Психологическая экспертиза игрушки пирамидка

Обновлено: 19.05.2024

Экспертиза игрушки Подготовила воспитатель Медведева Т . А .

“ Настоящий ребенок ” должен сделать три вещи - вырастить куклу, построить дом и наиграться в нем вдоволь . Игрушки обладают волшебной силой для детей любого возраста. Неудивительно, что многие родители, стремясь превратить жизнь своего ребенка в сплошной праздник, буквально заваливают игрушками детскую комнату (конечно, если позволяют средства). Но им следовало бы задаться вопросами: “ Сможет ли очередная игрушка заинтересовать ребенка, поднять ему настроение? Отвечает ли она возрасту и способностям малыша?

Игрушка, оказавшаяся в руках ребенка определяет характер и содержание детской игры. Понимая все это, неравнодушные педагоги, психологи, производители, авторы-разработчики объединились и создали Межрегиональную общественную организацию «Объединение независимых экспертов, игровой, учебно-методической и электронной продукции для детей ». Основной целью Объединения является : - содействие защите прав детей на получение качественной продукции; - информирование общественности о продукции полезной для детей; - содействие развитию рынка данной продукции в интересах детей, родителей, педагогов и организаций, работающих с детьми

Одной из основных задач , которую решает Объединение экспертов, является: определение качества продукции для детей на основании различных видов экспертизы. Порядок проведения экспертизы . На экспертизу может быть представлена игровая, учебно-методическая и электронная продукция для детей, родителей и педагогов. Заказчиком экспертизы могут быть государственные и муниципальные органы, общественные организации, физические и юридические лица, заинтересованные в проведении психолого-педагогической экспертизы . Исполнителями экспертизы являются члены Объединения или эксперты - имеющие высшее образование (по профилю), необходимый опыт и квалификацию для проведения независимой, открытой, компетентной, объективной психолого-педагогической экспертизы.

Основные критерии психолого-педагогической экспертизы игрушек. Игрушка должна быть культуросообразной и соответствовать принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям. 1. Социальная и психологическая безопасность игрушки. 1.1. В игрушке не должно быть явных признаков, провоцирующих ребёнка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу. 1.2. В игрушке или в её описании не должно быть грубого натурализма, в том числе сексуального контекста, выходящего за рамки возрастной компетенции ребёнка. 1.3. Игрушка не должна унижать человеческое достоинство или оскорблять религиозные чувства, вызывать негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам людей. 1.4. Игрушка не должна вызывать вызывает психологической зависимости в ущерб полноценному развитию ребёнка. 2. Соответствие игрушки указанному в описании возрасту ребёнка. 3. Привлекательность игрушки для ребёнка. 4. Возможность полифункционального использования игрушки для развития способностей ребёнка (творчество, познавательное, физическое и духовное развитие). 5. Эстетичность внешнего вида игрушки и отсутствие ошибок в конструкции игрушки, логике игры и в их описании.

Дополнительные критерии 1. Возможность использования игрушки в коллективной игре. 2. Возможность освоения игрушки детьми со специальными нуждами (с физическими недостатками и особенностями). 3. Прочность и долговечность игрушки. 4. Использование экологически чистых материалов. 5. Качество описания игрушки. 6. Качество упаковки игрушки.

И грушки для детей в возрасте до 3 лет должны быть : безопасными для ребенка, находящегося без присмотра в кроватке или манеже; достаточно прочными, чтобы исключить возможность уколов, порезов и т.п.; сконструированными так, чтобы ребенок не мог их разорвать, разобрать или раскусить; без грубых поверхностей и острых краев. Кроме того, они не должны попадать в горло или закручиваться вокруг шеи. Изделия, которые могут быть ошибочно приняты за игрушки, следует определять с помощью так называемых индикаторов. Наиболее важный из них - игровое значение. Далее следует размер: если он явно “ не по ребенку ” , то изделие не может быть расценено как игрушка. Высокая, излишняя детализация также может указывать на то, что изделие предназначено для взрослых. При покупке следует обращать внимание на упаковку и маркировку.

Игрушками не являются: декоративные и подарочные изделия ( изделия , предназначенные для свадьбы, дня рождения и т.п., старинные музыкальные шкатулки, изощренные наборы канцелярских принадлежностей, металлические значки, магниты, используемые на дверце холодильника), образовательные изделия (головоломки, стратегические игры в комплекте с правилами, калькуляторы, оформленные мультипликационными персонажами), замысловатые изделия (термосы привлекательной для ребенка формы, игрушки для домашних животных, куклы- марионетки, надувные бассейны с максимальной высотой уровня воды 0,4 м, глубиной 0,5 м, диаметром 1,8 м и объемом 2,3 м), детские книги, периодика с неигровым значением, комиксы, брелки для ключей, сувениры и т.д.

Для проведения экспертизы игрушек заявитель представляет в организацию, проводящую экспертизу: - заявление; - техническое описание игрушки; - образец (макет, модель) игрушки в 2-х экземплярах с упаковкой и этикеткой, на которой указаны возраст детей, для которых игрушка предназначена, область ее применения; - фотографию образца (макета, модели) игрушки - рекомендации по использованию игрушки; - санитарно-эпидемиологическое заключение, выданное органами и учреждениями государственной санитарной эпидемиологической службы Российской Федерации.

Для проведения экспертизы организацией, проводящей экспертизу, создается экспертная комиссия из квалифицированных специалистов - экспертов: педагогов, психологов, медицинских работников, художников, дизайнеров. В состав экспертной комиссии могут входить представители органов управления образованием, организаций промышленности и торговли , общественности . Состав экспертной комиссии, ее председатель утверждаются приказом организации, проводящей экспертизу. По результатам экспертизы экспертная комиссия составляет отзыв, который подписывается председателем и всеми членами экспертной комиссии . Отзыв экспертной комиссии является основанием для выдачи организацией, проводящей экспертизу, заключения о соответствии (несоответствии) образца (макета, модели) игрушки социально-психолого-педагогическим критериям .

В заключении указываются: - наименование организации, проводящей экспертизу; - для юридических лиц - наименование и юридический адрес организации, получающей заключение; - для физических лиц - фамилия, имя, отчество, паспортные данные (серия, номер, кем и когда выдан), место жительства лица, получившего заключение. - название игрушки; - разработчик и изготовитель игрушки; - возраст детей, для которых игрушка предназначена, область ее применения; - соответствует или не соответствует игрушка социально-психо - логопедагогическим критериям; - дата выдачи и регистрационный номер заключения. Заключение подписывается руководителем организации, проводящей экспертизу (в случае его отсутствия заместителем руководителя) и заверяется печатью этой организации. Заключение выдается заявителю организацией, проводящей экспертизу, в 20-дневный срок со дня регистрации заявления на проведение экспертизы игрушек после представления им документа, подтверждающего оплату экспертизы. Заключение действительно в течение трех лет. Продление срока действия заключения производится в порядке, установленном для его получения. Контроль за соблюдением порядка проведения экспертизы игрушек осуществляет Минобразование России .

Чем должна быть игрушка для ребенка? "Источником радости, мотивом для живой игры, объектом для проявления всех инстинктов развивающейся жизни". Пожалуй, этим критерием и стоит руководствоваться при выборе игрушек.

Кукла «Инна» отвечает всем психолого-педагогическим, дидактическим и эстетическим требованиям, предъявленным к куклам для детей дошкольного возраста. Авторы рекомендуют ее детям от одного года и старше. У куклы доброе, привлекательное лицо; красивые, хорошо укрепленные волосы, которые можно расчесывать, закалывать, заплетать в косы. Кукла хорошо сидит, стоит, в положении лежа закрывает глаза. Одежда на кукле эстетически выдержана. Куклу очень приятно брать в руки, она привлекательна для маленьких детей, вызывает положительные эмоции и чувства. Единственный недостаток – отсутствие нижней одежды и пуговиц на курточке. Кукла «Инна» одобрена МОО «Экспертиза для детей», ей присвоена Первая Категория Соответствия со знаком «Серебряного солнышка». Заключение № 33/15-07 от 7 июня 2007г.

Домино « Транспорт изготовлено из дерева. Оно является экологически чистой, безопасной для маленьких детей, настольной игрой, которая знакомит с различными видами транспорта и на-правлена на развитие внимания и памяти. Домино «Транспорт» отвечает всем психолого-педагогическим, дидактическим и эстетическим требованиям, учитывает возрастные особенно-сти детей. Домино «Транспорт» «Одобрено» МОО «Экспертиза для детей», ему присвоена первая Категория Соответствия со знаком «Серебряного солнышка». Заключение № 24/06-07 от 31.05.07г.

Игра предназначена для проведения тематических занятий с детьми 3 - 7лет. Она состоит из планшета с набором рамок-вкладышей, методических рекомендаций, приложе-ния с изображением детенышей домашних животных. Данные рамки-вкладыши знакомят детей с домашними животными, способствуют умению различать животных по образу, классифицировать по характерным признакам. Игра способствует развитию памяти, внимания, наглядно-образного мышления, мелкой моторики рук. В методических рекомендациях содержится серия заданий, с помощью которых данная игра становится более интересной и увлекательной. Однако, производителю необходимо изменить возрастную адресность (авторы рекомендуют ее детям от 3-х до 7-ми лет). Заложенные в игре действия соответствуют потребностям детей младшего и среднего дошкольного возраста (от 2-х до 5-ти). Художественные рамки-вкладыши «Домашние животные» одобрены МОО «Экспертиза для детей», им присвоена Первая Категория Соответствия со знаком «Серебряного солнышка». Заключение № 34/16-07 от 7 июня 2007г .

Экспертиза игр и игрушек — дело нужное и важное, это хорошо понимают мировые специалисты. Именно поэтому во многих странах существуют различные объединения по изучению игрушек. Это, например, Международная ассоциация игры и игрушки (ITRA), объединяющая специалистов из 23 стран, Центр исследования игрушки SITREC в Швеции. Сегодня мы узнаем о работе общественной немецкой организации экспертизы игрушки SPIELGUT.

_MG_18932.jpg

Комплексная оценка

Современные немецкие эксперты игрушек используют в своих оценках практический подход, то есть опираются на критерии, разработанные социальными и лечебными педагогами, психологами, врачами, арт-терапевтами и дизайнерами, физиками, химиками и гигиенистами.

В немецком центре проводится не только психолого-педагогическая экспертиза, как в Москве, но и комплексная оценка игрушки, включающая её химические, физические, санитарно-гигиенические, технические и прочие характеристики. При этом все критерии одинаково важны; никаких приоритетов здесь нет, но их значение в разных игрушках может меняться.

Вначале собирается вся информация о материале, из которого сделана игрушка. С учётом предоставленной документации тщательно рассматриваются санитарно-гигиенические характеристики материала. Предпочтение отдаётся дереву, натуральным тканям, но допускается использование металла, пластика, резины. Эксперт-химик или гигиенист тщательно оценивает санитарно-гигиенические характеристики материала и возможность его использования для детей. Полученные сведения о применяемых в игрушке материалах сверяются с реестрами норм безопасности в разных областях.

Психолого-педагогические характеристики

Первый критерий — пригодность игрушки для игры. Игра рассматривается как свободная, самостоятельная и самоценная деятельность ребёнка. Игра и игрушка должны побуждать фантазию, а не стеснять её, как это происходит в игре с говорящими куклами, тоскливо повторяющими одни и те же фразы.

Далее. Игрушка должна приносить радость детям. Игра невозможна без ярких положительных эмоций. Если ребёнок играет с радостью, это обеспечивает ему правильный жизненный тонус, психическое и физическое здоровье.

Важнейшая задача игрушки — дать малышу переживание успеха, почувствовать, что он может, знает, умеет. Эти переживания создают уверенность ребёнка в себе, побуждают продолжать и развивать игру. Важно также определить, для какого возраста подходит игрушка. Она не может быть слишком сложной (это вызывает отрицательное чувство «я не умею»), и в то же время должна требовать определённых усилий, преодоления, поиска решения и не допускать автоматических действий.

Хорошая игрушка обеспечивает ребёнку возможность продолжительной и самостоятельной игры. Интересный критерий — отражает «связь ребёнка с миром». Игрушки должны быть реалистичными. На этом основании немецкие коллеги решительно отвергают многие образцы современной игрушечной индустрии (куклы типа Братц, трансформеры, роботы, гротескные и сатирические образы животных и человека). Эти изделия грубо искажают облик и пропорции тела. Однако некоторые персонажи детской субкультуры, обладающие позитивным этическим зарядом (Крот, Карлсон, Пиноккио), признаются вполне реалистичными.

В то же время игрушка не должна быть натуралистичной и в точности повторять реальность. Мера условности и реалистичности игрушки — очень тонкий критерий, установить который под силу лишь опытным экспертам. Это относится не только к образным, но и ко всем другим игрушкам (конструкторам, транспортной игрушке, настольным играм и пр.). Они должны передавать детям адекватные представления о существующих в природе цветах, формах, размерах и пр.

Снимок.JPG

Особо оговаривается открытость и понятность механизма движения в игрушке. Если в игрушке заложена способность к движению (как, например, в динамических — волчки, кувыркунчики, кегельбаны, блочные конструкции подъёмного крана), причина этого движения должна быть понятна детям. Играя с такими игрушками, дети на практике постигают законы движения и учатся управлять им. Конструкция и механика должны быть особенно просты. Устройство игрушки, всё более и более сложные механизмы должны быть открыты и понятны. Электронные игрушки или фигуры с встроенным интерактивным механизмом совершенно не соответствуют критерию.

Важная характеристика игрушки — комплектность, полнота игрового набора. Достаточное количество деталей конструктора, предметов мебели для кукольной комнаты или кукольных персонажей для сюжетной игры позволяют разнообразить и развивать игру. В игре большой набор строительного материала побуждает, стимулирует строительство, разные варианты рельсов и развязок делают железную дорогу интересной и многофункциональной. Но одна кукла с различными принадлежностями лучше, чем много кукол без принадлежностей.

Важна также величина игрушки. Маленький ребенок лучше строит из крупных строительных блоков, но гигантский плюшевый медведь не годится для игры.

Материал и прочность (надёжность, добротность) должны соответствовать игровому назначению. Игрушки для маленьких детей должны быть особенно прочными. Сломанная игрушка, которую нельзя починить, несёт малышу разочарование, от этого страдает и доверие к взрослым. Ещё одно важное качество — потенциальная ремонтопригодность игрушки.

Форма и цвет влияют на возможность играть и на представления ребенка о мире. Например, пёстрый строительный материал мешает созданию образа, нарушает целостность внешнего облика. Забавные розовые и голубые игрушечные зверушки склоняют к сентиментальному, примитивному представлению о мире животных. Излишняя декоративность отвлекает от игры.

Безопасность игрушки должна быть подтверждена в соответствии с нормами Европейского сообщества: CE, TUV, LMBG, GS, DEKRA, OVE и другими до начала экспертизы. Абсолютной безопасности не бывает. Экологическая безопасность зависит от разных факторов и для различных игровых материалов оценивается по-разному.

Все указанные критерии, принятые в немецком центре, равнозначные и определяющие. Несоответствие игрушки хотя бы одному из них лишает её Знака «Spielgut».

Тестирование

Это ключевой этап экспертизы. В реестре организации имеется значительное количество (около 200) экспериментальных семей, облечённых доверием экспертов, с детьми от года до 14 лет и несколько групп детских садов. Игрушка проводит от полутора до трёх месяцев в тестовых условиях. Её помещают в наиболее благоприятные условия — туда, где любят данный вид игры. Родители или педагоги наблюдают за игрой детей и заполняют предложенную им анкету.

  • Играл ли ребёнок прежде с подобной игрушкой? С какой?
  • Играл ли ребёнок с тестируемой игрушкой охотно или не очень?
  • Нуждался ли ребёнок в помощи взрослого и почему?
  • Как вы оцениваете руководство по использованию игры, игрушки, план или разъяснения правил игры?
  • Какие недостатки вы увидели в игрушке?

shutterstock_77032375.jpg

Москва и Ульм

Как в России, так и в Германии важнейшая задача экспертизы — определить возрастной диапазон, для которого предназначена игрушка. В немецком центре, который находится в городе Ульм, возрастная отнесённость игрушки менее строгая. Она выявляется опытным путём в зависимости от индивидуальных склонностей конкретного ребёнка. Причём индивидуальные различия развития детей могут перекрывать возрастные. Эксперты допускают, что те или иные игрушки могут подходить одним детям и не отвечать интересам других. В Московском центре возрастной диапазон задаётся характером деятельности, для которой предназначена игрушка, и определяется однозначно.

В Московском центре на основе периодизации развития игровой деятельности разработана типология игрушек. Конкретные показатели экспертизы тщательно разработаны для 12 типов игрушек и игровых материалов. В Германском центре такая классификация игрушек присутствует и во многом совпадает с нашей, но для всех видов игрушек используются одни и те же критерии оценки. Какая-либо дифференциация в оценке разных игрушек формально отсутствует, хотя очевидно, что одни и те же критерии (например, связь ребёнка с миром) определяются типом игрушки.

В Московском центре главный аспект экспертизы — оценка развивающего потенциала игрового действия. Именно развитие ребёнка и соответствие игрушки возрастным задачам развития позиционируется как главная ценность. Имеется в виду не только познавательное развитие, но и эмоциональное, социальное, морально-нравственное и другие линии развития в соответствии с возрастом ребёнка. Развивающий потенциал игрового действия, возможность игрушки стать материалом для ведущей деятельности ребёнка — главное качество игрушки.

В центре «Spielgut» главный акцент на мотивационном аспекте игры, на привлекательности игрушки. Многие показатели оценивают степень удовлетворённости ребёнка игрой с конкретной игрушкой. Что касается ценности развития, то она не указывается специально, но, безусловно, присутствует в представленных критериях. Она как бы в скрытом виде присутствует в разных параметрах оценки. Такие параметры, как «пригодность для игры», «связь с миром», «побуждение фантазии», «открытость механизма», безусловно, направлены на развитие ребёнка и практически совпадают с параметрами оценки некоторых видов игрушек в Московском центре.

Московский центр экспертизы игр, игрушек и игровых материалов для детей находится в самом начале пути и пока ещё не пользуется широкой популярностью у производителей и распространителей игрушек. Но мы надеемся, что направление нашей работы правильное, всё большему кругу родителей и педагогов наша работа служит хорошим компасом в мире игрушек, и рано или поздно отразится на качестве игрушек в России.

Елена Смирнова,
руководитель Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ,
доктор психологических наук

Весёлая пирамидка

Пирамидка состоит из 6 изогнутых дощечек дугообразной формы уменьшающегося размера. Дуги окрашены в цвета спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий) и покрыты полуматовым лаком. На изогнутых деталях имеется два отверстия — в центре и с одного края. Помимо дуг есть наконечник сферической формы с вытянутыми в противоположные стороны элементами.

Своеобразная конструкция позволяет усложнить действие нанизывания, делает игру более вариативной. К большому преимуществу игрушки относятся богатые возможности действий с ней — пирамидку можно собирать самым разным образом. Это способствует усложнению и разнообразию предметных действий и развитию образного восприятия возникающих фигур. Её можно использовать и без стержня — как конструктор — получается замечательный забор, ёлочка и даже вертолёт с крутящимся пропеллером. Игрушка развивает познавательную активность, предметные действия и воображение.

Игрушка «Весёлая пирамидка» (артикул 5332) соответствует всем критериям психолого-педагогической экспертизы, подходит для игры детей от 1 года до 5 лет и получает Сертификат «Детские психологи рекомендуют» № 00056

buben-transformer_2.jpg

Игрушка «Бубен-трансформер»

Производитель: ELC (Англия)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ по результатам проведения психолого-педагогической экспертизы игрушки «Бубен-трансформер» (артикул 113619).

Бубен-трансформер состоит из 4 частей треугольной формы разных цветов. Каждая часть имеет удобную ручку для захвата и своё звуковое наполнение. Все части бубна съёмные и их можно соединить между собой в целую конструкцию.

Игрушка привлекательна различными способами действия. В младшем возрасте каждую часть можно использовать как отдельную погремушку. Игрушка открывает широкие возможности для экспериментирования: манипулирование с бубенчиками, тарелочками и т. п., побуждает исследовать каждый элемент, сравнивать их звучание, что способствует развитию познавательной активности. Детям постарше будет интересно соединять разные части бубна друг с другом, собирать их в единую конструкцию. Игрушку можно использовать как музыкально-ритмический инструмент в различных подвижных и музыкально-дидактических играх, начиная с младенческого и на протяжении всего дошкольного возраста.

Игрушка прочная, сделана из качественного пластика, безопасна для малышей. Все наполнители надёжно закреплены и защищены, но в то же время их можно рассмотреть и потрогать. Крепления сделаны качественно и продуманно, элементы легко вставляются в пазы. В тоже время собранная конструкция не рассыпается. Цветовая гамма игрушки удачно подобрана: все части яркие, привлекающие внимание малышей, гармонично сочетающиеся между собой при сборке.

Игрушка «Бубен-трансформер» (артикул 113619) соответствует всем критериям психолого-педагогической экспертизы, подходит для игры детей от 1 года до 4 лет и получает Сертификат «Детские психологи рекомендуют» № 00092.

Московский городской Центр психолого-педагогической экспертизы МГППУ

Пирамидка-пазл

Необычная пирамидка в форме усечённой трапеции с картинками, которые надо совместить и получить целое изображение. Детали пирамидки не нанизываются на стержень, а соединяются с помощью небольших штырьков, что гораздо удобнее для малышей.

Настольная игра «Весёлые обезьянки»

Тип игрушки: настольные игры с правилами
Деятельность: игра с правилом
Материал: пластмасса
Место использования: дом, детский сад
Страна производства: Китай
Производитель: Mattel Games
Возраст От: 5 лет
Возраст До: 9 лет

Настольная игра «Весёлые обезьянки»

Весёлая и занимательная игра на стратегию и развитие моторики. Участники игры бросают по очереди кубик с цветными гранями и осторожно вынимают из пальмы палочки определённого цвета, указанного кубиком, начиная с верха ствола пальмы. Побеждает игрок, который меньше всего уронит обезьянок.

Погремушки для ванной

Тип игрушки: погремушки
Деятельность: манипулирование, экспериментирование
Материал: пластмасса
Место использования: для купания
Страна производства: Великобритания
Производитель: ELC
Возраст От: 6 месяцев
Возраст До: 2 года

Погремушки для ванной

Игрушки в наборе – узнаваемые персонажи, с помощью которых можно разыгрывать небольшие сценки перед малышом. При этом, у погремушек приятное звучание и интересные зеркальные детали (с разными наполнителями). Оптические и звуковые эффекты, которые они создают, можно использовать для экспериментирования в воде и «на суше». Действия с набором развивают познавательную активность, фантазию и эмоции ребёнка.

Квиксо (Quixo)

Тип игрушки: настольные игры с правилами
Деятельность: игра с правилом
Материал: дерево, бумага и картон
Место использования: дом
Страна производства: Франция
Производитель: Gigamic
Возраст От: 6 лет
Возраст До: 12+

Quixo

В этой игре всем знакомые крестики-нолики стали подвижными: фишки не фиксируются на месте, а постоянно перемещаются по полю в процессе игры. Это небольшое изменение существенно усложнило весь ход игры, поскольку возросло количество вариантов развития ситуации, которые нужно просчитывать в уме. В эту игру можно играть вчетвером, пара на пару. Это обстоятельство требует ещё большего внимания к ситуации и взаимодействия со своим партнёром.

Жирафик Софи

Тип игрушки: фигурки животных
Деятельность: манипулирование, режиссёрская игра, для купания
Материал: резина
Место использования: дом, детский сад
Страна производства: Франция
Производитель: Vulli
Возраст От: 6 месяцев
Возраст До: 3 года

Жирафик Софи

Симпатичная игрушка-жирафик сделана из мягкого бархатистого материала, приятного на ощупь и безопасного для малышей. Образ игрушки выполнен в спокойной пастельной цветовой гамме, приветливая мордочка привлекает внимание ребёнка. С такой игрушкой интересно играть как малышам, в качестве прорезывателя или образной игрушки, так и детям постарше в сюжетных играх.

Марракеш (Marrakech)

Тип игрушки: настольные игры с правилами
Деятельность: игра с правилом
Материал: дерево, синтетический текстиль, бумага и картон
Место использования: дом
Страна производства: Франция
Возраст От: 6 лет
Возраст До: 12+

Марракеш (Marrakech)

Увлекательная стратегическая игра, отражающая восточные традиции. Играющие должны устлать своими коврами всё игровое поле. Коврики очень красивые и совсем похожи на настоящие. Чьих ковриков на поле окажется больше – тот и выиграл.

Детская пирамидка — это одна из самых первых, ранних игрушек ребёнка. Мы все с ней знакомы.

Придумана она много-много лет назад, но до сих пор не теряет своей актуальности и занимает достойное место на полке среди огромного количества развивающих игрушек.

В чем же заключается популярность этой нехитрой игрушки? Чем она полезна? Почему так часто используется для определения уровня развития малыша? Как использовать пирамидку на занятиях и в игре?

Попробуем ответить на некоторые вопросы вместе с дефектологом и руководителем КНСЦКиР «Кораблик» Ковель Н.Г.:

Если внимательно посмотреть на пирамидку, то мы увидим, что она собой представляет ось – палочку, на которую надеваются детали в виде колец, дисков, шариков, кубов и других геометрических фигур. Цвета, в которые окрашивают пирамидку, обычно стандартные – красный, синий, жёлтый и зелёный. Иногда можно встретить оранжевый, оттенки зелёного, фиолетовый. Современные пирамидки разнообразны по форме, материалам (пластик, ткань, дерево), а так же по размерам. Так же можно увидеть пирамидки – каталки и пирамидки – неваляшки.

Но, несмотря на простоту, пирамидки хороший материал для занятий с ребёнком.

- глазомер (насколько необходимо протянуть руку, чтобы достать до кольца и снять его),

- знания о цвете, материале, величине и весе

- развитию памяти, мышления, внимания.

Разнообразие современных пирамидок поможет в развитии тактильных и зрительных ощущений, а так же превратит игру в увлекательное занятие (кольца от пирамидки использовать как трафареты при рисовании, в игре заменит тарелки для кормления кукол и руль автомобиля).

Как и для чего мы используем пирамидку при диагностике и на первых занятиях с ребёнком?

  • Смотрим, какая рука у ребёнка ведущая (какой рукой малыш берет колечки, нанизывает, а какой только придерживает);
  • Как развита моторно – двигательная координация (попадает ли ребёнок отверстием на ось);
  • Соотносит ли размеры деталей (зависит от возраста ребёнка).

Иногда ребёнок в год может собрать пирамидку в другом, «неправильном» порядке. Но, всё же, он собирает. И то, что кольца установлены не по порядку, не диагностируем в этом возрасте.

  • Знает и различает ли понятия "большой-маленький", "высоко-низко";
  • Знает ли названия цветов (для более старшего возраста).

Как играть с пирамидкой? Когда можно начинать знакомство?

Игра зависит от возраста ребёнка. А знакомство с пирамидкой может произойти у ребёнка в любом возрасте.

Вы можете приобрести пирамидку уже с 2 месяцев. Малыш, увидев яркую, красивую пирамидку, обязательно возьмёт её или отдельные детали в рот, попробует укусить, рассмотрит, попробует сфокусировать взгляд, покрутит в маленьких руках и, возможно, бросит.

До 6 месяцев ребёнок будет рассматривать, кусать, бросать, стучать по неё. Но, знакомство произойдёт и это не будет чем то необычным. Так же наблюдая за действиями взрослого, малыш будет пробовать копировать, запоминать.

Вместе с ребёнком на руках мама с ребёнком снимает колечки. Можно придерживать ручки ребёнка, снимая и нанизывая их. Ребёнку нравится пробовать самостоятельно проделывать манипуляции, нанизывая кольца в произвольном порядке. Пусть иногда промахиваясь, громко и немного неловко. Это опыт ребёнка и очень важно ваше спокойствие и наслаждение общением.

Одновременно он слышит и учится понимать: сними колечко, дай мне колечко, надень.

Одевание колец на стержень для маленького ребёнка сложнейшая задача. Ведь они только учатся координировать свои действия. Даже снять кольца, разбросать их, перевернуть – сложно, но интересно!

Когда ребёнку от 1 года до 1,5 лет, можно пробовать пирамидки с кольцами одного цвета. В данном случае будет важен размер колец (большое и маленькое). Проговаривая размер, ребёнок запоминает и понимает, что сперва САМОЕ большое, а затем САМОЕ маленькое.

Можно использовать и разные по цвету 2 кольца: одно большое, другое маленькое, постепенно увеличивая количество.

Приблизительно к 2 годам ребенок учится собирать пирамидку из 3-4 колец разного цвета (большое, поменьше, маленькое).

Когда пирамидка уже собрана, можно провести по ней ладошками малыша, погладить, показать ребенку, что игрушка узкая сверху и широкая снизу.

В возрасте от 2 до 3 года ребёнок способен составить пирамидки из 4-5 колец разного цвета. Предварительно можно вместе с ребенком разложить колечки по величине от самого большого к самому маленькому и наоборот. Собирать пирамидку также можно не только с большого кольца, но и с маленького. А так же чередуя их.

После 2,5 -3 лет ребёнку нравится составлять разнообразные пирамидки: по форме, цвету, материалу. Пальчики становятся более ловкими и размер пирамидки тоже может меняться.

Вот тут и будет интересно разнообразие в пирамидках: пирамидки – каталки, пирамидки – неваляшки, пирамидки с разными расцветками и фигурками.

С детьми после 3 уже игра с пирамидкой становится более интересной. Можно собирать по схеме, пропускать кольцо какого то одного цвета, находить. А так же подбирать предметы подходящего цвета.

Пирамидки с разными геометрическими формами помогут познакомить малыша с кругом, квадратом, треугольником.

Подобные игры развивают внимание и мышление ребенка, память.

Все дети разные ,

и точных норм относительно умения собирать пирамидку не существует .

В старшем дошкольном возрасте детская пирамидка помогает справляться с речевыми трудностями. C ее помощью ребенок сможет освоить произнесение длинных многосложных слов, нанизывая кольца на стержень и проговаривая слово по слогам.

Если на кольца наклеить картинки со звуками, ребёнок будет их произносить правильно и отрывать.

Если наклеить изображения предметов, то называя их правильно, ребёнок сможет снять картинку.

Если наклеить изображение животных, ребёнок должен звукоподражать.

А если наклеить простые слова и слоги, можно произносить их правильно, поворачивая пирамидку вокруг оси.

Если ребёнка не привлекает пирамидка?

Конечно, такое тоже может быть.

Тут возможно разные причины:

- Надоела и уже ребёнок её не воспринимает. Попробуйте убрать на какое – то время, а затем достаньте и попробуйте познакомиться снова.

- Туго одеваются кольца, неустойчива, неприятна ребёнку. Можно проверить самостоятельно: снять – одеть, погладить.

- Малыш очень активный, ему нравится ползать, прыгать, бегать, играть в мяч. Он знает цвета, может показать большой предмет и отличить от маленького. Ребёнок просто другой и развивается по – другому. Пирамидка ему просто не интересна.

Случается , что у ребёнка интерес к пирамидке появляется позже. Лет в 5. И это нормально.

Давайте попробуем найти ей другое применение.

- Кольца можно нанизывать на крючки на стене, вдевать в них верёвку,

- Наклейте на кольца изображение любимых персонажей или животных, перечисляя, называя их.

- Пирамидку (желательно пластиковую) можно использовать в ванной, во время купания. Особенно если в деталях есть дырочки. Вода попадает внутрь и выливается тоненькой струйкой. А если надавить на кольцо – струя усиливается.

Надувная пирамидка будет удерживаться на воде. Вот и первый опыт – тонет – не тонет.

- Во время рисования можно показать как использовать её детали как трафарет. Положили, обвели, удивились, закрасили, сравнили.

- Возьмите с собой в гости, поездку, поход. Возможно, ваш ребёнок играя совместно с другим ребёнком, увидит, что пирамидка интересна и её можно использовать в игре.

- Подарите. Подарите другому ребёнку, если малыш согласен.

Помните! «Собрать пирамидку» - это ваша цель, а не ребёнка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Занятие по сенсорному развитию с детьми первой младшей группы Занятие: «Разноцветные пирамидки»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Нуринерский детский сад» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан Занятие по сенсо.

Российский конкурс "Веселые пирамидки"

Данный материал содержит сценарий развлечения по пожарной безопасности "День радости", фоторепортаж "Веселые пирамидки" и статью в районную газету "Победа".


Образовательная план-программа группы ранней помощи «Пирамидка»

Образовательная план - программа группы ранней помощи «Пирамидка» с кратковременным пребыванием в ДОУ детей раннего возраста от 1 до 3 лет численностью 5 детей, (возможна и индивидуа.


"Пирамидка из трёх синих шаров".

Цель: Вызывать у детей интерес к созданию изображения фломастерами. Упражнять детей в рисовании округлых форм. Помогать детям изображать пирамидки из трёх разных по величине кругов. Воспитывать чу.

Конспект занятия «Волшебные пирамидки»

Цель: развитие сенсорных способностей детей в игровой деятельности.Задачи:Обучение группировке однородных предметов по цвету; обогащение сенсорного опыта детей при сравнении предметов по размеру.


«Собери пирамидку» (аппликация с элементами математики)

Конспект организованной интегрированной деятельности детей в средней группе.


игра-занятие для детей раннего возраста "Пирамидка"

Это занятие направлено на обучение ребенка результативным действиям; развитию мелкой моторики кончиков пальцев рук путем выполнения действий с мелкими деталями ( колечками); обогащению сенсорного впеч.

Читайте также: