Психотерапевтический метод воздействия на детей путем применения игр игрушек и других элементов это

Обновлено: 04.05.2024

Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Выделяют несколько классификаций основных видов и форм игротерапии в зависимости от критериев, положенных в их основание:

1. В зависимости от теоретического подхода выделяют:

– игротерапию в психоанализе;

– игротерапию, центрированную на клиенте;

– игротерапию отреагирования;

– игротерапию отношений;

– примитивную игротерапию;

– игротерапию в отечественной психологической практике.

2. В зависимости от функций взрослого в игре различают:

– недирективную игротерапию;

– директивную игротерапию.

3. По форме организации деятельности:

– индивидуальную игротерапию;

– групповую игротерапию.

4. По структуре используемого материала:

– игротерапию с неструктурированным материалом;

– игротерапию со структурированным материалом.

Все перечисленные виды и формы игротерапии применяются в коррекционно-развивающей работе с детьми. В психологической работе со взрослыми игра используется в групповой психотерапии и социально-психологических тренингах в виде специальных упражнений, заданий, направленных на развитие коммуникативных навыков, разыгрывание проблемных ситуаций и т. п.

Развитие теории и практики игры в терапевтических и коррекционных целях длительное время проходило в основном в рамках двух подходов – сначала психоаналитического с 20-х гг. XX в., а начиная с 50-х гг. – гуманистически ориентированного. Каждый из этих подходов реализовал в игровой терапии свое представление о психологической сущности игры, механизмах ее коррекционно-развивающего воздействия, роли игры для развития личности ребенка.

Наиболее разработанными направлениями игровой терапии являются : детский психоанализ, игровая психотерапия отреагирования, игровая терапия построения отношений и недирективная игровая терапия. Все эти психотерапевтические школы во многом строят процесс игровой терапии с ребенком одинаково: ребенок играет в специально оборудованной игровой комнате, а психотерапевт присутствует в этой комнате и определенным образом реагирует на его действия. Различается степень активности терапевта, а также интерпретация детской игры.

Одной из первых игровую терапию стала применять А. Фрейд. Психоаналитики обнаружили, что основные методы психоанализа на детях не работают. Дети не могут описывать словами свои тревоги, их не интересует исследование собственного прошлого, не работает метод словесных ассоциаций из-за маленького словарного запаса, склонности к персеверациям и т. д. Поэтому вместо этих методов психоаналитики стали использовать наблюдение за игрой ребенка и исследование детских рисунков.

В 1930-х гг. возникло направление психотерапии отреагирования – структурированной игровой терапии для работы с детьми, пережившими психотравмирующее событие. Ее родоначальником был Дэвид Леви. Его подход основывался на том, что игра дает детям возможность отреагирования психических травм. Курс такой игровой терапии строится в три этапа: 1-й этап – установление контакта – свободная игра ребенка, его знакомство с комнатой и психотерапевтом; 2-й этап – введение в игру ребенка какой-либо ситуации, напоминающей психотравмирующее событие, с помощью специально подобранных игрушек. В этой ситуации ребенок сам управляет игрой и тем самым перемещается из пассивной роли пострадавшего в активную роль. 3-й этап – продолжение свободной игры ребенка. В такой игровой терапии используется директивный принцип, т. е. инициатива в игровых ситуациях принадлежит психотерапевту. Важна тщательная техническая и методическая подготовка сеансов такой игровой терапии. Заранее составляется план ролевой игры с учетом возраста, особенностей психоэмоционального состояния клиента, конечной цели психотерапии.

Гуманистически ориентированный подход в психологической практике применительно к детям представлен терапией, центрированной на ребенке (недирективной) и терапией отношений.

Игровая терапия отношений связана с исследованиями Джесси Тафт и Фредерика Алена в 30-х гг. ХХ в. В ней основное внимание уделяется терапевтической силе эмоциональных отношений между терапевтом и пациентом (полным принятием ребенка, вере в его способности, отношению к ребенку как к личности, которая, опираясь на свою внутреннюю силу, способна конструктивно изменить свое поведение. Цель такой терапии не в том, чтобы изменить ребенка, а помочь ему утвердить свое Я, чувство собственной ценности, уверенности в себе, ведь каждый ребенок – уникальная личность и обладает внутренними источниками саморазвития.

Основываясь на гуманистических принципах, Вирджиния Экслайн разработала систему недирективной игровой психотерапии у детей – игротерапии, центрированной на клиенте, цели которой состоят в самопознании и самоуправлении ребенка, в создании условий для его роста, развития, самореализации. Она рассматривала игру как средство максимального самовыражения ребенка, где он может полностью раскрыть свои чувства и переживания.

Психотерапевт же не вмешивается в игровую активность ребенка, не управляет им, а наблюдает, изучает его эмоциональные и поведенческие реакции в различных игровых ситуациях и старается понять личностные особенности.

Значимой фигурой в недирективной игровой психотерапии является Гарри Лэндрет. В своей книге «Игровая терапия : искусство отношений» он представляет теоретические аспекты этого вида терапии. Игровую терапию он определяет как «динамическую систему межличностных отношений между ребенком и терапевтом, обученным процедурам игровой терапии, который обеспечивает ребенка игровым материалом и облегчает построение безопасных отношений для того, чтобы ребенок мог наиболее полно выразить

и исследовать собственное Я (чувства, мысли, переживания и поступки) с помощью игры – естественного для ребенка средства коммуникации». Г. Лэндрет описывает другой взгляд психотерапевта на ребенка – взгляд сидящего рядом, а не сидящего напротив с «объективным» взглядом исследователя, взрослого, что-то знающего априори. Его книга является настольной для многих игротерапевтов.

По мнению И. Ю. Млодик, единственная организация процесса в недирективной психотерапии – это организация поддержки ребенка в процессе пребывания в своем внутреннем мире, когда ребенок проявляет свои чувства, желания, проживает и осуществляет их в процессе игры. Тогда ребенок становится сильнее, умнее, счастливее, он взрослеет. Это сложнее, чем кажется, ведь взрослые очень быстро привыкают к тому, чтобы направлять людей, оценивать их, воздействовать на них, осуществлять свой выбор. Данные желания транслируются детям через мысли, чувства, речь, жизненные установки, поэтому психотерапевту, работающему в недирективной психотерапии, приходится специально обучаться новым навыкам в своем поведении и речи.

Недирективная игротерапия позволяет успешно решать следующие коррекционные задачи:

1. Выявление и актуализация внутренних ресурсов ребенка.

2. Расширение репертуара его самовыражения. Игра предоставляет в распоряжение ребенка символы, которые заменяют ему слова. В значительной степени игра ребенка является его языком, а игрушки – словами.

3. Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Лишенный управления извне ребенок начинает лучше и эффективнее управлять своими внутренними процессами самостоятельно.

4. Коррекция отношений в системе «ребенок – взрослый».

В 60-х гг. XX в. в США в связи с появлением программ психологической помощи детям в начальной школе возникло еще одно направление игровой терапии – примитивная игротерапия, которая является дополнением к обучающей среде и помогает эффективно использовать свои способности к учению любым детям, а не только тем, кто имеет дефекты психического развития.

На сегодняшний день большинство психотерапевтов используют комбинированный подход, сочетая в процессе игровой терапии принципы психодинамической, недирективной игровой терапии и терапии отреагирования.

В последние десятилетия наблюдается большой интерес к использованию метода игровой терапии и в России. При этом происходит творческое переосмысление и обогащение теории и практики игротерапии на основе теории психического развития ребенка и теории детской игры, разработанной в трудах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца и др.

По мнению Д. Б. Эльконина, трудности поведения у детей в большинстве случаев обусловлены конфликтными отношениями между взрослыми и детьми. Оптимальной формой моделирования и исследования этих отношений является сюжетно-ролевая игра. При этом сюжетом игры становится область действительности, которая в ней воспроизводится. Структура такой игры

– роль, которую ребенок берет на себя и в которой обобщенно, в символическом виде воспроизводит деятельность взрослых или сверстников;

– игровые действия – символические действия, носящие изобразительный характер, свободные от операционально-технической стороны, что позволяет моделировать систему отношений между людьми;

Д. Б. Эльконин отмечает, что игра – это «деятельность, преодолевающая эгоцентризм», механизмом децентрации является принятие и исполнение ребенком роли, которая подразумевает отличную от его собственной точку зрения, другую позицию. Для реализации сюжетно-ролевой игры в игровой терапии предпочтительной считается групповая форма работы. Функция взрослого состоит в организации игры, ориентировке детей в проблемных и конфликтных ситуациях. К каждому занятию психолог должен подобрать специальные сюжеты, в которых отражались бы такие ситуации, специфические для отдельного ребенка или для конкретной группы. Психотерапевтический эффект достигается за счет способности ребенка уподобляться ролевому образу. Полезно в ходе игры меняться ролями, чтобы каждый мог побыть в нескольких образах, опробовать разнообразные модели поведения (например, один ребенок играет роль учителя, остальные – учеников, затем дети меняются ролями). При этом ребенок может переносить на игровой образ собственные, в том числе негативные, эмоции и качества и при этом видеть их как бы со стороны, что способствует преодолению отрицательных эмоциональных состояний, перестройке эмоциональной личностной сферы.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих недостаточный социальный опыт, подходят игры-драматизации по сюжетам знакомых сказок. В такой форме работы психолог предварительно должен обсудить содержание сказки с ребенком, помочь воссоздать образы ее персонажей.

Основными психологическими механизмами коррекционного

воздействия игры являются следующие механизмы:

– моделирование системы социальных отношений в игровых условиях, исследование и ориентировка в них ребенка;

– изменение позиции ребенка в направлении преодоления эгоцентризма и последовательной децентрации, что способствует познанию собственного Я в игре, возрастанию социальной компетентности;

– формирование наряду с игровыми отношениями реальных равноправных партнерских отношений сотрудничества между ребенком и сверстниками;

– организация поэтапной отработки в игре новых адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях и их усвоение;

– формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли и поведение в игровой комнате.

Характеристика игр с готовым содержанием и правилами. У каждого народа имеются игры, которые в течение веков создавались взрослыми для детей, а некоторые и самими детьми. Те и другие передавались.

Характеристика общего недоразвития речи ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ Характеристика ОНР по Левиной: ОНР– это такая форма аномалии, под которой следует понимать нарушение всей речевой.

Характеристика организации здоровьесберегающей деятельности в ДО

Характеристика организации здоровьесберегающей деятельности в ДО Работа в ДО по сохранению и укреплению здоровья детей связана не только с деятельностью воспитателей, но и всех специалистов: педагога-психолога,.

Характеристика на воспитанника ДОУ (младший возраст) Число, месяц, год рождения: Адрес регистрации ребенка: Адрес проживания ребенка: Забелинский Артем поступил в МДОУ на основании путевки.

Конспект единой НОД «Крым и Россия — общая судьба» (младшая группа)

Конспект единой НОД «Крым и Россия — общая судьба» (младшая группа) Цель: познакомить детей с новым для них праздником. Задачи: Развивать у детей интерес к событиям происходящим в Крыму; формировать у детей.

Психотерапия - виды и методы

  • Арт-терапия
  • Клиент-центрированная психотерапия
  • Когнитивно-поведенческая терапия
  • Телесная терапия
  • Психоанализ
  • Десенсибилизация и переработка при помощи движения глаз
  • Танцевально-двигательная терапия
  • Семейная терапия
  • Гештальт-терапия
  • Гипноз
  • Юнгианский анализ
  • Психодрама

Если вы приняли решение посетить психотерапевта, то есть большая вероятность, что вскоре вы столкнетесь с разными видами и методами терапии и встанете перед выбором: какой из них предпочесть? Ведь методики ориентированы на разных людей, разные проблемы и имеют разные конечные задачи. Чтобы получить максимально возможный результат от психотерапии, стоит изучить ее виды.

Рассказываем все подробности о видах и методах психотерапии, чтобы помочь с непростым выбором как психологам, так и пациентам.

Для чего разбираться в видах психотерапии?

Психотерапия - виды и методы

Термин «психотерапия» подразумевает гигантское количество направлений, подходов и методов, начиная с индивидуальных бесед и заканчивая играми, танцами и тестами. Все методики помогают исследовать человеческие эмоции и найти маршрут к улучшению жизни.

Сегодня многие обращаются за помощью к специалистам или хотя бы задумываются о таком шаге. Однако, выбрать не так-то просто: кто-то из терапевтов работает с парами, а кто-то с семьями или группами людей, кто-то – с детьми и подростками, а кто-то со взрослыми, а самих направлений такое множество, что несложно запутаться. Знакомые могут порекомендовать хорошего врача, излечившего их от депрессии, но ведь ваша ситуация, скорее всего, абсолютно другая. Сами же специалисты чаще всего предлагают использовать лишь те методы, которые практикуют. И люди задаются логичным вопросом: а что конкретно поможет именно мне?

Основные виды и методы психотерапии

Арт-терапия

Психотерапия - виды и методы

Уникальная методика, основанная на лечении посредством разговорной терапии и творчества, суть которой заключается в гипотезе, что творчество – это внешнее выражение внутренних эмоций, грамотно считывать которые – и есть основная задача арт-терапевта.

  • метод не имеет противопоказаний и используется в работе как со взрослыми, так и с детьми;
  • индивидуальным пациентам, парам, семьям, группам, сообществам;
  • детям и взрослым с нарушениями речи;
  • клиентам, которые испытывают трудности с самовыражением;
  • людям, пережившим травму;
  • подверженным детским страхам и соматическим расстройствам;
  • пациентам, испытывающим проблемы в общении;
  • испытывающим трудности в учебе и образовании.

Театральные постановки, музыка, рисование, лепка, создание скульптур, любое другое искусство.

Клиент-центрированная психотерапия

Психотерапия - виды и методы

Один из самых популярных методов у современных психотерапевтов, в основе которого бытует утверждение о том, что пациент способен самостоятельно стать лучшей версией себя, выявить причины своих проблем и найти решение по их устранению.

  • людям, которые испытывают недостаток понимания, сочувствия, тепла;
  • стремящимся исследовать свои мысли;
  • подверженным неврозам, тревогам и депрессиям;
  • желающим разрешить социальные и семейные конфликты;
  • в решении проблем развития ребенка.

Терапевт путем доверительного диалога только сопровождает и направляет клиента, предлагает, на что обратить внимание.

Когнитивно-поведенческая терапия

Психотерапия - виды и методы

Терапевт и пациент вместе исследуют, при каких ситуациях автоматически возникают негативные мысли. При помощи методов смягчения жестких убеждений и специальных упражнений закрепляются новые навыки, и постепенно пациент учится жить с более гибкими взглядами.

Телесная терапия

Психотерапия - виды и методы

  • страдающим психосоматическими заболеваниями;
  • при депрессивных, стрессовых и тревожных состояниях;
  • для повышения уровня здоровья в целом;
  • людям, имеющим пагубные привычки;
  • подверженным паническим атакам.

Психоанализ

Психотерапия - виды и методы

Родоначальник этого популярного учения – Зигмунд Фрейд – положил в основу психоанализа задачу распознать бессознательные процессы пациента (посредством анализа слов, мыслей, снов и фантазий), обнаружить истинные внутренние проблемы и выстроить новые отношения с внешним миром.

  • желающим ответить на свои внутренние вопросы и выстроить позитивные отношения с окружающими;
  • при различных невротических состояниях;
  • людям с заниженной самооценкой.

Сеанс проходит так: пациент ложится на кушетку, старается максимально расслабиться и рассказывает вслух все, что приходит ему в голову. Основной метод психоанализа – свободные, гибкие ассоциации, дающие терапевту доступ к подсознанию пациента.

Десенсибилизация и переработка при помощи движения глаз

Психотерапия - виды и методы

Метод работы с травматическими и негативными воспоминаниями пациента.

  • неуверенным в себе людям;
  • при посттравматическом стрессовом расстройстве;
  • для избавления от последствий эмоциональной травмы;
  • пациентам с низкой самооценкой;
  • при навязчивых мыслях, обидах, чувстве вины.

Во время сеанса психотерапевт просит клиента вообразить прожитые негативные ситуации и одновременно водит пальцем или указкой перед лицом, запуская механизм переработки информации при помощи специфических движений глаз. После такого метода память о произошедших болезненных событиях сохраняется, но человек больше не воспринимает случившееся остро.

Танцевально-двигательная терапия

Психотерапия - виды и методы

Одна из самых динамичных и экспрессивных форм психотерапии, основанная на взаимосвязи тела и разума. Движение под музыку способствует самовыражению, улучшению эмоционального состояния и внешнего вида, формирует положительный образ себя самого, поэтому пациенты с удовольствием занимаются танцами. Психотерапевты включают танцевально-двигательную терапию в свои реабилитационные программы, потому как этот метод практически не имеет противопоказаний и подходит детям и взрослым.

  • людям любого пола и возраста, желающим улучшить самооценку, двигательные и координационные функции;
  • стремящимся проработать эмоциональные зажимы;
  • подверженным депрессиям;
  • страдающим эмоциональными расстройствами и нарушениями межличностного общения.

Семейная терапия

Психотерапия - виды и методы

  • семьям, желающим урегулировать детско-родительские и супружеские отношения;
  • семьям, имеющим проблемного непослушного ребенка;
  • любому члену семьи с невротическим или психосоматическим расстройством;
  • людям, тяжело переживающим утрату члена семьи.

Специалист беседует со всей семьей и с каждым ее членом в отдельности. В процессе консультаций используются тесты, рисунки, игры и домашние задания для создания новых взаимоотношений и поведения, которые устроят всех членов семьи.

Гештальт-терапия

Психотерапия - виды и методы

Метод психотерапии, основанный на убеждении, что люди стремятся к душевному и физическому здоровью, но шаблонные модели поведения создают для этого препятствия. Гештальт-терапия при помощи специальных упражнений помогает человеку проработать непрожитые чувства и незавершенные истории, учит жить «прямо сейчас», активизируя ответственность за свое поведение, тягу и способность к полноценной жизни. Гештальт-терапия – это эффективный подход в работе с детьми и подростками.

  • стремящимся к полноценной жизни;
  • при склонности к подавлению чувств и желаний;
  • людям, испытывающим сложности в общении;
  • при страхах, тревогах, апатии, плохом настроении;
  • желающим разобраться со своим прошлым;
  • пациентам, испытывающим сильное волнение в незнакомом обществе;
  • при неконтролируемой агрессии.

Индивидуальные или групповые консультации, в процессе которых осваиваются методики самостоятельного выбора поведения. На первой беседе психотерапевт и клиент(-ты) договариваются о желаемом результате и обсуждают способы его достижения, планируют продолжительность и количество встреч.

Гипноз

Психотерапия - виды и методы

Гипнотерапия вводит пациента в глубокое состояние расслабленности и измененного состояния, в котором бессознательный разум способен беспрепятственно воспринимать новые возможности, мысли и установки поведения.

  • при решении конкретной проблемы;
  • тем, кто хочет изменить поведение или отношение к острой ситуации;
  • для лечения болей;
  • при стрессах, беспокойстве и тревоге;
  • стремящимся избавиться от вредных привычек;
  • людям, желающим развиваться.

Психотерапевт во время беседы использует особый метафорический язык, чтобы затронуть бессознательное пациента.

Юнгианский анализ

Психотерапия - виды и методы

Аналитические тактики Юнга основаны на анализе архетипов личности и сновидений и способны расширить сознание пациента с целью выстроить новые ценности и достичь эмоциональной гармонии.

  • в достижении гармонии и целостности личности;
  • в решении семейных и межличностных проблем;
  • людям, переживающим кризисную ситуацию;
  • людям, стремящимся к позитивному восприятию окружающего мира;
  • маленьким детям для коррекции сильных и болезненных переживаний;
  • для купирования психологической боли и страданий;
  • при тревожных расстройствах, депрессиях и других невротических состояниях.

Доверительная беседа, в процессе которой клиент говорит обо всем, что приходит в голову – запретных тем не существует. Терапевт также приглашает клиента к творчеству – выразить свои чувства и мысли посредством рисунка, ведения дневниковых записей, стихов. Словом, используется все то, что может помочь человеку понять себя.

Психодрама

Психотерапия - виды и методы

Область психотерапии, подразумевающая участие группы людей в ролевой игре, в которой разыгрываются острые жизненные ситуации из реальной жизни одного из участников.

  • желающим увидеть свои эмоции со стороны и начать противостоять конфликтам;
  • стремящимся научиться новым эффективным способам решения проблем.

Инсценировка действий по сюжету реальных событий, прожитых одним из участников, в ходе которой он сам и состоящие в группе люди погружаются в стрессовую ситуацию, «проживают» ее, с целью получить ответы на свои вопросы. Поддержка участников группы и психотерапевта помогает найти верное решение в конкретной ситуации.

Какой вид психотерапии выбрать?

Психотерапия - виды и методы

Мы рассказали лишь об основных терапевтических методиках, коих в практике действующих коррекционных специалистов великое множество.

Сразу ответим, что нет идеального вида психотерапии, который был бы лучше и эффективней всех остальных. Выбор должен зависеть от особенностей личности пациента, его поведения, взглядов и убеждений, от конкретной проблемы и от искреннего желания ее решить.

Изучите свои цели, посоветуйтесь со специалистом, прислушайтесь к своим внутренним ощущениям. Возможно, какой-то метод откликнется именно вам, и вы с энтузиазмом пожелаете испробовать его действие.

Важным будет полное понимание своих задач и их соответствие возможностям существующих методов психотерапии. К примеру, когнитивно-поведенческая терапия исследует, как мысли человека влияют на поведение; клиент-центрированный метод помогает самостоятельно разобраться в своих проблемах; экзистенциальный подход отвечает на главные жизненные вопросы и т.д.

На что еще обратить внимание при выборе психотерапевта?

16.jpg

Для достижения результата важен не только метод, который будет применяться терапевтом в процессе консультаций, но и ваша взаимная симпатия и понимание – насколько специалист внимательно слушает, принимает ваши проблемы и уважительно к вам относится.

Виды детской игротерапии

С момента появления на свет и в течение детских лет игра – это основной вид деятельности ребенка. В детстве кому-то нравится лепить куличики, а кому-то нянчить кукол. И не так важно, какая игра отзывается в детских сердцах, главное, что это не только приятное времяпрепровождение, но и полезное. Играя малыши познают жизнь и находят в ней свое место, учатся общаться и дружить, знакомятся с миром, развивают ловкость, логику и творческие способности.

Поэтому не удивительно, что психологи давно используют игру как терапевтический метод, помогающий корректировать разнообразные проблемы в детском возрасте. Называется такой способ игротерапией. О ее пользе, области применения, видах и эффективности расскажем в этой статье.

Что такое игротерапия?

Виды детской игротерапии

Играть в детском возрасте – очень важно для физического и психологического развития, подготовки ко взрослой жизни. В двадцатых годах прошлого века ученые задумались о том, как применить игру не только для развития способностей, но и для устранения психологических недугов. Игротерапия в психологии – это техника, с помощью которой специалист воздействует на эмоциональный фон человека, развивает его и лечит.

Процесс терапевтической игры специалист строит так, чтобы человек или группа людей выполняли специальные упражнения, общались, разыгрывали и проживали определенные ситуации, находили решения поставленных задач. В работе с детьми от двух до двенадцати лет именно игротерапия является основным видом коррекционного воздействия.

Успех этого метода зависит от того, получится ли у клиента раскрепоститься и с радостью включиться в игру. Поэтому игротерапевту необходимо заранее выстроить с пациентом доверительные отношения.

Эффективность игры в работе с детьми

Виды детской игротерапии

Эффективность игры при работе с маленькими детьми объясняется очень просто.

Часто кроха в силу возраста не может рассказать о своих переживаниях и объяснить причину страха. Родители водят ребенка по врачам, но никто не может определить происхождение плохого настроения, недомогания или отставания в развитии. В этом случае важно проконсультироваться с психологом, который с помощью специальных игр сможет выяснить, в чем ключевая проблема.

Еще одним важным аспектом успеха игротерапии является тот факт, что в игре дети искренние и находятся в жизнерадостном настроении, открыты эмоционально, легче контактируют со взрослыми и делятся своими ощущениями.

Когда психологи применяют игровой метод?

Виды детской игротерапии

В чем же польза игротерапии для детей и когда ее следует применять?

Для малышей вся жизнь – игра. Но именно в лечебных целях специалист может назначить эту волшебную «таблетку» детям, которые:

страдают фобиями, страхами;

жалуются на ночные кошмары;

замкнуты и испытывают трудности в общении;

агрессивны к людям или животным;

непослушные и невнимательные;

наоборот, чрезмерно послушны и подвержены чужому влиянию;

конфликтуют с членами семьи;

имеют нарушения речи;

отличаются вредными/нервными привычками (грызут карандаш, кусают ногти и так далее);

плохо учатся, пишут, читают.

Это только основные проблемы, с которыми работает игротерапевт. Игровая деятельность широко используется в групповой и индивидуальной психотерапии, в период после травмы, а также с детьми, имеющими физические или психические особенности и отклонения. Противопоказаний практические не существует, исключениями являются дети, страдающие полным аутизмом и неконтактной шизофренией.

Какие функции у игротерапии в психологии?

Виды детской игротерапии

Игровая деятельность применяется психологами для:

диагностики (понять причину проблемы и поставить диагноз позволяет эмоциональное раскрытие детей в игре);

обучения (игра толкает малышей к развитию способностей и познанию мира, желанию общаться с коллективом);

коррекционной терапии (маленькие дети в игре избавляются от стеснительности, переживают свои реальные проблемы и пытаются найти решения, учатся принимать чужую точку зрения и иметь свою).

Виды и методы игротерапии для детей

Виды детской игротерапии

Главной задачей игротерапевта при работе с детьми является сохранение откровенной и задорной атмосферы. Чтобы полностью раскрыться ребята не должны ощущать себя в кабинете врача, а иметь возможность получать настоящее удовольствие от игры. Тогда метод будет результативным, поможет определить проблему и избавить маленьких пациентов от ее негативного влияния.

Взрослый специалист принимает участие в организации игры, озвучивает правила и задания. В некоторых случаях он берет на себя роль ведущего или участника игрового процесса, а иногда – предоставляет детям полную инициативу.

Лечебная игра может быть:

структурированной (с применением кукол, машинок и других игрушек, которые помогают малышам выразить желания, прививают нормы поведения, исправляют асоциальность);

неструктурированной (при которой выполняются физические или спортивные упражнения, применяются пластилин или песок для выражения скрытых мыслей и ощущений).

По способам организации и проведения игровой процесс может быть следующих видов:

индивидуальный (для необщительных детей, стесняющихся других);

групповой (для более полного раскрытия малышей в процессе совместной игры с другими детьми; применяется для непоседливых, агрессивных, пассивных).

Перед совместными играми в группе специалист анализирует поведение и особенности каждого ребенка-участника. Некоторые дети нуждаются в предварительной коррекции, чтобы избежать возможной агрессии, стресса, истерики во время игры.

Групповые занятия способствуют:

желанию общаться со сверстниками;

понижению чувства вины;

воспитанию ответственности за свои решения и поступки;

формированию навыка самоконтроля;

веры в себя и свои силы.

Лечебные игры специалист подбирает, исходя из имеющихся проблем и индивидуальных особенностей ребенка.

Например, для маленьких агрессоров подойдет игра в обзывалки (игроки становятся в круг и шутя обзывают друг друга фруктом или цветком; такие действия помогают трансформировать агрессию в позитив), а для малышей, подверженных страхам, поможет игра в привидение (выбирается водящий, на которого набрасывают простыню или полотенце, его задача догнать других игроков, которые пытаются с веселым визгом убежать и не попасться в лапы «привидению»).

Помимо конкретных игр терапевт использует и основные методы арт-терапии:

сказкотерапию (рассказывание, сочинение или проигрывание сказок и историй помогает снизить тревожность, дать волю воображению, прожить состояния сказочных героев в реальной жизни, сделать поучительные выводы);

куклотерапию (лечение куклами, помогающее регулировать свои эмоции, научиться самовыражаться, наладить отношения с родителями, братьями и сестрами);

музыкотерапию (коррекция психического состояния с помощью музыки даст путь к выражению эмоций, поспособствует успокоению, гибкости мышления и повышению культурного уровня ребенка).

Существует огромное множество интересных, полезных и познавательных игр, которые помогают маленьким пациентам решить свои проблемы и научиться с комфортом жить в этом мире. Все методы для работы с детьми разных возрастов можно изучить на нашем дистанционном курсе по арт-терапии. Опытные психологи расскажут, как использовать современные техники на практике для борьбы с детскими расстройствами. Вы поймете механизм воздействия искусства на психику детей и взрослых и научитесь применять методы арт-терапии для эффективной помощи людям.

Правила терапевтической игры с детьми

Виды детской игротерапии

Существуют правила лечебной игры, которые не зависят от того, играют ли дети с терапевтом или дома с родителями. Если их соблюдать, то с большой вероятностью позитивный эффект от игротерапии будет достигнут.

Тема игры должна соответствовать проблеме и быть интересной ребенку.

Инициатива и импровизация приветствуются.

Дети должны восприниматься, как полноценные личности, которые нужно принимать и понимать.

Следует прислушиваться к желаниям детей и уважать их.

Нельзя заставлять играть силой, шантажом или угрозами.

Нужно следить за атмосферой во время игры, поддерживать ее позитивность, следить за настроением детей.

Взрослый должен контролировать состояние маленьких игроков: если кто-то устал или начал капризничать, то игру следует прекратить или поменять на другую (более активную, если дети явно нуждаются в движениях и психологической разгрузке, или на более спокойную, если малыши утомились).

Часто психологические трудности детей – это отражение семейного воспитания. Поэтому близким взрослым нужно начать с себя, постараться переосмыслить свое поведение и помочь крохе «раскрасить» мир позитивными красками, играя в добрые и полезные игры вместе.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции

В этой статье мы расскажем об этом направлении, о его принципах, методах и проблемах, которые оно может решить.

Сказкотерапия – как работает этот метод?

Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Сказкотерапия – это метод, который помогает ребенку (или взрослому) сконцентрироваться на своей проблеме. При умелом применении сказкотерапия способна дать психологу ясные маршруты в коррекции поведения, при терапии депрессивных состояний у пациентов.

В каждой сказочной истории проигрывается конкретная ситуация, которая происходила в жизни пациента. Герои наделены характерами реальных людей, а у конфликтной ситуации всегда есть логическое решение. Такая терапия проводит связь между событиями, которые происходят в сказке, и реальностью, переносит волшебство в обычную жизнь.

Основная цель сказкотерапии – это развитие личности и забота о душе. Малыш встречается в сказочном рассказе с лучшей версией самого себя, учится у героя совершать добрые поступки, быть счастливым и справедливым.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Коллективное сочинение сказочных историй поможет дошкольникам освоиться в группе, научиться дружить со сверстниками, а подросткам – понять себя и своих одноклассников. Совместно созданная сказка выявит, кто из ребят какие роли исполняет в жизни, даст возможность посмотреть на свой характер и поведение со стороны.

Если родители сочиняют сказку вместе со своим ребенком, это дает возможность изъясняться на одном языке, узнать скрытые мысли, мечты и стремления малыша. И у взрослых, и у детей сказка разовьет творческие способности, чувство юмора.

Если попросить малыша нарисовать или слепить из пластилина волшебных героев, можно эффективно отработать навык письма, лепки, рисования, помочь юному сказочнику в развитии моторики, усидчивости и внимательности.

Сказкотерапия справляется с такими детскими проблемами, как сложности в общении и учебе, а также при одиночестве, низкой самооценке, лени, страхах, агрессии, излишней активности, психосоматических заболеваниях, поможет определить причину, по которой ребенок отказывается ходить в детский сад или школу.

Взрослые при помощи языка сказок постигают нюансы межличностных отношений, лучше узнают себя. Волшебная история помогает по-новому взглянуть на окружающий мир, повысить уровень качества жизни.

Сказки в психотерапии делятся на 4 основные группы в соответствии с проблемами, которые в них рассматриваются:

При трудностях в общении в сказке рассказывается о конфликтах, ссорах, обидах, которые возникли у малыша в детском саду, в школе, в семье, на прогулке.

При возрастных кризисах ребенок как бы привыкает к своей новой роли, к новому положению (например, к самостоятельности в детском саду), все эти моменты можно проиграть в сказочной истории.

При внутренних переживаниях в сказке показывается герой – сам малыш, рассматривается его внутренний мир, раскрываются комплексы и противоречия, чтобы ребенок мог ответить себе на вопрос: «Что со мной не так?».

При тревогах и страхах необходимо при помощи сказки определить, чего боится малыш, что мешает ему развиваться, что забирает энергию.

Виды психотерапевтических сказок

Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Существует пять основных видов сказок:

Дидактические сказки ставят перед собой задачу поделиться новыми знаниями, умениями, подсказывают возможные варианты поведения в определенной ситуации, дают ответы на вопросы. Психологи используют их при консультировании детей дошкольного и младшего школьного возраста, подростков и взрослых. Обычно после прочтения сказки предлагается выполнить несложное задание.

Психологические сказки – это авторские вымышленные истории, способные повлиять на развитие личности слушателей при помощи подачи ярких метафор.

Психотерапевтические сказки обладают наибольшей эффективностью, это мудрые и красивые истории с глубоким смыслом на темы отношения человека к себе, к другим, ко всему миру. Такие сказки имеют задачи скорректировать страхи и фобии, избавить от страданий, помочь пациентам пережить травму.

Психокоррекционные сказочные истории сочиняются с целью бережно скорректировать поведение и черты характера взрослого человека или ребенка. Обычно, такие рассказы могут перекликаться с обыденной реальностью или нести в себе множество абстрактных метафор, а потому нуждаются в разъяснении и обсуждении. Психокоррекционные сказки применяются в работе с агрессивными взрослыми и гиперактивными детьми и обязательно прорабатываются под конкретную личность.

Медитативные сказки не имеют ни яркого сюжета, ни отрицательного героя, они не рассказывают о явном конфликте, их задача – настроить пациента на психотерапевтический сеанс, активизировать бессознательный процесс мышления, мотивировать на решение или поступок, помочь успокоиться перед сном.

Показания к применению метода

Для маленьких детей все – игра. Поэтому существенных показаний выделить нельзя, так как игры – это основной досуг малышей. Когда дети играют, они находятся в хорошем настроении, не расценивают это как что-то неприятное и отталкивающее. Средства игротерапии эффективны в следующих случаях:

  • фобии;
  • необщительность, замкнутость;
  • агрессия к окружающим и животным;
  • непослушание или чрезмерное послушание;
  • проблемы в отношениях с родителями, братьями и сестрами и др.;
  • отсталость в речевом развитии;
  • вредные привычки (например, грызть карандаш во время рисования);
  • постоянные стрессы;
  • проблемы с успеваемостью;
  • проблемы с чтением. Источник:
    О’Коннор К.
    Теория и практика игровой психотерапии. — С-Пб., 2002.

Виды и формы игротерапии

В зависимости от психологических принципов, выделяют следующие виды методики:

  • для построения отношений;
  • индивидуальная;
  • групповая;
  • отреагирования;
  • примитивная;
  • и др.

В зависимости от используемых игрушек и особенностей приемов, выделяют очень много видов игротерапии. Рассмотрим основные:

  • Песочная. Ее цель – дать ребенку раскрыться, такая методика наиболее эффективна при работе с детьми с задержками психического развития. Песочная игротерапия способствует развитию фантазии, эмоций, мелкой моторики, речи, она позволяет побороть страх, агрессию, излишнюю активность, тревожность. Подробнее вы можете прочитать в нашей отдельной статье про песочную терапию.
  • Сказкотерапия. Общая характеристика такой игротерапии – лечение сказкой. Один из самых эффективных и доступны методов коррекции поведения ребенка, его сознания. При такой терапии детям читают терапевтические сказки. Это специальные истории, иллюстрирующие переживания и проблемы ребенка, его трудности в повседневной жизни, а также содержащие поучительные выводы и ненавязчивую мораль. Благодаря сказкотерапии, ребенок видит, что существует множество способов достичь своей цели, решить казавшиеся сложными задачи, раскрывается его творческий потенциал, появляется уверенность в себе, самоконтроль. Проводить такую терапию можно малышам с самого раннего возраста, когда они уже понимают речь. Для детей постарше сюжеты усложняются.
  • Куклотерапия. Метод лечения куклами, применяемый для развития самовыражения, коррекции отношений с родителями, саморегуляции.
  • Терапия отношениями. Основное – это подход к ребенку как личности, которая может управлять собой, имеет внушительный запас внутренних сил. Дети учатся понимать свои чувства, мысли, переживания, осознают себя как любимых и любящих людей.
  • Шахматная терапия. Это одновременно и творчество, и соревнование, и изучение стратегий.

Средства игротерапии

Обязательно присутствие взрослого, который будет ведущим – родитель, игротерапевт. Ведущий предоставляет ребенку средства, чтобы он мог в игровой форме раскрыться, подобранные строго индивидуально. Это могут быть: лепка из пластилина, танцы, рисование, куклы, песок, конструкторы, ролевые сюжеты, подвижные игры. Кроме того, могут подбираться и любые другие средства, чтобы раскрыть личность ребенка, его внутренний мир, смоделировать проблемные ситуации и разрешить конфликты – внешние и внутренние.

Информация в статье предоставлена в справочных целях и не заменяет консультации квалифицированного специалиста. Не занимайтесь самолечением! При первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу.

Читайте также: