Программа кружка по изготовлению игрушек

Обновлено: 24.09.2022

Игрушка всегда сопутствовала человеку - она является одним из самых давних видов декоративно-прикладного творчества, украшающего наш быт, радующего глаз. Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Игрушка - это один из видов декоративно-прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация. Работа над современной и народной игрушкой помогает ребенку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, знакомит с традициями народного художественного творчества. Игрушка, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребенка. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему. Таким образом, работа над созданием игрушки является творческой деятельностью и отвечает задачам художественного и трудового воспитания, развивает вкус.

Образовательная программа «Мастерим игрушки сами» направлена на обучение детей технологии кройки и шитья народной и современной игрушки, на знакомство с народной культурой и традициями.

Программа предназначена для работы с детьми в системе дополнительного образования. Рассчитана на один год обучения. Рекомендуемый возраст детей - от 7 до 14 лет.

Программа разноуровневая, позволяющая учесть особенности каждого ребенка. Рекомендуемое количество детей в группе -5-6 человек.

Большинство используемых технологий разработаны автором самостоятельно.

Образовательная программа «Мастерим игрушки сами» ориентирована на активное приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству.

Цель программы : создать условия для творческой самореализации ребенка.

Задачи программы :

- формирование у детей навыков ручного труда;

- обучение основам кройки и шитья игрушки;

- расширение знаний об истории игрушки, традициях, творчестве,

- развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала.

-обучение приемам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;

- создание базы для творческого мышления;

- воспитание трудолюбия, аккуратности;

- развитие активности и самостоятельности;

- воспитание культуры общения, умения работать в коллективе.

Организация образовательной среды:

- участие в городских выставках, конкурсах;

- посещение выставок декоративно-прикладного творчества.

Основные методы и формы работы:

- словесный рассказ, беседа;

-наглядная демонстрация образцов, дидактического материала;

- выставки готовых изделий;

- участие в городских и окружных выставках, конкурсах;

- технику безопасности при работе с инструментами;

- исторические сведения о народной игрушке;

- виды ручных швов;

-технику изготовления народных кукол и современной игрушки;

- сведения о сувенирных изделиях.

- выполнять простые ручные швы;

-правильно раскроить материал, используя выкройки и шаблоны;

- работать индивидуально с методическими картами;

- эстетично оформить игрушку;

- ориентироваться на качество изделий;

- изготовить народную или современную игрушку своими

руками из доступных материалов.

- игры дидактические и развивающие;

- одноместные столы (6 шт.);

- стулья (7 шт.);

- доска школьная (1 шт.);

- книжный шкаф (1 шт.);

Материалы, инструменты, приспособления:

-искусственный мех, драп, трикотаж, фетр, хлопчатобумажный материал и др. ;

- синтепон, вата, поролон;

- отделочные материалы: пуговицы, ленты, тесьма, кружево,

нитки, нитки мулине и др. ;

- инструменты: ножницы, иглы, булавки, утюг;

- дополнительные материалы: деревянные палочки, клей.

1. Агапова, И. А. Мягкая игрушка своими руками [Текст] /

И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - М. : Айрис-пресс, 2004. -

2. Андрианова, О. Скульптурный текстиль [Текст] / О. Анд

рианова. - М. : Дизайн Кора, 2005.

3. Бывальцева, М. В. Мягкая игрушка своими руками

[Текст]/ М. В. Бывальцева. - М. : Книги «Искателя», 2004.-

4. Ванханен, НА. Фантазии из колготок [Текст]/

Н. А. Ванханен. - М. : Профиздат, 2003.

5. Горичева, В. С. Куклы [Текст] / В. С. Горичева. - Яро

6. Городкова, Т. В. Мягкие игрушки- мультяшки и зве

рюшки [Текст] / Т. В. Городков* М. И. Нагибина. - Ярославль :

Академия развития, 1998. /

7. Ефимова, А. В. Работа с мягкой игрушкой в начальных

классах [Текст] / А. В. Ефимова. - М. : Просвещение, 1978. -

8. Конышева, Я. М Наш рукотворный мир [Текст]/

Н. М. Конышева. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2003.

9. Лихачева, Т. Г. Моя подружка - мягкая игрушка [Текст] /

Т. Г. Лихачева. - Ярославль : Академия развития, 1999. - 49 с.

10. Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек-

сувениров [Текст] / О. С. Молотобарова. - М. : Просвещение,

11. Нагибина, М. И. Чудеса для детей из ненужных вещей

[Текст] / М. И. Нагибина. - Ярославль : Академия развития,

12. Нагибина, М. И. Чудеса из ткани своими руками [Текст] /

М. И. Нагибина. - Ярославль : Академия развития, 2000.

Учебно – тематический план.

1 Вводное занятие -

Техника безопасности при работе с инструментами.

2,3 Виды ручных швов

4 Народная игрушка

5 Кукла «Куватка»

6 Кукла «Купавка»

7 Кукла «Крестушка»

8 История мягкой игрушки

9,10 Изделие Петушок

11,12 Изделие Кошечка

13,14 Изделие Солнышко

15 Сувенирные изделия

16,17 Изделие Валентинки для любимых

18,19 Изделие Домовёнок

20 Техника выполнения игрушки из перчаток

21 Изделие Осьминожка

22 Изделие Мурзик

23 Изделие Дракоша

24 Изделие Снеговик

игрушки. Игрушки-подушки

26-28 Изделие Хрюша-.

29-31 Изделие Медвежонок

32 Экскурсия в музей кукол.

33 Экскурсии на выставку

34 Итоговое занятие

Мастерим поделки сами-из того, что под руками. Фотоотчет

Мастерим поделки сами-из того, что под руками. Фотоотчет Художественно - эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами.

Проект «Творческое конструирование с элементами аппликации на тему: «Мастерим игрушки своими руками». Московский Актуальность проекта: «Живёт лишь тот, кто творит» В игре ребёнок развивается, умнеет. Но какая же игра без игрушек? Чем больше.

Программа кружка по обучению детей плаванию Пояснительная записка Программа имеет физкультурно-оздоровительную направленность и разработана на основе «Программы обучения детей плаванию.

Программа кружка «Приобщение детей к национальной культуре» Задачи кружка: - Пробуждать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям русского народа;.

Программа кружка «Эрудит» для детей 6–7 лет Программа кружка «Эрудит» для детей 6-7 лет воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ №61 г. Кирова С. Н. Кононова Пояснительная.

Программа кружка «Занимательная математика» для детей 3–4 лет Пояснительная записка В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В.

Рабочая программа кружка «Игралочка» для детей 2–3 лет I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАИгры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного.

Рабочая программа кружка по сенсорике для детей 3–4 лет Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №97 комбинированного вида» г. о. Саранск Принято «УТВЕРЖДАЮ» Решением.

Рабочая программа кружка «Экологическое окно» для детей 4–5 лет Пояснительная записка Данная программа кружка «Экологическое окно» охватывает три основных направления образования, тесно связанных между.

Рабочая программа кружка «Занимательная математика» для детей 5–7 лет Детский ум ненасытен, он постоянно требует пищи. Психологи утверждают, что возможности головного мозга ребёнка используют всего 15-20%.

Программа дополнительного образования детей предусматривает занятия по развитию у детей навыков ручного труда, аккуратности и терпения.

Самые дорогие и близкие ребенку предметы – игрушки. Создание игрушки – это искусство. Первое знакомство ребенка с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Простые мягкие игрушки изготавливаются и шьются руками.

Пошив мягких игрушек - это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, служит целям умственного, нравственного, эстетического воспитания.

Мягкая игрушка – один из видов декоративно-прикладного искусства, в котором сочетаются разные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация.

Работа над игрушкой помогает развивать воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, знакомит с традициями народного художественного творчества.

Данный вид рукоделия – важный компонент трудового обучения детей: занимаясь им, дети приобретают навык шитья, работы с ножницами, клеем, развивают глазомер, объемное мышление, учатся терпению и настойчивости в достижении цели.

Занятия по пошиву игрушек знакомят детей с историей развития игрушки, с народными промыслами, через игрушку приобщают ребят к культуре народа. Содержание курса выстроено в определенной последовательности с нарастанием сложности технологического процесса. Обучаться шитью игрушек по этой программе могут ребята, как младшего, так и среднего школьного возраста..

Направленность программы : художественная

Нормативные документы для разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

2.Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. № 1726-р);

3.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008;

4.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

5.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.

Актуальность образовательной программы обусловлена тем, что изготовление игрушки – это не только игра и развлечение, это способ творческого самовыражения, приобретение жизненных навыков, развитие творческой инициативы, воображения, воспитание художественного вкуса.

Особое внимание уделяется воспитанию культуры труда у обучающихся, а также коллективной организации их труда. При проведении занятий педагогу необходимо хорошо знать и строго выполнять правила безопасности и гигиены труда и требовать неукоснительного выполнения этих правил всеми учащимися.

Вся работа по изготовлению игрушек тесно связана с народным искусством, поэтому обучающиеся знакомятся с историей создания русской народной игрушки, с наиболее известными художественными промыслами, с национальными традициями своего народа и отдельных областей. Беседы о творчестве художников, работающих над созданием игрушек, повышают интерес к изучаемому, творческую активность в создании новых образцов.

Новизна программы заключается в ее практической значимости: она открывает большие возможности профориентационной и трудовой деятельности каждому, участвующему в ее реализации. В наше время технического прогресса построение образовательного процесса не может оставаться на прежнем уровне. Поэтому педагог в своей работе должен использовать новые технологии, методики. При освоении данной программы активно используется метод творческого проекта. Научить всему, вызвать интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно – одна из основных задач педагога. И, как показывает практика, увлечение воспитанниц поначалу лишь непосредственным изготовлением

предлагаемых образцов игрушек постепенно перерастает в стремление самим придумывать и решать образ, а затем воплощать его в материал. В этом и состоит новизна данной программы.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она развивает личностные качества и психические процессы у детей, и основывается на преподавании теоретического материала параллельно с формированием практических навыков у детей. Так, например, в ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Такой труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.

Занятия организуются таким образом, чтобы обучающиеся принимали активное участие в анализе, планировании предстоящей работы, организации рабочего места, проводили необходимые расчеты, пользовались готовыми выкройками, знакомились с различными видами швов, экономно расходовали материал, рационально использовали инструменты, самостоятельно контролировали свои действия.

В ходе реализации программы, обучающиеся одновременно изучают азбуку этикета в общественных местах, учатся правилам поведения в обществе. А с помощью игр и разнообразных викторин усваивают эти знания на практике. Работая над мягкой игрушкой, обучающиеся не только приобщаются к творчеству, но и постигают мир более чувственно, разнообразно. Вкладывая частичку своей души в созданную ими игрушку, учатся любить и отдавать. Общаясь между собой, обмениваясь мнениями, помогая друг другу в работе, обучающиеся учатся взаимному уважению друг к другу и одновременно приобщаются к культуре отношений в обществе.

Цель: создание условий для развития творческого потенциала обучающихся, расширения возможностей для самореализации личности ребенка, получения базовых навыков занятий декоративно-прикладным искусством посредством изготовления игрушки.

- дать основные навыки работы с тканью, мехом и другими материалами;

- освоить основные швы, необходимые для пошива мягких игрушек;

- изучить основные технологии изготовления мягких игрушек;

- обучить рациональному использованию материалов; Развивающие:

- развивать фантазию, воображение, творческое, техническое и художественное мышление, конструкторские способности.

- развивать интерес к прикладному творчеству;

- формировать потребность к творческой активности, потребность трудиться в одиночку в паре, группе, умение распределять трудовые знания между собой;

- формировать практические трудовые навыки в процессе обучения и воспитания привычки точного выполнения правил трудовой культуры;

- расширять и обогащать практический опыт детей, знания о производственной деятельности людей;

- воспитывать уважительное отношение к людям труда и результату их трудовой деятельности;

- воспитывать трудолюбие, вырабатывать терпение, усидчивость, сосредоточенность;

- воспитывать эстетический вкус.

Отличительные особенности программы «Мягкая игрушка» от уже существующих по данному направлению заключаются в том, что она нацелена на возрождение традиций изготовления куклы своими руками, решение вопросов, связанных с развитием творческой фантазии, самостоятельности, развития эстетического вкуса, формированию положительных качеств личности. При изготовление куклы используются современные материалы для построения каркаса (поролон, проволока), которые не используются при изготовлении покупных игрушек.

Сроки реализации программы -1 год.

Программа предусматривает изучение необходимых теоретических сведений по выполнению изделий декоративно – прикладного творчества. Содержание теоретических сведений согласовывается с характером практических работ по каждой теме. На теоретическую часть отводится не более 30% общего объема времени. Остальное время посвящается практической работе. Теория преподносится в форме беседы, сопровождающейся показом приемов работы и ответами на вопросы учащихся.

Практические результаты и темп освоения программы является индивидуальными показателями, так как зависят от уровня творческого потенциала, то есть от природных способностей и первичной подготовки учащегося.

Основные формы и методы организации учебного процесса

Каждое занятие специфично по своей конкретной цели, по логике и по своей структуре. Основные функции методов обучения состоят в том, чтобы обеспечить взаимосвязанную деятельность учителя и учащегося по обеспечению усвоения учебного содержания в соответствии с задачей; способствовать воспитанию и развитию учащихся, активизировать учебно-познавательную деятельность ребенка. Исходя из этого, при выборе определенных методов обучения учитывается особенность контингента детей. Каждое занятие является формой реализации всех функций процесса обучения, организует мотивированную учебно-познавательную деятельность каждого ребенка, качества знаний формируется в системе, Индивидуализация обучения осуществляется через дифференцированный подход путем создания условий для усвоения учебного материала с учетом темпа и дозы индивидуально. В целом работа педагога характеризует особым стилем, манерой работы.

Дополнительная общеобразовательная программа «Мягкая игрушка» художественной направленности. Она направлена на развитие художественных способностей и склонностей к рукоделию, подготовки личности к восприятию мира декоративно-прикладного творчества.

Актуальность

Программа «Мягкая игрушка» заключается в потребности детей изготавливать игрушки самостоятельно. При нынешнем разнообразии фабричных игрушек, у детей возникает желание приобрести себе такую же, но не у каждого ребёнка есть такая возможность. Игрушка, изготовленная самостоятельно, по стоимости выходит намного дешевле, чем игрушка приобретённая в магазине. Кроме того вид игрушек фабричного изготовления не так сильно захватывает ребёнка, как поделки, над которыми он трудился самостоятельно. Игрушка, прошедшая через руки ребёнка, как его собственное произведение, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в свой труд выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему.

Новизна программы заключается в применении новых методик в работе, разработке педагогом выкроек-шаблонов и технологических карт на каждое изделие из данной программы.

Педагогическая целесообразность программы основана на развитии интереса детей к изготовлению мягкой игрушки, потребности в развитии трудовых и практических навыков. У детей развиваются личностные качества, такие как терпение, трудолюбие, усидчивость, самостоятельность, бережливость и аккуратность. Изготавливая мягкую игрушку ребёнок поймёт, что изделие не получится аккуратным и красивым, если не приложить для этого усилия и будет стараться, чтоб его игрушка получилась самая красивая. Ведь лучшая награда для ребёнка за его труды это готовое изделие, которое хочется быстрее показать родным и близким, получить похвалу. Чем аккуратней изделие, тем больше радости и гордости у ребёнка, что он сам это сделал, своими руками.

Цель: Развитие личности ребёнка посредством изготовления мягкой игрушки.

Задачи:

-Научить изготавливать мягкие игрушки, привить трудовые и практические навыки;

-Развить творческую активность и фантазию;

- Воспитать художественный вкус, терпение, трудолюбие, усидчивость самостоятельность,

аккуратность и бережливость.

ВложениеРазмер
vinogradova_t.p._rabochaya_programma_kruzhka_myagkaya_igrushka_vintp_2016-2017.docx 69.59 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная программа «Мягкая игрушка» художественной направленности. Она направлена на развитие художественных способностей и склонностей к рукоделию, подготовки личности к восприятию мира декоративно-прикладного творчества.

Программа «Мягкая игрушка» заключается в потребности детей изготавливать игрушки самостоятельно. При нынешнем разнообразии фабричных игрушек, у детей возникает желание приобрести себе такую же, но не у каждого ребёнка есть такая возможность. Игрушка, изготовленная самостоятельно, по стоимости выходит намного дешевле, чем игрушка приобретённая в магазине. Кроме того вид игрушек фабричного изготовления не так сильно захватывает ребёнка, как поделки, над которыми он трудился самостоятельно. Игрушка, прошедшая через руки ребёнка, как его собственное произведение, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в свой труд выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему.

Новизна программы заключается в применении новых методик в работе, разработке педагогом выкроек-шаблонов и технологических карт на каждое изделие из данной программы.

Педагогическая целесообразность программы основана на развитии интереса детей к изготовлению мягкой игрушки, потребности в развитии трудовых и практических навыков. У детей развиваются личностные качества, такие как терпение, трудолюбие, усидчивость, самостоятельность, бережливость и аккуратность. Изготавливая мягкую игрушку ребёнок поймёт, что изделие не получится аккуратным и красивым, если не приложить для этого усилия и будет стараться, чтоб его игрушка получилась самая красивая. Ведь лучшая награда для ребёнка за его труды это готовое изделие, которое хочется быстрее показать родным и близким, получить похвалу. Чем аккуратней изделие, тем больше радости и гордости у ребёнка, что он сам это сделал, своими руками.

Цель: Развитие личности ребёнка посредством изготовления мягкой игрушки.

-Научить изготавливать мягкие игрушки, привить трудовые и практические навыки;

-Развить творческую активность и фантазию;

- Воспитать художественный вкус, терпение, трудолюбие, усидчивость самостоятельность,

аккуратность и бережливость.

Отличительной особенностью данной программы является построение тематического плана. Темы расположены так, что изделия постепенно усложняются. С каждой новой темой добавляются новые элементы и закрепляется пройденный материал. Изделия подобраны в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и не вызывают затруднений в изготовлении.

Обучение изготовлению мягкой игрушки рассчитано на детей 6-14 лет , потому что это доступная для этого возраста по материалам и технике исполнения работа. Базовый уровень знаний ребёнка до начала освоения программы предполагает умение вдевания нитки в иголку, обведение и вырезание деталей.

Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, (4 часа в неделю).

Количество детей в группе: 10 человек.

Формы организации детей на занятии: групповая, индивидуально- групповая.

Формы проведения занятий: практические занятия, теоретические занятия, рассказ, беседа, игра.

Предполагаемый педагогический результат

- Ребёнок научится изготавливать мягкие игрушки, получит трудовые и практические навыки.

- У ребёнка будет развита творческая активность и фантазия, воспитан эстетический и художественный вкус, терпение, трудолюбие, усидчивость, самостоятельность, аккуратность и бережливость.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Протокол № __от «__» «_________» 2018г. Директор Батанина Н.В.

Дополнительная образовательная программа

«Мягкая игрушка»

Возраст: 7- 12 лет. Романова Елена Парамоновна

Срок реализации: 1 год-144 часа. педагог

Введение. Нормативно-правовая база……………………………………3

1.1 Направленность дополнительной образовательной программы……………………..……. 4

1.2 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность………………………. ………. 4

1.3 Цель и задачи дополнительной образовательной программы………………………. 5

1.4 Отличительные особенности…………………………………………………………. 6

1.5 Возраст детей, участвующих в реализации данной программы……………………. 6

1.7 Формы и режим занятий, методы обучения……………………………. 7

1.9 Формы подведения итогов реализации программы……………………. 8

2. Тематическое планирование……………………………………………. 9

4 Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы…………………………………………………………………….15

5Список использованных источников…………………………………….15

Нормативно-правовая база

Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а так же на организацию их свободного времени.( Федеральный закон №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» ст.75) Программа кружка «Мягкая игрушка» разработана на основе основной образовательной программы начальной школы, требований ФГОС общего образования для начальной школы (Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009г. №373 «Об утверждении введения в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», Закона РФ «Об образовании». Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации N 2885. Примерной программы внеурочной деятельности Григорьев Д. В., Куприянов Б. В. Программы внеурочной деятельности: Художественное творчество. Социальное творчество. Рекомендованная Минобрнауки России и с учетом стандарта начального общего образования. Нормативно-правовой базой образовательной программы являются основные документы: Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012, "Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам ", "Конвенция ООН "О правах ребенка","Концепция развития дополнительного образования детей".«Программа развития учреждения ДО», «Образовательная программа учреждения ДО», «СанПин 2.4.4.3172-14».

Дополнительная общеобразовательная программа творческого объединения «Мягкая игрушка» является модифицированной. Данная программа имеет художественную направленность (декоративно-прикладное направление).

Игрушка всегда сопутствовала человеку - она является одним из самых давних видов декоративно - прикладного творчества, украшающего наш быт, радующего нас. Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания. Лучшие традиции швейной игрушки из ткани живут и развиваются в самодельной игрушке. Большой интерес к изготовлению мягкой игрушки проявляют дети младшего и среднего школьного возраста. На уроках учащиеся получают лишь основные знания. Для наиболее полного изучения, овладения большим количеством информации в данной области и организован наш кружок.

1 Пояснительная записка

1.1 Направленность дополнительной образовательной программы

Данная программа представляет собой разработанный курс художественного направления по изготовлению мягких плоских и объемных игрушек из ткани.

Образовательная программа «Мягкая игрушка» направлена на обучение детей шитью ручными швами, технологии кройки и шитья плоской, полуобъемная и объемной игрушки, на знакомство с народной культурой и традициями. Программа позволяет учесть особенности каждого ребенка.

1.2 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Новизна дополнительной общеобразовательной программы заключается в использовании новых оригинальных технологий изготовления мягких игрушек. Для обучения используется метод проектирования. Обучающиеся учатся разрабатывать мини-проекты, коллективные творческие проекты, индивидуальные творческие проекты.

Актуальность программы. Дополнительная общеобразовательная программа творческого объединения «Мягкая игрушка» актуальна, поскольку является комплексной, вариативной приобщает к традициям своего народа через изготовление самодельной игрушки. Программа «Мягкая игрушка» направлена на развитие творческих способностей ребенка, при этом создает условия для самовыражения через создание своими руками различных изделий, которые в дальнейшем могут украсить дом, стать подарком, игрушкой, возможно - заработком, а значит приносить радость не только себе, но и окружающим. Выполняя какую-либо работу, ребенок добивается результата, радость успеха рождает у него уверенность в своих силах.

Человек, создающий что-то своим трудом, будет ценить и то, что создано другими людьми. Он преодолевает барьер нерешительности, робость перед новыми видами деятельности. У детей воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда.

В основе программы лежит безоценочная концепция, дающая:

-удовлетворение результатами своего труда

-исключение боязни неудачи (любой результат положителен)

-создание обстановки взаимопомощи

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что предлагаемые в программе принципы обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность); формы и методы обучения (групповое и индивидуальное обучение, занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, и т.д.); методы контроля и управления деятельностью детей (тестирование, анализ результатов конкурсов, соревнований и др.);
средства обучения (необходимое оборудование, инструменты и материалы доступные для детей) действенны в развитии творческих способностей детей посещающих кружок «Мягкая игрушка». Программа способствует развитию индивидуальных творческих способностей, эстетического вкуса, позволяет научиться видеть прекрасное в окружающем, ценить наследие народного творчества.

1.3 Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Цель образовательной программы: развитие творческих способностей учащихся во внеурочное время в процессе освоения технологии изготовления мягкой игрушки.

Задачи образовательной программы:

образовательные:

- формировать у детей навык ручного труда, практических приемов и навыков шитья;

- обучать основам кройки и шитья игрушки, обучать работе с иглой;

- Познакомить с историческими сведениями возникновения народной игрушки.

- Научить владеть различными инструментами и приспособлениями при изготовлении мягкой игрушки.

- Научить выполнению ручных швов.

- с основами материаловедения (с видами и свойствами тканей);

- с основами цветоведения (с основными цветами)

- с технологией изготовления мягкой игрушки.

- с техникой безопасности при работе с колющими, режущими инструментами, клеем.

воспитательные:

- воспитывать трудолюбие, аккуратность;

- воспитывать культуры общения, умения работать в коллективе.

- приобщить детей к истокам народного искусства через изготовление мягкой игрушки.

развивающие:

- развивать активность и самостоятельность;

- развивать у детей художественный вкус и творческий потенциал;

- развивать творческие способности, фантазии и воображения, образное мышление, мелкую моторику рук, глазомер.

1.4 Отличительные особенности

В ходе работы на занятиях дополнительного образования создается необычная среда и атмосфера творчества, дружелюбия, поддержки и направленности на успех. Весь процесс учебной деятельности направлен на развитие творческих способностей ребенка, радостных переживаниях познания, реализации себя в выбранной деятельности. Ребенок находится в постоянном контакте и сотрудничестве с самим собой, с другими детьми (единомышленниками) и учителем. У всех единая цель, что способствует наиболее эффективному процессу. Создание благоприятных условий ведет к мотивации познаний, творчеству, профессиональному самоопределению, повышению уровня самооценки ребенка. У школьников в процессе работы в кружке формируются практические трудовые навыки, творческая активность, развивается фантазия. Занятия не только сочетают различные виды практической деятельности, но способствуют приобщению учащихся к прекрасному, многообразному миру народного искусства, к миру гармонии и красоты.

Самодельные игрушки не просто могут украсить интерьер вашего дома, они способствуют развитию самых добрых, теплых чувств. Разнообразная декоративная отделка, отход от привычных способов решения различных задач помогают детям проявить себя с разных сторон, в них порой «просыпаются» «талантища» в области декора. Игрушки, выполненные своими руками, становятся забавными, живыми. И как показывает практика, увлечение ребят поначалу непосредственным изготовлением предлагаемых образцов игрушек постепенно перерастает в стремление придумать свой образ будущей игрушки и воплотить его в материале. Программа дает возможность профессиональной ориентации учащихся, развивает творческий подход.

Программа совмещает в себе две формы реализации: групповую и индивидуальную.

Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основная часть материала отводится практическим занятиям, которые включают в себя изготовление мягких игрушек, выполнение графических зарисовок (костюмов, орнаментов, моделей игрушек и т.п.).

Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития учащихся педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями.

1.5 Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

Кружок посещают дети в возрасте от 7 до 12 лет. Проводятся занятия 2 раза в неделю по 2 часа. Наполняемость группы 12 человек. В группе действует активный метод взаимопомощи «я умею - научу другого», что способствует интересному творческому общению и деловому дружелюбию. Очень хорошо сплачивает коллектив подготовка к праздникам, ярмаркам, выставкам.

1.6 Сроки реализации образовательной программы

Программа рассчитана на 1 учебный год. Всего 144 часа.

1.7 Формы и режим занятий, методы обучения

Приоритет отдается активным методам преподавания:

- практическим: упражнения, практические работы, практикумы;

- наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов и т.д.;

- нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация и т.д.

Основная форма организации кружка мягкая игрушка – занятие, проводимое по дополнительно составленному расписанию с постоянным составом учащихся.

Примерная структура занятия:

Разминка: короткие логические задания, задачи на развитие внимания, и т.п.

Представление мягкой игрушки, анализ образца.

Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, индивидуальная работа с выкройками, подбор необходимого оборудования.

Самостоятельная работа по шитью мягкой игрушки.

Для организации занятий используются следующие методы обучения:

объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, объяснение, наблюдение,

демонстрация иллюстраций, слайдов, репродукций, изделий.)

репродуктивный (выполнение действий на занятиях на уровне подражания,

тренировочные упражнения по образцам, выполнение практических заданий.)

поисковый, частично - поисковый, исследовательский,

практический, проектной деятельности,

проблемный,

эвристический.

изучение развития ребенка (наблюдение за особенностями развития личности ребенка, во время занятий и различных видах деятельности, беседы, анализ творческой деятельности учащегося, работа психолога и т.д.)

Группа состоит в основном из девочек разного возраста, занятия строятся по принципу сотрудничества и сотворчества. При зачислении учащихся в творческое объединение «Мягкая игрушка» особые условия не ставятся. Занятия строятся с учётом скорости усвоения учащихся специальных навыков, умений. При необходимости проводятся дополнительные упражнения для отработки этих навыков.

Формы проверки ожидаемых результатов.

К числу важнейших элементов работы по данной программе относится отслеживание результатов.

1.Фронтальная беседа в форме «вопрос-ответ».

2. Фронтальная беседа с элементами викторины.

3. Контрольные работы на время, устраиваются для проверки навыков шитья, умение подбирать ткани по цвету и фактуре, самостоятельного выполнения простейших изделий.

4. Общие контрольные работы проводятся для проверки аккуратности, внимательности.

5. Организационные просмотры изделий.

6. Мастер-класс «Умеешь сам, научи другого».

7. Защита мини – проекта.

8. Самостоятельная работа – проверка знаний, умений и навыков по разделу программы.

1.8 Ожидаемые результаты

Обучающиеся должны знать:

общие сведения об истории игрушки;

названия и назначения инструментов и приспособлений ручного труда.

технологию выполнения ручных работ для соединения деталей;

правила техники безопасности и личной гигиены при работе;

основные сведения при изготовлении мягкой игрушки:

- основы материаловедения (виды и свойства тканей)

- основы цветоведения (основные цвета, сочетание цветов)

-последовательность выполнения технологического процесса при изготовлении мягкой игрушки.

-правила работы с технологическими картами, схемами, выкройками и т.п.

Обучающиеся должны уметь:

выполнять изделия разной степени сложности по данным лекалам, выкройкам и образцам;

подготавливать материалы для работы;

подбирать ткани и отделку по цвету, рисунку, фактуре;

пользоваться инструментами, приспособлениями, швейным оборудованием;

соединять детали игрушек между собой, выполнять ручное соединение материалов;

экономно расходовать материалы;

эстетично оформлять изделия;

оформлять выставочные материалы;

работать индивидуально и коллективно.

1.9 Формы подведения итогов реализации программы

Формой подведения итогов реализации данной программы являются творческие выставки работ детей, участие в ярмарках, социальных акциях, конкурсы, соревнования среди кружковцев.

2 Тематическое планирование

Образовательная программа кружка включает теоретическую часть и практическую работу:

теоретическая часть - беседы, просмотр видеороликов, презентаций, экскурсии;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кружок по изготовлению мягкой игрушки веду давно, в связи с новым направлением немного перестроились, если раньше больше шили мягкие игрушки, то сейчас еще и моделируем новые, интересно, учусь вместе с детьми.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Моделирование мягкой игрушки"»

Пояснительная записка.

Программа составлена опираясь на опыт народного художника России Петуховой В.И. и Ширшиковой Е.Н. Опыт показывает, что изготовление игрушек увлекает не только девочек, но и мальчиков.

Работа в кружке «Моделирование и конструирование мягкой игрушки»- прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей. Кружок развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Базовые нормативно-правовые документы, учитываемые при разработке программы:

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3.

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).

Общих требований к определению нормативных затрат на оказание госу­дарственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодеж­ной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на ока­зание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государ­ственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министер­ства образования и науки РФ от 22.092015 № 1040).

Методические рекомендации по проектированию дополнительных обще- развивающих программ (включая разно уровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).

О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразова­тельных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).

Примерные требования к программам дополнительного образования де­тей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844).

Об учете результатов вне учебных достижений обучающихся (Приказ Ми­нистерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499).

Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждени­ях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825 - 13 в/07).

Направленность программы – техническая. Моделирование и конструирование способствуют познанию мира и расширению технического кругозора, развивают конструкторские способности. Углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки.

Актуальность программы в том, чтобы приобщить современного ребенка, в то время когда стремительно развивается технический прогресс к народной истории через изготовление самодельной игрушки. Мягкая игрушка один из видов декоративного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация. Увлечение шитьем мягкой игрушки помогает развивать воображение, чувство формы, цвета, трудолюбие, аккуратность и терпеливость.

Новизна программы заключается в новых оригинальных технологиях кроя. В программе прослеживаются межпредметные связи со школьными образовательными областями. Изучая основы материаловедения, обучающиеся пользуются и расширяют знания, полученные ими на уроках технологии. При выполнении схем, эскизов изделий, работе над композицией применяются знания из области рисования и математики. При выполнении практических работ воспитанники, кроме освоения технологических приемов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям. Представляется уникальная возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием. Именно поэтому данная программа предлагает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с художественной обработкой материалов и ставит своей основной задачей сформировать у воспитанников эстетическое отношение к труду. В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей детей.

Педагогическая целесообразность в том, что программа включает в себя два направления: игрушки из бумаги и мягкие игрушки из ткани и меха. Таким образом, работа с бумагой дает возможность детям более плавно перейти к работе с тканью. Кроме того, разнообразие деятельности помогает более эффективно повысить и удержать интерес к учебному материалу.

Цель занятия - способствовать развитию у обучающихся технической творческой активности, художественной инициативы, самостоятельности при создании различных игрушек своими руками.
Задачи:
Обучающие.

1. На занятиях знакомить ребят с разнообразными видами технического творчества и декоративно – прикладного искусства.

2. Знакомить обучающихся с безопасными приемами работы.

3. Формировать основы трудовой культуры, первоначальных знаний и умений.

4. Научить детей работать с искусственным мехом и другими швейными материалами, из которых можно изготовить мягкую игрушку.

5. Научить пользоваться выкройками, переносить выкройки на материал, увеличивать и уменьшать их.

6. Развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

Развивающие.

1. Развивать творческие способности в сочетании с готовностью к исполнительской деятельности.

2. Прививать художественный вкус в оформлении готовых игрушек.

Воспитательные.

1. Воспитывать у детей трудолюбие, бережное и экономичное отношение к материалу, предметам труда.

2. Воспитание эстетического вкуса при подборе сочетания различных цветов и материалов.

3. Правильно подбирать фурнитуру для готовой игрушки.

Здоровьесберегающие.

1. Развивать зрительные восприятия с помощью детального рассмотрения объекта, выделения существенных (несущественных) признаков; сравнения своего изделия с образцом.
2. Развивать внимание (произвольное, непроизвольное), используя смену или сочетаемость разнообразных видов и форм деятельности, наглядный материал, личный интерес.
3. Развивать мелкую моторику кистей рук путем выполнения заданий практического характера, работы с материалами разных фактур.

Принципы построения программы:

- От простого к сложному.

- Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.

- Личностно - ориентированный подход.

- Воспитывающая и развивающая направленность.

- Активность и самостоятельность.

- Учет возрастных и индивидуальных особенностей
Ожидаемые результаты.

Воспитанники будут знать:

• Правила безопасности труда при обращении с иглой и ножницами.

• Первоначальные сведения о тканях и их свойствах.

• Понятие о выкройках, приемах разметки и экономном раскрое ткани.

• Название и назначение различных видов тканей и бумаги.

• Названия ручных инструментов, приспособлений, предусмотренных программой.

• Термины, обозначающие технику изготовления деталей изделий и их назначение.

Воспитанники будут уметь:

• Выполнять швы «вперед иголку», «обметочный».

• Самостоятельно выкраивать и шить простую полу объемную игрушку.

• Самостоятельно ориентироваться в задании, где ребенку предоставляется возможность выбора материалов и способов выполнения задания.

• Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы по образцу и шить простую объемную игрушку.

• Контролировать свои действий в процессе выполнения и по завершении работы.

Адресат программы

Данная образовательная программа предполагает обучение детей 10 – 15 лет.

Все задания соответствуют по сложности детям данного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.

Возрастные особенности детей (краткая характеристика данного возраста):

Программа строится на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей младшего и среднего школьного возраста. Для детей данного возраста занятия техническим и декоративно-прикладным творчеством полезны тем, что они обеспечивают их общее развитие, способствуют получению информации об окружающем мире, формируют потребностно - мотивационную сферу - реализуются разнообразные и разноуровневые потребности ребенка, учитывающие индивидуальные особенности детей. На занятиях школьники сравнивают, находят общие и отличительные черты, выделяют главное, устанавливают причинно – следственные связи, делают выводы, проявляют самостоятельность мышления, высказывают собственную точку зрения. Особенности внимания детей данного возраста обуславливают особо тщательный подход к отбору содержания материала при организации учебной деятельности. Для ребят большое значение имеет информация интересная, увлекательная, которая стимулирует его воображение, заставляет задуматься. Легкая возбудимость, интерес к необычному, яркому, часто становятся причиной непроизвольного переключения внимания. Разнообразие видов работы способно стать весьма результативным средством повышения внимания и важным способом предотвращения общей физической утомляемости.

Срок реализации данной программы.

Данная образовательная программа предполагает обучение детей 10 – 13 лет и рассчитана на 1 года обучения (в год 72 часа). По программе учащиеся занимаются 1 раз в неделю по 2 часа, с 10-минутным перерывом, 1 академический час - 40 мин. Набор и отчисление детей в творческое объединение происходит на основании письменного заявления родителей.

Количество детей в группе – 10 человек

Форма обучения: очная

Формы аттестации: творческие работы, выставки, конкурсы, тестирование.

Читайте также: