Ребенок боится игрушку что делать

Обновлено: 24.04.2024

Моему сыну 3года. С прошлого года стал бояться игрушек, работающих на батарейках и со звуками.
Т.е. машинки, танки, кораблики на батарейках вызывют истерику у ребенка. он рыдает, просит выключить и все такое. Я стараюсь прятать от него такие игрушки, а муж считает что надо наоборот часто показывать и давать играть, тогда привыкнет. Но он доводит сына до истерики, которую успокаиваю я минут 20.
Добавлю, на прошлое день рождения было подарена машинка молния маквин. Вот после нее все началось. Спрятали, после 4-5 месяцев нормально стал играть, потом опять стал бояться. Чего боится, в чем проблема не говорит. Требует спрятать, выкинуть, подарить другим детям, только чтобы он не видел и не слышал.

Вот и что делать?

Оставьте ребенка в покое! Я в детстве боялась миксера и пылесоса. Младший сын. До истерики не боялся, но страшно не любил шумрвые эффекты в игрушках. Со временем это пройдет. Неужели так принципиально для папы? А врачи говорят, что некоторые шумовые игрушки могут вызвать судороги.

выкинуть, подарить другим детям, только чтобы он не видел и не слышал :)

Обыкновенные детские страхи. Может быть, какая-то ассоциация. Думаю, что не стоит вышибать клин клином и "приучать" к подобного рода игрушкам. Пройдёт при взрослении. Мой ребёнок примерно в этом же возрасте жуть как боялся двух мест из мультфильма "Сказка о золотом петушке" (когда появлялась из шатра Шемаханская царица) и сирен из "Аргонавтов"! Просто перестали показывать эти мультики, впоследствие (через 3-4 месяца) проблема отпала сама собой.

да страх какой-то просто. я боялась негров года в 3-4)) как показывали толстую черную тетку в рабыне Изауре, так я рыдала и пряталась))

Что делать? Мужу скажите, что пусть попробует попривыкать к зубной дрели. Ну там.. Часа по 4 посидеть в кабинете зубного. Каждый день.
Спрячьте игрушки. Подрастет, будут как новые и увлекательные :)

Мужу скажите, что ребёнок имеет право бояться того, что считает нужным.
У меня сыну почти 4 года, так же боится игрушек со звуком. Мы просто вынимаем батарейки из подаренных, играет чудесно. Сами не покупаем таких игрушек. Хотя, смотрю, в магазине уже проявляет интерес к тому же пианино или каким-то звучащим игрушкам. В общем, это дело времени.

Вы знаете, в магазинах сын играет, нажимает кнопки, его силком не вытащишь от этих игрушек. Но они там на полке в коробке и только отверстия в упаковке для нажимания и првоерки звуков.

хм..а сложить все ТАКИе игрушки в непрозрачную коробку и поставить подальше, но чтоб он знал где и мог её , коробку, видеть? как захочет-достать,не захочет-можно напоминать о том, что можно захотеть.

мы, в основном, так и делаем. Игрушки ставим высоко. ему просто так не достать.
Но в последний раз предложил, настойчиво так подарить машинку соседскому мальчику.

мой ребенок, помешанный на машинках, ненавидит все звукоэффекты и просит отключить все батарейки и т.д.
+ему интереснее возить машинку самому, чем наблюдать, как она едет:)

все резко прыгающее, включающееся, самостоятельно передвигающееся, лающее и т.д. просит НЕМЕДЛЕННО выключить.

СПАСИБО

покажу ответы мужу.
Если бы не его "издевательства" над ребенком, в смысле пугания игрушками, я бы и тему не поднимала.

А это реально издевательства, без всяких кавычек. Меня папа так в детстве к кипящему чайнику приучал, характер воспитывал. Мне, знаете ли, 32 года, а я этот ужас помню, когда я ору в панике, бьюсь, а меня держат и заставляют ЭТО слушать.
Чайника как такового, конечно, не боюсь, но громкие звуки до сих пор вызывают ощущение тревожности, беспокойства и т.д.

А мультик про Маккуина он не смотрел? Очень нервный мультик для трёхлетки. Может, оттуда всё и пошло?

Мультик смотрел. Это его любимый мультик, он его просит каждый день. Ставлю реже.
Машинки макквины без батареек идут на ура.

Может, корень в этом? Для моего трёхлетки в этом мультике оказалось слишком много экшена и скорости. Он его хотел смотреть, но весь трясся при этом, волновался, аж плакал. Мультик убрали (это вообще было недоразумение) и вообще показываем мультиков как можно меньше и только спокойные и добрые.

У меня ребёнок с полутора лет где-то боялся любых игрушек, издающих громкие звуки. И вообще громких звуков. Сейчас понемногу проходит.
Игрушки я ему никогда не навязывала, когда пылесосила - предупреждала заранее, чтобы он мог выйти в другую комнату. Иногда выходил, а иногда ходил за мной, обнимая за ногу :) И страшно, и интересно. Потом страх понемногу сам прошел, остался интерес. То же самое с прочими домашними приборами: предупреждала, что "на счет три мама будет шуметь". Привык, сейчас сам рвется включать всё, что можно.

сыну когда-то подарили на Др робота. Большой такой. Ходит, танцует, что-то говорит. Ключевое - ходит. Если честно, то я сама испугалась)) А вы хотите чтобы трехлетка спокойно на ТАКОЕ реагировал)
Я долгое время боялась пылесоса, и боялась в воду в туалете спускать - звуки меня очень сильно пугали. Сын мой такой же) Но с возрастом, и с пониманием того, как ЭТО двигается и звучит, страх у него прошел. Дайте ему время)И просто объясняйте. Или, в конце-концов, разберите пр и нем игрушку, и дайте самому вставить батарейку, и нажать магическую кнопочку "он"))Я думаю, что когда он поймет, что этим можно управлять, то и страх постепенно пройдет)Во вяском случае, мне в детстве именно это помогло. Только мне лет 5 было)

Я боялась почти всех заводных игрушек (кроме совсем мелочи типа железной скачущей лягушки), пылесоса, мотоцикла, и еще некоторых очень больших игрушек, которые мне чем-то не нравились. А папа меня все порадовать хотел, и покупал то кувыркающуюся обезьяну, то повара, пекущего блины. Я так орала. Мне очень было страшно. Мне до сих пор неловко перед папой, он ведь правда меня порадовать хотел. Но, к счастью, игрушками этими меня не мучали, убирали или дарили кому-нибудь, а обезьяну папа сам разобрал, чтоб понять, как она работает, и не смог обратно собрать.
Я очень многого боялась, но если бы мне нарочно страшные игрушки включали, не знаю, разрыв сердца прямо.

>Вот и что делать?

Выкинуть игрушки с батарейками и звуками. Молнию МакКуина кому-нибудь подарить.
Мужа будить каждую ночь дикими воплями, пока не привыкнет.

у нас та же история.
Не мучать дите такими игрушками, вот что делать.
Это папа для себя игрушку приобретает или для ребенка? похоже, что для себя.
Дайте дитенку играть в то, что он сам выбирает и что ЕМУ интересно, а не папе, не наигравшемуся в детстве))

Бабайка в шкафу, пришельцы, злые собаки и темная комната — родители пытаются объяснить, что это не страшно, а ребенок продолжает переживать и плакать. Страхи — естественный этап, который дети должны пройти вместе с родителями, считает детский психолог и игровой терапевт Александр Покрышкин. И рассказывает, как мы можем им в этом помочь.

Мы боимся высоты или насекомых, вздрагиваем от резких звуков или неожиданных моментов в фильмах ужасов. Все это естественно. Страх — одна из базовых человеческих эмоций, реакция на раздражитель, который наше подсознание воспринимает как реальную опасность (на деле он может быть реальный или нет). Знания и опыт помогают рационально смотреть на ситуацию и уменьшать напряжение, а вот детям в этом плане сложнее.


Страхи часто возникают у детей 3–7 лет. В этом возрасте они еще не умеют рассуждать логически и строить причинно-следственные связи, а вот воображение у них уже отлично работает. Детские страхи зачастую не связаны с реальной угрозой, они формируются на основе информации (например, сказки) и преобразуются фантазией.

Но такой умеренный стресс — это даже хорошо. Это естественный этап психоэмоционального развития и формирования нервной системы

Распознать страх несложно: дети ярко показывают его своим поведением. Могут не отходить от родителей, прятаться или закрывать лицо руками, могут плакать или нервничать (грызть ногти, сосать пальцы, перебирать руками и т. д.). Видно, что они замирают и выглядят настороженно в какой-то момент. Часто страх — это то, о чем ребенок может рассказать нам.

Он боится темноты и игрушек, а его друг — нет

Все зависит от ребенка, от его чувствительности и силы воображения. Кто-то может бояться темноты, кто-то — нет, кого-то пугают пришельцы — кто-то любит мультфильмы про них. Есть несколько факторов, которые влияют на эмоциональное состояние детей:

1. Опыт, связанный с опасностью. Например, в 2 года ребенка укусила собака. Вполне логично, что сейчас приближающаяся собака может вызывать беспокойство, даже если это добродушный домашний пес и он хочет просто поиграть.

2. Чувствительность ребенка, обусловленная определенным этапом его взросления и просто его индивидуальными особенностями.

3. Воображение и недостаток опыта. Воображение развивается быстро, а опыт накапливается постепенно. Поэтому в какой-то момент первое значительно перевешивает второе, и дети начинают бояться больше и чаще.

4. Обстановка в семье. Частые скандалы, громкие ссоры, напряжение, отсутствие взаимопонимания и поддержки.

5. Социальное окружение. Например, то, что происходит у родителей на работе или в ближайшем окружении семьи.

Зеленый монстр или развод?

В целом детские страхи можно разделить на несколько видов:

  • Сверхценные. Это то, что дети воображают, результат их фантазии, чаще всего некие выдуманные персонажи. Именно из-за таких страхов дети чаще всего боятся оставаться дома.
  • Навязчивые. Это боязнь повторения предыдущего негативного опыта, как в ситуации с собакой. Плюс дети часто проецируют реакцию родителей, и такой страх тоже становится навязчивым. Например, если мама сильно закричала, когда увидела паука, для ребенка это насекомое тоже по умолчанию станет страшным, ведь если родители его боятся, значит, это действительно очень страшно. Сюда также можно отнести реальные ситуации из жизни, которые каким-то образом обсуждаются либо происходят в семье: смерть, развод, страх толпы.
  • Бредовые или необоснованные. Например, ребенок боится играть с какой-то определённой игрушкой или носить определённую пару обуви. Кажется, что это абсурдно, а на деле он мог упасть в этих кедах или удариться обо что-то, когда держал в руках именно этого плюшевого зайца. Главное — попытаться выяснить настоящую причину, а не паниковать из-за странной фобии ребенка.
  • Ночные страхи. Сны, которые можно рассматривать как отдельную категорию.
  • Социальные страхи. Они возникают у детей постарше, лет с 9–10, когда взаимодействие со сверстниками уже не полностью контролируется родителями. Им страшно сделать ошибку, показаться смешными или опозориться — детей пугает все, что связано с мнением и репутацией.

В целом не очень важно, чего именно боится ребенок, поскольку причины их возникновения и помощь, которую оказывают родители, схожи. Основная причина — это его богатое воображение. Любой взрослый человек теоретически может представить, что в комнату залетает дракон или врывается какой-нибудь монстр, но мы осознаем нереальность этой идеи. Опыт нам подсказывает, что такого не случится, хотя представить мы можем все что угодно. Именно в этом разница между взрослым и ребенком: мы можем смотреть на это со стороны и проверять идею, а ребенку кажется, что его идеи реальны. Он не может абстрагироваться от своих эмоций. Он видит, что тень похожа на волка, и ему кажется, что это по-настоящему. Он видит человека, и ему кажется, что это преступник.


Мозг ребенка уже достаточно созрел, чтобы визуализировать какие-то вещи, он может представлять разное (не очень приятное) развитие событий, но еще не может отделять его от реальности. Если вы считаете, что ребенку это как-то мешает, стоит проконсультироваться со специалистом, но в целом страхи — это естественный процесс.

Условно страхи можно разделить по возрастам. Но это не значит, что, если фобия у ребенка отсутствует, все идет не по плану. Ее может не быть, она может появиться в другом возрасте, могут появляться несколько фобий сразу — все это индивидуально.

  • 1–3 года. Разлука с родителями, потому что в этом возрасте дети максимально к ним привязаны и не представляют, как можно расстаться на какое-то время. Еще здесь появляются ночные кошмары и страх больших объектов (например, тракторов), которые выходят за рамки детского мировосприятия.
  • 3–5 лет.Формируются навязчивые страхи. Дети смотрят мультфильмы и в любой момент могут придумать себе страшного героя. Они узнают о смерти и терактах, пожарах и болезнях.
  • 6–8 лет. Навязчивые страхи сказочных персонажей не теряют актуальности, даже проявляются сильнее. Пугает темнота, перспектива остаться одному, появляется страх одиночества и незащищенности.
  • 9–13 лет. Вымышленные персонажи забываются, начинается период социальных страхов: несостоятельность, внешность, критика.

Что делать родителям?

Первый этап — выявление страха. О них нужно спрашивать аккуратно, чтобы не заострять внимание ребенка. Делать это в спокойной обстановке, а не сразу после приступа паники. Можно мягко расспросить про ощущения ребенка и его эмоции, понять, как выглядит страх.

Второй этап — разговор. У ребенка должно быть ощущение, что родители действительно понимают его и пытаются помочь. Можно не верить, что бабка Грэнни сейчас проберется в квартиру, но представить это. Вспомнить, что мы сами в детстве боялись чего-то. Вера в то, что страх настоящий и ребенок действительно страдает — надёжный мостик взаимоотношений между детьми и родителями, именно он помогает размыть напряжение. Говорить уважительно очень важно.


Не мешайте им выдумывать! Почему детям важны вымышленные миры

Родители могут показать ребенку, что в доме хороший замок и никакой преступник не сможет проникнуть в квартиру. Окна закрываются изнутри, и никакой дракон не сможет залететь. Есть сигнализация, которая сработает в случае проникновения, а они охраняют ребенка в соседней комнате, и мимо них медведь не сможет к нему пройти.

Какие-то вещи можно объяснить логически. Но не все. Родители могут объяснить один раз, второй, третий. А ребенок продолжает в это верить — и часто это начинает раздражать. Может показаться, что наши объяснения какие-то не такие, слова подобраны неправильно или с ребенком что-то не так. Но на самом деле ответ простой — время.

Умение уживаться со своим воображением — это как попытки научиться ходить

То есть человек уже не ползает, но еще не ходит. Ему нужна рука, чтобы перешагнуть порог. Но это физическое: здесь мы видим, какие конкретно есть препятствия и какой прогресс. Со страхами аналогично, только сложнее. Когда этот этап у нас далеко позади, кажется, что надо просто понять, что происходит, — и успокоишься. Но психика детей устроена иначе, им нужно больше времени. То есть какой-то период, так же как с порогом: вы просто живете с этим. Нет быстрого решения. Это требует сил, это выматывает, но это естественно. Лучшее лекарство — эмоциональная поддержка, неспешные разговоры и совместное решение проблемы. Это три главных антидота от страхов.


Следующий этап — думаем, как сражаться. Вспомогательных инструментов много, но все они будут работать только вместе с разговором, пониманием и поддержкой. Хочется, чтобы ребенок прочитал сказку про смелого мальчика, лег спать и больше не боялся темноты. Но это так не работает. Это не значит, что сказка плохая или вы сделали что-то не так. Чтобы вместе придумать способ борьбы, ребенок должен быть готов обсуждать страх.

1. Амулеты. Если придет медведь, а мы стукнем тапком — он уйдет? Если да, то тапок нужно положить рядом с кроватью. Можно сделать ловушку из подушек или завести «волшебный спрей» (например, любой пустой флакончик, на котором будет картинка с условной перечёркнутой Бабой- ягой), сделать волшебную палочку, которую ребенок будет носить с собой, или другой амулет.

2. Рисунки. Страх можно нарисовать и разыграть с ним фантастическую драку. Например, зеленый монстр, который попадает в капкан по пути к дому, а потом приезжает полиция и забирает его. Это наглядно, да и зачастую весело. А процесс, конечно, нужно сопровождать разговором.


Монстры под кроватью, клоуны и пауки: как не превратить детские страхи в фобии

3. Терапевтические сказки. Есть специальные психологические рассказы про детей, которые боялись темноты или незнакомцев, а потом успешно эти страхи побороли. Это хорошая возможность обсудить страх и увидеть пример успешной борьбы. Важный момент при чтении такой литературы — настроение. Опять же не нужно думать, что после прочтения книжки ребенок перестанет бояться. Скорее всего, нет. Это может поддержать, сделать еще один шаг на этом пути. Можно сочинить свою сказку, в которой главный герой обязательно победит чудовище.

4. Свой опыт. Можно рассказать ребенку про свое детство. Сказать, что вам тоже было страшно оставаться в темноте, вы пугались незнакомцев на улице или с криками отказывались носить красные ботинки. Главное — не усугубить детский страх таким разговором, а помочь понять, что это естественное состояние и все рано или поздно справляются с ним. И особенно важным для ребенка может оказаться ваш рассказ о том, что вообще-то у вас тоже был период, когда вы не справлялись, вам было трудно. Это дает детям возможность увидеть, что всем иногда бывает трудно, и вполне ествественно не чувствовать свою «особость» из-за того, что боишься.

5. Сценка. Инсценировка ситуации со страхом часто проигрывается с психологами или в детском саду. Эту сценку можно попробовать повторить дома, но только если процесс не вызывает у ребенка негативных эмоций. Важно акцентировать внимание на смелости ребенка и его способностях побороть этот страх: «Ты старался и победил!»

«Зайди в темноту, и перестанешь бояться»

«Вот Никита боялся, повесил фонарик — и бояться перестал. Может, ты тоже так сделаешь?». Иногда мы стремимся наглядно проиллюстрировать способ решения проблемы, но это не помогает, и дело тут не в словах. Для многих детей спешка — это давление, которое усиливает беспокойство.Как мы уже говорили выше, у каждого ребенка свой темп, и он избавится от страха тогда, когда будет готов.

Мы говорим: «Пойдем я покажу тебе, что в шкафу никого нет». Это действительно может помочь, но порой работает в обратную сторону — может напугать ребенка

Важно, насколько ребенок расстраивается, когда сталкивается с этой ситуацией: как часто этот страх проявляется в течение дня, сколько времени ребенок борется с ним и успокаивается, когда и на что он реагирует (условно, ему страшно только вечером в темноте или это мешает ему еще и выходить на улицу, когда темнеет).

Ночные кошмары и дедушкина болезнь

Если речь идет о ночных кошмарах, то нужно научить ребенка отделять сон от реальности. Дети часто боятся засыпать, потому что для них все действия во сне происходят будто на самом деле. Нужно объяснить, что увиденное называется «сон», он приснился, это было неприятно, но это закончилось. Такое бывает с каждым, и это нормально. Если страшные сны снятся ребенку часто, они могут влиять на соматическое здоровье, тогда можно обсудить этот вопрос с педиатром и неврологом. Но важно помнить: разделять ощущение сна и реальности — то, чему дети учатся не сразу.


Страх смерти — это про опыт. В процессе взросления ребенок постепенно знакомится с разными сложными ситуациями. Например, он узнает, что люди умирают или родители разводятся. Даже идея рождения других детей в семье может пугать. Эти вещи объяснить сложно, потому что они абстрактные. Человек узнает про войны и террористические акты, техногенные катастрофы или какие-то природные катаклизмы. К сожалению, защитить детей от этой информации невозможно, и снова лучшая профилактика — разговор.

И, конечно, мы можем делиться с детьми тем, во что мы верим сами. Тем не менее, даже этого недостаточно — детям нужно сформировать свою понятную картинку, а для этого нужны подробности. Рассказ о том, что дедушка теперь на облачке важен, но его недостаточно.

Чаще это не один разговор: все проговорили, а вопрос начал появляться снова, причем такой же. И ребенку снова нужно время, чтобы понять и осознать, что происходит, ему хочется услышать один и тот же ответ, убедиться, что все происходит именно так, а не иначе.

Нам может казаться, что мы объяснили все подробно, а ребенок начинает еще больше бояться. Например, «дедушка был старенький, он болел, и поэтому умер. Люди могут умирать от болезней».

Ребенок, который думает наглядно, может решить, что и его насморк смертелен. Поэтом нужны подробности: болезни бывают разные, что такое смерть, что значит «перестал жить», что происходит с телом дальше, как его хоронят, что он будет на кладбище и мы будем его навещать — буквально все.

Важно, что борьба со страхом не дело одного дня. Обычно ребенок в ходе взросления боится чего-то и ему требуется время, чтобы побороть страх. Время и поддержка — главная игра, которую можно предложить. Она нередко требует особого внимания, но с ней точно проще. Ребенку нужна эмоциональная поддержка, потому что рациональная часть — это классно (он должен знать, что замки хорошие и сигнализация в рабочем состоянии), но страх — вещь иррациональная.

Не всегда мы можем, хоть и стараемся, оградить ребёнка от травмирующих ситуаций. Он может испугаться лающей собаки, клоуна, страшной картинки, взрыва петард, врача, человека с необычной внешностью или чего-то, что совсем не кажется страшным нам, взрослым. Клинический психолог, игротерапевт Ирина Катин-Ярцева рассказывает, как вести себя и что делать, если ребёнок пережил испуг.

Иногда такой испуг проходит бесследно, и, утешившись, ребёнок уже вновь весело играет, крепко спит и с аппетитом ест. Но может быть и по-другому. Если ребёнок в течение нескольких дней или дольше страдает от последствий испуга — плачет, отказывается выходить на улицу, плохо спит, стал заикаться (и даже мочиться в постель), жалуется на кошмары, резко вздрагивает, или его поведение после испуга заметно изменилось другим образом — ему нужна помощь.

Часто родители просто не знают, как нужно себя вести, чтобы действительно помочь ребёнку. Они убеждают его не бояться, доказывают, что опасности больше нет, и заставляют преодолеть свой страх одним из самых неудачных способов — ещё раз сталкивают его с тем, что его испугало. Наконец, родители могут даже ругать ребёнка за страх и проблемы, которые появились в его поведении. Всё это чаще всего вообще никак не помогает, а иногда даже усугубляет проблемы и развивает у ребёнка фобии. Но вот что можно сделать.

1. Не ругайте и не стыдите ребёнка за его испуг

Страх — естественное и нормальное чувство, часть инстинктивной программы самосохранения. Он нужен для выживания человека, чтобы предупреждать о потенциально опасных ситуациях. Как и другие эмоции, он плохо поддаётся контролю. Особенно у детей. Перестать бояться усилием воли нельзя, можно лишь не показывать свой страх другим и не признаваться в нём себе самому. Тогда страх и связанное с ним напряжение уходят в глубину подсознания и проявляются на физическом уровне — вздрагивание, плаксивость, нарушения сна и аппетита, тики, заикание.


2. Обсуждайте с ним, что случилось

Проговаривайте за ребёнка то, что он не может сформулировать сам:"Ты так сильно испугался, когда на тебя залаяла собака», «Ты не хочешь выходить на улицу, потому что боишься встретить там клоуна». Так вы поможете ребёнку выпустить страх наружу. Как и любая сильная эмоция, которая остаётся внутри, страх «давит» на ребёнка, создаёт постоянное напряжение. А если выпустить его наружу, как воздух из шарика, он теряет свою силу. Во время разговора с ребёнком попробуйте создать безопасную и спокойную обстановку, обнимайте его, если он не противится. Как правило, одного разговора не хватает, и приходится повторять много раз разными словами, вспоминая подробности случившегося, пока вы не почувствуете, что страх сына или дочери постепенно убывает. И главное, поддерживайте ребёнка всякий раз, когда он вспоминает случившееся и хочет поговорить об этом («А помнишь, мама, как я испугался пожара?»).

3. Рассказывайте ребёнку о своих чувствах и страхах («Мне тоже было страшно»)

Чувство беспомощности и собственный страх часто подталкивают нас обесценивать переживания свои и ребёнка, прятаться от них. Но это не помогает нам прожить и проработать эмоции. Разрешите себе и ребёнку бояться — не старайтесь убедить его в том, что на самом деле он не боится, что у него не было повода бояться или в том, что на самом деле все это не страшно. Даже если он согласится и подыграет вам, страх никуда не денется.


4. Не давите, если он не готов вновь пережить то, что его испугало

Не стоит настаивать и уговаривать ребёнка погладить маленькую соседскую собачку, если не так давно его укусила собака и он отказывается приближаться к животным. Спокойно и уважительно комментируйте его нежелание: «Ты хочешь далеко обойти щенка, потому что помнишь, как тебя укусила собака и теперь ты опасаешься даже маленьких собачек, которые не кусаются» — и со временем страх уменьшится и пройдёт.

5. Проиграйте с ребёнком напугавшее его событие

Предложите ребёнку разыграть на игрушках сцену, которая его испугала. Если ему меньше трёх-четырёх лет, то действовать и говорить за игрушки, возможно, придётся вам. Но будьте готовы передать ему управление игрушечными актёрами и следовать его собственному сюжету.


Как уложить ребёнка спать (если кажется, что он не уснёт вообще никогда)

Может быть, он станет в игре пострадавшим или нападающим, или переиначит события, как ему хочется (вдруг прилетит супергерой и всех спасёт, или убьёт того, кто напугал ребёнка). Комментируйте поступки и чувства персонажей игры («И вдруг лисичка увидела водолаза в маске. А-а-а! — кричит она. Как же она испугалась!»).


6. Предложите нарисовать свой страх (или то, что испугало)

Помните, что ребёнок не рождается с умением управлять своими чувствами и эмоциями. Да и не всем взрослым это хорошо удаётся. Поэтому главная задача — помочь ребёнку в этом.

Инструкцию можно применять в любой ситуации психологической травмы. Но в серьёзных случаях (сексуальное посягательство на ребёнка, угроза жизни, похищение, смерть человека на глазах ребёнка, теракт и так далее) лучше сразу обращаться к психологу.

Фото: iStockphoto (Briagin, Choreograph, jhandersen)

Ещё больше полезных текстов с лучшими советами психологов о воспитании и о том, как строить отношения в семье (чтобы никто не остался обиженным), в нашем телеграм-канале и на странице о детской психологии в фейсбуке.


Взрослые часто обесценивают детские страхи. Ребёнок боится уснуть, потому что за дверью чудовище, а родитель отвечает: «Да не выдумывай! Никого там нет!» Страх пропал? Нет. Как действовать правильно и поддерживать детей, рассказывают в блоге БФ «Шалаш».

Когда ребёнок испытывает сильный стресс, напуган или встревожен, он может «замирать» — смотреть сквозь собеседника, избегать зрительного контакта, не реагировать на вопросы и происходящее вокруг, отказываться разговаривать, или повторять односложные ответы.

1. Отнеситесь к страху серьёзно

Постарайтесь не использовать фразы «тебе нечего бояться», «не бойся». Ребёнок может подумать, что вы не верите, что он или она чувствует страх или ждете, что он/а справится с этим без вас. Если вы не воспринимаете страх всерьёз, ребёнок может решить, что бояться или сообщать вам о своих страхах — плохо. Объясните, что бояться — нормально, и вы понимаете, как ему или ей сейчас непросто, поэтому будете рядом и постараетесь помочь.

2. Задавайте ребёнку вопросы

Детям бывает сложно описать словами, чего они боятся. Задайте конкретные вопросы. Например, если ребёнок часто смотрит куда-то, спросите об этом: «Ты боишься чего-то за дверью?» Не проверяйте вместе, прячется ли кто-том шкафу — это убедит ребёнка, что его или её страх реален, и вы в это тоже верите. Расскажите, почему в вашем доме безопасно, и спросите, что помогло бы ему почувствовать себя в безопасности. Может, взять с собой в кровать любимую игрушку?

3. Не давите, если ребёнок не хочет говорить

Если ребёнок не отвечает на вопросы — не настаивайте. Побудьте рядом и скажите, что вы сможете поговорить об этом, когда он будет готов/а. Можно договориться о сигнале, который ребёнок подаст, если захочет вернуться к разговору — например, постучать по столу или потрогать вас по плечу. Предложите ребёнку тёплый напиток или прогулку в любимый парк — это может помочь снизить стресс.

4. Создайте мягкое пространство

Когда ребёнок напуган, ему или ей важно быть в безопасной и комфортной обстановке. Обустройте дома место, в котором ребёнок сможет себя так почувствовать: положите удобные мягкие подушки или игрушки, любимые книги ребёнка и предметы для рисования, чтобы можно было расслабиться и отвлечься на любимые занятия. Предложите проводить там 10-15 минут, когда ребёнок чувствует страх и тревогу.

5. Предложите изучить страх

Не заставляйте ребёнка сразу преодолевать страх, а попробуйте вместе разобраться в нём:

  • Назовите мысль, из-за которой страшно: «Если я останусь один в комнате, случится что-то плохое».
  • Назовите эмоцию: «Я боюсь, что случится что-то плохое, если я останусь один в комнате».
  • Попробуйте опровергнуть это: «Я уже оставался один в этой комнате, и ничего плохого не произошло».

Предложите ребёнку повторять эти шаги, когда он или она чего-то боится.

6. Расскажите, откуда берётся страх

Объясните ребёнку, зачем нужен страх: расскажите, что это эмоция, которая предупреждает нас о возможных опасностях и помогает от них защититься. Но наш мозг не всегда может определить, настоящая это опасность или нет. Например, мы можем испугаться силуэта в темноте. Из-за того, что мы не можем рассмотреть, что это, мозг предполагает худшие варианты, чтобы уберечь нас от возможной опасности.

7. Замечайте и проговаривайте изменения

Наблюдайте за поведением ребёнка и проговаривайте прогресс, когда он/а делится переживаниями, обращается к вам за помощью или самостоятельно объясняет, что беспокоит его. Например, можно сказать так: «В этот раз у тебя получилось объяснить, что тебя пугает, и мы смогли в этом разобраться. Я очень горжусь тобой и ценю твоё доверие, когда ты делишься со мной переживаниями».

Фото: Yuri Shevtsov / shutterstock / fotodom

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.


Купила Ингульке слона Tiny Love и обнаружила, что она его боится :( Когда в него кидают шарики и начинает играть музыка, девочка начинает испуганно плакать и лезет ко мне на ручки в поисках защиты. С ручек смотрит даже с любопытством. Есть ещё страшные для детей игрушки? ;)



а ещё боялась музыкальную лягушку, она песенки поет всякие когда на лапку нажмешь, сейчас сама мелодии выбирает и пляшет, у них со времененм проходит этот страх




А мне понравилось, что она на английском так чётко говорит, что даже я понимаю :) Русскоговорящие игрушки такого типа тоже есть, бегемот и пр.


Мы тоже юлу боялись, но нам тогда было полгодика, а теперь очень даже любит. Примерно месяцев в семь подарили телефончик сотовый детский, там музыка из песни Верки Сердючки про принца, мне показалась, что громко, а Тонечка давай под нее плясать. Где-то в годик нам дарили заводную сороканожку, она ездила по кругу пела песенки, и смеялась, но смех был очень громкий, тонкий и противный. Тоже испугалась, пришлось вытащить батарейки. А на этот Новый год мы купили ей паравозик, такой красивенький, тоже заводной, так вот тоже заведенного боимся, он гудит. А еще, тоже где-то в полгодика подарили двух куколок - мальчика и девочку, так вот с девочкой мы не играли, потому что с волосами, а сейчас уже играем с удовольствием.



мой боится Катюхиных кукол, которые глаза закрывают%) Это одна куклица при нем месяца 2 назад упала и глаза закрыла - он долго на нее смотрел, потом захныкал. А теперь не то, что прямо боится, но если есть такая кукла в поле зрения - он на нее постоянно с опаской оглядывается:)



Мы боимся свинью, которая танйует и поёт.Её подарили на НГ нашему деду.Она реально страшная, ребенок при её виде долго плакал.Решили кому-нибудь передарить :D


А мы боимся когда на игрухе надо нажимать разных домашних животных и они издают характерные для них звуки. Так вот боится мычания коровы. На НГ свекровь тоже подарила музыкальную мычащую коровку (думала что это свинья) тоже ребенок боится её мычания.

Читайте также: