует учащихся к творчеству, развивает чувство прекрасного, облагораживает личность.

Актуальность программы – приобщение обучающихся к полезному виду рукоделия. Шитье и вышивание является не только приятным успокаивающим занятием, но и приносит огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальности, играет немалую экономическую роль в жизни человека.

Фетр снова в моде: бусы, броши, браслеты и заколки для волос, декор для мебели, коврики, диванные подушки, кашпо для цветов, подставки под горячее, рамки для фотографий, модные сумки и предметы одежды от кутюр, – в некоторых древних культурах фетр был главным строительным материалом. Сегодня уже невозможно ограничить использование фетра только для построения монгольских юрт. Фетр прекрасно сочетается с современными жилыми пространствами и является очень модным и стильным материалом, из которого можно вырезать и шить огромное множество разнообразных полезных и красивых вещей.

Ничто не дарит такого чувства удовлетворения как работа, выполненная своими руками. Самая эффективная, действенная и одновременно наиболее результативная форма приобщения учащихся к пониманию высокой духовной значимости, поэтичности и красоты произведений народного искусства – практическое участие самих детей в создании разнообразных изделий. Сопричастность к творческому процессу изготовления художественных изделий. Близких тем в технологии, что создают народные мастера, не только и не столько развивает в учащихся навык работы с материалом, но главное позволяет им ощутить радость от того что они научились делать красивые и полезные вещи, почувствовать себя творцами и художниками. Выполняя различные изделия, сначала самые простые, а затем и сложные, учащиеся овладевают определенными навыками, знакомятся с понятиями композиции, орнамента, цветоведения, узнают основы дизайна и художественного оформления.

Программа «Фетряндия» предназначена для учащихся 3-7 классов общеобразовательной школы. Программа предполагает сочетание теоретических и практических занятий. Количество учащихся при изучении этого курса должно быть 10-15 человек, т.к. руководитель проводит много индивидуальной работы с учащимися.

В зависимости от уровня подготовленности учитель предлагает учащимся при выполнении самостоятельных работ различные по сложности изделия. Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена в домашней обстановке. Серьезное внимание следует уделять соблюдению правил техники безопасности. Более глубокому освоению курса будут способствовать выставки творческих работ учащихся, участие в школьных, районных конкурсах.

Программа рассчитана на 34 часа и включает в себя 12 блоков .

  • Углубление знаний по декоративно-прикладному искусству;
  • Познакомить с историей возникновения изделий из фетра и войлока;
  • Систематизация знаний о различных приемах вышивки;
  • Научить приемам изготовления изделий из фетра;
  • Научить практическому применению знаний и умений;
  • Развитие творческого потенциала и познавательной деятельности учащихся.
  • Образовательные :
  • вырабатывать у учащихся интерес выполнять своими руками изделия, украшающие одежду и свой дом.
  • совершенствовать и развивать познавательную активность, творческое отношение к делу.
  • формировать стремление качественно выполнять изделие.
  • углублять и расширять знания об истории и развитии народных художественных промыслов.
  • Ознакомить учащихся с основами знаний в области композиции, цветоведения.
  • Развивающие :
  • сформировать у учащихся целостное восприятие народного искусства как часть культуры народа;
  • развивать эстетический и художественный вкус, творческие способности учащихся.
  • развивать способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.
  • вырабатывать у учащихся интерес выполнять своими руками изделия, украшающие одежду и свой дом.
  • развивать внимание, память, фантазию, абстрактное и логическое мышление
  • Воспитательные :
  • привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества.
  • воспитание усидчивости, аккуратности, терпения довести начатое дело до конца.
  • воспитать экономичное отношение к используемым материалам, привитие основ культуры труда.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Итогом работы по программе является творческий проект, который наглядно демонстрирует учащимся, какого мастерства они достигли, осваивая разные техники рукоделия, что повышает интерес к предмету и прикладному творчеству в целом. Формируется способность оценивать идеи, исходя из реальных возможностей учащихся, умея выбирать наиболее технологичные, экономичные, отвечающие потребностям семьи, школы. Часть творческих проектов можно использовать для оформления интерьеров кабинетов и рекреаций школы, лучшие работы участвуют в выставке декоративно-прикладного искусства.

В программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями: изобразительное искусство, дизайн, экономика, история, экология. В качестве информационно-методического обеспечения занятий используются учебные пособия по декоративно-прикладному искусству, ремеслам, дизайну; журналы, каталоги, учебно-популярные материалы с использованием возможностей информационных технологий.

Таким образом, достижение цели и решение задач предполагается осуществлять посредством использования метода проектов и его дидактически обоснованного сочетания с традиционными методами, способами и формами обучения. Метод проектов позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации в модели, изделии, услуге, интегрировать знания из разных областей. Применять их на практике, получая при этом новые знания, идеи, создавая материальные ценности.

По окончании курса учащиеся должны знать:

1. Какие материалы, инструменты и приспособления применяются при изготовлении изделий из фетра.

2. Правила техники безопасности.
3. Основные приемы работы.

4. Способы закрепления нитей;
5. Принципы композиции и цветоведения.
6. Историю предлагаемых видов декоративно - прикладного творчества.

Читайте также: