Ребенок 6 лет ворует у детей игрушки

Обновлено: 11.05.2024

1. Не пугайтесь. Через опыт воровства проходит большинство детей. Помню, как я лазила по карманам родительской одежды в поисках завалявшейся мелочи, чтобы купить мороженку или пироженку, как нашла под ковриком тайник сына с «взятыми» из дедушкиного кошелька бумажными купюрами, как подруга привела двух своих дочерей, чтобы вернуть мне, унесённые её девочками, «драгоценности» (целую горсть серёжек, колечек и брошек).

Распространенность проблемы, совсем не повод надеяться, что она "рассосётся" сама собой. Неверная реакция родителей или отсутствие всякой реакции на проступок сына или дочери приводит к тому, что нежелательное поведение закрепляется и создаёт много проблем и родителям, и детям.

2. Не называйте ребёнка вором, не пугайте тюрьмой, а дайте название поступку и назовите последствия.

2.1. Это не противоречивые советы, они легко соединяются фразой типа: «Когда человек берёт чужое, без согласия хозяина или без его ведома, это называется воровством. За воровство предусмотрено наказание - тюремное заключение». Для сравнения - другая фраза: « Ты - вор! Тебя в тюрьму посадят!» или «Если будешь воровать, то в тюрьму попадёшь!»

Используйте безличные формулировки. Употребление личных местоимений «ты», «тебя» активирует механизм идентификации: «Я вор», «Меня посадят!», «Я в тюрьму попаду!». Идентификация же запускает процесс программирования поведения ребёнка.

2.2. Наказание - не единственное последствие воровства. Поговорите с ребёнком о том, какие чувства испытывает человек, лишившийся своих вещей или денег, как этот человек относится к виновнику его проблем. Спросите: «Как бы ты относился к человеку, который тайно взял что-то ценное у тебя?». Поговорите с ребёнком о доверии, об уважении, о том, в каких конкретных поступках люди могут проявлять недоверие и отсутствие уважения к человеку, который ворует.

4. Не позволяйте ребёнку или подростку получить удовольствие от владения чужой вещью, чужими деньгами.

3.1. Для этого организуйте компенсацию материального ущерба пострадавшему из материальных средств ребёнка . Сделать это можно разными способами:

Во-первых , ребёнок может возместить ущерб из своих накоплений или ( во-вторых ) из денег, подаренных родственниками на день рождения или другие праздники. Для этого запишите нужную сумму в тетрадку. В день, когда у ребёнка появились наличные, увеличьте зафиксированную ранее сумму на какой-либо процент (как в банке) и верните деньги в бюджет семьи или конкретному человеку. Иногда стоит предварительно сообщить бабушкам, дедушкам и тётям, что у ребёнка долг перед семьёй (другим человеком), поэтому вместо игрушек и гаджетов он ждёт эквивалентные подарку деньги.

В-третьих, организуйте ребёнку или подростку возможность заработать собственные деньги и из них возместить ущерб. Отправьте сына или дочь в летние каникулы не на море, а в трудовой отряд, а из заработанных денег пусть он вернёт нужную сумму пострадавшему члену семьи (конечно с процентами, как минимум с учётом инфляции).

В-четвёртых , продайте (или сделайте вид, что продали) ценную игрушку, гаджет, принадлежащий ребёнку, и компенсируйте ущерб потерпевшему. Если вы выбрали этот способ, то уж позаботьтесь о том, чтобы ребёнок расстался с «проданной» вещью навсегда, а не нашел её через три дня (или 3 месяца) на полочке в шкафу.

*Приходилось встречаться с ситуациями, когда родителям самим жалко расставаться с вещами, которые были недавно подарены ребёнку. Понятно, что так дорого, как хочется, их уже не продашь. Решите, что для вас важнее? Какую сумму вы готовы заплатить за то, чтобы уберечь ребёнка от воровства?

В-пятых , отмените покупку запланированной ценной, но не крайне нужной, вещи, предназначавшейся ребёнку, или отмените запланированное развлечение. Этот способ мне нравится меньше других, так как девочка или мальчик лишается возможности пережить чувство потери собственной ценности. Радость хотя бы временного обладания украденным или купленным на украденные деньги может оказаться выше, чем «потеря» ценности, которую ты не держал в руках. С другой стороны, если возможность заработать или получить в подарок деньги слишком отодвинута во времени (заработать негде, Новый год закончился, а день рождения не скоро), то стоит выбрать этот вариант.

3.2. Никогда не оставляйте полученные нечестным путем вещи ребёнку и не давайте ими пользоваться даже временно . «Поиграет вечер, а утром в садике/школе вернёт» - рассуждают некоторые родители, не понимая, что таким образом подкрепляют неприемлемое поведение ребёнка.

Как поступить с незаконно полученными вещами?

Если у вещи есть законный владелец, то пусть ребёнок сам вернёт её или вы вернёте, и как можно быстрее. Будет лучше, если сын или дочь сделают это сами. Позаботьтесь о том, чтобы у ребёнка или подростка не было возможности и на этот раз солгать. А ещё, о том, что бы была названа истинная причина и принесены извинения.

*Однажды мамочка приятеля моего сына возвращала мне фотоаппарат со словами «Алексей нечаянно положил его со своими вещами и принёс домой» - было сказано при мальчике. Проблема с воровством у этой семьи не решалась очень долго

Если ребёнок купил на незаконно полученные деньги вещь, можно попробовать вернуть её в магазин или продать.

Если вернуть/продать не получается, отдайте кому угодно. Позаботьтесь о том, чтобы у сына или дочери не было возможности даже иногда держать эту вещь в руках, иначе ситуация будет работать, как позитивное подкрепление нежелательного поведения. Поэтому, не дарите и не продавайте вещь близким родственникам или друзьям.

5. Постарайтесь создать (на 3-6 месяцев ) ситуацию невозможности взять чужое. Уберите деньги в недоступное ребёнку место, скрупулёзно выясняйте происхождение появившихся новых вещей и т.п. Делайте это деликатно.

Не проверяйте на честность ! Некоторые родители стремятся «проверить» ребёнка. Например, кладут кошелёк на видное место и оставляют ребёнка одного. Не стоит этого делать. Такое поведение называется не проверкой, а провокацией. Важно создать ситуацию, когда у мальчика или девочки просто не будет возможности совершить проступок или он будет вскрыт очень быстро и ценность будет возвращена владельцу.

6. Не наказывайте ребёнка. Не кричите, не ставьте в угол, не лишайте прогулок и уж тем более не шлёпайте и не бейте. Все эти действия никак не связаны с проступком и нечему не учат.

Все выше названные пункты тоже не имеют никакого отношения к наказанию. Они преподносятся ребёнку, как естественные последствия поступка и таковыми являются.

Если случаи присвоения чужого продолжаются, то обратитесь к психологу, чтобы совместно со специалистом разобраться в причинах повторяющегося воровства и выбрать стратегию решения проблемы.

Помните о том, что любую проблему легче предотвратить, чем потом решать, поэтому интересуйтесь психологией, совершенствуйте свои методы воспитания. А чтобы получать больше полезной информации подписывайтесь на мой канал и вступайте в группу Вконтакте , Одноклассники , Facebook.

Другие статьи этого же автора:

Если статья понравилась, не забудьте поставить лайк, это хороший стимул к работе :).

Если ребёнок принёс из детского сада чужую куклу, не стоит сильно переживать и прочить ему криминальное будущее. Обычно дети воруют не потому, что они плохие или злые: чаще всего истоки кроются в отношениях внутри семьи. Более подробно о причинах и о том, что делать, рассказала психолог и сотрудник Международного института психосоматического здоровья Варвара Кислова.


Вопрос. Я заметила, что дочка (5 лет) стала приносить из детского сада какие-то неизвестные мне игрушки и дарить их младшей сестре. Призналась, что их ей якобы подарили в садике после того, как она рассказала пару выдуманных историй. Я ей объясняла, что чужое брать нельзя, да и раньше за ней такого не водилось. Объяснила, что это игрушки сада и общие: если все дети игрушки растащат, то играть будет нечем. Но она всё равно забирает не свои. После мы возвращаем их в сад, хотя видно, что она этого делать не хочет. Дома игрушек много, дарим их постоянно. Даже когда у одной дочери день рождения, другая тоже получает подарок, чтобы избежать зависти. Посоветуйте, как быть, как объяснить более внятно, если такое повторится ещё раз?

Ответ. Когда ребёнок берёт что-нибудь без спроса в детском саду, родители часто переживают, что это плохие симптомы и он станет вором. Важно знать, что с таким поведением хотя бы раз в жизни сталкиваются большинство родителей.

Для пяти лет ситуация, когда ребёнок без спроса берет чужие вещи, абсолютно нормальная. Дети в таком возрасте ещё не могут полностью контролировать своё поведение и желания. У них не сформирован волевой компонент. Это не значит, что не надо обращать на это внимания. Стоит понять, что стоит за таким поведением, чтобы помочь ребёнку освоить социальные нормы.

Причин у детского воровства может быть несколько:

1. Модель поведения идёт из семьи. Разговоры о недопустимости воровства и понятию «моё — чужое» возможны только при условии, если родители своим поведением транслируют ту же мысль.

2. У ребёнка нет личных вещей. Часто бывает, что вещи как бы его, но мама заходит в комнату, наводит порядок, по факту всё подчинено контролю родителей. Или же это общие вещи с братом или сестрой. Это не даёт сформироваться понятию «моё — чужое». Обязательно нужно, чтобы у ребёнка были какие-то личные вещи, которыми он может распоряжаться по своему усмотрению: выкинуть, подарить, прибрать или не трогать. Также он должен понимать, что у него есть как права на эту вещь, так и обязанности по отношению к чужим. То есть нужно рассказать ребёнку, где в доме лежат мамины, папины вещи, а где — его.

3. Самоутверждение. Бывает, что родители постоянно сравнивают ребёнка с кем-то, дёргают его, указывают на слабые стороны. Он пытается самоутвердиться и берёт чужие вещи.

4. Компенсация внимания. Нередко бывают случаи, когда родители заняты работой и пытаются восполнить любовь и заботу по отношению к ребёнку подарками. Так они стараются снять с себя чувство вины. Ребёнок всё равно получает мало внимания, но при этом он начинает связывать с ним вещи. С одной стороны, он может добирать внимание чужими вещами, а с другой — может воровать, чтобы обратить внимание родителей на себя хотя бы таким способом.


5 надёжных способов вырастить из ребёнка жадину

Чтобы ребёнок не воровал, нужно не создавать таких мотивов и поводов. Зная эту базу, ждать такого поведения не стоит. Конечно, существует ещё ряд причин, по которым дети начинают воровать вещи из детского сада, но они более индивидуальны и раскрываются уже в ходе психотерапии.

Если это всё-таки произошло, нужно спокойно наедине поговорить с ребёнком. Это стоит делать дома и ни в коем случае не на людях, желательно без других членов семьи. Во время разговора сделайте акцент на том, что в вашей семье это недопустимо. И ребёнок, и родитель должны быть в спокойном состоянии. Избегайте нравоучений. Это именно разговор, а не чтение морали о том, что воровство — это ужасно и ты вырастешь вором. Тогда ребёнку не остаётся ничего, кроме как оправдывать ожидания.

Нельзя спрашивать ребёнка, особенно дошкольного возраста, почему он так поступил. Дети не умеют отвечать на вопрос «почему?»

Нужно задавать конкретные вопросы и интересоваться скорее чувствами ребёнка и самой ситуацией: что ты сделал, у кого ты взял.

Затем нужно объяснить, что придётся вернуть вещь владельцу и извиниться перед ним. При этом нужно, чтобы ребёнок и владелец были наедине. Ситуация, когда родители или педагоги заставляют извиняться перед всеми, сама по себе унизительна и не несёт положительного опыта. Ребёнок потом будет думать, что даже если он украл, то извиняться — это ещё хуже и ещё более болезненно.

После того как этот эпизод прошёл и ситуация себя исчерпала, долго говорить об этом с ребёнком не нужно, потому что, если разговор был полноценный, все выводы он уже сделал.

Если воровство становится не единичным случаем, а повторяется, то стоит обратиться к психологу, потому что у этого могут быть гораздо более сложные глубинные причины, чем перечисленные выше. Родители часто боятся идти к психологу, потому что боятся услышать упрёки в свой адрес. Ведь если с ребёнком что-то не так, то в первую очередь родитель винит себя. Но хорошие психологи работают конфиденциально и целенаправленно стараются помочь, а не упрекать. И хороший психолог обязательно вас поддержит.

Опускать руки не стоит. Воспитание ребёнка зависит от нас, поэтому нужно действовать.

Ребенок 6,5 лет, девочка-ворует-берет вещи других детей в детском саду. Что делать-не знаю?
Объясняли, ругали, Но вот повторилось снова-причем уже более сложная ситуация. Как быть?
Понимаю, что в этом возрасте многие дети так делают, но за свою оч.боюсь-умна не по годам-просчитывает на 2-3 хода вперед..

Алеся у меня такая же ситуация,только моя дочь 6,6 лет ворует и выносит вещи из своего дома в школу,а также 2 раза уже своровала у меня деньги из кошелька. Я пока наказываю так: она читает написанный мною текст о воровстве и о том что она не должна делать.Читает каждый день.(если Ваша девочка читать не умеет,значит пусть слушает как читаете Вы.)Потом я ее лишила всех привилегий и удовольствий которые она получала.А также каждый день я проверяю,что она уносит из дома и с чем пришла,а если принесла ручку и сказала что ей подарили мы вместе идем и отдаем эту вещь обратно,а потом опять читаем текст о вещах которые нельзя брать.Потом ставлю в угол на 40 минут итак каждый раз.У меня дети погодки,поэтому я подключила еще сына(8лет) к контролю за ней.

у моей сестры дочь тоже баловалась.
Меры были таковы: сначала день не выходить со своей комнаты, причем устраивали какуюто движуху интересную для нее и время от времени заходя в ее комнату говорилось ей о том что если бы она не сделала того что уже сделала веселилась бы сейчас совсеми.Сразу конечно не подействовало. потом неделя, месяц , обьяснение про тюрьму что такое и почему туда попадают и сравнение со сроком наказания и отношением к человеку который там был или находится, добавили что очень любят ее и не хотят потерять, взяли обещание что это не повториться и если ей что то захочется того что у нее нет она лутше спросит , посоветуется с родителями..и происходить это должно тет а тет мама , папа, ребенок. никакой публики, в медленном темпе . сильно не давить давать время задуматься ребенку и понять что ему пытаются обьяснить в итоге переспосить ребенка что он понял.если вам перескажут ту суть что вы хотели передать то ожидайте результата если же нет попробуйте обьяснить еще раз или другими словами . но добивайтесь своего..останавливаться нельзя, переносить беседу тоже.Ребенок почувствует чтото вроде ФУХ ПРОНЕСЛО. и все на смарку.

Я где то читала, как проучили ребёнка от воровства.В очередной раз когда ребёнок что либо украв( вы это знаете наверняка)мама отвела его в детскую комнату милиции, а там с инспектором показали что бывает с детьми воришками(фото. картинки, камеры) у ребёнка от страха эту дурь мигом выбивает, в следующий раз подумает сначала брать или не брать!

А может попытаться выяснить почему ребенок присваивают ту или иную вещь? Уверена, что аналоги этих вещей у него есть. Попробовать объяснить что его вещь ничуть не хуже, той что приглянулась, а может даже лучше? Еще говорят, что дети зеркало своих родителей, Вы не анализировали свое поведение? Если на улице находите потеряное что Вы делаете? Проходите мимо? Или. А может стоит даже подбросить своему ребенку что-то на улице, вместе найти, рассказать, что тот кто потерял очень расстроится и т.д. Вместе с ребенком написать объявления о пропаже. Разыграть всю эту ситуация конечно в поучительном русле, пусть Вам подыграют соседи, знакомые. И как рад будет ребенок что он сделал счастливым человека нашедшего пропажу. Здесь же и провести аналогии с происшедшим случаем.
Если ребенок тянет что-то из дома, значит считает что дома это не нужно. Если ворует деньги - то на что он их тратит? На сладости - купите 2кг конфет и пусть ест, на всякие фенечки - вы же наверное выделяете из бюджета деньги на развлечения, игрушки и т.д., то донесите до ребенка какая это сумма и вычтите из нее украденное.
Детям нужно доверять, нужно постараться понять почему происходит та или иная ситуация. Одними наказаниями и страхом делу не поможешь.

Алеся, можно, конечно, применять разные наказания, но только это "борьба" со следствием, потому как у данного действа есть причина. У воровства есть причина, и на мой взгляд, было бы не плохо её узнать. Узнав причину и "поработав" с ней, следствие (воровство) само пропадёт, скорее всего.
"просчитывает на 2-3 хода вперед" - вы пишите, как о какм- то практичном человеке, врядли дети такими являются, всё немного проще, как я думаю.
Воровство имеет несколько причин. Вам, я думаю, надо найти ту , которая подходит вашей ситуации.
- Распостранённая - это не хватка внимания родителей или одного из родителей, забирая понравившуюся вещь - таким образом ребёнок получает позитивные эмоции, которых ему не достаёт.
- Возможно, внимания и хватает, но не такого, что надо вашему ребёнку.
- Возможно, есть что-то в усторойстве вашей семьи, что не устраивает вашу дочь и таким способом она вам об этом сообщает.
Я к тому, что тут, скорее, надо искать причну.
С уважением Илона

Ребенок взял что-то чужое. Это пугает родителей, выбивает из колеи, особенно если узнать о случившемся от «пострадавшей стороны» или тем более от третьих лиц. Как быть в такой ситуации родителю? Когда «случайность» переходит в разряд «намеренного действия»? Разбираемся вместе с семейным психологом Юлией Шияновской.


Действия в первый момент

Для начала давайте разберемся с эмоциональными переживаниями самих родителей. Стыд, страх, возмущение и прочие эмоции, которые наваливаются в первые минуты после услышанного. Примите эти эмоции. Вы имеете право испугаться, разозлиться, рассердиться и прочее. Потому что это говорят о вашем любимом ребенке. Любой расстроится или испугается в такой ситуации.

Как быть в тот момент, когда вам сообщили?

Самое главное — встать на сторону своего ребенка, потому что лучше вас этого сделать никто не сможет. Но встать на сторону ребенка не крича и оскорбляя, а конструктивно — без лишних эмоций, приняв информацию и пообещав во всем разобраться. Особенно если разговор происходит в присутствии вашего ребенка.

Начните с того , что проговорите свое удивление или первую эмоцию, которую почувствовали: «Я очень удивлен(а)…», «Мне странно слышать о таком…» и прочее, что может подтвердить не только то, что раньше такого никогда не случалось, но и то, что в вашей семье вы и ваши близкие придерживаетесь морального принципа «чужое брать нельзя». Как минимум вы такой реакцией снизите негатив «пострадавшей стороны» к вашему ребенку, а как максимум дадите своему ребенку ощущение поддержки и защиты.

После этого не стоит устраивать разбор и выяснение публично. Спросите, о чем идет речь и почему человек подумал именно на вашего ребенка. Когда ситуация для вас прояснилась — возьмите паузу. Скажите, что вы должны поговорить со своим ребенком наедине.

Как вести разговор

В разговоре с ребенком также по возможности воздержитесь от сильных эмоций. Особенно не спешите использовать слова «вор», «воровство», «кража/украл» и прочие прилипчивые ярлыки. Воздержитесь от обвинений, крика и тем более наказания «без суда и следствия».

Хорошей альтернативой станет спокойная беседа, в которой вы дадите ребенку понять, что расстроены, но готовы выслушать его объяснения.

Что делать, если ребенок семи лет ворует?

Начните со слов: «Я уверена, произошло какое-то недоразумение…», «Расскажи, что случилось…»

Когда ребенок начнет говорить, вам очень важно слушать рассказ внимательно и не перебивать.

Постарайтесь выяснить у ребенка, в чем был мотив воровства. Может быть, ребенок хотел отомстить (наказать) того, у кого взял эту вещь, может быть, хотел, чтобы у него была такая же игрушка, как у всех, может быть, хотел подарить кому-то другому, а может быть, в тот момент ребенок испугался, испытал волнение и хотел себя утешить, поэтому взял чужое. Важно узнать, почему ребенок так поступил, чтобы знать, как скорректировать его восприятие понятия «свое — чужое», «можно — нельзя». А еще — чтобы он понял, какими способами можно получать внимание и любовь друзей и родных.

После того как с ребенком проведена беседа о поступке и чувствах, обязательно проявите свою поддержку. Проговорите, что ситуация, в которой оказался ребенок, одна из самых сложных для любого человека, носит название «соблазн». Чтобы в следующий раз справится с «соблазном» взять чужое без спроса, нужно развивать силу воли, честность и добрую душу. Приведите пример из своего прошлого, как вы научились справляться с «соблазном» в своем детстве. Постарайтесь в своем рассказе донести до ребенка, что через такой опыт проходят почти все. Проведите параллель с любимым положительным сказочным героем ребенка — пусть он представит себя в роли героя, который всегда поступает честно, и скажет, что хочет отныне поступать честно и правильно.

Что делать, если ребенок семи лет ворует?

Самый важный пункт. Никогда не припоминайте и не упрекайте ребенка совершенным проступком в будущем, после того, как ситуация разобрана и исправлена.

Почему воровство в семь лет может быть признаком серьезных проблем

К семи годам нормально развитый ребенок уже способен контролировать свои импульсивные побуждения, и если этого не происходит, то родителям следует воспринять такое как серьезный звоночек, как сигнал, что с ребенком что-то неблагополучно.

Дело вот в чем: особенности психики человека таковы, что в возрасте до шести и даже до семи лет в головном мозге процессы нервных возбуждений преобладают над процессами торможения — эта возрастная особенность дошкольников носит название импульсивность поведения. В этом возрасте эмоционально-волевая сфера еще только формируется. Другими словами, у обычного ребенка в возрасте до 5–6 лет желание поступить так, как хочется в конкретную минуту, преобладает над физическим контролем своих поступков.

В ситуации высокого соблазна — «взять то, что так сильно понравилось в эту самую минуту» — совладать со своим телом и отойти, даже не потрогав предмет, ребенку бывает слишком сложно: центральная нервная система еще недостаточно созрела. Вот первопричина такого поступка.

В норме импульсивность поведения уходит к 6–7 годам, так как к этому возрасту формируется произвольность и самоконтроль.

Но если способность к самоконтролю недостаточно сформировалась к началу школьного возраста, то поведение ребенка будет отличаться от ровесников неумением управлять своими желаниями, повышенной эмоциональностью, неусидчивостью. А если к тому же есть дефекты воспитания (не привиты четкие понятия о допустимом и недопустимом), то в поведении ребенка может закрепляться импульсивное «взять» то, что хочется. Такой ребенок, как правило, не понимает последствий своего поступка. И эта ситуация уже серьезнее. Тут уже взрослым придется немало потрудиться для ее исправления.

Поэтому с малых лет важно учить ребенка тому, что такое хорошо и что такое плохо, прививать ему понятия о добре и зле, объяснять, как надо и как не надо вести себя с людьми — и на примере собственного поведения, и на примерах из сказок, стихов, историй из жизни.

А вдруг это клептомания?

Сразу скажу: до одиннадцати лет — крайне маловероятно. Но вот если ребенок старше одиннадцати, его воспитание и общение полноценные, окружение и условия жизни благополучные, а он все равно поддается желанию взять чужое, причем непредсказуемо, — тогда уже необходимо обращаться за помощью к врачам.

Ключевое отличие клептомании от криминального воровства: во-первых, человек крадет не ради выгоды. Крадет он чаще всего какие-то мелкие вещи, которые не представляют материальной ценности ни для хозяина, ни для ребенка. Во-вторых, клептоман не планирует заранее процесс самой кражи и тем более не планирует, что конкретно украдет.

Что делать, если ребенок семи лет ворует?

Если вы спросите у ребенка 11–12 лет, как он принял решение взять чужую вещь, то, скорее всего, тот скажет, что это случилось спонтанно: сначала он испытал сильную потребность, сравнимую по силе с чувством жажды или голода, отвлечься от которой в тот момент нет никакой возможности. Подобную тягу может понять заядлый курильщик, который долго не мог закурить. Потом ребенок может описать свое состояние перед кражей как предвкушение удовольствия от самого процесса.

О профилактике

• С малых лет показывайте ребенку пример того, что потерянные вещи нужно оставлять там, где их вы нашли.

• Бережно относитесь к чужой собственности: игрушка вашего ребенка — это не ваше, а значит, нужно спросить: «Можно я возьму твою игрушку?»

• Прежде чем взять «не свое» (это касается даже личных вещей членов вашей семьи), обязательно спрашивайте разрешения или уведомляйте близких о том, что вы вещь берете.

• Будьте чуткими к желаниям ребенка — подмечайте, что особенно нравится вашему ребенку из того, что есть у других детей. Обсудите с ребенком возможность приобрести желанную вещь или, может быть, получить ее в подарок на праздник.

• В ситуации, когда у вас нет возможности купить «желанную» игрушку, или если вы понимаете, что игрушка, которую просит ребенок, надоест ему очень быстро (это особенно касается различных мелких современных игрушек, так популярных среди детей), обсудите с друзьями варианты обмена игрушками. Или попросить игрушку поиграть на время, чтобы ребенок наигрался и успокоился.

• Обеспечьте ребенку личное пространство. Если ваши условия проживания слишком стесненные, то личным пространством для ребенка может стать его кровать. Организуйте ребенку стол, шкаф или ящик с крышкой, куда сможет класть вещи (а со временем — и деньги) только он и никто больше. Очень важно, чтобы у ребенка было что-то свое, чем он может распоряжаться по своему желанию сам, что никто не может у него отобрать. Ведь если у тебя нет ничего своего, как ты освоишь понятие «свое — чужое»?

• Выявляйте у ребенка способности и таланты. Наличие любимого дела, разных увлечений помогает ребенку самому ощущать себя успешным и быть успешным в глазах окружающих. Ведь человек, который знает, что он хорош сам по себе, не нуждается в дополнительном подтверждении своего успеха и нужности в глазах окружающих.

Что делать, если ребенок семи лет ворует?

• Развивайте в ребенке умение сопереживать, вставать на точку зрения другого, учитывать эмоции другого человека.

• Прививайте ребенку чувство ответственности за исполнение домашних поручений. Например, помощь в уборке игрушек после игры, или самостоятельную подготовку портфеля к учебному дню, или, если ребенок старше, помощь в покупках или уход за младшими детьми. Наделяйте ребенка ответственностью, это развивает в детях чувство самостоятельности и нужности.

Случаи детского воровства происходят не так уж редко. А вот пройдет ли такое поведение у ребенка или закрепится, в большей степени зависит от реакции родителя.

И напоследок: очень рекомендую книгу известного американского психолога Аллана Фрома «Азбука для родителей, или Как помочь ребенку в трудной ситуации». Впервые она вышла в России в 1996 году и с тех пор многократно переиздавалась. Проблема детского воровства там разобрана досконально.

На форумах часто звучат родительские крики о помощи: «Мой ребенок ворует в детском саду игрушки у других детей. Берет все, что не так лежит. Иногда воспитатели успевают это и вовремя забрать, на неделю-две это прекращается, а потом я снова нахожу под его подушкой чужую игрушку. Что делать?»

При мелких случаях родители стараются самостоятельно решить проблему, просто поговорив с ребенком. Да, беседа может помочь, но ненадолго. Что только не советуют таким родителям: запретить воровать, рассказать о последствиях этого поступка для человека, у которого ребенок украл любимую вещь, отрицательно оценить поведение малыша и так далее. Родители приходят в отчаяние, когда «мирные способы» не помогают. А делиться такой проблемой с посторонними им не хочется.


Поэтому, отчаявшись, мамы обращаются за помощью на различные форумы в интернет. Там можно найти даже четкие правила для родителей с указаниями, как нужно действовать, если ребенок украл. Вот, например, «По возможности исключить ситуации, провоцирующие воровство. Помните о том, что воровство может быть реакцией на семейное неблагополучие, ошибки в системе воспитания или ребенок просто привлекает к себе внимание». Но на самом деле, решить эту проблему родителям под силу и без посторонних советов.

В этой статье вы узнаете о том, почему дети начинают воровать, какие особенности психики таких детей и о том, как правильно развивать своего ребенка, чтобы он не стал вором.

Детское воровство

Каждая мама стремится вырастить здорового, умного малыша. И ее начинает беспокоить любой поступок ребенка, который противоречит правильному воспитанию. Просто любить ребенка бывает недостаточно. Ребенок не всегда растет таким, каким вы его хотите вырастить. Здесь нужен индивидуальный подход, как говорит педагогика.

Зачастую, мы не обращаем внимания, когда ребенок берет без разрешения конфеты с буфета. Когда мы говорим с ребенком, он обещает больше так не делать, но повторяет это снова и снова, сам не понимая почему.

Как объясняют психологи, родители допускают ошибки в воспитании детей - они провоцируют ребенка на воровство. Например, в воспитании отсутствует последовательность: в одной ситуации ребёнка наказывают, а в другой - закрывают глаза на его поступок. Или несогласованность требований взрослых, когда папа разрешает, а мама запрещает. Так же влияет пример родителей и двойная мораль - родители внушили ребёнку, «что брать чужое нельзя», а сами приносят с работы то, что «плохо лежит».

Ребёнок искренне верит в авторитет и непогрешимость родителей, поэтому следует их примеру и просто не понимает, за что его ругают, ведь он поступает, как мама и папа. Однако сами психологи говорят о том, что причины воровства мало изучены и точно неизвестны.

Индивидуальный подход в системно-векторной психологии

Системно-векторная психология Юрия Бурлана дает более точный подход к воспитанию и развитию детей. Так как делит свойства психики, из которых формируется характер ребенка на вектора. Такие свойства, как подвижность, неусидчивость, гиперактивность свойственны детям с кожным вектором.


Ребенок с любым вектором проявляет свои свойства с самого рождения. Самое первое, что делает кожный ребенок – хватает предметы, мамины пальцы или волосы – это хватательный рефлекс. У ребенка еще нет сознания и мыслей, они только начинают формироваться. С развитием у него появляются первые желания и потребности. Самое естественное желание – получать. Ребенок видит конфету и говорит: «Дай!», и наталкивается на ограничение, запрет мамы – «Нельзя».

Желание ребенка при этом никуда не уходит. Ребенок по-прежнему хочет конфету, но подчиняется маминому ограничению. У животных нет запрета на кражу – они вынуждены воровать еду, чтобы выжить. Это закон природы, закон сохранения себя. Но в человеческом сознании возникает необходимость в ограничении и законе, который это ограничение регулирует.

Поэтому логично было бы заметить, что человек не становится вором, он им рождается и остается таким, если не развивается. У ребенка это поведение нормально по природе, так как ребенок еще не развит и наша основная задача, как родителей и воспитателей – правильно развить ребенка.

Свойства психики ребенка с кожным вектором

Как говорит системно-векторная психология, ребенок с кожным вектором неусидчивый, активный, схватывает все по верхам, имеет логическое мышление и способен отслеживать причинно-следственные связи.

Основной подход к развитию таких детей – это смена деятельности. Дети с кожным вектором не наделены усидчивостью, они быстро устают от монотонной долгой работы, им надоедает долго заниматься. Поэтому ему будет интересно менять деятельность. Например, решив пару заданий, с одинаковым подходом к решению, ребенок уловит связь в решении, поэтому дайте новое задание, усложнив предыдущее. Сделайте уклон на логику и покажите причинно-следственную связь в заданиях. Это поможет развивать логическое мышление ребенка, поддерживать его интерес к занятиям.

Занятия с такими детьми обычно проходят быстро. Лучше не настаивать и заниматься не долго, а регулярно. Покажите ребенку пользу ваших занятий, для чего ему нужно что-либо делать и не забывайте напоминать ребенку предыдущие задачки.


Дети с кожным вектором обожают играть в конструктор. Строить новые модели, делать новые детали, дома – все это развивается и у ребенка останется навык, который он сможет применить, будучи инженером или строителем.

Задания на логику развивают у ребенка логическое мышление и, в будущем, он сможет реализовать свои навыки. То есть, давайте ребенку задачи на изобретательность.

Преступление и наказание. Как кожный ребенок остается вором

Кожных детей ни в коем случае нельзя бить, унижать, орать на них. Это вредит психике любого ребенка. Но ребенок, имеющий кожный вектор, наиболее чувствителен к физическому наказанию, так как имеет очень чувствительную кожу.

Битые дети мгновенно теряют ощущение защищенности и безопасности, которое он ощущает от родителей. Он чувствует агрессию, по отношению к себе от родителей и он будет искать равновесие в своих ощущениях – пытаться выжить так, как умеет, а умеет он это пока на самом элементарном уровне – собирая ресурсы, то есть хватая все, что плохо лежит. На подсознательном уровне запускается первобытная программа – сохранить себя, во что бы то ни стало.

То есть, отсутствие ощущения безопасности означает, что ребенку придется выполнять эти функции самостоятельно, то есть выживать.Но его свойства еще не развиты и ребенок еще не способен обеспечить свое выживание, например, как инженер. А его психика подает сигнал об опасности, и ему приходиться красть, чтобы выжить.

Получая первый сильный удар по чувствительной коже, ребенок снимает стресс, пользуясь этой бессознательной программой – он подворовывает по мелочам (конфеты, игрушки, а позже и деньги). Когда удары продолжаются – это поведение осознается ребенком как единственное, которое помогает выживать. Таким образом, воровство ребенка – это сценарий выживания самостоятельно, поэтому физические меры воспитания только усугубят ситуацию и проблема усложнится.


Когда вы наказываете кожного ребенка – объясните за что это наказание, причины наказания. Самое безопасное для психики наказание – это ограничение ребенка во времени и пространстве. То есть, поставьте его в дальний угол, укажите точное время пребывания ребенка в штрафном углу, ограничьте общение с ним во время пребывания его в наказании.

И ни в коем случае не поддавайтесь на соблазн смягчить наказание и отпустить ребенка раньше времени – он сразу уловит это и будет манипулировать обещаниями, которые не будет сдерживать. Очень важно держать свое слово, иначе вы подадите ему пример, который обязательно будет использован против вас сами. Важно четко дать понять, что его поступок соответствует его наказанию и не может быть прощено.

Дисциплина – заданное свойство кожного вектора

Кожный вектор дает обладателю способность к дисциплине и самодисциплине. Это задано природой, но не обеспечено. Развивать это свойство должны взрослые в период с трех до пятнадцати лет. Уже после 6 лет ребенок учится применять полученные ранее навыки, и если этот навык не привить, то нечего будет и развивать. Поэтому стоит позаботиться об этом заранее, в дошкольный период.

Это один из важнейших навыков кожного вектора. Чтобы помочь ребенку развить эти навыки, установите для него расписание, режим дня и следите за их исполнением. Родителям важно понимать, что доброта и снисходительность идет ребенку во вред и не дает правильно развиваться.

Хороший стимул для развития кожника – это соревнование и конкуренция. Быть на первом месте и быть быстрее всех – вот что имеет смысл для кожника. Необходимо поддерживать в ребенке стремление к здоровой конкуренции. При правильном подходе это станет для ребенка хорошим подспорьем для конструктивной зависти и заложат фундамент для новых успехов и побед в будущем. Превращая свою зависть в полезную деятельность, ребенок сможет достичь успеха в карьере или своем деле.


Итак, как утверждает системно-векторная психология Юрия Бурлана, только в период с 3-х и до 15-ти лет человек способен развить свои свойства. То есть, имея приобретенные навыки в раннем детстве, он и будет двигаться дальше по жизни к успеху.

Поэтому в воспитании любого ребенка важно дать ему необходимое развитие. При поддержке родителей ребенок сможет научиться всему, что необходимо для его полноценного развития.

Только реализованный человек сможет получать наслаждение от жизни. Поэтому, прежде всего, помогите своему ребенку правильно развить свои свойства.

Вот что пишут об этом люди, прошедшие тренинг:

«Кожный ребенок от природы ловкий и изобретательный, прекрасно отзывается на ласку, массаж. Очень любит коммуникации, быстро адаптирует новые ситуации, любит смену обстановки, поездки. И это не случайно, т. к. можно вырастить из него хорошего менеджера, маркетолога, бизнесмена, предпринимателя, поддерживающего постоянные коммуникации и способного принимать быстрые решения. Для тренировки этих свойств не держите его дома с бабушкой, а отведите в сад, пусть учится ранжироваться, договариваться, налаживать полезные связи. Физкультура, эстафеты, музыка, ритмика, танцы, счет – там он будет «ПЕРВЫМ!» Создайте ему конкурентную среду, чтобы он буквально кожей чувствовал конкуренцию среди сверстников, чтобы стремился быть ПЕРВЫМ! Учился выполнять сообща коллективные задачи, и конечно же соблюдал режим, это отличное «лекарство»»
Анастасия А., архитектор

«На сегодняшний день выбор занятия для ребенка, как правило, определяется желаниями родителей, где каждый исходит из своих внутренних побуждений больше, чем из реальных наклонностей ребенка. Узнавая детей по векторам и точно дифференцируя склонности к определенным видам деятельности, родители и педагоги получают возможность избежать множества ошибок. Так, например, пользуясь знаниями Системно-векторной психологии, педагог может набирать группы (любой направленности) качественно, т.е. направлять детей по их свойствам и интересам»
Анастасия Геннадьевна Д., педагог-живописец

Автор: Виктория Павлович, гувернер, воспитатель

Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Читайте также: