Развлечение ярмарка народной игрушки

Обновлено: 21.05.2024

Ярмарки не просто торги, а культурные явления: здесь выступали скоморохи, водили медведей, заезжие артисты устраивали свои балаганы. Здесь ставили оперы и балеты, давали концерты и показывали первое кино. На гастроли на ярмарку приезжали известные артисты и певцы. О развлечених и увеселениях на ярмарках этот материал.

Первые ярмарки появились на Руси в X–XII веках. Государство окрепло, развивались города, росла и торговля. «Торги» или «торжки» - так их называли, редко длились несколько дней. Само слово «ярмарка» пришло в русский язык из немецкого ( от Jahrmarkt: Jahr — год, markt — рынок) в XVII веке, когда на торжки стали приезжать заграничные торговцы. К концу XVIII — началу XIX века ярмарки проводили по всей ( не маленькой!) стране.

В XIX веке русские ярмарки играли важную информационную и культурную роль. На них жители разных городов и регионов обменивались новостями, здесь же общались с торговцами из других стран. Во время ярмарок издавались брошюры, путеводители, календари, открытки и даже регулярная пресса. Главной ярмаркой России в XIX веке стала Нижегородская. На ней торговали и хлебом, и чаем, и рыбой, и мануфактурой, и солью, и мехами. Помимо русских купцов, сюда приезжали представители европейских государств, персы, армяне.

По данным статистического временника Российской империи, к концу 19 века в 48 губерниях европейской России имелось более 1000 городских ярмарок и около 4500 сельских. Ярмарка могла быть небольшой, собирая крестьян из окрестных сел буквально на один день, а могла длиться многие месяцы, раскинувшись на многие гектары, где слышалась иностранная речь с разных концов мира.

Ярмарка, Нижний Новгород. Июль 1896 года. Выход императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны из Царского павильона. На первом плане - министр финансов С.Ю. Витте.

Ярмарка, Нижний Новгород. Июль 1896 года. Выход императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны из Царского павильона. На первом плане - министр финансов С.Ю. Витте.

Скоморохи

В момент появления ярмарок на Руси появляются и скоморохи. Скоморохи - сред­не­ве­ко­вые по­лу­про­фес­сио­наль­ные и про­фес­сио­наль­ные ак­тё­ры, вла­дев­шие од­но­вре­мен­но на­вы­ка­ми му­зы­каль­но-тан­це­валь­но­го, цир­ко­во­го, те­ат­раль­но­го искусства. В словаре В.Даля поясняется так: «музыкант, дудочник, сопельщик, гудочник, волынщик, гусляр; промышляющий этим, и пляской, песнями, шутками, фокусами; потешник, ломака, гаер, шут; зап. медвежатник; комедиант, актёр и пр.» Ис­то­ри­ки раз­де­ля­ют их на несколько категорий:

  • одни постоянно жили в деревне, это оседлые непрофессиональные скоморохи;
  • другие постоянно жили в городе и, надо думать, были профессионалами;
  • третьи — скоморохи «походные», или бродячие, странствующие, не имеющие хозяйства, безусловно профессионалы.

Не­ко­то­рые скоморохи, ос­тав­лен­ные при кня­же­ских и бо­яр­ских дво­рах, ста­но­ви­лись шу­та­ми, ска­зи­те­ля­ми – «боя­на­ми», «ду­ра­ка­ми» и пр.

Комические персонажи в масках, сопровождавшие серьезные обрядовые действия у восточных славян появились еще до возникновения государств. В языческие времена скоморох пародировал действия волхва или жреца. После принятия христианства скоморохи принялись пародировать новых служителей культа – христианских священников.

Воз­ник­нув не позд­нее середины ХI в., ско­мо­ро­ше­ст­во дос­тиг­ло рас­цве­та в XV-XVI вв. Первое документальное свидетельство о походных скоморохах относится к концу XVI в. Расцвет деятельности этих артистов приходился на XV—XVII века. Позднее подвергались гонениям со стороны церковных и гражданских властей после чего жанр начал постепенно исчезать. В 1648 и 1657 годах архиепископ Никон добился царских указов о полном запрещении скоморошества, в которых говорилось о битье батогами скоморохов и их слушателей , уничтожении скоморошьего инвентаря. Скоморохи бежали на север Руси. Новгород – столица русского скоморошества и его последний оплот сохранил до наших дней репертуар скоморохов и их «гудебные сосуды».

Артисты пели частушки и потешки, танцевали, играли на музыкальных инструментах (гудка, гуслей, жалейки, домры, волынки, бубна) . В течение 16–17 вв. при дворе появились органы, скрипки и трубы, исполнение на них было освоено и скоморохами. Репертуар скоморохов состоял из шуточных песен, пьесок, социальных сатир («глум»), исполняемых в масках и «скоморошьем платье» .

Словом глум , по-видимому, описываются срамные части выступления, когда скоморохи сквернословили, отпускали нецензурные шутки и как-то по неприличному танцевали. Древние русские не делали большого различия между певцами-гусельниками, поющими героические сказания под аккомпанемент гуслей, домрачеями, поющими те же сказания под домры, и скоморохами, также играющими на инструментах, но еще и забавляющими толпу шутками, выходками и акробатическими номерами. Для простого человека все они – гудцы, то есть те, кто гудит. Гудеть можно и на гуслях.

Одежда скоморохов тоже выделялась: яркая, нелепая, с длинными рукавами, как с чужого плеча. Кисти пояса скоморохи украшали бубенчиками. В Новгороде археологи находят бубенчики в слоях с X по XV вв. Одни из них использовались как привески к одежде, другие могли входить в комплект музыкальных погремушек.

Для театральных представлений использовались так же маски, импровизированные костюмы. Археологами в Новгороде находился «реквизит» скоморохов — кожаные маски, относящиеся к двенадцатому веку. Судя по дырочкам на краях найденных масок, они обшивались мехом или материей, чтобы придать облик животного или мифического существа.

Особенностью скоморошьих выступлений был тесный контакт с публикой: не только близкое расположение к зрителям, но и непосредственное вовлечение зевак в действо. Со временем скоморохи превратились в медвежатников, кукольников, яpмарочных yвеселителей и балаганщиков.

Балаганы

Балаган (из персидского balaχanä — верхняя комната, балкон) — временное деревянное здание с полотняным верхом для театральных и цирковых представлений. Бaлaгaны oбычнo pacпoлaгали нa pынoчныx плoщaдяx, вблизи мecт гopoдcкиx гyляний. Он служил торговым помещением, позднее - специальным сооружением для театрализованных представлений.

Размеры и внутренне устройство балагана различались в зависимости от достатка его владельца и конкретного предназначения. Под балаганные представления выделялись точно установленные сроки – как правило, масленичные и пасхальные гуляния, время проведения торговых ярмарок и т.п.

В 1700 году Петр I приказал выстроить в Москве, в Китай-городе, деревянную «комедийную хоромину», которая была открыта двумя годами позже гастрольной труппой немецких комических артистов. Это был первый публичный театр , на представления которого могли приходить все желающие.

Самые маленькие балаганчики, т.н. «столбики» или «рогожные», сооружались при помощи столба, на котором держался рогожный навес. В них демонстрировались разнообразные «диковины» – карлики, великаны, «волосатые женщины» и «уродцы» .

В крохотных балаганчиках могли располагаться гадалки-предсказательницы, кукольники с Петрушками и марионетками. Передвижные зверинцы представляли собой сараи с полотняным верхом, тесно уставленные клетками со зверями. Главными на гуляниях и ярмарках были большие театральные балаганы со сценой, занавесом и зрительным залом. Перед сценой предусматривалось место для нескольких музыкантов.

Балаганы обозначались вывесками, украшались флагами, картинками, афишами. Перед балаганом сооружался балкон, т.н. «раус» (нем. Raus, от heraus – наружу), с которого зрителей на представление зазывал " дед-раешник" или "карусельный дед".

Зазывалы и кукольники были непременным атрибутом ярмарочных театров и его первым планом. В XVIII веке балаганные представления, которые шли за плату, «рекламировали» иностранные артисты, собственно они же сами и давали представления. Иноземные артисты, не знавшие русского языка, привлекали публику немым выступлением, демонстрируя фокусы, пантомиму, играли на музыкальных инструментах. Смена иностранцев на наших зазывал происходит в 1820-х годах.

Иногда на раусе разыгрывались отдельные сценки из спектакля или специально подготовленные клоунские интермедии, давшие начало отдельному «балконному» драматическому жанру. Рядом с балаганами ходили люди-аквариумы, короли огня, шпагоглотатели и чревовещатели.

Иногда на раусе разыгрывались отдельные сценки из спектакля или специально подготовленные клоунские интермедии, давшие начало отдельному «балконному» драматическому жанру. Рядом с балаганами ходили люди-аквариумы, короли огня, шпагоглотатели и чревовещатели.

Часто от зазывалы полностью зависела дневная выручка балагана. Пyбликe oчeнь пpиxoдилиcь пo вкycy eгo клoyнaды, дypaчecтвa и тяжeлыe шyтки. Oн нe cтecнялcя кpивлятьcя пepeд тoлпoй, лoмaть дypaкa, нapяжaяcь в кoлпaк. Обычно костюм балаганного деда был такой: огромные лапти, косматая борода из пакли, старый потрепанный кафтан с большими яркими заплатами. В конце XIX века внешний вид «деда» почти не изменился – серый кафтан-полушубок, обшитый красной или желтой тесьмой, с пучками цветных тряпок на плечах, в шляпе-коломенке или гречневике, украшенной такими же яркими тряпочками, с льняной бородой, в лаптях и рукавицах. Обязательный полуштоф(бутылка) под мышкой, вместе с красным носом создавали впечатление старика навеселе. «Деды» всячески поддерживали образ подгулявшего, разудалого старика.

Каждое представление длилось от 10–15 минут ( в маленьких балаганах) до 30 минут, иногда – часа (в балаганах больших). Во время представлений в зрительном зале,как и сегодня, шла бойкая торговля семечками, орехами, пряниками и другой снедью. Все театральные произведения были адаптированы к праздничной атмосфере гуляний – выстроены по принципам краткости, оптимизма и яркости .

Балаганы были ликвидированы в 1918 году вместе с лубочной литературой и кулачными боями, не сразу, конечно. В послереволюционные годы была попытка создать "красный балаган", от этих попыток остались "агитбригады" и современные парады и шоу. Другим лицом многоликого балагана стало кино, а позже и телевидение. Многие элементы балагана "ушли" на эстраду и в цирк, в театр. Цирк-шапито можно увидеть и сегодня.

Бонус: рассказывает о балаганах Анна Фёдоровна Некрылова — филолог, фольклорист, театровед, театральный критик - ссылка тут.

Продолжение следует.

Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. Будет интересно!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Приобщение дошкольников к истокам народной культуры.

Задачи: Формировать устойчивый интерес детей к народным промыслам.

Просмотр содержимого документа
«Развлечение в подготовительной группе «Веселая ярмарка»»

Сценарий развлечения в подготовительной группе

«Веселая ярмарка»

Цель: Приобщение дошкольников к истокам народной культуры.

Задачи: Формировать устойчивый интерес детей к народным промыслам;

Способствовать развитию памяти, интонационной выразительности речи;

Воспитывать патриотизм, любовь к Родине, чувство удовлетворения от участия в коллективной праздничной деятельности

Предварительная работа (с детьми): беседы о народных промыслах, рассматривание дымковских игрушек, предметов хохломской и гжельской росписей. Рассматривание тематических альбомов: «Глиняная игрушка», «Золотая хохлома», «Гжель» и т.д. Чтение литературы, заучивание песен, стихотворений. Проведение тематических занятий (лепка, аппликация, рисование), разучивание п/игр;

(с музыкальным руководителем): изготовление костюмов, атрибутов, подбор музыкального сопровождения, разучивание танцевальных движений.

Атрибуты. Костюмы, предметы декоративно — прикладного искусства (филимоновские и дымковские игрушки, матрешки, предметы гжельской, хохломской, городецкой росписей), карусель, самовар, угощение.

Дети идут парами по залу, любуются ярмаркой и затем становятся в полукруг.

Ведущий: Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах,

На весь мир молва идет.

Песня «Моя Россия». Г.Струве, Н.Соловьева.

Ведущий предлагает детям отгадать загадки.

1. С переливами поет, Утром будит весь народ. Золотистый гребешок Гордо носит… (Петушок).

2. С лентами да бантами,

Да под ручку с франтами.

Кто гуляет парами,

Проплывает павами… (Дымковские барышни).

3. Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди называют… (Хохломой).

4. Сине-голубые розы, листья, птицы. Увидев вас впервые, каждый удивится. Чудо на фарфоре — синяя купель. Это называется просто роспись… (Гжель).

5. Коль на досточке девица,

Иль удалый молодец,

Чудо-конь и чудо-птица,

Это значит… (Городец).

6. Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Это русская… (Матрешка).

Ведущий: Ай да молодцы, все загадки отгадали. В зал вбегают скоморохи:

1 скоморох: Мы ребята удалые, скоморохи озорные. Всех на ярмарку зовем, Всем игрушки продаем!

2 скоморох: Раз, два, три, четыре, Круг поуже, круг пошире! На носочек и на пятку! А потом пляши вприсядку! Влево, вправо повернись, Веселее улыбнись!

Хоровод «Во поле береза стояла» (р.н.мелодия)

Дети гуляют по ярмарке.

1 скоморох: Ой, свистулечка какая, Ты откуда же такая?

Свистулечка свистит моя: — Филимоновская — я!

2 скоморох: Роспись хохломская словно колдовская

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий

Всех чудес чудесней хохлома.

Скоморохи: Эти липовые ложки, блюдца, ковшики, матрешки,

Расписала нам сама —Золотая Хохлома!

Танец с ложками (р.н. мелодия «Полянка»)

Ведущий: Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась,

Теперь, известно всем в народе, ее названье — Гжель.

Дети рассматривают изделия из Гжели.

Городецкая роспись — как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

1 скоморох: Желтый вечер, черный конь, и купавки, как огонь, Птицы смотрят из ларца — Чудо — роспись Городца!

2 скоморох: Наша русская матрешка не стареет сотню лет.

В красоте, в таланте русском весь находится секрет.

Ведущий: А на ярмарке всегда встречи да веселье, да катание на карусели.

Сели мы на карусели,

на качели пересели,

Сто знакомых встретили,

На поклон ответили.

Дети становятся в полукруг, поют частушки

1.Ребенок: Хлебом — солью всех встречаем, Самовар на стол несем. Мы за чаем не скучаем, Говорим о том, о сем.

2. Ребенок: Пряники печатные, До того нарядные. Мы не сразу их съедим, А сначала поглядим

3.Ребенок: Любят маленькие детки Всевозможные конфетки. Кто грызет, а кто глотает, Кто за щечкою катает.

4.Ребенок: Мы до полночи гостили, Нас домой не отпустили. Оставляют ночевать, Завтра снова чаевать!

Ведущий: Приглашаем всех на чай с пряниками, с сушками, с пышными ватрушками.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка спортивно – массового мероприятия «Ярмарка забав и развлечений». Использоваа для школьного оздоровительного лагеря дневного пребывания, с использованием народных белорусских игр

Просмотр содержимого документа
«Ярмарка игр и забав»

Отдел образования, спорта и туризма Новополоцкого горисполкома

Государственное учреждение образования

“Средняя школа № 14 г.Новополоцка”




Новополоцк, 2016

Методическая разработка спортивно – массового мероприятия «Ярмарка забав и развлечений» для воспитанников школьного оздоровительного лагеря дневного пребывания «Радуга» с использованием народных белорусских игр.

Ярахович Тина Николаевна,

учитель начальных классов

Москаленко Александра Сергеевна,

Адрес: г. Новополоцк, ул. Я. Колоса, 68, т.+375333460949

Данная методическая разработка предназначена для проведения массового спортивного мероприятия в школьном оздоровительном лагере дневного пребывания. Адресована организаторам физкультурно – оздоровительных и спортивно – массовых мероприятий.

2016 год объявлен годом культуры. Формирование гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство - цель народной педагогики.

Испокон веков в народных играх (которые легли в основу данной методической разработки) ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, волю, стремление к победе.

Национальные игры являются неотъемлемой частью физического воспитания детей. Они содержат много познавательного материала, содействуют расширению кругозора, развивают мышление, мгновенную и правильную реакцию.

Следует отметить, что при формировании команды нужно учитывать вовлечение большего количества детей, их максимальную активность во время проведения этого спортивного мероприятия, а также их пол и возраст. Состав команды 10 (5+5) человек. Возраст 6 – 14 лет.

Предложенные игры для соревнования можно разнообразить, в зависимости от количества команд.

Цели и задачи:

Формирование у учащихся уважительного отношения к культуре родной страны.

Развитие ответственного отношения к собственному здоровью и убеждённости в здоровом образе жизни, через участие в конкретных, востребованных детьми, разнообразных видах деятельности.

Повышение уровня знаний, способствующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мероприятия - вызвать у детей радостные эмоции, внести праздник в повседневную жизнь, развивать творческую активность детей.

Просмотр содержимого документа
«Спортивное развлечение «Ярмарка русских народных игр »»

Спортивное развлечение, построенное на основе русских народных игр
«Ярмарка народных игр»

Цель: Вызвать у детей радостные эмоции, внести праздник в повседневную жизнь, развивать творческую активность детей.

Образовательные:

Продолжать знакомить детей с русскими народными играми;

Приобщать детей к народному творчеству, русской культуре, развивать чувство юмора, воображение, смекалку.

Развивающие:

Тренировать сердечно-сосудистую и дыхательную системы;

Развивать ловкость, быстроту, выносливость;

Упражнять в выполнении различных видов движений, через игровые задания.

Способствовать сохранению и укреплению здоровья.

Воспитательные:

Воспитывать интерес и любовь к русским народным играм, уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим;

Закрепить знания детей о традициях народа;

Воспитывать патриотизм и любовь к своему народу;

Вызвать эмоциональное проявление радости;

Воспитывать выдержку, умение соблюдать правила игры;

Формировать дружеские взаимоотношения

Способствовать внедрению физической культуры в быт семьи.

Костюмы для каждого ребенка в русско-народном стиле; одна дуга украшена ленточками и бантами; народные угощения (баранки).

Музыкальный зал оформлен в русском стиле: на столе стоит самовар, стены украшены разноцветными народными платками.

Звучит русская народная мелодия, выходит инструктор:

Солнце яркое встает,

Спешит на ярмарку народ,

Музыкальное оформление: звучит народная хороводная песня - «Уральский хоровод». (выбирается 2 детей, они скоморохи, выходят на середину и встают напротив друг друга, в руках у них дуга, т. е. воротики, через которые проходят вереницей хороводным шагом остальные дети; затем расходятся один вправо. Другой влево и встречаются на полукруге).

Пожалуйста, гости дорогие!

Давно мы Вас ждем-поджидаем,

Праздник без Вас не начинаем!

У нас для каждого найдется

И местечко и словечко!

Сегодня будут игры, танцы, смех

Радости хватит для Всех!

У каждого народа есть свои традиции, свои песни, сказки, игры! Ребята, скажите пожалуйста, как называется страна, в которой мы живем? (Россия). В нашей стране живут люди разных национальностей. а какие национальности вы знаете? (ответы).

А именно сегодня мы поговорим и поиграем в русские народные игры, потому, что мы с вами живем на Урале, и должны знать свои традиции и, конечно же, русские народные игры.

На ярмарку Всех зовем,

Хоть ничего не продаем!

Будем Праздник начинать,

Будем петь и танцевать.

Хоровод мы заведем, песню звонкую споем!

Музыкальное оформление «На горе-то калина. » (дети встают в круг и исполняют песню).

Друзья мои, а русский народ очень веселый и задорный, любит играть в подвижные игры, так как у наших людей красивая и открытая душа, и вы у нас такие же веселые и добрые! А вы знаете какие-нибудь народные игры? (ответы).

А, я вас приглашаю поиграть в игру «Горелки с платочком» (музыкальное оформление).

(звучит народная песня и заходит гость. )

Ой, ребята, посмотрите, кто к нам идет?!

Здравствуйте, дорогой незнакомец! Вы кто? (Я дедушка Трифан! А что у Вас тут за праздник? А я люблю ходить в гости, и люблю играть с детьми, - разрешите мне здесь остаться. я Вас познакомлю с интересной русской игрой» У Дедушки Трифана», то есть у меня! Вы знаете такую игру. Поиграем.

Ребята, русский народ не только веселый, но и очень умный, и у нашего народа есть свои загадки.

И теперь для всех ребяток,

Загадаю я загадки,

Знаю, знаю наперед-

Вы смекалистый народ!

1. Пятак есть, а ничего не купит? (свинья).

2. Каким гребешком никто не причесывается? (петушиным).

3. Шубу два раза в год снимает. Кто под шубою гуляет? (овца).

4. Петух снес яйцо, кому оно достанется? (никому, петух яйца не несет).

Ребята, а как на таком душевном празднике без русско-народных частушек.

Эй, Вы Красны-Молодцы! Барыни-Сударыни!

Запевайте, ка частушки

Запевайте поскорей, чтоб порадовать гостей!

Музыкальное оформление (фортопиано), дети на музыкальных инструментах.

Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться.

Тут народу очень много,

Станем, девицы, рядком,

Да, частушки пропоем

Да и мы пожалуй, встанем,

От подружек не отстанем!

Мы с миленочком гуляли

Возле нашего пруда;

нас лягушки напугали-

Не пойдем больше туда!

Молодцы мальчишки и девчонки, весело частушки поете!

Наступает час прощанья,

Будет краткой наша речь.

Говорим вам: «До-свиданья!» (дети хором!)

До приятных, новых встреч!

Дорогие гости, мы Вас хотим угостить по русской традиции чаем из самовара с баранками, и конечно же Вас ребята не оставим без угощенья! (связку баранок вручаем).

Главная Фольклор

Конспект образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности детей 6-7 лет на тему: «Ярмарка народных игрушек».

Конспект образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности детей 6-7 лет на тему: «Ярмарка народных игрушек».

Цель: Продолжать приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

  • познакомить детей с понятием – оберег и способом изготовления куклы-оберега;
  • расширить представления детей о народных игрушках и истории их возникновения;
  • расширять словарный запас: оберег, кукла-закрутка
  • воспитывать интерес к народным промыслам, уважение к труду народных умельцев;
  • развивать воображение, художественный вкус;
  • воспитывать умение детей слушать друг друга, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками;

Планируемый результат: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции при прослушивании песни; владеет навыками самообслуживания; активно и доброжелательно воздействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Материалы и оборудование: корзина, платок, звукозапись, декорация леса, речки, моста, русская изба, дымковская, филимоновская игрушки, матрёшки. Контурные бумажные изображения дымковских игрушек. Бумажные разрезанные филимоновские игрушки. Куклы тряпичные (пеленашка, закрутки). Набор для продуктивной деятельности.

Ход образовательной деятельности детей

Дети стоят в кругу в группе. Приходит Снеговик (ребёнок из другой группы) заносит корзину.

С: Здравствуйте, ребята. Вот шёл по лесу, увидел корзину. Вы не знаете, чья она?

В: Как вы думаете, кому она принадлежит? (ответы)

С: Вижу, что вы ребята добрые. Я оставлю корзину вам, думаю, вы найдёте её хозяина. А мне пора. До свидания!

В: Открывать её мы не будем, вдруг нельзя! Но как же нам узнать, чья она? (ответы, предположения детей)

Звучит запись: Внимание, внимание! Утеряна ценная корзина. Нашедших просьба вернуть мастерице Варваре.

В: как вы думаете сюда нам или нет? Нужно постучаться.

Мастерица: (В народном костюме). Здравствуйте! Проходите. (встают в круг)

Д: Здравствуйте, вы корзину не теряли?

Мастерица: Вы нашли мою корзину? Вот спасибо вам большое это очень ценная корзина для меня. В этой корзине игрушки, да не простые, а народные игрушки. Я собирала эти игрушки со всех знаменитых мастерских для ярмарки и где то её забыла. Хорошо, что вы её нашли.

В: Нам её принёс Снеговик.

Мастерица: Снеговик знал, что дети не оставят человека в беде и всегда помогут.

Если вы хотите я вам расскажу об этих игрушках? Проходите в дом, раздевайтесь, присаживайтесь по удобнее (все садятся на скамейки).

Мастерица: (достает первую игрушку дымковскую) Вот эту игрушку кто узнал? Правильно мне её подарили в селе Дымково. Там народные умельцы делают дымковские игрушки. Посмотрите, какие они яркие, веселые и нарядные. Сколько озорства, веселья вложил мастер в эти игрушки. Значит, и сам мастер был человек весёлый. Вы с этими игрушками уже хорошо знакомы.

У этих игрушек,
У этих зверюшек,
Веселая, яркая гамма цветов
А сколько полосок, штрихов

Завитушек, колечек и точек,
И разных кружков.

Мастерица: А из чего сделаны дымковские игрушки? (Они сделаны из глины). Игрушки -то мои не все успели выбрать себе наряд на ярмарку. Поможете им? Нужно будет, используя элементы дымковской росписи, украсить игрушки. (Мастерица достаёт крупные контурные бумажные изображения дымковских игрушек и предлагает детям украсить их цветными бумажными элементами – кругами, кольцами и линиями на столах по подгруппам).

Мастерица: вот спасибо вам за помощь. Присаживайтесь на лавочки. (Достаёт следующую игрушку и показывает). Кто узнал эту игрушку?

Д: Это филимоновская игрушка. Филимоновская игрушка – русский художественный промысел, который возродился в Тульской области. Свое название филимоновская игрушка получила от деревни Филимоново, где жили мастерицы. Делают игрушки из глины. Лепят из неё барышень, птиц, коней, свистульки и прочих зверушек.

Мастерица: какие цвета используются для раскрашивания игрушки?

Д: красный, желтый, зеленый

Мастерица: некоторые игрушки у меня разбились, вы не могли бы мне помочь их собрать?

(игра «Собери картинку». На столах дети по подгруппам собирают пазлы)

Мастерица: Спасибо вам большое. Давайте встанем в круг. (показывает следующую игрушку). Вы её узнали?

Д: Это семёновская матрёшка.

Мастерица: Кто расскажет про неё.

Д: Матрёшка – наш национальный сувенир. Появилась она более 100 лет назад. Русский мастер Звёздочкин вырезал из дерева фигурку, а художник Малютин придумал интересную роспись куклы: девушка в русском платке с цветами, сарафане и переднике. Название «Матрешка» произошла от популярного на Руси имени Матрена, которое образовалось от слова «Мать». Русская матрешка – добрая посланница дружбы и любви. Она душа России.

Мастерица: Давайте мы с ней станцуем.

Музыкальная разминка «Матрешки».

(Дети выполняют движения, соответствующие тесту).

Мы — Матрешки, вот какие крошки, 2 раза

Как – у нас, как у нас чистые ладошки. 2 раза

Мы — Матрешки, вот какие крошки, 2 раза

Как – у нас, как у нас – красные сапожки. 2 раза

Мы — Матрешки, вот какие крошки, 2 раза

Посмотрите- ка на нас, вот как пляшут ножки. 2 раза

(дети садятся на лавочки)

Мастерица: Посмотрите, какая у меня ещё есть кукла. Она досталась мне от моей бабушки.

(Достает куклу-закрутку из корзины). Тряпичная кукла игрушка не простая, а заветная, это оберег. А вы знаете, что такое оберег? (Ответы детей). Оберег – это предмет, который оберегает человека от несчастья, защищает от болезни, охраняет дом. Самую первую куклу – пеленашку (показ), мама делала доченьке, когда та еще в колыбельке качалась. Потом девочка подрастала и училась сама делать куколку, посложнее – закрутку. А вы хотите научиться делать такую куклу, чтобы вас и ваших родных она оберегала? (Ответы детей)

Только работа эта хитрая, и не у всех в руках спориться, потому-то народ говорит «Одной рукой узла не завяжешь», значит, для того чтобы сделать куклу, надо друг другу помогать.

Мастерица: Проходите за столы и рассаживайтесь. (Дети проходят садятся за столы).

На столах есть план-схема изготовления этой игрушки.

Рис. 1. Для изготовления туловища куклы берём плотную ткань делаем плотную скрутку-рулик. Это будет туловище нашей куклы. Примерно на уровне шеи и также на уровне пояса перевязываем скрутку (нитью или верёвочкой).

Рис. 3. Формируем руки куклы. Противоположные свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук (чтобы они получились одинаковой длины) и лишнюю ткань заворачиваем внутрь рукава, убирая края в середину. Перетягиваем ткань ниткой, формируя ладошки.

Рис. 4. Оставшиеся свободными углы ткани (спереди и на спинке) подвязываем на поясе куклы, заодно расправляя руки (можно сделать так, что они будут раскинуты, или слегка опущены книзу).

(под музыку дети работают самостоятельно)

Итог: (дети выходят в центр делают круг).

Мастерица: Как мы назовем нашу куклу? (дети дают имя кукле)

– Как вы думаете, почему мы должны беречь куклу?

Д: Потому что это оберег.

Мастерица: Эту куклу вы можете забрать домой и пусть она каждый день приносит вам и вашим близким радость, здоровье и хорошее настроение.

Мастерица: Какие игрушки вы мне сегодня принесли?

Д: Мы принесли народные игрушки: глиняные дымковские, филимоновские. Семёновскую деревянную матрёшку.

Мастерица: А вот эти куклы подарите нашим гостям, пусть они оберегают всех. (Мастерица дает из корзины готовые куклы некоторым детям)

Мастерица:

На прощанье в этот час.
Поблагодарить хочу я вас.
Всем спасибо за терпенье,
За улыбки, за веселье.

Читайте также: