Раньше многие игрушки были заводными

Обновлено: 27.04.2024

Теоретическая значимость определяется тем, что в ней собрана информация об истории возникновения и развития игрушки.Ø данный материал можно использовать на уроках технологии и изобразительного искусства, литературного чтения, окружающего мира, проведении классных часов и внеклассных мероприятий.

ВложениеРазмер
issledovatelskaya_rabota._igrushki_proshlogo_i_nastoyashchego.docx 42.67 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРУШКИ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО

ученица 3 класса В,

МКОУ НОШ №17 г. Пятигорск.

Порохова Кристина Владимировна

учитель начальных классов,

МКОУ НОШ №17 г. Пятигорск.

2.1 История возникновения игрушки.

2.2 Игрушки из дерева и глины

2.3 Крестьянская игрушка

А) куклы обереги

Б) тряпичная кукла

2.4 Игрушки 19 -20 века

2.5 Современные игрушки

2.6 Сравнение игрушек прошлого с игрушкой современного производства.

3.1 Опрос учащихся 3- х классов.

5. Список литературы и источников…………………………………..

Теоретическая значимость определяется тем, что в ней собрана информация об истории возникновения и развития игрушки.

  • данный материал можно использовать на уроках технологии и изобразительного искусства, литературного чтения, окружающего мира, проведении классных часов и внеклассных мероприятий.
  • В ходе исследований мы научились: анализировать большой объём информации; находить полезную информацию, делать выводы.

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть большое разнообразие красивых и интересных игрушек, которые сделаны , как правило на фабриках. Но эти игрушки не несут такого тепла души от их создателей, как игрушки наших бабушек и мам. Поэтому я считаю, что в наше время дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами. Мне стало интересно, а какие игрушки были раньше, с чего началось развитие игрушки, какие игрушки предпочитали наши бабушки и мамы, и во что играют сейчас?

Это побудило к работе над исследованием, которое мы назвали «Игрушки прошлого и настоящего».

  • Узнать историю возникновения игрушки.
  • Выяснить , как изменялась игрушка во времени и чем игрушки прошлого отличатся от современных игрушек.
  • Найти и изучить литературу по исследуемой теме;
  • Проследить изменения игрушки на протяжении истории;
  • Изучить современную игрушку;
  • Установить, что лучше: игрушки, в которые играли мои бабушки и дедушки или те, в которые играют современные дети.
  1. Подумать самостоятельно.
  2. Анализ статей и энциклопедий, книг, журналов по исследуемой теме.
  3. Опрос учащихся.
  4. Поиск информации в сети Интернет.

История возникновения игрушки.

Предположим, что игрушки практически ровесники человечества. Археологи находят в раскопах древних поселений разнообразные фигурки в форме животных и людей. Однако многие учёные считают, что это совсем не игрушки неандертальцев, а предметы различных древних культов. Это были игрушки из металла, кости и глины. Известно, что куклы тоже появились в глубокой древности. Самым древним египетским куклам около 4000 лет. Их вырезали из тонких дощечек и раскрашивали геометрическим орнаментом, символизирующим одежду. Интересен тот факт, что эти куклы служили не детям, а были связаны с различными формами религий той культуры.

Самый древний вид деревянной русской игрушки называется «ПАНКИ». Их изготавливали умельцы в северных деревнях России вплоть до начала 20 века. Название произошло от корня «ПАНГ», что переводится «СТВОЛ», ведь игрушки изготавливали дельного дерева. Они сильно напоминали древних языческих идолов, которым поклонялись северные племена о приходе христианства. Панки выполнялись схематично, передавая только образ птицы, зверя или человеческой фигуры, без прорисовки мелких деталей. Они словно наборы лего, будили воображение малышей, развивали фантазию, позволяя выразить множество различных образов с помощью одной единственной фигуры.

Точное время начала изготовления игрушек определить очень трудно, но можно предположить, что они появились на ранних ступенях развития человеческого общества. Вопрос о происхождении игрушки не может быть решён однозначно.

Возможно, именно из предметов культа и появились игрушки для детей.

Тогда игрушка была больше чем игрушкой. Она была культовой вещью. Вы знаете, что наши предки были темными людьми и повсюду им мерещились боги. Поэтому первые игрушки тоже означали богов. Женская фигурка - богиню земли, коник - бога солнца, птицы - воздух. А мужских фигурок почему-то вообще не было. Зато наши прародители очень любили животных. Петухи, индюки, собаки, кони, медведи - вот во что тогда играли ребятишки. Делали игрушки обычно размером с ладонь. Чтобы уж взять так взять.

Игрушки, употребляемые детьми простого народа, в России немногочисленны. В некоторых областях детских игрушек в крестьянском быту почти не существовало. Для игры им служили деревянные крашеные яйца, ложки, баночки, нож, гвоздь, камни и так далее. Однако по книгам и со слов старых людей нам все-таки известны некоторые простонародные игрушки.

Игрушки из дерева и глины

Так появились деревянные игрушки… На Руси они были очень популярны. Не нужно было быть специалистом по дереву, чтобы изготовить из куска мягкой древесины небольшую фигурку, с которой дети будут с удовольствием играть. Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времён, стали основным народным промыслом.

Народный промысел зародился под влиянием Троице – Сергиева монастыря – одного из крупнейших центров художественных ремёсел Московской Руси ещё 350 лет назад. Традиционная богородская игрушка – это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина.

И так очень скоро деревянные игрушки стали делать подвижными, и так появились кузнецы, по очереди бьющие молотом по наковальне, курочки, клюющие зёрна, фигурки зверей с двигающимися головами и лапами.

Ещё до изобретения гончарного круга стали лепить глиняные фигурки.

Первоначально они служили талисманами, способными задобрить духов, помогающих человеку. Небольшие раскрашенные фигурки из обожжённой глины понравились детям и со временем превратились в народный промысел. В каждой местности изготавливали разные игрушки: для одних была характерна роспись яркими красками, другие оставались почти не закрашенными, третьи представляли собой свистульки, а четвёртые – погремушки. Самыми известными глиняными игрушками являются дымковские, филимоновские, каркопольские и хлуднёвские.

Так, глиняные игрушки сохранились до наших дней. Они до сих пор имеют красивый , эстетический вид. У меня дома тоже есть игрушки из глины и они мне очень нравятся.

Первыми куклами на Руси были куклы-обереги. Славяне верили, что они способны защитить людей от болезней и злых сил, поэтому обереговые куклы стояли на самом видном месте в каждом доме. Но обереговые куклы так и не стали национальной игрушкой, зато передали некоторые свои черты тряпичной кукле.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода.

Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Лица им либо вовсе не рисовали, либо ставили точки вместо глаз и рта. Первую куклу для девочки обязательно должна была сделать мама, а в 7-8 лет девочки и сами начинали делать кукол для своих младших братишек и сестренок.

С 7-8 лет дети начинали помогать родителям по дому и в поле, но с куклами не расставались, всюду брали их с собой. Особенно нарядные куклы могли переходить из поколения в поколение, передаваясь от матери к дочери. Куклы были не только девичьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Ребенок без игрушки вырастает пустым и жестоким.

Верили что игрушки приносят хороший урожай, особенно если с ними играют взрослые девушки.

Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).

В Древней Руси разновидностей детских игрушек было не очень много. Их изготавливали из того, что было под рукой. Но не случайно человек воплощал силы стихий в наиболее знакомых и близких ему образах живых существ, трактуя их по-иному: великая богиня плодородия стала барыней, девицей; птица - утушкой, курочкой, гусем; конь - рабочей лошадкой, тянущей воз или везущей кавалера. Время изменило условия окружающей жизни, в творчество народных мастеров проникали новые сюжеты, но эти образы и по сей день фигурируют в игрушке любого промысла.

Скорее всего, в древности и игровое, и культовое значение тесно переплетались между собой, а затем религиозные обряды были забыты, и игрушка осталась только предметом развлечения.

Игрушки 19 -20 века

На протяжении следующих столетий производители игрушек стали делать свои деревянные творения более сложными и детализированными. Деревянные макеты зданий — кукольные домики и театры в 19 веке были очень популярны, также как и деревянные солдатики. Многие деревянные игрушки, такие как, например, всем известный «Джек в коробочке» (коробочка с выскакивающей фигуркой), раскрашивались вручную яркими красками. Деревянные поезда, также как и грузовики, были одними из самых продаваемых игрушек того времени. На первых этапах деятельности, на фабриках головы кукол делали из прессованного или формованного фарфора, но к концу 19 века в производство была внедрена новая технология – метод литья, что значительно удешевляло и ускоряло производство. Тогда же были внедрены крепления в зоне запястья, и у большинства кукол появился приоткрытый рот. Лица кукол стали выразительными. В конце 19 века в моде были густые, длинные и пушистые брови, костюмы с жакетами строго покроя. Туловища кукол начинают делать из гуттаперчевого материала, позволяющего менять положения тела кукол.

В начале 20 века стали выпускать особых кукол из фарфора, покрытого глазурью. После первого обжига фарфор расписывали, покрывали глазурью и обжигали повторно. В это же время появляются японские куклы, привлекающие экзотической красотой и богатством нарядов.

Постепенно на смену механическим игрушкам приходят великолепные заводские куклы.

Современная классическая кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и цветёт румянцем. Её одевают как в детские, так и во взрослые одежды. С появлением “Барби” в кукольном мире произошёл переворот. Она стала мечтой и идеалом каждой девочки. “Барби” завораживает и очаровывает. Продажи куклы Барби считаются самыми высокими в сравнении с реализацией других игрушек.

Руд Хендлер, одна из совладельцев компании “Маттел”, увидела,

как её дочь Барбара играла с картонными фигурами – трафаретами. Девочка надевала на них наряды, которые соответствовали тем или иным ролевым ситуациям. Так у Хендлер родилась идея выпустить куклу не в старом образе младенца, а придать ей облик взрослого человека. У такой куклы может быть своя профессия, свой уклад жизни. Стало быть, новой кукле потребуются праздничные наряды, повседневная одежда, бытовые предметы и т. д. Но для начала кукле нужно было найти образ и скоро дизайнеры пришли к заключению, эта кукла должна отражать модные тенденции. Так появилась всеми потом известная Барби.

Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что её внешние данные отвечали их представлению об изящном и прекрасном.

Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для неё надо

приобретать мебель, дом, потом бассейн, автомобиль, друга и так до

бесконечности. Барби – продукт общества потребления. Она очень красива, но бездушна и инфантильна. Для американцев не имеет значение, что у неё нет души. Ведь многие из них уверены, что за доллары они могут купить и дружбу, и любовь.

Взрослые создают для детей всё новых кукол. Сейчас компания “Менли Той Квест” разрабатывает куклу нового поколения – Синди Смарт, это усовершенствованная Барби. Кукла способна видеть с помощью встроенной камеры и распознавать предметы. Кроме того, Синди Смарт оснастят микрофоном и системой распознавания речи: она сможет разговаривать на 5-ти языках. В её память заложат большое количество программ.

Такие длинноногие красотки и дальше будут очаровывать детей. Так через вроде бы безобидную куклу нам навязывается идеология общества потребления и американский образ жизни. Но такая кукла не вызывает добрых и искренних эмоций. Играя с такой игрушкой, ребёнок сам превращается в бездушную куклу.

У каждого времени своя игрушка, свои предпочтения. Сейчас современные игрушки создаются с учётом всех модных тенденций.

Сравнение традиционной народной игрушки

с игрушкой массового производства.

Как у традиционной русской народной куклы, так и у современной куклы массового производства есть свои преимущества и свои недостатки.

Традиционная тряпичная русская кукла была “безликой”, что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками.

Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Её можно мыть, расчёсывать, переодевать в разную одежду. По видам одежды кукла может менять профессию, побывав и врачом, и космонавтом и т.д. Она сопровождается соответствующими аксессуарами. У современной куклы двигаются голова, руки, ноги и талия.

Недостатком современных кукол является то, что они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство. Они притупляют вкус к разнообразию и фантазии, и не приучают детей к труду и рукоделию.

Мы посмотрели стандартный ассортимент игрушек в магазинах города и выяснили следующее:

  • прилавки наших магазинов изобилуют игрушками из Китая. Они пользуются большим спросом. Покупателей привлекает яркое оформление и небольшая цена.
  • есть в продаже куклы российского и белорусского производителей.

Некоторые покупатели отдают предпочтение куклам из России, так как они изготовлены из безопасных материалов. Куклы выполнены из резины и пластмассы, фарфора, синтетических тканей и волокон.

В магазинах идеальных кукол не продают. Детская игрушка, должна быть из натуральных материалов: из шерсти, хлопчатобумажных тканей, из дерева. Натуральные материалы безопасны для здоровья. Польза от игры с пластмассовыми игрушками, равна нулю.

В этой статье - фотографии самых разных заводных игрушек.


Первые детские заводные игрушки появились еще в XIX веке, тогда это были автомобили, мотоциклы, паровозы, самолеты. Сегодня эти неприхотливые и простые в обращении механические игрушки также популярны. А с годами стали только лучше: у всех яркая, привлекательная окраска, кроме транспортных средств есть и животные, человечки и птички.

Как и раньше они до сих пор доставляют радость детям.

Дети всегда мечтали, чтобы игрушки могли двигаться сами. Самые первые заводные игрушки появились еще в средние века. Сначала их делали из папье-маше, а в XIX веке мастера из Германии стали применять штампованную жесть.


У нас заводные игрушки - одни из самых любимых; когда ломаются старые, заказываем новых. Все они очень забавные, стоят копейки, а запускать очень интересно!

Веселые и очень добрые зверята умеют ходить и прыгать. Это и тигрята, и обезьянки, и верблюжата, и щенята, и еще множество других четвероногих шустриков. Играть с ними всегда интересно и весело. Они идеально подходят для детей любого возраста.

Заводные игрушки выручат всегда, когда вам нужен симпатичный и интересный, но недорогой подарок.

Встречаются также заводные игрушки для ванной - они двигаются в воде, очень здорово для купания.

А ещё хороши пушистые заводные игрушки - цыплята, пингвинчики, и т.п.


Заводные игрушки – простые по своей идее, такая мелочь - это, конечно же, не радиоуправляемый самолет, но они всегда привлекают, причем не только детей. Иногда и взрослые, забывая о своей солидности, ползают на коленях вслед за прыгающими зверушками, заглядывают то с одной стороны, то с другой, и очень радуются. И оказывается, что играть с простенькой заводной игрушкой интереснее, чем с дорогой радиоуправляемой моделью, или интерактивной сложной игрушкой!

Тем более что двигаться они могут очень по-разному - прыгать, ехать, скакать, даже делать сальто!




А еще они отлично тренируют мелкую моторику, потому что задача завести игрушку не такая уж простая для малыша. Научите малыша самостоятельно заводить механизм, ведь это станет отличной тренировкой для маленьких пальчиков.

Куклы

Известно, что первые игрушки начали делать ещё первобытные люди. Тогда игрушки были каменные, глиняные или металлические. Первой страной, в которой появились погремушки-трещотки, был Египет. Погремушки давались малышам: считалось, что своим звуком эта игрушка отпугивает от младенца злых духов.

В глубокой древности возник и такой известный нам вид игрушки, как кукла. Самым древним египетским куклам около 4-х тысяч лет. Что происходило с игрушками в Средневековье, неизвестно. Да и само слово «игрушка» появилось только в эпоху Ренессанса во Франции. В XVI веке игрушки стали производить на заказ. Куклы служили манекенами для модной одежды тех дней, они были очень дорогими и принадлежали преимущественно аристократам.

Только в XIX столетии появилось массовое производство игрушек. Промышленная история мягкой игрушки началась в 70-е годы XIX века в Германии. Тогда многие женские журналы стали печатать выкройки и советы по изготовлению мягких игрушек своими руками. В 1879 г. жительница немецкого города Гинген Маргарет Штайфф, с детства прикованная к инвалидной коляске, сшила несколько забавных зверушек в подарок к Рождеству для своих племянников. Игрушки так всем понравились, что на Маргарет буквально обрушился шквал заказов. Вскоре отец девушки открыл небольшую мастерскую по пошиву игрушек, в которой трудилась Маргарет с сёстрами. А через несколько лет мастерская превратилась в фабрику игрушек «Steiff». В 1901 году Маргарет запатентовала своего мишку, который опирался на все четыре лапы. А через год появился первый плюшевый мишка - игрушка, обожаемая детьми и взрослыми во всём мире. Племянник Маргарет, Рихард Штайфф, художник по профессии, придумал совместить конструкцию мягкой игрушки и куклы. У изготовленного по его эскизам медвежонка передние и задние лапы двигались на шарнирах.

02.jpg

Но тогда у медвежонка ещё не было имени… Далеко от Германии, по ту сторону Атлантического океана, жена русского эмигранта украсила витрину своей лавки медвежонком, сшитым из ткани и набитым опилками. Он настолько понравился посетителям, что те захотели его купить. Владельцам пришлось срочно наладить пошив этих игрушек. А вскоре хозяин лавки обратился к тогдашнему президенту США с просьбой использовать его имя для медвежонка и получил согласие. К тому же в это время произошла интересная история с самим президентом Теодором Рузвельтом. Он, будучи страстным охотником, отказался стрелять в специально подведённого под его выстрел медведя. История эта попала в газеты. Так в Америке, а затем и в Европе, плюшевых медведей стали называть Тедди.

А вот в России до XVIII века игрушка называлась «потеха», «потешка». В Москве игрушки продавались в Овощном, Пряничном и Потешном рядах или изготовлялись дома. Это были деревянные фигурки: лошадки, барашки, козлики, птички, медведи, петушки, собаки, львы, мужички, немки (куклы); деревянные и глиняные сосуды, игрушечные ковшики, стаканы, чашки и так далее; игрушечные домики, избы, городки, беседки.

Одной из первых игрушек был мячик (мечик) — из ткани с бубенцами внутри. В царской семье мальчикам к концу первого года жизни дарили деревянную лошадку с седлом, уздечкой и стременами, а позже покупались барабаны, знамёна, латы, луки, мечи. Царевны играли в куклы. Куклам приобретали кроватки, постельное бельё, одежду: летники, шубки.

03.jpg

А для чего же нужны игрушки?

Игрушки, как игры, выполняют различные образовательные и воспитательные функции. При этом они ещё способствуют развитию творческих способностей; помогают развитию физических и умственных навыков, необходимых ребёнку в дальнейшей жизни.

Игрушки для младенцев используют характерные звуки, яркие цвета, уникальную текстуру. При игре с ними малыши начинают распознавать звуки и цвета, что влияет на развитие памяти, восприятия, умения сопоставлять.

Обыкновенные кубики формируют зрительно-моторную координацию, математические и познавательные навыки, позволяя детям одновременно проявлять творческие способности. Такие игрушки, как шарики и мячики, помогают ребёнку развить координацию движений и ловкость.

Лепка из пластилина, глины, игры с песком влияют на физическое, когнитивное, эмоциональное и социальное развитие ребёнка. Кроме того, благодаря этим материалам, дети могут создавать игрушки самостоятельно, то есть данный вид деятельности развивает креативность мышления.

Игрушки для детей школьного возраста включают в себя головоломки, конструкторы, игрушки, помогающие развивать навыки решения технических проблем и математические способности.

04.jpg

В наше время игрушки могут говорить, петь и танцевать, некоторые игрушки полностью имитируют домашних любимцев. Прогресс не стоит на месте и, возможно, через десяток лет игрушки современности будут казаться детям простыми, неинтересными. Тем не менее, хочется, чтобы игрушки и в будущем не утратили своей главной функции – воспитывать и обучать самым простым и лёгким образом: радовать и детей, и взрослых!

Заводные игрушки СССР

На прилавках современных магазинов трудно найти заводную игрушку отечественного производства. Да и вообще, согласитесь, этот тип игрушек не пользуется сейчас спросом. Большинство игрушек приводится в движение батарейками. Дети увлечены интерактивом, гаджетами. Разве им интересно наблюдать за однообразными движениями медведя, кушающего мед? Но несколько десятилетий назад такие игрушки казались верхом технического прогресса. Дети могли часами наблюдать за этими волшебными игрушками. Обладатель заводной игрушки чувствовал себя так же «круто», как нынешние дети с современным девайсом в кармане.

x_69e73baa.jpg

Заводные игрушки пользовались большой популярностью в Советском Союзе, и даже были увековечены в фильме «Приключения Электроника». Помните, главный герой в детском магазине чинит всевозможные игрушки и устраивает представление. Эту сцену сопровождает песня, которую начинает петь заводная игрушка-мартышка. С помощью двух чемоданов в руках, она передвигается и выполняет кульбиты. В наступающий год огненной обезьяны будет весьма кстати пересмотреть этот любимый всеми фильм.

Интернет оккупировали полчища сайтов, переполненных невзрачными (или ядовито раскрашенными) китайскими фигурками с хлипким механизмом. Тонкая пластмасса скрывает внутри пружинку, которую и заводным механизмом можно назвать с трудом. Заводные игрушки советского времени изготавливали по принципу прочности. Ранние экземпляры были железными, позже в игрушках использовалась толстая прочная пластмасса. И, надо сказать, ломались такие игрушки редко.

hqdefault.jpg

Железные фигурки заводных игрушек из СССР служили долго, их передавали из поколения в поколение. Петушки, цыплята, канареечки клевали зерно, после того как «волшебный ключик» их заводил. Коллекции таких действующих заводных игрушек 30-50-х годов сегодня бережно хранятся собирателями отечественных древностей.

Надо отметить, что сюжеты игрушек не отличались большим разнообразием. Плюшевый мишка с заводным механизмом бренчал на балалайке, зайчик ел свою морковку, слон стучал в барабан или тряс маленький бубен, собачки и кошечки виляли хвостиком, а некоторые и двигались. Отдельной линейкой можно выделить заводные игрушки для ванны: уточки, рыбки, киты и дельфинчики делали принятие водных процедур весёлым. Завод ключиком приводил в движение «мальчишечьи игрушки»: машинки, подъёмные краны, поезда и самолётики. У девочек середины 70-х была особая мечта – заводная кукла Маша. Она умела говорить «мама» и открывала и закрывала глазки.

f8f16f8af2a73b18e395c4c6b8e69a6a.jpg

Дети 70-х годов и старше, наверняка, помнят прелестную советскую заводную игрушку «Дюймовочку». Простая железная игрушка, которая заводилась ключом. После этого кувшинка раскрывалась и внутри показывалась сидящая Дюймовочка. Кувшинка крутилась вокруг куколки до тех пор, пока заряд заводной спирали не кончался, и игрушка снова закрывалась. Сама Дюймовочка двигалась и словно танцевала внутри.

Позднее, в 80-х годах, когда уже стала появляться разнообразная игрушечная продукция, о заводных игрушках в СССР стали забывать, так они постепенно практически «вымерли как класс».

0_47225_afdc771a_L.jpg

У меня игрушек много –
От слона до носорога.
Но пока что ни одной
Нет игрушки заводной.
У меня полно игрушек –
Кукол, кубиков и пушек,
Барабанов и гармошек,
Ванек-встанек и матрёшек.
Но мечтаю о такой,
Чтобы ключ крутить рукой,
Чтоб пружинка пригодилась,
Чтоб игрушка заводилась –
И бежала по столу,
И кружилась на полу,
Или, выпрыгнув из рук,
Улетела в небо вдруг! (Михаил Пляцковский)

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна


Как хочется порой отыскать необычный сувенир на память о посещении какого-нибудь интересного места или уголка земли! Почему бы и нет? Удача способна улыбнуться путешественнику. Но надо признать, что эталонные образцы сувениров всех времен хранятся в музеях. Можно встретить интересные игрушки на аукционах, у частных коллекционеров. Диву даешься, оценивая мастерство создателей диковинных поделок.

Швейцария – родина механических игрушек

В этой стране поражают не только высокогорные шале, тучные коровы и роскошное масло. Гораздо быстрее мир покорили хитроумные швейцарские механизмы. Изготавливая сложные уникальные игрушки, мастера изощрялись, выбирая композицию и декор. Коллекции современных путешественников изобилуют сувенирами в виде сферических прозрачных куполов с подсветкой. Оказывается, их изобрели вовсе не китайцы, а намного опередившие их швейцарцы. Случилось это еще в XVIII веке. Правда, приходилось разглядывать все при дневном освещении, ведь пальчиковых батареек еще не было.

Земля и море: корабль

Одна из таких игрушек изображает морской корабль, плывущий на фоне берега. Пружинный заводной механизм поднимает волны, сделанные из шелковой тончайшей ткани, окрашенной голубым цветом.


Море начинает вздыматься, а вместе с ним покачивается парусное судно. Вид побережья с двумя зданиями и деревьями на горизонте художник изобразил красками на внутренней стороне стеклянного колпака. Они выглядят как настоящие. Женева 2-й половины XIX века была местом, где производили подобные морские виды. Наибольшим успехом пользовались изысканные работы Фердинанда Вюртеля.

Золото и жемчуг: механическая ящерица

Механическая ящерица

Собрание графов Бобринских в дореволюционное время включало драгоценную фигурку ящерицы. Золотая чешуя животного состоит из сегментов. На ощупь рельефность телу ящерицы придают выпуклые жемчужины. Мастер спилил их почти вполовину высоты, поместив в особые гнезда. Жемчуг подобран строго по размеру, укрупняясь к центру, но становясь мельче к хвосту и мордочке. Филигранный хвост имеет съемную конструкцию, подвижные лапки приделаны на шарнирах. По золоту выполнен благородный декор черной эмалью. После завода механизма ключом, ящерица шевелит лапами, бежит на крутящемся колесике, затем сбрасывает хвост. Женевский курьез демонстрирует виртуозность мастера и техническое совершенство конструкции.

Настоящий подарок: дуэт обезьян

Очень эффектно смотрится игрушечный дуэт симпатичных обезьян, общая высота которого составляет 65 см. Музыканты украшают собой роскошный интерьер эпохи классицизма.

Дуэт обезьян

Скрипач и гитаристка сидят посреди ваз и зеркал, разодетые по-французской моде. Их наряды сшиты из дорогих тканей. Инструменты деревянные. Особый механизм помогает животным вертеть головами и открывать пасти. При этом обезьяны только имитируют пение. Мелодия звучит благодаря крутящемуся металлическому валику, занимающему нижнюю часть базы. Композиция дополняется часами, которые вмонтированы в карниз. Живой и осмысленный взгляд самца обезьяны способен навести на размышления о человекоподобии мартышек, и наоборот.

Экзотический сад: колибри

Более сложные механизмы позволяли осуществлять перемещение главных игрушечных персонажей. Под сенью дерева, раскинувшего пышную крону диаметром полметра, соседствуют две птицы с ярким оперением.

Колибри

Флейтовый танагр и колумбийская колибри после нескольких поворотов ключа начинают порхать с ветки на ветку. Легко попискивая, игрушечные пернатые издают характерные экзотические звуки. Каркас дерева металлический, древесина и кора сформированы мастикой. Листья вырезаны из окрашенного шелка. Все смотрится вполне естественно. Крупная заводная игрушка имеет стеклянные и деревянные части, украшенные причудливой росписью. Тела птиц обклеены натуральными перьями. Двигаясь и щебеча, они производят полное впечатление живых существ.

Кареты-игрушки

Симпатичные безделушки порой имитировали транспортные средства. В XVIII веке общественного транспорта не существовало. Езда в каретах была малодоступна. Дорогие игрушки, всегда являющиеся предметами особой роскоши, хорошо справлялись с задачей развлечения своих владельцев. Забавные сценки подробно изображали экипажи, их хозяев, слуг и даже домашних любимцев.

Западноевропейская миниатюрная карета XVIII века достигает высоты 11 см. Эта точка совпадает со шляпой кучера, занимающего главное место. Карета запряжена парой лошадей. Небольшой 5,5 см расписной деревянный кузов со стеклянной крышей имеет чеканный металлический каркас. Три фигурки из различных сплавов представляют кавалера, кучера и лакея на запятках. Для убедительности зрелища мастер раскрасил всех персонажей цветными эмалями. Заводной механизм вмонтирован в бронзовый передок кареты. Автомат имеет отдельный привод, соединяющийся с фигурами лошадей. Длина композиции составляет 27 см.


Галантный дуэт на прогулке

Галантный дуэт

Открытая коляска ¬– типичный вид элитарного европейского транспорта, рассчитанного на теплую летнюю погоду. Единственное узкое сиденье вмещает двух пассажиров. Как правило, это любовная пара. Миниатюрный дуэт включает даму и кавалера, выехавших прогуляться. Прихотливые изгибы линий в стиле рококо свойственны всем частям композиции. Элегантная улыбающаяся барышня счастлива. Декольтированное платье украшено букетом из цветов и фруктов, символизирующих изобилие наслаждений. Кавалер застыл в энергичном взмахе руки. Он стоит, выдвинув ногу, и на ходу лихо управляет лошадьми, вглядываясь вперед. Мастер использовал серебро и бронзу для литья фигурок. Юный паж примостился на запятках. Еще один участник компании – стриженый пудель, занявший место кучера. Под ним прячется пружинный механизм, приводящий коляску в движение с помощью завода ключом.

Царская забава без заводного механизма

Если перенестись в Германию XVII века, в знаменитый Аугсбург, то можно оказаться в столице немецкого серебра, славящегося на весь мир сервизами, непревзойденным художественным оружием и, конечно, игрушками.


Заводной пружинный механизм тогда еще не был придуман, поэтому оставалось лишь любоваться красотой и изяществом неподвижных фигурок, зато каких! Карета с кучером и двумя лошадьми, сделанная в 1652 году в Аугсбурге, имеет клеймо известного мастера серебряных дел Николауса Фишера, чья работа попала в собрание игрушек дома Романовых. Литье и чеканка – два метода, с помощью которых достигнуто изящество и кажущаяся хрупкость серебряного изделия, служившего для забав царских детей.

Читайте также: