Рассчитать среднюю скорость перемещения игрушечного заводного автомобиля

Обновлено: 19.05.2024

Программа элективного курса «Экспериментальные задачи в физике» для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования в соответствии спрограммой для общеобразовательных учреждений, рекомендованной министерством образования и науки Российской Федерации.
Курс рассчитан на 34 часа для обучающихся 7-х классов и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики.
Повседневно человеку приходится на основе уже полученных знаний и опыта анализировать и решать практические проблемы в реальных жизненных ситуациях. Решение задач по физике – это поле познавательной деятельности, которое ориентирует человека на анализ явлений природы, техники, жизненных проблем. Важное место занимают задачи на моделирование физических процессов. Простейшие исследования, опыты и наблюдения не являются самоцелью, они дают возможность глубже проанализировать физические закономерности, понять сущность физических явлений и процессов.
Элективный курс «Экспериментальные задачи в физике» направлен на качественное усвоение курса физики, формирование умения применять теоретические знания на практике.

Основная цель курса:

Дать возможность обучающимся, интересующимся физикой, познакомиться с основными методами физической науки, овладеть измерительными и другими экспериментальными умениями.

  • познакомить учащихся с понятиями: физическая величина, измерительные приборы, методы измерения, погрешности измерения, экспериментальное исследование;
  • обучить учащихся четкому использованию измерительных приборов;
  • дать представление о методах физического экспериментального исследования как важнейшей части методологии физики и ряда других наук, развить интерес к исследовательской деятельности;
  • научить обучающихся, анализируя результаты экспериментального исследования, делать вывод в соответствии со сформулированной задачей;
  • повысить интерес обучающихся к изучению физики и проведению физического эксперимента.
  • осознание практической значимости предмета физики;
  • расширение интеллектуального, творческого кругозора обучающихся;
  • приобретение практических навыков и умений при проведении физического эксперимента;
  • совершенствование приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т.д., т. е. умения « вскрывать новые связи, открывать новые приёмы, приходить к решению новых задач».

Содержание курса

1. Введение (4 ч.)

  • Определение цены деления шкалы и инструментальной погрешности приборов (линейки, мензурки, часов).
  • Определение длины линии и площади плоской фигуры.
  • Определение толщины нитки, тонкой медной проволоки, монеты, диаметра зернышка пшена (на выбор).

2. Механическое движение (5 ч.)

  • Определить скорость и характер движения пузырька воздуха в стеклянной трубке наполненной раствором медного купороса.
  • Рассчитать среднюю скорость перемещения игрушечного заводного автомобиля.
  • Определить конечную скорость, приобретаемую шариком, скатывающимся с наклонной плоскости.

3. Измерение площади и объёма (3 ч.)

  • Прямые и косвенные измерения площадей различных фигур.
  • Прямые и косвенные измерения объёмов различных тел.

4. Масса и плотность тела (4 ч.)

  • Изучение правил пользования рычажными весами при измерении масс различных тел. Сравнение масс двух тел по взаимодействию и по результату измерений на рычажных весах.
  • Что имеет большую плотность: вода или молоко? Во сколько раз? (Можно брать любые другие жидкости).
  • Определить плотность картофеля, лука, свёклы и т.д.
  • Взять моток проволоки. Определить длину провода, не разматывая его, имея весы с разновесами и линейку.

5. Силы. Давление (7 ч.)

  • Определить коэффициент жёсткости пружины (резины). Исследовать его зависимость от первоначальных размеров тела и рода вещества.
  • Определите вес бруска, имея только линейку. Правильность ответа проверьте с помощью динамометра.
  • Измерьте динамометром силу трения при движении по столу трёх одинаковых брусков в двух случаях: а) бруски лежат друг на друге; б) бруски прицеплены друг к другу. Какой вывод можно сделать из опыта?
  • Масса одного бруска в n раз больше, чем масса другого. Могут ли эти тела оказывать одинаковое давление на стол? В каком случае? Проверьте на опыте.
  • Определите давление воды на дно стакана с помощью линейки. Растворите в этом стакане 50 г поваренной соли. Как изменится при этом давление? Почему? Попробуйте определить давление раствора в этом случае.
  • Вычислите силу, необходимую для отрыва присоски от поверхности стола.

6. Архимедова сила (3 ч.)

  • Как экспериментально определить плотность тела, объём которого трудно установить путем измерения линейных размеров?
  • Придумайте опыты, с помощью которых можно: а) выяснить от каких величин зависит архимедова сила; б)доказать, что величина архимедовой силы равна весу жидкости, вытесненной этим телом.
  • Изготовьте плот и рассчитайте его грузоподъёмность. Проверьте расчеты с помощью эксперимента.

7. Работа. Мощность. Энергия (6 ч.)

  • Определите мощность, развиваемую вами при подъёме по лестнице на 4 этаж.
  • Возьмите ножницы разных видов, кусачки и линейку. Определите, примерно в каких пределах может изменяться выигрыш в силе при пользовании данными инструментами. Точку приложения силы руки взять там, где удобно держать инструмент.
  • Используя динамометр, подвижный блок, штатив, верёвку, определите вес мешочка с песком.
  • Потенциальная энергия поднятого тела зависит от массы тела и высоты, на которую оно поднято. Придумайте опыты, при помощи которых это можно продемонстрировать.
  • Кинетическая энергия зависит от массы тела и от скорости его движения. Придумайте опыты, при помощи которых это можно доказать.

8. Заключение (2 ч.)

Подведение итогов работы за год; КВН.
Экспериментальные задача: самостоятельно придумать или подобрать, решить и защитить экспериментальную задачу по курсу 7 класса.

Рабочая программа элективного курса «Экспериментальные задачи в физике»

  1. Блудов М.И. Беседы по физике. – М.: Просвещение,1984.
  2. Гальперштейн Л.Я. Здравствуй, физика, – М.: Детская литература,1973.
  3. Енохович А.С. Справочник по физике и технике. – М.: Просвещение,1988.
  4. Кириллова И.Г. Книга для чтения по физике. 6-7 классы. – М.: Просвещение,1986.
  5. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2000.
  6. Перельман Я.И. Занимательная физика: В 2-х т. – М.: Просвещение,1972.
  7. Пёрышкин А.В. Физика. 7 Кл.: Учеб. для общеобразовательных учеб. заведений. – 15-е изд., М.: Дрофа, 2011.
  1. Буров и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7 классах. – М.: Просвещение,1981.
  2. Демкович В.П. Измерения в курсе физики средней школы. – М.: Просвещение,1970.
  3. Кабардин О.Ф. Методика факультативных занятий по физике / О.Ф. Кабардин. – М.:Просвещение,1988.
  4. Кирик Л.А. Физика-7. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – М.: Илекса, 2010.
  5. Семке А.И. Нестандартные задачи по физике. Для классов естественно-научного профиля / А.И.
  6. Семке. – Ярославль: Академия развития, 2010.

Экспертное заключение
по программе элективного курса «Экспериментальные задачи в физике»
для обучающихся 7 класса
МОУ СОШ № 45 Тракторозаводского района г. Волгограда

Рабочая программа элективного курса по физике для 7 класса «Экспериментальные задачи в физике» изложена на 5 страницах и содержит пояснительную записку, содержание программы, тематическое планирование, список использованной и рекомендованной литературы.

Актуальность элективного курса обусловлена недостаточной ориентации обучающихся на анализ явлений природы, техники, жизненных проблем. Целью элективного курса является предоставить возможность обучающимся, интересующимся физикой, познакомиться с основными методами физической науки, овладеть измерительными и другими экспериментальными умениями.

Данный элективный курс имеет большой воспитательный и развивающий потенциал, способствуя самореализации личности. Подобранные экспериментальные задачи помогут расширить интеллектуальный и творческий кругозор обучающихся.

Содержание элективного курса «Экспериментальные задачи в физике» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и уровню подготовленности обучающихся 7 класса.

Необходимо заметить, что использование этой программы позволит повысить уровень знаний, умений и навыков обучающихся, будет способствовать развитию их мировоззрения и повышению уровня учебной мотивации.

Данный курс – практический, что способствует формированию и совершенствованию коммуникативной компетенции обучающихся, расширению и систематизации знаний по физике, использованию полученных практических навыков в повседневной жизни.

Данная программа рассчитана на реализацию межпредметных связей таких дисциплин, как «Математика», «Технология», «Биология».

Считаем допустимым реализацию элективного курса «Экспериментальные задачи в физике» для 7 классов в процессе получения физического образования школьниками среднего звена МОУ СОШ № 45.

Руководитель районного
МО физиков
учитель высшей категории
МОУ СОШ № 45
Э.И. Никифорова

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

По яснительная записка

Повседневно человеку приходится на основе уже полученных знаний и опыта анализировать и решать практические проблемы в реальных жизненных ситуациях. Решение задач по физике - это поле познавательной деятельности, которое ориентирует человека на анализ явлений природы, техники, жизненных проблем. Важное место занимают задачи на моделирование физических процессов. Простейшие исследования, опыты и наблюдения не являются самоцелью, они дают возможность глубже проанализировать физические закономерности, понять сущность физических явлений и процессов.

Факультативный курс «Экспериментальные задачи в физике» направлен на качественное усвоение курса физики, формирование умения применять теоретические знания на практике.

Рассчитан на 3 4 часов (1 раз в неделю).

Цель : дать возможность учащимся, интересующимся физикой, познакомиться с основными методами физической науки, овладеть измерительными и другими экспериментальными умениями.

· познакомить учащихся с понятиями: физическая величина, измерительные приборы, методы измерения, погрешности измерения, экспериментальное исследование;

· обучить учащихся четкому использованию измерительных приборов;

· дать представление о методах физического экспериментального исследования как важнейшей части методологии физики и ряда других наук, развить интерес к исследовательской деятельности;

· научить учащихся, анализируя результаты экспериментального исследования, делать вывод в соответствии со сформулированной задачей;

· повысить интерес учащихся к изучению физики и проведению физического эксперимента.

Ожидаемые результаты :

1) осознание практической значимости предмета физики;
2) расширение интеллектуального, творческого кругозора учащихся;
3) приобретение практических навыков и умений при проведении физического эксперимента;
4) совершенствование приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т. п., т. е. умения « вскрывать новые связи, открывать новые приёмы, приходить к решению новых задач».

1. Введение (4 ч.)

Понятие о физических величинах. Система единиц, измерение физических величин, эталон. Роль эксперимента при введении физических величин. Понятие о прямых и косвенных измерениях.
Измерительные приборы, цена деления шкалы прибора, инструментальная погрешность. Правила пользования измерительными приборами, соблюдение техники безопасности.

Экспериментальные задачи

1) Определение цены деления шкалы и инструментальной погрешности приборов (линейки, мензурки, часов).
2) Определение длины линии и площади плоской фигуры.
3) Определение толщины нитки, тонкой медной проволоки, монеты, диаметра зернышка пшена (на выбор).

2. Механическое движение (5 ч).

Понятия: механическое движение, путь, время, скорость равномерного движения. Средняя скорость неравномерного движения. Графики движений.

Экспериментальные задачи

4) Определить скорость и характер движения пузырька воздуха в стеклянной трубке наполненной раствором медного купороса.
5) Рассчитать среднюю скорость перемещения игрушечного заводного автомобиля.
6) Определить конечную скорость, приобретаемую шариком, скатывающимся с наклонной плоскости.

3. Измерение площади и объёма (3 ч).

Способы измерения площади и объёма. Пространственные масштабы в природе и технике.

Экспериментальные задачи

7) Прямые и косвенные измерения площадей различных фигур.
8) Прямые и косвенные измерения объёмов различных тел.

4. Масса и плотность тела . (4 ч)

Масса. Плотность. Способы измерения массы тела и плотности твердых тел и жидкостей.

Экспериментальные задачи

9) Изучение правил пользования рычажными весами при измерении масс различных тел. Сравнение масс двух тел по взаимодействию и по результату измерений на рычажных весах.
10) Что имеет большую плотность: вода или молоко? Во сколько раз? (Можно брать любые другие жидкости).
11) Определить плотность картофеля, лука, свёклы и т.д.
12) Возьмите моток проволоки. Определите длину провода, не разматывая его, имея весы с разновесами и линейку.

5. Силы. Давление . (7 ч)

Сила. Прибор для измерения силы. Сила тяжести и упругости. Давление. Способы измерения давления твердых тел, жидкостей и газов. Примеры различных значений этих величин в живой природе и технике.

Экспериментальные задачи

13) Определить коэффициент жёсткости пружины (резины). Исследовать его зависимость от первоначальных размеров тела и рода вещества.
14) Определите вес бруска, имея только линейку. Правильность ответа проверьте с помощью динамометра.
15) Измерьте динамометром силу трения при движении по столу трёх одинаковых брусков в двух случаях: а) бруски лежат друг на друге; б) бруски прицеплены друг к другу. Какой вывод можно сделать из опыта?
16) Масса одного бруска в n раз больше, чем масса другого. Могут ли эти тела оказывать одинаковое давление на стол? В каком случае? Проверьте на опыте.
17) Определите давление воды на дно стакана с помощью линейки. Растворите в этом стакане 50 г поваренной соли. Как изменится при этом давление? Почему? Попробуйте определить давление раствора в этом случае.
18) Вычислите силу, необходимую для отрыва присоски от поверхности стола.

6. Архимедова сила . (3 ч)

Сила Архимеда. Закон Архимеда. Условия плавания тел.

Экспериментальные задачи

19) Как экспериментально определить плотность тела, объём которого трудно установить путем измерения линейных размеров?
20) Придумайте опыты, с помощью которых можно: а) выяснить от каких величин зависит архимедова сила; б)доказать, что величина архимедовой силы равна весу жидкости, вытесненной этим телом.
21) Изготовьте плот и рассчитайте его грузоподъёмность. Проверьте расчеты с помощью эксперимента.

7. Работа. Мощность. Энергия . (6 ч)

Понятия: работа, мощность, энергия, коэффициент полезного действия, момент силы, «золотое» правило механики. Условие равновесия.

Экспериментальные задачи

22) Определите мощность, развиваемую вами при подъёме по лестнице на 4 этаж.
23) Возьмите ножницы разных видов, кусачки и линейку. Определите, примерно в каких пределах может изменяться выигрыш в силе при пользовании данными инструментами. Точку приложения силы руки взять там, где удобно держать инструмент.
24) Используя динамометр, подвижный блок, штатив, верёвку, определите вес мешочка с песком.
25) Потенциальная энергия поднятого тела зависит от массы тела и высоты, на которую оно поднято. Придумайте опыты, при помощи которых это можно продемонстрировать.
26) Кинетическая энергия зависит от массы тела и от скорости его движения. Придумайте опыты, при помощи которых это можно доказать.

8. Заключение . (3 ч)

Подведение итогов работы за год; КВН.

Экспериментальные задачи

Самостоятельно придумать или подобрать, решить и защитить экспериментальную задачу по курсу 7 класса.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

« Физика в задачах и экспериментах »

Возраст детей, на который рассчитана программа:12-13 лет

Срок реализации: 1 год

Автор программы: Аликбирова София Калимулловна, учитель физики

Год создания программы: 2019

Общая характеристика программы

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Экспериментальные задачи в физике» позволяет учащимся ознакомиться с методикой организации и проведения экспериментально-исследовательской деятельности учащихся в современном учебном процессе по физике, ознакомиться со многими интересными вопросами физики на данном этапе обучения, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Экспериментальная деятельность будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умения самостоятельно работать, думать, экспериментировать, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определённому вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Содержание занятий представляет собой введение в мир экспериментальной физики, в котором учащиеся станут исследователями и научаться познавать окружающий их мир, то есть освоят основные методы познания.

В условиях реализации образовательной программы широко используются методы учебного, исследовательского, проблемного эксперимента. Учащийся в процессе познания, приобретая чувственный (феноменологический) опыт, переживает полученные ощущения и впечатления. Эти переживания пробуждают и побуждают процесс мышления. Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами физики на данном этапе

обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.

Внеурочная экспериментальная деятельность обучающихся в 7 – 8 классах является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов; может стать ключевым плацдармом всего школьного естественнонаучного образования для формирования личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов, осваиваемых обучающимися на базе одного или нескольких учебных предметов, способов деятельности, применяемых как в рамках воспитательно-образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Практическая значимость определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению физики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умения самостоятельно работать, думать, экспериментировать, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определённому вопросу.

Цель программы:

-совершенствование познавательной сферы обучающихся и развитие интеллекта.

--знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и (наблюдение, опыт, выявление закономерностей, моделирование, формулировка гипотез и постановка задач по их проверке, поиск решения задач, подведение итогов и формулировка вывода);

- развитие мотивации к обучению физики за счет применения деятельностного подхода;

-развитие познавательного интереса учащихся к физике на основе решения физических экспериментальных задач;

-развитие самостоятельности, ответственности, аккуратности;

-формирование потребности в саморазвитии, самопознании;

-формирование исследовательских умений;

-формирование у учащихся коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию.

Общая характеристика программы

Экспериментальные задания – это задачи, которые не могут быть решены без постановки опытов или измерений. Они способствуют формированию измерительных и экспериментальных умений, умений выдвигать гипотезы и проверять их на практике.

Решение физических задач - одно из важнейших средств развития мыслительных, творческих способностей учащихся. Часто на уроках проблемные ситуации создаются с помощью задач, а этим активизируется мыслительная деятельность учащихся. Ценность задач определяется, прежде всего, той физической информацией, которую они содержат. Поэтому особого внимания заслуживают задачи, в которых описываются классические фундаментальные опыты и открытия, заложившие основу современной физики, а также задачи, в которых есть присущие физике методы исследования.

С решением задач тесно связано творчество, а творчество всегда приносит радость: пусть это будет песня, научное открытие или решенная задача. Ничего, что это школьная задача, и не одно поколение искало ее решения. Радостно заново открывать связи между данным и неизвестным, ошибаться и приходить через творчество к верному решению. Завершение напряженной умственной работы приносит огромное удовлетворение, ведь решение задач - это напряженное, активное проявление энергии, воли, умственных способностей. Я.А.Коменский отмечал, что у многих учащихся «большая часть знаний только скользит по поверхности ума и не внедряется в него, . основательные знания невозможны без возможно частых и особенно искусно поставленных повторений и упражнений».

При решении экспериментальных задач, учащиеся овладевают физическими методами познания: проводят опыт, измеряют физические величины, вычислять погрешности измерения, представляют результаты измерений в виде таблиц, графиков, делают выводы из эксперимента, объясняют результаты своих наблюдений и опытов с теоретических позиций.

Распределение материала по темам способствует систематизации, позволит создать целостную картину окружающего мира и человека в нем с точки зрения физики.

Опыт самостоятельного выполнения сначала простых физических экспериментов, затем заданий исследовательского типа позволит ученику либо убедиться в правильности своего предварительного выбора, либо изменить свой выбор и испытать свои способности на каком-то ином направлении.

При проведении занятий предусмотрена реализация дифференцированного и личностно-ориентированного подходов, которые позволят ученикам двигаться по своей траектории и быть успешными.

Ведущими методами обучения являются: частично-поисковый, исследовательский : анализ информации, постановка эксперимента, проведение исследований. Эти методы в наибольшей степени в подростковом возрасте обеспечивают развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Роль учителя: он выступает как организатор, консультант, эксперт самого процесса деятельности учащихся и её результатов.

Отличительные особенности программы: эксперименты, интересные опыты способствуют активизации познавательной деятельности учеников, работа над мини-проектами развивает самостоятельность учащихся, совместная работа воспитывает коммуникативные навыки.

Сроки реализации: Программа рассчитана на один год обучения.

Режим занятий: Занятия будут проходить один час в неделю по 40 минут.

В начале года и во втором полугодии с учащимися проводится вводный и повторный инструктаж по правилам поведения в кабинете физики.

В соответствии с целями программы, его содержанием и методами обучения занятия будут проходить в форме постановки эксперимента, решения экспериментальных задач, демонстрационных опытов, презентаций, будет включать в себе проектную деятельность, защита творческих заданий, конференции, олимпиад.

-овладение учащимися новыми методами и приемами решения экспериментальных физических задач;

-успешная самореализация учащихся;

-опыт работы в коллективе;

-получение опыта дискуссии, проектирования учебной деятельности;

-возникновение потребности читать дополнительную литературу;

-умение искать, отбирать, оценивать информацию.

Проведение данного курса позволит расширить "круг общения" учащихся с физическими приборами, сделать процесс формирования экспериментальных навыков более эффективным, укрепит интерес к изучению предмета.

Формы подведения итогов:

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами являются:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

- сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

- приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, доказывать собственную точку зрения;

- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения;

Метапредметными результатами являются:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

- приобретение опыта самостоятельного поиска анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения экспериментальных задач;

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

« Физика в задачах и экспериментах »

Возраст детей, на который рассчитана программа:12-13 лет

Срок реализации: 1 год

Автор программы: Аликбирова София Калимулловна, учитель физики

Год создания программы: 2019

Общая характеристика программы

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Экспериментальные задачи в физике» позволяет учащимся ознакомиться с методикой организации и проведения экспериментально-исследовательской деятельности учащихся в современном учебном процессе по физике, ознакомиться со многими интересными вопросами физики на данном этапе обучения, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Экспериментальная деятельность будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умения самостоятельно работать, думать, экспериментировать, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определённому вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Содержание занятий представляет собой введение в мир экспериментальной физики, в котором учащиеся станут исследователями и научаться познавать окружающий их мир, то есть освоят основные методы познания.

В условиях реализации образовательной программы широко используются методы учебного, исследовательского, проблемного эксперимента. Учащийся в процессе познания, приобретая чувственный (феноменологический) опыт, переживает полученные ощущения и впечатления. Эти переживания пробуждают и побуждают процесс мышления. Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами физики на данном этапе

обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.

Внеурочная экспериментальная деятельность обучающихся в 7 – 8 классах является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов; может стать ключевым плацдармом всего школьного естественнонаучного образования для формирования личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов, осваиваемых обучающимися на базе одного или нескольких учебных предметов, способов деятельности, применяемых как в рамках воспитательно-образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Практическая значимость определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению физики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умения самостоятельно работать, думать, экспериментировать, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определённому вопросу.

Цель программы:

-совершенствование познавательной сферы обучающихся и развитие интеллекта.

--знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и (наблюдение, опыт, выявление закономерностей, моделирование, формулировка гипотез и постановка задач по их проверке, поиск решения задач, подведение итогов и формулировка вывода);

- развитие мотивации к обучению физики за счет применения деятельностного подхода;

-развитие познавательного интереса учащихся к физике на основе решения физических экспериментальных задач;

-развитие самостоятельности, ответственности, аккуратности;

-формирование потребности в саморазвитии, самопознании;

-формирование исследовательских умений;

-формирование у учащихся коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию.

Общая характеристика программы

Экспериментальные задания – это задачи, которые не могут быть решены без постановки опытов или измерений. Они способствуют формированию измерительных и экспериментальных умений, умений выдвигать гипотезы и проверять их на практике.

Решение физических задач - одно из важнейших средств развития мыслительных, творческих способностей учащихся. Часто на уроках проблемные ситуации создаются с помощью задач, а этим активизируется мыслительная деятельность учащихся. Ценность задач определяется, прежде всего, той физической информацией, которую они содержат. Поэтому особого внимания заслуживают задачи, в которых описываются классические фундаментальные опыты и открытия, заложившие основу современной физики, а также задачи, в которых есть присущие физике методы исследования.

С решением задач тесно связано творчество, а творчество всегда приносит радость: пусть это будет песня, научное открытие или решенная задача. Ничего, что это школьная задача, и не одно поколение искало ее решения. Радостно заново открывать связи между данным и неизвестным, ошибаться и приходить через творчество к верному решению. Завершение напряженной умственной работы приносит огромное удовлетворение, ведь решение задач - это напряженное, активное проявление энергии, воли, умственных способностей. Я.А.Коменский отмечал, что у многих учащихся «большая часть знаний только скользит по поверхности ума и не внедряется в него, . основательные знания невозможны без возможно частых и особенно искусно поставленных повторений и упражнений».

При решении экспериментальных задач, учащиеся овладевают физическими методами познания: проводят опыт, измеряют физические величины, вычислять погрешности измерения, представляют результаты измерений в виде таблиц, графиков, делают выводы из эксперимента, объясняют результаты своих наблюдений и опытов с теоретических позиций.

Распределение материала по темам способствует систематизации, позволит создать целостную картину окружающего мира и человека в нем с точки зрения физики.

Опыт самостоятельного выполнения сначала простых физических экспериментов, затем заданий исследовательского типа позволит ученику либо убедиться в правильности своего предварительного выбора, либо изменить свой выбор и испытать свои способности на каком-то ином направлении.

При проведении занятий предусмотрена реализация дифференцированного и личностно-ориентированного подходов, которые позволят ученикам двигаться по своей траектории и быть успешными.

Ведущими методами обучения являются: частично-поисковый, исследовательский : анализ информации, постановка эксперимента, проведение исследований. Эти методы в наибольшей степени в подростковом возрасте обеспечивают развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Роль учителя: он выступает как организатор, консультант, эксперт самого процесса деятельности учащихся и её результатов.

Отличительные особенности программы: эксперименты, интересные опыты способствуют активизации познавательной деятельности учеников, работа над мини-проектами развивает самостоятельность учащихся, совместная работа воспитывает коммуникативные навыки.

Сроки реализации: Программа рассчитана на один год обучения.

Режим занятий: Занятия будут проходить один час в неделю по 40 минут.

В начале года и во втором полугодии с учащимися проводится вводный и повторный инструктаж по правилам поведения в кабинете физики.

В соответствии с целями программы, его содержанием и методами обучения занятия будут проходить в форме постановки эксперимента, решения экспериментальных задач, демонстрационных опытов, презентаций, будет включать в себе проектную деятельность, защита творческих заданий, конференции, олимпиад.

-овладение учащимися новыми методами и приемами решения экспериментальных физических задач;

-успешная самореализация учащихся;

-опыт работы в коллективе;

-получение опыта дискуссии, проектирования учебной деятельности;

-возникновение потребности читать дополнительную литературу;

-умение искать, отбирать, оценивать информацию.

Проведение данного курса позволит расширить "круг общения" учащихся с физическими приборами, сделать процесс формирования экспериментальных навыков более эффективным, укрепит интерес к изучению предмета.

Формы подведения итогов:

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами являются:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

- сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

- приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, доказывать собственную точку зрения;

- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения;

Метапредметными результатами являются:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

- приобретение опыта самостоятельного поиска анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения экспериментальных задач;

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;


Как определить силу упругости бруска с помощью динамометра?

Как определить силу упругости бруска с помощью динамометра?


Как определить вес тела при помощи динамометра?

Как определить вес тела при помощи динамометра.


Определите вес медного бруска, имея только линейку?

Определите вес медного бруска, имея только линейку.

Правильность ответа проверьте взвешиванием с помощью динамометра.


Как определить толщину тонкой стеклянной пластинки прямоугольной формы, имея весы с гирями и линейку?

Как определить толщину тонкой стеклянной пластинки прямоугольной формы, имея весы с гирями и линейку?


Как измерить объём бруска при помощи линейки?

Как измерить объём бруска при помощи линейки.


ПАЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ ОЧЕНЬ НАДО НА ВСЕ ВОПРОСЫ ОТВЕТИТЬ 1)Определить диаметр проволоки, если имеются : проволока, карандаш, линейка?

ПАЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ ОЧЕНЬ НАДО НА ВСЕ ВОПРОСЫ ОТВЕТИТЬ 1)Определить диаметр проволоки, если имеются : проволока, карандаш, линейка.

2)Как определить объём одной дробинки, если даны мензурка, дробь, вода.

3)Определите вес бруска, имея только линейку.

Правильность ответа проверьте с помощью динамометра.

4)Определите давление воды на дно стакана с помощью линейки.

5)Способы измерения площади и объёма.

6)Рассчитать среднюю скорость перемещения игрушечного заводного автомобиля.

7)Определить конечную скорость, приобретаемую шариком, скатывающимся с наклонной плоскости.

8)Определить плотность картофеля.

9)Возьмите моток проволоки.

Определите длину провода, не разматывая его, имея весы с разновесами и линейку.

10)Изготовьте плот и рассчитайте его грузоподъёмность.

Проверьте расчеты с помощью эксперимента.

11)Определите мощность, развиваемую вами при подъёме по лестнице на 4 этаж.

12)Возьмите ножницы разных видов, кусачки и линейку.

Определите, примерно в каких пределах может изменяться выигрыш в силе при пользовании данными инструментами.

Точку приложения силы руки взять там, где удобно держать инструмент.

13)Потенциальная энергия поднятого тела зависит от массы тела и высоты, на которую оно поднято.

Придумайте опыты, при помощи которых это можно продемонстрировать.

14)Вычислить силу, с которой атмосфера давит на поверхность стола (атмосферноедавление нормальное).


Как с помощью линейки, бруска с грузами и наклонной доски определить коэффициент трения скольжения дерева по дереву?

Как с помощью линейки, бруска с грузами и наклонной доски определить коэффициент трения скольжения дерева по дереву?


Как взвесить мелкий металлический шарик без весов с помощью бруска , сосуды с водой и линейки?

Как взвесить мелкий металлический шарик без весов с помощью бруска , сосуды с водой и линейки?


Как с помощью линейки, бруска с грузами и наклонной доски определить коэффициент трения скольжения дерева по дереву?

Как с помощью линейки, бруска с грузами и наклонной доски определить коэффициент трения скольжения дерева по дереву?


Можно ли с помощью пружинного динамометра определить вес тела в невесомости?

Можно ли с помощью пружинного динамометра определить вес тела в невесомости?

На этой странице сайта вы найдете ответы на вопрос Определите вес бруска, имея только линейку?, относящийся к категории Физика. Сложность вопроса соответствует базовым знаниям учеников 5 - 9 классов. Для получения дополнительной информации найдите другие вопросы, относящимися к данной тематике, с помощью поисковой системы. Или сформулируйте новый вопрос: нажмите кнопку вверху страницы, и задайте нужный запрос с помощью ключевых слов, отвечающих вашим критериям. Общайтесь с посетителями страницы, обсуждайте тему. Возможно, их ответы помогут найти нужную информацию.

Читайте также: