Ребенок берет игрушки в рот

Обновлено: 18.04.2024

Трудно давать советы, когда ты не видишь ребенка, не располагаешь подробностями его поведения, особенностями развития и не знаком с его окружением. Об этом я написала Еве. Но читательница настаивает на ответе, без опоры на конкретного ребенка.

Вопрос Евы заканчивался вопросом: «Как с этим бороться?».

Бороться как раз не надо. Прежде всего надо понять причину такого поведения и помочь ребенку.

Познание мира – оральная стадия

Надо понимать, что ребенку до 18 месяцев (1,5 года) тянуть все в рот это нормально. Ребенок в этом возрасте активно познает окружающий мир, в том числе через слизистую рта и губ. Для ребенка в возрасте 2-3 лет исследовать новые предметы, пробуя их на зуб тоже допустимо.

Но когда ребенок постоянно грызет ногти, кожу вокруг ногтевого ложа, ручки, карандаши, или тянет в рот все, что попадается под руку в 5 или 10 лет, это говорит о наличии у него психологической или неврологической проблемы.

Само не пройдет. Если ругать, высмеивать, запрещать, то ситуация только усугубится.

Психологические проблемы

Причинами того, что ребенок постоянно что-то тянет в рот могут быть:

  • повышенный уровень тревожности;
  • неумение выразить свои чувства, эмоции, в том числе и скрытую агрессию;
  • психотравмирующее событие в семье (развод родителей, связанные с ним разного рода манипуляции,ссоры, драки)
  • завышенные требования к ребенку со стороны родителей, когда ребенку трудно оправдать родительские ожидания,
  • гиперконтроль со стороны родителей, высокая загруженность ребенка дополнительными развивающими занятиями;
  • регресс на фоне какого-то травмирующего события, например, после появления второго ребенка в семье возвращается оральная фиксация (так ребенок пытается себя успокоить).

В таких случаях нужно понять, что происходит в семье. Необходимо отложить все дела (ребенок должен видеть, что вы в нем заинтересованы), сесть на уровне глаз ребенка, установить зрительный контакт и поговорить с ребенком о его чувствах и переживаниях. Дайте вашему ребенку почувствовать, что вы его любите и готовы всегда прийти на помощь. Ф

Создайте теплую, доброжелательную атмосферу в семье. На основе интересов ребенка организовывайте общесемейные события, мероприятия. Это могут быть совместные настольные и подвижные игры, семейные обеды, поездки, экскурсии.

Категорически стоит избегать фраз:

«Такой большой, а руки во рту» или «Убери руки!». Подобные команды только усугубят ситуацию. Не требуйте обещаний «больше так не делать», потому что обещание попросту невыполнимо.

Помните, что обращаться за помощью к психологу не стыдно. Стыдно игнорировать проблему, которая может испортить жизнь вам и вашему ребенку.

Неврологические проблемы

Тянуть руки в рот, грызть и облизывать игрушки, карандаши и другие несъедобные предметы может быть патологическим поведением связанным с нарушением сенсорной обработки орального механизма.

Оральный сенсорный механизм (чувствительность ротовой полости, языка, губ) делится на две категории: гипочувствительность и гиперчувствительность .

При сниженной чувствительности (гипочувствительности) ребенок из-за пониженного тонуса мышц не чувствует, что происходит у него в полости рта. Такое «онемение» может вызывать трудности при кормлении. Ребенок не может в полной мере создавать пищевой комок и проглатывать пищу, поэтому может давиться едой.

Недостаточная чувствительность в полости рта может также привести к тому, что в ротовой полости и вокруг рта могут находится остатки пищи, который ребенок «не замечает», гиперсаливация (повышенное слюноотделение).

Также это может вызывать серьезные нарушения произносительной стороны речи.

При низкой оральной чувствительности ребенок может неосознанно ее повышать: требовать более острую пищу, тащить и грызть разнообразные съедобные и несъедобные предметы в рот, поскольку гипочувствительность может заставить ребенка стать любителем острых ощущений, т к. мозгу требуется множество сильных раздражителей, чтобы зарегистрировать хотя бы один из них. Возможно, случай с ребенком Евы один из таких.

При пониженной чувствительности следует проводить специальную терапию для повышения чувствительности.

Ребенку, который нуждается в усилении контактов с сенсорной сферой, необходимо, наоборот, ощущать как можно больше раздражителей.

Такими раздражителями могут стать:

  • твердая и грубая пища (морковь, сельдерей, сухарики и сушки)
  • специальные активизирующие пальцевые массажи щек, губ, языка
  • массаж языка детской зубной щеткой (смотрите видео-консультацию)
  • регулярное использование детской электрической щетки по ее прямому назначению
  • использование специальных вибромассажеров с насадками, которые не пугают детей и могут помочь в получении нового сенсорного опыта в

При гиперчувствительности дети напротив крайне чувствительны к любым воздействиям.

Даже малейшее прикосновение может быть для них неприятным и даже болезненным, что может привести к неприятию еды определенной текстуры, придирчивостью в выборе еды, что в целом приводит к задержке развития навыков кормления, и общей задержке речевого развития. Дети при логопедическом воздействии могут испытывать неприятные и даже болезненные ощущения.

Какой бы ни была природа чувствительности у вашего ребенка, стоит помнить, что все дети разные, и единого рецепта для всех не бывает. Как всегда, советую консультироваться у специалистов.

Ставьте 👍, если статья была полезной. Пишите комментарии под статьей.

Подписывайтесь на канал , чтобы не пропустить новые публикации.

Телеграмм-канал « Логопед дает совет» поможет знакомиться с полезными публикациями с самого начала создания канала.

Попробуем разобраться, откуда у младенца привычка все пробовать на зуб и как от нее избавиться.

В норме малыши до 1,5–3 лет все тянут в рот. Хотя все индивидуально, и границы могут размываться. Тяга эта объяснима. Во внутриутробном периоде ребенок получал все необходимые вещества через пуповину. После рождения еда начинает поступать через рот, и становится жизненно важно освоить оральный способ ее получения. Так что эта часть тела на данном этапе действительно приобретает совершенно особый статус. И это биологически обоснованная перемена. Однако через рот поступает не только пища. Почти все удовольствия, которые может раздобыть для себя младенец, связаны с сосанием. А это удовлетворение голода и утешение в печали. Ведь, когда надо успокоиться, ему тоже требуется грудь. Рот ассоциируется у ребенка с положительными эмоциями. И тянуть все в рот ему очень даже нравится. Чего не скажешь о родителях.

Орган чувств

Помимо главного предназначения рот в определенном смысле превращается в еще один и очень важный орган осязания. С его помощью малыш пробует этот мир на вкус. В прямом смысле слова. Ребенок при помощи языка и губ узнает о свойствах самых разных предметов, при этом в зависимости от их вкуса и текстуры испытывает как положительные, так и отрицательные эмоции. Взаимоотношения с мамой и возможность удовлетворить свои потребности на данном этапе формируют базовое доверие либо недоверие к миру и к людям.

Тянуть в рот все, что только попадает к ним в руки, дети начинают ближе к 5–6 месяцам. Так они знакомятся с предметным миром, что в конечном счете будет способствовать зарождению самостоятельности.

Полезные тренировки

Первые два месяца ребенок пробует все на вкус, непосредственно подтягиваясь ртом к объекту исследования, а после третьего месяца жизни и до 1,5–3 лет уже рука все подносит ко рту. На этом этапе активно развивается как крупная, так и мелкая моторика. Чтобы предмет поднести ко рту, к нему нужно приблизиться (подползти, подойти, подтянуться) и крепко схватить, далее поднести ко рту.

На освоение речи эта «вредная» привычка тоже влияет. Когда малыш все тянет в рот, он тренирует мышцы языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба, которые участвуют в артикуляционной деятельности.

Оральная стадия

Зигмунд Фрейд выделил пять стадий психосексуального развития личности, и первую из них он назвал оральной. Свою теорию он выдвинул более века назад, тем не менее некоторые ее постулаты актуальны и на сегодняшний день. Эти особенности тоже стоит учитывать, подбирая воспитательные тактики для контроля и надзора за «вредной» привычкой.

0 месяцев — 1, 5 года

Оральная стадия, по Фрейду, охватывает возраст с рождения до полутора лет. По современным представлениям сюда относятся период младенчества (от 0 до года) и раннего детства ребенка (с 1 до 3 лет). Оба этапа — время активного сенсорного развития. Сейчас тренируются все органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.

Параллельно малыш остро нуждается в тесном и искреннем эмоциональном контакте со значимым взрослым. Чаще всего с мамой, а если она отсутствует по каким-то причинам, то с замещающим ее человеком — папой, бабушкой, няней. В этот период очень важно целовать, обнимать, гладить ребенка. Если у мамы с малышом тесная связь не выстраивается, он может начать отставать в развитии.

На этой стадии закладываются основные установки: зависимости/независимости, доверия/недоверия в отношениях с людьми, чувство опоры/уверенность в невозможности получить помощь от других людей. То есть идет закладка базисного доверия к миру и к людям. На этом этапе ребенок сосет мамину грудь, чувствует нежность и любовь по отношению к себе.

ребенок лежит на животе с игрушкой во рту

После рождения ребенок каждым своим шагом и движением начинает знакомиться с окружающим миром.

Многих мамочек волнует вопрос, как отучить ребенка брать все в рот, ведь с полугода это явление стабильное и постоянное. Не стоит паниковать и действовать без анализа ситуации.

Давайте обсудим этот вопрос подробнее.

Причины: почему ребенок тянет все в рот?

Большинство мам очень четко видят, что в районе 5–6 месяцев ребенок постоянно тянет все в рот. Для этого возраста — это нормально и естественно.

У человека, в том числе и малыша, во рту находится огромное скопление нервных окончаний. Именно с помощью этой чувствительной зоны малыш пытается познавать окружающий его мир на вкус.

Даже, если ребенку год, и он все тянет в рот, расстраиваться не стоит. До 2–3 лет такой способ знакомиться с окружением может остаться самым главным.

На заметку! Поводом для паники и беспокойства, наоборот, должно стать то, что кроха не пытается исследовать окружающие его предметы, не делает попыток облизать игрушки.

Еще одной не менее распространенной причиной, почему дети все тянут в рот, является физиологическая особенность детского организма в этом возрасте.

С 4–5 месяцев начинаются процессы прорезывания зубов. Десна чешутся и болят, а с помощью посторонних предметов ребенок попросту их чешет, облегчая свое состояние. Подробнее о прорезывании зубов у детей>>>

Психологический аспект

Кроме физиологических особенностей детского организма, есть еще и психологическая сторона. Дети могут тянуть руки и различные предметы в рот из-за нехватки внимания со стороны взрослых.

Отправляя в рот свои пальчики и руки, кроха пытается удовлетворить свой сосательный рефлекс. Именно с ним ассоциируется любовь и внимание мамы. Когда этого не хватает, в ротик попадают разные предметы.

Особенно часто такой момент ощущается у детей старше 3 лет.

Поэтому стоит присмотреться к своему ребенку, и понять истинную причину. Ведь любовь и забота — это главные потребности ребенка, без которых он чувствует себя покинутым и одиноким. Изменить ситуацию могут только родители.

Стоит быть осторожным с народными методами, которые использовались ранее для того, чтобы отучить ребенка тянуть пальцы и предметы в рот.

Многие пробуют мазать руки горчицей, перцем. Конечно, избавиться от внешних проявлений может и получится, но проблема останется внутри у малыша.

Этапы познания мира на вкус

Процесс познания окружающего мира у младенца происходит постепенно. После того, как он начинает осознанно двигать ручками, то первыми в ротик попадают именно пальчики.

Затем кроха стремится попробовать на вкус всю свою руку. В этом случае родители видят ребенка, насасывающего кулак. Иногда дети так глубоко засовывают всю ладонь, что может произойти рвота.

Более подробно об этапах познания своего тела, развитии и воспитании смотрите интернет-курс Мой любимый малыш: секреты развития и воспитания ребенка до года>>>

Но наибольшая активность в сфере изучения мира на вкус начинается с полугода, когда ребенок садится и может самостоятельно брать посторонние предметы.

Отправляя попавшую в руки вещь в рот, ребенок составляет о ней определенное впечатление. Причем не только о ее вкусе, но и о форме и структуре.

Стоит запастись терпением, так как чаще всего этот период познания продолжается приблизительно до 2 лет. Некоторые дети отвыкают быстрее.

Важно! Для детей до 2–3 лет привычка брать все в рот вполне естественная, поэтому бороться с ней не то что бессмысленно и бесполезно, но даже вредно.

Но все же важно знать, как отучить ребенка брать руки в рот, ведь в дальнейшем это может перерасти во вредную привычку.

Как отучить малыша совать все в рот

Как уже было отмечено, к особенности малыша в раннем возрасте стоит относиться снисходительно. Но многих родителей беспокоит больше вопрос гигиены и безопасности.

Чтобы малыш не навредил себе, пока будет исследовать окружающий мир на вкус, следует придерживаться простых правил. И вопроса, как отучить ребенка тащить все в рот, возникать не будет.

Не стоит ругаться

Основным двигателем детей в развитии является их огромное любопытство. Не стоит отбирать у ребенка предметы, которые он берет, а тем более, ругать его за это.

Если постоянно запрещать ему изучать окружающий мир, то постепенно у малыша пропадет желание к обучению. Бороться с этим, когда ребенок пойдет в школу, будет очень сложно.

В первую очередь безопасность

После того как стало понятно, почему ребенок все тянет в рот, важно обеспечить ему полную безопасность и гигиену. Это самый правильный и основной момент.

Из окружения малыша следует исключить все опасные предметы. Ему должны быть доступны только безопасные игрушки и предметы. Естественно, в пределах доступности не должно быть мелких частей игрушек, которые можно проглотить.

Не стоит говорить о том, что все игрушки и предметы, которые могут попасться исследователю на пути должны быть чистыми. А так, пусть изучает и знакомится.

Время обучения

Период, когда малыш с интересом берет все в ротик, можно использовать в воспитательных целях.

Это прекрасное время, чтобы познакомить его с таким важным словом, как «нет». Если во рту малыша оказывается что-то непозволительное, то забирать стоит с четкими словами: «Нет, опасно». И предложить то, с чем можно поиграть.

Важно! Это не значит, что с первого раза ребенок будет слушать и поймет значение этой фразы, но постепенно он поймет, что от него родители добиваются запретом.

Для годовалых детей вопрос постановки границ является первостепенным. Ведь ребенок уже не находится у вас на руках, он свободно перемещается по квартире и у вас должна быть выработана система правил и запретов, обеспечивающая безопасность ребенка.

О границах, запретах и обучении ребенка слушаться маму, смотрите интернет-семинар Мама — главная! – курс о том, как повысить свой авторитет и распрощаться с детскими капризами.

Приобретение прорезывателя

Если причиной того, что в рот попадают все предметы без разбора, а малыш их грызет, стало прорезывание зубов, то просто «нет» тут не поможет.

Облегчить боль и зуд малышу, могут помочь специальные прорезыватели. Это резиновые игрушки, которыми малыш чешет десны. Они ускорят процесс роста новых зубов.

Рекомендации

Вот, что вы можете предпринять:

  1. Если в комнате есть предмет, который реально нельзя брать в рот, то его стоит вообще убрать из поля зрения ребенка.
  2. Облегчить боль и зуд десен помогут не только специальные игрушки, но и гели (читайте подробнее о гелях при прорезывании>>>)
  3. Игрушки, которыми постоянно пользуется малыш, следует каждый день мыть, а мягкие — периодически стирать.
  4. В запретах и разрешениях нужно быть последовательным, если один из взрослых что-то запрещает, то второй это разрешать не должен. Если «нет», то всегда «нет». И наоборот.

Получается, что задаваться вопросом, как отучить ребенка совать все в рот лет до 2 даже не имеет смысла. Ваша задача – обеспечить познавательную и интересную среду для ребенка. А также следить за безопасностью, вовремя пресекая засовывание в рот опасных предметов.

ребенок лежит на животе и сосет пальцы

Ох, сколько маминых волнений связано с этой проблемой! Одни считают это вредной привычкой, другие тревожатся по поводу вредных бактерий, третьи волнуются о будущем прикусе.

На самом деле, такая ли это трагедия — руки во рту у ребенка?

Физиология или психология?

Прежде, чем решать, хорошо это или плохо, давайте выясним, какие причины вызывают у крохи желание сосать пальчик или кулачок. Почему ребенок все время держит руки во рту?

Причин тут несколько, и поверьте, ни одна из них не указывает на некую патологию или неполноценность малыша:

Сосание рук — способ для карапуза первых месяцев жизни нормализовать работу нервной системы, находящейся теперь в постоянном окружении большого числа внешних раздражителей.

К тому же, в недолгие минуты бодрствования кроха еще физиологически не может занять себя чем-то другим:

  • рассматривать;
  • дотягиваться;
  • брать предметы в руки;
  • еще как-то манипулировать ими.
  1. Удовлетворение природного сосательного рефлекса — основного для маленького человечка.

Особенно остро эта проблема стоит у искусственников, не имеющих возможности сосать столько, сколько требует природа. Подробнее о рефлексах новорожденного>>>

Очень часто у ребенка руки постоянно находятся во рту по причине того, что ему не достаточно молока. Смотрите интернет-курс Секреты грудного вскармливания>>>

С точки зрения психологии — это основная причина сосания рук младенцами. Поскольку первый год их жизни — особая, оральная стадия изучения мира, когда они естественным образом познают действительность через рот:

  • различают температуру;
  • фактуру;
  • вкус предмета.

Ведь губы и язык ребеночка в несколько раз более чувствительны, чем кожа рук.

  1. К 4–5 месяцам у многих деток к этому списку добавится еще и прорезывание зубов. Но в этом случае они начинают неистово давить и тереть десны кулачками, а не просто сосать пальцы.

Как видите, исследовательская и сосательная деятельность малыша становится все шире с возрастом:

  • ребенок в 2 месяца сосет пальчик, затем — кулак;
  • к 3 месяцам он находит свои ножки;
  • 4–5 месяцев — период познания своих половых органов путем трогания;
  • в 9–10 месяцев ползунок изучает тактильные возможности своей спины: трется ею о стену или о мамино колено.

Чтобы помогать ребенку правильно проходить этапы познания своего тела, смотрите интернет-курс Мой любимый малыш: секреты развития и воспитания ребенка до года>>>

Здесь я хочу успокоить очень трепетных мамочек: не волнуйтесь по поводу того, что малыш подхватит кишечную инфекцию, обсасывая руки:

  1. Так микрофлора его кишечника постепенно знакомится с разными видами бактерий.
  2. Перестает быть стерильной.
  3. Учится бороться с патогенной флорой.

Ведь маленькие руки — гораздо меньшее скопище микробов, чем, например, облизанная мамой соска, игрушка, забытая пару недель назад под кроватью, или горшок.

Вполне возможно, со временем он потянет в рот и их.

Да он же голоден!

К концу третьего месяца жизни у малыша набирает силу сосательный рефлекс.

На заметку! Когда ребенок 3 месяцев сосет палец, порой бывает сложно понять — голоден он, или просто увлечен удовлетворением рефлекса, познанием реальности.

Как почувствовать разницу? Понаблюдайте за малышом.

Если он блаженно посасывает руку — все нормально.

Если же кроха яростно, неистово насасывает ручку — это может быть как простым проявлением высокой активности крохи, так и показателем голода.

Возможно, вы не так часто прикладываете его к груди, как требуется.

Важно! Когда малыш с жадностью сует свою руку в рот и буквально набрасывается на нее (особенно, если при этом еще и капризничает), не гадайте: голод или не голод. Приложите ребеночка к груди.

Если он начинает с жадностью сосать — сто процентов это — голод. Если же карапуз спокойно отворачивается от груди и снова отправляет в рот пальчики — не мешайте человеку заниматься познанием мира.

Если вы видите, что руки во рту у ребенка 3 месяцев, и при этом взгляд малыша затуманивается, тело расслабляется, скорее всего ребенку пора спать.

Будет лучше, если вы предложите грудь, и малыш заснет с ней. Ведь основные длительные сосания в этом возрасте происходят вокруг снов.

Если ребенок плохо спит, засыпает долго и с плачем, смотрите интернет-курс Спокойный сон малыша 0–6 месяцев>>>

Когда и зачем отучать?

Я уже сказала, что до года сосание рук — явление абсолютно нормальное. Но кто-то из вас может мне возразить: вы же сами говорили, что после 3 месяцев у детей начинают вырабатываться устойчивые привычки!

А стоматологи, к тому же, стращают неправильным прикусом.

Согласна, о привычках говорила. Но в данном случае — речь не о вредных привычках, а о физиологически и психологически обусловленном процессе.

Поэтому, если ребенок 4 месяцев держит руки во рту — ничего опасного или вредного в этом нет. Тем более, не стоит отучать кроху от обусловленного природой действия.

После года ребеночек научится другим способам познания мира, действий с предметами, организации своего досуга. И сосательный рефлекс постепенно угаснет сам.

Вот и все на сегодня. Если у вас остались какие-то вопросы по этой теме, задавайте их в комментариях!

ребенок сосет палец в шляпе

Моему сыночку 2.5 месяца. Все чаще стала замечать, что ребенок берет пальцы в рот. Сначала это происходило только во сне, теперь все чаще и чаще. Что делать? Отучать пока не поздно или ждать. Не хотелось бы, чтобы это закрепилось, и перешло во вредную привычку.

С подобной проблемой сталкиваются многие родители. Но не все знают истинную причину такого поведения. А главное, что причин несколько, и они отличаются в зависимости от возраста малыша.

В статье расскажу, когда беспокоиться не стоит, а когда необходимо задуматься и принимать меры.

Особенности психологии младенцев

В первые месяцы ребенок может случайно положить пальцы в рот, облизать их, исследовать свои ручки, но такое бывает редко.

А вот с 1.5–2 месяцев вы все чаще можете видеть, что младенец сосет пальцы, или пытается засунуть в ротик кулачок. Подробнее о том, что должен уметь ребенок в 2 месяца>>>

Внимание! Если в этот момент вы понимаете, что давно не давали грудь ребенку, и он явно показывает сосанием пальцев, что голоден, его сосательный рефлекс нуждается в удовлетворении, сразу дайте грудь малышу.

Часто бывает, что неграмотные люди пишут в статьях — в случае, если ребенок сосет пальцы — дайте ему пустышку, ведь это альтернатива для удовлетворения сосательного рефлекса.

Но дело обстоит иначе — первый год является определяющим в общем отношении ребенка к жизни и миру.

Если каждый раз при неприятных ощущениях, вместо живого внимания, маминых объятий, знакомых запахов и маминых рук ребенок оказывается в коляске или кроватке с пустышкой во рту, то он делает вывод, что мир жесток, и не отвечает взаимностью.

Получить расслабление и спокойствие мы можем лишь с живым человеком.

Представьте себя в такой ситуации: у вас произошла неприятность, вам обидно и вы плачете. В этот момент ваш любимый муж, вместо объятий и простого человеческого участия, сует вам в руки салфетку и уходит из комнаты, оставляя одну.

Что бы вы почувствовали? Вы бы получили поддержку? Понимание? Вас бы устроило такое отношение?

Поэтому не нужно давать ребенку пустышку, если вы видите, что сосание пальцев — это просьба о контакте, близости или потребность в сосании груди.

Что еще может вызывать дискомфорт у малыша?

Ребенок берет пальцы в рот при следующих ситуациях, вызывающих психологический дискомфорт:

  • чувство голода;
  • хочет пить;
  • переложили в незнакомое место;
  • остался один;
  • слышит незнакомые, резкие, громкие звуки;
  • у незнакомого человека на руках.

В этих ситуациях, ребенок засовывает пальцы в рот, чтобы расслабиться.

Когда ребенок сует пальцы в рот в 3 месяца и старше, такое поведение связывают с физиологическими временными проблемами: распухшие десна, режутся зубы. Это состояние вызывает у него дискомфорт, и бороться с этим не нужно.

Предложить ребенку резиновые игрушки, специальные колечки-прорезыватели. Сосание пальцев в младенческом возрасте никаким образом не влияет на прикус. Подробнее о прорезывателях для зубов>>>

На заметку! Кроме того сосание стимулирует в мозгу крохи «центр удовольствия», вырабатывающий эндорфины: гормоны радости.

Познание своего тела

Есть еще одно объяснение, почему ребенок сует пальцы в рот. Но об этой причине стоит говорить только тогда, когда ребенок находится в младенческом возрасте.

Чаще всего ребенок сует пальцы в рот в 2 месяца, именно с этого возраста кроха начинает контролировать свои движения, находит в первую очередь свои руки.

Оральная стадия развития

Главным источником удовольствий и познания мира вокруг себя является рот. Эта стадия длится с рождения и до годовалого возраста.

Это период частых прикладываний к груди, и основное питание ребёнок получает из материнского молока. Читайте о правильном прикладывании ребёнка к груди>>>

В этот период ребенок все познает через рот: любой предмет, который попадает в руки ребенку, вначале ребенок потянет в рот. Это нормально!

Важно! Не нужно это лечить или забирать у малыша предметы, отводить руки изо рта. Лучше позаботьтесь о том, чтобы предметы были чистыми и малыш не подхватил кишечное расстройство.

Если ребенок испугался, ударился, то на оральной стадии развития, самое эффективное действие — это приложить его к груди. В процессе кормления ребенка покачивают, утешают, это помогает снять напряжение.

Кроме этого идет формирование установок касательно внешнего мира: доверять или не доверять, пребывания в зависимости или независимости, закладываются основы любви.

В период оральной стадии ребенку рядом необходима мама, ее забота, внимание и любовь.

Если малыш лишен этого — ему недостает эмоциональной подпитки, контакта физического — он может застрять на оральном этапе. И еще долго не расставаться с этой привычкой, которая после перерастет во вредную.

Чтобы понимать правильный ход развития ребенка, верно реагировать на его поведение, такое как сосание пальцев, изучение своих половых органов, смотрите интернет-курс Мой любимый малыш: развитие и воспитание ребенка от рождения до года>>>

Сон с пальцем – нужно ли переучивать?

Большинство родителей может заметить, что ребенок засыпает с пальцем во рту. Часто так делают дети в возрасте от 1.5 до 4–5 месяцев.

Что делать, отучать или оставить как есть?

По идее, пока ребенку не введен прикорм, лучше, чтобы ребенок засыпал, посасывая грудь, а не палец. Это связано с тем, что в 3–5 месяцев ребенок очень сильно отвлекается на окружающую обстановку и плохо сосет грудь.

Читайте о развитии ребёнка 5 месяцев в статье Что должен уметь ребенок в 5 месяцев>>>

Основные кормления происходят вокруг снов и во сне. Если малыш начинает засыпать с пальцем во рту, то это может грозить низкими прибавками веса, а это уже проблема.

Если же ребенок хорошо набирает вес и, при этом, засыпает с пальцем во рту, то здесь вы можете действовать на свое усмотрение: иногда позволять заснуть с пальцем, а иногда забирать пальчик, заменяя его на грудь или другие расслабляющие малыша способы.

Подробнее о том, как помочь ребенку сладко и крепко спать, смотрите в интернет-курсе Спокойный сон малыша от 0 до 6 месяц>>>

Сосание пальца в 1–3 года

До 2 летнего возраста в таком поведении нет ничего плохого. Даже существуют преимущества, описанные выше.

Трудность состоит в том, что чем старше малыш, тем труднее его отучить.

Внимание! Сосание в 2 или 3 летнем возрасте должно вызвать тревогу. Подобные действия в возрасте старше 3–4 лет могут привести к стоматологическим и речевым проблемам.

Прежде чем приняться за дело, нужно понаблюдать за ребенком, выяснить причину такого поведения. Важно заметить, когда малыш это делает и понять почему.

Более взрослый ребенок тянет палец в рот от скуки, ему просто нужно развлечься. Читайте интересную статью Чем занять ребенка в 1,5 года>>>

Также одной из причин может быть пребывание в стрессовом состоянии. Таким поведением он успокаивает себя.Ведь на подсознательном уровне, еще в утробе, палец был символом спокойствия и защиты.

Часто ребенок так реагирует на раздражение, тревожность мамы или папы.

Нужно ли бороться с сосанием пальца у ребенка старше 2–3 лет? Да, если такое поведение переходит во вредную привычку.

Как отучить ребенка от пальца во рту, если он уже подрос, а привычка осталась?

В случае, когда у малыша эта привычка закрепилась нельзя:

  1. Ругать и кричать – он еще больше замкнется в себе, будет прятаться, и продолжать успокаивать себя подобным образом (читайте важную статью Как не кричать на ребёнка>>>;
  2. Бить по рукам, щипать;
  3. Громко кричать и пугать;
  4. Мазать горчицей (он может потереть глаз, случится ожог).

На заметку! Рекомендуется взять малыша за ручку, гладить ладошку, рассказывать какую-либо историю. Важно отвлекать внимание от плохой привычки.

Можно предложить игрушку на время сна. Обнимая ее, малыш может засыпать.

Альтернативой сосания пальцев должен быть телесный контакт с близкими людьми:

  • объятия;
  • поцелуи;
  • держание за руку во время прогулки, совместного времяпровождения.

Если ребенок достаточно взрослый, мягко напоминать ему убрать пальчик. Можно делать это в игровой форме: побороться с ним, ласково пощекотать и т.д.

Подробнее о налаживании контакта между ребенком 1–4 лет и родителями, смотрите в интернет-курсе Послушание без криков и угроз>>>

Если видите, что ситуация ухудшается, а самостоятельно найти причину не получается, то стоит обратиться за очной психологической помощью.

Читайте также: