Производство игрушек из жести

Обновлено: 21.05.2024

Во второй половине XIX века в крупных городах России вошли в моду реалистичные металлические игрушки – практически модельки поездов, пароходов, паровозов. Делали их сначала, что характерно, немцы: в Петербурге мастерская Дейземана и Шмидта, в Риге - фабрика Фиреке и Лейтке. Игрушки были очень дорогими и дефицитными.

Неожиданно, в 1890 году, на рынке Сергиева Посада стали продаваться металлические игрушки совершенно другого качества – автомобили, аэропланы, трамваи. У немцев появились реальные конкуренты! Это Петр Талаев, крестьянин из деревни переквалифицировал свое производство жестяных каретных фонарей в детскую игрушку!

В 1858 году барский крестьянин Талаев, живший в селе Андреевском, переселился в соседнюю деревню. В Астрецово он перенес большую просторную избу, богатую, рубленую из толстых бревен, с четырьмя окнами по переду со ставнями, украшенную резьбой по карнизу. Дом располагался в центре деревни, у пруда. Прямо в нем Петр Талаев и основал собственное производство, в качестве рабочей силы трудоустроив в «семейную мастерскую» всех своих сыновей.

Сначала изготовляли различные “свистульки”: трубы, рожки, как их тогда называли “валторки” с пищиком. Свистки к ним изготовляли отдельно из дерева, вставляя туда тонкий гибкий язычок из латунной пластинки. Помимо игрушек делали чайницы, сахарницы и прочую утварь. Увидев, что у Талаевых дела идут хорошо, в Астрецово и в соседних деревнях стали появляться конкуренты.

Дела шли настолько хорошо, что через семь лет после основания образовалась фирма “Фабрика металлических механических игрушек П. П. Талаева с сыновьями”. Бланк фирмы 1912 года украшают медали, полученные в 1890 – 1905 годах на различных выставках в Нижнем Новгороде, в Петербурге, в Париже. Среди них золотая медаль, полученная в 1905 году на всемирной выставке в Лионе.

Игрушки стали делать замысловатые – с открывающимися дверьми, с крутящимися деталями и даже с механизмами – заводные. В прейскуранте фирмы перечислены и автомобили, и аэропланы, и трамваи. К этому времени у Талаева работали даже внуки! За жилым домом была построена двухэтажная мастерская с кирпичным низом, где работали мастера не только из Астрецова, но и из окрестных сел и деревень: Яковлево, Елизаветино, Подолино, Воронево и Андреевское.

По тем временам мастерская была прекрасно оборудована. Здесь были маховые ножницы для резки жести, прессы для штамповки деталей, казавшиеся в то время чудом техники. Оловянные колесики к игрушкам отливали в формочках. Были и другие хитроумные приспособления, облегчающие ручной труд - циркули, ножницы, небольших размеров железные наковальни, скребки с острыми и тупыми гранями, железные молотки и деревянные киянки, шпераки (род наковальни), трубочки, пилы, подпилки, зубила, круглогубцы и плоскогубцы, шила, и, наконец, паяльники.

Основными материалами в работе служили английская жесть, олово, свинец, соляная кислота, необходимая при пайке. Расписывали игрушки вручную эмалевыми клеевыми красками, покрывали спиртовым и масляным лаком. Устройство паяльной печи для разогрева паяльников составляло характерную особенность жилища кустарей – игрушечников. Помещалась она обычно перед окнами, вдали от русской печи и сообщалась с нею железными трубами. Паяльная печь горела по 12 – 13 часов в день.

Со временем все разнообразнее становился ассортимент игрушек. Появляется кукольный обиход: посуда, кухни, печки, умывальники, множество технических игрушек: повозки с экипажами, пароходы, лодки, локомобили, мельницы, водокачки, фонтаны, качели, железные дороги с паровозами и вагонами. Все эти игрушки становились яркой иллюстрацией своего времени, отражая то новое, что появлялось в окружающем мире. Игрушки поражают своей реалистичностью. Детали выполняются по всем правилам ремесла, детская игрушка, таким образом, превращается в действующую модель: работает насос, раздвигается лестница, у колесиков есть спицы, у повозок - рессоры…

Всего за 10 лет домашняя мастерская Талаева стала самой крупной и, по сути, единственной фабрикой игрушки Московской губернии.

Во время первой мировой войны в Талаевской мастерской выпускали гранаты, стрелы для метания с аэроплана, за что кустари освобождались от воинской повинности. После революции хозяин даже расширил ассортимент игрушек - среди солдатиков появились красноармейцы, среди кукольного обихода – ванночки, утюжки, керосинки, умывальники – приметы меняющегося быта.

По сути, оборудование мастерской и ее наработки и стали основанием для современной Астрецовской фабрики жестяной и пластмассовой игрушки.


Фото: [ Филипп Терец / Подмосковье Сегодня ]

Путешествуя по карте Дмитровского района, рассматривая различные объекты и выбирая что-нибудь интересное для новых поездок, мы наткнулись на деревню Астрецово. Вроде бы обычная деревня, но ее название почему-то сразу привлекло внимание. Всплыли туманные воспоминания из детства, армии солдатиков и баталии на ковре, жестяной грузовик с надписью «подарки», гоночная машинка… Но причем здесь Астрецово?

Удивительно, но именно в этой небольшой деревушке, расположенной в Дмитровском районе рядом с Яхромой, находилась одна из первых в России фабрик игрушек, ставшая позднее и самой крупной. Основанная во второй половине XIX века, она просуществовала вплоть до последнего десятилетия прошлого столетия. Почти каждый, кто родился в СССР, хотя бы раз видел Астрецовские металлические игрушки - всевозможные грузовики, тракторы, машинки советского автопрома, солдатиков разных эпох, паровозы и вагоны, кораблики, трамваи, ведёрки, лейки, утюги и многое-многое другое. Кто-то даже сам был счастливым обладателем зеленого самосвала с поднимающимся кузовом, и протер не одни штаны, ползая по дому на коленках, управляя таким грузовичком!




Астрецовские игрушки даже спустя многие годы и на фоне современного многообразия выглядят уникальными и интересными. Их хочется рассматривать, держать в руках или даже поставить на книжную полку дома - и дело тут не только в ностальгии по детству. Долгое время каждое изделие собиралось и красилось вручную, в результате представляя собой настоящее произведения искусства. Точность и аккуратность исполнения, внимание к многочисленным деталям, простая, но интересная функциональность впечатляют до сих пор! Но теперь их можно увидеть лишь в Дмитровском музее, в частных коллекциях, да на фотографиях в интернете.


Промысел, который позднее приобрел такие масштабы, в 1858 году основал крестьянин Петр Талаев. Он был хорошим хозяином, имел крепкую семью и достаточно большой дом - просторную рубленую избу с четырьмя окнами на переднем фасаде. Примерно в те же годы он переехал в Астрецово из расположенного неподалеку села Андреевское. Дом тоже был перевезен и собран в новом месте на берегу пруда. В Астрецово Петр Талаев и сделал первую игрушку.



Согласно исследованиям дмитровских краеведов, основатель нового игрушечного промысла раньше занимался изготовлением каретных фонарей в Москве, то есть работать с металлом умел хорошо. Однако в Астрецово и окрестностях спроса на такие фонари почти не было, поэтому какое-то время Петр с сыновьями пребывали в недоумении как применить свои навыки. Но однажды решение нашлось - возникла идея сделать игрушку. Какой именно была первая Астрецовская игрушка - сейчас установить довольно сложно. Может быть эта была карета, запряженная тройкой лошадей, может быть свистульки или рожки. В мастерской также делали разнообразные предметы домашнего обихода: сахарницы, чайницы и т.д. Так или иначе, но спрос на такие изделия превысил все ожидания.


Вскоре в Астрецово и окрестностях появились и другие мастерские по производству жестяных игрушек. Это были семейные производства, кустари работали прямо у себя в избах, а в процессе участвовала вся большая крестьянская семья. Такие мастерские упоминаются в деревнях Яковлево, Елизаветино, Подолино, Воронево и Андреевское. Всего к концу XIX века, согласно земской статистике, вокруг Дмитрова было порядка семидесяти жестяных мастерских, занимающихся, в том числе, и производством игрушек.

Однако самой большой мастерской была самая первая - Петра Талаева. По тем временам она имела все необходимое и даже больше: здесь были маховые ножницы для резки жести, прессы для штамповки деталей, казавшиеся в то время чудом техники. Разнообразные формочки для литья деталей из олова. Были и другие хитроумные приспособления, облегчающие ручной труд. Основными материалами в работе служили английская жесть, олово, свинец, соляная кислота, необходимая при пайке. Расписывали игрушки вручную эмалевыми клеевыми красками, покрывали спиртовым и масляным лаком.



К концу XIX столетия некогда маленькая семейная мастерская становится целым производством, получившим название “Фабрика металлических механических игрушек П. П. Талаева с сыновьями”. Бланк фирмы 1912 года украшают медали, полученные в 1890 – 1905 годах на различных выставках в Нижнем Новгороде, Санкт – Петербурге и Париже. Продукция пользуется большим спросом и ценится в самых разных слоях общества.


В годы Первой мировой войны на фабрике почти перестали делать игрушки и запустили производство ручных гранат - за это работники освобождались от воинской повинности. После революции производство сначала национализировали, а затем закрыли. Так бы оно и кануло в лету, но кто-то обратил на него внимание и решили восстановить. Так открылась новая страница истории Астрецовской фабрики.


В советские довоенные годы на ней делали ведра, черпаки, бидоны, тазы, оборудование для пчеловодства, чайники. С 1923 года решили запустить и производство игрушек, как раньше, но теперь теперь это были солдаты-красноармейцы, разнообразная техника, а также куклы для девочек.

27 ноября 1941 года Астрецово захватили немцы. Ворвавшись в помещения фабрики, они потоптали продукцию, сломали часть оборудования. Впрочем, немцам быстро стало не до этого, а вскоре их совсем выбили из деревни - случился поворот в войне.

После освобождения деревни фабрика вновь заработала. Теперь основной продукцией стали кружки, котелки, аптечки для военной техники и кораблей, спиртовки и другие изделия для фронта.


В послевоенные годы основной продукцией Астрецовской фабрики вновь стали игрушки. Их ассортимент был как никогда велик, а радость детям они дарили по всей огромной стране. Эти игрушки были довольно простыми и даже примитивными по сравнению с дореволюционными, но зато производились массово и почти у каждого ребенка была возможность осуществить мечту. Технологии тоже поменялись - теперь детали клепали (позднее варили электросваркой), а красили механически. Ручной труд постепенно заменялся машинным, что неизбежно вело к некоторой безликости каждого изделия в сравнении с дореволюционным, выполненным полностью вручную. Однако многие коллекционеры с нами не согласятся, ведь Астрецовские игрушки, в том числе времен позднего СССР - ценный объект коллекционирования. Написано и несколько достаточно фундаментальных книг об этом уникальном промысле. Одна из них так и называется: «Астрецовская игрушка». Написал ее Юрий Вячеславович Емельянов.


Источник: Дмитровский музей


Источник: Дмитровский музей

В наши дни, как вы уже могли заметить по фотографиям, фабрика не существует, а ее бывшие здания используются для разных других нужд - в основном сдаются в аренду организациям. Атмосфера этого места ничем не напоминает о столь интересном и уникальном прошлом, о котором потомкам однозначно стоит знать и помнить.

Координаты бывшей Астрецовской фабрики игрушек: 56 ° 18'21"N 37 ° 25'50"E

Игрушечно-паяльный-промысел или производство металлических игрушек-берет свое начало в первой половине 19 века. Основатель крепостной крестьянин Петр Николаевич Талаев. Обучившись в Москве-делать жестяные каретные фонари, вернувшись в родные места, стал делать жестяные игрушки, приобщив к этому своих детей.

По производству игрушек Астрецовский район является вторым районом в губернии вслед за Сергиевым посадом и первым по распространению металлической игрушки. Игрушки были конкурентоспособны с заграничными образцами.

Как и все остальные промыслы, схема распространения примерно такая же, образуются семейные мастерские с наемными рабочими. Промысел разрастался, появлялись семейные мастерские. Большинство кустарей работали прямо в избах.

Со временем все разнообразнее становился ассортимент игрушек. Появляется кукольный обиход: посуда, кухни, печки, умывальники, множество технических игрушек: повозки с экипажами, пароходы, лодки, локомобили, мельницы, водокачки, фонтаны, качели, железные дороги с паровозами и вагонами.

Игрушки были очень правдоподобными. Детали выполняются по всем правилам ремесла. Водоподатель может действительно работать как насос, лестница раздвигается, у колесиков есть спицы, у повозок – рессоры.

Разнообразная жестяная кустарная игрушка просуществовала до первой мировой войны. А во время войны в Талаевской мастерской игрушек делали мало. Выпускали гранаты, за что кустари освобождались от воинской повинности.

Во время революции мастерская вовсе перестала работать, но в годы НЭПа дело немного возродилось. В период гражданской войны делали ручные гранаты, стрелы для метания с аэроплана, учебно-наглядные пособия, принадлежности для пчеловодства, печки “буржуйки”, бытовой инвентарь: ведра, бидоны, чайники, черпаки. А с 1923 года артель перешла к выработке прежней продукции. К старым образцам добавились новые: среди солдатиков появились красноармейцы, среди кукольного обихода – ванночки, утюжки, керосинки, умывальники – приметы меняющегося быта.

В годы Великой Отечественной войны было не до игрушек, делали аптечки для танков и кораблей, спиртовки, кружки, котелки. 27 ноября 1941 года в деревню Астрецово вошли немецкие оккупанты. Всю продукцию, по воспоминаниям старожилов, они помяли, потоптали. После освобождения деревни артель снова заработала.

В настоящее время Астрецовская фабрика не выпускает свою так известную прежде продукцию. Не одно поколение дмитровцев, да и за пределами Дмитровского района, в детстве играли игрушками, сделанными в Астрецове. Теперь только в Дмитровском музее можно познакомиться с коллекцией игрушек, выполненных руками местных мастеров начала XX века.

photo_01
photo_02
photo_03
photo_04
photo_05
photo_06

1. Волкова, Н. Из истории астрецовской игрушки / Надежда Волкова // Северная жемчужина. – 2014. – №2. – С.2-7.

2. Гильдт, В. Игрушечный промысел в Московской губернии / В. Гильдт, С.П. Коргуев, Г. Поварнин, А. Соколов, Н. Бартрам, Ю. А. Вейс, А.Е. Порай-Кошица, А.Н. Доливо – Добровольская // Кустарная промышленность России: разные промыслы. – Спб.: Типо-Литография «Якорь», 1913. – Т.1. – С.225.

3. Соловьев, К.А. Игрушечный промысел / К.А. Соловьев // Промыслы Дмитровского края: краткий краеведческий очерк. – Дмитров, 1924. – С. 233-237.

Люди

Если Вы нашли неточность в тексте или у Вас есть информация, косающаяся данного материала, то Вы можете сообщить нам об этом, используя эту форму.

Из истории Астрецовской игрушки

В центральных городах России в 70 – е годы XIX века возникали особые мастерские по выпуску металлических игрушек: в 1875 году в Санкт – Петербурге мастерская Дейземана, в 1877 Шмидта, в 1881 году в Риге фабрика Фиреке и Лейтке, в том же году в Москве была основана фабрика В. А. Ковыршина. Большой спрос на металлические игрушки способствует появлению новых мастерских.

Но самый крупный и по сути единственный в своем роде промысел кустарной металлической игрушки находился в Дмитровском уезде Московской губернии.

Судя по тому, что в фондах Дмитровского музея в Ольговской коллекции находятся лоточки, формочки, светильники, изготовленные скорее всего кустарным образом местными мастерами, расписанные масляными красками, можно предположить, что задолго до появления Талаевской артели в селениях Ольговской округи занимались изготовлением изделий из жести.

В 1858 году барский крестьянин Петр Талаев, живший в селе Андреевском, переселился в соседнюю деревню Астрецово. Из деревни Микишкино он перенес большую просторную избу. Дом Талаевых интересен как пример жилища богатых Дмитровских крестьян: рубленый из толстых бревен с четырьмя окнами по переду со ставнями, украшенный резьбой по карнизу, он располагался в центре деревни, у пруда. Дом, к сожалению, не сохранился. Он сгорел от удара шаровой молнии еще в 1920 году. Вместе со своими сыновьями Петр Талаев быстро развернул производство игрушки. Прежде П. Талаев занимался изготовлением жестяных каретных фонарей в Москве и поначалу пытался наладить их изготовление здесь же, в Астрецове, но они не пользовались спросом. Тогда он занялся изготовлением металлических игрушек, которые нашли хороший сбыт сначала в Сергиевом Посаде.

Из справочника Шрамченко за 1890 год мы узнали: “При деревне Астрецово заведение жестяных детских игрушек Талаева и Боровкова работников 8, управляются сами владельцы. При деревни Яковлевой заведение жестяных детских игрушек Орлова и Девицина работников 9, управляют сами владельцы”. По всей видимости первоначально изготовляли различные “свистульки”: трубы, рожки, как их тогда называли “валторки” с пищиком. Свистки к ним изготовляли отдельно из дерева, вставляя туда тонкий гибкий язычок из латунной пластинки. Помимо игрушек делали чайницы, сахарницы и прочую утварь.

Еще в конце XIX века образовалась фирма “Фабрика металлических механических игрушек П. П. Талаева с сыновьями”. Бланк фирмы 1912 года украшают медали, полученные в 1890 – 1905 годах на различных выставках в Нижнем Новгороде, в Санкт – Петербурге, в Париже. Среди них золотая медаль, полученная в 1905 году на всемирной выставке в Лионе (?).

В прейскуранте фирмы перечислены различные заводные игрушки: автомобили, аэропланы, трамваи. К этому времени в Астрецове работало уже четвертое поколение Талаевых, сыновья Дмитрия Павловича Алексей и Александр. За жилым домом была построена двухэтажная мастерская с кирпичным низом, где работали мастера. В мастерской работали не только жители Астрецова, но и окрестных сел и деревень: Яковлево, Елизаветино, Подолино, Воронево и Андреевское.

Промысел разрастался, появлялись семейные мастерские. Большинство кустарей работали прямо в избах. Если в 1879 году земские статистики называли 16 мастерских кустарных игрушек, то к 1898 – 1899 годам их уже было 69.

По тем временам мастерская была прекрасно оборудована. Здесь были маховые ножницы для резки жести, прессы для штамповки деталей, казавшиеся в то время чудом техники. Оловянные колесики к игрушкам отливали в формочках. Были и другие хитроумные приспособления, облегчающие ручной труд.
Основными материалами в работе служили английская жесть, олово, свинец, соляная кислота, необходимая при пайке. Расписывали игрушки вручную эмалевыми клеевыми красками, покрывали спиртовым и масляным лаком.

В производстве мастера использовали циркули, ножницы, небольших размеров железные наковальни, скребки с острыми и тупыми гранями, железные молотки и деревянные киянки, шпераки (род наковальни), трубочки, пилы, подпилки, зубила, круглогубцы и плоскогубцы, шила, и, наконец, паяльники.

Устройство паяльной печи для разогрева паяльников составляло характерную особенность жилища кустарей – игрушечников. Помещалась она обычно перед окнами, вдали от русской печи и сообщалась с нею железными трубами. Паяльная печь горела по 12 – 13 часов в день.

Со временем все разнообразнее становился ассортимент игрушек. Появляется кукольный обиход: посуда, кухни, печки, умывальники, множество технических игрушек: повозки с экипажами, пароходы, лодки, локомобили, мельницы, водокачки, фонтаны, качели, железные дороги с паровозами и вагонами.

Все эти разнообразные игрушки становились яркой иллюстрацией своего времени, отражая то новое, что появлялось в окружающем мире. Игрушки поражают своим правдоподобием. Детали выполняются по всем правилам ремесла, игрушка, таким образом, превращается в действующую модель: водоподатель может действительно работать как насос, лестница раздвигается, у колесиков есть спицы, у повозок - рессоры…

Разнообразная жестяная кустарная игрушка просуществовала до первой мировой войны. А во время войны в Талаевской мастерской игрушек делали мало. Выпускали гранаты, за что кустари освобождались от воинской повинности.

Во время революции мастерская вовсе перестала работать, но в годы НЭПа дело немного возродилось. В период гражданской войны делали ручные гранаты, стрелы для метания с аэроплана, учебно – наглядные пособия, принадлежности для пчеловодства, печки “буржуйки”, бытовой инвентарь: ведра, бидоны, чайники, черпаки. А с 1923 года артель перешла к выработке прежней продукции. К старым образцам добавились новые: среди солдатиков появились красноармейцы, среди кукольного обихода – ванночки, утюжки, керосинки, умывальники – приметы меняющегося быта.


В годы Великой Отечественной войны было не до игрушек, делали аптечки для танков и кораблей, спиртовки, кружки, котелки. 27 ноября 1941 года в деревню Астрецово вошли немецкие оккупанты. Всю продукцию, по воспоминаниям старожилов, они помяли, потоптали. После освобождения деревни артель снова заработала.

Со временем осваивались новые технологии: от пайки перешли к клепке, от клейки - к электросварке, от ручной – к механической окраске. Позже на фабрику стала поступать литографированная жесть – такие игрушки не нуждаются в окраске. Изменилась и сама игрушка. Облик ее стал проще, примитивнее.

Но, к большому сожалению, все это в прошлом. В настоящее время Астрецовская фабрика не выпускает свою так известную прежде продукцию. Не одно поколение дмитровцев, да и за пределами Дмитровского района, в детстве играли игрушками, сделанными в Астрецове. Теперь только в Дмитровском музее можно познакомиться с коллекцией игрушек, выполненных руками местных мастеров начала XX века.

Металл – великолепный материал для творчества. Он не простой, как может показаться с первого взгляда. Работа требует определенных навыков и умений. Не обойтись без специальных инструментов и приспособлений. Но, результат, полученный от работы, превзойдет все ожидания. Часто получают великолепные изделия, способные стать украшением интерьера дома, сада или приусадебного участка на даче.

Рассмотрим несколько вариантов поделок из металла, выполняемые своими руками.

Поделки, не требующие особых навыков

Работа с металлом сложна, но мы подобрали несколько вариантов изделий, которые выполняются, с приложением минимума усилий. Но фантазия здесь все-таки понадобится.


Поделки из тонколистового металла

Если приобрести тонкий лист металла, то работают при помощи острых ножниц. Не понадобятся дополнительные приспособления – сделать фигурку можно достаточно легко. Предлагаем изделие в форме совы. Для ее изготовления понадобится преобрести:

  • Лист металла, узкие полосы.
  • Подложка – деревянная прямоугольная доска толщиной не более 0,5 см.
  • Гвоздики, фиксирующие элементы.
  • Острые ножницы.


Последовательность выполнения работы:

  • Необходимо нарисовать детально эскиз.
  • Маркером (желательно взять перманентный) перенести рисунок с эскиза на лист металла по внутренней части.
  • Острыми ножницами вырезать элементы.
  • Взять инструмент, при помощи которого можно выдавить по внутренней стороне металла выпуклости или прочертить бороздки. Подойдет ложка с закругленным концом ручки.
  • Можно взять дополнительные элементы, например, пуговицы или пластиковые детальки. Они послужить глазами птицы, или дополнительными декоративными элементами, украшающими готовые изделия.
  • Когда элементы совы будут вырезаны, следует приступить к объединению в одно готовое изделие.
  • Фиксацию металлических элементов к доске проводят при помощи тонких гвоздиков.


Поделки вместе с ребенком

Если есть полоса тонкого металла, то работать с ней достаточно просто. Поэтому, к таким манипуляциям можно будет привлечь ребенка.


Очень легко сделать из полосового металла улитку. Для этого необходимо отрезать нужную длину ленты. Затем начинать заворачивать ее в спираль.


Тело также делается из листового металла.

Основная трудность в этом случае будет заключаться в фиксации тела и спиралевидного домика. Но и тут на помощь придет смекалка. Если нет возможности зафиксировать жестко, то можно воспользоваться скотчем. Особенно это актуально в том случае, если лист металла достаточно тонкий и не имеет существенного веса.


Может возникнуть вопрос, насколько эстетично будет выглядеть блестящий скотч. Решить эту проблему еще проще – достаточно взять акриловые краски и покрасить улитку вместе со скотчем. Именно слой полимерного покрытия позволит скрыть все неровности и дополнительно используемые материалы.


При невозможности работы с инструментами, следует выбирать поделки, включающие в себя готовые металлические изделия, которые следует объединить между собой.


Сложные изделия, требующие мастерства и дополнительных инструментов

Если есть сварочный аппарат, то выполнить поделку из металла можно любой сложности. Ничто не будет ограничивать фантазию и в том случае, если приобрести ножницы по металлу. Небольшой молот с наковальней делают процесс еще более творческим и разнообразным. В этом случае ничто не ограничивает ни мастерство творящего поделку, ни полет его фантазии. Реализована может быть любая идея, даже используя металлолом.


Плоские оригинальные конструкции

Если есть желание сделать самоделку, которая украсит собой приусадебный участок, фасад дома или забор, можно выполнить плоское изображение любого животного, цветка или другого какого-либо объекта.


В этом случае понадобятся острые режущие инструменты при помощи которых можно будет вырезать нужно изображение. Основная часть работы будет заключаться в создании подходящего эскиза.


После того, как на бумаге или плотном картоне будет создан подходящий по размеру объект, необходимо его перенести на металл.


Затем режущим инструментом вырезать не только контур. Но, желательно внутреннюю перфорацию. Именно внутренние отверстия в плоской скульптуре помогут воссоздать изображение наиболее натуралистично и придать ему некоторую легковесность.


При помощи такого способа можно создать оригинальную табличку номера частного дома. Если не устраивает внешний вид металла, то можно украсить изделие при помощи подходящей по составу краской.


К такой работе в качестве мастер-класса можно привлечь подростка, особенно если у него проявляется желание к прикладной работе.


Объемная скульптура

Если есть листовой металл, можно сделать объёмную скульптуру, украшающую интерьер или садовый участок.

Выполняется конструкция аналогично предыдущему изделию. Разница заключается лишь в том, что здесь нужно вырезать несколько элементов, которые присоединяются под прямым углом.


Основная суть заключается в создании изделия, имеющего определенную толщину. Она может быть различной, в зависимости от желания.


Для объемной статуи нужно сделать две одинаковые заготовки. А потом заготовки торцевой части, которые и будут придавать объемность всей конструкции.


Когда каждый элемент будет вырезан из металла, их необходимо объединить в одно целое. Делается это при помощи сварки. Но нужно будет проявить определенные навыки и умения. Ведь грубо сделанный шов может испортить внешний вид готовой поделки. Правда, если не получилось слишком аккуратно сварить элементы конструкции, их потом можно будет зачистить шлифмашинкой. Правда это займет определенное время и усилия, поэтому лучше сразу делать все более тщательно.


Вариант объемной фигуры

Использование плоских листовых изделий, соединяющихся под прямым углом вставлением в пазы, позволяет создать объемную модель. Толщина паза должна соответствовать толщине метала. Дополнительное крепление осуществляется сваркой в местах соединения для придания жесткости конструкции.


Инструментарий для гибки позволяет уйти от линейности. Изогнутые элементы выглядят натуральней. Конструкция приобретает натуралистичный вид. Окрашиванием достигается разнообразие и формирование стилистического направления.


Фантазии металлических поделок практически не ограничены. Почерпнуть разные вариации можно из представленных ниже фото.

Читайте также: