Рассмотри фотографии такие игрушки делают ко дню весеннего равноденствия

Обновлено: 18.05.2024

Тема занятия: День весеннего равноденствия. Жаворонки.

Цель: Создание условий способствующих формированию личности ребёнка как носителя народных традиций, развитие его национального самосознания и творческого начала.

Задачи занятия:

Познакомить детей с элементами русской календарно-обрядовой культуры, закрепить знания о приметах весеннего календаря.

Объяснить взаимосвязь явлений природы с жизненным укладом человека, отображаемую в различных видах народного творчества.

Научить лепить из теста символы весны – булочки “жаворонки”.

Воспитывать уважение к народным ценностям, любовь к родной земле.

Развивать историческую память, наблюдательность, творческие способности, воображение, эстетический вкус, развитие кругозора детей и их словарного запаса.

Личностные: формировать познавательный интерес к изучаемому материалу; активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

Коммуникативные: оформлять свои мысли в речи, делать выводы, организовывать взаимодействие в группе, принимать участие в совместной работе, высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию, проявлять инициативу и самостоятельность в сотрудничестве;

Познавательные: формирование навыков работы с тестом; закрепление знаний о лепке, закрепление природоведческих знаний о времени года «Весна», анализировать полученную информацию;

Задачи по здоровьесбережению:

- развивать зрительную память и моторику рук, управление поведением, уметь слушать и слышать, использование в работе экологически чистый продукт.

Оборудование: мультимедиа.

Материалы и инструменты:

Для воспитанников:

- сладкое тесто, клеенки, одноразовые ножи, влажные салфетки для рук, фартуки, косынки на голову, разноцветные ленты.

Для педагога:

Подборка примет о весне, подборка картинок по теме, аудиозапись голоса жаворонка, аудиозапись для хоровода, аудиозапись музыки П. И. Чайковского адаптированной для детей дошкольного возраста «Пение жаворонка», презентация, макет дерева, смайлики.

Методы и приёмы: погружение в прошлое; наглядность; хоровод; использование произведений устного народного творчества; вопросно-ответная беседа.

Словарная работа: день весеннего равноденствия, заклички

Ход занятия

1. Приветствие гостям.

Ребята, подойдите ко мне. Сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Повторяйте за мной:

Здравствуйте (обычным голосом,

2. Беседа о дне весеннего равноденствия.

Сейчас мы отправимся в прошлое нашей родины-России и узнаем о том, какой сегодня необычный день.

- Вы знаете, что в прошлом не было ни телефонов, ни радио, ни газет. Как же люди узнавали, какая будет погода? Когда зерно засевать? (ответы детей)

- Для этого люди следили за природой и составляли свой народный календарь примет, а самые важные праздновали.

Один из таких праздников «День весеннего равноденствия».

Слайд 1

- Скажите мне, что нарисовано на картинке? (ответы детей)

- На картинке нарисованы части суток – день и ночь. На нашей картинке день короткий, а ночь длинная. В какое время года ночь длинная, а день короткий?

Слайд 2.

Что изменилось на этой картинке? (День длинный, а ночь короткая). В какое время года так бывает?

Слайд 3

- Какие изменения произошли на этой картинке? (День и ночь равны)

-Правильно. Сегодня, в день весеннего равноденствия день и ночь на мгновение станут равны, после чего ночь, а вместе с ней зима отступят, освобождая место дню и весне. Это праздник смены времен года и наши предки очень пышно отмечали его.

Как называется праздник? Почему он так называется? (ответы детей)

- Люди в старину говорили «зима кончается, а весна начинается», много поговорок и примет связано с этим праздником, с весной.

- А вы знаете какие-нибудь приметы? (Ответы детей)

В марте день с ночью мерятся, равняются.

Коли перелетная птица летит стаями – к дружной весне.

Ранний прилет грачей и жаворонков – к теплой весне.

Увидал скворца – знай: весна у крыльца.

Коли грачи прямо на гнезда летят – дружная весна.

Грач на горе – весна во дворе.

Увидал грача – весну встречай

- Много примет связано с перелетными птицами. И это не случайно. Наши предки думали, что весна не приходит сама, ее приносят на крыльях перелетные птицы. Все были уверены, что в день весеннего равноденствия с юга прилетает сорок птиц, открывая путь теплу и весне. И самая первая певчая птица, которая летит к нам –это жаворонок. Его называют первым вестником, певцом весны. Поэтому праздник День весеннего равноденствия еще называют праздником Жаворонков.

- А вы знаете, что это за птица?

- Давайте познакомимся с ней поближе.

3. Просмотр презентации о жаворонке

- Жаворонок певчая птица, которая прилетает к нам ранней весной, когда из-под земли покажется оттаявшая земля.

- Если солнечным весенним днём выйти в поле и прислушаться, то можно услышать звонкую песню, похожую на звон колокольчиков. Песня звучит с высокого голубого неба. Это жаворонок. Он поёт с раннего утра и до позднего вечера. Всю весну. Летом его уже не слышно

- С земли жаворонок похож на маленькую тёмную точку. Но вот жаворонок, трепеща крыльями, быстро спускается вниз. Звонкое пение становится громче. Жаворонок приблизится к земле и тут же спрячется в траве.

- Это птица небольшая, размером с воробья или чуть больше. Окраска оперения скромная: серовато - коричневая, с тёмными полосками и пятнышками. А брюшко светлое. Такая окраска делает жаворонка незаметным среди пучков травы. Головка маленькая, крылья большие, широкие, т. к жаворонок много летает. Испуганный жаворонок поднимает хохолок и издалека кажется, что на голове у него колпак

- Обычно жаворонок поёт на лету, но может петь и на земле, сидя на небольшой кочке.

-Жаворонок не ловит добычу в небе, а ищет корм внизу, на земле. Питается насекомыми, не отказывается от зёрен и семян. Жаворонки помощники человека. Они поедают множество опасных для урожая насекомых, а также семена сорняков

- Гнездо жаворонка - углубление в земле. Гнездо сделано из стебельков, корешков, а внутри - мягкий слой из пуха и шерсти животных.

- Птенцов выкармливают оба родителя. Малыши ещё не умеют летать, но быстро бегают и прячутся в траве при малейшей опасности.

- Жаворонок поет всю весну. Летом его уже не слышно.

4. Беседа по содержанию презентации

- Какую птицу в древности называли певцом весны? Почему?

- Когда к нам прилетает жаворонок?

- Почему жаворонка называют помощником человека?

- Где жаворонок ищет корм?

- Где вьют гнезда жаворонки?

- Из чего они вьют гнезда?

- На какую птицу похож жаворонок?

5. Заучивание заклички

Чтобы жаворонки быстрее прилетели и весну принесли, люди пели песенки, которые назывались «заклички». Заклички от слова «кликать». Как вы думаете, что значит слово «кликать»? (Ответы детей)

- Кликать значит звать, т. е. люди кликали- звали жаворонков. Поэтому эти песенки назывались «заклички».

- Давайте и мы с вами кликнем, позовем жаворонков. Для этого выучим закличку.

Злую зиму прогоните,

Теплу весну принесите.

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела.

6. Знакомство с традицией вождение хоровода и украшения деревьев

Слайд 4, 5

- А еще на День весеннего равноденствия было принято водить хороводы.

Как вы думаете, почему люди водили хороводы? (ответы детей)

- Хоровод по форме похож на круг, а солнышко какой формы?

- Хоровод – это танец в честь солнца, хоровод, как и солнце ходит по кругу.

- Как вы думаете, для чего в честь солнца водить хороводы? (Ответы детей)

- Без солнышка не будет тепла, птиц, весны, урожая.

Люди водили хороводы, пели песни, но посмотрите, как вокруг уныло. Деревья ранней весной не цветут, зелени мало. И наши предки, чтобы порадовать птиц и приблизить весну украшали деревья разноцветными лентами. Каждый цвет ленты имел свое значение. Красный обозначала жизнь и здоровье, желтая – солнце и тепло, зеленая – живую природу, голубая – небо и чистоту. Сейчас мы с вами возьмем ленты и потанцуем.

7. Игра-хоровод

Теперь яркие ленты повяжем на дерево, подготовим его к встрече птиц. (дети под музыку завязывают ленточки на дерево)

8. Знакомство с традицией выпекания «Жаворонков» (булочек)

Слайды 6, 7

Самое интересное, что для встречи жаворонков в этот день, в каждом доме пекли из теста булочки в виде птичек с распростертыми или с закрытыми крылышками. Птички из теста должны были приманить настоящих жаворонков, принести за собой весну, хорошую погоду.

Слайд 8

Сладких жаворонков насаживали на палочки и дети с криком и смехом бежали закликать жаворонков. Ребята разламывали булочки и кусочками булочки кормили птиц, как бы задабривая весну и ее вестников – птиц.

Вот и мы с вами для встречи весны будем лепить булочку, похожую на птицу.

9. Объяснение последовательности работы, показ приемов лепки

- Лепить жаворонков будем из теста. Я заранее для вас его замесила. Но это необычное тесто, его не надо выпекать. Изделия из него можно будет сразу съесть. Но сначала вспомним, что надо сделать перед тем, как работать с тестом. (ответы детей)

Слайд 9

А теперь я расскажу, как мы будем лепить булочку. У вас на тарелке лежит кусочек теста под пленкой. Пленку снимаем, тесто разминаем и затем скатываем в шарик. Шарик прямыми движениями ладоней в руках или на клеенке раскатываем в жгут или колбаску. Затем жгут завязываем узлом, оставляя небольшие кончики сверху и снизу. Верхний кончик – это голова. Способом прищипывания делаем клюв. Нижний кончик – это хвост. Расплющиваем его пальцами и ножом делаем надрезы. Делаем глазки из звёздочки гвоздики. Узелок на спинке напоминает сложенные крылышки.

Давайте уточним, что делаем сначала? Затем? (ответы детей)

10. Подготовка к лепке.

Пусть в группе у нас наступит весна,

Волшебные руки творят чудеса.

Пусть птицы летят к нам скорей и скорей

И песни поют для наших друзей.

11. Самостоятельная работа детей

12. Повторение заклички

Молодцы, ребята! Поднимите ваших птичек вверх и еще раз давайте прочитаем закличку, позовем жаворонков. Теперь выложим ваших птичек на блюдо, а после занятия позовем ваших друзей и угостим их. А сейчас вытрем руки влажными салфетками.

13. Оценивание детьми результатов своей работы

Ребята, подойдите ко мне. Наше занятие подошло к концу, но я бы хотела, чтобы вы оценили себя сами. У меня для вас есть смайлики. Красный обозначает «Я очень старался и у меня все получилось», желтый – «Я очень старался, но у меня не все получилось», зеленый – «Я буду стараться и у меня все получится»

14. Итог занятия

- Спасибо вам, ребята, мне было очень интересно с вами работать. Давайте скажем «спасибо» нашим гостям, за то, что они к нам пришли и попрощаемся с ними.

Прикреплённые файлы:

«Конспект интегрированного занятия с элементами театрализованной деятельности для детей подготовительной группы» Конспект занятия театрализованной деятельности в средней группе «Мы актеры» Цель: развитие творческих способностей детей средствами театрализованной.

Фотоотчет «День весеннего равноденствия в детском саду»

Фотоотчет «День весеннего равноденствия в детском саду» 22 марта в православной России в честь сорока мучеников отмечает праздник день весеннего равноденствия. Есть поверье, что.

Фотоотчет о проведении Дня Весеннего Равноденствия

Фотоотчет о проведении Дня Весеннего Равноденствия День Весеннего Равноденствия - один из старинных языческих праздников, который отмечался многими народами. У древних славян этот праздник.

Фотоотчет «День весеннего равноденствия»

Фотоотчет «День весеннего равноденствия» День весеннего равноденствия, особенный праздник. С 2010 года весеннее равноденствие наступает 20 марта. В этот день Земля вращаясь вокруг.

Фотоотчет «День весеннего равноденствия. Праздник «Жаворонки» (старшая группа)

Фотоотчет «День весеннего равноденствия. Праздник «Жаворонки» (старшая группа) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №82»Сказка» г. Волжский Волгоградской области Подготовила Абдурайимова.

Фотоотчёт о развлечении «День весеннего равноденствия. Жаворонки»

Фотоотчёт о развлечении «День весеннего равноденствия. Жаворонки» В этом году день весеннего равноденствия 22 марта. Это особый праздник с вековыми традициями. Издревле в этот день устраивали пышные празднования.

Консультация для родителей «22 марта — Сороки. День весеннего равноденствия» Консультации для родителей. 22 МАРТА - СОРОКИ. ДЕНЬ ВЕСЕННЕГО РАВНОДЕНСТВИЯ. На Руси считалось, что в этот день из тёплых стран прилетают.

Сценарий весеннего развлечения «Жаворонки прилетают — Весну-Красну закликают» для родителей и старших дошкольников «Жаворонки прилетают – Весну - Красну закликают» Дети заходят в зал под песню «Весна» (композитор с. Ранда) Воспитатель: Здравствуйте,.

Встреча поколений в краеведческом музее. День весеннего равноденствия отметили ребята старшей группы

Встреча поколений в краеведческом музее. День весеннего равноденствия отметили ребята старшей группы Весна-красна, на чем пришла? Встреча поколений в краеведческом музее. День весеннего равноденствия отметили ребята старшей группы вместе.

«Жаворонки весну кличут». Сценарий праздника дня весеннего равноденствия для детей старшей группы Жавороночки весну кличут Праздник дня весеннего равноденствия для детей старшей группы. Задачи: - Познакомить с традициями весеннего народного.

Оборудование: учебник УМК «Перспектива» Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. 2 класс. Ч. 2., рабочая тетрадь, презентация Power Point 97-2003, раздаточный материал.

ВложениеРазмер
Окружающий мир 2 класс (Весна - утро года) 437.5 КБ
Презентация (Весна - утро года) 1.5 МБ
Раздаточный материал (Ребус) 119.75 КБ
Раздаточный материал (Рефлексия) 200.17 КБ
Раздаточный материал (Тест) 18.75 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО учителя: Шатилова Т.А.

ФИ студента: Усиркова И.

ФИО методиста: Боева С.З.

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Цели деятельности учителя: формирование представления о традициях народа нашего края встречи весны, народных примет и обычаев весеннего нового года;

- знать признаки весны и представления об образе птицы как символе;

- уметь определять признаки весны, сравнивать, рассуждать и давать необходимые объяснения;

- целостное восприятие окружающего мира;

- способность доброжелательно относиться к природе;

Тип урока : «открытие нового знания»

Оборудование : учебник УМК «Перспектива» Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. 2 класс. Ч. 2., рабочая тетрадь, презентация Power Point 97-2003, раздаточный материал.

Методы и приемы

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Вячеславовна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира, садитесь.

- Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?

- Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке. А вот какие это будут открытия, большие или маленькие, зависит только от вас и у каждого они будут свои.

- Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
Потому что наступила настоящая весна.
Сегодня светит солнце.

Может быть, потому что скоро каникулы?

Л: самоопределение к деятельности

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Актуализация знаний и мотивация

Повторение домашнего задания
- Ребята, скажите, пожалуйста, что происходит с солнцем в конце зимы?

Верно, поднимается выше и наступает потепление.
- А когда становятся дни длиннее, чем зимой?

Когда день начинает становиться длиннее, день короче?

- А как называется этот день?

- Какие признаки потепления вы знаете?

- Что такое половодье?

- Что такое ледоход?

Половодье- . Разлив реки, наступающий в определенное время вследствие таяния снегов, льда, сезонных дождей.

Ледоход- движение льдин и ледяных полей на реках и озёрах под действием течения или ветра.
Молодцы, вы очень хорошо знаете материал прошлого урока.

-День весеннего равноденствия.

- Тает снег, бегут ручьи.

- От растаявшего снега и льда река переполняется водой и выходит из берегов

- Когда лед тает, льдины большие и маленькие, быстро плывут по течению, сталкиваются, разбиваются)

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

К: Строить речевое высказывания

П: Отвечать на вопросы учителя опираясь на ранее изученный материал

III. Постановка учебной задачи

Словесный: учебный диалог

Подведение к новой теме

- А чтобы узнать тему нашего урока мы с вами разгадаем кроссворд. И в группах решим ребус.

1.Зимой скрываюсь, весной появляюсь.

2. У кого всегда с носа капает вода.

3. Жил я посреди двора, где играет детвора, но от солнечных лучей п ревратился я в ручей.

4. Сквозь лед и снег он начинает бег.

Сверьте с доской.

- Кто догадался, какая тема нашего урока?

Какие цели поставим на урок?

Мы с вами рассмотрим три встречи весны и новый год у мусульман

Отгадывают загадки. Решают ребусы.

- знать признаки весны и представления об образе птицы как символ;

- уметь определять признаки весны, сравнивать, рассуждать и давать необходимые объяснения;

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Р: планирование учебной деятельности

Р: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

IV. Открытие нового знания

Словесный: учебный диалог

Словесный: слово учителя

Объяснение нового материала

Ребята, будьте очень внимательны, старайтесь запомнить материал, в конце урока будет тест.

- Как вы думаете, чем похожи утро и весна?

- Что происходит в природе утром?

- А что происходит в природе весной?

Весна — важнейшее время года в жизни природы и людей, в том числе потому, что стремительно увеличивается долгота светлого времени суток, все живое на Земле готовится к новому жизненному круговороту.

Человек неразрывно связан с природой.
Давайте вспомним, сколько же у нас календарных весенних месяцев?
- На какие 3 периода делится весна?
Правильно! Вот весну тоже встречают 3 раза.

Первый раз весну встречают ещё зимой.

15 февраля – православный праздник Сретение, то есть посвященный Иисусу Христу. В этот день праздновались последние зимние морозы и первые весенние оттепели. После праздника крестьяне начинали весенние дела. Выгоняли скотину из хлева в загон, готовили семена к посеву, белили плодовые деревья.

Если рано утром выйти из дома, что можем услышать? Кругом тишина, покой. Что можно услышать в этой тиши?
Верно!

ПТИЦА - СИМВОЛ ВЕСНЫ. Почему?

Сейчас мы перенесёмся в лес и послушаем звуки леса. (Видео)

- Как вы думаете? Какая птица ближе всего русскому человеку?

Совершенно верно с прилётом жаворонка весна пробуждается ото сна. Потому-что эта птица и прекрасна, и не менее желанная, чем сама весна.

У нас есть с вами праздник, который поистине имеет звание — Жаворонки. Другое название этого праздника – Сороки.

22 марта весну встречают второй раз. В этот день церковь чтит память сорока воинов – христиан, пострадавших за свою веру..

У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаворонок.

На Сороки обычно пекли из теста “жаворонков”, в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, и что есть силы, кричали:

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!”

На закличку весны было множество кричалок.

Давайте, закличку весны мы с вами вместе прочитаем, чтобы весна быстрее к нам пришла.

После печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери со словами:
“Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был”

Из льна делали одежду, поэтому хороший урожай был важен для хозяйки.

Третьей встречей весны считается 7 апреля – праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.
В этот день выкупают птицу у птичьего охотника и выпускают из клетки на волю.

Так же этот день считается как бабий праздник. В этот день девкам запрещалось плести косы.

Если в этот день пойдет дождик, то год будет грибной, а рыболовы надеются на удачный улов рыбы.
Будет мороз — урожай на грузди. Гроза — к теплому лету, к урожаю орехов. Солнечный день — большой урожай пшеницы.
Если звезд мало на небе, то яиц мало будет.
Если ветер, иней и туман — к урожайному году.
Если этот день будет без ласточек, то оставшиеся дни весны будут холодными.

Цель деятельности учителя: познакомить о старинных русских обычаях трехкратной встречи весны и с праздником нового года у мусульман.

Планируемые результаты:

- знать символическое представление об образе птицы;

- уметь поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения, определять признаки весны, сравнивать, рассуждать и давать необходимые объяснения;

- целостное восприятие окружающего мира;

- способность доброжелательно относиться к природе;

- знать признаки весны.

ВложениеРазмер
УМК "ПНШ" 2 класс. Весна – утро года 116.24 КБ

Предварительный просмотр:

Школа: №95 Методист: Горячёва С.Л__________

Класс: 2-1 Учитель: Колганова Т.А.__________

Кабинет: 201 Студентка: Яринцева С.В. 32группа

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема урока: «Весна – утро года»

Цель деятельности учителя: познакомить о старинных русских обычаях трехкратной встречи весны и с праздником нового года у мусульман.

Предметные :
- знать символическое представление об образе птицы;

- уметь поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения, определять признаки весны, сравнивать, рассуждать и давать необходимые объяснения;

- целостное восприятие окружающего мира;

- способность доброжелательно относиться к природе;

- знать признаки весны.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник программа «Перспектива» А.А.Плешаков, М,Ю.Новицкая., 2ч, рабочая тетрадь 2ч, презентация к уроку.

Методы и приемы

I.Этап самоопределения к деятельности

-Добрый день, ребята! Садитесь! Меня зовут Светлана Викторовна. Сегодня урок окружающего мира буду вести у вас я.

Р.Самостоятельно организовывать свое рабочее место

II.Актуализация знаний и мотивация

Повторение домашнего задания
- Ребята, скажите пожалуйста, что происходит с солнцем в конце зимы? (Поднимается выше) Верно и настает потепление.
- А когда становятся дни длиннее, чем зимой? ( 21 марта)

- А как называется этот день? (День весеннего равноденствия)

- Что начинается при потеплении? (Тает снег, бегут ручьи)

- Что такое половодье? ( От растаявшего снега и льда река переполняется водой и выходит из берегов)

- Что такое ледоход? (Когда лед тает, льдины большие и маленькие, быстро плывут по течению, сталкиваются, разбиваются)
Молодцы, вы очень хорошо знаете материал прошлого урока.

Отвечать на вопросы учителя.

Вспоминать ранее изученный материал.

Анализировать ответы одноклассников.

К. Строить речевое высказывания

П. Отвечать на вопросы учителя опираясь на ранее изученный материал

III.Постановка учебной задачи

Подведение к новой теме

- А чтобы узнать тему нашего урока, мы с вами разгадаем кроссворд и ребусы.

1.Зимой скрываюсь, весной появляюсь (вода).

2.Сквозь лед и снег он начинает бег (ручей).

3.У кого всегда с носа капает вода (сосулька).

4.Жил я посреди двора, где играет детвора, но от солнечных лучей

Превратился я в ручей (снеговик).

- Кто догадался, какая тема нашего урока? (Весна – утро года)

Мы с вами рассмотрим три встречи весны и новый год у мусульман

- Какую задачу мы поставим? (познакомиться о старинных русских обычаях трехкратной встречи весны и с праздником нового года у мусульман)

Определять тему урока с помощью задания.

Формулировать тему урока.

Ставить цели на урок.

Р.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

IV.Открытие нового знания

Объяснение нового материала

Ребята, будьте очень внимательны, старайтесь запомнить материал, в конце урока будет тест.

- Как вы думаете, чем похожи утро и весна? (Просыпается солнце)

- Что происходит в природе утром? (Пение птиц)

- А что происходит в природе весной? (Таяние снега, первая трава, ручьи)

Весна — важнейшее время года в жизни природы и людей, в том числе потому, что стремительно увеличивается долгота светлого времени суток, все живое на Земле готовится к новому жизненному круговороту.

Человек неразрывно связан с природой.
Давайте вспомним, сколько же у нас календарных весенних месяцев? (3: март, апрель, май)
- На какие 3 периода делится весна? ( весна света, весна воды, весна зелени)
Правильно! Вот весну тоже встречают 3 раза.

Первый раз весну встречают ещё зимой.

15 февраля – православный праздник Сретение, то есть посвященный Иисусу Христу. В этот день праздновались последние зимние морозы и первые весенние оттепели. После праздника крестьяне начинали весенние дела. Выгоняли скотину из хлева в загон, готовили семена к посеву, белили плодовые деревья.

Когда вы утром выходите из дома. Кругом тишина, покой. Что можно услышать в этой тиши? (Пение птиц)
Верно!

ПТИЦА - СИМВОЛ ВЕСНЫ. Почему? (Весна это прилет птиц)

Сейчас мы перенесёмся в лес и послушаем звуки леса.
(Видео)

- Как вы думаете? Какая птица ближе всего русскому человеку? (Жаворонок)

Совершенно верно с прилётом жаворонка весна пробуждается ото сна. Потому-что эта птица и прекрасна, и не менее желанная, чем сама весна.

У нас есть с вами праздник, который поистине имеет звание — Жаворонки. Другое название этого праздника – Сороки.

22 марта весну встречают второй раз. В этот день церковь чтит память сорока воинов –христиан, пострадавших за свою веру..

У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаворонок.

На Сороки обычно пекли “жаворонков”, в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, и что есть силы, кричали:

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!”

На закличку весны было множество кричалок.

После печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери со словами:
“Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был”

Из льна делали одежду, поэтому хороший урожай был важен для хозяйки.

Третьей встречей весны считается 7 апреля – праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.
В этот день выкупают птицу у птичьего охотника и выпускают из клетки на волю.

Так же этот день считается как бабий праздник. В этот день девкам запрещалось плести косы.

Если в этот день пойдет дождик, то год будет грибной, а рыболовы надеются на удачный улов рыбы.
Будет мороз — урожай на грузди. Гроза — к теплому лету, к урожаю орехов. Солнечный день — большой урожай пшеницы.
Если звезд мало на небе, то яиц мало будет.
Если ветер, иней и туман — к урожайному году.
Если этот день будет без ласточек, то оставшиеся дни весны будут холодными.

Мастер-класс народной куклы «Птица Радость» ко Дню весеннего равноденствия

Равноденствие - время, бывающее дважды в год, когда продолжительность дня и ночи одинакова. Весеннее равноденствие - это дата, когда солнце смещается от южного к северному полушарию. В 2021 году весеннее равноденствие произойдет 20 марта в 12ч 37мин по московскому времени. Потом в северном полушарии Земли день становится длиннее ночи и начинается астрономическая весна.

Наши предки жили в гармонии с природой, поэтому наступление весны для них было настоящим праздником.

Народные приметы на День весеннего равноденствия

Если в этот день было тепло и сухо, то заморозков уже не будет.

Если кто-то видит летящую стаю птиц, то зерновой урожай в этом году будет хорошим.

Если облака высоко и быстро плывут по небу, то лето и осень в этом году будут тёплыми.

Праздник весеннего равноденствия у славян назывался «Сороки» или «Жаворонки», который отмечается 22 марта. Согласно народному календарю, в этот день зима кончается, а весна начинается.

В народе так и говорили: «На «Сороки» день с ночью меряется, зима кончается, весна начинается». Но погода в эти первые весенние дни могла быть и обманчива – утренние морозы ещё бывали сильны. В народе была примета: «Если на «Сороки» случался утренний мороз, это значило, что начались Сороки – сорок морозных дней».

В это время люди начинали закликать весну. Заклички весны - это песенки или стишки, целью которых является призыв тепла, привлечение солнца, просьба о хорошей погоде.

Весна, приди, три угодья принеси!

Первое угодье - в лугах половодье!

Второе угодье - солнце на подворье!

Третье угодье - зелёное раздолье!

Веснянки, или заклички весны, бывают короткие и длинные, смешные и серьёзные. А если весна запаздывала, люди старались ускорить её приход. Для этого женщины изготавливали тряпичную куклу Птица Радость, как одного из традиционных символов приветствия весны. Кукла Птица Радость ассоциировалась с весной и была олицетворением тепла, радости, любви. Потому она вся усыпана птичками, и даже одна или несколько могли сидеть на голове. Да и сам головной убор у куклы тоже похож на птицу - с головой, крыльями и хвостом.

Считалось, если птица садилась на женщину, то весь год у неё будет удачным и счастливым.

Предлагаю мастер-класс изготовления куклы Птица Радость.

Для изготовления понадобятся:

- лоскуты белой ткани;

- лоскуты цветной ткани;

- немного ветоши или синтепона;

- нитки для обвязывания;

- ленты, кружева, тесьма, бусины разноцветные


Способ изготовления

Для основы куклы скручиваю валик из плотной ткани. В верхнем крае формирую голову. Плотно закрепляю нитками


Сделала маленький валик для рук куклы. Закрепила его на груди и тоже закрепила нитками. Теперь грудь куклы стала рельефной


Можно заняться изготовлением наряда куклы


На голову надеваю очелье


Очень интересным способом изготавливается платок. Он должен быть в виде птицы





Затем я сделала из ткани несколько маленьких ярких птичек


В заключение работы прикрепила птичек к юбке и голове куклы. Вот такая кукла Птица-Радость получилась


Я взяла свою куколку, вышла на улицу закликать весну

Приди, Весна, приди тёплая,

Уж тебе дорога протоптана!

Приди, Весна, приди, ясная,

А на небе сияй солнце красное!

Приди, Весна, приди, скорая,

На лугах взрасти, травка новая!

Приди, Весна, приди, спешная,

Пташки, пойте нам песни нежные!




Поставив куколку на травку, я решила её сфотографировать под молодой сосной. Пока я доставала фотокамеру и настраивала её, увидела, что из-за пышной юбки куколки кто-то выглядывает


Да это же маленькие зайчики на пальчики


Когда зайчишки убежали, а я поставила куколку на дерево, и ещё раз позвала Весну и её вестниц – птиц. Чтобы вернулись они из дальних стран и принесли на своих крыльях тепло.

Ой, весна моя, ты, весняночка!

Из-за тёмных лесов, из-за синих морей приходи!

Солнцем, светом озари!

Жаворонки, перепёлушки, птички ласточки!

Прилетите к нам!

Весну ясную, весну красную принесите нам!


Сделайте и вы себе такую куклу, и вместе с ней ваш дом наполнится весенним теплом, радостью и хорошим настроением!


Фотоотчет о развлечении «День весеннего равноденствия. Жаворонки» для детей старшего дошкольного возраста

Фотоотчет о развлечении «День весеннего равноденствия. Жаворонки» для детей старшего дошкольного возраста Очень часто за событиями и сутолокой дней старины своей не помним, забываем мы о ней. В каждом селе, в каждой деревне в старину были свои.

Фотоотчёт о развлечении «День весеннего равноденствия. Жаворонки»

Фотоотчёт о развлечении «День весеннего равноденствия. Жаворонки» В этом году день весеннего равноденствия 22 марта. Это особый праздник с вековыми традициями. Издревле в этот день устраивали пышные празднования.

Фотоотчёт о выпекании жаворонков в день весеннего равноденствия

Фотоотчёт о выпекании жаворонков в день весеннего равноденствия Фотоотчёт о выпекании "жаворонков" в день весеннего равноденствияПраздник возрождения природы в народе называется Жаворонки, Кулики, Сороки,.

Изготовление русской народной тряпичной куклы «Птица Радость»

Изготовление русской народной тряпичной куклы «Птица Радость» (пополнение коллекции). Русская народная кукла «Птица Радость», участвовала в обряде «Закликания весны». Считается, что эта кукла поворачивает.

Мастер-класс «Календарь народной куклы»

Мастер-класс «Календарь народной куклы» В декабре в нашем детском саду прошёл конкурс «Календарь 2016 года». Идея создать кукольный календарь родилась неожиданно, и была воплощена,.

Мастер-класс «Календарь народной куклы»

Мастер-класс «Календарь народной куклы» Хочу представить вам свой вариант календаря с использованием народной куклы. Увидев календарь у Оксаны Кротиковой, я решила тоже попробовать.

Мастер-класс изготовления куклы по мотивам народной куклы «Деревенский ангел»

Мастер-класс изготовления куклы по мотивам народной куклы «Деревенский ангел» Тепло вас приветствую, мои друзья и гости странички! Сегодня выдалось свободное утро, и решила я смастерить подарок ко дню рождения маамовской.

Мастер-класс народной куклы «Коза»

Мастер-класс народной куклы «Коза» Традиционная народная кукла Коза - непременная и главная участница Святочных гуляний с обходом дворов, колядками, песнями и танцами.

Мастер-класс по изготовлению куклы «Космический ангел» по мотивам народной тряпичной куклы-кувадки

Мастер-класс по изготовлению куклы «Космический ангел» по мотивам народной тряпичной куклы-кувадки Пленит нас космос красотой, В нём много красок, он живой. Огни, светящие в ночи, Так восхитительны, милы! Наш взор прикован к небесам,.

В далекой древности у восточных славян весна была такая долгожданная гостья, что встречали ее несколько раз. Цикл весенней обрядности разделялся на два важнейших периода. Первый, ранневесенний, начинался с Масленицы проводами зимы и кликанием весны, включал в себя период Великого Поста и продолжался до Пасхи, о нем мой сегодняшний рассказ.

Встреча весны связана с множеством обрядовых песен - закличек, изготовлением традиционных кукол, подготовкой к проведению пахоты и сева. После принятия Христианства весну стали закликать в определенные дни церковного календаря, получившие в связи с этим народные названия. На Евдокию - «Плющиху» или по другим источникам Авдотью - Весновку (14 марта, в некоторых деревнях средней полосы России приходились первые весенние заклички, по этому случаю делали соломенного коня – символ Солнца – и прикрепляли под коньками крыш. С этим днем связывались особые приметы. Считалось, что Авдотья хранит ключи от весенних вод, и если захочет, то пустит воду, а нет – так и задержит, либо морозы напустит. Начало весенних ветров тоже ассоциировалось с 14-м марта, поэтому Веснянку прозвали еще и Свистуньей, приговаривая: «Вот те на! Приехала Свистунья». А еще Веснянку - Авдотью (Евдокию) именовали Плющихой, Плюшнихой – из-за того, что снег начинал «плющиться», то есть оседать, слеживаться при таянии. Потому и говорили: «Плюшниха провела плюшки».

Листая страницы народного календаря. Куклы весенних обрядов

У древних славян этот день был известен как Овсень Малый – бог труда. Поэтому существовала пословица: Пришли Евдокеи – мужику затеи: соху точить, борону чинить. Конь по славянским традициям – особо почитаемое животное. В давние времена многое в жизни людей зависело от лошади. Без этого животного не могла обойтись ни посевная, ни поездка, ни свадьба. Всюду человека сопровождал верный конь. Конь представлялся нашим Предкам в облике золотого солнца, а пышная, развивающаяся на ветру грива, напоминала солнечные лучи. Солнечный конь у славян - символ плодородия и мощной власти, приносит в дом удачу и счастье, оберегает от злых напастей и лихих людей. Эта традиционная народная кукла, делалась из ткани, лыка, травы, могла быть и игровой, и обережной. Конь, является мужским оберегом, помогает мужчине быть успешным в делах, одерживать победы. Это пожелание, закреплённое в кукле - быть всегда «На коне», добиваться своих целей. Пожелание успеха, и удачи в делах.


Оберег Солнечный конь - очень простой на вид, но с удивительно теплой энергетикой. Тело обережной куколки я сделала из джутового шпагата, а из остатков шпагата получился жеребенок.


Кукол Веснянок чаще всего начинали делать с 14 марта. Ростом куколка – с ладошку, а силы, радости и молодой весенней яри в ней запас до самой Купалы. Веснянка - это веселая, задорная кукла, которую делали молодые девушки на приход весны. Таких кукол девушки дарили друг другу. Она является оберегом молодости и красоты. С этой куколкой я знакомила вас в предыдущих публикациях.


По мотивам традиционной народной куклы появилась тряпичная кукла «Первоцвет». Она очень похожа на Веснянку, но коса плетется по-другому. Из косы получается петелька, за которую куклу удобно подвешивать на ветки деревьев. Куклу «Первоцвет» я выполнила на основе «кувадка» в желто-зеленой гамме, как цветки растений-первоцветов.


Праздник Герасима – «грачевника» (17 марта) в центральной России он совпадал со временем прилета грачей. В народе говорили : "Увидел грача - весну встречай". Чтобы ускорить наступление тепла, в день Герасима пекли из ржаного кислого теста птичек - "грачей". Если в этот день на пахоте находили грачиное перо, его пеленали в тряпочку, как куклу, и перетягивали поясом. Такой амулет носили за подкладкой шапки, считалось, что он обеспечит своему владельцу покровительство в сельскохозяйственных работах.

В эти же дни выпускали на свободу пойманных еще по осени птиц. А вместо них дома вешали специально сделанную тряпичную птичку, также тряпичных птиц развешивали на ветвях деревьев под весенние заклички. Наши предки верили, что птицы приносят счастье и удачу – в птиц могут входить души умерших родственников, которые нас любят и помогают в земной жизни. Из чего только не делали птиц на Руси! Из тряпочек, соломы, дерева, дранок (тонких щепочек, теста. Птичек украшали цветами, зернышками, перевязывали ленточками.



Птица счастья – это милое поздравление с весной и вестник хороших новостей. Кукла сделана традиционным способом из лыка мочального, а перышки оплетены цветными лентами, согласно обережной символики.


День сорока Севастийских мучеников в народе называли «Сороки». Именно этот день, 22 марта, день весеннего равноденствия, был переломным в народном календаре.

Наши славянские пращуры считали, что на холодную зиму птички улетают на небо, в Вирий (такой славянский рай). Чтобы птицы вернулись, нужно было их обязательно закликать. Сообщить, что прошла суровая зима, снова солнце стало теплым, а дни длинными. Пора птичкам возвращаться на землю, к людям! Гнезда вить, птенцов выводить, своим щебетом сердце радовать. Для этого праздника есть и специальная кукла – Птица-радость. Эта кукла символизировала птиц, которые приносят на своих крыльях весну. Куклу очень нарядно одевали, украшали тесьмой, бусами. Но, самое главное, делали из лоскутов ткани тряпичных кукол-птичек и нашивали на «Птицу-радость». Таких птичек должно было быть обязательно нечетное количество и одну сажали на голову кукле, потому что считалось, что если птица спустится на голову к девушке, то будет она счастлива. И еще одна особенность: головной убор для самой куклы тоже делали в виде птичьего клювика. Вот какая Птица-радость получилась у меня.



На Сороки и Благовещенье делались куклы – Мартинички – маленькие нитяные куколки. Название они свое получили от марта месяца. Мартиничков вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы и из красных - символ весны и жаркого солнца. Мартиничек девушки развешивали на деревьях, где их раскачивал весенний ветер, в иных местах дети привязывали их к длинным шестам вместе с жавороками. И размахивая шестами, они бегали по деревне и закликали весну. По другим источникам Мартиничек делали – 1 марта. В этот день их дарили родственникам и знакомым. Мартинички прикалывали на одежду и носили. В каждой местности носили разное время. Где-то считали, что достаточно трех дней, а где-то думали, сто нужно носить до 22 марта – весеннего равноденствия. В некоторых местах не было точной даты, а определялось все природными ритмами. Например, не снимать мартиничку, пока не зацветет вишня или пока не увидишь первого аиста.


Всех этих кукол объединяет главное – их цель «приманить» Весну. Очень надеюсь, что весна придет к нам вовремя.

Спасибо за внимание!

«Листая страницы народного календаря». Куклы зимних празднеств

«Листая страницы народного календаря». Куклы зимних празднеств В своей публикации я хочу продолжить рассказ о народном календаре и традиционных куклах зимних празднеств. С наступлением холодов народ.

«Вечно следом друг за другом ходят месяцы по кругу». Мастер-класс изготовления календаря народной куклы

«Вечно следом друг за другом ходят месяцы по кругу». Мастер-класс изготовления календаря народной куклы Познакомившись на сайте МААМ с календарями народной куклы Оксаны Кротиковой, Светланы Большаковой и Натальи Плахтеевой, я загорелась идей.

Изготовление календаря природы для младшей группы.

Изготовление календаря природы для младшей группы. Календарь природы изготовлен из фанеры,рисунок выполнен акриловыми красками. На плакате имеются ячейки для сезонных картинок, внизу расположен.

Листая страницы народного календаря. Куклы летних празднеств.

Листая страницы народного календаря. Куклы летних празднеств. Отзвенела, отплясала Троицкая неделя, в сёлах затишье. С самого рассвета, только пастух прогонит стадо - все уже в поле на покос! Если зиму.

Листая страницы народного календаря. Куклы Святочных гуляний.

Листая страницы народного календаря. Куклы Святочных гуляний. Совсем недавно мы встретили Новый год, а теперь, как и наши далекие предки, с нетерпением ждем Рождество Христово. Русские колядки, славившие.

Листая страницы народного календаря. Куклы весенних празднеств

Листая страницы народного календаря. Куклы весенних празднеств Тряпичные русские обрядовые куклы, являясь частью "бытовой магии", естественно, играли свою роль в весенних народных праздниках. Именно.

Проект «Сказочные страницы» Проект "Сказочные страницы". Авторы проекта: Удинская Е. И., Ракитина И. И. Продолжительность проекта: краткосрочный. Тип проекта: творческий,.

Справка проведении общешкольного мероприятия, посвященного празднику народного календаря «День Наума Грамотника» В свете новых государственных образовательных проектов, программ современная школа видится многом как научно-информационный, технически.

Весенний праздник «Спор весенних цветов» Весенний праздник «Спор весенних цветов» Под музыку дети заходят в зал, становятся полукругом. Ведущая: Взгляните как стало красиво вокруг.

Экологические страницы (из опыта работы, часть 2)

Экологические страницы (из опыта работы, часть 2) В настоящее время в дошкольном мире существует множество программ и технологий по экологическому воспитанию. Со многими из них я познакомилась,.

Читайте также: