Развивающая среда по теме народная игрушка

Обновлено: 08.05.2024

Автор: Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург
Описание: Материал будет полезен воспитателям, а также интересен родителям. Материал сопровождался презентацией.

Дошкольный возраст — это возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей - способность к познанию.
Задачи познавательного развития:
• Воспитывать уважение к труду народных мастеров.
• Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров.
• Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах.
• Развивать творческую фантазию, их самостоятельность в придумывании рисунка.
• Обогащать словарный запас детей.
• Развивать связную речь.
• Развивать внимание, познавательную активность.
• Развивать логическое мышление, память.
(слайд 2;3)
Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.
Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию:
— вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
— использование дидактических игр;
— применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.
Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей. Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания, помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Знакомство детей с предметами народного творчества и народными промыслами оказывают благотворное влияние на развитие детского творчества. Характер народного искусства, его эмоциональность, красочность, неповторимость — эффективные средства для развития у детей умственной активности и всестороннего развития ребёнка. Творчество народных мастеров не только воспитывает у детей эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности. Ребенок узнает, что замечательные красочные предметы создают народные мастера, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой.
(слайд 4)



Для формирования и развития познавательного интереса следует:
— развивать творческие способности детей, создавать для этого условия,
— укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками; развивать у детей чувство собственного достоинства.
Народное Декоративно-прикладное искусство участвует во всестороннем развитии детей, радуя их, расширяет понятия и представления, воспитывает художественный вкус.
(Слайд5)
" Жил-был чудо-мастер. Поселился он в глухом лесу, избу поставил, стол да ложку смастерил, посуду деревянную вырезал. Варил он пшеничную кашу, да не забывал пшена птенцам сыпать. Прилетела как-то к его дому жар-птица, прикоснулась крылом к чашке, стала она золотой. И появилась с тех пор красота - посуда расписная! "
Можно загадать ребенку загадку:
"Все листочки как листочки,



«Веселый Городец»
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славится по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя.
Чудо - птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит -
Вся земля под ним дрожит!
Чудо - птицы там порхают,
И кувшинки расцветают!
Будто в сказку нас зовя!
(слайд8;9)



В ходе ознакомления с тем или иным промыслом, в игровые уголки вносится соответствующий материал. Подобран практический материал и методические пособия, куда входят подлинные предметы народных промыслов- хохлома, дымковские игрушки, жостов, матрешки, филимоновская игрушка, городецкие изделия; иллюстрации, альбомы по каждому виду народного искусства.
Некоторые дидактические пособия созданы своими руками:
- Пазлы
- д/и «Собери узор»
-д/и «Собери сказку»
-«Найди пару»
-«Из какой сказки герой?» и т. д.
(слайд 10;11;12)
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Фольклор дает прекрасные образцы русского языка, подражая которым ребенок учится родному языку. Загадки, пословицы, поговорки, потешки позволяют расширить кругозор детей, лучше узнать жизнь и быт русского народа, его мудрость, помогает формировать чувство патриотизма и любовь к родному краю.
Познавательное значение фольклора проявляется, прежде всего, в том, что он отражает особенности явлений реальной жизни, и дает богатые знания об общественных отношениях.
Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве — залог будущих успехов.
(Слайд 13;14;15)
Один из наиболее обширных разделов народного творчества и самый любимый детьми – сказки. У русского народа целая кладовая бесценных жемчужин этого жанра. Сказки учат детей справедливости, честности, благородству, поэтому они больше чем другие жанры используются в работе с детьми дошкольного возраста. Знакомя детей с той или иной сказкой, важно не только доставить им радость, но и довести до их сознания главную идею произведения, научить оценивать поступки героев. Большое значение в правильном восприятии того или иного произведения детьми имеют иллюстрации. Для обогащения словарного запаса и усвоения детьми слов, характеризующих народную речь, важно показать красочные иллюстрации к сказкам, подчеркивая при этом национальный колорит предметов быта, одежду, обстановку, в которой действуют герои. Систематическое и планомерное использование различных видов сказок, формирует у детей интерес к народному творчеству. Впечатления полученные от сказок, дети отражают в играх, рисунках. И значительно обогащается речь детей. Разговаривая между собой, они часто употребляют образные выражения, эпитеты из сказок.
( слайд16;17;18)
Проводились беседы с детьми, рассматривали картины, иллюстрации с разными видами декоративного искусства. Давали задания родителям принести разные атрибуты, иллюстрации, оформить работу по разным видам декоративно – прикладного искусства на формате А – 4.
(слайд 19)
Одной из важных задач работы по данной теме видим создание для каждого ребенка разносторонней развивающей среды, чтобы дать ему возможность проявить себя. В “центре искусства” подобрала дидактические и развивающие игр; папки с силуэтным моделированием, различный иллюстрированный материал по темам “Гжель”, “Дымка”, “Хохлома”, “Филимоновские”, “Жостово” и др, оформили таблицы с элементами народных росписей, создали условия для самостоятельной деятельности, различный иллюстрированный материал, были приобретены подлинные изделия декоративно-прикладного искусства, модели-плакаты для формирования умения планировать работу по реализации замысла. Во время работы пробуждаем в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что очень важно творить добро и красоту, приносить людям радость.
А именно, в центре «Семья», среди большого количества стандартной посуды, в целях доступности материалов, находятся деревянные чашки, ложки в стиле хохломской росписи, самовар, платки (для ряжения).
(слайд 19)
Важно обеспечить периодическую сменяемость игрушек и материалов, обновлять имеющиеся уголки и зоны, а так же вносить изменения в порядок организации группы. «Мини выставка изделий народных промыслов».
(слайд 20)
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. В нашем детском саду большое внимание уделяется приобщению детей к истокам народной культуры. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек, нет музеев. Но надо подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Чтобы каждый ребенок почувствовал гордость за то, что он гражданин России. Научить деток играть с игрушками прабабушек, научить сооружать такие игрушки.
(слайд 21)
Использование русских народных игр как средства физической культуры способствует формированию и совершенствованию двигательных умений и навыков, повышению функциональных возможностей всех систем и органов организма, формированию личностных качеств и позитивных черт характера.
Народные подвижные игры способствуют уточнению представлений об окружающем мире, расширению кругозора, совершенствованию психических и физических качеств.
КАРТОТЕКА РУССКИХ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР
Накопление всевозможных народных промыслов приводит к созданию обогащенной предметно-развивающей среды в группе.
Результатами проведенной работы являются:
1. Дети используют в активной речи потешки, считалки, загадки, заклички.
2. Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.
3. Имеют богатый запас знаний сказок и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
4. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
5. Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
6. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Таким образом, данная система работы позволяет формировать у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии русского народа. Работа основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.
Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое, невозможно без участия родителей. Чтобы родители стали единомышленниками и создавали необходимые условия для творческого развития своих детей, необходимо увлечь и оказать необходимую методическую помощь.
Необходимую информацию родители получают на собраниях, в индивидуальных беседах, консультациях, через информационные стенды по темам: «Учить понимать прекрасное» и др. Оформила папку-передвижку «Русский праздничный костюм», «Откуда к нам пришла матрешка» и др. Результатом таких дней становятся выставки совместного творчества, где все могут полюбоваться на творение своих рук.
Результаты проделанной работы позволяют сделать вывод, что использование изделий народных промыслов углубляет знания детей о народном искусстве, развивает эстетический вкус, обогащает изобразительное творчество. Большинство воспитанников умеют различать изделия разных народных промыслов, рисовать узоры по изделиям народного декоративно-прикладного искусства. Дошкольники умело и свободно пользуются не только кистью, но нетрадиционными способами создания узоров, самостоятельно намечают последовательность изготовления изделий, контролируют собственные действия со словесным объяснением. Дети нашей группы умеют выделять средства выразительности, элементы узоров, сочетания цветов, колорит, симметричный узор композиции характерный для той или иной росписи. Наши маленькие художники активно применяют полученные знания, умения в самостоятельной творческой деятельности.

Организация предметно-развивающей среды по теме «Народные промыслы»

Как животворная родниковая вода питает землю, так русские народные промыслы умелых мастеров обогащают культуру и искусство. Здесь живут рядом миф и реальность, традиция и современность, интересы взрослых и детей, в них своеобразно отражены общественный уклад, быт, нравы, окружающая природа, обычаи народа, достижения ремесла и художественного творчества. Нам педагогам, как никому другому, известно и понятно, какое большое значение для дошкольника имеют народные промыслы. Одна из наиболее важных способностей ребенка - это способность к познанию. При организации предметно-развивающей среды по разным направлениям, я со вторым воспитателем в приоритет поставили оформление центра «Народные промыслы».

Цель: Ознакомление детей с бытом, народными традициями и культурными особенностями людей на Руси.

Задачи:

Развивать эмоционально – познавательный интерес к культурному наследию России.

Расширять и углублять представления детей о жизнедеятельности людей на Руси.

Формирование эстетически – нравственных представлений о Родине, средствами русского народного устного творчества.

Осуществлять сравнение прошлого и современного укладов жизни русских людей.

Воспитывать уважительное отношение к традициям славянской культуры

Развивать речь средствами фольклора.

В центре представлены народные игрушки выполненные в разнообразных техниках: дерево, глина, соленое тесто, папье-маше, солома, ткань, фарфор - матрешки, куклы, хохломские изделия. Всем тем, что являет собой гордость России.























Помимо игрушек, центр оснащен дидактическим материалом, а также наборами для детского творчества, включающими в себя роспись изделий по народным мотивам.























Результаты проделанной работы позволяют нам сделать вывод, что использование в работе с детьми, изделий народных промыслов углубляет знания детей о народном искусстве и величии мастеров страны.

Обобщение опыта по теме «Организация предметно-развивающей среды в группе в свете требований ФГОС дошкольного образования» Обобщение опыта по теме «Организация предметно-развивающей среды в группе в свете требований ФГОС дошкольного образования» Экологическое.

Организация предметно-пространственной развивающей среды

Организация предметно-пространственной развивающей среды Педагоги группы Киселева Татьяна Юрьевна и Зонина Софья Аркадьевна Все групповое помещение поделено на центры различной направленности,.

Организация предметно-развивающей среды

Организация предметно-развивающей среды Главная роль в становление личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым. От того, насколько они смогут окружить.

Организация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС

Организация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС С началом учебного года, перед каждым педагогом встает очередная задача – что нового и креативного придумать при оформлении и наполнении.

Оформление детского сада. Организация предметно-развивающей среды

Оформление детского сада. Организация предметно-развивающей среды Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости.

Организация предметно-развивающей среды на участке

Организация предметно-развивающей среды на участке опрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального.

Организация развивающей предметно-пространственной среды Организация развивающей – предметно пространственной среды. Среда, в которой развивается ребёнок, должна обеспечивать личностно-ориентированное.

Консультация «Организация развивающей предметно-пространственной среды» 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный Государственный стандарт дошкольного образования. Одним из основных принципов которого являются:.

Организация развивающей предметно-пространственной среды по теме недели «Родной город» в соответствии с требованиями ФГОС

Организация развивающей предметно-пространственной среды по теме недели «Родной город» в соответствии с требованиями ФГОС Я хотела бы представить вашему вниманию развивающую среду нашей группы, организованную и подобранную по принципам тематизма, трансформируемости,.

Дорогие коллеги! Все мы планируем образовательную деятельность на основе комплексно-тематического подхода. Темы недели сменяют друг друга, и мы стараемся большое внимание уделять изменению среды в группе, её пополнению в соответствии с темой. Это необходимо для более полного погружения ребёнка в текущую тему, обогащения и закрепления полученных знаний. Для этого каждый уголок в группе мы стараемся пополнять.

Тема недели: «Народная игрушка» и мы ставим следующие задачи:

- знакомить детей с народной игрушкой, игрушкой – матрёшкой, дымковской игрушкой, народными самодельными игрушками (тканевыми куклами закрутками, пеленашками);

- развивать познавательный интерес к народной игрушке, к её истории;

- прививать детям духовную ценность народной игрушки;

- знакомить с материалами, которые используются при изготовлении народной игрушки;

- развивать навыки изобразительного творчества детей;

- воспитывать интерес к народной культуре, развивать эстетический вкус.

Народные игрушки имели важное значение в жизни наших далеких предков. В наше время мы приобщаем детей к народным игрушкам путём показа, рассматривания их, обыгрывания, рассматривание тематических альбомов, презентаций. Дети младшего возраста уже проявляют эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно-прикладного искусства, запоминают названия народных игрушек (матрешка, дымковская игрушка, свистулька).

Мы сделали такие альбомы для рассматривания (использовали, в основном, раскраски, которые разрезали и составили в альбом).

Обогащение развивающей среды в младшей группе по теме «Народная игрушка»

Из этих же раскрасок родители сделали ксерокопии раскрасок в уголок изо. Туда же повесили рисунки по теме.


Сделали мини-выставку глиняных игрушек простых и расписных.




В уголке природы глиняная лошадка везёт тележку с луком, а козлик - в мини-огороде.


На деревья прилетели красивые птички (идея их вырезать появилась неожиданно - жалко было просто выбросить обложки от разрезанных раскрасок с красивыми узорами, захотелось применить их в дело).


В игровой уголок пришли самодельные куклы (есть у нас такая мамочка-мастерица), их, я думаю, тоже можно приобщить к народным игрушкам. Так же здесь - куклы - пеленашки и скрутки.




В театральном уголке нас встречает Петрушка, сшитый из лоскутов. Сюда же сделали театр на палочках (это дымковские игрушки).




Для уголка физо вырезали такого петушка, можно подняться по лестнице, прикоснуться к нему. На массажёры приклеили матрёшек, можно самостоятельно помассажировать ладошки. На медальках - матрёшки.





Дидактические пособия: "Разрезные картинки матрёшки";.


игра "Матрёшки - подружки".


Солнышки с ниточками и для хорошего солнечного настроения, и для дыхательной гимнастики.


И конечно же, наш мини - музей, где собрались самые разные народные игрушки.


Дети с удовольствием принимают для себя, в свои игры эти игрушки. Девочкам очень понравилась и полюбилась большая кукла-пеленашка, несмотря на то, что у неё нет лица (а это необычно для детей), глиняными игрушками дети играют аккуратно, бережно. Народные игрушки привлекают детей, мне кажется, именно своей простотой. Ведь в своей "домашней" жизни, к сожалению, дети очень редко когда встретят такие игрушки.

Доклад «Обогащение театрализованной деятельности детей средствами развивающей предметно-пространственной среды»

Доклад «Обогащение театрализованной деятельности детей средствами развивающей предметно-пространственной среды» Целью нашей работы являлось обогащение театрализованной деятельности детей средствами сконструированной развивающей предметно-пространственной.

НОД во второй младшей группе «Русская народная игрушка — матрешка»

НОД во второй младшей группе «Русская народная игрушка — матрешка» Задачи: Воспитательные: Приобщить детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом.

НОД во второй младшей группе «Русская народная игрушка матрешка» Цель: Ознакомление детей с русской народной игрушкой – Матрешка. Образовательные области: Коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое.

Обобщение опыта по теме «Организация предметно-развивающей среды в группе в свете требований ФГОС дошкольного образования» Обобщение опыта по теме «Организация предметно-развивающей среды в группе в свете требований ФГОС дошкольного образования» Экологическое.

Консультация для воспитателей «Обогащение предметно-развивающей среды детского сада» Для обогащения предметно – развивающей среды в группе педагоги, совместно с родителями и с активным участием детей решили создать «Зону.

Обогащение предметно-развивающей среды элементами народного творчества У каждого на свете есть любимый уголок земли, где по-особому шелестит листва, где широкие просторы и выше небо, где так привольно и легко.

Оформление развивающей среды в группе по теме «Домашние животные»

Оформление развивающей среды в группе по теме «Домашние животные» В течении недели мы изучали тему "Домашние животные" Цель: обогащать знания детей о домашних животных; прививать детям любовь к животным,.

Познавательное развитие во второй младшей группе «Матрёшка — русская народная игрушка» Тема: «Матрёшка — русская народная игрушка» Цель: Познакомить детей с русской народной игрушкой Задачи: Познакомить детей с матрёшкой, как.

Проект по теме «Организация предметно-развивающей среды в компенсирующей группе для детей с нарушениями речи» Вид проекта: информационно-практическо-ориентированный, долгосрочный Продолжительность: 4 месяца Сроки реализации: сентябрь-декабрь Участники.

Консультация для воспитателей «Влияние предметно-развивающей среды на обогащение словаря дошкольника» Основная задача педагогических работников в ДОУ состоит в умении моделировать пространственно-предметную развивающую среду. Развивающая.

С учетом сложившихся изменений в образовании, организация развивающей среды строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка исходя из его склонностей, интересов, уровня активности.

Народное Декоративно-прикладное искусство участвует во всестороннем развитии детей, радуя их, расширяет понятия и представления, воспитывает художественный вкус.

Главной задачей воспитания дошкольников является создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. Очень важно, чтобы и в детском саду дети чувствовали себя любимыми и неповторимыми. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.

Накопление всевозможных народных промыслов приводит к созданию обогащенной предметно-развивающей среды в группе.

Исходя из цели организации деятельности в группе, каждый педагог определяет основные критерии создания развивающей среды.

В ходе ознакомления с тем или иным промыслом, в игровые уголки вносится соответствующий материал.

Элементы ДПИ неразрывно присутствуют во всех зонах развития детей. А именно, в центре «Семья», среди большого количества стандартной посуды, в целях доступности материалов, находятся деревянные чашки, ложки в стиле хохломской росписи.

В патриотический уголок внесены книги народного творчества по ДПИ. В уголке изобразительной деятельности, среди разнообразия раскрасок, имеются так же издания с изображениями контуров игрушек под «Дымку», «Филимоновскую игрушку» и т. д.

В книжном уголке, который постоянно пополняется новыми книгами, книгами-малютками, книгами-игрушками, книгами-головоломками, познавательными и волшебными сказками, в зависимости от возраста детей в группе, так же имеются книги, с тематикой народного творчества.

Критерии, которыми руководствовалась при организации предметно-развивающей среды по формированию у детей представлений о народном декоративно-прикладном творчестве :

1. Насыщенность развивающей предметной среды.

• В моей группе много наглядных пособий, разнообразная детская художественная литература, материалы и оборудование для ручного труда, изобразительной деятельности в стиле дПи.

• Оборудование и атрибуты игр (настольно-печатные игры, в том числе дидактические, сюжетно-ролевые и другие игры и игрушки).

2. Соответствие требованиям:

• Возрастным (соответствие возрасту детей) ;

• Эстетическим (качества, которые делают данный объект привлекательным для ребенка) ;

• Доступность расположения для детей (возможность самостоятельно находить, подбирать, доставать нужные ему объекты.

Дети хорошо знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок).

Подобран практический материал и методические пособия, куда входят подлинные предметы народных промыслов- хохлома, гжель, дымковские игрушки, жостов, матрешки, филимоновская игрушка, городецкие изделия; иллюстрации, альбомы по каждому виду народного искусства.

Многие дидактические пособия созданы своими руками :

«Откуда эта птица?»,

Создание развивающей образовательной среды по формированию у детей представлений о народном декоративно-прикладном творчестве








Создана папка с контурами из бумаги, картотека детских работ.

А так же, таблицы с элементами народных росписей.

Уголок народного творчества сочетает традиционные и новые компоненты, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным, содержательным.

В каждых группах пространство организовано в виде хорошо разграниченных зон, оснащённых большим количеством развивающих материалов (книги, плакаты, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование) для экспериментов и опытов.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, заняться любимым делом, а воспитателю дает возможность эффективно организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Размещение оборудования по принципу комплексного и гибкого зонирования позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам.

3. Знакомство детей с народным искусством и разных возрастных группах.

Введение в народное творчество в ДОУ начинаться с младшей группы. Оно проходит в виде игр, во время которых дети рассматривают, манипулируют теми или иными предметами. В своей работе сначала знакомлю детей с дымковской игрушкой. Им нравятся яркие красочные узоры на белоснежном фоне. Воспроизводят простые элементы и узоры дымковской росписи (полоски, клетка, пятнышки и т. д.) Далее, когда дети освоят дымковскую роспись, знакомим их с филимоновской росписью, а так же и игрушками этих мастеров (свистульки, волчки, соломенные игрушки и т. д.) Дети с удовольствием включаются в игру: расставляют на столе, размещают на лесенке, сделанной из кубиков, водят по мостику и слушают сказки. Декоративные ложки с яркой хохломской росписью очень им нравятся. Стуча ими друг о друга, понимают, что можно произвести необычный звук.

Одновременно дети получают задание сравнить игрушки по размеру, выделить основные цвета, крупные части и мелкие детали, узнать и назвать форму частей.

Через предметы народного творчества появляется возможность поставить перед детьми изобразительные задачи и проследить влияние народного искусства на характер детской творческой активности.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

В средней группе расширяются возможности выполнения более сложных элементов (волнистые линии, украшение прямых линий и колец точками, пятнышки – примакивания внутри клеточек). Для этой цели пользуемся шаблонами – заготовками. Для росписи можно давать силуэты животных, фигурки барышень, вырезанные из белой бумаги или картона. Для визуализации используются семеновские матрешки, деревянные точеные богородские игрушки, дымковские петушки и козлы, каргопольские игрушки, расписные птицы из Торжка, филимоновская игрушка, гжель.

Уже выделяем все детали: рожки и бородка у козлика, гребешок и крылья у петушка — дети стараются вылепить сами, опираясь на образец. Возможность подойти к предмету во время занятия и рассмотреть его снимает у детей напряжение во время работы. Кроме того, у ребенка появляется желание сделать игрушку и дома. Как варианты исполнения, имеются плакаты с элементами росписи. Так же в уголке творчества находятся пазлы, всевозможные карточки с росписями и элементами. Имеются и наглядные тетради - пособия.

Важно обеспечить периодическую сменяемость игрушек и материалов, обновлять имеющиеся уголки и зоны, а так же вносить изменения в порядок организации группы.

Предметно-развивающая среда в старшей группе детского сада очень разнообразна.

В старшей группе можно познакомить детей с некоторыми узорами на игрушках, посуде, мебели; указать на особенности изображений, расцветки, расположения узора.

Уголки дополняются книгами, в которых можно найти задания для выполнения детьми работ, в традиционной и нетрадиционной технике. Так же используются и тематические альбомы, плакаты, методические пособия, пазлы, игры.

Дошкольники сравнивают игрушки между собой, выделяя отличительные линии и элементы.

Мелкая моторика рук сформирована и дети могут выполнить любой элемент в росписи узоров, любую деталь в лепке из пластилина и глины по образцу. В это же время рассказываем, что к прикладному искусству так же относятся и кружева, вышивка керамика, ковры, роспись по дереву.

Тут же идет знакомство с городецкой росписью по дереву. Из многообразия мотивов городецких мастеров нужно сначала взять только узоры из цветов, бутонов и листьев. Рассказать о определенной последовательности их нанесения. Элементы следующие: сначала рисуется круглое пятно, затем на него наносится дугообразный мазок и маленький кружочек. Идет проговаривание цвета каждого из элемента. Большинство детей сразу усваивает особенности расцветки.

Еще одним вариантом народного искусства, с которым знакомим детей старшей группы, является гжельская роспись.

Однако, всё это возможно лишь в том случае, если осуществляется планомерное, систематическое ознакомление детей с предметами ДПИ, в результате чего дети создают свои декоративные работы : игрушки, посуду, пластины, украшенные орнаментом по типу образца.

Именно в старшей группе знакомлю детей с историей возникновения декоративно-прикладного искусства.

Само название «декоративно-прикладное искусство» подсказывает его назначение. Это деятельность прикладная, т. е. направленная на улучшение качества предметов.

В подготовительной группе знакомимся с хохломской, жостовской росписью; углубляем знания и умения в городецкой и гжельской росписи. Чаще занятия строятся в виде беседы, в течение которой расширяются знания детей и обогащается их словарь. Как закрепление, желательно провести занятие с декоративным рисованием.

Основное внимание уделяется хохломской росписи.

Бокалы, чашки, мисочки, ложки, вазы, расписные доски –великое разнообразие вариантов. Все изделия выточены из дерева, а затем украшены народными мастерами из Хохломы.

Работа с хохломой так же начинается с разбора и изображения одного элемента, проработки цветовой гаммы. Выделяются основные цвета.

При этом важно, чтобы дети поняли и усвоили характерные черты росписи.

Познакомившись в течение года с двумя - тремя видами народного декоративного искусства, дети умеют сравнивать их между собой, отмечать их особенности.

Играя в «Дочки –матери» дети используют посуду из глины. На полках магазина появляются фрукты, овощи. Развивая задуманный сюжет, дети в игре распределяют роли действующих лиц. Для этого они выбирают кукол по их характерной выразительности, наряжают их, готовят детали костюмов, различные самоделки, используя самый разнообразный материал. Следовательно, игра представляет возможности для декоративного ее оформления.

И ручной труд непосредственно связан с декоративно-прикладной деятельностью. Работа идёт с бумагой, картоном, тканью, травой, корой, деревом, листьями. Изготовление различных предметов всегда требует художественной отделки. Мастерит ли ребенок сувениры маме к 8 Марта, делает ли игрушки, шьет платье кукле, плетет ли из бересты коробочки — все это он стремится сделать привлекательным, красивым по форме и цвету.

Праздники и развлечения предоставляют большие возможности для художественно-декоративной деятельности детей. Ребята поют, танцуют, читают стихи, они также принимают участие в оформлении своей группы и зала, в приготовлении выставок своих рисунков, подарков малышам и т. д.

«Участие родителей в построении предметно-пространственной развивающей образовательной среды в условиях ДОО и дома» Выступление на районном методическом объединении по теме: «Участие родителей в построении предметно- пространственной развивающей образовательной.

Зонирование кабинета психолога

Зонирование кабинета психолога Представляю вашему вниманию фото книг, зон и развивающей среды своего кабинета. Организация развивающей среды в МБДОУ должна строиться таким.


Автор: Кокурина Лариса Анатольевна.воспитатель, МДОУ №38, городской округ Шуя, Ивановская область.
Описание: Данный проект будет полезен как воспитателям дошкольных учреждений, так и родителям. Материал написан для детей среднего дошкольного возраста, но в зависимости от возраста детей, его можно усложнять или упрощать.
Актуальность.
В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков . Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически во всех видах детской деятельности.
Новизна
Проект ориентирован на вступившие в силу новые федеральные образовательные стандарты (в части умения ребенка работать в материальной и информационной среде) дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет:
- активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.
Цель проекта: Воспитание высоких духовных ценностей и культурных традиций у дошкольников в процессе знакомства с народной игрушкой.
Задачи.
1. Вызвать желание у детей познакомиться с разнообразием народной игрушки ( глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная, берестяная и др.)
2. Обеспечить запоминание игр с народными игрушками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки)
3. Способствовать развитию познавательных интересов, эстетического восприятия, логического мышления, внимания, воображения. Развивать сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
4. Формировать и развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.
В процессе реализации данного проекта ожидаются следующие результаты:
Дети:
• устойчивый интерес к игрушкам, куклам;
• изготовление кукол своими руками;
• проявление доброты, заботы, бережного отношения к игрушкам;
• возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности;
• знание детьми стихов, песенок, потешек, загадок, сюжетно-ролевых игр с игрушками;
• создание выставок из детских работ.
Родители:
• обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
• повышение компетентности родителей при выборе игрушки.
Этапы работы над проектом:
1этап подготовительный.
На этом этапе было проведено анкетирование родителей. Цель: выяснить знания о народной игрушке, о значение ее в воспитание ребенка.
Родителям были предложены анкеты на тему «Как мы играем с ребенком» и «Игрушки в жизни малыша». Анализ анкетирования показал, что современный родитель ориентирован на игрушки западных стран. Они приобретают игрушки по желанию и требованию своих детей. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки.. Всего 5 % родителей приобретают народные игрушки (матрешки, дудочки, свистульки), никто из родителей не изготавливает игрушки сам для своего ребенка, многие отметили что у них нет знаний и фантазии для изготовления игрушек самим .
В ходе наблюдений и бесед было выявлено, что
Высокий уровень знания о народной игрушке и имеют всего 5% родителей. Они используют в воспитании и развитие своих детей народную игрушку
Средний уровень имеют 50%. Родители знают о народных игрушках, но их значимость для развития ребенка не используют.
Низкий уровень 45%. Родители приблизительно знают о народных игрушках.
С детьми на этом этапе была проведена беседа "Любимые игрушки"
Также детям были представлены наглядные изображения народных игрушек. Им предлагалось ответить на вопросы, что изображено на картинках и зачем нужны эти предметы и хотелось ли детям их иметь у себя дома.
Проанализировав полученные данные выяснилось, что дети любят играть в современные игрушки , которых сейчас много на прилавках, что большинство детей не имеют представления о том, какими игрушками играли раньше, как и во что можно играть с народной игрушкой. В ходе наблюдений и бесед было выявлено, что:
Высокий уровень знания о народной игрушке имеют всего 2% детей

Средний уровень имеют 20%
Низкий уровень 78%
2 этап проекта.
Практический этап, который направлен на реализацию поставленной цели и задач.
Формы и методы работы с родителями:
1. привлечение родителей к пополнению уголков по знакомству с русским народным творчеством;
2. помощь родителей в изготовлении альбома «Моя любимая игрушка»;
3. участие в выставке «Народная кукла»
4. мастер – класс «Кукла Пеленашка»
Формы и методы работы с детьми, которые я использовала в своей работе.
Социально – коммуникативное развитие:
1. Организация сюжетно-ролевых игр «В гости к Маше», «Колыбельная для Пеленашки», «Семья»
2. Театрализованные игры с использованием народной куклы. Обыгрывание потешек с использованием куклы «Зайчик - на пальчик»
3. Игровые ситуации «Куклы водят хоровод»
4. Проблемные ситуации «Кукла поломалась» , «Кукла заболела», «Как поделить игрушку», «Наши игрушки пропали. Во что же нам играть?».



Познавательное развитие:
1. рассматривание иллюстраций с народными игрушками;
2. непосредственно образовательная деятельность «Путешествие в прошлое куклы»;
3. обследование игрушек.
4. исследование материалов, из которых они сделаны.
5. Создание в группе коллекции лоскутков.
6. Беседы с детьми «Как выглядели куклы раньше», «Какое значение имеет каждая кукла», «В какие куклы играли наши бабушки», беседа о дымковской, филимоновской, каргопольской игрушках, о матрёшке.
7. Просмотр презентации «Игровые куклы»
8. Знакомство с народными традициями празднования Масленицы, с обычаями и традициями встречи весны на Руси.


Художественно – эстетическое развитие
1. Аппликация «Русская матрёшка»;
2. Лепка «Весёлая неваляшка»;
3. Рисование «Весёлая неваляшка»;
4. Изготовление кукол Пеленашки; Кувадки, Столбушки, Мартинички (куколки из ниток) и других кукол.
5. Лепка дымковской игрушки «Птичка»;
6. Роспись дымковской игрушки «Конь» «Юбка дымковская барышня»
7. Заучивание и слушание народных песенок, колыбельных
8. Слушание пьесы Чайковского «Новая кукла»


Речевое развитие:
1. Заучивание народных песенок, потешек, пословиц о народной игрушке;
2. Чтение и заучивание стихов: М. А. Пожаровой «Свернута из тряпки кукла у Параши», Г. Заславской «Есть иголка у меня» А. Барто «Кукла»
3. Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная»
4. Просмотр мультфильма «Приключение Буратино»
5. Составление творческих рассказов «Моя любимая игрушка»; описательных рассказов об игрушках.
6. Составление рассказов из опыта на тему: «Как мы отмечали Масленицу»
7. Сочинение сказки про куклу Бабочка
8. Речевая игра «Придумай кукле имя»


Физическое развитие
1. Утренняя гимнастика «Игрушки », «С куклой»
2. Пальчиковая игра «Наша куколка гуляла»
3. Подвижные игры «Догони куколку», догонялки с куклами
4. Игры малой подвижности «Найди куклу»
3 этап проекта.
Итоговый и заключительный этап, на котором были
1. Отслежены результаты работы;
2. Организована выставка;
3. Оформлен альбом «Моя любимая игрушка»;
4. Оформлена папка-передвижка.
5. Создан мини-музея «Народная игрушка»
В ходе реализации данного проекта достигнуты определённые результаты:
1. создана предметно – развивающая зона «Наши игрушки»;
2. сформированы устойчивые знания и интерес к происхождению куклы;
3. создан устойчивый интерес к бережному отношению игрушки;
4. сделаны игрушки для обыгрывания в театре своими руками;
5. установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения проекта
6. В своих играх дети стали больше использовать народную игрушку,
Уровень отношения к народной игрушке у родителей

В конце проекта низкий уровень снизился с 45% до 2%
Количество родителей, которые стали более активно использовать народную игрушку в воспитании и развитии своих детей увеличился с 5 % до 44%
Средний уровень стал 54 %, а в начале проекта был 50%

Уровень усвоения знаний по теме проекта у детей

В конце проекта низкий уровень снизился с 78 % до 22
Количество детей с высоким уровнем увеличилось с 2% до 35%
А со среднем уровнем стало 43%, а было 20%.
Практическая значимость заключается в том, что проанализировав работу по проекту, можно утвердительно сказать, что перед педагогами открывается возможность попробовать свои силы в личностно-ориентированном подходе в организации воспитательно-образовательного процесса, который позволяет решить следующие задачи по развитию и воспитанию детей:
1. умение творчески подойти к любому делу;
2. развитие познавательной активности;
3. знакомство детей с народным декоративным творчеством, с национальным изобразительным и музыкальным искусством;
4. приобщение детей к народным праздникам и традициям.

Читайте также: