Развивающие игрушки для 8 месячного ребенка своими руками

Обновлено: 11.05.2024

День ото дня малыш взрослеет: его взгляд становится более осмысленным, а движения — уверенными. Еженедельно в арсенале появляется какой-то новый навык. Развитие ребенка набирает сумасшедшие обороты. Но, наблюдая на видео в интернете или на детской площадке других детей — ровесников своего, мамы и папы замечают, что все карапузы разные, поэтому и вопросы о нормах звучат от родителей все чаще.

Физическое развитие

Нельзя точно сказать, сколько весит ребенок в этом возрасте, и каким должен быть его рост. Большое значение имеют исходные данные, то есть вес и длина тела при рождении.

Ребенок 8 месяцев уже не набирает вес так стремительно, как раньше. Средняя прибавка в этот период составляет 300–500 граммов, а рост увеличивается на 1–3 см. Если родителям кажется, что вес и рост их малыша не соответствуют нормам, можно проверить их по таблицам Всемирной организации здравоохранения (англ. WHO, ВОЗ) и Центра по контролю заболеваний и профилактики (англ. CDC, ЦКЗ). Благодаря им можно проанализировать прибавки своего ребенка и самостоятельно построить график, после чего сравнить его с усредненными значениями и допустимым диапазоном. Лайфхак: существует несколько бесплатных приложений для смартфонов, в которых можно отмечать рост и вес ребенка каждый месяц, строить диаграмму и получившиеся значения сравнивать с данными международных организаций.

Что умеет ребенок к 8 месяцам?

Это удивительный возраст для ребенка, потому что его развитие ускоряется до немыслимых скоростей!

Большинство детей к 8 месяцам уже сидят (кто-то с поддержкой, кто-то самостоятельно). Многие активно учатся ползать — некоторые дети вначале осваивают ползание «по-пластунски», т.е. не отрывая таз и колени от поверхности пола, и лишь потом — «на четвереньках», когда мышцы готовы поднять корпус над полом. Это также является вариантом нормального развития. Иногда малыш в этом возрасте даже встает у опоры!

Однако не стоит забывать, что сроки освоения навыков колеблются в широких пределах. ВОЗ разработало специальное «окно» достижений для шести главных вех моторного развития, которое рассказывает об определенных временных диапазонах для приобретения новых умений. И врачебное сообщество единогласно во мнении, что форсировать моторное развитие не нужно: каждый навык будет появляться в тот момент, когда ребенок будет к этому готов.

Помимо прочего начинается активное развитие мелкой моторики. Ребенок уже может держать в своих ручках бутылочку или поильник, ложку (после того, как мама или папа покажут, как это сделать), пробует кушать прикорм руками.

Раннее речевое развитие ребенка 8 месяцев

8 месяцев — самое время для появления лепета: малыш начинает говорить слоги «ма-ма-ма», «па-па-па»; реагирует на обращение других людей к нему различными голосовыми реакциями. Речь имеет интонацию, окрашена эмоционально. Иногда кажется, будто ребенок разговаривает с вами.

Также дети понимают все больше и больше обращенной к ним речи. Например, в этом возрасте они способны понимать слова «да» и «нет» (и даже при этом махать головой).

Социально-эмоциональное развитие детей 8 месяцев

В 8 месяцев дети начинают переживать кризис сепарации: малыш осознает, что способен на многое, и даже пытается проявить самостоятельность, однако страх разлучиться с мамой — куда сильнее. Поэтому многие родители замечают, что дети становятся более плаксивыми, требуют больше тактильного и эмоционального контакта. Если раньше они с легкостью могли пойти на контакт с малознакомым человеком, то теперь попытки взять малыша на руки могут обернуться истерикой.

И да, теперь, если спросить у ребенка, где его мама или папа, он с уверенностью переведет на них взгляд.

Питание мальчиков и девочек 8 месяцев

По-прежнему основой рациона малыша остается грудное молоко или его заменитель — адаптированная молочная смесь. Но помимо этого в жизни ребенка появляется все больше продуктов прикорма. Суть введения прикорма — знакомство с новыми вкусами и текстурами, визуализация еды (до этого он не видел молоко, которое кушал), приобщение ребенка к столу его семьи и полная замена в будущем молока или смеси. К этому моменту дети чаще всего уже знакомы с овощами, кашами и мясным пюре. К 8–9 месяцам в рацион можно добавлять вареный желток и кисломолочные продукты — творог или кефир.

Кроме того, 8 месяцев — оптимальный возраст для введения прикорма в виде кусочков. Начинать следует с небольших «кубиков» размером не более 0,5*0,5 см мягкой консистенции (к примеру, кабачок), чтобы ребенок смог раскусить его деснами в случае чего. Не забывайте, что введение «кусочков» — важный этап в развитии малыша! Эксперты считают: если не сделать этого до 12 месяцев, жевательный рефлекс начнет угасать.

Режим дня и уход

К 8 месяцем ритм дня ребенка становится все более предсказуемым. С некоторыми детьми возможно даже планировать день по часам.

К этому возрасту практически все дети уже перешли на два дневных сна (в сумме 2–3 часа). Время бодрствования увеличивается до 3–3,5 часов. В первую половину дня рекомендуется оттачивать приобретенные навыки, больше проводить времени на свежем воздухе, заниматься гимнастикой, ходить в бассейн. После обеда стоит перейти на более спокойный режим: прогулки в коляске, пролистывание книг, пальчиковые игры, «напитывание» ребенка общением с мамой и папой.

Для легкого и быстрого отхода ко сну консультанты рекомендуют вводить специальные ритуалы — последовательность действий, которая предшествует укладыванию. Такой прием будет давать сигнал малышу, что скоро нужно будет укладываться спать, т.е. обеспечивает предсказуемость для ребенка. Это очень важно для психики маленького человека. Несколько правил для «работающего» ритуала: действия должны быть одинаковыми изо дня в день, в одной и той же очередности; он должен нравиться ребенку и расслаблять его (т.е. если ваш малыш любит легкий массаж или колыбельные, можно ввести это в ритуал, а если нет, если это будет злить его, возбуждать — лучше придумать что-нибудь другое); не занимать слишком много времени — не более 15 минут.

Уход за восьмимесячным ребенком особых изменений пока не претерпел: регулярное подмывание и купание малыша остаются неизменными. У многих детей к этому моменту уже появляются первые молочные зубки. Поэтому важно тщательно следить за ними — чистить утром и вечером.

Существуют так называемые «красные флаги развития» — признаки, наличие которых требует более внимательного наблюдения за малышом. Поводом показать ребенка 8 месяцев врачу будут: маленький или слишком большой вес, отсутствие переворотов, нежелание сидеть; отсутствие вокализации и смеха в ответ на обращение к ребенку.

Как взрослые могут помочь развитию ребенка 8–9 месяцев?

обращайте внимание на реакции ребенка в отношении новых людей и мест;

описывайте вслух предметы, которыми играет ребенок («Это красный круглый мяч»);

проговаривайте эмоции, которые может испытывать малыш в данную минуту («Ты сейчас расстроен, потому что твоя игрушка упала и испачкалась, и ты не можешь с ней играть»);

повторяйте вслух звуки, которые издает ребенок;

будьте рядом, когда ребенок пробует ползти или вставать — ему необходимо чувствовать присутствие мамы или папы.

Покупка игрушек для ребенка - это обычно дорого, а иногда они не удерживают интерес малыша надолго. Но мы все хотим развивать творческую игру и учить детей полезным навыкам. Прежде чем раскошелиться на дорогие развивающие игрушки, ознакомьтесь с этими идеями: домашними сенсорными игрушками для детей, которые вы легко сделаете сами, использую подручные вещи, которые есть в доме.


Малыша не интересует фирменные наименования или этикетки известных брендов. На самом деле, они даже не понимают, что такое игрушка: для них интересны все вещи, которые попадают им в руки. Малышам нужно что-то яркое и шумное, чтобы начать развивать свои чувства. И этого должно быть много, поэтому ограниченный набор дорогих игрушек - не самая лучшая идея.

Есть много предметов домашнего обихода, которые для ребенка будут полезными игрушками. А добавив немного воображения, вы можете превратить повседневные вещи в игрушки с изюминкой.

Безопасность прежде всего!

При создании собственных игрушек важно помнить о безопасности. Контрольный список того, о чем нужно помнить:

  • размер игрушек: чем меньше ребенок, тем больше должна быть игрушка
  • для детей в возрасте до 3 лет нежелательны съемные части (если они есть, то должны быть очень крупными)
  • младенцы кладут все в рот, поверхность должна быть гладкая, без острых краев или углов, и никаких токсичных (или даже просто смываемых) красок
  • ленты и веревочки - только короткие, которые невозможно обернуть вокруг руки, ноги, шеи; также убедитесь, что они прочно прикреплены к игрушке
  • игрушки не должны рваться или ломаться

1. Волшебные платочки

Вырежьте отверстие размером с чашку в крышке любого подходящего пластикового контейнера (или картонной коробки), обмотайте его лентой или зашкурьте, чтобы убрать острые края. Заполните контейнер различными цветными шарфиками, платочками, широкими лентами, длинными лоскутками. Это могут быть ткани разных фактур и цветов. Пусть малыш вытаскивает их через отверстие и засовывает обратно.


2. Самодельные строительные блоки

Небольшие коробки (для пакетиков чая, хлопьев, мыла и прочего, а также втулки от туалетной бумаги и бумажных полотенец) - отличные легкие и крупные строительные блоки. Наполните коробки газетами или мятой крафт-бумагой, чтобы сделать их прочными, оберните в яркую обложку, крепко все заклейте, чтобы куски обертки и скотча оторвать было невозможно. Это огромный потенциал - вы можете получить самые разные блоки для игры и строительства в любом количестве совершенно бесплатно!


И, конечно, замечательные кубики можно сшить!


3. Первая книга малыша

Сделайте собственную мягкую развивающую книгу для ребенка, сшивая детали одежды, из которой малыш уже вырос (с пуговицами, застежками, красивыми элементами, карманами и другими деталями).


Также можно сделать и бумажную книгу, вырезая фотографии из журналов и наклеивая их на прочный картон. Вы можете оставить картонные листы с картинками по отдельности или собрать их все в папку-файлы. Вы можете распечатать фотографии вашей семьи и домашних животных, места вокруг вашего дома, чтобы персонализировать книгу, чтобы малыш узнавал знакомые предметы и места и радовался!


4. Домашняя погремушка

Положите горсть камней, риса, макарон или что-нибудь еще, что гремит, в маленькую банку от чипсов Принглс (или подобную), или просто в пластиковую бутылку, плотно заклейте крышку скотчем, и вы получите большую погремушку. Убедитесь, что лента плотно прижата к банке, что ее нельзя подцепить и оторвать.


А если сшить для такой погремушки симпатичный чехол, то никто и не сможет догадаться, что у нее в основе!


5. Барабанчик

Пустая бутылка, пластиковый контейнер с крышкой, или жестяная банка и деревянная ложка (если нет подходящей палочки) - отличный барабан.


6. Сортер

Пробки от бутылок и крышки - отличные игрушки. Вырежьте несколько различных форм на одной стороне коробки, некоторые из которых сделайте больше, чем другие. Дайте ребенку несколько маленьких пробок и крышек (играйте под присмотром, так как это небольшие игрушки). Малыш скоро обнаружит, что некоторые предметы подходят через отверстия, в то время как другие слишком большие или не той формы.


Также отличный сортер по цвету вы можете сделать с кубиками Лего (лучше крупными LEGO Duplo): приготовьте несколько коробок с прорезями (из них можно сделать забавных голодных монстриков), каждая коробка определенного цвета, положите рядом гору кубиков, и пусть ребенок сортирует их по цветам:


7. Снежный шар

Заполните небольшую бутылку или пластиковую банку водой на 3/4 водой и добавьте 2-3 пригоршни блесток (глиттер). Закройте и плотно приклейте крышку и дайте ребенку потрясти игрушку. Это очень красиво!


8. Хрустящий носок

Набейте носок хрустящей оберточной бумагой и завяжите узел. Ребенок может хрустеть, извлекая забавные звуки. К тому же это отличный способ пристроить потерянные носки, оставшиеся без пары!


9. Браслет-погремушка

Пробейте отверстие в центре нескольких пластиковых крышек для бутылок, свяжите их вместе на эластичной резинке, чтобы получился браслет. Простая погремушка, очень легкая.


10. Домашние стаканчики-укладчики

Соберите пластиковые крышки от различных контейнеров, чтобы сделать свой собственный набор для штабелирования. Лак для волос, пена для бритья, бутылки растительного масла и молока имеют крышки разного размера. Хорошо вымойте перед использованием (и не давайте ребенку слишком маленькие, играйте под присмотром).


11. Веселые текстуры и цвета

Сделайте большие текстурированные блоки, приклеивая различные ткани и материалы на деревянные блоки (или картонные коробки, набитые газетами). Изучение различных текстур, цветов и узоров является отличным способом развития малыша.



12. Кликающие игрушки

Старые клавиатуры или калькуляторы - праздник для малыша, особенно когда они слышат этот чудесный кликающий звук! Убедитесь, что клавиатура не сломана, не имеет острых краев, что кнопки крепко держатся на месте. Заодно так можно изучать буквы и цифры!


13. Корзина для белья или большая коробка

Корзины для белья (или большие картонные коробки) - лучшие автомобили, в которых можно сидеть внутри (иногда даже вместе с кошкой!). Толкать их по дому, может быть, не очень легко, но смех малыша будет стоить ваших усилий и времени.


14. Сенсорный пакет

Вам понадобится всего около пяти минут, чтобы сделать эту игрушку. Просто выжмите гель для волос в пластиковый пакет zip-lock (с надежным замком. ) и бросьте внутрь несколько пластиковых или резиновых существ (например, что-нибудь из рыб и земноводных). Застегните, для надежности застежку можно даже заклеить. Дети обожают тактильные ощущения такой игрушки.


15. Кегли

Пластиковые бутылки, лучше всего 2-литровые - это уже готовые замечательные кегли, ничем не хуже покупных. Вы можете создать аккуратный маленький набор для боулинга с набором бутылок и любым мячом. Бутылки можно раскрасить в разные цвета (красьте на внутренней стороне, чтобы это было безопасно, удобнее всего длинная кисточка и акриловая краска), и тогда заодно в игре будем учиться различать цвета. Для тяжести в бутылки можно насыпать немного песка.


16. Пальчиковые игрушки

Если не умеете шить, вы можете просто склеить детали.

С остатками ткани, фетра и несколькими другими принадлежностями (пуговицы, нитки, пряжа) можно творить настоящие чудеса.

Такие игрушки действительно быстро и легко собрать, вы можете использовать свое воображение, чтобы создать целый зоопарк кукольных животных, веселые семейки, динозавриков, пришельцев.

С такими игрушками вы можете развлекать ребенка часами напролет!


17. Перчаточные монстрики

Мягкие старые перчатки могут легко превратиться в этих очаровательных монстриков (или животных, как вам угодно). Они мягкие, плюс это способ утилизировать с пользой старые или потерянные непарные перчатки. Малыш и сам может помочь вам их создавать.


18. Мини огород

Пластиковый контейнер (например, от влажных салфеток) - отличная основа для мини-огородика или цветника. Насыпьте в контейнер грунт, покажите ребенку, как сажать семена, сбрызгивать землю из пульверизатора. Наблюдайте за прорастанием и ростом растений.


Вторая жизнь. чего угодно!

Помните, что дети находят радость во всем (особенно если вы рядом). Коробки, трубки, контейнеры, чашки, ложки, оберточная бумага - все! Это не обязательно должны быть "официальные" купленные игрушки для развития, потому что для малыша весь мир - одна большая игровая площадка. Откройте свой шкаф, вытащите то, что вам уже не нужно, посмотрите на это все внимательно. Вы будете удивлены тем, что вы сможете придумать и сделать, даже если вы совсем не занимались рукоделием раньше. Текстиль, инструменты, посуда, упаковка. все может пойти в дело. Радуйтесь жизни!

Вы еще поку­па­ете игрушки в мага­зине? После про­чте­ния этой ста­тьи вам захо­чется сде­лать игрушки для детей сво­ими руками.

  • Чтобы дети были умными, сооб­ра­зи­тель­ными, весе­лыми, роди­тели должны орга­ни­зо­вать усло­вия для игры и твор­че­ства. В про­цессе игры ребе­нок учится всему, что окру­жает его в жизни. Играя, малыш быст­рее вос­при­ни­мает инфор­ма­цию. Счаст­ли­вое дет­ство без игру­шек невоз­можно. Пого­во­рим, как само­сто­я­тельно сма­сте­рить игрушки для детей раз­ного воз­раста.

Игрушки своими руками для детей до года

На пол­ках мага­зи­нов можно найти много раз­ви­ва­ю­щих игру­шек. Но давайте про­яс­ним, что же такое раз­ви­ва­ю­щая игрушка.

Раз­ви­ва­ю­щей счи­та­ется та игрушка, с помо­щью кото­рой ребе­нок учится чему-то новому. Можно ска­зать, что каж­дая игрушка развивающая.

Ведь даже самая про­стая погре­мушка научит малыша управ­лять руками, пони­мать, откуда раз­да­ется звук. Чтобы раз­ви­вать спо­соб­но­сти своих детей, необя­за­тельно поку­пать доро­го­сто­я­щие забавы. Можно сде­лать про­стые и полез­ные игрушки. Например:

kub svoimi rukami e1451036415616 - Делаем игрушки своими руками для грудничков

  • Раз­ви­ва­ю­щий куб. Каж­дая сто­рона такого куба изго­тав­ли­ва­ется из раз­лич­ных поверх­но­стей: глад­кая, шер­ша­вая, шеле­стя­щая, тка­не­вая, из пряжи. Можно доба­вить цве­точки, кар­машки, аппли­ка­ции, все, что под­ска­жет ваша фан­та­зия. Кубик будет инте­ре­сен детям до год.
  • Фигуры. Из кар­тона и цвет­ной бумаги можно сде­лать игрушку с фигу­рами. Ребе­нок будет зна­ко­миться с цве­тами, фор­мами. Также раз­ви­ва­ется мото­рика паль­цев. Игрушка от года до двух лет.

e731a2547b391c1e6545830ded40e7b7 - Делаем игрушки своими руками для грудничков

  • Раз­ви­ва­ю­щая доска. Понра­вится детям от мала до велика. Бла­го­даря ей раз­ви­ва­ется логика, мел­кая мото­рика. Малыш может надолго увлечься изу­че­нием всех дета­лей этого чудо-приспособления.

Видео: Простая развивающая игрушка из бутылок


Игрушки под­би­райте по воз­расту. Как двух­лет­нему малышу вряд ли будут инте­ресны погре­мушки, так и малышу до года не понра­вятся более замыс­ло­ва­тые игрушки, тре­бу­ю­щие смекалки.

Какие же игрушки подой­дут детям до года? Самые простые:

  • Малень­кие книжки
  • Кубики
  • Тек­стиль­ные мячи
  • Игрушки с зеркалом

c2f13686f276e171eec25dfd9df29140 - Делаем игрушки своими руками для грудничков

Основ­ные тре­бо­ва­ния к игрушкам:

  1. Без­опас­ность. Мел­кие детали должны быть хорошо закреп­лены. В этом воз­расте дети все тянут в рот.
  2. Яркость. Пест­рые цвета реко­мен­до­ваны пси­хо­ло­гами для такого ран­него возраста.
  3. Про­стота. Не сле­дует услож­нять игрушку. Малышу в таком воз­расте доста­точно до пяти раз­лич­ных фактур.

Игрушки из бумаги своими руками для детей

  • Нари­суйте сол­нышко, ежика, божью коровку. Затем разу­красьте их. Можно рас­пе­ча­тать уже гото­вые фигурки. Наклейте на кар­тон. Теперь можно наде­вать при­щепки. Отлич­ная игрушка для мел­кой мото­рики, раз­ви­тия усид­чи­во­сти, изу­че­ния цветов.

695c26ef5f94f31e1243374ea3e9f95b - Делаем игрушки своими руками для грудничков

  • Вырежьте много раз­лич­ных фигур: сердце, квад­рат, тре­уголь­ник, круг. На кон­тей­нере обо­значьте ячейку для каж­дой фигуры. Пусть малыш учится сор­ти­ро­вать. В про­цессе этой игры раз­ви­ва­ется логик.

75263af29436449547244f207de0d396 - Делаем игрушки своими руками для грудничков

  • Игрушка-шну­ровка. Подой­дет для детей от двух лет. В этом воз­расте ребе­нок смо­жет при­ло­жить гри­бо­чек к ежику, а затем завя­зать его вере­воч­кой. Раз­ви­вает логику, мото­рику, коор­ди­на­цию движений.

94be46a939c6170396d24fff69d5489e - Делаем игрушки своими руками для грудничков

Игрушки из дерева своими руками для детей

Игрушки из дерева эко­ло­ги­че­ски без­опас­ные. Назвать про­стыми дере­вян­ные игрушки нельзя, ведь для их изго­тов­ле­ния тре­бу­ется уме­ние и спе­ци­аль­ные инстру­менты. Но если у папы или дедушки золо­тые руки, то дере­вян­ные игрушки посе­лятся на полочке в вашей детской.

Дере­вян­ные игрушки мно­гим кажутся неин­те­рес­ными, но если их разу­кра­сить, то из скуч­ных они пре­вра­тятся в яркие и веселые.

Ниже идеи для созда­ния игру­шек из дерева.

4fc12bb879372e12e7a06995d75ec2b0 - Делаем игрушки своими руками для грудничков

Игрушки из картона своими руками для детей

Если воору­житься кар­то­ном, клеем, нож­ни­цами, цвет­ной бума­гой и без­гра­нич­ной фан­та­зией, можно создать целые шедевры. При­мер на сле­ду­ю­щем фото.

2d515ac36d927a1110c3013f7f9358ff - Делаем игрушки своими руками для грудничков

Кажется, что кар­тон непроч­ный мате­риал, поэтому игрушки из него недол­го­вечны. Однако стоит пра­вильно исполь­зо­вать кар­тон, доба­вить дру­гие эле­менты, и полу­чится довольно-таки проч­ная игрушка.

Из кар­тона можно делать паро­во­зики, зве­ру­шек, машинки и дру­гие игрушки, кото­рые понра­вятся вашему малышу.

2ce3d4328de04e82a61f3208da501cda - Делаем игрушки своими руками для грудничков

Игрушки из коробок своими руками для детей

Дети очень любят играть в доми­ках. Там у них кипит целая жизнь. Там они укла­ды­вают кукол спать и почти живут сами. Там же они гото­вят еду своим игру­шеч­ным дру­зьям. Можно сде­лать из боль­шой кар­тон­ной коробки домик.

66d5d5f14d529ce15408ad1f461ab0a6 - Делаем игрушки своими руками для грудничков

Кроме этого, можно сде­лать дет­скую кухню.

45e24dbd5840e2f2648b7ce2d190632f - Делаем игрушки своими руками для грудничков

Мно­гие в дет­стве хотели побы­вать в теле­ви­зоре. Можно пода­рить своим детям такую воз­мож­ность, сде­лав кар­тон­ный телевизор.

3f77ed3579344b732040c6f24fca3d8f - Делаем игрушки своими руками для грудничков

Игрушки из ниток своими руками для детей

Если вы уме­ете вязать, то обя­за­тельно свя­жите ребенку мяг­кую игрушку. Сде­лан­ное сво­ими руками изде­лие осо­бенно дорого. Может это будет люби­мый пер­со­наж ребенка.

65f1bad53d8d912f5b856c2af7a350ad - Делаем игрушки своими руками для грудничков

Или про­сто забав­ные зверушки.

22e0b2690b69364aec593faf3b053923 - Делаем игрушки своими руками для грудничков

Необя­за­тельно вязать живот­ных, можно свя­зать мяг­кие мячики. Внутрь поло­жите гречку или фасоль.

bee0f5d27cc4227a18712da8068aea34 - Делаем игрушки своими руками для грудничков

Чтобы сде­лать игрушку из ниток, необя­за­тельно уметь вязать. Можно сма­сте­рить кукол из ниток.

4eb61a0823ad627ffc06353f294175f4 - Делаем игрушки своими руками для грудничков

Инте­ресно: когда не было такого раз­но­об­ра­зия игру­шек, как сей­час, дети играли кук­лами из ниток.

Игрушки из носка своими руками для детей

Для созда­ния игру­шек сво­ими руками под­хо­дят любые под­руч­ные мате­ри­алы, даже носки. Каза­лось бы, какие игрушки могут быть из нос­ков? Но можно сде­лать очень даже кра­си­вые и инте­рес­ные игрушки из носков.

a38675e43f5a477baf7e70b86b065e14 - Делаем игрушки своими руками для грудничков

0dd4edd8cfa623504d548877a2f0d03a - Делаем игрушки своими руками для грудничков

Игрушки из помпонов своими руками для детей

Игрушки из пом­по­нов мяг­кие и при­ят­ные на ощупь. Их легко можно сде­лать сво­ими руками. Сде­лайте игрушку из пом­пона вме­сте с ребен­ком, детям от двух лет такое заня­тие при­дется по душе.

Можно купить гото­вые пом­поны или сде­лать их само­сто­я­тельно из пряжи.

0be0d74f7088cb236a16cbca3154382b - Делаем игрушки своими руками для грудничков

Картинки игрушки своими руками для детей

С помо­щью раз­ви­ва­ю­щих кар­то­чек можно выучить цвета, формы, животных.

Сде­лать кар­точки сво­ими руками очень про­сто. Рас­пе­ча­тайте гото­вые шаб­лоны, разу­красьте и изучайте.

1d0fd089805632b1cafe75ed14d95726 - Делаем игрушки своими руками для грудничков

Можно рас­пе­ча­тать гото­вые картинки.

cf10df3bd4252ff41a396d0cfa85cc83 - Делаем игрушки своими руками для грудничков

Можно сде­лать пазлы.

a4490ddef28eb71843762cec71d0c296 - Делаем игрушки своими руками для грудничков

Поделка игрушка своими руками для детей

Если есть жела­ние сде­лать ори­ги­наль­ную игрушку сво­ими руками, сде­лайте яркую книжку с раз­ными фактурами.

Необ­хо­ди­мые материалы:

  • Нож­ницы
  • Нитки
  • Лос­кутки ткани
  • Пуго­вицы
  • Фур­ни­тура
  • Син­те­пон, фольга

Мастер-класс:

  1. Опре­де­ли­тесь с раз­ме­рами и коли­че­ством вашей книги. Вырежьте два пря­мо­уголь­ника из оди­на­ко­вой ткани
  2. Сшейте края, один край пока не сши­вайте. Вставьте внутрь отре­зок син­те­пона или фольгу. Затем сшейте послед­ний край. Это будет один раз­во­рот вашей книги
  3. Сде­лайте осталь­ные страницы
  4. Сло­жите их в книгу и про­стро­чите посередине
  5. Украсьте стра­ницы по сво­ему усмот­ре­нию: при­шейте шур­ша­щие эле­менты, мяг­кие кусочки ткани, пуго­вицы или дру­гие элементы.

82ad853ef6d7f7ac1aa5572d80448789 - Делаем игрушки своими руками для грудничков

Простая игрушка своими руками для детей

Если нет жела­ния про­де­лы­вать слож­ную работу, можно сде­лать очень про­стую, но полез­ную игрушку.

Необ­хо­ди­мые мате­ри­алы:

  • Два отрезка фетра
  • Мел
  • Нож­ницы

Мастер-класс:

  1. На одном пря­мо­уголь­нике фетра нари­суйте раз­лич­ные фигуры
  2. Из дру­гого отрезка фетра вырежьте эти же фигуры

Раз­ви­ва­ю­щая игрушка готова. Попро­сите ребенка найти соответствие.

d8f59c616ec13ac545df8a5f7e24e554 - Делаем игрушки своими руками для грудничков

Мягкие игрушки для детей своими руками

Если у вас есть неболь­шие отрезки ткани, ути­ли­зи­руйте их с умом.

Напри­мер, сшейте про­стые мяг­кие игрушки сво­ими руками.

51df65419fbe14323f8d09026a6f7840 - Делаем игрушки своими руками для грудничков

Мяг­кая боль­шая сова может быть не только игруш­кой, но и подушкой.

1323df9012c6368e817eb6bc6e727163 - Делаем игрушки своими руками для грудничков

Перед тем, как вру­чить ребенку гото­вую игрушку, про­верьте еще раз: все ли детали крепко при­шиты, не ли эле­мен­тов, кото­рые могут пора­нить. Играйте вме­сте с детьми, раз­ви­вайте в своем ребенке личность.

Я всех приветствую в сегодняшней теме! Рада, как гостям, так и друзьям! Сегодня я подарю всем посетителям моего блога небольшой, но очень приятный сюрприз. Для кого-то это будут воспоминания, как их чадо было бесподобно крошечным и почти беспроблемным. Другие получат не менее ценный подарок! Они научатся делать развивающие игрушки для детей от 0 до 1 года своими руками.

Но и я сама не останусь без вознаграждения! Ваше внимание и всегда полезные и интересные комментарии, где вы поделитесь своим бесценным опытом, станут для меня самым замечательным подарком. Ну что? Поехали?

Какие игрушки интересны малышам до года

Чем занять и как развлечь малыша до года

Сначала выясним, а какие игрушки интересны малышам до года. Потом посмотрим, как можно самостоятельно их соорудить. Приглашаю всех окунуться в период мимишного детства своих крох, и вспомнить, как приятно было самим придумывать или заимствовать идеи у опытных родителей, чтобы сконструировать забавные поделки.

Поделитесь, пожалуйста, этими проектами и своими впечатлениями от труда над ними! Зачем я об этом прошу? Чтобы вы заразили нас! Чтобы, после прочтения статьи и ваших комментариев, читателям захотелось творить и радовать себя и своих маленьких детишек!

Как развивается малыш

Малыш за год постигнет программы нескольких университетов. Он освоится в своем организме: поймет, как действуют ручки, ножки, глазки, язычок и т.д. и активно этим будет пользоваться, изучая все, что его окружает. Для годовалого карапуза есть отличные помощники – заложенные в него рефлексы. Такие, как сосательный и хватательный, он ими будет использовать для игры и освоения мира. Учтем это.

Подходящие игрушки для любимых грудничков.





Простые «конструкции»

Подходящие? Именно! Несмотря на то, что кажется, что ребенка можно занять чем угодно, хоть маминой ладошкой или небольшой пластиковой баночкой, но важно соблюсти несколько условий!

Игрушка должна быть:

  • Безопасной;
  • Яркой;
  • Подходящей по возрасту.

На этом будет строиться и принцип выбора, того, что будем конструировать для своего крохи.
Но сначала посмотрим, что каждому возрасту подходит, учитывая возможности, чтобы интересно было, как для самых маленьких, так и развивало более взрослых карапузов.

Есть легкие и простые модели, которые можно сделать очень быстро без особых усилий, а есть те, для которых стоит выделить чуть больше времени и сил. Но это того стоит, чтобы кроху сделать счастливым и помочь ему постичь все тайны мира! Об этом тоже расскажу.

От 0 до 3 месяцев


Ребенок – наблюдатель. В этом возрасте развиваются его слух, зрение, внимание. А потому первое время подойдут статичные игрушки, которые можно рассмотреть и потянуть в рот.
Знаете, какая игрушка понравится месячной крохи, а на ее изготовление уйдет не более 10 минут? Воздушный шарик, на котором мы нарисуем ротик и глазки!

А однажды я наблюдала, как грудничок с огромным вниманием изучал большое фото с собакой. Вот так просто бывает подарить радость! Но карапуз растет, и ему для развития других способностей нужны и другие забавы.

Например, ему становятся интересны погремушки, которые издают звук. Их легко сделать самому, даже из носка. Бубенчики можно купить в рыболовном магазине.

А к 3-ем месяцам нужны уже более сложные вещи. Например, мобиль. О нем поговорим чуть позже.

От 3 до 6 месяцев

Безопасность игрушки приобретает уже другие параметры. Малышу нужны развивающие моторику рук забавы. А потому, все, что он будет хватать ручками, ощупывать и отправлять «на пробу» в рот, не должно навредить ему.

  • Ничего мелкого;
  • Скругленные края;
  • Из гипоаллергенного материала и краска, покрывающая поделку;
  • Не скапливающий пыль;
  • Удобный, чтобы его могла держать крохотная ручка.

Очень удачный выбор именно музыкальных предметов. И важны забавы разной фактуры: гладкие и в пупырышках, ребристые и с впадинками.

Если это мягкие игрушки, то с наполнителем из латексных шариков или ваты. Главное хорошо сшивать игрушку, чтобы ребенок не проглотил наполнитель.

От 6 до 8 месяцев









Малыш умеет сидеть, ползать, а его музыкальные способности на пике развития. Уделим этому внимание. Обычно на кухне, пока я готовила я давала сыну разные кастрюли, ложки и он музицировал.

Также можно насыпать в маленькие пластиковые бутылочки разные крупы, фасоль, малыш любит такими маракасами пошуметь и рассматривать как внутри пересыпается крупа в зависимости от того, как повернуть бутылку.

От 9 месяцев до года









Для карапуза в этом возрасте актуальны любые сенсорные интерактивные игрушки. Особенно малышата любят те, что развивают логические способности: кубики и пирамидки матрешки.
Отлично подойдут различные сортировщики, по размерам, формам, возможно по цветам.

Я употребила слово «любят» не случайно! В этом возрасте детские игрушки уже имеют и иное значение. Появляются симпатии и любимцы у малышат. Их чаще всего и покупают родители своему ненаглядному малышу.

Но их можно сделать и из подручных материалов.

Заканчивая раздел, всегда хочется, чтобы вы поучаствовали и рассказали о своих наблюдениях и соображениях. Это будет интересно!

Как и какие игрушки можно сделать своими руками

Коврик и подушки.

Попробуем смастерить развивающий коврик и подушки игрушки. Сделаны они будут по одному принципу. Только коврик может быть произвольной формы, а для подушки нужен будет прямоугольник из ткани.

Так, если заготовки готовы. Давайте придумаем, что их будет украшать? Возможно, какие-то фигурки, которые малышу будет интересно рассматривать. Он будет их ощупывать. А потому хорошо бы их сделать:

  • приятными на ощупь,
  • желательно, чтобы они отличались от основного материала (получится сделать их из фетра? Было бы здорово!),
  • и размером с ладошку крохи (можно чуть больше).

Итак, вырезали разноцветные кружочки, квадратики, грибочки и зайчики. Взять можно и другие вещи, например, помпоны с шапочек, мягкие игрушки, шнурочки и бантики (только так, чтобы детка не запуталась). Нашиваем их на основную заготовку. Осталось сшить края прямоугольника, поместить внутрь какой-нибудь мягкий материал, и подушка готова.

Сенсорный коврик

Мягкие игрушки

Малыш вырос. Ему приятно помять, потрогать, сжать в ручках нашу поделку. Ее мы можем быстро смастерить из детских колготок, а качество и интерес к ней не пострадает от простоты материала. Напротив, все в наших руках.

Если отрезать часть штанины и сшить один край, мы получим удобный мешочек, который можно наполнить гречкой, мелкой фасолью, сухим горохом и т.д. зашиваем другой край. И теперь подключаем фантазию! Можно ленточкой перевязать по горизонтали наш «мешочек». И перед нами уже заготовка, из которой легко сделать снеговика, куклу (пришив ножки-ручки, и нарисовав «личико») или котика (хвостик и уши + нарисованная мордочка). Лети фантазия!


Как вам эти идеи?

Мобиль

Как сконструировать мобиль? Нужна основа. Она может быть любой формы из того, что есть или из чего можно вырезать. Например, пяльца для вышивания подойдут, или старые деревянные (полегче чтобы были) счеты, и т.д. Желательно основу обернуть лентой или полоской войлока.
Попробуем сделать мобиль в нескольких вариантах. Привязать к основе можно:

  • Небольшие мягкие или пластмассовые игрушки;
  • Сшитые или связанные куклы;
  • Бумажные оригами.

Что-то одно, или все по чуть-чуть можно привязать к основе и подвесить над кроваткой!


15 идей игр на каждый день для малышей

1.В прозрачной коробке от торта толстой иглой делаются дырочки. Внутрь кладутся клубки ниток, разных по фактуре и цвету. Для этой цели очень хорошо подходят остатки, потому что в конце концов нитки сильно спутываются и их проходится отрезать и выбрасывать.Концы ниток продеваются в отверстия на крышке коробки. На конец можно привязать крупную бусину или пуговицу. Ребенок тянет за нитки, внутри разматываются клубки, и ребенка это очень забавляет.

2.Малышам нравится играть очень большой по размеру, но совсем легкой игрушкой. Возьмите пластиковую бутылку на 5 литров, положите туда несколько мелких предметов. Подвести ее в месте, где играет малыш или поставьте на пол, пусть толкает ее и пытается обхватить.

3.Малышам нравится играть очень большой по размеру, но совсем легкой игрушкой. Возьмите пластиковую бутылку на 5 литров, положите туда несколько мелких предметов. Подвести ее в месте, где играет малыш или поставьте на пол, пусть толкает ее и пытается обхватить.

4.Сделайте простейшие тряпочные игрушки: прямоугольные лоскуты сшиваются и набиваются другими лоскутами, нитками, целлофановыми пакетами, клубочками, пуговицами, бусинами. Внутрь можно положить металлический бубенчик.

5.Возьмите прочную веревку или шнурок для обуви не меньше метра. Наденьте на него крошечные игрушки с петельками, колечки, бусинки и пуговицы. Часть игрушек ограничьте с обеих сторон узлами, чтобы они не скользили по веревочке. Такую игрушку можно одеть себе на шею, чтобы малыш мог их рассматривать, или повесить на коляску.

6.Возьмите: диванную подушку, толстую иголку и суровую нитку. Пуговицы разных размеров, маленькие игрушки с петельками, крючки с петельками, ленты, тесемки, ковровые колечки, липучки, картинки, вырезанные из старых детских вещей, несколько карманов и все остальное, что можно пришить. Из кусочков ткани сделайте маленькие дверки, открыв которые малыш увидит картинку, пришитую игрушку или пуговицу. Пусть дверки закрываются на разные застежки – липучки, крючки. Внутрь карманов вшейте ленточки с игрушками на конце, которые можно вынимать и класть обратно. Пришейте в ряд несколько ковровых колечек, сквозь них протяните ленту, на концах которой будут ездить туда – сюда две маленькие игрушки.

7.Для развития рук малыша хорошо подходит манипуляция разными кнопками и выключателями. На большой кусок гладкой фанеры или оргалита привинтите или закрепите следующее: купленные в магазине выключатели для лампочек, старый телефонный диск или панель с кнопками, куски панели от старых радио или других приборов ( можно нажимать кнопки, залипающие и нет, крутить ручку настройки, двигать рычажки.), Задвижку – щеколду, шпингалет, крючок и петельку, дверную цепочку с петлей, небольшой замочек, а рядом на веревочке повесить ключик. По краям фанерки с обратной стороны прикрепляются деревянные рейки, и сзади вся конструкция листом фанеры такого же размера. К готовому пульту прикрепляются петельки, и все это вешается на стенку в игровом уголке.

8.Берем пакеты из-под сока. Из них всегда можно придумать какую-нибудь развлекалочку для крохи. Например, возьмите такой пакет и разрежьте его на дне, а на двух противоположных стенках прорежьте ножом щели. Проденьте в них неширокую атласную ленту или тесьму длиной 20-30 см. На ее концы привяжите средней величины пуговицы (или какие найдете). Малыш будет стараться вытянуть пуговки с одной стороны, возвращая другую на место. Такая игра развивает ручки ребенка и его мышление.

9.Есть еще одна замечательная игра, для которой подойдет пустая обувная коробка. Возьмите такую коробку и проделайте в ее дне шесть круглых дырочек. Вставьте изнутри коробки небольшие кусочки ткани различной фактуры, ленточки, мех, шелестящую бумагу и плотно закройте коробку. Малышу будет очень интересно выдергивать все это богатство! Но для этого ему сначала надо постараться ухватить эти предметы своими пальчиками, а это не так-то просто. Чтобы интерес к игре у малыша не пропал — чаще меняйте содержимое коробки. Игра знакомит ребенка с новыми тактильными ощущениями и хорошо развивает мелкую моторику.

10.Возьмите веревочку, ленточку или тесьму длиной один метр. На некотором расстоянии друг от друга привяжите к ней несколько игрушек, погремушек, сойдут и разноцветные прищепки, кусочки шелестящей бумаги и других безопасных для маленького ребенка предметов. Затем эту гирлянду необходимо спрятать в кастрюлю, оставив «хвостик» тесьмы (примерно 15 см) свободно свисать на пол. Предложите малышу потянуть за веревочку и посмотреть, что будет. Кроха с интересом выполнит задание и придет в восторг от пойманного «улова».

11.На прочную нитку (лучше капроновую, чтобы ребенок не смог разорвать) нанизываются разноцветные крупные бусины и пуговицы. Концы завязать, чтобы получились бусы-четки. Малыш с удовольствием будет перебирать такие бусики, тренируя при этом мелкую моторику ручек, исследуя разные формы и цвета. Эти же бусы удобно использовать во время кормления грудью, чтобы малыш не теребил и не щипал маму (кормящие мамы знают, как это больно), а развивал мелкую моторику.

12.Вообще-то погремушки – это бесконечная фантазия креативных мам. Их можно делать из очень многих предметов и материалов. Вот еще одна идея.Возьмите пузырек из под лекарств, насыпьте туда гороха или небольшие бусинки. Плотно закройте крышкой. Оберните яркой, приятной на ощупь тканью, или шуршащим цветным целлофаном. Обмотайте концы ниткой – получилась погремушка-конфетка.
В тканевый мешочек положите фасоль, горох, бусинки и крепко завяжите – малыш с удовольствием будет прощупывать содержимое мешочка. Если нет готовых мешочков и не хочется их шить, вполне подойдут детские носочки.

13.Нарежьте полосками разные по фактуре и цвету кусочки ткани, которая не сыпется. Закрепите их на пластиковом кольце. Дайте кольцо ребенку или повесьте над кроваткой или местом для игр таким образом, чтобы ребенок мог дотянутся и перебирать лоскутки. А еще наблюдать, как они колышутся от движения его ручек.

14.Воздушный шарик закрепляется на нитке или веревке над кроваткой таким образом, чтобы малыш смог дотянутся до него ручками и ножками. И малыш сможет «футболить» шарик.

15.В целлофановый пакет (лучше шуршащий и прозрачный) положить фольги, еще целлофана, шуршащей бумаги. Крепко завязать.
В картонной коробке сделать отверстие. Положить внутрь разные небольшие предметы. Лучше, чтобы это были не игрушки, а предметы из «взрослой жизни» – чайную ложку, пустую пудреницу, коробочку из под крема, небольшую монетницу, расческу и т.д. и т.п. Поначалу ребенок может боятся запускать руку в коробку, не видя, куда рука попадает, покажите, как играть. Довольно быстро эта игра становится любимым занятием малышей – сначала все вытащить, потом обратно сложить и снова вытащить. И так по кругу. С детьми постарше эту игру можно усложнить – просить достать из коробки на ощупь определенный предмет.

Вся наша жизнь состоит из движений. Дошкольный возраст — совершенно удивительная в этом отношении пора: за ничтожно короткий отрезок времени младенец учится владеть своим телом и совершает громадный скачок в развитии. Только появившись на свет, малыш не способен даже на бок повернуться, а не пройдет и двух лет, как он будет умело орудовать ложкой и лепить из пластилина. В этой статье мы расскажем о том, как происходит становление крупной и мелкой моторики у детей раннего возраста, почему это так важно, какие методики, упражнения и игры принесут ребенку пользу в освоении моторных навыков.

Почему развитие моторики так важно?

Моторные навыки — это основа большинства видов деятельности. Именно они позволяют выполнять нам практически все — от подъема тяжелых предметов до набора текста на клавиатуре, так что вопрос, зачем развивать моторику, не стоит. Моторные навыки и двигательный контроль начинают развиваться после рождения и будут прогрессировать по мере роста детей, особенно быстро в младшем дошкольном возрасте.

Хороший контроль над моторикой также помогает детям исследовать окружающий мир, что может помочь во многих других областях развития.

Существует немало работ, которые посвящены изучению связи между развитием моторики и интеллектуальным развитием.

Все движения делятся на две категории: крупная моторика, осуществляемая крупными мышцами тела, и мелкая моторика, выполняемая мышцами кистей рук. Для развития ребенка важно гармоничное развитие обоих типов навыков. Именно поэтому развивающие занятия для малышей так важны.

Как происходит развитие крупной моторики?

Крупная моторика является основой любых движений, необходимых в повседневной жизни. Благодаря работе крупных мышц тела (мышц рук, ног, туловища) выполняются ходьба, стояние и сидение, бег, прыжки; сюда же можно отнести езду на велосипеде, плавание, бросание предметов, удары по мячу, навыки самообслуживания и многое другое.

Именно благодаря хорошо развитой крупной моторике можно достигнуть успехов в освоении более мелких и точных движений. Например, если ребенок будет плохо сидеть, это нарушение станет препятствием к рисованию, другим занятиям для развития и играм за столом.

Первое, чему учатся дети раннего возраста, — уверенно держать головку. Чем чаще мама или папа выкладывают кроху на живот, тем лучше они осваивают этот навык. Дальше им становятся доступны перевороты. Примерно с 2–3 месяцев у детей появляется желание переместить вес своего тела сначала на бок, а затем и на живот. Позднее они осваивают и обратное упражнение — переворот с живота на спину.

Научившись хорошо и быстро переворачиваться, дети раннего возраста знакомятся с миром, лежа на животе. Чем больше свободы они ощущают, тем интереснее им самим осваивать новые навыки крупной и мелкой моторики. Факт, что дети, которые проводят много времени на полу, быстрее начинают ползать и сидеть, связан с тем, что родители не ограничивают их в движениях и перемещениях из-за страха, что они упадут. И правильно, ведь благодаря таким играм и упражнениям у ребенка появляется возможность познавать мир в полном объеме!

Почувствовав уверенность в своих силах, дети раннего возраста пытаются освоить и изучить новые границы: им хочется перемещаться не только при помощи переворотов, но и ползком. Кто-то начинает этот этап, ползая по-пластунски, кто-то сразу переходит к упражнениям по ползанию на четвереньках. Точный возраст освоения этого навыка крупной моторики сложно назвать, но в среднем в 6–8 месяцев дети уже умеют ползать. Параллельно с этим тело малыша готовится к освоению сидения — важнейшего навыка, который возможен только в том случае, если мышцы туловища и спины, поддерживающие позвоночный столб, могут обеспечить вертикальное положение. Примерно к 9 месяцам ребенок самостоятельно садится.

Теперь, когда ребенок понял, как вокруг много возможностей для игр и веселых упражнений, его следующая задача — встать. Ближе к году малыши осознают пользу этого навыка крупной моторики и начинают предпринимать попытки встать у опоры, а чуть позже перестают держаться за нее руками и свободно поворачивают корпус в разные стороны, встают и приседают без помощи взрослых. Научившись этому, дети раннего возраста постепенно начинают делать свои первые шаги. Хождение — венец развития крупной моторики, то, чего ждут от всех малышей. Ребенок учится контролировать свое тело, находить баланс, развивает координацию — только получив все эти навыки, он начинает ходить. Сначала вдоль опоры, затем — от предмета к предмету. Чаще всего первые шаги ребенок делает приблизительно в год, но нет повода беспокоиться о нарушениях в развитии и заниматься их коррекцией, если самостоятельная ходьба начнется немного позже.

После года начинают появляться и совершенствоваться более сложные, но не менее важные для повседневной жизни навыки крупной моторики — прыжки, бег, катание на велосипеде или самокате, плавание и прочие занятия, очень важные для развития. Нервная система уже готова осуществлять сложные по уровню координации и точности движения.

Как помочь развить крупную моторику?

Поскольку именно крупная моторика в дошкольном возрасте во многом будет определять развитие мелкой, заниматься с ребенком необходимо с рождения. Хорошая новость: никаких специальных методик, приспособлений и дополнительного образования не потребуется — только желание и положительный настрой!

С самого раннего возраста выкладывайте кроху на живот: благодаря этому упражнению лучше начинают работать мышцы спины и шеи. Помогайте ребенку учиться переворотам: завлекайте игрушками, ласково зовите к себе.

Как только ребенок научится переворачиваться, переносите все занятия для развития на пол — и в целях безопасности, и для того, чтобы малыша окружало больше стимулов. В таких условиях малыш быстрее осваивает новые навыки и развивает уже имеющиеся.

Выполняйте с малышом самую простую гимнастику, занимайтесь с фитболом, плавайте в ванной дома. Самые элементарные упражнения приносят огромную пользу для освоения навыков крупной моторики, положительно влияют на скорость и качество их развития у детей младшего дошкольного возраста.

Старайтесь минимально ограничивать свободу ребенка в момент освоения новых движений: манежи, ходунки, поводки для обучения ходьбы — все эти методики только тормозят развитие ребенка. Поощряйте попытки малыша исследовать дом, на детской площадке вместе лазайте на всех лестницах, придумывайте новые игры. Используйте слово «нельзя» только в случае реальной опасности.

Когда ребенок подрастет, танцуйте вместе с ним, делайте зарядку, играйте в «догонялки» и другие активные игры. Эти занятия для развития в ненавязчивой форме помогают ребенку тренировать свою координацию и выносливость.

Велосипед, самокат, беговел. Разные по принципу работы, но схожие по цели предметы помогут разнообразить прогулки, а также научат координировать действия конечностей. И это не единственная польза таких занятий для развития. У любителей этих средств передвижения лучше развито межполушарное взаимодействие в головном мозге, что сказывается на речевых и интеллектуальных способностях.

Как происходит развитие мелкой моторики?

Параллельно с крупной, происходит развитие мелкой моторики. Благодаря тонким и скоординированным действиям мышц кисти (и стопы, кстати, в ряде случаев), мы держим в руках ложку, чистим зубы, пишем, режем ножницами, заплетаем косы и делаем еще огромное множество вещей. Уровень развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста неразрывно связан с такими высшими психическими функциями как внимание, мышление, память, речь, воображение. Формирование, совершенствование и коррекция этих навыков происходят в процессе нашего развития, день за днем.

Движения пальцев рук и ног новорожденного обусловлены врожденными условными рефлексами. Например, если взрослый вложит свой палец с ладошку малыша, он обхватит его (хватательный рефлекс). Дело в том, что это действие совершается неосознанно, рефлекторно, потому что миллионы лет назад было жизненно важно для предков человека — так детеныши обезьян удерживались на шерсти матери.

После 2–3 месяцев ребенок начинает пробовать координировать движения рук и подчинять их зрительному контролю. Теперь он учится осознанно брать и держать в руках предметы, которые его интересуют.

Ближе к 6 месяцам малышу становится доступным перекладывание предмета из одной руки в другую. Следующим этапом развития мелкой моторики становится освоения сначала пинцетного захвата (большим, указательным и средним пальцами), а затем — щипкового (большим и указательным пальцами).

Мелкая моторика стремительно совершенствуется в младшем дошкольном возрасте. С года до двух ребенок начинает не только брать и удерживать предметы, но и изучать их, оценивать их характеристики: форму, размер, вес, текстуру. Позднее ребенок учится методике управления предметами, которые держит в руке (динамический захват), — пробует держать в руке карандаш и рисовать им, орудовать ножницами, собирать мозаики, застегивать пуговицы и т.д.

Как развить мелкую моторику?

На всех этапах становления мелкой моторики, начиная с рождения, родители могут помогать малышу.

Даже в самом раннем возрасте не стоит задумываться, зачем развивать мелкую моторику, — это полезно всегда. Малышам можно разминать ладошку, массировать кисти рук, играть в пальчиковые игры (например, «Сорока-белобока»). Улыбайтесь малышу, разговаривайте с ним, пойте песенки — эти нехитрые занятия для развития будут не только полезны, но и приятны малышу.

С рождения вкладывайте в ручку младенца игрушки различных фактур и материалов: дерево, пластик, шерсть, хлопок и т.д.

О том, как сделать игрушки для детей своими руками, читайте в этой статье.

После 8–9 месяцев самым любимыми для детей развлечениями становятся бизиборды и сортеры. С помощью этих игр увлеченные дети младшего дошкольного возраста не только развивают тонкие целенаправленные движения, но и дают возможность мамам выпить чашечку кофе.

Примерно с года для развития мелкой моторики можно пробовать рисовать пальчиковыми красками и лепить из теста.

С более старшими детками можно делать поделки из бумаги, картона, природных материалов; учиться резать ножницами. Также для детей дошкольного возраста прекрасным способом развития мелкой моторики является собирание пазлов и мозаик.

Поощряйте интерес ребенка к карандашам и ручкам: как только малыш потянется к ним, пробуйте правильно вкладывать эти предметы в руку ребенку и показывайте, что ими можно рисовать. Письмо и рисование отлично развивают мелкую моторику малыша.

Научите ребенка завязывать шнурки и застегивать пуговицы.

Может ли плохо развитая моторика говорить о нарушениях здоровья?

Все дети индивидуальны, темп развития каждого тоже различен. Нельзя только по одному из навыков (не важно, крупной или мелкой моторики) судить о состоянии здоровья в целом и психики в частности, а тем более начинать их коррекцию. Оценивая уровень развития ребенка, нужно учитывать множество факторов.

Если у ребенка раннего возраста отягощенный анамнез (тяжелая беременность или роды у мамы, недоношенность, инфекции в первые месяцы жизни и прочее), то задержка освоения того или иного навыка крупной или мелкой моторики может свидетельствовать об определенных нарушениях развития. В случае отсутствия факторов риска, скорее всего, более медленное освоение движений связано с индивидуальными особенностями. Но в любом случае, если возникают страхи или вопросы, нужно обращаться к специалистам. Только профессионал может определить проблему и способы ее корреции.

Читайте также: