Ракета в космос советская игрушка

Обновлено: 17.05.2024

✨ Предыдущая моя статья о советских ёлочных игрушках, была на космическую тему, в связи с прошедшим днем Космонавтики (12 апреля) ✨ Космические образы в советских ёлочных игрушках. К Дню Космонавтики (кому интересно, заходите!)

Хотелось бы немного к этому добавить. Существует в "ёлочном мире" одна редкая, но удивляющая масштабом и полётом мысли человеческой и художественной игрушка. Она даже на просторах интернета попадается крайне редко.

А именно, ракета "Энергия" с космическим челноком "Буран".

Но сперва, перед тем, как перейти к игрушке, пару слов о самой ракете.

Первый полет данной уникальной космической системы состоялся в 1988 году. Ракета-носитель «Энергия» вывела на орбиту многоразовый корабль «Буран». Проект многоразовой космической системы «Энергия-Буран» и поныне считается вершиной развития советской космонавтики, предметом гордости тех, кто занимался созданием и нашей гордостью.

" Идея многоразового использования самолетоподобных космических кораблей появилась практически сразу с первыми полетами в космос. Начиная с конца 1950-х годов несколько КБ разрабатывали крылатые аппараты классической самолетной схемы, способные подниматься на большие высоты и выходить в космос" (с)

Над созданием и воплощением проекта трудились более 1000 предприятий. Основным разработчиком выступали НПО «Молния» (главн. конструктор - Г.Е. Лозино-Лозинский), а например кабина разрабатывалась силами Экспериментального машиностроительного завода им. В.М. Мясищева. Наземный комплекс для обслуживания «Бурана» был создан Московским конструкторско-производственным комплексом «Универсал», парашютная система разработана НИИ парашютостроения. Специалистами НИИ авиационного оборудования, были разработаны приборные комплексы для оборудования рабочих мест экипажа, посадку «Бурана» обеспечили системы производства КБ «Аэроприбор-Восход» (концерн «Радиоэлектронные технологии»).

Сколько рук, силы, мыслей и энергии самых разных людей, специалистов, ученых и тружеников было вложено.

Работа над комплексом «Энергия-Буран» велась десятилетие. Площадкой для сборки и испытаний были выбраны цеха довольно известного Тушинского машиностроительного завода. Первый полномасштабный «Буран» был изготовлен в 1984 году.

" Одним из крупнейших вкладов «Бурана» в развитие авиакосмической отрасли стали исследования в области новых материалов. К покрытию корабля предъявлялись повышенные требования: максимальная прочность, минимальные вес и теплопроводность, термостойкость при перепадах температуры от -150 до +1250 ºС, возможность многоразового использования. В сотрудничестве предприятий была разработана уникальная термозащита на основе кварцевых волокон"(с)

Основным отличием «Бурана» от «челнока» стала система автоматического управления, с помощью которой корабль мог выполнять весь полет и посадку без участия человека. Ручное управление посадкой было добавлено по просьбе космонавтов. Выводить «Буран» на орбиту должна была двухступенчатая ракета-носитель «Энергия».

Первый старт был перенесен, но все-таки, как уже было сказано, в 1988 г. с помощью ракеты-носителя в штатном режиме космоплан вышел на орбиту, совершил два витка вокруг Земли и с высокой точностью приземлился на посадочную полосу.

Автоматический полет «Бурана» был занесен в Книгу рекордов Гиннесса.

Как уже многократно говорилось (да и это знает каждый, кто занимается советскими ёлочными игрушками), новогодние игрушки эпохи СССР свою эпоху отражали и запечатлевали. Чтобы. показать ее нам.

К сожалению, "святые 90-е" прервали развитие успешного проекта. А вот игрушка осталась. Хотя тоже. является редкостью и раритетом.

Вот и наша уменьшенная красавица.

Игрушка, естественно, стеклянная. Выполнена в красно-желто-синих тонах на серебряном фоне. Высотой примерно 10-12 см. Способ крепления - на подвесе.

Предположительно, родилась игрушка на Воронежской фабрике ёлочных игрушек. Данная фабрика ( ЗАО ПКФ « Игрушки» ) основана в 1927 году в несколько этапов. Первой была образована артель «Универтруд». Артель отличалась крайне широким профилем. Чем только работники артели не занималась! Но далее, производство стеклянных изделий, было выведено в отдельную артель - «Четвертая пятилетка», которая, в свою очередь, в 1960 году, была реорганизована в фабрику «Игрушки». В 1991 году произошло преобразование в ЗАО ПКФ «Игрушки».

Наша ракета вот-вот опустится на Альфу Центавра. Я — Юрий Гагарин, Витька — Герман Титов. Иногда мы менялись ролями. «Эй, космонавты! Руки мыть и за стол!» — зовет бабушка с кухни. И мы бежим обедать.

В детстве мы не сомневались, что освоение космоса — дело ближайшего будущего. Готовились к профессии звездолетчика: делали зарядку, съедали весь суп. И играли в космические странствия. Из игрушек любимыми были ракеты и луноходы.

Любимые игрушки

Фигурки космонавтов у нас были, но мы их недолюбливали. Эти пластиковые куклы в скафандрах были у нас на вторых ролях: не могли же мы покорять дикие планеты с экипажем из 2-х человек.

Свои любимые елочные украшения я вешал на хвойных лапах по собственной системе. Стеклянные ракеты, картонные планеты и спутник из стекляруса размещались рядом, на одной ветке.

Это мне казалось логичным, и я каждый декабрь оборудовал собственный космодром. Хрупкий спутник цел до сих пор.

Луноход я купил уже своему сыну. В моем детстве таких не было. Харьковский завод начал производство этих игрушек в 1981 году, и я привез из командировки элегантную машинку на гусеничном ходу.

Управлялся «Интеркосмос» с пульта. Светились габаритные огни и панель управления, антенна поворачивалась, обеспечивая связь. Скажу честно: сам играл как маленький.

Гидропневматическую ракету «В космос» запускали на даче. Мы с сыном на треть заполнили пластиковый корпус водой и переходником соединили ракету с насосом. Он входил в комплект; позже мы и велосипедные шины им подкачивали.

Накачивать воздух пришлось мне: от этого зависела дальность полета. Малыш не справлялся: силенок не хватало, да и рассчитана игрушка на детей 10-11 лет.

Полет был феерический: мощный старт, струя воды из сопла. И крики недовольной соседки, которой космический аппарат помял огурцы.

Не только игрушки

Витька, теперь уже Виктор Иванович, всю жизнь собирает открытки на космическую тематику. Их у него более 3000, не считая обменного фонда. Самые красивые карточки, по моему мнению, советские: фантазийные, яркие, позитивные и очень добрые.

Дед Мороз в ракете — это ж надо было такое придумать!

Половина девчонок из класса мечтала стать космонавтками, и однажды мы подарили всем одноклассницам на 8 марта открытки. На рисунке была девочка в гермошлеме. Почтовые карточки мы подписали всем одинаково: «Желаем долететь до звезд!»

Работа в космосе стала обыденностью. По-прежнему туда попадают самые сильные, образованные и отважные. Думаю, каждый покоритель Вселенной в детстве водил игрушечный луноход. И придумывал фантастические приключения на дальних планетах.

А у вас были такие игрушки? Повлияли они на выбор профессии? Купили бы такие своим детям и внукам? Пишите, мне интересно ваше мнение.

Андрей Копылов

Это же реактивное движение, чем больше масса выбрасываемой струи газа или жидкости, тем больше тяга. Без воды будет просто пшик

Андрей Копылов

Oleg, ракета с водой надевалась соплом на насос (чёрная деталь с зажимом) зажим удерживал ракету, насосом накачивалось давление и после отщелкнув зажим ракета улетала.
На носике ракеты была резиновая затычка, чтоб ракета при падении не разбилась.

У меня такой в детстве не было, но во дворе у пацанов были. А в то время играли всем двором. Хорошее было время

Аким Чепурко


Аким Чепурко

Андрей, а я подобную ракету с папой из 1,5-литровой бутылки делал. И даже выше взлетала, казалось, что метров на 40. Правда, спустя несколько запусков вся помялась. Так что, живо ещё водяное ракетостроение в нашей стране))

Алексей Яковлев

🤣

Подумывал, залить туда бензин или керосин, накачать и поджечь с запуском.
Даже систему крепления и верёвку для курка придумал.
Но что то останавливало. Наверное инстинкт самосохранения

Федя Иванов

Тяжёлое детство,я хоть не застал ССР,но у нас была своя ракета,мы брали два болта,гайку и серу со спичек,все это скручивали и бросали об бетонную стену

— На Вашей ёлке только космонавты, ракеты, спутники. Теперь это раритеты. Их выпускали очень мало и недолгое время. Они ведь не несли никакой смысловой нагрузки.

— Откуда ты это взял?

— Нам так говорили в школе.

Именно этот разговор и лёг в основу статьи, посвящённой ёлочным игрушкам о КОСМОСЕ.

ФОТО ИЗ ЛИЧНОЙ КОЛЛЕКЦИИ.

ФОТО ИЗ ЛИЧНОЙ КОЛЛЕКЦИИ.

Действительно, до конца 50-х годов 20 века на ёлках советской детворы не было игрушек, посвящённых космосу.

Однако, в 1957 году Советский Союз произвёл успешный запуск первого искусственного спутника Земли. Весь мир услышал позывные этого спутника. И уже в конце 50-х годов на новогодних ёлках появилась первая Советская «космическая» игрушка - СПУТНИК. Совсем маленькая стеклянная игрушка. внешне напоминающая именно тот, который летал в Космосе. На игрушке была изображена лучистая пятиконечная звезда На одной стороне спутника была надпись «МИР», на другой стороне — «СССР».

ФОТО ИЗ ЛИЧНОЙ КОЛЛЕКЦИИ.

ФОТО ИЗ ЛИЧНОЙ КОЛЛЕКЦИИ.

В том же, 1957 году, только несколько позже, был произведён запуск ИСЗ «СПУТНИК-2» с собакой на борту, которую звали ЛАЙКА. Спустя некоторое время появилась картонная ёлочная игрушка, которую так и назвали — «ЛАЙКА».

ФОТО ИЗ ЛИЧНОЙ КОЛЛЕКЦИИ.

ФОТО ИЗ ЛИЧНОЙ КОЛЛЕКЦИИ.

19 августа 1960 года на ИСЗ «СПУТНИК-5» в космос были запущены БЕЛКА и СТРЕЛКА — две очень милые собачки.

Среди коллекционеров есть мнение, что их полёту так же была посвящена картонная игрушка, похожая на ЛАЙКУ, но с двумя собачками. Однако, мне такую видеть не приходилось. А вот фарфоровую ёлочную игрушку выпустили в 2019 году.

ФОТО ИЗ ЛИЧНОЙ КОЛЛЕКЦИИ.

ФОТО ИЗ ЛИЧНОЙ КОЛЛЕКЦИИ.

А вот после полёта в космос Ю.А. ГАГАРИНА, 12 апреля 1961 года, не было ни одной фабрики по выпуску ёлочных игрушек, которые оставили бы без внимания это направление. Ёлочные игрушки космической тематики стали выпускаться огромными тиражами и из различных материалов.

В сентябре 1968 года в Советском Союзе был осуществлён запуск космического корабля «Зонд-5» вокруг Луны.

ИЗ ЛИЧНОЙ КОЛЛЕКЦИИ.

ИЗ ЛИЧНОЙ КОЛЛЕКЦИИ.

«На борту «Зонда-5» находились две среднеазиатские степные черепахи, дрозофилы (мушки), мучные хрущаки (жуки), традесканция с бутонами (цветок) и другие представители биоса Земли. Корабль запустили 15 сентября, а 18 сентября он достиг Луны, облетел ее и вернулся на Землю, приводнившись в Индийском океане. Там он был поднят на корабль «Василий Головин», доставлен в Бомбей, а из него — самолетом в Москву.
Автор: Анатолий Пастухов
Источник: https://shkolazhizni.ru/world/articles/71836/
© Shkolazhizni.ru"

КАРТОННЫЕ ИГРУШКИ (60-е гг).



ФОТО СНЕЖАНЫ МАЛИКОВОЙ.

ФОТО СНЕЖАНЫ МАЛИКОВОЙ.


ФОТО ИЗ ИНТЕРНЕТА.

ФОТО ИЗ ИНТЕРНЕТА.

МОНТАЖНЫЕ ИГРУШКИ (конструкции, из стекляруса) 50-60 годы.

ФОТО ИЗ ИНТЕРНЕТА.

ФОТО ИЗ ИНТЕРНЕТА.

ФОТО ИЗ ИНТЕРНЕТА.

ФОТО ИЗ ИНТЕРНЕТА.




СТЕКЛЯННЫЕ ИГРУШКИ (60-70 гг).


РЕДЧАЙШАЯ ЁЛОЧНАЯ ИГРУШКА «ВОСТОК-2», ПОСВЯЩЁННАЯ ПОЛЁТУ В КОСМОС ГЕРМАНА ТИТОВА.

ИЗ ЛИЧНОЙ КОЛЛЕКЦИИ.

ИЗ ЛИЧНОЙ КОЛЛЕКЦИИ.

ИЗ ЛИЧНОЙ КОЛЛЕКЦИИ.

ИЗ ЛИЧНОЙ КОЛЛЕКЦИИ.



ИЗ ЛИЧНОЙ КОЛЛЕКЦИИ.

ИЗ ЛИЧНОЙ КОЛЛЕКЦИИ.

МЕСЯЦ. ФОТО ИЗ ЛИЧНОЙ КОЛЛЕКЦИИ.

МЕСЯЦ. ФОТО ИЗ ЛИЧНОЙ КОЛЛЕКЦИИ.

ВЕРХУШКА. (60-70 гг).



ВЕРХУШКА ПО ТЕХНОЛОГИИ

ВЕРХУШКА ПО ТЕХНОЛОГИИ "ГЛИНКА".

НАБОРЫ ШАРОВ. (80-90 гг.)






ШАРЫ С ФОСФОРОМ. ФОТО КРИСТИНЫ ГРИШИНОЙ.

ШАРЫ С ФОСФОРОМ. ФОТО КРИСТИНЫ ГРИШИНОЙ.

ШАРЫ С ФОСФОРОМ. ФОТО КРИСТИНЫ ГРИШИНОЙ.

ШАРЫ С ФОСФОРОМ. ФОТО КРИСТИНЫ ГРИШИНОЙ.

НАБОР

НАБОР "ГАЛАКТИКА" ФОТО ИЗ ЛИЧНОЙ КОЛЛЕКЦИИ.



АВТОРСКИЙ НАБОР ШАРОВ И. Анисимова.

ГАЛАКТИКА.

ГАЛАКТИКА.

АВТОРСКИЙ ШАР И. АНИСИМОВА

АВТОРСКИЙ ШАР И. АНИСИМОВА "ПРИВЕТ С МАРСА"

ЁЛОЧНЫЕ ФЛАЖКИ. (60 гг)



ЁЛОЧНАЯ ЭЛЕКТРОГИРЛЯНДА «КОСМОС».


КИЕВСКИЙ ЗАВОД.

КИЕВСКИЙ ЗАВОД.


СОВРЕМЕННЫЕ ФАРФОРОВЫЕ ИГРУШКИ.

РАКЕТА.

РАКЕТА.

КОРАБЛЬ

КОРАБЛЬ "ВОСТОК".

СТАНЦИЯ

СТАНЦИЯ "СОЮЗ".

Рассказывать об игрушках, посвящённых освоению Космоса можно бесконечно. Их было очень много. Разных.

Видимо, поэтому многие мальчишки и даже девчонки хотели стать космонавтами.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

ВИДЕОРОЛИК О «КОСМИЧЕСКИХ» ИГРУШКАХ

2. Ёлка 2019 «КОСМИЧЕСКАЯ ФАНТАЗИЯ».









В оформлении ёлки были использованы не только фабричные игрушки, но и авторские работы Елены Артюховой, Натальи Колесниковой и Игоря Анисимова.

Москва, 1969 г. ФОТО ИЗ ИНТЕРНЕТА.

Москва, 1969 г. ФОТО ИЗ ИНТЕРНЕТА.

Ракеты нашего детства

В моем детстве, которое пришлось на 1980-е годы, практически все мальчишки нашего двора строили ракеты. Жили мы в «хрущёвке» рабочего района ЗИПа, почти на окраине Краснодара. Многие ребята тогда увлекались химией взрывчатых веществ именно из-за её практического применения. В ход шло всё, что хорошо горело или взрывалось. Помню, как ракеты начиняли киноплёнкой, горящей, как порох. Пытались использовать для этих целей и куски отработанного карбида, который сварщики выбрасывали после работы. Изобретались различные составы на основе магния или алюминия с добавлением марганца или калийной селитры. Напильником точили магниевые части авиационных колёс. Каждый школьник мог безошибочно определить магний, приложив к металлу медную монету и на стыке попробовать языком кислинку «гальванопары». Использовали желтую серу, а вместо угля иногда применяли обычный сахар-песок. Если кому-то удавалось достать охотничий порох, то это был «праздник» для всего двора. Сегодня это может показаться ужасным, а в моём детстве всю новогоднюю пиротехнику мы изготавливали сами, и взрывалась она не хуже, чем сегодня привезённая китайская. Помню эти кульки с заготовленными на Новый год взрывпакетами-летучками по 100-300 штук, свёрнутыми из картонных перфокарт, с примотанными головка к головке спичками. Летучка — это когда взрыв происходит в воздухе через 2-3 секунды, пока взрывпакет летит до земли. Да, были ожоги и травмы, даже лёгкие контузии, но только так закаляется мальчишеский характер.

Большинство наших ракет просто сгорало прямо на месте старта. Некоторые разрывало взрывом на мелкие куски, но единицам удавалось оторваться от земли и под наши восторженные крики, описав дугу, упасть в опасной близости от автомобильных гаражей. И тогда нам нужно было успеть убежать или спрятаться от мужиков, которые там постоянно что-то разбирали-собирали. Некоторым «дворовым» разработчикам ракет удалось достичь некоторых результатов, но мне и моим старшим братьям Александру и Борису повезло гораздо больше. У нас был отец, и в его кружке ракетостроения сбывались наши детские мечты.

Когда мне было десять лет, родители взяли меня с собой на всю смену в пионерский лагерь «Дивноморск-Энергетик». Это в посёлке Дивноморск, который уютно раскинулся среди лесного массива недалеко от Геленджика на Черноморском побережье.

Помню, как там запах разогретой солнцем смолы от окружающих сосен смешивался с ароматами моря, как в кронах деревьев пели неугомонные цикады.

Мама работала медсестрой в санчасти лагеря, а отец, Кантемиров Виктор Иванович, руководил кружком ракетостроения. Там и мне посчастливилось изготовить свою первую «боевую» ракету, высоко взлетевшую в южное лазоревое небо.

У отца уже была отточенная многолетним опытом технология изготовления и запуска самодельных ракет на твёрдом топливе. Он не раз до этого выезжал на сезон в пионерские лагеря со своим «ракетным чемоданчиком» и обучал мальчишек основам ракетостроения.

Сначала мы собирали древесный уголь, оставшийся после большого пионерского костра, зажженного на открытии лагерной смены. Потом мы тщательно перетирали угольки в фарфоровой ступке до состояния пыли. В выверенных отцом пропорциях мы смешивали уголь, серу, селитру, добавляя в состав немного дымного пороха. Немыслимый сегодня для применения в современных реалиях состав! Мальчишки трудились в кружке отца с увлечением и азартом. Смеялись друг над другом, когда кто-нибудь случайно перепачканными углём руками тёр нос или трогал лицо. Ребята уже знали, что в заряде ракеты горит уголь, сера лишь замедляет горение, а селитра при нагреве дает так необходимый кислород. Засыпалась эта смесь в картонные гильзы охотничьих патронов 12-16 калибра и уплотнялась с помощью молотка и ступки соответствующей формы. Но вместо капсюля на время затрамбовки горючей смеси гильза насаживалась на конусный стержень, который образовывал внутри не только отверстие для вставки бикфордова шнура, но и будущую камеру сгорания с эффективной тягой.

Бикфордов шнур мы тоже изготавливали сами, замачивая в селитре пеньковую верёвку. После высушивания её обмазывали пастообразной смесью дымного пороха с клеем ПВА. Затем её развешивали под потолком в мастерской и долго сушили. Когда вся влага испарялась, шнур был готов.

Бумажная "технология"

Корпуса ракет, обтекатели и стабилизаторы мы делали из бумаги, проклеивая её силикатным клеем. На отполированную металлическую болванку, предварительно смазанную вазелином (чтобы проще было снимать с заготовки), накручивалась в несколько слоев промазанная клеем бумага. Для головных частей — обтекателей использовали болванки конической формы. Потом картонные заготовки просушивались, их снимали с болванок и обрезали всё лишнее. Хвостовые стабилизаторы тоже приклеивались к корпусу по шаблону, размеченному на 3 сектора с равными углами. Были случаи, когда мальчишки умудрялись напортачить с монтажом стабилизаторов, и тогда ракету при взлёте сильно забрасывало в сторону.

Собранная ракета состояла из корпуса со стабилизаторами и съёмного конусного обтекателя, привязанного к корпусу суровой ниткой для фиксации его после «отстрела».

На корпусах закреплялись скользящие кольца, удерживающие ракету в вертикальном положении на старте и на этапе стартового разгона при пуске. Готовые ракеты мы красили лаком с «серебрянкой» под металл, украшали красными звёздами и надписями.

Внутрь корпуса плотно вставлялся снаряженный «твердотельный» ракетный двигатель, над ним был засыпан вспомогательный заряд чистого пороха, далее шел пыж и свернутый шелковый парашют. В многоступенчатых ракетах для отделения использованной ступени также использовался небольшой заряд пороха, который отстреливал первую ступень и поджигал вторую.

Принцип работы «спасательной системы» ракеты был гениально прост. Когда ракетное топливо выгорало до конца, то взрывался пороховой заряд над ним, который пыжом выталкивал парашют, тот сбрасывал обтекатель и вылетал наружу. При успешном отстреле головной части ракета с привязанным обтекателем спускалась на парашютике. Но если что-то шло не так, то она падала обтекателем вниз, сминая его в гармошку.

Сама стартовая площадка представляла собой длинный штырь диаметром до 8 мм, воткнутый в землю. В зависимости от размера ракеты его длина была от 1,0 до 2,5 метра. При пуске ракеты стартовая площадка обеспечивала вертикальное направление полета на этапе разгона, а после схода ракеты со стартовой площадки – штыря, прямолинейное движение обеспечивалось аэродинамическими стабилизаторами.

Праздничный салют

Сколько было стартов, столько было и восторженных, захватывающих дух эмоций! Почти все торжественные линейки и праздничные мероприятия сопровождались массовыми запусками ракет. Из трёх ракет при одновременном старте хотя бы одна точно отрабатывала всю «программу полёта». Но и неудачные старты поднимали всем настроение и были поводом для шуток.

Помню, как нашему кружку поручили салютовать ракетами на празднике дня Нептуна. Галечный пляж там очень узкий, а народа на нём будет много. Вот и было решено для безопасности запускать ракеты с бетонного волнореза, уходящего в море. Для этого укороченные стартовые пруты мы вбили в обрезки найденных досок. Идея была неплохая, но… При запуске некоторые «стартовые площадки» взлетающими ракетами были опрокинуты, и ракеты полетели в разные стороны. Одна ракета упала к подножию трона Нептуна, другая полетела к зрителям, которые с визгами и криками разбегались в стороны. А ракета, подымив своим зарядом, напоследок ещё и стрельнула, выбрасывая свой спасательный парашют. Всем, кроме моего отца, было весело, но он-то осознавал весь масштаб бедствия. К счастью, тогда никто не пострадал, а отец отделался устным выговором от начальника лагеря, сын которого вместе с нами тоже мастерил ракеты.

К этому времени через отцовский кружок ракетостроения в своё время также прошли оба моих старших брата, выезжавшие с родителями в пионерские лагеря на Черноморском побережье Анапы. Старший из нас, Борис, с теплотой вспоминает о том времени, когда они жили в станице Динской Краснодарского края, отец работал в школе и вёл несколько кружков, в которых он так любил мастерить.


Уроки мастерства

Хорошо помню события, предшествовавшие первому полету Гагарина 12 апреля 1961 года, первый полет искусственного спутника Земли и полет с собачками на борту — Белкой и Стрелкой. И дело, конечно, не в пропаганде и информационной кампании, это была наша Победа, это делало нас ВЫШЕ, БОЛЬШЕ и ЛУЧШЕ, чем те, которые были на Западе, причем всех нас. Мы тогда ощущали себя частью народа более, чем нынешнее поколение. Эти события повышали оценку нашего национального самосознания. И это я ощущал уже тогда. Тогда все бредили космосом.

Это состояние общества наложило свой отпечаток и на сферу народного образования. В школах и без того, в отличие от современных веяний, велась огромная кружковая внеклассная работа. Детвора с удовольствием тянулась в спорт, в музыку, в разного рода кружки технического свойства.

Отец в этот период преподавал физику, астрономию и математику в школе №3, что ближе к центру станицы Динской. Мать, Маргарита Андреевна, преподавала в этой же школе историю, русский язык и литературу. А «кружковая» работа для учителей школы была составной частью их преподавательской и воспитательной функции. Хотя тарифицировалась по меньшей ставке.

Отец получил нагрузку по ведению сразу нескольких кружков: ракетного, авиамодельного и судомодельного. Я, в статусе сына учителя, уже с 1-го класса часто бывал у него на занятиях. Пользовался покровительством участников, мне давали инструменты, разрешали строгать, клеить, резать, в общем, творить.

Занятия проводились не в школе, а в старом помещении Дома культуры. Помещение было тесное, здание старое, хотя, по станичным меркам, большое. В его правой части размещался кинозал, а в левой части – две или три комнаты, использующиеся как мастерские. По периметру стояли деревянные шкафы для инструментов, некоторые были с остеклением. В них были выставлены модели кораблей: парусники, военные, подводные лодки. Уже тогда поражало качество их изготовления, деталировка, правдоподобность.

Мне больше всего нравились парусные корабли. Впоследствии я строил их модели, а первые корпуса выстрогал ножичком уже тогда.

В мастерских были большие окна, было светло, пахло клеем, эфиром и еще чем-то, трогающим душу любого мальчишки, мечты которого витают в небе, в море или космосе.

Посреди комнаты стояли большие рабочие столы, изрезанные и исчерченные инструментом, перепачканные клеем и красками. Была и пара столярных верстаков.

Под потолком были подвешены разные модели самолетов: планеры, резиномоторные, управляемые, на кордовом (тросовом) управлении, с различными двигателями. Были уже завершенные и находящиеся в разной степени готовности.

И — ракеты! Они были красиво раскрашены: бронза, серебро, цветные краски, надписи и символы, свойственные той социалистической эпохе.

И всему этому ребят учил Виктор Иванович. Откуда у него взялись эти навыки, мне неизвестно, но он пользовался у ребят большим авторитетом. Он вообще владел широкими знаниями и навыками, позволявшими, например, строить дом, ремонтировать все и вся, начиная от радиоприемника и заканчивая мебелью. Эти качества вообще были свойственны людям того поколения. От их наличия зависело выживание, благополучие и жизненный успех.

Чертежи и руководства по моделированию тогда издавались, были доступны для пользования и распространялись через подписку в Союзпечати. К пособиям прилагались «выкройки» к моделям. Каким образом и из каких средств обеспечивалась работа кружков школами, Домами культуры и творчества? Конечно, я тогда не мог этим интересоваться. Но все необходимое было. Были клей, краски, растворители, специальная бумага, дерево, бамбуковая щепа и даже патроны и порох. Этим занимался отец, у него в станице были знакомые из числа рыбаков и охотников.

К самым запоминающимся событиям относились дни, когда испытывались модели планеров, самолетов и когда производились пуски ракет. Рядом с Домом культуры располагался станичный базар с парой лавок и несколькими торговыми деревянными рядами-навесами. А за ним был большой пустырь. Народу собиралось много.

Планеры пускались «с руки», насколько хватало сил. Но надо было соразмерить толчок, чтобы во время пуска плоскости крыльев не отвалились. Летели они настолько далеко, насколько качественно была рассчитана аэродинамика и насколько позволял ветер. Крылья и хвостовое оперение были хлипкими, полупрозрачными, насквозь были видны лонжероны и нервюры – элементы продольного и поперечного набора. Вместо фюзеляжа – тонкая деревянная планка, а вместо кабины – фанерная пластина округлой формы для противовеса к центру тяжести.

Резиномоторные модели представляли собой те же планеры, в конструкции которых был включен привод из жгута так называемой авиационной резины белого цвета и круглого сечения с авиационным винтом — деревянным пропеллером. Пропеллер — самый сложный элемент, изготовляемый вручную по чертежам, с особой тщательностью. Он полировался, балансировался по весу и лакировался.

Перед запуском модели резиновый жгут скручивался вручную, пальцами или посредством ручной дрели, присоединенной к оси пропеллера. Электродрели тогда были огромной редкостью и ценностью. После «накрутки» привода пропеллер отпускался, резина начинала раскручиваться, вращать пропеллер, и модель начинала полет. Длился он, пока не закончится «натяг» резинового привода и планирование от инерции разгона.

Продольный и поперечный набор моделей планеров изготовлялся из бамбуковой щепы с фиксированием изгибов и прогреванием щепы над спиртовой горелкой. Потом детали соединялись нитками, фиксировались в нужном положении и пропитывались костным клеем. Костный клей, хранящийся в плитках коричневого цвета, толщиной в полсантиметра, измельчался и размягчался до жидкого состояния на паровой бане. При этом он жутко вонял. Но после высыхания хорошо держал конструкцию. Конструкция несколько дней сохла до нового собрания кружка. Потом она обклеивалась листами папиросной бумаги, пропитанной казеиновым клеем или клейстером из муки, и снова длительно высушивалась на подвеске под потолком. После сушки бумага натягивалась на каркасе, как барабан, и конструкция становилась крылом.

Старшие школьники, прошедшие этап планера и «резинки», конструировали кордовые управляемые модели с настоящими авиационными микромоторами. Они были несовершенными, плохо пускались, особенно на ветру, когда эфир, используемый для начального пуска, быстро улетучивался. Большой проблемой было достать авиационный бензин. Но отец организовывал дело так, что все это было в распоряжении ребят. Но в конце концов эти полеты стали очень эффектными. Моделисты были на вершине счастья.


Строительство действующих моделей ракет, а они все были действующими и, мало того, запускались в небо по несколько раз, начиналось с цилиндрического корпуса. Ракеты были разными как по размеру, так и по конструкции: одноступенчатые и многоступенчатые, толстые и тонкие, для начинающих моделистов попроще и для опытных – посложнее.

Главное событие – испытания моделей и пуски ракет. Детворы много, и нужно было обеспечить контроль за всем происходящим. Но меры безопасности мне были в те годы безразличны, этого я не замечал. Тем не менее я не слышал о каких бы то ни было травмах или ЧП.

Ракеты поочередно, а иногда и по несколько штук устанавливались на стартах, вставлялись бикфордовы шнуры, все отходили на несколько метров, и шнуры поджигались. Это были трепетные моменты, когда огонь и дым бежали по полю к ракете, зажигался двигатель и ракета взлетала. Маленькие модели — быстро, крупные — помедленнее и более эффектно. Как высоко, не знаю, но в небе они были почти неразличимы. Только когда раскрывался парашют, они становились заметными. А потом их несло по ветру, и все толпой мчались их подбирать. Иногда относило довольно далеко, иногда они опускались во дворы станичников. Тогда их просили пустить во двор и снять с дерева или с курятника.

Впоследствии на крупных моделях, в головных частях в специальных контейнерах стали размещать пассажиров – лягушат. Это вызывало особый интерес и рождало, наверное, юношеские фантазии. Тогда полет в космос уже становился реальной мечтой. Удивительно, но «жертв» среди «космонавтов» не было!

Отец с большой теплотой относился к этому виду учительской деятельности, и ребята платили ему взаимностью. Это ощущалось мною во время занятий кружков, на которых я иногда присутствовал. Мне всегда очень нравилось что-то строгать, пилить, резать, рисовать, систематизировать, в общем, что-то делать. И этот период жизни запомнился в деталях именно по этим моментам. По крайней мере, лучше, чем просто учеба в школе или в «музыкалке». Просто это было приключением!

Читайте также: