Произведение прикладного искусства гжельская и хохломская посуда дымковская и богородская игрушка

Обновлено: 30.04.2024

Цель: понимать значение выражения «произведения прикладного искусства», познакомить с произведениями прикладного искусства, научить выделять основные признаки старинных промыслов Руси.

Оборудование: компьютер, картинки с изображением изделий произведений прикладного искусства, фигурка барышни в стиле дымковской игрушки, учебник, словарь.

ВложениеРазмер
lit_chtenie_ustnoe_nar_tvorchestvo_prikladnoe_iskusstvo.docx 16.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка .

Цель : понимать значение выражения «произведения прикладного искусства», познакомить с произведениями прикладного искусства, научить выделять основные признаки старинных промыслов Руси.

Оборудование : компьютер, картинки с изображением изделий произведений прикладного искусства, фигурка барышни в стиле дымковской игрушки, учебник, словарь.

  1. Организационный момент.
  2. Повторить виды устного народного творчества (песни, потешки, небылицы, сказки, пословицы, поговорки, загадки, заклички), предложить учащимся привести примеры.
  3. Рассказать об основных видах прикладного искусства: Гжель. Дымковская игрушка. Богородская резная игрушка. Хохлома.
  4. Посмотреть презентацию «Прикладное искусство».
  5. Обратить внимание учеников на:
  • историю возникновения промысла,
  • материалы (глина, дерево), из которых изготовлены изделия,
  • основные отличительные характеристики посуды и игрушек,
  • показать красоту росписи изделий (цвета красок).
  1. Физминутка.
  2. Работа с учебником стр.20-21, выразительное чтение, разбор неясный слов, понятий и выражений по словарю (понятие «промысел», «ярмарка», «диковинный»), ответы на вопросы.
  3. Игра «Угадай-ка» - по рисунку назвать вид прикладного искусства, доказать собственное мнение, предложить ученикам оценить правильность ответа, выслушать дополнения учеников.
  4. Индивидуальная помощь в построении фразы и произношении, в угадывании вида промысла по необходимости.
  5. Записать домашнее задание: учебник стр.20-21, выразительное чтение, ответы на вопросы.

Итог урока : уметь различать основные промыслы прикладного искусства, приводить примеры.

  1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Учебник 3 класс в 2 ч.
  2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 3 класс.
  3. Словари по русскому языку.
  4. Интернет ресурс.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Гжельская или хохломская тарелочка в технике пластилиновая роспись"

Презентацию можно использовать для урока трудового обучения.Работа с пластилином.


Интегрированное занятие "ИЗО + Труд" по теме: "Декоративно-прикладное искусство. Твоя посуда"

в этой работе дети ознакомятся в теории и практике с декаративно-прикладным искусством.


Коллекция произведений декоративно-прикладного искусства в ГБОУ "Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи" (заочное путешествие)

Только в музейной коллекции происходит настоящее осмысление, что наряду с живописью, графикой и скульптурой существует полноценный художественный мир декоративно-прикладного искусства. Данная му.


Презентация по литературному чтению 3 класс УМК Л. Ф. Климановой "Произведения декоративно-прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка".

Цель презентации: познакомить учащихся с предметами прикладного искусства, историей возникновения народных промыслов, назначением и использованием предметов в быту, знакомство с Музеем декоратив.


Конспект урока изобразительного искусства.Тема урока: « Выполнение эскиза декоративного фигурного сосуда (сосуд-зверь, сосуд-птица). Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»

Тема урока: « Выполнение эскиза декоративного фигурного сосуда (сосуд-зверь, сосуд-птица).Ознакомление с произведениями народного декоративн.


Произведения прикладного искусства

Произведения прикладного искусства.


Творческий проект «Произведения прикладного искусства: дымковская игрушка»

Меня очень заинтересовал этот вопрос. И я узнал, что действительно, в Дымковской слободе издавна люди занимались лепкой игрушек из глины. Слободе Дымково почти 500 лет. В бывшей слободе Дымково, что н.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ ДПИскусство (лит-ра).pptx

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное бюджетн.

Курс повышения квалификации

Авторская разработка онлайн-курса


Курс повышения квалификации

Музыкально-эстетическое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО


Курс повышения квалификации

Методика повышения техники чтения у младших школьников с ОВЗ


«Творческая работа с детьми (3-10 лет) по теме Зимнее окно»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное бюджетн.

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 518
Выборгского района Санкт-Петербурга
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА: ГЖЕЛЬСКАЯ И ХОХЛОМСКАЯ ПОСУДА, ДЫМКОВСКАЯ И БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА.

Клыковская Альвина
Владимировна
учитель начальных классов

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковс.

Произведения прикладного искусства:
гжельская и хохломская посуда,
дымковская и богородская игрушка.

Декоративно-прикладное искусство Декоративно-прикладное искусство (от лат.-de.

Декоративно-прикладное искусство
Декоративно-прикладное искусство (от лат.-deko –украшаю) – широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями.

Произведения ДПИразличная утварь (посуда) мебель ткани игрушки одежда украшения

Произведения ДПИ
различная утварь (посуда)
мебель
ткани
игрушки
одежда
украшения

Гжельская керамикаГжельскому промыслу недавно исполнилось 670 лет. Гжель-визи.

Гжельская керамика
Гжельскому промыслу недавно исполнилось 670 лет. Гжель-визитная карточка России. Гжель включает около 30 подмосковных сёл и деревень. Ещё в ХVI веке гжельцы возили на московские ярмарки излишки бытовой посуды и глину московским гончарам. Гжельская посуда «лучшая из всех делаемых в России сего рода посуд».

Дымковская игрушкаДымковская игрушка-один из самых старинных промыслов России.

Дымковская игрушка
Дымковская игрушка-один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более 400 лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек.

Богородская игрушкаБогородская игрушка зародилась 350 лет назад под влиянием.

Богородская игрушка
Богородская игрушка зародилась 350 лет назад под влиянием Троице-Сергиева монастыря-центра художественных ремёсел Московской Руси. Богородская игрушка-это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина.

ХохломаХохлома- старинный русский народный промысел, родившейся в XVII веке в.

Хохлома
Хохлома- старинный русский народный промысел, родившейся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зелёным и чёрным тонами по золотистому фону.

Хохлома и современность

Хохлома и современность

Музей декоративно-прикладного искусства в Санкт-Петербурге

Музей декоративно-прикладного искусства в Санкт-Петербурге

Экспозиции музеяМузей принадлежит к числу интереснейших и самобытных явлений.

Экспозиции музея
Музей принадлежит к числу интереснейших и самобытных явлений в России. Один из старейших и интереснейших художественных музеев Петербурга. В собрании музея представлено русское и западноевропейское декоративно-прикладное искусство XVI - нач. XX в.; советское прикладное искусство; промышленный дизайн; коллекции русских изразцовых печей XVIII в.; советских тканей 1920-1940 гг.

Экспозиции музеяВ экспозиции, которая разместилась на 1 этаже здания, можно в.

Экспозиции музея
В экспозиции, которая разместилась на 1 этаже здания, можно видеть художественную мебель, фарфор, керамику, ткани, стекло, костюм XVI-нач.XX в.

Интернет- ресурсhttp://www.bogorodskoe.ru/ http://iamruss.ru/ http://viki.rdf.


Краткое описание документа:

Данная презентация используется в 3 классе на уроке литературного чтения по учебно-методическому комплекту Л. Ф. Климановой. Презентация знакомит учащихся с изделиями ДПИ, созданными народными умельцами и ремесленниками. Разработка включает в себя информационный и иллюстративный материал об изделиях прикладного искусства: гжельской и хохломской посуде, дымковской и богородской игрушке и их назначении. Из презентации учащиеся узнают о музее прикладного искусства. расположенном в родном городе, его выставках и экспозициях.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 917 514 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании»
  • Курс повышения квалификации «Средства педагогического оценивания и мониторинга в работе учителя в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Тайм-менеджмент - персональная эффективность преподавателя»
  • Курс повышения квалификации «Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы»
  • Курс повышения квалификации «Мотивация учебной деятельности в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности»
  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика обучения информатике в начальной школе»
  • Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»
  • Курс повышения квалификации «Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Методы интерактивного обучения»
  • Курс повышения квалификации «Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе»
  • Курс повышения квалификации «Современные тенденции цифровизации образования»
  • Курс повышения квалификации «Формирование и развитие ключевых компетенций школьников в интересах устойчивого развития региона»

Оставьте свой комментарий

  • 28.08.2014 14596
  • RAR 6.5 мбайт
  • 444 скачивания
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Клыковская Альвина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

103 минуты

60 минут

«Инструменты осознанности для преодоления проблем эмоционального выгорания»

90 минут

«Детская агрессивность. Психологическая коррекция агрессивности у дошкольников»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Тема урока: Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

Возраст обучающихся: 3класс

Название предмета: литературное чтение

Авторы: Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.

Вид урока: традиционный

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: познакомить учащихся с изделиями прикладного искусства; учить различать изделия прикладного искусства: гжельскую и хохломскую посуду, дымковскую и богородскую игрушку; учить находить информацию о разных видах прикладного искусства; обогащать словарный запас

Проблемы, решаемые обучающимися: освоить новые знания; получить информацию из разных источников

Предметные: учащиеся научатся различать предметы прикладного искусства; называть отличия гжельской посуды от хохломской, дымковской игрушки от богородской

Регулятивные УУД : понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение

Познавательные УУД : находить информацию о произведениях прикладного искусства в разных источниках

Коммуникативные УУД : уметь работать в группе

Личностные результаты : ценить произведения русских умельцев; проявлять интерес к произведениям прикладного искусства

Оборудование: изделия прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка, проектор, экран, ноутбук, презентация к уроку, дополнительная литература

создание и поддержание эмоционально-положительного настроя на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку; концентрирует внимание учащихся.

- Отбросим в сторону переживания.
Не опуская рук возьмемся за дела,
И на уроке этом мы опять
Все поработаем на пять
.

Настраиваются на работу

Регулятивные:

2. Актуализация знаний: пробудить интерес к получению новой информации; побудить ученика к активной работе на уроке; организовать обмен мнениями.

Включение учащихся в деятельность

Проводит фронтальную беседу.

- Какой раздел литературного чтения мы изучаем? (слайд 2)

- Как вы понимаете слово "устное"?

- Что означает слово "народное"?

- Что означает слово "творчество"?

Демонстрируют свои знания

Участвуют в беседе, используя полученные знания.

- Устное народное творчество.

- Передаваемое из уст в уста (рассказанное).

- Созданное народом (многими людьми), а не одним человеком.

- От слова творить, создавать, придумывать.

Р : ц елостное восприятие учебной ситуации..

П: устанавливать причинно-следственные связи, раскрывать понятия слов "устное", "народное", "творчество".

К: .формировать уважительное отношение к иному мне­нию.

3. Самоопределение к деятельности: в процессе диалога определение темы и целей урока.

Создание проблемной ситуации.

- Рассмотрите изделия на нашей выставке. Можно ли назвать их народным творчеством? Почему?

Предлагает выбрать правильное название для выставки (слайд3)

- Как вы понимаете слова "прикладное искусство"?

Предлагает сформулировать тему урока. (слайд 4)

- К каким видам прикладного искусства относятся изделия нашей выставке?

- Что бы вы хотели узнать на уроке об изделиях прикладного искусства?

Определить тему и задачи урока.

Отвечают на вопросы учителя

Выбирают название, объясняя свой выбор.

Рассказывают, что такое прикладное искусство.

Испытывают затруднения с ответом.

Ставят учебные задачи урока.

Л: проявлять желание узнавать новое.

П: определять тему и задачи урока.

Р : выполнять учебное задание, используя алгоритм.

К: .учитывать разное мнение.

4. Работа по теме: освоение новых знаний; получение информации из разных источников; применение приемов сравнения, анализа, умения делать выводы, делиться полученной информацией.

Организовать деятельность учащихся, направленную на поиск необходимой информации.

- Где можно найти ответы на поставленные Вами вопросы?

Предлагает заслушать одного ученика от каждой группы и составить вопросы по каждому виду прикладного искусства.

Проводит обобщение полученным знаниям.

-Назовите характерные особенности гжельской и хохломской посуды, дымковской и богородской игрушки.

Включится в деятельность, направленную на освоение новых знаний.

-Учебник, справочник, интернет, библиотека.

Называют характерный признаки каждого вида прикладного искусства, о котором шла речь на уроке.

Р : выполнять учебное задание в соответствии с целью.

К: .уметь работать в группе, организовывать взаимодействие, вырабатывать и принимать коллективные решения.

П: уметь извлекать информацию из текста, иллюстраций, пользоваться разными источниками, формулировать главную мысль, совершенствовать устную речь.

5. Рефлексия: обмен мнениями по изученной проблеме самооценка усвоения знаний по теме.

Организовать оценку учеником результата своей деятельности.

Предлагает проанализировать полученную информацию, что понятно, а что требует уточнения.

Оценить результат усвоения знаний.

Анализируют, полученные знания, высказывают результат анализа.

П: уметь анализировать, делать выводы, оценивать самого себя, сознаваться в том, что получается или не получается

К: .готовность слушать собеседника.

6. Итог: подведение итога урока; качественная оценка работы класса.

Подвести итог работы учащихся.

Предлагает вернуться к поставленным учебным задачам

- Все ли вы узнали на этом уроке, что хотели?

- Так что же такое изделие прикладного народного искусства?

- Какой же вывод можно сделать?

Обобщить полученные знания.

Отвечают на вопросы учителя

- Это изделие сделанное руками русских умельцев.

- Любой труд надо уважать, а трудом русских мастеров - гордиться.

Познавательные: уметь высказывать предположения, аргументировать свой ответ.

7. Домашнее задание

Сообщает и поясняет домашнее задание.

Записывают задание в дневник

Это местечко расположено под Москвой. Уже пять веков работают там мастера, которые делают и расписывают неповторимую посуду. Давным-давно нашли в тех местах белоснежную глину, из которой научились вырабатывать керамический материал — фарфор. Издавна говорили гжельцы: «Не землей кормимся, глина — наше золото». На скудных землях тех мест хлеб рос плохо, а глина была высококачественной, и леса кругом в достатке. Леса важны в промысле Гжели как топливо для обжига изделий. Начинали свой промысел гжельцы с кирпичей. Мастерили из них печи, а чтобы были они не только теплыми, но и красивыми, украшали их расписными плитками-изразцами. Такие печи появились даже в царских палатах. А потом из этой же глины стали и посуду делать, и игрушки.

Говорят, не могли иначе расписывать в Гжели изделия. Выйдет, бывало, мастер на рассвете из избы, а кругом леса и долины, покрытые голубым туманом. Все вокруг, кажется, синим: каждая веточка, травинка, цветок и бутон. А зимой снежной, куда ни посмотри, расстилаются снега вокруг Гжели, и только синие дымки над крышами мастерских оживляют картину. Так и появилась сине-белая роспись, глядя на которую, ни с чем не спутаешь работу гжельских мастеров.

Особенностью гжельской росписи является использование трех основных цветов: белого, составляющего фон изделия, синего и голубого, которыми выполняется сам рисунок.

Описание: http://stat8.blog.ru/lr/0a1723b239e045df4b4d48eddf6077d4

Описание: http://i014.radikal.ru/1003/70/1fcbf5be0749.jpg

Дымковская игрушка

Есть в России город под названием Киров, а когда-то давным-давно он носил название Вятка. Вот неподалёку от этой самой Вятки находится село, которое называется Дымково. Это название село получило от того, что над крышами всех его изб почти постоянно вьётся дымок. Дело в том, что основным промыслом жителей Дымково является изготовление глиняных игрушек – кукол, музыкальных инструментов, разных забав. Каждый день создавали мастера свои поделки и высушивали их в печке – чтобы глина быстрее сохла. Вот откуда получило село своё название. Самой известной дымковской игрушкой была женская фигура – «Браня водоноска» и «Девушка в кокошнике». Они носили яркие расписные юбки, украшенные оборками фартуки, жёлтые кофты и малиновые кокошники, на шее были бусы. Наряды их были неповторимы, и мастера своей росписью пытались это передать. Дымковская роспись очень славна тем, что она сказочно красива, а узоры просты, цвета яркие и сочные.

Каждую дымковскую игрушку лепит и расписывает мастер по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему. Дымковская игрушка, близкая по форме изделиям других промыслов, имеет характерные отличия в росписи. Вылепленная из красной глины, она после обжига окрашивалась раньше разведенным на молоке мелом, а сейчас - водно-эмульсионными белилами. По белому фону выполняют роспись красками. Яркие тона красного, желтого, синего, зеленого цветов создают жизнерадостное настроение росписи.

Описание: http://gorod.tomsk.ru/i/u/8897/92327.jpg

Описание: http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/68/501/68501393_002dimka.JPG

Богородская резная игрушка

История богородской игрушки начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом

На самом же деле, народный промысел зародился под влиянием Троице-Сергиева монастыря - одного из крупнейших центров художественных ремесел Московской Руси еще 350 лет назад.

Фигурки этих игрушек выполняют из мягкой древе сины: липы, осины, ольхи. Богородские фигурки не окрашиваются, а сохраняют естественный цвет древесины. Традиционная богородская игрушка - это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц. Символом промысла стали «Мужик и Медведь» в различных сюжетных постановках.

Описание: http://www.sad26.ru/files/sad26/fotos/museum-bogor.jpg

Описание: http://bogorodskaya-igrushka.ru/data/Image/bog2.jpg

Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в округе Нижнего Новгорода и получил свое название от крупного торгового села Хохлома, куда со всех ближайших сел свозили на ярмарку расписную деревянную посуду. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. Эти деревянные изделия, словно излучают солнечный свет, расписанные сочными узорами трав, цветов и лесных ягод.

Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи — красный, чёрный и золотистый. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Урок 9. Произведения прикладного искусства : гжельская и хохломская посуда , дымковская и богородская игрушка

Цели: познакомить учащихся с изделиями прикладного искус­ства; учить различать малые жанры; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению, к на­родному искусству.

Планируемые результаты: учащиеся должны знать музеи на­родного творчества своей местности (города, села, деревни), пред­меты прикладного искусства: гжельскую и хохломскую посуду, дымковскую и богородскую игрушку и их назначение.

Оборудование: диапозитивы, открытки, альбомы, дающие представление об изделиях из дерева, бересты, глины, созданных народными умельцами и ремесленниками; изделия с гжельским узором, хохломской росписью.

Ход урока

I . Организационный момент

II . Проверка домашнего задания

- Сделайте, пожалуйста, выставку изделий, которые вы при­несли.

III . Речевая разминка

- Прочитайте текст. Как бы вы назвали это стихотворение? (Матрешка.)

Платьице в цветочек,

Чуть лишь испугаются,

Все в кружок сбегаются,

Прячутся друг в дружке

Т. Лисенкова

Прочитайте медленно.

— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

IV . Актуализация знаний . Определение темы и целей урока

— Как бы вы назвали нашу выставку?

— Есть ли в ней матрешка? Почему? (Она относится к пред­метам декоративно-прикладного искусства.)

Определите тему и цели урока.

— Сегодня мы поговорим с вами о музее народного творче­ства, о том, что там можно увидеть.

V . Работа по теме урока

1. Беседа

— Ребята, пролистайте с. 14—19. Что вы заметили? (На них изображены игрушки: глиняные, деревянные.)

Как вы думаете, почему они здесь помещены? (Предполо­жения детей.)

— Откройте с. 20-21. Прочитаем тексты. (Читают хорошо читающие дети и учитель.)

2. Беседа после чтения текста «Гжель»

— Что нового вы узнали об этом виде промысла? (Мы узнали, что свое название этот промысел получил от деревни Гжель. Там делают посуду, светильники, вазы и др.)

Что на них изображают художники? (Художники любят изо­бражать диковинные цветы, причудливые узоры, сказочных птиц.)

— Какую краску используют чаще всего? (Чаще всего исполь­зуют белую и синюю краски.)

3. Самостоятельное чтение учениками текста о дымковской игрушке (Понимание прочитанного проверяется выборочным чтением.)

— Где возник этот промысел? (Этот промысел возник в Дым­ковской слободе.)

- Из чего сделаны эти игрушки? (Дымковские игрушки лепят из глины. Их расписывают яркими, веселыми красками.)

- Для чего их делают? (Всадники, дамы, кавалеры, сказочные персонажи и животные, созданные дымковскими мастерами, дарят людям ощущение радости и праздника.)

4. Богородская резная игрушка

- Составьте вопросы по тексту. (Откуда такое название? Что представляют собой эти игрушки?Из чего они сделаны? И т. д.)

5. Чтение и обсуждение текста «Хохлома»

- Что вы знаете о хохломе? Для ответа на этот вопрос вос­пользуйтесь текстом «Хохлома». (В старинном селе Хохлома торговали деревянной красочной посудой.)

- Что на ней нарисовано? (На ней рисовали травы, ягоды, ли­стья, цветы, сказочных рыб и птиц. Эти изделия после особой обработки кажутся золотыми.)

VI . Физкультминутка

Ох, как хочется трудиться!

Все делать охота!

Чтобы трудом насладиться,

Я и бодр, и силен,

Быстро все поделаю.

Свою волю покажу,

Слово для себя сдержу!

VII . Продолжение работы по теме урока

- Расскажите о тех изделиях, которые вы принесли.

- Бывали ли вы когда-нибудь в музее народного творчества? Что вы там видели? (Рассказы детей.)

- Рассмотрите еще раз иллюстрации на с. 14-19 и нашу вы­ставку. Что на них изображено? К каким видам прикладно­го искусства относятся экспонаты выставки? (Это изделия народных промыслов.)

- Для чего их делают?

Такие фигурки делали для украшения жилища, а также как игрушки детям. Они были из бересты, глины, дерева. Люди соби­рались в больших комнатах — мастерских — за длинными столами. Все были заняты делом: вырезали, плели, расписывали. При этом пели песни.

Цель презентации: познакомить учащихся с предметами прикладного искусства, историей возникновения народных промыслов, назначением и использованием предметов в быту, знакомство с Музеем декоративно-прикладного искусства в Санкт-Петербурге.

ВложениеРазмер
dpiskusstvo_lit-ra2.pptx 1013.72 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 518 Выборгского района Санкт-Петербурга ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА: ГЖЕЛЬСКАЯ И ХОХЛОМСКАЯ ПОСУДА, ДЫМКОВСКАЯ И БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА. Клыковская Альвина Владимировна у читель начальных классов 2014 год

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

Декоративно-прикладное искусство Декоративно-прикладное искусство (от лат. - deko – украшаю) – широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями.

Произведения ДПИ р азличная утварь (посуда ) м ебель т кани игрушки о дежда украшения

Гжельская керамика Гжельскому промыслу недавно исполнилось 670 лет. Гжель-визитная карточка России. Гжель включает около 30 подмосковных сёл и деревень. Ещё в Х VI веке гжельцы возили на московские ярмарки излишки бытовой посуды и глину московским гончарам. Гжельская посуда «лучшая из всех делаемых в России сего рода посуд».

Дымковская игрушка Дымковская игрушка-один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более 400 лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек .

Богородская игрушка Богородская игрушка зародилась 350 лет назад под влиянием Троице-Сергиева монастыря-центра художественных ремёсел Московской Руси. Богородская игрушка-это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина.

Хохлома Хохлома- старинный русский народный промысел, родившейся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зелёным и чёрным тонами по золотистому фону.

Хохлома и современность

Музей декоративно-прикладного искусства в Санкт-Петербурге

Экспозиции музея Музей принадлежит к числу интереснейших и самобытных явлений в России. Один из старейших и интереснейших художественных музеев Петербурга. В собрании музея представлено русское и западноевропейское декоративно-прикладное искусство XVI - нач. XX в.; советское прикладное искусство; промышленный дизайн; коллекции русских изразцовых печей XVIII в.; советских тканей 1920-1940 гг.

Экспозиции музея В экспозиции, которая разместилась на 1 э таже здания, можно видеть художественную мебель, фарфор, керамику, ткани, стекло, костюм XVI- нач. XX в.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация-конспект литературного чтения Н.Носов «Живая шляпа"» во 2 классе и ИЗО «Домашние животные» в 3 классе.

Презентация и конспект урока литературного чтения (2 класс) и ИЗО (3 класс) для малокомплектной начальной школы.


Изобразительное искусство 4 класс. Открытый урок по теме: «Декоративно-прикладное творчество» «Лягушонок».

Тема урока «Лягушонок». Вид деятельности - рисование, оригами. Тема урока одна из нескольких в общей системе других уроков по теме «Декоративно-прикладное творчество».Тема оригами одна из сложны.


презентация Урока литературного чтения в 3 классе. Тема: Добро и зло в разных литературных жанрах

УМК: «Планета Знаний»Автор учебника: Э.Э. Кац Тип урока: урок закрепления- обобщения.Педагогические технологии: проблемно- диалогический урок.


литературное чтение Класс: 1 Искусство иллюстрации. Что видит художник. (УМК «Перспективная начальная школа)

Продолжить учить распознавать жанровую принадлежность текста, развивать представление о фольклорном мире.

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка

Цель: понимать значение выражения «произведения прикладного искусства», познакомить с произведениями прикладного искусства, научить выделять основные признаки старинных промыслов Руси.Обор.


Презентация по литературному чтению для 2 класса по теме "Устное народное творчество и прикладное искусство-истоки родной культуры"

В презентации представлены жанры устного народного творчества, а также виды народных промыслов.


Презентации по литературному чтению. Проверочные работы по литературному чтению

Презентации по литературному чтению по УМК "Перспектива" 2 класс"Сравнение художественного и научно- познавательного текстов Н. Рубцов "Про зайца" Заяц (текс.

Читайте также: