Промышленное производство игрушек началось в

Обновлено: 15.05.2024

ные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя, воспроизводит те или иные действия. Например, кукла - обобщенный образ человека. Играя с ней, дети выполняют действия, свойственные образу жиз­ни человека: укладывают спать, кормят, купают, катают в коляске, переодевают и др. В детских играх кукла поет песни, танцует, принимает гостей. Таким образом, игруш­ка необходима для того, чтобы ребенок мог выполнять реальные действия.

В игрушке присутствует условность изображения пред­мета, которая также позволяет выполнять с ней разнооб­разные действия (коня на колесиках можно возить за ве­ревочку, на нем можно покатать мишку). И наоборот, на­туралистическая, «приземленная» игрушка не дает про­стор воображению ребенка, тормозит развитие игрово­го замысла, ориентирует на определенный набор действий. По наблюдениям К. Д.Ушинского, «. дети не любят игрушек неподвижных, оконченных, хорошо от­деланных, которых они не могут изменить по своей фан­тазии. » (Ушинский К. Д. Избр. пед. соч. - М., 1954. - Т. 2. - С. 476). Динамика в игрушке обеспечивается конст­рукцией, материалами, подвижностью частей, звучанием. Девочке намного интереснее играть с куклой, которую мож­но посадить за стол, поводить за ручку, искупать в тазике, причесать, переодеть в платье по сезону и т. п.

Игрушка, по образному выражению А. С. Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для разви­тия игровой деятельности. С ее помощью ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления об окружа­ющей жизни, разыгрывает ту или иную роль. Вот девочка взяла куклу - малыша на руки, начала ее качать, говорить ласковые слова, баюкать, т. е. вести себя «как мама», под­ражая ее действиям, отношению к ребенку. Таким образом, игрушка, как справедливо отмечала Е.А. Флерина, «учит ребенка жить и действовать».

Будучи обязательным спутником детства, предметом развлечений, переживаний, забав, игрушка имеет общеоб­разовательное значение, служит цели разностороннего раз­вития ребенка. Широкий круг воспитательных задач решается благодаря разнообразию игрушек по содержанию, видам, материалам, технике исполнения, возрастному на­значению.

Основа развития маленького ребенка - крепкое здоро­вье, жизнерадостность. Любимые детские игрушки (мяч, вожжи, кегли, серсо, обруч и др.) побуждают малышей бе­гать, бросать, метать, прыгать, ловить, т. е. развивают дви­жения, удовлетворяют потребности в двигательной актив­ности, общении. Игрушки с сюрпризом, звучащие, завод­ные вызывают удивление, неожиданную радость, смешат и забавляют, делают жизнь ребенка счастливее. Игрушки для маленького ребенка - своеобразное окно в мир, они расши­ряют его кругозор, пробуждают любознательность. Многие предметы входят в жизнь ребенка через игрушки, изобража­ющие животных, утварь, технику и др. Есть игрушки, с по­мощью которых ребенок решает проблемные задачи, учит­ся самостоятельно мыслить, экспериментировать. Например, как сделать из конструктора тележку, чтобы ее колеса кру­тились, «как настоящие», как собрать башенку?

К. Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка - это своеобразная школа воспитания чувств ребенка. «Дитя искренне привязывается к своим игрушкам, любит их горячо и нежно, и любит в них не красоту их, а те картины воображения, которые само же к ним привязало» (Ушинский К. Д. Избр. пед. соч. - М., 1954. - Т. 2. - С. 477). Новая игрушка не сразу завоевывает сердце ребенка. Все за­висит от тех игр, жизненных ситуаций, в которые малыш включит ее в качестве партнера. Любимые игрушки учат ре­бенка доброте, сопереживанию.

Игрушка наряду с детской книгой - первое произведе­ние искусства, которое входит в жизнь малыша. Хорошо оформленная игрушка будит в нем эстетические пережива­ния, прививает художественный вкус.

Признавая большое значение игрушек для развития де­тей, взрослые культивируют их: создают, мастерят, произ­водят на фабриках, вносят в жизнь ребенка. Игрушки ста­ли частью общечеловеческой культуры.

Возникновение игрушки в человеческом обществе уче­ные связывают с развитием трудовой деятельности перво- Истошт бытного человека. С тех древнейших вре-

«mvmu-н мен известны игрушки в форме орудий

труда, оружия, предметов быта, с помо­щью которых дети осваивали многие жизненно важные дей­ствия, способы деятельности.

Археологические исследования, литературные источни­ки донесли до наших дней сведения об игрушках древнего мира. В Древнем Египте игрушки делали из дерева, ткани. Сохранились фигурки домашних животных, куклы, мячи. Древние мастера пытались «оживить» игрушку, передать в ней характерные движения, присущие реальному предме­ту: игрушка-крокодил с открывающейся пастью, тигр, за­носящий лапу над предполагаемой жертвой, и др. Некото­рые игрушки дают представление о социальной структуре Древнего Египта: телесные наказания раба или работаю­щий раб.

В античные времена в Греции, Риме игрушки считали важным средством воспитания. Сохранились художествен­ные игрушки из слоновой кости, янтаря, терракоты (кук­лы, фигурки животных). Было развито ремесленное произ­водство игрушек, которые стали предметом торговли в раз­ных странах. Для развития силы, ловкости производились мячи, волчки, серсо. По свидетельству греческого филосо­фа Плутарха, среди игрушек тех времен были игрушки с заводными механизмами, что говорит о высоком профес­сионализме мастеров.

На территории Восточной Европы древнейшие игруш­ки, которые найдены археологами, относятся ко II в. до н. э. Это скифские всадники и повозки из глины. При раскопках славянских городищ Среднего Приднепровья были обна­ружены погремушки, глиняные фигурки, относящиеся к VI-VIII вв. н.э.

Образцы древнерусских игрушек (глиняные свистульки, уточки, птички, куколки) найдены в ходе археологических исследований в раскопках Радонежа, Москвы, Коломны.

Об игрушках средневековья можно судить по музейным коллекциям, имеющимся во многих странах мира. Сохрани­лись игрушки, предназначенные для представителей знати и их детей. Много игрушек военного содержания (кони в рост ребенка, доспехи, шлемы, щиты, мечи). Обязательным атри­бутом каждого состоятельного дома была кукла, которой придавалось магическое значение как хранительнице домаш­него очага. От тех времен сохранились кукольные дома с пол­ной обстановкой, выполненной из дорогих материалов, час­то с украшениями из драгоценных металлов, камней. Куколь­ные дома, так же как и заводные игрушки, предназначались для украшения интерьера, увеселения гостей. Такие игрушки мастер обычно делал в единственном экземпляре. Многие их них - настоящие произведения искусства. Неудивительно, что они хранились как фамильные ценности, передавались по на­следству.

Существовали игрушки и для детей бедноты, но они не дошли до наших дней из-за недолговечности материала, из которого их мастерили (солома, кора деревьев, глина).

На Руси игрушки имели серьезное значение. С игрушка­ми передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно.

Смысл народной игрушки - развить, занять, повеселить, порадовать ребенка. Первые игрушки вешали над зыбкой. Это были колокольчики, подвески с шумом, пестрые лос­куты, трещотки. А потом ребенок получал мячи, луки, вол­чки, кубарики, дудки, свистульки, куклы.

В летописях, относящихся к XII в., содержится первое упоминание о игрушечном промысле в Новгороде. Расцвет игрушечных промыслов относится к XVI-XVII вв. В этот период получили развитие народная деревянная и гончар­ная игрушки. Центрами гончарной игрушки стали село Гжель, Дымковская слобода, Каргополь, Тула и др. Круп­ный промысел деревянной резной игрушки сложился в селе Богородское, вотчине Троице-Сергиева монастыря. Первые упоминания о нем относятся к 1663 г. Для детей вырезали фигурки лошадок, птичек, медведей и др/В Сергиевом По­саде, получившем известность как центр игрушечного цар­ства в России, изготовляли токарные деревянные распис­ные игрушки, а также игрушки из папье-маше (кони, ярко расписанные утки, петухи). Отсюда же начала свое шествие по городам и весям России матрешка. Это случилось в 90-е гг. XIX в. Резными деревянными игрушками славилось село Городец (коньки, козлы, быки).

Промышленное производство игрушек началось в не­мецком городе Нюрнберге в XIX в. Здесь в 1880 г. стали применять штамповку при изготовлении игрушек, что дало возможность выпускать массовую дешевую продукцию. Известными центрами производства игрушек стали фран­цузские города Страсбург и Лимож.

Игрушки оказались «чувствительными» к изменениям, происходящим в человеческом обществе. С развитием про­мышленности, средств передвижения, техники в целом ме­няется содержание игрушек, появляются новые виды. Ко­нец XIX - начало XX в. - время развития технических иг­рушек. Появились разнообразные модели транспортных средств (автомобили, поезда и др.). Механизмы движения этих игрушек претерпевают изменения и дополняются по мере развития науки и техники. Очень скоро наряду с меха­ническими устройствами появляются пневматические, маг­нитные, электрифицированные игрушки.

Со времен Ф.Фребеля большое внимание стали уделять строительным материалам для детских игр. Их выпускалось очень много - разнообразных размеров, конструкций. В 1901 г. в Великобритании создали первый металличес­кий конструктор.

^ Для любознательных

Более 50 лет назад датская фирма LEGO выпустила конструк­тор нового поколения. Основу конструктора составили кубики раз­ных размеров и форм с выступающими цилиндрическими кнопка­ми. С самого своего появления датские конструкторы привлекли к себе внимание педагогов и стали широко использоваться в дет­ских садах, начальной школе, коррекционных заведениях. Первые наборы для детского сада были выпущены в 1961 г. Сотрудниче­ство фирмы LEGO с педагогами разных стран (Великобритании, Франции, США, Австрии, Голландии и др) дало возможность вы­пустить специальные образовательные наборы с методическими материалами по их применению. Сегодня в наборе к прочным, соч­но окрашенным кубикам предлагаются человечки, колесики, раз­личные дополнительные специальные детали. Все материалы рас­считаны не на сборку одной, пусть даже очень интересной модели, а на регулярную тематическую проектную работу. Несколько де­сятков элементов позволяют соорудить бесчисленное количество конструкций, к тому же любую из них можно создать различными способами. В мире не осталось стран, где не используются в яс­лях, детских садах, школах LEGO-конструкторы, поэтому сегодня говорят о существовании мирового сообщества LEGO-педагогики. Причем это педагогика, гуманистически направленная: фирма LEGO запрещает вводить элементы и детали антигуманного, ми­литаристского содержания в свои конструкторы.

Войны, прокатившиеся по Европе в XX в., повысили интерес к созданию военной игрушки. Военная техника, раз­ные виды оружия стали производиться в широком ассор­тименте и большом количестве. Военная игрушка, вошед­шая в жизнь детей, особенно мальчиков, стимулировала игры соответствующей тематики, утверждая культ силы, разрушая представления о ценности человеческой жизни.

Развитие электронной промышленности открыло новые горизонты в создании сложной детской игрушки. Появи­лись электронные игрушки (на микропроцессорах) с дис­танционным управлением, с программируемыми эффекта­ми. Так, в Японии родились и быстро завоевали мировой рынок новые, так называемые виртуальные игрушки. С не­бывалой скоростью распространяются различные телеиг­ры, компьютерные игры.

Какой должна быть игрушка, чтобы помочь ребенку развиваться, активно проявлять себя в игре, жить радостной

д Основное требование к игрушкам опре-

треоования к делила н к.Крупская в статье «Об иг- и грушке

1J рушках для дошколят»: игрушка должна

содействовать развитию ребенка на каждой возрастной сту­пеньке дошкольного детства. В подборе игрушек следует исходить из особенностей возраста, поэтому единой пе­дагогически ценной игрушки для детей дошкольного воз­раста нет и быть не может. Малышу нужны свои игрушки, которые помогут ориентироваться в окружающем мире, будут стимулировать его самостоятельную деятельность, направлять ее в определенное русло. А для старших до­школьников необходимы игрушки, которые помогают изу­чать окружающую действительность, стимулируют кол­лективные игры.

Особое требование предъявляется к тематике, содержа­нию игрушки (что она отображает), поскольку от этого во многом зависят характер игры, действия, которые ребенок выполняет, его чувства, переживания. Е. А. Флерина это тре­бование сформулировала так: «Игрушка должна расширять кругозор ребенка, увлекать образами современной действи­тельности» (Флерина Е.А. Игра и игрушка. - М., 1973. - С. 49). Содействовать развитию дошкольника может игруш­ка, наполненная добрым смыслом, побуждающая ребенка к положительным действиям. Игрушки, отображающие орудия насилия, жестокости, оружие, стимулирующие аг­рессивное, разрушительное поведение, травмируют психи­ку дошкольника. Они формируют у детей искаженные пред­ставления об окружающем мире, о нравственности, подры­вают гуманные начала формирующейся личности. Такого рода игрушки недопустимы в дошкольном учреждении. Пе­дагогу следует разъяснять родителям пагубность воздей­ствия на ребенка игрушек милитаристского содержания, а также игрушек - «героев» зарубежных мультфильмов, про­поведующих культ жестокости, насилия.

Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре. Это важное требова­ние, учитывающее такие психофизиологические особенно­сти дошкольника, как потребность в активных действиях, деятельности. Если игрушка такова, что ребенок только созерцает ее, то она не окажет влияния на его развитие. Сле­дует помнить слова Е. А. Флериной: «Чем больше возмож­ностей игрушка предоставляет для различных действий, тем она интереснее для ребенка, тем больше ее воспитательные возможности» (Флерина Е.А. Игра и игрушка. - М., 1973. - С. 20). Поэтому необходима оценка динамичности игрушек при комплектовании их для детей разного возраста. При случайном подборе бывает, что игрушка не соответствует силам или возможностям ребенка, уровню его развития. Иногда приобретенные для дошкольного учреждения иг­рушки распределяются по возрастным группам в одинако­вом ассортименте, что недопустимо. Слишком простые иг­рушки не вызывают интереса у старших дошкольников, они им скучны, а малышей, наоборот, сложные игрушки утом­ляют, побуждают к манипулятивным действиям.

Предъявляются определенные требования к оформле­нию игрушки. Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребенка эмо­циональное отношение, воспитывать художественный вкус. Художественная выразительность обеспечивается гармоничным сочетанием конструкции, формы, цвета. Небезразличен и материал, из которого изготовлена иг­рушка. Исследователями установлено, что мягкие, пуши­стые материалы вызывают положительные эмоции, сти­мулируют ребенка к игре. Игрушки с шершавой и холод­ной поверхностью, как правило, не становятся любимыми.

Оформление игрушки должно быть безопасным для жиз­ни и здоровья ребенка и отвечать ряду гигиенических требо­ваний. В последние годы вопрос об ужесточении гигиеничес­ких требований к детским игрушкам встал особенно остро в связи с появлением новых полимерных материалов, красите­лей, лаков. Экспертизы, которые проводятся в разных стра­нах, показывают, что примитивная, дешевая «штамповка» из пластика, которая заполонила игрушечный рынок, зачастую угрожает здоровью и жизни детей, особенно раннего возрас­та. В связи с этим многие страны требуют от производителей игрушек надежных гарантий качества их продукции, ее иеток- сичности, негорючести и т. п.

Угрозу для здоровья ребенка могут представлять игруш­ки с дефектами, возникшими в процессе их «эксплуатации»: расшатался стул из набора крупной кукольной мебели, на который малыши любят присаживаться сами; отломился бортик металлического самосвала и т. д] Поэтому необхо­дим частый контроль за состоянием игрового материала, который осуществляет воспитатель, своевременный их ре­монт, изъятие из пользования детей игрушек с дефектом, сло­манных. Особое внимание следует обращать на незаделан- ные края металлических и деревянных частей, плохо укреп­ленные мелкие детали игрушек, прочность окраски и т. д.

В дошкольном учреждении игрушки должны быть соот­ветствующим образом размещены, что требует использо­вания определенного игрового оборудования: шкафов, стеллажей, ящиков, сеток для хранения мячей и т.д. Для развертывания самостоятельных игр желательно иметь модули, трансформирующуюся мебель-игрушку, сценичес­кое оборудование, подиумы.

Создание игрушки, полноценно отвечающей современ­ным требованиям, возможно при объединении специалис­тов разного профиля: педагогов, психологов, медиков, ху­дожников, скульпторов, дизайнеров, технологов, инжене­ров и др.

В Москве в 1920 г. был открыт художественно-педаго­гический музей игрушки. В 1931 г. он был переведен в г. За­горск (ныне Сергиев Посад), где вместе с Научно-иссле­довательским институтом игрушки и техникумом игруш­ки (оба открыты в 1932 г.) образовал своеобразный центр отечественной игрушечной промышленности. Этот центр создает образцы новых игрушек, изучает тенденции раз­вития игрушки и т. д.

Возникновение игрушки в человеческом обществе уче­ные связывают с развитием трудовой деятельности первобытного человека. С тех древнейших времен известны игрушки в форме орудий труда, оружия, предметов быта, с помо­щью которых дети осваивали многие жизненно важные дей­ствия, способы деятельности.

Археологические исследования, литературные источни­ки донесли до наших дней сведения об игрушках древнего мира. В Древнем Египте игрушки делали из дерева, ткани. Сохранились фигурки домашних животных, куклы, мячи. Древние мастера пытались «оживить» игрушку, передать в ней характерные движения, присущие реальному предме­ту: игрушка-крокодил с открывающейся пастью, тигр, за­носящий лапу над предполагаемой жертвой, и др. Некото­рые игрушки дают представление о социальной структуре Древнего Египта: телесные наказания раба или работаю­щий раб.

В античные времена в Греции, Риме игрушки считали важным средством воспитания. Сохранились художествен­ные игрушки из слоновой кости, янтаря, терракоты (кук­лы, фигурки животных). Было развито ремесленное произ­водство игрушек, которые стали предметом торговли в разных странах. Для развития силы, ловкости производились мячи, волчки, серсо. По свидетельству греческого филосо­фа Плутарха, среди игрушек тех времен были игрушки с заводными механизмами, что говорит о высоком профес­сионализме мастеров.

На территории Восточной Европы древнейшие игруш­ки, которые найдены археологами, относятся ко II в. до н. э. Это скифские всадники и повозки из глины. При раскопках славянских городищ Среднего Приднепровья были обна­ружены погремушки, глиняные фигурки, относящиеся к VI-VIII вв. н.э.

Образцы древнерусских игрушек (глиняные свистульки, уточки, птички, куколки) найдены в ходе археологических исследований в раскопках Радонежа, Москвы, Коломны.

Об игрушках средневековья можно судить по музейным коллекциям, имеющимся во многих странах мира. Сохрани­лись игрушки, предназначенные для представителей знати и их детей. Много игрушек военного содержания (кони в рост ребенка, доспехи, шлемы, щиты, мечи). Обязательным атри­бутом каждого состоятельного дома была кукла, которой придавалось магическое значение как хранительнице домаш­него очага. От тех времен сохранились кукольные дома с пол­ной обстановкой, выполненной из дорогих материалов, час­то с украшениями из драгоценных металлов, камней. Куколь­ные дома, так же как и заводные игрушки, предназначались для украшения интерьера, увеселения гостей. Такие игрушки мастер обычно делал в единственном экземпляре. Многие их них - настоящие произведения искусства. Неудивительно, что они хранились как фамильные ценности, передавались по на­следству.

Существовали игрушки и для детей бедноты, но они не дошли до наших дней из-за недолговечности материала, из которого их мастерили (солома, кора деревьев, глина).

На Руси игрушки имели серьезное значение. С игрушка­ми передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно.

Смысл народной игрушки - развить, занять, повеселить, порадовать ребенка. Первые игрушки вешали над зыбкой. Это были колокольчики, подвески с шумом, пестрые лос­куты, трещотки. А потом ребенок получал мячи, луки, вол­чки, кубарики, дудки, свистульки, куклы.

В летописях, относящихся к XII в., содержится первое упоминание о игрушечном промысле в Новгороде. Расцвет игрушечных промыслов относится к XVI-XVII вв. В этот период получили развитие народная деревянная и гончар­ная игрушки. Центрами гончарной игрушки стали село Гжель, Дымковская слобода, Каргополь, Тула и др. Круп­ный промысел деревянной резной игрушки сложился в селе Богородское, вотчине Троице-Сергиева монастыря. Первые упоминания о нем относятся к 1663 г. Для детей вырезали фигурки лошадок, птичек, медведей и др/В Сергиевом По­саде, получившем известность как центр игрушечного цар­ства в России, изготовляли токарные деревянные распис­ные игрушки, а также игрушки из папье-маше (кони, ярко расписанные утки, петухи). Отсюда же начала свое шествие по городам и весям России матрешка. Это случилось в 90-е гг. XIX в. Резными деревянными игрушками славилось село Городец (коньки, козлы, быки).

Промышленное производство игрушек началось в не­мецком городе Нюрнберге в XIX в. Здесь в 1880 г. стали применять штамповку при изготовлении игрушек, что дало возможность выпускать массовую дешевую продукцию. Известными центрами производства игрушек стали фран­цузские города Страсбург и Лимож.

Игрушки оказались «чувствительными» к изменениям, происходящим в человеческом обществе. С развитием про­мышленности, средств передвижения, техники в целом ме­няется содержание игрушек, появляются новые виды. Ко­нец XIX - начало XX в. - время развития технических иг­рушек. Появились разнообразные модели транспортных средств (автомобили, поезда и др.). Механизмы движения этих игрушек претерпевают изменения и дополняются по мере развития науки и техники. Очень скоро наряду с меха­ническими устройствами появляются пневматические, маг­нитные, электрифицированные игрушки.

Со времен Ф. Фребеля большое внимание стали уделять строительным материалам для детских игр. Их выпускалось очень много - разнообразных размеров, конструкций. В 1901 г. в Великобритании создали первый металличес­кий конструктор.

Для любознательных:

Более 50 лет назад датская фирма LEGO выпустила конструк­тор нового поколения. Основу конструктора составили кубики раз­ных размеров и форм с выступающими цилиндрическими кнопка­ми. С самого своего появления датские конструкторы привлекли к себе внимание педагогов и стали широко использоваться в детских садах, начальной школе, коррекционных заведениях. Первые наборы для детского сада были выпущены в 1961 г. Сотрудниче­ство фирмы LEGO с педагогами разных стран (Великобритании, Франции, США, Австрии, Голландии и др) дало возможность вы­пустить специальные образовательные наборы с методическими материалами по их применению. Сегодня в наборе к прочным, соч­но окрашенным кубикам предлагаются человечки, колесики, раз­личные дополнительные специальные детали. Все материалы рас­считаны не на сборку одной, пусть даже очень интересной модели, а на регулярную тематическую проектную работу. Несколько де­сятков элементов позволяют соорудить бесчисленное количество конструкций, к тому же любую из них можно создать различными способами. В мире не осталось стран, где не используются в яс­лях, детских садах, школах LEGO-конструкторы, поэтому сегодня говорят о существовании мирового сообщества LEGO-педагогики. Причем это педагогика, гуманистически направленная: фирма LEGO запрещает вводить элементы и детали антигуманного, ми­литаристского содержания в свои конструкторы.

Войны, прокатившиеся по Европе в XX в., повысили интерес к созданию военной игрушки. Военная техника, раз­ные виды оружия стали производиться в широком ассор­тименте и большом количестве. Военная игрушка, вошед­шая в жизнь детей, особенно мальчиков, стимулировала игры соответствующей тематики, утверждая культ силы, разрушая представления о ценности человеческой жизни.

Развитие электронной промышленности открыло новые горизонты в создании сложной детской игрушки. Появи­лись электронные игрушки (на микропроцессорах) с дис­танционным управлением, с программируемыми эффекта­ми. Так, в Японии родились и быстро завоевали мировой рынок новые, так называемые виртуальные игрушки. С не­бывалой скоростью распространяются различные телеигры, компьютерные игры.


4. Анализ идей и выбор лучшего варианта мягкой игрушки……………………
5. Материалы и инструменты для пошива игрушки…………………………
6. Организация рабочего места, ТБ при пошиве игрушки………………………
7. Технология выполнения мягкой игрушки…………………………………
8. Экономическое обоснование игрушки…………………………………………
9. Экологическое обоснование пошива игрушки………………………………
Самооценка…………………………………………………………………………
Литература…………………………………………………………………………

Введение


За время обучения в школе, на уроках технологии, совершенствовались мои умения и навыки в декоративно-прикладном творчестве. В начальной школе на уроках технологии мы занимались рукоделием: лепили из пластилина, делали аппликации из цветной бумаги, мастерили сувениры и подарки из природных материалов, шили маленькую игольницу из фетра.

Когда мне предложили проявить фантазию, и разработать свой проект по технологии, я сразу определилась, и решила сделать мягкую игрушку, так как с этим видом рукоделия мы познакомились недавно, и он меня больше всего заинтересовал.

Когда я пересматривала большое количество сайтов по рукоделию в интернете по этой теме, я поняла, что моя душа лежит к добрым зверятам из ткани: собакам, котятам, зайчикам.

Но также меня заинтересовала и сама история возникновения этого вида рукоделия, как и для чего, появились на свет первые мягкие игрушки.

Цель моей работы: изготовить мягкую игрушку из текстиля своими руками.

Я хочу, чтоб моя игрушка была интересной, радовала глаз и поднимала настроение.

Задачи:

· Изучить историю мягкой игрушки.

· Игрушка в готовом виде должна соответствовать размерам выкройки.

· Само реализоваться при выполнении работы своими руками.

История мягкой игрушки

Несмотря на то, что детские игрушки насчитывают не одно тысячелетие со дня своего основания, далеко не все из них появились одновременно. Наиболее молодой считается история мягкой игрушки, начинающая отсчет с XIX века, когда заботливые мамы стали шить своим деткам забавные фигурки животных, птиц и людей. Материалами для творчества тогда становились яркие лоскутки ткани, а начинкой для всего этого великолепия являлась солома, опилки и иные подручные средства.

В промышленных масштабах мягкие игрушки стали появляться чуть позже. Хроники датируют их рождение XX веком. В качестве наполнителя производители использовали все те же опилки, вату. Позже – синтетические гипоаллергенные материалы типа холлофайбера и синтепона.

История возникновения мягкой игрушки за рубежом


Венцом творения мастеров в начале XX века стал очаровательный мишка Тедди, получивший свое имя благодаря президенту США Теодору Рузвельту. С его появлением история возникновения мягкой игрушки приобрела иной ракурс.

Еще в 1901 году идею создания малыша из плюша предложила Маргарет Штайфф, официально запатентовавшая свое ноу-хау. Правда, отличия в игрушке вековой давности от сегодняшних аналогов все же были. Первый медвежонок опирался на все 4 лапы и свободно на них стоял.

Чуть позже художник Рихард Штайфф предложил свой вариант животного, согласно которому медведь стоял только на задних лапах. Эта модель пришлась по вкусу детям из разных стран. Благодаря подобной популярности мануфактуру Steiff завалили заказами. Имя у плюшевого Тедди появилось гораздо позднее.

Согласно истории, жена русского иммигранта, она же хозяйка сувенирной лавки в Соединенных Штатах, вместе со своим мужем обратилась к президенту с просьбой увековечить его имя столь неординарным способом.

Рузвельт не отказал, а потому звучное имя Тедди навсегда стало частью детских забав, в которых принимал участие мягкий медвежонок.

Куклы

Известно, что первые игрушки начали делать ещё первобытные люди. Тогда игрушки были каменные, глиняные или металлические. Первой страной, в которой появились погремушки-трещотки, был Египет. Погремушки давались малышам: считалось, что своим звуком эта игрушка отпугивает от младенца злых духов.

В глубокой древности возник и такой известный нам вид игрушки, как кукла. Самым древним египетским куклам около 4-х тысяч лет. Что происходило с игрушками в Средневековье, неизвестно. Да и само слово «игрушка» появилось только в эпоху Ренессанса во Франции. В XVI веке игрушки стали производить на заказ. Куклы служили манекенами для модной одежды тех дней, они были очень дорогими и принадлежали преимущественно аристократам.

Только в XIX столетии появилось массовое производство игрушек. Промышленная история мягкой игрушки началась в 70-е годы XIX века в Германии. Тогда многие женские журналы стали печатать выкройки и советы по изготовлению мягких игрушек своими руками. В 1879 г. жительница немецкого города Гинген Маргарет Штайфф, с детства прикованная к инвалидной коляске, сшила несколько забавных зверушек в подарок к Рождеству для своих племянников. Игрушки так всем понравились, что на Маргарет буквально обрушился шквал заказов. Вскоре отец девушки открыл небольшую мастерскую по пошиву игрушек, в которой трудилась Маргарет с сёстрами. А через несколько лет мастерская превратилась в фабрику игрушек «Steiff». В 1901 году Маргарет запатентовала своего мишку, который опирался на все четыре лапы. А через год появился первый плюшевый мишка - игрушка, обожаемая детьми и взрослыми во всём мире. Племянник Маргарет, Рихард Штайфф, художник по профессии, придумал совместить конструкцию мягкой игрушки и куклы. У изготовленного по его эскизам медвежонка передние и задние лапы двигались на шарнирах.

02.jpg

Но тогда у медвежонка ещё не было имени… Далеко от Германии, по ту сторону Атлантического океана, жена русского эмигранта украсила витрину своей лавки медвежонком, сшитым из ткани и набитым опилками. Он настолько понравился посетителям, что те захотели его купить. Владельцам пришлось срочно наладить пошив этих игрушек. А вскоре хозяин лавки обратился к тогдашнему президенту США с просьбой использовать его имя для медвежонка и получил согласие. К тому же в это время произошла интересная история с самим президентом Теодором Рузвельтом. Он, будучи страстным охотником, отказался стрелять в специально подведённого под его выстрел медведя. История эта попала в газеты. Так в Америке, а затем и в Европе, плюшевых медведей стали называть Тедди.

А вот в России до XVIII века игрушка называлась «потеха», «потешка». В Москве игрушки продавались в Овощном, Пряничном и Потешном рядах или изготовлялись дома. Это были деревянные фигурки: лошадки, барашки, козлики, птички, медведи, петушки, собаки, львы, мужички, немки (куклы); деревянные и глиняные сосуды, игрушечные ковшики, стаканы, чашки и так далее; игрушечные домики, избы, городки, беседки.

Одной из первых игрушек был мячик (мечик) — из ткани с бубенцами внутри. В царской семье мальчикам к концу первого года жизни дарили деревянную лошадку с седлом, уздечкой и стременами, а позже покупались барабаны, знамёна, латы, луки, мечи. Царевны играли в куклы. Куклам приобретали кроватки, постельное бельё, одежду: летники, шубки.

03.jpg

А для чего же нужны игрушки?

Игрушки, как игры, выполняют различные образовательные и воспитательные функции. При этом они ещё способствуют развитию творческих способностей; помогают развитию физических и умственных навыков, необходимых ребёнку в дальнейшей жизни.

Игрушки для младенцев используют характерные звуки, яркие цвета, уникальную текстуру. При игре с ними малыши начинают распознавать звуки и цвета, что влияет на развитие памяти, восприятия, умения сопоставлять.

Обыкновенные кубики формируют зрительно-моторную координацию, математические и познавательные навыки, позволяя детям одновременно проявлять творческие способности. Такие игрушки, как шарики и мячики, помогают ребёнку развить координацию движений и ловкость.

Лепка из пластилина, глины, игры с песком влияют на физическое, когнитивное, эмоциональное и социальное развитие ребёнка. Кроме того, благодаря этим материалам, дети могут создавать игрушки самостоятельно, то есть данный вид деятельности развивает креативность мышления.

Игрушки для детей школьного возраста включают в себя головоломки, конструкторы, игрушки, помогающие развивать навыки решения технических проблем и математические способности.

04.jpg

В наше время игрушки могут говорить, петь и танцевать, некоторые игрушки полностью имитируют домашних любимцев. Прогресс не стоит на месте и, возможно, через десяток лет игрушки современности будут казаться детям простыми, неинтересными. Тем не менее, хочется, чтобы игрушки и в будущем не утратили своей главной функции – воспитывать и обучать самым простым и лёгким образом: радовать и детей, и взрослых!

Мягкая игрушка

Первые упоминания о мягких игрушках датированы XIX веком, когда женщины сами их шили из разноцветных лоскутков и набивали ватой, хлопковыми волокнами, соломой, опилками и прочими материалами. Мягкие игрушки представляли собой небольшие фигурки животных: медвежат, котят, щенков, зайчиков и многих-многих других домашних и диких зверей. И только в XX веке было запущено массовое производство по выпуску мягких игрушек. На тот же период пришелся и бум на плюшевых медвежат не только на Западе, но и у нас в Советском Союзе. С тех пор практически у каждого ребенка дошкольного возраста есть игрушка, с которой он не расстается – любимая мягкая игрушка.

Описание игрушки

  • Классические. Изготавливаются в виде животных и людей. Для производства используются натуральные и синтетические материалы, разные по фактуре и цвету.
  • Развивающие. К таким относятся игровые комплексы, подвесные карусели, игровые панели, развивающие коврики. Такие модели отличаются небольшими габаритами и красочными оттенками.
  • Мягкие погремушки. Изготавливаются в виде обычных погремушек из текстиля. В такие модели вшиваются специальные механизмы, которые шуршат, пищат или гремят при встряхивании. Погремушки развивают у ребят звуковое восприятие, моторику рук
  • Мягкие книжки. Эти изделия обтягиваются текстильными материалами: трикотажем, флисом, хлопком. Вместо рисунков используются аппликации из ткани, изображающие предметы окружающей среды или демонстрирующие ситуации из жизни
  • Мягкие музыкальные. Внешне ничем не отличаются от простых игрушек. Особенность их заключается в наличии встроенных внутрь изделия механизмов. Модели издают разные звуки: мелодию, стишки, песенки
  • Мягкие интерактивные. Построены по принципу музыкальных игрушек и многофункциональны. Они разговаривают, поют, танцуют. Часто используется музыкальное и световое сопровождение.

Малышам до года, лучше покупать вещи с безворсовым покрытием. Подойдут модели из кашемира, флиса, трикотажа. Старшим ребятам покупайте велюровых, бархатных, плюшевых зверушек. Внешний вид зверька должен быть максимально приближен к реальному виду (кроме размеров животного). Лучше выбирать игрушки естественных раскрасок, ведь через них малыш познает внешний мир. Важно, чтобы мордочка была веселой и доброй.

Как играть?

Играть с мягкими игрушкам можно во что угодно. Мягкие друзья прекрасно подходят для сюжетно ролевых игр. Ребенок может придумывать разные истории и разыгрывать сценки вместе с мягкими игрушками. Некоторые игрушки обладают антистрессовыми свойствами. Обычно у таких кукол или зверюшек особый наполнитель, который успокаивает малыша, а также игрушки могут иметь успевающий травяной запах – лаванды или ромашки.

Плюсы и минусы

Как не странно, именно игрушечные животные легко одушевляются детьми и играют важную роль в их жизни. Дети легче переносят чувство одиночества и страха, становятся более уверенными в незнакомой для себя ситуации и легче переносят процесс адаптации к детскому саду. И именно такие игрушки становятся для малышей настоящими верными друзьями, помогающими преодолевать препятствия на начинающемся жизненном пути. Такая привязанность – первый признак того, что ребенок научился чувствовать и испытывать искреннюю привязанность, которая способствует развитию и формированию духовности и эмоциональности ребенка.

Производство

Мягких игрушек на рынке великое множество. Невозможно перечесть всех производителей, занимающихся производством мягких игрушек. Из таких фирм можно выделить BUDIBASA, СмолТойс, Плюш Ленд, 1TOY, ABtoys и Plan Toys. Эти производители проверены и выпускают качественные игрушки. Есть компании, не имеющие сертификации, которые выпускают некачественную продукцию. Поэтому следует внимательно проверять игрушки перед покупкой.

Читайте также: