Радиоуправляемой игрушки воздушный бой

Обновлено: 15.05.2024

Вертолетный бой на радиоуправлении

Радиоуправляемым вертолетом сейчас никого не удивить, но вот радиоуправляемый вертолетный бой – это новинка на Российском рынке. Первые удачные модели вертолетных боев появились в 2012 году – выпускались они компанией Wineya. Вертолёты поставлялись отдельно и имели внешний вид военного вертолета Comanche. Для боя можно было использовать до 3-х вертолетов. Эти модели выдерживали эксплуатационную нагрузку и не приходили в негодность в первые же дни после запуска.

В середине 2012 года появился очень удачный набор, включающий два вертолета и два пульта управления – Air Raptor 353. Вертолеты в этом наборе имеют внешний вид военных вертолётов. Бой на вертолётах Air Raptor стал еще более динамичным, а сами вертолеты более отзывчивы на сигналы управления.

Также в 2012 году знаменитая компания Nine Eagles выпустила 2-е версии четырехканальных вертолетов Combat Twister для вертолётного боя с аппаратурой 2.4G. В бою от Nine Eagles могут принимать до 10 моделей одновременно, а благодаря аппаратуре 2.4G появилась помехозащищенность управления и дальность полета возросла до 100 метров. Вертолетные бои наконец вышли за рамки квартиры и теперь могут проводиться на открытом воздухе.

Как провести вертолетный бой?

В радиоуправляемом вертолетном бою принимают участие до 3-х комнатных трехканальных вертолетов и до 10 четырехканальных вертолетов, которые также могут управлять отдельно.

Радиоуправляемые вертолеты для боя оборудованы инфракрасными лучами и датчиками фиксации попаданий. Во время игры нужно не только управлять вертолетом в пространстве, но и стараться выбрать удачную позицию, прицелиться и нажать кнопку выстрела. Выстрелы сопровождаются звуковым сигналом. При попадании ик-луча в цель, подбитый вертолет разворачивается. После трех успешных попаданий вертолет теряет все жизни и снижается на землю. После дозаправки и укомплектования боеприпасами вертолет снова будет готов к бою.

Радиоуправляемые вертолеты

Радиоуправляемые вертолеты – моделей много, принцип выбора один!

Вертолет на радиоуправлении – мечта многих! Он может летать, зависать в воздухе, и удивлять всех вокруг высшим пилотажем! Выбрать подходящую модель несложно – нужно лишь определиться с размером, количеством каналов и схемой винтов.

1. Большой, средний, маленький?

Размер игрушки определяется местом ее использования. Маленькие вертолеты размером менее 25 см предназначены для дома, средние (до 40 см) – для больших помещений и безветренной погоды, большие (более 40 см) – только для улицы.

2. 3 или 4-канальный?

От числа каналов зависит степень легкости управления вертолетом. 3-х канальные – проще, с ними справится даже ребенок. Взрослым же и тем, кто уже знаком с радиоуправляемой техникой, рекомендуют более маневренные 4-канальные вертолеты. Существуют еще 6-ти канальные радиоуправляемые модели вертолетов, но этот вариант уже для профи.

3. Классическая или соосная схема винтов?

Соосная схема – это два, размещенных друг над другом винта. Такая схема идеальна для детей и новичков. Она гарантирует легкое управление, стабильный полет, но уязвима перед сильными порывами ветра.

Модели с классической схемой наоборот – ветра не боятся. Они оснащены одним очень быстрым винтом, обеспечивающим более высокую скорость и маневренность, но требующим вместе с тем наличия опыта управления подобной техникой.

Как видите, выбрать радиоуправляемый вертолет просто! На практике это выглядит так: самой легкой в управлении моделью окажется маленький 3-х канальный вертолет-соосник, а самой сложной – большой, с четырьмя каналами и классической схемой винтов.

Испытываете трудности в выборе радиоуправляемого вертолета? Мы отметили популярные модели значком ХИТ. Также ознакомьтесь с нашими статьями по выбору и получению первых навыков управления.






























MINI, 25 участников.



1место Баймурзин
2место Ершов
3место Курбатов

Юноши
1место Тронев
2место Вазирбеков
3место Галанов

E-OPEN, 18 участников.

1место Баймурзин
2место Виленский
3место Дудин


Юноши
1место Малов
2место Галанов
3место Даудов

ФОТО от Алексея Тронева



I место - Руднев Степан
II место - Баймурзин Альбер
III место - Ершов Олег

Недавно я прогуливался в парке и встретил своего приятеля с шестилетним сыном. Ребенок увлеченно управлял квадрокоптером. Мы с приятелем разговорились и вспомнили свое детство − нам, советским мальчишкам о таком развлечении не приходилось даже мечтать. Однако в СССР все же были радиоуправляемые игрушки. Не такие навороченные, конечно, как сейчас, но все же. Давайте вспомним некоторые модели.

Танки

Ну кто из советских мальчишек не играл в войнушку? Здесь очень кстати были радиоуправляемые танки.
Эти танки не отличались оригинальностью, но это было не важно. Главное − такие игрушки успешно создавали атмосферу военного времени, которая была так знакома в СССР.

Танк готов сражаться за Красную армию.


Еще одна модель из СССР. На самом деле «беспроводных» танков было мало, в основном встречались модели, управляемые через проводной пульт.


Стоит отметить, что внешний вид радиоуправляемых игрушечных танков был максимально приближен к реальным моделям.



Автомобили

Радиоуправляемые машинки были в арсенале, пожалуй, у каждого советского мальчика. Здесь разнообразие моделей поражает − игрушки были абсолютно разных размеров, цветов и модификаций. Когда своя машина надоест, можно было ненадолго поменяться с другом.
Автомобиль вираж. В коробке − само авто, инструкция и пульт.


Спортивная радиоуправляемая машина.




Луноходы

Всем известно, что тема космоса в СССР, да и в других странах была на пике популярности. Неудивительно, что одной из самых любимых радиоуправляемых игрушек для советских детей были луноходы.
Тогда они пользовались особой популярностью, поэтому было выпущено несколько модификаций.
Первый луноход 1982 года.


Луноход латвийского производства с проводным пультом.



А такой луноход даже был у кого-то из моих друзей.



Прочие интересные электронные игрушки

Помимо перечисленных радиоуправляемых моделей, советские детишки с удовольствием играли и в другие электронные игрушки. Вспомним несколько самых любимых.
Поговорим не только об игрушечном транспорте, но и немного о других советских электродевайсах.

Подводная лодка

Была не радиоуправляемой, а управлялась с помощью проводного пульта. Даже в ванне, думаю, было интересно запускать ее в плавание. Хотя, судя по длине провода, она была предназначена и для использования в водоемах.
Может, у кого из читателей была такая? Напишите в комментариях, насколько влагоустойчивой она была.



Катер «Нептун»

Эта модель вообще никак не управлялась. Катер работал от батарейки и плыл по известной только ему одному траектории.
Вот его бы я не рискнул запускать в речке. Только если привязав к нему страховочную веревочку.



Планетоход «Интеркосмос»

Во времена СССР планетоход «Интеркосмос» был чем-то невообразимым. К игрушке прилагался пульт управления и, конечно, инструкция.
Машина передвигалась в направлении назад-вперед, а также делала поворот на месте. Также игрушка была оснащена световыми эффектами.
Планетоход «Интеркосмос».



Кстати, подобные игрушки успешно выставляются для продажи на онлайн-площадки. За них можно получить вполне приличные деньги. Стоимость редких экземпляров доходит до 20 тыс. руб.

Воздушный бой

Одновременно в игре могли участвовать только два человека. Один должен был взять на себя управление ракетницей, а другой − самолетом. Родители разрешали своим детям играть в «Воздушный бой» только дома.
Иначе − ценная игрушка могла быть испорчена мальчишками во дворе. Работала игра от батареек.
Одна из модификаций радиоуправляемой игрушки «Воздушный бой».



Морской бой

Большинство советских ребят играли в морской бой традиционным способом − на бумаге, но в глубине души мечтали об электронной версии.
Только избранным мальчишкам посчастливилось стать обладателями настольной игры «Морской бой». Ради этого они были готовы на все − хорошо себя вести, учиться на отлично и помогать родителям по дому. Естественно, игрушка предназначалась для двоих человек.
Каждый квадрат является аналогом рабочего поля на бумаге.


Так выглядит игрушка «Морской бой» с расставленными кораблями.



Чижик

Электронная игрушка «Чижик» предназначалась для знакомства детей младшего возраста с музыкальными инструментами. Клавиатура состояла всего из двух октав, но для освоения азов музыки этого было вполне достаточно.
Представляю, как болели головы родителей после пары часов игры их чада с такой игрушкой.
Выглядит почти как настоящее пианино.

В авиамодельном спорте существуют десятки, если не сотни видов соревнований – на скорость и дальность, продолжительность полета и мастерство пилотажа. Но трудно вообразить более захватывающее зрелище, чем бескомпромиссный воздушный бой. И в этой области у моделей уникального российского класса RC Combat RUS (RCCR) просто нет конкурентов – они быстрее, маневреннее и опаснее собратьев из других классов.

Бои маленьких самолётов: самый экстремальный моделизм

«Бой закончен» — услышав эту фразу, механики устремляются на поле битвы подбирать останки своих машин. До следующего вылета у них есть всего пара минут. Несмотря на обязательные каски и защитные жилеты, заходить в зону боевых действий участникам соревнований крайне не рекомендуется. Да они туда особо и не рвутся — кому охота получить по лбу кометой, летящей со скоростью более 200 км/ч?

Русский класс

Михаил Дронов, один из основателей RCCR и член оргкомитета Всероссийского первенства по боям на радиоуправляемых моделях в открытом классе, считает, что отечественный вариант этого сурового вида спорта — самый зрелищный. Редакция «ПМ» убедилась в этом лично, приехав в деревню Лыщиково Рузского района поболеть за участников сентябрьского чемпионата RC Combat RUS Open 2016.

Сергей Александров — обладатель Кубка России RC Combat Open 2010−2016 годов, чемпион Всероссийского первенства 2016 года, обладатель Кубка России RC Combat Sport 2015 года. Алексей Хаткевич — многократный чемпион России по различным видам авиамодельного спорта, член сборной команды России, конструктор рекордных двигателей для авиамоделей.

Базовые правила боя на авиамоделях одинаковы для всех классов. Бойцы рубят винтами цветные ленты, прикрепленные к хвостам противников, при этом стараясь сохранить собственные. А вот дальше всё у всех по-своему. Сражаться можно не только на радиоуправляемых моделях, но и на кордовых. Однако в последнем случае бойцы обычно выступают в формате дуэли, то есть один на один, иначе слишком уж трудно не спутать тросы. Этой весной в Жуковском во время празднования 90-летия российского авиамодельного спорта была предпринята попытка устроить рекордную битву с участием семи моделей. Все действо, к большому разочарованию зрителей, продолжалось лишь 12 секунд. «А у нас был случай, когда без единого тарана отлетали целых 17 машин!», — восклицает Дронов.

Боевое летающее крыло устроено просто — передняя усиленная кромка, деревянные лонжероны, пластиковое покрытие да пара элевонов. К концу сезона от этой модели, скорее всего, не останется ничего, кроме мотора и механизмов управления.

Словом, групповые состязания для радиоуправляемых моделей. В различных классах на их конструкцию накладываются разные ограничения, что, в свою очередь, сказывается на самом бое. В Европе популярен класс ACES, где используются полукопии самолетов времен Второй мировой. «По нашим меркам они вообще еле летают, — смеется Михаил. — И конструкторской мысли там развернуться особо негде, ведь это закрытый класс. Похожий на наш открытый класс есть у американцев. Но у них очень строгие ограничения по шуму, так что создать действительно шуструю "бойцовку" они тоже не могут. Они несколько раз приезжали к нам на соревнования, даже неплохо выступали. Но в конце концов сказали — нет, ребята, для нас это слишком быстро».

Модели для RCCR — это истребители в чистом виде. Типичная русская «бойцовка» представляет собой «летающее крыло», где нет ничего лишнего. Хвостовой стабилизатор, два элевона, винт любого размера и шага плюс сколь угодно голосистый (выдающий обычно по 97−110 дБ) мотор. Скорость, маневренность и еще раз скорость — вот залог победы в воздушной мясорубке.

Летите как хотите

«Мы разрабатывали технический регламент для моделей как раз с прицелом на максимально впечатляющую динамику боя. Мы ограничиваем мощность двигателя и общий вес модели. А дальше вы можете строить что угодно, любой формы и размера. Хоть на метле летайте», — поясняет Дронов. Нет ограничений даже на тип двигателя — в этом году, например, в соревнованиях участвовали модели не только с двухтактными ДВС, но и с 500-ваттными электрическими моторами.

Хотя максимальный объем калильных двигателей, работающих на смеси метанола с маслом, ограничен 8,5 см³, большинство конструкторов используют двигатели с объемом 4,2 см³ (как правило, харьковского предприятия Fora) либо «хоббийные» OS-Max объемом 2,5 см³. Использовать что-то более «навороченное» трудновато по двум причинам.

Судейская команда состоит из двух арбитров на каждого пилота, одного или двух судей на линии безопасности и главного судьи.

Во-первых, «русский класс» еще пока находится в полуофициальном статусе и развивается исключительно силами энтузиастов. Далеко не каждый авиамодельный кружок может позволить себе покупать дорогие двигатели. Во-вторых, затраты на соревнования и тренировки даже состоятельным поклонникам этого вида спорта могут показаться неподъемными. Каждому пилоту требуется не один и не два самолета. «За сезон, который обычно длится с апреля по октябрь, на участие в пяти-шести соревнованиях и тренировки у меня разбивается по 15 моделей, — говорит Николай Курбатов из клинского клуба "СТК-СЮТ". — Плюс уходит по 60−70 л топлива. Чтобы чего-то добиться, тренировок требуется очень много. Один пятиминутный полет съедает 200 г топлива. Вот и считайте».

«Бойцовка» — это расходный материал. После тарана или неудачного падения повторному использованию подлежит разве что управляющая механика. Но и идеально отлетавшая сезон модель тоже требует ремонта. Высокочастотная вибрация и знакопеременные нагрузки очень опасны. Слегка доработанный «фордовский» движок способен выдать до 30 000 об/мин. Кончик стандартного винта в таком режиме движется со сверхзвуковой скоростью, сотрясая самолет до основания. Неудивительно, что развалившийся без видимых причин коленвал или внезапный отказ топливного катетера — обычное дело.

Спортивный класс - дуэльный, он же "королевский". Участвуют два пилота, правила примерно те же, что и в открытом классе.

Сделать модель покрепче — верный путь к проигрышу. Конструкторы бьются за каждый грамм, ибо вес — это скорость. Лучшие образцы весят 600−650 г, рекорд — 580 г. Учитывая, что самый легкий «хоббийный» движок весит около 112 г, две управляющие машинки — по 22 г, плюс приемник с батарейкой да топливо, выходит, что сделать еще более легкую модель уже невозможно даже чисто теоретически.

Есть только миг

Качественная «бойцовка» небольшого веса (обычный материал — бальзовое дерево и пластиковые панели) с «допиленным» движком легко развивает 210−215 км/ч по прямой. Широкие элевоны обеспечивают крайне высокую маневренность. Например, типичный радиус разворота для моделей RCCR составляет всего лишь 2,5 м. В результате воздушный бой часто принимает эффектный вид огромного клубка из лент и крыльев.

RCCR существует в двух видах: RC Combat Open и RC Combat Sport. В первом, открытом классе в боях принимают участие по четыре самолета.

И тут RCCR превращается из спорта технического в спорт физический. Время человеческой реакции — 200−250 мс. За миг, который уходит на принятие решения пилотом, «бойцовка» пролетает более 10 м. Учитывая, что размер цели — то есть длина ленты противника — всего 15 м, легко представить, как тяжело контролировать бой. «Наши чемпионы показывают реакции на олимпийском уровне», — с гордостью говорит Дронов.

Впрочем, обладатели тяжелых моделей или маломощных «электричек» дерутся на скоростях пониже, в районе 150 км/ч. «Прямые атаки нам просто недоступны, 50 км/ч — это все-таки очень большая разница. Приходится брать мастерством, работать только на контратаках на встречном курсе или когда противник в петле», — вздыхает Альберт Баймурзин из клуба «Тесла». На соревнованиях в подмосковном Абрамцеве, куда допускаются исключительно «электрички», команда Баймурзина неоднократно становилась чемпионом, а вот в RCCR пока не преуспела, хотя стабильно держится в верхней половине рейтинга (обычно в сезоне выступает от 20 до 50 команд).

Тяжело в учении, еще тяжелее — в бою

В области пилотажа RCCR — просто необозримое поле для творчества. «Наши пилоты летают совершенно иначе, чем в других классах. Для моделей с симметричным профилем нет понятий прямая или обратная фигура пилотажа, вверх и вниз они летают одинаково, — объясняет главный судья соревнований Андрей Макаркин. — А теперь добавьте к этому их дикую тяговооруженность, и вы получите что-то вроде воздушного кунг-фу». Редкому пилоту удается сохранить концентрацию на протяжении всех четырех минут боя. А потому неизбежны аварии и прочие конфликты. Не легче приходится судьям. Макаркин начинал судить RCCR Open в 2006 году, когда создатели только-только зародившегося нового класса еще экспериментировали с количеством участников боя. «Эмпирически мы пришли к выводу, что оптимальное число бойцов — четыре. Это и зрелищно и не слишком запутывает наблюдателей», — рассказывает Макаркин.

Однако и за четырьмя бешеными «вжиками», как ласково называют свои боевые машины пилоты, уследить непросто. Внедрить хоть какие-то элементы инструментального контроля до сих пор не удалось — имеющиеся на рынке решения либо недостаточно быстродействующие, либо запредельно дорогие. Поэтому судят по старинке — командой как минимум из девяти человек. Впрочем, поклонники обособившегося от «открытого» RCCR спортивного класса эту проблему решили. «В дуэли, в отличие от местной мясорубки, у тебя есть время подумать над своими действиями. Хотя скорости у нас те же, всего один противник оставляет возможность принимать осознанные решения», — убежденно говорит Сергей Александров из бойцовского клуба в Лыткарино. И пусть дуэль выглядит не столь эффектно, как адреналиновый бой «все против всех», зато она, пожалуй, интереснее с точки зрения спорта. Недаром Александров, несколько лет подряд становившийся чемпионом в спортивном классе, в этом году выиграл RC Combat Open с огромным отрывом от серебряного призера.

Читайте также: