Реакция ребенка на игрушку

Обновлено: 17.05.2024

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Родители должны четко представлять себе особенности развития малыша в различные возрастные периоды – знать, какие умения и навыки могут быть выработаны и какие требования можно предъявлять ребенку в соответствии с возрастом, чтобы не вызывать переутомления.

Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:

• Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;
• Эмоции;
• Общие движения;
• Движения руки и действие с предметами;
• Подготовительные этапы развития речи и понимание речи;
• Навыки и умения.

Развитие этих показателей в зависимости от возраста наглядно представлены в таблицах.

Таблица 1. От 0 до 6 месяцев

Кратковре- менно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним

Навыки и умения в процессах

Берет пищу губами с ложки для кормления

Таблица 2. От 6 до 12 месяцев

Действует с предметами по разному, в зависимости от свойств: катает, вынимает, перекладывает

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Это самый необходимый фактор для развития зрительных и слуховых восприятий, для формирования положительных эмоций, основных движений, и является подготовительным этапом для развития речи.

Развитие зрения и слуха

У новорожденного ребенка зрительный и слуховой анализаторы развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движение. Уже в первые дни после рождения ребенок начинает фиксировать взгляд на объектах, которые расположены на линии его зрения. Малыш может проследить глазами за движущимся предметом, но это действие еще очень кратковременно и неустойчиво. На десятый-пятнадцатый день жизни дети способны более долго удерживать движущийся предмет в поле зрения. И только со второго месяца жизни они уже сосредоточивают взгляд на неподвижном предмете.

Постепенно малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми. В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей.
Деятельность слухового анализатора развивается так же быстро, и, уже с трехнедельного возраста ребенок начинает прислушиваться к звукам. К пяти месяцам он определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника. Так же малыш по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему.

Развитие эмоциональных реакций

Эмоции новорожденного ребенка всегда исключительно отрицательные и однообразные. Свое недовольство к внешнему или внутреннему дискомфорту он выражает криком и плачем. Но эти эмоции всегда рациональны, поскольку служат сигналом для мамы. Мама, прекрасно ориентируясь в ситуации, способна вернуть малышу комфорт ? поменять пеленки, накормить, успокоить и пр.

Установлено, что уже в первые дни жизни приближение взрослого человека вызывает у малыша повышение двигательной активности и сосательных движений - это реакция предвосхищения кормления.

На второй-третьей неделе жизни малыш внимательно осматривает лицо матери и ее руки, пытается ощупывать грудь. Потом такой интерес к маме возникает уже во время бодрствования.

На втором месяце жизни малыш улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться. У него появляется интересная реакция на приближение взрослого человека - он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит. Врачи называют эти эмоции "комплексом оживления".

К четырем-пяти месяцам развивается ориентировочная реакция - малыш начинает реагировать на знакомых и незнакомых ему людей. Он уже хорошо отличает мать среди других взрослых, по-разному реагирует на ее появление и исчезновение. По отношению к людям, с которыми у ребенка сложился хороший контакт, может возникнуть и дополнительный эмоциональный компонент - бурная негативная реакция на прекращение общения или на уход любимого человека. Малыш огорчается, если кто-то неожиданно перестал уделять ему внимание.

Постепенно ребенок начинает интересоваться и другими, незнакомыми ему людьми. При этом кроме оживления и радости, может последовать и противоположная реакция, например, страха и негативизма. Не стоит пугаться, если малыш плачет при виде постороннего человека - это совершенно нормальное поведение. При этом, чем старше становится ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции.

После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.

К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность. Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша.

Координация движений у детей развивается после рождения. Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. Малыш приближает руки к к глазам и носу, потирает их, а потом поднимает над лицом и разглядывает. С трех-трех с половиной месяцев он ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяла и край пеленки. В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки -случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак и толкает игрушку, не захватывая ее.

При вкладывании игрушки в руку ребенок долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса, а так же пробует ее на вкус – тянет в рот.

Внимательно следите, чтобы мелкие детали не попали в рот малыша!

С пятого месяца жизни движения рук малыша уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает массу сопутствующих нерациональных движений, и параллельно двигает второй ручки. При захвате игрушки ребенок, он двигает еще ножками и туловищем. А сама хватающая рука совершает много лишних ненужных движений.

Более прицельные движения руки формируются только к восьми- девяти месяцам жизни.

Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки - "а-а-а", " а-бы-ы", " е-ее" и др. Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша.

К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет – это произношение во время гуления слогов – "ба-ба-ба", "да-да-да", "ма-ма-ма". Малыш может подолгу "разговаривать" подобным способом, вызывая радость родителей.

В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Так, на вопрос "Где мама?", он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция). На просьбу поиграть в "ладушки", помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями - хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам. Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.

Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав).

К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб - дай, покажи, закрой. Понимает слова -"надо" и "нельзя".

Гармоничность нервно-психического развития во многом зависит от внимания взрослых. Дети, которых любят, с которыми много разговаривают и играют, развиваются быстрее тех, которые лишены такого интенсивного внимания.

Почаще разговаривайте с ребенком, вызывая у него улыбку и поддерживая его в оживленном состоянии. Перед каждым кормлением и во время бодрствования выкладывайте ребенка на животик - это развивает умение поднимать и удерживать голову, укрепляет тонус брюшных мышц. Так же рекомендуется брать малыша на руки, сначала в горизонтальном положении, а с полутора месяцев - в вертикальном, для поднятия эмоционального тонуса и умения держать головку.

Для игр с малышом используйте яркие погремушки простой формы. Медленно двигайте ими и стороны в сторону, заставляйте их звучать - так вы будете стимулировать развитие зрительного и слухового восприятия.
В возрасте с трех до шести месяцев родители, разговаривая с малышом, должны стремиться вызывать ответные звуки и смех. Нужно как можно чаще выкладывать ребенка на живот, помещать перед ним на близком расстоянии игрушки, чтобы малыш учился ползать.

Показывайте малышу яркие игрушки с разных сторон – пусть он как можно чаще переворачивался со спины на живот и обратно. А также предложите ребенку игрушки, удобные для захватывания ручками. Общая активность малыша способствуют развитию его эмоций и речи.

В возрасте от шести месяцев до года нужно "поощрять" у ребенка лепет, почаще вступать в "переговоры", вызывать подражание слогам и простым словам. В семь- восемь месяцев можно выучить игру " Ладушки", "Сорока" и другие пальчиковые игры. Ребенок должен уметь по просьбе взрослых давать руку или нужную игрушку.

Игрушки лучше класть в кроватку или манеж. Показывайте малышу элементарные действия с предметами, побуждая его повторять за вами. Для развития действия с предметами давайте ему открывающиеся коробочки, детские ведерки, корзиночки и пирамидки и мячи.

Помните, что игры-занятия с детьми первого года жизни должны носить эмоциональный характер и обязательно сопровождаться разговором.

С рождения относитесь к ребенку как к мыслящему существу - ведь он наблюдает за происходящим в окружающем его мире более внимательно и сознательно, чем мы себе представляем.

Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Слуховые способности и реакции на звук появляются у детей в утробе матери.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Слуховые способности и реакции на звук появляются у детей в утробе матери. Ещё не рожденные младенцы слышат голоса и музыку. Зная об этом, многие родители уже с первых дней начинают проверять слух, устраивая малышу непосильные для него испытания. Не торопите события. Первые выразительные признаки, когда ребёнок начинает реагировать на погремушки и другие звуковые стимулы, проявляются не ранее 2–4 недели. Это объясняется тем, что непрочные связи между частями зрительного и слухового аппарата лишают возможности качественно собирать и обрабатывать информацию. Кроха слышит, но ещё слишком мал, чтобы отреагировать на звук и развеять беспокойство родителей. Дайте ему время освоить и привыкнуть к звуковому разнообразию, обилию зрительных образов и новизне тактильных ощущений.

О пользе погремушек для новорождённых

Присутствие погремушек в жизни малышей очень важно. Звонкие шарики, фигурки, колокольчики и зверушки обращают на себя внимание. Они очень нравятся деткам, и чем раньше интересные, яркие и звучащие предметы будут перед глазами, тем быстрее и качественнее будут развиваться органы чувств.

Самые первые игрушки побуждают к познанию окружающего мира и помогают адаптироваться. Они концентрируют внимание и стимулируют двигательную активность. В отличие от более взрослых детей, младенцам не надоедают весёлые игрушки. Они привыкают к приятным сопровождающим мелодиям, а со временем начинают различать звуковые оттенки. С развитием слуховых умений совершенствуется зрение и тонкая моторика.

Детям до 3 месяцев рекомендуют покупать негромкие и лёгкие игровые аксессуары. Погремушки не должны пугать и травмировать малыша. Пусть это будут выразительные, приятные на ощупь предметы, изготовленные из ткани или силикона. Особое внимание уделяйте безопасности материала. Не стесняйтесь попросить у продавца сертификат качества и воздержитесь от покупки игрушек с резким запахом.

Когда малыши реагируют на звук, возрастные реакции

Лучший стимул для совершенствования слухового аппарата считается мамин голос. Он всегда узнаваем и знаком малышу из внутриутробной жизни, но этого недостаточно для полноценного развития слуха. С первых дней после появления на свет звуковая картина резко меняется и дополняется так называемыми бытовыми шумами: скрипы, стуки, хлопки и т.д. В этого же время в жизни ребёнка появляются игрушки-погремушки, яркие и звонкие помощники, прекрасно выполняющие свои развивающие задачи.

У каждого возраста свои показатели реакции на звук. Они разные и зависят от многих факторов. Это могут быть физиологические, наследственные и психоэмоциональные особенности, влияющие на развитие. Нет смысла ждать от младенца, которому не исполнилось и 1 месяца, активных движений головой в сторону шумной погремушки. Он всё слышит, но слаборазвитая и нескоординированная мышечная система не позволяет ему поворачивать головкой в сторону звуков. Всему своё время, чтобы не тревожиться по поводу возможных проблем со слухом, родители должны знать, что такое правильные возрастные реакции:

  • Дети в 1 месяц реагируют только на резкие и громкие звуки, реакции проявляются в виде вздрагиваний.
  • Двухмесячный ребёнок реагирует замиранием на несколько секунд, может широко открыть глаза и попробовать повернуть голову. В этом возрасте постепенно формируется ориентировочная реакция, когда кроха пытается определить источник звука.
  • В 3–6 месяцев в слуховом поведении начинается период оживления и кардинальных перемен. Услышав погремушку, ребёнок может начать дергать ручками и ножками, уверено поворачивает голову, улыбается или, наоборот, капризничает, если звук погремушки не нравится.

Несоответствие этих реакций возрастным нормам должно насторожить родителей.

Именно они позволяют выявить или исключить наличие отклонений в слуховом аппарате. Заподозрить нарушения можно уже с первых недель. Будьте внимательны и постоянно наблюдайте за поведением новорождённого.

Что делать если ребёнок не реагирует на звук погремушки

По статистке примерно 20% из всех случаев тугоухости формируются в первый год жизни, остальные 80% — это врождённая патология. Если вы знаете, что имеются предпосылки наследственного влияния на слух, сразу обратитесь к специалистам.

Совсем другая ситуация, когда ребёнок в 2 месяца не реагирует на звук погремушки, а в семейной родословной такие случаи не наблюдались. При отсутствии своевременной реакции на звонкие игрушки родители начинают переживать. Не спешите с выводами, если дети равнодушны к погремушкам, но откликаются на мамин голос, работающий телевизор или музыку, ваши тревоги напрасны.

Проблемы со слухом — это полное отсутствие реакции на любые источники звука. Подобные нарушения можно заметить уже в первые два месяца жизни. Наблюдайте за новорождённым, не переусердствуйте, проверяя слуховые способности месячного малыша, и не пытайтесь ставить диагнозы самостоятельно. Развеять подозрения способен только специалист.

Диагностика тугоухости в наше время возможна даже у новорождённых. Врач проводит профессиональный аудиотест, а и при обнаружении нарушений необходимые коррекционные мероприятия. Реабилитация в раннем возрасте наиболее результативна, поэтому, чем раньше будут выявлены отклонения и назначено лечение, тем больше у вашего ребёнка шансов сохранить слух и не отличаться от здоровых сверстников.

Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Нормальное поведение ребенка характеризуется его активным, эмоционально-положительным отношением к окружающему.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Нормальное поведение ребенка характеризуется его активным, эмоционально-положительным отношением к окружающему. Ребе­нок живо интересуется всем, что происходит вокруг, охотно всту­пает в общение с взрослыми, с увлечением играет самостоя­тельно или с другими детьми, спокойно, без капризов выполняет требования взрослых: моет руки, одевается и раздевается, ложит­ся спать и т. д.

Нельзя требовать от ребенка, особенно раннего возраста, чтобы его поведение было оптимальным. Незрелость его мозга и несо­вершенство функций приводят к определенной неустойчивости поведения. Для ребенка раннего возраста она естественна. Так, будучи увлечен игрой, ребенок может не сразу ответить на предло­жение воспитателя идти есть или спать. Он может заплакать, если у него забирают игрушку или уводят от детей, с которыми он играл. Когда ребенок утомлен, он может заплакать от незначительного порицания или неудачи в каком-либо занятии. Но такие реакции кратковременны, непостоянны, и причину их возникновения всегда легко объяснить.

Формы неадекватного поведения

Поведение ребенка можно считать неадекватным в том случае, если он часто и необоснованно находится в отрицательном эмоциональном состоянии и его реакции препятствуют оптималь­ному удовлетворению его собственных органических и психологи­ческих потребностей либо мешают нормальной жизни окружаю­щих детей и взрослых.

К неадекватным реакциям относятся:

упрямство, т. е. отказ подчиниться обоснованным требованиям взрослых. Например, ребенок категорически отказывается идти есть или спать, хотя он голоден и хочет спать; мыть руки, которые испачкал, надеть пальто, хотя ему холодно и т. д.;

капризы, проявляющиеся в том, что ребенок выражает какое-либо желание, а при попытке его удовлетворить от него отказы­вается. Например, просит куклу, когда получает ее, говорит: «Не хочу куклу!»;

немотивированный плач, возникающий у малыша от самой незначительной причины. Например, другой ребенок, проходя ми­мо, задел его или воспитатель не сразу завязал ему шнурки и т. д.;

отказ от контактов с воспитателем, когда никакие попытки вовлечь ребенка в разговор, вызвать к себе положительное отно­шение не имеют успеха;

отказ от контакта с другими детьми, когда ребенок стремится быть отдельно от детей, играет только один, в стороне от них, плачет, когда к нему подходят дети, отворачивается от них, не разговаривает с детьми, не хочет участвовать в групповых играх и занятиях вместе с другими детьми;

двигательная расторможенность — ребенок очень подвижен, не может сосредоточиться на какой-либо деятельности, быстро переходит от одного предмета к другому, не способен к устойчи­вому вниманию на^ занятиях и в играх, мешает играть другим детям; агрессивен — толкает и бьет других, кричит, отнимает игрушки, кусает детей вначале с целью отнять игрушку, а затем выражает этим свое возбужденное состояние; ломает и бросает игрушки.

Причины возникновения неадекватного поведения

Ребенок может иметь некоторые врожденные предпосылки для так называемой детской нервности. Он может унаследовать от родителей предрасположенность к слабому или возбудимому типу нервной деятельности, а значит, ее неустойчивость, приводящую к нервности.

Различают врожденное предрасположение к нервности, которое возникает у плода до рождения под влиянием неблаго­приятных условий внутриутробного развития. Такие условия соз­даются, если мать во время беременности перенесла тяжелое забо­левание или нервное потрясение, плохо питалась, употребляла алкогольные напитки, курила. Способствуют этому также токсико­зы второй половины беременности, так как при этом плод получает недостаточно кислорода. В последние месяцы беременности наи­более активно развиваются функции головного мозга, в это время клетки центральной нервной системы особенно чувствительны к кислородной недостаточности. При таких неблагоприятных факто­рах признаки нервности проявляются уже в первые дни после рож­дения ребенка: он много кричит, часто просыпается. Любое небла­гополучие сказывается на быстро развивающемся мозге ребенка. Это в первую очередь родовая травма, заболевания периода ново­рожденное™ и в первые месяцы жизни, а в более старшем возра­сте — длительно текущие заболевания, неправильное питание, несоблюдение правильных возрастных режимов, особенно недоста­точный дневной сон.

Очень рано, с первых месяцев жизни, начинают сказываться социальные причины. Уже в возрасте 1 года возможны проявле­ния последствий неправильного воспитания.

В первом полугодии жизни ребенка формируются взаимоотно­шения в системе «мать — дитя». Всякие нарушения в этой системе сказываются на развитии малыша, особенно на уравновешенности его психики. Во втором полугодии идет бурный процесс становле­ния общения с членами семьи. В этом возрасте число психогенных так называемых стрессовых факторов возрастает. Ребенок заме­чает и по-своему переживает все происходящее вокруг. Чем старше он становится, тем больше факторов социальной среды влияет на его поведение.

К значительному напряжению нервной системы и развитию нервности может привести шумная обстановка, семейные ссоры. Ребенок начинает замечать несправедливое к себе отношение, резкое или нервозное, быстрый переход от чрезмерной строгости к ласкам, частые запреты, подавление инициативы.

В условиях дошкольного учреждения неадекватное поведение проявляется в первую очередь при привыкании ребенка к новым условиям жизни.

Методы ликвидации неадекватных форм поведения и их профилактика

Чем раньше попытаться избавить ребенка от проявлений не­адекватного поведения, тем более успешны будут результаты. Однако для этого необходимо соблюдать определенные условия: прежде всего — посоветоваться с врачом и выяснить, каково со­стояние здоровья ребенка; найти контакт с родителями и вместе с ними бороться за нормализацию психического состояния ребен­ка; помнить, что различные фермы неправильного поведения ре­бенка требуют различного подхода к нему. Так, при проявлениях капризов и упрямства надо обеспечить спокойное, доброжелатель­ное отношение к малышу, действовать методом отвлечения и не по­ощрять неправомерные требования, но и не прибегать к наказа­ниям. Лучше перестать на некоторое время контактировать с ре­бенком. Без соответствующей реакции взрослого ему становится неинтересно капризничать или упрямиться. Тогда надо подойти к нему и попробовать вовлечь его в какую-либо деятельность или игру, сохраняя спокойное и доброжелательное отношение к ребенку. Правильные воспитательные подходы в семье и в до­школьном учреждении приводят к желаемому результату.

При плаксивости целесообразно отвлечь ребенка, приласкать, вовлечь его в общую игру с детьми, дать поручения, чтобы он выполнил их самостоятельно.

Большое значение для профилактики нарушений поведения имеет единство действий персонала дошкольного учреждения и родителей ребенка.

Двигательную расторможенность можно снять, включив ре­бенка в занятия, связанные с целенаправленной деятельностью, которая должна осуществляться при положительном эмоциональ­ном отношении малыша, его заинтересованности. Следует чере­довать периоды двигательной активности с периодами концентра­ции внимания, стремясь к увеличению устойчивости деятельности ребенка.

Если ребенок настроен агрессивно, в первую очередь следует выяснить причины такого состояния: обстановку в семье, состоя­ние здоровья, его нервной системы. Внимательно следить за пове­дением малыша, не допускать ситуаций, способствующих прояв­лению агрессии. Иногда целесообразно перевести такого ребенка в группу более старших детей. Ребенка с проявлениями агрессии следует постоянно держать в поле зрения, занимать индивидуаль­ной игрой, давать интересные для него поручения, следить, чтобы он был занят игрой или целенаправленной деятельностью.

Профилактика неадекватного поведения заключается в создании для ребенка оптимальных условий развития, обеспе­чении достаточной, но не чрезмерной физической и психической ак­тивности, полноценного общения со взрослыми, правильной орга­низации коллективных игр, систематического пребывания на све­жем воздухе, закаливающих процедур, чередования активности и отдыха, смены различных видов деятельности. Воспитательная ра­бота должна включать индивидуальный подход к детям. Так, у нерешительных детей надо пробуждать активность, стимулиро­вать их самостоятельную деятельность, давая задания возрастаю­щей трудности.

Всячески следует поощрять у ребенка проявления самостоя­тельности. Если на слова ребенка «я сам» ограничивать его дей­ствия, запрещать, то ребенок очень быстро начинает отказываться делать то, что предлагает взрослый. Постоянные запреты -способ­ствуют развитию детской нервности. Вместе с тем слово «нельзя» должно быть действительным запретом. Если ребенок после слова «нельзя» получает желаемое, то это слово не закрепляется как запрещение. Для того чтобы у ребенка вырабатывалась дифферен-цировка на слова «можно» и «нельзя», действия взрослых должны соответствовать смыслу этих слов. Отсутствие такой дифферен-цировки затрудняет жизнь ребенка, который не слушается не по­тому, что он нехороший или упрямый, а потому, что не может правильно оценить требования взрослых, если они сформулирова­ны в виде просьбы, а не приказа.

Неврозы у детей

Воспитание ребенка без учета его индивидуальных особен­ностей, насильственное навязывание ему поведения, не соответст­вующего его потребностям, игнорирование его как личности, частые психотравмирующие ситуации приводят к стойким прояв­лениям нервности, которые, уже выходя за рамки форм неадекват­ного поведения, закрепляются как патологическое состояние — неврозы.

Формы неврозов

Различают несколько форм неврозов, основные из них — ис­терический невроз, неврастения, невроз навязчивых состояний. Каждая из этих форм имеет различные проявления.

Истерический невроз у детей раннего и дошкольного возрас­та выражается чаще всего в виде так называемых припадков: при этом детиесли им в чем-то отказывают, падают на пол, из­гибаются, стучат ногами, кричат. Как только ребенок получает желаемое, припадок прекращается. Такие явления чаще всего бы­вают в семье, особенно при общении с матерью; при посторонних они возникают реже. Припадок может сопровождаться рвотой нервного характера, недержанием мочи и т. д. Истерические невро­зы чаще возникают при эгоцентрическом воспитании и проявляют­ся в конфликтных ситуациях.

Неврастения имеет очень много разнообразных проявлений. В ее основе лежит низкий уровень работоспособности клеток центральной нервной системы (так называемая раздражительная слабость). Ребенок легко утомляется, он раздражителен, плак­сив, капризен. Одно из наиболее ранних и специфичных проявле­ний неврастении — нарушение сна. Невротические рас­стройства сна проявляются уже в первые месяцы жизни: сон по­верхностный, беспокойный, ребенок «мечется» в постели. В более старшем возрасте дети часто разговаривают во сне. У дошкольни­ков нередко наблюдаются ночные с т р а х и. К проявлениям невра­стении относится и э н у р е з (ночное недержание мочи). Это час­тый симптом неврастении. Как правило, 90,7% здоровых детей к 3 годам полностью контролируют мочеиспускание.

При энурезе большое значение имеет неправильный подход взрослого по отношению к такому ребенку. Ребенка нельзя ругать или стыдить. Ночью не стоит высаживать ребенка на горшок, если он не проявляет признаков беспокойства. Лучше ограни­чить питье за 2—3 часа до сна, дать съесть небольшой кусочек хлеба с солью. Такого ребенка рекомендуется систематически закаливать, проводить другие оздоровительные процедуры. В до­школьном возрасте таким детям иногда проводят и специальное лечение.

Заиканиеу детей возникает также в результате функцио­нального нарушения высшей нервной деятельности. Заикание на­чинает выявляться обычно в возрасте 2,5—4 лет, хотя наблюдают­ся случаи и более раннего его проявления (1—3 года). Эта разни­ца зависит от причин, его вызывающих. Острые психотравмирую-щие факторы, при которых эмоциональный стресс связан с ин­стинктом самосохранения (испуг, падение с высоты), могут дать очень ранние проявления заикания. У детей возбудимых, рано на­чавших говорить, говорящих много и быстро, заикание может воз­никнуть в результате еще не полностью сформированных речедви-гательных механизмов. Иногда заикание возникает как следствие переутомления в результате избытка информации (бесконтроль­ный просмотр телевизионных передач, чтение большого количества книг и т. д.). Заикание достаточно часто приводит к эмоционально-волевым нарушениям. У таких детей в более- старшем возрасте отмечается мнительность, повышенная ранимость.

Невроз навязчивых состояний. У детей раннего и дошкольного возраста наблюдается в основном 2 вида этой патологии — навязчивые страхи и навязчивые движения. Последние формируются обычно у детей 4—6 лет и старше, но не­которые элементы навязчивых движений могут проявиться и раньше — с 2 до 4 лет. В возникновении страхов доминирует запу­гивание детей взрослыми. Внезапный испуг может привести к на­вязчивому страху. Так, ребенок, испуганный неожиданным гром­ким гудком поезда, начинает панически бояться поезда, испугать ребенка может внезапно выбежавшая собака и вызвать у него стойкий страх перед животными.

Навязчивые движения чаще всего выражаются в выдергива­нии волос. Это возникает как первичная невротическая реакция на отрыв ребенка от матери в возрасте 3—5 лет, чаще всего при госпитализации, поступлении в группу с круглосуточным пребы­ванием детей или при поездке к родственникам в другой населен­ный пункт.

Лечение и профилактика неврозов

При наличии признаков невроза ребенок должен быть направ­лен к врачу-специалисту. В ряде случаев применяется медикамен­тозное лечение. Дети с тяжелыми проявлениями невроза, как правило, не посещают дошкольное учреждение до выздоровления. В том случае, когда лечение проводится амбулаторно, ребенок продолжает посещать дошкольное учреждение. Это бывает при легких формах невроза. Тогда назначенные лекарственные пре­параты дает ребенку старшая медицинская сестра, а воспитатель должен в зависимости от формы невроза обеспечить индивиду­альный подход к ребенку, не фиксировать внимание на особенно­стях его поведения, активно вовлекать его в разнообразную дея­тельность. Так, дети с легкими формами заикания могут быть из­бавлены от него с помощью педагогических воздействий. На пер­вых этапах следует резко уменьшить нагрузку на психику ребенка; обеспечить продленный сон и пребывание на свежем воздухе; не фиксировать внимание ребенка на его заикании; говорить медлен­но и немного; декламировать стихи, петь простые песенки; предо­ставить ребенку возможность больше играть игрушками, строи­тельным материалом, вовлекать его в подвижные игры, игры с лю­бимыми предметами.

Эти мероприятия дают хорошие результаты, особенно если заикание носит функциональный характер (активная речевая деятельность при повышенной возбудимости ребенка). Если заи­кание сформировалось и воспитательные воздействия не помогают, лечение проводится у логопеда и психоневролога.

Дети с патологическими привычками тоже часто посе­щают детские учреждения. Для того чтобы отучить от этих при­вычек ребенка, требуется контакт с родителями, а в дошкольном учреждении надо следить, чтобы такие дети не уединялись, боль­ше включать их в коллективные игры. Очень важно не фиксировать внимание ребенка на том, что он трогает свои половые органы или сосет палец, а отвлекать его или занять какой-то интересной игрой, Для профилактики неврозов в первую очередь должно быть устранено все, что мешает нормальному формированию высшей нервной деятельности; следовательно, можно сказать, что профи­лактика неврозов начинается с внутриутробного периода развития; когда беременной женщине необходимо создавать оптималь­ные условия жизни, оберегая ее от чрезмерных волнений, вся­ческих семейных неурядиц, переутомления и соматических заболе­ваний.

После рождения ребенка профилактика включает в первую очередь создание условий для оптимального физического и нерв­но-психического развития и обеспечения соответствующего уровня здоровья, а также такую организацию бодрствования, которая отвечает возрастным потребностям. Большое значение имеет спо­койная обстановка в семье, ровное ласковое отношение взрослых, правильный воспитательный подход к ребенку, с учетом его ин­дивидуальных особенностей.

Очень важно вовремя заметить начальные формы неадекват­ного поведения ребенка и не дать им перерасти в неврозы.

Практически каждый хотя бы раз слышал о том, что игрушки, реальные или виртуальные, могут негативно влиять на психику, развивать жестокость и провоцировать опасное поведение. Вместе с экспертом Роскачество разбиралось, какие игрушки стоит покупать детям, а какие нет.

Содержание

Кириллов Иван.jpg

заместитель директора по научной работе ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО» (ИИДСВ РАО), кандидат психологических наук, доцент

– К сожалению, не все игрушки проходят психологическую экспертизу. В основном она проводится только по желанию производителей, а каких-то обязательных правил пропускать игрушку через психологов нет. Экспертизой игрушек занимаются, например, в Институте изучения детства, семьи и воспитания РАО или Московском педагогическом университете.

Роскачество проверило слаймы по показателям безопасности и качества. Результаты ЗДЕСЬ.

Могут ли слаймы вызвать зависимость читайте ЗДЕСЬ.

Как игрушки проходят психологическую экспертизу?

Психологическая экспертиза проходит через два основных этапа. На первом эксперты рассматривают игрушку с точки зрения психологической безопасности: не выглядит ли она пугающей (например, с торчащими клыками, лохматая), не издает ли тревожных звуков и так далее. Если эксперты дают положительную оценку, то во втором «туре» игрушка будет предложена детям соответствующей ей возрастной категории для игры (возможно, с участием взрослых). Специалисты наблюдают за процессом и делают пометки. Иногда у них могут быть противоречия, но обычно они приходят к какому-то консенсусу. Бывает, что один специалист не обратит внимания на какую-то деталь, сочтет ее незначительной, но в ходе обсуждения поймет, что замечание коллеги не лишено смысла. Поэтому игрушку и оценивает несколько человек.

Казалось бы, что в идеале игрушку можно было бы рассматривать на предмет психологической безопасности, когда она находится на уровне задумки, но в этом случае невозможно оценить ее влияние на ребенка во время игры. Тем не менее такая экспертиза может помочь улучшить качество будущей игрушки, повысив ее развивающий эффект.

Игрушки, прошедшие психологическую экспертизу и получившие положительное заключение, могут сопровождаться пометкой. Единого стандарта для нее не существует, так же как и требования обязательно ее оставлять. Например, по согласованию с заказчиком ИИДСВ РАО ставит пометку «Институт детства рекомендует». Другие экспертные организации имеют свои пометки.

Какие игрушки провоцируют агрессию или вызывают страх?

К таким «провокаторам» относятся игрушки, которые издают громкие неприятные звуки, сами выполняют провоцирующие агрессивные действия, сделаны по мотивам известного агрессивного героя, что провоцирует ребенка на подражание не только в игре, но и в реальной жизни в отношении других детей или даже взрослых.

Касательно последнего: важен не столько сам персонаж, сколько его подача. Соловья-разбойника можно сделать по-разному – со сжатыми в кулаки руками или с просто болтающимися. Второй вариант предпочтителен своей нейтральностью, а первый ассоциируется с агрессией.

Игрушки могут провоцировать агрессивное поведение и другими путями. Например, один производитель выпускал игрушку в виде Алеши Поповича, в комплекте с которым шли… еще две головы. Лицо каждой выражало свои эмоции, и для того, чтобы их «переключать», нужно каждый раз отрывать герою одну голову и приделывать другую. То есть уже на уровне эскиза игрушка предполагала какое-то жестокое обращение с ней. А что дальше? Дальше ребенок начнет отрывать головы и другим игрушкам.

Игрушки могут быть неагрессивными, но пугающими и приводить даже к расстройствам сна у ребенка, приходить к нему в кошмарах – это, конечно, исключительный случай, но дети разные. Опять же, важен внешний вид, ведь и Бабу-ягу можно сделать вполне симпатичной.

Кстати, имеет значение и возраст ребенка. То, что пугает малыша, может заинтересовать школьника. Сейчас более ответственные производители стремятся разрабатывать универсальные, так называемые семейные игрушки, которые нравятся старшим и не пугают младших.

На самом деле не так уж и много существует игрушек, которые напрямую вызывают нежелательные последствия в виде агрессивности, жестокости или каких-либо еще негативных эмоций и поступков.

Как взрослый может повлиять на восприятие игрушки?

На игровое (и не только) поведение ребенка оказывают влияние и взрослые: в качестве примера может быть их собственное поведение, а также высказываемое одобрение/осуждение действий ребенка. То есть если взрослый поощряет агрессию или сам ее демонстрирует, то это поведение может воспроизводиться и в игре детей дошкольного и даже младшего школьного возраста с любыми игрушками, даже с «добрыми».

Иной раз взрослый может сам задать направление игры. Если какого-то игрового персонажа он наделит чертами задиристыми, резкими, злыми, то малыш просто повторит за ним. Справедливо и обратное – если показать, что, например, этот медведь хороший и заботливый.

Можно ли взрослым вмешиваться в детскую игру?

Играя, дети развиваются: примеряют на себя роли, разворачивают их, наделяют разными (необязательно соответствующими игрушке) функциями. Может показаться, что навязывание взрослым своего видения того, как должен развиваться «сюжет» и каким должны быть его участники, ограничивает детскую фантазию.

На самом деле при разумном соблюдении частоты и меры включения в игру участие взрослого будет только обогащать содержание детской игры и способствовать развитию ребенка. Потому что для развития через игру нужны и другие люди. И дети любят играть не только со сверстниками, но и со взрослыми.

Другое дело, когда вмешательство старших происходит в виде вторжения в игру или пресечения неправильных с точки зрения взрослого действий. Так делать следует только в случае, когда ребенок перестает отличать игровую ситуацию от реальной и начинает выполнять действительно агрессивные действия в отношении игрушек и тем более партнеров по игре.

Какие игрушки покупать не стоит?

Говоря о том, какие игрушки не стоит покупать, в первую очередь нужно отметить те, которые вызывают у вас сомнения с точки зрения безопасности материала. Кроме этого, опираясь на собственную интуицию, стоит обратить внимание на то, насколько опасной может быть игра с этой игрушкой. Если возникают сомнения, то лучше от покупки отказаться (хотя на предмет безопасности для жизни и здоровья игрушки как раз проходят обязательную сертификацию).

С психологической точки зрения не стоит покупать неприятные по цвету, форме, материалу и т. п. Например, для детей младше трех лет не стоит брать игрушки ярких по цвету, неестественных оттенков. Дело в том, что восприятие цвета формируется в первые годы жизни, и, чтобы не нарушить становление цветового восприятия, не нужно испытывать детские глаза сложными оттенками. Подходят более однородные, спокойные, «природные» цвета. А те, что ярче, надо вводить постепенно. Что касается формы, то также нужно опираться на здравый смысл и прикидывать, нет ли риска, что ребенок может пораниться об эту игрушку (например, для совсем малышей даже кубики лучше покупать с закругленными углами), надеть ее на себя и не суметь снять и так далее. Все-таки сертификация и даже экспертиза целой комиссии не могут просчитать все связанные с игрушкой риски, поэтому стоит быть начеку и взрослому.

Взрослый также должен исходить из того, что вызывает страх именно у ребенка, и не покупать те игрушки, которые будут это чувство поддерживать. Если родителю трудно определиться самому, стоит посоветоваться с близкими родственниками и даже с психологами. И это относится не только к игрушкам-куклам (персонажам). Отдельное внимание стоит уделить игрушкам, которым свойственно внезапно и быстро перемещаться, издавать громкие звуки и так далее.

При покупке важно ориентироваться на возраст (он обычно указан на этикетке, но надо понимать, что эта информация в первую очередь касается безопасности использования игрушки: например, детям до трех лет опасно играть с мелкими деталями), на особенности индивидуального развития, эмоционального реагирования, которое по мере взросления меняется. Поэтому не стоит покупать игрушку «на вырост».

Какие игрушки стоит покупать?

Те, что будут соответствовать возрасту ребенка, позволят расширить спектр его деятельности, обогатить сюжеты игр, разнообразить физическую активность. Вряд ли стоит брать большое количество однотипных игрушек, но при этом никто не отменял и детского коллекционирования машинок, мячиков, мягких зайцев, ежей, медвежат и т. п. Это хороший вариант управления «закупками», он позволяет быстро сориентироваться, что купить на день рождения или если малыш заболел.

Может ли коллекция одинаково красивых Барби вызывать желание быть похожей на них и провоцировать комплексы? Барби – игрушка для младшего школьного возраста или даже для подросткового. В переходном возрасте девочки склонны к различного рода комплексам, кто-то, может быть, и расстраивается от непохожести на куклу, но это достаточно редкое явление. Потому что дети в таком возрасте сравнивают себя уже со сверстниками или с актерами и поп-звездами, а не с игрушками.

Опасны ли игрушки-антистресс – слаймы или спиннеры?

Со времени появления первых промышленно изготовленных слаймов прошло более сорока лет, и за этот срок травмирующего влияния на психику выявлено не было. Если рассматривать слаймы чисто в психологическом контексте, то это прекрасный материал для детского экспериментирования и познавательно-исследовательской деятельности: с их помощью можно вести наблюдение за свойствами так называемой неньютоновской жидкости.

Исследование Роскачество провело исследование слаймов по показателям безопасности и качества. О результатах исследования узнайте ЗДЕСЬ.

Спиннеры имеют иные функции, но также могут рассматриваться как вполне удачная игрушка для детских экспериментов и познавательно-исследовательской деятельности. Данными, подтверждающими опасность игры со спиннерами для психического здоровья детей, мы также не располагаем, но вполне можно предположить, что не стоит быстро вращающиеся спиннеры предлагать детям младенческого возраста, это попросту опасно для физического здоровья.

Благодарим за то, что дочитали этот текст до конца. Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

Содержание

Гаджеты и дети: мнение психолога

Многие из историй сильного воздействия техники на детскую психику касаются умной колонки – нового помощника и собеседника, появившегося и в российских домах (по данным IDC, в 2020 году рынок умных колонок в России вырос на 6,4%, скорее всего, за счет разработки «Яндекса»). Есть множество рассказов про детей, которые обманывают режим родительского контроля, говоря с «Алисой» низким голосом, как взрослый. Есть история про девочку, которая верит, что «Алиса» настоящая, называет ее своей подругой и что когда-нибудь она придумает, как ее освободить. Наконец, на американском форуме Reddit описали тревожную ситуацию с ребенком, который называет свою маму Alexa (как голосового помощника Google) и требует, чтобы она сыграла ему песенку с YouTube.

кес

детский и семейный психолог с 20-летним опытом работы, сооснователь первой онлайн-школы о воспитании “Позитивные решения для родителей”

Для малышей раннее знакомство с гаджетами и чрезмерное времяпрепровождение в них идет вразрез с возрастными, конкретными и очень важными задачами: изучать свойства окружающего мира, манипулировать предметами, изучать возможности и способности своего тела, развивать крупную и мелкую моторику, что напрямую связано с развитием речи. Гаджеты попросту тормозят психическое развитие ребенка. У более старших детей ежедневное “залипание” в гаджетах по 5–8 часов ведет к социальной дезадаптации. Вместо того чтобы общаться со своими сверстниками и через различные ситуации учиться договариваться, уступать, отстаивать свои границы, убеждать, доказывать, делиться, защищать, мириться, ребенок проводит время “один на один” со своим электронным другом.

Как отмечает специалист, после регулярного многочасового потребления огромных потоков различной и не связанной между собой информации (к примеру, так подается информация в «ТикТоке») у детей формируется поверхностное, калейдоскопическое восприятие и мышление. После такого «винегрета» разрозненной и бессмысленной, а чаще всего развлекательной и неглубокой информации ребенку крайне сложно вдумчиво и внимательно что-либо изучать, концентрировать внимание на чем-то одном.

Гаджеты: риск аддикции?

попова

Риск воздействия на детей современных гаджетов пока еще не исследован до конца. Сталкиваются напрямую с этим только врачи-психологи и психиатры, к которым обращаются за помощью родители детей с нарушениями поведения, коммуникации, а в некоторых случаях с аддикцией в результате чрезмерного общения с гаджетами. Естественно, гаджеты сказываются на развитии высших психических функций. Если ребенок с раннего возраста проводит большой процент времени с гаджетами, это скажется даже на физиологическом развитии ребенка. Онтогенетически, когда мы растем, у нас вначале развивается объемное, 3D-зрение, и только к 6–7 годам глаз достигает зрелости и готов воспринимать изображение на плоскости. Если ребенок начинает смотреть завлекающие картинки (игры, мультфильмы) с плоского экрана телефона или планшета раньше этого возраста, это может привести к нарушению естественного процесса развития зрительного аппарата и раннему ухудшению зрения.

Снижение фантазии и повышении тревоги

Следующая потенциальная проблема, по мнению психолога, это тотальное преобладание визуального восприятия. Сказки, рассказы, чтение книг вслух – все то, что будоражит и развивает фантазию, современным детям почти незнакомо. Из-за этого детское воображение не развивается – есть готовая картинка, к которой нечего добавить. Нет пространства для фантазии. А ведь воображение – это высшая психическая функция. В будущем это может привести к сокращению числа художников, людей творческих профессий.

Тревогу должны вызывать и ситуации, когда ребенок использует гаджеты, социальные сети для самоуспокоения, потому что не справляется с эмоциями сам. «Это классическая схема формирования зависимого поведения: ситуация, когда мы ищем внутреннее успокоение не в себе, а во внешних факторах (будь то гаджеты, игры или, в случае взрослых, алкоголь и запрещенные вещества). Родителям следует проявить внимание, если ребенок приходит в расстроенных чувствах и бежит к игре, настаивает, требует, если он без гаджетов перестает выполнять какие-то задачи. Родители по незнанию и сами создают безвыходные в будущем ситуации. Например, если стимулируют ребенка есть, показывая ему мультфильм с планшета. Это приводит к тому, что без мультфильма ребенок есть отказывается, что в будущем может вызвать расстройство пищевого поведения. Взаимодействие с гаджетом – это искусственный контакт с неживым объектом, в который ребенок инвестирует свои чувства и потребности, что приводит к прямому нарушению способности к живой человеческой коммуникации. Если родители вовремя не позаботятся о том, чтобы ребенок общался с гаджетами реже, допустим 5% времени, а не 90 %, если получается, что только там, в Сети, в игре, он может получить поддержку, взаимность, быть понятым, – это может иметь негативные последствия, устранить которые очень сложно даже хорошему специалисту», – считает Ирина Попова.

Вред для спины и зрения

Не стоит также забывать и про вред гаджетов для спины, зрения, о последствиях в виде нарушения сна. К счастью, существующие в начале 2000-х теории про убийственное излучение, которое сделает будущие поколения бесплодными и провоцирует рак, не подтвердились. Однако при постоянном взаимодействии с гаджетами действительно можно испортить здоровье: особенно это касается зрения, ведь человеческий глаз по своей структуре не рассчитан на такие нагрузки. Близорукость и синдром сухого глаза, когда-то профессиональные болезни компьютерщиков, могут стать постоянными, нежелаемыми спутниками человека.

Ранее продолжительность работы за компьютером регулировали СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» – для детей допускалась максимальная продолжительность контакта с гаджетами 10–30 минут в день в зависимости от возраста. С 1 января 2021 года эти нормы признаны неактуальными, а в новом документе СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда» максимально допустимая продолжительность контакта с экраном вообще не указана.

Что нужно усвоить родителям «цифровых» детей?

Рекомендации от Антона Куканова, руководителя Центра цифровой экспертизы Роскачества.

С помощью программ родительского контроля и пароля можно настроить как возрастные, постоянные ограничения доступа к устройству, так и временные. Предусмотрите, что ребенок может пытаться «взламывать» настройки и придумывать, как их обойти.

Дети не должны использовать смартфон во время перерывов от учебы – глазам нужно давать отдохнуть. Смартфон – это дополнительная нагрузка для глаз и мозга.

Научите детей пользоваться режимом чтения, чтобы нагрузка на глаза была меньше.

Не следует использовать смартфон и перед сном. Излучаемый гаджетами синий свет (с длиной волны около 450–480 нм) вызывает чувство настороженности и влияет на наши биологические часы. Со временем это нарушение может стать опасным и даже вызвать хроническую бессонницу, депрессию, биполярное расстройство и неврозы.

Читайте также: