Ребенку надоели все игрушки

Обновлено: 07.05.2024

Иногда даже самого выносливого родителя охватывает усталость или упадок сил.

И иногда даже самому замечательному ребенку надоедают все его игрушки, книжки, пазлы и хочется чего-то новенького. Чего он настойчиво и требует.

И желание посидеть спокойно 15 минут и поиграть во что-нибудь интересненькое, вступают в явное противоречие.

Чем занять ребенка в такие моменты? Да так, чтобы еще и с пользой для его развития?

Может, в этих идеях, чем занять ребенка, вы найдете что-нибудь интересное для себя?

Все этих занятиях взрослый должен быть рядом, но от него не требуется активных действий. Можно спокойно посидеть рядом, предоставит ребенку свободу действий. Мне обычно этого времени хватает, чтобы передохнуть и набраться сил. Все игры развивают мелкую моторику, и как следствие – и мышление, и речь ребенка.

Ну что же, приступим?:)

1. Достаем запасливо припасенные старые журналы или газеты… Их можно рвать – на полосы или кусочки — и тогда развиваются соотносящие движения руки и хватание. Только сначала нужно показать, как это делать правильно. Захватываем пальцами обеих рук лист, а потом тянем в разные стороны. Моему сыну больше всего нравится заключительная часть этого действия – бросание клочков вверх со словами: «Осень наступила!». Потом вместе весь этот листопад собираем.

А можно листы комкать и бросаться ими, как снежками. Комкание развивает силу рук.

2. Пластилин спешит на помощь! Не будем заниматься лепкой всерьез. Просто сначала помнем его в руках – совмещая самомассаж пальчиков и рук и развивая мышцы. Потыкаем в него и поделаем дырочки одним выпрямленным указательным пальцем или всеми сразу. А потом раскатаем лепешку и будем втыкать в него все мелкое, что под руку попадется: бусины, камешки, ракушки, крупы и бобовые и прочая.

3. Сортировка предметов, сваленных в одну большую коробку, может занять ребенка на какое-то время. В эту коробочку – пуговицы, а в эту мисочку – бусины. Если ребенок справляется, можно увеличить сортируемое до 4-5 видов.

4. Все-таки пластиковая бутылка – хоть и не экологичное, но гениальное изобретение! Чего только с ней не делают. Вот мы будем туда бросать мелкие предметы… предварительно выковырянные из пластилина:) По по одному, поддерживая бутылку второй рукой.

5. Есть у вас дома резиновая груша? Ну, резиновая игрушка с дырочкой уж точно найдется. Нажимаем на грушу или игрушку и струей воздуха сдуваем комочки ваты или бумажки с любой поверхности. Можно дуть друг на друга – это может быть еще смешнее. Вот так мы развиваем силу рук. Кстати, именно поэтому пищать игрушками-пищалками тоже очень полезно.

6. Вот уж не думала, что это занятие будет таким интересным для сына. Надеваем на пальцы рук и кисти все, что может быть таким образом использовано: резинки для волос, колпачки от фломастеров, браслеты из кусочков дерева или камня на резинках, бигуди, картонки от рулонов туалетной бумаги – порезанные или целиком… Важно только, чтобы не мы всю эту красоту на пальцы малыша надели, а его научили этому. Потом пошевелим разноцветными пальчиками в фломастеровых колпачках, ручками потрясем. Теперь снимаем. И чем-нибудь еще украшаемся… так развиваем соотносящие движения.

7. Наматываем толстую веревку или шнур на палку или катушку. Когда будет хорошо получатся – можно наматывать на клубок. Развивает движения и пальцев, и кистей.

8. Вы умеете плести косичку? Вот и отлично! Можно подвесить пучок веревок (я обычно защемляю его ящиком письменного стола) и сплести из них косичку. Или завязать легкий узел. И предложить малышу ее расплести. А вот заплетать и завязывать узлы ребенок может научиться только в дошкольном возрасте. Веревки лучше использовать скользящие – они легче распутываются. Развивает тонкие движения пальцев.

9. Эту же веревку или ленты можно накручивать и на руку: обмотать кисти рук или пальчик ребенка и предложить распутать. А потом он вас запутает веревкой. Развивает движение кистей и пальцев.

10. Нанизывать бусины на шнурок пробовали? Или любые другие предметы с дырочками, например, пуговицы. Вместо иголки можно использовать палочку с дыркой или проволоку. Развивает соотносящие движения.

11. Шнуровать, открывать- закрывать молнии, липучки очень полезно. Есть много игрушек, в которых используется этот прием. Но можно отлично обойтись и без них. Приносим груду вещей и устраиваем тщательный обыск. Та-а-ак, откроем молнию… что это у нас в сумке? Ага, ботинок папин… вымытый… со шнурками. И мой – на липучке… продолжаем исследование.

12. Никогда не использую для сушки белья прищепки. Нет необходимости. Но прищепки в доме держу. Их можно нацепить по краю ведерка или миски – ребенку надо открепить их по одной и бросить в эту емкость. Если вырезать круг из картона – прищепки могут стать лучами у солнышка… или можно сделать ладошку – четыре прищепки сверху и одна немного в сторонке… или «иголки» прицепить к контуру ежа. Отцеплять у сына получается, но пристегивать еще пока нет. Это более сложно. Занятие развивает силу рук, соотносящие движения, дифференцирует движения пальцев.

13. Сколько в доме запасливой мамы коробочек, баночек, бутылочек, пузырьков и прочего завинчивающегося или закрывающегося разными крышечками или колпачками? Достаем запасы и пускай он себе закручивает-откручивает… закрывает-открывает. Подбирает нужные диаметры и размеры. Для интриги внутрь можно что-нибудь поместить. Оно будет загадочно и маняще внутри громыхать.

14. Можно выкладывать фигуры на полу или столе из спичек или шнура.

15. Как вам «мокрые» игры? Доступны? Тогда наливаем в тазик или мисочку воды, бросаем туда мелкие нетонущие предметы (шарики, яйца киндер-сюрпризов…) и даем ребенку шумовку. Пускай «рыбачит» и собирает выловленное в другую миску.

16. А в сухом варианте этой игры он может пинцетом перекладывать небольшие кусочки поролона или пробки из одной мисочки в другую. Кусочки — примерно размер сахарного кубика и чем более неровные края, тем лучше.

17. Помимо обычных переливалок-пересыпалок, можно использовать и более сложный вариант. Смешиваем мелкую крупу с крупной в одной емкости (я использую манку и рис). Рядом ставим еще емкость (у нас – поддон из духовки) с ситечком. Малыш ложкой сыпет смесь в ситечко и мешает. Просеянный рис сыплет в баночку. А на поддоне с манкой мы потом пальцами рисуем.

18. Клочки порванной в первом пункте бумаги нам еще могут пригодится! Если их собрать в коробку – там можно спрятать маленькую игрушку. А потом ее искать на ощупь.

19. Поворачивание ключа отлично развивает тонкие движения пальцев. Но заводных игрушек у нас нет. Зато есть двери с замками, волшебный ключ и подставка для туалета из «Ikea». Мелочь получает ключ в свое владение, таскает подставку от двери к двери и мудрит с замками.

20. Хотя, если сил совсем не осталось даже на простые действия… или срочно что-то надо сделать по дому… самый проверенный метод, популярный у всех времен и народов, наверное, вот этот: «Зайка, принеси мне из другой комнаты…. отнеси папе… а где у тебя твой грузовик? Ну как поищи!… сходи туда… принеси то…» И кто может сказать, что это не развивающее занятие;)

Полазить там, постоять с опорой, что бы стоял рядом с этой игрухой, то есть, Что то большое должно быть.

Нам все надоело!

Я не опытная в этом деле- скажите, погремушки и мелкие игрухи ему уже не нужны??

Весь пол ими усыпан, ничего не надо, стоит у дивана и канючит.

Есть каталка, есть джип машина большая. Но это ему тоже надоело(( ааааа(

Погода плохая, дома сидим,…

Сейчас дала стеклянную емкость закрытую с макаронами, он играл ими, но уронил на ногу и на этом все закончилось( рев и опять стоит у дивана.

Помогитеее! Ребенку надоели все игрушки.


Комментарии

Коробочку какую нибудь дайте, покажите что туда можно положить например кубик или другую игрушку- поверьте, минут на 20 точно займет! Уберите игрушки и выдавайте по одной, ему скорее надоел их переизбыток, что не знает что и взять! В вашем возрасте играл танцующими машинками, собакой максом, трактором со зверюшками, ну и всякие штучки типо поварешки, формочек для выпечки)

Я прячу на некоторое время, потом опять даю ну и конечно же ни что не может быть лучшей игрушкой для ребенка, чем НЕ игрушка мы вот с посудой играем кухонной-крышки ложки поварежки пробки чашки ну и так далее, любим всякие пакетики, коробочки, магниты на холодильнике

А это палатка такая? Суперская… где такая продается… а то мы переезжаем в новую кв-ру… места много будет… и занятий надо будет больше интересных…

я каждыйдень даю по новому предмету из бытовухи, типа крышки, деревянной ложки, баночки и тд… играет и интересуется))

кастрюли, поварешки, пластиковые миски, банки, коробки, мяч массажный, коляска, пылесос, насос, одежда или ходит с баранкой кругами

пульт, наушники, сковородки, кастрюльки, банки от моих кремов

а на фига ему игрушки если есть абсолютно на мой взгляд неприглядные но очень нужные вещи))))

у меня машинки любит еще

Подсели на мультик тини лав развивающий, каша и 30 минут в день ато и в два подхода и тишинаааа. только смех его когда там барашек прячется)))))понравился с неделю назад. до этого только про гусей мультик

а мы с подругой меняемся переодически и музыкальными книжками-все интересно..

А моему очень нравятся макароны в пачке, она и шуршит и гремит, доча любила греметь ложкой в пустой кастрюле, а еще можно насыпать в большую кастрюлю макароны или фасоль, дать ему ложку и разные емкости что б он пересыпал их ложкой, только на пол не разрешат высыпать, потом замучаешься собирать. У нас в цыпре был стол-песочница с фасолью!

В корзинке игрушки лежат, ей их доставать нравится, из шкафа любит вещи вытаскивать, одежду, которую я еще не погладила тоже перебирает

Когда мою посуду, рассказываю(сочиняю) сказки, пританцовывая))) т.к. по другому пока не могу))) ей же везде надо ползать… пульт и телефон-вообще веееееееееееееееееееееееещь любимая))) охотится) вот постоянно танцую перед ней0 он хохочет, а я почти посуду помыла) а ещё она стала любить глубоки пластиковые тарелки, кастрюли. даю ей лопатки, венчик-тарахтит всем этим.

тоже самое y нас(( периодически yбираю старые игрyшки, а потом достаю)

Моей тоже всё надоедает… я стараюсь почти все игрушки убрать в её корзинку и вытаскиваю не все ей… она часть забывает, вот и меняю. Потом я стала в пластиковые баночки для сыпучих насыпать что то из круп-играет, машинки братика-обожает, потом рисуем мы с ней пальчиковыми красками))) везде))) давала вчера её тесто поместить)))) вернее-отбить его)) в общем, я свою крошку приобщаю… ходим с ней постоянно… т.к. массу времени с ней провожу… песни пою, и попробовала включить ей мульт… что то не очень понравился…

«У него горы игрушек». «Просит новые, а в старые не играет». «Что подарить ребёнку, если у него всё есть?» Такие вопросы сегодня звучат часто, и не только из уст миллионеров. Плохо это или не очень? Что с этим делать? Размышляет наш постоянный автор и мама троих детей Ксения Букша.

1. Чем больше игрушек, тем меньше радости


Несколько лет назад на YouTube были страшно популярны ролики, в которых дети бесконечно распаковывали подарки. Игрушка радует в момент её получения, а потом сразу забрасывается. Окей, но ведь это всё равно радость? На ребёнка денег не жалко, почему я должен его ограничивать? Пусть ненужных игрушек будет много — не беда.

Всё так. Но есть проблема. Когда мозг человека привыкает к постоянной сильной стимуляции определенным удовлетворителем, он становится к нему менее восприимчив. Поэтому сто двадцатая игрушка уже не даёт той чистой радости даже в момент покупки. Скорее механизм будет похож на действие наркотика: ребенок ноет, клянчит… Ему покупают игрушку — и он перестаёт. Ненадолго.

2. Любимая кукла — это полезно


Когда игрушек очень много, постоянно появляются новые, а их покупка — это обыденность, меньше вероятность, что у ребёнка появятся среди них по-настоящему любимые. Между тем выбирать и привязываться к объектам, иметь любимую куклу, которую называешь по имени, любимый конструктор, в который не надоедает играть разными способами, полезно для ребёнка.

Это момент воспитания чувств, это хорошо влияет на его способность принимать решения и формировать привязанности

Совершенно не обязательно ребёнок будет спать с мишкой или относиться к кукле как к живой, но очень хорошо, если у него есть некий постоянный игрушечный мир, в котором машинки, звери, куклы имеют свои имена и характеры. Родители могут в этом помочь. Конечно, если детская завалена всевозможными объектами, от которых разбегаются глаза, создать такой мир будет труднее.

3. Производители заставляют родителей покупать всё больше


Куча игрушек на полу, по которым дети ходят ногами, выгодна только одной стороне — их производителям и продавцам. Дети предпочитают вещи с любимыми героями, игрушки и наборы на темы любимых мультиков. Ещё один крючок — игрушки-наборы: купишь что-то одно, а потом бесконечно докупаешь детали, обновления, новые серии, — ребенок подсел. «Собери их все!» Иногда ими вообще не играют, а только владеют. Рекордсмены по бесполезности — игрушки, которые можно использовать только одним способом, например игрушечные щипцы для волос или огромная кухня, в которую поиграют от силы раза два, а занимает она целый угол.

Не поддаемся на уловки и крючки. Бардака в квартире будет намного меньше, а денег у вас в кармане и воображения у ребёнка — больше, если отдать предпочтение универсальным игрушкам.


25 простых детских развлечений, для которых не нужны игрушки и деньги

Конструктор (да хоть бы и лего), из которого можно строить не только по инструкции. Обыкновенный пупс, который не требует бесконечного количества памперсов, бутылочек и запчастей. У моих детей, например, есть десять наборов игры «Дженга»: из одинаковых брусочков можно строить просто потрясающие архитектурные сооружения. Ну а самое универсальное — это пластилин, краски, цветная бумага и скотч.

4. Ребёнку можно отказывать


Я не вожу маленьких детей в торговые центры. Потому что они будут клянчить — это закон. И родительское сердце будет разрываться. Зачем провоцировать слезы? А вот лет с пяти, наоборот, стоит приучать ребёнка к тому, что прилавки могут ломиться от всякой всячины, но мы не обязаны всё это покупать.

Можно начать с супермаркета, там проще договориться: покупаем через раз и только какую-то мелочь; покупаем то, что выбрал родитель; покупаем то, чего хочет ребёнок, но через два раза на третий… Главное — развить самоконтроль.

Дети импульсивны, не бойтесь подавить их желания. Они не перестанут хотеть. Зато не будут ныть и клянчить, когда им объявляешь, что сегодня мы идем в торговый центр только за варежками. И ни за чем больше.

5. Одноразовая ерунда бывает очень милой


Наклейки, маски, очки с глазами на пружинках, светящиеся вертолётики… Единственное, что можно сказать против них, — они пластиковые и наносят вред окружающей среде. Это да. Но зато они дают ребёнку ту самую моментальную радость — а потом быстро приходят в негодность, и их не жалко выбросить.

6. Игрушки бывают и для понтов


Когда ребёнок становится постарше, он может начать хотеть игрушки и наборы «как у подруги». С человеком старше 6–7 лет уже можно порассуждать про разницу между жаждой обладания и желанием пользоваться. Чаще всего становится ясно, что без подруги, сам, ребёнок в этот набор играть не будет. Или что можно взять желанную вещь на время.

У школьников (и даже детсадовцев) вещи становятся поводом для общения. Это совсем не ужасно, но стоит это осознавать. Для чего тебе эта штука: для престижа, чтобы показать в классе? Потому что она есть у всех — или потому, что нравится именно тебе? Хороший повод поговорить о важных вещах.

7. Родственников можно нейтрализовать


«Я со всем согласен, но они же дарят!» — прекрасно, если у нас есть родственники и друзья, готовые вложить деньги в счастье нашего отпрыска. Таких милых людей можно подготовить и заранее управлять их дарением.

Сегодня есть крутые и очень интересные игрушки, которые действительно будят воображение, развивают и нравятся. Можно дарить и вовсе не игрушки. Подкиньте родне идей о подарках, перенаправьте их пыл на книжки, театры и тому подобное.

8. Две трети убрать, в остальное играть


Когда мне было семь (в 1990 году), у меня было примерно два десятка игрушек. В основном небольшие плюшевые, пластиковые и деревянные зверюшки, да еще пара пупсиков, которые с ними дружили. Жили зверюшки в большой картонной коробке, поставленной на бок, и жизнь их была увлекательной и полной приключений. В ней даже выбирали президента — им стал, что закономерно, деревянный котик с головой и лапками на резинках (может ли кто-то стать популярнее котика?!).

Если ваша квартира завалена игрушками, попробуйте договориться с ребёнком и убрать примерно две трети (точная цифра зависит от ваших предпочтений, от того, насколько всё запущено и сколько свободного места у вас есть). Выбирайте оставшееся по принципу «Во что ребенок действительно играет?» Что он помнит и любит? Что нравится лично вам?


4 психотипа из компьютерных игр, которые помогут найти общий язык с ребёнком

Если ребёнок вообще не умеет играть (что не редкость в наше время), здорово было бы потратить несколько вечеров на то, чтобы научить его ролевым и другим играм. Сначала попробуйте сами. Дело того стоит: для дошкольника и младшего школьника свободная игра — лучшая развивающая активность. (Правда, я стараюсь, чтобы дети играли без меня. Потому что я уже взрослая и у меня полно своих дел! Но научить, показать и вдохновить — на это я готова.)

Ненужные игрушки со временем можно выкинуть или передарить. Только не дарите их детям в детских домах: им нужно совсем другое.

9. Родители тоже дети


У меня есть собственный ящичек с игрушками. Там лежит маленький деревянный волчок, сложнейшая головоломка из деревянных ящериц, устройство, с помощью которого можно вычерчивать на бумаге сложные узоры, спиннер, лизун и еще парочка предметов.

Не стесняйтесь! Если вам нравится какая-то игрушка, купите её себе. А ребенку давайте поиграть по праздникам. Это поможет вам удержаться от того, чтобы бесконечно баловать его.

10. Порядок на полке — мир в душе


Ребёнок до трёх лет не может удержать в поле внимания больше нескольких игрушек. В этом возрасте их может быть совсем мало. Кукла-пупс (нужна и мальчику, и девочке) или большая плюшевая игрушка: кормить, укладывать спать, лечить, водить гулять. Несколько предметов обихода (например, кастрюлька, игрушечные овощи и нож). Мяч, пирамидка, волчок. Какой-нибудь звучащий предмет. Вот и всё.

После четырёх ребенок уже в силах вместе с мамой или даже самостоятельно навести порядок в своем уголке. Игрушек может стать намного больше. Но покупать их только потому, что они продаются, — если вдуматься, очень странная идея.





Интересное на «Меле»:


Партнёрский материал

Кто такой генерал Гавс? Тест: поймете ли вы ребёнка, который пишет вам в личку


Блоги

7 типов родителей, которые вредят себе и детям: а вы узнаете среди них себя?


Партнёрский материал

Кто тебе там пишет? 7 правил безопасности для детей в чатах

И в интернете вообще


Разбор

Бесплатное жильё от государства: кто имеет на него право и как его получить



Когда о воображении расуждают люди, которые сами не совсем понимают, что это такое.
Ребенок «владеет» игрушкой и не играется в нее? Какой ужас! Знаете, воображение это не про то, чтобы подвигать игрушечными ногами игрушечного человечка и что-то там пролепетать от его имени. Воображение — это когда игрушки оживают и двигаются сами, _в_этом_самом_воображении_. А игрушка, т. е. материальное воплощение, это просто своеобразная привязка, «аватар», триггер.

Если ребенка заваливать игрушками на «отцепись, не мешай взрослым» — конечно, у него будут проблемы и с вещами, и с отношениями. Если ребенком манипулировать и «развивать самоконтроль» — конечно, он вырастет удобным для родителей, «лишнего» не попросит.

Сами так живите, зачем вам смотреть новые фильмы? Пересматривайте тысячу раз 2-3 фильма. Зачем вам читать новые книги? Десяти штук помимо школьной программы за глаза хватит. Зачем вам ездить в путешествия? В одном-двух местах побывали, этого достаточно. Зачем вам вешать на стену картины или фотографии? Они ж просто висят, в ролевые игры с ними н поиграешь.

И да, я имею полное моральное право говорить здесь, что про обилие игрушек — это бред. Так получилось, что в детстве через меня прошли практически все существовавшие на тот момент в России игрушки, дома их было как воды в океане. Да, я с ними не и грал так, как вам нужно от ребенка. Да, мне нужно было ими «владеть».
И на воображение не жалуюсь, я им зарабатываю. Притом неплохо.

Череду зимних праздников, кажется, можно объявлять завершенной: кто-то уже разобрал елку, кто-то решил оставить ее до окончания Святок, но в любом случае подарков детям вроде бы больше не планируется. Кстати, сколько конфет и игрушек они получили в этом году? И нет ли у вас ощущения, что это перебор? Психолог Марина Быкова ищет ответы на эти и другие вопросы про подарки — как, сколько и когда дарить их детям.

Эмоциональное развитие

С первых дней жизни у ребенка начинает развиваться эмоциональная сфера. Вначале он учится узнавать самых родных людей и, как следствие, чувствует себя хорошо рядом с ними, ведь они удовлетворяют его физиологические потребности. Это самые простые, рефлекторные проявления эмоций. Далее ребенок постепенно осваивает мир с помощью органов чувств.


Примерно к третьему году жизни происходит очень важное изменение: почти все дети в этом возрасте начинают активно говорить. И более понятно формулировать свои желания, которые уже связаны не только с физиологическими потребностями. Ребенок начинает осознавать, что он любит или не любит, начинает делать выбор и сообщать об этом взрослому. Он также понимает аргументы взрослого и может это оценить: приятно ли мне, когда мои желания выполняют, и насколько обидно, когда я слышу отказ.

В этом же возрасте начинает формироваться понятие несоответствия желаемого и действительного, в том числе если реальность превзошла ожидания. Зарождается эмоциональный и социальный интеллект. Ребенок может оценить, что ему нужно сделать, чтобы получить желаемое, как реагировать на приятные события и как — на разочарования.

Что такое «подарок»

Само понятие «подарок» придумано взрослыми, и только взрослый наделяет его особым смыслом. Для маленького ребенка нет особых дат и событий, каждый день приносит ему новые эмоции. Поэтому годовалый ребенок не очень понимает, что такое день рождения, а трехлетней девочке сложно объяснить, почему 8 марта ей дарят подарок, а 9-го — нет.

У детей к тому же слабо развито понятие о времени и об отложенных действиях. Ожидание подарка или обещание его за целый ряд действий могут казаться им бессмысленными. Трудно представить, что ребенок ждет свой день рождения, пока он толком не разобрался в календаре и даже днях недели. Угрозы летом «Дед Мороз не принесет тебе подарок» вряд ли сделают трехлетку более послушным, а вот напугать могут.


Чем младше ребенок, тем проще удивить его подарком, особенно если он яркий и крупный. Но задача взрослого тут не просто вызвать яркие эмоции, а научить понимать их, объяснить, почему важно не только радоваться, но и быть благодарным. Хорошая практика для понимания благодарности — приучить ребенка делать подарки значимым взрослым, к примеру мастерить простые поделки.

Если же подарок не соответствует ожиданиям ребенка, стоит обсудить этот момент и понять, что именно его расстраивает: отсутствие внимания к его просьбам или непонятное назначение вещи.

С другой стороны, можно поговорить и о нереалистичных запросах или слишком большом количестве подарков: для чего эти вещи нужны прямо сейчас, как можно их распределить, чтобы дольше сохранить ощущение новизны.

Если подарков слишком много (или мало)

Порой при помощи дорогих покупок мы пытаемся выразить свою любовь или показать значимость события, привязанного к дате. К тому же сам даритель получает положительные эмоции от того, что делает другому человеку приятное.

Поэтому, даже если вы считаете, что ваш ребенок получает слишком много подарков, не стоит внезапно и резко прерывать эту традицию. Запрет дарить расстроит ваших родственников и близких, а у ребенка вызовет недоумение: «Если раньше подарков было много, а теперь их нет, значит, я плохой?»

Но и постоянно покупать что-то ребенку и превращать каждый праздник в один большой сюрприз тоже не следует. Иначе в перспективе ребенок будет ассоциировать приятные эмоции только с покупками, потреблением и перестанет ценить другие способы проявления внимания к нему.

Если ребенку быстро надоедают игрушки или он теряет к ним интерес, не обязательно тут же покупать новые


Не стоит впадать в крайность и не покупать вообще ничего нового. Так у ребенка может сложиться ощущение постоянного ограничения и страха проявлять свои желания. Постоянное «донашивание за старшим братом» приводит к отсутствию понятия личных вещей, что тоже может неприятно отразиться в будущем.

В современном мире модно использовать понятие «осознанное потребление». На примере гардероба это значит создание капсулы — достаточного набора вещей на определенное время года. Согласитесь, что одной базой человек не ограничивается, а использует аксессуары и фантазию. Так и с покупками для детей: базовый набор любимых и хороших игрушек у ребенка обязательно должен быть, какой-то крупный и желанный подарок на праздник — тоже. Все остальное — дело вашей фантазии.

Благодаря подаркам дети учатся различать радость от новых вещей и от внимания окружающих, оценивать свои желания и принимать несоответствие ожидания и реальности. Обсуждая с детьми процесс выбора подарка для других и принятия подарков, мы развиваем их эмоциональную сферу.


Автор программ развития метапредметных навыков Наталия Романова-Африкантова рассказывает про этапы развития ребёнка и про те игрушки и занятия, которые его должны окружать в разном возрасте. Родителям стоит понять: «развивающие занятия» только навредят, если они не вовремя.

В каждом возрасте ребёнка у него есть ведущий вид деятельности. Тот род занятий, который отвечает текущим потребностям детского мозга и позволяет решить стоящую перед ребёнком прямо сейчас возрастную задачу. Именно ведущая деятельность развивает те психические процессы, которые необходимы для перехода на следующий уровень развития, следующую возрастную ступень.

Занятия, игры и игрушки должны соответствовать ведущему виду деятельности, чтобы помогать ребёнку решать его возрастную задачу. Они не должны использовать ведущий вид деятельности, чтобы взять вдруг и порешать задачу совершенно другого периода. Чувствуете разницу?

В возрасте до года ведущий вид деятельности ребёнка — эмоциональное общение с родителями. Общение! С родителями! Эмоциональное! Если у Вас появилась лишнее время — потратьте его на общение, а не на карточки с буквами, цифрами, животными и бабочками. Игрушки ребёнку до года не нужны. Да, совсем не нужны. Они нужны маме, и в этом нет ничего плохого. Просто надо чётко понимать: игрушки для детей до года не развивают ребёнка (даже если на упаковке написано обратное), они просто красивые и иногда помогают маме спокойно позавтракать. Всё.

От года до трёх ведущий вид деятельности — предметно-манипулятивный. Берём предмет и им манипулируем, развиваем двигательные и речевые навыки. Пирамидка, матрёшка, кубики (без букв!), ведёрки, совочки и формочки, мячики и юла, бубен и маракасы — вот те игрушки, которые отвечают задачам возраста. Звуковой плакат, цифровой планшет, говорящая азбука и прочие «развивающие» игрушки в этом возрасте не решают текущую задачу. Они используют ведущий вид деятельности с целью успокоить родительскую тревожность по поводу детского развития и заработать на этом немного денег. Хотя, пожалуй, много, если вспомнить цену таких игрушек.

Нажал кнопку на яркой игрушке — в ответ звук. Да, ребёнку это интересно. Потому что производитель использует сразу два рычага, которые опираются на возрастные особенности: манипулирование предметами как ведущий вид деятельности и чувствительность к ярким зрительным образам (это ещё и период развития зрительного восприятия).

Но такое развитие — оно не полезное, оно вредное. Потому что задачам возраста не отвечает, потому что не позволяет ребёнку перейти на следующую ступень.

Оно отнимает силы от развития тех функций, которым развиваться положено по возрасту, в пользу развития тех функций, которые больше радуют окружающих и лучше продаются

А пирамидка и матрёшка — ещё как развивают. И ровно то, что нужно. Зрительное восприятие, сукцессивные функции, чувство числа и размера (задел для будущих математических навыков), предметно-действенное мышление (из него вырастет абстрактно-логическое мышление). В общем, купите ребёнку матрёшку, не жадничайте!

С трёх до семи лет наступает благословенный период, когда ведущей деятельностью становится игровая. Шопоголики и производители игрушек наконец-то могут ликовать. Главной в этом возрасте должна быть сюжетно-ролевая игра: куклы, мишки, машинки, набор врача, парикмахерская, магазин, детские пылесосы и утюги — выбирай не хочу. Но родителям подавай позаковыристее и поразвивательнее, ведь времени до института остаётся всё меньше.

Детские ноутбуки и планшеты снова с цифрами и буквами (это вообще какое-то сакральное и самое важное знание — все родители и детские центры знают, что чем раньше ребёнок их освоит, тем лучше сдаст ЕГЭ), обязательные головоломки и детские энциклопедии. Вы же помните — до поступления в университет остались считанные годы. И категорический запрет на детскую косметику — думать надо об институте, а не о замужестве!

Но детская косметика в этом возрасте — она не про замуж, она про ролевую игру в маму. Поэтому либо купите ребёнку набор нетоксичных детских теней, либо прячьтесь подальше, когда сами накладываете макияж. А ноутбук и телефон в этом возрасте не должны говорить буквы и цифры, они нужны для того, чтобы «работать, как папа», а его гаджеты преимущественно молчат.

В этом возрасте можно и нужно развивать зрительно-моторную координацию, снова зрительное восприятие, моторные навыки (велосипед, коньки, игры в мяч, вышибалы и прочие казаки-разбойники, мозаики и конструкторы, пластилин и краски). Начинаем танцевать, рисовать, придумывать и выдумывать. Именно это закрывает задачи текущего возраста — чтобы ребёнок мог перейти к задачам следующего, долгожданному чтению и письму в том числе. Если не заниматься этим сейчас — придётся вернуться к этому позже, возрастное развитие пропусков не прощает.

Но вот они, заветные семь лет. Ведущий вид деятельности — учебная, познавательная. Ликуй, родительский народ. Плачь, производитель игрушек! Мы выросли! Но не тут-то было. Родитель, который ещё вчера был готов впихнуть развивающий материал в каждого плюшевого зверя и даже детский горшок, не радуется тому, что теперь ребёнка можно просто учить. Он с тем же упорством продолжает искать развивающие игры и геймифицировать познавательный процесс. Квесты и настолки, игровые экскурсии и научные игры — всё возможное и невозможное, чтобы ребёнку было интересно.

Это чаще всего отличные экскурсии и полезные игры, но за ними нельзя забывать того, что ведущий вид деятельности теперь — познавательный.

Нельзя лишить ребёнка возможности научиться получать удовольствие от самого процесса учёбы, от познания как такового, а не его игровой формы

Полюбить учиться, а не играть — это важная задача текущего возраста и времени на её решение теперь уже действительно не так много, потому что… Потому что примерно к 11 годам ведущим видом деятельности становится общение со сверстниками.

Да, я тоже считаю, что это ужасно. Это просто уму непостижимо, что практически перед самым поступлением в институт, на финишной, можно сказать, прямой, и вдруг — общение. Ведущая. Главная. Да как это вообще возможно? А вот так. Это просто факт, и о нём нужно помнить. И знать, что недоигравшие и недообщавшиеся дети, не решившие ключевые задачи очередного возрастного периода, имеют меньше шансов добиться успеха в периоде следующем. Мозг своё потребует в любом случае.

Читайте также: