Психологические игрушки для детей

Обновлено: 12.05.2024

С помощью игрушек вы можете узнать о своих переживаниях и чувствах ребенка, проводить диагностику и психокоррекционную работу, проигрывать важные ситуации, помочь с помощью игрушек выразить запрещенные в семье эмоции.

Часто игрушки в кабинете коррекционного педагога (психолога, дефектолога) хранятся хаотично. Чтобы сократить время на поиск нужной игрушки, распределите их по категориям. Их можно расставить на уровне глаз ребенка на неглубоких открытых полках. В этом случае игрушки видно, но много времени уходит на обработку от пыли. Другой вариант – хранить их в прозрачных пластиковых контейнерах без крышки по категориям. Читайте, какие категории игрушек нужны, чтобы решать трудности ребенка.

Мифические игрушки

К категории мифических относятся фантазийные, несуществующие и странные игрушки. В их числе матрешки, Дед Мороз, непонятные существа, скелеты, черепа, мумии, монстры, феи, драконы, русалки и др. У вас в кабинете должны быть и приятные, добрые, и страшные игрушки, которые мама ребенку не купит. На такие игрушки ребенок может спроецировать свои чувства. Монстров можно купить в период Хэллоуина.

Животные

Разделите игрушки в виде животных на подгруппы. Хищные животные – тигры, львы, крокодилы. Доисторические животные – динозавры. Домашние животные – собаки, кошки, козы. Жертвенные животные – овцы, свиньи, коровы. Экзотические животные – кенгуру. Хищные и нейтральные водные животные – акула, дельфин. Птицы – домашние, экзотические, в гнездах. Также нужны игрушечные яйца. Их легко найти в продаже в период православной Пасхи.

Хорошо, если вы найдете одних и тех же животных, но в разных позах: тигр с открытой пастью и спящий тигр. Это поможет вам отследить динамику изменений психологического состояния ребенка.

Пример. Простой способ проективной диагностики – попросить ребенка выбрать семью животных. В зависимости от выбранных животных можно предположить, какая ситуация в семье. Смотрите, выдержана ли иерархия: самое крупное животное – папа, чуть поменьше – мама и совсем маленькое – ребенок. Обратите внимание на ситуацию, когда ребенок берет животных одного вида, например лошадей или коров, в роли себя и животных другого вида, например крокодила или динозавра, в роли бабушки. Можно догадаться, какие процессы бабушка в этой семье запускает.

Природные объекты

Психодинамическая терапия помогает с помощью игры узнать переживания и эмоции ребенка, раскрыть внутренний конфликт

Природные объекты – это ракушки, растения, камни, то есть что-то, где можно поселить животных. Как правило, дети любят ставить животных в песок и между ними проигрывать различные сцены. Если ребенок задействует растения, то чаще всего это говорит либо о его ресурсном состоянии, когда он чувствует себя обладающим ресурсами, либо, наоборот, об истощении.

Люди и все, что с ними связано

Пример. Некоторые дети не замечают, что кукла «беременна». Другие замечают, им это любопытно. Такая игрушка особенно пригодится при работе с ревностью между братьями и сестрами.

Игрушки на тему младенчества

К игрушкам на тему младенчества относятся коляска, игрушечная или настоящая бутылочка, пупс, кошелек и деньги, игрушки-лизуны. Игрушки-лизуны показаны детям, у которых есть проблема со стулом, запоры. Бывает, что такие дети не любят пачкаться и взаимодействовать с песком, и тогда первый этап – это взаимодействие с игрушкой-лизуном.

Куклы разных народностей и рас

Куклы разных народностей и рас нужны, когда ребенку сложно говорить о своих чувствах или каким-то другим способом обнаружить их, признать в себе. Ему будет намного проще говорить про человека или ребенка из другой расовой группы. Такое разнообразие особенно важно в поликультурных коллективах, если дети дразнят друг друга по национальному признаку или перенимают предрассудки родителей.

Игрушки, которые связаны с едой

Игрушки, которые связаны с едой, – это посуда и игрушечная еда. Такие игрушки часто выбирают дети, у которых в анамнезе краткосрочное или длительное грудное вскармливание, а также те, кому не хватило материнского тепла и внимания.

Что делать с поломанными игрушками?

Поломанных игрушек на виду в кабинете должно быть немного, одна или две. Они могут служить метафорой чего-то сломанного в душе ребенка, в семье. Например, солдат с отломанной рукой показывает ребенку, что и самый сильный человек может быть уязвимым. Остальные сломанные игрушки сложите в специальный контейнер. Они помогут работать с агрессией. Если ребенок или взрослый почувствуют гнев, предложите разломать любую игрушку из этого контейнера.

Игрушки, которые связаны с выражением агрессии

Это боксерские перчатки, дартс, пистолет, молоток, «шумелки», батаки – поролоновые палки, которыми можно безболезненно и безопасно драться. Заменить их можно трубками, на которых дети учатся плавать. Такие игрушки подойдут для работы с агрессивным поведением, чувством злости и др.

Игрушки без лиц

Игрушки без лиц подходят для проективных методов диагностики. Например, педагог-психолог показывает куклу и спрашивает: «Как ты думаешь, какое у нее настроение? С кем она дружит? Мальчик это или девочка?» Ребенок будет рассказывать про куклу, но на самом деле это будет рассказ про себя.

Игрушки без лиц можно купить в магазинах для творчества. Это могут быть заготовки для декупажа. Другой вариант – самостоятельно или на заказ сшить заготовки кукол без лица, волос, одежды.

Игрушки для песочницы

В настольной песочнице удобно использовать игрушки маленьких размеров, деревянные игрушки, мелкие сувенирные пластмассовые игрушки, брелоки без цепочки. Коллекцию миниатюр из шоколадных яиц с сюрпризом дети выбирают редко. Такие миниатюры подойдут для занятий по методу песочной терапии.

Перчаточные и пальчиковые куклы

Старайтесь не держать в кабинете фигурки героев мультфильмов, чтобы ребенок проецировал свое состояние на игрушку, а не играл заданную роль

Перчаточные и пальчиковые куклы хорошо работают с детьми, у которых есть проблемы с коммуникацией. Если ребенок не хочет с вами разговаривать, возьмите такую куклу и попробуйте поговорить с ним от лица куклы. Если ребенок все равно отказывается с вами разговаривать, то можно взять вторую куклу и начать разыгрывать между ними диалог. Это поможет ребенку заинтересоваться действием и начать на вас реагировать.

Развивающие игрушки

К развивающим игрушкам относятся 3D-пазлы, лабиринт, мозаика, настольные игры, шнуровки и бирюльки для развития моторики и концентрации внимания. Используйте их в процессе коррекционно-развивающей работы.

Игрушки-транспорт

Держите в кабинете игрушки – средства передвижения: наземный, водный и подводный, воздушный транспорт – самолеты, вертолеты, ракеты. Такие игрушки на занятиях связаны с динамикой, темпом, скоростью.

Игрушки в виде строений

К строениям относятся башни, забор, дома, палатки. Такие игрушки помогают создать границы. Также нужен домик-палатка, в котором может поместиться ребенок. Он нужен как убежище для ребенка.

Бижутерия, очки, маски

В этой же категории находятся предметы, которые связаны с внешностью, в том числе заколки для волос, флаконы от парфюма, значки, бытовые вещи, мешочки, машины. Очки и маски помогают детям говорить о тех эмоциях и чувствах, о которых сложно говорить открыто.

Структурировать ли игрушки на полках

Структурировать игрушки или нет, каждый специалист решает сам. Есть два подхода.

При первом подходе педагог хаотично располагает игрушки на полках стеллажа, чтобы наблюдать за ребенком. Можно посмотреть, как долго он будет ориентироваться, схватит ли первую попавшуюся игрушку или будет изучать весь ассортимент, будет ли злиться или расстраиваться, когда не находит нужную, или будет с любопытством исследовать то, что есть.

При втором подходе игрушки структурированы по категориям, чтобы избавить детей и родителей от лишних тревожащих факторов, таких как хаос в кабинете.

Консультация для родителей «Советы по воспитанию детей от педагога-психолога»

Консультация для родителей «Советы по воспитанию детей от педагога-психолога» Мы часто любим в ребёнке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребёнок, а мы, потому что не сумели его научить.

Дидактическая игра «Пожарный. Какие предметы помогут в тушении пожара» по картинкам из МAAM. RU-библиотеки для детей 5–7 лет

Дидактическая игра «Пожарный. Какие предметы помогут в тушении пожара» по картинкам из МAAM. RU-библиотеки для детей 5–7 лет Цель: сформировать у детей представление о предметах, помогающих пожарным в борьбе с пожаром. Задачи: - уточнить и закрепить знания детей.

Управленческий проект создания «Академии начинающего коррекционного педагога»

Управленческий проект создания «Академии начинающего коррекционного педагога» Проект создания «Академии начинающего коррекционного педагога»Выпускная аттестационная работа по курсам профессиональной переподготовки.

Советы педагога-психолога для родителей о подготовке детей к школьному обучению В своей практике я использую консультирование родителей по поводу проблем их детей. Многих родителей интересует информация о подготовке.


Более того, 10% всех продаваемых игрушек — потенциально опасны (способны пробудить в ребенке агрессию). К сожалению, «правильные» игрушки зачастую бывают незаметны среди массы ярких, кричащих Лунтиков и Смешариков. Как же родителям выбрать полезную игрушку для своего ребенка?

12 ноября в Москве впервые вручили премию Игрушка года. Самые правильные игрушки теперь будут отмечены своеобразным знаком качества — «Детские психологи рекомендуют».

— Бытует мнение, что самые лучшие игрушки – те, которые учат читать и писать, — рассказывает Елена Смирнова, профессор, доктор психологических наук, руководитель Московского центра психолого-педагогической экспертизы игрушек. — Однако ребенок развивается не тогда, когда усваивает готовые знания и отрабатывает какие-то умения, а когда учится самостоятельно решать поставленные задачи. Самые лучшие игрушки – это те, которые стимулируют, побуждают детскую активность и учат общаться и сопереживать.

Не менее важно, чтобы игрушка соответствовала возрасту ребенка.

Взгляд из колыбели

— Главное качество хорошей игрушки — ее простота и универсальность, — считает Инна Ульянова, психолог, специалист Центра игрушки. — Чем менее определенна игрушка, тем больше возможностей для игры она открывает. С универсальными игрушками можно делать все, что диктует любознательность и активность ребенка.

Основные типы игрушек для детей от 0 до 12 месяцев:

1. Погремушки – способствуют развитию концентрации внимания, зрительного, слухового восприятия и координации движений.

2. Подвески, крепящиеся на кроватке или коляске – развивают зрительную активность, учат малыша сосредотачивать взгляд на ярком пятне. Подвески-карусели развивают умение следить за движением по кругу.

3. Большая неваляшка - с большими выразительными глазами и веселой мордашкой — служит для малышей «заместителем» человека. Неожиданное появление звука привлекает внимание и радует.

Психологи рекомендуют: «Звучащие шарики» подойдут и для самых маленьких детей, и для тех, кто постарше. «Звучащие шарики» можно катать, сталкивать, они могут быть колобками и паровозиком. Если их потрясти, они звучат — малыши быстро открывают для себя эту способность и активно пользуются ею. Дети могут не просто сравнивать, как звучат разные игрушки, но и подобрать пары из тех, которые звучат одинаково.

Первые шаги — первые умения

— Игра для ребенка раннего возраста (от года до 3 лет) – это возможность узнать себя и окружающий мир, — считает Ирина Орлова, психолог, специалист Центра игрушки. – В этом возрасте малыш открывает для себя новые способы действия с уже знакомыми предметами, что позволяет ему почувствовать независимость, самостоятельность и уверенность в своих силах.

Основные типы игрушек от 1 до 3 лет:

1. Пирамидка — классическая традиционная развивающая игрушка для раннего возраста. Способствует развития точности и ловкости движений, концентрации внимания и внутреннего покоя. Учит соотносить детали по размеру и цвету, развивает мелкую моторику, образное мышление и воображение.

Психологи рекомендуют: «Веселая пирамидка». Вместо традиционных кружочков на стержень нанизываются дуги, каждая из которых изогнута по-своему. Изменение формы деталей расширило возможности игры. Малыш каждый раз вынужден прилаживать руку, что позволяет избежать стереотипных движений. Нанизывать дуги можно и через боковое отверстие — фигуры каждый раз получаются разными.

2. Кубики — первые игры с кубиками начинаются с экспериментирования (бросания, перекатывания, ощупывания), потом они используются для строительства, а затем служат строительным материалом для сюжетных игр.

3. Транспортные игрушки (для мальчиков) — развивают моторику и будят воображение, активно используются в сюжетных играх – для перемещения персонажей и осваивания социальных ролей.

4. Куклы (для девочек) – куклы служат заместителями человека и незаменимы для полноценной сюжетной игры. В тоже время из-за своей конкретности и реалистичности зачастую ограничивают игру и тормозя, сводя ее к простым действиям с предметами, тем самым тормозя мышление и воображение ребенка.

Скоро в школу!

— Дошкольный возраст ( от 3 до 7лет ) — один из важных этапов в жизни ребенка, определяющей его дальнейшее развитие, — рассказывает Алла Коркина, психолог, специалист центра игрушки, — ребенок уже чувствует свою самостоятельность и испытывает острую потребность в ее реализации.

Основные типы игрушек для дошкольников:

1. Конструктор. Конструирование — важнейший вид деятельности дошкольного возраста. Важно, чтобы игрушки конструкторского типа давали возможность максимально проявить свою фантазию и позволяли исследовать, экспериментировать, познавать.

Психологи рекомендуют: строительный набор № 2, Россия. Из деревянного, приятного на ощупь и конструктора можно возвести целый город – со сказочными замками, надежными крепостными стенами и ажурными беседками. Конструирование требует аккуратности и сосредоточенности, умения концентрироваться. Строительный набор подходит как для совместной, так и для индивидуальной игры. Уборка конструктора в коробку после игры — важный момент в воспитании аккуратности детей.

2. Наборы для совместных игр — учат ребенка общению, принимать решения, уступать и действовать сообща.

Психологи рекомендуют: Игра «Доктор Ежик», Германия. В отличие от других игр, побуждающих детей соревноваться, в «Докторе Ежик» цель общая для играющих. Доктор везет лекарства другим персонажам. Чтобы справится с задачей, дети должны действовать сообща, а значит, учиться уступать, договариваться и слышать друг друга.

3. Образные игрушки. К ним относятся все игрушки (в образе человека или животного) с которыми можно обращаться, как с живыми персонажами. В игре с ними малыш проигрывает свой жизненный опыт и «отрабатывает» волнующие его моменты человеческих взаимоотношений.

Психологи рекомендуют: Бычок, Россия. Образ несамостоятельного, нуждающегося в заботе существа так и просится в сюжетную игру, пробуждает в ребенке сочувствие и заботу о младших.

4. Пазлы — формируют пространственное мышление, развивают умение поэтапно решать поставленные задачи, вырабатывают усидчивость, сосредоточенность и концентрацию внимания.

Психологи рекомендуют: Пазл «Репка», Россия. Игрушка, сочетающая функции пазла и набор для режиссерской игры. Малыш не просто подбирает игрушки, подходящие по форме, но и формирует целостный облик любимой сказки. Герои могут стать персонажами для других историй.

Источником для игры может стать известный ребенку сказочный сюжет.

Детство или отрочество

— Младший школьный возраст ( 7-10 лет) – это последний срок, когда ребенок играет в игрушки, не стесняясь, — считает Мария Соколова, психолог, специалист центра Игрушки. — Главные игрушки в этом возрасте – те, которые помогают развиться детской фантазии.

Основные типы детских игрушек для младшего школьного возраста:

1. Конструкторы. С большим количеством разноцветных деталей, с наличием элементами ландшафта и архитектуры, фигурками человечков для проигрывания всевозможных социальных ролей и ситуаций.

Психологи рекомендуют: конструктор «Город на ковре», Россия. Деревянный конструктор, включающий 65 деталей, развивает пространственное мышление и учит соотносить собственные фантазии с имеющимися материалами.

2. Наборы для режиссерской игры. Если в ролевых играх малыши примеривают разные роли на себя, то в режиссерских дети руководят процессом и персонажами-игрушками, приучаясь к ответственности и самостоятельности.

Психологи рекомендуют: Игра «Семейная яхта», Германия. Воплощает лучшие качества детской игрушки – открытость творчеству и фантазии. В комплект входят яхта, 4 фигурки — которые могут быть как членами экипажа, так и семьей, отправившейся в путешествия, — и морские аксессуары.

3. Партнерские игры — (шашки, шахматы, игры- бродилки, морской бой и т.п.) учат прогнозировать, планировать свои действия в зависимости от действий партнера по игре и выстраивать выигрышные стратегии.

Сейчас это не просто модная тема, это действительно очень важное направление в развитии ребёнка.

Когда мы развиваем эмоциональную сферу, мы помогаем ребенку:

  1. Определить свои чувства
  2. Внимательно относиться к чувствам другого человека

Оба пункта важны для определения личностных границ.

Нас в детстве этому не учили, поэтому сейчас многим из нас приходится страдать от того, что мы не умеем выстраивать здоровые границы. Зачастую мы ощущаем себя униженным, уязвлёнными, испытываем чувство вины, и, главное - имеем низкую самооценку.

Конечно, мы хотим помочь нашим детям быть более здоровыми в психологическом плане.

Также эмоциональный интеллект позволяет не только понимать свои эмоции, но и контролировать их! И, конечно, в процессе обучения мы вместе с ребёнком перестаём бояться озвучивать свои чувства, и начинаем прямо и открыто говорить о них . А это качество является одним из основных в выстраивании гармоничной и осознанной жизни .

Итак, как же достичь высокого эмоционального интеллекта?

Во-первых, как я уже сказала, мы учим ребёнка определять эмоции . Для этого прекрасно подходят современные дидактические игры, которые я покажу в конце статьи.

Во-вторых, учимся озвучивать свои эмоции , показывая малышу на личном примере-как эти эмоции называются, как мы их проявляем.

Не стоит бояться негативных эмоций. Дети должны знать, что гнев, обида, злоба, раздражение существуют. Только вот выражать их можно экологично, не срываясь на крик, истерику и битье посуды. Если родители не умеют ещё этого делать, с детьми как раз можно будет научиться. Ведь мы-пример.

В-третьих, учиться эмпатии .

Обращать внимание на эмоции других людей. Задавать вопросы по типу: «Как ты думаешь, как себя чувствует тот дядя в очереди?» Или: «Как ты считаешь, бабушка расстроена?» . Интересное задание, которое к тому же развивает образное мышление и воображение. Здесь тоже могут помочь игры, книги и пособия.

Начинать эмоциональное воспитание можно уже с полутора лет - показывать карточки с эмоциями (помимо того, что нужно гримасничать с малышом самим). Показывать свои эмоции, озвучивая их - как описано выше.

А после четырёх лет идёт уже осознанное развитие эмоционального интеллекта, когда ребёнок способен рассуждать, делать выводы и контролировать свои чувства.

Я подготовила для вас перечень наиболее полезных игр , которые помогут вам и вашему ребёнку развить эмоциональную сферу:

Сегодня новоиспеченной, да порой и опытной, маме сложно разобраться в огромном ассортименте развивающих игрушек для малышей. Я попробую дать небольшой обзор, чтобы облегчить выбор. На самом деле, если у родителей богатая фантазия, и они могут придумать развивающие игры из подручных средств, то не стоит тратить уйму денег на специальные игрушки. Но, как показывает практика, так получается не у всех. Тем более, по мнению нейропсихологов хотя бы минимальный набор развивающих игрушек обязательно нужен в семье, где есть малыш. Они отлично обогащают сенсорный опыт и помогают развить основные психические функции.

Сегодня не буду говорить о главном - что развивающие игрушки и мелкая моторика - это всего лишь малая часть общего развития. В основном, конечно, ребенка развивает движение и общение со взрослым. Делаю такую пометку на всякий случай, вдруг остались еще родители, которые верят в то, что развивающие игрушки имеют огромное значение в жизни ребенка.

Также хочу отметить то, что развивающие игрушки и игрушки, с помощью которых ребёнок может занять себя сам-это разные вещи. Когда мы приобретаем новую полезную игру, мама должна сразу понимать, что в неё нужно играть в месте с малышом и стараться не допускать угасания интереса. Угасание интереса -это когда ребёнок начинает кидаться кубиками и прочими составляющими игры. В этот момент нужно переключить его внимание на какую-то новую игру, и постараться забрать предыдущее пособие.

Развивающие игрушки малышам до года:

Этот раздел заслуживает отдельной статьи, я хочу остановиться лишь на нескольких моментах.

До года почти все игрушки можно сделать своими руками. Что касается музыкальных игрушек, мобилей-это не развивающие игрушки, это помощники мамы.

Для развития подходят ленты, с помощью которых ребёнок учится захватывать предмет, и любые небольшие предметы- игрушки, погремушки, кубики, различные на ощупь. То есть, нужно предлагать малышу трогать совершенно разные поверхности, тем самым, развивать сенсорные ощущения.

Почему ребенок не умеет дружить? Как быть, если он закатывает истерики по любому поводу? Что делать, если школьные оценки вызывают у него стресс и слезы? Психолог Анастасия Глебова рассказала, как развитие эмоционального интеллекта помогает малышу спокойно справляться со сложными ситуациями и выходить из них победителем.

Для чего нужен EQ

Эмоциональный интеллект (или, как принято писать в профессиональной литературе, Emotional Quotient) – это способность распознавать эмоции и чувства. Причем как свои собственные, так и других людей. Он позволяет контролировать свое поведение, понимать, почему окружающие ведут себя так или иначе, и при необходимости подбадривать, успокаивать, сочувствовать. По сути, это важнейший навык общения в любом возрасте. И формируется он, конечно же, с детства.


Эмоциональный интеллект (EQ) и умственный интеллект (IQ) существуют в паре, они не отделимы и зависят друг от друга. И наличие высокого уровня IQ просто невозможно без развитого эмоционального интеллекта.

Высокий уровень эмоционального интеллекта у детей:

  • помогает дружить, общаться со сверстниками и взрослыми;
  • способствует популярности ребенка в коллективе;
  • стабилизирует эмоциональную сферу;
  • помогает адекватно воспринимать критику, школьные оценки;
  • улучшает успеваемость;
  • предотвращает различные социальные отклонения.

Если же говорить о дальнейшей жизни, то высокий эмоциональный интеллект снижает уровень стресса на работе, помогает легче добиваться профессионального успеха и справляться с неудачами, выстраивать гармоничные отношения с партнером и строить крепкую семью.


Что должно насторожить родителей

Косвенными признаками недостаточно развитого эмоционального интеллекта у ребенка могут быть:

  • истерики и скандалы по самому незначительному поводу;
  • отсутствие друзей или частые ссоры с ними;
  • нежелание идти в школу, причину которого ребенок не может объяснить;
  • страх неудачи и боязнь пробовать новое;
  • неумение пересказывать прочитанный текст, сложности с сочинениями;
  • сложности с выполнением творческих заданий, отсутствие фантазии.

Это лишь несколько поверхностных симптомов, которые могут стать для родителей звоночком: пора помогать ребенку.

Некоторые дети очень быстро развивают EQ почти самостоятельно – за счет активного общения, наблюдательности, умения выстраивать причинно-следственные связи различных поступков и реакций. Другим требуется помощь взрослых. Сегодня существует большое количество специальной литературы и рабочих пособий для развития эмоционального интеллекта, однако многие техники можно применять в быту и без специальной подготовки.


Как развивать эмоциональный интеллект у детей 0+

Развитие эмоционального интеллекта у ребенка происходит с самого раннего возраста, с первых сказок, песен, общения с мамой и папой. До 5 лет активная роль в этом процессе принадлежит именно родителям. И даже если вам кажется, что вы не делаете ничего особенного, это не так. Вы общаетесь с ребенком, проговариваете все, что происходит вокруг него, показываете картинки в книжках, читаете стихи и сказки и своей интонацией показываете, когда говорит мышка, а когда медведь.

Вспомните, как мама младенца комментирует: «Ты расстроился, потому что голодный? Сейчас мама тебя покормит. Смотри, папа пришел с работы! Ты так рад папе!» Это не что иное, как обозначение ситуации и эмоций. Раз за разом эти беседы делают свое дело: создают нужные нейронные связи, помогают малышу разобраться, как устроен этот мир.

Еще одна важная задача в общении с ребенком – проговаривать эмоции: свои, ребенка, других людей на улице, героев сказок и мультиков. Например, читаем стихи Агнии Барто и говорим: «Смотри, Таня огорчилась, у нее грустное личико и слезки на глазах. Она уронила мячик в речку и расстроена, потому что это ее любимая игрушка. Таня переживает, боится остаться без мячика. Давай ее успокоим? Тише, Танечка, не плачь (ручкой ребенка гладим нарисованную девочку по голове), не утонет в речке мяч».

Идеальный тренажер для таких занятий – улица. Там всегда что-то происходит. Машина гудит сердито «Б-и-и!», опаздывает, хочет, чтобы ее пропустили. Мальчик играет с собакой: он смеется, собака весело лает и виляет хвостом. Девочка упала с велосипеда, разбила коленку: ей больно, она плачет, а мама ее утешает. Научитесь подмечать такие моменты и рассказывать ребенку о том, кто и что сейчас чувствует, что происходит. Можно также возвращаться к ярким историям или воспоминаниям: «Смотри, как огорчился мальчик, что у него забрали игрушку. Помнишь, мы читали в книге такую историю? Очень неприятно, когда кто-то без спроса берет твои вещи». И так далее, все примеры и выводы зависят от фантазии взрослого и актуальной ситуации.


Игры для развития эмоционального интеллекта у детей 5+

С дошкольниками и младшими школьниками уже можно играть в специальные игры для тренировки и развития эмоционального интеллекта. Большое преимущество таких игр в том, что они веселые и не требуют особой подготовки. В некоторые можно играть по пути в детский садик или школу. Они помогают снимать эмоциональное напряжение, иногда с их помощью ребенок может раскрыть свои тревоги и страхи, рассказать вам что-то сокровенное. Очень важно для взрослого в момент игры быть максимально включенным в процесс: слушать, сопереживать, реагировать. Заодно и свой эмоциональный интеллект потренируете.

«Дай карандаш»

Играющим предлагается произнести фразу «Дай карандаш» с разными интонациями: весело, затем грустно, со злостью, обидой и так далее. Можно заранее распечатать смайлики и показывать их, чтобы задавать тон, либо просто озвучивать условия.

В зависимости от возраста детей задания могут быть простые (как описано выше) или сложные: как будто долго бежал и устал, прощаешься с любимым другом на все лето, как будто боишься того, у кого просишь, или ему грозит опасность, а надо срочно предупредить. Для детей постарше в конце игры можно провести небольшую рефлексию: обсудить, что они чувствовали, когда у них просили карандаш злобно, грубо или ласково и вежливо.

«Сказка на новый лад»

Еще одна вариация предыдущей игры. Предложите ребенку пересказать хорошо известную сказку с определенной интонацией. Либо поменять местами героев: пусть Красная Шапочка будет злой и грубой, а Серый Волк ласковым и добрым. Так веселая затея поможет скоротать время, например, в долгой поездке в машине. О других играх в дороге мы писали ранее.


«Разноцветная классика»

Лучше всего для этой игры использовать классические произведения (к примеру, Чайковского или «Времена года» Вивальди), поскольку они идеально передают разное настроение. Предложите ребенку нарисовать музыку. Пусть он возьмет цветные фломастеры или краски, которые соответствуют звучащему произведению, и попробует с их помощью передать настроение на бумаге. Это могут быть крупные резкие мазки или плавные линии, какие-то конкретные изображения или просто каракули. Самое главное – обязательно обсудите с ребенком рисунок. Попросите пояснить, почему он выбрал те или иные цвета, почему на картинке преобладают острые углы и яркие краски либо плавные линии и нежные тона. Какое настроение было у малыша, когда он рисовал под музыку? О чем он фантазировал?

«Танцуем настроение»

Отличный способ не только проработать эмоциональный интеллект для ребенка, но и снять стресс для взрослого и как следует вместе подурачиться. Играем по принципу «что слышу, то танцую». Отключаем рациональное и включаем фантазию: ваша задача двигаться так, как звучит музыка. А во время передышки снова обсуждаем: «Почему мы с тобой так сильно топали? Потому что музыка серьезная, грозная. Как на войне. Значит, мы сильные и смелые, как солдаты. Так звучит марш. А потом мы двигались плавно, красиво, хотелось кружиться, быть мягкими, легкими – это был вальс».

Настольная игра Brainy Trainy «Эмоциональный интеллект»

Это один из примеров готовых настольных игр, тренирующих эмоциональный интеллект. Можно купить готовую колоду либо сделать ее самостоятельно, опираясь на возраст и уровень развития вашего ребенка. На одной стороне карточки описана ситуация и варианты действий. Ребенок выбирает, как бы он поступил, и объясняет почему, а затем смотрит правильный ответ с пояснениями на обратной стороне карточки. Вообще любые настольные игры на тренировку воображения и логики станут отличным подспорьем в развитии EQ.

«Где живут эмоции?»

Для ребят постарше, которые уже научились определять и описывать эмоции, можно проводить такую игру: спрашивать, где в теле живут эмоции. Дети умеют объяснять это лучше взрослых. Например, малыш испугался, когда залаяла собака. Можно после обсудить это: «Что ты почувствовал? Где у тебя живет страх? А как ты удивляешься? Вот такие большие глаза становятся? Вот это да!»

В ходе игры некоторые дети рассказывают, что если им страшно, то у них болит животик, а ноги перестают слушаться, хочется руками себя обнять и так далее. Эта важная информация поможет родителям лучше понимать своего малыша и помогать ему переживать стрессовые ситуации.

«Разговор на языке эмоций»

Читайте также: