Развивающие игрушки монтессори своими руками

Обновлено: 02.05.2024

Решив создать Монтессори-материал своими руками, который будет отвечать критериям подготовленной среды, педагогу или родителю стоит опираться на правила, разработанные Марией Монтессори и дополненные Международной Монтессори Ассоциацией (Association Montessori International).

Вот эти правила.

Выбирая кувшин, прикиньте, сможет ли его перенести ребёнок в руках не только пустым, но и наполненным до краёв, удобная ли у него ручка, есть ли носик для слива воды

1. Материал имеет чёткую цель.

Прежде чем ответить на вопрос: «Как сделать Монтессори-пособие своими руками?», надо понять, с какой целью мы хотим предложить его детям.

Цель Монтессори-материалов направлена на психическое и физическое развитие, а не на формирование конкретных умений.

Упражнения из зоны практической жизни предназначены для развития самостоятельности и независимости, нацелены на формирование контроля и координации движений. Только в последнюю очередь они учат поливать цветы или вытирать пыль.

Сенсорный материал М. Монтессори помогает детям сформировать внутренние сенсорные эталоны формы, цвета, размера. При этом задача правильной постройки башни или подбор пары цилиндров на слух отходят на второй план.

Презентации в зоне языка также развивают независимость и самоконтроль, а не просто учат читать и писать. Математические упражнения — ключ к миру математики, который помогает развивать мышление и даёт возможность познавать закономерности устройства окружающего мира. Внутреннее понимание этих закономерностей закладывается от 3 до 6 лет. Дети не просто учатся считать, они получают важный опыт, который ляжет в основу математического мышления, основанного на понимании. Ошибки в системе Монтессори не важны, они вторичны, важен сам процесс познания и развития. Отсюда вытекает следующее правило.

2. Материал соответствует физическому уровню и возрастным особенностям развития ребёнка.

Для работы с каждой презентацией у детей должна быть соответствующая психофизиологическая готовность, а сам материал важно уметь распределять по возрастам.

Малыш 2,5 лет значительно отличается от дошкольника 6 лет. У них разные потребности и физические возможности. Для детей 2 лет следует подбирать предметы меньшего размера, объёма и веса, нежели для 5-6-летних. Выбирая кувшин, прикиньте, сможет ли малыш перенести его в руках не только пустым, но и наполненным до краёв, удобная ли у ёмкости ручка, есть ли носик для слива воды. Подбирая чайничек, обратите внимание, есть ли у крышки фиксатор, который не позволит ей выпасть, когда из него будут выливать жидкость.

При работе с блоками цилиндров ошибка, если она есть, видна сразу: цилиндр либо не входит в отверстие, либо проваливается, либо торчит над поверхностью блока. Это пример автодидактичности Монтессори-материала

3. Монтессори-материал имеет два вида контроля.

Мария Монтессори считала, что среда должна поощрять самостоятельность, создавать условия, чтобы дети учились сами. Внешний контроль со стороны взрослого убивает познавательную мотивацию, гасит самооценку и стремление к независимости. Поэтому пособия должны иметь контроль в самих себе и/или опираться на внутренний контроль маленького человека.

Первый тип контроля присутствует во многих игрушках, которые существуют уже несколько сотен лет, например, в матрёшке. Её нельзя полностью собрать иначе, чем от меньшей к большей. При этом малышу не нужен внешний контроль, ошибку он видит сам — иначе матрёшка не собирается.

Примером автодидактичности могут быть блоки-цилиндров. При работе с ними ошибка, если она есть, видна сразу: цилиндр либо не входит в отверстие, либо проваливается, либо торчит над поверхностью блока.

Второй тип контроля находится в самом дошкольнике, чувствующем ошибку: чем больше у него собственного опыта работы с упражнениями и взаимодействия с окружающим миром, тем тоньше ощущение размера, цвета, звука.

Прежде чем выполнить презентацию уход за растением, где требуется обрезать сухие листья, дошкольник учится пользоваться ножницами

4. Занятия даются от простого к сложному.

Презентации на полках располагаются и предъявляются детям от простого к сложному. Они вытекают друг из друга. В каждом последующем занятии используются навыки, полученные в предыдущих, и добавляется одна новая сложность.

Чтобы выполнить уход за растением, где требуется обрезать сухие листья, дошкольник уже должен уметь пользоваться ножницами; чтобы научиться пришивать пуговицу, малыш предварительно работает с шитьём по картону, которое учит владеть иголкой. Аналогичным образом даются занятия и во всех других зонах.

Если вы предлагаете малышу яблокорезку, но её размер или лезвия таковы, что усилий крохи будет недостаточно, чтобы самому разрезать яблоко

5. Пособие обеспечивает детям независимость.

Создавая презентации, взрослый должен выполнить их так, чтобы, работая с ними, дошкольнику не приходилось постоянно просить о помощи. Например, вы предлагаете малышу яблокорезку, но её размер или лезвия таковы, что усилий крохи будет недостаточно, чтобы самому разрезать яблоко.

К презентации подвижный алфавит относится не только сам алфавит в коробке, но и коврик, на котором выкладывают слова

6. Материал всегда в полной комплектации.

Материалом в Монтессори-методе называют набор предметов, которые объединены (обычно на подносе или в коробке/корзинке) для достижения одной цели (выполнения одного вида работы). Например, к подвижному алфавиту относится не только сам алфавит в коробке, но и коврик, на котором выкладывают слова.

Полнота комплектации важна:

  • потому что это позволяет ребёнку хорошо ориентироваться в презентации;
  • не отвлекает на поиск недостающих элементов;
  • помогает избежать обращения за помощью;
  • сохраняет длительную концентрацию на деятельности, что помогает довести занятие до конца.

7. Пособие экологически и психологически безопасно, отвечает идее антропоцентричности.

Многие, наверное, отметили, что вещи в Монтессори-среде выполнены из натуральных материалов. Принцип натуральности проистекает не только из экологических характеристик пособия, но и его психологических свойств.

Психологами замечено, что ребёнка больше привлекают вещи из дерева, нежели их аналоги из пластика. Дерево позволяет малышу дольше концентрироваться на деятельности, при работе с древесиной дети становятся спокойнее.

Мария Монтессори была не только врачом, но и антропологом. Она считала, что ребёнок в своём развитии повторяет в сжатом виде историю человеческой цивилизации. Поэтому работа с натуральными материалами для него не только естественна, но и психологически безопасна.

В Монтессори-классе используется дерево, металл, натуральные ткани, которые обеспечивают не только экологичность, но и придают пособию дополнительную привлекательность, создают «точку интереса». Когда маленький человек выливает воду в металлическое ведро, струя падающей жидкости, стукаясь о металл, издаёт характерный звук, что служит дополнительным интересом для дошкольника в работе. Если же он будет лить воду в пластиковое ведро, то подобного звука не будет — на этом этапе дети могут потерять интерес к деятельности.

Примерно так будут выглядеть полки в Монтессори-классе для детей 2,5–6 лет по стандарту АМИ в зоне практической жизни

8. В материале присутствует цветовая кодировка.

Цвет каждого Монтессори-пособия не случаен. При формировании среды используется цветовая кодировка как внутри одной презентации, так и пересекающиеся кодировки между объектами одной зоны, и даже упражнениями разных зон. Одним из таких примеров являются розовая башня, подвижный алфавит и рамки-вкладыши для письма. Все они имеют в основе розовый цвет, так любимый детьми 2,5–4,5 лет, для которых они и предназначены.

В зоне практической жизни, в которую предметы полностью подбираются и изготавливаются самим педагогом, каждая презентация должна быть подобрана по цвету или рисунку на объектах. Например, полки в Монтессори-классе для детей 2,5–6 лет по стандарту АМИ в зоне практической жизни будут выглядеть примерно, как на фото ниже. Каждое пособие на своём подносе и кодировано по цвету. Ребёнок, подходя к полке, точно знает, что все эти предметы относятся к одному виду работы.

Неправильная розовая башня: у неё самый большой кубик 7 см, а самый маленький — 0,7 см, при этом кубиков в комплекте не 10, а 8

9. Точность Монтессори-материала.

Объекты в среде должны быть подобраны точно по размеру и соответствовать друг другу. Если кубики в розовой башне не имеют точного шага в 1 см, то вся работа с ней теряет смысл. Самый маленький кубик не может стать тем самым эталоном измерения. Поэтому родителям стоит задуматься, когда они приобретают что-либо, например, на AliExpress. Там можно встретить башню, у которой самый большой кубик 7 см, а самый маленький — 0,7 см, при этом их может быть в комплекте не 10, а 8. В этом случае отсутствует идея десятичной системы, заложенная в сенсорном и математическом материале. Также теряется взаимосвязь с другими пособиями. Например, у коричневой лестницы минимальный размер поперечного сечения призмы также равен 1 см, что позволяет в последующем комбинировать розовую башню и коричневую лестницу между собой.

Другим примером служит любой материал из практики, где используется вода. Например, вы подготовили занятие «Стирка» таким образом, что объём воды из тазика не умещается в ведро для грязной воды. Такие ошибки приводят не только к невозможности выполнения работы, но и к демотивации ребёнка, отказу от деятельности.

Дети скорее выберут красивый предмет и будут с ним работать, нежели битый, грязный и непривлекательный

10. Материал должен быть эстетически привлекательным.

Мария Монтессори говорила о важности среды: в каком окружающем пространстве будут расти наши дети, такую среду они потом и будут создавать вокруг себя. Монтессори считала, что у детей стремление к эстетике и красоте является врождённым. Именно поэтому они скорее выберут красивый предмет и будут с ним работать, нежели битый, грязный и непривлекательный. Красота и эстетичность служит для малыша важным мотиватором к деятельности. Это то, что стимулирует человека к работе, а затем и к самостоятельному созданию чего-то прекрасного.

Создание среды для дошкольника требует соблюдения определённых правил и должна тщательно продумываться. Сначала поставьте цель, затем определите состав презентации и подберите предметы в соответствии с критериями:

Игры по методике Монтессори своими руками

Главным девизом Монтессори в работе было – помоги ребенку сделать всё самостоятельно.

Дети могут самостоятельно выбирать тот темп и ритм, при котором получение знаний ими будет наиболее эффективно. Они могут сами определять, сколько им потребуется времени для занятия, какой материал использовать в обучении. Если возникает потребность изменить окружающую обстановку, ребенок вполне может сделать это сам. И самым главным самостоятельным выбором каждого ребенка является направление, в котором они хотят развиваться.

Задача педагога при этом создать насыщенную развивающую предметно-пространственную среду, все элементы которой находятся в поле детской досягаемости, использовать все доступные средства для развития самостоятельности, способствовать развитию чувственного восприятия ребенка, уделяя особое внимание осязанию. Педагог должен с уважением относиться к выбору ребенка, создать для него среду, в которой малышу будет комфортно развиваться, быть нейтральным наблюдателем и помощником по необходимости. Педагог не должен стремиться, чтобы дети были похожи на него. Ему недопустимо вмешиваться в процесс приобретения самостоятельности ребенком.

Взрослый должен только помогать ребенку в его самостоятельности и подсказывать, когда его попросят. Нельзя при этом заставлять ребенка что-либо делать, доказывать ему, что только твоё представление об окружающем верно.

Принципы системы Монтессори :

- Ребенок, который принимает решения без помощи взрослых.

- Развивающая среда, предоставляющая ребенку возможность развиваться.

- Взрослый, который может вмешаться в процесс развития ребенка, только по его просьбе о помощи.

Наблюдая за детьми, Мария Монтессори выделила несколько направлений, в которых очень важно помочь ребенку с развитием.

Это следующие направления:

- упражнения практической жизни - чтобы быть свободным и умелым;

- сенсорика - чтобы воспринимать окружающий мир ярко и тонко;

- математика - для развития ума;

- язык - для общения и радости познания;

- «космос» - чтобы найти своё место в этом огромном и чудесном мире.

Опираясь на методику Монтессори мы с напарницей и родителями пополнили предметно-развивающую среду, которая развивает мелкую моторику рук. Дети с удовольствием играли различные игры. Я предлагаю вашему вниманию только часть поделок по методике Монтессори. А активным родителям на родительском собрании мы вручили благодарственные письма.




Бизиборд на зимнюю тематику по методике М. Монтессори

Бизиборд на зимнюю тематику по методике М. Монтессори С недавнего времени стало очень популярно использовать в работе в детском саду бизиборд. Дословно это слово переводится "доска,чтобы занять.

Дидактические игры по сенсорике своими руками

Дидактические игры по сенсорике своими руками Сенсорное воспитание - важнейшее средство полноценного развития ребёнка: развитие его восприятия, формирование представлений о свойствах.

Дидактические игры своими руками

Дидактические игры своими руками Ирина Инамджанова Описание: Данный материал будет полезен любознательным родителям, педагогам дошкольного воспитания. Пояснительная записка: На.

Мастер-класс «Игрушки Монтессори своими руками» Цель: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени изготовить развивающие игрушки Монтессори для развития мелкой моторики детей.

Игры по развитию речи своими руками

Игры по развитию речи своими руками В данном материале мною представлены игры по развитию речи, сделанные своими руками. В процессе игры ребенок преобретает новые знания, пополняет.

Картотека развивающих игр по методике Марии Монтессори 1. «Бумажные шарики и улитки» Игры с бумагой — также весьма полезное время провождение, к тому же это занятие не потребует от родителей.

Настольные игры своими руками

Настольные игры своими руками Игра - ведущий вид деятельности. Дети любят играть со всем, что их окружает, в последнее время подрастающее поколение просиживают перед.

Консультация «Экологическое воспитание по методике Марии Монтессори» Выдающийся педагог Мария Монтессори не пользовалась термином «экологическое воспитание». Она рассматривала ребёнка как часть Природы, различая.

Цель: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени изготовить развивающие игрушки Монтессори для развития мелкой моторики детей в домашних условиях.

Уникальную методику для раннего развития детей итальянского педагога Марии Мантессори выбирает очень много родителей для воспитания своих детей. Эта система развивающих занятий используется для развития малышей и подходит для коррекционных классов. Мария Монтессори, одна из наилучших педагогов, смогла совершить настоящую революцию в воспитании свое время. Она призывала воспитывать в детях самостоятельность и поощряла свободное воспитание. Ее система имеет мировое признание и в настоящее время. Это своеобразный проводник для ребенка возрастом до года и старше во внешний мир. Она играет роль помощника в развитии чувств, ощущений, ловкости рук, совершенствовании навыков мекой моторики

Прикреплённые файлы:

«Монтессори-материалы своими руками, используемые в «зоне практической жизни» Цель: повышение уровня знаний педагогов по использованию Монтессори - материалов для реализации образовательного процесса в соответствии.

Мастер-класс «Топиарий своими руками»

Мастер-класс «Топиарий своими руками» Я хочу с вами поделиться, как я делаю "Топи арий" своими руками. Для выполнения данного "Топи ария" вам потребуется: Цветочный горшок,.

Фотоотчет игры по методике М. Монтессори своими руками.

Фотоотчет игры по методике М. Монтессори своими руками. Монтессори-материалы дороги и не всегда доступны. Поэтому в своей работе я стала использовать игры сделанные своими руками. Они доступны.

Мастер-класс «Бизиборд своими руками»

Мастер-класс «Бизиборд своими руками» М. Монтессори сказала: «Ребенок – вот лучший воспитатель для себя самого. Темп развития каждого ребенка – индивидуален. Задача взрослого.

Игрушки своими руками. Мастер-класс

Игрушки своими руками. Мастер-класс Человека современности уже не так легко удивить изысканностью и уникальностью мягкой игрушки, ведь рынок перенасыщен очень разнообразными.

Куклы своими руками. Мастер-класс от мамы по изготовлению народной игрушки

Куклы своими руками. Мастер-класс от мамы по изготовлению народной игрушки Кто не любит из девочек играть в куклы? Вообще таких необычных девочек я знаю, но в только не в нашей группе. Наши малышки-солнышки.

Мастер-класс «Игрушки своими руками. Кошка Муся-воображуля»

Мастер-класс «Игрушки своими руками. Кошка Муся-воображуля» Как говорила великая Коко Шанель: «Вещи ручной работы — это роскошь. Иметь их каждому совсем не обязательно. Тот, кто хочет их иметь, делает.

Мастер-класс для родителей детей второй младшей группы «Развивающие игрушки своими руками» Мастер-класс для родителей детей второй младшей группы «Развивающие игрушки своими руками» 1. Подготовка мастер – класса - развивающие игрушки.

Развивающие пособия своими руками. Бизиборд, или доска Монтессори

Развивающие пособия своими руками. Бизиборд, или доска Монтессори «Нельзя трогать! Убери пальчики! Отойди!» – эти фразы частенько звучат в адрес маленьких любознательных карапузов. Сегодня хочу представить.

Согласно методике воспитания Марии Монтессори материалы, сделанные своими руками - это все,что нужно для развития ребенка. "Образование. представляет собой накопление опыта практических действий, самостоятельных открытий, которых он черпает в окружающей среде"(М. Монтессори). Для подобных игр необязательно покупать дорогие игрушки. Все нужные предметы можно найти и дома. Уделяем несколько часов своего времени, и интересные, занимательные игры для детей будут готовы. Хочу предложить 5 игр Монтессори своими руками. Цель: развить умение производить точные движения кистью и пальцами рук, обучать ловкости в обращении с различным материалом, развить мышцы рук детей, творческие способности, воображения, мелкой моторики. 1. Папки Монтессори : сделаны из плотного картона и ткани.

Монтессори игры своими руками

2. Игра-шнуровка "Вышей узор" сделана из ленолиума.


3. Игра с прищепками. Вырезаем круги, и полукруги из ленолиума, рядом размещается коробка с прищерками. Ребенок прикрепляет по цветам, или по размерам, превращает в "солнышко", или "ежика".




. 4. Игра "Перекладывание яблок". Нужны: две емкости, яблочки игрушечные (можно и камушки, вода, ложка. В одну емкость кладем яблочки пластмассовые и наливаем воду, рядом ставим еще одну емкость,но пустую, и ложку.


5. Игра с водой. Нужны три емкости - одна с водой, одна для переливания воды, и одна пустая, воронка.


Дидактические игры своими руками

Дидактические игры своими руками Игра с крупами-- Мышкины припасыИгры с крупами — отличный способ развития мелкой моторики у детей. Малыши с удовольствием будут пересыпать.

Дидактические игры своими руками

Дидактические игры своими руками Дидактические игры своими руками1. Волшебные кубики. Большие кубики оклеиваются с каждой стороны картинками: животные или транспорт или.

Дидактические игры своими руками

Дидактические игры своими руками Игра - веселье, время провожденье - Так склонны взрослые порой, увы, считать. Но для детей весь смысл игры - ученье, Через игру мир новый.

Игры по методике Монтессори своими руками

Игры по методике Монтессори своими руками Главным девизом Монтессори в работе было – помоги ребенку сделать всё самостоятельно. Дети могут самостоятельно выбирать тот темп и ритм,.

Дидактическое пособие «Игры-шнуровки». Изготовление игры своими руками

Дидактическое пособие «Игры-шнуровки». Изготовление игры своими руками Цель: Развитие ориентировки в пространстве, мелкой моторики рук, развитие глазомера,самостоятельности, усидчивости, усваивание понятия.

Игры своими руками «Эмоции»

Игры своими руками «Эмоции» Большинство родителей, уделяя много внимания развитию мышления и речи у детей, забывают о важности становления эмоционального аспекта юной.

Оборудуем сенсорный уголок с элементами Монтессори-педагогики в группе своими руками Консультация для воспитателей. Тема: «Оборудуем сенсорный уголок в группе своими руками (элементы Монтессори-педагогики)». Подготовила.

Рамки Монтессори своими руками

Рамки Монтессори своими руками Монтессори своими руками есть смысл делать! Такое пособие, возможно, получится не настолько идеально, как в магазине, но будет сделано своими.

Развивающие пособия своими руками. Бизиборд, или доска Монтессори

Развивающие пособия своими руками. Бизиборд, или доска Монтессори «Нельзя трогать! Убери пальчики! Отойди!» – эти фразы частенько звучат в адрес маленьких любознательных карапузов. Сегодня хочу представить.


Игрушки

Система итальянского педагога Марии Монтессори – это своеобразный проводник для ребенка возрастом до года и старше во внешний мир.

Она играет роль помощника в развитии чувств, ощущений, ловкости рук, совершенствовании навыков мелкой моторики. Развивающие игрушки Монтессори достаточно просты в изготовлении, то есть сделать их своими руками под силу любому родителю. Даже для ребенка возрастом до года они окажутся прекрасным развивающим инструментом, помогут отделить частное от общего, большое от малого, покажут разнообразие форм и предметов этого мира.

Как сделать своими руками эти развивающие игрушки? И какими они бывают – что лучше поможет развить мелкую моторику, ловкость рук, а что больше сыграет роль в формировании логического мышления?

Лист Монтессори с геометрическими фигурами

Делаем игрушки монтессори своими руками

Нам понадобятся:

  • Коробка из под конфет или картон, достаточно жесткий;
  • Ватман или плотный лист из альбома;
  • Цветная бумага.

Для начала необходимо разрезать коробку или картон на небольшие прямоугольники. Сколько их будет – решать вам, это зависит от того, с каким количеством фигур вы хотите познакомить своего ребенка. В принципе, малышу возрастом до года и чуть старше достаточно будет квадрата, круга, прямоугольника и треугольника.

Вырезанные фигуры обклеиваются своими руками бумагой разных цветов. Допустим, желтый треугольник, красный квадрат, зеленый прямоугольник, синий круг. Затем эти фигуры наклеиваются в один ряд на листе ватмана. Второй ряд наклеивается по тому же принципу, но фигуры следуют в другом порядке – ином, чем первый ряд, и имеют уже другие цвета. То есть красный треугольник, желтый круг, зеленый квадрат, синий прямоугольник. И по такому же принципу наклеиваются третий и четвертый ряд.

Таким образом, ребенок возрастом до года и чуть старше учится отличать понятия «цвет» и «форма». Осознавать, что предметы одного цвета необязательно совпадают по другим характеристикам. Такие развивающие уроки от Монтессори очень важны для малыша, а сделать своими руками такую наглядную таблицу можно буквально за полчаса.

Крышки с буквами Монтессори

Сделать своими руками эту игрушку Монтессори смогут те, у кого в доме найдется 33 одинаковых металлических крышечки от банок. И магнитные буквы. Принцип достаточно прост – буквы соединяются с внутренней стороной крышечки, крышечки переворачиваются наружу. Ребенок должен своими руками перевернуть все крышечки и найти буквы. Это одинаковым образом развивает и мелкую моторику, и логическое мышление, и память.

Разумеется, эти развивающие игры уже не для ребенка возрастом до года, а чуть постарше. Допустим, лет трех. После того, как все крышечки перевернуты, а буквы найдены, можно учиться составлять слоги и даже слова. Эта игра от Монтессори хороша тем, что играть в нее можно вплоть до 5-6 лет, пока ребенок не пойдет в школу.

Цветные ёжики

А вот игрушка Монтессори, созданная, главным образом, для развития мелкой моторики.

Для того, чтобы изготовить ее своими руками, понадобятся цветная плотная бумага, клей и разноцветные прищепки.

Сначала надо вырезать из бумаги ежиков, по две половинки для одной фигурки. Затем половинки склеиваются, на мордочке ежика рисуются носик и глазки. Потом ребенок своими руками должен наделить ежика иголками, то есть прищепками. Цепляя прищепку к спинке вырезанной игрушки, малыш должен называть цвета. Кроме развития рук и мелкой моторики, эта игрушка Монтессори помогает и укрепить память.

Шероховатые таблички

Система Монтессори предусматривает тщательное развитие тактильных способностей ребенка. Чувствительность рук, пальцев, возможность ощутить все богатство осязания и передать это словами – очень важно для ребенка, которому больше года.

Делаем игрушки монтессори своими руками

Для создания этой игрушки необходимо наклеить на плотный ватман несколько кусочков разных материалов: наждачной бумаги, меха, войлока, велюра, рубчатой и гладкой ткани. С закрытыми глазами ребенок должен, во-первых, угадать, что касается его рук, во-вторых, описать свои ощущения. Чем больше он для этого использует эпитетов, тем лучше. Чем богаче палитра ощущений – тем лучше! Итак, как мы видим, сделать своими руками развивающие игрушки совсем нетрудно.

Совершенствовать чувствительность рук, мелкую моторику, логику и память необходимо, когда ребенку исполнилось чуть больше года. Система Монтессори направлена на то, чтобы как можно раньше создать малышу ту среду, в которой он начинает жить и мыслить независимо от родителей. И развивающие игрушки – один из важнейших элементов этой среды.

Читайте также: